Меню Рубрики

Как оцениваете учение лютера с точки зрения свободы личности

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.

Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.

Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

Срочно!Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности.

Учение Мартина Лютера, немецкого реформатора 16 века, предоставляло б`ольшую свободу личности человека, чем учение католической церкви.
Именем Мартина Лютера названо одно из направлений протестантизма — лютеранство, которое предполагает, что между человеком и Богом не обязателен посредник (в лице церковной организации). В лютеранской церкви нет дорогостоящих обрядов, богослужение ведётся на местном языке.

Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности ?

Я согласна с учением Мартина Лютера,потому что я так же как и он считаю что нельзя брать денег за индульгенцию,и «общение с богом» это не правильно,тем более с богом можно общаться через библию,а не с помощью церковных служителей,которые тоже причём берут деньги

Другие вопросы из категории

оправдать такие действия Петра1? Объясни свою позицию, приведя 2 аргумента.

Министерство внутренних дел

Министерство народного просвящения

ко всем министерствам функции

Читайте также

точки зрения,которую вы разделяете. Свою позицию обоснуйте. Если ни с одной из представленных точек зрения вы не согласны,запишите своё мнение. квадрат тут будет,как ( )
-Это антинародная политика ( )
Это лишь подавление тех или иных враждебных группировок ( )
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА,ЗАРАНЕЕ ОГРОМНОЕ СПАСИБО

промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы,
благодаря ее удачному географическому положению, способствовавшему в XVII-XVIII вв.
развитию мореходства и морской торговли. Согласны ли вы с этой точкой зрения?
Свое мнение обоснуйте.

едставлял себе целивосстания?Как вы считаете,участники восстания на Сенатской площади чувстования себя людьми,поднявшимися на правое дело,или нарушителями закона,которых ждёт неминуемое наказание?если бы вам пришлось оказаться на Сенатской площади,на чьей стороне были бы ваши симпатии?

в экономику в конце 19-начала 20 века было вполне оправдано и только способствовало быстрому социально-экономическому развитию страны. согласны ли вы с этой точкой зрения? приведите не менее двух аргументов в подтверждение своего мнения

Как оцениваете учение лютера с точки зрения свободы личности

Вопрос: как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

лютеранское учение освобождала людей от постоянных молитв и богослужений в католической церкви можно было купить прощение , а в лютеранском ты должен сам завоевать доверие бога.

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

Переходим на личности

31 октября 1517 г. началась Реформация

Правильный и последовательный анализ богословского модернизма неизбежно порождает обвинения в субъективной пристрастности аналитика к модернистам. Поэтому обвинения антимодернистов во «вражде» и «нелюбви» к реформаторам являются общим местом, и нельзя сказать, что они полностью безосновательны.

Конечно, было бы прекрасно рассуждать о модернизме только с самых общих и объективных позиций, и обычно антимодернисты так и поступают. Однако более глубокий анализ выявляет две стороны модернизма, которые делают субъективизм неизбежным.

Прежде всего, по собственному утверждению модернистов, для них религия есть результат их личного или коллективного опыта, ощущения, переживания. Согласно первому модернисту в собственном смысле слова Ф. Шлейермахеру, религия есть вкус и чувство вечного и бесконечного, а Христианское учение – это религиозные чувства, выраженные в словах. Такое переживание может быть чисто сентиментальным, экзистенциальным, пороговым или в плане бытия, как учил митр. Антоний Сурожский, но так или иначе это их личное непередаваемое переживание: «моя религия», «мое ощущение», «мое богословие». Поэтому тот же митр. Антоний бесстрашно отвечает на догматические, нравственные и канонические вопросы: «я думаю», «с моей точки зрения«, «мне кажется«, «думаю, да» и т.д. То есть модернизм, с этой стороны, есть чистый субъективизм.

Есть и другая сторона, неоднократно отмечавшаяся, и как раз на теоретическом уровне расследованная философом Э. Фогеленом. Мы имеем в виду фундаментальную нечестность модернизма и либерализма. Как таковая, она уже несводима к нечестности модернизма как мировоззрения, а разоблачает личную нечестность самих модернистов.

Поскольку, по слову св. Григория Богослова, порок есть нечто неподводимое под правила, то неизбежно наступает такой момент осознания, когда модернизм исчезает как какое-либо «учение», и остаются лишь многочисленные модернисты, совершающие те или иные интеллектуальные преступления. И сколько бы они ни говорили бессмысленных, безумных или кощунственных вещей, в этом не будет никакого закона и порядка, а будут лишь мириады единичных ложных утверждений отдельных людей.

С этой очень важной стороны: модернизм – это модернисты. Следовательно, нам никуда не уйти от субъективизма в их оценке, поскольку к этому и подводит самый корректный анализ. Антимодернизм в этом смысле является личным противостоянием нечестным и неправоверующим лицам. По слову Давида: Враги они мне (Пс. 138:22). Причина такого положения в том, что сами модернисты так ставят высокие и фундаментальные вопросы и так уходят от ответов на них, что для разоблачения их лжи приходится атаковать их самих.

Фундаментальная нечестность заложена в самой природе модернизма. Так, в либеральной мифологии считается, что в основании реформаторских движений находились бескорыстные искатели истины, чьи идеи обновления Христианства лишь впоследствии подверглись опошлению. Так рассуждают и «ученые» из секты о. Г. Кочеткова, которые стремятся отделить дореволюционных обновленцев типа Г. Петрова или о. И. Егорова от обновленцев советского времени. Верно ли это, рассмотрим на классическом примере архиреформатора Мартина Лютера.

