Меню Рубрики

Какие два социальных процесса с точки зрения

Какие два со­ци­аль­ных процесса, с точки зре­ния авторов, обу­сло­ви­ли не­об­хо­ди­мость осмыс­ле­ния со­ци­аль­ных норм? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, объ­яс­ни­те причину.

В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

а) диф­фе­рен­ци­а­ция общественной жизни;

б) пе­ре­ход к раз­лич­ным формам об­ме­на деятельностью;

2. Причина, например: эти со­ци­аль­ные процессы спо­соб­ство­ва­ли появлению новых со­ци­аль­ных групп, услож­не­нию социальной струк­ту­ры общества и со­ци­аль­ных отношений, что по­тре­бо­ва­ло переосмысления дей­ству­ю­щих норм.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«.

В пер­во­быт­ном об­ще­стве об­ще­ствен­ный по­ря­док под­дер­жи­вал­ся всеми чле­на­ми об­ще­ства на ос­но­ве жёстких за­пре­тов, тра­ди­ций и обы­ча­ев. Со­ци­аль­ные нормы были встро­е­ны в со­ци­аль­ный по­ря­док жизни. По­сред­ством этих норм (об­раз­цов) за­креп­лял­ся и вос­про­из­во­дил­ся дан­ный тип об­ще­ствен­ных свя­зей, осу­ществ­ля­лась пе­ре­да­ча опыта пер­во­быт­ной со­ци­аль­но­сти.

В за­ви­си­мо­сти от диф­фе­рен­ци­а­ции об­ще­ствен­ной жизни, с пе­ре­хо­дом в ар­ха­и­че­ском об­ще­стве к раз­лич­ным фор­мам об­ме­на де­я­тель­но­стью воз­ни­ка­ет про­бле­ма осмыс­ле­ния и обос­но­ва­ния (оправ­да­ния) со­ци­аль­ных норм. Услож­ня­ет­ся само по­ня­тие со­ци­аль­ной нормы, по­сколь­ку нужно со­по­ста­вить раз­лич­ные об­раз­цы, пра­ви­ла и пред­пи­са­ния, вы­ра­бо­тать опре­делённые стан­дар­ты и сте­рео­ти­пы. В от­ли­чие от об­раз­ца, ре­гу­ли­ру­ю­ще­го весь про­цесс вза­и­мо­дей­ствия, норма пред­став­ля­ет собой прин­цип, до­пус­ка­ю­щий ва­ри­а­тив­ность по­ве­де­ния. Тем самым осу­ществ­ля­ет­ся вза­им­ная оцен­ка раз­лич­ных со­ци­аль­ных норм. Этот оце­ноч­ный мо­мент ста­но­вит­ся важ­ным мо­ти­вом вы­пол­не­ния или не­вы­пол­не­ния со­ци­аль­ной нормы.

Со­ци­аль­ные нормы яв­ля­ют­ся спо­со­бом доб­ро­воль­но­го и осо­знан­но­го вза­и­мо­дей­ствия, со­труд­ни­че­ства людей. На их ос­но­ве воз­мож­но про­гно­зи­ро­ва­ние по­ве­де­ния вза­и­мо­дей­ству­ю­щих сто­рон, что де­ла­ет более устой­чи­вы­ми об­ще­ствен­ные связи, по­вы­ша­ет меру ста­биль­но­сти об­ще­ства, со­от­но­сит ин­те­ре­сы ин­ди­ви­дов и об­ще­ства в целом.

В раз­ви­тых об­ще­ствах со­ци­аль­ные нормы ста­но­вят­ся мерой и ин­стру­мен­том из­ме­ре­ния че­ло­ве­ка и че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти.

С ори­ен­та­ци­ей на со­ци­аль­ные нормы че­ло­век вос­пи­ты­ва­ет в себе опре­делённые лич­ност­ные ка­че­ства. Через усво­е­ние со­ци­аль­ных норм про­ис­хо­дит со­ци­а­ли­за­ция ин­ди­ви­дов, од­на­ко са­мо­ре­а­ли­за­ция не сво­дит­ся к усво­е­нию со­ци­аль­ных норм.

Тема 4. Социальные общности и группы

Рабочая тетрадь

По курсу «Социология»

студент группы З – 8201 Фомин Е.П.

Преподаватель: Мещерякова Н.Н.

Дата ____ ______________ 2015 г.

1. Теоретическая часть.

Тема 1. Социология как наука и как учебная дисциплина.

1. Философия, история, социология и ряд других гуманитарных дисциплин изучают общество и процессы, в нем происходящие.. Все они изучают общество с позиции его устройства, развития и функционирования, но каждая схватывает лишь свой ракурс.

Определите, о какой науке идет речь в следующих высказываниях:

Эта наука изучает верования, обычаи и традиции отсталых племен методом наблюдения

Эта общественная наука изучает производство, распределение и потребление ресурсов

Эта наука изучает индивидуальное поведение и внутренний мир человека

Эта гуманитарная наука изучает проявление социальных законов и закономерностей в деятельности людей__социология___________________

2. Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или группы – независимо от того, присутствует ли данный индивид.

Правильны ли эти суждения? Обоснуйте свое утверждение.

Объектом социологического познания является общество, а предметом социологической науки выступают социальные законы ___Верно. Объектом социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязей между ними или совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Определение предмета социологии зависит прежде всего от тех задач, которые стоят перед самим обществом в конкретно-исторической ситуации. Исходя из этих задач, можно предложить следующее определение предмета социологии как научной дисциплины. Социология – это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования социальных систем; о механизмах действия и формах проявления этих законов в социальной деятельности субъектов_____________________ _____________________________

Ключевым в социологии выступает понятие “социальное” ____ Верно. Социальное – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях._____________________________

3. Принято считать, что частная жизнь человека неприкосновенна и это охраняется законами государства; однако социальная жизнь человека регламентируется и контролируется этими же законами. Почему? ____Законы государства описывают многие социальные отношения людей. Социальные законы не создаются сознательно членами общества или группами, как, например, культурные нормы или правовые законы. Люди поступают в соответствии с социальными законами неосознанно и обучаются такому «узаконенному» поведению в процессе общения с другими людьми и социальными институтами, исходя при этом из своих потребностей____

4. Что является предметом изучения социологии?

· Закономерности природного характера

· Закономерности человеческого поведения

· Закономерности общественного развития

· Закономерности экономического развития

5. Постройте схему взаимодействия исторической и социологической наук. Определите их общую предметную область и выделите различия.

