Меню Рубрики

Как изменить себя с точки зрения православия

Как быть христианином в самых обычных повседневных ситуациях? На этот раз мы выбрали из нашей почты вопросы об отношении человека к самому себе и к ближним и задали их Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.

— Действительно очень хороший вопрос — в том смысле, что в нем, как в капле воды, отражается мировосприятие современного человека, пока не близкого Церкви и христианству. Да, в Писании сказано: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Эта мысль раскрывается и в других евангельских словах: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7, 12). Эти слова — золотое правило человеческой нравственности. Для христианина — главный принцип его взаимоотношений с другими людьми. А вот в другом месте Господь Иисус Христос говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Здесь речь идет совсем о другом — о следовании человека за Богом, утверждается иерархичность ценностей в жизни христианина.

Любовь к себе — естественное человеческое чувство. Поэтому и о любви к ближним Господь говорит просто и ясно, так, чтобы всем было понятно: вот как ты любишь самого себя, так полюби и человека, который находится рядом. Хочешь благополучия? Желай благополучия и другому человеку. Хочешь достатка и счастья? Пожелай их и другому и помоги ему этого достигнуть. Здесь речь идет об обычных земных вещах.

Но тот, кто хочет в прямом смысле идти за Господом, должен отвергнуться себя, то есть перестать ставить собственные интересы на первое место, отодвинуть их в сторону, взять свой крест (все то, что уготовано человеку в этой жизни — и доброе, и неприятное) и терпеливо идти вслед за Христом. Поэтому два евангельских отрывка, приведенных в вопросе, говорят о разных вещах.

Заботиться о своем здоровье, хорошем отдыхе, разных удовольствиях — может быть, это не столько любовь к себе, сколько себялюбие. Между этими понятиями есть разница. Я не хочу сказать, что это вещи постыдные, греховные, ненужные — нет, конечно. И об отдыхе надо заботиться, и о здоровье. Относительно удовольствий — нужно отнестись с рассуждением. Да, есть удовольствия не предосудительные, но очень часто бывает, что изобилие разных удовольствий просто стирает в человеке все человеческое. В подобной заботе о себе — только часть любви к себе, причем незначительная, простейшая. Для христианина любовь к себе — это стремление ко спасению, к жизни с Богом, устремленность к высшим идеалам. Не просто к тому, чтобы хорошо поесть, попить, поспать и получить удовольствие, а к тому, чтобы стать настоящим человеком. Один советский автор написал очень известную в свое время книгу, где есть слова, которые и христианину полезно помнить: «Жить надо так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». В человеке должно быть стремление к высшему, к тому, что после его смерти останется в вечности. Это и есть настоящая любовь к себе.

С моей точки зрения, совершенно чудовищно звучит утверждение, что только довольный собой человек может нести добро другим. Это абсолютно неверно. Человек, довольный собой и своей жизнью, — страшное существо, которое лучше обходить за километр. Для того, чтобы это понять, достаточно почитать классическую литературу, где все самодовольные люди — антигерои.

Если же человек злой и дерганый — да, это действительно плохие качества, и они говорят о том, что он не привык и даже никогда не пытался научиться переносить с терпением какие-то испытания в своей жизни. Не бывает ведь беспроблемной жизни, иначе не вешались и не стрелялись бы люди богатые и знаменитые, не уходили бы они столь страшным образом от своего богатства. Человеческая душа — бездна. Ее не заполнить всеми богатствами и наслаждениями мира, потому что она создана Богом и для Бога, и только в Боге может успокоиться.

Человек, по-настоящему состоявшийся, — это тот, кто научился с благодарностью Богу и с терпением преодолевать все тяжелое и неприятное, кто живет с упованием на Бога, с любовью к Нему и к окружающим людям. С таким человеком действительно хочется находиться рядом.

— Да, уважаемый автор вопроса и права, и неправа. Все люди разные по своему характеру, но я не соглашусь с тем, что они рождаются со столь резкими различиями. Очень многое зависит от воспитания, от того, что человек получил в семье. Напомню, что в книге аввы Дорофея «Душеполезные поучения», в главе «О том, чтобы не судить ближнего» есть замечательный пример. На невольничьем рынке были проданы две девочки. Одну купила благочестивая женщина, сделала ее членом своей семьи, воспитала добродетельной. А другую купила блудница и вырастила соответствующим образом. И авва Дорофей спрашивает: когда эти девочки вырастут, если они согрешат одним и тем же грехом, разве будет Господь судить их одинаковым судом? Конечно, нет. Это надо иметь в виду. Господь будет оценивать поступки человека, учитывая те обстоятельства жизни, в которых он воспитывался.

