Меню Рубрики

Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения

11. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

F4 Раздел I «Теория культуры» Тема 1 Культурология и культура

S: Что означает в переводе на русский язык латинское слово «культура»:

-: все перечисленное выше.

S: Выберите правильное высказывание:

-: Культура выступает как знаковая модель действительности.

-: Культура может рассматриваться как текст и знаковая
система.

+: Оба высказывания правильны.

S: Определение собственной культуры как главной, есть:

S: Предполагает равноценность всех культур, вне зависимости от пространства и времени культурный ……..

S: В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»:

S: Выберите правильное высказывание:

+:Катарсис – очищение через сострадание и страх;

-:Катарсис – система норм, правил в художественном направлении;

-:Катарсис – гармония внешнего и внутреннего состояния человека.

S: Что означает понятие «цивилизация»:

-:уровень общественного развития;

-:ступень общественного развития, следующая за варварством;

+:данное понятие может использоваться во всех вышеперечисленных смыслах.

S:Как переводится латинское слово, от которого происходит термин «цивилизация»:

S: Подход к исследованию культуры с точки зрения ее ценностного содержания:

S: Известным выражением является «культура как вторая ……

S: Культура представляет собой:

-: способы человеческой деятельности;

-: результаты деятельности человека;

-: уровень развитости личности;

S: Выберите правильное высказывание:

-:Культура-это организованные совокупности материальных объектов, идей, образов.

-:Культура-это способы деятельности (технологии);

-:Культура-это система устойчивых связей между людьми и способы их регулирования.

+:Все высказывания правильны.

S: Подход ….. характеризуется определением собственной культуры как главной,

S: В качестве основания типологизации культур могут быть выбраны:

-: основания социального действия;

+:все эти моменты.

-: искусственная среда, созданная человеком,

-: совокупность ценностей и норм,

+: и то, и другое, и третье.

S: Кто впервые использовал термин «культура» применительно к человеческому уму, духу

-: Тит Лукреций Кар

S: Духовная культура это:

-: искусство и все, что связано с его созданием, воспроизведением, изучением,

+: деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, а также

продукты, результаты этой деятельности

-: материальное производство с точки зрения его влияния на развитие человека

S: Назовите основные задачи культурологии:

-: эмпирическое описание культуры,

-: сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация;

-: изучение общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре;

S: Что означает в переводе на русский язык греческое слово, от которого получила свое

название наука этнография:

S: Структуру культуры можно представить в двух уровнях: материальная и …… культура

S: Выберите правильное высказывание:

-: Культура усваивается личностью в процессе ее социализации;

-: Культура — совокупность общепринятых образцов пове­дения, мышления и мироощущения,

-: Культура обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие

собой искусственные, созданные людьми, объекты (артефакты).

+:Все высказывания правильны.

S: Что означает термин «сциентизм»:

-: форма первобытных религиозных верований;

+: абсолютизация роли науки в системе культуры;

-: философское направление, признающее разум основой поз­нания и поведения людей.

S:В культурологии используется понятие «социокультурная динамика». Как переводится

греческое слово, от которого произошел термин «динамика»:

S: Как переводится с греческого слово, от которого происходит термин «экология»:

-: нет правильных ответов

S: Теоретическими предпосылками культурологического знания выступают:

-: этнология и история культуры;

-: культурная и социальная антропология;

-: кулътурфилософия и культурпсихология;

S: Технический прогресс резко увеличил степень вероятности масштабных природных

катаклизмов, получивших название …… кризис

S: В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

S: Какая функция культуры способствует восстановлению физических и духовных сил

S: Культурология — это:

S: Какие существуют методы анализа культуры?

+: все перечисленные ниже;

-: морфологический, структуральный, диалогический;

S: Назовите основные задачи культурологии:

-: эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная

-: изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре;

S: Кто из мыслителей разрабатывал концепцию определенных абстрактных идеальных

типов, которые представляли собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно

существующую (существовавшую) социокультурную реальность; идеальная типизация

позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными

S: Кому из исследователей принадлежит следующее высказывание: «Культурология имеет

собственный предмет исследования – содержание общественной жизни»?

S: Как называется процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния,

заключающийся в восприятии одной из культур (обычно менее развитой, хотя

возможно и обратное влияние) элементов другой, или в возникновении новых

F4 Раздел I «Теория культуры», Тема 2 Культурологическая мысль

S: Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «апполоновское» и «дионисийское» начала:

S: Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»:

S: Имя американского социолога русского происхождения, автора концепции

S: Как называется сочинение немецкого философа и историка О. Шпенглера, в котором он

излагает свои взгляды на культуру:

-: «Идеи к философии истории человечества»;

-: «Три лика культуры».

S: Автор «игровой концепции культуры»:

S: Назовите имя известного ученого, социолога, философа культуры, автора теории

«волнообразного изменения культур»:

S: Какие периоды в эволюции культуры выделял Л.Морган

+: дикость, варварство, цивилизация;

-: рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм;

-: прометеевская эпоха, великие культуры древности,

-: осевое время, научно-техническая эпоха.

S: Работу «Так говорил Заратустра» написал ………

S: Отечественный мыслитель исследователь античной культуры и мифологии

S: Прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства

S: Мыслитель, автор теории культурно-исторических типов:

S: Культура основана на принуждении и запрете влечений, считал:

S: Как называется труд нидерландского учёного И. Хейзинги, в котором он излагает свою

-: «Культура и личность».

S: Каждая культура имеет свою собственную судьбу и все этапы развития, которые проходит, не

имеют никаких аналогий с другими культурами, считал…….

S: Автор работы «Цивилизация перед судом истории»

S: Понятия «культура» и «цивилизация» противопоставляли:

+: Н. Бердяев и О. Шпенглер;

-: Т.Парсон и Э.Тайлор;

-: П.Сорокин и Ю.Лотман.

-: никто из перечисленных

S: Кто является автором концепции «пассионарности»:

-: П. Тейяр де Шарден;

S: Н.Я.Данилевский выделяет четыре основных разряда культурной деятельности,это:

-: художественная, религиозная, политическая, нравственная;

+: религиозная, собственно культурная, политическая и экономическая;

-: научно-теоретическая, художественно-эстетическая, промышленно-техническая,

-: неверны все ответы

S: Назовите представителей структурализма:

-: О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Нортроп;

+: К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида;

-: Э. Тайлор, Г. Спенсер,

-: Дж. Фрэзер, Л. Морган;

S: Соответствие между работой и автором

L1: Россия и Европа

L2: Немецкая идеология

L3: Первобытная культура

L4: Русская идея

S: Научная школа уподобляющая культуру живому организму, способному

совершенствоваться, развиваться от простых форм к более сложным:

S: Концепцию «массовой культуры» разрабатывал:

S: Жестко противопоставлял культуру и цивилизацию

S: Кто из мыслителей выделял исторический период (800 — 200 гг. до н.э.), являющийся

«ферментом, связывающим человечество в рамках единой мировой истории»,

«масштабом, позволяющим нам отчетливо видеть историческое значение отдельных

народов для человечества в целом»?

