Меню Рубрики

Как сделать чтобы глаза у кукол двигались

  • (1)
  • Corel Draw (35)
  • Акварель беспокойная (68)
  • Алешкинский лесопарк Москвы (18)
  • Барочный театр (52)
  • Останкинский театр (32)
  • В коллекцию шедевров (20)
  • Голова и её маски (типажи) (10)
  • Графика, рисунок (66)
  • Детские фломастеры (7)
  • Драматургия момента (4)
  • Живопись детей (14)
  • Интересно (57)
  • История кукольного театра (5)
  • Кино-афиша (17)
  • Книжная иллюстрация (32)
  • Книжная миниатюра (42)
  • Композиция и дети (52)
  • Контраст (2)
  • Логика вне логики (15)
  • Пропорции (2)
  • Ритм (1)
  • Цвет (4)
  • Конспект дизайнера (69)
  • Костюм (9)
  • Куклы мультипликации (2)
  • Лаборатория рисунка-живописи (66)
  • Грамматика рисования «от себя» (11)
  • Лепка Э. Лантари (14)
  • Маски художественные (27)
  • Венецианские маски (2)
  • Дизайт маски (12)
  • Маски мира (2)
  • Тексты (2)
  • Оглавление дневника (6)
  • Оглавление дневника (1)
  • Пешком по Москве с камерой (11)
  • Пистолеты (11)
  • Письма к начинающему художнику (26)
  • Практика западных учителей ИЗО (12)
  • Предмет — композиция (43)
  • рисунок эскиз (88)
  • рисунок эскиз (1)
  • Русь деревянная (5)
  • Самоедство (164)
  • Выделка фото (26)
  • Мои рифмы (10)
  • Переводы стихов (50)
  • Стихи (17)
  • Чехословацкие события августа 1968 года (7)
  • Суть, да дело (5)
  • Театральная кукла (179)
  • Большие куклы (6)
  • Марионетки (64)
  • Механика куклы (23)
  • Перчаточные куклы (20)
  • Техника и технология кукольного театра (22)
  • Текст- «композиция и дети» (2)
  • Теория узоров (7)
  • Техника и технология театра (27)
  • Театральный макет (27)
  • Токарный станок по дереву (9)
  • Художник театра (13)
  • Цвет с натуры! (26)
  • Я и дети страницы для педагогов дошкольного образо (139)

А льбом с иллюстрациями показывает принцип работы механизмов вращения глаз
и их конструктивные решения.

Костяшка на деревянных счетах может быть глазом,
Но та же костяшка с осью вдоль ее большего диаметра не годится для глаза.
Как вы понимаете, глаза встречаются не только круглые, но и вытянутые или сплюснутые по форме.

Два глаза на одной оси.
Глаза имеют свои оси, расположенные под углом друг к другу.

Глаза на вертикальной оси.

Глаза подобного типа крепятся в деревянном или металлическом хомуте.

«Гантелька» глаз может вытачиваться единой деталью,
а может быть собранной из трех деталей, что удобно для ее установки.

Когда леска и пружина крепятся к кольцу на шаре,
их натяжение вначале и в конце вращения глаз заметно меняется (возможны рывки в движении).
Этот недостаток окупается простотой конструкции механизма.
Ограничителями движения становятся края глазного отверстия в папье-маше,
а роль упора выполняют ресницы.
Упором могут стать фиксаторы на леске управления.

Механику глаз удобно испытывать на стенде,
где можно менять параметры конструкции механизма.

Глаз «открыт».
Исходная позиция механизма,
когда резинка прижимает веко глаза к верхнему краю глазницы.

Глаз «закрыт».
Леску потянули вниз и она растянула резинку.

Сместим кольцо крепления лески и резинки ближе к оси глаза.

Рычаг укоротился, резинка работает мягче и без рывков.

Тот же эффект получаем при монтаже глаза с «катушкой».

Штырь для подвязки лески и резинки вбит в катушку.
Тоже можно достичь сверлением отверстия через которое пропускают леску и тяж резинки.

Работая с этим типом пружины, обязательно изучите ее свойства на стенде.

Этот тип пружин родственник английской булавки.

Отличительное свойство пружины этого типа, равномерность натяжения в начале и в конце хода лески.
Резинка и витая пружина, по мере растяжения, теряют мягкость хода.

Подобный принцип используется и для фиксации открывающегося ротика куклы.

Эффект закрывающихся глаз на примере готовой куклы.

Процитировано 3 раз
Понравилось: 4 пользователям

источник

я собака =)
Из: Северодвинск
Спасибо сказали: 556 раз(а)

Они их сами делают — отливают в формах из герметика или лепят из специального твердеющего пластика (он как пластилин, только застывает в камень). А герметик есть всех цветов радуги чёрный, пластик же можно покрасить.

Обращайтесь, конечно! 🙂
Глаза делают «живыми» путём создания оптической иллюзии. Делают это двумя способами — рисовкой бликов и созданием 3d-глаз.
Первый способ самый простой — взгляните на глаза моего лиса.
Второй способ сложнее и эффектнее — особая конструкция глаза, как бы цилиндр, и они глубоко врезаются в голову, и радужка со зрачком рисуются как бы на «донышке» цилиндра. В итоге возникает оптическая иллюзия, что при любом(!) положении головы «зверь» смотрит на вас. Вот конструкция таких глаз:
http://pics.livejournal.com/tigers_claw/pic/000187z4
http://pics.livejournal.com/tigers_claw/pic/0001d0gf — фотки очень большая, видно всё 🙂

Сообщение отредактировал Steele — Jan 25 2010, 01:39

я собака =)
Из: Северодвинск
Спасибо сказали: 556 раз(а)

Участник
Из: Подмосковье
Спасибо сказали: 449 раз(а)

Na-ta,я пребываю в восторге. молодца,какая фактура!но если честно,я не очень поняла,как техническии сделать открывающиеся глаза и отвисающуюся челюсть. то есть виртуально вроде как понятно,но села делать. стало ясно,что не поняла,как и что куда пришивать. Может схемку с объяснениями?а что там на челюсти наклено?скотч?а зачем?

Сообщение отредактировал derby — Oct 8 2010, 10:50

na-ta,а резиночки потом к рукам?и . как ими работать?можно ли поподробнее.да,и лучше всего ,наверное,в мастер -класс?и ещё,от челюсти куда резинка идёт?а глаза как закреплены?не выпадывают?можно ли фото и побольше,поподробнее.

Сообщение отредактировал Natasha Mamaeva — Oct 8 2010, 13:42

Участник
Из: Подмосковье
Спасибо сказали: 449 раз(а)

глаза лошади делала по технологии с сайта,который подсказала алешка-в принципе очень даже понятно.пробуйте,но нужна жёсткая констукция-какой-то каркас.

хочу поделиться подсмотренной идеей:на смешариках зрачки чёрненькие не намертво сидят(приклеенные или нарисованные)а болтаются на гвоздиках.кукла двигается и они шевелятся-иллюзия живых глаз.а ещё я думаю можно сделать и прозрачные глазки с бегающим зрачком,как на мягких игрушках.наверное это не сложно сделать.проблема ,наверное будет только с особо»рукастыми «детьми-потрогать-оторвать.

Эскизы прикрепленных изображений

Участник
Из: Москва
Спасибо сказали: 0 раз(а)

Steele! Ваш форум—просто клад! Столько информации!
Но вот на этом ролике столько масок с прекрасно двигающейся челюстью, что просто глаз не отвести.
http://www.youtube.com/watch?v=v0vfeuVGo0s. feature=related
Вариант с тканевой маской уже давно пройденный этап. Хочется делать только из современных материалов, а они более тяжелые получаются.
Просматривая кадры, поняла лишь, что челюсть крепится не стационарно. Похоже, на резинках. У меня были удачные маски с «говорящим» ртом, но сделаны они были из папье-маше или марли проклеенной(лино).
А варианты с креплением на кнопки, пружины, металл. конструкции, которые нашла на вашем сайте

вроде бы не похожи на те, которые в этом клипе.
Вот и раздумываю— делать так, как уже пробовала, или есть более удачный вариант.

источник

Страница о шарнирах требует развития темы о конструировании кукол, и я решил спуститься с небес на землю.

