Апо́стол Па́вел (урождённый Саул; Савл; Шауль; ивр. שאול, — пер. «выпрошенный», «вымоленный». Павел — иудей средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Павел происходил из колена Вениаминова.
Имя Павел по-гречески означает маленький или скромный.
Отец Павла был фарисеем (Деян. 23:6). При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что было редкостью для жителя провинций. Получив прекрасное образование, он стал последователем знаменитого богослова Гамалиила. Кстати, имея римское гражданство, не раз спасало ему жизнь.
Римское гражданство давало человеку определенные права и привилегии, имевшие законную силу на всей территории империи.
Римский гражданин подчинялся только римскому закону — на него не распространялись законы, которые действовали в провинциях. Если против него выдвигалось обвинение, он мог согласиться, чтобы его судили по местному закону, но за ним сохранялось право потребовать, чтобы его дело рассматривал римский суд. Если ему выносился смертный приговор, он имел право обжаловать его, обратившись к императору.
Вот что написал о преимуществах такого гражданства римский политик I века до н. э. Цицерон: «Связать римского гражданина — преступление; высечь его — злодеяние; лишить его жизни — практически то же, что совершить отцеубийство».
Апостол Павел активно проповедовал по всей Римской империи. В Библии записано три случая, когда он воспользовался своим правом римского гражданина: 1) Он объявил управляющим в Филиппах, что, подвергнув его телесному наказанию, они нарушили его права. 2) Он сослался на свой статус, чтобы избежать бичевания в Иерусалиме. 3) Он воззвал к цезарю, римскому императору, чтобы тот лично разобрал его дело.
Суд кесарев. Если римлянин, которого обвиняли в преступлении, чувствовал, что приговор или суд несправедлив, то он мог требовать, чтобы император сам рассмотрел его дело. Павел — гражданин Рима, однажды так и поступил.
В Дамаск потерявшего зрение Савла скорее всего привезли на каком-то вьючном животном. Через восточные ворота, которые сегодня называются Баб Шарки, он проследовал по двухкилометровой и широкой (три метра) Прямой улице — Via Recta.
В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11)
В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой — «Via Recta» — упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом «Via Recta» была значительно расширена и стала большой оживлённой улицей, украшенной колоннадой.
Ананию считают первым епископом Дамаска, он же и крестил Павла. Невероятно, но дом, в котором жил Анания, сохранился до сих пор.
Самос, остров в Эгейском море, располож. у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия (Деян 20.15).
Лука, врач возлюбленный, автор 3-го евангелия и Деяний Апостолов. Сопровождал Павла в некоторых путешествиях.
Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу – шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.
В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме. После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.
Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.
Деяния Апостолов, Глава 16.
Павел был обучен ремеслу — шитью палаток (Деян 18:3). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом.
Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.
Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.
Все послания Павла написаны по-гречески. Павел овладел греческим языком, а также был хорошо знаком с языческой культурой, что помогло ему, когда он стал христианским миссионером.
Изображения четырех апостолов – Петра, Павла, Андрея и Иоанна в Риме в катакомбах усыпальницы Санта Текла (Павел слева). Это самое раннее из найденных изображений Апостола Павла и других апостолов, датируемое второй половиной 3 века.
Как выглядел апостол Павел
Еще одно изображение Апостола Павла в одной из Римских катакомб, в которых собирались Христиане. Изображение датируется 4 веком.
Как выглядел точно апостол Павел сказать сложно! Но думаю это для нас не так важно, ведь главное быть такими ревностными, как ученики Иисуса.
Здесь Павел проповедовал против поклонения идолам и вызвал возмущение серебряников, которые зарабатывали на жизнь продажей статуэток богини Артемиды (см. Деян. 19:24–41). Руины греческого театра в Ефесе, где проповедовал Апостол Павел.
Павел — один из двух главных (первоверховных) апостолов, наряду с апостолом Петром. Он не входил в число 12 ближайших учеников Христа, но благодаря его деятельности христианство распространилось по всей Римской империи.
Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ Альберт Швейцер говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос.
Во время путешествия с Варнавой в Листру Павел исцелил хромого человека. Жители города были так изумлены, что решили: Павел и Варнава — боги. Варнава был принят за Зевса, а Павел — за Ермия.
Жрец Зевса даже собирался принести в их славу жертвы. Апостолам едва удалось убедить жителей в том, что языческие боги не имеют с ними ничего общего.
Сначала Савл считал христианство опасной ересью и преследовал христиан. Однажды он направился в Дамаск, чтобы уничтожить тамошнюю христианскую общину. По дороге ему явился Христос. Яркое сияние ослепило Савла, и он услышал голос: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» («Деяния святых апостолов», глава 9, стих 4). Савл спросил: «Кто ты?» – и получил ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Это событие потрясло и преобразило Савла. Он стал христианином и самозабвенным проповедником Христа.
Эвроклидон — (от слова (юго-восточный ветер) и (волна, вал) — бурный ветер) . Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в.
Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1Кор. 7:8). Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано.
Из посланий Павла Коринфской церкви и книги Деяний мы узнаем, что апостол Павел несколько раз посещал Коринф. Об этом на сегодняшний день свидетельствует ряд археологических находок
Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.
В 313 году Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» подтвердит: «Рассказывают, что в царствование Нерона Павлу отрубили голову прямо в Риме и что там же был распят Петр, и рассказ этот подтверждается тем, что до наших времен кладбище этого города называют именем Петра и Павла».
Во время проповеди в этом городе Павел, выступая в Ареопаге и обращаясь к греческим мудрецам, сказал: «…проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». (Деян. 17:23).
Апостол Павел был автором множества посланий к христианским общинам (к римлянам, коринфянам, галатам), вошедших в Новый завет и определивших христианское вероучение. Слушать Послание апостола Павла к Римлянам.
Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. Четырнадцать посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета
Подборка фактов: bible-facts.ru
Господь не зря избрал «сосудом» такого человека, как Павел.
«Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор. 11:23-27).
Иконография святых Петра и Павла замечательна уже тем, что портретные черты апостолов сохраняются на иконах разных стилей. В сохранившихся мозаиках IV века мы видим яркие, знакомые особенности. Небольшая борода, волнистые волосы, внимательный взгляд — Пётр. Павел — черноволосый иудей, лысеющий, с зауженной бородой и изрезанным морщинами высоким лбом.
Столпы Церкви почти всегда вместе, друзья, братья во Христе, представляющие собой единую духовную силу. Особенно выразительны иконы, где апостолы, имевшие при жизни определенные разногласия, обнимают друг друга. Духовную связь Петра и Павла изографы выражают с помощью повторяющихся поз, жестов, симметричности складок одежды. Фигуры апостолов на парных иконах, как правило, слегка развернуты. Петр и Павел благословляют молящихся и одновременно обращены к образу Христа в верхней части. А мысль о том, что Петр и Павел — основатели Церкви, наиболее полно отражена на иконе, где апостолы держат в руках храм.
