Меню Рубрики

Как вы оцениваете учение лютера с точки зрения свободы

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.

Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.

Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

В каком смысле? Для меня Лютер это чувак который хотел можно так сказать хотел покаректирывать церковь то что Папа Римский все остальные не брать взятки, не продавать индульгенции везде даже не совершоные ну и 95-тезис

Если ответ по предмету История отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Срочно!Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности.

Учение Мартина Лютера, немецкого реформатора 16 века, предоставляло б`ольшую свободу личности человека, чем учение католической церкви.
Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма — лютеранство, которое предполагает, что между человеком и Богом не обязателен посредник (в лице церковной организации). В лютеранской церкви нет дорогостоящих обрядов, богослужение ведётся на местном языке.

Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности ?

Я согласна с учением Мартина Лютера,потому что я так же как и он считаю что нельзя брать денег за индульгенцию,и «общение с богом» это не правильно,тем более с богом можно общаться через библию,а не с помощью церковных служителей,которые тоже причём берут деньги

Другие вопросы из категории

оправдать такие действия Петра1? Объясни свою позицию, приведя 2 аргумента.

Министерство внутренних дел

Министерство народного просвящения

ко всем министерствам функции

Читайте также

точки зрения,которую вы разделяете. Свою позицию обоснуйте. Если ни с одной из представленных точек зрения вы не согласны,запишите своё мнение. квадрат тут будет,как ( )
-Это антинародная политика ( )
Это лишь подавление тех или иных враждебных группировок ( )
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО

промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы,
благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVII-XVIII вв.
развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Свое мнение обоснуйте.

едставлял себе целивосстания?Как вы считаете,участники восстания на Сенатской площади чувстования себя людьми,поднявшимися на правое дело,или нарушителями закона,которых ждёт неминуемое наказание?если бы вам пришлось оказаться на Сенатской площади,на чьей стороне были бы ваши симпатии?

в экономику в конце 19-начала 20 века было вполне оправдано и только способствовало быстрому социально-экономическому развитию страны. согласны ли вы с этой точкой зрения? приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего мнения

основные положения учения мартина лютера?

Одним из центральных и востребованных положений философии Лютера считается концепция «призвания» (нем. Berufung). В противоположность католическому учению о противопоставлении мирского и духовного, Лютер полагал, что и в мирской жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога [10]. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного [11].

Труды монахов и священников, какими бы тяжкими и святыми они ни были, ни на йоту не отличаются в глазах Бога от трудов крестьянина в поле или женщины, работающей по хозяйству

Сама концепция «призвания» появляется у Лютера в процессе перевода фрагмента Библии на немецкий язык (Сирах 11:20-21): «пребывай в труде (призвании) своем» [12]
Бугенхаген проповедует на похоронах Лютера

Основной мыслью тезисов было показать, что священники не являются посредниками между Богом и человеком, они лишь должны направлять паству и являть собой пример истинных христиан. «Человек спасает душу не через Церковь, а через веру» — писал Лютер. Он опровергал догмат божественности личности папы, что было ярко продемонстрировано в дискуссии Лютера со знаменитым богословом Иоганом Экком в 1519 году. Опровергая божественность папы, Лютер ссылался на греческую, т. е православную церковь, которая также считается христианской и обходится без папы и его безграничных полномочий. Лютер утверждал непогрешимость Священного Писания, а авторитет Священного предания и соборов ставил под сомнение.

Эпоха реформации

В XVI веке возникли две новые религии — лютеранство и кальвинизм. Во многом эти учения были сходны. Они были призваны помочь представителю среднего класса побороть неуверенность и подвести теоретическую базу под то незавидное положение, в котором он в это время оказался.

Учение Лютера

До эпохи Реформации основные католические доктрины состояли в следующем: человек по природе своей грешен, но имеет свойство стремиться к добру; собственные усилия индивидуума способствуют его спасению; грешник может покаяться и тем самым спастись; человеческая воля свободна в стремлении к добру. В период позднего Средневековья получила распространение практика покупки индульгенций. По церковным канонам индульгенция вступала в силу лишь после того, как покупатель исповедовался и покаялся в содеянных грехах, облегчил душу. Человек знал, что прощение за провинность можно легко приобрести за деньги, и это придавало ему сил, питало надежду и уверенность. Появление практики покупки индульгенций свидетельствовало о зарождении духа нового капитализма. Грех уже не был бременем, которое нужно было всю жизнь нести на своих плечах, а рассматривался как простая человеческая слабость, требующая элементарного сочувствия.

Лютер боролся против формальной власти католической церкви и, в частности, — против практики покупки индульгенций. В своих работах он был ближе всего к среднему классу, на который в то время стремительно начало увеличиваться давление со стороны церкви и развивающейся капиталистической системы. Учение Мартина Лютера освободило человека от необходимости следовать определенным церковным канонам и лишило церковь ее прежней формальной власти. Лютер выдвинул идею, что ответственность за все содеянное лежит непосредственно на человеке, и внешняя власть церкви здесь ни причем.

