Меню Рубрики

Какая из точек зрения выражает позицию крайнего рационализма

1.XIV-XVI вв.

11. Какая из точек зрения выражает позицию крайнего рационализма: 1.«Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах» (Д.Локк);

2.«Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)

3.«Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме…» (И.Кант).

12. Положение, которое отражает сущность метода «индукции» по Ф.Бэкону:

1. искать факты, не только подтверждающие определенный вывод, но и опровергающие его, т.е. перечислением и исключением;

2.перечислить все предметы данного класса явлений и обнаружить присущее им свойство (правило перечисления);

13. Н. Макиавелли дал обоснование светского государства в…

1.утопии «Город Солнца»

3.трактате «Государь»

14. Соотнесите имена философов и понятия:

1 Ф.Бэкон А) монады
2.Р.Декарт Б) идолы
3.Дж. Локк В) врожденные идеи
4.Г. В. Лейбниц Г)первичные качества

15.Отделение этики от религии, зависимость её от «естественной природы человека» характерна для философов *** .

16. Главной для философии Нового времени была проблема:

17. Для эмпиризма характерно признание основным источником знания:

18. Декарт, Спиноза, Лейбниц придерживались позиции:

19. Сущность «учения об идолах» Ф.Бэкона состоит:

1.в анализе языческих верований;

2.в критическом отношении к традициям и обычаям;

3.в выявлении и устранении предрассудков, препятствующих постижению истины;

4 в противостоянии мифотворчеству и религии.

20. Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях – таков девиз:

Рекомендуемые источники информации:

1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» М. 2011.;

2.Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011.

3.Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010.

http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm

1.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009

2. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

3.Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.

Инструкции по выполнению практической работы №7:

Алгоритм выполнения тестовых заданий:

1.прочтите конкретный вопрос теста;.

2.определите тему, к которой он относится;

3.вспомните ведущие философские школы или направления конкретного исторического периода;

4.какая проблематика была в центре их внимания;

5.как ее решал конкретный философ этого периода (или школы), вспомните е характерные черты его философии;

6.выбирайте правильный ответ методом исключения (исключайте из представленных вариантов ответов неправильные), тогда вам легче будет сделать выбор;

7.сначала следует решать вопросы невысокой степени трудности, затем переходить к более сложным вопросам, имея время для обдумывания

Раздел 1. Предмет философии и ее история.

Тема1.3.Философия Возрождения и Нового времени

Практическая работа №8

Основные понятия немецкой классической философии

Цель:сформировать навыки работы с учебной литературой по философии, с философским словарем; изучить основные понятия немецкой классической философии и дать им определение

Практические навыки: умение распознавать новые понятия в контексте изучения философских первоисточников или в контексте учебного пособия

Содержание работы: найти в философском словаре соответствующие понятия и раскрыть их содержание, уметь разъяснять их, приводить примеры из повседневной или профессиональной деятельности студента, увязывать их друг с другом, с другими философскими понятиями. Применить приобретенные знания в ответе на вопросы, данные в практической работе.

Формат выполненной работы: работа со словарем философских терминов и ответы на вопросы в тетради для конспектов

Критерии оценки: точность определений, аккуратность в оформлении работы, умение четко и логично отвечать на вопросы, аргументировать собственную точку зрения.

Контроль выполнения: проверка работы в тетради

Задание 1.

Используя философский словарь, раскрываем смысл философских понятий: антиномия, феномен (вещь для нас), апостериори, априори, ноумен («вещь в себе»), апперцепция, абсолютная идея, триада, отрицание, единство противоположностей, законы диалектики

Задание 2.

Ответьте на вопросы:

I.1. В чём суть переворота совершенного Кантом в философии?

2. Что такое «феномен» и «вещь в себе» у Канта?

3. Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?

4. Каковы особенности философии Канта докритического и критического периодов?

II Канту принадлежит одна из формулировок категорического императива : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства». Объясните:

1.Что такое категорический императив Канта?

2.Во всех ли обществах он осуществим?

3.Актуальна ли эта проблема сегодня? Если да, то обоснуйте актуальность категорического императива в современном мире?

Задание №3.

Выскажите отношение к данному отрывку из произведений И. Канта. Какие способы аргументации использованы Кантом? Какие положения Канта вы принимаете, какие нет?

«…человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине. Поэтому, как ни поступит человек в данном случае: предоставит ли он верховную власть одному или сообществу многих избранных для этой цели лиц, нельзя понять, как он создаст себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии c законами. Верховный глава сам должен быть справедливым и в то же время человеком. Вот почему эта задача самая трудная из всех; более того, полностью решить ее невозможно; из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа. Что эта проблема решается позднее всех, следует еще из того, что для этого требуются правильное понятие о природе возможного [государственного] устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов – дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток».

(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17)

Задание 4.

Сравните гносеологические позиции 2-х авторов:

1.«Критики чистого разума»: утверждается, что познавательные способности разума ограничены: «разум не может познать всего, в силу того, что он постоянно наталкивается на противоречия».

2. В «Основных положениях философии будущего» отстаивается противоположенная точка зрения: познавательные возможности разума безграничны: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

А) Кому принадлежат эти работы и высказывания?

Б) Какова их гносеологическая ориентация?

В) Как аргументирует свою позицию автор «Критики чистого разума»?

Г) Прокомментируйте следующие высказывания И. Канта: «Человек дол-

жен жить так, как если бы он был свободен», «Только выполняя долг, че-

ловек становится свободным».

Задание 5.

Сформулируйте 3 –и закона диалектики Гегеля?

1.В чем смысл закона единства и борьбы противоположностей сформулированного Гегелем? Какой важнейший принцип диалектики он подтверждает?

2.Объясните смысл закона перехода количественных изменений в качественные? Какие явления окружающего мира и самого человека мы можем с помощью этого закона объяснить?

3.В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?

1. Новое – это хорошо забытое старое.