Возьмем знаменитое выступление Лютера против индульгенций. Согласно протестантской агиографии, Мартин Лютер возмутился продажей его прихожанам индульгенций странствующим монахом, который прибыл в окрестности Виттенберга. Тогда Лютер прибил к дверям собора свои 95 тезисов, которые были полным ниспровержением средневековой схоластики и католических предрассудков. С этого и началась Реформация.

Протестанты и им сочувствующие излагают эти события как выступление Лютера за христианскую свободу против злоупотреблений римо-католицизма. Так трактовали это выступление уже славянофилы, следуя, конечно, протестантским историкам:

Проснулась надежда основать убеждение человека на началах высших, чем рационализм и юридическая формальность; проснулась надежда найти спасение в том духовном мире, который положен Создателем в основу обновленному человечеству. Свежее и бурное протестантство, полное юных мечтаний и какой-то строгой поэзии, облагородило личность человека и влило новую кровь даже в истощенные жилы одряхлевшего латинства (А.С. Хомяков).

И.В. Киреевский даже утверждал, что Реформация способствовала развитию просвещения народов, которых она спасла от умственного угнетения Рима, самого невыносимого из всех угнетений. В этом заключается главная заслуга Реформации, возвратившей человеку его человеческое достоинство и завоевавшей ему право быть существом разумным.

Сказка про человека с молотком никогда не умрет?

С тех пор ту же песню мы слышим в исполнении согласного хора модернистов: Решительное утверждение религиозной свободы личности и неприкосновенность личной совести составляют заслугу протестантства (В.С. Соловьев), а о. И. Мейендорф находит у Лютера антиюридизм, который о. Мейендорф одобряет как якобы классическую и святоотеческую мысль.

Однако если обратиться к тому, что говорится в 95-ти тезисах об индульгенциях, нас ожидает некоторый сюрприз. Во-первых, эти тезисы предназначались для их обсуждения богословами, а не прихожанами Лютера, и соответственно были изложены на латыни. То есть резонанс, ими вызванный, не зависел от широкого общественного мнения.

Во-вторых, Лютер выступает не против индульгенций, а только против злоупотреблений при их продаже. Лютер полагает: Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением (тезис 69), и провозглашает анафему на противников индульгенций: Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят (тезис 71).

Он признает, что существует некий правильный способ торговли индульгенциями, хотя и отмечает, что он практически не встречается: Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами — в высшей степени редок (тезис 31).

«Вызов» Лютера католицизму состоит лишь в требовании разъяснять, что дела милосердия выше в глазах Божиих, нежели их денежная замена – покупка индульгенций. Мы берем слово «вызов» в кавычки, поскольку католическая церковь никогда не учила иначе, и весь протест Лютера оказывается внутренне пустым.

Те, кто знаком с учением протестантизма, с удивлением обнаружит, что Лютер отнюдь не отрицает значения добрых дел для спасения. Скорее напротив, его гнев направлен на индульгенции как уводящие от этих спасительных дел: Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния (тезис 41). Необходимо также убеждать христиан, считает Лютер, что папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия (тезис 42).

Лютер, правда, очень сокрушается по тому поводу, что простые люди могут быть введены в заблуждение продавцами индульгенций и впасть в некоторые заблуждения. В какие же? Он настаивает на собственно католическом учении: Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции (тезис 43).

Можно было бы счесть протест Лютера одним из исторических мифов. Однако наблюдателя настораживают две вещи: необычное учение о Таинстве Покаяния и акцент на том, что «подумают простые люди».

Как образованный богослов своего времени, Лютер не мог не знать, как католицизм учит об индульгенциях. И он должен был понимать, что ломится со своими тезисами в открытую дверь. Согласно католическому учению, таинство Покаяния имеет две стороны: собственно Таинство отпущения грехов, совершаемое священником, и вторая сторона: это плоды покаяния и дела милосердия, которыми прощение грехов как бы «закрепляется», избавляя душу от пребывания в изобретенном католиками Чистилище, или сокращая это время. Индульгенции относились всегда только ко второй части покаяния и ни в коей мере не заменяли Таинства Покаяния. Это многократно подтверждалось чуть не папскими буллами. Собственно это излагает и сам Лютер: Простительная благодать индульгенций обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески (тезисы 33 и 34).

Читайте также:  Индивид и личность с точки зрения философии

Если католическая церковь учила только так и не иначе на протяжении столетий, о каком непонимании со стороны простого народа здесь могла идти речь? В позднем Средневековье даже самый невежественный прихожанин не мог спутать отпущение грехов патером в исповедальне с покупкой индульгенций у простого монаха.

Мало того, индульгенции приобретались отнюдь не только за деньги, но главным образом — и это следует особо подчеркнуть во избежание неясности — за различные благочестивые действия: паломничества, чтение молитв по розарию (четкам), пожертвования нищим, на постройку церквей, и даже дорог и мостов. Поразительно, но, согласно папским определениям, молитва перед образом Спасителя в терновом венце давала освобождение от мук в Чистилище на протяжении 26 тысяч лет. Поэтому покупка индульгенций была лишь дополнительным актом католического благочестия.

Наконец, те индульгенции, против которых так восстал Лютер, собственно и были сбором пожертвований на постройку храма св. Петра в Риме, то есть даже в них можно было видеть одно из дел милосердия.

Хотя Лютер, по уверениям протестантов и протестантствующих, выступал против индульгенций, на самом деле в этом вопросе он ни в чем от католиков не отличался и никакой реформы не предлагал.

