Меню Рубрики

Как связать свою точку зрения с автором

Шаблон для «Чайников»

К‐1 Формулировка проблемы текста в виде вопроса.

Пример.

Нужно ли ………Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Следует отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши дни. И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не может не волновать. (Формулировку проблемы можно найти ниже)

Все ниже написанные предложения можно вставить к любому из вопросов.

К‐2 Комментарий к тексту (не цитируя, а своими словами пересказать мысли автора, который ищет ответ на вопрос из К‐1, и его аргументы).

Синонимы

к слову автор: Он, ФИО писателя (например Иванов В.И.), писатель, публицист

Тот текст, что перед вами это: Статья, отрывок, текст, рассуждение, размышления

Комментарий проблемы должен быть с элементами краткого пересказа, цитирования

Автор обращает внимание на…

опирается на чье‐то мнение( на факты), свидетельствующие о…

приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…

принимает во внимание…

потрясен тем, что…

подтверждает свою мысль…

создает яркий художественный образ (например дождя)…

мастерски рисует ( картину снегопада)…или пейзаж…

использует изобразительно‐выразительные средства языка…

отмечает достоинства или недостатки…

расходится во взглядах с мнением большинства в вопросе о…

оспаривает точку зрения тех, кто считает…

. К‐3 Позиция автора (ответ на вопрос из К‐1)

Автор убежден, что…

не знает, как решить возникшую проблему…

для автора очевидно, что…

Пример изложения авторской позиции:

Позиция автора данного текста позитивная (радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная). Он считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…

Автора тревожит (беспокоит, волнует)…

Авторская позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

К‐4 Собственное мнение о позиции автора (см. К‐3): согласны или не согласны.

Привести 2 своих аргумента для доказательства своей позиции

Я согласен с автором…

разделяю позицию автора…

придерживаюсь той же точки зрения…

автор слишком категоричен и упускает из виду, что…

позволю себе предположить, что…

можно возразить автору тем, что…

мнение автора противоречиво, так как…

могу подтвердить его мысль примером…

в чем‐то автор прав, однако …

нет сомнений в том, что…

Пример комментария к авторской позиции.

Мне близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как

… Я согласен с(указать с кем) в том, что…

С мнением автора трудно не согласиться, так как…

Я полностью разделяю его точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых,

Совершенно очевиден, на мой взгляд, тот факт, что…

Мне кажется / представляется/…

Действительно, … Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

Мой небогатый пока жизненный опыт свидетельствует…

В качестве убедительного доказательства / аргумента/ можно также привести судьбу героя известного произведения(название произведения) … классика отечественной (зарубежной) литературы

( ФИО,выбранного вами автора)…

Похожая ситуация рассматривается также писателем( ФИО)… в произведении (название произведения)… В эпизоде(можно указать каком именно)… герой проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора…

Судьба героя / сюжет произведения / размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что/…

Доказательства высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.

Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на…

К‐5 Логика (причинно‐следственные связи мыслей, три абзаца: К‐1, К‐2, К‐3)

как сказано выше…

с другой стороны…

не только …‐ но и …

Краткий вывод. В шаблоне предлагаются варианты готовых речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной и той же мысли.

Ввести заключение в текст помогут следующие типовые конструкции:

В итоге я хочу сказать…

В заключение важно отметить…

Обобщая сказанное, можно сделать вывод…

Выходит, что… и др.

Текст Лебедева Н.

(1)Владимир Солоухин в одном из стихотворений высказывает мысль, что того, кто несёт в руках цветы, можно не опасаться, ибо человек с цветами в руках зла совершить не может.

(2)Думается, то же можно сказать и о человеке, несущем в руках томик Пушкина или Чехова. (3)Ибо человек, читающий такие книги, есть человек разумный, человек нравственный.

(4)Известны слова Горького: «Любите книгу — источник знания». (5)К этому следовало бы добавить, что хорошая книга — это и средство воспитания чувств, духовного возвышения личности, это мир человеческих переживаний. (6)А кроме того, книга приобщает к красоте родной речи.

(7)В России литературно-просветительские традиции всегда были сильны. (8)Иван Сытин, крестьянский сын, который основал во второй половине XIX века издательство в Москве, многие книги продавал по очень низкой цене, может быть, себе в убыток, чтобы они были доступны народу. (9)А благодаря издателю Павленкову в начале XX века появилось две тысячи бесплатных деревенских библиотек.

(10)В целом мы были и, хочется надеяться, остаёмся более начитанным народом, чем многие другие. (11)И всё-таки всё чаще задаёшь себе вопрос: «А будут ли наши дети читать Пушкина?» (12)Хотя книжный прилавок стал неизмеримо богаче и разнообразнее, круг нашего чтения, как показывают социологические исследования, заметно изменился. (13)Пользуются спросом специальная литература и книги, содержащие разного рода практические советы. (14)Что же касается «художественной» литературы, то развлекательное чтиво: детективы, приключения, «семейные» романы — явно потеснило всё прочее. (15)«Спрос определяет предложение», — разводят руками издатели.