Первые христианские художники вложили в руки святого Петра символические ключи, согласно Евангелию от Матфея: И дам тебе ключи Царства Небесного… Не следует понимать их как некие ключи от рая и ада, которыми единолично «заведует» Петр. Это знак духовной власти Церкви вязать и решить грехи человеческие. Ведь чем отпирается для нас Царство Небесное? Покаянием и отпущением грехов, которые подаются верующим в таинстве Исповеди. Также Петра изображают со свитком, свернутым или раскрытым в форме опахала.
Павел держит в руках закрытую книгу в богато украшенном окладе, потому что он — автор четырнадцати новозаветных Посланий. Иногда апостол как бы вручает книгу нам. В академической традиции Павла пишут с мечом, которым его казнили. Но эта деталь была переосмыслена иконописцами и превратилась в указание на меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17)
Иконы апостолов входят в деисусный чин иконостаса. Образ Петра помещают в левой части, за Богоматерью и Архангелом Михаилом. Икона Павла — справа, после Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила.
В книжной версии
Том 25. Москва, 2014, стр. 8-11
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЕЛ (греч. Παῦλος , лат. Paulus) [вероятно, 5–10, г. Тарс в Киликии, Малая Азия (ныне Тарсус, Турция) – 64–67, Рим], первоверховный апостол (наряду с ап. Петром ; при этом П. не входит в число 12 апостолов), автор посланий (писем), включённых в состав Нового Завета, христианский святой. Сведения о его жизни представлены в новозаветных текстах: кн. Деяния апостолов и его собств. посланиях, а также в ранних апокрифах («Деяния Павла и Фёклы», 2 в.). Абсолютная хронология событий при этом весьма приблизительна.
Закон Божий
Когда побивали камнями святого первомученика Стефана, один еврейский юноша именем Савл, охранявший одежды, сброшенные с себя людьми, побивавшими св. Стефана, одобрял это убийство. Савл был противником христиан, он участвовал в преследовании их, входил в дома христиан, хватал их и отдавал в темницу, терзая Церковь Христову. Он, не довольствуясь преследованиями христиан в иудейской земле, испросил у первосвященника позволения идти в сирийский город Дамаск разыскивать там христиан и, связав, их, приводить в Иерусалим на суд и мучения.
Когда же Савл шел в Дамаск и приближался к городу, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?»
Савл опросил: «Кто Ты, Господи?»
Господь сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна».
Савл в трепете и ужасе сказал: «Господи! что повелишь мне делать?»
И Господь сказал ему: «встань и иди в город, куда шел; там тебе будет сказано, что нужно делать».
Люди же, шедшие с Савлом, стояли в оцепенении, слыша голос и никого не видя. Когда Савл поднялся с земли, глаза у него были открыты, но он ничего не видел. Тогда спутники его взяли его за руку и привели в Дамаск. Там он три дня провел в молитве и ничего не ел и не пил.
В то время в Дамаске находился один из числа семидесяти апостолов Господних по имени Анания. Голос Господа повелел ему идти в дом, где был Савл, возложить на него руку и вернуть ему зрение. Апостол Анания пришел к Савлу и, когда возложил на него руки, как бы чешуя спала с глаз Савла, он сразу прозрел (стал видеть), и встав, тотчас же принял от Анании святое крещение. (Крещение Савла относится к 37 году по Р. Хр.).
Савл принял в христианстве имя Павел и стал самоотверженным проповедником веры Христовой. Потом Господь Иисус Христос опять явился Павлу и повелел ему идти к язычникам и учить их вере христианской, т. е., сделал его Своим апостолом.
Апостол Павел закончил жизнь свою мученическою смертью. За его огромные апостольские труды, он, наравне с апостолом Петром, именуется Церковью первоверховным апостолом.
Павел, Св. апостол
Св. апостол Павел. Апостол (хотя и не из первых двенадцати), в основном известен по посланиям из Нового Завета, принадлежащим его перу, а также по «Деяниям апостолов» Св. Луки. Впервые упоминается в Новом Завете как свидетель побития камнями Св. Стефана, первого дьякона церкви. Он родился в Тарсе в Малой Азии ок. 10 года. Первоначальное имя его было Савл. По крови он был иудей, но от своего отца унаследовал римское гражданство — обстоятельство, имеющее отношение к некоторым из его тем в искусстве: Обращение и Мученичество. Савл начал своё образование в Тарсе и закончил его в иерусалимской школе Гамалиила, когда началось гонение на первых христиан. Савл был послан в Дамаск, чтобы разрушить небольшую общину христиан. На пути произошло его обращение, Савл крестился и взял при крещении имя Павел. Некоторое время он жил в уединении в пустыне, а затем присоединился к другим ученикам Христа и стал величайшим проповедником веры Христовой. Он совершил три больших миссионерских путешествия по Малой Азии и Греции. Его особая миссия — несение вести о христианстве в нееврейский мир, и поэтому его называют «апостолом язычников». В Палестине его арестовали и как римского гражданина передали в руки к императору Нерону. Считается, что ряд своих посланий Павел написал, находясь в тюрьме в Риме. Традиция утверждает, что Павел претерпел мученическую смерть от меча. Тесно связан с образом и деятельностью Св. Петра: их обоих считают первооснователями Христианской Церкви, и именно в этой роли они обычно предстают в религиозной живописи. Ранние источники описывают Павла как человека невысокого роста, лысого и неуклюжего. Некоторые из этих особенностей сохранились в эпоху Ренессанса, включая сюда и темную бороду. В искусстве начиная с XVII века он иногда изображается подобно библейским патриархам: высоким, седобородым, с развевающимися волосами. Поскоьку ряд аспектов учения Св. Павла был воспринят лютеранами, то в странах победившей Контрреформации его изображения встречаются все реже. Его обычными атрибутами являются меч — орудие его смерти, и свиток или книга — как эмблема авторства Посланий. Обычны его парные изображения с апостолом Петром, часто по сторонам от Христа или Девы Марии. В этом контексте они символизируют собственно еврейский народ и язычников (их союз) — именно им было передано христианское послание. Наиболее часты следующие мотивы, связанные с дечтельностью Св. Павла: 1. Обращение (Савла) Св. Павла [Деян. 9:1-9]. Самая известная и наиболее распространенная (в западном искусстве) из тем, связанных с Павлом. По дороге в Дамаск, где он собирался получить права от синагоги на арест Христа, Павла осиял свет с неба. Он пал на землю, ослепленный сиянием. Голос Бога, который слышали и другие его спутники, сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» И голос ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Благодаря традиции, опирающейся на библейское изречение «Погибели предшествует гордость, а падению — надменность» [Притчи 16:18] со средних веков произошло сближение в манере изображания как этого сюжета, так и аллегории Гордыни в виде падающего с лошади всадника. В качестве примера можно привести полотно Караваджо «Преображение святого Павла» (1600). Довольно часто Павел изображается в римском воинском облачении. Обычны также образы Христа, возможно, с тремя ангелами в небе. 2. Возвращение зрения Св. Павелу Ананией [Деян., 9:10- 19]. Анания, один ученик, живший в Дамаске, повинуясь видению, отправился к Павлу дабы вернуть ему зрение, возложением рук на голову. Павел изображается коленопреклоненным перед Ананией. Рядом с ним лежит его воинское снаряжение. Парящий голубь Св. Духа служит указанием на последующее крещение Ананией Павла. Этот сюжет также встречается в западном искусстве: Павла, стоящего в купальне сопровождают читающий слова крещения анания и прислужник со свечой. 