Меню Рубрики

Какая точка зрения на роль литературы и искусства

Место литературы в ряду других искусств

Литература работает со словом — главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие — божественное представление о сути слова. Слово — основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура — та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура — больше отвечает потребностям человека — слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей).

Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т. к. литература обладает материалом. Литература как искусство слова. Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни.

Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе “Мысль и язык” (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего.

Искусство — то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов.

Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче “речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их”. Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой.

Подобная опосредованная изобразительность — свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является “затаенной живописью”, вынужденной обращаться к слову. Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:

На бледно-голубой эмали Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,

Застыла тоненькая сетка,

Как на фарфоровой тарелке Рисунок, вычерченный метко

Это стихотворение О. Мандельштама — своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж — лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника. Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния — И. А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И. С. Шмелева “Человек из ресторана”, состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру — клейма, рассказывающие о его житии и деяниях.

Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность. Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного — по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, — все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства — литературе. Место художественной литературы в ряду искусств

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства — от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации

Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец — портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: “Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух” Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются”. Близкая точка зрения выражена и в трактате “Критические размышления о поэзии и живописи” раннего французского просветителя Ж. Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии

Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф. В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), “поскольку она есть созидательница идей”, “сущность всякого искусства”. Символисты считали музыку высшей формой культуры

Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция — выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский. Гегель утверждал, что “у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния”, поэзия является “всеобщим искусством”. В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, “начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления”. Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И. В. Гете, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры. Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В. Г. Белинский

“Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств”. Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства

Иным оказался подход Н. Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник “реальной критики” писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, “по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств”. В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.

Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: “Литература — “первое среди равных” искусство”.

Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства — живописи, скульптуры театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.

В художественном изображении того или иного объекта нужно различать по меньшей мере два разных «уровня» «субъективности».

Во-первых, субъективность, индивидуальность восприятия, понимания и образного выражения мира самим художником, автором произведения (степень и формы такой субъективности различны в разных родах и жанрах литературы). «Перцептивность», или субъективность литературного образа в этом смысле Потебня постоянно имеет в виду и показывает, например, как она проявляется в тех случаях, когда одинаковые, близкие или очень похожие образы у разных поэтов становятся выражением разного содержания и отношения к миру [cм. 400 – 403].

Во-вторых, субъективность того конкретного субъекта, с «точки зрения» которого ведется изображение. Такая субъективность есть во всех родах литературы, и носители ее многоразличны. Это может быть и сам автор (в «чистой лирике» или в «лирических отступлениях» романа), и его «двойник», (скажем, «лирический герой», понятие о котором было введено в литературоведение позднее теоретиками «формальной школы»), или близкий автору (в том числе «автобиографический») герой эпического или драматического произведения, или вовсе отделенный от него, чуждый ему, даже враждебный (как Клим Самгин для Горького) объективированный герой литературного произведения, или не тождественный автору «рассказчик» («повествователь») в романе или повести.

В литературоведении «точку зрения» такого «субъекта» иногда называют еще «перспективным центром» изображения в произведении или каких-то его частях (потому что она может меняться, переходить от одного субъекта к другому). И вот в этом, так сказать, техническом, или технологическом смысле «точка зрения» может быть весьма важным элементом художественного образа, влияющим на изображение и действия, и времени, и в особенности пространства в литературном произведении.

Здесь нужно еще раз напомнить одно очень существенное положение теоретической поэтики Потебни, касающееся отличий словесного изображения от изображения живописного, скульптурного, архитектурного, а также и музыкального. Оно раскрывает специфику СЛОВА как материала литературы и поэтому фиксирует отличия такого материала не только от пространственных (вещественных, зрительно воспринимаемых) искусств, но и от такого временнóго (подобно поэзии) вида искусства, как музыка.

Говоря об определенности впечатления от живописного, скульптурного или музыкального образа, Потебня замечает: «Между тем слово, сменяясь, подобно звуку [в музыке – С.С.] другим, отличается тем, что служит лишь очень неопределенным знаком очертания, цвета, звука» [292]. Здесь только надо подчеркнуть: неопределенным лишь по сравнению с бòльшей определенностью их в других видах искусств.

