Меню Рубрики

Какая единственно правильная по мнению автора точка зрения

Третью часть экзаменационной работы составляют зада­ния с развернутым ответом. Каждое из шести заданий проверяет определенное умение на различном содержании обществоведче­ского курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение кото­рых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий этой части.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором даны оценивае­мые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.), но и определить какое количество данных элементов следует привести (один, два, три и т.д.).

Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует четкая зависимость баллов от полноты пра­вильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Пример 15

Прочтите текст и выполните задания С1 С6

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем, и который составляет наше существо, берет­ся из сложившихся жизненных отношений между людьми. Со циальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое вы­ражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена об­щества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множе­ства людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность — это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из лю­дей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил — единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социаль­ная (общественная) жизнь — внутренняя форма человеческой жизни.

С3. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста определите сущность каждого уровня.

С4.Почему человек «лишь в качестве члена общества мо­жет состояться как человек»? С опорой на текст и обще­ствоведческие знания дайте три объяснения.

С5 Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на этот процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согла­сились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отраже­на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту своей позиции.

Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно про­честь текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи тек­ста. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не долж­ны полностью воспроизводить отдельные фразы текста — необхо­димо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагмен­тов может быть различным — система оценивания не задает како­го-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать опреде­ленная логика — именно на основе ее понимания эксперт, прове­ряющий работу, может сделать вывод о том, что основные смы­словые фрагменты выделены.

В нашем примере могут быть выделены, например, сле­дующие смысловые фрагменты:

1) социальная сущность человека;

2) внутреннее органическое единство людей;

3) уровни восприятия общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополни­тельных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.

Два следующих задания требуют извлечения из текста

Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности, и приведен лишь узна­ваемый фрагмент фразы. Информация может также быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

В нашем примере могут быть приведены следующие объ­яснения:

1) «Социальная, общественная жизнь. есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу чело­веческой жизни во всех ее областях»;

2) «Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева».

Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не тре­буемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае ученик может выбрать любые из них.

Третье задание предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте. В нашем примере правильный ответ должен содержать уровни восприятия общества и их сущность, например:

1) поверхностное восприятие — общество состоит из людей,
в настоящее время населяющих землю;

2) другое (глубокое) восприятие — общество предполагает
единство настоящего с прошлым и будущим.
Четвертое задание предполагает выход за рамки содер­жания текста и привлечение контекстных знаний обществоведче­ского курса, фактов общественной жизни или личного социаль­ного опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению заданий данного вида? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положе­ниям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

В нашем примере могут быть даны следующие объяснения:

1) развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми (в процессе социа­лизации);

2) человек может проявить свои личностные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми;

3) многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни.

Заметим, что могут быть даны другие корректные объ­яснения.

Пятое задание задача, имеющая, как правило, само­стоятельное развернутое условие, — проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять ис­точник социальной информации для решения проблемы и др.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: в тексте отражена первая точка

зрения (точка зрения ученика, рассказывавшего о форми­ровании личности) — семья и ближайшее окружение чело­века в значительной мере влияют на формирование его личности;

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста, например:

— «Эта общность образует жизненное содержание самой личности»;

— «Общность — это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние».

Как видно, задачи, используемые в экзаменационной ра­боте, имеют два уровня требований: первое относится непосред­ственно к ситуации, сформулированной в условии; второе ориен­тирует на поиск информации для решения проблемы в предло­женном источнике. В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.).

Шестое задание предполагает формулирование и аргу­ментацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание не­посредственно связано с содержанием текста, но оно требует рас­сматривать текст в ином ракурсе.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) мнение учащегося: согласие или несогласие с высказан­ной позицией;

2) два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

— человек в своей деятельности опирается на имеющиеся знания, методы и средства, т.е. используется опыт прошлого;

— деятельность человека протекает в новых обстоятельствах, не

существовавших в прошлом, т.е. устремлена в будущее; в случае несогласия может быть указано, что

— человек создает принципиально новые средства и способы

деятельности, отсутствовавшие в прошлом, и велика ве­роятность, что деятельность следующих поколений будет принципиально другой;

— мир стремительно меняется, появляются новые сферы деятельности, обновляются знания, т.е. опора на прошлый

опыт не всегда возможна.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Заметим, что в подобном задании не может быть единст­венно верного ответа — согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются правильными. По сути, объек­том оценивания здесь являются приведенные учащимся аргумен­ты — их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.

Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

Существует ли единственно правильная точка зрения

Каждый видит и слышит только то, на что настроен

Один американец шёл со своим другом-индейцем по людной улице Нью-Йорк Сити. Индеец внезапно воскликнул:
— Я слышу сверчка.
— Ты с ума сошёл, — ответил американец, окинув взором переполненную людьми в час пик центральную улицу города.

Повсюду сновали автомобили, работали строители, над головой летали самолеты.
— Но, я правда слышу сверчка, — настаивал индеец, двигаясь к цветочной клумбе, разбитой перед причудливым зданием какого-то учреждения.

Потом он нагнулся, раздвинул листья растений и показал своему другу сверчка, беспечно стрекочущего и радующегося жизни.
— Удивительно, — отозвался друг. — У тебя, должно быть, фантастический слух.
— Да нет. Всё зависит от того, на что ты настроен, — объяснил он.
— Мне трудно в это поверить, — сказал американец.
— Ну, смотри, — сказал он и рассыпал по обочине тротуара пригоршню монет.

Тут же прохожие завертели головами и полезли в свои карманы проверить, не у них ли просыпались деньги.
— Видишь, — блеснули глаза индейца, — всё зависит от того, на что ты настроен.

Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.

Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.

Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности – распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.

Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.

1. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей.

2. Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом).

3. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

5. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.

6. Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения?

Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей.

Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом).

Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия – компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.

4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения?

Текст № 7.

Учебно-воспитательный процесс в основной и старшей школе должен строиться с учётом следующих особенностей: опираться на потребность учащихся в общении со взрослыми и сверстниками, а также на те стороны личности подростков, которые либо уже сформировались, либо находятся в стадии созревания

Наибольшие трудности возникают в процессе обучения подростков в 8-9 классах. Постепенно школьные проблемы нарастают: от обычных «недостатков в учебной деятельности» в 5-6-х классах до появления устойчивых негативных черт личности, мешающих нормальному процессу обучения в старшем подростковом возрасте.

Ведущими факторами в возникновении школьной неуспеваемости среди подростков являются особенности характера, недостатки в формировании познавательных процессов, эмоциональные расстройства, пробелы в знаниях…, отношение родителей к учёбе подростка и ситуация в семье школьника. Существующие в литературе типологии неуспевающих школьников указывают в качестве основных причин снижения успеваемости в подростковом возрасте следующие: педагогическая запущенность, индивидуально-типологические особенности ученика, отсутствие адекватной мотивации учения, учебная перегрузка.

Организация помощи недисциплинированному подростку обязательно должна включать в себя систему разнообразных методов, направленных на него самого, на его семью, а также мероприятия, ориентированные на ближайшее окружение. Снижение успеваемости, проявления недисциплинированности в поведении и другие нарушения в учебной деятельности подростка очень часто происходят из-за неумения или невозможности в силу каких-то обстоятельств добиться такого положения в классе, которое ему нравится.

(Реан А.А., текст адаптирован)

Как, по мнению автора, положение школьника в классном коллективе влияет на его успеваемость? Объясните эту связь.

В тексте названо несколько основных причин снижения успеваемости в подростковом возрасте. Назовите любые две из них и, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, проиллюстрируйте каждую конкретным примером.

3. Автор считает, что «организация помощи недисциплинированному подростку обязательно должна включать в себя систему разнообразных методов».

Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, предложите по одному методу, направленному: а) на ученика, б) на его семью, в) на его ближайшее окружение.

Переход из начальной школы в основную стал трудным этапом в жизни Ивана: он так и не смог привыкнуть к новым учителям и предметам, вместо хороших оценок стал часто получать тройки. В 9 классе Иван стал неуспевающим учеником, плохо относящимся к учёбе и часто прогуливающим школу. Объясните эти факты. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

Какие две особенности, по мнению автора, должны быть учтены в учебно-воспитательном процессе?