Наряду с этим несуществующим пунктом расхождения у Лютера все же были большие претензии к Христианству. В самом начале Тезисов ясно сказано, чем он был по-настоящему недоволен. Здесь он говорит, что Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием. Это слово «покайтесь» не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника). Тем самым, Лютер, как и гуманист Эразм Роттердамский (см. Опыт деконструкции богословского модернизма), утверждает, что Церковное Таинство Покаяния не основано на Писании, является действием только человека-священника, и соответственно, таинством не является.

Наряду с этим подрывом всего Христианского учения о спасении, в Тезисах как навязчивая идея звучит забота о том, что могут подумать миряне. Это тем более странно, что, по всем сведениям, к 1517 г. все основные идеи богословия Лютера сложились, и были даже изложены в его латинском сочинении Disputatio contra scholasticam theologiam. И это означает, что ко времени опубликования Тезисов он, например, уже отрицал необходимость добрых дел для спасения, тогда как в Тезисах он продолжает говорить иное. Утверждая банальную мысль, что благие дела более необходимы для прощения грехов нежели индульгенции, Лютер в то же время считал, что благие дела не заслуживают человеку прощения, а отпущение грехов, даваемое посредством священника, не имеет отношения к собственно покаянию.

Мало того, Лютер отрицал к этому времени Таинство Покаяния вообще и по принципиальным соображениям, поскольку, по его учению, человек не перестает быть грешником и после Крещения и Исповеди. Согласно Лютеру, в грехопадении природа человека повреждена бесповоротно. Человек греховен в корне, и спасение состоит не в превращении грешников в святых, а во вменении греховным людям оправдания. Simul iustus et peccator (одновременно оправданный и – грешник),- гласит знаменитое изречение Лютера.

Итак, мы видим, что вся аргументация Тезисов была сознательным обманом. За словами Лютера следует видеть бездну неверия, в котором до поры до времени он предпочел не признаваться, и такую пропасть нечестности, которая не поддается ни оправданию, ни объяснению с общих позиций. Такой узел нечестности и ложных воззрений можно распутать, лишь дав оценку личности самого Лютера, осудив его как лжеучителя и обманщика.

Справедливо осуждать римо-католицизм за его отступления от Истинного Православия, но что следует сказать о таком начале Реформации? Конечно, с точки зрения либерализма заблуждения Лютера и других отцов-реформаторов являются извинительными ошибками, поскольку Лютер все-таки освободил человечество от умственного угнетения Рима, самого невыносимого из всех угнетений.

Из простого сопоставления слов и идей Лютера видно, что никакой ошибки здесь не было, а были лишь ложь и обман.

Однако мы еще не довели до конца нашу деконструкцию, не сказав об одной существенной вещи. Мартин Лютер – самый неудачный кандидат на роль борца за свободу, поскольку одно из оснований его учения состоит в отрицании свободы воли. Человек, отрицающий личную свободу, не может быть борцом за свободу личности.

Так с какой же точки зрения можно назвать освободителем того, кто отрицал свободу в принципе, и на деле действовал с помощью подлога и неискренности?

Ответ на этот вопрос помещает Лютера в более общий контекст модернизма и либерализма. Он первым, но далеко не последним, использовал в своих личных интересах свободу от веры в Церковь, от веры в Таинства.

Он первым начал употреблять свободу для управления людьми. И это порабощение свободой столь же явно в «подвигах» Лютера, как в обществах тоталитарных или в современном массовом обществе.

Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

  • 21 November 2016
  • Ответ оставил: SnejanaPlays

  • 21 November 2016
  • Ответ оставил: Белый2904

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.

Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.

Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности

лютеранское учение освобождала людей от постоянных молитв и богослужений в католической церкви можно было купить прощение , а в лютеранском ты должен сам завоевать доверие бога.

Он сделал возможным изучение Библии на родном языке, до него у христиан было два сакральных языка, греческий и латинский, а священное писание, точнее его фрагменты были доступны только через посредников, священников, которые сами были не всегда грамотные. Он отверг индульгенции, и главенство Папы Римского.Так же Лютер бросил семя антисемитизма в умы немцев, призывал громить синагоги и изгонять евреев, и все знают австрийского товарища который в 30 годы двадцатого века продолжил дело отца протестантов.Эта фигура неоднозначная, с одной стороны он боролся с за упрощение обрядов, против поборов церкви. С другой стороны сеял ненависть к тем кто не поддерживал его идей

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства — Юдовская, Ванюшкина 7 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

1. Прочитайте текст и подчеркните те черты в деятельности католической церкви и в повседневной жизни священнослужителей и монахов, которые вызвали протест у части верующих (прим.: здесь выписаны словосочетания, которые нужно будет подчеркнуть в тексте)

Городской поэт Фрейданк писал о папской власти:

. на дыру без дна похож

Немецкий поэт Ганс Сакс (XVI в.) писал:

Дом Божий превращают в рынок

Продажа индульгенций бойко.

Толпа церковников жадна.

Привыкнув грабить издавна,

Живя бессовестным обманом.

К болящему — и дань сберет.

Коль не заплатишь, проклянут.

2. Заполните пропуски в схеме. Сформулируйте и напишите ее название

1. Возмущение образом жизни духовентсва, его роскошью и развлечениями

2. Продажа духовных должностей и получение взяток

3. Продажи индульгенций

4. Недовольство обязанностью платить церковную десятину

Причины Реформации
Реформация — это движение за переустройство церкви
Повод
Борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками феодального строя

3. Каковы основные идеи Мартина Лютера?