Лютер проповедовал идеи свободы и независимости, а одновременно — то, что человек по природе своей порочен и беспомощен и не способен творить добро по собственной воле. Ничтожность и порочность человеческой натуры — один из центральных аспектов учения Лютера. Только после того, как человек откажется от своей воли, победит свою гордыню и страсть, он получит шанс обрести милость господнюю.

Лютер считает, что необходимое условие спасения человека — это подчинение его воле Господа, иначе же волю человека оседлает сатана. Уверовав однажды, человек приобретает праведность Христа, но вполне праведным существом он так и не станет, так как греховен по природе своей, и только отказавшись от своей воли и внутренней свободы, может обрести милость Божью.

Бог был для Лютера могущественной внешней силой и Лютер изо всех сил пытался обрести уверенность в безоговорочном повиновении Богу.

По словам Э. Фромма: «С точки зрения психологии, у веры может быть два совершенно полярных содержания. Она может быть внутренней опорой и смыслом жизни, ее внутренним наполнением, сутью необходимой связи с окружающим миром; но может быть и конечным продуктом целого ряда всевозможных сомнений и опасений, которые возникают вместе с чувством полной изолированности и категорического неприятия жизни». Именно второй вариант относится к Мартину Лютеру. Всю жизнь он стремился к уверенности, и всю жизнь его душу терзали сомнения, которые он так и не сумел побороть.

Работы Лютера были адресованы к среднему классу. Средний класс находился в плохом положении, он ощущал на себе сильное давление со стороны самых богатых и одновременно ему приходилось защищаться от посягательств бедноты. Все прежние устои, законность и порядок были разрушены. Даже чтобы просто уцелеть, представителю среднего класса приходилось вести тяжелую борьбу. Индивидуум освободился от церковных уз, но это освобождение принесло ему одиночество и растерянность, чувство бессилия и ничтожности.

Догмы Лютера и выражают характерные для того времени чувства полного одиночества и бессилия. Представитель среднего класса был так же беспомощен перед лицом зарождавшегося капитализма, как был беспомощен изображенный Лютером человек перед лицом Бога. В качестве выхода из создавшейся ситуации Лютер видел абсолютную покорность и послушание Богу. Лютер отрицал власть церкви, но он призывал людей всецело подчиниться власти гораздо более жестокой и всеобъемлющей — власти Бога, а также полностью отречься от своей личности. Лютер считал, что любая власть исходит от Бога, и подданные должны ей беспрекословно подчиняться, даже если это есть власть тирана. Правда, это не мешало ему бунтовать против власти церкви.

Фромм указывает на то, что можно провести определенные параллели между учением Лютера и фашистской идеологией. У Лютера человек должен полностью отдать себя во власть Бога и осознать свою ничтожность; согласно фашистским доктринам целью жизни человека должно быть ее жертвоприношение на алтарь высшей силы — вождю и расовому обществу. Хорошо известно, к чему привела реализация этой идеи в третьем рейхе.

Урок истории на тему: Реформация в Европе

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Урок истории в 7 классе

Тема:«Реформация в Европе: борьба за души и умы».

«Идея движет личностью, а через неё историей».

Раскрыть причины, цели, ход Реформации, её последствия;

Охарактеризовать и сравнить основные религиозные течения: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь;

Дать оценку жизни и деятельность выдающихся теоретиков эпохи Реформации М.Лютера, Ж.Кальвина, Генриха Восьмого;

Развивать навыки и умения учащихся в индивидуальной и парной работе; работе с исторической картой, атласом, историческим текстом;

Воспитывать у учащихся неприемлемое отношение к таким явлениям, как религиозный фанатизм, нетерпимость, религиозные войны.

Карта « Европа в 15-16 вв.»,

Тематические тексты, схемы, таблицы;

Портреты теоретиков Реформации.

Понятия на уроке: Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь.

Подготовительный этап: опережающие сообщения уч-ся о лидерах Рефлрмации.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: Период истории, знакомство с которым мы начали, называют « эпохой титанических свершений и открытий».

Согласны ли вы с этим утверждением?

Читайте также:  Что такое судьба с научной точки зрения

С какими событиями вы уже знакомы? Приведите примеры.

«Новое время является эпохой новых открытий человечества. Выдающимся событием в конце 15- начале 16 века стали Великие Географические открытия.

Они перевернули представления людей не только о мире, но и изменили сам мир. Они расширили знания в астрономии, геологии и других науках. Они сыграли значительную роль в развитии торговли, которая приобрела мировой характер; производства товаров, развитии предпринимательства».

« Географические Открытия сделали мир более тесным. Они дали толчок к развитию отношений между различными цивилизациями, культурами и народами. А это принесло много нового в быт европейцев, изменило их привычки и нравы. Например, произошла революция в питании. Мы не можем представить современный стол без картофеля и фасоли, помидоров и кукурузы, перца, привезённых из Нового Света. Но не всё, заимствованное, было на пользу. Европейцы переняли привычку курить табак и другие наркотические растения ».