К инематическая схема показывает найденный вами принцип работы механизма, а конструктивное решение показывает работу этого механизма в материале. Конструкций одного и того же механизма можно создать великое множество. Вы учитываете доступные вам материалы, технологии, условия эксплуатации, и многое другое. Надежность, рациональность и предельная простота во всем, — критерии оценки.

Взаимозависимость формы и механики

Все начинается с работы над скульптурой, которая должна учитывать особенности конструкции механики. Линии щек на границе с челюстью должны быть параллельны между собой (вид спереди), в противном случае при движении они заклинят челюсть.

Профильный вид учитывает движение челюсти по оси вращения (закругленность формы, щеки должны скрывать заднюю часть челюсти).

Движение челюсти по оси вращения и движение вверх-вниз по-разному согласуется с формой.

Здесь зубы служат прямой направляющей для продольного движения челюсти.

Подвижная челюсть

Леска выведена наружу для упрощения конструкции.

О гапите смотрите отдельную страницу.

Леска управления скрыта от зрителя.

Типичный вариант конструкции механики рта театральной куклы.

Очень полезная конструкция рта «Буратино». Подвижна верхняя часть лица.

Две полусферы выточены из дерева, полукружия из фанеры вклеены для работы пружины.

На основе сферы существует много конструкций ртов для мартышек, оперных певиц и пр.

Подвижна нижняя губа

Очень простой способ привести нижнюю губу в движение без какой-либо механики.

Шляпная резинка, пропущенная в отверстия папье-маше по уголкам рта).

Конструирование механизма рта

Пружина на растяжение и пружина на раскрутку.

Часто, пружина заменяется шляпной резинкой (но она со временем сохнет).

Мелочи, без них сложно создать что-то крупное.

Если деталь просто приклеивать к папье-маше, то она оторвется с верхним слоем бумаги. Полукольцо из мягкой медной проволоки «пришивается» к папье-маше более тонкой отожженной медной проволокой. Соединение укрепляется кусочками бязи с клеем ПВА.

В концы резинки вставляются металлические крючки. Это облегчает ее монтаж в трудно доступных местах головы куклы.

Медная петля или горизонтально укрепленный в голове стержень могут служить блоком для изменения направление движения лески. Следите за отсутствием на металле микро неровностей, которые могут перетереть эту леску.

Свойства рычага

Простое движение нижней губы ротика.

Задача конструктора, найти оптимальное соотношение жесткости пружины и легкости работы управляющей лески. Обычно, это ищется «методом тыка», когда вы пробуете перемещать пружину и леску на рычаге и выбираете направления их усилий.

У качелей есть переменные параметры: их общая длина, расположение точки опоры (оси вращения), расположение точек приложения силы (пружина, леска). Наши качели поднимают и опускают челюсть куклы легким усилием пальца кукловода. Это усилие берется за основу при выборе всех параметров механизма. Пружина работает мягче или жестче в зависимости от ее удаления от оси вращения и от жесткости самой пружины. Выбор точки крепления лески так же влияет на легкость работы механизма.

Найдя место крепления лески, вы, при необходимости изменения направления, перебрасываете ее через дополнительный блок.

У марионетки, где все основано на силе тяжести, пружина заменяется грузиком.

Работа конструктора театральных кукол требует опыта и знаний физики.
Разумеется, существует множество интересных конструкций механизмов, я только хотел ввести вас в прихожую мастерской кукольника, стучитесь в дверь, изучайте опыт других и экспериментируйте сами.

СОВЕТОВ В. М., ст. преподаватель кафедры театра кукол ЛГИТМиК
1984 г.

Механика глаз театральной куклы, как и механика рта, зависит от требований, предъявляемых конкретной кукле в данном спектакле. Глаза могут двигаться вправо и влево, могут открываться и закрываться, вращаться, может двигаться один зpaчок, закрываться веко.

Предлагаем основные варианты механизации глаз, на основе которых можно придумать новые, необходимые определенному персонажу.

Вариант первый.

Глаза закрываются и открываются. Оба глаза в одной плоскости и монтируются на одной оси.

Папье-маше головок кукол в любом случае должно быть легким, плотным и прочным. На головке намечают отверстия для глазниц и вырезают их ножом. Выреают и затылочнyю часть, чтобы можно было свободно работать внутри головки. Замеряют штангенциркулем размер глаза. Выпуклость глаз зависит от соразмерности выточенных глаз и вырeзaнныx глазниц. чем меньше выпуклость глаза, тем больше должен быть диаметр глазницы. Глаза вытачивают на токарном станке из дерева или плотного пенопласта. Глаза из пенопласта монтиpовать проще, предварительно вытачивают круглый стержень для глаз. B пенопластовых заготовках просверливают отверстия меньшего диаметра, чем стержень (например, если диаметр стержня 15 мм, то диаметр отверстия должен быть 12-13 мм) . Насаживают на стержень пеноплaстовыe заготовки и вытачивают из них заданную форму глаза. Если расстояние между глазами определено неверно, их можно сдвинуть на деревянном стержне в одну или другую сторону. Лишние концы стержня отпиливают c обеих сторон.

При вытачивании глаз из дерева следует пользоваться шаблоном из пластилина. На палочке вылепливают глаза нужного размера и формы, и уже по этому пластилиновому шаблону вытачивают деревянный оригинал. B глазах просверливают отверстие для оси сверлом, диаметр которого должен быть несколько больше диаметра проволоки, служащей осью. Глаза на оси должны свободно вращаться, но не болтаться. Чтобы отверстие было точно по центру, сверлить лучше c двух сторон, навстречу друг другу. Тонким сверлом (1-1,5 мм) просверливают еще два отвер-cтия для жилки и для резинки, как показано на рис. 2.

Вставляют глаза в глазницы и намечают отверстия для оси. Если ось крепится изнутри, концы ее выгибают по форме головы и пришивают мягкой проволокой. Глaза в глазницах должны свободно вращаться. Если ось неудобно крепить внутри головы, проделывают отверстия в папье-маше. Один конец проволоки (15-20 мм), которая служит осью, загибают, второй вставляют в отверстие папье-маше, пропyскают через отверстия в глазах и протыкают отверстие в папье-маше с другой стороны. Конец проволоки (15-20 мм) , вышедший наружу. также загибают и пришивают тонкой проволокой. Маскируют опилками, замешанными на клее, заклеивают тканью или бумагой, после высыхания зашкуривают. Если необходимо, чтобы глаза не двгались на оси, между ними и папье-маше ставят ограничители из полиэтленовой трубки.

Если нужно, чтобы оба глаза закрывались одновременно, их вытачивают вместе. B том случае, когда глаза закрываются попеременно, их вытачивают по отдельности. Просверливают отвеpстия для оси в каждом шарике, надевают их на проволочную ось и вставляют в глазницы, замерив расстояние междy глазами по линии оси и заготовив полизтиленовую трубку или проволочную спираль. Трубку помещают между глазами, фиксируя их положение в глазицах. Такие же трубки могут быть и на концах оси. B оба шарика ввинчивают небольшие шypyпы или забивают маленькие гвозди-ограничители и прикрепляют штыри из проволоки, как показано на рис. 3. На концах штырей делают кольца, к которым привязывают жилку (тягу) и резинку (или пружину). Резинка (или пружина) закрепляется в слегка натянутом состоянии и удерживает глаз в открытом положении. При потягивании за жилку, конец которой крепится на том же кольце штыря, что и резинка, глаз закрывается. Так как тянуть приходится кверху, жилку пропускают через блок, который выгмбают из проволоки, надев на нее полиэтиленовую трубку. Можно изготовитъ блок из твердого дерева, просверлив в нем отверстие для жилки, затем приклеить и пришить его к папье-маше. Все направления движения тяг показаны на схеме. Если оба глаза должны закрываться вместе, тяги соединяют в одну, если каждый в отдельности — каждую тягу закрепляют на своем рычаге управления.

Рассмотренные варианты предполагают размещение обоих глаз на одной оси, но в том случае, когда нельзя смонтировать глаза на одной оси, глазницы располагаются под углом друг к другу. Тогда используют разные оси, монтируя каждый глаз на отдельной оси.