2. Перед каждым паровозом бежит тень лошади.

3. Клин вышибают клином.

4. Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.

4.Каков вклад Гегеля в развитие диалектики как метода объяснения мира? В чем он заблуждался?

Задание 6.

Прокомментируйте, с привлечением необходимых аргументов, высказывание Г. Ф. В. Гегеля: «Все действительное разумно, все разумное –действительно» Какое положение его философии оно иллюстрирует?

Задание 7.Проверьте себя:

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 771 | Нарушение авторских прав

страница 5/10
Дата 22.05.2015
Размер 1,83 Mb.
Тип Документы

? Основной труд Н.Маккиавелли:

? Опорами власти, согласно Маккиавелли являются (неверный вариант):

! культ личности государя.

? Фр.Бэкон выделяет заблуждения, которые мешают адекватному познанию:

!+ идолы рыночной площади.

? Важнейшие философские произведения Декарта:

!+ Рассуждение о методе;

? Представители философии французского Просвещения:

? Позиция, согласно которой признается единственно реальным существование сознания данного человека:

? Укажите не верное суждение:

! общий гуманистический дух эпохи Возрождения не мог не отразиться на медицине;

!+ проблемы физической культуры человека, его здоровья стали доминирующими в духовной жизни Ренессанса;

! многие ученые того времени имели медицинское образование и практиковались как врачи;

! человек в это время мыслится как существо двоякой природы – телесной и духовной, с абсолютным приоритетом духовного начала.

? Какое из приведенных суждений считается неправильным:

! для эпохи Нового времени характерным был механистический способ рассмотрения физиологических процессов;

! Декарт впервые описывает механизм безусловного рефлекса, причем строго на механистической основе;

! в Новое время на первый план выходят вопросы гносеологии;

!+ механицизм Декарта позволяет ему правильно объяснить психические явления.

? Сущность пантеизма выражена в суждении:

! образ Бога – это обобщенный, идеализированный образ человека;

! Бог – творец природы, устроитель мира;

!+ Природа и Бог тождественны, природа есть Бог в вещах;

! Бог – первопричина всего сущего, он задает миру первотолчок.

? Мыслитель эпохи Возрождения, развивавший идеи диалектики на основе принципа совпадения противоположностей:

? Кто первым из представителей эпохи Возрождения пришел к выводу о бесчисленности миров:

? Философия в эпоху Возрождения выступает в союзе с:

? Художник, оставивший многотомную анатомию и сотни анатомических рисунков, сохранившихся до наших дней:

!+ Леонардо да Винчи;

? Он предал огню сочинения Галена и Авиценны, заявив, что отрекается от всех старых авторитетов с их ошибками и заблуждениями:

? Для объяснения строения и функций организма, Парацельс использовал идеи:

? В политике, согласно Макиавелли правитель должен руководствоваться принципом:

! интересы народа выше всего;

!+ цель оправдывает средства;

! конечная цель ничто, движение все;

! интересы личности выше всего.

? Политическую философию в эпоху Возрождения развивал:

? Суждение Н.Макиавелли, которое стало синонимом цинизма в политике и обрело нарицательный смысл «макиавеллизма»:

! опора власти – сила; другая опора – умело создаваемый «культ личности» государства, третья опора – сильный бюрократический аппарат и т.д.;

! чем больше у государства власти, тем сильнее угроза ее потерять;

!+ у политики свои законы, государ..во не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство) – вполне допустимо в политике;

! политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, т.к. интересы людей слишком различны.

? Известным представителем реформации 16 в. является:

? Новое время – это период развития культуры и философии европейских стран в:

? Философия в эпоху Нового времени выступает в союзе с:

? В Новое время философии на первый план выходят проблемы:

? Кто является автором высказывания: «Я мыслю, следовательно, я существую»:

? Выдающийся философ и крупнейший математик, основоположник новоевропейского рационализма:

? Кто из мыслителей Нового времени главную задачу своих философских занятий определил как «великое восстановление наук»:

? Мыслитель, который провозгласил программу – освобождение разума от идолов:

? В 17 в. В.Гарвей ввел в практику научных исследований метод, получивший название:

? В трактате «Новый органон» он изложил основы индуктивного метода познания:

? Чтобы отыскать самое первое и абсолютно истинное положение, считает Декарт, надо сначала:

! проверить на опыте;

Читайте также:  Сколько раз в жизни можно делать коррекцию зрения

!+ усомниться абсолютно во всем;

! обратиться к религии;

? Согласно Бэкону самое высокое и достойное место в обществе должна занимать:

? Противоположность подходов эмпиризма и рационализма в вопросах познания и научного метода была разрешена:

! в средневековой философии;

! в философии Нового времени;

!+ немецкой классической философии;

? Кто из указанных философов требовал положить в основу философского мышления принцип очевидности:

? Философию Нового времени можно характеризовать прежде всего как:

? Мыслитель, который высшим видом интеллектуального знания считал интуицию ума:

? Философ, доказывавший, что субстанций множество и все они духовные:

? Какая из точек зрения выражает позицию крайнего рационализма:

! «Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах» (Д.Локк);

!+ «Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц);

! «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме…» (И.Кант).

? Положение, которое отражает сущность метода «индукции» по Ф.Бэкону:

!+ искать факты, не только подтверждающие определенный вывод, но и опровергающие его, т.е. перечислением и исключением;

! перечислить все предметы данного класса явлений и обнаружить присущее им свойство (правило перечисления);

! на основе соблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений (правило заключения по аналогии).

? Представитель европейской философии 17 в., автор учения «О врожденных идеях»:

? Для Нового времени характерно:

! активная деятельность церкви;

!+ становление и оформление естественных наук;

? Главной для философии Нового времени была проблема:

? Для эмпиризма характерно признание основным источником знания:

? Декарт, Спиноза, Лейбниц придерживались позиции:

? Сущность «учения об идолах» Ф.Бэкона состоит:

! в анализе языческих верований;

! в критическом отношении к традициям и обычаям;

!+ в выявлении и устранении предрассудков, препятствующих постижению истины;

! в противостоянии мифотворчеству и религии.

? Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях – таков девиз:

? Автором политического трактата «Левиафан» является:

? Понятие, которое не может служить характеристикой учения Б.Спинозы о субстанции:

? В теории познания Т.Гоббс:

? Последователь Ф.Бэкона и Т.Гоббса, автор труда «Опыт о человеческом разуме»:

? Английский философ 17 в., автор учения о первичных и вторичных качествах:

? Философ эпохи Нового времени, автор книги «Мысли о воспитании», где большое значение придается физическому воспитанию («в здоровом теле – здоровый дух»):

68. Ключевое понятие философской системы Лейбница:

? Философ Нового времени, который считал очевидным, что при своем появлении на свет душа человека представляет «чистую доску»:

? Согласно Спинозе, то, что для существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя, называется:

? Философ, признававший основой мира две субстанции (дуализм):

? Автором учения о монадах является:

? Кто из философов Нового времени объявил ложными понятия «субстанция», «материя»:

? «Вещь есть ничто иное, как совокупность наших ощущений». К какому философскому направлению относится данное суждение Д.Беркли:

? «Философия должна представлять собой систему наподобие дерева. Корнем этого дерева является метафизика (философская дисциплина о первоначалах всего существующего), стволом – физика, а ветви и крона — остальные науки, главные из которых медицина, механика и этика». Эту оригинальную классификацию предложил:

? По словам Декарта, половина его философии сводилась к следующим положениям (ошибочный вариант):

! в отыскании истины следует руководствоваться только разумом. Нельзя доверять ни авторитету, ни обычаям, ни интуиции, ни чувствам;

! надо отвергнуть все прежние знания и умения, а на их место поставить вновь добытые или старые, но проверенные разумом;

!+ знание может быть получено только из опыта;

! отыскать истину можно только располагая эффективным методом.

? Мыслитель, который уже в юношеских сочинениях сформулировал главный для себя философский вопрос: возможно ли истинное человеческое счастье, и если да, то в чем оно состоит и как его достичь?

? Идеи Просвещения получили значительное распространение в странах Европы (не подходящий вариант):

? Основным лозунгом просветителей был:

! справедливость и равенство;

!+ наука и прогресс;

! вера и терпимость.

? Видными представителями английского просвещения является:

? В идеологии Просвещения отразилось умонастроение:

? Дж.Локк разработал принципы:

? Кто из мыслителей эпохи Просвещения считается основоположником «географической школы» в социологии, согласно которой климат, почва, ландшафт определяют дух народов и характер общественного устройства:

? Французский философ-просветитель, который признавал наряду с существованием Бога также и бессмертную душу:

? Согласно Монтеню, разум притязающий (претендующий) на многое есть жалкий разум самого заносчивого существа. Это характерно для:

? Философ-просветитель, который утверждал: «если бы Бога не было, его нужно было бы придумать»:

? Свой трактат «Об общественном договоре» он начинает словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах»:

? Автором трактата «Дух законов» является:

? Первым законом естественного права, Гоббс провозгласил:

!+ войну всех против всех;

? Положение, которое не свойственно французскому материализму ХVIII в.:

! борьба с религиозными воззрениями и создание системы атеистического мировоззрения;

! идея перестройки жизни общества на началах разума и широкого распространения практически полезных знаний;

! убеждение, что человек добр по природе, а общество и воспитание может укрепить или ослабить эту естественную моральную сплоченность;

!+ признание согласованности разума с основами религиозной веры, обоснование возможности доказательства Бога.

? Какая из идей была объединяющей для философов Просвещения:

!+ идея переустройства жизни на разумных началах;

! идея изучения космического пространства;

! идея создания отдельных национальных государств;

! идея классовой борьбы.

? Ж.Ламетри, Д.Дидро, Гельвеций, Гольбах — представители:

! немецкой классической философии.

? Религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий:

? Философ различавший первичные (протяженность, движение…) и вторичные (цвет, запах, звук…) качества вещей:

? Врач-философ, признававший объективное существование высшего разумного существа – Бога, но только в качестве безличной первопричины мира:

? Критикуя учение Декарта о врожденных идеях он в своем труде « О человеческом разуме» доказывал, что душа ребенка подобна «чистой доске»:

? Французский философ-материалист, врач по профессии, автор труда «Человек – машина», сожженного по требованию духовенства.:

? Французский философ, просветитель и врач, намного опередивший Ламарка своими предположениями о наследственной передаче приобретенных индивидуальных способностей:

? Французский просветитель, разделявший взгляды Локка о первичных и вторичных качествах:

? Представитель французского просвещения, который считал лучшим типом государства республику:

? Французский просветитель, который отстаивал идеи о материальности мира, о единой несотворенной материи:

? Французский мыслитель 18 в., который в теории познания придерживался сенсуализма, хотя и признавал врожденность нравственных идей:

? Вольтер рассматривал историю как:

! проявление воли бога;

! совокупность случайных фактов;

!+ творчество самих людей;

! деятельность великих личностей.

? Для эпохи Просвещения характерно умонастроение:

? Представитель эпохи Просвещения, который в своей работе «Человек-машина» доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела:

? Укажите имена деятелей эпохи Возрождения в сферу деятельности которых входит наука:

? Идею упразднения частной собственности выдвинул:

? Гуманисты подвергли критике:

! труды «отцов церкви»;

!+ христианское вероучение в целом.

? Какой путь познания, согласно Ф.Бэкону, является истинным?

? «Чистой доской» Дж.Локк называл:

? Французский просветитель, который оказал наибольшее влияние на развитие общественного сознания в России:

? По мнению Локка, свобода человека:

! абсолютна и никем не ограничена;

!+ ограничена свободой других людей;

! относительна, зависит от условий жизни человека;

! ограничена силой государства;

! регулируется собственной совестью.