S: Хронологическая последовательность деятельности следующих философов культуры:

S: Что характерно во взглядах на культуру в Новое время

S: Социокультурная жизнь явля­ется продуктом расово-антропологических факторов,

поведение людей обусловлено биологической наследственностью, считал

S: А. Тойнби представляет схему истории как:

-: движение отдельных цивилизаций к единой мировой цивилизации;

+: движение цивилизаций по замкнутому циклу;

-: деградацию человеческого рода, движение к катастрофе.

S: Какие внешние факторы, влияющие на культуру, выделяет А Тойнби в своей

-: нашествие других народов;

-: влияния других культур;

S: Каков согласно концепции А.Тойнби, итог развития всех цивилизаций:

-: все они обречены на гибель;

-: вселенская религия объединит все существующие цивилизации в одну единую мировую

? Как называется высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произведения искусства:

б) второе дыхание;

? Как называются качественные достижения и широта достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи и включающих в себя все виды, формы и уровни общественного сознания:

а) мировая культура;

б) классическая культура;

+ в) духовная культура;

г) материальная культура?

? Как называется высокий уровень владения изобразительно-выразительными средствами и техникой исполнения в каком-либо одном (или нескольких) виде искусства:

? Как называется деятельность частных лиц по бескорыстной поддержке художников материально и иными средствами:

? Как называется духовная деятельность человека, направленная на создание неповторимого, оригинального:

+а) творчество;

? Как называется степень соответствия речи нормам литературного языка:

а) письменная культура;

б) культура общения;

в) лингвистическая культура;

+ г) культура речи?

? Как называется совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественных образов:

а) стиль в искусстве;

+ б) язык искусства;

в) символ художественный;

? Как называется высшая форма проявления культурного мастерства, заключающаяся в умении творить произведения экспромтом:

? Как называют памятник искусства, принадлежащий к раннему периоду развития искусства:

? Как называется род литературных произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям социокультурной жизни общества:

? Как называется в современной массовой культуре переписанная и опубликованная (поставленная заново) версия известного произведения (книги, спектакля, кинофильма и т.д.):

? Кто из современных мыслителей ввел в научный оборот понятие «дегуманизация искусства»:

г) П.Тейяр де Шарден?

? По мнению этого мыслителя, культура – это процесс осознания и воплощения ценностей:

? Как называется одно из направлений неоавангардистского искусства, предпринявшего попытку так называемой «дематериализации» искусства:

а) массовое искусство;

б) кинетическое искусство;

в) интернациональное искусство;

+ г) концептуальное искусство?

? Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценности её содержания (Укажите неправильные варианты):

? Кто из мыслителей исследовал феномен языка в работах «Язык и философия культуры»:

? Как называется одно из направлений художественного авангарда, в основе которого лежит деятельность по созданию двигающихся художественных объектов в целях эстетической организации окружающего пространства:

а) концептуальное искусство;

б) элитарное искусство;

+ в) кинетическое искусство;

г) тоталитарное искусство?

? Назовите мыслителя, полагавшего, что символ – единственный инструмент культурного освоения действительности:

? Как называется ряд течений в искусстве, основанных на отрицании традиций, экспериментальном поиске новых форм его развития:

? Как называются ценности, связанные с идеалами справедливости чести, добра и т.п.:

+а) этические;

? Как называется в искусстве изображение отвлеченной идеи с помощью художественного образа, развернутого уподобления:

? Как называется процесс устранения из произведений искусства «слишком человеческого»:

б) отрицание искусства;

+ в) дегуманизация искусства;

? Как называется передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению:

+ а) культурное воспроизводство;

б) культурное заимствование;

в) культурная агрессия;

+ г) преемственность культуры.

? Как называется метод толкования текста, при котором интерпретация его смысла осуществляется с учетом позиции высказывания и оценки исследователя:

? Как называется вид концептуального искусства, использующий в качестве материала природные объекты:

г) кинетическое искусство?

? Что такое синкретизм? Найдите правильное суждение:

а) религиозное учение о потусторонней жизни души;

б) комплекс наук, изучающих культуру и быт народов, находящихся на уровне дикости;

+ в) нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры;

г) учение о процессах, происходящих в первобытном обществе.

? Как называется добровольный, ограниченный союз равноправных, окончательно сформировавшихся самостоятельных видов искусства:

а) интеграция искусств;

б) синтез искусств;

в) союз искусств;

+ г) федерация искусств?

? Как называется человек, покровительствующий развитию искусств, наук и оказывающий им финансовую поддержку:

? Назовите способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающий в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов:

? Как называются образцы произведений в искусстве, приводящие к воспоминаниям о другом произведении или чьем-либо творчестве:

? Как называются способности человека к восприятию и оценке красоты:

а) культурный уровень;

+ б) художественный вкус;

в) культурный интеллект;

+ г) эстетический вкус?

? Что такое «артефакт»:

а) жизнеописание лиц, объявленных церковью святыми;

б) преднамеренное подражание древним формам искусства;

в) устаревшее слово или объект, вышедшие из употребления;

+ г) процесс или образование, несвойственные объекту в нормальном для него состоянии и возникающие обычно в ходе его исследования?

? Как называется направление в искусстве представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления:

? Как называется истолкование смысла художественного произведения в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения:

? Назовите литературное направление, которое исходило из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией:

? Как называется главенствующая идея, основной признак или важнейшая часть какой-либо культуры:

? Как называется метод исследования произведений искусства, использующий культуру как ключ к интерпретации художественного произведения и к пониманию художественного процесса:

? Найдите правильное высказывание:

а) кич – обозначение джазового искусства в молодежной культуре;

б) кич – высшая форма проявления художественности в элитарном искусстве;

в) кич – обозначение ряда искусств в субкультуре отдельных народов;

+ г) кич – синоним псеводискусства, относящегося к современной массовой культуре.

? Какую из перечисленных культурных ценностей можно отнести к первобытному искусству:

а) обрядовое действие;

+ б) наскальные изображения;

в) вера в существование души у каждой вещи;

? Как называется стиль в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий ХIХ в.:

? Кто из немецких философов считал искусство высшей формой постижения мира, единством сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности:

? Как называется вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание и восприятие произведений литературы и искусства:

а) мышление гуманитарное;

б) мышление философское;

в) мышление филологическое;

+ г) мышление художественное?

? Какое из направлений в искусстве воспринимало мир как комплекс алогизмов, парадоксов, социального безумия:

? Как называется понятие, отражающее связь временных и пространственных отношений, выраженных с помощью эстетических средств:

а) социальное время;

г) социальное пространство?

