Меню Рубрики

Как с точки зрения древних можно назвать древо жизни

Как с точки зрения древних представлений о мире можно по другому назвать Древо жизни?

Правильное представление может быть лишь одним — каким оно было в реальности. Я говорю о дереве жизни из библии, согласно ей это было самое обычное дерево с плодами. Оно росло посреди рая. Главное то, что есть с него Бог запретил, проверяя таким образом послушание Ему и их благодарность и любовь за все дары . Не послушав запрет Бога не есть они утратили возможность получить дар вечной жизни.

Как с точки зрения древних представлений о мире можно по другому назвать Древо жизни?

» Древо жизни » с точки зрения древних представлений, можно охарактеризовать, как » Истоки новой жизни «, » Плоды дерева «, » Мировая ячейка «, » Ось Мира «. Главное, чтобы этот мир был, функционировал и еще многие столетия была полноценная жизнь на Земном шаре. Ведь сейчас и экология загублена и леса вырубают, и самое страшное идет война в различных городах земного шара. Необходимо всем людям» Древо жизни » сберечь.

С точки зрения древних представлений «Древо Жизни» можно назвать «Мировой горой», «Пупом Земли», «Осью мира», «Мировым столпом», «Мировым яйцом». С Древом Жизни чисто символически связываются такие символы, как цепь, колонна, трон, обелиск, лестница, которыми описываются многие аспекты мира. Древо Жизни является зеркалом, в котором отражается всё происходящее как в невидимом, так и видимом мире. Будь то человек или мир богов.

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Ирина Дейнеко | Авторская кукла Ирина Дейнеко – художник авторской куклы из Санкт-Петербурга. Мн.

Художественная роспись стены Видео — Подготовительный рисунок Художественная роспис.

Художественная роспись стены Видео — Перенос подготовительного рисунка на стену Худ.

Холодный фарфор из картофельного крахмала. Мастер-класс Автор Оля Соколова .

Кекс по- быстрому. Нравятся мне такие рецепты. Этот кекс готовится по-быстрому из самых просты.

Метки

Рубрики

  • fotoshop (211)
  • уроки (35)
  • валяние (9)
  • а-Интерессные альбомы (2)
  • (0)
  • батик (16)
  • бисер (9)
  • бумага (511)
  • плетение из газет (135)
  • видео (102)
  • восточные танцы (8)
  • вышивка (123)
  • вязание (930)
  • крючком (195)
  • спицами (397)
  • гипс (92)
  • декор бутылок (94)
  • дети (958)
  • азбука (17)
  • видео-обучалки (4)
  • воспитание (15)
  • детки (6)
  • карточки (64)
  • логопедия (21)
  • медицина (3)
  • музыка (7)
  • мягкие книжки (95)
  • Новый год (35)
  • поделки (124)
  • развивашки (145)
  • рисовалки (53)
  • ссылки (51)
  • стишки (10)
  • сценарии (17)
  • читалки (27)
  • мульт (29)
  • для здоровья (139)
  • живопись,графика (495)
  • иллюстрации (8)
  • ретро-автомобили (14)
  • забавные игры (14)
  • идейки для интерьера (321)
  • интересные факты (191)
  • книги по рисунку (15)
  • куклы (226)
  • ссылки (2)
  • кулинария (395)
  • лепка (соленое тесто,полимерная глина,фарфор. ) (495)
  • цветы (12)
  • мастер-класс (665)
  • дача (26)
  • Марат Ка (2)
  • мыловарение (21)
  • ремонт (12)
  • мебель (162)
  • МОЕ))) (14)
  • мужчина и женщина (55)
  • музыка (59)
  • пластиковая бутылка (78)
  • роспись (477)
  • «Point-to-point» (30)
  • узоры ковки (1)
  • декоративка (23)
  • иммитации (48)
  • камней (10)
  • капли (7)
  • китайская (2)
  • кукол (4)
  • любопытно (12)
  • на асфальте (3)
  • рисунки (4)
  • стены (43)
  • текстиль (14)
  • трафареты (12)
  • узоры (8)
  • фигурок животных (6)
  • цветоведение (1)
  • САМОУЧИТЕЛЬ (4)
  • системы хранения (86)
  • ссылки и скачка (281)
  • стекло (47)
  • стихи (27)
  • сумки (88)
  • тополинный пух (4)
  • уход за собой (357)
  • прически (6)
  • украшения (120)
  • фарфор (171)
  • фото (49)
  • цветы,животные-фото (180)
  • шитье (1261)
  • игрушки (432)
  • одежда и мебель для кукол (22)
  • кофеюшки (11)
  • текстильные куклы (10)
  • мягкая игруха (2)
  • тряпиенсы (2)
  • очаровахи (1)
  • лоскутки (172)
  • подушки (90)
  • цветы из ткани (188)
  • энциклопедия ЛиРу (29)
  • юмор (58)
  • юридическая консультация (5)

Ссылки

Я — фотограф

МОЕ)))Слоняша

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Дерево Жизни в различных культурах

Понедельник, 04 Июля 2011 г. 16:46 + в цитатник

Дерево Жизни

Деда-еу
Дерево Жизни

Дерево Жизни в различных культурах

Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения — с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.

Корни Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, его соки — это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи, человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры, видоизменясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл: центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия.
Незаконные рубки убивает больше, чем просто деревья

Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса. Все существующие естественные формы являются воплощением тех первопринципов и процессов, которые создали и поддерживают их. Эти принципы и процессы можно выразить математически. Геометрия организации естественных форм, которая является врожденной частью природы, может быть воспроизведена через понятие «тор». Чтобы увидеть в нем мандалу (на санскрите «мандала» означает: круг, диск, шар, орбита, кольцо, окружность, колесо), нужно смотреть на тор так, чтобы его ось располагалась по горизонтальной оси смотрящего. Чтобы увидеть мандалу как дерево, нужно созерцать ее сбоку так, чтобы ось тора располагалась вертикально. И дерево, и мандала отображают Вселенную. Если мандала сопрягает мир центром, то дерево — вертикалью. Однако, это образы не предметных, а ментальных структур. Дерево Жизни отражает порядок верхних и нижних миров, но не дает ориентации в горизонтальной плоскости. В мандале же, напротив, отсутствует вертикальное измерение пространства — Небо погружается в Землю не только центром мандалы, но и всеми точками ее плоскости.

