Меню Рубрики

Как влияет цвет на наше зрение

Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные мысли и чувства. Воздействие цвета можно (в целях изучения) разделить на физиологическое, психологическое и эстетическое; этими факторами обусловлены цветовые ассоциации, семантика и символика цвета, а также использование цвета в искусстве. Разумеется, все эти факторы и категории тесно связаны, порой невозможно их разделить; всё же попробуем изложить тему в указанном выше порядке.

Физиологическое и терапевтическое воздействие.

Cамый длинноволновой в оптической области. Поэтому он глубоко проникает в живые ткани, воздействуя на их питание; увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление и ритм дыхания. Стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. Способствует рассасыванию воспалительных процессов и последствий механических повреждений. Красный свет используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и др. кожных заболеваний. «Красные и желтые лучи дали интересные результаты при лечении апатичных и анемичных детей. Они выражались в увеличении количества красных кровяных телец, росте веса ребенка, повышении его активности и в улучшении его настроения… Было замечено, что ношение красных очков спортсменами может в некоторых случаях облегчить достижение ими высоких результатов, повышая реакцию и выносливость». (М. Дерибере. Цвет в деятельности человека. — М., 1964) Красным светом также лечат неврастению, головные боли, головокружения, боли в позвоночнике. Красные лучи «пробуждали силы больного, увеличивая его аппетит, регулируя пищеварение и улучшая общее питание организма. Мы думаем, что в этих счастливых случаях…действие света имеет в основном психический характер и находит благоприятное применение в лечении нервной астении». (М. Дерибере, с. 74)

У всех древних народов красный цвет был целебным. Различные растения, животные, камни широко употреблялись для лечения болезней. Например: средство от лихорадки — носить с собой в красной тряпочке первые анемоны или навозного жука; против ушной боли помогает мокрица или сороконожка, сваренная с красной кожурой плодов граната. Людей, укушенных бешеной собакой, защищает от бешенства петушиный гребень, приложенный к ране. Против ревматизма рекомендуется прикладывать к больному месту красных улиток. Множество подобных рекомендаций можно найти в античной литературе, а также в исследованиях культур древних и примитивных народов.

Физиологическим воздействием и целебной силой обладают также драгоценные камни — самоцветы. (Существует даже отрасль медицины, называемая литотерапией). Много рассказывают о чудесных свойствах камней народные легенды. Академик А. Е. Ферсман передаёт некоторые из них: «Вот красный яхонт-он врачует сердце, мозг, силу и память человекачеловека… Кто яхонт червленый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит…а еще кто яхонт носит в перстне при себе, тот и скрепит сердце своё и в людях честен будет… Бечета камень сердце обвеселит и кручину и недобрые мысли отгоняет, разум и честь умножает» (А. Е. Ферсман. Рассказы о самоцветах. — М, 1974, с. 63) По поверьям народов Востока, рассказывает Р. Валаев, — «рубин придает его обладателю силу льва, бесстрашие орла и мудрость змеи. Он способствует чарам любви и страсти». (Р. Валаев. Новеллы о драгоценных камнях. — Киев, 1971, с. 110)

Дополнительные сведения о цветотерапии и литотерапии можно почерпнуть из книг: Н. В. Серов. Светоцветовая терапия. Речь, Санкт-Петербург, 2001. Э. И. Гоникман. Ваш талисман. Лечебная радуга камня. — М. 1997 г.

О действии красного цвета следует добавить, что длительная фиксация его вызывает отрицательную реакцию — утомление, раздражение, депрессию. Особо чувствительные люди не выносят красного.

Этот цвет — промежуточный между красным и желтым; действие его в некоторой степени объединяет действия того и другого. М. Дерибере отмечает его благоприятное действие на пищеварение и кровообращение.

Э. И. Гоникман перечисляет благотворное действие оранжевых камней: янтаря, сердолика, сардоникса, корунда, яшмы. Целебная энергия этих камней повышает уровень нейроэндокринной регуляции, действует омолаживающе, способствует регенерации тканей, излечивает патологию лёгких и ослабленную деятельность сердца. Способствует увеличению мышечной силы, улучшает кровообращение. В больших количествах оранжевый может утомлять и раздражать не менее, чем красный. Впрочем, передозировка любого цвета вызывает негативные последствия.

Желтый цвет — физиологически оптимальный; видимость его наибольшая среди чистых спектральных цветов, а насыщенность наименьшая. Поэтому утомляющее действие — наименьшее. Желтый стимулирует зрение, нервную систему и мозг. Он может быть эффективен в случае умственной недостаточности, успокаивает некоторые нервные состояния (психоневрозы). (См. М. Дерибере, с. 76, 77) Благоприятное действие желтого цвета на зрение можно объяснить тем, что он возбуждает одновременно два цветоощущающих аппарата: красный и зеленый (если исходить из трёхкомпонентной теории цветового зрения Юнга — Гельмгольца).

По данным Э. Гоникман, желтый цвет исцеляет слабость пищеварения, стимулирует желудочную секрецию, производит очищающее воздействие на весь организм, возбуждает аппетит, лечит бессонницу, кожные заболевания. Желтые камни: янтарь, берилл, гиацинт, сердолик, яшма и другие.