VII. Немецкая классическая философия.
? Понятия, характеризующие философию И.Канта:

? Основные труды Гегеля:

! Критика чистого разума;

!+ Энциклопедия философских наук;

!+ Основы философии будущего;

! Критика способности суждения;

? Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?

! свободный от заблуждений;

! существующий безотносительно к субъекту;

!+ исследованный вне конкретного опытного содержания;

! абстрагированный от форм восприятия.

? Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?

? Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?

! следование своей природе;

!+ следование нравственному долгу;

! исполнение религиозных норм.

? Согласно системе Гегеля природа и история – это результат:

! воля божественного провидения;

!+ логики развития мирового духа.

? Бытие природы у Гегеля позволяет вскрыть:

! самостоятельное бытие материи;

! постоянный акт божественного творения;

! произвольное бессистемное становление.

? Что И.Кант относит к априорным формам чувственности?

? Социально-философские взгляды Гегеля определяются как:

? С точки зрения Гегеля, свобода человека имеет своей предпосылкой:

? Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:

! его волевых актах;

!+ целостности его тела;

? Признаком научного знания Фихте считал:

! подтверждение положений экспериментальным образом;

! математическую доказательность выводов;

!+ системную связь основоположений;

! соответствие положений реальным фактам.

? Основоположником немецкой классической философии является:

? Философский метод Гегеля является:

? Основные законы диалектики разработаны:

? Первой философской наукой по Гегелю должна быть:

? Кто из немецких философов придерживался мнения, что разум без рассудка – ничто, тогда как рассудок и без разума — нечто:

? Идея автономии нравственности была обоснована:

? Ноумен, феномен, трансцендентальное… эти понятия представлены в философии:

? Главной в гносеологии Канта является идея:

? Человек в философии Л.Фейербаха рассматривается:

!+ преимущественно биологически, как наиболее совершенная часть природы;

! прежде всего как духовное существо;

! как творение бога;

! главным образом как существо социальное, как совокупность общественных отношений.

? Кто является автором работы «Энциклопедии философских наук»:

? Кому из немецких философов принадлежит гипотеза об образовании планетной системы из первоначальной туманности:

? Кто из представителей немецкой классической философии считал, что предмет философии совпадает с предметом религии – это абсолютный бесконечный объект:

? Антиномии Канта — это:

? Какой подход характерен для Канта в теории познания?

? Гегель критикует Канта за:

! учение об антиномиях.

? «Предмет философии состоит в том, чтобы узнать идею в ее истинной и всеобщей форме» – так полагал:

? Гегель объявил логику учением:

!+ о сущности всех вещей;

! о человеческом мышлении;

! о гражданском обществе;

! об историческом процессе.

? Согласно Гегелю, абсолютная идея в своем развитии проходит:

! она не развивается.

? «Все проблемы философии и их решения скрыты в самом человеке, в рациональном понимании его бытия и деятельности». – Это соответствует:

! антропологическому принципу Фейербаха;

! объективному идеализму Гегеля;

!+ этическому учению Канта.

? Он был непосредственным учеником Гегеля, затем его критиком, перешедшим на атеистические и материалистические позиции:

? Кант считал, что противоречия существуют в:

? Основные положения т.н. романтической медицины (ХIХ в.) разрабатывались под воздействием:

! во всех указанных сферах.

? «Сама природа есть тот «внутренний врач», который с рождения присутствует в каждом человеке и поэтому сведущ в болезнях больше, нежели специалист, лишь нащупывающий симптомы извне. – Это положение характерно для:

! медицины эпохи Средневековья;

! медицины эпохи Возрождения;

!+ романтической медицины (ХIХ в.).

? Свою философию Кант назвал:

? Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит утверждение: «Абсолютный предмет философии составляют объективные мысли»:

? «Всеобщее – есть основание и почва, корень и субстанция единичного» – эту идею обосновывал:

? Философ, способствовавший преодолению локалистического толкования патологического процесса:

? Кант отрицает возможность познания:

? Категорический императив Канта — это:

? Понятие, характеризующее философию Гегеля:

? Кому из представителей немецкой классической философии принадлежит мысль: «Сколько бы мы ни проникали в глубь явлений, наше знание все же будет отличаться от вещей, каковы они на самом деле»:

? Кто из немецких философов назвал медицину «родиной материализма»:

? Автором учения об антиномиях является :

? Какая из характеристик неприемлема к философии Л.Фейербаха:

? «Народы вступают в историю тогда, когда организуются в государства, а каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает». Эта мысль принадлежит:

? Какое из характеристик отражает сущность гегелевского закона перехода количественных изменений в качественные:

! соотношение единичного и общего;

! отражение общего результата и направленности процесса развития;

!+ описание механизма саморазвития, порядка изменений в процессе развития;

! раскрытие внутреннего источника, импульса, побудительной силы в развитии.

Читайте также:  Кто такой мужчина с точки зрения бога

? Кто из немецких философов был представителем романтизма:

? Немецкий философ, который подчеркивал, что он отличается от прежних атеистов и пантеистов (в частности от Спинозы) тем, что для объяснения религии он берет не только отрицательные, но и положительные мотивы:

? Немецкий философ, который предложил следующую классификацию болезней: 1. Внешние или инфекционные; 2. Особенные, имеющие две формы – острую и хроническую; 3. Психические.

? Гегель полагал, что психические заболевания имеют:

? Правильным является утверждение:

! Кант считал, что разум отражает объективные противоречия материального мира;

!+ Кант считал, что противоречия существуют только в мышлении субъекта;

! Кант утверждал, что противоречия существуют только в обществе;

! Кант вообще отрицал существование противоречий.

? Государство по Гегелю:

!+ действительность нравственной идеи;

! продукт классовой борьбы.