(16)Да, современному человеку, озабоченному материальными и прочими проблемами, не до серьёзного чтения. (17)Читает он преимущественно в транспорте, по дороге на работу и с работы. (18)А что можно читать в автобусной сутолоке? (19)Желание отвлечься, снять нервное напряжение заставляет предпочесть лёгкое чтение, не требующее размышлений и глубокого проникновения в текст.

(20)Мощными конкурентами книги стали кино и телевидение. (21)Кинорежиссёр Ролан Быков вспоминал о встрече с кинозрителями, на которой одна женщина хвалила кинематограф за выпуск фильма «Война и мир». (22)Она расценила это как великую заботу о наших детях, которым просто не прочитать четыре толстенных тома. (23)А теперь они пойдут в кино и всё увидят. (24)«В зале смеялись, — говорил Быков, — но это было давно».

(25)Чем опасна замена книги фильмом? (26)Дело не только в том, что литературные шедевры не всегда превращаются в шедевры кинематографические. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постижения. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли. (29)Превращение телевидения в основной канал информации, как утверждают психологи, свидетельствует о том, что мы переходим на образно-подсознательное восприятие в ущерб рациональному. (30)Ещё в XVIII веке французский философ Дидро говорил: «Кто мало читает, тот перестаёт мыслить».

(З1)Вопрос «Будут ли наши дети читать Пушкина?» символичен: в нём звучит беспокойство о нашем будущем. (32)Ведь оно зависит от нравственного облика, духовного мира тех, кто сегодня сидит за школьной партой или в университетской аудитории. (33)Им определять судьбу нашей цивилизации в XXI веке.

(34)Так сделаем же всё, чтобы наши дети читали Пушкина!

Сведения об авторе:

Лебедев Николай Игоревич (родился в 1966 г.) — режиссёр, сценарист. Лауреат Государственной премии РФ. Член Союза кинематографистов России, академик Российской Академии киноискусств «Ника».

1.Роль чтения в формировании положительных нравственных качеств человека (Связана ли нравственность человека с его стремлением к чтению?)

2. Чтение и сохранение культурных традиций России (Будут ли следующие поколения читать Пушкина?)

3. Проблема вытеснения художественной литературы другими видами искусства (К чему ведёт снижение роли художественной литературы в обществе?)

Позиция автора по выделенным проблемам:

1. Хорошая книга — не только «источник знания», но и средство нравственного воспитания и развития человека.

2. Россияне всегда были читающим народом, но сейчас культура чтения под угрозой.

3. Вытеснение литературы кинофильмами и телепередачами опасно тем, что ведёт к ослаблению способности осмысливать информацию, заложенную в художественном произведении, способности сопереживать.

Какова роль литературы в жизни общества?) Эта проблема является главной в тексте … (Ф.И.автора) Вопрос о (обозначь проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Писатель (публицист, автор…) рассуждает над …не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. Его отношение к важному вопросу бытия ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры), в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему),… обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.). Автор ( писатель, Ф.И. автора, публицист) убеждает нас в том, что… (Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…) Мысль, высказанная…, близка и понятна мне. (ИЛИ Невозможно не согласиться с тем выводом, к которому приводит нас автор). Наверное, каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с подобной ситуацией (приходилось задумываться над таким вопросом, встреча

Какова роль литературы в жизни человека? Что нужно читать , а на что не надо тратить свое время? Будут ли наши дети читать Пушкина? Над этими вопросами размышляет автор текста …

Я думаю, что основной проблемой фрагмента является актуальная проблема возрождения любви к чтению хорошей классической литературы. …. начинает свое рассуждение с примера стихотворения В.Солоухина о цветах и поводит параллель с читающим человеком, называя его разумным и нравственным….. опасается замены книги экранизацией. …. Считает что литература требует интеллектуального постижения. Когда человек читает, у него работает мысль. …озабочен судьбой книги и ролью чтения в жизни человека 21 века и заканчивает свое рассуждение призывом сделать все, чтобы «наши дети читали Пушкина». В этом заключается позиция автора..Она мне близка и понятна.

Я согласна/ или не согласна/ с позицией автора в том, что мы, современные люди, мало читаем или чаще обращаем своем внимание на «легкое чтиво». Но такого быть не должно.

Среди моих знакомых можно найти немало тех, кто не читал Пушкина, Достоевского, Толстого, Булгакова. И это очень горько, потому что произведения классиков — это целый мир эмоций и переживаний, это опыт умозаключений многих поколений. И мне искренне жаль тех людей, кто не прикоснулся к хорошей литературе.

Мне вспоминается трилогия Горького, где герой, Алеша Пешков, признается, что именно книги помогли ему стать человеком. Да и сам Горький высоко ценил воспитательную роль литературы и много сделал для развития литературы в нашей стране.

Думаю, что текст Лебедева натолкнет каждого на размышления. А мы поймем, что нужно сделать все, чтобы мы и наши дети читали Пушкина и хорошую литературу.

В предыдущих статьях мы уже разобрались, что такое авторская позиция. А в одном из последних материалов даже поговорили о правилах написания позиции автора. Следующий структурный элемент сочинения — собственная позиция. Если вы разобрались с предыдущими материалами, то усвоите этот шаг невероятно просто. Если по уже прочитанным материалам есть вопросы, то не стесняйтесь задавать их через специальную форму или в группе в ВКонтакте.