Зеленый цвет — совершенно особенный в ряду спектральных цветов, хотя он и не экстремальный, а скорее нейтральный. Это цвет девственной природы, молодой Земли, покрытой растениями. Орган зрения человека формировался и развивался в среде, заполненной зеленым светом; цвет этой среды стал привычным и комфортным, то есть физиологически оптимальным. Главное действие зеленого — гипнотизирующее, болеутоляющее. Он эффективен при нервной раздражительности, бессоннице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус; зеленый расширяет капилляры, успокаивает и облегчает невралгии и мигрени. Используется для лечения психических болезней (истерии, нервного переутомления). (см. М. Дерибере, с.74-76)

Данные Э. Гоникман о лечебных свойствах зеленых камней: «Нормализация сердечной деятельности (аритмия, тахикардия). Стабилизация артериального давления, центральной нервной системы. Снимает головные боли, лечит острые простудные заболевания, дает расслабление, снятие напряжения. Лечение глаз, улучшение работоспособности». Добавим к этому: повышение мускульно-двигательной работоспособности при облучении зеленым светом наблюдается в течение длительного времени и не вызывает негативной реакции, как от красного света. Назовем некоторые зеленые камни: изумруд, малахит, хризолит, бирюза, нефрит, оливин, хризоберилл…

Голубой, так же, как желтый и зеленый — физиологически оптимальный цвет, но в противоположность тонизирующему желтому, он производит успокаивающее действие: уменьшает кровяное давление, замедляет пульс и ритм дыхания. Согласно данным М. Дерибере, голубой — антисептический цвет. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Чувствительного человека голубой облегчает больше, чем зеленый. Однако, от слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность. Голубой рекомендуется для сверхвозбужденных и буйнопомешанных. Используется для лечения бессонницы, рассеивания навязчивых идей и наваждений; под его влиянием падает мускульное напряжение. Голубым светом лечат невралгические явления, он имеет болеутоляющее действие. Приведем цитату из М. Дерибере, с. 72: «Давно уже …художники указывали на влияние цвета на наш организм. Небо дает нам каждый день убедительное подтверждение этому. Лазурный берег и голубые морские просторы с давних пор лечат людей цветотерапией; там рождаются люди, которые сильно отличаются от живущих под серым экраном северных туманов». Голубые камни снижают кровяное давление, применяются для лечения остеохондроза, нормализации сердечной деятельности, лечения болезней гортани и голосовых связок, ревматизма, заболеваний глаз и печени. Однако: избыточное длительное воздействие может вызвать состояние страха и нарушение циркуляции крови. Голубые камни: бирюза, аквамарин, лазурит (голубой шпат), эвклаз, циркон…

Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой-он обладает антисептическим действием. Применяется для лечения эндокринной сферы, почек, легких, верхних дыхательных путей, глазных заболеваний. Эффективен для лечения детских инфекций, коклюша, желтухи, кожных заболеваний. (См. Э. Гоникман. Ваш талисман. — М. 1997, с.266) Особенно сильно влияние этого цвета на нервную систему Синим светом лечат бессонницу, ипохондрию, шизофрению, истерию, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсию.

К. С. Петров-Водкин в своей книге «Самарканди» рассказывает местную историю о синем цвете: «В Константине, в северной Африке, до сей поры сохранился Голубой город. Историю его я узнал от образованных арабов. В семнадцатом веке местный правитель заболел странной формой удрученного состояния, сделавшей кошмарной его жизнь. Чтоб развлечь себя, этот бей прибегал то к жестоким расправам над подданными (в Константине одна из скал, примыкающая к дворцу, носит название «Скалы жен», с которой швырялись заподозренные больным беем в неверности женщины его гарема), то ипохондрик-тиран отдавался благотворительности, то бросался в корсарские авантюры, то к врачам и знахарям, но ничто не помогало осилить болезнь.

Среди пленников бея случился один врач, который предпринял оригинальное лечение. Под его руководством комната правителя была окрашена в синий цвет, и мебель и все, по возможности, предметы, находившиеся в ней, приведены были к этой расцветке. В этой комнате больной начал чувствовать себя лучше; тогда было решено окрасить в синее весь дворец. Эффект оказался удивительным: бей вошел в норму, и, чтоб своим подданным доставить возможность пользоваться таким благом, он повелел, чтоб весь город был окрашен по рецепту врача-цветолечителя в синюю гамму.

В городе голубого бея небо кажется тяжелым по контрасту с чистой синевой зданий. Среди его улиц испытываешь легкость в движениях, не чувствуешь удручения от жары, и четче, яснее думается в его расцветке».

При передозировке синий угнетает и вызывает торможение нервной системы. (Впрочем, передозировка искажает действие любого цвета). Синие камни: сапфир, лазурит, бирюза, топаз.

Фиолетовый

Этот цвет — самый коротковолновой, на нем заканчивается оптическая область электромагнитных волн — более короткие волны (ультрафиолетовые) уже невидимы. Фиолетовый обладает уникальным действием на функциональные системы человека, в том числе на психику (высшую нервную систему). Процитируем Мориса Дерибере: «Фиолетовый действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. Аметистовый свет имеет стимулирующее действие красного и тоническое действие голубого. …Я поместил одного помешанного (буйного) в комнату с фиолетовыми окнами; на следующий день больной попросил отпустить его домой — он выздоровел. Он покинул психолечебницу, живет счастливо и совершенно здоров. Французский врач Шере замечает: «Насколько красный цвет возбуждает к деятельности, настолько фиолетовый, наоборот, задерживает ее и ослабляет».

Дополним эти заметки данными Э. Гоникман. Фиолетовые камни излечивают психические заболевания, невралгию, болезни почек и печени, воспалительные заболевания. При передозировке фиолетовый вызывает угнетение нервной системы. Фиолетовые камни: аметист, чароит, сиреневый халцедон, сиреневый турмалин, гранат, топаз.

На остроту зрения влияет в первую очередь качество самой оптической системы глаза и

величина колбочек в центре глазного дна. Чем меньше будет размер колбочек, тем выше разрешающая способность зрения.На остроту зрения может влиять цвет окружаюших предметов. Например, красный цвет оказывает раздражающее действие на нервную систему и напрягает глаза. А вот зеленый и желтый, в противоположность — успокаивают.

Что касается цвета глаз, то цвет радужной оболочки определяется количеством меланина. Предполагается, что изначально все люди были кареглазыми.И лишь потом произошли мутации в результате которых появились светлоглазые обладатели. Цвет глаз, с этой точки зрения — просто особенность внешнего вида человека и не влияет на остроту зрения.

Установлено что у людей с голубыми и серо-голубыми глазами больше подвегнуты риску развития такой опухоли, как меланома, но на остроту зрения это не влияет.