? Как называется религиозно-философское течение в среде русской либеральной интелегенции, проповедовавшее обновленное христианство:

? К какому художественному стилю можно отнести следующих архитекторов и скульпторов: К.Росси, А.Захаров, К.Леду, Дж.Стоун, А.Воронихин, А.Канова, Г.Шадов, Б.Торвальдсен :

? К стилю рококо примыкают:

+а) Захаров;

? К какому из художественных направлений относятся следующие художники: В.Ван Гог, П.Гоген, Ж.Сера, П.Сезанн, А.Тулуз-Лотрек, А.Руссо:

Читайте также:  Презентации по физике глаз зрение очки

? Как называется художественный стиль и эстетическое направление, сложившееся в 1920-х гг., выражавшее пафос роста индустриальной культуры:

? Назовите время, когда формировалась постклассическая модель культуры:

+ б) конец ХVIII в.;

? Какое направление в искусстве ХIХ-ХХ вв. включало в себя романтический культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества:

? Как называется направление в искусстве ХХ в., основной установкой которого было сближение искусства с практикой индустриального быта (Укажите неправильные варианты):

? Определите общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины ХIХ – начала ХХ в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма:

? Как называется литературное движение в Германии 70-80-х гг. ХVIII в., представители которого отстаивали национальное своеобразие искусства, требовали изображения сильных страстей, героических деяний, характеров, не сломленных деспотическим режимом:

а) «Натиск на Восток»;

б) «Искусство для искусства»;

+ в) «Буря и натиск»;

г) «Серапионовы братья»?

? Кто из немецких мыслителей развивал эстетический подход к культуре, полагая, что путь к высшим человеческим ценностям пролегает через красоту:

? Игнорирование официальной системы ценностей характерно для:

? К какой форме культуры относится изящное искусство, классическая музыка и литература (Укажите неправильные варианты):

+а) народной;

? Назовите одну из характерных черт живописи модернизма:

а) точность в воспроизведении деталей;

б) изображение аномальных явлений деятельности;

+ в) усовершенствование художественных методов;

г) сознательная деформация реальности.

? Кто является автором культурологической концепции «истории культуры и искусства»:

в) П.Тейяр де Шарден;

? К какой форме культуры относятся мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни, танцы:

? Кто из немецких философов считал искусство высшей формой постижения мира, единством сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности:

+а) Ф.Шеллинг;

? Назовите направление в западноевропейском искусстве ХII-ХIV вв., являвшееся по своей сути культовым; характеризуется господством линии, вертикальным построением композиции, а также тесной связью скульптуры и архитектуры:

? Сущность культурного консерватизма состоит в стремлении:

а) сохранить отжившую культуру;

б) сохранить отжившие элементы общества;

в) совершенствовать врожденные элементы культуры;

+ г) сохранить ценности культуры.

? Какие ценности утверждает народная культура:

? Как называется концепция, отрицающая единство человеческого рода, считающая расовые группы человечества неполноценными и создавшими различные типы культур:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с) .

Контрольные вопросы

Как объяснить многообразие подходов к определению культуры?

Каково современное понимание культуры?

Что такое «сущность культуры»? Какой подход считается в наши дни наиболее перспективным для раскрытия сущности культуры?

Что позволяет говорить о культуре как об антропологическом феномене?

Что изучает морфология культуры? Как организована структура культуры?

Является ли материальная культура тождественной материальной жизни общества?

Как можно определить духовную культуру? Как соотносятся духовность и духовная культура?

Перечислите и прокомментируйте основные функции культуры.

Что такое культурные нормы? Почему культура трактуется как нечто нормативное?

Чем отличается культурная ценность от полезности?

Назовите и охарактеризуйте основные типы культурных ценностей.

Что такое переоценка ценностей?

Чем объясняется многообразие подходов к вопросу о соотношении культуры и цивилизации? Назовите основания типологизации цивилизации.

В чём состоит принципиальное различие между культурой и цивилизацией?

Какие типы цивилизации сложились в истории?

Как могут люди воздействовать на процессы цивилизационного развития?

Проверочный тест

Какое из приведенных ниже понятий является характеристикой культуры?

а) природная среда;

б) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством и характеризующих определённый уровень развития общества;

в) мир живых существ;

г) ни одно из этих понятий.

Основные сферы культуры – это: .

а) предметы материальной и духовной деятельности человека;

б) субъекты, носители культуры; в) национальный характер народа, менталитет, нравственность; г) всё вышеперечисленное.

Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения её ценностного содержания?

Фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к предмету:

Под функциями культуры подразумеваются:

а) её основные роли по отношению к природе, обществу, человеку; б) взаимное влияние различных элементов культуры друг на друга;

в) важные причины изменения в культуре.

Какая из названных функций культуры является синтезирующей функцией, в которой находят выражение другие функции?

а) деятельность людей, порождающая новые образы и культурные образцы, нормы и привила;

б) процесс освоения и активного воспроизводства человеком социокультурного опыта;

в) способность культуры формировать знание о мире, формировать способы и механизмы познания мира.

Что означает понятие «цивилизация»?

а) ступень общественного развития, следующая за варварством;

б) уровень общественного развития;

в) синоним культуры;

г) используется в вышеуказанных аспектах в зависимости от позиции автора.

Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?

а) как синоним культуры;

б) как общество, основанное на началах свободы, разума и справедливости;

в) как особый тип организации социальной общности, отличающийся симптомами упадка культуры;

г) всё перечисленное.

Какие учёные рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?

а) Л. Морган и Ф. Энгельс;

б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;

в) А. Тойнби и Л. Гумилёв.

Кто из мыслителей отождествлял понятия «цивилизация» и «культура»?

г) все перечисленные.

11. Морфология культуры – это:

а) раздел культурологии, изучающий различные формы культурных явлений, их внутреннюю структуру и связи между ними;

б) научное направление, для которого характерно большее внимание к духовным образованиям, чем к системам материальных отношений;

в) культурологический термин, обозначающий устойчивую и противоречивую совокупность ценностных ориентации в обществе, обуславливающую единство и целостность его духовной жизни.

12. Субкультура – это:

а) совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм;

б) совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социаль­ной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом;

в) термин, обозначающий всё то, что относится к религиозной вере, религиозному культу.

13. Под «контркультурой» понимается:

а) культура контрреволюционных, консервативных кругов в период революций или радикальных реформ;

б) культурные элементы, противостоящие фундаментальным ценностям господствующего в данном обществе типа культуры;

в) субкультуры битников, хиппи, панков и т.п., нигилистически отвергающие «культуру отцов».

14. Что означает понятие «массовая культура»?

а) овладение лучшими достижениями культуры широкими массами;

б) разновидность упрощённой культуры современного общества, создаваемой в коммерческих целях и распространяемой с помощью средств массовой коммуникации;

Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения

1. Подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания:

аксиологический

Аксиология (от греч. ?ξ?α – ценность и λ?γος – учение) – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность». Аксиология включает изучение ценностных аспектов философских, а также отдельных научных дисциплин, а в более широком смысле – всего спектра социальной, художественной и религиозной практики, человеческой цивилизации и культуры в целом.

  1. Гуревич П. С. Философия : Учеб. для вузов / П. С. Гуревич. — М. : Проект, 2003. — 348 с.

Сообщить о неточности

Тест: Ответы на тест онлайн по культурологии

Тема: Ответы на тест онлайн по культурологии

Тип: Тест | Размер: 29.47K | Скачано: 27 | Добавлен 07.12.16 в 06:32 | Рейтинг: 0 | Еще Тесты

Широко распространенный термин «постиндустриальное общество» применяется для обозначения: Выберите один ответ:

a. современного общества

b. общества, которое будет существовать в XXI веке

c. общества периода 1845-1885 гг.

