Меню Рубрики

Какие мысли из поучения не потеряли своей значимости в наши дни обоснуйте свою точку зрения

Какие мысли из «Поучения. » не потеряли своей значимости в наши дни?

  • Ответов: 1
  • О вопросе
  • Другие вопросы

«Ни правого, ни виновного не убивайте».
«Гордости не имейте в сердце и в уме».
«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
«В дому своём не ленитесь».
«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело
«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
«Страх Божий имейте превыше всего».

Какие мысли из «Поучения Владимира Мономаха» не потеряли своей значимости и в наши дни?

И в наши дни не потеряли своей актуальности мысли Владимира Мономаха связанные с человеческой добродетелью, с нравственными ценностями любого цивилизованного человеческого общества.

Это такие поучения как «не забывайте Бога» (следовательно, поступайте согласно учению Бога о добре, любви к ближнему), «гордости не имейте в сердце и уме» (не считайте себя лучше других, выше и достойнее), «старых людей уважайте» (прислушиваться к мудрости стариков, помнить уроки прошлого), «на войну выйдя, не ленитесь» (воевать самоотверженно, биться за мир в своей стране до последней капли крови), «лжи остерегайтесь» (не иметь дела с людьми двуличными, лицемерными, самим не прибегать к обману), «напоите и накормите просящего,убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу» (доброта и забота о ближнем), «рассудите сами, а не давайте сильным губить человека» (бороться за справедливость, не давать в обиду беззащитных).

какие мысли из (поучения. не потеряли своей значимости в наши дни

Каждый князь — отец своего княжества. Да и любой правитель, президент он или император обязан заботиться о своем народе, прислушиваться к нему.

Мысли из «Поучения Владимира Мономаха» не потеряли своей значимости и в наши дни: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу, рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.

Другие вопросы из категории

почему? А.Платонов выбрал себе такую фамилию.

Приблизительно на 300 слов
Помогите!((

Читайте также

1) О чем говорится в «Поучении» Владимира Мономаха, к чему призывает автор?
2) На каком учении основаны наставления князя? Как называется книга, где они сформулированы?
3) Какие мысли из «Поучения» не потеряли своей значимости и в наши дни? Обоснуйте свою точку зрения.

автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – Гринев и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство. Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин — персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение. Портрет Швабрина таков: «. молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура — злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе. Швабрин — офицер, перебежавший на сторону Пугачева. Его образ в повести однозначно отрицательный. По мнению Гринева, любой офицер, нарушивший присягу и дворянский долг, — преступник и злодей. Пушкин подчеркивает, что Швабрин — богатый дворянин, блестящий гвардейский офицер («выписанный из гвардии за поединок»), каких много. Он «очень не глуп», но «образован весьма поверхностно», у него есть светский лоск, но он чрезвычайно избалован и привык к тому, что все его желания исполняются. Если на пути его прихотей возникают препятствия, он способен легко пойти на обман, клевету. Швабрин — завистливый, мстительный, трусливый и одновременно наглый. Он эгоист, беспринципный карьерист, бесчестный и коварный. Нравственное безобразие его отражается и на его «отменно некрасивом» лице. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама ясизнь рассеивает его иллюзии. Ему присущи такие черты характера, хотя бы одну из которых сейчас очень сложно встретить, что говорит о том, что в наше время людей, с собранными воедино героическими качествами, не существует. Гринёв воплощает и доказывает на протяжении всей повести свою верность и преданность. Казалось бы, удивительно, откуда взялось это светлое чувство? Ведь учитель-француз не учил Петра этому, так как сам «не был врагом бутылки», и, наверняка, был далёк от высоких материй. Оказывается, родители (в особенности отец), воспитали Петрушу так, что он и в мыслях представить себе не может предательства. Его с самого детства окружали преданные люди, и юноше трудно понять то, с какой легкостью Швабрин переходит на сторону Пугачева, ведь сам он, уже присягнув императрице, не может даже помыслить об измене. В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, я могу судить о том, каким должен быть настоящий офицер. Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

Помогите написать заключение

дайте хотя бы какой-то пример, нигде не могу найти.