Общая область Различия
Связь социологии с историей является наиболее тесной и взаимонеобходимой. И история, и социология имеют объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность. история изучает прошлое общества с акцентом на истоки развития в хронологическом порядке; а социология изучает ставшее общество, раскрывает его современное состояние и функционирование; генезис социальных структур интересует социологию для объяснения современного состояния

6. В каком соотношении между собой находятся теоретический и эмпирический уровни социологического знания?

· Теоретический уровень определяет эмпирический

· Эмпирический уровень определяет теоретический

· Теоретический и эмпирический уровни находятся во взаимовлиянии

· Они являются самостоятельными отраслями знания

7. Микросоциология изучает повседневное поведение людей в их непосредственном межличностном общении.

Макросоциология изучает крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы.

Каким образом взаимодействуют эти два уровня социологического знания? ___ Эти уровни тесно взаимосвязаны, т.к. непосредственное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных систем, структур и процессов _____________

8. Социальные законы отличаются от природных тем, что

· Независимы от сознания и желания людей

· Являются не постоянной величиной, а тенденцией

· Включают в себя повторяемость процессов и явлений

· Разделяются на общие и специфические

9. Какие функции социологии отражены в следующих утверждениях?

Социология является средством познания законов и закономерностей общественной жизни, их проявлений в жизни людей. — ______ гносеологическая______________________________

Социология способна на основе анализа современной социальной жизни предлагать варианты будущего развития событий. — _____ прогностическая ________________________

Социология, используя теоретические знания и изучение жизни людей, дает рекомендации по корреляции определенных социальных процессов. — ____ праксеологическая __________

Социология отражает определенные социальные запросы и выполняет определенный социальный заказ. — _________ идеологическая ______________________________________

10. Категория социальное обозначает

· Независимость от природных факторов

· Взаимодействие человека и природы

· Природу взаимодействия людей в обществе

· Сочетание интересов людей

Тема № 2. Становление и развитие социологии.

1. Социологический реализм – направление в социологии, принимающее

· Приоритет личности над обществом

· Приоритет общества над личностью

· Взаимозависимость личности и общества

· Структурное изучение общества

Этот немецкий социолог использовал метод исторического исследования, чтобы пролить свет на характер связей между религией и капитализмом — ______ Карл Маркс ____________

Этот социолог в основу общественного развития положил идеи эволюционизма, взяв примером аналогию между живым организмом и обществом. — ___________________ Г.Спенсер _____________________________

3. Огюст Конт полагал, что позитивный подход к изучению общества выведет социологию на уровень общей науки. Какой фактор он не учитывал? — ___ Он не учел регрессивный фактор развития. Он полагал, что все в мире эволюционирует постепенно и по восходящей, упустив из внимания обратные процессы ____________

4. В чем смысл “новой методологии” Г.Зиммеля? — ___Взаимоотношение индивида и общества в процессе исторического развития. Он утверждал, что общество существует благодаря взаимодействию людей. Изучать такое взаимодействие возможно через создание новой теоретической базы, включающей в себя открытие смысла исторического действия учета роли субъективных факторов. Социология должна исследовать не содержание, а формы общественной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Общество представляет собой взаимодействие индивидов_____________________________

5. Назовите представителей психологического направления в социологии. — ______________

_____ Ч.Кули, Г.Тард, Дж.К. Хоманс_____________ __

Как объясняла идею социального прогресса одна из теорий этого направления – теория подражания? Кто ее автор? — __Автор Г.Тард полагал, что основой социального поведения является подражание. Лидеры – являются настоящими творцами социального мира, включая нормы и ценности. Общество – продукт взаимодействий индивидуальных сознаний, совершаемых через коммуникации. Подражание – главный механизм социального поведения_______________________________________

6. Автором концепции социального действия является

7. В чем смысл материалистического понимания истории в социологической концепции К. Маркса?- ___Жизнедеятельность общества и групп нельзя объяснить теми представлениями, которые они сами о себе создают, и за идеологическими вопросами не следует видеть основы социальной реальности. По Марксу, эти основы находятся преимущественно в экономике. Таким образом, источником социальных перемен, по Марксу, являются не идеи и ценности, существующие в обществе, а экономические причины, составляющие основу классовых конфликтов, которые, в свою очередь, являются движущей силой исторического развития_________________________________

Этот американский социолог русского происхождения считал главной задачей социологии – нахождение единого принципа, который связывает воедино все смыслы человеческой истории. — _____ П. Сорокин _____________________

Этот американский социолог, будучи одним из основателей структурно – функционального анализа в социологии, предлагал рассматривать общество в виде целостной системы, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях. — __________________

______ Т. Парсонс ______________________________

9. Истоки идеи общественной солидарности лежат в

· Совместном договоре людей

· Общественном разделении труда

· Политической нестабильности общества

· Свойствах общественного сознания

10. Как интерпретирует идею социальной эволюции Ю. Хабермас через категорию “жизненного мира”? Что, по его мнению, является основой социального прогресса? — ____Исходным моментом социологической теории Хабермаса выступает понятие «жизненный мир», в котором существуют наши социальные отношения: работа, семья, друзья. Жизненному миру противостоит «системный мир», состоящий из анонимных и деловых отношений, имеющих место на экономическом рынке и в государственных институтах. Эти два мира обладают качественным признаком различия, которое сводится к понятию рациональности. Жизненному миру соответствует коммуникативная рациональность, системному миру — инструментальная. Изменение типов рациональности происходит на фоне социальной эволюции. Хабермас определяет социальную эволюцию через развитие человеческих познавательных способностей, которые включают как когнитивную, так и производственную деятельность. В основе социального прогресса Ю. Хабермас видит развитие познавательных способностей индивида _________________

Тема 3. Социологическое понимание общества как открытой системы.

1. Специфика социальной системы в отличие от природных заключается в _______________

___ Основным элементом социальной системы являются люди, их связи, взаимодействия и отношения, носящие устойчивый характер и воспроизводимые в историческом процессе, переходя из поколения в поколение ________________

2. Определите верный с точки зрения системного подхода вариант утверждения:

· Общество – это все, что связано с жизнью людей

· Общество и государство – это понятия тождественные в современном мире

· Общество – это целостная организация, в рамках которой осуществляется совместное проживание людей

3. Заполните таблицу элементов основных подсистем общества.