В древности знали, что структурный принцип организации и человека, и дерева — тот же — человеческое существо состоит из бесчисленного множества нитей света, собранных в форме светящегося яйца или кокона, а его центральная, «стволовая», плотная часть соответствует физическому телу человека.

Люди древности верили, что деревья владеют великой мудростью и что человек, тонко чувствующий душу дерева, может многому у него научиться. Во многих культурах человек-дерево — это тот, кто осознал свою целостность, обрел мудрость, ясное и чистое видение истинной картины мира. У многих народов дерево считалось существом женского пола. Женщина-дерево, например, у даосов — это ум, это — мироощущение, в котором она едина со своим мужчиной. Даже если ей не по нраву какие-то его привычки.

Некогда считали, что человек и дерево могут быть подобны сообщающимся сосудам – все, что происходит с одним, может отражаться на другом. Предания и легенды многих народов рассказывают, как дерево могло стать другом, «братом-близнецом» человека: оно «впитывало» и отражало его душу, все хорошее и плохое, чего даже сам человек о себе не подозревал. Наблюдая за «деревом-близнецом» в важнейшие моменты жизни человека, судили о том, верный ли шаг он сделал и как дальше будет развиваться его судьба.

Свое Древо Жизни имел каждый древний народ

Древо Бодхи — Мировое Древо буддистов. Именно под этим деревом на Шакьямуни снизошло просветление (бодхи) и он стал Буддой. Дерево Бодхи — один из важнейших буддийских символов, атрибут всех будд во всех мирах. Слово «бодхи» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни достиг духовного просветления: «дерево бодхи» (bodhivrksa), «сидение бодхи» (bodhimanda), «почва бодхи» (bodhitala) и др. Все буддийские направления признают семь основных характеристик бодхи, так называемых «членов бодхи» (bodhyanga): раздумчивость, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость.

Иггдрасиль является Древом Жизни древних скандинавов. Иггдрасиль вечно свеж и зелен, так как три сестры, имена которых Прошлое, Настоящее и Будущее, ежедневно поливают его водами жизни. В ветвях священного Древа живет орел, золотая птица, владеющая сокровенной Мудростью. Боги собираются у подножия Иггдрасиля, чтобы решать судьбу миров. Во время великих космических потрясений, когда умирает старая Вселенная, Иггдрасиль выдерживает все испытания и не умирает вместе со всеми, чтобы сохранилось зерно для рождения новой, молодой Вселенной.

Ассирийское Древо Жизни Ашера — колонна с семью ветвями на каждой стороне, увенчанная шарообразным цветком с тремя исходящими лучами.

Древо Жизни в Древнем Китае Киен-Му, растущее в центре мира, — это одновременно и лестница, по которой поднимаются и опускаются не только Солнце и Луна, но также владыки и мудрецы — те, на кого возложена миссия вестников, посредников между Небом и Землей.

В исламе корни Древа Жизни и Счастья достигают самой высокой небесной сферы, а его ветви простираются над землей и под ней.

Космическое Древо в традициях Каббалы состоит из 10 сефирот, 10 «лучей», качеств, атрибутов или принципов Высшего Бога, никогда не умирающего и не рождающегося, не имеющего ни начала, ни конца, содержащего внутри себя все сотворенное. Его называли Эйн Соф Аур, или Беспредельный Свет. Правая колонна, символизирующая активный, мужской принцип, называется колонной Милосердия, левая, символизирующая пассивный, женский принцип, — колонна Строгости, центральная колонна, создающая равновесие, называется Небесный путь.

Образы близкие Древу Жизни или Мировому Древу: ось мира, мировая гора, мировое яйцо, мировой столп, пуп земли, мировой человек (первочеловек, первое антропоморфное существо, а не собственно, человек). Символически с Древом Жизни связаны символы колонны, обелиска, трона, лестницы, цепи, использующиеся в описании тех или иных аспектов мира.

Композиция многих древних памятников — курганов, ступ, икон, рельефов — отражает мифологическое представление о трехчастности вертикальной оси мира (oysia греч. – сущность). Известно, что в древних курганах осевой столб имел большее значение, чем сам земляной холм, который лишь закрывал его. Колонна выступала как мировая ось, как высшая связь между человеческим и божественным мирами, как канал, через который на Землю передавался космический порядок. Осевой столб ступы также можно рассматривать как измененную форму Древа Жизни. Во многих древних ступах осевой столб поднимался над ступой как дерево с листвой, напоминающей зонтики. Примечательно, что осевой столб не нес физической нагрузки, назначение его было религиозным. Представление об подобии микрокосма и макрокосма, человека и вселенной, позволило в священных изображениях, архитектурных сооружениях символически передать принципы космологии, рассматриваемой психологически.

Такой глобальный символ, как Древо Жизни (и все его разновидности), – иерархичен и многослоен. Его можно рассматривать в разных плоскостях – и все будет правда. При условии, если не забывать о всей его целостности. Он может быть для кого-то только метафорой — и тогда правомерно даже говорить о вкушении плода с Древа. Но если убрать все культурно-национально-социальные напластования, то останется суть: Древо Жизни – это структурный принцип организации Пространства-Времени. И это, действительно, уже за нашими представлениями, мыслями, верованиями.

Когда, к примеру, в китайской системе элементов мы видим: огонь, вода, земля, воздух. и дерево – это не о том дереве, по которому можно в случае чего постучать, – это о принципе организации всех вышеперечисленных элементов в этой Вселенной.

Думаю, что многие лично знакомы с ситуацией, когда после медитации пытаешься описать, что происходило: ну, это было похоже на. – и приводишь знакомую реалию, чтобы описать то, что трудно поддается описанию, ибо принадлежит нефизической реальности. А потому дерево, конкретное дерево, растущее под вашим окном, — это самый близкий объект нашего физического мира для подобной аналогии, который может дать понятное нам представление о структуре и форме явления, о котором мы ведем речь. Именно дерево, как объект земной природы, явилось самым адекватным символом, точно передающим суть жизнеорганизующего порядка и отражающим один из первичных принципов устройства мирозданья и всех его составляющих.

Дерево считалось зеркалом происходящего в видимой и невидимой природе — и в мире богов, и в мире человека. Вглядитесь в него и вы.