Какие мысли из Поучения не потеряли своей значимости в наши дни? Обоснуй свою точку зрения.
Чем произведения в древнерусской литературе похожи на фольклорные тексты?
Какие стороны человеческой жизни и черты характеров людей раскрылись перед вами, когда вы читали тексты древнерусской литературы?
Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы?
Что прославляют авторы древнерусских текстов, прочитанных вами?
Напишите ответы на вопросы дам 30 баллов

    аноним

1)В поучении даются наставления потомкам,будущим правителям и своим внукам.Поучения о справедливости,мудрости,уважении старших и долге перед отечеством.Сильные должны защищать слабых,думать о благе государства и своего народа,жить в согласии и мире,трудолюбиво выполнять свой долг.
2)В основу легло христианское учение,основанное на библейских истинах и морали.Библия,Священное писание ,Ветхий и Новый заветы легли в основу Поучения Мономаха.
3)В наше время уважение к старшим не потеряло своей значимости,защита слабых сильными,мудрость правителей-всё это актуально и в наши дни.Заветы о долге,трудолюбии ,прощение обид также имеет значение,нормы марали живы и в наш день.

Какие мысли из «Поучения. » не потеряли своей значимости в наши дни?

Какие мысли из «Поучения. » не потеряли своей значимости в наши дни?

  • Ответов: 1
  • О вопросе
  • Другие вопросы

«Ни правого, ни виновного не убивайте».
«Гордости не имейте в сердце и в уме».
«Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев».
«В дому своём не ленитесь».
«Лжи остерегайтеся, и пьянства, и блуда, то того ведь душа погибает и тело
«Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».
«Страх Божий имейте превыше всего».

Какие мысли из поучения не потеряли своей значимости в наши дни обоснуйте свою точку зрения

You are using an outdated browser. Please upgrade your browser or activate Google Chrome Frame to improve your experience.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Анализ «Поучения» Владимира Мономаха

«Поучение» Владимира Мономаха относится к древнерусской литературе XI-XII столетия. Оно является образцом дидактической художественной прозы того времени. Автор был не простым человеком, а князем, деяния которого были направлены на развитие Киевской Руси. Помимо философских и религиозных рассуждений, направленных научить потомков благим деяниям, в произведении есть описание «трудов» автора: военные походы, мирные договоры, охота.

Идея написать «Поучение» детям у Владимира Мономаха возникло после неприятной встречи с послами братьев. Они хотели заручиться его поддержкой в деле против Ростиславича. Но князь отказался им содействовать, потому что был против междоусобных распрей. За время его правления количество междоусобиц уменьшилось во много раз. Князь задумал оставить после себя некое завещание и сделал это в художественной форме. Так он хотел, чтобы его мудрые дела и решения «проросли» в сердцах детей.

«Поучение» состоит из таких частей: вступления, дидактической части, практических напутствий, описания трудов и заключительной речи.

Во вступлении князь обращается к детям с просьбой не смеяться над его речами, а принять их в свое сердце. Автор приуменьшает свои заслуги, как было принято у многих писателей древней Руси. Этот прием называется самоуничижением. Такая скромность автора должна была располагать к нему читателей.

Читайте также:  Как самостоятельно проверить зрение на дальнозоркость

Дидактическая составляющая начинается с философского рассуждения о божественной гармонии и о том, что люди должны ее беречь.

В практических наставлениях князь описывает свое представление об идеальном правителе. По его мнению, князь должен всегда заботиться о благе своей страны и об ее жителях. Плохой тот князь, который думает только о наполнении княжеской казны. Идеальный князь думает не о себе, а о других.

Владимир Мономах достаточно подробно описывает свои труды. Он пишет, что совершил восемьдесят три похода, заключил двадцать мирных договоров. После этого он делится воспоминаниями об охоте. Князь говорит о себе, как о человеке деятельном. Везде он старался принимать личное участие: в сражении или мирном событии, или на охоте. Ведь больше всего он ненавидел лень. Поэтому своих детей и других потомков он предупреждал не лениться.