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Текст № 8.

У каждого человека, помимо небольших и «временных» личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведён до минимума.

В самом деле. В маленьких целях доля возможной неудачи всегда большая. Поставили себе целью чисто бытовую задачу – купить хорошие вещи, а достались вам вещи второго сорта. Такое случается часто. Если эта маленькая задача была для вас главной, вы будете чувствовать себя несчастным. Но если эта маленькая цель для вас была «попутной» и вы осознавали её как «попутную» и «небольшую», вы даже не очень обратите внимание на свою «неудачу».

Поставьте себе задачу побольше. Например, стать хорошим врачом. Здесь случайных неудач будет меньше.

Ну, а если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь «роковые» неудачи могут вам помешать выполнить свою большую жизненную задачу? К выполнению её можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? «Нулевой результат» и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать успех, то и счастье вам будет обеспечено. Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь, и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их. Последнее особенно трудно, но не недостижимо. И вот об этом последнем хочется рассказать как можно яснее.

В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.

(По Д.С. Лихачёву)

1. Опираясь на содержание текста, покажите связь целей и результатов деятельности человека. (Приведите два объяснения.)

Д.С. Лихачёв пишет: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь, и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их». На конкретных примерах покажите каждый из этих двух видов помощи людям.

Объясните, почему помогать людям «издали», по мнению автора, «особенно трудно, но не недостижимо».

Существует мнение, что современному человеку не нужно ставить никаких надличностных целей, важно реализовать себя, преуспеть в карьере и росте благосостояния. Согласны ли Вы с этим мнением? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Какие три вида жизненных целей человека рассмотрел Д.С. Лихачёв?

Нередко в военных конфликтах люди жертвуют своими жизнями, семейным благополучием, имуществом во имя родной страны. Объясните данный факт. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Текст № 9

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, не остановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Позиция автора. Задача – чётко указать позицию автора текста. Вы рассказываете о том, как автор отвечает на поставленный вопрос (проблему).

Позиция автора заключается в том, что.

2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …

3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)

Позиция автора такова.

Автор считает, что.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что.

Автор убеждает нас в том, что.

В тексте доказывается мысль о том, что.

Основная мысль текста заключается в том, что.

Моя позиция (моё мнение) Вы соглашаетесь или не соглашаетесь с мнением автора, т.е. формулируете свою позицию по данной проблеме.

1) Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …

2) Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.

3) Я согласна (не согласна) с автором в том, что …

Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что .

5) Мне близка позиция автора тем, что …

Мои аргументы (доказательства )

Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности .

Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях .

3) Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней. Например,…. Вспомним……

Заключение. В заключении Вы пишете то же самое, что во вступлении, только другими словами. Важно завершить мысль. Можно сказать об актуальности проблемы, о её важности и современности.

Подсказка. С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления. В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении авторской позиции, или темы текста, или его идеи вам поможет задание А28. Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п. Задание А29 поможет тебе определении стиля и типа речи, а задание В8 подскажет, какие средства были использованы. Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы из задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение!

1. Не начинай свое сочинение со слов: «Я заинтересовался…», «Мне понравилась статья…», «Передо мной статья (имя, фамилия автора)», «Эта статья привлекла меня», «Я внимательно прочитал статью», «Автор хорошо написал статью».

2. Следи за логикой изложения.

3. Следи за речью. Помни, что фразы типа «композиция построена», «привлекает внимание композиционное построение статьи», – это речевые ошибки (композиция – это и есть построение произведения).

4. Не считай свою точку зрения единственно правильной, соблюдай корректность в суждениях, вступай с автором в уважительный диалог.

5. Не забывай, что ты пишешь сочинение-рассуждение о достоинствах текста.

6. Избегай в работе неумеренных восторгов: Этот гениальный писатель потрясающих романов, всем известный Ф. Достоевский…;

7. Не показывай свое невежество, изменяя имя или отчество писателя: Кто не знает Федора Николаевича Достоевского. Его романы «Преступление и наказание», «Кто виноват»заставляют читателей сопереживать героям… Тогда ты потеряешь балл в критерии К12.