Именно поэтому для усиления степени определенности, яркости, выпуклости образа опытный художник слова всегда прибегает к тому, что связывает такой образ с определенной «точкой зрения» субъекта, «на которую легко поставить себя слушателю» (читателю) [294]. Это касается, в частности, изображения пространственных объектов, например, пейзажа.

Потебня говорил о возрастающей роли пейзажных образов в современной литературе: «В силу того внимания ко внешней природе и той степени ее изучения, которые сказались в нынешнем развитии ландшафтной живописи, современному поэту приходится изображать пейзажи чаще и подробнее, чем древнему» [293]. При этом возрастает опасность «искушения перейти меру», то есть «вторгнуться в область живописца», притом чрезмерно раздробляя детали. Поэтому Потебня и формулирует несколько «правил» соблюдения законов собственно литературного, словесного изображения пространственных (в том числе пейзажных) образов.

1. Чтобы избежать опасности «перейти меру» и нарушить законы словесного образа, поэт, по мнению Потебни, должен избегать дробности частей. А кроме того, лаконично выделенные детали пейзажа превращенные в последовательно во времени воспринимаемые элементы, вновь связываются в целое не только указанием на их соотношения, но еще и единством точки зрения. «Единство» не означает её неподвижности, статичности: она может быть и фиксированной в одном месте, и движущейся, перемещающейся, как в примере из Фета, который приводит в данном случае Потебня, говоря, что «при всех недостатках» оно благодаря соблюдению этих правил «представляет сносную картину»:

Читайте также:  Требования по зрению для поступления в военную медицинскую академию

Как ты мне родна:

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Мы видим в этой картине не только экономность деталей, «отсутствие дробности частей», но и движение «точки зрения», с которой ведется изображение, находящее свое выражение в чередовании образов «верха», «низа», а также ближнего и дальнего планов.

Вот еще несколько такого же рода наблюдений или советов Потебни, связанных с необходимостью учета природы словесного образа.

2. «Помня одинаковое отношение слова к явлениям света и звука, не останавливаться исключительно на точке зрения живописца, но не оставлять ее совсем, связывая явления, подлежащие другим чувствам, с видимым предметом» [293 –394]. Иначе говоря, сочетать зрительные образы со звуковыми, моторными и т.п. Ведь пространство, время и действие, так же как и качества предметов, неразрывно связаны, и признаки их передаются только через такие взаимосвязи. «Нельзя, например, – писал Потебня,– видеть движения, покоя, белизны самих по себе, потому что они представляются только в предметах: в птице, которая летит или сидит, в белом камне и проч.; точно так нельзя видеть и предмета без известных признаков» [151].

3. «Ради конкретности изображения держаться субъективной точки зрения, то есть своей или воображаемого зрителя» [294]. При этом Потебня считает, что эта точка зрения должна быть определенной (опять-таки имеется в виду: не обязательно фиксированной в одном месте, а именно определенной, то есть при перемене точки наблюдения и места наблюдаемой части пространства эта перемена должна быть очевидна для читателя): «Не заставлять произвольно менять эту точку, например: то отдалять или возвышать ее так, что картина превращается в географическую карту, то приближать ее на расстояние нескольких шагов или даже вытянутой руки. Или там, где необходимость заставляет делать это, то есть где сам поэт меняет точку, явственно делать это, вести за собой читателя» [294]. Как пример соблюдения единства и определенности точки зрения он приводит стихотворение Пушкина «Обвал», а также «Кавказ подо мною…»

А как пример несоблюдения такого единства и определенности точки зрения он приводит одно пейзажное описание степи в «Тарасе Бульбе» Гоголя, где сам носитель «точки зрения» очень неопределенен и где образы «верха» и «низа» неожиданно и в силу неопределенности «точки зрения» немотивированно для читателя сменяют друг друга 1 .