В заключительной части князь еще раз обращается к своим детям.

В произведении очень важен образ автора, которым является Владимир Мономах. Он в «Поучении» — пример идеального князя. Анализируя его слова, наставления, можно понять, каким он был человеком.

Каким же мы видим Владимира Мономаха? Во-первых, это очень образованный, начитанный человек. В «Поучении» есть много отсылок на другие книги того времени.

Автор – религиозный человек, ведь в его наставлениях ощущается христианская мораль.

Князь был известен и как ярый поборник просвещения. Ставя в пример своего отца, который знал много иностранных языков, он поощрял желание молодых людей к обучению. Мономах считал, что только образованные люди станут двигателем для развития страны.

Владимир Мономах был хорошим стратегом и совершил много успешных походов на половцев. Однако он считал, что сохранить мир – лучше, чем начать войну.

Самым большим недостатком людей князь называл лень. Этот порок мешает человеку развиваться, идти к своей мечте.

Произведение написано ярким, но понятным стилем. Афоризмы и метафоры – украшение «Поучения».

Князь Владимир Мономах дает ценные советы детям и другим потомкам. Автор призывает не лениться, помогать просящим, не причинять вреда ни правым, ни виновным, не иметь в сердце и в уме гордости, уважать старших.

План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему:
Урок. Технологическая карта урока литературы.

Вам представлена разработка технологической карты урока литературы в 6 классе по теме «Поучения Владимира Мономаха». В контексте урока предложены задания, направленные на развитие универсальных учебных действий, что должно являться основой любого современного урока.

Вложение Размер
uchitel.docx 44.26 КБ

Предварительный просмотр:

Федорюк Лидия Владимировна, учитель МОУ СОШ №31 г. Комсомольска-на-Амуре

Федорюк Лидия Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31

г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

«Поучение» Владимира Мономаха. Поучительный характер древнерусской литературы.

«Слушай , сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притчи Соломоновы)

6 класс. Меркин Г.С. «Литература». 6 класс. – Москва, «Русское слово», 2013 год

Тип урока, место в структуре курса

«Открытие» новых знаний. Один из 3 уроков, отведённых на изучение произведений древнерусской литературы

организация совместной деятельности по изучению «Поучения» Владимира Мономаха с целью осознания учащимися роли родительских наставлений в становлении человека

Обеспечить развитие умений выделять главное в художественном произведении;

научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

совершенствовать умение работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения;

содействовать развитию коммуникативных умений через учебный диалог и работу в группах;

обеспечить развитие мотивации к изучению обозначенной на урок темы

1)выявлять историческую основу произведения; 2)формулировать тему и художественную идею произведения; 3)анализировать литературное произведение; 4)понимать связь произведения древнерусской литературы с эпохой написания и с современностью;

5)владеть литературоведческой терминологией (жанр – поучение) ( ПРЕДМЕТНЫЕ)

1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя задачи; 2)выделять главное в прочитанном; 3)готовить слайдовую презентацию; 4)выразительно читать текст; 5)самостоятельно формулировать выводы ( МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ)

1)осознавать значение семейных традиций в жизни человека, эстетическую ценность произведений древнерусской литературы;

2)осваивать новые виды деятельности; 3)использовать для решения познавательных задач различные источники информации ( ЛИЧНОСТНЫЕ)

Обучающие и развивающие компоненты и задания

Контроль результатов учебной деятельности

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке, создание комфортной обстановки начала урока

Эмоциональная , психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Каждое утро, провожая вас в школу, прежде чем сказать вам доброе слово «до свидания», мама, папа , бабушка или дедушка говорят вам особые слов, к которым , к сожалению, не всегда прислушиваются дети.

Произнесите их:

(Хорошо веди себя»,

«Слушай внимательно учителя», «Обязательно записывай домашнее задание» и т.д.)

Хорошо ! Молодцы! Назовите это одним словом, продолжив начало высказывания:

Родители дают вам … (совет), подберите к нему синонимы (наставление, указание).