Учитель: Всё это верно. Но какие бы примеры вы не приводили, мы можем сделать вывод, что с конца 15 века начинается новая эпоха в истории человечества – эпоха становления единой мировой цивилизации. И начало этому положили Географические Открытия.

Можем ли мы говорить о новом времени, как о «эпохе великих людей»? Назовите их имена.

Х.Колумб, Васко да Гама, Бартоломео Диаш, Ф.Магеллан.

Действительно, жизнь этих первооткрывателей, их убеждения и цели, которые они перед собой ставили неразрывной нитью связаны с эпохой и олицетворяют её. Они дали имя эпохе.

К важным признакам наступления новой истории относят событие, которое в 16 веке развернулось в большинстве европейских стран и приобрело черты движения за духовное обновление общества.

Что это за событие?

Дайте определение понятия «Реформация»?

« Борьба за переустройство (реформу) католической церкви в Европе».

Где она началась и почему?

« Германия в начале 16 века оставалась раздробленным государством. В то же время, в городах быстро развивались ремесло и торговля. Зарождались товарные отношения. Происходил подъём хозяйства.

Значительную часть страны занимали церковные владения. В тех странах, где королевская власть была сильной, короли регулировали платежи, посылаемые церковью в Рим. Но, в раздробленной Германии католическая церковь грабила народ, не встречая препятствий со стороны императора. Поэтому, все слои населения Германии были недовольны католической церковью. Нужен был лишь повод, чтобы началась борьба. Таким поводом стала торговля индульгенциями».

Кто поднял Германию на борьбу с устаревшими церковными догмами? Почему именно Мартин Лютер, случайность это или закономерность?

Давайте вспомним, каким он был, что предопределило его характер и судьбу.

Сообщение о М.Лютере:

«Лютер родился в 1483 году в г. Эйслебене, в Саксонии, в семье горного мастера. Его отец был состоятельным владельцем меднорудных разработок. Мартин рано обнаружил способности к учению, поэтому отец решил дать ему хорошее образование. В возрасте 18 лет юноша поступил в Эрфуртский университет.

Лютер был горячо верующим человеком. Внешне грубоватый и крепко сложенный он трепетал при мысли о Божьей Каре за свои грехи и размышлял о пути к спасению души. Его часто тревожили знамения и вещие сны. На время Мартин ушёл в монастырь. Но, именно здесь было положено начало антикатолической позиции Лютера.

Вернувшись в мир, он стал преподавателем теологии в Виттенбергском университете.

Поводом к первому решительному выступлению Лютера против католической церкви стала продажа индульгенций, отпускавших за деньги любые, даже смертные грехи.

31 октября 1517 года он, как принято считать, прибил на дверях университетской церкви Виттенберга документ – «95 тезисов против индульгенций». Студенты и преподаватели не могли и предположить, какие это вызовет последствия. Да и сам автор тоже. На тот момент он искренне верил в авторитет Папы и надеялся убедить его отказаться от заблуждений.

Однако Рим в «Тезисах» усмотрел вызов власти Папы и католической церкви. В 1520 году глава церкви издал буллу об отлучении Лютера. Лютер сжёг её и тем самым отрезал себе все пути к отступлению».

Почему выступление Лютера вызвало негодование Папы и священнослужителей?

Против чего выступил М.Лютер?

Работа класса с документом, таблицей, схемой:

Монах шагнул на паперть и прибил То самое, что дома говорили.

Лист тезисов к церковному порталу. С соборной колокольни лился звон,

Был день торговый. Гуще люд ходил. И улицы захлёбывались в гаме,

Подняв глаза, толпа листок читала. Монах стоял, как будто пригвождён,

О торге отпущеньями, грехе Стоял, как будто в землю врос ногами.

Лжеверия, налогов непосильи

Открыто было сказано в листке И.Бехер, «Лютер»

Из тезисов М.Лютера: « Каждый христианин, если только он истинно раскаивается. Получает полное отпущение вины и без индульгенции. Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение грехов, а святое евангелие величия и милости бога Библия».

Спасение души – в личной вере;

Истина только в Библии;

«- Мартин Лютер осуждал продажу индульгенций как откровенную насмешку над христианскими заповедями;

— Отвергал роль католической церкви, как посредника между Богом и людьми;

— Утверждал, что единственным средством общения с Богом является вера человека;

— Каждый человек имеет право на самостоятельное изучение Библии. Поэтому Лютер перевёл Библию на немецкий язык;

Священники — пасторы должны быть наставниками для верующих. На должность пастора может быть избран любой верующий;

— В ответ на требования отказаться от своего учения Лютер заявил: « На том стою и не могу иначе!».

Как вы думаете, можно ли оценить учение Лютера с точки зрения свободы личности?

« Конечно! Ведь он впервые во всеуслышание заявил, что человека нельзя заставить верить во что-то. Лютер говорил, что между мирянами и священниками нет различий. Каждый человек имеет право на свободу выбора, в том числе и на свободу веры».