Требование определенности точки зрения Потебня распространяет на изображение не только пространства, но и движения: «если объективный покой превращается поэтическим изображением в движение, то и наоборот, когда изображается движение, лучше (экономнее) не делать зрителя участником движения каждой части, а заставлять движение проходить перед его глазами» [295]. Как пример он приводит картину движения войск по мосту через Энс в «Войне и мире»: оно показано глазами князя Несвицкого, который, прижатый к перилам моста, наблюдает то волны реки внизу, то движущиеся перед его глазами нескончаемые потоки солдат разных полков и родов оружия. Один из приемов такого рода использования «точки зрения» отметил с восхищением позднее М.Горький в «Хаджи-Мурате»: Толстой передает движение всадников по дну ущелья, ни слова не говоря ни о них самих, ни о их движении, а показывая перемещения звезд в небе относительно вершин гор, окружающих ущелье.

4. Особенно большое значение при описании пейзажа, портрета, интерьера и других пространственных образов, а также движения и действия Потебня придает психологизации «точки зрения». Именно она способствует усилению определенности образа. Очень трудно или вообще нельзя описать красоту или просто наружность человека словами; чем больше подробностей в таких описаниях, тем труднее собрать их в целое. Поэтому при описании портрета столь важно выделение характерных деталей и выражение впечатления наблюдателя. «В «Войне и мире», – пишет Потебня, – нет описания красоты женской, но читатель не может смешать и по наружности жены князя Андрея, Элен, Наташи. Так присутствие высоких целей искусства, может быть, бессознательно ведет к соблюдению частных его правил (умеренности в описаниях), и наоборот, когда поэту нечего сказать более важного, он описывает» [295]. Он напоминает, что еще древние поэты, в частности, Гомер, это прекрасно понимали. По словам Лессинга, содержанием всей «Илиады» является красота Елены. Однако, замечает Потебня, Гомер ведь только мельком упоминает, что у Елены белые руки и прекрасные волосы, «но то, чего нельзя описать по частям и в подробностях, Гомер умеет показать другим образом, именно действием его на других – на мудрых старцев, которые, лишь только увидели идущую к башне Елену,

Тихие между собой говорили крылатые речи:

Нет, осуждать невозможно, что Трои сыны и ахейцы

Брань за такую жену и беды столь долгие терпят:

Истинно, вечным богиням она красотою подобна» [292].

То, что в «Мертвых душах» даме, спешащей к подруге с необыкновенной новостью, бег лошадей кажется несносно медленным, а стена богадельни, мимо которой она едет, – бесконечно длинной, мотивировано ее «точкой зрения», ее психологическим состоянием, так же как самые вздорные слухи о Чичикове и мертвых душах находят опору в психологическом состоянии и личных опасениях носителей и создателей этих слухов. Так что «точка зрения» является очень важным художественным инструментом не только в передаче при помощи слова пространства, времени, движения, но и психологии героя, рассказчика, повествователя, автора (т.е. она имеет не одну, а несколько художественных функций).

Между прочим, словесное изображение сталкивается с серьезными трудностями не только в передаче объектов, подлежащих «ведению» пространственных искусств, но и такого временнóго, подобно самой литературе, искусства, как музыка.

В музыке звук определеннее, чем в слове, а связанная с ним мысль, наоборот, неопределеннее мысли, выражаемой словом. Так что звук в музыке и звук в поэзии – отнюдь не одно и то же. Поэтому «музыка неизобразима словами, – говорил Потебня. – Словесные изображения музыки (сладкая, страстная мелодия… вся сияла… росла, таяла и проч.) и ее действия приводят только к тому, что мы наперед знаем, что музыка словами неизобразима, то есть что она есть самостоятельное, незаменимое искусство, и что хотя она «шевелит отрадное мечтанье», то есть может входить в ассоциацию с известными образами, но не дает им развиться и сама по себе лишена и той доли объективности и определенности мысли, какая свойственна слову» [299]. Т.е. здесь мы встречаемся с трудностью, обратной той, с которой имеем дело при словесном изображении «живописных» объектов: там слово неопределеннее цвета, очертаний, форм, а здесь, наоборот, слово определеннее в выражении мысли, чем музыкальный звук, и потому передать словами музыкальное содержание, музыкальную мысль нельзя (это всегда ее огрубляет и упрощает).