3. Св. Павел исчезает из Дамаска [Деян., 9:23-25]. Эпизод весьма редкий (кроме декора готических соборов) эпизод изображает постыдное бегство из города в спущенной со стены корзине. 4. Спор в Антиохии [Гал., 2:11-14]. Сюжет касается встречи Павлом в начале своих миссионерских путешествий Петра. Ранний пример догматического и, судя по изображениям, бурного спора. Петра как христианин иудей обвинял Павла в компрометировании принципов и непоследовательности в общении с обращенными язычниками. 5. Ослепление Елима [Деян., 13:6—12]. В пору проповеди Павел и Варнава в Пафе (Кипре) их призвал римский проконсул Сергий. Волхв двора проконсула Елима попытался воспротивиться их речи и был ослеплен Павлом. Сергий восседает на троне в тоге и лавровом венке, окруженный гвардейцами с фасциями (римский символ власти). На переднем плане Елима слепо, ощупью направляется вперед. Тема была популярна как демонстрация силы веры перед язычниками; близка таким сюжетам как Симон-Волхв и Петром, испытание огнем Франциска Ассизского. Наиболее популярная сцена изображает Симона, низвергающегося с неба. На переднем плане Петр и Павел молят небеса. 6. Св. Павел и Св. Варнава (жертвоприношение) в Листре [Деян., 14:8-18]. Жители Ликаонии увидев чудесное исцеление в Листре (город в Малой Азии) одного хромого от рождения (не владевшего ногами), уверовали в то, что Павел и Варнава — Меркурий (Ермий) и Юпитер (Зевс). , вновь пришедшие на землю в человеческом обличий. Меж Ликаонийцами существовало древнее предание о посещении некогда их земли этими богами, а потому появление апостолов признали как бы за повторение божеской к ним милости. Жрец храма Юпитера привел волов и принес венки, для жертвоприношения, когда апостолы в ужасе разодрали свои одежды и страстными увещеваниями предотвратили принесение жертвы. В этой сцене обычно изображается напирающая толпа народа, священник с топором в руках и Павел у алтаря, разрывающий на себе плащ. На земле обычно лежат костыли хромого. 7. Арест Павла в Филиппах [Деян., 16:16-26]. Проповедуя в старинном македонском городе Павел и его спутник Сила были брошены в темницу. В результате землетрясения двери тюрьмы и цепи узников были разбиты, но узники не предпринимая никаких попыток к бегству, крестили тюремного стража, а затем и всю его семью. При изображении этого сюжета землетрясение может быть представлено в виде Титана, выбирающегося из-под земли. Такие картины иногда образует пару к изображению освобожденного из тюрьмы апостола Петра. 8. Св. Павел, проповедующий в Афинах [Деян., 17:16-34]. В Афинах Павел проповедовал перед Ареопагом, судебным советом Афин (одной из функций которого было слушанье дел, касавшихся религиозных вопросов). Значение этому событию придает обращение в христианство Дионисия (Дени) Ареопагит. Согласно ряду ранних источников, он стал первым епископом Афин. Для привязки изображаемой сцены к Ареопагу (греч. — «Холм Ареса») — на котором стоял храм Марса, давший название афинскому суду, — может быть изображена стоящая перед храмом статуя Марса. 9. Св. Павел, проповедующий в Ефесе [Деян., 19:19-20]. Один из первых сюжетов, изображающих сожжение книг. Ефес, — большой торговый город Малой Азии и центр языческого культа плодородия. Павел обратил в христианство несколько языческих жрецов, которые затем по собственной воле публично сожгли свои священные книги. 10. Экстаз (видение) Св. Павла Тема, апеллирующая к Контрреформации: Я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который (..) был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. [2 Кор., 12:1-3] Барочная живопись изображает Павла, уносимого ангелами, обычно тремя что символизирует три неба. 11. Кораблекрушение на острове Мелита (Мальта) [Деян., 28:1-6]. На пути в Рим, где он должен был предстать перед судом, Павел с другими заключенными потерпел кораблекрушение у Мальты. Островитяне гостеприимно встретили их, разожгли костер, чтобы они обсохли и отогрелись. Когда Павел собирал хворост, на него напала змея и повисла на его руке. Он сбросил её в огонь, а сам остался невредим. Жители острова восприняли это как знак того, что он был Богом. Змея как христианский символ Сатаны наделяет сюжет дополнительным смыслом. 12. Воскрешение царского сына в Антиохии. В «Золотой легенде» рассказывается о том, как в Антиохии Петр и Павел вернули к жизни Теофила, сына царя Сирии. Юноша стоит на коленях перед ними, готовый подняться. Рядом лежат черепа и кости; означая его воскресение. Петр протягивает руку в благословляющем жесте. Павел на коленях молится. 13. Мученичество (обезглавливание) Св. Павла. Традиция фиксирует, что Павел и Петр были замучены в Риме в один и тот же день. Они изображаются за городскими воротами, уводимыми в темницу. Позже, в момент их смерти, Петр молится, стоя на коленях у своего креста; Павлу, который был римлянином, была уготована более почетная и быстрая казнь — усекновение головы мечом. Он стоит на коленях у плахи. Павел часто изображается один. Он по пояс обнажен, его римское оружие лежит рядом с ним; палач заносит меч; спускаются ангелы, неся пальмовую ветвь мученика и лавровый венок. Другая легенда повествует о том, что по пути на казнь Павел повстречал христианку по имени Плаутилла, которая дала ему свою вуаль, чтобы завязать его глаза. Иногда он изображается именно так — с завязанными глазами. После своей смерти он явился ей в видении и вернул вуаль, покрытую кровью. Иногда голова Павла изображается на блюде, подобно голове Иоанна Крестителя, но с завязанными глазами). Она также может источать три струи крови — возможно, символы Веры, Надежды и Любви (место, традиционно считающееся местом его казни, известно как «Три фонтана»). Помимо этих сбственно житийных сюжетов со Св. Петром тесно связаны истории других святых христианской церкви. • Об обстоятельствах встречи Павла со Св. Лукой, евангелистом сведений нет, но Павел постоянно сопровождал прославленного апостола и преданно вел записи о его житии. • Первая (согласно традиции) христианская мученица Фекла, обратилась в христианство после проповеди Павла. • Императору Константин Великий, страдавшему проказой (единственным средством её лечения в то время считалось омовение в крови невинных младенцев), во сне явились Свв. Петр и Павел. Они «направили» его к Св. Сильвестру, который часто изображается с портретами Петра и Павла в руках. Христианская символика средних веков знала также картину «мистической мельницы». Пророк Исаия насыпает в её воронку пшеничные зерна Ветхого Завета, а апостол Павел подхватывает получаемую муку. В иных красочных изображениях зерна насыпают четыре евангелиста, в то время как апостолы подводят реки, приводящие мельничное колесо в движение. Главы общин принимают муку, а Иисус распределяет выпеченные из нее гостий среди верующего народа; Христос сам является хлебом жизни. В символичеком образе Мудрых и Неразумных Дев первые изображаются принимаемыми Христом или Св. Петром в небесные врата; неразумных же прогоняет Св. Павел (отгоняет мечом, подобно архангелу Михаилу).