? Согласно Гегелю эпохи в истории различаются:

! уровнем экономического развития;

!+ уровнем осознания свободы;

! характером политических отношений;

! характером способа производства.

? С именем Гегеля связан (наиболее подходящий вариант):

!+ новый этап в развитии диалектики;

! учение о личности;

! новый этап в развитии материализма.

? По мнению Фейербаха, Бог в христианстве наделяется характеристиками:

! отдельных вещей и явлений.

? По убеждению Фейербаха философией будущего станет:

? Кто из немецких философов является автором трех «Критик»:

? Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью, и носит априорный характер. Эти высказывания характеризуют теорию познания:

? Какое из суждений противоречит «категорическому императиву» Канта:

! Знай, что своими поступками формируешь образ действия других;

! Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства;

! Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;

!+ Личность нужно рассматривать как средство осуществления задачи всеобщего блага.

? Определение, которое не имеет отношение к философскому творчеству Гегеля:

! создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма;

!+ создатель теории общественно-экономических формаций;

! основоположник диалектической логики, признавший противоречие источником развития, самодвижения понятий;

! исследователь духовной культуры человечества, как закономерного процесса развития «мирового разума».

? Согласно Канту, нормы должного поведения предписываются человеку:

? Кто из представителей немецкой классической философии отстаивал идею о самоценности человеческой личности:

? Какая из категорий является основополагающей в моральной философии Канта:

?«Вещь в себе» по Канту:

!+ мыслима, но не познаваема;

! созерцаема и познаваема;

! созерцаема, но не познаваема;

! то, что дано в опыте.

?Подлинным назначением религиозной веры, согласно Канту, является подготовка человека к:

!+ принятию моральной веры;

! усвоению религиозных канонов;

?Немецкий философ, который утверждал, что природа – это живое существо, она одухотворена:

? Кому из немецких философов принадлежит утверждение: «Все действительное разумно, все разумное действительно»:

? Какая из эпох развития человеческой культуры была определена Кантом как «выход человечества из состояния несовершеннолетия:

? Что, с точки зрения И.Канта, делает человека свободным?

! следование своей природе;

! исполнение религиозных норм.

? Немецкий философ, который перенес внимание с объекта познания на познающий субъект:

? Согласно системе Гегеля природу и историю творит:

!+ логика развития мирового духа;

? Противоречия, по мнению Гегеля, существуют как:

!+ необходимый элемент развития.

? Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?:

? Высшим достижением исторического движения человечества Гегель считал:

!+ современную ему Германию;

! строй, сложившийся в странах Востока;

VIII. Марксистская философия.
? Назовите авторов и приверженцев философии диалектического материализма:

! И.Кант и Г.Гегель;

!+ К.Маркс и Ф.Энгельс;

!+ В.Г.Плеханов и В.И.Ленин;

? От чего зависит образ мыслей индивидов, с точки зрения Маркса и Энгельса?

! от принятой в обществе системы моральных норм;

! от степени развития научных знаний;

!+ от того, что и как они производят.

? К.Маркс является создателем:

! трудовой теории стоимости;

!+ теории классовой борьбы;

! теории государства и права.

? В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему:

! первичного накопления капитала;

! экспроприации прибавочной стоимости.

? Что, согласно Н.Бердяеву, содействовало идейному принятию марксизма в России?

! развитое самосознание пролетариата;

! сохранение крестьянских общин;

! теория революционной борьбы;

? Марксизм возник в:

? Родиной марксизма является:

? Сподвижником и соратником Маркса был:

? Согласно Марксу идеология является:

? «…Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего» – отмечает Ф.Энгельс, имея в виду:

? Одной из философских предпосылок материалистической диалектики являются:

? Естественнонаучной предпосылкой марксистской философии не является:

! закон сохранения и превращения энергии;

? Социальная философия марксизма:

? Религия, по мнению Маркса, является одним из видов:

? Марксистская концепция человека исходит из:

! идеалистической диалектики Гегеля и абсолютизации умозрительного отношения человека к миру;

!+ понимая сущности человека как совокупности общественных отношений;

! антропологического материализма Фейербаха с абстрактным, биологическим подходом к человеку;

! религиозного толкования сущности человека.

? Принципиальное положение философии природы Ф.Энгельса:

! диалектические закономерности одинаково реализуются в природе и обществе;

!+ законы развития природы принципиально отличаются от законов общественного развития;

! диалектические законы действуют только в сфере природной реальности;

! развитие характерно как для общества, так и для природы.

? Гегеля, Фейербаха и Маркса объединяет:

! материалистическая концепция исторического развития;

! диалектический подход к анализу действительности;

!+ рационалистический подход к явлениям действительности;

? Философские взгляды Маркса характеризуются как:

? Маркс определяет болезнь как:

! потерю трудоспособности человека;

! состояние физического и психического недомогания;

!+ стесненную в своей свободе жизнь;

! наличие физических дефектов.

? Совокупность производственных отношений общества, согласно Марксу, составляет:

! базис и надстройку.

? Разделяя с Марксом высокую оценку гегелевской диалектики, он попытался распространить принципы и законы диалектики на понимание природы:

? Маркс и Энгельс утверждали, что первоосновой развития общества является:

!+ основной вопрос философии;

! закон прибавочной стоимости;

! учение о классах.

? Положение, которого придерживался Маркс:

! сознание – это продукт только мозга;

!+ сознание – это осознанное бытие;

! сознание определяет бытие;

! сознание – это комплекс ощущений человека.

? История в марксистской концепции предстает как:

! случайное нагромождение событий и фактов;

! воля и действия отдельных личностей;

? Согласно марксизму частная собственность на средства производства является:

! необходимым условием прогресса общества;

!+ причиной неравенства и средством эксплуатации в обществе;

! фактором не влияющим на характер общества;

! естественным условием общественного развития.

