Меню Рубрики

Как с политической точки зрения можно объяснить назначение религиозного

Задание 2 1 can 2 shall 3can 4should 5should 6can 7can 8can 9might

Если ответ по предмету История отсутствует или он оказался неправильным, то попробуй воспользоваться поиском других ответов во всей базе сайта.

Подробное решение Параграф § 26 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей?

Политические убеждения — совокупность или система убеждений и взглядов на политику, экономику, устройство государства и общества, на то, какими должны быть законы и какой должна быть общественная мораль.

Политические убеждения нередко тесно переплетаются с другими личными убеждениями человека — с его верой или религией, его личной моралью и шкалой ценностей.

Политические убеждения могут отражаться или не отражаться в конкретных действиях, направленных на защиту или реализацию этих убеждений, например, в голосовании на выборах за конкретную политическую партию или движение, за конкретного кандидата, или в участии либо неучастии в митингах и демонстрациях протеста и т. д. и т. п.

Манипуляция массовым сознанием — один из способов управления большим количеством людей (коллективами, сообществами) путем создания иллюзий и условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. В чём состоит позитивное значение расширения объёма общедоступной информации?

Позитивное значение расширения объёма общедоступной информации состоит в расширении знаний человечества. Общедоступная информация дает людям право получить исчерпывающие знания практически в любой области.

Вопрос 2. Каковы негативные последствия такого расширения?

Человечество сталкивается с им же созданной угрозой — с опасностью утонуть в безбрежном океане неструктурированной информации. Причём эта опасность связана не только с переизбытком информации, но и с возрастающей энтропией информационного пространства, наполняемого неравноценной по своему качеству информацией, а то и вовсе захламляемого «информационным мусором» или даже заражаемого «информационной отравой».

Вопрос 3. В чём проявляются трудности ориентации в неструктурированной информации?

Из-за большого объема похожих друг на друга данных трудно выбрать то, что действительно нужно.

Вопрос 4. Как следует понимать слова об энтропии информационного пространства?

Информационная энтропия — мера неопределённости или непредсказуемости информации, неопределённость появления какого-либо символа первичного алфавита. При отсутствии информационных потерь численно равна количеству информации на символ передаваемого сообщения.

Вопрос 5. Как вы думаете, почему многие предпочитают пользоваться «привычными источниками политической информации»?

Привычные – телевидение, радио и интернет, газеты. Они наиболее удобны в использовании.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»?

Политическое сознание — это одна из форм общественного сознания. Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями — классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.

Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это — субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях — обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.

Вопрос 2. Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический? Какова связь между ними?

Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической деятельности. Вступая во взаимодействие с различными политическими институтами, социальными силами, втягиваясь в политические процессы, переживая политические события, люди познают мир политики, у них формируется отношение к политическим явлениям, политическим деятелям, возникают практический опыт, представления, эмоции, привычки. В сознании людей отражается то, что непосредственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология. Это политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей.

Идеолого-теоретическое сознание в отличие от обыденного выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отражает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является результатом квалифицированной профессиональной деятельности учёных, идеологов. Если на обыденном уровне сознание отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоретическом оно принимает форму систематизированного научно-теоретического объяснения политических явлений или идеологических доктрин. Научное исследование политики создаёт науку политологию. А система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии), называется идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, программных документов политических партий, лозунгов.

Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга. Обыденное сознание индивидов в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

Вопрос 3. Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни?

В современной науке под политической идеологией понимается совокупность систематизированных представлений той или иной группы лиц, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействуя на неё.

Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых её потребности в духовных и материальных благах удовлетворялись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми.

И в наше время общество состоит из многих социальных групп. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной социальной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на её использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определённый субъект политики отражает в своём сознании политическую жизнь, осознаёт собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы.

Содержанием политической идеологии является отношение к государственной власти, различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований.

Многие современные исследователи рассматривают идеологию как теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Что же касается идеологии, то ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под тем или иным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную её картину.

Социальная группа, чьи интересы обслуживает определённая идеология, предрасположена к её восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощённая интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.

Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели действуют в том направлении, которое задаётся принятой ими идеологией. Определённая идеология является существенной характеристикой любой политической партии. Партия, как правило, объединяет приверженцев этой идеологии и противопоставляет её идеологическим позициям других политических партий, ведёт с ними идеологические дискуссии, а нередко и идеологическую борьбу.

В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определённых ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса.

Важными формами воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают её цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашённых лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.

Политические партии как носители определённой идеологии используют её как средство сплочения своих членов. Люди, исповедующие одну и ту же идеологию, становятся единомышленниками.

Партии также стремятся к широкому распространению своей идеологии среди населения. Люди, воспринявшие идеологию той или иной партии, становятся, как правило, её сторонниками, откликаются на призывы этой партии, голосуют за неё на выборах. Поэтому любая партия ведёт борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии. Различные политические организации стремятся распространить в обществе или определённой части населения свои оценки прошлого и настоящего, своё понимание политической ситуации, свои представления о будущем.

Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о реальной действительности, задавая ориентиры политической деятельности. Выражая интересы определённых социальных групп, идеология становится мотивом политической активности, играет мобилизующую роль.