Вообще, это сложный вопрос, из числа тех, что всегда приходили людям в голову (их еще называют «проклятыми»). Вспомним, что на подобные вопросы преподобного Антония Великого («Господи, почему одни люди живут долго, а другие мало? Почему добрые страдают, а злые благоденствуют. ») Богом был дан ответ: «Антоний, то судьбы Божии, а ты внимай себе и спасешься». Есть вещи, на которые мы получим ответ в вечности. Но нам самим нужно исправляться — стараться быть добрыми, никогда никого не осуждать. Если видишь, что у тебя что-то не получилось в юности, в молодости, нужно себя перевоспитывать. Это сложно, но, с Божией помощью, возможно. Собственно говоря, христианство — это и есть длительный, до самой смерти процесс воспитания человеком самого себя.

— По традиции, у нас много вопросов о грехе, в котором почти всем нам приходится каяться на каждой исповеди. «Всегда что-то находится: и в разговоре с близкими узнаешь что-то о ком-то не по своей воле, и сама делишься, если что-то неприятное на работе произошло»,— замечает наша читательница и спрашивает: как отличить осуждение от констатации факта и как «проглотить» неприятное, что говорят о тебе или делают в отношении тебя другие люди?

— То, что мы называем здесь констатацией факта, скорее всего, тоже осуждение. Нельзя закрывать глаза на какие-то очевидные несправедливости или неправильности. Их нужно сознавать, но совсем не обязательно выслушивать об этом от других или самому кому-то рассказывать. В таком случае это осуждение чистейшей воды, и никаких других определений для этого явления не существует.

Для того чтобы не осуждать других, человек должен очень честно и внимательно относиться к самому себе. Когда он отдает себе отчет в собственном состоянии — а оно у нас у всех очень неважное, — тогда ему в голову не придет осуждать окружающих. Нужно постоянно прикладывать усилия к тому, чтобы не осуждать, это главное. Тогда начнет что-то получаться. На самом деле все, что касается духовной жизни, требует постоянных усилий: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Что касается того, как «проглотить неприятное» — здесь тоже необходим навык. Но какой? Опять же у аввы Дорофея есть хороший пример. Он рассказывает об одном монахе, которого постоянно ругали, а он, казалось, относился к этому совершенно спокойно. Удивляясь такому устроению, авва Дорофей спросил: брат, скажи, как ты достиг бесстрастия? Тот ответил презрительно: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды как от людей? Это — лающие псы». И авва Дорофей здесь со скорбной иронией замечает: «Нашел путь брат сей…». Такой путь ни в коем случае избирать нельзя. Нужно суметь настроить себя на то, чтобы видеть свои недостатки. Видите, опять мы вернулись к этому. Тогда ничто, сказанное о нас другими людьми, не будет казаться нам совсем уж неправильным. «Достойное по делам своим принимаю» — вот это нормальное отношение.

Нужно воспитывать в себе смирение. По слову одного из оптинских старцев, смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет (вот об этом очень часто забывают!). Ни на кого не гневаться — это первый этап, очень сложный, он может занять у человека годы. Второй — никого не прогневлять… Тут просто за голову схватишься и скажешь: «Нужна еще одна жизнь для того, чтобы этого достичь». Но нужно стараться.

— Как же научиться ладить с людьми? «Как научиться чувству такта и дипломатии? Из­за этого иногда отталкиваю людей и не могу строить гармоничные отношения. Есть ли для этого духовные методы?» — спрашивает наша читательница.