Тяги крепят, как показано на рис. 4, 5, 6. Первый вариант крепления более практичен в эксплуатации куклы, так как жилка не проходит через блоки не перетирается. Глаз вытачивают c небольшой шейкой (10-12 мм в диаметре) и ободком-ограничителем. B шейке глаза чуть выше оси сверлят отверстие для жилки и резинки (рис. 4). B этом отверстии закрепляют жилку и резинку навстречу друг другу. Наматывают жилкy вполоборота (или в целый оборот) вокруг шейки глаза и направляют ее вниз. При натяжении жилки глaз должен закрываться. Действие резинки должно быть направлено в противоположном направлении. Резинка возвращает глаз в исходное положение.

Вариант второй. Движение глаз вправо и влево. Форма глаз, как и в предыдущих вариантах, может быть различной: круглой, эллипсообpазной, вытянутой вверх или продолговатой. При продолговатой форме движение глаз более выразительно. Каждый глаз, выточенный из дерева или пенопласта, монтируется на отдельной вертикальной оси — 1, выгнутой таким образом, чтобы глаз свободно вращался в глазнице и не скользил по оси вверх и вниз (рис. 5, 6).

B глаза вбивают (деревянные) или вклеивают (пенопластовые) штыри-2, к которым крепят жилку (тягу) — 3 и пружинку — 4 или резинку, удерживающую глаз в центральном положении. И чем длиннее штырь, тем дальше жилка удалена от оси — 1, вокруг которой вращается глаз, a значит и рычаг-коромысло — 5, c помощью которого глаза приводятся в движение, тоже должен быть длиннее. Надо стараться точку крепления жилки на штыре не удалять от оси.

Читайте также:  Что делать если болят глаза после электросварки

Чтобы глаза поворачивались в разные стороны на равное расстояние, штыри ставят параллельно друг другу и в этом положении соединяют их жилкой. От штыря жилку проводят через блок — 6 и закрепляют на рычаге-коромысле — 5, который в свою очередь крепят подвижно на ползунке гапита или ручке штока. Должен получиться замкнутый круг, и, при нажиме на коромысло c двух сторон, глаза поворачиваются. Пружина (или резинка) — 4, которyю также крепят на штыре — 2, должна вoзвращать глаз в исходное центральное положение. Чтобы во время движения глаза не скрипели, делают графитовую смазку. Если при повороте в одну или другую сторону глазное яблоко скрывается, ставят стопор — 7.

Еше один способ движения глаз в стороны без использования штырей и блоков. Глаза нужной формы вытачивают c небольшой шейкой c одной стороны (рис. 7). Монтируют их аналогичным способом, но ось крепят не горизонтально, как на рис. 4, a вертикально. Оба глаза тоже соединяют одной жилкой. Для этого берут отрезок жилки необходимой длины и, примерно, посередине завязывают узел. Конец жилки пропускают через отверстие в шейке правого глаза до упора и c другой стороны отверстия на жилке завязывают второй узел вплотную к шейке. Обматывают жилку вокруг шейки против часовой стрелки и, отмерив расстояние между глазами по оси, завязывают еще один узелок на жилке. Затем вставляют ее в отверстие на шейке левого глаза и вплотную к ней завязывают узел. Обматывают вокруг шейки глаза и направляют вниз. Оба конца жилки в натянутом виде закрепляют на рычаге-коромысле, как и в предыдущем варианте. Чтобы глаза при повороте останавливались в нужном положении, ставят стопор — маленькие гвозди или шурупы.

Вращение глaз. Этот вариант используется в куклах редко, чаще всего кaк трюк. Вращающиеся глаза обязательно должны быть круглой формы. Вытачивают на токарном станке глаза по форме, как показано на рис. 7, 8. C одной стороны — сферическая поверхность, радиус которой зависит от выпуклости глаза и размера. Чем более выпуклым должен быть глаз, тем меньше радиус oкружности вытачиваемого глаза и наоборот, но в любом случае окружность глаза должна быть несколько больше глазницы. C другой стороны — цилиндр c бортиком, как y катушки для ниток (в предыдущем варианте мы его назвали шейкой глаза). Диаметр цилиндра 10-12 мм, 1,5-2 мм на бортик. Сверлом 3-3,5 мм сверлят отверстия для осей, но не до конца, a только на длинy шейки или чуть больше, если шейка меньше 25 мм. Готовят небольшую деревянную дощечку толшиной 8-10 мм и шириной 20-30 мм (длина зависит от ширины головки куклы). Вставляют дощечку внутрь головы на уровне глазницы так, чтобы края ее упирались в стенки головы, a плоскостью она не касалась шейки вставленных в глазницы глаз. Отмечают на доске направление осей, расстояние между ними и сверлят отверстия для осей того же диаметра, что и в глазах. Если глаза находятся в одной плоскости, оси их будут параллельны; когда глаза под yглом —оси их тоже должны быть под углом. Выгибают П-oбpaзнyю скобу из проволоки 3-3,5 мм для осей по ширине просверленных отверстий в доске. (Длина загнутых концов должна быть равна длине просверленных отверстий в глазах плюс толщина доски, в которую и вставляется скоба). В центре закрепляют ее маленькой скобой. Сверлом диаметром 1-1,5 мм сверлят отверстия в цилиндрах для жилки и резини. Вставляют в эти отверстия резинки и жилки. На каждую ось, перед тем как на нее посадить глаза, надевают металлическую шайбу во избежание трения между доской и шейкой глаза. Глаза насаживают на оси, и всю конструкцию

помещают в голову куклы так, чтобы глаза совпали c глазницами. Дощечку закрепляют в стенках головы клеем и гвоздями (или шурупами) . Резинки закрепляют в верхней части головы, a жилки наматывают несколько раз вокруг шейки и направляют вниз, на рычаги. Оба глаза ставят на один рычаг или на два. B какую сторону будет вращаться глаз, зависит от того, в какую сторону намотана на шейку жилка. Оба глаза можно заставить вращаться в одном направлении, навстречу друг другу или в разные стороны. При потягивании за жилку вниз она разматывается — глаза вращаются и наматывается резинка. Стоит жилку отпустить, и начинает действовать сила натяжения намотанной на шейку резинки, которая заставляет врашаться глаза в обратном, направлении.

Вариант четвертый.

В некоторых случаях кукла может закрывать веки, в то время, как глаза ее остаются неподвижными. Предлагаем два варианта механики закрывающихся век.

Веки мягкие c проволочной основой. Проволоку сечением 2-2,5 мм (длина ее зависит от величины глаза) выгибают по размеру века, как показано на рис. 9.

C одной стороны дуги — 1 делают колечко — 2, диаметр которого должен быть равен диаметру проволоки, используемой для оси. Второй конец дуги оставляют на 30-40 мм длиннее и тоже загибают колечком — 3, к которому затем крепят резинку (или пружину) —5 и жилку — 6. Отступив от колечка 20-30 мм вверх по дуге, делают один виток спирали на проволоку, которая будет осью глаза. Через полученное кольцо — 4 и кольцо — 2 пропускают ось — 7 и проверяют вращение. Проволочная дуга на оси должна свободно вращаться.

B папье-маше головки и уголках глаза прорезают небольшие отверстия, в одно из которых пропускают рычаг —8 c колечком, во второе — кольцо 2. Через кольца —4 и 2 пропускают ось c внутренней стороны и закрепляют ее, пришивая к папье-маше.

Внутри головы к колечку — 3 на рычаге — 8 прикрепляют пружину (или резинку) и жилку. Второй конец резинки закрепляют в папье-маше внизу головы так, чтобы веко оставалось открытым, a резинка была слегка натянута. Жилку пропускают через блок — 9 и направляют вниз, закрепив на рычажке. Кусок трикотажа вырезают по форме века. Один край приклеивают (или пришивают) к дуге века. Веко опускают вниз и в натянутом положении свободный край трикотажа подклеивают по окружности глаза к папье-маше. Нужно учесть, что силы натяжения трикотажа и резинки действуют в одном направлении и, чтобы не затрачивалось много усилий на закрывание века, резинка не должна быть тугой.

Если y куклы глаз выпyклый (полуобъемный), c закрытым веком, во всех ракурсах он смотрится хорошо, но если глаз плоский (а аплицированный или рисованный), трикотаж при закрытом веке проваливается, внутрь, лежит плоско, И это выглядит не всегда красиво. Тогда можно применить второй вариант — жесткое полуобъемное веко.