А) Богослужение должно вестись на латинском языке

Б) Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога

В) Церковь должна подчиняться папе Римскому, а не светским владыкам

Г) Церковь не является посредником между человеком и Богом

Д) Милость Бога не зависит от заслуг человека

Е) Церковь должна быть дешевой и отказаться от владения землями и ольшим имуществом

Ж) Монашество должно развиваться

4. Продолжите предложения

1) Реформация в Германии началась с того, что 31 октября 1517 г. Мартин Лютер прибил на дверях университетской церкви Виттенберга документ — 95 тезисов против индульгенций

2) Церковь, основанная на учении Лютера, стала называться лютеранская

3) К 1525 г. вся Германия была охвачена восстанием, получившим название Кестьянская война

4) Сторонников Реформации церкви стали именовать протестантами

5) На основании Аугсбургского религиозного мира в Германии признавались два христианских вероучения: католичество и протестанство

6) Главой церкви в каждом немецкой княжестве признавался князь

5. Выполните задание по контурной карте «Реформация в Европе в XI в.»

1) Отметьте границы Священной Римской империи германской нации

2) Отметьте знаком город, в котором началась Реформация в Германии. Подпишите его названия

3) Закрасьте разным цветом территории, в которых: а) сохранилось католичество; б) распространилось лютеранство. Подпишите их названия

6. Как вы оцениваете учение Лютера с точки зрения свободы личности? Свой ответ обоснуйте

Я согласна с учением Мартина Лютера, так как считаю, что нельзя брать денег за индульгенцию и «общение с Богом»

Урок истории на тему: Реформация в Европе

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Урок истории в 7 классе

Тема:«Реформация в Европе: борьба за души и умы».

«Идея движет личностью, а через неё историей».

Раскрыть причины, цели, ход Реформации, её последствия;

Охарактеризовать и сравнить основные религиозные течения: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь;

Дать оценку жизни и деятельность выдающихся теоретиков эпохи Реформации М.Лютера, Ж.Кальвина, Генриха Восьмого;

Развивать навыки и умения учащихся в индивидуальной и парной работе; работе с исторической картой, атласом, историческим текстом;

Воспитывать у учащихся неприемлемое отношение к таким явлениям, как религиозный фанатизм, нетерпимость, религиозные войны.

Карта « Европа в 15-16 вв.»,

Тематические тексты, схемы, таблицы;

Портреты теоретиков Реформации.

Понятия на уроке: Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь.

Подготовительный этап: опережающие сообщения уч-ся о лидерах Рефлрмации.

Тип урока: изучение нового материала.

Учитель: Период истории, знакомство с которым мы начали, называют « эпохой титанических свершений и открытий».

Согласны ли вы с этим утверждением?

С какими событиями вы уже знакомы? Приведите примеры.

«Новое время является эпохой новых открытий человечества. Выдающимся событием в конце 15- начале 16 века стали Великие Географические открытия.

Они перевернули представления людей не только о мире, но и изменили сам мир. Они расширили знания в астрономии, геологии и других науках. Они сыграли значительную роль в развитии торговли, которая приобрела мировой характер; производства товаров, развитии предпринимательства».

« Географические Открытия сделали мир более тесным. Они дали толчок к развитию отношений между различными цивилизациями, культурами и народами. А это принесло много нового в быт европейцев, изменило их привычки и нравы. Например, произошла революция в питании. Мы не можем представить современный стол без картофеля и фасоли, помидоров и кукурузы, перца, привезённых из Нового Света. Но не всё, заимствованное, было на пользу. Европейцы переняли привычку курить табак и другие наркотические растения ».

Читайте также:  Лечение зрения у детей в россии

Учитель: Всё это верно. Но какие бы примеры вы не приводили, мы можем сделать вывод, что с конца 15 века начинается новая эпоха в истории человечества – эпоха становления единой мировой цивилизации. И начало этому положили Географические Открытия.

Можем ли мы говорить о новом времени, как о «эпохе великих людей»? Назовите их имена.

Х.Колумб, Васко да Гама, Бартоломео Диаш, Ф.Магеллан.

Действительно, жизнь этих первооткрывателей, их убеждения и цели, которые они перед собой ставили неразрывной нитью связаны с эпохой и олицетворяют её. Они дали имя эпохе.

К важным признакам наступления новой истории относят событие, которое в 16 веке развернулось в большинстве европейских стран и приобрело черты движения за духовное обновление общества.

Что это за событие?

Дайте определение понятия «Реформация»?

« Борьба за переустройство (реформу) католической церкви в Европе».

Где она началась и почему?

« Германия в начале 16 века оставалась раздробленным государством. В то же время, в городах быстро развивались ремесло и торговля. Зарождались товарные отношения. Происходил подъём хозяйства.

Значительную часть страны занимали церковные владения. В тех странах, где королевская власть была сильной, короли регулировали платежи, посылаемые церковью в Рим. Но, в раздробленной Германии католическая церковь грабила народ, не встречая препятствий со стороны императора. Поэтому, все слои населения Германии были недовольны католической церковью. Нужен был лишь повод, чтобы началась борьба. Таким поводом стала торговля индульгенциями».

Кто поднял Германию на борьбу с устаревшими церковными догмами? Почему именно Мартин Лютер, случайность это или закономерность?

Давайте вспомним, каким он был, что предопределило его характер и судьбу.