Аналог позиции автора

Научились писать позицию автора — будете выглядеть как человечки на картинке выше. Еще не научились — не беда. Почитайте предыдущие материалы или сразу эту статью. Будет непонятно — обратитесь к архиву.

Что такое собственная позиция?

Собственная позиция — мнение ученика, пишущего сочинение, по проблеме исходного текста. Не по любой проблеме из тех, что есть в тексте, а именно по той, которую выбрали вы. Ваши мысли, эмоции, чувства.

Мнение ученика может не совпадать с мнением автора. Это как минимум нормально, а иногда оппозиционная точка зрения даже приветствуется. Мнение автора далеко не всегда авторитетно, не всегда автор прав. Не бойтесь писать свои мысли. Но всегда думайте о том, что именно свою позицию вам нужно будет аргументировать в дальнейшем. Поэтому не стоит писать о своих уж очень радикальных взглядах, потому что могут возникнуть проблемы с аргументами.

Как написать свою позицию?

Пишем по аналогии с позицией автора. Выражаем свое мнение с помощью фраз-клише или другими способами. Стараемся обойтись без заумных и занудных фраз. Достаточно 1-3 предложений. Донесли мысль — останавливаемся, иначе времени не хватит. Собственная и авторская позиции требуют минимальных временных затрат.

Не хотите снова заглядывать в шаблон для сочинения? Продублируем его часть для удобства здесь, приведя примеры основных фраз-клише:

Мне близка позиция автора. Я считаю, что .

Мне кажется, автор не прав. По моему мнению, .

Соглашусь с автором частично. Считаю, что .

Приведем пример

Мне близка позиция автора. Как и . я считаю, что нужно помнить о героях войны. Эти люди подарили нам жизнь, позволили быть независимыми. Каждый, кто приближал победу, достоин уважения, каким бы малым не был его вклад в общее дело.

Как написать сочинение в задании С1? Часть 4

Что такое позиция автора?

Итак, в начале сочинения мы сформулировали одну из проблем, над которой размышлял автор текста. Затем в комментарии мы показали, как именно раскрывается эта проблема в исходном тексте. Следующий этап — выявление позиции автора.

Авторская позиция — это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Помните, что если проблема текста — это некоторый вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны:

Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена.

Как выявить позицию автора?

Авторская позиция проявляется, прежде всего, в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения (см. таблицу на следующей странице).

Читайте также:  Что такое война и что такое мир с точки зрения толстого

При выявлении авторской позиции важно учитывать, что в тексте может использоваться такой приём, как ирония — употребление слова или выражения в таком контексте, который придаёт слову (выражению) прямо противоположное значение. Как правило, ирония — это осуждение под видом похвалы: Боже мой, какие есть прекрасные должности и службы! Как они возвышают и услаждают душу! Но, увы! Я не служу и лишён удовольствия видеть тонкое обращение с собою начальников (Н. Гоголь). Буквальное прочтение иронических высказываний ведёт к искажённому пониманию содержания текста и авторского замысла.

Кроме того, доказывая свою точку зрения, многие авторы отталкиваются от различных высказываний своих реальных или возможных оппонентов, т. е. приводят высказывания, с которыми не согласны: «Береги честь смолоду»,— завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни. Зачем беречь товар, на который есть спрос: если мне за эту самую «честь» хорошо заплатят, то я её продам (С. Кудряшов). К сожалению, ученики часто приписывают подобные высказывания самому автору, что ведёт к неправильному пониманию авторской позиции.

Позиция автора может быть выражена прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю и т. п.) или косвенно (в поступках, мыслях героев, с помощью различных художественных средств).

Например, в приведённом ниже тексте В. Белова авторская позиция не выражена словесно и может быть выявлена лишь при внимательном прочтении фрагмента и сопоставительного анализа всех его частей.

Всё уже узнано за две недели после возвращения в родную деревню, всё обойдено, переговорено почти со всеми. И только на свой родной дом я стараюсь не глядеть и обхожу его стороной. Я думаю: зачем бередить прошлое? Для чего вспоминать то, что забыто даже моими земляками? Всё ушло навсегда — хорошее и плохое, — плохое не жалко, а хорошего не вернёшь. Я вытравлю из сердца это прошлое, никогда больше не вернусь к нему.

Надо быть современным.

Надо быть безжалостным к прошлому.

Довольно ходить по пепелищам Тимонихи, сидеть на опечках. Надо помнить о том, что день и ночь на земле — как говорил Хикмет — работают реакторы и фазотроны. Что одна счётная машина действует быстрее миллиона колхозных счетоводов, что.

В общем, не надо глядеть на родной дом, не надо заходить туда, ничего не надо.

Но однажды я комкаю в кулаке свою писанину и бросаю в угол. Бегу по лестнице. В заулке озираюсь по сторонам.