Вывод: Т.О., наряду с главным тезисом, обосновывающем программу о пересмотре догматов веры и переустройстве церкви в основе учения Лютера стоял вопрос о личном духовном выборе человека. Распространение идей гуманизма, провозгласившими человека – высшей ценностью на земле и его право на свободу, и земное счастье.

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных идей в Европе — Германия» с помощью опорных слов.

3.Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Весть о выступлении Лютера « в четыре недели облетела весь христианский мир». Начавшись в Германии, Реформация вскоре захватила Европу.

Всех сторонников Реформации стали называть протестантами, а новую церковь – протестантской.

Однако Реформация не везде одержала победу. Не все страны проводили реформы по лютеровскому образцу. Появились новые течения Реформации. На историческую арену вышли новые люди со своими представлениями о смысле жизни, о добре, зле, справедливости, т.е. со своими ценностями.

Кем были эти люди?

Что легло в основу их идей – личный интерес или запрос времени?

Что двигало ими – материальные или духовные факторы?

Наша задача сегодня на уроке не только охарактеризовать и сравнить главные религиозные течения, возникшие в Европе 16 –го века. Обращаясь к эпохе Реформации, давайте попытаемся взглянуть на прошлое глазами его современников; понять, почему они поступали так, а не иначе; понять людей иных культурных традиций, «расшифровать» ту систему смыслов, в которой они жили.

Обратить внимание на тему урока.

Обратить внимание на эпиграф.

Немецкий историк, политик, социолог М.Вебер утверждал, что не материальные, а духовные факторы носят определяющий характер в истории общества. Не интересы, а идеи господствуют над деятельностью людей. Так ли это? Среди историков нет единого мнения по этому вопросу. Но выводы Вебера, позволяют нам на сегодняшнем уроке взглянуть на эпоху Реформации по-новому.

4.Изучение нового материала.

Работа с картой и атласом:

Определите, какие страны были охвачены Реформацией?

Часть Германии, Англия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария .

Какие страны оставались католическими?

Австрия, Испания, Италия, Франция.

Итак, европейские страны разделились на протестантские и католические.

Учитель: Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Швейцария также состояла из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель — КАНТОНОВ.

В Швейцарии католическая церковь имела сильные позиции.

Эта горная страна, расположенная в центре Европы, находилась на путях из южной Германии и Франции в Италию. Расположение страны на важных торговых путях способствовало тому, что швейцарцы были хорошо связаны с торговлей и промышленностью других стран. Поэтому, лютеранство, отражавшее, в первую очередь, взгляды буржуазии, нашло здесь благоприятную почву. Богатый и процветающий город Женева стал одним из центров европейской Реформации.

Именно в Женеве, по воле судьбы, оказался неизвестный никому француз-эмигрант Жан Кальвин, который стал виднейшим теоретиком нового направления в протестантизме.

Сообщение о Кальвине:

« Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года во Франции. Здесь же и окончил университет, стал одарённым юристом и литератором.

Этот суровый и необщительный человек рано проникся идеями Лютера. Но, поскольку во Франции сторонники реформы подвергались гонениям, он в 1536 году спасаясь от преследований, бежал в Швейцарию и поселился в Женеве. Под его влиянием Женева стала центром непримиримого протестантизма. Взяв за основу учение Лютера, Кальвин и его сторонники довели дело до полного разрыва с католической церковью.

Жан Кальвин был аскетом – противником удовольствий, праздников, веселья. Эти черты наложили отпечаток на его учение.

Он хотел, чтобы люди проводили больше времени размышляя над Священным Писанием. Чтобы они пребывали в постоянном страхе перед грехом и в раскаянии. Скромные тёмные одежды, простые причёски, пение псалмов вместо шумных карнавалов, театральных зрелищ – вот к чему призывал Кальвин. Жители Женевы должны были быть бережливыми, трудолюбивыми и серьёзными. Тех, кто не подчинялся, ожидало суровое наказание.

Некогда яркая и весёлая Женева оделась в чёрно-коричневые цвета и погрузилась в уныние. Более того, последователи Кальвина так же, как и католики, преследовали и сжигали на кострах своих врагов. Недаром Женеву тогда назвали «протестантским Римом», Кальвина – «женевским папой».

Работа с документом «Мир глазами протестанта-кальвиниста»:

«…Кальвинист, как и любой христианин, мечтает о спасении свое души. Но если православному или католику достаточно сопоставить свои хорошие или плохие поступки, чтобы знать, куда он попадёт после смерти, то у кальвиниста такого ориентира нет. Спастись можно только верой, а не праведными поступками. Но веру человеку даёт сам Бог, от Бога зависит и спасение человека. Сам Бог и предопределяет человека с момента рождения в рай или ад.

Читайте также:  Сколько времени длится операция по восстановлению зрения

Однако, никто из живущих на земле людей не знает о «божественном предопределении». Бог подсказывает своему избраннику: если ты удачлив в делах и тебе сопутствует успех, — ты будешь спасён! Если человеку не везёт, он не должен отчаиваться и терять надежду на спасение, а прилагать ещё больше усилий и, возможно, к нему придёт удача».