Особую роль в политической жизни может играть идеология, отражающая общие национально-государственные интересы. Наряду с интересами различных социальных групп могут быть выявлены интересы всего народа, которые составят ядро такой общенациональной идеологии. В ряде демократических стран существует общее согласие по вопросу о базовых ценностях. Такая идеология становится духовным ориентиром, способствующим укреплению целостности общества, его восходящему развитию.

Вопрос 4. Охарактеризуйте каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.

Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические и фашистские.

Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII—XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях — равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни — свободу мысли и слова.

В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищённой от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии, результатом которой стал новый либерализм. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, неолиберализм признаёт необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слоёв общества.

Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма — традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоёв. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида.

Вместе с тем консерватизм, как и либерализм, придаёт основополагающее значение частной собственности, свободе предпринимательства.

Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, признаёт необходимость, хотя и ограниченного, государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые каждый должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма — мораль, религия, закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.

Социалистическая идеология связана с многовековой мечтой уметённых слоёв об обществе социальной справедливости. Она проявилась в утопических проектах, содержавших идеи ликвидации частной собственности, организации общественного производства, равенства, распределения по способностям и др. В отличие от либерализма, основанного на приоритете индивидуального, социалистическая идеология первостепенное значение придавала коллективному, или общественному, началу.

Читайте также:  Игры для развития зрения у дошкольников

Наиболее разработанным социалистическим учением в XIX в. стал марксизм. Он доказывал неизбежность социалистической революции, предпосылки которой возникают с развитием капитализма. При капитализме растёт пролетариат, который, совершив революцию и создав государство пролетарской диктатуры, построит общество социальной справедливости. Первой ступенью коммунистического общества станет социализм, в котором будет господствовать общественная собственность, осуществляться плановое хозяйство и распределение по труду.

На общественное сознание и политику в XX в. наибольшее влияние оказали два течения социалистической идеологии: социал-реформизм и ленинизм.

Социал-реформизм, или социал-демократическая идеология, возник на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение окружающей среды.

Социализм, с точки зрения социал-демократов, — это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни. Социал-демократические партии, находившиеся у власти в некоторых странах (например, в ФРГ, Швеции), реализовав в политике свою идеологию, существенно повлияли на развитие в этих странах социальной демократии.

Ленинизм, или коммунистическая идеология, сделал акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращается на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого политической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие, радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации, сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования. Опыт реализации коммунистической идеологии правящими партиями в СССР и ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы завершился крахом созданной в этих странах общественно-политической системы.

Идеология фашизма в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как к внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощённое в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение национального милитаризма, культ войны, которая должна вести к сплочению нации.

Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия — всё это в большей или меньшей степени присуще всем разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, который обосновывал цель мирового господства арийской расы. Реализация идей национал-социализма привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.

В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.

Вопрос 5. Каковы характерные черты политической психологии?

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология — политические чувства, эмоции, настроения, мнения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества. В отличие от идеологии, которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания и является плодом специализированной деятельности небольшой группы идеологов, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия граждан с институтами власти, т. е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания. Он представляет собой несистематизированную, внутренне противоречивую совокупность воззрений и включает как рациональные, так и иррациональные, подсознательные элементы.

Относительно устойчивой частью политической психологии являются нравы, менталитет, психологический склад этносов, здравый смысл, а более изменчивой — настроения, эмоции, переживания, ожидания. Все эти компоненты политической психологии оказывают влияние на поведение субъектов политики.

Учёные, изучающие политическую психологию, раскрывают её роль в политической жизни по ряду направлений. Во-первых, это психология личности в политике (включая личность лидера). Во-вторых, психология малой группы (взаимоотношений внутри группы и её отношений с внешним окружением). В-третьих, психология больших социальных групп и национально-этнических общностей. В-четвёртых, психология масс и массовых настроений. Важное направление — изучение восприятия населением политической информации, распространяемой прежде всего по каналам радио и телевидения.

Вопрос 6. Определите место СМИ в современной политической жизни. Что вам известно об их функциях? Каким образом СМИ осуществляют своё политическое влияние?

Для распространения идеологии широко используются средства массовой информации (СМИ). Так называют технические средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории.

В современной политической жизни СМИ играют исключительно важную роль. Их информационная функция состоит в сообщении о наиболее значительных событиях, их комментировании и оценке. Функция политической социализации заключается в приобщении людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения. Функция критики и контроля позволяет гражданам анализировать и оценивать деятельность органов власти. Ещё одна функция — представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику. С этим также связана функция формирования общественного мнения. А мобилизационная функция выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям.

Наиболее распространённые СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в основном позволяет узнать, что случилось. Телевидение показывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса. Возможность «приходить в каждый дом», наличие на телевидении видеоряда («картинки»), который создаёт «эффект присутствия», а также сочетание зрительных и слуховых образов, лёгкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздействия на политическое сознание и поведение людей. Не случайно СМИ называют «четвёртой властью».