Однако для литературы как словесного искусства выход из этой трудности – тот же самый, что и при описании пространственных объектов, например, в изображении красоты пейзажа или человеческого лица: «Музыка неизобразима словами, но возможны изображения моментов наибольшего восприятия» [299], т.е. эффекта психологического, эмоционального воздействия музыки на человека. Потебня приводит примеры такого изображения действия музыки из «Дворянского гнезда» Тургенева (музыка Лемма), из «Альберта» и «Люцерна» Л.Толстого, из «Войны и мира» – сцена, где Николай Ростов слушает пение Наташи 1 .

Таким образом, при передаче реалий, являющихся специальным предметом других искусств, в литературе чрезвычайно важное значение, по Потебне, имеет изображение психологической реакции человека, воспринимающего эти явления.

А какова специфика словесного образного выражения собственно самой психологии, внутреннего мира человека, мира его чувств, мыслей, воли – сознания и самосознания?

Роль искусства в жизни человека

Исследовательская работа по теме «Роль искусства в жизни человека»

Вложение Размер
gotovaya.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

2.4.Роль искусства в жизни человека

2.5.Жизнь коротка, искусство вечно.

Работу над темой «Роль искусства в жизни человека» я выбрала потому, что хотела углубить и обобщить знания об искусстве. Мне было интересно расширить свой кругозор и узнать, какие функции выполняет искусство, какова роль искусства в жизни человека, чтобы в дальнейшем рассуждать об этом с точки зрения знающего человека.

Считаю выбранную тему работы актуальной, так как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Она побуждает меня проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества;

Перед началом работы я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. Задав им несколько вопросов с целью выявления их отношения к искусству. Получились следующие результаты.

Всего анкетируемых человек.

  1. Как вы считаете, какую роль играет искусство в современной жизни человека?
  1. Чему учит нас искусство и учит ли оно вообще?
  1. Какие виды искусства вы знаете?

Другие виды искусства %

  1. Каким видом искусства занимаетесь или увлечены?
  1. Были ли случаи, когда искусство сыграло какую-то роль в вашей жизни?

Анкетирование показало, что работа поможет людям понять значимость искусства и привлечёт, думаю, многих, если не к занятиям искусством, то вызовет интерес к проблеме.

Моя работа имеет и практическую значимость, потому что материалы могут быть использованы для подготовки к сочинению по литературе, для устных выступлений на уроках по ИЗО, МХК, а в дальнейшем для подготовки к экзаменам.

Цель работы: доказать значимость различных видов искусства в жизни человека; показать, как искусство влияет на формирование духовной культуры личности человека; вызвать интерес людей к миру искусства.

Задачи — раскрыть сущность искусства, рассмотреть соотношение человека и искусства в обществе, рассмотреть основные функции искусства в обществе, их значение и роль для человека.

Проблемные вопросы : Как искусство выражает чувства человека и окружающий мир?

Почему говорят, «что жизнь коротка, а искусство – вечно»?

Что такое искусство? Когда, как и почему возникло искусство?

Какую роль играет искусство в жизни человека и в моей жизни?

После ознакомления с моей работой предполагается более высокий уровень развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства; понимания места и роли искусства в жизни людей.

2. Основная часть

«Искусство дает крылья и уносит далеко — далеко!» —
сказал писатель Чехов А.П.

Как хорошо было бы, если бы кто-то создал прибор, который показывал бы степень влияния искусства на человека, общество в целом, и даже на природу. Как живопись, музыка, литература, театр, кинематограф влияют на здоровье человека, на качество его жизни? Можно ли измерять и прогнозировать такое влияние? Конечно, культура в целом, как совокупность науки, искусства и образования способна при выборе правильного направления и приоритетов жизни благотворно влиять как на отдельного человека, так и на общество в целом.

Искусство — это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.

Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

В первобытном обществе первобытное творчество зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита , первобытное искусство достигло расцвета около 40 тыс. лет назад, и было социальным продуктом общества, воплощавшим новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, всевозможными украшениями тела, геоглифами — изображениями на земле, дендрографами — изображениями на коре деревьев, изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.

Появление искусства связывают с играми , ритуалами и обрядами , в том числе обусловленными мифологически — магическими представлениями.