А что значит дать совет, указание, наставление? Это научить кого-то правильно действовать, поступать

Позволю себе напомнить и мой совет: «Слушайте учителя и одноклассников с особым вниманием, стараясь не пропустить ни словечка, это поможет вам не только лучше и легче понять их, но и усвоить учебный материал. В умении слушать проявляются воспитанность собеседника, уважение к другому человеку, то есть его культура

Слушают учителя, участвуют в диалоге

Высказывают свои мысли, учатся строить предложения

подбирают синонимы, демонстрируя свой словарный запас

Отвечают на вопрос, высказывая свои мысли.

Демонстрируют готовность к уроку

Л: положительно относятся к учению; желают приобретать новые знания, умения

П: осознают познавательную задачу

Р: планируют необходимые действия

К : самостоятельно формулируют свои мысли

Оценочный лист деятельности

(учащиеся самостоятельно его заполняют в процессе урока)

и проблемное учебное действие:

организовать актуализацию знаний;

мотивировать к пробному учебному действию, определению темы урока

Воспроизведение ранее прочитанного, установление связи старого и нового знания

Дома вы самостоятельно прочитали фрагмент «Поучения» Владимира Мономаха.

Послушайте , пожалуйста, адыгейскую притчу, сопоставьте её содержание с «Поучениями», что их объединяет

Притча: У одного состоятельного адыга был единственный сын. Отец перед смертью позвал сына и сказал ему: «Я дам тебе три совета, которые ты должен выполнять всю жизнь: никогда не здоровайся первым; каждый вечер кушай сладкое; каждое утро надевай новую обувь». Через некоторое время отец умер, сын начал выполнять завещания отца: никогда не здоровался первым; каждый вечер кушал сладкое; каждое утро надевал новую обувь. Но получилась странная вещь: с ним перестали в ауле разговаривать, ушли деньги на сладости и обувь. Тогда он пришел к матери и сказал: «Мама, неужели отец был мне врагом. Почему он дал мне такой наказ?». На что мать ответила: «Отец запретил мне вмешиваться в твои действия, пока ты сам у меня не спросишь. Первый наказ- никогда не здоровайся первым — означает : вставай раньше всех и работай в поле, а люди, проходящие мимо, будут приветствовать тебя первыми. Второй наказ — каждый вечер кушай сладкое -означает : проработав целый день в поле, вечером любая еда будет сладкая. Третий наказ — каждое утро надевай новую обувь — означает, что мужчина сам следит за своей одеждой и обувью. Никогда адыг не ложится спать, пока не почистит свою

одежду». Со следующего утра юноша делал все, что сказала ему мать. Через некоторое время он стал богатым, женился на самой красивой девушке, и этот наказ передал своим детям.

Является ли слово наказ синонимом к ключевым словам?

Попробуйте сформулировать тему урока: о чём сегодня пойдёт разговор?

Учитель предлагает записать тему урока словами из Притчи Соломона

«Слушай , сын мой, наставление отца твоего…»

Прочитайте 1 абзац «Поучения» и выберите слова, которыми можно было бы записать тему урока

«Дети мои или иной кто… пусть примет её в сердце своё…»

сопоставляют текст, прочитанный дома, и услышанный;

Корабли мысли

понедельник, 7 октября 2013 г.

всем привет! рада вас здесь видеть и читать ваши мысли по поводу и без. Итак, начнём.

31 комментарий:

Я считаю, что современый человек должен быть трудолюбивым, т.к. если например ухаживать за своим домом , то гостям будет приятно приходить в этот дом и самому будет приятно жить в таком доме, также трудолюбие может проявляться в работах, которые выполяет человек, ведь аккуратная и вложенная в себя труд работа — самая лучшая! Даже Иван Мономах написал о трудолюбии в своем поучении. Ну и второе качество современного человека — это наверно отзывчивость, т.к. человек, который помогает другим никогда не останется без помощи, ведь его обязательно поддержут люди, которым он помог. И у отзывчивых людей всегда хорошие товарищи, потому что они благодарны человеку, который всегда готов им помочь.