B своей практике для изготовления век я использовал органическое стекло, винипласт, полистupon, поливинилхлор или ткань, проклеенную в несколько слоев эпокспднойт смолой. Из этих материалов сложно сделать полусферу любой формы, поэтому предварительно нужно изготовить шаблоны.

Первый шаблон вытачивают на токарном станке из дерева по форме глаза, учитывая, что веко должно быть чуть больше глаза. Выточенный глаз распиливают на две части по оси, но так, чтобы одна из них была на 3-4 мм больше другой. Большую часть прикрепляют к кусочку фанеры. На второй такой же фанерке толщиной 4-5 мм выпиливают в центре овал по форме и размеру выточенного глаза плюс толщина материала, из которого будет выдавливаться веко. Край овала делают гладким и закругленным. Первую заготовку кладут кверху полусферой, на нее — пpиготовленный разогретый материал (органическое стекло, винипласт и т. д. — все они легко размягчаются в горячей воде), сверху надавливают второй фанеркой c вы резанным на ней овалом. Как только оттиск остынет, его можно освободить от шаблонов. По линии оси, чуть отступив от края, сверлят два отверстия c обеих сторон и одно отверстие посередине заднего края для резинки (или пружины) и жилки. C внешней стороны головы, там где должен быть глаз, накладывают веко и по нему на папье-маше очерчивают дугу. По этой дуге вырезают отверстие по ширине чyть больше толщины века. Веко насаживают на ось, ось c внутренней стороны головы закрепляют на папье-маше.

Следует отметить, что использовать для изготовлентгя век органическое стекло можно лишь в том случае, когда нет других материалов, так как оно слишком хрупко.

Сочетание варианта закрывающегося века c вариантом движущихся вправо и влево глаз дает сложную комбинированную механику. Тем не менее, хочется пожелать не увлекаться чрезмерной механизацией куклы и использовать подобную механику лишь в редких случаях.

Roman_FRF.
Знакомясь с публикациями по механике театральных кукол, помните, что каждая конструкция, это плод изобритательности конкретного мастера. Вам ничего не мешает развить мысль предшественника, и создать что-то свое, более изящное по конструкции и технологии ее исполнения. Красота мысли в ее простоте!

источник

Совершенно разонравились покупные глазки: стеклянные недостаточно яркие и выразительные, акриловые имеют странную выпуклость над радужкой и недостаточно белые склеры (что очень бросается в глаза на кукле из не тонированного в массе флюмо), и к тому-же, и те и другие не имеют (как я это называю) тени от века — затемненные радужки вверху, высветленные внизу. Принимая во внимание все вышеперечисленное, послушав добрых советов и всякого почитав, я сделала самдельные вставные глазки, и результат меня устроил. Жаль, не видно на фото всю глубину взгляда и чудное бликование =)

Хочу поделиться подробным мастер-классом, так как в процессе возникло много нюансов и мелочей

Я решила не делать шарики. Подгонять, следить, чтоб не было щелей, правильно поставить, чтоб не было косоглазия. Решила делать единой пластинкой.
Раскатать запекайку, чуть подогреть на батарее, нарезать пластинками.

Приложить к орбитам изнутри, присыпав тальком

Очень натурально выглядит

Сделать дремелем красиво, пошкурить

Вставить на место, наметить радужку и зрачок

Высверлить впуклую сферу под радужку

Высверлить зрачок. Лирическое отступление про зрачок. Очень красиво получалось у меня на тестовых глазах: глубокий зрачок, усиленный эффетом линзы роговицы. Но я не смогла избежать пузырьков — в тонкую дырочку диаметром меньше миллиметра не пролить ни эмаль, ни эпоксидку (даже подоретую на батарее), ни лак. Если придумаю, как решить этот вопрос, позже впишу, а пока посоветую не высверливать глубокий зрачок, а только чуть наметить.

Вставляем на место, проверяем взгляд.

Теперь красим. Дело непростое, кропотливое. Раз запеканка — понятное дело, акрил. Не люблю его, но преимущества у него есть. Быстро сохнет, высохший можно подчистить лезвием, если где-то вылезли за край. Существуют в природе замедлители высыхания акриловых красок, я купила, но так и не опробовала — как-то приноровилась и так. Еще такой нюанс — довольно сложно подобрать натуральную палитру. Я использовала реф — фото зеленых глаз (есть опасность сделать слишком яркий, неестественный цвет). Итак, приступим: красим ровным средним цветом радужку

Высветляем середину (кольцом), нанося радиальные штрихи тоном светлее

Следующий слой — еще светлее — в нижней части радужки

Теперь берем цвет на несколько тонов темнее и подчеркиваем контуры радужки, а также наносим легкие радиальные штрихи

Затемняем верх радужки (как бы тень от века)

Имитируем тень от века и на склере (я использовала черный пигмент), а также наносим немного розового тона на уголки глаз

После этого этапа начались многочисленные эксперименты, в ходе которых я пришла к следующей схеме:
сначала покрываем весь глаз стекловидным лаком — акриловый стекловидный лак — густой, прозрачный, очень глянцевый, с хорошей текучестью. Если бы он «держал каплю», я б использовала его и для все роговицы, но увы, растекается. Поэтому им покрываем только склеру и заполняем углубление зрачка

Вот только малая часть экспериментов: ювелирная эмаль, стекловидный лак, эпоксидный прозрачный клей.

Лирическое отступление про ювелирную эмаль. Инна ( movingdolls ) советовала мне использовать ювелирную эмаль Кавалин. Я ее купила, но, не уточнив про катализатор, взяяла для круглых поверхностей. Может, в этом все дело — не срослось у меня с эмалью никак) Во-первых, сложно подбрать пропорции — 10:4. Чуть ошибешься в ту или другую сторону — не застынет, либу будет хрупким и трескаться. Во-вторых, мутновата — вот хоть что ты делай с ней! Если сушить в духовке (на 60 градусов) — менее мутно, но все же. В третьих, пузырьки — никак без них не получается замешать! На ювелирном форуме советуют использовать фен — да, работает, эмаль разжижжается и пузырьки лопаются. Но в случае тонкого нанесения — пузырь из капли толщиной 3 мм не убрать ничем, никак! По прочности, конечно, она хороша, и, врзможно, я найду ей применение. Про стекловидный лак я уже написала выше — всем хорош, но растекается, не держит форму, и конечно, по прочности сильно уступает эмали. Тогда я решила попробовать просто прозрачный эпоксидный клей, вот этот:

Стоит он 300 рублей, есть в Передвижнике, и меня он устроил полностью.

Наносим одинаковые не глаз капли, кладем на 1 минуту на батарею.

Теплый лучше перемешивается — меньше перемешивающих движений, меньше пузырьков. Мешать на гладкой поверхности, очень медленно и аккуратно. Густеет он быстро, поэтому для всех наших манипуляций у нас есть буквально несколько минут.

Берем зубочистку и наносим каплю на радужку, следим, чтобы капли получились симметричные ( и чтобы не было пузырьков!)

источник

Нужно:
1. Два куска твердой, но гибкой проволоки по 15 см. каждый. Не латунь и не медь, лучше всего подойдет выпрямленная большая нехромированная скрепка.
2. Круглые стеклянные глаза.
Чтобы определить размер глаз измерьте ширину глазного отверстия от уголка до уголка и прибавьте 2 мм. То есть, при ширине в 14 мм, нужны глаза 16 размера.
3. Липкий воск (sticky wax).
4. Гипс.
5. Клей, смешиваемый с гипсом.
6. Ресницы (необязательно)
7. Свинцовый рыбацкий грузик с дыркой посередине.
8. Розовый воск для покрытия век.
9. Розовая краска для век.
10. Кусачки.
11. Тонкие плоскогубцы.
12. Зубочистка.

1. Разогрейте на слабом огне липкий воск.Оставьте посуду с воском на минимально возможном нагреве.

Поместите голову на полотенце как можно ближе к плите, положите рядом зубочистку. Возьмите указательным и средним пальцами левой руки глаз, зажав его хвостик между ними, и найдите для него правильное положение в глазнице. Удерживая глаз, макните зубочистку в воск и быстро капните им на середину нижнего века так, чтобы воск попал и на глаз, и на фарфор. Повторите то же самое для верхнего века. Подождите секунд 5, чтобы воск остыл, и зафиксируйте второй глаз.

