Как относиться к предательству с христианской точки зрения
Пожалуй, самая сложная и страшная вещь, которая может произойти во взаимоотношениях человека с Богом и людей друг с другом, — […]
Пожалуй, самая сложная и страшная вещь, которая может произойти во взаимоотношениях человека с Богом и людей друг с другом, — предательство. Когда оно случилось, бывает уже поздно что-то изменить. Как жить и поступать, чтобы в нужный момент найти в себе силы простить того, кто нас предал? Как, даже не замечая того, не оказаться предателем самому? Об этом размышляет игумен Нектарий (Морозов).
Немощь или умысел?
Каждый раз, когда нам случается пережить то, что мы воспринимаем как предательство, нам бывает очень больно. Мы испытываем разочарование не только в конкретном человеке, но и в людях как таковых. Нам начинает казаться, что отношения между людьми — это что-то до крайности зыбкое и неверное, и мы начинаем от людей закрываться, защищаться, остерегаться их. Безусловно, это очень сильно обедняет нашу жизнь и, на мой взгляд, делает ее в принципе совершенно другой. Конечно, никак не реагировать на то, что тебя предают, тоже нельзя, но мне видится очень важным разобраться, что же такое предательство вообще и как можно к нему по-христиански отнестись.
Во-первых, возникает серьезнейший вопрос: что предательством на самом деле является, а что не является? Зачастую бывает так, что в какой-то конкретной ситуации происходит столкновение интересов — наших и другого человека. И человек, с которым мы дружим, с которым, может быть, являемся даже близкими людьми, поступает, исходя не из наших интересов, а из своих. Мы можем по этому поводу переживать, расстраиваться и считать, что это и есть самая настоящая подлость, но при этом мы не сможем дать объективного ответа на вопрос: а почему этот человек должен был предпочесть наши интересы, а не свои? Да, наверное, если бы он предпочел наши, мы были бы ему благодарны, но то, что он предпочел свои, не должно нас травмировать. В жизни всё порою бывает гораздо сложнее, не столь линейно, но принцип остается тот же самый: нельзя ожидать от других, что они в первую очередь будут делать что-то необходимое для нас, а не для себя. Иначе во многих случаях мы можем счесть предателем человека, который совершенно не собирался предавать нас. Недопустимо в таком случае человека винить, недопустимо что-то требовать от него на будущее. Нужно просто сделать вывод: этот человек может ровно столько, сколько он может. Если бы он любил нас больше, чем любит самого себя, то поступил бы иначе, но мы в принципе не вправе ожидать от него, чтобы он нас любил. И наверное, даже обиды в нашем сердце не должно остаться — просто нужно пересмотреть свои взаимоотношения с людьми и не полагаться в такой степени на то, что всё непременно сложится в нашу пользу.
«Предательство Иуды или отречение Петра?»
Если же говорить о поступках, в которых человек не просто, скажем так, приносит пользу себе, но и от наших с ним взаимоотношений отступает, каким-то образом подводит нас, здесь обязательно нужно вспомнить о двух ситуациях евангельских — предательстве Иуды и отречении апостола Петра. В случае с апостолом Петром это немощь, овладевшая им вследствие колоссального потрясения. Господь на его глазах исцелял неизлечимо больных, изгонял бесов, шел по воде — и вдруг Его берут и влекут стражники, и Петр понимает, что всё это закончится неправедным судом и убиением. Мы знаем, что апостол Петр не был трусливым и малодушным человеком: он не просто любил Христа — он был готов умереть за Него, он напал на стражников, понимал, что его могли убить прямо на месте. И только когда он ничего уже сделать не мог, вложил, по велению Спасителя, меч свой в ножны, на него нахлынули слабость и отчаяние. И Господь не воспринял это отречение как предательство, только сам Петр в нем до конца жизни себя винил.
А вот с Иудой всё совершенно иначе: он прямо называется предателем, и мы видим, какова была подоплека этого, какова была его жизнь: у апостола Иоанна Богослова говорится, что Иуда носил с собою ящик с деньгами, то есть некую казну, существовавшую для общих повседневных нужд, и был вор. Возможно, он совершил предательство потому, что разочаровался во Христе — хотел, следуя за Ним, вкусить славы, могущества, власти, но понял, что ничего этого не будет. Возможно, он раньше всех остальных учеников осознал смысл слов Господа о том, что с Ним произойдет в Иерусалиме, и решил, пока не поздно, избавить себя от опасности. А может быть, это был целый комплекс очень разных, противоречивых чувств и соображений, но тем не менее, очевидно одно: в основе его решения лежал расчет. Он совершил то, что совершил, вполне обдуманно и сознательно — не по немощи, не под давлением, не потому, что назад пути уже не было: он мог в любой момент отказаться от всего этого и, в крайнем случае, сбежать. И именно потому итог всего этого был таким страшным.