Возникновение Интернета обусловило качественно новую ситуацию в сфере политических коммуникаций. Благодаря ему появился мировой рынок новостей, функционирующий без контроля органов власти. Интернет дал возможность каждому его пользователю получать те сведения, которые ему нужны. Политика стала более открытой. Интерактивный характер Интернета предоставил новые возможности для выражения гражданами своих потребностей, для участия в обсуждении волнующих их общественно-политических проблем. Вместе с тем Интернет создаёт опасность манипулирования потребителями сетевой информации, поскольку в нём содержится огромный поток непроверенных, недостоверных материалов.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы, как сказано выше, и для политического манипулирования. Так называют скрытое управление политическим сознанием и поведением людей, для того чтобы направить их в нужную определённым общественным силам сторону.

Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подаётся полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация.

Вопрос 1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале XX в. Какая идеология лежала в основе политической программы каждой из них?

1. В 1901 году оформилась партия социал-революционеров (эсеры), которые считали себя наследниками народников. Идеология: социализация земли, свержение самодержавия. Они предполагали опираться на народные массы, вели свою агитацию. Средства — индивидуальный террор.

2. Социал-демократы. Опиралось это движение на марксистское учение.

Программа-минимум: свержение самодержавия и установление демократической республики, всеобщее избирательное право, широкое местное самоуправление и право наций на самоопределение, 8-часовой рабочий день, возвращение крестьянам их надела, отрезанного в 1861 году и отмена выкупных платежей. Программа-максимум: установление диктатуры пролетариата (остальное аналогично минимуму). В связи с расхождением во взглядах, раскололось на меньшевиков и большевиков соответственно.

3. Черносотенное движение: главная организующая сила — дворяне-помещики. Они были на стороне самодержавия, «все беды великой и могучей России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев. «

4. «Союз 17 октября» или октябристы. Эта партия была удовлетворена манифестом 17 октября и выступала за прекращение революции.

Вопрос 2. Как вы думаете, что имел в виду польский писатель Б. Чешко в следующем рассуждении: «Большая политика рано или поздно настигнет тебя. Но постарайся, чтобы она не застигла тебя в исподнем»? Какой материал параграфа поможет ответить на поставленный вопрос?

Всех политиков рано или поздно на чем-то ловят, вне зависимости, совершали они что-то или нет, так как если не совершали, то они могут быть кому-то просто неугодны, но нужно быть к этому готовыми, чтобы тебя не застали врасплох.

Вопрос 3. Закон «О средствах массовой информации», дающий широкие права журналистам, гласит также и о недопустимости злоупотребления этими правами, в частности их использования в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений. Объясните значение этой правовой нормы.

Это делается для того, чтобы полученная информация и не утаивалась журналистами с целью возможного шантажа данных людей, и чтобы не было возможности распространять неподтвержденные слухи и сплетни на официальном уровне.

Вопрос 4. В 2010 г. было проведено социологическое исследование по вопросу: «Есть ли у вас представление, в каком направлении движется наша страна, какие цели поставлены перед ней нынешним руководством?» 15% опрошенных ответили: «Довольно ясное представление», 43% заявили: «Довольно смутное представление», а 23% отвечавших — «Нет никакого представления». В то же время 7% затруднились ответить, а 12% заявили, что дела в стране пущены на самотёк. Какие выводы о политическом сознании граждан вы можете сделать из приведённых данных? Чем можно объяснить полученные результаты? Аргументируйте свою позицию.

Низкое политическое самосознание. Это связано с недоверием населения к политическим силам нашей страны.

Вопрос 5. Как вы понимаете слова известного российского учёного П. Л. Капицы: «Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения»?

Значение и роль средств массовой информации в жизни общества и функционировании государства трудно переоценить. Основная задача СМИ заключается в информировании людей по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества, что обусловлено необходимостью обеспечения устойчивости власти. Учитывая это, средства массовой информации способом воздействия на сознание людей стремятся сформировать у них определенных установки, оценки и суждения для создания положительного стереотипа законопослушного поведения граждан, выработки стремления соблюдать нормы права и уважать закон.

Как с политической точки зрения можно объяснить

Сходящееся косоглазие

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Как правило, по видам сходящегося косоглазия, оно различается на аккомодационные и неаккомодационные типы данной болезни. Рассмотрим поподробнее каждый из них.

Аккомодационное сходящееся косоглазие различают на:

Рефракционное сходящееся косоглазие:

  • с полной аккомодацией
  • с частичной аккомодацией

Нерефракционное сходящееся косоглазие:

  • с возникновением эксцесса конвергенции
  • с возникновением слабости аккомодации

Смешанное сходящееся косоглазие.

Неаккомодационное сходящееся косоглазие бывает множественных видов:

  • с острым началом;
  • эссенциальным инфантильным;
  • сенсорным;
  • эксцессом конвергенции;
  • параличем дивергенции;
  • микротропией;
  • недостаточностью дивергенции;
  • основным;
  • спазмом конвергенции;
  • циклическим;
  • вторичным.