8. Не навязывай свою точку зрения, а доказывай ее, аргументируя фактами или цитатами из текста;

9. Не утверждай: Автор хотел этим сказать. Именно это автор имел в виду… Лучше рассуждай, используя вводные слова, выражающие оттенок предположения, вероятности: Наверное, видимо, возможно, полагаю, думаю, вероятно, автор имел в виду…

10. Не искажай цитаты, взятые из текста.

Принципы написания сочинения. Речевые клише.

Проблема. Что такое проблема? Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно сформулировать двумя способами:

а) проблема чего, если ее можно сформулировать словосочетанием. проблема чести и достоинства, защиты окружающей среды

б) риторическим вопросом или цепочкой риторических вопросов, если проблему нельзя выразить одним словосочетанием. Можно ли переоценить роль книги в жизни человека?

Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?

А) острая, важная, животрепещущая, спорная, актуальная, серьезная

Б) философская, психологическая, общественно-политическая, этическая, моральная

а) «_______?» – эти вопросы ставит (на эти вопросы ищет ответ) автор (Ф.И.О.) в своем тексте.

б) «_______» – так можно сформулировать главную мысль текста.

в) «_______!» – этот призыв, обращенный к сердцу читателя, звучит в тексте (Ф.И.О.)

г) С первых же строк мы (оказываемся, погружаемся, входим) в (таинственный, волшебный, тихий, светлый и т.д.) ________. _________ в культурном опыте наших предков был воплощением (издавна считался, почитался) (воплощением, символом, проявлением) _______ начала.

Вот почему автор (Ф.И.О.) описывает _____ таким.

д) «О ____________ можно рассказывать бесконечно!» – слышим мы. И действительно, сколько уже книг, статей, программ посвящено __________! Но странное дело, каждый, кто обращается к этой (острой, злободневной, священной, важной, актуальной) теме, находит в ней что-то свое, новое (+ актуальность).

е) Автор исследует, анализирует, поднимает, рассматривает, затрагивает проблему…. Комментарий по проблеме (актуальность).

В комментарии по проблеме можно ответить на вопросы:

1. Актуально ли то, о чем пишет автор?

2. Насколько злободневна эта проблема в наши дни?

3. Что делает ее жизнеспособной?

4. Насколько глубоки исторические корни этой проблемы?

5. Как автору далось привлечь к ней внимание читателя?

6. Как эту проблему рассматривали другие авторы?

7. Как они предлагали ее решить?

В комментарии НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ: 1) пересказа исходного текста или любой его части 2) рассуждений по поводу всех проблем текста 3) комментариев о действиях героев текста 4) общих рассуждений о тексте (ведь вам нудно прокомментировать одну из проблем!)

КЛИШЕ:

а) Тема ______ приобретает особую (значимость, вес, заряд, смысловую нагрузку) в наши дни.

б) В настоящее время люди все чаще задумываются над этой проблемой.

Позиция автора. Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т.д.

Как найти позицию автора?

1) Автор может прямо высказывать свое мнение (обрати внимание на вводные слова: я думаю, считаю, по-моему, к счастью, к сожалению, увы…)

2) Позиция автора может быть передана через индивидуальные, конкретные примеры.

3) Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер.

4) Автор может не давать прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. КЛИШЕ: «Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор. «Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему. автор поражен (встревожен, призывает к…) автор считает (утверждает), что… автор убежден, что… и подобная уверенность небезосновательна. Автору важно убедить читателя в том, что… Бесспорно мнение автора о том, что Цель автора – заставить читателя обратить внимание на… Автор подводит читателя к мысли о том, что… … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.

Согласие с автором.

Обратите внимание! Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной!

Клише: Несомненно (безусловно), я согласен с (Ф.И.О.) Мне близка позиция автора. На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас на эту проблему. С удовольствием прочитал… Нельзя остаться равнодушным… К сожалению… К немалому удивлению, узнал, что… Убежденность автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя… Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение… Возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что… Интересно то, как автор…

Аргументы. Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения.