Проверьте взгляд куклы, если все устраивает, то продолжаем капать воск на глаза, пока вся их поверхность и часть фарфора вокруг глазниц шириной около 3 мм. не покроются тонким слоем воска.

Положите голову в холодильник на 30 минут, чтобы воск закрепился и остыл.

2. Достаньте голову. Измерьте расстояние между центрами глазных хвостиков, запишите. Добавьте еще 12 мм, запишите, разделите полученное число на два, запишите. Возьмите проволоку, отмерьте это расстояние и согните буквой Г. Повторите со второй проволокой. Теперь сложите обе проволоки вместе, соедините оба согнутых угла и крепко удерживая их пальцами начинайте скручивать вместе длинные концы. У вас получилась буква Т. Теперь отмерьте от каждого конца горизонтальной части Т по 6 мм, обозначьте карандашом. Проверьте расстояние между этими точками, оно должно совпадать с первым записанным числом — расстоянием между выступами глаз. Зажмите один 6-мм край в плоскогубцах и удерживая пальцами место, где сходятся две проволоки, отогните край перпендикулярно верхней перекладине Т. Повторите для второго края. У вас должна получиться Т с загнутыми вперед концами на манер грабель.

Читайте также:  Щенки таксы после рождения когда открывают глаза

3. Теперь измерим длину скрученной проволоки. Положите голову лицом вниз, вставьте загнутые концы проволоки в отверстия глаз и дайте проволоке свободно упасть внутрь на фарфор. Если она очень длинная, откусите немного кусачками. Определите, где следует приклеить пробковый ограничитель, пометьте место, измерьте скрученную проволоку до этого места, оставьте еще 6 мм. для закрепления груза и откусите лишнее. Приклейте ограничитель к фарфору.

4. В качестве груза используйте свинцовый рыбацкий грузик со сквозной дыркой. Просуньте конец скрученной проволоки в дырку, помните о длине «хвоста», поместите грузик в эту точку, выступающий 6-мм кончик загните, чтобы грузик не свалился.
Поместите рокер в голову, убедитесь, что груз точно попадает на пробковый ограничитель и нигде не касается фарфора. Выньте рокер, положите его на бетон и сильно ударьте по грузу молотком. Это закрепит груз на проволоке.

5. Вставьте загнутые концы рокера в глаза, груз должен лежать на пробке, положите голову на полотенце лицом вниз. Смешайте гипс и ПВА в очень густую пасту, пропорция примерно 1:1. Для таких работ хорошо иметь под рукой чистые формочки от конфет или кексов — их можно не мыть, а сразу выбросить.

6. Сначала намажьте ее на те места, где проволочные концы входят в глаза. Паста должны быть настолько густая, чтобы она не могла залиться через отверстия внутрь глаз. Чтобы манипулировать маленькими порциями пасты на поверхности глаз используйте зубочистку или кусочек деревянной шпажки. Продолжайте мазать пастой круглую часть глаза, затем прямую часть проволоки, переходя ко второму глазу. Не давайте пасте попасть на внешние края глаз (примерно 1/3 глаза), где должны быть гипсовые гнезда. Если кусочки пасты падают на фарфор, соскребайте ее и используйте дальше, старайтесь сохранить внутреннюю поверхность головы чистой. Проверяйте как обстоит дело сзади стоматологическим зеркальцем.

Цель процедуры — закрепить глаза на проволоке так, чтобы после удаления воска они не изменили своего положения на ней. Когла паста застынет, что может занять несколько часов, она будет хорошей основой для следующего покрытия — липкого воска.

7. Оставьте голову на сутки-другие в покое для полной просушки пасты. Она немного усыхает, поэтому экономить на ней не следует.
Ппробуйте степень застывания пасты ножом, если твердость достаточная, чтобы ничего не деформировалось, пора вытащить рокер из головы. Возьмите острый макетный нож или лезвие и осторожно, чтобы не повредить глаз и фарфор, снимите воск с глаз. Очистите от воска поверхность глаз и фарфора.

8. Веки.
Важно: если вы делаете глаза с ресницами, то далее следует руководствоваться этими записями: http://happydolls.livejournal.com/73411.html и http://happydolls.livejournal.com/76450.html.

Далее описан способ изготовления век без ресниц.
Положите голову лицом вниз на полотенце, поверните затылком к себе, поместите рокер на его место, придерживая его одной рукой. В другую руку возьмите хорошо заточенный мягкий графитовый карандаш, поместите грифель в угол одного глаза и прочертите линию по его стеклянной поверхности до другого угла. Повторите для второго глаза. Вытащите рокер из головы. Стойкой розовой краской (акрил) покрасьте область век и верхнюю часть мостика между глаз, после подсыхания примерно через 30 — 60 минут нанесите второй слой. Оставьте просохнуть на 1 — 2 часа. Если краска легла не совсем ровно — не беда, воск ее сгладит.
Для сведения: раньше никто так не возился с глазами, все было проще и быстрее — глаза просто макались с сосуд с краской. Так действительно удобнее, но надо много краски.

Специальный розовый воск для покрытия век выпускается в тонких листах. Но можно соскрести воск с обычных цветных свечей. Положите несколько кусочков в отдельную посуду и дайте прогреться на небольшом огне до прозрачного и текучего состояния. Белых следов на стенке посуды, как на правом фото, он оставлять не должен, это уже сильно остывший воск, пригодный только для изготовления отдельных век с ресницами.

Как показала практика, макать в чашку с воском гораздо удобнее, все получается ровно и аккуратно. Но если глаза с уже приклееными ресницами, тут нужна эквилибристика. Макать следует 2 — 4 раза, с минутными передышками для остывания слоя, чтобы получить достаточную толщину и матовость покрытия, но не переборщите, иначе очень толстые веки будут царапаться о фарфор при закрытии глаз.

9. Приклейте ресницы (если вы решили не усложнять себе задачу и клеите их просто встык к веку).

10. Завершите монтаж глаз (см. предыдущую запись).

11. Если глаза легко двигаются в своих гнездах, но открываются или закрываются неуверенно, следует добавить вес к грузу. Для этого включите паяльник, пока он разогревается, подложите под рокер салфетку, чтобы предохранить фарфор от капель горячего припоя. Держите конец припоя прямо над грузом, осторожно введите внутрь головы разогретый паяльник, стараясь не задеть им фарфор. Если паяльник разогрет достаточно хорошо, даже легкой касание им конца припоя отделит небольшой кусочек, который легко прилипнет в грузу и застынет на нем. Продолжайте, пока поверхность груза не покроется каплями, и его вес не будет достаточным для нормального функционирования механизма. Отключите паяльник, дайте ему остыть. Вытащите из головы салфетку.

11. Сотрите все следы воска с внешней поверхности глаз, используйте ватную палочку, смоченную в скипидаре. Для более тщательной чистки оберните кончик зубочистки скрученной ватой, смочите ее и скипидаре и продолжите.

В целом вся процедура, исключая периоды ожидания, занимает около 45 минут.

UPD: под Sticky Wax понимается специальный липкий воск, которым пользуюся декораторы и фотографы для съемки, чтобы закрепить детали на поверхности, например, кольцо на столе или аксессуар в руках куклы.

источник

СОВЕТОВ В. М., ст. преподаватель кафедры театра кукол ЛГИТМиК
1984 г.

Механика глаз театральной куклы, как и механика рта, зависит от требований, предъявляемых конкретной кукле в данном спектакле. Глаза могут двигаться вправо и влево, могут открываться и закрываться, вращаться, может двигаться один зpaчок, закрываться веко.

Предлагаем основные варианты механизации глаз, на основе которых можно придумать новые, необходимые определенному персонажу.

Вариант первый.

Глаза закрываются и открываются. Оба глаза в одной плоскости и монтируются на одной оси.