Сейчас слово «искусство» часто употребляется в своем первоначальном, очень широком значении. Это всякое мастерство в осуществлении каких угодно задач, требующем какого-то совершенства своих результатов. В более же узком значении слова, это- творчество « по законам красоты». Произведения художественного творчества, как и произведения прикладного искусства, создаются по «законам красоты». Произведение искусства, как и всех других видов общественного сознания, всегда бывает единством познаваемого в нем объекта и познающего этот объект субъекта.

В первобытном, доклассовом обществе искусство как особенная разновидность общественного сознания еще не существовало самостоятельно. Оно находилось тогда в единстве с мифологией, магией, религией, с легендами о прошлой жизни, с примитивными географическими представлениями, с нравственными требованиями.

Читайте также:  Потеря зрения при сахарном диабете лечение народными средствами

А затем искусство выделилось среди них в особенную специфическую его разновидность. Оно стало одной из форм развития общественного сознания различных народов. Так его и следует рассматривать.

Таким образом, искусство — это разновидность сознания общества, это — художественное содержание, а не научное. Л. Толстой, например, определил искусство как средство обмена чувствами, противопоставив ему науку как средство обмена мыслями.

Искусство часто сравнивают с отображающим зеркалом, отражающем действительность через мысли и чувства творца. Через него в этом зеркале отражаются те явления жизни, которые привлекли внимание художника, взволновали его.

Здесь с полным правом можно усматривать одну из важнейших специфических черт искусства как вида человеческой деятельности.

Любой продукт труда — будь то орудие, инструмент, машина или средство поддержания жизни — создается для какой-нибудь специальной надобности. Даже такие продукты духовного производства, как научные исследования, вполне могут оставаться доступными и важными для узкой группы специалистов, ничего при этом, не утрачивая в своем общественном значении.

А вот произведение искусства может быть признано за таковое только при условии всеобщности, «общеинтересности» своего содержания. Художник призван выразить нечто такое, что в равной мере важно и для шофера, и для ученого, что применимо к их жизнедеятельности не только в меру особенности их профессии, но и в меру причастности к общенародной жизни, способности быть человеком, быть личностью.

2.2. Виды искусства

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое — театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки — вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства — драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца — бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

2.3. Функции искусства

Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, в богатстве своих чувственных проявлений.

В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.

Те цели, которые автор или создатель намеренно и сознательно ставит пред собой, работая над произведением, имеет направленность. Это может быть какая-то политическая цель, комментарий социального положения, создание определенного настроения или эмоции, психологическое воздействие, иллюстрация чего-либо, продвижение продукта (в случае рекламы) или просто передача некоего сообщения.

  1. Средство коммуникации. В своей простейшей форме искусство представляет собой средство коммуникации. Как и большинство прочих способов коммуникации, оно несет в себе намерение передать информацию аудитории. Например, научная иллюстрация — тоже форма искусства, существующая для передачи информации. Ещё один пример такого рода — географические карты. Однако содержание послания не обязательно бывает научным. Искусство позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
  2. Искусство как развлечение . Целью искусства может быть создание такого настроения или эмоции, которая помогает расслабиться или развлечься. Очень часто именно для этой цели создают мультфильмы или видеоигры.
  3. Авангард , искусство ради политических перемен. Одной из определяющих целей искусства начала XX века было создание произведений, провоцирующих политические перемены. Направления, появившиеся для этой цели, — дадаизм , сюрреализм , русский конструктивизм , абстрактный экспрессионизм — собирательно именуют авангардом .
  4. Искусство для психотерапии. Психологи и психотерапевты могут использовать искусство в лечебных целях. Специальная техника, основанная на анализе рисунков пациента, применяется для диагностики состояния личности и эмоционального статуса. В этом случае конечной целью является не диагностика, а оздоровление психики.
  5. Искусство для социального протеста, ниспровержения существующего порядка и/или анархии. Как форма протеста, искусство может не иметь какой-либо определенной политической цели, а ограничиваться критикой существующего режима или каких-то его аспектов.