Читайте также:  Резко ухудшилось зрение у ребенка причины

Восприятие цвета человеком. Влияние цвета на человека

Человек обладает способностью видеть окружающий мир во всем многообразии цветов и оттенков. Он может любоваться закатом, изумрудной зеленью, бездонным синим небом и другими красотами природы. О восприятии цвета и его воздействии на психику и физическое состояние человека пойдет речь в этой статье.

Что такое цвет

Цветом называют субъективное восприятие мозгом человека видимого света, отличий в его спектральной структуре, ощущаемых глазом. У людей способность различать цвета развита лучше, чем у остальных млекопитающих.

Свет воздействует на фоточувствительные рецепторы глазной сетчатки, а те потом вырабатывают сигнал, передаваемый в мозг. Получается, что восприятие цвета формируется сложным образом в цепочке: глаз (нейронные сети сетчатки и экстерорецепторы) – зрительные образы головного мозга.

Таким образом, цвет – это интерпретация окружающего мира в сознании человека, возникающая в результате обработки сигналов, поступающих от светочувствительных клеток глаза — колбочек и палочек. При этом первые отвечают за восприятие цвета, а вторые – за остроту сумеречного зрения.

«Цветовые расстройства»

Глаз реагирует на три первичных тона: синий, зеленый и красный. А мозг воспринимает цвета как комбинацию этих трех основных красок. Если сетчатка теряет способность различать какой-либо цвет, то и человек утрачивает ее. Например, бывают люди, которые не в состоянии отличить зеленый цвет от красного. У 7% мужчин и 0,5% женщин встречаются такие особенности. Крайне редко люди вообще не видят красок вокруг, это значит, что рецепторные клетки в их сетчатке не функционируют. Некоторые страдают слабым сумеречным зрением — это значит, что у них слабочувствительные палочки. Такие проблемы возникают по разным причинам: вследствие дефицита витамина А или наследственных факторов. Однако человек может приспособиться к «цветовым расстройствам», поэтому без специального обследования их почти невозможно обнаружить. Люди с нормальным зрением в состоянии различить до тысячи оттенков. Восприятие цвета человеком меняется в зависимости от условий окружающего мира. Один и тот же тон выглядит по-разному при свете свечей или при солнечном освещении. Но человеческое зрение быстро адаптируется к этим изменениям и идентифицирует знакомый цвет.

Восприятие формы

Познавая природу, человек все время открывал для себя новые принципы устройства мира – симметрию, ритм, контраст, пропорции. Этими впечатлениями он руководствовался, преобразуя окружающую среду, создавая свой собственный уникальный мир. В дальнейшем объекты действительности породили в сознании человека стабильные образы, сопровождаемые четкими эмоциями. Восприятие формы, величины, цвета связаны у индивида с символическими ассоциативными значениями геометрических фигур и линий. Например, при отсутствии членений, вертикаль воспринимается человеком как нечто бесконечное, несоизмеримое, устремленное ввысь, легкое. Утолщение в нижней части или горизонтальное основание делает ее в глазах индивида более устойчивой. А вот диагональ символизирует движение и динамику. Получается, что композиция, основывающаяся на четких вертикалях и горизонталях, тяготеет к торжественности, статичности, устойчивости, а изображение, базирующееся на диагоналях – к изменчивости, нестабильности и движению.

Двоякое воздействие

Общепризнанным является факт, что восприятие цвета сопровождается сильнейшим эмоциональным воздействием. Эта проблема подробно изучалась живописцами. В. В. Кандинский отмечал, что цвет двояко влияет на человека. Сначала индивид испытывает физическое воздействие, когда глаз либо очарован цветом, либо раздражен им. Это впечатление мимолетно, если речь идет о привычных предметах. Однако в необычном контексте (картине художника, например) цвет может вызвать сильнейшее эмоциональное переживание. В этом случае можно говорить о втором виде влияния цвета на индивида.

Физическое воздействие цвета

Многочисленные эксперименты психологов и физиологов подтверждают способность цвета влиять на физическое состояние человека. Доктор Подольский описывал зрительное восприятие цвета человеком следующим образом.

  • Голубой цвет – обладает антисептическим эффектом. На него полезно смотреть при нагноениях и воспалениях. Чувствительному индивиду голубой оттенок помогает лучше, чем зеленый. Но «передозировка» этого цвета вызывает некоторую угнетенность и усталость.
  • Зеленый цвет – гипнотический и болеутоляющий. Он положительно воздействует на нервную систему, снимает раздражительность, усталость и бессонницу, а также поднимает тонус и понижает давление крови.
  • Желтый цвет – стимулирует мозг, поэтому помогает при умственной недостаточности.
  • Оранжевый цвет – оказывает возбуждающее действие и ускоряет пульс, не поднимая при этом кровяное давление. Он улучшает настроение, поднимает жизненный тонус, но со временем может утомить.
  • Фиолетовый цвет – воздействует на легкие, кровеносные сосуды, сердце и увеличивает выносливость тканей организма.
  • Красный цвет – оказывает согревающее действие. Он стимулирует деятельность мозга, устраняет меланхолию, но в больших дозах раздражает.

Виды цвета

По-разному можно классифицировать влияние цвета на восприятие. Существует теория, согласно которой, все тона можно разделить на стимулирующие (теплые), дезинтегрирующие (холодные), пастельные, статичные, глухие, теплые темные и холодные темные.

Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители:

  • красный – жизнеутверждающий, волевой;
  • оранжевый – уютный, теплый;
  • желтый – лучезарный, контактирующий.

Дезинтегрирующие (холодные) тона приглушают возбуждение:

  • фиолетовый – тяжелый, углубленный;
  • синий — подчеркивающий дистанцию;
  • светло-синий — направляющий, уводящий в пространство;
  • сине-зеленый – изменчивый, подчеркивающий движение.