Наш дом выдался из посада вниз, к реке. Как во сне подхожу к нашей берёзе. Здравствуй. Не узнала меня? Высокая стала. Кора лопнула во многих местах. Муравьи бегают по стволу. Нижние ветки обрублены, чтобы не заслонять окошки зимней избы. Вершина стала выше трубы. Не бели, пожалуйста, пиджак. Когда я тебя искал с братом Юркой, ты была хилая, тоненькая. Помню, была весна и твои листочки уже проклюнулись. Их можно было сосчитать, так мала ты тогда была. Мы с братом нашли тебя в поскотине на вахрунинской горе. Помню, кукушка куковала. Оборвали мы у тебя два больших корня. Несли через лавы, а брат говорил, что ты засохнешь, не приживёшься под зимним окном. Посадили, вылили два ведра воды. Правда ведь, ты еле выжила, два лета листочки были мелкие, бледные. Брата уже не было дома, когда ты окрепла и набрала силу. А где ты взяла эту силу под зимним окном? Надо же так вымахать! Уже выше отцовского дома.

Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева. (По В. Белову )

На первый взгляд, автор призывает отказаться от прошлого в пользу современности: «Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому». Однако истинное отношение автора к прошлому проявляется в его трогательных воспоминаниях о берёзе, которые по сути представляют собой живой диалог с деревом. Мы видим, что за внешним без­различием («Надо быть современным. И я отталкиваюсь от берёзы, как от ядовитого дерева») скрыта любовь к детству, к прошлому, которое невозможно вычеркнуть из человеческой жизни.

Средства выражения позиции автора

Для правильного понимания текста важно также различать понятия автор и рассказчик (повествователь). Автор художественного произведения может вести свой рассказ от своего лица или от лица кого-то из персонажей. Но первое лицо, от имени которого написано произведение, — это всё-таки рассказчик, даже если писатель употребляет местоимение «я»: ведь когда автор создаёт художественное произведение, он описывает жизнь, внося свой вымысел, свои оценки, свои пристрастия, симпатии и антипатии. В любом случае не следует ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

Помните
позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Такое несовпадение можно обнаружить, например, в следующем тексте.

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда.

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

— Не знаю. Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей заказан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она виновата? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза.

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен.

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки. Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор. (Г. Андреев )

Позиция автора не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя о своём поступке мы слышим голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Конечно же, автор осуждает героя, убеждая нас в том, что бесчестно и низко сваливать свою вину на другого, тем более на беззащитное существо, которое не может ответить и постоять за себя.

Автор считает, что.
Автор подводит читателя к выводу о том, что.
Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу.
Позиция автора такова.
Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом.
Автор призывает нас (к чему)
Автор убеждает нас в том, что.
Автор осуждает (кого / что, за что)
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
Основная цель автора заключается в том, что.
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что.

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

1) Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, тaм, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.п.
2) Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения — всё это средства выражения авторской позиции.
3) Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения.
4) Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор.
5) При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в любом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора!)

Эксперт проверяет умение адекватно воспринять и правильно сформулировать позицию автора: позитивное, негативное, нейтральное, двоякое и т. п. отношение к рассказанному, предлагаемый ответ автора на поставленные им в тексте вопросы.

1 балл выставляется экспертом, если вы верно сформулировали позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме и не допустили фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста.

Часть 1 — основные сведения.
Часть 2 — выявление и формулирование проблемы.
Часть 3 — комментарии к сформулированной проблеме.
Часть 5 — аргументация собственного мнения по проблеме.

Речевые клише для обозначения авторской позиции

Авторская позиция выражена ПРЯМО

Авторская позиция выражена КОСВЕННО

Позиция автора текста по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно: …

Автор текста, оставляя читателю право выбор, достаточно четко обозначает свое отношение к проблеме (чего?). NN убежден: …

Позиция автора по поднятой проблеме выражена ясно и однозначно. NN подводит читателя к выводу о том, что …

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что …

Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит.

Позиция NN относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после внимательного прочтения текста. Автор убежден: …

Писатель прямо не высказывает своего отношения к происходящему, однако мы, читатели, прекрасно понимаем, что NN…

Хотя позиция автора на выражена явно, логика текста Ф.Кривина убеждает читателя в том, что правильное воспитание должно закалять характер, приучать ребенка к труду, к самостоятельной жизни.

V. Выражаем и аргументируем свою точку зрения (3 балла)

Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста – это и есть тот тезис, который следует аргументировать.

Речевые клише, помогающие выразить своё согласие с автором исходного текста

Речевые клише, помогающие выразить своё несогласие с автором исходного текста

1.Я согласен с позицией автора исходного текста и тоже считаю: …

2.Мысль, высказанная NN, близка, безусловно, и мне. Я так же, как и автор, полагаю: …

3.С мнением автора текста трудно не согласиться. Я тоже считаю, что …

1.Я с большим интересом прочитал текст публициста NN, однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что …

2.В целом доводы автора исходного текста достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что …

Аргумент = источник + иллюстрация + микровывод

Аргументы, основанные на читательском опыте (2 балла)

Пример из художественной литературы

Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: памятники культурного и исторического наследия прошлого требуют к себе бережного отношения.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские и зарубежные писатели-классики.