Полезная ссылка: Очень много аргументов. Аргументы из художественного произведения:

Есть ли у вас мнение или точка зрения?

«Но ведь у вас должно быть какое-то мнение по этому вопросу!» — такую реплику мы все слышали во время тех или иных разговоров. Некоторые считают, что, если у вас нет мнения, вы слабый человек, «размазня», и, в какой-то степени, страдаете от недостатка способности убеждать! И поэтому многие из нас с возрастом приходят к убеждению, что всегда надо иметь наготове хорошо сформулированные мнения на случай праздных разговоров за столом, серьезных дискуссий и даже в отношениях с близкими людьми, когда вы чувствуете необходимость «настойчиво выразить свое мнение».

Некоторые люди имеют твердую позицию буквально по каждому поводу из-за страха, что их иначе посчитают интеллектуально пустыми. Других еще в детстве запрограммировали их родители. Некоторые стремятся вызвать реакцию. Есть также много таких, которые искренне верят в необходимость занимать какую-то позицию и иметь точку зрения относительно всего!

Немногие осознают, что стремление выражать свое мнение по каждому поводу — это верный способ заработать себе неприятные переживания, связанные с выражением этого мнения. Почему? Впрочем, если у вас уже есть свое мнение относительно мнений, возможно, то, что следует ниже, покажется вам вызывающим.

Любое мнение обычно состоит из двух убеждений. Первое относится к самому вопросу или теме. Второе — это убеждение «я — прав», в которое может входить и разновидность этого убеждения: «Даже если вы тоже правы, то я все равно более прав!» Но откуда тогда возникают неприятные переживания?

Возможно, не так просто увидеть связь, но привязанность к собственному убеждению, как и любая другая привязанность, вызывает страх потери. Страх обычно проявляется как некая форма ментального беспокойства: «Будут ли они смотреть на это так же как и я, примут ли они мои слова? А вдруг их мнение более глубокое, широкое и более умное, чем у меня? Выиграю ли я спор?» Все эти мысли проскальзывают в уме еще до того, как мы высказываем свое мнение, и во время того. Обычно мы даже не замечаем их! Но, если обратить на них внимание, мы почувствуем, что эти мысли действительно вызывают чувство тревоги.

Одна древняя поговорка гласит: «Можно быть либо правым, либо счастливым!» Человек, который большое значение придает мнениям, как правило, думает, что счастье в том, когда он прав. Такие люди, скорее всего, будут склонны к педантизму, у них будет потребность в самоутверждении и признании со стороны других любым путем. Это признаки эго! Существует восемь причин, из-за которых мы обычно сами делаем себя несчастными, когда делимся мнением, основанном на убеждении. Эти восемь симптомов, о силе которых будете знать только вы сами, осознавая свои чувства в тот момент.

Существуют восемь причин, по которым мы обычно доводим себя до состояния несчастья, когда высказываем мнение, основанное на убеждении. Восемь симптомов, сила действия которых будет известна только вам на основе того, что вы будете чувствовать в тот момент.

Когда мы высказываем свое мнение в присутствии других, мы словно пытаемся навязаться другому. Любая форма навязывания обычно влечет за собой сопротивление с другой стороны. На что мы, скорее всего, отвечаем своим собственным сопротивлением. До конфликта совсем недалеко, хотя он и не всегда ярко выражен, даже замаскирован. Обычно это неудачная попытка повлиять на другого, в результате чего в конце концов потребуется «набор инструментов» для восстановления взаимоотношений!

Эмоциональная составляющая, которая сопровождает выражение мнения, – это обычно явный признак того, что нам хочется любой ценой победить в споре! Скорость речи увеличивается, тон повышается, т.к. нам хочется, чтобы другой сдался и признал правильность нашего убеждения! Чем дольше он не поддается, тем сильнее наше внутреннее намерение давить на него. Совсем «неуютный» стиль общения.