Мы читаем у многих отцов, что Господь простил бы и Иуду, если бы он покаялся, но человек, предавший сознательно, умышленно, как правило, покаяться не может. И дело не в самом факте совершенного им греха, а в том, что осознанное, хладнокровное предательство является следствием сложившегося внутреннего устроения, и оно будет проявлять себя еще и еще. Ни об одном человеке нельзя изречь суд до наступления Страшного Суда, и в любом самом закоренелом грешнике могут произойти совершенно поразительные перемены. Но есть духовные закономерности, о которых мы должны знать и на которые не должны закрывать глаза. И одна из них заключается в том, что предатель переходит некую черту, за которой просто так затормозить уже не удастся, — подобно тому, как автомобиль, двигаясь по дороге, проходит некий скоростной предел, за которым нельзя уже просто ударить по тормозам, чтобы он остановился. Когда человек выстраивает в голове предательский замысел, он как раз берет тот разгон, который не дает ему потом вернуться к самому себе. Поэтому с человеком, нас предавшим, нужно либо, простив его, прекращать близкое общение, либо, если мы приняли решение общение продолжать, быть готовым к тому, что всё повторится, и уже не испытывать от этого шока и постараться заранее минимизировать ущерб. И что лежит в основе этого — немощь или умысел — тоже, конечно, нужно учитывать.
Не скрыться от Бога
Я убежден, что человеку не нужно бояться того, что кто-то его умышленно предаст или по немощи подведет — нужно просто всегда иметь где-то в сознании мысль, что это в любой момент может случиться. Никто не обязан быть нам верным, к тому же человек очень изменчив и легко поддается влиянию обстоятельств и страстей. Думаю, что очень мало кого в жизни никто и никогда не предавал, не отступал в трудный момент, а значит, мы это пережили и еще переживем. Гораздо больше нужно беспокоиться о том, чтобы самому на месте предающего не оказаться. И пусть большинство из нас не совершит поступков, подобных предательству Иуды, но нечто подобное тому, что произошло с апостолом Петром, с нами может случиться вполне. И здесь самым важным бывает не скрыться, не спрятаться от Бога — в этом является и сила человека, и его вера.
Можно заметить, насколько разным при отступлении от Бога было поведение апостола Петра и поведение Адама: один, увидев свою наготу и устыдившись, спрятался в кусты, а другой, увидев наготу своей души и устыдившись ее, тем не менее пошел навстречу Богу. Ему было больно, ему было трудно, но для него не существовало другой дороги: он понимал, что как бы он себя ни обвинял, у него, кроме Христа, никого нет. И это еще задолго до того, как произошло отречение, воплотилось в замечательных словах, которые, как мне кажется, каждому верующему человеку нужно вспоминать постоянно: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). В общем-то он потому и обретает прощение — даже раньше, нежели успевает о нем попросить, — что чувствуя себя недостойным быть рядом со Христом, тем не менее находит в себе силы и решимость восстать и быть Его апостолом. И Господь откликается на это внутреннее движение, протягивает ему руку.
Жить или выживать?
Один из самых распространенных мотивов предательства, с которым мне доводилось сталкиваться в жизни, в разговорах с людьми: «А как мне иначе было выжить?». Что можно по этому поводу сказать? Я когда-то для себя понял: есть люди, которые в любых обстоятельствах живут, и есть люди, которые в любых обстоятельствах выживают. И эта психология выживания формирует определенное мировоззрение, которое отражается в жизни человека буквально во всём. Выживание становится неким идолом, ради которого можно переступать рамки совести. И не только совести — элементарной разборчивости: порой можно встретить людей, которые, образно говоря, ведут себя как умирающий от голода человек, заблудившийся в лесу и вынужденный есть то, что нормальные люди не едят: мышей, древесную кору, неизвестные грибы… Конечно, это состояние очень плачевное. А чтобы до него не дойти, нужно иметь очень сильную основу внутри себя и почву у себя под ногами. Я бы сказал, что это вера и это здравый смысл, а также понимание того, к чему человек предназначен.
Что делать, если мы обнаруживаем это «стремление выживать» в ком-то из наших ближних? Мне вспоминается в связи с этим пример афонского старца Иосифа Исихаста. Он много претерпел клеветы и обвинений от некоторых живших в то время на Афоне других отцов, и когда кто-то из его учеников по поводу этой ситуации возмущался, неизменно говорил: «Оставьте их, они просто так видят». Но вместе с тем он не жил вместе с этими людьми, он не объединялся с ними, он понимал, что они смотрят на вещи иначе, нежели он, и лучше эти различные видения не совмещать. Наверное, что-то мы можем из этого опыта почерпнуть, за исключением ситуаций, когда речь идет о наших близких, от которых нам никуда не деться. В таких ситуациях остается только одно: покрывать любовью. Выражение для слуха довольно чудное, но притом очень верное: любовью действительно можно покрыть всё, если ее достаточно. А если ее не хватает, то что-то мы покроем, но это будет как с одеялом, под которым можно замерзнуть, потому что оно слишком короткое.
«Но я ведь не стану подлецом!»
Бывает иногда, что предателем вдруг оказывается человек, который живет настолько порядочно, настолько благопристойно, что все окружающие очень долго не могут поверить, что он на самом деле способен на такое зло. Как такое возможно? А возможно это бывает тогда, когда человек, усыпленный представлением о том, что его жизнь добродетельна и благополучна, разрешает себе ради выгоды маленькую, едва заметную подлость. И всё — очнуться он может уже тогда, когда летит в бездну.