? Марксизм исходит из примата (приоритета):

! интересов отдельной личности;

? Одними из ключевых является положение марксизма о неизбежности:

!+ мировой социалистической революции;

! возникновения глобальных проблем;

!+ смены общественно-экономических формаций.

! в истории действуют объективные «законы-тенденции», при отсутствии субъективного фактора;

! в истории действует только субъективный фактор;

!+ определяющую роль в истории играют объективные законы при допущении субъективного фактора;

!+ исторические закономерности реализуются через деятельность людей.

? Автором работы: «Материализм и эмпириокритицизм» является:

!+ продолжением и развитием марксизма;

! надстройка определяет базис;

!+ базис определяет надстройку;

! базис и надстройка существуют вне связи друг с другом;

! духовная жизнь определяет базис.

? Какая из указанных работ относится к философии марксизма:

? Кто является автором «Диалектики природы»:

! Маркс и Энгельс.

? Первым русским теоретиком марксизма был:

? Автором «Философских тетрадей» является:

Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» Направление подготовки 080100 «Экономика» Профиль подготовки

страница 4/8
Дата 13.07.2016
Размер 1.3 Mb.

29. Какая из философских школ античности оказала наибольшее влияние на развитие средневековой арабо-язычной философии?

  1. Платонизм.

  2. Аристотелизм.

  1. Элеаты.

  2. Пифагорейцы.

30. Какой из терминов служит наиболее общей характеристикой средневековой философии?


  1. Космоцентризм.

  2. Антропоцентризм.

  1. Теоцентризм.

  2. Социоцентризм.

31. Этико-рационалистическое направление в мусульманской философии представляют:


  1. суфии (Аль-Газали, Руми, Джами).

  2. рабские перипатетики (Аль-Кинди,Аль-Фараби, Авиценна);

  3. мутазилиты (Васил ибн Ата, Амра ибн Убайда);

32. Кто из мыслителей средневекового Востока представлял мистико-аскетическое направление в мусульманской философии и выступил с критикой Аристотеля и его арабских последователей?


  1. Аль-Бируни.

  2. Ибн-Рушд.

  1. Аль-Газали.

  2. Ибн-Халдун.

33. Какой из означенных подходов соответствует средневековой концепции времени?


  1. Время имеет «циклический» характер и в этом смысле оно неизменно. В истории имеет место «вечное возвращение», в природе господствует ритмичность. История бесконечно многообразна и бесконечно однообразна.

  2. Время имеет «линейный» характер. История — не вечное повторение, «коловорот» явлений, а процесс направленного движения к определенной цели. История прогрессивна.

34. Какая из позиций в средневековом споре о соотношении сущности (эссенции) и существования (экзистенции) отражает точку зрения, получившую название «бритвы Оккама»?


  1. Существование есть проявление сущности и они совпадают только в Боге. Сущность отражает полноту бытия вещей, их предел, то чем они могут быть, а существование-то, «что они есть», т.е. неполное бытие.

  2. Нельзя допускать «преумножения» сущностей без необходимости. Если для объяснения достаточно допустить существование единичных вещей, то нет оснований еще постулировать действительность общего т.к. общие понятия сами по себе не существуют и являются псевдокопиями действительных вещей.

35. Смысл и значение «теории двойственной истины» Ибн-Рушда для развития средневековой арабо-язычной философии состоит:


  1. в отстаивании свободы религиозного творчества;

  2. в ограничении роли науки в познании во имя торжества истин религии;

  3. в отрицании познаваемости мира;

  4. в обосновании независимости научной и религиозной сфер познания, невмешательства теологии в сферу рационального, научного знания.

36. Какая позиция отражает логику «онтологического» доказательства бытия Бога?


  1. Если у человека существует представление, мысль о Боге, значит Бог существует и в действительности. Мысль и бытие тождественны, что есть в мысли, то есть и в бытии. (А. Кентерберийский).

  2. Если есть движение, то есть и его цель. А если есть цель и стремление ее достичь, значит, есть и носитель цели. Кто может им быть если не Бог? (Ф. Аквинский).

  3. Существование Вселенной само по себе доказывает, что должен быть и создатель, ведь не бывает творения без творца. Все в мире имеет свою причину. Значит должна быть и первопричина всего существующего — она и есть Бог.

37. Сущность пантеизма выражена в суждении:


  1. природа и Бог тождественны, природа есть не что иное как Бог в вещах;

  2. Бог — творец природы, архитектор мира;

  3. Бог — первопричина всего сущего, он задает миру первоначальное движение, толчок.

  4. Бог — сверхъестественное существо, он вне природы, над ней.

38. Идею доминирования эстетического понимания действительности над нравственными и научными представлениями в философии Возрождения выражает ее связь с:


  1. религией;

  2. моралью;

  1. искусством;

  2. правом.

39. Философию Возрождения можно считать формой:


  1. сакрального неоплатонизма;

  2. антропоцентрического неоплатонизма;

  3. схоластического философствования;

  4. космоцентрического миропонимания.

40. Заслуга развития диалектики в эпоху Возрождения на основе принципа совпадения противоположностей принадлежит:


  1. М. Монтеню;

  2. Н. Макиавелли;

3. Н. Кузанскому;


  1. Дж. Бруно;

  2. Н. Копернику.

41. Какое из суждений Н. Макиавелли стало синонимом цинизма в политике и обрело нарицательный смысл «макиавеллизма»?


  1. Государство имеет своим материалом человека. Этот обычный человек, «человек толпы» и определяет действия государства.

  2. Опора власти — сила; другая опора — умело создаваемый «культ личности» государя; третья опора — сильный бюрократический аппарат и т.д.

  3. Чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять.

  4. Политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, т.к. интересы людей слишком различны. Поэтому власти всегда угрожают те, чьи интересы задеты больше всего.

  5. У политики свои законы, государство не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство) — вполне допустимо в политике.

42. Какая из означенных точек зрения соответствует позицииэмпиризмав теории познания нового времени?