Отличительные черты культуры Возрождения: Выберите один ответ:

a. все перечисленное

b. обращение к культурному наследию античности

c. гуманистическое мировоззрение

d. антиклерикальный характер

Целью культурологического исследования выступает:

Выберите один ответ:

a. понимание своей и иных культур

b. целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры

c. эмпирическое описание культуры

Выберите правильное высказывание: Выберите один ответ:

a. культура может рассматриваться как текст и знаковая система

b. культура выступает как знаковая модель действительности

c. оба высказывания правильны

Отличительные черты культуры эпохи Просвещения в Европе:

Выберите один ответ:

a. критика религии

b. приоритет творческого начала в культуре

c. безграничная вера в разум человека

d. надежда на гармонизацию общества через образование и просвещение людей

e. все перечисленное

Понятие «ноосфера», введенное в научный обиход В.И. Вернадским, это: Выберите один ответ:

a. новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития

b. открытое космическое пространство

c. тропосфера и стратосфера

d. оболочка Земли, идущая за атмосферой

Как называется западноевропейское искусство XII-XIV вв., которое, будучи преимущественно культовым, отличалось господством линии, вертикализмом композиции, неразрывной связью архитектуры и скульптуры? Выберите один ответ:

c. готика

Вербальные языки это: Выберите один ответ:

a. языки, основанные на звуковых и цветовых сигналах

b. языки мимики и жеста

c. языки, в основе которых лежит слово

Кто из мыслителей противопоставлял понятие «культура» и «цивилизация»? Выберите один ответ:

a. Т.Парсонс и Э.Тайлор

b. П.Сорокин и Ю.Лотман

c. Н.Бердяев и О.Шпенглер

Что такое искусство? Выберите один ответ:

a. уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры

b. совокупность материальных ценностей, которыми обладает то или иное общество, находящееся на определенной стадии развития

c. неотъемлемая составная часть духовной культуры, специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески

Теоретическими предпосылками культурологического знания выступают? Выберите один ответ:

a. культурная и социальная антропология

b. этнология и история культуры

c. все перечисленное

d. культурфилософия и культурпсихология

Как называется процесс возникновения и развития человека как социокультурного существа? Выберите один ответ:

c. антропосоциогенез

Как соотносятся понятия «политика» и «политическая культура»? Выберите один ответ:

a. понятие «политическая культура» шире понятия «политика»

b. эти понятия тождественны

c. понятие «политика» шире понятия «политическая культура»

Кто ввел в научный оборот термин «Индустриальное общество»? Выберите один ответ:

c. Р.Арон

Какие проблемы являются глобальными? Выберите один или несколько ответов:

a. угроза ядерной войны

b. экологическая и демографическая

c. истощение природных ресурсов

d. утрата людьми здоровья

Для какой культуры характерны следующие признаки: право, мораль, искусство, философия, образование пронизаны религиозным мировоззрением, в общественной жизни доминирует духовенство, культура тяготеет к символической интерпретации всех явлений, предметов и отношений? Выберите один ответ:

a. для античной культуры

b. для европейской средневековой культуры

c. для первобытной культуры

d. ни для одной из перечисленных

Как называется направление общественной мысли, признающее разум основой познания и поведения людей? Выберите один ответ:

a. рационализм

Творчество Леонардо да Винчи принадлежит культуре: Выберите один ответ:

c. Италии

Что является определяющим в развитии общества? Выберите один ответ:

c. культура

Как называется одно из центральных понятий античной культуры, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, являющуюся условием красоты индивида; получило отражение в античном искусстве как идеал физического и нравственного совершен-ства (Фидий, Поликлет, Софокл)? Выберите один ответ:

c. калокагатия

В какой стране Веды играют наибольшую религиозную роль: Выберите один ответ:

b. Индия

Выберите правильное высказывание: Выберите один ответ:

a. Культурология область естественнонаучного знания.

b. Культурология интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизнедеятельности людей.

c. Культурология система наук о природе и обществе.

В концепции какого мыслителя эпохи Просвещения культура отличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи, «Культурные народы» воспринимались как «испорченные» и «морально развращенные», им противопоставлялась «чистота и простота нравов» первобытных народов? Выберите один ответ:

c. Ж.-Ж. Руссо

Как называется сочинение немецкого философа и историка О.Шпенглера, в котором он излагает свори взгляды на культуру? Выберите один ответ:

a. «Недовольство культурой»

b. «Три лика культуры»

c. «Идеи к философии истории человечества»

d. «Феномен человека»

e. «Закат Европы»

Назовите основные задачи культурологии: Выберите один ответ:

a. эмпирическое описание культуры, сравнительный анализ культур, межкультурная коммуникация

b. все перечисленные

c. изучение истоков общего и специфического, устойчивого и изменчивого в культуре

Кто в связи с наступлением цивилизации и снижением уровня духовности провозгласил лозунг: «Назад к природе!» Выберите один ответ:

b. Руссо

Ф.Ницше и П.Сорокин что объединяет эти имена? Выберите один ответ:

a. ученые, взявшие за основу своей типологии культуры мировосприятие, мироощущение

b. ученые, взявшие за основу типологии культуры главные направления культурной деятельности человека

c. ученые, взявшие за основу своей типолгии культуры пространственно-временные характеристики

В Древнем Китае писали на: Выберите один ответ:

c. бумаге

В какой стране наиболее ярко проявились идеи Просвещения Выберите один ответ:

e. Франции

В основе термина «культура» лежит корень языка: Выберите один ответ:

a. латинского

В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»? Выберите один ответ:

b. культура

В современной России преобладает тип художественной культуры: Выберите один ответ:

c. народная

Культура представляет собой: Выберите один ответ:

a. все перечисленное

b. уровень развитости личности

c. результат деятельности человека

d. способы человеческой деятельности

Что означает в переводе на русский язык греческое слово, от которого получила свое название наука этнография? Выберите один ответ:

b. народ

И.Кант был автором: Выберите один ответ:

a. «Феноменология духа»

b. «Бунтующий человек»

c. «Позитивная философия»

d. «Критика чистого разума»

Назовите известного русского социолога XIX века, занимавшегося проблемами культурно-исторической типологии: Выберите один ответ:

d. Н.Данилевский

Кто из мыслителей выделял в художественном творчестве «аполлоновское» и «дионисийское» начала? Выберите один ответ:

a. Ф.Ницше

Как называется вид проектировочной деятельности, имеющий целью формирование эстетической предметной среды? Выберите один ответ:

c. дизайн

Солон был: Выберите один ответ:

a. изобретателем, инженером

b. художником, литератором

e. политиком, поэтом

Кто является автором работы «Закат Европы»? Выберите один ответ:

b. О.Шпенглер

e. П.Тейяр де Шарден

Как называется подход к исследованию культуры с точки зрения ценностного ее содержания? Выберите один ответ:

a. аксиологический

Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получила свое название наука «культурология»? Выберите один ответ:

Читайте также:  Диагностика зрения для детей в уфе

a. обработка, возделывание

b. все перечисленное

c. украшение, развлечение

Кто из названных писателей не является лауреатом Нобелевской премии? Выберите один ответ:

d. К.Паустовский

Какие существуют методы анализа культуры? Выберите один ответ:

a. сравнительно-исторический, цивилизационно-типологический

b. морфологический, структуральный, диалогический

c. все перечисленные ниже

d. структурно-функциональный, семиотический

В структуре религии выделяется: Выберите один ответ:

a. религиозная организация

b. религиозный культ

c. все перечисленное

d. религиозное сознание

В ХХ и начале ХХI века в западных странах наиболее распространена форма художественной культуры: Выберите один ответ:

b. массовая

Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро представители направления живописи: Выберите один ответ:

d. импрессионизм

Кто из мыслителей ввел термин «Культурология»? Выберите один ответ:

a. Л.Уайт

Кому из мыслителей ХХ века принадлежит следующее высказывание: «Культура возникает в игре, как игра»? Выберите один ответ:

a. Й.Хейзинге

Д.Белл, Дж.Гэлбрейт, З.Бжезинский, Г.Кан, О.Тоффлер что объединяет эти имена? Выберите один ответ:

a. это известные политические деятели стран Западной Европы

b. это ученые сторонники концепции «постиндустриального общества»?

c. это революционеры-марксисты

Культура реально существует только как: Выберите один ответ:

a. материальные вещи, «вторая природа»

b. совокупность норм поведения

c. процесс реализации потенций человека и его результаты

d. идеи, теории, наука и тому подобные результаты духовного творчества

e. религия, церковь и искусство

Первая Русская газета называлась: Выберите один ответ:

c. «Ведомости»

О.Шпенглер особо отмечал, как находящийся в стадии возникновения, следующий культурный тип: Выберите один ответ:

c. русско-сибирский

Сколько стоит заказать работу?

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).

Чтобы скачать бесплатно Тесты на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Тесты для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Добавление отзыва к работе

Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.

Подходы к изучению культуры

Социология культуры как самостоятельная общественная дисциплина имеет ряд нерешенных методологических, теоретических и практических проблем. Одной из таких проблем является определение предмета этой науки.

Во-первых, исследователь обнаруживает неопределенность объема самого понятия «культура». Оно оказывается столь всеобъемлющим (тотальным), а границы его -столь «размытыми», что в терминах культуры, как и в терминах социума (социальной системы), можно описывать любые проявления общественной жизни.

Во-вторых, возникает необходимость определения уровня и масштаба рассмотрения, исходя из которых, исследователь описывает и анализирует предметность культуры.

В-третьих, понимание предмета социологии культуры коренным образом меняется в зависимости от самой трактовки культуры, многообразия теоретических и методологических ориентации, в рамках которых делается выбор исследователя.

Наконец, исследователь, решивший заняться проблематикой культуры, сталкивается с необходимостью междисциплинарного определения этой науки. Границы между культурологией, социологией и философией культуры не только «прозрачны», но и до сих пор более или менее удовлетворительно не определены. Это порождает значительную понятийную и терминологическую «путаницу».

Несмотря на указанные трудности, следует иметь в виду следующее. Культура — это одновременно и объект со своими структурно-функциональными особенностями, и процесс со своими этапами и законами развития. В этом плане культуру можно определить как особое качественное состояние общества с определенными материальными и духовными показателями цивилизационного развития, к которым относятся: производство, наука, образование, искусство, здравоохранение, спорт, социальная защищенность граждан, политика, право и т.д.

Все многообразие подходов к исследованию культуры можно сгруппировать в несколько типологических групп.

Первую группу образуют подходы, описывающие прежде всего «статику» культуры. Среди них можно выделить как минимум четыре достаточно самостоятельные группы теорий — это «предметные», «ценностные» («аксиологические»), «символические» и «текстовые» («семиотические») теории.

Вторую группу образуют подходы, описывающие «динамику» культуры, которые можно обозначить как «деятельностные», «технологические», «игровые» и «коммуникативные» теории.

Третью группу составляют такие теории, которые определяются как «субъектные» (акцентирующие внимание на агентах культурной активности, отвечающие на вопрос: «Кто и как действует?») и «диалоговые» (акцентирующие внимание на вопросе: «Каким образом самоорганизуется культура?»).

Все эти подходы взаимодополняют друг друга. Рассмотрим их более подробно.

1. Предметный подход. В рамках этого подхода культурное понимается как «возделанное», искусственно созданное и в этом качестве противостоящее природному, естественному. Культура есть все то, что создано человеком. Любые продукты человеческой активности могут быть охарактеризованы с точки зрения меры опредмеченных (объективированных) сущностных сил человека, т.е. культуры. Это опредмечивание осуществляется двояко — в предметах, с помощью которых реализуется деятельность человека (материальная культура), и в ценностях, текстах, с помощью которых организуют прежде всего поле коммуникации субъектов (духовная культура). Социализированный в культуре человек способен извлекать закрепленные в ней смыслы, схемы, т.е. распредмечивать их и использовать в своих целях. Упрощая, можно сказать, что культура — это определенным образом организованная и легитимизированная система образцов (схем, моделей, текстов), которые усваиваются в ходе социализации, и на основе которых строится любая социальная активность, производя новые результаты (продукты), как условия и возможные новые образцы последующего действования.

Данный подход хорошо проработан в социологии, долгое время он был даже одним из доминирующих. Однако практика выявила и ряд существенных его недостатков, и принципиальную ограниченность его возможностей. Во-первых, нет четких критериев, позволяющих оценивать тот или иной «предмет» в культуре, содержание которой оказывается весьма расплывчатым и слабо структурированным. Во-вторых, в социологию некритически переносятся схемы археологии и этнологии с разделением культуры на противостоящие друг другу подсистемы — материальную и духовную, что нарушает принцип единства культурной системы. В-третьих, культура предстает как некое статичное образование, лишенное стимулов к какому-либо изменению, акцент делается на опредмеченных формах культуры, закрепленных в памяти социума (она выступает здесь, по сути, как своеобразный музей, хранилище образцов, извлекаемых по мере надобности для организации социального взаимодействия). Эти недостатки заставляют исследователей искать иные аспекты этого феномена.

2. Деятельпостный подход. Культура определяется как интегративная качественная характеристика любых форм и результатов (продуктов) человеческой активности, задающая ее границы, определяющая ее возможности и придающая ей смысл и значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены социальные агенты, превращая их в условия и детерминанты последующей социальной активности. Люди всегда находятся в определенных макро- и микрокультурных средах, которые могут быть структурированы по представленным в них факторам, с которыми индивиды сталкиваются в своей жизни. Соответственно могут быть выявлены и оценены по степени актуализации в конкретных ситуациях хранимые в культуре содержания (значения). Фиксации подлежат также степень их легитимности (нормированности, санкционированности) и усвоенности (интериоризации) теми или иными социальными агентами. Конечная цель социологического анализа — оценка культурного потенциала индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так и через те личностные творческие «вставки», которые они делают, самореализуя себя в социокультурной жизни.