«Когда человек предает самого себя, он совершенно теряет почву под ногами»
Мне вспоминается в связи с этим одна из моих любимых книг — роман Джона Стейнбека «Зима тревоги нашей». В советские времена считалось, что там говорится о социальной несправедливости в капиталистическом обществе, но на самом деле там рассказывается очень личная и трагическая история человека, который жил в небольшом американском городке и был выходцем из некогда богатой, а впоследствии обедневшей семьи. Его уважали, его любили, он был героем войны, у него была замечательная семья — жена и двое детей, у него была работа в магазине и хорошие отношения с его владельцем. Но одна лишь мысль: «Ты занимаешь в этом городе слишком низкое положение, ты достоин совершенно другого», — изменила всю его жизнь. А началось всё с житейского вроде бы дела: он принес своему другу-алкоголику ящик виски, чтобы тот подписал дарственную на участок земли, которая ему самому была уже без надобности. Друг всё подписал, выпил, не сдержавшись, весь этот ящик виски и умер. А через некоторое время арестовали итальянца — владельца магазина и начальника главного героя, за то, что тот нелегально жил в США, и потому, что кто-то донес об этом в миграционную службу… В итоге герою (а донес именно он!) достался магазин, но достался совершенно неожиданным образом: когда итальянца выдворяли из страны, он, питая большое уважение к своему бывшему наемному работнику, подарил ему свой бизнес. Целый ряд еще подобных обстоятельств был, и мне запомнилось, как главный герой говорил себе всё время: «Я был на войне и убивал, но я же не стал убийцей. А сейчас я совершаю подлость, но я ведь не стану подлецом!». И он это себе повторяет, а потом идет и топится, потому что не может со всем этим жить. А последней каплей становится то, что он в своем сыне видит такую же подлость, какую сознает в себе самом. И если внимательно рассмотреть этот сюжет, то можно увидеть, что герой не просто прошел за какое-то короткое время путь от жизни добродетельной до глубины ада — он промелькнул по нему как тень. Это стало возможным потому, что он в определенный момент предал самого себя.
Как только человек отступает от самого себя, он совершенно теряет почву под ногами — почву не только для жизни христианской, но и для жизни как таковой. В каждого из нас Бог вложил что-то удивительное и неповторимое, и каждый из нас, по большому счету, где-то в глубине души знает, что есть в нем лучшего — что есть в нем такого, что особенно любит в нем Господь. И когда человек ради чего-то от этого в себе отказывается, это и есть предательство самого себя. И вопрос здесь не в том, кто нас за это осудит, кто нас простит или не простит — тут просто есть риск потерять абсолютно всё: потерять свою неповторимую человеческую личность, потерять тех людей, которые нас окружают, и потерять связь с Богом. И Господь, и люди остаются рядом, но мы становимся уже не самими собой, а кем-то еще, и поэтому общение прекращается. И единственное, что тогда может нас спасти, — это непостижимая милость Божия, когда Господь каким-то неведомым образом прикасается к тому, что в нас еще осталось хорошего, и это хорошее иногда воскресает, откликнувшись, а иногда нет. Это тайна нашего сердца, в котором всё заключено.
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (Еф.4:29)
Есть такое выражение – предавший однажды, предаст и дважды.
А как с христианской точки зрения относиться и общаться с человеком, который предал? Даже если человек искренне прощает, то ведь не забыть и скорее всего уже не будет полагаться на такого человека в жизни. То есть получается остается какой-то осадок и доверия уже такого нет к человеку, хотя общаешься с ним хорошо и доброжелательно. Это касается всех отношений, в том числе мужчины и женщины.
Или эта фраза «Предавший однажды, предаст и дважды» в корне не христианская?
Образцом христианского поведения для нас является Христос и все святые. Можно вспомнить, как Христос простил апостола Петра, отрекшегося от Спасителя трижды.
Можно вспомнить Иосифа, преданного своими братьями и проданного в египетское рабство и всё всем простившего.
Как христиане, мне кажется, мы не должны быть злопамятными. Другое дело, что часто мы до этой планки не дотягиваем.
А вообще, есть такая поговорка одного святого отца: «Всех люби и всех беги», мне кажется, это как раз относится к таким случаям: о всех молись, но не всем доверяйся.
И ещё: «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».
Если остался осадок — значит не удалось до конца простить.
IRUS
я просто здесь живу 🙂
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 21:17 Сообщения: 36628
Возраст: 62 Вероисповедание: Православный, не МП
Есть такое выражение – предавший однажды, предаст и дважды.
А как с христианской точки зрения относиться и общаться с человеком, который предал? Даже если человек искренне прощает, то ведь не забыть и скорее всего уже не будет полагаться на такого человека в жизни. То есть получается остается какой-то осадок и доверия уже такого нет к человеку, хотя общаешься с ним хорошо и доброжелательно. Это касается всех отношений, в том числе мужчины и женщины.