Сообщение о М.Лютере:

«Лютер родился в 1483 году в г. Эйслебене, в Саксонии, в семье горного мастера. Его отец был состоятельным владельцем меднорудных разработок. Мартин рано обнаружил способности к учению, поэтому отец решил дать ему хорошее образование. В возрасте 18 лет юноша поступил в Эрфуртский университет.

Лютер был горячо верующим человеком. Внешне грубоватый и крепко сложенный он трепетал при мысли о Божьей Каре за свои грехи и размышлял о пути к спасению души. Его часто тревожили знамения и вещие сны. На время Мартин ушёл в монастырь. Но, именно здесь было положено начало антикатолической позиции Лютера.

Вернувшись в мир, он стал преподавателем теологии в Виттенбергском университете.

Поводом к первому решительному выступлению Лютера против католической церкви стала продажа индульгенций, отпускавших за деньги любые, даже смертные грехи.

31 октября 1517 года он, как принято считать, прибил на дверях университетской церкви Виттенберга документ – «95 тезисов против индульгенций». Студенты и преподаватели не могли и предположить, какие это вызовет последствия. Да и сам автор тоже. На тот момент он искренне верил в авторитет Папы и надеялся убедить его отказаться от заблуждений.

Однако Рим в «Тезисах» усмотрел вызов власти Папы и католической церкви. В 1520 году глава церкви издал буллу об отлучении Лютера. Лютер сжёг её и тем самым отрезал себе все пути к отступлению».

Почему выступление Лютера вызвало негодование Папы и священнослужителей?

Против чего выступил М.Лютер?

Работа класса с документом, таблицей, схемой:

Монах шагнул на паперть и прибил То самое, что дома говорили.

Лист тезисов к церковному порталу. С соборной колокольни лился звон,

Был день торговый. Гуще люд ходил. И улицы захлёбывались в гаме,

Подняв глаза, толпа листок читала. Монах стоял, как будто пригвождён,

О торге отпущеньями, грехе Стоял, как будто в землю врос ногами.

Лжеверия, налогов непосильи

Открыто было сказано в листке И.Бехер, «Лютер»

Из тезисов М.Лютера: « Каждый христианин, если только он истинно раскаивается. Получает полное отпущение вины и без индульгенции. Истинное сокровище церкви есть, конечно, не отпущение грехов, а святое евангелие величия и милости бога Библия».

Спасение души – в личной вере;

Истина только в Библии;

«- Мартин Лютер осуждал продажу индульгенций как откровенную насмешку над христианскими заповедями;

— Отвергал роль католической церкви, как посредника между Богом и людьми;

— Утверждал, что единственным средством общения с Богом является вера человека;

— Каждый человек имеет право на самостоятельное изучение Библии. Поэтому Лютер перевёл Библию на немецкий язык;

Священники — пасторы должны быть наставниками для верующих. На должность пастора может быть избран любой верующий;

— В ответ на требования отказаться от своего учения Лютер заявил: « На том стою и не могу иначе!».

Как вы думаете, можно ли оценить учение Лютера с точки зрения свободы личности?

« Конечно! Ведь он впервые во всеуслышание заявил, что человека нельзя заставить верить во что-то. Лютер говорил, что между мирянами и священниками нет различий. Каждый человек имеет право на свободу выбора, в том числе и на свободу веры».

Вывод: Т.О., наряду с главным тезисом, обосновывающем программу о пересмотре догматов веры и переустройстве церкви в основе учения Лютера стоял вопрос о личном духовном выборе человека. Распространение идей гуманизма, провозгласившими человека – высшей ценностью на земле и его право на свободу, и земное счастье.

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных идей в Европе — Германия» с помощью опорных слов.

3.Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Весть о выступлении Лютера « в четыре недели облетела весь христианский мир». Начавшись в Германии, Реформация вскоре захватила Европу.

Всех сторонников Реформации стали называть протестантами, а новую церковь – протестантской.

Однако Реформация не везде одержала победу. Не все страны проводили реформы по лютеровскому образцу. Появились новые течения Реформации. На историческую арену вышли новые люди со своими представлениями о смысле жизни, о добре, зле, справедливости, т.е. со своими ценностями.

Кем были эти люди?

Что легло в основу их идей – личный интерес или запрос времени?

Что двигало ими – материальные или духовные факторы?

Наша задача сегодня на уроке не только охарактеризовать и сравнить главные религиозные течения, возникшие в Европе 16 –го века. Обращаясь к эпохе Реформации, давайте попытаемся взглянуть на прошлое глазами его современников; понять, почему они поступали так, а не иначе; понять людей иных культурных традиций, «расшифровать» ту систему смыслов, в которой они жили.

Обратить внимание на тему урока.

Обратить внимание на эпиграф.

Немецкий историк, политик, социолог М.Вебер утверждал, что не материальные, а духовные факторы носят определяющий характер в истории общества. Не интересы, а идеи господствуют над деятельностью людей. Так ли это? Среди историков нет единого мнения по этому вопросу. Но выводы Вебера, позволяют нам на сегодняшнем уроке взглянуть на эпоху Реформации по-новому.

4.Изучение нового материала.

Работа с картой и атласом:

Определите, какие страны были охвачены Реформацией?

Часть Германии, Англия, Голландия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария .

Какие страны оставались католическими?

Австрия, Испания, Италия, Франция.

Итак, европейские страны разделились на протестантские и католические.

Учитель: Экономическое и политическое положение Швейцарии во многом напоминало состояние Германии накануне Реформации. Швейцария также состояла из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель — КАНТОНОВ.