Вспомним фантастический рассказ Рэя Брэдбери «Улыбка». В этом произведении автор показал жалкую и трудную жизнь людей, уцелевших после атомной катастрофы. В порыве отчаяния они развлекаются тем, что уничтожают последние сокровища искусства прошлых веков. Власти разрешили каждому желающему плюнуть на картину Леонардо да Винчи «Джоконда». Среди толпы, в порыве ненависти разорвавшей на куски живописный шедевр прошлого, оказался подросток. Он отказался вместе со всеми осквернять красоту, подобрал обрывок холста и свято хранил его, украдкой любуясь улыбкой Моны Лизы. Следовательно, когда Том вырастет, он, возможно, сможет убедить других людей в том, как важно бережно относиться к культуре прошлого.

Пример из публицистической

Я согласен с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме и тоже считаю: книга всегда была и остается важным источником познания окружающей действительности, средством совершенствования внутреннего мира человека. Поэтому отношение к ней должно быть соответствующим, уважительным.

В доказательство своей точки зрения приведу следующий пример из публицистической литературы. Вспомним «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва. В дном из них академик говорит о том, что литература даёт колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Таким образом, в книгах сосредоточена вековая мудрость человечества, поэтому их стоит уважать и беречь.

Речевые клише, помогающие ввести в текст сочинения первый аргумент – пример из русской или зарубежной литературы

Об этом неоднократно говорилось в русской классической литературе. Вспомним, например, произведение NN…

В доказательство своей точки зрения приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение NN…

Не случайно многие русские (зарубежные) писатели в своих произведениях искали ответ на этот вопрос. Вспомним, например, произведение NN…

В доказательство справедливости всего вышесказанного приведу следующий литературный пример. Вспомним произведение NN…

Эту непреложную истину подтверждает опыт русской классической литературы. Вспомним произведение NN…

Банк аргументов (все аргументы необходимо дорабатывать)

Приводим аргументы, основанные на жизненных впечатлениях (1 балл)

Аргументы, основанные на жизненных впечатлениях

Образцы написания подобных аргументов и введения их в текст экзаменационного сочинения

Примеры из собственного жизненного опыта

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-разному. Недавно я беседовал с сестрой о смысле цикла живописных полотен Дега «Танцовщицы». По мнению Лены, художник хотел показать, что балерины на самом деле некрасивы, только танец и сценические костюмы даруют им изящество. Но ведь картины не об этом! Лена не видит: танцовщицы не то, что некрасивы. – они уставшие. Пропорции их тел специально искажены художником для того, чтобы показать эту усталость, подчеркнуть тяжесть каждодневных тренировок, постоянных диет. Моя сестра не понимает, что кости танцовщиц давно изменены под балетный шаг, их невероятно трудно будет вернуть в нормальное положение. Балерины на картинах Дега уже не похожи на реальных женщин. Художник хочет сказать: людям, посвятившим себя балету, слишком трудно заводить семьи, рожать и воспитывать детей. Их жизнь такая же надломленная, как и тела. Беседуя с Леной, я понял: Лена до тех пор не увидит всего этого, пока не осознает, что картина – это не просто рисунок, а чувства, мысли, переживания художника, выраженные при помощи карандаша и красок.

Читайте также:  Строение молекул белков с точки зрения выполняемых ими функций

Примеры из жизни других людей

Приведу еще один пример, который показывает, как малейший знак внимания со стороны окружающих может придать отчаявшимся людям уверенность в себе, согреть их душу. В Нью-Йорке жил человек. В один день этот американец потерял всё: его семья распалась; компания, в которой он работал, обанкротилась; жильё его собирались забрать за долги. Тогда герой от отчаяния, а может, от недостатка любви и душевного тепла написал на куске картона слова «Бесплатные объятья» и вышел на улицы города. Он стоял, подняв плакат над головой, а мимо проходили люди, не обращая на него никакого внимания. Но через час к нему подошла женщина, сказал, что сегодня умерла ее собака и ей нужно, чтобы ее кто-нибудь обнял, поделился душевным теплом. Через несколько дней на улицы выходили десятки людей с такими же плакатами. Всем жителям города стало теплее и радостней жить. У многих, по их собственным словам, наладилась жизнь, отступили проблемы. Таким образом, этот жизненный пример показывает: любовь и неравнодушие к судьбе человека помогают ему выйти из душевного кризиса.

В начале марта 1613 года совершил свой бессмертный подвиг крестьянин села Домнино Иван Сусанин. Его самоотверженный поступок навсегда остался в памяти потомков как приме истинного патриотизма. Иван Сусанин пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти от польских захватчиков юного Михаила Фёдоровича Романова. Один из отрядов польских интервентов намеревался схватить и убить только что избранного на престол русского царя. Поляки сделали Сусанина своим проводником, а тот обманом завел врагов и лесную глушь и погубил их, погибнув при этом сам. Так ценой своей жизни простой крестьянин спас юного царя Михаила Романова.

Поучительные события из жизни выдающихся личностей

Приведу жизненный пример, который показывает, что надо быть верным своим идеалам пи принятому решению. Вспомним факты из биографии итальянского философа Джордано Бруно. Восемь лет этот человек провел в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и за это обещали сохранить жизнь. Но ни обещания инквизиторов, ни пытки не сломили духа Джордано Бруно. Он был верен принятому решению о последнего отстаивать идеи Николая Коперника, отказался ради сохранения жизни торговать своими убеждениями и мужественно принял смерть на костре. Такая верность идеалам заслуживает уважения.