Трудно заметить за собой, что мы пытаемся контролировать других, стараясь убедить их смотреть на всё точно так же, как мы сами. Мы хотим контролировать их восприятие и отношение, что, в принципе, невозможно. Это в высшей степени не разумный способ общения. Иногда мы, возможно, «верим», что мы добились успеха, особенно когда «они» решают согласиться с нами. Но любые попытки «контролировать» внутреннее восприятие и отношение другого человека неизбежно обречены на провал, поскольку это невозможно!

Держаться за какое-то одно убеждение, это значит ограничивать свое восприятие действительности и представление о мире. Мы не даем самим себе увидеть более широкую картину, не даем себе учиться и расширять свои горизонты. Это ограничивает и наши творческие возможности, и способность понимать других. Держаться за какое-то одно убеждение или систему убеждений — это значит носить шоры, одна из которых закрывает ум, а другая – интеллект.

Мы все знаем, насколько мы стараемся заставить других людей и весь мир вписаться в систему наших убеждений. Если вчера вы подумали о ком-то, что он тупой, то скорее всего и сегодня его поведение и идеи будут казаться вам тупыми, независимо от того, насколько они умны. Предубежденность делает нас ленивыми во взаимоотношениях. Каждый раз при встрече с тем человеком вы будете чувствовать, что у вас с ним нет связи. Почему? Потому что у вас нет отношений с людьми, а есть лишь отношения с вашими убеждениями относительно людей. Багаж своих созданных вчера убеждений о людях, мы переносим на общение с ними сегодня. Не очень-то интересный метод строить взаимоотношения.

Привязанность к чему-либо означает, что мы замыкаемся на объекте привязанности. Это значит действовать вопреки своей истинной природе, т.е. быть открытым и свободным. В контексте мнений мы замыкаемся на своем убеждении. И саботируем свои интеллектуальные способности. Убеждение становится основой для зафиксированного набора установок и мыслей, которые откладываются в памяти и при случае снова могут всплыть. Общаясь с кем-то, мы можем быть открытыми и непринужденными, но достаточно лишь слова или фразы, чтобы всколыхнуть в нашем сознании определенные воспоминания – и вот с языка уже слетает сформулированное на основе убеждений мнение, обычно сопровождаемое бурными эмоциями. И вдруг мы закрываемся. А люди недоумевают, видя нашу непоследовательность в отношениях.

Все споры возникают из-за двух или более людей, каждый из которых чувствует угрозу своему «я». Их привязанность к своему убеждению гарантирует то, что все убеждения других людей они будут воспринимать как личные угрозы. Это коренная причина межличностных и международных конфликтов: будь то за обеденным столом или за столом переговоров! В результате чувство страха охватывает весь мир.

Когда вы держитесь за какое-то убеждение о ком-то или о чем-то, вы противоречите изначальному смыслу жизни. Каждый из нас – это энергия жизни, энергия сознания. Каждый из нас – сознательное существо, и наша истинная природа не подразумевает того, чтобы цепляться за что-то или в чем-то «застревать». Это останавливает поток нашей жизни, поток сознания. Заметьте, что каждый раз, когда вы создаете какое-то убеждение и держитесь за него, сознательно или подсознательно, ваша энергия, т.е. вы сами, застывает в той ментальной форме, которую вы придаете своему убеждению. Иногда это может длиться несколько мгновений или несколько часов, а иногда – в течение многих лет!

Потом мы тратим свое время на то, чтобы метаться среди своих убеждений, подобно белке, прыгающей с ветки на ветку. Каждый раз, когда мы приземляемся на старое убеждение, мы принимаем его форму и не даем своей энергии свободно течь. Мы ставим старые пластинки, которые всё время «заедают»! Но это нам знакомо и, возможно, в глубине души, мы чувствуем, что нам так удобно. Это дает нам ложное ощущение поддержки. Некоторые говорят, что религиозные убеждения действуют подобным образом. Убеждение воспринимается как данность – возможно, это объясняет, почему на протяжении всей истории в мире происходит так много конфликтов на религиозной почве.

Есть разница между мнением и точкой зрения. Представьте двух людей, которые находясь в нескольких сотнях метров друг от друга смотрят на одну и ту же скульптуру. Поспросите каждого описать, что он видит, и вы услышите совершенно разные описания. Они же смотрят с разных точек! Чья точка зрения правильная? У кого правильное описание? Ни у кого! Это просто разные точки зрения. Не так, что одна правильная, а другая неправильная. Это относится вообще к жизни, но, конечно, не дает нам права идти и делать все, что мы захотим (это уже отдельная тема)!