Или эта фраза «Предавший однажды, предаст и дважды» в корне не христианская?
Согласная с тем, что если меня предали, значит я этого заслужила. Ничего без Воли Божьей не происходит. У каждого, ИМХО, поступка человека есть обратная сторона, есть факторы, которые могли повлиять на выбор. И каждый ошибается. И не каждому дано извлекать уроки из своих ошибок и не обжигаться вновь. Пришёл монах к одному авве и спрашивает: «Отче, я пал». «Вставай». «Отче, я опять пал». «Опять вставай». «Отче, я снова пал». «Снова поднимайся». «Отче, да сколько же так?» «До смерти». Любовь прощает всё.. Искренняя и настоящая любовь к человеку.
«Сердце матери» — это не песня, это стихотворение. А написал его в 1935 году известный поэт Дмитрий Кедрин, судьба которого была трагичной: сразу после войны его зарезали в электричке неизвестные.
Угу. У меня это сводится в лучшем случае к формализму «Здравствуйте» — «Здравствуйте». (На работе у меня так было.. За чаем делилась впечатлениями по многим вопросам, а потом.. на! Мне в глаза — одно, за глаза — другое. Просто так. Потому что поговорить больше не о чем. Обижалась очень я. А потом.. Я ведь тоже не ангел. Сама язвой могу быть, когда не по-мойму сделают-скажут-поступят. Короче, проблема решилась — меньше чай надо на работе пить и с тетеньками общаться. И о себе не совсем близким людям рассказывать. Так сказать, не искушать )
Есть такое выражение – предавший однажды, предаст и дважды.
А как с христианской точки зрения относиться и общаться с человеком, который предал?
Не теряя головы, но в то же время помня, что в Евангелии написано прощай до .. n-ого числа раз.
Это сильная психологическая травма. Если случалась в детстве, то любая нелепость со стороны партнера может вызывать страх предательства и приводить к жуткой и неуместной реакции. То есть стоит непредвзято отнестись к ситуации. Было ли предательство? Или было нечто похожее на него?
Жизнь это не подтверждает. Бывает и так и сяк. К примеру бывает, что мужчина напьется в зю-зю, тут же его окрутит какая-нить, какую он с утра и не вспомнит. придет он, покается жене. И вот если она умная, то она поймет, что раз сказал, значит просит помощи, значит любит и жаждет продолжения отношений. А если она только этого и ожидала (бывает, что на измену толкает холодное поведение жены), то она будет «на коне» и куда там бедняге — не допрыгнет со своими чувствами.
Вот кстати, хотя и не в тему, бывает родит жена ребеночка и про мужа забывает, вся в ребенках и пеленках. А ведь нельзя так. Золотой только муж это перетерпит без бутылки и любовниц. Так вот и толкают на «предательство» иной раз.
Это не в тему, а просто как-то пришлось к лову. То есть. надо внимательно смотреть, кто на самом деле предает и предает ли вообще.
Зарегистрирован: 03 сен 2006, 02:30 Сообщения: 8547
Возраст: 47 Откуда: МОСКВА Вероисповедание: Православный, МП
Мой первый постоянно»каялся»когда его любовница посылала его на все 4-е стороны.Да так «каялся»,что вся ночнушка была мокрая.И ещё гордился своей честностью
Возраст: 39 Откуда: Березовый край Вероисповедание: Православный, МП
Вот кстати, хотя и не в тему, бывает родит жена ребеночка и про мужа забывает, вся в ребенках и пеленках. А ведь нельзя так. Золотой только муж это перетерпит без бутылки и любовниц. Так вот и толкают на «предательство» иной раз.
Это не в тему, а просто как-то пришлось к лову. То есть. надо внимательно смотреть, кто на самом деле предает и предает ли вообще.
К примеру бывает, что мужчина напьется в зю-зю, тут же его окрутит какая-нить, какую он с утра и не вспомнит. придет он, покается жене.
Что-то я таких примеров никогда не слышала. Я про «покается жене»
Концовочку можно и переиначить —«а вот придет он домой, и найдет у него жена что-нибудь уличающее». ну, а далее по тексту.
И тут поправочку-с. Сделается жена беременная, толстеная, да еще и родит потом ребеночка, и муж про нее забывает, весь в «совещениях» и «командировках».
Всякое отношение к женщине или мужчине (вне брака или даже в браке) лишь как к источнику только плотского наслаждения с христианской точки зрения есть грех, ибо оно предполагает расчленение триединого человеческого существа, делает часть его вещью для себя. Оно свидетельствует о неумении управлять собою. Жена носит — муж бросает ее, ибо она не может с блеском удовлетворять его страстность. Жена кормит — муж уходит, ибо она не может уделять ему достаточного внимания. Грехом является даже нежелание идти домой к беременной или уставшей и беспричинно (может быть, — только как кажется) плачущей жене. Где тогда любовь? ______
Грех, совершенный человеком, очищается и прощается чистосердечным раскаянием в Таинстве покаяния, то есть — переменой образа мыслей и поступков, сопровождаемым обещанием впредь не совершать такой (и иной:)) грех. Раскаяние в грехе против ближнего — таком, как предательство -предполагает, вообще-то, просьбу о прощении к этому самому ближнему — если она была, то долг христианина в том, чтобы простить. А дальнейшие отношения с этим человеком — это уж насколько искренне было его раскаяние. Конечно, что-то вроде «испытательного срока» не помешает — некий период, когда можно было бы убедиться в перемене в человеке, в каком-то смысле аналог епитимии. Хотя прощать бывает трудно, но — «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».