— Видите ли, в чем дело: не существует «духовных методов» для того, чтобы добиться в самовоспитании каких-то отдельно взятых положительных результатов. Человек должен жить хрис­тианской жизнью во всей ее полноте — стремиться к Богу, стараться выполнять заповеди Божии, быть внимательным к себе и к окружающим. И если благодаря этому он «переформатируется» во внутренне собранного, внимательного к собственным движениям души, к поступкам, к словам — тогда он обретает и умение налаживать свои отношения с людьми. Это не такт и дипломатия — в духовной жизни это называется по-другому. Тогда человек становится и помощником, и приятным собеседником, вообще тем, на кого можно положиться в жизни. Христианин — это целостная личность, в которой нельзя выделить какие-то отдельные добродетели. Поэтому надо воспитывать в себе христианина, пересматривать свою жизнь, полностью перенастраивать ее в соответствии с Евангелием — тогда все будет получаться. А иначе — аутотренинги. Конечно, усилием воли можно себя заставить быть дипломатичным или просто научиться хорошим манерам. Но, видите ли, когда нет религиозной мотивации и настоящей внутренней перестройки, все это очень ненадежно и некрепко. Поэтому, я думаю, нужно просто менять всю свою жизнь.

Уважаемые участники форума! На вопросы всех желающих будут отвечать православные психологи, которые включены в группу Психологи.

  1. Ради удобства отвечающих и последующего поиска уже заданных вопросов — название темы пусть отражает суть вопроса.
  2. Возможны задержки с ответами до нескольких дней. Кроме того, психологи оставляют за собой право решать, на какие вопросы им отвечать, а какие оставить без ответа.
  3. В целях поддержания порядка, Ваши вопросы могут быть перемещены в другие подфорумы или объединены с аналогичными уже существующими темами. Отвечать могут ТОЛЬКО православные психологи, включенные в группу Психологи.Ответы всех остальных будут удаляться. Отнеситесь к этому с пониманием, пожалуйста.
  4. Ни одна из тем не является собственностью того, кто открыл ее. Она является плодом коллективного творчества и приносит пользу многим читающим. Автор темы не имеет права требовать ее удаления. Он может просить об этом, решение принимает администрация.

.

Группа: Участники
Сообщений: 10

Здравствуйте.
Мне 21 год, полукровка (руссо-лезгинка или наоборот). В моей семье очень тяжелая обстановка. Если не вдаваться в подробности: мы живем в нищете, разорившиеся «новые русские». Отец нас бросил, но поскольку мама не работает, то мы живем на его жалкие подачки. С мамой у них были жуткие скандалы и драки, при нас с братом они говорили другу о друге такие вещи, что до сих пор стыдно вспоминать, вываливали самые грязные вещи, смаковали, лишь бы настроить против другого родителя. Оба верующие (мама православная, отец мусульманин, в прошлом — многоженец), но повернулись на магии.

Суть не в этом. Я пытаюсь как-то изменить если не всю жизнь нашей семьи, то свою. Но не могу. Я верю в Бога (православная, хожу в храм), но не верю в людей, в хорошее. НЕ верю в дружбу, в помощь, на мой взгляд, все эти «сочувствие», «разговоры по душам» — жевание соплей. В реальной тяжелой ситуации человека, которому плохо, добивают, обрекают на одиночество. Видела неоднократно, на примере родни, обиравшей нас в трудное время. Друзья, найти круг общения, как мне советовали? Кому нужна нищенка, полукровка, всем нужны только веселые, милые и лыбящиеся в 64 зуба подружки без проблем. Замужество? Я хочу иметь мужа и детей, но опять, православным парням нужная беспорочная фея с идеальной репутацией и родословной (видела, читала объявления), а не девка из уничтоженного полукриминального клана, чьего отца прокурор одной европейкой столицы поклялся упрятать за решетку, чей дядя возил шлюх и в аварии убил одну из них. Мне стыдно глаза поднимать на сокурсниц, приятельниц, кажусь себе непоправимо замаранной.

Я немного занимаюсь творчеством (пишу фики, рисую), но с весны это перестало приносить особую радость.
Как мне поверить в свет, радость, добро, что есть смысл что-то менять? Две мои кузины тоже прошли этот путь и теперь вкалывают продавщицами за копейки, лишь бы не возвращаться домой. Мечта одной из них — чтобы её купили в гарем, так прямо и сказала.

Сообщение отредактировал Эйлин — 29.5.2010, 19:13

Читайте также:  Можно ли жить гражданским браком с точки зрения христианства

Как изменить себя

Пастор Максим Максимов

Человек действует сообразно тому, что имеет с детства в своей жизни. В детстве я думал никогда я не буду вести себя, как мой отец. Но прошло время, и я заметил, что мой сын с удивлением смотрит на меня, что я становлюсь таким же, как отец. Папа у меня паникер, и жена мне теперь говорит, что я паникер. Это заложено в нас внутри.