В христианской традиции «апостол язычников», не знавший Иисуса Христа во время его земной жизни и не входивший в число двенадцати апостолов, но в силу особого призвания и чрезвычайных миссионерско-богословских заслуг почитаемый как «первопрестольный апостол» и «учитель вселенной» сразу после Петра и вместе с ним. П. происходит из колена Вениамина, родился в малоазийском городе Таре (в Киликии); он — наследственный римский гражданин (Деян. 22, 25-29), с чем связано его римское имя (евр. имя П.- Саул, в традиционной передаче Савл (см. рис.), дано в честь царя Саула, также происходившего из колена Вениамина). П. зарабатывал на жизнь изготовлением палаток (18, 3). Был воспитан в строгой фарисейской традиции (26, 5), учился в Иерусалиме у известного рабби Гамалиила Старшего (22, 3). Преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам, составлявшим иерусалимскую общину. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями (7, 58, 8, 1), в арестах христиан в Иерусалиме (8, 3). Намереваясь начать широкое преследование бежавших из Иерусалима членов общины, он направляется в Дамаск (9, 1-2). Однако на пути в Дамаск он испытал чудесное явление света с неба, от которого пал на землю и потерял зрение; голос укорил его («Савл, Савл! Что ты гонишь меня?», 9, 4) и велел слушаться тех, кто скажет ему в Дамаске, что делать. «Видение в Дамаске» стало поворотным событием в жизни П. Исцелившись от слепоты по молитве христианина Анании, П. принимает крещение и начинает проповедь христианства в Аравии (Гал. 1, 17), затем в Дамаске, откуда ему пришлось бежать, спустившись ночью по городской стене в корзине (Деян. 9, 24-25). Но по-настоящему его миссионерские пути начинаются с Антиохии, культурной столицы эллинизма. Далее он проповедует христианство в Киликии, на Кипре, в Галатии, Македонии, Афинах (он «возмутился духом при виде этого города, полного идолов», 17, 16), Коринфе, Эфесе, Испании. Нередко его встречают враждебно — побивают камнями, избивают палками, бросают в темницу (откуда П., воззвав к богу, чудесно освобождён: «вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы», 16, 26). В доказательство правоты нового вероучения П., «исполнившись духа святого» (13, 9 и др.), творит чудеса: насылает слепоту на «волхва лжепророка» (13, 6-12), исцеляет хромого (это имело среди язычников неожиданный эффект: они начали кричать: «боги в образе человеческом сошли к нам» и намеревались принести жертвы П. и его спутнику, которым пришлось убеждать толпу в том, что они простые люди, желающие обратить их «от богов ложных» к «богу живому», 14, 8-18) и даже воскрешает умершего (20, 9-12). Несмотря на неблагоприятное предсказание, П. отправляется в Иерусалим, где он схвачен иудеями, закован в цепи и чуть было не убит, но как римский гражданин отправлен в Кесарею к римскому наместнику, а оттуда по морю в Рим (П. предрекает кораблекрушение, что и сбывается, однако П. и его спутники чудесно спасены); ядовитая змея не причиняет ему вреда (28, 3-6). В Риме, проповедуя, он живёт два года (28, 30-31). О казни П. в новозаветных текстах не сообщается; последующее предание относит её ко времени гонений Нерона на христиан (ок. 65); он был казнён в Риме вместе с апостолом Петром. Рассказывается о чудесах, сопровождавших его смерть: его отрубленная голова выговаривает в последний раз имя Иисуса Христа; на том месте, где она упала, начинают бить три родника (откуда название римского монастыря Тре Фонтане), и т. п.
П. приписывается авторство 14 посланий, входящих в Новый завет (большинство современных исследователей считает большую часть посланий действительно принадлежащими П. (см. рис.), а его — подлинным историческим лицом, история жизни которого подверглась мифологизации). Апокрифический «Апокалипсис Павла» (возник ок. 400) описывает видения П. во время его вознесения «до третьего неба» (ср. 2 Кор. 12, 2), посещение им места обитания праведников и ада (его описание близко к картине ада в «Божественной комедии» Данте). На славянском языке апокриф известен под названиями «Слово о видении апостола Павла» или «Хождение апостола Павла по мукам».
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Павел, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5921 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 274 Словарь)]Как художники изобразили как анания возвращает зрение апостолу павлу
Павел. Апостол (хотя и не из первых двенадцати). Его особая миссия была в языческом мире. Он родился в Тарсе в Малой Азии ок. 10 года. По крови он был иудей, но от своего отца унаследовал римское гражданство — обстоятельство, имеющее отношение к некоторым из его тем в искусстве. (См. Обращение и Мученичество, ниже.) Впервые он упоминается в Новом Завете как присутствовавший при побитии камнями Стефан. Ранние документы характеризуют Павла как человека невысокого роста, лысого и неуклюжего. Ренессанс, следуя средневековым художникам, как правило, наделяет его некоторыми из этих характерных особенностей, обычно включая сюда темную бороду. В искусстве XVII века и более позднего времени он предстает иногда высоким и седобородым, с развевающимися волосами — своего рода тип патриарха. Аспекты учения Св. Павла были восприняты лютеранами, что послужило причиной потери расположения к нему в странах, в которых восторжествовала Контрреформация, и с тех пор он вес реже изображается в искусстве этих стран. Его обычными атрибутами являются Меч, которым он был казнен, и — как автора Посланий — Книга или Свиток. Как религиозная фигура, Павел часто предстает в паре с апостолом Петром — по обе стороны от Христа или Девы Марии на троне. Здесь они олицетворяют союз основателей христианских церквей: Петр символизирует изначальный иудейский элемент. Павел — языческий.
1. Обращение Св. Павла (Деян., 9:1—9). Самая известная и наиболее распространенная из тем, связанных с Павлом. По дороге в Дамаск, где он собирался получить права от синагоги на арест Христа, Павла осиял свет с неба. Он пал на землю, ослепленный сиянием. Голос Бога, который слышали и другие его спутники (художники это ясно изображают), сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Люди, шедшие с ним, привели его в город, где, как указал голос, ему было сказано, что он должен сделать. Согласно традиции, идущей от средневековой манеры изображать Гордыню в виде падающего с лошади всадника, Павел совершает свое путешествие на лошади. Он лежит на земле, как если бы только что упал с лошади, распростертый в страхе или в беспамятстве. Он может быть в римском воинском облачении. В небе является Христос, возможно, с тремя ангелами. Спутники Павла бегут, чтобы помочь ему подняться, или пытаются усмирить вздыбившихся лошадей.
2. Св. Павел, которому Анания вернул зрение (Деяп., 9:10— 19). Анания, один ученик, живший в Дамаске, узнал, благодаря видению, что ему надлежит отправиться к Павлу и вернуть ему зрение, возложив руки ему на голову. Павел изображается коленопреклоненным перед Ананией. Рядом с ним лежит его воинское снаряжение. Над ним парит ГОЛУБЬ Св. Духа. Впоследствии Анания крестил Павла. Он читает слова крещения Павлу, стоящему в купальне. Прислужник держит свечу.