Я думаю, что современный человек должен быть заботливым, ведь Владимир Мономах наставлял будущее поколение: «…Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны…» . Также он наставлял нас, своих потомков, быть вежливыми и внимательными: «…Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. »

Я считаю, что современный человек должен быть трудолюбивым , заботливым, вежливым , отзывчивым. Я хочу привести пример из » поучения» Владимира Мономаха , подтверждающий мою точку зрения. » Больнового навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.» » не пропустите человека, не приветив его , и доброе слово ему молвите» . Так же Владимир Мономах пишет , что » гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу » , » леность ведь мать всему дурному: что кто умеет , то забудет, а чего не умеет, тому не научатся» , » добро же творя , не ленитесь ни на что хорошее . »

Читайте также:  Какое количество информации с точки зрения алфавитного подхода содержит восьмеричное число

Я считаю, что современный человек должен всех уважать и любить своих близких, т.к. «все мы смертны, сегодня живы, а завтра в гробу» нужно ценить своих родителей, бабушек, дедушек и желать им только добра » старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» Второе качество — это трудолюбие, т.к. Если будешь не стараться, будешь ленивым, то все у тебя в жизни пойдет не на лад. Пословица: » Без труда, не выловишь и рыбку из пруда»!

Я думаю, что человек должен быть заботливым, почтительным и щедрым.Владимир Мономах писал в своем «Поучении»: «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны», «Старых чтите, как отца, а молодых как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда он к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым «. В произведении «Вольга и Микула Селянинович» Микула делал работу не только для себя: «А я пива наварю да мужичков напою».

Я считаю, что каждый положительный герой в древней литературе обладает такими качествами как мудрость и верность. Я считаю их главными, ведь если человек мудр, то он сможет выбраться из любой трудной жизненной ситуации полагаясь на жизненный опыт. Если человек будет верен своей семье, то люди окружающие его, будут уважать его. Если же он будет верен своим идеалам, то все будут видеть в нём человека, имеющего железную волю. Они будут видеть в нём человека со внутренним стержнем, который скорее пожертвует чем нибудь, чем предаст свои идеалы. Я считаю человека обладающими такими качествами, достойным уважения.

Я думаю,что человек должен быть честным. В повести «О Петре и Февронии Муромских» Феврония излечила Петра, только когда он стойки раз, честно пообещал жениться.Так же человек должен уметь любить.Феврония согласилась уйти с престола,только с Петром.И как в любой сказке,двое влюбленных умерли в один день.

Я считаю что в наше время человек должен помогать другим, быть отзывчивым. Помогая людям, человек скорее всего не ждет благодарности за помощь, но ведь такие люди никогда не остаются без товарищей и друзей, которые готовы в любой момент помочь другу, выручить его. Так в «повести о Петре и плотнике» царь Петр Великий благодарит плотника «за науку». «. Не пропустить человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите. » Надставляет нас Владимир Мономах в «поучении», говоря что надо быть внимательным и уважать других людей. От каждого человека можно чему-то научиться, проявляя внимательность. Я считаю, что человек в наше время должен обладать этими качествами.

На мой взгляд, человек должен защищать слабых, потому что если все будут равнодушны к насилию, то наше общество превратиться в бесчувственных, жёстких и чёрствых людей! (Владимир Мономах: «не давайте сильным губить человека»). Ещё, мне кажется, современному человеку нужно почетать старших, ведь молодёжь должна прислушиваться к советам людей с большим жизненным опытом и пользоваться мудростью, накопленной отцами и прадедами. (Владимир Мономах: «старых чтите, как отца»)

Мне кажется, что современный человек должен быть заботливым, трудолюбивым, щедрым, отзывчивым. Пример из поучения Владимира Мономаха: «Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны». Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите». Если человек будет щедрым и заботливым, то у него будет много друзей, которые смогут помочь ему в трудную минуту. Если человек будет трудолюбивым, то он добьется много успехов в своей жизни и карьере. Ведь не зря гласит пословица «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Я считаю, что в произведениях древнерусской литературы демонстрируется множество положительных качеств, которые должен иметь современный человек. Например, щедрость, забота, добродушие, взаимопомощь, отзывчивость и многие другие. Ведь, когда человек приходит на помощь другому, жить становится гораздо легче. Будет намного меньше насильственных действий, разногласий и конфликтов.