Такова в целом схема деятельностного подхода, сумевшего преодолеть ограничения и недостатки «предметного» подхода (введение фактора динамики, представления о единстве культурной деятельности и т.д.), но породившего новые проблемы. Во-первых, акценты делаются не на собственно культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. Во-вторых, остаются содержательно «расплывчатыми» понятия «интегративной качественной характеристики» и «культурной деятельности». В-третьих, проблематичным остается обоснование и критерии оценивания и сравнения культурного уровня различных субъектов, рассматриваемого, наряду с параметрами культурной деятельности, как интегральный показатель культурного потенциала (к тому же очевидна тенденция к его количественному, а не качественному определению).

3. Ценностный (аксиологический) подход. Культура конституируется определенной структурированной системой ценностей, признаваемых тем или иным социумом.

В «предметности» культуры происходит лишь то или иное воплощение этих ценностей, т.е. то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии с чем организуют свою активность. Общность и различие ценностей выступают основанием как для объединения людей для реализации совместных и сложных целей, так и для их дифференциации при несовпадении и конфликте целей. Таким образом, усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их репродуцирование в реальной деятельности и коммуникации — основа существования социума. Характер ценностей социума задает меру свободы и вариативности поведения его социальных агентов.

Аксиологический подход к изучению культуры позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентировал ее креативное (продуцирующее, творческое) начало. Мимо его разработок не может пройти сейчас ни один социолог культуры. Но и этот подход имеет существенные ограничения. Во-первых, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что ценностью является, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Во-вторых, конфликты ценностей требуют для своего разрешения апелляции к лежащим вне сталкивающихся ценностных систем критериям. В-третьих, порождается проблема культурного релятивизма при сравнении различных культур (нельзя сказать, что одна из них «лучше», чем другая, не заняв «пристрастной», т.е. опять-таки ценностно нагруженной, позиции, и такое замещение приобретает характер как бы дурной бесконечности).

4. Технологический подход. Культура технологична по своей природе, ибо она есть особая совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми сталкиваются ее носители. Являясь специфическим развитием «деятельностного» подхода, данные теории культуры подчеркивают функциональность последней. С точки зрения культуры, условно говоря, важно не столько то, что делается, а скорее то, как и с какой целью делается. Культура как бы «вкладывает» в различные виды активности социальных агентов апробированные, типологизированные и в той или иной мере институциализированные (нормированные, легитимизированные и санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре — значит уметь оперировать ее механизмами и продуцировать (по возможности) новые нормы поведения.

Данный подход базируется на мощи эвристических средств различных вариантов функционализма в социологии, позволяет соединять уровни анализа деятельностно-коммуникационных и институционно-организационных систем. Однако и он не может претендовать на универсализм. Во-первых, при последовательном его проведении обнаруживаются все слабости редукционизма, неспособность «схватывать» сложные смысловые содержания. Во-вторых, остается недостаточно проработанной проблема столкновения различных программ организации социальной активности, что не может быть описано только в терминах дисфункций. В-третьих, за рамкой рассмотрения оказываются способы создания новых механизмов деятельности и способы их «укоренения» в культуре.

5. Символический подход. Культура суть организованность определенных символических форм самоактуализации социума. В основе культурного взаимодействия — понимание символов (чувственных воплощений идеальных сверхчувственных содержаний) и умение с ними работать. Это требует автономизации от непосредственной социальной активности субъектов и максимальной активизации творческой работы их сознания и мышления. Знаково-текстовое оформление культуры позволяет нам «схватывать» ценностные основания культуры, транслировать их через символические системы в структуры коммуникации и деятельности, формируя последние через обмен символами между реальными социальными агентами.

Потенциал такого рода теоретических построений в социологии оказался пока в полной мере не использованным как в силу сложности применяемого категориально-понятийного аппарата, так и недостаточного методического оснащения. Как правило, он комбинируется с «ценностным» подходом, несомненно усиливая его эвристический потенциал.

6. Игровой подход. Культура — это оперирование определенными содержаниями в социально организованном и отведенном от непосредственной деятельности коммуникативно-игровом пространстве. Культура — это самоценная игра, организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и возможные схемы комму-ницирования и действия. Быть в поле культуры — это значит играть по принятым правилам, внутри них. Правила можно менять, но, если они приняты, их нарушение ведет к «выпадению» за рамку данного социокультурного пространства.

Значение выводов, обоснованных «игровым» подходом к культуре, трудно переоценить. Благодаря ему (как и «символическому» подходу) произошло окончательное акцентирование креативных функций культуры, что позволило переформулировать соотношение «культура -следствие социума» в соотношение «социум — следствие культуры» и раздвинуть рамки анализа. Разработки «игрового» подхода нашли реализацию в ряде проектных социологических разработок.

7. Текстовый подход. Культура формируется и развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственного социального пространства. Это предопределяет выработку своих собственных механизмов, правил, закономерностей самоорганизации и изменения. Упорядочивание законов происходит в языках культуры. Носителями автономной (отграниченной) знаково-оформленной значимой информации являются сообщения на том или ином языке. За рядом сообщений признается статус текстов при их дополнительной смысловой нагруженное™ в культуре. Быть в культуре — это знать коды, в которых зашифрованы ее тексты, и уметь работать с последними. Уровень доступных субъекту языков, кодов и текстов определяет его в поле культурных смыслов, а через них, в значительной мере, и его социальные возможности и претензии.

В настоящее время и в силу социокультурной ситуации, и в силу состояния социогуманитарного знания, разработки, сделанные в рамках данного подхода и его модификаций, активно проникают в самые различные дисциплины. Представляется, что социология не станет в этом отношении исключением, тем более, что имеется ряд интересных версий в социопсихолингвистике, в информационно-целевых анализах текстов и т.д. Задача в том, чтобы максимально полно использовать его потенциал при построении социологии культуры.

8. Коммуникативный подход. В отличие от «текстового» подхода смещает акцент рассмотрения в плоскость взаимосвязи знаковой и социальной реальности через системы коммуникаций. Культуроорганизующий процесс — коммуницирование адресантов (отправителей сообщений) и адресатов (получателей сообщений) на основе знания кодов общих языков и общего (совместного) социокультурного опыта. Сообщения могут передаваться по различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами и субъектами, так и во времени. Акцент делается, как правило, на организационно-институциональных, а не на содержательных аспектах, что позволяет описывать и анализировать «циклы жизни» различных сообщений в тех или иных каналах, оценивать степень эффективности социокультурных взаимодействий и т.д.

Читайте также:  Смысл жизни человека с точки зрения религии заключается

Данный подход многовариативно отработан в западной социологии, хуже — в постсоветской. При всей своей результативности работа в рамках его идеологии при последовательном проведении приводит к выявлению ряда ограничений, свойственных функционализму и роднящих его в этом отношении с «технологическим» подходом. Однако в отличие от последнего он имеет несомненное преимущество, относительно легко согласуясь с «текстовым», т.е. позволяя работать при определенной своей модификации и с содержаниями (есть ряд авторов, работы которых могут быть рассмотрены и в той, и в другой интерпретации). С проработкой именно данной проблематики связано возможное будущее такого рода теорий в социологии культуры.