Каждый из нас уже знаком с компьютером, если нет в нем программы, то это будет просто груда железа. Мы рождаемся как простой компьютер, и в нас загружаются жизненные программы. В садике мы получаем первое формирование жизни, там мы растем.

Если ребенок видит, что папа бьет маму, то вырастая, парень применяет в своей семье этот пример, думая. что так необходимо выяснять отношения.

Как мы выглядим? То, чем мы питались, что ели, в той категории веса мы и пребываем; все, чем мы наполняемся, то и имеем.

Неправильные вещи, вкусы, привычки загружены в нашу жизнь. Как и в компьютере бывают вирусы, которые мешают нам работать: постоянно зависают наши программы, и нам невозможно работать; так и многие из нас не понимают, что происходит в их жизни: вредные привычки, капризы, зависть — все это сформировало нашу жизнь. Какую музыку вы слушаете? Чем вы напитаны? Что вы смотрите? Многие говорят: в чем моя проблема. Нужно полностью изменить себя, избавившись от прошлых убеждений, привычек, предрассудков.

Изменилось ли что сейчас в твоей жизни, когда ты пришел к Господу? Есть ли план для твоей жизни? Если нет перемен за последние пять лет, если нет духовного роста, если нет до сих пор благословения, если нет перемен в твоей жизни, — это опасно. Немедленно остановись и пересмотри всю свою жизнь. Неужели ты хочешь еще последующие пять лет провести в таком же состоянии? Не спрашивай, как изменить себя, а просто меняйся.

Нужно двигаться, чтобы побеждать! Упорно идти дальше, добиваясь победы в своей жизни.

Нет совершенных людей, многие падают, но встают, прорываясь через заслоны жизни, продвигаясь через молитву и Слово к освящению и чистоте. Мы состоим из ошибок и побед! Не опускай руки, если ты в страданиях. Потому что все проходят падения и взлеты, но всегда есть выход: это желание изменяться, подогреваемое верой. Только при этом условии придут перемены в жизни.

Многие бегают по Церквям, ища свое, ворча, что плохое служение!

Нет идеальных служений. Лучше помоги своей церкви, молись, и придут перемены. Будь дружелюбным, когда приходишь на служение, будь приветливым.

Бог видит ваше сердце, с чем вы пришли. Нам никто ничего не должен. мы просто люди, ищущие Господа. Стань светом в своей Церкви, изменись, не допускай раздражения, иначе не получишь ответ на исцеление!

Бог видит твое сердце: вот оно наполнено недовольством, постоянным ропотом! К Кому ты приходишь? Зачем топчешь Божьи дворцы? Освободись сначала от зла и недовольства! Поступай человеколюбиво; если вас кто-то раздражает в церкви, извинись, смирись, и зло отойдет от тебя! Видишь, сработала прежняя программа, заложенная от мира. А Где любовь к братьям и сестрам?

Ты сам должен сеять внимание и любовь. Никто не обязан молиться за тебя, ты сам молись. Помогай людям, не будь потребителем. Пока не избавишься от того, что заложено в твою программу жизни, ничего в тебе не изменится. Бог помогает тебе, Бог дает очищение, помоги себе — закрепи это делами!

Мы порой полны лукавства: молимся, говоря, что любим Бога! А Бог желает научить любить ближнего своего! Многие подходят в обиде и говорят, что пастор их не поприветствовал. Чем вы руководствуетесь, вы — в собрании святых?

Не обижайтесь, молитесь, меняйтесь, сами проявляйте внимание, и Бог изменит вашу жизнь, Бог проявит в вас любовь к ближнему!

Что есть важное в жизни, что можно о нас каждом сказать? Если вы в постоянном ропоте на окружающих, посмотрите на себя: вы есть отражение в зеркале, в вас самих заложено то, что раздражает вас в людях.

Меняйся, кайся. Ты не видишь, что раздражаешь других — бумерангом это идет на тебя. Но люди порой молчат и не высказывают нам наши ошибки, молясь с любовью за тебя. Начни и ты молиться! Умри для всего мирского! Иначе не будет никогда роста в твоей жизни. Ты уже сам должен давать, помогать, должен кушать твердую пищу, духовную, но все еще требуешь внимания к себе, как младенец. Бог все видит! Иисус все слышит! Изменяй себя! Если ты любишь Бога, а брата своего ненавидишь, то в тебе нет Бога!