Еще один пример. Один человек говорит, что температура на улице 20 градусов, а другой утверждает, что 15. Потом они оба смотрят на термометр и видят, что тот показывает 19. Никто из них не был прав или неправ, они просто были неточны в своих оценках. Что касается «материальных вопросов», они все как «температура на улице». Но по привычке люди часто попадают в эту ловушку «правильно-неправильно».

Однако внутри нашего сознания нет дуальности или полярности. Нет правильных или неправильных мыслей. Есть просто. мышление. Это просто мысли. Природа мыслей — свободное течение. Наши мысли — это наше первое творение, проявление нашего творчества. Если мы позволим им течь, подобно воде, мы обнаружим, что наше мышление станет более точным, поскольку мы будем открыты для новых точек зрения как изнутри, так и снаружи! Но как только наши мысли принимают форму убеждения, и мы начинаем держаться за это убеждения, поток останавливается. Мы перестаем быть в нашем естественном состоянии потока. Подобно стоячей воде мы застаиваемся и, возможно, начинаем даже «ментально пахнуть», если можно так сказать! В любом случае мы это почувствуем!

Если мы привыкаем быстро давать оценки и судить, какие у людей мысли и убеждения — правильные или неправильные, хорошие или не хорошие, это развивает привычку судить самих людей — хорошие они или не хорошие. Это ловушка, в которую нас учили попадать. Но это еще и та ловушка, в которой мы начинаем чувствовать себя несчастными. Тогда добавляется еще одно «неточное убеждение»: я чувствую себя несчастным из-за них. На самом деле, не из-за них, и «они» никогда невиноваты. Неприятные и несчастные чувства я испытываю только из-за особенностей своего мышления и своих убеждений.

Итак, какая же разница между мнением и точкой зрения? Можно записать такую формулу:
Мнение минус привязанность к убеждению равняется точке зрения!

Когда уходит привязанность к убеждению, тогда то, что считалось «твердостью» мнения становится «гибкостью» точки зрения.
Когда у вас есть точка зрения, вы осознаете, что она не единственная. Вы осознаете, что у каждого своя точка зрения, потому что все смотрят со своих позиций! Это очевидно, когда мы смотрим на что-то в этом мире физическими глазами. Но это уже не так очевидно, когда речь о том, чтобы смотреть на то, что внутри, что существует в нашем уме. Возможно, мы даже говорим одни и те же слова, описывая одно и то же, но у каждого из нас создается свое собственное восприятие и каждый вкладывает разный смысл в одни и те же слова.

Многое влияет на формирование смысла, в том числе память, опыт, убеждения, настроение и наши личные желания. Мы можем изменить свое физическое местоположение, поменяв место, с которого мы смотрим на что-то. Точно так же мы можем изменить свое внутреннее восприятие, если мы открыты для других точек рения. Некоторые называют это учебой, другие – гибкостью, кто-то говорит, что это открытость, в то время как другие считают это здравым смыслом! Реальность жизни заключается в том, что вокруг нас в этом мире все постоянно меняется. То же самое относится и к нашему внутреннему миру, к миру нашего сознания. Меняется образ мыслей, восприятие, внутреннее отношение. Жизнь неизбежно призывает нас к открытости, к тому, чтобы не держаться за какое-либо мнение или убеждение. Открытость и гибкость – фундамент жизни, полной мудрости и откровений. Возможно поэтому мы часто и встречаем мудрейших из мудрецов за пределами какой-то определенной «системы убеждений»!

Главный вопрос.
Многие верят, что надо иметь убеждения в отношении самого себя, иначе говоря – верить в себя. Если нет веры в себя, то не будет и развития. Сейчас так много книг, семинаров и экспертов по личностному росту, которые учат людей, как повысить веру в себя, или уверенность в себе. Многие утверждают, что благодаря таким тренингам они обрели новые силы, поверив в себя. Многие изменили направление своей жизни, инвестировав время и энергию в укрепление веры в себя. Однако хочется поделиться двумя интересными наблюдениями, над которыми, возможно, стоит поразмышлять.