3. Св. Павел исчезает из Дамаска (Деян., 9:23—25). Жизни Павла угрожали иудеи, потому он ночью тайно исчезает из города, будучи спущенным со стены в корзине. Этот хорошо известный, хотя мало вяжущийся с чувством личного достоинства эпизод изображается в искусстве готических соборов, но позже встречается редко.
4. Спор в Антиохии (Гал., 2:11 — 14). Ранний пример догматического спора. В начале своих миссионерских путешествий Павел, повстречав в Антиохии Петра, обвинил его в компрометировании его принципов как иудея-христианина тем, что тот был непоследователен, когда имел дело с обращенными язычниками. Два апостола изображаются бурно дискутирующими. Павлу, по-видимому, удается убедить Петра своими жестами и экспрессией.
5. Ослепление Клима (Деян., 13:6—12). Когда Павел и Варнава проповедовали в Пафе, на Кипре, римский проконсул Сергий послал за ними, поскольку желал их слышать. Елима, волхв двора проконсула, пытался воспротивиться их речи и был ослеплен Павлом. Сергий восседает на троне, на нем тога и лавровый венок (Лавр). Его офицеры держат фасиции (римский символ власти). На переднем плане Елима слепо, ощупью направляется вперед. Варнава, подобно Павлу, может выделяться своим нимбом. Популярная тема христианского святого, демонстрирующего силу своей веры перед правителем-язычником, изображается также в сюжетах с Петром (12) и Франциском Ассизским (5).
6. Св. Павел и Св. Варнава в Листре; жертвоприношение в Листре (Деян., 14:8—18). Язычники, жители Листры (город в Малой Азии), ставшие свидетелями чудесного исцеления одного хромого от рождения, уверовали в то, что Павел и Варнава есть Меркурий и Юпитер, пришедшие на землю в человеческом обличий. Когда жрец храма Юпитера привел волов и принес венки, чтобы совершить жертвоприношение, апостолы в ужасе разодрали свои одежды. Страстными увещеваниями они предотвратили принесение этой жертвы. Сцена происходит перед храмом, где священник с топором в руках собирается зарубить вола. Павел у алтаря разрывает на себе плащ. Толпа напирает. На земле лежат костыли хромого.
7. Арест Павла в Филиппах (Деян., 16:16—26). Во время проповеди в Филиппах, старинном городе Македонии, Павел и его спутник Сила были схвачены и брошены в темницу. В результате произошедшего землетрясения двери тюрьмы отворились и цепи узников разорвались. Павел и Сила, не предпринимая никаких попыток к бегству, крестили тюремного стража, а затем и всю его семью. Землетрясение может изображаться в виде Титана, выбирающегося на поверхность из-под земли. Этот сюжет иногда образует парную картину к изображению апостола Петра (11), освобожденного из тюрьмы.
8. Св. Павел, проповедующий в Афинах (Деян., 17:16—34). Павел изображается проповедующим перед собравшимся Ареопагом, судебным советом Афин (одной из функций которого было слушать дела, касавшиеся религиозных вопросов). Значительным событием было, когда Дионисий (иначе Дени) Ареопагит (его можно видеть на переднем плане) был обращен в христианство (см. Дени). Согласно некоторым ранним источникам, он стал первым епископом Афин. Ареопаг (греч. — «Холм Ареса [Марса]») — название холма, на котором стоял храм Марса и от которого произошло название афинского суда. Статуя Марса (Ареса) может быть изображена стоящей перед храмом,
9. Св. Павел, проповедующий в Ефесе (Деян., 19:19—20). В Ефесе, большом торговом городе в Малой Азии, центре языческого культа плодородия, Павел обратил в христианство несколько языческих жрецов, которые затем по собственной воле принесли свои книги и публично сожгли их. Они изображаются устраивающими костер из книг у ног Павла, проповедующего на городской площади.
10. Экстатичное видение Св. Павла, Тема, апеллирующая к Контрреформации, взята из 2 Кор., 12:1—3: «Я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который (. ) был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». «Барочная живопись изображает Павла, уносимого ангелами, обычно тремя, что символизирует три неба.
11. Кораблекрушение Павла на острове Мелита (или Мальта) (Деян., 28:1—6). На пути в Рим, где он должен был предстать перед судом, Павел с другими заключенными потерпел кораблекрушение у Мальты. Островитяне гостеприимно встретили их, разожгли костер, чтобы они обсохли и отогрелись. Когда Павел собирал хворост, на него напала змея и повисла на его руке. Он сбросил ее в огонь, а сам остался невредим. Жители острова восприняли это как знак того, что он был Богом. Змея как христианский символ Сатаны наделяет сюжет дополнительным смыслом.
12. Воскрешение царского сына в Антиохии. «Золотая легенда» рассказывает о том, как в Антиохии Петр и Павел вернули к жизни Теофила, сына царя Сирии. Юноша стоит на коленях перед ними, готовый подняться. Рядом лежат черепа и кости, означая его воскресение. Петр протягивает руку в благословляющем жесте. Павел на коленях молится.
13. Мученичество (или обезглавливание) Св. Павла. Традиция фиксирует, что Павел и Петр были замучены в Риме в один и тот же день. Они изображаются за городскими воротами, уводимыми в темницу. Позже, в момент их смерти. Петр молится, стоя на коленях у своего креста; Павлу, который был римлянином, была уготована более почетная и быстрая казнь — усекновение головы мечом. Он стоит на коленях у плахи. Павел часто изображается один. Он по пояс обнажен, его римское оружие лежит рядом с ним; палач заносит меч; спускаются ангелы, неся Пальмовую ветвь мученика и лавровый венок (Корона). Другая легенда повествует о том, что по пути на казнь Павел повстречал христианку по имени Плаутилла, которая дала ему свою вуаль, чтобы завязать его глаза. Иногда он изображается именно так — с завязанными глазами. После своей смерти он явился ей в видении и вернул вуаль, покрытую кровью. Иногда голова Павла изображается на блюде, подобно голове Иоанна Крестителя (только с завязанными глазами). Она также может источать три струи крови — возможно, символы Веры, Надежды и Любви (место, традиционно считающееся местом его казни, известно как «Три фонтана»). См. также Сильвестр.
а. Павел и первосвященник Анания (23:1–5)
а. Павел и первосвященник Анания (23:1–5)
Во–первых, почему первосвященник был так разгневан вступительной фразой Павла, что велел бить его по губам? Вряд ли его били за то, что он начал говорить, не дождавшись разрешения. Сомнительно также, что были затронуты принципы и познания первосвященника, хотя любое утверждение о доброй совести перед Богом было (по его мнению) наглой ложью. Не похоже также на то, что первосвященник был возмущен тем, что Павел не признавал своей вины. Самым правдоподобным объяснением следует считать следующее: Анания понял слова Павла как утверждение о том, что он продолжал оставаться верным иудеем, служившим Богу с доброй совестью всю свою жизнь и даже «до сего дня», когда он является христианином (как до, так и после своего обращения). То же самое Павел утверждал и во 2 Послании к Тимофею 1:3. Для Анании это было верхом высокомерия, даже богохульства.