Задумайся, составь план того. что мешает в твоей жизни продвигаться к Господу. Обличи себя, запиши свои плохие привычки, моли Господа изменить тебя. Не лукавь. Ищи перемен, не живи прошлым, не говори Господу о любви к Нему — полюби сначала ближних, прости обидчиков, и тогда любовь наполнит твое сердце к Господу, и ты будешь иметь тесное общение с Ним, и будешь наполнен победой! Стремись к изменению самого себя! Преобрази свою жизнь, и Бог будет светом в твоей жизни! Аминь.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

История девушки «Молитвы меняющие жизнь»

Здравствуйте, дорогие читательницы.

Искренне хочу поделиться с вами историей, которая произошла недавно в моей жизни, и которая полностью её изменила. Может быть, мои откровения помогут и вам изменить жизнь и найти своё счастье.

Родилась я и жила всю жизнь в Тюмени. Всего год назад моя жизнь не отличалась от жизни миллионов обычных девушек. Работа, дом, телевизор, редкие встречи с друзьями. И так снова по кругу, изо дня в день. На тот момент в моей жизни не было ничего интересного. Всё было спокойно и очень размерено. Вроде меня всё устраивало, но внутри было слегка заметное ощущение того, что что-то нужно изменить. А понимания, что именно, не было. Думаю вам знакомо это чувство. Чувство банальной неудовлетворённости жизнью, когда то, что тебя окружает, перестаёт интересовать и внутри переполняет безразличие ко всему. Я много читала, искала ответы, ходила на разные женские тренинги, но ничего волшебного не происходило, жизнь не менялась.

И спустя полгода этого периода непонимания себя и того, что мне необходимо, мне начала приходить интересная информация. Приходила из разных источников, попадалась на глаза в газетах, в интернете, в книгах. Как говорится, кто ищет, тот найдёт. Я то и дело читала про то, что жизнь не такая, как мы считаем, существуют определённые законы жизни, которые мы якобы забыли и которыми всегда пользовались наши предки. И один мой знакомый, с которым мы редко виделись и общались, из-за его увлечения разными энергетическими практиками, к которым я всегда относилась скептически, вдруг случайно встретился и настоятельно рекомендовал изучить глубже именно эту тему, посоветовал определённые книги. Сказал, что изучив всё, я решу все проблемы в своей жизни. Прочитать книги труда для меня не составило. Но осенило меня после разговора с одним из авторов книг, который как выяснилось, живёт в Тюмени. Не знаю почему, но именно после той встречи всё начало меняться. Автор был с виду обычным мужчиной, многодетным отцом, но оказался удивительным, неординарным и очень умным человеком. Я просто рассказала ему обо всём, а он в свою очередь поделился со мной многими вещами, от которых мозг начал удивлённо шевелиться ещё во время разговора, и в конце дал наставления и сказал, чтобы я читала одну старую молитву. Причём всё было с такой искренностью, он даже денег не взял, сказал, что не нуждается, и его миссия — помочь человеку найти себя и подтолкнуть на быстрый путь развития. Ведь в человеке заложено так много всего интересного, неизведанного, мы можем горы свернуть, а живём очень примитивными потребностями: еда, сон, секс, работа, деньги, гулянки. Путь в никуда!

Ну и я стала заниматься. Сначала ничего сверхъестественного не происходило. Я выполняла все упражнения, читала по утрам молитву. Ничего не ждала взамен, решила так: «Пусть будет то, что будет. А дальше, посмотрим». Так и случилось.

Приблизительно через месяц я начала чувствовать, что стала спокойнее относиться к окружающим, пропало чувство раздражения, перестала переживать по пустякам и вообще начала чувствовать себя значительно лучше. Лучше где-то внутри меня. Тогда я впервые поняла, что я счастлива. Жизнь стала наполняться смыслом. Я будто почувствовала в себе женскую энергию, и что-то внутри требовало ей делиться. Окружающие стали замечать необычный блеск в моих глазах. Я часто стала слышать, что очень изменилась. Хотя может, это было связано с тем, что в тот момент я собиралась выйти замуж.