В Швейцарии католическая церковь имела сильные позиции.

Эта горная страна, расположенная в центре Европы, находилась на путях из южной Германии и Франции в Италию. Расположение страны на важных торговых путях способствовало тому, что швейцарцы были хорошо связаны с торговлей и промышленностью других стран. Поэтому, лютеранство, отражавшее, в первую очередь, взгляды буржуазии, нашло здесь благоприятную почву. Богатый и процветающий город Женева стал одним из центров европейской Реформации.

Именно в Женеве, по воле судьбы, оказался неизвестный никому француз-эмигрант Жан Кальвин, который стал виднейшим теоретиком нового направления в протестантизме.

Сообщение о Кальвине:

« Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года во Франции. Здесь же и окончил университет, стал одарённым юристом и литератором.

Этот суровый и необщительный человек рано проникся идеями Лютера. Но, поскольку во Франции сторонники реформы подвергались гонениям, он в 1536 году спасаясь от преследований, бежал в Швейцарию и поселился в Женеве. Под его влиянием Женева стала центром непримиримого протестантизма. Взяв за основу учение Лютера, Кальвин и его сторонники довели дело до полного разрыва с католической церковью.

Жан Кальвин был аскетом – противником удовольствий, праздников, веселья. Эти черты наложили отпечаток на его учение.

Он хотел, чтобы люди проводили больше времени размышляя над Священным Писанием. Чтобы они пребывали в постоянном страхе перед грехом и в раскаянии. Скромные тёмные одежды, простые причёски, пение псалмов вместо шумных карнавалов, театральных зрелищ – вот к чему призывал Кальвин. Жители Женевы должны были быть бережливыми, трудолюбивыми и серьёзными. Тех, кто не подчинялся, ожидало суровое наказание.

Некогда яркая и весёлая Женева оделась в чёрно-коричневые цвета и погрузилась в уныние. Более того, последователи Кальвина так же, как и католики, преследовали и сжигали на кострах своих врагов. Недаром Женеву тогда назвали «протестантским Римом», Кальвина – «женевским папой».

Работа с документом «Мир глазами протестанта-кальвиниста»:

«…Кальвинист, как и любой христианин, мечтает о спасении свое души. Но если православному или католику достаточно сопоставить свои хорошие или плохие поступки, чтобы знать, куда он попадёт после смерти, то у кальвиниста такого ориентира нет. Спастись можно только верой, а не праведными поступками. Но веру человеку даёт сам Бог, от Бога зависит и спасение человека. Сам Бог и предопределяет человека с момента рождения в рай или ад.

Однако, никто из живущих на земле людей не знает о «божественном предопределении». Бог подсказывает своему избраннику: если ты удачлив в делах и тебе сопутствует успех, — ты будешь спасён! Если человеку не везёт, он не должен отчаиваться и терять надежду на спасение, а прилагать ещё больше усилий и, возможно, к нему придёт удача».

Какая главная идея заложена в учение Кальвина?

« Идея божественного предопределения».

Сравните учение Лютера и Кальвина. В чём отличие?

« Кальвинизм отличается суровостью правил, нетерпимостью к инакомыслящим и жёсткой борьбе с ними».

Почему же столь пессимистическое, радикальное учение нашло сторонников? Кем они были?

« Думаю, что главными сторонниками Кальвина были зажиточные люди. Ведь учение призывало быть экономным, бережливым, избегать пустых развлечений, оправдывало стремление к богатству. Только богатый человек является «божьим избранником».

Верно! Из учения Кальвина о предопределении следовало, что благородство происхождения и основные привилегии дворян не являются решающими для спасения. Именно в кальвинизме буржуазия получала религиозное обоснование своих прав на главенствующую роль в обществе.

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных идее в Европе — Швейцария» с помощью опорных слов .

Читайте также:  Как надо подбирать очки для зрения

Английский король Генрих Восьмой приказывал вешать на одной виселице католика за то, что он чтит Папу Римского, и кальвиниста за то, что тот отрицает святость богослужения.

Кем по религиозным убеждениям, на ваш взгляд, был Генрих Восьмой?

Он не был ни католиком, ни протестантом. Уместно предположение о новом направлении протестантизма.

В начале 16 века протестантские идеи получили распространение ещё в одной европейской стране — в Англии. Равно как в Германии и Швейцарии, дворяне и горожане хотели установить «дешёвую церковь», завладеть землями и имуществом католической церкви. Однако реформация здесь свершилась не благодаря общественному движению «снизу», а по воле английского короля «сверху».По воле Генриха Восьмого Тюдора, который был истинным католиком и даже написал трактат против лютеранства. За это папа Римский присвоил ему титул «защитника веры» и подарил золотую розу.

Что же послужило причиной конфликта и привело к возникновению новой протестантской церкви, которую стали называть англиканской церковью?

Ответ на этот вопрос следует поискать в фактах биографии монарха, мнения о котором, как при его жизни, так и в последующие века резко расходились.

Сообщение «Королевский развод и реформация в Англии»:

« Король Генрих Восьмой поражал своих современников то лёгкостью и быстротой, с которой он менял своих жён, чтобы иметь сына наследника. Женат был шесть раз. С двумя жёнами развёлся, двоих казнил, обвинив в неверности, одна умерла и лишь одна пережила своего мужа.Долгие годы Генрих был женат на Екатерине Арагонской. Но из многочисленных детей королевской четы выжила лишь дочь- принцесса Мария. У короля созрел план развода и нового брака с Анной Болейн. За разрешением расторгнуть брак король обратился к Папе Римскому. Тот, однако, не решился пойти навстречу Генриху Восьмому, опасаясь гнева короля Испании и императора Карла Пятого, приходившегося племянником Екатерине Арагонской. Получив отказ, Генрих рассвирепел. По воле короля в 1534 году английский парламент освободил церковь Англии от подчинения Риму и специальным актом провозгласил главой английской церкви самого Генриха Восьмого».