Во–вторых, почему ответный выпад Павла прозвучал так грубо? Джером, по–видимому, стал первым комментатором, кто привлек внимание к контрасту между поведением Иисуса и Павла перед судьями. Иисус отреагировал намного более сдержанно, когда Его ударили по лицу (Ин. 18:22–23; ср.: 1 Пет. 2:23). Кроме того, Павел лишь незадолго до этого писал о себе и о своих братьях:
«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим» (1 Кор. 4:12). Возможно, он все–таки потерял выдержку, потому что после этого Апостол так или иначе извинился, объяснив, что ответил бы иначе, если бы знал, что разговаривает с первосвященником. Но отчего он не узнал первосвященника? Было предложено много возможных объяснений. Хенчен, говоря о словах Павла, утверждает: «Трудно поверить, что они заставили многих теологов предпринять отчаянные попытки разгадать причину их произнесения» [458]. Некоторые исследователи считают, что собрание синедриона было неофициальным, поэтому первосвященник не был облачен в соответствующую одежду и не сидел на месте председательствующего, а потому узнать его было трудно. Другие полагают, что в шуме голосов в зале суда Павел не расслышал, кто именно повелел бить его. Третьи понимают слова Павла как сарказм, словно он этим хотел сказать: «Я не мог представить, чтобы такой человек, как ты, мог быть первосвященником» [459]. Но я объясняю происшедшее тем, что Павел, как известно, плохо видел (напр.: Гал. 4:13–16; 6:11). В этом случае «стена подбеленная» может быть не столько намеком на высокомерие (Иез. 13:8 и дал.; Мф. 23:27), сколько грубоватым сравнением фигуры в белом облачении с размытым пятном, которое видел Павел.
Похожие главы из других книг
Первосвященник Анания (23:2-10).
Первосвященник Анания (23:2-10). Он приказал бить апостола по устам и тем ясно показал свою демоническую одержимость; демоны более всего ненавидят уста возвестителей Божьей истины.Известно, еще из книги Бытия, что диаволу змию дана власть только над пятою человека, Богу
Анания Святой Анания был проповедником в городе Дамаске. Известен же он более всего тем, что совершил крещение над Савлом — будущим апостолом Павлом. О подробностях этого важного в истории раннего христианства события книга Деяний святых апостолов не сообщает.
Анания, как первообраз современных европейских коммунистов.
Анания, как первообраз современных европейских коммунистов. Анания, еще не возвысившийся до сознания того, что общение имуществ условливается нравственным единением и любовью друг к другу первых христиан, увлекся этим неизвестным древнему миру духом
2. Анания и Сапфира наказаны за лицемерие (5:1—11)
2. Анания и Сапфира наказаны за лицемерие (5:1—11) История обмана и смерти этих супругов имеет важное значение по нескольким соображениям. Она показывает честность Луки как историка — он не утаил этот скверный эпизод. Автор проливает свет на внутреннюю Жизнь первой
3. Савл и Анания: появление Савла в церкви в Дамаске (9:10–25)
3. Савл и Анания: появление Савла в церкви в Дамаске (9:10–25) В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. 11 Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по
Преподобный Анания Новгородский (+ 1581)
Преподобный Анания Новгородский (+ 1581) Память его празднуется 17 июняПрп. Анания, инок новгородского Антоние-ва монастыря, был иконописцем и строгим исполнителем иноческих правил. За 33 года своей иноческой жизни он ни разу не выходил за врата своего монастыря и отгонял от
Глава XVII. Павел в Фессалонике и Верии (1-14). Павел в Афинах (15-34)
Глава XVII. Павел в Фессалонике и Верии (1-14). Павел в Афинах (15-34) 1 Амфиполь — афинская колония, в то время главный город первого округа Македонии, на речке Стримоне, к юго-западу от Филипп.Аполлония — небольшой город к юго-западу от Амфиполя, причислявшийся тогда к македонской
Глава II. Ап. Павел признается на соборе в Иерусалиме вполне правильно действующим проповедником Евангелия (1-10). Ап. Павел сам обличает Ап. Петра в Антиохии (11-21)
Глава II. Ап. Павел признается на соборе в Иерусалиме вполне правильно действующим проповедником Евангелия (1-10). Ап. Павел сам обличает Ап. Петра в Антиохии (11-21) 1-10 В доказательство того, что Апостол Павел всегда был признаваем в Церкви истинным Апостолом Христовым,
Первосвященник
Первосвященник см.: Священники и левиты.
Анания и Сапфира
Анания и Сапфира Один человек, которого звали Анания, вместе с женой своей Сапфирой тоже продал принадлежавшее им имение, 2 но, с согласия жены, утаил часть денег, а остальное принес и положил к ногам апостолов.3 Петр же сказал: «Анания, как мог сатана так овладеть тобою, что
Анания и Сапфира
Анания и Сапфира 1 Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой, продал своё имение 2 и часть вырученной суммы оставил себе, причём его жена знала об этом. Остальное же он принёс и положил к ногам посланников Масиха. 3 Петир сказал ему:— Анания, как это
Анания и Сапфира
Анания и Сапфира 1 Один же человек, по имени Анания, вместе со своей женой Сапфирой, продал свое имение 2 и часть вырученной суммы оставил себе, причем его жена знала об этом. Остальное же он принес и положил к ногам апостолов. 3 Петр сказал ему:— Анания, как это сатана мог
Анания В раннехристианском сообществе была принята коммунистическая форма собственности: Деян., 4: 32. …и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Деян., 4: 34–35. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или
Святой апостол Анания
Святой апостол Анания Святой апостол Анания принадлежит к числу семидесяти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний святых апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший
Анания, Мисаил и Азария
Анания, Мисаил и Азария Навуходоносор возвысил Даниила, одарил его богатством и хотел поставить его над всем Вавилоном. Но Даниил попросил царя поставить над страной его друзей, Ананию, Мисаила и Азарию, сам же остался при царском дворе.Вскоре Навуходоносор приказал
АНАНИЯ преподобный, иконописец Антониевского монастыря, упоминается в летописях новгородских между угодниками новгородскими; он преставился 1521 г. О месте его погребения никаких сведений нет (21) Ист. Росс. Иер. III,
İncəsənət haqqında bildikləriniz və bilmədikləriniz İncəsənət. Rəssamlıq, Heykəltəraşlıq, Musiqi, Ədəbiyyat, Qrafika, Boyakarlıq, Dekorativ-tətbiqi sənət…
Маsaccio(rusca – Мазаччо) Part 2
Avtoportret (mərkəzdə)Brankaççinin kapellası freskasındakı «Müqəddəs Pyotr kafedrada» fraqmenti
Мазаччо (итал. Masaccio; устар. вариант — Мазаччьо, собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец. Представитель флорентийской школы.
3. Крещение неофитов.
Мазаччо. Крещение неофитов.
Эпизод взят из «Деяний апостолов» (2:41) : «Итак охотно принявшие слово его крестились и присоединились в тот день душ около трёх тысяч;». Реставрация 1980х годов, позволившая снять слой копоти от свечей и пожара, обнажила всю прелесть светлых красок этой фрески, её великолепное исполнение, и подтвердила восторженные отзывы, которыми она награждалась со времён Маглиабекьяно и Вазари.