  1. Чувственный опыт является источником знания. Всякое знание может быть представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Рациональная познавательная деятельность сводится лишь к комбинации того материала, который дается в опыте. (Бэкон, Гоббс, Локк)

  2. Опыт, основанный на ощущениях не может быть основой познания, т. к. ощущения иллюзорны, а данные экспериментов сомнительны. Основой познания и поведения людей является разум. Рациональное, логическое имеет определяющее значение в познании. Ясность и точность мысли является источником и критерием истинности знания. (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

  3. В разуме человека содержится, безотносительно всякого опыта, ряд идей. Эти идеи возникли без ощущений, до ощущений. И хотя из ощущений и опыта мы черпаем сведения о мире, но основание метода поиска истины надо искать в уме.

43. Какая из точек зрения выражает позицию крайнего рационализма?


  1. «Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах» (Д. Локк)

  2. «Нет ничего в разуме, чего не было прежде в чувствах, кроме самого разума» (Лейбниц)

  3. » Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. » (И. Кант.)

44. Кто из философов нового времени положил начало рациональному истолкованию проблемы человеческого бытия, провозгласив: «Мыслю, следовательно, существую»?


  1. Ф. Бэкон.

  2. Р. Декарт.

  3. Лейбниц.

  1. Т. Гоббс.

  2. Спиноза.

45. Исходя из своеобразия проблематики, философию нового времени можно характеризовать прежде всего как:


  1. философию религии;

  2. философию морали;

  1. философию науки;

  2. философию права.

46. К какому философскому направлению может быть отнесено следующее суждение о бытии: «Вещь есть ничто иное, как совокупность наших ощущений. Существует то, что можно воспринимать» (Д. Беркли.)


  1. материализм;

  2. субъективный идеализм;

  3. объективный идеализм.

47. Д. Беркли и Д. Юм обосновывали невозможность Тео ретических наук и философии, так как она базируется на таких понятиях как «материя», «субстанция», «причина и следствие», «необходимость и случайность», которые являются, с их точки зрения «фикциями ума», за которыми в реальности ничего нет.

Кто из философов опроверг эту точку зрения, показав теоретические возможности философии в раскрытии законов мышления и бытия?


  1. Д. Дидро.

  2. И. Кант.

  1. Ламетри.

4. П. Гольбах.

48. Что из нижеперечисленного не свойственно французскому материализмуXVIIIв., как направлению в философии Просвещения?


  1. Идея перестройки жизни общества на началах разума и широкого распространения практически полезных знаний.

  2. Борьба с религиозными воззрениями и создание системы атеистического мировоззрения.

  3. Убеждение, что человек добр по природе, а общество и воспитание может укрепить или ослабить эту естественную моральную склонность.

  4. Признание согласованности разума с фундаментом религиозной веры, обоснование возможности доказательства бытия Бога.

49. Сущность «учения об идолах» Ф. Бэкона состоит:


  1. в выявлении и устранении предрассудков, препятствующих постижению истины;

  2. в критическом отношении к традициям и обычаям;

  3. в противостоянии мифотворчеству и религии.

50. Какое из перечисленных правил не предусмотрено дедуктивным методом Р. Декарта:


  1. принимать за истину то, что самоочевидно и не дает повода к сомнению (правило очевидности);

  2. деление сложного на простые составляющие, доходя до очевидного (правило анализа) ;

  3. в познании идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза);

  4. требование полноты перечисления, систематизации как познанного так и познаваемого (правило полноты);

  5. познание должно исходить из опыта, т.е. двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям (правило наведения);

  6. переход в познании от общего к частному, единичному (правило выведения);

51. Кто из философов нового времени является сторонником учения о «врожденных идеях» и «интеллектуальной интуиции»?


  1. Ф. Бэкон.

  2. Р. Декарт.

  3. Д. Локк.

  1. Т. Гоббс.

  2. Б. Спиноза.

52. Теория «естественного права» Д. Локка предполагает:


  1. необходимость правовой поддержки и укрепления конфессиональных, национальных и сословных различий в обществе;

  2. обеспечение права каждого реализовать свою природную склонность к эгоизму;

  3. обеспечение правового равенства всех посредством признания права каждого на жизнь, свободу, собственность, как основы юридической всеобщности.

53. Какое из положений отражает сущность метода «индукции» (наведения) по Ф. Бэкону?


  1. Перечислить все предметы данного класса явлений и обнаружить присущее им свойство (правило перечисления).

  2. Искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его, т.е. перечислением и исключением.

  3. На основе соблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений ( правило заключения по аналогии);

  1. Пантеизм.

  1. Дуализм.

55. Кто из мыслителей эпохи Просвещения считается основоположником «географической школы» в социологии, согласно которой климат, почва, ландшафт определяют дух народов и характер общественного устройства?


1. Д. Толанд.

56. Кто из мыслителей эпохи Просвещения был наиболее радикален в разработке договорной теории происхождения государства («общественный договор») и утверждал, что поскольку государство возникает на основе «общественного договора», граждане вправе расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью?


  1. Гоббс.

  2. Спиноза.

  1. Руссо.

  2. Кант.

Тесты к контрольному срезу 2
1. Немецкая философия как влиятельное течение в философии Нового времени (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах):


  1. обновила подходы в решении онтологических проблем;

  2. перенесла акценты с онтологических проблем на антропологические;

  3. переосмыслила роль субъекта в познании, перенесла центр тяжести философии на систему диалектики, разработку принципа историзма;

  4. акцентировала внимание на анализе объекта познания.

2. Кто первым из немецких философов, по словам Ф. Энгельса, пробил брешь в метафизическом методе познания в области естествознания и какие теории при этом имелись ввиду?


  1. Монадология Г. Лейбница.

  2. Философия природы Гегеля.

  3. Теория приливного отражения и гипотеза о происхождении солнечной системы из газовой туманности.

3. Какое из суждений противоречит кантовскому пониманию роли субъекта в познании?