Читайте также:  Avp 2 не работает зрение чужого

Дерево как образ человека

Попробуйте представить себе какое-нибудь дерево.

Что это за дерево? Какого оно размера? Есть ли у него крона? Где оно находится? Что его окружает? Как себя чувствует это дерево? Чего ему не хватает? Что бы ему хотелось?

Отвечая на подобные вопросы, мы в глубине души начинаем задумываться о себе, о том, что с нами происходит в жизни или о том, что происходит или происходило со значимым для нас человеком. Дерево оказывается удобным образом для отражения нашего внутреннего состояния и переживаний. Во-первых, любой акт творчества связан с отражением личности того, кто творит. Представление и рисование дерева не является здесь исключением. Никто другой не представит дерево в точности так, как представите его вы, и в этом будет отражена уникальность вас как личности, как человека. Во-вторых, образ дерева всегда был и остаётся тесно связанным с человеком. Давайте об этом поговорим подробнее.

Деревья появились на нашей планете давно, задолго до появления человека. Деревья тоже сталкиваются с такими событиями как появление на свет, развитие, размножение, увядание, смерть. Глядя на дерево, мы можем предположить, с какими трудностями оно сталкивалось в процессе своего развития, и эти трудности нам понятны, ведь мы их можем сопоставить с событиями нашей жизни. Мы знаем, как выглядят деревья, которым всего хватает для их развития, мы знаем, как выглядят деревья, растущие в суровых условиях, мы знаем, как они выглядят при постоянном уходе садовника и т.д. Все эти состояния деревьев мы можем сопоставить с ситуацией, в которой мы сами находимся.

Если посмотреть на дерево с позиции культурологи, если говорить о символике дерева, то она уходит в глубокую древность, когда на смену горизонтальной картине мира пришла вертикальная. Если сказать обобщённо, то горизонтальная картина предполагала «Я живу здесь, а смерть находится там, за рекой». Новая, вертикальная, картина мира предполагала разделение мира на 3 части: подземный уровень (уровень духов и предков), земной уровень (где живёт человек) и небесный уровень (где живут божества). Главным символом такой картины мира стало мировое древо, которое собой и соединяло все его части. Корнями оно уходило в подземный уровень, затем проходило через земной и ветвями доходило до небесного слоя. Такое дерево считалось центром и основой мира. Эта символика была проявлена во всех древних культурах и традициях — арабской, австралийской, индийской, египетской, шумеро-семитской и других. Разные народы относили мировое древо к разным видам: у русских это была берёза, у народов Мексики – агава, у немцев – дуб, у скандинавов – ясень, у алтайцев – тополь.

Постепенно эта символика дерева начала меняться, но всегда оставалась связанной с человеком и миром, в котором он живёт. Например, было верование, что человек и дерево взаимно связаны. То, что происходит с человеком, отражается на дереве, а то, что происходит с деревом, отражается на человеке. Дерево становится «братом-близнецом» человека и, внимательно наблюдая за своим деревом, человек может больше понять о себе и своей внутренней жизни [1]. Иногда символизм дерева связывается с мужским началом, иногда с женским, а иногда изображаются два дерева, соединённых одной веткой, из которой растёт побег, что можно трактовать как единство взаимодополняющих начал мужского и женского [2].

Образ дерева тесно связан со временем, жизнью и нашим положением в истории рода. Когда мы хотим показать наш род, мы составляем генеалогическое древо. Примечательно, что есть разные традиции для составления такого древа: оно может быть изображено как в перевёрнутом виде, так и в обычном положении. Это связано с религиозными представлениями [3].

Иногда образ дерева связывается с конкретными людьми (например, с христианским святым проповедником и миссионером Кентигерном из Шотландии) или с конкретными богами: берёза – символ богини Нертус, дуб – Зевса (Юпитера), кедр – Осириса, Пальма – Аполлона и т.д.

Символика дерева имеет и более широкое значение. Дерево может символизировать рост, развитие, жизнь, возрождение и бессмертие. В древнекитайской традиции, в частности в традиционной китайской медицине, большое значение предаётся взаимодействию пяти первоэлементов (стихий): дерева, огня, почвы, металла и воды (цикл «У-Син»). Через взаимодействие этих стихий описывался окружающий мир и циклы времени, например, характеристикой весны, утра, зарождения является стихия дерева. Внутренние органы человека делятся в соответствии с этими стихиями и взаимодействуют между собой в соответствии с ними. Дереву, например, соответствуют печень, желчный пузырь, глаза, мышцы [4]. Так же символика дерева тесно связана с космосом и движением космических тел, в первую очередь, с солнцем и луной, движение которых всегда было тесно связано с человеком. В древних культах деревья являлись воплощением плодородной Матери-Земли. Так же символика дерева тесно связана с символикой креста и символикой горы.

Получается, образ дерева в культуре и психологии часто связывается с человеком и его жизнью. Наверное, поэтому этот образ нередко используется людьми для того, чтобы донести до других особенности своего состояния.

Вот как описывает своё состояние Андре Трокме (пастор, благодаря действиям которого во время второй мировой войны были спасены тысячи евреев):

Даже сегодня я ношу в себе смерть, смерть своего сына, я подобен надрубленной сосне без верхушки. Отрубленные верхушки у сосен больше не отрастают. Они так и остаются изувеченные, искореженные.
Зато они становятся более сильными, именно это со мной и происходит [5].

Метафора дерева как образа человека часто встречается в пословицах и поговорках:

Дерево дереву рознь

Не от добра дерево листья роняет

Как дерево ни гни, оно все вверх растет

Метафора дерева и человека встречается и в песнях:

…Мне с ним радостно, мне с ним больно.
Мне кажется, что это мой мир,
Мне кажется, что это мой сын.
Я посадил дерево, я посадил дерево,
Я посадил дерево, я посадил дерево.
(Виктор Цой, группа Кино)

И не только в русскоязычных песнях:

…No one I think is in my tree
I mean it must be high or low… (THE BEATLES
«Strawberry Fields Forever»)

Дерево является очень удобным образом для проекции своих переживаний. Для использования этой метафоры не нужно иметь какое-то специальное образование. Она универсальна и доступна всем.

Давайте снова вернёмся к тому дереву, которое вы представляли. Представьте это дерево заново.