На фреске изображён апостол Пётр, совершающий обряд крещения. На втором плане расположились фигуры неофитов, готовых принять новую веру. Древние авторы особенно восторгались естественностью позы обнажённого юноши, озябшего в ожидании обряда. Вся группа, изображающая «около трёх тысяч душ», состоит из 12 человек (Пётр 13-й), и своим числом перекликается с двенадцатью апостолами образующими «человеческий Колизей» (Христос 13-й) из фрески «Чудо со статиром».
В прошлом несколько учёных утверждали, что эта фреска не полностью выполнена рукой Мазаччо, что в ней принял участие либо Мазолино, либо Филиппино Липпи. Лонги (1940) считал, что две фигуры слева от Петра являются работой Филиппино. Его поддержал Ф. Болонья (1966). Прокаччи (1951) верил, что кроме этого Мазолино написал и голову самого Петра, однако после реставрации 1980х у него не осталось сомнений, что фреска целиком выполнена Мазаччо. Парронки (1989) утверждает, что два портрета слева от Петра написаны неизвестным ассистентом Мазаччо, а голова Петра выполнена так низкокачественно, что не может быть работой ни Мазаччо, ни Мазолино. После реставрации вновь разгорелась дискуссия о кооперации Мазолино и Мазаччо: например, Берти (1989) утверждает, что Мазолино автор всего пейзажного фона в этой фреске.
4. Святой Пётр исцеляет больного своей тенью.
Мазаччо. св. Пётр исцеляет больного своей тенью.
Сюжет фрески (разм. 230х162см) взят из «Деяний апостолов» (5:12-16), в книге он следует сразу за историей Анании, которая изображена на соседней фреске справа. Апостолы совершали множество чудес, благодаря чему число верующих росло. Уверовавшие выносили больных на улицы Иерусалима в надежде на то, что Пётр своей тенью осенит кого-нибудь из них. Люди приезжали даже из других селений, и все исцелялись.
Учёные никогда не сомневались, что фреска целиком принадлежит кисти Мазаччо. Начиная со времён Вазари, который считал человека в красной повязке портретом Мазолино, и поместил его на странице жизнеописания этого художника, исследователи пытались идентифицировать изображённых персонажей с историческими личностями. Меллер (1961) считал, что бородатый мужчина, сложивший руки в молитве, – портрет Донателло, а Берти (1966) полагал, что Донателло – это пожилой человек с седой бородой, который изображён между Петром и Иоанном.
Художник поместил события на современную ему флорентийскую улицу. Мазаччо изобразил её в перспективе, уходящей за спины апостолов. Исследователи считают, что здесь изображён район церкви Сан Феличе на Пьяцца; её запоминающаяся колонна с коринфской капителью видна за спиной Иоанна. На улице расположились дома, характерные для средневековой Флоренции. Нижняя часть фасада крайне левого здания напоминает Палаццо Веккьо, а верхняя Палаццо Питти.
5. Раздача имущества и смерть Анании.
Раздача имущества и смерть Анании.
Сюжет взят из «Деяний апостолов» (4:32-37 и 5:1-11). В этом разделе книги описывается, как раннехристианская община собирала имущество в общее пользование, чтобы раздавать его в соответствии со справедливыми принципами. Однако некто Анания, продав своё имение, при вступлении в общину утаил часть вырученных денег. После укоризненных слов апостола Петра Ананию обуял такой страх, что он скончался на месте. Мазаччо в этой фреске (разм. 230х162см) изобразил два сюжета: Пётр раздаёт имущество, пожертвованное апостолам, и смерть Анании, чьё бездыханное тело лежит возле ног Иоанна. Сцене раздачи придана некоторая эпическая торжественность. Всё исследователи были согласны с тем, что фреска целиком принадлежит руке Мазаччо. Недавняя реставрация выявила, что розоватый плащ Иоанна и руки Анании были переписаны Филиппино Липпи поверх фрески Мазаччо (Бальдини, 1986).Наряду с пониманием сюжета фрески, как спасение через веру, существует другая интерпретация, предложенная Лючано Берти(1964). Он считает, что фреска ещё раз восхваляет принятый в 1427 году институт налогообложения Catasto, гарантирующий большее равенство среди населения республики, полагая, что наказание Анании – урок тем флорентийским богачам, которые не хотели платить налоги в полной мере. Меллер (1961) считает, что фреска содержит напоминание о семействе заказчика: человек, стоящий на коленях в красном кардинальском одеянии, и протягивающий руку Петру – возможно, кардинал Ринальдо Бранкаччи, или кардинал Томмазо Бранкаччи.6. Воскрешение сына Теофила и святой Пётр на кафедре
Воскрешение сына Теофила и св. Пётр на кафедре.
На фреске (разм. 230х598см) изображено чудо, сотворённое Петром после того, как он благодаря апостолу Павлу был освобождён из темницы. Согласно «Золотой легенде» Якопо да Варацце, Пётр, придя на могилу умершего 14 лет назад сына Теофила, префекта Антиохии, смог чудесным образом оживить его. Присутствовавшие при этом тотчас уверовали в Христа, в христианство перешёл сам префект Антиохи и всё население города. В результате в городе был построен великолепный храм, в центре которого была установлена кафедра для апостола Петра. С этого престола он читал свои проповеди. Проведя на нём семь лет, Пётр отправился в Рим, где двадцать пять лет восседал на папском престоле – кафедре.Мазаччо вновь изобразил на одной фреске два события: слева и в центре – апостол Пётр воскрешает сына Теофила, справа – апостол Пётр на престоле. Художник разместил сцену в храме, включив в композицию реальных церковных персонажей – представителей кармелитской братии из Санта Мария дель Кармине, и прихожан, среди которых Мазолино, Леон Баттиста Альберти и Брунеллески. Вазари указывал, что фреска была начата Мазолино, однако последующие историки искусства, за редким исключением, считали её работой Мазаччо. В XIX веке учёные вернулись к точке зрения, что это произведение начал Мазолино, а завершал Мазаччо. Кроме того, подавляющим большинством специалистов принята версия, что окончательное завершение фрески было поручено Филиппино Липпи, который дописал пустые места, оставленные Мазаччо, и переписал испорченные и замазанные фрагменты, на которых были изображены враги семейства Медичи, к которым относились Бранкаччи.
Вазари считал, что в виде воскрешённого юноши Филиппино Липпи изобразил живописца Франческо Граначчи, хотя в то время Граначчи был уже далеко не юношей, «…и равным образом месссера Томмазо Содерини, дворянина Пьетро Гвиччардини, отца мессера Франческо, писавшего историю, Пьеро дель Пульезе и Луиджи Пульчи, поэта…» Изучив иконографию и возможные портреты фрески, итальянский учёный Петер Меллер в своей работе «Капелла Бранкаччи: иконографические и портретные проблемы» (1961) подтвердил мнение Вазари, и пришёл к выводу, что фреска, кроме прочего, содержит и политический подтекст: кармелитский монах (четвёртый слева) – портрет кардинала Бранда Кастильоне, сидящий на возвышающемся престоле Теофил – портрет миланского герцога Джан Галеаццо Висконти, а мужчина, устроившийся справа возле его ног – канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати, автор инвектив против миланского правительства. Кроме этого, в правой части фрески возле апостола Петра на кафедре стоят (справа налево) – Брунеллески, Леон Батиста Альберти, Мазаччо и Мазолино.