Папье-маше головок кукол в любом случае должно быть легким, плотным и прочным. На головке намечают отверстия для глазниц и вырезают их ножом. Выреают и затылочнyю часть, чтобы можно было свободно работать внутри головки. Замеряют штангенциркулем размер глаза. Выпуклость глаз зависит от соразмерности выточенных глаз и вырeзaнныx глазниц. чем меньше выпуклость глаза, тем больше должен быть диаметр глазницы. Глаза вытачивают на токарном станке из дерева или плотного пенопласта. Глаза из пенопласта монтиpовать проще, предварительно вытачивают круглый стержень для глаз. B пенопластовых заготовках просверливают отверстия меньшего диаметра, чем стержень (например, если диаметр стержня 15 мм, то диаметр отверстия должен быть 12-13 мм) . Насаживают на стержень пеноплaстовыe заготовки и вытачивают из них заданную форму глаза. Если расстояние между глазами определено неверно, их можно сдвинуть на деревянном стержне в одну или другую сторону. Лишние концы стержня отпиливают c обеих сторон.

При вытачивании глаз из дерева следует пользоваться шаблоном из пластилина. На палочке вылепливают глаза нужного размера и формы, и уже по этому пластилиновому шаблону вытачивают деревянный оригинал. B глазах просверливают отверстие для оси сверлом, диаметр которого должен быть несколько больше диаметра проволоки, служащей осью. Глаза на оси должны свободно вращаться, но не болтаться. Чтобы отверстие было точно по центру, сверлить лучше c двух сторон, навстречу друг другу. Тонким сверлом (1-1,5 мм) просверливают еще два отвер-cтия для жилки и для резинки, как показано на рис. 2.

Вставляют глаза в глазницы и намечают отверстия для оси. Если ось крепится изнутри, концы ее выгибают по форме головы и пришивают мягкой проволокой. Глaза в глазницах должны свободно вращаться. Если ось неудобно крепить внутри головы, проделывают отверстия в папье-маше. Один конец проволоки (15-20 мм), которая служит осью, загибают, второй вставляют в отверстие папье-маше, пропyскают через отверстия в глазах и протыкают отверстие в папье-маше с другой стороны. Конец проволоки (15-20 мм) , вышедший наружу. также загибают и пришивают тонкой проволокой. Маскируют опилками, замешанными на клее, заклеивают тканью или бумагой, после высыхания зашкуривают. Если необходимо, чтобы глаза не двгались на оси, между ними и папье-маше ставят ограничители из полиэтленовой трубки.

Если нужно, чтобы оба глаза закрывались одновременно, их вытачивают вместе. B том случае, когда глаза закрываются попеременно, их вытачивают по отдельности. Просверливают отвеpстия для оси в каждом шарике, надевают их на проволочную ось и вставляют в глазницы, замерив расстояние междy глазами по линии оси и заготовив полизтиленовую трубку или проволочную спираль. Трубку помещают между глазами, фиксируя их положение в глазицах. Такие же трубки могут быть и на концах оси. B оба шарика ввинчивают небольшие шypyпы или забивают маленькие гвозди-ограничители и прикрепляют штыри из проволоки, как показано на рис. 3. На концах штырей делают кольца, к которым привязывают жилку (тягу) и резинку (или пружину). Резинка (или пружина) закрепляется в слегка натянутом состоянии и удерживает глаз в открытом положении. При потягивании за жилку, конец которой крепится на том же кольце штыря, что и резинка, глаз закрывается. Так как тянуть приходится кверху, жилку пропускают через блок, который выгмбают из проволоки, надев на нее полиэтиленовую трубку. Можно изготовитъ блок из твердого дерева, просверлив в нем отверстие для жилки, затем приклеить и пришить его к папье-маше. Все направления движения тяг показаны на схеме. Если оба глаза должны закрываться вместе, тяги соединяют в одну, если каждый в отдельности — каждую тягу закрепляют на своем рычаге управления.

Рассмотренные варианты предполагают размещение обоих глаз на одной оси, но в том случае, когда нельзя смонтировать глаза на одной оси, глазницы располагаются под углом друг к другу. Тогда используют разные оси, монтируя каждый глаз на отдельной оси.

Тяги крепят, как показано на рис. 4, 5, 6. Первый вариант крепления более практичен в эксплуатации куклы, так как жилка не проходит через блоки не перетирается. Глаз вытачивают c небольшой шейкой (10-12 мм в диаметре) и ободком-ограничителем. B шейке глаза чуть выше оси сверлят отверстие для жилки и резинки (рис. 4). B этом отверстии закрепляют жилку и резинку навстречу друг другу. Наматывают жилкy вполоборота (или в целый оборот) вокруг шейки глаза и направляют ее вниз. При натяжении жилки глaз должен закрываться. Действие резинки должно быть направлено в противоположном направлении. Резинка возвращает глаз в исходное положение.

Вариант второй. Движение глаз вправо и влево. Форма глаз, как и в предыдущих вариантах, может быть различной: круглой, эллипсообpазной, вытянутой вверх или продолговатой. При продолговатой форме движение глаз более выразительно. Каждый глаз, выточенный из дерева или пенопласта, монтируется на отдельной вертикальной оси — 1, выгнутой таким образом, чтобы глаз свободно вращался в глазнице и не скользил по оси вверх и вниз (рис. 5, 6).

B глаза вбивают (деревянные) или вклеивают (пенопластовые) штыри-2, к которым крепят жилку (тягу) — 3 и пружинку — 4 или резинку, удерживающую глаз в центральном положении. И чем длиннее штырь, тем дальше жилка удалена от оси — 1, вокруг которой вращается глаз, a значит и рычаг-коромысло — 5, c помощью которого глаза приводятся в движение, тоже должен быть длиннее. Надо стараться точку крепления жилки на штыре не удалять от оси.

Чтобы глаза поворачивались в разные стороны на равное расстояние, штыри ставят параллельно друг другу и в этом положении соединяют их жилкой. От штыря жилку проводят через блок — 6 и закрепляют на рычаге-коромысле — 5, который в свою очередь крепят подвижно на ползунке гапита или ручке штока. Должен получиться замкнутый круг, и, при нажиме на коромысло c двух сторон, глаза поворачиваются. Пружина (или резинка) — 4, которyю также крепят на штыре — 2, должна вoзвращать глаз в исходное центральное положение. Чтобы во время движения глаза не скрипели, делают графитовую смазку. Если при повороте в одну или другую сторону глазное яблоко скрывается, ставят стопор — 7.

Еше один способ движения глаз в стороны без использования штырей и блоков. Глаза нужной формы вытачивают c небольшой шейкой c одной стороны (рис. 7). Монтируют их аналогичным способом, но ось крепят не горизонтально, как на рис. 4, a вертикально. Оба глаза тоже соединяют одной жилкой. Для этого берут отрезок жилки необходимой длины и, примерно, посередине завязывают узел. Конец жилки пропускают через отверстие в шейке правого глаза до упора и c другой стороны отверстия на жилке завязывают второй узел вплотную к шейке. Обматывают жилку вокруг шейки против часовой стрелки и, отмерив расстояние между глазами по оси, завязывают еще один узелок на жилке. Затем вставляют ее в отверстие на шейке левого глаза и вплотную к ней завязывают узел. Обматывают вокруг шейки глаза и направляют вниз. Оба конца жилки в натянутом виде закрепляют на рычаге-коромысле, как и в предыдущем варианте. Чтобы глаза при повороте останавливались в нужном положении, ставят стопор — маленькие гвозди или шурупы.