Основные элементы Основные элементы Основные элементы
Экономическая подсистема отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, потребления материальных благ разработка нефтяного или золотого месторождения, производство любых товаров цехи, профессии, касты, сословия
Политическая подсистема совокупность взаимосвязей таких типов, как государство-общество, государство-партия группы подразделяются на управляющих и управляемых гос. управление, управление в семье
Социальная подсистема отношения между классами, нациями, конфессиями, разными возрастными, профессиональными и другими слоями основанная на этнических, демографических, образовательно-культурных, религиозных и других отношениях заключение брака, получение пособий
Читайте также:  Что означают цифры на очках для зрения

4. Приведите примеры социальных связей в обществе. Укажите их объективность и необходимость, исходя из определения (Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретном обществе в конкретное время для достижения определенных целей.) .- _____Группа людей стоящих в очереди к банкомату, чтобы оплатить обучение. Эта связь носят объективный характер, т.е. не зависят от желания людей, но необходима т.к в случае неуплаты они будут отчислены из университета____________________________________

5. В каком взаимоотношении находятся социальные взаимодействия и социальные взаимоотношения?

· Социальное взаимодействие – самостоятельный акт

· Социальные взаимодействия не связаны с социальными отношениями

· Социальные отношения определяют социальные взаимодействия

· Социальные отношения включают в себя социальные взаимодействия

6. Проанализируйте любое известное вам социальное взаимодействие с позиций действия его механизма ____ Учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал. Одним интересно, они увлеченно работают; другим – неинтересно, но они не хотят осложнений и тоже записывают, работают, третьим также неинтересно, но они не считают нужным это скрывать. Готовясь к новой встрече со студентами, преподаватель корректирует программу своих действий с учетом результатов предыдущего занятия, углубляет одни разделы, облегчает другие, уясняет для себя, какой стиль взаимоотношений желательно избрать – стоит ли усилить контроль за дисциплиной или следует вызвать интерес, связав изучаемый материал с профилем специальности студентов.__________________________

7. Субординация в ряду системных качеств означает

· Определенную согласованность элементов

· Подчиненность и соподчиненность элементов

· Относительную самостоятельность элементов

· Независимое расположение элементов

8. Какой принцип положен К. Марксом в основу формационной типологии обществ? Назовите основные формации. _____в марксистской типологии обществ за основу классификации брался способ производства. Способ производства представлял собой не просто определенную технологию, а именно совокупность качественно различных производительных сил, куда входят средства труда и предметы труда, и соответствующих им производственных отношений. Формации: бесклассовую (первобытнообщинную), классовую (рабовладельческий, феодальный и капиталистический социально–экономические устройства) и бесклассовую в виде коммунистической_____________________________

9. Отнесите данные общественные системы к закрытому или открытому типу общества:

США середины 80-х годов – открытый, Афинскаяреспублика – открытый, Спарта – закрытый, средневековая Япония – закрытый, Новгородская республика – открытый, современная Франция – открытый, фашистская Германия – закрытый, сталинский Советский Союз – закрытый_

10. Составьте таблицу основных признаков технологических стадий развития общества по Д. Беллу, Р.Арону, У. Ростоу

Доиндустриальная стадия Индустриальная стадия Постиндустриальная стадия
Форма собственности Опосредованная Частная на средства производства Социальная, государственная
Основные институты Армия, церковь Банки, заводы, фабрики Университет
Основная сфера производства Аграрная (сель- ское хозяйство) Промышленность Информация и услуги
Принципы образования соц. структуры Сословно- кастовая, принудительная Экономическая зависимость Мобильная, функциональная
Характер культуры Инерционная, консервативная Развивающаяся Инновационная, гуманистическая

Тема 4. Социальные общности и группы

4.1.Дайте определениесоциальной общности. Это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, отличающаяся относительной самостоятельностью и выступающая субъектом социального действия и взаимодействия

4.2.Почемуобщий признак для социальной общности должен быть доминирующим? Общий признак определяет специфику общности, отделяя ее от других подобных

4.3.Стихийные группы – это.Кратковременные объединения большого числа лиц , часто с весьма различными интересами, собравшихся по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия

4.4.В чем основное отличиепублики от аудитории? Аудитория – социальная общность людей, объединенная взаимодействием с субъектом информации, в то время как для публики объединяющим началом является сходство мнений

4.5.Перечислите основные отличиясоциальных групп от массовых общностей.

Социальная группа Массовая общность
Однородная Устойчивая, стабильная Прочные связи и взаимодействия, общая цель Случайный состав Кратковременная Поверхностная, направленная на определенное действие

4.6.Данынекоторые социальные группы: семья, производственная бригада, группа друзей, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объединение, деревня. Какие из этих групп будут первичные, какие – вторичные?

Первичные Вторичные
семья, группа друзей, деревня производственная бригада, группа туристов, студенческая группа, небольшое политическое объед-е.

4.7.Какими характеристикамиопределяется формальная группа, и для каких целей она существует? Структура определена внешними факторами, члены группы взаимодействуют в рамках официальных документов. Группа существует для выполнения официальных задач

4.8.Дайте определениереферентной группы. Попробуйте назвать свою референтную группу. Референтная группа – группа, с которой личность идентифицирует себя и в которую стремится попасть и занять в ней достойное место. Моя референтная группа – клуб заводчиков немецких овчарок

4.9.Что являетсяглавным элементом отношений в коллективе? Предметная, социально полезная деятельность, которая основана на взаимной ответственности, уважении друг к другу, контактности, организованности и информированности

Разнообразие социальных процессов: типология

Рассмотрим типологию социальных процессов, которая базируется на основе следующих критериев.

Первый критерий — формы социальных процессов. Процессы бывают направленными и ненаправленными.

Примерами направленных процессов могут служить социализация ребенка, экспансия городов, технологическое развитие индустрии, рост населения. В этом широком смысле и индивидуальная биография, и социальная история наиболее направлены.

Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими, или, линейными (Рис. 10).

Рис. 10. Разновидности социальных процессов (по П. Штомпке)

1. Однолинейные (однонаправленные) процессыследуют одной-единственной траектории или проходят через схожую последовательность необходимых стадий.

Например, большинство социальных эволюционистов считают, что все человеческие культуры — одни раньше, другие позже — должны пройти через определенный набор стадий. Те, кто начал раньше или, шел по этому пути быстрее, показывают остальным, медлительным, как будет выглядеть их будущее; а те, кто отстает, демонстрируют впереди идущим, как выглядело их прошлое.

2. Мультилинейные процессыследуют по нескольким альтернативным траекториям, добавляют в своем движении нетипичные стадии.

3. Нелинейные процессыпредполагают качественные скачки или прорывы после продолжительных периодов количественного роста.

Например, с точки зрения марксистов, общественно-экономические формации последовательно проходят через революционные эпохи, когда все общество после длительных периодов накопления противоречий, конфликтов, обострений и напряженностей претерпевает неожиданные, фундаментальные, радикальные трансформации.