Почему реформацию в Англии называют «королевской»?

«Проведена по воле короля, который имел личную заинтересованность».

Как, на ваш взгляд, «королевская реформация» повлияла на состояние английской монархии?

«Укрепление личной власти, объединение страны под властью короля».

Работа со схемой: «Реформация в Англии».

Как была организована англиканская церковь?

Сравните с лютеранской, кальвинистской и католической.

« Церковь стала национальной, власть Папы Римского над ней не признавалась. Церковная служба, как и у всех протестантов, проводилась не на латинском, а на родном, английском языке. Были отменены пышные обряды, почитание икон.

Но, как и в католической церкви, сохранялись епископы, владевшие землями и католические обряды.

Англиканскую церковь возглавлял король. Она служила укреплению его власти».

Закрепление: заполнение таблицы на доске «Распространение реформационных идей в Европе — Англия» .

Общий проект: «Распространение реформационных идей в Европе».

Недовольство всех слоёв общества засильем католической церкви;

Зарождение капиталистических отношений;

Отрицание власти Папы Римского;

Единственный источник веры – Библия;

Священник – не посредник между богом и верующим;

Раскол католической церкви;

Недовольство всех слоёв общества засильем католической церкви;

Развитие торговли и промышленности;

Пренебрежение роскошью и весельем;

Конфискация церковных владений;

Борьба с инакомыслием.

Полный разрыв с католической церковью;

Конфликт между королём и Папой;

Недовольство всех слоёв общества засильем католической церкви;

Отрицание власти Папы Римского;

Глава церкви – король;

Отказ от почитания икон, индульгенций, уменьшение количество праздников;

Частичное сохранение католических обрядов;

Гонения на противников.

Появление англиканской церкви;

Вывод: Итак, перед нами общий проект урока.

Что же мы видим?

Можно ли сделать вывод о том, что причины, цели, последствия Реформации были общими для всех стран, вставших на путь борьбы с католической церковью?

Причины европейской Реформации, в целом, носят общий характер. Но, объединённые общей идеей, теоретики Реформации в достижении целей пошли разными путями. И, как следствие, появление разных течений протестантизма – от умеренных до радикальных.

РОЛЬ ТЕОРЕТИКОВ: Пришло время ответить на проблемный вопрос урока и определить роль теоретиков Реформации в истории.

Давайте ещё раз назовём имена людей поднявших знамя Реформации.

Что легло в основу их идей — личный интерес или запрос времени ,в котором они жили.

Безусловно, на идеи теоретиков Реформации наложили отпечаток их жизнь и личные качества. Но не будем забывать, что всё же, они были людьми «своего времени» и отвечали его запросам. Поступали так, как велит логика времени. И в результате, подарили миру идеи, которые дожили до наших дней и сделали мир таким, каким он есть сегодня.

5. Закрепление новых знаний.

Глава католической церкви;

Борьба за переустройство католической церкви;

Первый человек, выступивший против продажи индульгенций;

Страна, в которой началась Реформация;

Грамота об отпущении грехов;

Продолжил дело Лютера в Швейцарии;

Руководитель крестьянской войны в Германии;

Религиозное течение, утвердившееся в Германии, Швеции, Норвегии, Дании;

Религиозное течение, утвердившееся в Швейцарии, Нидерландах;

Протестантская церковь в Англии;

Глава англиканской церкви.

Что такое протестантизм ? Сформулируйте определение понятия.

« Новое религиозное течение, объединившее лютеранство, кальвинизм и англиканскую церковь».

Учитель: ПРОТЕСТАНТИЗМ ( в переводе с латинского – «публично доказывающий») – направление в христианстве, отделившееся от католической церкви в ходе Реформации и о бъединившее множество самостоятельных церквей.

В чём историческое значение протестантизма?

Прежде, чем вы ответите на этот вопрос, давайте разыграем ситуацию, которую условно назовём «Суд над протестантизмом».

Задание: Представьте себе, что за «круглым столом собрались», чтобы высказать свою точку зрения обвинитель и защитник идей Реформации. Подготовьте выступление от имени католика и протестанта.

Работа с текстом: « Весь мир качается. Кто спасётся?»

«Не будем забывать, что мир воспринимался людьми как Божий, созданы Всевышним, в котором царит неизменный порядок. И если вдруг мир «закачался», значит, кто-то нарушил божественный порядок и осложнил для людей путь к спасению их душ.

Католикам путь к спасению виделся через принадлежность к церкви, слепое повиновение её догмам. Любое ослабление католической церкви или уменьшение её влияния воспринимались верующими как приближение царства Антихриста. Католическая церковь, стремясь восстановить свой сильно пошатнувшийся в ходе Реформации авторитет, внушала верующим, что силы Сатаны неизмеримо возросли, что спасутся лишь 2-3 человека из тысячи, что едва ли не к каждому верующему «приставлен» дьявол, могущий принимать любые обличья. Дьявол многолик и невидим, но с ним можно бороться, прежде всего, уничтожая слуг дьявола, — проповедовали священники.