Что лучше – верить в себя или знать себя?
Часто (если не всегда!) мы «верим», потому что знаем. Тогда это короткий путь к тому, чтобы ошибочно принимать веру за знание! Мы верим, что на улице идет снег, потому что кто-то сказал нам об этом, но мы не знаем этого, до тех пор пока сами не выйдем на улицу и не увидим своими глазами, не потрогаем и не почувствуем сами. В таких ситуациях мы создаем убеждения, об истинности которых не знаем сами. Но когда мы «знаем», у нас уже нет необходимости верить в убеждения. Я не верю в то, что могу написать статью, я знаю, что могу. Я не верю в то, что могу заварить чай, я знаю – я могу.

Вера может вывести вас на сцену перед тысячной аудиторией. Благодаря вере у вас появится мысль «Я могу выступать перед публикой!» Но вы никогда не узнаете — до тех пор, пока действительно не начнете выступать. Многие скажут: «Вы знаете, мне кажется, я могу выступить с речью». Но глубоко внутри они будут сомневаться в этом. Именно эти сомнения съедят уверенность, и другие заметят это – особенно это будет видно на сцене! Возможно, это напоминает нам о том, что одной уверенности недостаточно. Конечно, это придает нам мужества, но не заряжает нас энергией полностью.

Уверенность, основанная на одной только вере, всегда будет уязвимой и шаткой. Если же уверенность основана на знании, то это уже качественно другой уровень. Разве мысль «Я верю в себя» не говорит «Я пытаюсь найти в себе мужество, чтобы пойти на риск и проверить, на что я способен»? Когда мы идем на риск и действуем, то мы в результате получаем «знание». Тогда вера в себя уже не так важна! Но мы забываем то, что знаем о себе, уходит сила уверенности – и тогда мы снова пытаемся вселить в себя уверенность.

Кстати, кто именно верит в вас, когда вы говорите об уверенности в себе? Считаете ли вы, что существуют два ваших «я»? Одно «я» верит в другое «я» или вы знаете, что вы только один? Когда вы осознаете, что есть только одно «я», не становится ли уверенность в себе абсурдным понятием?

Вопрос: Возьмите лист бумаги и запишите имена трех самых близких вам людей, а также имена трех людей, с которыми у вас не получается складывать хорошие взаимоотношения. Затем запишите по два убеждения о каждом человеке.

Для размышления: Запишите, когда у вас в первый раз возникли такие убеждения в отношении этих людей. Затем спросите себя: Действительно ли ваши убеждения отражают суть тех людей? Не мешают ли ваши убеждения вам увидеть в людях что-то иное?

Для практики: В течение последующих нескольких недель попросите каждого из этих людей назвать два убеждения, которые у них есть в отношении вас! Старайтесь с ними не спорить! Просто выслушайте, отойдите и поразмышляйте, но только не слишком много!

По материалам Майка Джорджа “Clear Thinking” (Чистое Мышление)

Читайте также:
  1. I часть задания
  2. II раздел. Задания этого раздела выполняются студентами самостоятельно письменно или устно (в записи на электронном носителе).
  3. II раздел. Задания этого раздела выполняются студентами самостоятельно письменно или устно (в записи на электронном носителе).
  4. II часть задания
  5. II. Практические задания
  6. III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме.
  7. IV. Задания на выделение стратегий достижения результата.
  8. VII. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ И УИРС.
  9. XX век Задания B7. Ана­лиз текстовых ис­то­ри­че­ских источников
  10. Алгоритм выполнения задания
Читайте также:  Большие очки для зрения как они называются
Источники:
  • http://research-style.ru/journal/sushhestvuet-li-edinstvenno-pravilnaya-tochka-zreniya.html
  • http://znanija.com/task/20231555
  • http://zdamsam.ru/b65451.html
  • http://megalektsii.ru/s22437t9.html
  • http://spiritual-development.ru/samo-razvitie/030_point_view.html