4. Ненаправленные (или текучие) процессы имеют чисто случайный, хаотический характер, не опираются на какой-либо образец.

Таковы, например, процессы возбуждения, охватывающие революционную толпу, мобилизации и демобилизации в социальных движениях или в детских играх.

5. Волнообразные процессы. Их течение подчиняется определенным повторяющимся или схожим моделям, причем каждая следующая стадия либо идентична, либо качественно напоминает предыдущие (представляют собой некое подобие кривой на экране осциллографа).

6. Цикличные процессывозникают в том случае, когда существует возможность повторения.

К подобным процессам можно отнести, например, типичный рабочий день секретаря, сезонную работу фермера или — в более длительной временной перспективе — рутинную деятельность ученого, начавшего писать очередной труд.

7. Спиралевидные процессывозникают в случае, если наблюдается сходство процессов, но при этом они различаются уровнем сложности.

Таково, например, последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс университета, когда занятия, лекции, каникулы, экзамены имеют место на каждой стадии, но всякий раз на все более высоком уровне образования. Аналогично, хотя и по другой шкале, проходят определенные циклы экономики в условиях всеобщего роста (как в пословице: два шага вперед, шаг назад).

Если после каждого цикла достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся (прогрессивном) цикле; если же уровень после каждого поворота оказывается по соответствующей шкале более низким, то процесс должен квалифицироваться как регрессивный цикл.

8. Случайные процессы. Частный случай процессов, когда изменения не следуют какому-либо известному образцу.

9. Стагнация (застой). Другой частный случай процессов, когда в состоянии системы в течение какого-то времени не происходит никаких изменений.

Движущие силы социальных процессов.Основной вопрос заключается в том, находятся они внутри самого процесса или действуют извне. В первом случае речь идет об «эндогенном» процессе (с имманентной, т. е. внутренней причиной), во втором — об «экзогенном» (с внешней, причиной). Эндогенные процессы раскрывают потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри изменяющейся реальности; экзогенные— реактивны, адаптивны и являются ответом на вызов (стимул, давление) извне.

В качественном отношении причины изменений могут существенно различаться — это и естественные, и демографические, и политические, и экономические, и технологические, и культурные, и религиозные и многие другие причины. Социологи всегда стремились открыть наиболее важные факторы, вызывающие изменения, или то, что можно назвать «перводвигателями» социальных процессов. Ни один из этих факторов не квалифицируется теперь как конечная причина социальных процессов. Современная социология имеет тенденцию подвергать сомнению идею, согласно которой существует доминантная причина социальных изменений.

Уровни социальных процессов.Социальные процессы происходят на трех уровнях социальной реальности: макро-, мезо- и микро-. Соответственно и мы будем рассматривать их как макро-, мезо- и микропроцессы.

Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, национальных государств, регионов, этнических групп; по времени они самые продолжительные.

Процессы глобализации, всемирного ухудшения экономики, разрушения окружающей среды, волны социальных движений, демократизации политических систем, образовательный скачок, усиление единообразия культуры и секуляризация — все это примеры макропроцессов.

Мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армии, бюрократию.

Микропроцессы протекают в повседневной жизни человеческих индивидов: в малых группах, семьях, школах, объединениях по роду занятий, дружеских кружках.

Временной диапазон процессов.Процессы столь же разнообразны и с точки зрения их продолжительности.

Отметим, что их временной диапазон достаточно велик — от крайне коротких, мгновенных, быстротекущих процессов до долговременных, растягивающихся на целые исторические эпохи, на протяжении которых действуют тенденции, складывающиеся столетиями и тысячелетиями.

Эволюция идеи прогресса

Стремление к прогрессу — одно из тех, которые мы воспринимаем как должное, поскольку оно широко распространено и его суть представляется ясной.

Идея прогресса (от лат. progressus — движение вперед, успех) формировалась в течение столетий, постепенно обогащая свое содержание и приобретая современный сложный смысл. Интеллектуальные истоки понятия «прогресс» следует искать в далеком прошлом — ведь еще в античности оно приобрело чрезвычайно большой вес.

Первые «ростки» идеи прогресса можно обнаружить в греческой античности. Греки полагали, что мир находится в процессе роста, постоянно раскрывая заложенные в нем потенции, что в своем движении он проходит через фиксированные стадии (эпохи) вперед, улучшая действительность.

Платон в «Законах» рассуждал о совершенствовании социальной организации, которая продвигается от зародыша к более развитым формам. Аристотель в своей «Политике» прослеживал эволюцию политического государства от семьи и первобытной общины до греческого города-государства (полиса), которое рассматривал как идеальное политическое устройство. Протагор (481—411 до н.э.) дал детальную реконструкцию прогресса в культуре, начиная от варварских племен и кончая развитой цивилизацией. Вместе с тем у трех этих авторов было сильное предубеждение относительно возможности и дальше совершенствовать мир, в том числе его социальный, политический и культурный аспекты.

Второй источник идеи прогресса коренится в еврейской религиозной традиции. В библейских чаяниях пророков нашел отражение образ истории как священного, ведомого божественной волей или провидением, и следовательно, предопределенного, необратимого и необходимого процесса. История человечества раскрывается через конкретные, «земные» события, и таким образом нас подводят к кульминации в будущем — «золотому веку», «вечному царству», раю. Идея прогресса, согласно широко принятой интерпретации, является секуляризованной версией христианской веры в провидение.

Эпоха Просвещения внесла несколько новых штрихов в дальнейшую разработку и обогащение понятия прогресса. Наконец, мы подошли к XIX в., который одни называют «эрой прогресса», другие — «триумфом идеи прогресса». Сен-Симон и Огюст Конт сосредоточились на прогрессе разума. Они утверждали, что типичные стили мышления, изменяясь, проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную.

По гипотезе Герберта Спенсера, прогресс в природе, равно как и в обществе, подчиняется всеобщему принципу эволюции. Карлу Марксу принадлежит создание утопической картины коммунистического будущего, которое, по его мнению, достижимо исключительно благодаря освободительной борьбе эксплуатируемых классов с использованием возможностей, предоставляемых ростом производительных сил (технологий). Движение к бесклассовому, коммунистическому обществу должно пройти через ряд социальных революций.