Я считаю, что современный человек должен быть щедрым, способным на сострадание и готовым помочь. Это явно подтверждают строки из «Поучения» Владимира Мономаха: «Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего… Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте, и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека». Кроме того современный человек должен быть самостоятельным, трудолюбивым, не должен лениться и полагаться на других. Об этих качествах так же упоминается в строках Владимира Мономаха, даже во вступлении к самому поучению говорится: «… и не ленитесь, но усердно трудитесь». Кроме того автор «Поучения детям» говорит: «Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» что показывает насколько для самого Владимира важно трудолюбие. Лично для меня эти качества так же являются главными, и я стараюсь проявлять щедрость, подавая нуждающимся, и стараюсь не лениться, но, увы, это не всегда получается.

я считаю,что современный человек должен почитать родных и близких.Во время возникновения древнерусской литературы все люди почитали своего отца,мать и других родственников и предков.Владимир Мономах в своем «Поучении детям» писал,что каждый человек должен почитать близких.Еще современный человек должен быть трудолюбивым.Тот же Владимир Мономах писал:»Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…»и»Леность ведь мать всему дурному».Эти строчки показывают,что нужно постоянно учиться,повторять выученное и никогда не лениться. Для меня эти качества очень важны и я должен их выполнять.

От Славы Попова

Современный человек не может обойтись без такого качества как храбрость.Безусловно,если бы Петр не победил змея,то неизвестно чем бы все кончилось.Так же каждому современному человеку необходимо такое чувство как сострадание.Без этого чувства в мире не было бы взаимопонимания.Даже Владимир Мономах в своем поучении писал о том,что нужно помогать всем:вдовцам,бедным,сиротам и т.д.
Как вывод я бы хотел сказать ,что много качеств из древние русской лит-ры необходимо современному человеку,однако я считаю что эти два-самые важные.

Полига Попкова: Я считаю ,что современный человек должен быть мудрым. Например в
повести о Петре и Февронии ,Феврония была мудрой женщиной.Она использовала свои знания, всегда когда это нужно было, она говорила загадками.Так же благодаря своей мудрости, она вышла замуж за Петра.Еще одно качество ,которое должно присудствовать в человеке -это отзывчивость. У отзывчивого человека много верных и преданных друзей. Когда отзывчивому человеку понадобится помощь ,тот кому он помогал ,поможет и ему.

Я считаю, современный человек должен извлечь нравственные качества из примеров древнерусской литературы, научиться пользоваться ими. Исходя из этого, человек двадцать первого века должен быть трудолюбивым, благодарным, гостеприимным, способным прийти на помощь, верным. Например, русский князь Владимир Мономах наставляет в своём произведении «Поучение детям»: «…Не ленитесь, но усердно трудитесь… . Леность ведь мать всему дурному: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится». Предание «Пётр и плотник» повествует о царе-плотнике Петре Первом, который вознаградил преподавшему ему науку мастеру. Также нужно быть благодарным и людям старшего поколения. Почитать их, о чём и пишет Владимир Мономах: «Старых чтите, как отца…». Всё тот же Владимир Мономах наставляет читателей быть гостеприимными: «Более же всего чтите гостя, … простолюдин ли, или знатный, или посол; … угостите его пищей и питьём; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям добрым, или злым». Способность человека помочь нуждающемуся также очень ценится в современном мире. Владимир Мономах так и пишет: «…Напойте и накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подайте сироте, и вдовицу рассудите сами…». А главные герои «Повести о Петре и Февронии Муромских» остались верны друг другу до самой своей смерти.
Конечно же, существует ещё множество других нравственных качеств, но эти я считаю важнейшими.