Жизненные истории, освещавшиеся в СМИ

Рассказы о собачьей преданности – это не выдумки. В 1995 году в Тольятти в автомобильной катастрофе погибла супружеская пара. Вместе с молодыми людьми в машине находилась немецкая овчарка, которая чудом осталась жива. Собака, наверное надеялась, что хозяева вернутся, и со дня трагедии круглый год в любую погоду ждала их у обочины. Верного, как прозвали пса жители города, пытались забирать к себе домой сердобольные люди, однако он каждый раз возвращался на свой пост. Несколько раз псу строили будку прямо у дороги, но он игнорировал удобства, мок под дождем и мерз на ветру целых семь лет. Наверное, когда Верный умирал, он еще надеялся увидеть близких ему людей. После смерти собаки горожане поставили у дороги щит с надписью – «Псу, научившему нас любви и преданности».

Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – ученого, философа, психолога, политического деятеля

Приведу еще один пример, который показывает, что человек сможет обрести утрачено радостное мировосприятие, если не так болезненно начнет относиться к жизненным неурядицам. Известный американский психолог Дейл Карнеги говорил: « Когда судьба преподносит вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад». И действительно, наше настроение зависит от нас самих. Стоит всего лишь по-другому взглянуть на то, что тебя окружает, и тогда, возможно, твое настроение улучшится.

Примеры из художественных фильмов

О бескорыстной любви собаки к своему хозяину рассказывается в художественном фильме «Хатико: самый верный друг». Не каждый человек способен на столь искренне чувство верности кому-либо, которым отличался пёс главного героя. После того как его хозяин скоропостижно умирает, Хатико в течение девяти лет каждый день в одно и то же время приходил на вокзал. Пёс ждал до самого вечера и надеялся, что вот-вот его хозяин выйдет из очередного поезда. Несмотря на то, что Хатико пытались забрать родственник профессора, он неизменно продолжал возвращаться на станцию. Здесь преданный пёс и умер, так и не дождавшись хозяина. Таким образом этот пример показывает: преданность собаки человеку – смысл её существования.

Совет для тех, кто не читает.

Если бы я не любила читать, то вот какой выход я бы нашла: прочитала бы только две книги:

Биографию великого человека (полководца, писателя, поэта и т.д., в зависимости от моих интересов) я бы изучила досконально. Это был бы жизненный аргумент.

Вторую книгу выбрала бы тоже по желанию (взяла бы не классику, а что-то современное, лучше военной тематики) и внимательно ее прочитав 2-3 раза, выписала бы из нее всевозможные проблемы. Это был бы литературный аргумент.

Как связать свою точку зрения с автором

Писать сочинение следует по следующему плану:
I. Вступление.
С чего можно начать сочинение:
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой.
Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
«Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» — пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа).
Зачем нужны войны? Почему человечество не может извлечь уроки прошлого?
проблемный вопрос.
Может ли компьютер заменить книгу?
типичная ситуация (аналогичная изображенной в тексте).
Часто бывает так, что…
общие сведения об обсуждаемой проблеме.
Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии.
ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумывается В. Солоухин.
создание определенного эмоционального настроя.
Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор данного текста.
обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура — это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.

Не начинайте сочинение со следующих выражений:
• В этом тексте говорится…
• Автор данного текста обратился к проблеме…
• Этот текст посвящён…
• В статье Л. Долининой рассказывается…
• В своём тексте автор…
• Проблема … – основной вопрос, который поднимается в тексте.

В любом случае вступление не должно быть очень объемным (2-3 предложения), должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически. Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к формулировке проблемы.

II. Формулировка проблемы:
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией к этой проблеме. Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже (например, проблема одиночества). Надо быть внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!
Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация — это иллюстрация, частный случай, рассматриваемый автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Если вы считаете, что вы уловили проблему, но не знаете, единственная ли она в тексте, то не рискуйте. Просто напишите:
● В тексте поднимается много проблем, одна из которых – проблема…;
● Автор заставляет задуматься над множеством проблем, одна из которых – проблема…

Очень выигрышно проблему обозначить с помощью риторического вопроса, например:
Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN (ФИО автора) в своём очерке (рассказе, тексте и т. п.).

Можно использовать следующие речевые клише:
• Автор поднимает проблему.
• Автор затрагивает важную проблему.
• Автора текста размышляет над проблемой.
• В тексте поднимается проблема…
• Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что.
• Текст Д. С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой.
• Волнующую всех нас проблему. поднимает писатель Д. Гранин.
• Я думаю, что проблема, поставленная автором, — это.
• Проблема. не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.
• Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем.
• Что такое. (В чем заключается. Какую роль в жизни человека играет. ) Эту важную проблему поднимает автор.
• Почему люди любят? Приносит ли любовь людям счастье? Над этими сложными вопросами рассуждает автор/писатель и т.д.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть:
• Актуальной
• Общественно значимой
• Глубокой
• Философской
• Политической
• Нравственной
• Злободневной
• Животрепещущей
• Насущной
• Острой
• Важной
• Серьезной
• Спорной
• Наболевшей и т.п.