Пастельные тона приглушают воздействие чистых цветов:

  • розовый – таинственный и нежный;
  • лиловый – изолированный и замкнутый;
  • пастельно-зеленый – мягкий, ласковый;
  • серо-голубой – сдержанный.

Статичные цвета могут уравновесить и отвлечь от возбуждающих красок:

  • чисто-зеленый – освежающий, требовательный;
  • оливковый – смягчающий, успокаивающий;
  • желто-зеленый – раскрепощающий, обновляющий;
  • пурпурный – претенциозный, изысканный.

Глухие тона способствуют концентрации (черный); не вызывают возбуждения (серый); гасят раздражение (белый).

Теплые темные цвета (коричневые) вызывают вялость, инертность:

  • охра – смягчает рост возбуждения;
  • землисто-коричневый – стабилизирует;
  • темно-коричневый – снижает возбудимость.

Темные холодные тона (черно-синие, темно-серые, зелено-синие) подавляют и изолируют раздражение.

Цвет и личность

Восприятие цвета во многом зависит и от личностных характеристик человека. Этот факт доказал в своих работах об индивидуальном восприятии цветовых композиций немецкий психолог М. Люшер. Согласно его теории, пребывающий в различном эмоциональном и умственном состоянии индивид может по-разному отреагировать на один и тот же цвет. При этом особенности восприятия цвета зависят от степени развития личности. Но даже при слабой душевной восприимчивости краски окружающей действительности воспринимается неоднозначно. Теплые и светлые тона притягивают глаз больше, чем темные. И в то же время ясные, но ядовитые цвета вызывают беспокойство, и зрение человека невольно ищет холодный зеленый или синий оттенок, чтобы отдохнуть.

Цвет в рекламе

В рекламном обращении выбор цвета не может зависеть только от вкуса дизайнера. Ведь яркие тона могут как привлечь внимание потенциального клиента, так и затруднить получение необходимой информации. Поэтому восприятие формы и цвета индивида должно обязательно учитываться при создании рекламы. Решения могут быть самыми неожиданными: например, на пестром фоне ярких картинок непроизвольное внимание человека скорее привлечет строгое черно-белое объявление, а не красочная надпись.

Дети и цвета

Восприятие цвета детьми складывается постепенно. Сначала они различают только теплые тона: красный, оранжевый и желтый. Затем развитие психических реакций приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать голубой, фиолетовый, синий и зеленый цвета. И только с возрастом малышу становится доступно все многообразие цветовых тонов и оттенков. В три года ребятишки, как правило, называют два-три цвета, а узнают около пяти. Причем некоторые дети с трудом различают основные тона даже в четырехлетнем возрасте. Они слабо дифференцируют цвета, с трудом запоминают их названия, заменяют промежуточные оттенки спектра основными и так далее. Для того чтобы ребенок научился адекватно воспринимать окружающий мир, нужно учить его правильно различать цвета.

Развитие восприятия цвета

С самого раннего возраста нужно учить цветовосприятию. Малыш от природы очень любознателен и нуждается в разнообразной информации, но вводить ее нужно постепенно, чтобы не раздражать чувствительную психику ребенка. В раннем возрасте дети обычно связывают цвет с образом какого-нибудь предмета. Например, зеленый – елочка, желтый – цыпленок, синий – небо и так далее. Воспитателю нужно воспользоваться этим моментом и развивать цветовосприятие, используя естественные формы.

Цвет, в отличие от размера и формы, можно только увидеть. Поэтому при определении тона большая роль отводится сопоставлению путем наложения. Если два цвета поместить рядом, каждый ребенок поймет, одинаковые они или разные. При этом ему еще не нужно знать название окраски, достаточно уметь выполнять задания типа «Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета». После того как ребенок научится зрительно различать и сопоставлять цвета, имеет смысл приступать к выбору по образцу, то есть к действительному развитию цветовосприятия. Для этого можно использовать книгу Г. С. Швайко под названием «Игры и игровые упражнения для развития речи». Знакомство с красками окружающего мира помогает ребятишкам тоньше и полнее чувствовать действительность, развивает мышление, наблюдательность, обогащает речь.

Визуальный цвет

Интереснейший эксперимент над собой поставил один житель Британии — Нил Харбиссон. Он с детства не умел различать цвета. Врачи нашли у него редчайший дефект зрения – ахроматопсию. Парень видел окружающую действительность словно в черно-белом кино и считал себя социально отрезанным человеком. Однажды Нил согласился на эксперимент и позволил вживить себе в голову специальный кибернетический инструмент, который позволяет ему видеть мир во всем его красочном многообразии. Оказывается, восприятие глазом цвета вовсе не обязательно. В затылок Нила имплантировали чип и антенну с датчиком, которые улавливают вибрацию и преобразуют ее в звук. При этом каждой ноте соответствует определенный цвет: фа – красный, ля – зеленый, до – синий и так далее. Теперь для Харбиссона визит в супермаркет сродни посещению ночного клуба, а картинная галерея напоминает ему поход в филармонию. Технология подарила Нилу доселе невиданное в природе ощущение: визуальный звук. Мужчина ставит интересные эксперименты со своим новым чувством, например, подходит вплотную к разным людям, изучает их лица и сочиняет музыку портретов.

Заключение

О восприятии цвета можно говорить бесконечно. Эксперимент с Нилом Харбиссоном, например, говорит о том, что психика человека очень пластична и может приспособиться к самым необычным условиям. Кроме того, очевидно, что в людях заложено стремление к прекрасному, выражающееся во внутренней потребности видеть мир цветным, а не монохромным. Зрение – уникальный и хрупкий инструмент, изучение которого займет еще немало времени. Узнать о нем как можно больше будет полезно каждому.

Как цвет очковых линз влияет на ваше зрение?

Достаточно много написано о полезности того или иного цвета очковых линз, на зрение человека. Некоторые оттенки рекомендуют для вождения автомобиля, некоторые для работы за компьютером, какие-то ускоряют скорость реакции на внешние события, что крайне полезно для спортивных соревнований. Опять же, часто важна интенсивность насыщения цветом, в некоторых случаях достаточно тонировки в 20-30 процентов, а иногда и 75% затемнения не достаточно.