. Кстати, есть некоторые ситуации, когда даже исповеданный и раскаянный грех не проходит, если так можно сказать, бесследно для совершившего его человека. Речь не только о внутренних переживаниях и сокрушениях, как самого человека, так и, возможно, затронутых его грехом или последствиями его греха, но и о вполне внешних запретах — епитимии, или, например, запрете на принятие священного сана для совершивших убийство или прелюбодеяние.
. Так что фраза про возможность повторения греха предательства — это вообще про удобопреклонность человеческой природы ко греху. Только грех предательства — один из тяжких, потому он свидетельствует о серьёзных душевных недугах, и, возможно, поэтому о нём и говорится в этом высказывании.
Надо прощать человека. Иначе же как? Помните как в Писании говорится? Надо прощать своего брата «до семидежды семи».
Беда наша в том (особенно сейчас) что мы разучились прощать. И чем дальше – тем больше. Считается, про прощение – это проявление слабости. Хм. А на самом-то деле это проявление силы. Потому что, порой, простить очень тяжело. Нечеловечески тяжело. Простить не формально, а по-настоящему. Как Отец наш прощает. Ведь после исповеди не поминаются нам грехи наши. И простить, означает забыть.
Прощение – ведь это же выражение любви к человеку. Потому что когда любишь – по-настоящему, от сердца, от души – то и прощаешь своего ближнего. Но вот забыть. С этим сложнее, потому что, порой, в душе остаются глубокие шрамы. Надо этому учиться. Иначе никак.
Как относиться к предательству…
Автор
Сообщение
Туманна
Сообщения : 1171 Дата регистрации : 2015-03-04 Откуда : Россия
Тема: Как относиться к предательству… Чт 19 Мар 2015, 21:12
Как относиться к предательству… К предательству можно относиться по разному. Кто-то захочет отомстить, кто-то предпочтет вычеркнуть такого человека из своей жизни и двигаться дальше. Но суть не в этом… Я не перестаю повторять, что все что происходит с нами в жизни — не случайно, а дано нам для чего-то…
Что такое предательство? Это кардинальное несоответствие наших ожиданий с произошедшей (неприятной) действительностью. Задумайся, почему ты воспринял поступок другого человека как предательство?
Во-первых, потому, что ты никак не ожидал этого от человека. Во-вторых, на твой взгляд такой поступок не приемлем, не этичен, аморален и так далее…. (можешь подставить любые свои утверждения). Но факт остается фактом, что это только твоя картина мира. Если для твоей личности какие-то поступки не приемлемы, то для другой личности они могут считаться и быть нормой… Ты можешь возразить мне и сказать, что знаешь (знал) этого человека достаточно долго, чтобы быть уверенным, что его моральные принципы схожи с твоими. Он казался тебе хорошим человеком и поэтому ты никак не мог ожидать от него предательства.
Но хочу заметить, что в этом возражении уже скрыт ответ…
Ты не можешь быть уверенным на 100% в другом человеке, каким бы он тебе не казался. Мы склонны воспринимать других людей через призму собственного опыта…
Это несложно доказать… Возьми в качестве примера определенного человека и дай ему свою характеристику. Опиши его качества, черты характера, внешность, способность или неспособность к предательству и так далее…. Затем найди 10 общих знакомых и попроси их оценить этого же человека с их позиции… Ты удивишься на сколько разными могут быть описания…
Можешь повторить эксперимент, взяв за объект описания самого себя. Проанализируй и запиши, каким ты воспринимаешь себя. Затем также попроси своих знакомых честно охарактеризовать тебя с их позиции… (Правда в этом случае, ты получишь не до конца правдивые ответы твоих знакомых. Многие в силу тактичности умолчат о некоторых твоих недостатках.) Но это не страшно. Ведь с помощью такого небольшого теста, ты сможешь понять что все мы оцениваем друг друга по-разному (исключительно со своей точки зрения и своего опыта общения с данным человеком. Поэтому мы легко можем ошибаться на его счет…
Вернемся к предательству… Так что происходит, когда человек совершает аморальный с нашей точки зрения поступок, которого мы от него не ожидали? Правильно! Мы расцениваем это как предательство!
Что делать? Я могла бы дать вам совет типа простить и отпустить ситуацию, но простить предательство не так легко, и поэтому этот совет бесполезен.
Но давайте поговорим о том, как относиться к «предательству», чтобы не нарушать своей душевное спокойствие. Что выводит из состояния равновесия и не дает возможности простить?
Отсутствие четких и логический объяснений. Если мы не услышали причин, которые бы нас устроили, то мы не сможем понять человека, а значит и простить. А иногда в нашей картине мира просто не существует доводов, которые могли бы помочь нам оправдать тот или иной поступок. И это нормально. Все мы разные.