Примеры формулировки проблем:
1.Роль (чего-то или кого-то) в жизни человека.
2.Проблема влияния (чего-то или кого-то) на человека.
3.Проблема предназначения (чего-то или кого-то).
4.Проблема (чего-то или кого-то) в нашей стране.
5.Проблема вытеснения (чего-то) (чем-то).
6.Проблема взаимоотношений поколений («отцов и детей»).
7.Проблема памяти (о ком-то или о чем-либо).
8.Проблема нравственного выбора.
9.Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи.
10.Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи.
11.Проблема нравственного долга.
12.Проблема защиты и сохранения природы.
13.Проблема сохранения и развития русского языка.
14.Проблема чинопочитания и угодливости.
15.Проблема семейных (родственных) отношений.
16.Проблема исторической памяти.
17.Проблема коммерциализации культуры.

III. Комментарий к проблеме.
Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Здесь не пройдут ни пересказ, ни сплошное цитирование. Вам требуется поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом:
• насколько актуально то, о чем пишет автор, и почему;
кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
• если это возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
• есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской;
• на каком материале автор раскрывает данную проблему? («автор раскрывает проблему на примере…»)
• на что автор обращает особое внимание? («автор обращает особое внимание на..», «автор неслучайно…»).

Важно следующее:
● если мы говорим, что делают герои – это пересказ, который НЕ допустим в комментарии.
● если мы говорим, что делает автор – это уже комментарий.

Постарайтесь передать содержание текста, но помните, что пишете вы не изложение, а сочинение, поэтому постарайтесь передать идеи автора своими словами; можете использовать отдельные цитаты, но не увлекайтесь ими. Почувствуйте то, как автор пытается подвести нас к пониманию своей главной мысли (к авторской позиции).
Обратите внимание, что нужно комментировать проблему, отраженную в тексте, а не просто текст и его темы и не просто проблему в отрыве от текста.

Клише
:
• «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается к фактам из своей жизни (рассказывает историю, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)
• Несомненна актуальность поднятой автором проблемы, потому что…
• Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, так как…
• Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, ведь…
• Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей…
• Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна, так как…
• Тема, поднятая автором, не потеряла своей актуальности и в наши дни, ведь…
• … — тема рассуждений автора текста. Её актуальность очевидна, ведь и сегодня…
• Вопрос о … никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас.
• Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) , особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что …
• Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. .
• Рассуждая над проблемой . обращается . . .

Читайте также:  Аппетит приходит во время еды с точки зрения физиологии

Проблема может заставить читателя:
• глубоко задуматься
• серьезно размышлять
• рассуждать вместе с автором
• лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего; красоту мира, природы, человека и т.п.)
• серьезнее относиться к …
• переосмыслить свое отношение к …
• по-иному посмотреть на …
• поделиться мыслями о …
• оценить истинный масштаб чего-либо
• открыто выразить свое отношение к …
• оценить собственную позицию
• заняться самовоспитанием и т.п.
• с горечью понять, что …
• заняться ее глубоким изучением

IV. Авторская точка зрения.
Позиция автора — это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.
Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор, скорее всего, не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование ведется от 1-го лица:
• Автор считает, что…
• Позиция автора такова:…
• Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
• Автор убеждает нас в том, что…
• Основная мысль текста заключается в том, что…
• Автор доказывает, что…
• Позиция автора заключается в том, что.
• По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …)
• В тексте доказывается мысль о том, что.
• Авторскую позицию лучше всего, на мой взгляд, характеризуют слова: «…»
• Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: .

Варианты написания авторской точки зрения, если повествование не ведется от 1-го лица:
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
• Хотя точка зрения автора не выражена явно, эмоциональная окраска текста убеждает нас в том, что…
• Автор не выражает свою точку зрения явно, но мы понимаем, что…
• Мне довольно трудно выявить авторскую точку зрения, так как текст художественный, NN не даёт готового решения вопроса о том, что … Он заставляет читателя самостоятельно сделать вывод, найти решения проблемы. И всё-таки, наблюдая за тем, как автор относится к своим героям, какими изобразительно-выразительными средствами он рисует картину действительности , я позволю себе предположить, что авторская позиция заключается в следующем:…

Комментируя авторскую позицию, можно воспользоваться и такими оборотами:
Автор:
• посвящает свою статью;
• полемически заостряет проблему;
• эмоционально воздействует на читателя;
• делает читателя своим союзником;
• образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
• раскрывает сущность поставленных проблем;
• точно формулирует мысль;
• заставляет читателя задуматься над проблемой;
• показывает злободневность рассматриваемой им проблемы;
• пытается найти причины негативных (позитивных) явлений;
• убеждает читателя в правоте своей позиции;
• пытается найти в читателе единомышленника;
• ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения;
• пишет интересно и ново о старых проблемах;
• говорит с тревогой о наболевших проблемах;
• открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Также можно использовать следующие речевые клише:

Одобрение
Порицание, осуждение
Автор восхищается. ;
поражается.
удивляется. словно приглашает вместе с нами полюбоваться.
с интересом наблюдает за тем.
как добрый друг и мудрый советчик, автор беседует с нами о.
Автор размышляет о.
словно приглашает читателя к диалогу.
делится своими мыслями (наблюдениями).
ставит перед читателями важную, злободневную проблему.
пытается объяснить сложные жизненные (философские) понятия
Автор с болью в сердце пишет а том, что.
с горечью говорит о. ;
У автора вызывает негодование. ;
Автор не может смириться с тем.
с горькой иронией пишет о том. ;
Своё эмоциональное, взволнованное рассуждение автора заканчивает не менее тревожным выводом.