Читайте также:  Очки для зрения детские для девочек 10 лет

Табл. 3. Классические представления о социальных изменениях

Ученый-социолог Взгляды на общество Взгляды на социальные изменения
Огюст Конт (1798-1857) Франция Общество – это обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. Общество в своем развитии проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Определяющим фактором развития общества является процесс знания. Развитие знания от теологической формы к научной обуславливает переход от военного общества к индустриальному. Социальный прогресс носит мирный, непротиворечивый характер.
Герберт Спенсер (1820 – 1903) Англия Общество – это организм. Существует два типа обществ – воинственные и промышленные. На раннем этапе общества укреплялись с помощью завоеваний. В индустриальных обществах люди объединены договорными отношениями и сильной общей моралью. Общество эволюционирует от воинственных к промышленным. Движущая сила социальной эволюции — процесс естественного отбора. Выживают сильнейшие общества, а слабейшим суждено умереть.
Карл Маркс (1818 – 1883) Германия Общество – это упорядоченная система. Существует пять общественных формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и будущая коммунистическая. Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровно-родственных отношениях. Следующие три формации базируются на частной собственности на средства производства, отношения в них носят антагонистический характер. Социальные изменения происходят революционным путем. Движущей силой социальной эволюции являются противоречия и конфликты, которые происходят в результате социального неравенства. В древних обществах в конфликте участвовали хозяева и рабы; в аграрных – знать и крепостные; в капиталистических – капиталисты и пролетариат.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) Франция Общество – это надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль. Существует два типа обществ – архаичные, и развитые. Эволюция общества сводится к переходу от механической солидарности, основанной на неразвитости индивидов, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации
Вильфредо Парето (1848 – 1923) Италия Общество представляет собой уравновешенную систему, состоящую из взаимозависимых частей. В обществе главенствует элита, которая действует на основе просвещенного эгоизма. Она управляет массами. Социальные изменения происходят циклично, когда элита начинает вырождаться и заменяться новой элитой из неправящих слоев или лучших представителей масс. Когда к власти приходит новая элита, наступает следующий цикл развития общества.
Фердинанд Тённис (1855-1936) Германия Существуют две специфические формы социальной организации: община (Gemeinschaft) –традиционное сообщество, и общество (Gesellschaft) – современное сложноструктурированное сообщество. Гемейншафт основывается на тесных семейных от­ношениях, на нормах любви, взаимопонимания и за­щиты. Социальные связи базируются на родстве. Гезельшафт базируется на эконо­мических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потреб­ления, а также на связях, которые относятся к об­щественному классу и экономическим соглашениям. Община, усложняясь, развивается в общество, т.е. примитивная социальная организация становится более совершенной в результате нарастания рациональности. Разветвляется система управления и растет число взаимодополняющих специализированных в своей деятельности общественных групп. Усложнение социальной системы является единственным и неоспоримым критерием прогресса.

Макс Вебер обратил внимание на всепроникаюшую тенденцию к рационализации общественной жизни и социальной организации. Он считал данную тенденцию основным направлением, в котором движется общество. Эмиль Дюркгейм указал на растущее разделение труда и сопровождающую этот процесс интеграцию общества через «органическую солидарность», которая зиждется на взаимовыгодном, взаимодополняющем вкладе всех членов общества.

И лишь в работах Фердинанда Тенниса(1855 – 1936) были впервые высказаны сомнения в прогрессивности природы изменений, прозвучала мысль о побочных негативных эффектах развития. Он обратил внимание на достоинства раннего традиционного сообщества (Gemeinschaft) по сравнению со сменившим его современным индустриальным и урбанистическим обществом (Gesellschaft). Это вызвало широко распространившееся разочарование в идее прогресса и побудило к поискам «потерянной общности», которые растянулись на целое столетие.

Постепенно концепция прогресса приобрела крайне сложный, многомерный характер и приблизилась к ее современному виду.

Под «прогрессом»мы понимаем направленный процесс, который неуклонно приближает систему к более предпочтительному, лучшему состоянию (к реализации определенных ценностей этического порядка, таких, например, как счастье, свобода, процветание, справедливость, достоинство, знания и т.д.), либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях.

Прогресс всегда соотносится с ценностями, т.е. это не чисто описательная, детальная концепция, а скорее ценностная категория. Следовательно, мы постоянно должны задаваться вопросом: прогресс для кого и в каком отношении?

Уничтожение многих опасных эпидемий, сокращение временных затрат на перемещение в пространстве человека, товаров и информации, все это позитивные проявления прогресса. Однако существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста.

В XIX в. и в большей части XX в. индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, забитые аэропорты, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т.д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, болезни цивилизации).

На протяжении длительного периода интеллектуальной истории многие мыслители — от Томаса Мора до Мао Дзедуна и от Платона до Маркса — верили, что прогресс можно сохранить на всех уровнях общества для всех его членов одновременно и в конце концов достичь полного и всеобщего процветания. Они рисовали образы совершенного общества, создавали социальные утопии(от греч. u – нет, topos – место; т.е. место, которого нет; по другой версии, от eu – благо, topos – место; т.е. благословенная страна). Прогресс означал приближение к совершенству, утопии, будь то Новая Гармония, тысячелетнее царство, Город Солнца или коммунизм.

Столь же разнообразны и взгляды на механизм прогресса. Речь в данном случае идет о его движущих силах, видах и формах.

Движущие силы прогресса. Говоря о движущих силах прогресса, можно выделить три последовательных стадии разработки этой проблемы в истории социальной мысли.

На самой ранней стадии движущая сила прогресса выводилась в сверхъестественную область. Люди верили, что прогрессивное направление социального или исторического процесса охраняют боги, провидение, судьба. Такая сакрализация агента действия, ведущая к вере в прогресс, заданный свыше, в то, что это дар богов, делала благодарность единственно приемлемой формой человеческой реакции.

Позже движущие силы стали искать в естественной области. Прогресс стал рассматриваться как процесс естественного и неизбежного раскрытия потенциалов.

Наконец, на самой поздней стадии истории социальной мысли решающая роль отводится человеку (отдельному индивиду или коллективу) как производителю, субъекту, «конструктору» прогресса. Итак, прогресс трактуется либо как автоматический, саморазвертывающийся процесс, либо как понятие человеческой деятельности, активности. По первой версии прогресс случается, по второй — достигается. Первая версия поощряет пассивное, адаптивное отношение («поживем, увидим»), вторая требует активного, творческого, конструктивного участия.

Ранние эволюционисты, например, Конт, Спенсер, Дюркгейм, рассматривали прогресс как линейный и необратимый процесс. Карл Маркс придерживался совершенно иной точки зрения. По его мнению, вплоть до XIX в. история развивалась так, что внутри каждой предшествующей общественно-экономической формации наблюдался регулярный, систематический регресс — усиливались эксплуатация, обнищание масс, росли возмущение и недовольство, углублялась несправедливость и т.д. Все это достигало такой степени, что делало социальную революцию неизбежной. Революция означает большой прогрессивный скачок.