Я считаю, что современный человек не может обойтись в своей жизни без таких качеств, как трудолюбие, честность, взаимопомощь и многих других не менее важных черт характера. Об этом нам четко сказано в «Поучении детям» написанном Владимиром Мономахом. Там сказано — «Не ленитесь, но усердно трудитесь, в доме своем не ленитесь» ,» каждому помогайте». А например в «Повести о Петре и Февронии Муромских «,мы понимаем , как важно быть честным.
Я считаю древнерусскую литературу некими «правилами» жизни, на которые народ мог полагаться, а теперь полагаемся и мы.

Я считаю ,что современный человек должен быть трудолюбивым и благодарным , потому-что если он не будет благодарным к другим людям , то все отвернутся от него и он будет одинок , а без трудолюбия нельзя обойтись ,потому-что если не стараться , то в этой жизни ты ничего не сможешь добиться , и будешь ютиться в нижних необразованных слоях общества.

Я считаю что современный человек должен обладать такими качествами как трудолюбие должен быть честным к другим людям и уважать их нравы и привычки.Если к вам в гости пришел человек то ты должен его накормить напоить . Все эти качества описывает Владимир Мономах в произведение»Поучения Владимира Мономаха» От Малоземова Егорчика

Я считаю, что современный человек должен уважать старших. Об этом писал Владимир Мономах в своём «Поучении Детям». Современный человек не должен быть ленивым, так же об этом пишет Мономах.
От Тимура.

Читайте также:  Как лишить человека зрение на время

Мне кажется что человек должен быть заботливым.Я приведу пример из Поучения Владимира Мономаха:Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите.Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.Так же он дожен быть трудолюбимом.Пример:В дому не ленитесь, но за всем наблюдайте, не пологогайтесь ни на тиуна ни на отрока, чтобы проходящие к вам не посмеялись ни над домой вашим ни над обедом вашим.

Я считаю что современный человек должен быть трудолюбивым и готовым помочь людям. Мою точку зрения доказывают строки из «Поучения Владимира Мономаха»:»Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте»;»напойте и накормите просящего».»В дому своем не ленитесь,но за всем наблюдайте,не полагайтесь ни на тиуна,ни на отрока. «;»… и не ленитесь, но усердно трудитесь»

От Арины Коржиковой
Я считаю, что человек должен обладать такими качествами, как справедливость,трудолюбие,ум и доброта. Потому,что без этих качеств человека никто из окружающих его людей не будет уважать. Почти ту же самую мысль передает Владимир Мономах в своем произведении » Поучение детям» в таких словах : » Леность ведь мать всему дурному», » в дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте».

«Поучение Владимира Мономаха»

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Владимира Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего. Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» 1 . человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель. И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской» 2 .

Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды» 3 .

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне 4 , а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое». Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о «божьей мудрости» ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле» 5 .

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: «Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”» 6 .

Сам же Мономах готов к страшному суду: «На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу. » 7 .

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в «Поучение», по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. «Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего. » 8 .

Высокие представления об этических ценностях автор «Поучения» старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: «билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог» 9 , или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как «облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля» 10 .

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно «Поучение». Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в «Поучении» сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
  2. Каковы основные идеи произведения?
  3. Как в памятнике отражены быт и эпоха?
  4. Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в «Поучении»?
  5. Как и где выражена идея миролюбия в «Поучении»?
  6. Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
  7. С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
  8. Как связано «Поучение» с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

Источники:
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2638174-kakie-mysli-iz-pouchenija-vladimira-monomaha-ne-poterjali-svoej-znachimosti.html
  • http://istoria.neznaka.ru/answer/1403315_kakie-mysli-iz-pouceniane-poterali-svoej-znacimosti-v-nasi-dni/
  • http://schoolsqa.com/tasks/8872488
  • http://shkolnikru.com/qa44921.html
  • http://doc4web.ru/site/question/id/62504
  • http://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-poucheniya-vladimira-monomaha.html
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/09/15/urok-tehnologicheskaya-karta-uroka-literatury
  • http://korablygimnasia1.blogspot.com/2013/10/blog-post.html
  • http://licey.net/free/12-analiz_proizvedenii_literatury_do_20_veka_dlya_sochinenii/54-nachalo_vseh_nachal_drevnerusskaya_literatura/stages/2649-pouchenie_vladimira_monomaha.html