Попробуйте сейчас его представить во всех красках. Какого оно размера? Это хвойное или лиственное дерево? Есть ли на нём крона? Какой толщины ствол? Где находится это дерево? Что его окружает? Какая погода? Всего ли хватает этому дереву? Подумайте обо всех этих деталях, а затем нарисуйте его.

Посмотрите на свой рисунок.

Что вы чувствуете, когда смотрите на него? О чём он для вас говорит? Удалось ли вам что-то понять о себе и своей жизненной ситуации?

Такой способ является хорошей возможностью получить взгляд на себя и свою жизнь «со стороны», осознать, что сейчас происходит с вами, с вашей жизнью. Если говорить об изменениях, то они возможны только при условии принятия того, что есть, и рисунок дерева в этом является хорошей помощью, — он наглядно отражает текущее состояние.

Буду рад, если вы поделитесь своими рисунками со мной (email: romanlevikin@gmail.com). Мы с вами можем побеседовать о вашем рисунке.

Обратите внимание, в комментариях к этому сообщению размещён рисунок дерева. Вы можете помочь его автору поделившись с ним своими чувствами, которые у вас возникают глядя на рисунок

Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии ссылки на мой сайт (http://helpmenow.ru/)

  1. «Язык символов. Сборник статей». Litres, 2013.
  2. «Словарь символов», 2000
  3. Трессидер Джек «Словарь символов»
  4. «Хуан-Ди нэй-цзин» в переводе на русский язык Б.Б. Виногродского «Трактат Жёлтого императора о внутреннем».
  5. Малкольм Гладуэлл «Давид и Голиаф», стр 235.

Анонимно
Я представила себе березу высокую тонкую без листьев, ранней зимой во время ветра, она растет около глухого забора наших соседей с одной стороны, а с другой — возле нее ветхий двухэтажный дом (как там еще люди живут?), и много всякого хлама вокруг — сараи, доски, выброшенные вещи. Не очень приглядная картина, но я представила себе именно эту березу. Когда я прочитала о частях дерева (корни, крона, верхушка) я, то я подумала о нас с сестрой, и мне представилось дерево: растет оно на поле с перелесками, от одного корня растут два ствола: один — это та березка, которая описана выше — без листьев на ветру зимой, другой березка зеленая и ветер вокруг нее теплый летний.

Роман
Очень интересный у вас образ

Роман
Друзья! Я получил рисунок от человека, который, как и вы, прочитал эту статью и представил дерево. Вот рисунок (щёлкните по нему для увеличения):

Давайте поможем автору рисунка. Для этого нужно, чтобы вы поделились своими чувствами, которые у вас возникают, когда вы смотрите на этот рисунок. Расскажите о них в форме для комментариев к этой статье, а автор рисунка сможет узнать, какие чувства возникают у людей, когда они смотрят на его рисунок. Иногда сравнение своих чувств и переживаний с чувствами других бывает очень плодотворным. Часто это помогает шире, с разных сторон посмотреть на происходящее.

Тата
Добрый день!
Глядя на это дерево я чувствую мощь. Былую мощь.
Вижу активность, чувствительность.
И усталость от все доступности.
требуется отдохнуть и, возможно, зализать раны.

Анонимно
При взгляде на этот рисунок дерева чувства странное… во первых, оно непропорциональное — крона очень большая и скрывает почти всё дерево ( как будто человек прячется за маской) . Качели как воспоминание о детстве, которое ещё не закончилось? Ощущение, что всё спрятано внутри под кроной. Думаю, у человека сложный внутренний мир, но он хочет казаться окружающим проще. И ещё , радости и лёгкости не хватает.

Анонимно
Похоже на картину Эдварда Мунка «Крик»

Анонимно
Я представила себе цветущее персиковое дерево рядом с железной дорогой . Атмосфера вокруг него тихая и спокойная , с него падают лепестки . После чего к дереву подошёл человек в сером пальто , немного постоял , ушел . Дальше небо посерело и подул ветер , много лепестков полетело по направлению ветра .

Анонимно
Добрый день, я представила себе образ дерева, стоящего на краю каньона. Оно растет над небольшой ямой, в которую свисают часть корней. Это темное время суток, такая ночь, как на юге, синечерное небо и звезды светят. На фоне кроны дерева вьются летучие мыши. Если подойти к дереву, то откроется вид на город в каньоне, сам город мне не представился четким, вижу только свет фонарей и огоньков ( как если бы при зрении минус три вы бы ехали без очков и смотрели на вид находящегося вдалеке поселения). От города ощущения чего то родного. Дерево крепко сидит на месте, ствол сантиметров 50 в диаметре. Лиственное, листья темно темно зеленого цвета. Ощущения от дерева тревожные.

Административная контрольная работа По литературному чтению 4 класс Учитель: Телепнева С.В.

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Административная контрольная работа

По литературному чтению

Учитель: Телепнева С.В.

Что создал бог Сварог

Всесильный бог Сварог по прозванью Небесный создал три царства-Небеса. Землю. Подземный мир.

Небеса разделил он два неба. Первое небо-владения самого Сварога. Там хранятся запасы всей воды земной. Второе небо-твёрдый синий купол. который опирается на края Земли.

Вздумал Сварог напоить Землю, наполнить водой моря синие, реки быстрые. Ключи чистые. Превратил он облака летучие в быстрокрылых птиц и повелел им разносить воду в русла рек и впадины морей. Ожила, зацвела Земля.

А неутомимый бог Сварог сотворил ещё и прекрасную заоблачную страну Ирий-сад. И растёт там Древо жизни, соединяющее небо, землю и под-земный мир. Корни его уходят глубоко в подземное царство, где обитают предки наши.

Выросло Древо жизни из семени железного дуба, в котором заключены все земные стихии-вода. Огоны и воздух.

Ствол стремится к небу. Роятся в дупле пчёлы, что собирают медовую влагу-росу утреннюю и вечернюю. А крона Древа жизни упирается в небо. Гнездятся там птицы разные-и сокол быстрый. И соловей голосистый, и Див, что ведает судьбу человеческую.

Читайте также:  Как быть на море с плохим зрением

С одной строны могучего дерева восходит солнце красное, а с другой-светит месяц ясный. Живут в пышной кроне четыре ветра. Ветры Восточный и Полуденный, Западный и Полуночный приносят на землю четыре времени года-весну, лето, осень и зиму.