В течение почти трех тысяч лет доминировавшая в социальной мысли, идея прогресса, похоже, начинает отвергаться в XX в. Обнаруживаются исторические факты, противоречащие этой идее, формируются некоторые интеллектуальные направления, не согласные с ее глубинными, базовыми постулатами.

XX столетие стало свидетелем жертв нацистов и сталинского ГУЛАГа, двух мировых войн, более 100 миллионов убитых в глобальных и региональных конфликтах, широкого распространения безработицы и нищеты, болезней и эпидемий, наркотиков и преступлений, экологического разрушения и распыления ресурсов, тираний и диктатур всех видов — от фашизма до коммунизма и, наконец (последнее по месту, но не последнее по важности), постоянной угрозы атомного уничтожения и глобальной мировой катастрофы. Не удивительно, что разочарование в идее прогресса распространилось столь широко.

Неуклонный экономический и технологический рост, лежащий в основе идеи прогресса, сменяется альтернативной идеей «пределов роста», барьеров для всякой экспансии. Крушение утопизма (выражение всеобщих идеализированных образов лучшего, желаемого общества), утверждение концепции кризиса подрывают другой постулат идеи прогресса — ориентацию на будущее. Уже не существует и видения лучшего мира (когда-то его обеспечивала утопия коммунизма); вместо этого мы имеем либо катастрофические пророчества, либо простые экстраполяции нынешних тенденций (как, например, в теориях постиндустриального общества). Более того, не существует программы социальных улучшений, нет понимания того, как избежать пессимистических предсказаний. Не удивительно, что люди не думают о будущем, занимают позицию, ориентированную на сиюминутный успех, на получение немедленной выгоды, их горизонты ограничены ежедневным существованием. Люди привыкают мыслить в терминах локального или всеобщего кризиса — экономического, политического, культурного.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Тема № 7 Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Природа и механизм социального действия. Социальные взаимодействия и их виды.

Социальные (общественные) отношения как безличная система статусов. Экономические и властные отношения в обществе.

Общественное мнение как состояние массового сознания и институт гражданского общества.

Особенности функционирования общественного мнения.

Первичным элементом социологического анализа, начиная с М.Вебера, стало социальное действие, которое обладает, по его мнению, двумя сущностными свойствами — осознанностью и ориентированностью на другого (других). Эти качества, собственно, и определяют первостепенность изучения мотивов, различающихся степенью рациональности и характером ценностной ориентации. Отнесение к ценности здесь важно потому, что тип культуры определяет горизонт социальных целей для каждого члена какой-либо общности, а степень рациональности указывает на соответствие выбранных средств достигаемой цели. Однако веберовская трактовка социального действия имела достаточно общий характер, поскольку для Вебера важно было генерализировать религиозный фактор в качестве определяющего мотива экономического действия. Со временем стало более очевидным, что социальное действие определяется целой системой взаимосвязанных мотивов, имеющих не только социокультурное значение.

Именно американский социолог Т.Парсонс попытался создать такую системную модель социального действия, которая учитывала бы все аспекты системы координат «действующее лицо—ситуация». Напомним (см. соответствующее место в теме «Предыстория и история социологии»), что социальное действие, по Парсонсу, включает в себя: а) действующее лицо, б) цель, в) ситуацию, г) нормативную ориентацию и д) принятие решения. В рамках системы действия выделяются четыре первичные подсистемы: подсистема поведенческого организма (функция адаптации), личностная подсистема (функция целедостижения), социальная подсистема (функция интеграции) и культурная подсистема (функция поддержания образца). Действующее лицо рассматривается ученым как целеустремленная личность; элементы ситуации, которые она не может контролировать, — ситуационными условиями, а которые подконтрольны – средствами. В своей деятельности актор (деятель) руководствуется ценностями и нормами, которые, в свою очередь, заданы символическими системами. Мотивационная ориентация действующего лица включает, по Парсонсу, чувственное отношение к объекту (аспект удовлетворенности), когнитивное определение ситуации (аспект интереса действующего лица) и собственно оценку целей, средств, объектов с точки зрения возможных последствий (аспект отбора). Другими словами, в мотивации задействованы, и переменные индивидуально-личностного начала (эмоции, знания, оценки личности), и переменные социально-группового, прежде всего, символического порядка. По мнению ученого, актор должен сделать в социальной ситуации пять специфических выборов (согласно модельным переменным): «аффективность – аффективная нейтральность», «диффузность – специфичность», «универсализм – партикуляризм», «достижение – аскрипция», «ориентация на себя – ориентация на коллектив». Но в такой постановке отсутствовал собственно смысложизненный аспект социального существования личности, на что обратили внимание уже представители другой социологической традиции.

Действительно, феноменологическая социология, символический интеракционизм, этнометодология создали перспективу микросоциологической интерпретации социального действия. Так, пытаясь соединить эти установки, американский социолог Дж.Тернер выделил четыре смысложизненных процесса социального действия: процессы, поддерживающие «онтологическую безопасность» (или удовлетворяющие скрытую потребность в уменьшении безотчетной тревоги и в достижении чувства взаимного доверия); процессы, сосредоточенные на поддержании «центральной концепцией Я», т.е. на подтверждение человеком своего особенного типа бытия; процессы, направленные на «получение выгоды» (или увеличение своих материальных, символических, политических или психологических ресурсов в ситуациях); наконец, процессы, основанные на предположении, что мир имеет косный, объективно-фактуальный характер 1 .

Как показал уже М.Вебер, отдельные социальные действия не изолированы друг от друга, а взаимопереплетаются, приобретая качество социального взаимодействия. Социальное взаимодействие—это система взаимообусловленных социальных действий, связанных причинной зависимостью. В рамках социального взаимодействия люди выступают как деятели, выстраивающие свои собственные ролевые действия и интерпретирующие действия других участников взаимодействия в контексте смысла каждой конкретной ситуации. Вместе с тем сами ситуации определены предметным содержанием тех сфер, в которых они осуществляются. Это:

Читайте также:  Можно ли пить алкоголь перед коррекцией зрения

экономическая сфера, в которой люди выступают как агенты рыночных отношений обмена;

профессиональная сфера, в которой люди участвуют в качестве специалистов какого-либо вида деятельности, получая за это основной источник существования;

семейно-родственная сфера, в которой люди выступают в качестве субъектов взаимной поддержки, направленной, прежде всего, в отношении детей и лиц преклонного возраста;

демографическая сфера, в которой фиксируются отношения между людьми как представителями рас, национальностей, полов и возрастов;

политическая сфера, в которой люди выступают субъектами и объектами властных отношений;

религиозная сфера, в которой люди взаимодействуют по поводу вопросов веры;

территориально-поселенческая сфера, в которой взаимодействия людей определяется отношениями инфраструктурного обеспечения жизнедеятельности данной территориальной общности.