Все эти термины обычному человеку совершенно непонятны, но если говорить проще, то объяснить это можно так: в зрительных актах на близком расстоянии принимают участие оба процесса – непосредственно аккомодация и конвергенция. При этом, аккомодация представляет собой процесс, во время которого глаз фокусируется на расположенные вблизи объекты, что сопровождается изменением самой кривизны хрусталиков. Одновременно оба глаза конвергируют, чтобы достичь бифовеальной фиксации объекта. Причем, оба этих процесса (аккомодация и конвергенция) связаны количественно с общим расстоянием до объекта, а также характеризуются относительно постоянным соотношением непосредственно между собой. Стоит отметить, что изменение индекса АК/А является основной причиной возникновения некоторых опасных форм сходящегося косоглазия.

При рефракционном аккомодационном сходящемся косоглазии индекс АК/А не будет изменяться, в данном случае, сходящееся косоглазие будет представлять собой физиологический ответ непосредственно на избыточную гиперметропию, как правило, между четырьмя и семью положительными диоптриями. В данном случае напряжение аккомодации, необходимое для фокусировки даже самого удаленного объекта, будет сопровождаться усилением конвергенции, которая превышает отрицательные фузионные резервы пациента. При этом, контроль теряется, возникнет манифестная форма сходящегося косоглазия. Стоит отметить, что различие в угле сходящегося косоглазия во время фиксации близкого или дальнего объекта невелико (не более чем десять диоптрий).

Читайте также:  Профилактика и коррекция зрения упражнения для детей

Косоглазие начинает появляться в возрасте трех лет (от шести месяцев до семи лет).

  1. Чтобы удалить полное аккомодационное сходящееся косоглазие необходимо использовать оптическую коррекцию гиперметропии.
  2. Сходящееся косоглазие частичного аккомодационного типа уменьшается при оптической коррекции самой гинерметропии, однако, не устраняется полностью.

Что касаемо, нерефракционного аккомодационного сходящегося косоглазия, то оно обуславливается высоким индексом АК/Л, во время которого усиление аккомодации будет сопровождаться непропорционально большим усилением конвергенции с учетом отсутствия значительной гинерметропии. При этом, различают два основных типа:

Эксцесс конвергенции, для которого характерны показатели:

Высокого индекса АК/А за счет увеличения числителя АК, при котором аккомодация будет в норме, а конвергенция будет немного усилена. Нормальной ближней точки аккомодации. Правильного положения глаз при фиксации дальних объектов, и непосредственно сходящееся косоглазие при процессе фиксации близких объектов.

С гипоаккомодацией (нарушенной аккомодацией).

Здесь характерны показатели:

  • Высокого индекса АК/А за счет снижения А. Дело в том, что слабая аккомодация потребует дополнительных усилий, сопровождаемых усилением конвергенции.
  • Отдалением ближайшей точки аккомодации.
  • Во время фиксации близкого объекта потребуется дополнительное аккомодационное усилие, которое приведет к эксцессу конвергенции.

При смешанном аккомодационном сходящемся косоглазии гиперметропия, а также высокие показания индекса АК/А будут сочетаться, и приводить к сходящемся косоглазию во время фиксации дальнего объекта, плюс ко всему, значительно увеличивать угол отклонения – больше десяти диоптрий. Девиация во время фиксации дальнего объекта зачастую корригируется очками, при этом сходящееся косоглазие во время фиксации близкого объекта будет также сохраняться, в случае, если его не скорригировать специальными бифокальными очками с малым числом диоптрий.

Лечение сходящегося косоглазия

Сводится к коррекции аномалии рефракции так, как было описано выше. Детям до шести лет рекомендуется проходить полную коррекцию рефракции, которая выявляется при ретиноскопии непосредственно в циклоплегии. Например, при обычном аккомодационном рефракционном сходящемся косоглазии подобная коррекция устранит угол при фиксации близких и дальних объектов. После восьми лет ретиноскопию необходимо выполнять без циклоплегии, а также, назначать коррекцию с максимально переносимым количеством диоптрий.

Бифокальные очки могут также выписываться при аккомодационном сходящемся косоглазии с высоким индексом АК/А. Они также облегчают аккомодацию, кроме того и аккомодационную конвергенцию, позволяя при этом ребенку поддерживать бифовеальную фиксацию, а также правильное положение глаз во время фиксации близкого объекта. Причем, это может достигаться минимальной плюсовой коррекцией. Наиболее удобной формой бифокальных очков, считается форма, когда разделяющая борозда будет проходить по нижнему краю зрачка. Сила нижних линз будет постепенно уменьшаться с возрастом: например, в раннем подростковом возрасте будет целесообразнее перейти на монофокальные очки. Стоит отметить, что окончательный прогноз относительно прекращения подобной коррекции будет связан с индексом АК/А, плюс ко всему, со степенью гинерметропии или астигматизма. Тем не менее, очки могут быть необходимы даже при работе непосредственно с близкими объектами.

Проведения лечения миотиками может быть совсем кратковременным у детей, имеющих аккомодационное сходящееся косоглазие за счет высокого индекса АК/А, и не желающих носить очки. При этом, начальная доза экотиопата йодида с процентным содержанием 0,125% или же пилокарпина с процентным содержание 4% составляет четыре раза каждый на протяжении шести недель. При эффективности лечения силу или частоту необходимо постепенно уменьшать до минимально эффективной дозы. Стоит отметить, что формирование кист на радужке, которое может быть вызвано экотиопатом, можно предотвратить одновременным назначением фенилэпинефрина с процентным содержанием в 2,5% дважды в лень. Механизм лечения подобными миотиками сводится к стимуляции «периферической» аккомодации (с учетом стимуляции цилиарной мышцы, непосредственно в большей степени, нежели действие третьей пары черепных нервов). Потребуется меньшее напряжение аккомодации, а также, в меньшей степени индуцирование аккомодационной конвергенции. Кроме того, возможное побочное действие, которые выражается в затуманивании зрения во время фиксации дальних объектов.