Зная и понимая причину своего восприятия ситуации, гораздо проще отпустить ситуацию, чтобы она не приносила вам душевных страданий. Попробуйте осознать, что предательством это выглядит лишь с вашей точки зрения. А негативная ситуация — является для вас либо уроком, с помощью которого вы станете мудрее и более опытны в этой жизни. Либо возможностью, воспользовавшись которой вы измените что-то в своей жизни.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что это вы виноваты в том что вас предали или что не стоит никому доверять. Нет, совсем нет! Я лишь пытаюсь донести, до вас одну простую истину…
Иногда, когда мы не в силах изменить ситуацию — мы можем изменить отношение к этой ситуации.
Например, предательство любимым человеком может заставить вас пересмотреть ваши отношения. И если бы не конкретный случай, возможно вы до сих пор бы жили в иллюзиях.
Предательство друга — может мотивировать вас к прекращению всяких отношений с этим человеком. И возможно подсознательно вы уже давно понимали, что пора это сделать. Но в силу привычки и уважению к многолетней дружбе, вы всегда находили для этого человека оправдания и бездействовали.
Есть еще миллион возможных уроков которые можно извлечь из предательства и обернуть в свою пользу, но в рамках одной статьи просто не возможно рассмотреть всевозможные ситуации и варианты.
Измена, как быть? Советы православного психолога (рекомендовано к чтению и атеистам тоже)
В своих поисках на мучающую меня проблему наткнулась на оин хороший православный сайт. Некоторые статьи очень порадовали, ответили на мои вопросы и как-то меня поддержали. Предлагаю вашему вниманию одну из них.
Если вскрылся факт супружеской измены, в каких случаях стоит прощать измену, а когда ее не стоит прощать?
– Простить предательство очень трудно. Часто людям задают вопросы на телевидении, в СМИ, в интервью: «Что бы вы могли простить, а что бы вы вообще не смогли простить?» И практически всегда те отвечают: «Предательство бы не простил». Это тема такая острая, по больному режет так, что рана может очень долго не затягиваться.
И, тем не менее, мне кажется, что прощать нужно все. Прощение – это великая исцеляющая сила. В первую очередь для себя самого. Но и другому человеку она может помочь исцелиться.
В таких ситуациях женщинам, которые ко мне приходят, я обычно задаю вопрос: «Вы хотите еще кого-то искать, создавать новую семью или вы готовы бороться за любовь и простить этого человека?». Если женщина говорит, «Я не зарекаюсь от создания новой семьи, но я хотела бы восстановить эти отношения. Я буду пытаться изменить себя, может, он увидит, что со мной что-то произошло, а там видно будет». Чаще всего, в таких случаях семья сохраняется. А варианты, когда не простил человек партнера, однозначно – это развод. И такой человек, вероятнее всего, опять будет наступать на те же грабли.
Вот сегодня мне звонила женщина. Она приходила с мужем на консультацию полгода назад. Ситуация очень не простая, потому что они в научной сфере вместе работали, и он воспринимал ее как друга. Со временем она захотела детей, а ему не очень хотелось, поскольку его удовлетворяло то, что она сконцентрирована только на нем. Но она хотела детей, и родила двоих, одного за другим. А он нашел другую женщину. Жена была в декрете, на ее место пришла работать женщина, и он с ней завел роман. Но она на мой вопрос, «любите или нет, склонны вы простить его или нет, готовы ли на что-то надеяться?», ответила: «Я буду бороться за него».
Она оказалась готова примириться даже с тем, что он ушел, живет отдельно, приходит к детям, хотя носит обручальное кольцо и показывает всем, что он женат. Он показывает той женщине, что не свободен. То есть он, что называется, «хорошо устроился». А жена говорит о том, что любит его и ей никто другой не нужен. Она ему сказала, что это твой выбор, я тебя понимаю, ты ушел, мне, конечно, больно, что ты себя так повел, но двери моего дома открыты для тебя всегда. И это не может не убедить другого человека.
– Ирина Анатольевна, такая вера в силу прощения – не каждый человек на нее способен.
– Конечно не каждый, и большое количество людей на это практически неспособно, к сожалению. Но сколько я таких ситуаций видела, там, где женщина или мужчина последовательны, когда выбирают для себя стезю прощения измены, это приносит победу. Победу любви.
Неверность супруга — это очень больно. Часто вспоминаю такую историю. 20 лет жили супруги вместе, за последние семь лет он дважды ее предал. Дважды предать за семь лет! Она едва оправилась от удара, через семь лет он опять ей «двинул». Однако же она опять встала на эту дорогу. Она сказала, «я хочу, чтобы мы были вместе, я люблю этого человека». И, слава Богу, они вместе. Очень больно ей было, она ломала свое самолюбие…
Если нас предали, обычно нам есть что в себе исправить. Своим предательством человек, который тебя предал, как бы корректирует тебя. Вместо того чтобы обсуждать проблемы, языком этого удара он тебе говорит, что в тебе его что-то не устраивает, подумай. А может быть, он что-то тебе не раз говорил, сообщал, а ты «не чешешься». Мы иногда бываем просто глухи к тому, какими люди хотели бы нас видеть.