Какая главная идея заложена в учение Кальвина?

« Идея божественного предопределения».

Сравните учение Лютера и Кальвина. В чём отличие?

« Кальвинизм отличается суровостью правил, нетерпимостью к инакомыслящим и жёсткой борьбе с ними».

Почему же столь пессимистическое, радикальное учение нашло сторонников? Кем они были?

« Думаю, что главными сторонниками Кальвина были зажиточные люди. Ведь учение призывало быть экономным, бережливым, избегать пустых развлечений, оправдывало стремление к богатству. Только богатый человек является «божьим избранником».

Верно! Из учения Кальвина о предопределении следовало, что благородство происхождения и основные привилегии дворян не являются решающими для спасения. Именно в кальвинизме буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на главенствующую роль в обществе.

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных идее в Европе — Швейцария» с помощью опорных слов .

Английский король Генрих Восьмой приказывал вешать на одной виселице католика за то, что он чтит Папу Римского, и кальвиниста за то, что тот отрицает святость богослужения.

Кем по религиозным убеждениям, на ваш взгляд, был Генрих Восьмой?

Он не был ни католиком, ни протестантом. Уместно предположение о новом направлении протестантизма.

В начале 16 века протестантские идеи получили распространение ещё в одной европейской стране — в Англии. Равно как в Германии и Швейцарии, дворяне и горожане хотели установить «дешёвую церковь», завладеть землями и имуществом католической церкви. Однако реформация здесь свершилась не благодаря общественному движению «снизу», а по воле английского короля «сверху».По воле Генриха Восьмого Тюдора, который был истинным католиком и даже написал трактат против лютеранства. За это папа Римский присвоил ему титул «защитника веры» и подарил золотую розу.

Что же послужило причиной конфликта и привело к возникновению новой протестантской церкви, которую стали называть англиканской церковью?

Ответ на этот вопрос следует поискать в фактах биографии монарха, мнения о котором, как при его жизни, так и в последующие века резко расходились.

Сообщение «Королевский развод и реформация в Англии»:

« Король Генрих Восьмой поражал своих современников то лёгкостью и быстротой, с которой он менял своих жён, чтобы иметь сына наследника. Женат был шесть раз. С двумя жёнами развёлся, двоих казнил, обвинив в неверности, одна умерла и лишь одна пережила своего мужа.Долгие годы Генрих был женат на Екатерине Арагонской. Но из многочисленных детей королевской четы выжила лишь дочь- принцесса Мария. У короля созрел план развода и нового брака с Анной Болейн. За разрешением расторгнуть брак король обратился к Папе Римскому. Тот, однако, не решился пойти навстречу Генриху Восьмому, опасаясь гнева короля Испании и императора Карла Пятого, приходившегося племянником Екатерине Арагонской. Получив отказ, Генрих рассвирепел. По воле короля в 1534 году английский парламент освободил церковь Англии от подчинения Риму и специальным актом провозгласил главой английской церкви самого Генриха Восьмого».

Почему реформацию в Англии называют «королевской»?

«Проведена по воле короля, который имел личную заинтересованность».

Как, на ваш взгляд, «королевская реформация» повлияла на состояние английской монархии?

«Укрепление личной власти, объединение страны под властью короля».

Работа со схемой: «Реформация в Англии».

Как была организована англиканская церковь?

Сравните с лютеранской, кальвинистской и католической.

« Церковь стала национальной, власть Папы Римского над ней не признавалась. Церковная служба, как и у всех протестантов, проводилась не на латинском, а на родном, английском языке. Были отменены пышные обряды, почитание икон.

Но, как и в католической церкви, сохранялись епископы, владевшие землями и католические обряды.

Англиканскую церковь возглавлял король. Она служила укреплению его власти».

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных идей в Европе — Англия» .

Общий проект: «Распространение реформационных идей в Европе».

Недовольство всех слоёв общества засильем католической церкви;

Зарождение капиталистических отношений;

Отрицание власти Папы Римского;

Единственный источник веры – Библия;

Священник – не посредник между богом и верующим;

Раскол католической церкви;

Недовольство всех слоёв общества засильем католической церкви;

Развитие торговли и промышленности;

Пренебрежение роскошью и весельем;

Конфискация церковных владений;

Борьба с инакомыслием.

Полный разрыв с католической церковью;

Конфликт между королём и Папой;

Недовольство всех слоёв общества засильем католической церкви;

Отрицание власти Папы Римского;

Глава церкви – король;

Отказ от почитания икон, индульгенций, уменьшение количество праздников;

Частичное сохранение католических обрядов;

Гонения на противников.

Появление англиканской церкви;

Вывод: Итак, перед нами общий проект урока.

Что же мы видим?

Можно ли сделать вывод о том, что причины, цели, последствия Реформации были общими для всех стран, вставших на путь борьбы с католической церковью?