Универсальными механизмами социального взаимодействия являются процессы обмена, коммуникации, ситуационной интерпретации отношений приязни-неприязни, а также собственно «драматической» постановки ролевого взаимодействия. Дело в том, что в социальном взаимодействии происходит своеобразная встреча трех планов социальной жизни: макро-, мезо- и микроуровней в их ситуационном сочетании. Тем самым каждый деятель выстраивает собственную линию поведения, исходя из ролевой самоидентификации, личностных притязаний и общей оценки ситуации. Каждый человек стремится максимализировать свои вознаграждения и минимизировать затраты, выдвигая те или иные ресурсы в качестве обменных ценностей. При этом ключевое значение для социального взаимодействия имеют экономические блага, поскольку они связаны с жизнеобеспечением. Вместе с тем мир социокльтурных ценностей гораздо шире собственно целей материального плана, поэтому характер каждого конкретного социального взаимодействия индексируется множеством смысловых оттенков и поведенческих схем.

В коммуникационном плане чрезвычайно важно понимание сообщений партнера, с тем чтобы правильно интерпретировать его намерения и действия. Происходит процесс создания «фактичности», разделяемой каждым участником взаимодействия на основе этнометодов и своеобразных переговоров относительно ее очертаний. Ведь когда утверждается общий для участников взаимодействия ракурс очевидного, снижается тревога и обретается ощущение собственной адекватности. Здесь также важен эмоциональный аспект удовлетворения, поскольку в разговоре передается не только материальные ценности, властная воля, но и утверждается вера в себя как особого рода личности.

В самом процессе взаимодействия люди используют приобретенные «фонды знания» (в терминологии А.Щюца), что задействуются в зависимости от характера ситуации и творческих устремлений конкретных деятелей. Поэтому, по мнению Э.Гоффмана, взаимодействие всегда включает в себя «сценическую постановку» поступков, их речевую и жестовую оркестровку. Эта «сцена» выстраивается со стороны «актеров» в зависимости от трактовки пространственно-временных координат каждого акта взаимодействия. Очевидно, что один вид действий предназначен для «авансцены», а другой – для «закулисья». Один вид активности имеет стержневой характер для «центрального Я», а другой – второстепенный. В последнем случае принцип перфектности (желание выглядеть в «лучшем свете») уже не столь важен.

Во взаимодействии важен еще один момент — выдвижение «притязания на значимость». Данный аспект, по мнению Дж.Тернера, есть процесс «посредством которого каждая сторона «заверяет» в своей искренности, эффективности и подчинении правилам». 1 Таким образом, во взаимодействии мы обнаруживаем набор смысловых осей: одновременное сигнализирование и истолковывание намерений и ролевых представлений контрагентов, питаемое приобретенными фондами знаний. В результате в ходе «переговоров» и «сценических постановок» рождаются соглашения относительно взаимной типизации людей, их пространственных диспозиций, норм и ритуалов деятельности. Это структурирование, конечно, относится к микросоциальным процессам, для которых макросоциологические явления будут ограничивающими переменными. И хотя макропроцессы следует рассматривать в своей собственной логике, очевидно, что в определенном отношении они производны от явлений на микроуровне.

2.Действительно, большей частью социальные взаимодействия протекают в рамкахсоциальных (общественных) отношений, которые, в свою очередь, являются кристаллизацией регулярно повторяющихся социальных взаимодействий по поводу реализации жизненно важных потребностей людей. Именно предметная направленность в деятельности людей и формирует функциональные алгоритмы и категориальные требования к их исполнителям. Тем самым образуется объективная основа для образования наиболее значимых социальных групп. А отдельные люди выступают в социальных отношениях как представители тех или иных общностей и групп. Другими словами, на макроуровне социальные взаимодействия обезличиваются и превращаются в социальные (общественные) отношения, то есть вмногообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе общественного воспроизводства и развития.Социальные отношения объективируюся в групповых нормативных требованиях, статусно-ролевых диспозициях, предметной среде и культурно-символическом обрамлении. Внутренняя же среда социальных отношений дифференцирована институционально, поскольку социальные институты регулируют обособленные явления общественных отношений, которые могут подвергаться формализации и функционально дополнять друг друга.

Содержанием общественных отношений является неравенство прав на институционально дифференцированные блага (капиталы), доступ к которым определяется предметно-функциональной значимостью каждого отдельного вида деятельности, а также свойством той ступени общественного прогресса, которое и характеризует меру общественной свободы в каждый конкретный исторический период времени. А поскольку общественные отношения в своей совокупности составляют функциональное единство в едином механизме общественного воспроизводства, постольку с неизбежностью возникает вопрос о характере иерархической взаимосвязи между ними. В свое время К.Маркс при анализе «ансамбля» общественных отношений, в качестве определяющих выделил производственные отношения, то есть отношения между людьми по поводу производству материальных благ. Ведущее положение последних он обосновывал как значимостью материальных потребностей людей, так и их объективной, опосредованной уровнем развития производительных сил, природой. Содержание экономических отношений, по Марксу, определяется характером отношения людей к средствам производства, то есть собственно отношениями собственности. Все другие сферы экономических отношений—производства, обмена, распределения и потребления — пронизаны отношениями собственности. В свою очередь экономические отношения являются, как считал Маркс, являются базисными (имеют материально-вещественное основание), а политические, правовые, нравственные—надстроечными.

Вместе с тем в социологическом прочтении экономических отношений мы должны выделить собственно социальный характер целей и средств основных агентов экономических отношений, то есть групп предпринимательства и наемного труда. 1 Сегодня общепринятым является понимание предпринимательства как деятельности, направленной на осуществление организационной инновации в целях извлечения прибыли (Й.Шумпетер). Как показал М.Вебер, предпринимательство необходимо рассматривать в свете определенной этики накопительства и следования профессиональному долгу. Впрочем, по В.Зомбарту, в фигуре предпринимателя должны соединиться как черты авантюризма, так и мещанской добродетели. Нельзя не признать также, что предпринимательство в качестве социально-структурного явления следует рассматривать как совокупность предпринимательских групп. При этом статусные позиции последних можно охарактеризовать как неустойчивые, поскольку бизнес зачастую не укоренен в местном сообществе, его успеху завидуют, а неудачам радуются. К тому же для людей естественно недоверие ко всякому новому.