– Если мы говорим о некоем личностном кризисе, который приводит к росту человека, тогда, возможно, измена и прощение измены – это путь даже к какой-то новой ступени отношений, которая выше, чем то, что было до предательства?
– Да. Я как раз об этом говорила с той семьей: «если вы сейчас это преодолеете, вы дорастете до новой ступенечки ваших отношений». И, на самом деле, они потом подтвердили, что стали друг другу ближе.
Почему? Потому что, оказывается, она все время была не удовлетворена тем, что он не развивается духовно. Он интересный мужчина внешне, и статус у него социальный неплохой, и собеседник приятный, но, с точки зрения общего развития, нет глубины. Он не читал никакой литературы. И она уже не знала, как на него воздействовать.
А как может семья, в которой нет взаимных интересов, быть динамичной, как? Она начинает бродить, эти отношения начинают киснуть. Процесс брожения приводит к взрыву. После того как мы с ним поговорили об этой его проблеме, она мне звонит и рассказывает: «представляете, мы с ним едем в электричке, и он мне говорит, ты знаешь, я теперь тебя понял, я совершенно неинтересный человек, я ничего не читаю, а ты хотела, чтоб я с тобой это все обсуждал». Для нее это было такое неожиданное чудо.
– Это после того, как она простила его предательство?
– Какие качества помогают простить измену?
– Любовь, великодушие и жертвенность. Жертвенность – это свойство настоящей любви.
– А что значит простить измену? Это не просто сделать вид, что ты простил, ведь можно принять человека обратно, но внутри себя не простить, не забыть, продолжать себя есть, и может даже в чем-то мстить ему? Что значит простить по-настоящему?
– Простить – это изгладить из памяти.
– Простить и забыть?
– Нет, забыть – это не простить, забыть – это вытеснить, и так или иначе это может потом всплыть. А простить – это значит, просто вообще ничего не помнить об этом, не возвращаться к этому. Не помнить, как будто этого не было. Знаете, это как на магнитной пленке, стираешь, и этой информации нет. И это возможно.
– Возможно? А как к этому прийти?
– Дело в том, что простить всегда проще, когда ты встаешь на место другого. Ведь если мы осуждаем кого-то за предательство, то можем заглянуть в себя и там под лупой увидеть, что когда-то ты кого-то в чем-то предал. Не может быть такого, чтобы мы настолько были безупречны, что нам нечего вспомнить — невозможно. Если по максимуму, то даже если ты подумал о другом человеке что-то не то, ты уже его предал. И в будущем ты можешь так же оступиться, как он. Не зарекайся, ты также можешь поставить подножку своему супругу.
Вот этот мужчина сказал мне, что, «я проанализировал этот свой проступок, и вспомнил, что своего друга осуждал, я возмущался: «как ты можешь идти налево, когда ты в браке уже столько лет? И буквально совсем немного времени прошло, и я вляпался в такую же историю». Он не хотел изменять: «вы знаете, я просто не был внимателен к себе, поддался воле чувств, мне эта женщина даже не была интересна, просто какой-то подъем был эмоциональный, и я вот ушел в сторону. Дальше-больше, и все, и зашел в тупик». Но причина была не только в том, что он осудил, там еще было много сопутствующих факторов, как обычно, когда происходит какой-то конфликт, там целая цепочка начинает раскручиваться.
– То есть он осудил, вместо того, чтобы тогда поставить себя на место друга, подумать, что он так же может поступить? А он не обратил на это внимания, и из-за этой невнимательности повторил ту же ошибку?
– Да. Он считает, что это одна из возможных причин его измены.
– Ирина Анатольевна, а сможет ли любовь остаться настолько же сильной и целостной после измены и предательства, как это было до?
– Она будет просто другой. Любовь может вырасти. Любовь зреет и бывает, что зреет через боль.
Это не значит, что нужно друг друга так «шандарахать» и «шандарахать», мы «сходили на сторону», и от этого еще больше и больше любовь у нас растет друг к другу. Нет, но если мы не умеем любить, то мы учимся любви. Это очень болезненный процесс. Мы растем через катаклизмы, и в зависимости от того, как мы решаем эти проблемы, мы регрессируем или, наоборот, развиваемся.
Мне понравился образ. Я где-то прочитала, биологи обратили внимание, что когда деревце растет слышно через специальную аппаратуру, как хрустят веточки. И через этот хруст, эту ломку, деревце становится взрослым, красивым.
– Мы с вами снова приходим к тому, что зачастую измена – это шанс, возможность вырасти.
– Да, есть некие типичные искушения, с которыми семьи, сталкиваются на протяжении своей жизни. Это практически всегда в первые годы совместной жизни какие-то материальные неурядицы и, может быть, проблемы экономические, это измены, это болезнь членов семьи, алкоголизм у кого-нибудь из членов семьи. Вот основные ямы, которые должна объезжать семейная система на пути к своей цели.