«Необходимо, чтобы вера в бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился

в море на доске, если у него нет корабля! Если церковь утверждает что- то, что нам кажется

белым, есть чёрное – мы должны немедленно признать это!

Папе надлежит повиноваться без всяких разговоров, даже ради греха, и надо

совершить грех, смертный или простой…»

Из «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы.

Протестанты , против которых так яростно боролись католики, по-другому представляли себе, как укрепить божественный порядок.

Лютеране путь к спасению видели в борьбе с католиками, влиянием Папы Римского и укреплении собственной веры.

У кальвинистов, как вы помните, путь к спасению пролегал через божественное предопределение. Успех в делах, профессиональный труд, активное преобразование окружающего мира являлись средством убедиться в том, что именно этого человека Бог предопределил к спасению. Поэтому, ничто не должно мешать человеку, обрести успех в делах. Тот, кто мешал этому, нарушал божественный порядок.

«…Они (духовенство) намереваются быть единственными толкователями Писания. Не изучив в нём на протяжении жизни ни строчки, они имеют наглость считать себя единственными авторитетами; обманывают нас бесстыдными высказываниями, что папа не может заблуждаться в вере. Пока они будут считать, что Святой Дух не оставляет их, даже если они будут настолько невежественны и зловредны, насколько им это доступно, они смогут возводить в ранг закона всё, что только захотят.

…Мы ведь все христиане; у всех у нас одна вера… Почему же мы не можем чувствовать в такой же степени, как неверующий папа, что в вере истинно, а что ложно…должны мы стать мужественными и свободными Дух свободы не трепетал перед папскими измышлениями».

Единственно, что объединяло католиков и протестантов была религиозная нетерпимость к инакомыслящим. Зачастую они «соревновались» друг с другом в поисках и травле врагов. Кальвинисты, как и католики , преследовали и сжигали на костра своих врагов.

Католик : «Протестанты – слуги дьявола! Они забывают, что мир создан всевышним и в нём должен царить неизменный порядок. Папа Римский — наместник бога на земле. И любое посягательство на его права приближает царство Антихриста. Необходимо, чтобы вера в бога была настолько велика, чтобы человек, не колеблясь, пустился в море на доске, если у него нет корабля! Если церковь утверждает что-то, что нам кажется белым, есть чёрное – мы должны немедленно это признать! А если кто-то усомнится, нужно применять любые средства во имя высшей цели.

Протестант: « Единственное оправдание католиков – их искреннее заблуждение в вопросах веры. Мы призываем к свободе. Ведь человек не только творение Господа, но и наивысшая ценность на земле. Человек имеет право выбора. Поэтому мы призываем: не подчиняться Риму; отменить почитание икон; конфисковать церковные земли, а богослужения проводить на родном языке. Единственным источником веры может служить лишь Библия. И Бог давно уже решил, что среди избранных будут только те, кто усердно трудится, бережлив и серьёзен. Благородство происхождения и привилегии знати не являются решающими для «спасения». Тех, кто не подчиняется нашим законам, ожидает суровое наказание.

Безусловно, каждый из героев данного сюжета отстаивает свою точку зрения, свою мораль единственно правильную на его взгляд.

Но, давайте мы посмотрим на это с точки зрения современных общечеловеческих ценностей.

Какое духовное наследие оставил нам протестантизм?

«Протестантизм положил начало духовному обновлению общества, что позволило человеку взглянуть на мир и на своё место в нём по -новому .

Он способствовал утверждению в обществе новых ценностей , нового отношения к труду и предпринимательству. Провозгласил идеи равенства и свободу выбора человека ».

То есть, те ценности, которые дожили до сегодняшнего дня и сделали Западную Европу такой, какая она есть сегодня.

Вместе с тем, выделяя хорошее, мы не можем упустить негативные моменты.

Выступая под лозунгом свободы совести, протестанты отказывали в этом праве другим.

Страстная преданность своим убеждениям сочеталась с крайней нетерпимостью к чужим убеждениям.

Борясь против католических догм, они создавали свои. Нетерпимость к инакомыслящим, религиозный фанатизм становились характерной чертой протестантизма, сближали протестантов и католиков.

Неизбежностью становились контрреформация и религиозные войны ,о которых пойдет речь на следующих уроках.

Наиболее значительными из них были война за независимость Нидерландов, которую обычно называют Нидерландской революцией, а также гугенотские войны во Франции и Тридцатилетняя война, в которую были втянуты многие страны Европы.

Источники:
  • http://www.lean-academy.ru/question/30064936
  • http://istoria.neznaka.ru/answer/3484203_kak-vy-ocenivaete-ucenie-lutera-s-tocki-zrenia-svobody-licnosti/
  • http://slovari.net/question-7809563-kak-vy-ocenivaete-uchenie-lyutera-s-tochki-zreniya
  • http://antimodern.ru/luther-2/
  • http://podskaji.com/question/21136136-kak-vy-ocenivaete-uchenie-lyutera-s-tochki-zreniya-svo
  • http://gramotey.com/question/6215807-kak-vy-otsenivaete-uchenie-lyutera-s-tochki-zreniya-svobody-lichnosti.html
  • http://poistorii.ru/7-klass/rabochaya-tetrad-po-vseobshhej-istorii-novogo-vremeni-dlya-7-klassa-chast-1-a.ya.-yudovskaya-l.m.-vanyushkina/nachalo-reformacii-v-evrope.-obnovlenie-hristianstva.html
  • http://infourok.ru/urok-istorii-na-temu-reformaciya-v-evrope-1437636.html