2.4. Роль искусства в жизни человека

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество . Где и когда бы ни жил человек , даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах — древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.
Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Возможности искусства многогранны. Искусство формирует интеллектуальные и нравственные качества, стимулирует творческие способности, содействует успешной социализации. В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворявшие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что, созерцая прекрасные изваяния, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Группа исследователей под руководством профессора Марины де Томмазо из университета города Бари Италия, установила, что красивые картины могут снижать боль, пишет сегодня Daily Telegraph. Ученые надеются, что новые результаты убедят больницы и госпитали больше заботится об украшении помещений, в которых находятся больные.

В ходе исследования группу людей, состоящую как их мужчин, так и их женщин, попросили посмотреть 300 картин работы таких мастеров как Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли, а также отобрать из них по 20 картин, которые они находят самыми красивыми и самыми некрасивыми. На следующем этапе испытуемым показывали эти картины или не показывали ничего, оставляя большую черную стену для картин свободной, и одновременно ударяли участников коротким лазерным импульсом, сравнимым по силе с прикосновением к раскаленной сковороде. Было установлено, что когда люди наблюдают картины, которые им нравятся, боль ощущает в три раза менее интенсивно, чем в случаях, когда они вынуждены смотреть на некрасивые картины или черную стену.

Не только дети, но часто и взрослые не в состоянии справиться со своими эмоциями. Мы живем по правилам, понуждаем себя постоянными «Нужно, нужно, нужно. », забывая о наших желаниях. Из-за этого возникает внутреннее недовольство, которое человек, будучи существом общественным, пытается держать в себе. В результате же страдает организм, ведь отрицательное эмоциональное состояние нередко приводит к различным болезням. Творчество в этом случае помогает снять эмоциональное напряжение, гармонизировать внутренний мир и достичь взаимопонимания с окружающими. Конечно, это может быть не только рисование, но и аппликации, вышивка, фотографирование, моделирование из спичек, проза, поэзия и еще многое, так или иначе относящееся к искусству.

Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого – к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы – это формирование у людей глубоких и устойчивых чувств, побуждающих их продумывать, определять свое мировоззрение, направлять поведение личности.

Читайте также:  Профилактика утомления зрения при работе на компьютере

Литература является для людей школой чувств и познания действительности и формирует представление об идеальных поступках людей, о красоте мира и отношений. Слово — великая тайна. Его магическая сила заключается в способности вызывать яркие образы, переносить читателя в иной мир. Без литературы мы бы никогда не узнали, что когда-то давно на свете жил замечательный человек и писатель Виктор Гюго или, например, Александр Сергеевич Пушкин. Мы бы ничего не знали о том времени, когда они жили. Благодаря литературе мы становимся образованнее, узнаем историю своих предков.

Велико влияние музыки на человека. Человек слышит звук не только ушами; он слышит звук каждой порой своего тела. Звук пропитывает все его существо, и в соответствии с определенным влиянием замедляет или ускоряет ритм циркуляции крови; либо возбуждает нервную систему, либо успокаивает ее; пробуждает в человеке более сильные страсти или умиротворяет его, принося ему покой. В соответствии со звуком производится определенный эффект. Поэтому знание звука может дать человеку магический инструмент для управления, настройки, контроля и использования жизни, а также помощи другим людям с наибольшей пользой. Не является секретом, что искусство может лечить.

Изотерапия, танцевальная терапия, лечение музыкой — это уже прописные истины.

Создатель музыкальной фармакологии ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского, «Лесного царя» Шуберта, оду «К радости» Бетховена. Он утверждает, что эти произведения способствуют ускоренному выздоровлению. А исследователи калифорнийского университета экспериментально доказали, что после 10 минутного прослушивание музыки Моцарта тесты показали повышение коэффициента интеллектуальности у студентов на 8-9 единиц.

Но не всякое искусство лечит.

Например: Рок музыка — вызывает выделение стресс-гармонов, которые стирают часть информации в мозгу, вызывают агрессию или депрессию. Русский психолог Д. Азаров отмечает, что есть особое сочетание нот, он назвал их музыкой-убийцей., прослушав несколько раз такие музыкальные фразы, у человека появляется мрачное настроение и мысли.