  1. Познание есть деятельность, протекающая по своим собственным законам и задача гносеологии как основного элемента теоретической философии состоит в установлении различия между субъективными и объективными элементами знания, исходя из самого субъекта.

  2. Не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта есть главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

  3. Субъективное начало служит помехой на пути к истинному знанию, оно есть то, что искажает и затемняет действительное положение вещей.

  4. Предметом теоретической философии должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека — а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.

4. Какое из суждений соответствует кантовскому пониманию пространства и времени и по сути подобно третьему утверждению?


  1. Пространство и время — это врожденные, доопытные, априорные формы чувственности, в которые «укладываются» наши ощущения и с помощью которых эти ощущения как бы упорядочиваются.

  2. Пространство и время — это формы бытия самих вещей, а не просто формы чувственности познающего субъекта.

  3. Пространство и время — не характеристики бытия, а только формы, делающие возможным созерцание, т.е. опыт.

5. Какое из суждений противоречит главному требованию этики Канта — «категорическому императиву»?


  1. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

  2. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

  3. Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.

  4. В случае конфликта между чувственной склонностью и нравственным законом безусловно подчинись нравственному долгу.

  5. Личность нужно рассматривать как средство осуществления задачи всеобщего блага.

6. Какое из следующих положений противоречит общей логике развития немецкой философии в послекантовский период, т.е. не характерно для классической немецкой философии?


  1. Субъект знания рассматривается исторически, а значит снято жесткое противопоставление научного и ненаучного знания. Наука рассматривается лишь как одна из исторических форм знания о мире, наряду с мифом, религией, искусством.

  2. Субъект познания носит неисторический характер. Научное знание, как истинное противопоставляется тем формам знания, которые дают миф, искусство, язык.

  3. Снята дихотомия истинного и ложного знания и путем переноса вопроса в историческую плоскость вводится принцип «истинности для своего времени», т.е. понятие относительной истины.

7. В центре внимания немецкой философии послекантовского периода находится:


  1. природа как способ бытия объекта и основу онтологии составляют науки о природе;

  2. история как способ бытия субъекта и базой онтологии служат науки о культуре и разработка методов анализа культуры;

  3. бог как абсолютное начало всех явлений вообще как психических, так и физических и к которому восходит наш разум, желая постичь причинность и необходимость в мире природы и целесообразность в мире человеческой свободы.

8. Какое из суждений «не вписывается» в философию И.Г. Фихте как систему субъективного идеализма, основанную на принципе «тождества мышления и бытия»?


  1. «Я есть Я» — это акт самосознания, который есть действие и одновременно продукт этого действия, в идеале направленного на совпадение субъекта и объекта, ибо в этом акте Я само себя порождает, само себя полагает.

  2. «Я есть» — это самоочевидное суждение, которое есть не просто акт мышления, констатация некоего наличного факта, а волевое действие, направленное на создание некой автономной реальности, своего рода осознание — порождение и вхождение в мир свободных, а не просто природных существ.

  3. Природа существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации «Я». Преодолевая сопротивление природы деятельный субъект «Я» осваивает «не — Я» и достигает тождества с самим собой. Это состояние является целью исторического развития человечества.

  4. Концепция субъекта должна быть основана на разделении бытия на мир природы и мир человека в которых действуют автономно теоретический и практический разум. При попытке субъекта выйти за пределы мира явлений сознание впадает в глубокие неразрешимые противоречия.

  5. С одной стороны «Я» — это конкретный индивид с присущей ему волей и мышлением, а с другой — это человечество в целом, т.е. «абсолютное Я». Их взаимоотношение есть процесс освоения человеком окружающей среды, в ходе которого индивидуальное и абсолютное «Я» то совпадают, то расходятся, что и составляет основной принцип движения системы, ядро диалектики.

9. Какое из суждений не имеет отношения к оценке роли Шеллинга в развитии немецкой философии?


  1. Концентрация внимания на проблемах натурфилософии и противоборстве полярных сил в природе.

  2. Толкование природы как проявления бессознательной жизни разума.

  3. Построение диалектической картины развития природных процессов и форм, которые находят свое завершение в появлении сознания.

  4. Возрождение неоплатонической идеи мировой души, как основы единства и целостности природного бытия.

  5. Противопоставление мира природы как феноменального и мира духа (свободы) как умопостигаемого.

  6. Анализ проблемы возникновения многообразия универсума из первоначального единства — тождества субъекта и объекта, из точки их «безразличия»

10. В кантовском пониманиив отличие от морального нравственнымможно считать поведение:


  1. соответствующее нравственным нормам и мотивированное только уважением к ним;

  2. осуществляемое вопреки естественным склонностям из одного только уважения к долгу;

  3. независимое от чувственного начала в себе и от внешнего принуждения;

  4. соответствующее нравственным нормам, но мотивированное чем-то, лежащим за пределами нравственной сферы: страхом перед Богом или общественным осуждением, или стремлением к одобрению окружающих.

11. Какой из принципов соответствует гегелевскому пониманию сущности познания?


  1. Мыслить еще не значит познавать. (Мы мыслим вещь в себе, но мы ее не познаем. То, что не дано в созерцании, не дано в опыте, например, Бог, душа, свобода).

  2. Мыслит значит познавать, мышление и бытие тождественны (определение вещи как сущего в себе является абстрактным, но все же определением, т.е. знанием).

12. Гегель переосмыслил природу понятия, как основной формы логического мышления и отказался от его понимания как:


  1. субъективно данного образования из чего следует, что тождество субъекта и объекта является неосуществимым идеалом;

  2. объективно данного образования, «абсолютного понятия», которое в действительности совпадает с самой сущностью вещей из чего следует, что диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы и общества, так и мышления.
Источники:
  • http://docs.likenul.com/docs/index-11625.html?page=5
  • http://uverenniy.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-filosofiya-napravlenie.html?page=4