Хирургическая коррекция, как правило, показана только после лечения амблиопии, в случае если очки не полностью будут устранять отклонение. Принцип хирургического вмешательства представляет собой ослабление внутренних прямых мышц, то есть, мышц, которые отвечают за конвергенцию.

  • Двухсторонняя рецессия внутренних мышц выполняется у пациентов с наличием симметричной остроты зрения непосредственно на обоих глазах тогда, когда отклонение во время фиксации близких объектов больше, чем у дальних.
  • Если не имеется значительной разницы между величинами угла во время фиксации близкого или дальнего объектов, а также зрение будет одинаково на обоих глазах, тогда некоторые хирурги выполняют специальное комбинированное вмешательство с последующей резекцией медиальных, а также латеральных прямых мышц, хотя другие предпочитают специальную билатеральную рецессию именно медиальных прямых мышц.
  • Рецессия-резекция на амблиопичном глазу выполняется только у пациентов с амблиопией остаточного типа.

Эссенциальное инфантильное сходящееся косоглазие представляет собой идиопатическое, развивающееся в течение только первых шести месяцев жизни у здоровых младенцев с учетом отсутствия аномалии рефракции или ограничений подвижности глаз.

  • Углы зрения, как правило, большие (больше тридцати диоптрий) и постоянные.
  • У большинства больных наблюдается альтернирующая фиксация, то есть, в первичном положении, а также перекрестная фиксация правого глаза непосредственно при взоре влево, а левого глаза – непосредственно при взоре вправо. Данное явления дает ложное впечатление двухсторонней недостаточности самой абдукции, с учетом билатерального паралича четвертой пары черепных нервов. Однако, абдукцию обычно можно еще продемонстрировать за счет маневра «голова куклы» или же вращением ребенка. Если это считается сложным, то односторонняя окклюзия будет демаскировать способность второго глаза на несколько часов к абдукции.
  • Нистагмы манифестные обычно горизонтальны, в случае проявления могут быть латентными или манифестно-латентными.
  • Аномалии рефракции соответствуют возрасту ребенка (около полутора положительных диоптрий).
  • Наблюдается асимметрия оптокинетического нистагма.
  • Наблюдается гиперфункция нижней косой мышцы, которая может появиться изначально или же развиться позднее.
  • Наличие диссоциированной вертикальной девиации возникает у восьмидесяти пациентов уже к трем годам.
  • Наблюдается низкий потенциал для последующего развития бинокулярного зрения.

Основные этапы дифференциальной диагностики сводятся к:

  • Врожденному двухстороннему параличу четвертой пары черепных нервов, который также может быть исключен еще на основании указанных выше способов.
  • Сенсорному сходящемуся косоглазию вследствие органической патологии самого органа зрения.
  • Синдрому блокады нистагма, во время которого горизонтальный нистагм будет угнетаться конвергенцией.
  • Синдрому Duane первого и третьего типов.
  • Синдрому Mobius.
  • Фиксированному косоглазию.

Первые этапы лечения

Как правило, правильное положение глазных яблок может быть достигнуто за счет хирургического вмешательства к двенадцатимесячному возрасту или же немного позже — к двум годам только после устранения синдрома амблиопии или других значительных аномалий рефракции. Поэтому, вначале выполняется двухсторонняя рецессия внутренних прямых мышц. С учетом больших углов рецессия может составлять как минимум семь миллиметров. Необходимо учитывать еще и сочетанную гиперфункцию непосредственно нижней косой мышцы. Допустимым, в данном случае, результатом считается остаточное сходящееся косоглазие, находящееся в пределах десяти диоптрий, ассоциированное с периферической фузией, а также центральной супрессией. Подобный остаточный малый угол будет достаточно стабильным, даже когда у ребенка отсутствует бифовеальное слияние.

Последующее лечение

Гипокоррекция, как правило, может требовать дополнительной рецессии внутренней прямой мышцы, а также резекции одной либо обеих наружных прямых мышц. В то время, как гиперфункция нижней косой мышцы будет развиваться позже, как показывает практика, — к двухлетнему возрасту. Вследствие чего, родители должны быть предупреждены о том, что может также потребоваться последующее хирургическое лечение, с учетом изначально хорошего результата. Вначале хирургическое лечение будет односторонним, но зачастую в течение шести месяцев возникает необходимость дополнительного хирургического вмешательства непосредственно на втором глазу. Процедуры, которые будут направлены на максимальное ослабление нижней косой мышцы, будут включать миотомию, миоэктомию и даже резекцию. Стоит отметить, что диссоциированная вертикальная девиация может также проявиться через два три года после первичной хирургической коррекции.

2.Плюсы и минусы религиозного влияния на общество.