Ох, какое это прекрасное ощущение полёта над всем миром. Подготовка к свадьбе! Думаю, вы согласитесь, что это невероятное, трепетное и волнительное событие в жизни каждой девушки. Помню, я чётко выстроила у себя в голове план, идеальную картинку того, как всё должно быть. Но! Чем больше я погружалась в процесс организации, тем труднее было общаться с женихом, друзьями, родственниками. Я чувствовала, что погружаюсь в какое-то огромное болото, из которого не вижу выхода. Оно затягивало меня всё глубже и глубже. Мне не хватало воздуха, и сама подготовка к свадьбе не приносила никакого удовольствия. Я перемерила более 100 свадебных платьев, мне ничего не подходило! 2 месяца не могла найти обручальное кольцо! Как назло, ни в одном магазине не было моего размера. И так во всём! Каждый вечер я ругалась с семьёй из-за свадьбы. Родители настаивали на одном, жених на другом, его семья вообще на третьем. У меня постоянно были нервные срывы. Но я держалась «молодцом». Улыбалась и производила впечатление очень счастливой девушки. Конечно, в такие минуты мысли о том, что я хочу что-то отдать окружающим и сделать мир лучше, меня совсем не посещали. А итог моей помолвки оказался очень простым и банальным… мой жених меня бросил! Прямо перед свадьбой! Причём просто так, без истерик, скандалов. Просто он передумал на мне жениться! Всё. Точка. Он пропал из моей жизни. Представляете, какой ужас тогда со мной происходил! Жить вообще не хотелось! Несколько раз думала о том, что я не хочу, и не буду жить…

И в тот момент я снова обратилась к своему новому знакомому, которого уже считала наставником. Я пришла к нему на консультацию, где он сказал одну гениальную вещь: «То, что с тобой сейчас произошло весьма предсказуемо. По вашей паре это было понятно изначально. Ты же вела себя как «мамочка», которая всё время контролирует своего «сына». Тебе повезло! Повезло потому, что это произошло сейчас, ещё до свадьбы! Если бы ты не делала то, что я тебе говорил, ты бы не повысила свою энергетику и так ничего бы и не поняла! И последствия ваших отношений были бы ещё печальнее! Я тебя поздравляю с началом новой жизни!»

После нашего разговора я рыдала 2 дня. Но потом, на душе стало как-то тихо и спокойно. И я стала думать… думать, что делать дальше. И поняла, что главное в жизни — это семья, это дети, самореализация, творчество. К этому я стала стремиться. Организовала творческие курсы в Тюмени, занялась музыкой, танцами, живописью. Я стала с ещё большим интересом посещать семинары и тренинги моего наставника, задавать всё больше вопросов, что делать дальше. Усиленно работала над развитием женских качеств и уже через месяц увидела, что я и окружающий мир стали потихоньку меняться. С помощью полученных знаний я стала развивать внутреннее видение или как по-другому его называют — интуицию. Я начала чувствовать других людей, понимать без слов их эмоции, мысли, предугадывать действия. Я долго привыкала к таким необычным возможностям, но постепенно они стали естественными для меня.

Однажды мне приснился сон. Мне снилась моя бабушка. Она указала мне на белокаменный Кремль, Храм и сказала: «Когда будет там праздник, войди в Храм и купи иконку Святой Ксении Петербургской! Тогда ты выйдешь замуж». В тот момент я не предала большого значения этому сну. Ведь я только что рассталась со своим женихом, мужчинам вокруг я вообще не доверяла. Занималась творчеством, развивалась как женщина вне отношений, читала разные книги о воспитании детей, по быту и так далее.

Спустя 2 месяца меня в срочном порядке отправляют в командировку в Тобольск. Я никогда не была в этом городе. Поэтому водитель решил провести мне небольшую экскурсию по исторической части города и привёз меня в Кремль! И тут меня осенило, что это тот самый кремль из сна. Там действительно праздник — Пасха. Я зашла в Храм и купила нужную мне икону. И только представьте, через 10 дней я встречаю мужчину, с которым я чувствую себя счастливой, живой. Я забыла все свои былые неудачи и теперь наслаждаюсь каждой минутой, проведённой вместе с тем, о ком мечтала всю жизнь! Вот так сон. Разве такое возможно?