Пизанский полиптих.
Пизанский полиптих – единственное точно датированное произведение художника; датировка всех остальных его работ приблизительна. 19 февраля 1426 года Мазаччо принял обязательство написать многочастную алтарную картину для капеллы св. Юлиана в пизанской церкви дель Кармине за скромную сумму в 80 флоринов. Заказ исходил от пизанского нотариуса Сер Джулиано ди Колино Дельи Скарси да Сан Джусто, который с 1414 по 1425 год взял на себя права патронирования над этой капеллой. 26 декабря 1426 года полиптих, судя по платёжному документу, датированному этим числом, был готов. В работе над ним приняли участие помощники Мазаччо – его брат Джованни (Скеджа) и Андреа дель Джусто. Раму для этой многочастной композиции исполнил резчик Антонио ди Бьяджо (возможно, по эскизу Мазаччо).
Реконструкция Пизанского полиптиха по фон Тойффель.
Реконструкция центральной части Пизанского полиптиха по Джону Шерману.
Мазаччо. Мадонна с младенцем. 1426. Нац. Галерея, Лондон.
В XVIII веке полипих был разобран и его отдельные фрагменты разошлись по разным музеям. Многие картины были утеряны наряду с оригинальной рамой алтаря. Сегодня от этого большого произведения осталось только 11 картин. Криста Гарднер фон Тойффель предложила вариант его реконструкции, которого сегодня придерживается большинство специалистов. Однако до сих пор остаётся без ответа вопрос, касающийся среднего ряда полиптиха. По одной версии это был обычный многочастный алтарь. По другой, его средняя часть была не многочастной, а цельной (так наз. pala), то есть фигуры святых по сторонам от Мадонны были написаны не на отдельных досках, а на одной большой (согласно Вазари, это были апостол Пётр, Иоанн Креститель, св. Юлиан и св. Николай). Состояние существующих ныне фрагментов не даёт возможности ощутить всё великолепие первоначального замысла. Это был один из первых алтарей, композиционное построение которого было основано на недавно выработанных законах перспективы, с линиями, сходящимися в одной точке. Судя по центральной панели «Мадонна с младенцем», все фигуры центральной части полиптиха были написаны так, словно они освещены одним источником света с левой стороны.
1.Мадонна с младенцем.
Мазаччо. Мадонна с младенцем. деталь.1426. Нац. галерея, Лондон
«Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами» (135х73см) была центральной панелью полиптиха. В 1855 году она хранилась в коллекции Саттона как работа Джентиле да Фабриано. В 1907 году Бернард Беренсон определил её как работу Мазаччо. С 1916 года картина хранится в Национальной галерее, Лондон. Произведение сильно пострадало; оно обрезано в нижней части, на поверхности утраты красочного слоя, обезображенные ретушью. Раньше платье Мадонны было выполнено светящейся красной краской, наложенной на серебряные листы подосновы. Сегодня блестящий декоративный эффект произведения утрачен.Мазаччо здесь практически полностью отказался от основы готической живописи – ясной, плавной линии, обрисовывающей силуэты персонажей, но лепит форму цветом, упрощая её, и сообщая ей обобщённо-геометрическую ритмичность (учёные считают, что фигура Мадонны отражает факт тщательного изучения художником скульптуры Николы Пизано и Донателло). Он также отказывается здесь от декоративной игры узоров, присущих его совместной с Мазолино картине «Мадонна с младенцем и св. Анной», которые, судя по всему, были ему абсолютно чужды. Традиционный для картин XIV века золотой фон у Мазаччо почти полностью закрыт монументальным антично-классическим троном, украшенным маленькими колоннами с коринфским ордером. Тип младенца позаимствован им с античных изображений Геракла в младенчестве; дитя задумчиво сосёт виноград, помогая пальцами лучше его распробовать. Исследователи считают сюжет с виноградом евхаристической аллюзией, символом вина причащения, т.е. в конечном итоге символом крови Христовой, которая будет пролита на кресте. Этот символизм усиливался сценой Распятия, которая находилась прямо над Мадонной с младенцем.
2.Распятие.«Распятие» (разм. 83х63см) с 1901 года хранится в музее Каподимонте в Неаполе. Картина была атрибутирована Мазаччо и отнесена к Пизанскому полиптиху итальянским искусствоведом Лионелло Вентури. Она написана на золотом фоне, только под ногами персонажей изображена узкая полоска земли. Золотой фон символизирует вневременность и иномирность происходящего. Слева стоит Мадонна, справа Иоанн Креститель, у подножья креста в отчаянии раскинула руки Мария Магдалина. В целом эта панель полиптиха выдержана в традициях живописи XIV века. Деформированное тело Христа некоторые исследователи считают неудачной попыткой передать его в перспективном сокращении при взгляде снизу. Несмотря на экспрессивный жест Магдалины, сцене присуща крайняя статичность. Роберто Лонги высказал предположение, что фигура Магдалины была приписана мастером позднее, т.к. у неё иной, чем у остальных персонажей, нимб.3.Апостолы Павел и Андрей.Изображение апостола Павла – единственная часть, оставшаяся от Пизанского полиптиха в Пизе (музей Сан Маттео). Размеры панели 51х31 см. Картина была атрибутирована Мазаччо уже в XVII веке (об этом есть надпись на боковой части). Почти весь XVIII век она хранилась в Опера делла Примациале, а в 1796 году передана в музей Сан Маттео. Павел изображён на золотом фоне с соблюдением иконографической традиции – в правой руке он держит меч, в левой книгу «Деяния апостолов». По своему типу он скорее похож на античного философа, чем на апостола. В прошлом часть критиков считала автором картины помощника Мазаччо – Андреа ди Джусто, однако все современные исследователи разделяют точку зрения, что это работа Мазаччо.Панель с изображением апостола Андрея (разм. 51х31см) хранилась в коллекции Ланкоронски (Вена), затем попала в королевскую коллекцию принца Лихтенштейна (Вадуц), а сегодня находится в музее Пола Гетти (Малибу). Фигуре святого придана монументальность, изображение построено так, словно мы смотрим на него снизу. Правой рукой Андрей держит крест, левой «Деяния апостолов». Подобно изображению Павла, лику Андрея придана философская глубина.
Мазаччо. Апостол Павел. 1426. Сан Маттео, Пиза.
- http://foma.ru/kak-izobrazhayut-apostolov-petra-pavla.html
- http://bigenc.ru/religious_studies/text/2311372
- http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobodskoj/zakon-bozhij/207
- http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB,_%D0%A1%D0%B2._%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB
- http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/dc725f91-b335-4c80-8c9f-0f92d42ae6a9/P1.htm
- http://religion.wikireading.ru/37569
- http://777word.wordpress.com/2010/12/21/%D0%BC%D0%B0sacciorusca-%E2%80%93-%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D1%87%D0%BE-part-2/