Колокольный звон быстро убивает:

Классическая музыка (Моцарт и др.) способствует:

  1. общему успокоению
  2. повышению выделения молока (на 20%) у кормящих матерей.

 Ритмичные звуки некоторых исполнителей за счёт прямого воздействия на мозг способствуют:

  1. выбросу стрессовых гормонов
  2. ухудшению памяти
  3. ослаблению (через 1-2 года) общего состояния (особенно при прослушивании музыки в наушниках).

Мантра, или медитативные звуки «ом», «аум» и др., имеют вибрирующий характер.
Вибрации поначалу способствуют активизации тех или иных органов, мозговых структур. При этом в кровь выбрасывается много различных гормонов. (Вероятно, это помогает выполнять монотонную работу с меньшими энергозатратами).

Вибрирующие звуки вызывают

  1. удовольствие — у одних людей, у других — те же звуки вызывают
  2. стрессорную реакцию с выбросом гормонов и резким усилением окислительного метаболизма.
  1. способствует резкому подъёму артериального давления,
  2. нередко приводя к сердечным спазмам.

В литературных источниках древности мы находим немало примеров целенаправленного влияния музыки на психическое состояние людей. Плутарх рассказывает, что приступы бешеного гнева у Александра Македонского обычно усмиряли игрой на лире. Могучий Ахилл, по словам Гомера, пытался, играя на лире, охладить свой «знаменитый» гнев, с которого начинается действие в «Илиаде».

Бытовало мнение, что музыка спасает от неминуемой гибели при укусах ядовитых змей и скорпионов. Как противоядие в этих случаях музыку широко рекомендовал один из известнейших врачей Древнего Рима Гален. Ниркус, спутник Александра Македонского в его походах, побывав в Индии, рассказывал, что в этой стране, изобилующей ядовитыми змеями, пение считают единственным средством от их укусов. Чем же объяснить чудодейственное воздействие музыки? Исследования нашего времени показали, что музыка в таких случаях выступает не как противоядие, а как средство устранения психической травмы, она помогает пострадавшему подавить чувство ужаса. Это всего лишь один из примеров, когда здоровье и даже жизнь человека во многом зависят от его душевного состояния. Но и этот отдельный пример позволяет судить о том, насколько велика роль нервной системы в организме. Ее необходимо учитывать при объяснении механизма воздействия средств искусства на здоровье людей.

Еще более поразительно действие музыки на эмоции. О влиянии музыки на эмоции знали ещё в древности. Музыку использовали в лечебных целях, и на войне. Музыка выступает и как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения и даже лечения. Большое значение играет музыка, как средство борьбы с переутомлением. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва.

Искусство делает мир людей более прекрасным, живым и ярким. Например, живопись: сколько до нашего времени дошло старинных картин, по которым можно определить, как жили люди два, три, четыре и более веков назад. Сейчас много картин, написанных нашими современниками, и что бы это ни было: абстракция, реализм, натюрморт или пейзаж, — живопись — это прекрасное искусство, при помощи которого человек научился видеть мир ярким и красочным.
Архитектура — еще один из важнейших видов искусства. По всему миру рассеяно огромное количество прекраснейших памятников, и они не просто называются «памятниками» — они содержат в себе величайшие тайны истории и память о них. Иногда эти тайны не могут разгадать ученые всего мира.
Конечно, чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния.

Действие средств искусства на человека может быть вызвано долговременным или перспективным. Это подчеркивает большие возможности для использования искусства в целях получения стойкого и длительно действующего эффекта, применяя его в воспитательных целях, а также в целях общего оздоровления и профилактики. Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, саму систему человеческих установок.

Художественная гениальность знаменитого плаката Д.Моора « Ты записался добровольцем?», который так широко пропагандировался в дни Второй мировой войны, в том и состоит, что он взывает к человеческой совести через все духовные способности человека. Т.е. сила искусства в том и состоит, чтобы взывать к человеческой совести, пробуждать его духовные способности. И по этому поводу можно привести знаменитые слова Пушкина:

Глаголом жги сердца людей. [1]

Думается, в этом истинное предназначение искусства.

2.5.Жизнь коротка, искусство-вечно.

Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.