9. Диалоговый подход. Культура является исключительно сложным, многоуровневым и иерархически структурированным, полифункциональным, самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог (точнее, полилог) различных традиций и содержаний не только в пространстве ее существования, но и в ее исторической ретроспективе. Культура — это полифония голосов различных субъектов истории. Она предполагает, что ее агенты («творцы», «репродуктанты», «потребители») постоянно находятся в ролях разных, пересекающихся между собой (противоборствующих и согласующихся) смыслов. Через механизмы авто- и межсубъектной коммуникации происходит постоянная работа по соотнесению этих смыслов как условие нормального функционирования и развития социума.

Этот подход позволяет задавать максимально широкую рамку обсуждения проблем культуры, «втягивая» в себя в той или иной мере основные содержания других концептуальных ориентации, позволяя прежде всего искать пути для синтезирования «статики» и «динамики» культурных систем (через согласование «текстового» и «коммуникативного» подходов, а через их определенную редукцию «выходить» и на остальные подходы). Более того, он позволяет координировать и разграничивать разнодисциплинарные подходы. Так, если описывать процессы автокоммуникации в культуре, мы будем двигаться в поле культурологии, если же рассматривать фактор субъектов диалога — в поле социологии.

10. Субъектный подход. То или иное понимание сути и функций субъектов в культуре просматривается в любом из выделенных подходов. В данном же случае имеются в виду теории, специально фиксирующие свое внимание на носителях культуры. Культура как воспроизводимая «матрица» может выступать в качестве «репрессивного» по отношению к индивидуальному поведению механизма. Но она же может рассматриваться с точки зрения своих креативных функций как «развивающее» индивида начало. В обоих же вариантах она есть социализационно-формирующая система, вне которой человек не может стать человеком, вне рамок которой он не может выстраивать свои деятельностные и коммуникативные стратегии.

Именно взгляд сквозь призму субъектов (агентов) в общей рамке диалогового понимания сути культуры позволяет находить именно социологический срез описания и анализа, соединяющей через субъекты и в субъектах два типа реальности — знаковую и социальную. Механизмы, способы, уровни, типы, возможности различных синтезов объективированных и обладающих значимостью для социальных субъектов (агентов) являются непосредственным предметом социологического анализа культуры.

Анализ теоретических моделей культуры помогает выявить ее основные проблемы. Первый круг проблем, с которыми сталкивается сегодня социология культуры, связан с ее собственным самоопределением и конституированием в качестве самостоятельной научной дисциплины. Известные попытки в этом направлении носили преимущественно прикладной и фрагментарный характер, когда проблематика культуры рассматривалась в рамках той или иной выбранной социологической ориентации без должного анализа возможного предметного поля данной области знания и без соответствующего глубокого методологического обоснования ее концептуальных основ.

Предмет социологии культуры как самостоятельной дисциплины может задаваться «пограничной» зоной взаимодействия знаковой и социальной реальностей. Здесь встают следующие задачи: описание «субъектного» среза функционирования, использования, передачи и изменения конкретных содержаний и смыслов культуры, роли и стратегий использования культурных механизмов и технологий (программ) в построении и детерминации своей социокультурной активности различными социальными агентами; определение специфики и параметров культурных процессов, происходящих в современных социальных системах, тех проблем, которые возникают при взаимодействии различных социумов и культурных целостностей.

Основной стержень проблематики социологии культуры — анализ полей «диалога», в которых возможно достижение взаимопонимания, взаимовосприятия и общения:

коммуникации, трансляции и трансмутации — обмена, передачи и генерирования новых смыслов, согласования ценностно-символических оснований активности по-разному детерминируемых и определяемых в культурном пространстве социальных агентов. Разработка данных вопросов позволяет в последующем анализе «выходить» из этого «пограничного» пространства в собственно деятельностный и процессуальный «срез» социальной активности, т.е. описывать конкретные типологические системы и ситуации совместной деятельности субъектов для достижения выдвигаемых ими целей: а) на уровнях индивида, группы, общности, института, организации, общества в целом; б) в подсистемах экономической, политической, собственно социальной и т.д.; в) в реальных трудовых, учебных, досуговых, рекреационных и т.д. стратегиях жизнедеятельности. Особому анализу должны быть подвергнуты механизмы, технологии, структуры, уровни и формы собственно культурной (репродуктивной и креационной) активности различных социальных агентов, их институционально-организационное и ресурсное обеспечение, возможная и реальная культурная политика общества и его основных подсистем.

Второй круг проблем социологии культуры связан с общеметодологическим и контекстуальным описанием и анализом тех универсалий и механизмов культуры, в рамках которых происходит (само)детерминация, (самоопределение и (само)организация жизнедеятельности социальных субъектов. Термин «универсальный» применяется в данном случае для тех «базовых» элементов культурных систем, без которых невозможно их функционирование и изменение (обще методологический уровень), и которые воплощаются в многообразии своих феноменологических вариаций (конкретно-контекстуальный уровень), т.е. без которых, упрощенно говоря, невозможно конституирование ни одной самой «примитивной» человеческой культуры. Понятно как то, что таких элементов достаточно много и их выделение зависит в некоторой степени от общей парадигмальной исследовательской ориентации, так и то, что в социологии культуры они должны быть представлены с максимальной полнотой. Однако на уровне предварительного описания, упрощая ситуацию, можно попытаться минимизировать их количество основными «архетипными» формами. Представляется, что можно выделить четыре группы такого рода универсалий и универсальных механизмов культуры.

Во-первых, это элементы, знаково фиксирующие, селекционирующие и закрепляющие принципиально важные для культуры ценностно-символические содержания и смыслы, хранимые посредством соответствующих институтов в культурной памяти общества. Они в определенном объеме и «наборе» и на разных уровнях своего «схватывания» постоянно актуализируются через системы коммуникативного взаимодействия в операциональные деятельностные контексты различных социальных агентов, где не только активно используются для достижения тех или иных социокультурных целей, но и подвергаются постоянной (осознанной или неосознанной) трансформации, включаясь в многообразие реальных исторических и ситуационных контекстов. Эти трансформации, в свою очередь, могут быть подвергнуты отбору и знаковому закреплению в культурной памяти. Функции порождения, селекции, фиксации и трансляции новых ценностей, символов, содержания и смысла закрепляются в социуме, как правило, за определенными индивидами, группами и институтами, выступающими непосредственными агентами культурного творчества (писатели, художники, жрецы, знахари, астрологи, пророки, вожди, предводители, политические лидеры и т.д.).

Эту группу универсалий можно определить как структурированную целостность накопленных культурой сообщений и текстов, а также схем мнемонических программ действия. При этом под сообщением понимается любая знаковая система культуры, способная быть носителем смысловой информации, организованная в определенном языковом пространстве, закодированная в общем для носителей языка коде. Определенные типы сообщений, дополнительно семантически и сакрально «нагруженные», могут рассматриваться как тексты данной культуры. Основная их функция — быть носителями смысла и быть способными включаться для их «извлечения», понимания и дальнейшего продуцирования в коммуникацию, а через последнюю задавать смысловую детерминацию активности социальных агентов. Другой тип сообщений презентируют в культуру мнемонические программы («схемы») действий, нормируемые и легитимируемые или же, наоборот, табуируемые и репрессируемые в данном социуме и рассчитанные (в отличие от текстов) на «непосредственное проецирование на уровень социальной активности субъектов.