V. Согласие/несогласие с автором и аргументация.

Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо написать «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о… (считает, что…)». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать.
Сначала пишется согласие или несогласие с авторской точкой зрения, а далее нужно привести два аргумента (1 из литературы и 1 из жизненного опыта или 2 из литературы), третий – не засчитывается.
Типичная ошибка всех пишущих сочинение заключается в том, что если вы поддерживаете позицию автора, то нет смысла анализировать его аргументы. Вы должны постараться не повторять аргументы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Когда аргументируете свою точку зрения – надо представлять, что вы доказываете свою точку зрения агрессивно настроенному против нее оппоненту. Если в своем уме вы убедите его, то, очевидно, и аргументы являются подходящими.

Если в вашем интеллектуальном арсенале не найдётся ни одного жизненного примера, придумайте их, предварительно решив, в какой жизненной ситуации тот или иной факт может иметь место! Примеры из литературы мы публиковали в одной из наших новостей: Аргументы к сочинению. Если у вас возникают трудности в подборке аргументов – обращайтесь к нам в группу ВКонтакте.

Речевые клише для аргументации собственной позиции:
Для согласия/несогласия с позицией автора:
• Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на проблему.
• Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему …
• Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.
• Я согласна (не согласна) с автором в том, что …
• Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что .
• Мне близка позиция автора тем, что …
• Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…
• Автор прав в том, что… Однако трудно согласиться с тем, что…
• Нельзя не согласиться с автором в том, что…
• Кажется спорной мысль автора о том, что…
• Текст (ФИО автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны… с другой стороны…
• С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…
• Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…
• Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…
• При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).

С использованием жизненного опыта:
• Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …
• Помню, как-то мама (отец, бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…
• Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что…
• Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но, тем не менее, нечто подобное было и в моей жизни:
• Как часто приходится сталкиваться с .
• Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как .
• Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как .
• К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) .
• Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…
• Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что. ;
• Еще Пётр I говорил, что. ;
• Любой историк скажет вам, что. ;
• Большинство врачей считают, что. ;
• Как установлено японскими учеными. и т. п.
• Тема часто дискутируется (обсуждается) в Интернете (на страницах газет и журналов; в различных телепередачах) .
• Обращает на себя внимание и то (неслучайно), что данной теме посвящены многочисленные статьи и телепередачи .


Из читательского опыта:

• Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности.
• Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях .
• Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

VI. Заключение:
В заключительной части нужно подвести итог всему сказанному, сделать обобщение, вывод. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Приведем различные способы оформления заключения:
1. Обобщение основных мыслей автора — самая типичная и логичная концовка сочинения.
Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?
3. Призыв, обращение к читателю.
Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть — творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты. Далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
В заключение я хочу снова обратиться к мысли древнегреческого философа Сократа. Итак, заговори со мной, мой новый собеседник, чтобы я тебя увидел, чтобы я понял, что ты за человек и чего мне ждать от тебя!

Речевые клише для заключения:
• Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
• Подводя итог, хочется сказать…
• Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
• На основании прочитанного текста можно сделать вывод…
• Обобщая сказанное, можно сказать, что… Из этого следует, что…
• Я искренне благодарна(ен) автору текста, потому что он заставил меня задуматься о том, что…
• Этот текст ещё раз убедил меня в том, что…
• В заключение я должна(ен) сказать, что старания автора не прошли даром – они пробудили в моей душе желание лучше осмыслить проблему…
• Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься над проблемой. переоценить её важность в нашей жизни…

И, напоследок, дадим несколько полезных советов, необходимых при написании сочинения:
1. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.
2. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка.
3. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
4. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком и только черной гелевой пастой. Эксперты проверяют сканированные копии работ. Текст, написанный шариковой ручкой, при сканировании теряется.
5. Если у вас нет времени, чтобы писать сочинение на черновике — пишите сразу в бланк. При этом можно исправлять, зачёркивать слова и предложения, ведь нет критериев оценки за «красоту» написанного текста.
6. Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами — типичный недочет сочинений, за который снимают баллы. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями.
7. На листах с заданиями писать можно! Не верьте экзаменаторам, которые утверждают обратное. Поэтому при необходимости подчёркивайте в тексте ключевые слова и мысли.
8. Автора текста можно назвать по-разному: автор статьи, писатель (публицист), рассказчик, великий мастер слова, выдающийся писатель (публицист), художник слова.

Итак, следуйте нашему плану написания сочинения, грамотно используйте речевые клише и при необходимости обращайтесь к нам за аргументами — и вы напишете сочинение на 24 из 24 баллов 🙂

Источники:
  • http://ege-soch.ru/svoya-pozitsiya-v-sochinenii-ege-po-russkomu-yazy-ku/
  • http://4ege.ru/russkiy/4499-kak-napisat-sochinenie-v-zadanii-s1-chast-4.html
  • http://studfiles.net/preview/5825889/page:3/
  • http://xn--80aff1fya.xn--p1ai/news/esse/2012-02-26-98