Окружил СМварог прекрасную страну Ирий-сад необъятный водой. Что зовётся Океан-море. Ни выпить его, ни вычерпать, ни переплыть, потому что все реки в него вливаются, все моря собираются. И живут в синем Океан-море чудо-юдо рыба кит, и русалки зеленовласые, и царь Морской и вояной с клюкой.

В самой серёдке Океан-моря лежит остров Буян. Устал могучий бог Сварог и удалился на этот остров под дуб высокий, Древо жизни. Отдыхает древний бог, седой, словно окутанный метелью. Разметались облачные кудри, белым-бела борода.

Как в этом тексте представлено устройство мироздания: делится ли оно на Верхний, Средний, Нижний миры? ДА или НЕТ? Обведи нужное. Если Да, подчерки строчки. Подтверждающие твой ответ. Одной чертой.

Голубым карандашом обведи те строчки. В которых говорится о Верхнем мире, жёлтым-строчки, описывающие Средний мир. А простым карандашом-строчки, рассказывающие о Нижнем мире.

Из каких строчек видно, как соединены все три мира между собой? Подчеркни эти строчки волнистой линией. Какие существа представляют Верхний мир? Напиши: ______________________________________________________________________________________

Какие существа представляют Нижний мир? Напиши: _______________________________________

Найди строчки, из которых что в Древе жизни объединено всё. Что определяет жизнь природы и людей: а) природные стихии. б) стороны света, в) времена года г) времена суток. Закрась нужные слова и выражения жёлтым карандашом и поставь напротив на полях соответствующую букву. Дерево какой породы представляет Древо жизни в этом сказании? Напиши: ________________________________________________________

Из каких строчек понятно, что Древо жизни находится в центре мира? Подчеркни эти строчки пунктиром. Как с точки зрения древних представлений о мире можно по-другому назвать Древо жизни? Напиши: ________________________________________________________________________

Если затрудняешься, посмотри в учебнике. Какие деревья чаще всего являются волшебными в русских народных сказках. В легендах и сказках других народов? Напиши: __________________________________________________________________________________

Из каких строчек видно, что Сварог в славянских легендах не только создал мир (небо. Землю реки, моря и др.). но и сам является частью природы? Закрась эти строчки голубым карандашом.

Мировое дерево в легендах и мифах

Мировое древо — важный символ мировоззрения разных народов в древности. Но его образ может рассматриваться и как элемент неязыческих религий. В данной статье мы попробуем проследить этапы и особенности формирования этого важного культурологического символа и значение образа в формировании представлений о мире в каждый исторический этап его существования.

Мировое дерево разных народов как фундамент культур

Условный характер искусства уже с самой эпохи первобытности предполагает отражение представлений о мироздании и об организации миропорядка в произведениях фольклора и литературы, живописи и скульптуры, архитектуры, танцевального и театрального искусства и др. Ключевым образом, объединившим в себе эти представления, является мировое древо.

Оно выражает идею организации Космоса как культурологического понятия Хаосу как символу нерегулярности, неорганизованности, неструктурированности. Почти все мифологии древних народов объединяются наличием мирового древа как центрального, цементирующего символа. Во многом представления о нем у различных этносов были схожими, но и ярко отличались друг от друга, что, несомненно, было обусловлено особенностями их обитания и развития. Именно мировое дерево символизирует гармонию Вселенной, являясь ее центральной осью, стержнем, соединившим воедино мир подземный, земной и небесный.

Структура и символика

Как и обычное дерево, мировое дерево в мифологии имеет три основные части: крону, ствол и корни. Крона символизирует Царство Небесное, ствол — Царство Земное, корни — Подземное Царство душ умерших.

Можно рассматривать части мирового древа и через ассоциации с временем суток: крона — ночь, ствол — день, корни — утро. С позиции прошлого (корни), настоящего (ствол) и будущего (крона). С природными стихиями: землей (корни), водой (ствол), огнем (крона). С поколениями людей: предки (корни), ныне живущие (ствол), потомки (крона). Строением человеческого тела (ноги, туловище, голова) и строением храма (фундамент, «тело», купол).

Триединство мироздания, получив свои основы в язычестве, нашло продолжение в сказках (одно из сказочных чисел — 3: три брата, три попытки, три испытания и т.д.) и даже в христианской религии (триединая сущность Бога — Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой).

Зачастую с каждой из частей Мирового Древа связаны разные живые существа, населяющие Землю:

  • ствол: копытные (олени, лоси, коровы, лошади, козел и т.д.);
  • крона: птицы, живущие в листве;
  • корни: земноводные (лягушки, тритоны, саламандры и т.д.) и пресмыкающиеся (змеи, ящерицы, черепахи, крокодилы и т.д.)

В мифологии древних египтян

Одним из наиболее распространенных вариантов мифологического представления о мире древних египтян считается модель, описанная в мифе о Нут и Гебе. Суть мифа сводится к тому, что брат и муж Геб — бог Земли, а его сестра и жена Нут — богиня Неба, оба — дети еще одной небесной пары — Шу (бога Ветра) и Тефнут (богини Влаги), породив первых детей-звезд, породили и проблему, которая до сих пор является одной из главных в семейных отношениях — как воспитывать детей? Однако, в данном случае, речь шла не о воспитании: каждое утро Нут проглатывала звезды, «как свинья проглатывает своих поросят», а ночью вновь выпускала на небо.

Ссоры между супругами грозили крахом всему Мирозданью, и Нут обратилась за помощью к отцу — Шу. Тот встал между Гебом и Нут и развел их, разделив. По воле богов Геб и Нут больше не могли иметь детей. Таково было наказанье. Именно эта часть представлений о мире легла в основу представлений и о его Модели, которая по сути и является образом мирового дерева, где Нут изображается стоящей на мостике женщиной со звездами на боку, опирающейся пальцами стоп и кистей на края Земли. Бог Земли же — Геб изображен в облике мужчины, лежащего на Земле. Между ними стоит Шу, который стопами опирается на Геба, а руками поддерживает Нут. В таком варианте Нут символизируется с кроной, Шу — со стволом, а Геб — с корнями мирового древа.