Мы попытались суммировать имеющиеся данные о влиянии цвета очковых линз в одной короткой статье. Здесь мы не затрагиваем вопрос об интенсивности тонирования, так как часто, процент тонирования тем или иным цветом, пользователь выбирает индивидуально, исходя из собственных предпочтений.

Читайте также:  Определить кто делал коррекция зрения а кто нет

Но тем не менее, отмечаем, что современное производство очковых линз, имеет возможность, достаточно точно соблюдать заказываемый процент затемнения цветом. Например, можно заказать и 10% и 25% и 80% тонирования, с «шагом» в 5%. Соответственно, всеми этими возможностями обладает и магазин оптики OpticBox.

Итак, как цвета взаимодействуют с нашим зрением.

Зеленый цвет. Наиболее распространенный в солнцезащитных линзах. Все знают о полезности зеленого цвета — все это, можно проецировать и на линзы для очков. Крайне эффективно оказывает воздействие на вегетативную систему человека. Можно рекомендовать, всем без исключения пользователям очков.

Серый цвет. Так же часто используется в очках от солнца. Спокойный, нейтральный цвет, часто используемый в модных очках. Считается, что он снижает контрастность предметов.

Красный цвет. Он подстегивает наше зрение. Вызывает некоторый стимулирующий эффект, приводящий к увеличению скорости реакции. Очень часто, в профессиональных спортивных очках применяются «производные» от красного. В тоже время, производители не рекомендуют в течении всего дня, носить очки с линзами этого цвета. Глаза, находясь в напряжении, достаточно быстро устают.

Синий цвет. Спокойный и ровный. Считается, что он воздействует успокаивающее на человека. Пульс становится ровнее и замедляется. Его можно рекомендовать нервным пользователям, как постоянный цвет очковых линз.

Желтый цвет. Так называемый «просветляющий». Часто используется в «противо-туманных очках». Он действительно делает окружающий мир намного ярче. Наблюдается даже эмоциональный подъем при длительном ношении очков с желтыми линзами. Единственная проблема с этим цветом — очки, иногда, приходится снимать и это возвращает потребителя в настоящую реальность.

Оранжевый цвет. Жизнерадостный, комфортный для глаз и зрения цвет линз. Он также стимулирует активность и частично просветляет внешний мир. Этот цвет, использую многие профессиональные спортсмены — так как считается, что он влияет на двигательную активность. В частности, у нас в онлайн оптике, есть специальный цвет на основе оранжевого оттенка, для активного времяпровождения на улице, в солнечную погоду — SkyFan.

Коричневый цвет. Второй по популярности оттенок, часто используемый в солнцезащитных очках. Увеличивает контрастность предметов и не искажает основные цвета. Например, у нас в ассортименте, есть цвет RoadStar. Это «блюблокер», на основе коричневого цвета с 75% насыщенностью — соответственно он просветляет свет и одновременно, блокирует излишнюю яркость. Рекомендуется для активного вождения автомобиля в солнечную погоду.

Компью А рт

Стефан Стефанов, канд. техн. наук, профессор Московского гуманитарного университета, технический директор компании «Полиграфические системы»

Что такое цвет?

Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают под действием на органы зрения света — электромагнитного излучения видимого диапазона спектра. Диапазон длины волны зрительных ощущений (цвета) находится в пределах 380-760 мкм. Физические свойства света тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности света меняется яркость цвета излучателя или светлота цвета окрашенных поверхностей и сред. С изменением длины волны меняется цветность, которая идентична с понятием цвета, ее мы определяем словами «синий», «желтый», «красный», «оранжевый» и пр.

Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов глаза человека, так и от соотношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту, а соотношение ее долей — цветность (цветовой тон и насыщенность). Характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и яркость или светлота.

А.С.Пушкин определил цвет как «очей очарованье», а ученый Шредингер — как «интервал излучений в световом диапазоне, который глаз воспринимает одинаково и определяет как цвет словами “красный”, “зеленый”, “синий” и т.д.».

Таким образом, глаз интегрирует (суммирует) определенный интервал световых излучений и воспринимает их как единое целое. Ширина этого интервала зависит от множества факторов, в первую очередь — от уровня адаптации глаза.

Цвет как феномен зрения и объект изучения

Цвет — деяние света,
деяние и страдательные состояния.

Цвет сообщает вещам и явлениям форму, объем и эмоциональность при их восприятии. У большинства биологических видов световые рецепторы локализованы в области сетчатки глаза. Усложнение светового анализатора происходило по мере развития биологической линии. Высшее достижение природы — зрение человека.

С возникновением цивилизации роль цвета возросла. Искусственные источники света (излучатели с ограниченным спектром электромагнитного излучения энергии) и краски (чистый бесконечный цвет) можно рассматривать как искусственные средства синтеза цвета.

Человек всегда пытался овладеть способностью влиять на свое душевное состояние через цвет и использовать цвет для создания комфортной среды обитания, а также в различных изображениях. Первые способы применения цвета в ритуальной практике связаны с их символической функцией. Позже с помощью цветов стали отображать воспринимаемую реальность и визуализировать абстрактные понятия.

Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические цвета.

Глаз и ухо человека воспринимают излучения по-разному

По гипотезе Юнга-Гельмгольца наши глаза обладают тремя независимыми светочувствительными рецепторами, реагирующими соответственно на красный, зеленый и синий цвета. Когда окрашенный свет попадает в глаз, эти рецепторы возбуждаются в соответствии с интенсивностью действующего на них цвета, содержащегося в наблюдаемом свете. Любая комбинация возбужденных рецепторов вызывает определенное цветовое ощущение. Области чувствительности трех этих рецепторов частично перекрываются. Поэтому одно и то же цветовое ощущение может быть вызвано различными комбинациями окрашенных световых излучений. Глаз человека постоянно суммирует раздражения, и конечным результатом восприятия оказывается суммарное действие. Необходимо также отметить, что человеку очень трудно, а иногда и невозможно определить, видит он источник света или объект, отражающий свет.