Человеку предъявляются очень строгие требования и искусство должно отражать эти требования. Художники классицизма равнялись на классические образцы. Считали, что вечное – неизменно – поэтому надо учиться у Греческих и Римских авторов. Героями очень часто становятся рыцари, короли, герцоги. Были убеждены, что красоту в искусстве создает правда – поэтому писатель должен подражать природе и изображать жизнь правдоподобно. Появляются жесткие каноны теории классицизма. Искуссвовед Буало пишет: «Невероятное растрогать не способно, пусть правда выглядит всегда правдоподобно». Писатели классицизма подходили к жизни с позиции разума, чувству они не доверяли, считали его изменчивым и лживым. Точно, разумно, правдиво и красиво. «Обдумать надо мысль и лишь потом писать».

Искусство не устаревает. В книге академика философа И.Т. Фролова написано: « Причина этого — в неповторимой оригинальности произведений искусства, их глубоко индивидуализированном характере, обусловленном в конечном счете постоянной обращенностью к человеку. Уникальное единство человека и мира в произведении искусства, «человеческая действительность». Известный датский физик Нильс Бор писал: « Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве часто освещаются проблемы общечеловеческие, «вечные»: что есть добро и зло, свобода, достоинство человека. Меняющиеся условия каждой эпохи заставляют заново решать эти вопросы.

Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным.

Приведу простой пример. Например, художник, написал картину. На картине изображены негативные сцены убийства, всюду кровь, грязь, применены самые сумбурные, резкие тона, короче, вся картина действует угнетающе на зрителя, вызывая в человеке негативные эмоции. Энергетика исходит от картины крайне удручающая. Вот тебе и полная взаимосвязь мышления художника с физическим созданием картины и, соответственно, смотрящим на нее зрителем или зрителями… А представьте себе тысячи, десятки тысяч таких удручающих картин. То же самое можно сказать и о нашем кинематографе. Какие мультфильмы смотрят наши дети, не говоря уже о фильмах для взрослых? И вообще сейчас даже нет такого запрета «До 16», как в 70-е годы. Сплошной «негативизм»… Представьте себе какое количество негативной энергетики в стране, в мире, на всей Земле. То же самое можно сказать и обо всех видах нашего искусства!
«Мысли совместно с действиями приводят к переменам. Если они благородные, то они освобождают, спасают, способствуют расцвету. обогащают. Если же они низменные, то они порабощают, обедняют, расслабляют, разрушают. Если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков.

Истинное искусство должно быть прекрасно, иметь доброе, гуманное начало с вековыми традициями.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Страсти, стремления, мечты, образы, опасения — все то, чем живет каждый человек — приобретают в творчестве особую окраску и силу.

Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих.

Искусство помогает нам осваивать науки и постепенно углублять свои знания. И как уже упоминалось выше, оно является важнейшей частью человеческого развития:

— формирует у человека способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве,

— формирует навыки использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

— развивает глубокое понимания красоты природы, окружающего мира. способности беречь эту красоту;

— вооружает людей знаниями, а также прививает умения и навыки в области доступных видов искусств — музыки, живописи, театра, художественного слова, архитектуры;

— развивает творческие способности, умения и навыки чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, дома, в быту;

— развивает понимание красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Итак, искусство влияет на нашу жизнь со всех сторон, делает ее разнообразной и яркой, живой и интересной, насыщенной, помогая человеку все лучше и лучше понимать свое предназначение в этом мире. Наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. И только от самого человека зависит, каким он сделает свое будущее, что читать будет он, что слушать, как говорить.

«Лучшим средством для воспитания чувств вообще, для пробуждения чувств красоты, для развития творческого воображения, является само искусство», – указывал ученый-психолог Н.Е. Румянцева.

1. Назаренко-Кривошеина Э.П. Прекрасен ты, человек?- М.: Мол. гвардия, 1987.

2. Нежнов Г.Г. Искусство в нашей жизни.- М., «Знание», 1975

3. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика.- М.: Искусство, 1984.

8. Солнцев Н.В. Наследие и время. М., 1996.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов интернета.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/2554502/page:40/
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/12/10/rol-iskusstva-v-zhizni-cheloveka