Однако любые разграничения в структуре сообщений относительны, так как: а) границы текстов задаются в каждой культуре и оговариваются для типовых ситуаций по своим критериям; б) их функции проникают друг в друга (тексты, например, могут актуализировать свою мнемоническую составляющую); в) в ходе социокультурных процессов возможно «оборачивание» текстов в нетексты, и наоборот. Но в любом случае сообщения иерархизируются как системы определенных моделей и образцов: эталонов, стандартов, «штампов» и т.д. — культуры по тем возможностям, которые они способны реализовать в социокультурной динамике и глубине тех смыслов, которые из них можно извлечь и переинтерпретировать в иных социокультурных контекстах.

Во-вторых, это элементы, связанные непосредственно с конкретными формами коммуникативно-деятельностной активности субъектов.

Следовательно, они существуют как бы в двух ипостасях: во-первых, они продуцируются, селекционируются, легитимизируются, транслируются определенными институтами, которые организуют и контроль за следованием им, в пласт активности непосредственных социальных агентов, т.е. имеют институциональное измерение;

во-вторых, они подвергаются целому ряду операций со стороны непосредственных «исполнителей»: принимаются, трансформируются или отторгаются ими (в идеальном случае — интернализируются, «квазизнаково» воплощаются, т.е. имеют реализационное измерение. Понятно, что в сложноорганизованных социокультурных системах они специфицируются в обоих измерениях для конкретных субъектов и стратегий действия.

Эту группу универсалий можно определить как структурированную целостность выработанных культурой легитимированных регулятивов. Они могут складываться двояким образом: во-первых, естественно («стихийно»), структурируясь и закрепляясь в схемах социокультурной активности без постоянного подкрепления со стороны специальных институтов; во-вторых, «сознательно», продуцируясь и постоянно поддерживаясь теми или иными институтами. Следовательно, они могут быть типологизированы в четыре основные группы: 1) складывающиеся естественно; 2) специально созданные и постоянно поддерживаемые институтами; 3) естественно сложившиеся (как традиции), но подвергшиеся институциональному оформлению и переосмыслению; 4) специально созданные (как нормы), но переставшие нуждаться во внешнем санкционировании, как бы «вторичные» традиции.

Особый критерий типологизации культурных регулятивов задает степень их ориентированности на цель общения и деятельности. В этом отношении они могут быть градуированы между полюсами действий с явно эксплицирующей и доминирующей целевой установкой (целерациональное действие) и действий с «подавленной» или неэксплицированной целью (самоценное, ритуальное действие). Особый интерес для социологии культуры представляют ритуалы как особая стратегия и механизм деятельности активности, строящийся изначально как некоторая манифестация «текста», т.е. организуемая как особая «квазизнаковая» реальность- В этом своем качестве ритуальные действия также могут быть «шкалированы»: один полюс манифестирует ценность формы как таковой в любом действии («протокол»), другой — акцентирует символическое значение определенного действия («обряд»). Соответственно, различные типы действия могут быть в разной степени сакрализированы (освящены) в той или иной культуре.

Наложение измерения «цель-ритуал» на шкалу «норма-традиция» задает основное многообразие форм и механизмов культурной жизни. Сквозь их призму могут быть проанализированы и другие универсалии (например, мода), среди которых особо следует выделить универсалию «праздника» как механизма структурирования социокультурного времени.

В-третьих, это собственно ценности, символы и смысл культуры как ее универсалии, задающие общую рамку как самой культуры, так и возможных в ней форм и стратегий социокультурной активности. Они конституируют также систему ориентиров внутри социокультурных пространств и иерархию «значимостей» любых проявлений жизни во всех подсистемах, на всех уровнях и для любых социальных агентов. Понятно, что эта проблематика не может не стать предметом описания и анализа как отдельных культур, так и межкультурных взаимодействий.

В-четвертых, это универсалии, задающие структурно-организационное пространство культуры, описывающее ее конкретные подсистемы (искусство, религия и т.д.) и уровни («высокая», «массовая», «традиционная» культура и т.д.), а следовательно, и соответствующие институты, обеспечивающие ее целостность и процессуадьность на надындивидуальном уровне.

Третий круг проблем, которые пытается решать социология культуры, связан с описанием и анализом культурных структур и подсистем, типологизацией культур под углом зрения вариантов «задания» ими пространств и полей для действия различных социальных субъектов. Предметом интереса в этом отношении выступают, с одной стороны, подсистемы «высокой» («элитарной»), «массовой» и «традиционной» («народной») культуры, суб- и контркультуры, образующие в своем взаимодействии целостность отдельно взятой культуры (ее «вертикаль»), а с другой — национальные, региональные, локальные культуры, внутри- и надкультурные целостности, позволяющие фиксировать как особенность культуры, так и ее место в более широких культурных пространствах (ее «горизонталь»).

Четвертый круг проблем, рассматриваемых в социологии культуры — это описание и анализ социокультурной динамики: тех взаимодействий и процессов, в которые втянуты различные социальные агенты, подсистемы и структуры внутри определенной культуры (как относительно автономной целостности), и тех глобальных социокультурных процессов, с которыми сталкивается сегодня человечество в постиндустриальный период своего развития, и в которые все более погружаются отдельные национальные, локальные и региональные культуры в своем межкультурном взаимодействии.

Любая культурная система, (целостность) стремится укрепить собственную стабильность и продлить свое существование во времени, т.е. обеспечить преемственность происходящих в ней постоянных изменений через «удержание» собственных проработанных содержаний (своей отличности, специфичности) и интеграцию в себя (или отторжение) новых содержаний, проникающих в ходе межкультурных контактов и взаимодействий. В этом отношении можно говорить об «открытости» («закрытости» и «изолированности») и «динамизме» («статичности» и «консервативности») каждой конкретной культурной целостности, степени включенности их в межкультурные взаимодействия и глобальные социокультурные процессы. Отдельная проблема — сохранение и развитие собственной аутентичности и выбор векторов культурного развития, а следовательно, и приоритетов в культурной политике.

Сложность современной социокультурной жизни, противоречивость происходящих процессов, порождаемые ими разноуровневые и многофакторные конфликты, нестандартность ситуаций, в которые попадают субъекты культурной жизни, задают многообразие их концептуальных осмыслений, необходимость видения современных тенденций в общей социокультурной перспективе не только отдельных цивилизаций и культур, но и человечества в целом. Все эти проблемы являются предметом философской рефлексии, конкретных культурологических описаний и анализов, однако далеко не последнее слово в их проработке может и должно принадлежать социологии культуры — активно формирующейся на новых теоретико-методологических позициях дисциплинарной области знания, обладающей огромным эвристическим потенциалом.

Дата добавления: 2014-11-06 ; Просмотров: 4601 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://studopedia.org/14-64832.html
  • http://studfiles.net/preview/3578916/page:2/
  • http://www.moyuniver.ru/question/2446/
  • http://studrb.ru/works/entry32145sXRTQy
  • http://studopedia.su/11_114996_podhodi-k-izucheniyu-kulturi.html