Модель мира древних египтян

Вторым вариантом древнеегипетской модели мира можно считать триединство Нила — главного египетского божества. По мифологии египтян Нил был Небесный, Земной и Подземный. Здесь мы обратимся к представлениям о смене частей суток в древнеегипетской мифологии. Так, в течение светлого дня по Небесному Нилу плывет дневная ладья Амон-Ра — Манджет, в которой сидит и его дневная свита, среди богов присутствует Исида — богиня плодородия и жена Осириса. На берегах Земного Нила живут и трудятся земледельцы. А вот территория Подземного Нила — территория Подземного царства душ умерших Дуат. Она имеет вход через Врата Закатного Горизонта. Сюда вплывает ночная свита Амон-Ра на ночной ладье Масектет. По дороге к выходу из последних Ворот на рассвете барка должна преодолеть множество ловушек и открыть еще десять врат. Именно для этого у Амон-Ра ключ жизни анх.

Что касается животного мира, связанного с частями мирового древа, то именно в этом его варианте они использованы: Амон-Ра изображается с головою Сокола, управитель Дуат — Анубис имеет голову шакала, питающегося падалью, а главный страж всего царства Дуат — змей Апоп. Именно с ним, чтобы начался новый день, перед последними вратами сражается Амон-Ра в облике Кота.

Золотое древо древних египтян

Есть и третья версия образа древнеегипетского мирового древа — огромное золотое дерево Сикимора или Сикомор (по разным версиям платан или фиговое), которое упирается кроною в Небо, где живет богиня Нут и наслаждается созерцанием растущих в его кроне драгоценных камней. Там же обитает и птица Феникс, которая сбивает живительную росу с кроны и дает жизнь всему земному. А вот корнями этого древа является гробница с покоящимся в ней телом убитого Сетом Осириса. Древо будто бы проросло сквозь нее.

Мировое древо в мифологии Месопотамии

Один из вариантов образа мирового дерева в мифологии представлен в древнешумерском эпосе о Гильгамеше. Именно здесь мы встречаем его традиционное древовидное изображение и сталкиваемся с существами, населявшими части: в кроне — птица Анзуд, на стволе — дева Лилий, в корнях — змея.

Мировое дерево из мифологии Древней Месопотамии отождествляется с мифологической горой Кур, с глиняным основанием и оловянной вершиной. Она стоит на богине Земли Ки, а на ее вершине размещается бог Неба Ан. А подземным царством управляет Нергал.

Мировое древо в Скандинавии

В культуре древнегерманских и скандинавских народов мировое древо также используется в его привычном облике — дерева. Крону его осеняют солнечные знаки, а корни охраняют ладья и чудовище. Такое изображение скандинавского мирового дерева мы можем увидеть на древнем германском камне.

А вот в старинных скандинавских сагах и эпических произведениям «Старшая Эдда» и «Большая Эдда», встречается его другой образ — тоже древесного порядка. Ясень Иггдрасиль. Он пророс сквозь десять миров, на которые делится Вселенная от Подземного царства, охраняемого страшным Драконом, грызущим трупы, и до Небесного царства. У ствола из корней бьет источник Мудрости. Его, как и ствол дерева, охраняют три богини судьбы — Норны.

Но есть и совершенно иное представление: мировым древом вполне может считаться и великан Имир — первое существо, возникшее в Бездне. Когда его убили боги, его голова стала Небом, кости — Горами, а тело — Землею.

Славянская мифология

Скандинавы избрали как ось мироустройства ясень, а вот славяне — могучий дуб. И это вполне понятно. Кроме схожести с образом древнерусского витязя-богатыря, дуб был еще и объектом, важным для наших предков с сакральной точки зрения: возле него совершали казни, жертвоприношения, вершили суд. Дуб был и целителем народным. До сих пор в русской бане дубовый веник — символ здоровья.

Вот как представлено мировое дерево в славянской мифологии: плодоносящая золотая крона дуба охватывает своими ветвями «рай» — мир Небесный, и благоухает, источая божественный аромат. У самого начала ствола истекают 12 источников меда и молока как живительной силы Природы, возможно, аналог «живой воды» в фольклоре. Именно из них черпает силы Человек как существо, созвучное стволу дуба.

Есть версия, что дуб этот находится на недосягаемом острове Буяне в океане. В его кроне живут боги, к стволу прикован бес, а в яме у корней обитают демоны и змея Шкурупея.

В другом варианте мирового дерева у славян в ветвях дуба гнездится соловей, в стволе в дупле живут пчелы, а возле корней в норке — горностай.

Образ мирового дерева как ось мироздания отражается и в сказках разных народов. Чаще всего сюжет их был связан с произрастанием посаженного чудо-дерева или растения бобовых, которое своею вершиной уходило в небеса, к бонам, а герой, добравшийся до его вершины получал подарки и исполнение желаний. Вспомним, например, английскую сказку «Джек и бобовый стебель», где бедный мальчик Джек выменяв у старичка на корову пять бобовых зернышек, по выросшему за ночь стеблю забрался на небеса, где жил людоед, и утащил у него мешок золота, золотую курочку и золотую арфу. В результате семья Джека стала жить в достатке. В этом и вся суть сказок о мировом дереве — торжество добра над злом.

В эпосе народа саха (Якутия) мировое древо представлено как Аак Луул Мас — дерево с высоко поднятыми ветвями. Посмотрите на фото мирового дерева, представленное ниже.

Оно держит три мира: Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем мире живут светлые боги — айыы, а в Нижнем — темные, абаасы. На самом верхнем небе восседает главный бог Юунг Аар Тойон. Хозяйкой древа считается богиня земли Аан Алахчин Хотун, которая поит Срединного Богатыря молоком из ствола древа.

Мировое древо в культуре древних цивилизаций Центральной Америки

Особенно интересно то, как выглядит мировое дерево в культурах коренных жителей Америки. Так, майя представляли его себе растущим в самом центре мира: ствол подобен бочке, на стволе и ветвях густо растут острые шипы. Часто и жертвенник племени майя был сделан в форме такого дерева.