2.1 Религия и мировоззрение.

Мировоззрение — это совокупность идей, о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы Его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Один из плюсов религиозной мировоззренческой информации в том, что религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции. Или другими словами можно сказать так: плюс в том, что религия дает людям утешение. Люди нуждаются в преодолении отрицательных эмоций. Если отрицательные эмоции (страх, горе, отчаяние, переживание одиночества и др.) продолжаются слишком долго и переживаются слишком глубоко, то человеческий организм «ломается». От переизбытка отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. А это тоже не перспектива. Религиозное утешение — это великий плюс. Это своеобразная форма психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря этому утешению многие люди продолжают жить сейчас.

Другой плюс данной функции религии состоит в том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим для них мировоззрением. Общение — это важная потребность и высокая ценность в жизни людей. Отсутствие общения или его ограниченность заставляют страдать людей. Особенно сильно испытывают недостаток общения многие пенсионеры. Но страдают от одиночества и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии эта отрицательная сторона жизни преодолевается.

Ну, а каковы минусы мировоззренческой функции? Здесь надо отметить, что о минусах говорят только историки. С точки зрения богословов, у религии (по крайней мере, у так называемой «истинной религии») никаких минусов не было, нет и быть не может.

Историки говорят о наличии двух минусов у этой функции. Первый минус — отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильным является отчуждение между верующими разных конфессий.

Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм), моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок.

Второй минус мировоззренческой функции (по мнению историков) – понижение уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям или обществу в целом. Это и общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религии через свою мировоззренческую функцию в основном мешают участию верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т.п.). Каким образом? Иногда через прямые запреты на участие в общественно-политической деятельности (так, например, обстоит дело в конфессии Свидетелей Иеговы), но чаще всего через выросшую на почве мировоззрения атмосферу морального одобрения людей, которые в структуре своего личного времени «львиную долю» отдают собственно религиозной деятельности (молитвам, другим обрядам, изучению религиозной литературы, ее распространению и т.п.). В этой ситуации для деятельности на благо «других» или совсем не остается времени, или его остается очень мало.

Но ведь многие религии призывают к благотворительности? Разве это не призыв к социальной активности? Да, конечно, это призыв к социальной активности, который заслуживает одобрения со стороны общества. Но этот призыв порожден другой функцией религии: нравственной. Одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиций конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Есть остроумное высказывание мужчин о женщинах: женщины вдохновляют нас на великие дела, но не дают времени на их осуществление. То же самое можно сказать о некоторых религиозных конфессиях. Можно соглашаться с историками, можно не соглашаться с ними, но во всяком случае надо знать, что же именно они говорят о влиянии религии на социальную активность людей. А они говорят, что религия является «тормозом» в развитии этой формы активности.

Сказанное не означает, что верующие люди по уровню социальной активности уступают неверующим. Почему? Потому что в жизни неверующих имеют место другие «тормоза», и часто более сильные, чем религиозное мировоззрение. К ним относятся: низкий уровень культуры, пьянство, наркомания, преступный образ жизни и др.

Читайте также:  Бинокулярное зрение что это такое картинки

Например, когда пьяница-атеист становится трезвенником-верующим, от этой перемены выигрывают и личность, и общество. По сравнению с кем же по уровню социальной активности проигрывают верующие? По сравнению с самими собою, с теми, какими бы они могли стать. Иначе говоря, по сравнению с идеалом.

История России

§6-7. Русь в конце X — первой половине XI в. Становление государства

«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле. красоты такой. »

«Повесть временных лет»

● «лестничная» система распределения княжений

Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

1. Принятие христианства. Поклонение древним языческим божествам не давало князю достаточных оснований для укрепления своей власти. Владимиру Святославичу пришлось искать новые духовные опоры. Он остановил свой выбор на греческом варианте христианства.

Христианство утверждало, что всякая власть установлена Богом, а противящиеся ей противятся Богу. Тем самым вера содействовала укреплению верховной власти. Новая религия проповедовала терпение, смирение и всепрощение. Её основные заповеди способствовали сохранению внутреннего порядка в государстве, давая ему нравственное обоснование.

После того как князь Владимир сам принял в 988 г. христианство, началось его распространение на всей территории Древнерусского государства. Это было одно из самых важных решений, которые когда-либо приходилось принимать древнерусским правителям.

Крещение киевлян. Художник К. В. Лебедев

Теперь Руси проще было договариваться с соседями-христианами, прежде всего с Византией и скандинавскими странами. Христианская церковь становилась посредником в ведении торговых, политических и династических переговоров с другими странами Центральной и Западной Европы. Приняв христианство, Древняя Русь смогла приобщиться к многовековой европейской культуре.

1. Почему языческая вера не могла стать опорой княжеской власти?

2. Как утверждение христианства на Руси способствовало укреплению международных связей молодого государства?

2. Новая система управления Русской землёй. Вскоре после принятия христианства Владимир Святославич ввёл новую систему управления Древнерусским государством. Он отправил своих сыновей в порядке старшинства князьями-наместниками в Новгород, Полоцк, Туров и Ростов. Сам же остался в Киеве. Так было проще управлять русскими землями, или волостями, и собирать с них дань, значительная часть которой отправлялась в Киев.