Если глаз можно считать совершенным сумматором, то ухо является совершенным анализатором и обладает фантастической способностью разлагать и анализировать колебания, образующие звук. Ухо музыканта без малейшего затруднения различает, на каком инструменте берется определенная нота, например на флейте или на фаготе. Каждый из этих инструментов имеет четко выраженный, свой тембр. Однако если звуки этих инструментов подвергнуть анализу с помощью соответствующего акустического устройства, то обнаружится, что комбинации обертонов, испускаемые этими инструментами, незначительно отличаются друг от друга. На основе только приборного анализа сложно безошибочно сказать, с каким инструментом мы имеем дело. На слух инструменты различаются безошибочно.

По своей чувствительности глаз и ухо значительно превосходят самые современные электронные устройства. При этом глаз сглаживает мозаичность структуры света, а ухо различает шорохи (вариации тона).

Если бы глаз был таким же анализатором, как и ухо, то, например, белая хризантема представлялась бы нам хаосом цветов, фантастической игрой всех цветов радуги. Объекты представали бы перед нами в различных оттенках (тембрах цвета). Зеленый берет и зеленый лист, которые обычно кажутся нам одинакового зеленого цвета, были бы окрашенными в различные цвета. Дело в том, что глаз человека дает одно и то же ощущение зеленого цвета от различных комбинаций исходных окрашенных световых пучков. Гипотетический глаз, обладающий аналитической способностью, немедленно обнаружил бы эти различия. Но реальный глаз человека суммирует их, а одна и та же сумма может иметь множество различных слагаемых.

Известно, что белый свет состоит из целой гаммы цветов — спектров излучения. Мы называем его белым потому, что глаз человека не в состоянии разложить его на отдельные цвета.

Поэтому в первом приближении можно считать, что объект, например красная роза, имеет такую окраску потому, что отражает только красный цвет. Какой-то другой предмет, например зеленый лист, видится зеленым потому, что выделяет из белого света зеленый цвет и отражает только его. Однако на практике ощущение цвета связано не только с избирательным (селективным) отражением (пропусканием) объектом падающего или излучаемого света. Воспринимаемый цвет сильно зависит от цветового окружения объекта, а также от сущности и состояния воспринимающего.

Цвет можно только видеть

Когда человек не имеет отношения к видению, вещи выглядят в основном одними и теми же в то время, когда он смотрит на мир. С другой стороны, когда он научится видеть, ничто не будет выглядеть тем же самым все то время, что он видит эту вещь, хотя она остается той же самой.

Цвета, являющиеся результатом действия физических световых стимулов, обычно видятся по-разному при различном составе стимула. Однако цвет зависит также от целого ряда других условий, таких как уровень адаптации глаза, структура и степень сложности поля зрения, состояние и индивидуальные особенности смотрящего. Количество возможных комбинаций из отдельных стимулов мозаичности излучений света значительно больше количества различных цветов, которое приблизительно оценивается в 10 млн.

Из этого следует, что любой воспринятый цвет может быть генерирован большим числом стимулов с различным спектральным составом. Это явление называется метамеризм цвета. Так, ощущение желтого цвета может быть получено под действием либо монохроматического излучения с длиной волны около 576 нм, либо сложного стимула. Сложный стимул может состоять из смеси излучения с длиной волны более 500 нм (цветная фотография, полиграфия) или из сочетания излучения с длиной волны, соответствующей зеленому либо красному цветам, при этом желтая часть спектра полностью отсутствует (телевидение, монитор компьютера).

Как человек видит цвет, или Гипотеза C (B+G) + Y (G+R)

Человечеством создано много гипотез и теорий о том, как человек видит свет и цвет, некоторые из которых были рассмотрены выше.

В этой статье сделана попытка на базе изложенных выше технологий цветоделения и печати, применяемых в полиграфии, дать объяснение цветовому зрению человека. В основе гипотезы лежит положение о том, что глаз человека не является источником излучения, а работает как окрашенная поверхность, освещаемая светом, и спектр света разделен на три зоны — синюю, зеленую и красную. Сделано допущение, что в глазу человека имеется множество приемников света одного типа, из которых состоит мозаичная поверхность глаза, воспринимающая свет. Принципиальная структура одного из приемников показана на рисунке.

Приемник состоит из двух частей, работающих как единое целое. Каждая из частей содержит пару рецепторов: синий и зеленый; зеленый и красный. Первая пара рецепторов (синий и зеленый) завернута в пленку голубого цвета, а вторая (зеленый и красный) — в пленку желтого цвета. Эти пленки работают как светофильтры.

Рецепторы связаны между собой проводниками световой энергии. На первом уровне синий рецептор связан с красным, синий — с зеленым, а зеленый — с красным. На втором уровне эти три пары рецепторов связаны в одной точке («соединение звездой», как при трехфазном токе).

Схема работает по следующим принципам:

• голубой светофильтр пропускает синие и зеленые лучи света и поглощает красные;

• желтый светофильтр пропускает зеленые и красные лучи и поглощает синие;

• рецепторы реагируют только на одну из трех зон спектра света — на синие, зеленые или красные лучи;

• на зеленые лучи реагируют два рецептора, которые находятся за голубым и желтым светофильтрами, поэтому чувствительность глаза в зеленой зоне спектра выше, чем в синей и красной (это соответствует экспериментальным данным о чувствительности глаза;