Читайте также:  Виды лексики с точки зрения сферы употребления

А вот ацтеки представляли себе мироздание состоящим из 13 небес и 9 подземных миров. Все части были соединены пятью вертикальными осями. Самой главной считалась центральная ось — срединное древо. Но по сторонам света растут еще четыре древа: красное (восток), черное (запад), белое (север), желтое (юг). В их кронах живут боги-духи Природы: чаки (дождя), павахуны (ветра), бакабы (держатели неба). Они правят поочередно по одному году.

Различные народы

Ниже поговорим о представлении мирового дерева в культуре разных народов. Финикийцы представляли себе мировое древо в образе гигантского Шатра, свод которого поддерживается огромным деревом. А макушка Шатра упирается в самое Небо.

У древних китайцев мировое древо представлялось в виде шелковицы. В ее кроне жил Петух и десять золотых трехпалых воронов-Солнц. В кроне вместо плодов блестели звезды. Это древо росло на самом краю Поднебесной. А вот другое дерево — Сюнь, упоминаемое в их мифах, точного описания не имеет. Представляют китайцы такое древо и как Хлебное дерево, которое растет на горе Куньлунь. У его корней бьют живительные источники. По стволу можно добраться на Небо, где обитают боги, а можно спуститься в Подземный мир.

А в индуистской религии возможно обратиться к такому образу, отображающему суть мирового древа, как богиня Ганга, которая раньше жила в божественных чертогах на небе, но по просьбе чистого от грехов царя Бхатарахьи, вставшем скалою, слилась водопадом на земля, разбиваясь об его голову на части. Наполнив осушенный отшельником Агастьей мировой океан ради победы богов над злыми демонами асурами, она дала жизнь всему на Земле и проникла в подземное царство. Таким образом, можно и гору с водопадом рассматривать как мировое древо. Тем более что в прочих культурах часто дерево вырастает на горе.

В мифах древней Индии предлагается версия, что после победы асуров над богами в их последней битве, боги опустились под землю пахать «изначальный» океан в поисках источника вечной жизни, но нашли ось мироздания — древо Париджата, которое позже бог Индра выкопает и посадит в своем райском саду. У этого древа была золотая кора и медного цвета молодые листочки, ароматные цветы и плоды.

Хтонические существа как модель мирового древа

Сначала необходимо разобраться в самом понятии, которое имеет отношение к древнеязыческой мифологии. Хтоническими в ней являлись ужасные чудовища — порождения божеств первых, изначальных поколений (Гея и ее злое потомство — у греков, Тиамат — у аккадцев и вавилонян и др.) Но прежде всего такие существа — особенность древнегреческого мифотворчества.

Главной характеристикой этих персонажей является синтез во внешнем облике частей тела нескольких животных. А олицетворением — Зло, как мировое проявление и месть, и жесткост, как его инструмент.

Так, хорошо известная Эхидна — синтез женщины и змеи. В данном случае змеиная ее часть символизирует Подземный мир, женское туловище и голова — мир Земной, а божественное происхождение — Небесный.

Эхидна была матерью не менее колоритных персонажей — хранителей Аида многоголовых огнедышащих псов Орфа и Цербера. Так, Цербер представлял собою трехголового пса, на шеях которого извивались вместо шерсти змеи, а на конце хвоста была голова дракона. В данном синтезе змеиные и драконьи элементы олицетворяют Аид, собачье туловище и головы — Земной мир, божественное начало — Небесный мир. Однако поскольку отношения к созданию таких существ ни Уран-Небо, ни боги, обитающие в мире небесном, не имели, то трактовка последней составляющей спорна.

И еще один греческий персонаж, также порождение Эхидны и Тифона, — Химера. Ее облик сочетает в себе туловище козы — олицетворение мира Земного, хвост змеи — мир Подземный, шея и голова льва — солярный символ, связанный с поклонением Солнцу, а значит, может быть соотнесен с миром Небесным.

В египетской мифологии приходит на ум образ страшного чудовища Амамат, которому в преддверии чертога Осириса в Дуате в ходе обряда взвешивания бросали на съедение сердце солгавшего грешника. Этот персонаж соединил в себе элементы крокодила (Подземный мир), бегемота (Земной мир) и льва (Небесный мир). Он является олицетворением расплаты за грехи.

Храмы и погребальные сооружения

Кажется возможным рассматривание храмов в качестве модели мирового древа. Развитие внутреннего пространства храма (как языческого, так и православного) происходит с запада (Подземный мир) на восток (мир Божественный), и снизу вверх. В качестве примеров первого можно привести наземные храмовые комплексы Луксора и Карнака, полускальный храм царицы Хатшепсут, скальный Абу Симбел, православные и католические храмы. В качестве примеров второго — зиккураты Месопотамии, пирамиды инков, майя, ацтеков, православные храмы.

Аналогично снизу вверх происходит и развитие погребений — языческих курганов и древнеегипетских пирамид. Так, подземная часть скандинавского кургана — вместилище всего, что может понадобиться умершему в царстве Мертвых, навершие кургана — место, куда ставилась погребальная ладья с усопшим и живыми еще наложницей, любимой собакой, женой и т.д., еще олицетворяет Земной мир, а дым, уходящий в Небо при сожжении ладьи — связующая часть с миром богов, куда отправляется усопший. Правда, следует заметить, что подобный ритуал касался лишь знатных представителей племени или народа.

Мировое Древо у славян

Центром мира для древних славян было Мировое Дерево (Мировое Древо, Древо Мира). Оно является центральной осью всего мироздания, в том числе и Земли, и соединяет Мир людей с Миром Богов и Подземным Миром. Крона дерева достигает Мира Богов на небесах — Ирий, корни дерева уходят под землю и соединяют Мир Богов и Мир людей с подземным Миром или миром Мёртвых, которым правит Чернобог, Марена. Где-то в вышине, за облаками (небесными хлябями; над седьмым небом), крона раскидистого дерева образует остров, здесь-то и находится Ирий (славянский рай), где живут не только Боги и предки людей, но и прародители всех птиц и животных. Таким образом, Древо Мира было основополагающим в миропонимании славян, его основной составной частью. В то же время это ещё и лестница, дорога, по которой можно попасть в любой из миров. В славянском фольклоре Древо Мира называют по-разному. Это может быть дуб, явор, ива, липа, калина, вишня, яблоня или сосна.