Самым почётным и важным после киевского был новгородский княжеский стол. Его занимал старший из сыновей князя. Самый младший сын княжил в наименее важном и значимом городе. Если старший сын умирал, его место занимал следующий по старшинству брат, а все остальные переходили на освободившиеся более почётные княжения. Они словно поднимались на одну ступеньку по лестнице (или, как говорили в Древней Руси, «лествице») древнерусских княжеских престолов. Такую систему распределения княжений принято называть «лестничной».

Владимир Святославич с сыновьями.

Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля

Князья-наместники обязаны были бороться с язычниками, собирать дань для Киева, участвовать в общерусском ополчении и защите границ государства от набегов кочевников.

Для защиты южных границ Руси по велению князя Владимира на реках Стугна, Суда и Десна были построены пограничные крепости. Позднее в былинах народ будет воспевать «заставы богатырские» князя Владимира, называя его «Красное Солнышко».

1. Чем новая система управления отличалась от старых порядков, когда киевский князь сам собирал дань?

2. Почему охрана границ государства стала общерусским делом?

3. Как князь управлял своей волостью. Внутри своей волости князь-наместник был полновластным хозяином, он решал все вопросы, кроме тех, которые затрагивали интересы киевского князя. Власть князя проявлялась, прежде всего, в ежегодном сборе дани с подчинённых ему племён и земель. Дань предназначалась для содержания князя и его дружины.

Дружина помогала князю управлять подвластной ему землёй и поддерживать в ней порядок, в военное время она составляла основу войска. Опираясь на дружину, князь мог контролировать торговые пути, которые проходили по его территории.

Вся дружина делилась на старшую и младшую. Старшим дружинникам (их называли «бояре») князь доверял должности посадников — наместников в пригородах княжества, воевод — предводителей военных отрядов, тысяцких — глав городского ополчения. Все важнейшие вопросы князь решал вместе со старшими дружинниками. Младшие дружинники (отроки, детские и гриди) были слугами, оруженосцами, сборщиками налогов, судебными исполнителями.

В кругу старших дружинников князь считался первым среди равных. Он ел то же, что и дружинники, и одевался так же, как они. Вместе с дружинниками князь терпел все невзгоды военных походов. Без поддержки дружины князь был бессилен. Князя и дружинников связывала не только дружба, но и взаимные личные обязательства. Князь должен был справедливо распределять то, что он добыл совместно с дружиной. Дружина, в свою очередь, поддерживала и защищала своего князя.

Получая дань со своих земель, князь принимал на себя обязанность защищать своих подданных (т. е. тех, кто платил дань; в Древней Руси их называли «людьми»). Князь мог устанавливать законы, которым должны были подчиняться все его подданные, и применять силу, если законы не исполнялись. Он мог начинать войну и подписывать мирные договоры. Князь руководил войском и имел влияние на церковную власть, что обеспечивало его высокое положение в обществе.

1. Какую роль в Древнерусском государстве играла княжеская дружина?

2. Почему все важнейшие вопросы князь решал только со старшими дружинниками?

4. Князь и вече. В вопросах управления князь не всегда мог действовать по собственному желанию. Его власть в волости ограничивалась вечем — представительным собранием жителей главного волостного города.

Вече во Пскове. Художник В. М. Васнецов

Народное вече (от славянского «вещать» — говорить) зародилось у восточных славян в догосударственный период. В нём участвовали главы свободных семей, совершеннолетние мужчины-воины. Решающее влияние на вече имела племенная знать. Она возглавляла систему городского управления, основанную на десятичном принципе. В военное время тысяцкий (глава тысячи или полка), сотские (главы сотен), десятские (главы десятков) управляли народным ополчением; в мирное время они собирали налоги с населения и готовили к принятию вечем важнейшие постановления.

На вече решалось, какого князя пригласить на престол; начать ли войну с соседями или заключить с ними мир. Иногда князь обращался к вечу с просьбой о сборе денежных средств, необходимых ему для организации военных походов. Вече распоряжалось городской казной, землями, примыкавшими к городу, заботилось об обороне города. Таким образом, вече решало те же вопросы, что и князь. Поэтому князь нередко приглашал местную знать (старейшин или старцев градских) и церковную верхушку на великокняжеские пиры. Многие решения принимались совместно — вечем и князем. Порой вече не соглашалось с князем, вступало с ним в конфликт. Нередко в таких случаях вечевые собрания завершались изгнанием князя. Ни одного важного для города решения князь не мог принять без согласия веча. Но и вече нуждалось в одобрении князя.

Одна из важных особенностей Древнерусского государства заключалась в том, что верховная власть делилась между князем, дружиной и городским вечем.

1. Когда появилось народное вече?

2. Почему князь-наместник должен был считаться с народным вечем?

5. Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром. С именем Ярослава (сына Владимира Святославича) (1019—1054), вошедшего в историю под прозвищем Мудрый, связывают расцвет Древней Руси. Князь решительно пресекал все распри, стремясь упрочить новые, отвечающие интересам государства, порядки, вершил суд и издавал законы. Ярослав положил начало созданию первого письменного свода законов Русская Правда (1016).