Причины европейской Реформации, в целом, носят общий характер. Но, объединённые общей идеей, теоретики Реформации в достижении целей пошли разными путями. И, как следствие, появление разных течений протестантизма – от умеренных до радикальных.

РОЛЬ ТЕОРЕТИКОВ: Пришло время ответить на проблемный вопрос урока и определить роль теоретиков Реформации в истории.

Давайте ещё раз назовём имена людей поднявших знамя Реформации.

Что легло в основу их идей — личный интерес или запрос времени ,в котором они жили.

Безусловно, на идеи теоретиков Реформации наложили отпечаток их жизнь и личные качества. Но не будем забывать, что всё же, они были людьми «своего времени» и отвечали его запросам. Поступали так, как велит логика времени. И в результате, подарили миру идеи, которые дожили до наших дней и сделали мир таким, каким он есть сегодня.

5. Закрепление новых знаний.

Глава католической церкви;

Борьба за переустройство католической церкви;

Первый человек, выступивший против продажи индульгенций;

Страна, в которой началась Реформация;

Грамота об отпущении грехов;

Продолжил дело Лютера в Швейцарии;

Руководитель крестьянской войны в Германии;

Религиозное течение, утвердившееся в Германии, Швеции, Норвегии, Дании;

Религиозное течение, утвердившееся в Швейцарии, Нидерландах;

Протестантская церковь в Англии;

Глава англиканской церкви.

Что такое протестантизм ? Сформулируйте определение понятия.

« Новое религиозное течение, объединившее лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь».

Учитель: ПРОТЕСТАНТИЗМ ( в переводе с латинского – «публично доказывающий») – направление в христианстве, отделившееся от католической церкви в ходе Реформации и о бъединившее множество самостоятельных церквей.

В чём историческое значение протестантизма?

Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, давайте разыграем ситуацию, которую условно назовём «Суд над протестантизмом».

Задание: Представьте себе, что за «круглым столом собрались», чтобы высказать свою точку зрения обвинитель и защитник идей Реформации. Подготовьте выступление от имени католика и протестанта.

Работа с текстом: « Весь мир качается. Кто спасётся?»

«Не будем забывать, что мир воспринимался людьми как Божий, созданы Всевышним, в котором царит неизменный порядок. И если вдруг мир «закачался», значит, кто-то нарушил божественный порядок и осложнил для людей путь к спасению их душ.

Католикам путь к спасению виделся через принадлежность к церкви, слепое повиновение её догмам. Любое ослабление католической церкви или уменьшение её влияния воспринимались верующими как приближение царства Антихриста. Католическая церковь, стремясь восстановить свой сильно пошатнувшийся в ходе Реформации авторитет, внушала верующим, что силы Сатаны неизмеримо возросли, что спасутся лишь 2-3 человека из тысячи, что едва ли не к каждому верующему «приставлен» дьявол, могущий принимать любые обличья. Дьявол многолик и невидим, но с ним можно бороться, прежде всего, уничтожая слуг дьявола, — проповедовали священники.

«Необходимо, чтобы вера в бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился

в море на доске, если у него нет корабля! Если церковь утверждает что- то, что нам кажется

белым, есть чёрное – мы должны немедленно признать это!

Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо

совершить грех, смертный или простой…»

Из «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы.

Протестанты , против которых так яростно боролись католики, по-другому представляли себе, как укрепить божественный порядок.

Лютеране путь к спасению видели в борьбе с католиками, влиянием Папы Римского и укреплении собственной веры.

У кальвинистов, как вы помните, путь к спасению пролегал через божественное предопределение. Успех в делах, профессиональный труд, активное преобразование окружающего мира являлись средством убедиться в том, что именно этого человека Бог предопределил к спасению. Поэтому, ничто не должно мешать человеку, обрести успех в делах. Тот, кто мешал этому, нарушал божественный порядок.

«…Они (духовенство) намереваются быть единственными толкователями Писания. Не изучив в нём на протяжении жизни ни строчки, они имеют наглость считать себя единственными авторитетами; обманывают нас бесстыдными высказываниями, что папа не может заблуждаться в вере. Пока они будут считать, что Святой Дух не оставляет их, даже если они будут настолько невежественны и зловредны, насколько им это доступно, они смогут возводить в ранг закона всё, что только захотят.

…Мы ведь все христиане; у всех у нас одна вера… Почему же мы не можем чувствовать в такой же степени, как неверующий папа, что в вере истинно, а что ложно…должны мы стать мужественными и свободными Дух свободы не трепетал перед папскими измышлениями».

Единственно, что объединяло католиков и протестантов была религиозная нетерпимость к инакомыслящим. Зачастую они «соревновались» друг с другом в поисках и травле врагов. Кальвинисты, как и католики , преследовали и сжигали на костра своих врагов.

Католик : «Протестанты – слуги дьявола! Они забывают, что мир создан всевышним и в нём должен царить неизменный порядок. Папа Римский — наместник бога на земле. И любое посягательство на его права приближает царство Антихриста. Необходимо, чтобы вера в бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля! Если церковь утверждает что-то, что нам кажется белым, есть чёрное – мы должны немедленно это признать! А если кто-то усомнится, нужно применять любые средства во имя высшей цели.