• в зависимости от интенсивности падающего света в каждой из трех связанных между собой пар рецепторов возникнет энергетический потенциал, который может быть положительным, отрицательным или нулевым. При положительном или отрицательном потенциале пара рецепторов передает информацию об оттенке цвета, в котором преобладает излучение одной из двух зон. Когда энергетический потенциал создан только за счет световой энергии одного из рецепторов, то должен воспроизводиться один из однозональных цветов — синий, зеленый или красный. Нулевой потенциал соответствует равным долям излучений каждой из двух зон, что дает на выходе один из двухзональных цветов: желтый, пурпурный или голубой. Если все три пары рецепторов имеют нулевой потенциал, то должен воспроизводиться один из уровней серого (от белого до черного) в зависимости от уровня адаптации;

Читайте также:  Сколько строчек нужно видеть для 100 зрения

• когда энергетические потенциалы в трех парах рецепторов разные, то в точке серого должен воспроизводиться цвет с преобладанием одного из шести цветов — синего, зеленого, красного, голубого, пурпурного или желтого. Но этот оттенок будет или разбеленным, или зачерненным, в зависимости от общего уровня световой энергии для всех трех рецепторов. Таким образом, воспроизведенный цвет будет всегда содержать ахроматическую составляющую (уровень серого). Этот уровень серого, усредненный для всех приемников глаза, и будет определять адаптацию (чувствительность) глаза к условиям восприятия;

• если в большинстве приемников глаза в течение долгого времени возникают небольшие энергетические потенциалы (соответствующие слабым оттенкам цвета или слабохроматическим цветам, близким к ахроматическим), то они будут выравниваться и дрейфовать к серому или к преобладающему памятному цвету. Исключением являются случаи, когда используется сравнительный эталон цвета или эти потенциалы соответствуют памятному цвету;

• нарушения в цвете фильтров, в чувствительности рецепторов или в проводимости цепей будут приводить к искажению восприятия световой энергии, а следовательно, к искажению воспринимаемого цвета;

• сильные энергетические потенциалы, возникающие при длительном воздействии световой энергии большой мощности, могут вызвать восприятие дополнительного цвета при переводе взгляда на серую поверхность. Дополнительные цвета: к желтому — синий, к пурпурному — зеленый, к голубому — красный и наоборот. Эти эффекты возникают вследствие того, что должно произойти быстрое выравнивание энергетического потенциала в одной из трех точек схемы.

Таким образом, при помощи простой энергетической схемы, включающей три разных рецептора, один из которых дублируется, и два пленочных светофильтра, можно моделировать восприятие любого оттенка окрашенного спектра света, который видит человек.

В данной модели восприятия цвета человеком учитывается только энергетическая составляющая спектра света и не принимаются в расчет индивидуальные особенности человека, его возраст, профессия, эмоциональное состояние и многие другие факторы, которые влияют на восприятие света.

Цвет без света

Открыла мне моя душа и научила прикасаться к тому, что не облеклось плотью и не кристаллизовалось. И позволила она уразуметь, что чувственное есть половина мысленного и то, что мы держим в руках, — часть вожделенного нами.

Цвет возникает в результате восприятия глазом светового электромагнитного излучения и преобразования информации об этом излучении человеческим мозгом. Хотя и считается, что электромагнитное световое излучение — единственный возбудитель ощущения цвета, но цвет можно увидеть и без непосредственного воздействия света — цветовые ощущения свободно могут возникать в мозге человека. Пример — цветные сны или галлюцинации, вызванные воздействием на организм химических веществ. В абсолютно темном помещении мы видим перед глазами разноцветное мерцание, словно наше зрение вырабатывает в отсутствие внешних стимулов какие-то случайные сигналы.

Следовательно, как уже было замечено, цветовой стимул определен как адекватный стимул восприятия цвета или света, но он — не единственно возможный.

Цветотерапия: влияние цвета на психику человека. История цветотерапии

Что такое цветотерапия

Цветотерапия (хромотерапия) — это лечение нервной системы цветом. В разный период своей жизни у человека появляется то или иное предпочтение в цвете одежды, интерьере и т.д. Скорее всего, вы это замечали и на себе. Данное явление объясняется тем, что люди на подсознательном уровне стремятся к тонам, которые соответствуют настроению, помогут зарядиться энергией и избавиться от недуга.

Особенно сильно влияет цвет на представительниц прекрасного пола. У женщин сильнее развиты зрительные рецепторы, отвечающие за цветовое восприятие, чем у мужчин. Поэтому различные тона по-разному сказываются на их эмоции.

История цветотерапии

Факт влияния цвета на психику человека и его мироощущение замечен еще врачевателями предшествующих эпох. Они знали и активно применяли знания о цвете в лечении пациентов. Примером тому могут послужить подкрашенное травами лечебное питье, применяемое во времена Авиценны или окрашенные в разные цвета камни, прикладываемые к больным местам при Парацельсе. Воспаленные участки кожи при инфекционных заболеваниях в России в давние времена лечили наложением куска ткани красного цвета, а при гепатите больному надевали желтые бусы. Наука и медицина двигаются вперед семимильными шагами, а мы до сих пор можем видеть красную нитку, обвязывающую больной сустав. Сегодня все эти методы вызывают улыбку, но все же исключить влияние цвета на человека невозможно. Психика человека, его восприятие окружающей действительности и настроение – вот те сферы, где цветотерапия получила настоящее признание.

Первые сведения о влиянии цвета на психику человека доходят к нам из древнего Китая, Индии и Египта. При раскопках в Египте были обнаружены специальные комнаты, где, по мнению ученых, проводились сеансы цветотерапии. Врачи тех времен знали, что синий цвет действует успокаивающе на психику человека, поэтому сильно возбужденного человека помещали в комнату, где превалировала окраска нужного цвета.

Влияние цвета на психику человека

Активно применяется цветотерапия и сегодня. Невозможно отрицать влияние на настроение определенных цветов одежды, интерьера. Один цвет может расслабить, успокоить, воодушевить. Другой цвет вселяет панику или раздражает.

Это происходит из-за того, что различные цвета способны стимулировать разные участки головного мозга и гипофиз, который отвечает за выработку гормонов, регулирующих обмен веществ, сон, аппетит, половое влечение и эмоциональную стабильность. Поэтому мы являемся очень зависимыми от цветов, в окружении которых находимся. Если поместить на длительное время даже неисправимого оптимиста в комнату, в которой нет ни одной яркой детали, а присутствуют только серые и черные тона, его настроение неизбежно станет подавленным.