Ярослав Мудрый. Икона

Летописцы не случайно назвали князя Ярослава «самовластием» — он воспринимался современниками уже как полноправный глава государства.

С именем Ярослава Мудрого связано превращение Руси в одну из наиболее влиятельных стран средневековой Европы. Династические связи Киева заметно расширились. Дочь Ярослава Елизавета стала женой короля Норвегии, дочь Анастасия была женой короля Венгрии, дочь Анна — короля Франции. Сын Изяслав был женат на польской королевне Гертруде, сын Святослав — на немецкой принцессе Оде Трирской, сын Всеволод — на византийской принцессе Анне (по другой версии — Марии) из рода Мономахов.

Ярослав заботился о распространении христианской религии. При нём Киев превратился в один из крупнейших европейских городов. Центром древнерусской столицы стал храм Святой Софии Премудрости Божией, построенный в 1037 г. на месте победоносного сражения с печенегами. Образцом для киевского собора послужил константинопольский храм Святой Софии.

Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Художник А. Д. Кившенко

Семья Ярослава Мудрого.

Фрагмент фрески Софийского собора в Киеве

Обновлённый вид Киева говорил о том, что Русь принимает на себя ответственность свято хранить православную веру. Эта идея была сформулирована в одном из первых древнерусских литературных произведений — «Слове о Законе и Благодати». В 1038 г. его произнёс будущий киевский митрополит Иларион.

Подтверждая свою политическую линию, Ярослав Мудрый в 1045 г. заложил храм Святой Софии в Новгороде. В это же время появился храм Святой Софии в Полоцке. Три храма на пути из «варяг в греки» стали символом единства Русской земли и вхождения её в православный мир.

Вера в то, что Руси уготована роль центра мира, ответственного за защиту всех православных христиан, не одно столетие будет сплачивать русские земли. Эта вера стала опорой политики древнерусских правителей, она легла в основу идеологии (системы взглядов и идей, отражающих цели и интересы общества или государства) Древнерусского государства.

1. Почему семейные связи с династиями европейских правителей были важны для Древнерусского государства?

2. Какая идеология была положена в основу Древнерусского государства князем Ярославом Мудрым?

Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.

1) Почему храм Святой Софии Константинопольской покорил сердца русских послов? 2) Только ли внутренняя и внешняя красота христианства заставила князя Владимира принять новую веру?

2. Опираясь на карту (с. 53), докажите, что князья Владимир Святославич и Ярослав Мудрый сыграли выдающуюся роль в государственном строительстве.

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями: 1) принятие христианства князем Владимиром; 2) начало строительства храма Святой Софии в Киеве; 3) начало создания свода письменных законов Русская Правда; 4) начало строительства храма Святой Софии в Новгороде; 5) создание «Слова о Законе и Благодати».

4. Выберите ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор.

Какие события в истории Древнерусского государства укрепили его внутреннее и внешнеполитическое положение, сделали его частью Европы?

A. Внутренне и внешнее положение Древней Руси укрепилось благодаря утверждению в ней правящей династии иноземного происхождения.

Б. Окончательный разгром степных племён Ярославом Мудрым сделал Древнюю Русь европейской державой.

B. Принятие христианства и государственное строительство, опора правящей династии на достижения славянского общества усилили Древнюю Русь, открыли ей путь в Европу.

Из книги «Начальные века русской истории»

«. В 1036 г. скончался князь-богатырь Мстислав. и все левобережные земли снова соединились под властью Киева. Разбогатев и укрепившись на престоле, князь Ярослав затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. В Киеве, как и в Царьграде, строятся Золотые ворота, грандиозный Софийский собор, отделанный мрамором, мозаикой и великолепными фресками (1037).

При Ярославе переписывались многие книги, многое переводилось с греческого языка на русский. . Самовластен всей Руси, киевский князь. не довольствовался уже титулом великого князя; его современники употребляют восточный титул «каган», а в конце концов Ярослава стали называть царём, как самого византийского императора. Соперничество с Византией сказывалось не только в застройке Киева или в титулатуре, но и в отношении к церкви. В 1051 г. Ярослав Мудрый поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской церкви — митрополита, выбрав для этой цели умного киевского писателя Илариона. . Ярослав умер в 1054 г. на 76-м году жизни; в Софийском соборе на стене была сделана торжественная запись об «успении царя нашего».

Софийский собор в Киеве

1. Как вы думаете, с какой целью Ярослав Мудрый перестраивал и украшал Киев? Как с политической точки зрения можно объяснить назначение религиозного писателя и мыслителя Илариона митрополитом Киевским (без согласия константинопольского патриарха)?

2. Какие личные качества князя Ярослава Владимировича превратили его в авторитетного правителя Древней Руси? До правления Ярослава Мудрого русских князей называли восточным титулом «каган» (хан ханов), в конце правления Ярослава назвали царём. Дайте оценку этому факту.

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/11-klass/bogoljubov/26
  • http://lechenie-zreniya.ru/zrenie/kak-s-politicheskoj-tochki-zreniya-mozhno-obyasnit/
  • http://studfiles.net/preview/6653673/
  • http://trojden.com/books/russian-history/istoriya-rossii-6-class-andreev-2016/6