Вращение глaз. Этот вариант используется в куклах редко, чаще всего кaк трюк. Вращающиеся глаза обязательно должны быть круглой формы. Вытачивают на токарном станке глаза по форме, как показано на рис. 7, 8. C одной стороны — сферическая поверхность, радиус которой зависит от выпуклости глаза и размера. Чем более выпуклым должен быть глаз, тем меньше радиус oкружности вытачиваемого глаза и наоборот, но в любом случае окружность глаза должна быть несколько больше глазницы. C другой стороны — цилиндр c бортиком, как y катушки для ниток (в предыдущем варианте мы его назвали шейкой глаза). Диаметр цилиндра 10-12 мм, 1,5-2 мм на бортик. Сверлом 3-3,5 мм сверлят отверстия для осей, но не до конца, a только на длинy шейки или чуть больше, если шейка меньше 25 мм. Готовят небольшую деревянную дощечку толшиной 8-10 мм и шириной 20-30 мм (длина зависит от ширины головки куклы). Вставляют дощечку внутрь головы на уровне глазницы так, чтобы края ее упирались в стенки головы, a плоскостью она не касалась шейки вставленных в глазницы глаз. Отмечают на доске направление осей, расстояние между ними и сверлят отверстия для осей того же диаметра, что и в глазах. Если глаза находятся в одной плоскости, оси их будут параллельны; когда глаза под yглом —оси их тоже должны быть под углом. Выгибают П-oбpaзнyю скобу из проволоки 3-3,5 мм для осей по ширине просверленных отверстий в доске. (Длина загнутых концов должна быть равна длине просверленных отверстий в глазах плюс толщина доски, в которую и вставляется скоба). В центре закрепляют ее маленькой скобой. Сверлом диаметром 1-1,5 мм сверлят отверстия в цилиндрах для жилки и резини. Вставляют в эти отверстия резинки и жилки. На каждую ось, перед тем как на нее посадить глаза, надевают металлическую шайбу во избежание трения между доской и шейкой глаза. Глаза насаживают на оси, и всю конструкцию

Читайте также:  Аллергия чешутся глаза какие капли капать

помещают в голову куклы так, чтобы глаза совпали c глазницами. Дощечку закрепляют в стенках головы клеем и гвоздями (или шурупами) . Резинки закрепляют в верхней части головы, a жилки наматывают несколько раз вокруг шейки и направляют вниз, на рычаги. Оба глаза ставят на один рычаг или на два. B какую сторону будет вращаться глаз, зависит от того, в какую сторону намотана на шейку жилка. Оба глаза можно заставить вращаться в одном направлении, навстречу друг другу или в разные стороны. При потягивании за жилку вниз она разматывается — глаза вращаются и наматывается резинка. Стоит жилку отпустить, и начинает действовать сила натяжения намотанной на шейку резинки, которая заставляет врашаться глаза в обратном, направлении.

Вариант четвертый.

В некоторых случаях кукла может закрывать веки, в то время, как глаза ее остаются неподвижными. Предлагаем два варианта механики закрывающихся век.

Веки мягкие c проволочной основой. Проволоку сечением 2-2,5 мм (длина ее зависит от величины глаза) выгибают по размеру века, как показано на рис. 9.

C одной стороны дуги — 1 делают колечко — 2, диаметр которого должен быть равен диаметру проволоки, используемой для оси. Второй конец дуги оставляют на 30-40 мм длиннее и тоже загибают колечком — 3, к которому затем крепят резинку (или пружину) —5 и жилку — 6. Отступив от колечка 20-30 мм вверх по дуге, делают один виток спирали на проволоку, которая будет осью глаза. Через полученное кольцо — 4 и кольцо — 2 пропускают ось — 7 и проверяют вращение. Проволочная дуга на оси должна свободно вращаться.

B папье-маше головки и уголках глаза прорезают небольшие отверстия, в одно из которых пропускают рычаг —8 c колечком, во второе — кольцо 2. Через кольца —4 и 2 пропускают ось c внутренней стороны и закрепляют ее, пришивая к папье-маше.

Внутри головы к колечку — 3 на рычаге — 8 прикрепляют пружину (или резинку) и жилку. Второй конец резинки закрепляют в папье-маше внизу головы так, чтобы веко оставалось открытым, a резинка была слегка натянута. Жилку пропускают через блок — 9 и направляют вниз, закрепив на рычажке. Кусок трикотажа вырезают по форме века. Один край приклеивают (или пришивают) к дуге века. Веко опускают вниз и в натянутом положении свободный край трикотажа подклеивают по окружности глаза к папье-маше. Нужно учесть, что силы натяжения трикотажа и резинки действуют в одном направлении и, чтобы не затрачивалось много усилий на закрывание века, резинка не должна быть тугой.

Если y куклы глаз выпyклый (полуобъемный), c закрытым веком, во всех ракурсах он смотрится хорошо, но если глаз плоский (а аплицированный или рисованный), трикотаж при закрытом веке проваливается, внутрь, лежит плоско, И это выглядит не всегда красиво. Тогда можно применить второй вариант — жесткое полуобъемное веко.

B своей практике для изготовления век я использовал органическое стекло, винипласт, полистupon, поливинилхлор или ткань, проклеенную в несколько слоев эпокспднойт смолой. Из этих материалов сложно сделать полусферу любой формы, поэтому предварительно нужно изготовить шаблоны.

Первый шаблон вытачивают на токарном станке из дерева по форме глаза, учитывая, что веко должно быть чуть больше глаза. Выточенный глаз распиливают на две части по оси, но так, чтобы одна из них была на 3-4 мм больше другой. Большую часть прикрепляют к кусочку фанеры. На второй такой же фанерке толщиной 4-5 мм выпиливают в центре овал по форме и размеру выточенного глаза плюс толщина материала, из которого будет выдавливаться веко. Край овала делают гладким и закругленным. Первую заготовку кладут кверху полусферой, на нее — пpиготовленный разогретый материал (органическое стекло, винипласт и т. д. — все они легко размягчаются в горячей воде), сверху надавливают второй фанеркой c вы резанным на ней овалом. Как только оттиск остынет, его можно освободить от шаблонов. По линии оси, чуть отступив от края, сверлят два отверстия c обеих сторон и одно отверстие посередине заднего края для резинки (или пружины) и жилки. C внешней стороны головы, там где должен быть глаз, накладывают веко и по нему на папье-маше очерчивают дугу. По этой дуге вырезают отверстие по ширине чyть больше толщины века. Веко насаживают на ось, ось c внутренней стороны головы закрепляют на папье-маше.

Следует отметить, что использовать для изготовлентгя век органическое стекло можно лишь в том случае, когда нет других материалов, так как оно слишком хрупко.

Сочетание варианта закрывающегося века c вариантом движущихся вправо и влево глаз дает сложную комбинированную механику. Тем не менее, хочется пожелать не увлекаться чрезмерной механизацией куклы и использовать подобную механику лишь в редких случаях.

Roman_FRF.
Знакомясь с публикациями по механике театральных кукол, помните, что каждая конструкция, это плод изобритательности конкретного мастера. Вам ничего не мешает развить мысль предшественника, и создать что-то свое, более изящное по конструкции и технологии ее исполнения. Красота мысли в ее простоте!

Собраны мои публикации для художника о театральных куклах

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

( Про куклу на фото. Мордашка еще не заглажена, я держу ее за шею, окончательный финиш лицу делается, когда кукла уже с телом и в одежде, так что смотрите только на глаза:-)) )

Добрый день, уважаемые мастера, мастерицы, подмастерья и те, кто хочет ими стать!

Расскажу, как я сейчас делаю глазки для кукол, опробовав в течение полутора лет десятки способов их изготовления, измучив обращениями мастеров-стекольщиков, продавцов эпоксидки, маникюрш ( акрил и гель), стоматологов, тех, кто работает с разными герметиками и пленками, опросив кучу народу о возможном составе-материале, который мне в итоге надо было получить, перепортив немыслимое количество разных компонентов, клея, пластики, желая в итоге получить УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, НЕСЛОЖНЫЙ, БЫСТРЫЙ СПОСОБ производства реалистичных глаз того размера и той формы, что мне требуется для очередной куклы.

Почему у меня возникла эта необходимость? Потому что я занята в сфере портретных кукол, где требования к глазам особые. Глаза должны быть максимально похожими на глаза копируемого объекта , потому что взгляд человека определяет весь его облик. А значит всякий раз, при очередном заказе мне нужны именно такие глаза, которые смотрят на меня с фотографии. Покупка готовых стеклянных глаз отпадает почти сразу, потому что в продаже я могу увидеть глаза нескольких базовых цветов, и не факт, что это именно мой случай. К тому же размер имеет значение. В процессе производства портретной куклы, в процессе достижения сходства, голова частенько «растет», неважно из чего я ее делаю – из шерсти или пластика. Поэтому размер глаз можно определить только к моменту, когда их нужно вставлять.

  1. Способ, при котором я могу сделать реалистичные глазки достаточно быстро.

Существующий в сети способ Игоря Выгузова прекрасен. Но имеет свои Но… Для удобства восприятия публикую скриншот его мастер-класса, многие наверняка его узнают.