Каждый человек индивидуален. Но общие тенденции выделить можно. Знания о цвете систематизированы и активно используются. Они положены в основание теста, созданного Максом Люшером в 1923 году для психодиагностики человека.

Как же воздействуют разные цвета на психику человека? Что расскажет цветотерапия? Рассмотрим наиболее распространенные цвета.

Влияние белого цвета

Восприятие белого цвета отличается среди людей, принадлежащих к разным культурам и религиям. Для представителей одной культуры белый цвет – символ чистоты и безгрешности, для других – ассоциируется с трауром. Для славян характерно восприятие белого цвета как цвета добра и целомудрия. Отсюда корни выражения «белый свет» и белоснежное платье невесты. Белый цвет вселяет благодушие, успокаивает и придает силы.

Если на протяжении всего дня вам пришлось ходить в темной одежде, и вы хотите избавиться от негативных мыслей и повседневных забот, придя домой, наденьте светлую одежду.

Влияние черного цвета

Его восприятие также неоднозначно. «Видеть мир в черном цвете» — широко употребляемая поговорка, и это говорит о многом. Цвет мрака, нечистой силы или покоя и изящества? Очень многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, выяснить которые и необходимо цветотерапевту.

Как правило, этот цвет отвечает за организованность и проявление силы воли . Как известно из уроков физики, он поглощает весь цветовой спектр, поэтому он включает все целебные качества всех цветов. Но несмотря на это, не стоит им злоупотреблять в одежде и интерьере, так как он может привести к плохому настроению и подавленности.

Влияние красного цвета

Замечено, что красный цвет возбуждает психику, вызывает ускоренное сердцебиение и даже активизацию мышечной деятельности. Цвет теплый и живительный. Избыток красного цвета не рекомендован раздражительным людям и тем, кто страдает избыточной массой тела, потому что с легкостью вызывает возбуждение нервной системы и вызывает усталость.

Влияние синего цвета

Цвет покоя. Успокоит нервную систему перед сном, снимет излишнюю нервозность и возбуждение. Цветотерапия использует синий цвет для облегчения болезненного состояния ипохондриков и меланхоликов. Он положительно действует на укрощение аппетита.

Влияние голубого цвета

Цвет водной стихии. Цвет легкости и невесомости. Станет хорошим помощником при снятии усталости после тяжелого дня. Положительно влияет на больных гипотензией. Но все же, избыток голубого цвета может привести к охлаждению и отчуждению в отношениях любящих людей. Как и синий, является цветом, сдерживающим аппетит.

Влияние желтого цвета

Действие желтого цвета на человека полностью противоположно действию синего. Накормить ребенка, который плохо ест и доставляет при этом массу хлопот, из посуды желтого цвета будет гораздо проще, потому что желтый является прекрасным возбудителем аппетита. Желтый цвет и все его оттенки тонизируют нервную систему, могут поднимать самооценку человека и стимулировать умственные способности. Стоит взять это на заметку тем, кто собирается делать ремонт в детской или ученической комнате.

Влияние зеленого цвета

Цвет жизнеутверждающий. Ассоциируется с природой , молодостью, свежестью. Способен успокаивать и умиротворять. Цветотерапия рекомендует использовать его людям, переживающим большие психоэмоциональные и зрительные нагрузки. Все оттенки зеленого цвета благоприятно действуют на способность концентрировать внимание. Однако темные оттенки зеленого могут подавлять и даже вызывать депрессию .

Влияние коричневого цвета

Цвет стабильности. Светлые оттенки коричневого создают ощущение защищенности, а темно-коричневый свет принесет уют и тепло. Излишек коричневого цвета может привести к легкой форме меланхолии.

Влияние оранжевого цвета

Воздействие оранжевого цвета на психику схоже с воздействием красного цвета. Он поможет раскрепоститься, взбодрит и поможет создать хорошее настроение.

Влияние розового цвета

Настроит на романтический лад. Ассоциируется с незащищенностью и наивностью. В большом количестве розовый цвет, скорее всего, быстро вызовет усталость и чувство неудовлетворенности, поэтому злоупотреблять им не стоит.

Цветотерапия в интерьере

1. Чтобы поднять жизненный тонус, рекомендуется использовать яркий желтый или оранжевый свет. Также можно поставить в доме зеленый абажур. Габаритную мебель, аксессуары выбирайте спокойных пастельных тонов: светло-желтый, светло-зеленый, голубой. Они успокаивают и не раздражают глаз.

2. Для повышения энергии, настроения и оптимизма цветотерапия советует поставить на подоконник растения с яркими цветками (красный, оранжевый), повесить на стену картину с изображением природы (горы, солнце, море, цветы).

3. Не стоит ставить мебель лилового и голубого цвета в комнатах, так как они могут вызвать депрессию , вялость и апатию. А вот для спальни они прекрасно подойдут — они успокоят вас и помогут быстро уснуть.

Хандра, длительная психоэмоциональная нагрузка, физическая усталость – прекрасный повод попробовать на себе воздействие цветотерапии. Полученные результаты удивят и порадуют вас.

А вы замечали на себе влияние цвета?

Рекомендуем насладиться композицией Франца Шуберта «Аве Мария» и опробовать цветотерапию в действии 😉

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2177373-kak-vlijaet-na-ostrotu-zrenija-cvet-glaz.html
  • http://fb.ru/article/177637/vospriyatie-tsveta-chelovekom-vliyanie-tsveta-na-cheloveka
  • http://opticbox.ru/news/kak-tsvet-ochkovykh-linz-vliyaet-na-vashe-zrenie
  • http://compuart.ru/article/9393
  • http://bestlavka.ru/cvetoterapiya-vliyanie-cveta-na-psihiku-cheloveka/