В представлениях древних славян, Мировое Древо находится на острове Буяне на Алатырь-камне, который также является центром мироздания (центром Земли). Судя по некоторым преданиям, на его ветвях живут светлые Боги, а в корнях — тёмные Боги. Образ этого дерева дошёл до нас, как в числе различных сказок, сказаний, былин, заговоров, песен, загадок, так и в виде обрядовой вышивки на одеждах, узорах, украшений керамики, росписи посуды, сундуков и т.д. Вот пример того, как описывается Древо Мира в одной из славянских народных сказок, бытовавшей на Руси и повествующей о добыче коня героем-богатырём: «…медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце…». Конь этот — мифологический символ всей вселенной, который всё же привязан к центру-столбу или древу.

Образ Мирового Древа имитировался при похоронных обрядах. В далёкой древности людей хоронили в ветвях деревьев. Позже этот обряд видоизменился и теперь уже после кремации прах людей оставляли на так называемых Домовинах — столбах с избушками, которые тоже являются прообразом Мирового Дерева и помогают умершему как подниматься в Мир Богов, так и спускаться по этому дереву в Мир Людей, чтобы навещать своих потомков.

Древние племена строили избы и храмы таким образом, чтобы внутри оказывалось живое дерево, то есть строили жилище вокруг дерева — дуб, ясень, берёза и другие. Как и идолы, представлявшие богов, дерево внутри дома было воплощением Мирового Древа, которое также могло соединять все три мира и быть главным местом при проведении каких-то домашних ритуалов. Эта традиция была жива вплоть до начала XX века практически на всей территории России, и далее, но уже в упрощённом своём виде. Перед постройкой дома выкапывалось молодое деревце и сажалось в центр или красный угол будущего сруба постройки, при этом приговаривалось: «Вот тебе, суседушка, тёплый дом и мохнатый кедр!», понятно, что имелся ввиду Суседушка-Домовой. Там оно росло до самого окончания постройки. Потом его выносили и сажали в другом месте. В древности же оно росло вместе с людьми и возвышалось своей кроной над крышей, как над небесной твердью.

В обрядовых песнях и вообще традиционном фольклоре до нас дошли такие описания Мирового Дерева: в его кроне свивает гнездо соловей (а также другие священные птицы — Гамаюн, Сирин, Алконост, Уточка, Жар-Птица и др.), в стволе живут пчёлы, которые приносят мёд, у корней живёт горностай, в норе (гнезде) змея (Шкурупея), на цепи прикован бес, плоды Дерева Мира — это семена всех существующих трав, цветов, деревьев. Традиционными в фольклоре являются перебранки того самого змея, что живёт в корнях, и птицы, которая живёт в кроне. Змей при этом постоянно грозится сжечь дерево, а птица всякий раз защищается или идёт на хитрость. В кроне этого дерева часто помещаются Солнце и Луна. В Белорусском фольклоре у корней дерева обитают бобры, а в кроне живёт сокол, листья покрыты бисером, цветы как серебро, плоды из чиста золота. Так как это Мировое Дерево, то славянская традиция в своём фольклоре помещала сюда всех самых удивительных существ, начиная от мифологических птиц и заканчивая полулюдьми-полуконями, -полубыками, -полупсами, а также всех возможных божеств и существ. Здесь их место — рядом с центром мира.

Мировое Древо было настолько почитаемо у славян, что оно участвовало во многих празднованиях. В частности, до сей поры до нас дошла традиция устанавливать на Новый Год ёлку. Сейчас никто не задумывается — зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки — именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле — это идол Священного Древа Мира. Также обрядовое дерево устанавливали перед самой постройкой нового дома в самый центр планируемого строительства, таким образом привлекая в это место силу и делая его сакральным, обладающим мощной энергетической основой. Строитель нового жилища делает свой дом как бы проекцией центра мироздания, то же самое мистическое моделирование центра происходит, когда дерево приносится в дом, ставится посреди него, либо в красном углу. Ещё одним обрядом может служить хоровод на солнечные праздники вокруг дерева, коим зачастую выбирается берёза или дуб. В стародавние времена были целые священные рощи, священные леса, где категорически запрещено было вырубать или портить деревья. Это напрямую относится и к самой фигуре Мирового Дерева, так как по аналогии с ним, священные деревья были местом обитания духов, существ, и своеобразными лестницами (порталами) в иные миры. В таких рощах проходили праздники, обряды, ритуалы излечения болезней.

Надо сказать, что Древо Мира, в том или ином виде, существовало практически во всех древних верованиях, начиная от скандинавских (вечнозелёное дерево Иггдрасиль или Великий Ясень) и заканчивая индийскими (Ашваттха). В эрзянских верованиях древо называют Эчке Тумо, где находится гнездо священной утки Ине Нармунь, что рождает то самое яйцо, из которого рождается весь мир. В тюркской мифологии дерево называется Байтерек — корнями оно удерживает землю на месте, а ветвями подпирает небосвод, чтобы тот не упал вниз. В Кабале — это Дерево Мекабциэль. В Коране — это Сидрат аль-мунтаха. В Китае — это Киен-Му, по которому спускаются на землю Солнце и Луна, владыки, мудрецы, Боги, духи и так далее.

Символ Мирового Древа изображается по-разному. Это может быть как довольно точное изображение с корнями, ветвями, листьями и другими атрибутами обычного дерева, так и схематическое изображение в виде вертикальной палочки и тремя веточками, которые устремляются вверх. Также Древо Мира изображают в виде женщины с поднятыми руками. В вышивке и росписи часто присутствуют такие элементы, как зелёное дерево с листьями и цветами, как символ жизни, и сухое дерево, как символ смерти. Встречаются такие изображения, где по одну сторону дерева помещают духов и Божеств, а по другую — славных воинов, героев, жрецов.

Источники:
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1708194-kak-s-tochki-zrenija-drevnih-predstavlenij-mozhno-nazvat-drevo-zhizni.html
  • http://www.liveinternet.ru/users/4311676/post174268673
  • http://helpmenow.ru/?page_id=283
  • http://infourok.ru/administrativnaya-kontrolnaya-rabota-po-literaturnomu-chteniyu-klass-uchitel-telepneva-sv-769096.html
  • http://www.syl.ru/article/348673/mirovoe-derevo-v-legendah-i-mifah
  • http://web-kapiche.ru/152-mirovoe-derevo-slavyan.html