Почему мне не очень подошел этот вариант? Кукла смотрит на меня пустыми глазницами, я рисую глазик, запекаю, его, а потом заливаю в ямку эпоксидку. А эпоксидка заливается неровно.. Да! Так бывает! Или на одном глазике хорошо, а на другом неровно и – с пузырями. Чтобы это узнать – приходится ждать сутки или даже двое. Это не есть хорошо. К тому же – если результат отвратительный, нужно снова готовить раствор, заливать и опять ждать. Так , над глазками можно умирать неделю. После нескольких не очень удачных и затратных по времени экспериментов я поняла, что это не мой вариант. Долго, ненадежно, рискованно…

2. Способ, при котором я могу сделать глазки максимально одинаковыми и аккуратными.

Наилучшим из всех способов кустарного производства глаз для кукол, оказался способ Эйми Джефрис (Aimee Jeffries), найденный на просторах англоязычного интернета. Американка. (К моменту, когда я нашла мастер-класс Эйми , все русскоязычные ресурсы по теме глазок были мною изучены). Кстати, когда я поставила ссылку на мастер-класс Эйми Джефрис на своем сайте, с комментариями об уважении к автору методики, она отметилась у меня в гостевой книге благодарственной записью. Каким образом она нашла эту информацию, не знаю, но то, что она увидела, ей явно понравилось.

Эйми использует в общем-то простейшую методику изготовления глаз из обычной пластики, позже – разрисовывания радужки и зрачка, а потом капает на все это Фимо-гель и отправляет запекаться. Хороший, подробный мастер-класс, лучший по этой теме в сети.

И тем не менее этот способ тоже мне не очень подошел. Почему? Потому что в этом случае я никак не могла достигнуть абсолютной «одинаковости» глазок. Фимо-гель – чудесный материал, самый прозрачный из всех подобных, но филигранно капнуть им на глаз получается не всегда, и часто он начинает «сползать» куда-то вбок или излишне «наплывать» на белок, словом этому способу тоже не хватало изящества и более точной методологии.

Так, постепенно в процессе творческих мук я подошла к тому, что мне собственно нужен не способ производства глазок. Мне нужны стеклянные, эпоксидные, гелевые, любые…. прозрачные полусферы, которые я буду класть сверху на готовый и разрисованный глазик из пластики, тем самым усиливая их реалистичность и натуральный блеск. И пошли обращения к мастерам стекольщикам и так далее. Человека, который сможет мне изготовить прозрачные нашлепки диаметром 6 и 8 мм и высотой не более 3 мм в любом количестве, я не нашла и поняла, что темой надо заниматься дальше.

В поисках производства «стеклянных» полусфер или нашлепок, я все-таки вернулась к эпоксидке и решила изготовить нужные мне предметы самостоятельно, почему-то решив использовать в качестве форм – упаковки для таблеток. Потому что там как раз и есть та самая форма, может слишком высоковатая, но можно же и не доливать эпоксидку.. Купила несколько упаковок, кажется, алохолла, вытряхнула таблетки в мешочек, выпрямила заломавшиеся ячейки ватной палочкой, залила все эпоксидкой, а через день выкинула все. Потому что, несмотря на промасленность, эпоксидка пристыла к ячейкам намертво. Пластик.

( Кстати. В поисках способа производства прозрачных полусфер использовала так же и термопленку, в которой над свечкой специальными бульками выдавливается нужная форма. Несмотря на прекрасные характеристики этого материала, результат меня не устроил опять-таки из-за невозможности достичь максимальной «одинаковости» получаемого продукта. Глазки у куклы, тем более у портретной, слишком важная часть лица, чтобы грешить такими вещами.)

Таким образом, я поняла, что мне нужна просто хорошая силиконовая форма. Начались поиски форм, поиски вариантов заказа нужных форм и так далее.

Надеюсь, что мое многословие понятно тем, кто пытался или до сих пор пытается решить подобную проблему. Ну а тем, кто читает мастер-классы просто для общего развития, радостно сообщаю, конец близок! Эту задачу я все-таки решила. Чем горжусь чрезвычайно.

Эпоксидка forever! Эпоксидка навсегда! Мне нужны были только формы. Нужного размера. И чтоб смола оттуда легко доставалась. В сети нашла интернет-магазин, торгующий силиконовым составом, из которого легко изготовить нужные формы. Заказала маленький и недорогой объем для пробы. Но этот силикон с такой скоростью превратился в плотную резину, что я ямки для своих полусфер едва успела выдавить. Действовать после замешивания компонентов силикона следовало с такой скоростью, которой у меня в арсенале просто не былоJ)

Тем не менее, я залила в формы подготовленную эпоксидку, предварительно сбрызнув ямки специальным средством, которое я купила в том же магазине. Mold release conditioner, он есть на фото.

Учитывая, что разведенной эпоксидки осталось достаточно много, мой ребенок рядом занимался своим творчеством, залив в силиконовую форму , давно приготовленную мертвую осу, в другую форму – трупик бабочки, а в пластиковые капли – гербарии из луговых цветов.

Эпоксидка все еще наличествовала, не использовать ее было жалко и я неожиданно для себя, быстро бусинками, наделав ямок в обычном пластилине, на всякий случай, сбрызнув все это тем же составом, залила эпоксидку и туда тоже.

Все это было торжественно убрано с глаз долой до утра, я разве что молитву не читала, чтоб у меня в этот раз хоть что-то получилось.

Получилось!! Причем никакой разницы в использовании силиконовой формы и обычного пластилина в качестве основы под форму для эпоксидки я не увидела.

А далее все, как описано во многих-мастер-классах по производству пластиковых глазок. Белый Фимо, Цернит или другой пластик лепится по форме белка ( объясняю коротко, просто не хочу повторяться, описание этого процесса можно найти в Интернете в разных вариантах), потом по центру рисуется радужка, потом сверху, лучше по –сырому , кладется наша «стеклянная» нашлепка. А сверху капается чуть-чуть Фимо геля в том количестве, которое требуется, чтоб покрыть место стыка прозрачной полусферы. И отправляется в печку.

Моя новация, состоит, собственно в разделении процесса производства глаза из пластика и отдельного производства прозрачной нашлепки, которая потом с этим глазом сливается в единое целое. Нашлепки из эпоксидки могут покрывать весь глазик целиком, могут класться только на область радужки, смотря чего вы хотите достичь, какого взгляда и какого результата. Кстати, у людей тоже глаза разные, у кого то сильно выпуклые, у кого-то не очень, а у кого-то едва видны под веками, что сойдут и совсем плоские.

Если бы я пару лет назад прочитала, что глаз можно раздробить на сам глаз и эту прозрачную «одежку» сверху, а потом наделать этих нашлепок из эпоксидки, используя обычные пластилиновые формы, ей Богу, я была бы лишена многих мучений.

Итог. Если вам нужны глазки для единичной куклы, даже не берите в голову описание процесса их поточного производства. Если вам постоянно нужны глазки, которые вы хотите делать сами, причем важное значение имеет их реалистичность, причем вам нужны глазки, которые потом можно будет запечь, вы не стеклодув, не занимаетесь фьюзингом и не имеете никакого опыта, смело берите пластилин, находите хорошую эпоксидку, желательно питерскую эпокси-просвет или любую другую, качественную, которая не дает желтизны. И делайте прозрачные полусферки разной высоты, которые потом можно приложить к запеченному глазику с нарисованной радужкой и залить сверху Фимо-гелем. После запекания вы получите абсолютно реалистичный глазик, прозрачный и живой.

Дополнение 1. Конечно, я делаю глаза так же и из шерсти, учитывая, что в основном мои куклы — из этого материала, но в некоторых случаях глаза из пластики просто необходимы.

Дополнение 2. Хорошо сделанные глазки из обычной пластики, качественно расписанная радужка, запеченные либо с применением Фимо-геля, либо — без него — тоже прекрасно подходят многим куклам. Вопрос в размере «выпуклости» глаза, которая не всегда бывет идеально одинаковой на обоих глазах. Для портретных кукол это мегаважно.

Итог : процесс производства глазок у меня сегодня выглядит так

источник

Источники:
  • http://club.season.ru/index.php?showtopic=22817
  • http://struchka.wordpress.com/tag/%D0%BC%D0%B5%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D1%8B/
  • http://doll-art-bjd.livejournal.com/33721.html
  • http://happydolls.livejournal.com/13923.html
  • http://studopedia.ru/4_121194_mehanika-glaz-teatralnoy-kukli.html
  • http://www.livemaster.ru/topic/120697-kak-sdelat-realistichnye-glazki-dlya-kukly