– А цель – это взаимная любовь, обретение целостности семейной, где все члены семьи едины.
– Прощение – это труд. Нужно ли как-то работать над собой после прощения измены?
– Думаю, да. Можно расслабиться: я простил и все. В той ситуации, о которой я рассказывала, семь лет прошло, и он ей опять изменил – она расслабилась. И во второй измене для нее открылись новые горизонты. Оказалось, что проблема не ограничивалась только их отношениями. Потому что та женщина, которую он себе нашел в последний раз, была похожа на его мать. А у его жены был конфликт с его матерью. Через эти грабли они вышли на решение более глубинной проблемы, которая тянулась на протяжении многих лет. Она никак не хотела принимать, что, пока она не решит проблему отношений с его матерью, он не успокоится. Измена дала повод к размышлению, к преодолению своих негативных эмоций, связанных со свекровью.
– А если ты говоришь человеку – «я тебя простил», а на самом-то деле не простил и не чувствуешь такой любви, как раньше, как работать над собой? Какие шаги?
– Это уже, на самом деле, не мало, если ты повернулся в сторону человека, который тебе «двинул» по больному месту. Это уже шаг, что ты хотя бы постарался простить. Дальше – больше, нужна постоянная внутренняя работа.
Мы знаем, что Господь заботится о каждом из нас. И те ситуации, в которые мы попадаем, даже очень сложные, они тоже не случайны, они являются нам для того, чтобы нас чему-то научить.
А если люди мыслят категориями максималистскими – «он меня предал, я никогда не прощу предательства!», на самом деле, это проблема человека, который так считает. Мы понимаем, что жизнь сопряжена с разными сложностями, искушениями, и мы должны быть к этому готовы. Для нас не должно быть неожиданностью, что нас кто-то предаст, уязвит наше самолюбие. Это нормально, нормативный конфликт, есть такое понятие в психологии. Это все естественные законы человеческого развития, законы жизни.
Господь все делает для нашей пользы. Вопрос только в том, что Он хочет в нас исцелить, что Он хочет в нас изменить, в чем Он хочет помочь нам быть лучше? Есть некий недостаток, который во мне есть. Если я считаю, что меня предали, значит, я обижен. Значит, в этой ситуации мне показывают, что я очень обидчивый, самолюбивый человек. Значит, сейчас я должен направить все свое внимание на эту свою личностную проблему. И что я делаю? Маленькими шагами начинаю бороться. Я сделал попытку к примирению, как мне это ни трудно, говорю, ну ладно, это не смертельно, давай попробуем дальше жить с этим. Нужно хотеть научиться прощать, хотеть научиться любить, понимаете?
В первую очередь нужно обращать внимание на самого себя. Когда мы думаем только, «как он меня предал», как он виноват, гнев заслоняет наше сознание. Мы и себя-то в такой момент уже плохо воспринимаем, и как идти вперед – не видим. За этим горем, за унынием мы плохо видим ориентиры. А когда мы прощаем и хотим простить, Господь нам помогает, включается уже духовная сила. И тогда ты уже не циклишься, что там с ним, и он уже чувствует себя более спокойно, потому что его не дергают, не упрекают, не укоряют.
Если он оценил свое поведение, как неадекватное, то, конечно, он сейчас как на иголках, он ждет, что его сейчас опять будут унижать. И он понимает, что низко себя повел. Нормальный человек не может не понимать, что он вляпался в грязь. И мы, если будем в себе муссировать осуждение его поступка, будем непроизвольно отыгрываться на нем. Это к хорошему не приведет, потому что усилит вектор к разрыву.
Ведь в конфликте всегда виноваты оба. Может, один в большей степени, а другой в меньшей. Лучше будем этот конфликт использовать с выгодой для себя. А выгода в том, что это отправная точка возвращения к себе, любви к себе. Когда я обижаюсь, я не люблю себя, потому что обида – это зло. Поэтому надо отделить себя, как образ Божий от обиды и стараться ее не пускать в сердце. Любить свою душу – это, значит, не позволять монстрам злобы овладевать нашим сердцем.
И тогда человек, который рядом, он тебе доверится. Нужно помочь ему обрести самого себя, потому что он потерял себя. Когда ты себя начинаешь опять узнавать, ищешь любви к себе, этот человек тоже не боится тебя и может тебе открыться и может даже сказать: «Как я себя вел безобразно, спасибо тебе, что ты мне помог!».
– Если человек не прощает, какие для него могут быть внутренние последствия, помимо развода?
– Непрощение – разрушительно. Человек, который не простил измену, не может быть спокоен. Он возвращается к каким-то эпизодам жизни, связанным с обидчиком, он вспоминает об этом при случае, без случая, то есть он с этим человеком практически не расстается. Он негодует, он недоволен или печалится. Непрощение подтачивает душу.
Зачем нам надо губить свою душу? Мы держимся за свои страсти, как Гобсек, который сидит на своем добре, которое гниет уже, и никому не нужно — рухлядь какая-то.
– А какие следствия прощения?
– Последствия прощения – личностный рост, любовь к себе, спокойствие души.