Читайте также:  Какая информация представляется важной при приеме в вуз с точки зрения

Протестант: « Единственное оправдание католиков – их искреннее заблуждение в вопросах веры. Мы призываем к свободе. Ведь человек не только творение Господа, но и наивысшая ценность на земле. Человек имеет право выбора. Поэтому мы призываем: не подчиняться Риму; отменить почитание икон; конфисковать церковные земли, а богослужения проводить на родном языке. Единственным источником веры может служить лишь Библия. И Бог давно уже решил, что среди избранных будут только те, кто усердно трудится, бережлив и серьёзен. Благородство происхождения и привилегии знати не являются решающими для «спасения». Тех, кто не подчиняется нашим законам, ожидает суровое наказание.

Безусловно, каждый из героев данного сюжета отстаивает свою точку зрения, свою мораль единственно правильную на его взгляд.

Но, давайте мы посмотрим на это с точки зрения современных общечеловеческих ценностей.

Какое духовное наследие оставил нам протестантизм?

«Протестантизм положил начало духовному обновлению общества, что позволило человеку взглянуть на мир и на своё место в нём по -новому .

Он способствовал утверждению в обществе новых ценностей , нового отношения к труду и предпринимательству. Провозгласил идеи равенства и свободу выбора человека ».

То есть, те ценности, которые дожили до сегодняшнего дня и сделали Западную Европу такой, какая она есть сегодня.

Вместе с тем, выделяя хорошее, мы не можем упустить негативные моменты.

Выступая под лозунгом свободы совести, протестанты отказывали в этом праве другим.

Страстная преданность своим убеждениям сочеталась с крайней нетерпимостью к чужим убеждениям.

Борясь против католических догм, они создавали свои. Нетерпимость к инакомыслящим, религиозный фанатизм становились характерной чертой протестантизма, сближали протестантов и католиков.

Неизбежностью становились контрреформация и религиозные войны ,о которых пойдет речь на следующих уроках.

Наиболее значительными из них были война за независимость Нидерландов, которую обычно называют Нидерландской революцией, а также гугенотские войны во Франции и Тридцатилетняя война, в которую были втянуты многие страны Европы.

УРОК 12. Реформация в Германии (ролевая игра дискуссионного типа).

Способствовать развитию логических, образных, оценочных умений на примере разыгрываемой вымышленной встречи двух лидеров реформации.
Дополнительная литература: Штекли А.Э. Томас Мюнцер. М., 1961. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Т. Мюнцер и его время. М., 1984. Хрестоматия по истории средних веков. / Степанов В.Е., Шевеленко А.Я. 4.2. М., 1988.
Вводная часть игры. Учитель: Как вы знаете, XVI-начало XVII вв. в Европе прошли под знаменем Реформации — борьбы за переустройство церкви. Это движение буквально охватило все страны, все слои общества. Родиной реформации стала Германия. Здесь во главе земель стояли духовные владыки и не было сильной императорской власти.
Наш урок посвящен изучению взглядов идеологов Реформации. Во многом на движение в Европе повлияло учение

М. Лютера. Во многих странах и сегодня существуют лютеранские церкви. Вождем народной реформации стал священник Т. Мюнцер.
Далее два ученика дают краткие биографические справки по этим двум деятелям.
О Лютере: Дальние предки Лютера — крестьяне. От них он унаследовал грубое лицо простолюдина и неискоренимое упрямство, умение твердо стоять на ногах в трудной ситуации. Его перевод Библии считается лучшим в Германии. Он закончил Эрфуртский университет, стал монахом-августинцем, магистром свободных искусств, доктором богословия. Лютер ушел из университета в монастырь. Он один из самых знаменитых ученых богословов своего времени, наделен искренним религиозным чувством. В 1517 году Лютер вывесил на дверях Виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Окончательный разрыв между Лютером и Римом был закреплен в 1520 году, когда немецкий богослов сжег на дворе университета в присутствии студентов папское послание об отлучении мятежников от церкви. Этим шагом он поставил себя вне христианского общества Европы.
О Мюнцере: Высокообразованный человек, закончил два университета. В 1521 г. Мюнцер посетил Чехию, после чего открыто стал призывать к социальному перевороту и установлению власти народа. В 1522 г. Лютер и Мюнцер полностью порвали отношения и стали врагами. В 1525 г. Мюнцер возглавил освободительное движение городского плебса и крестьян в Тюрингии и Саксонии. В мае 1525 г. его отряд был разбит, и Мюнцер был казнен.
Основная часть игры. Организуются «дебаты» Мюнцера и Лютера. Действие происходит после 1522 года.
Задание 1. Летом 1519 г. в Лейпциге состоялся диспут, главными участниками которого стали Лютер и видный церковный полемист, профессор теологии Экк. Умело ведя спор, Экк попытался обвинить Лютера в том, что тот следует учению еретиков Уиклифа и Гуса. На каких фактах строил свое обвинение Экк? Что возражал Лютер своему противнику?
Задание 2. В период реформации в Германии получили распространение так называемые «летучие листки», быстро откликавшиеся на события. Это была литература, героями которой стали простые люди с яркой образной народной речью. В их уста вкладывались главные идеи и аргументы реформаторов и католиков. Особой популярностью пользовались диалоги, позволявшие сталкивать разные позиции. Составьте образец «летучего листка» сторонников Лютера или Мюнцера.
От команд в дебатах участвуют сами лидеры и по три спикера с каждой стороны. Один из спикеров выдвигает возможные тезисы и аргументы, второй опровергает противников, а третий усиливает доказательства своей команды и готовит финальный ответ противникам. Тайм-кипер следит за временем дискуссии.
Примерный вариант спора:
Лютер: Вздор проповедуют те, кто утверждает, что как только грош зазвенит в ящике продавца индульгенций, душа грешника сразу же устремляется в рай. Достоверно, что как только грош зазвенит в ящике, жадность и корыстолюбие возрастают. Только помощь церкви и молитвы угодны Богу. Говорят, что на доходы от продажи индульгенций папа заново отстраивает храм святого Петра в Риме. Почему же папа, богатства которого превышают все мыслимое на земле, не признает лучшим строить собор на свои собственные деньги?
Мюнцер: Если Лютер не хочет идти дальше нападок на церковь, то ему и не стоит браться за дело.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства — Юдовская, Ванюшкина 7 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

1. Прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызвали протест у части верующих (прим.: здесь выписаны словосочетания, которые нужно будет подчеркнуть в тексте)

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

. на дыру без дна похож

Немецкий поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:

Дом Божий превращают в рынок

Продажа индульгенций бойко.

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом.

К болящему — и дань сберет.

Коль не заплатишь, проклянут.

2. Заполните пропуски в схеме. Сформулируйте и напишите ее название

1. Возмущение образом жизни духовентсва, его роскошью и развлечениями

2. Продажа духовных должностей и получение взяток

3. Продажи индульгенций

4. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

Причины Реформации
Реформация — это движение за переустройство церкви
Повод
Борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками феодального строя

3. Каковы основные идеи Мартина Лютера?

А) Богослужение должно вестись на латинском языке

Б) Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога

В) Церковь должна подчиняться папе Римскому, а не светским владыкам

Г) Церковь не является посредником между человеком и Богом

Д) Милость Бога не зависит от заслуг человека

Е) Церковь должна быть дешевой и отказаться от владения землями и ольшим имуществом

Ж) Монашество должно развиваться

4. Продолжите предложения

1) Реформация в Германии началась с того, что 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга документ — 95 тезисов против индульгенций

2) Церковь, основанная на учении Лютера, стала называться лютеранская

3) К 1525 г. вся Германия была охвачена восстанием, получившим название Кестьянская война

4) Сторонников Реформации церкви стали именовать протестантами

5) На основании Аугсбургского религиозного мира в Германии признавались два христианских вероучения: католичество и протестанство

6) Главой церкви в каждом немецкой княжестве признавался князь

5. Выполните задание по контурной карте «Реформация в Европе в XI в.»

1) Отметьте границы Священной Римской империи германской нации

2) Отметьте знаком город, в котором началась Реформация в Германии. Подпишите его названия

3) Закрасьте разным цветом территории, в которых: а) сохранилось католичество; б) распространилось лютеранство. Подпишите их названия

6. Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности? Свой ответ обоснуйте

Я согласна с учением Мартина Лютера, так как считаю, что нельзя брать денег за индульгенцию и «общение с Богом»

Как вы оцениваете учение лютера с точки зрения свободы

Вопрос: как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

лютеранское учение освобождала людей от постоянных молитв и богослужений в католической церкви можно было купить прощение , а в лютеранском ты должен сам завоевать доверие бога.

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

Источники:
  • http://dvoechka.com/istoriya/dv384760.html
  • http://www.lean-academy.ru/question/30064936
  • http://istoria.neznaka.ru/answer/3484203_kak-vy-ocenivaete-ucenie-lutera-s-tocki-zrenia-svobody-licnosti/
  • http://otvet.mail.ru/question/47516425
  • http://studexpo.ru/171046/filosofiya/epoha_reformatsii
  • http://infourok.ru/urok-istorii-na-temu-reformaciya-v-evrope-1437636.html
  • http://uchebniki-besplatno.com/istorii-metodika-obuchenie/urok-reformatsiya-germanii-rolevaya-igra-53503.html
  • http://poistorii.ru/7-klass/rabochaya-tetrad-po-vseobshhej-istorii-novogo-vremeni-dlya-7-klassa-chast-1-a.ya.-yudovskaya-l.m.-vanyushkina/nachalo-reformacii-v-evrope.-obnovlenie-hristianstva.html
  • http://slovari.net/question-7809563-kak-vy-ocenivaete-uchenie-lyutera-s-tochki-zreniya