Следует, однако, иметь в виду, что бизнес дает возможность для начинающего предпринимателя повысить свой социальный статус. В чужой этнической среде для представителей этнических меньшинств предпринимательство подчас служит единственным каналом продвижения по социальной лестнице. Кроме того, явление предпринимательства диверсифицируется. Предприниматель сегодня—это и финансист, и менеджер, и эксперт-юрист. Очевидно, что некоторые аспекты предпринимательства «облагораживаются». Утверждается законное в глазах сообщества «фамильное» дело, с которым, как правило, и связано благополучие местной общины.

Неоднородными являются и группы наемного труда. Выделяют, в частности, внутренний и внешний рынки труда, а также его «первичный» и «вторичный» сегменты, различающиеся характеристиками различных параметров труда. Современный стратификационный анализ рынка труда оперирует понятиями «ядро» и «периферия», указывающими на качественное различие в привилегиях работников. Важно также иметь в виду, что, хотя характер отношения к собственности и определяет сущность производственных отношений в обществе, сами производственные отношения выстраиваются на функционально-системных основаниях организации общественного производства. В этом плане существенными становятся характеристики социально значимых целей и действий как исполнителей, так и менеджмента. Современная индустриальная социология фиксирует процессы институционализации трудового конфликта на принципах взаимного компромисса труда и капитала, хотя по-прежнему актуальны вопросы «поддержки» этого компромисса со стороны общества и государства.

Важное место в системе социальных отношений занимают политические отношения. Особенностью политических отношений является их целеорганизующая значимость в жизни общества. Политика, с одной стороны, включает в себя отношения выработки и проведения в жизнь общеобязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. А с другой стороны, политика есть сфера неравного взаимодействия соперничающих групп за реализацию своих специфических интересов. Характер политических отношений каждого данного общества определяется соответствующим уровнем развития его экономики, структурой социально-политической дифференциации, специфическими характеристиками собственно политической системы, в том числе политико-культурного свойства. При этом политическое значение имеет организующая деятельность политических субъектов, прежде всего государства, в рамках институциональной деятельности и межинституциональных взаимоотношений. При этом и сама политика испытывает обратное воздействие со стороны тех или иных сфер социальных отношений. Качественное направление данного процесса и определяетидеология и практика гражданского общества.

«Общественное мнение» как понятие содержит в себе действительную проблему неоднозначности толкования самого данного феномена. В самом деле, мнение не обладает качеством смысловой цельности и ясности. В нем всегда, помимо рационального компонента, есть ценностно-эмоциональное сторона, а также эмоционально-волевое свойство. В этом отношении общественное мнение является социально-психологическим феноменом, близким к такой форме сознания, как здравый смысл. С другой стороны, можно согласиться с тем, что общественное мнение можно характеризовать в качестве особенной формы общественного сознания, поскольку оно несет в себе, по Гегелю, свойство «всеобщего» и «истинного».

Как индивидуально-дискретное явление — это мнение, имеющее характеристику публичного высказывания, когда индивид вступает в поле социально контролируемого духовного пространства. Последнее и представляет надындивидуальное усредненное пространство публичности, в котором собственно и осуществляется бытие общественного мнения. Поэтому в качестве общественного существа индивид, как утверждает немецкий социолог Э.Ноэль-Нойман, из страха изоляции (эффект «спирали молчания») использует квазистатистический метод выяснения: какие мнения и способы поведения одобряются или, наоборот, осуждаются. 1 Это свойство исследователь и назвала «социальной кожей». Другими словами, человек может комфортно действовать лишь в условиях специфического знания об общественном мнении. Таким образом,общественное мнение представляет собой совокупное социально-групповое отношение к значимым явлениям социальной действительности.

Общественное мнение выполняет в структуре общественных связей важные функции: артикуляции, то есть собственно выражения интересов социальных субъектов, оценки, консультации и директивы. Интегративная, обобщающая функция общественного мнения заключается в его социально-контролирующем значении (функция социального контроля). Действительно, общественное мнение может поощрять и наказывать под угрозой изоляции, то есть принуждать людей к общей нормативности и ценностному единству. К объектам общественного мнения мы можем отнести лишь такие, каковые имеют свойства неоднозначности, дискуссионности и вовлеченности интересов социальных субъектов. Следует также согласиться с отечественным социологом Б.А.Грушиным, что способность суждения общественного мнения очерчивается естественными, логическими и искусственными границами. 2 Соответственно первые указывают на его (общественного мнения) дискуссионную предметность, вторые – на познавательные пределы, а третьи – на социальные условия существования общественного мнения.

Не менее важной является проблема носителя (субъекта) общественного мнения. С широкой точки зрения, каждая устойчивая общность содержит в себе механизм социальной интеграции посредством внутригруппового согласованного мнения. Однако, как представляется, в более узком значении общественное мнение — это трансгрупповое явление, своеобразный климат национального настроения, в котором действует закон позиционирования мнений большинства и оппозиционного меньшинства (или даже меньшинств) относительно коренных проблем общества. В этом отношении общественное мнение никогда не бывает абсолютно гомогенным. Поэтому, наверное, можно согласиться с Н.Луманом, что ведущим началом общественного мнения являются значимые для большинства общества «темы», которые можно определить как фокусированные общественные проблемы. С другой стороны, само это «фокусирование» зависит от лидеров общественного мнения. Ю.Хабермас, в частности, к таким относит публичных резонеров, а У.Липман — журналистов. Очевидно, что через СМИ транслируются не только стереотипы восприятия общественных феноменов, но и идеологиеские коды их обсуждения. Другими словами, общественное мнение подвержено манипуляции и опыт ХХ века подтверждает это на многочисленных примерах. Однако не следует приуменьшать и значение собственной логики в движении общественного мнения. В конечном счете, оно соотносится с объективным ходом исторического процесса, с коренными интересами социальных общностей.

Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. М., 2000.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./ Общ.ред. и предисл. Мансурова Н.С. М., 1996.

Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.

Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование \\ Теория общества. Сборник. М., 1999.

Задания к теме № 7

Какие два сущностных свойства приписывает социальному действию М.Вебер?

Что, по Парсонсу, включает в себя мотивационная ориентация?

Источники:
  • http://5splusom-school.ru/variant/206/30
  • http://megaobuchalka.ru/9/22878.html
  • http://cyberpedia.su/9x67b2.html
  • http://studfiles.net/preview/2378228/page:12/