Читайте также:  Ведьмы кто они с точки зрения

После того дня знакомства и нескольких семинаров автора я осознала многое. Моя жизнь перевернулась полностью. И как узнала позднее, не у меня одной. Таких как я было много, проблемы у всех одинаковые, и все искали решение: отсутствие личной жизни, депрессии, бесплодие и т.д. А решение нам всегда подсказывали наши предки, мы просто не хотели слушать, были увлечены своими проблемами. Теперь в моей жизни появился смысл, цель. Я стала мудрее, лучше. Сейчас я понимаю, чего я хочу, куда я иду, и что будет в моей жизни дальше. Я уверена, спокойна и счастлива. Я ценю людей, которые меня окружают и любят. Я отдаю им свою энергию и тепло, которое идёт изнутри. И всё, что происходит со мной, не зря.

С наставником мы общаемся и сегодня. Он помогает мне, подсказывает, направляет. Сейчас, когда я пишу эти строки, меня переполняет чувство глубокого уважения и благодарности к нему. Спасибо этому сильному и мудрому мужчине, который помог мне и указал путь. Дорогие и любимые, девушки! Ищите пути своего развития, как только вы поменяетесь внутри, всё вокруг вас тоже изменится, и это не шутки! Теперь я это точно знаю.

Для чего я всё это написала? Если бы кто-нибудь раньше рассказал мне обо всём этом, моя жизнь уже давно была бы другой. Поэтому если кто-то из Вас сейчас находится в моей ситуации, искренне говорю, даже не думайте опускать руки и впадать в депрессию. Срочно, начните меняться. Начните изучать знания наших предков. Ищите и читайте книги. Очень советую прочитать книгу моего наставника — «Время открывать секреты», Михаил Вячеславович Аверин. После этого у вас в голове точно многое встанет на свои места. И ещё, важно, девочки! Поймите, вы сами решаете и отвечаете за свою жизнь. А время, к сожалению, уходит безвозвратно. И это совсем не весело.

Желаю Вам счастья! Буду безмерно рада, если смогу для кого-то быть полезной. Пишите, спрашивайте.

Книги в свободном доступе нет, для всех, кто интересуется я сделала ссылку.

Как пережить измену мужа?

и Почему мужчины изменяют женам?

Во все тяжкие

Есть такая точка зрения: если ваш брак на грани развода, чувства угасли, эмоций не хватает, заведите краткий роман на стороне — вы сами увидите, как ваши отношения заиграют новыми яркими красками… Такие советы сегодня можно встретить в Сети и книгах. Уверяют, что это эффективно. А Вы что скажете?

Мне ничего не известно про новые краски.

Когда на исповеди мне рассказывают об измене, я все время встречаюсь с катастрофой. Эта катастрофа колоссального масштаба, когда душа… понимаете, как напалмом выжженная земля. Человек приходит совершенно мертвый, абсолютно бесчувственный, ничего не понимающий.

Как после ядерного взрыва. Потому что ядерный взрыв — это же энергия, свет, колоссальное тепло, в нем очень много яркого и незабываемого. Но после него все мертво, полное опустошение. На исповеди я встречаюсь с таким результатом — выжженного сердца и чувств. Не знаю, как насчет новых красок…

Почему Вы говорите, что человек приходит бесчувственный и мертвый?

Есть известный сериал «Во все тяжкие», где показано, как человек дает себе право на преступление, влипает в грех, исходя из каких-то более-менее высоких соображений, и как этот грех поражает потом все вокруг, как раковая опухоль. Там и сам герой болен раком, и он вроде бы исцеляется. А вот дело, которое он затеял, начинает расти и пожирает все пространство жизни вокруг него. Это очень яркий пример. Он хорошо показывает, во что превращается человек, связанный грехом, который при этом пытается вырваться. Его мучает совесть — там есть сцена с мухой, в одной из серий она летает постоянно и не дает герою покоя. Но он, оказывается, глубоко уже влип, причем не только сам — он потянул за собой и свою жену, и все, что его окружает. И вроде как у него есть оправдание: он болен раком, ему нужны деньги на лечение и семью… Человек, который живет в таком состоянии, в плену греха, постоянно будет искать оправдание своему поступку. Он не может без этого. Ему необходимо какое-то внешнее событие или какая-то высшая цель, к которым он мог бы апеллировать и объяснять, почему он это делает. Причем ему самому плохо от бесконечных поисков оправдания. Тяжелейшее состояние.

Вы часто сталкиваетесь с этим на исповеди?

Любой священник в своей пастырской практике сталкивается с этим довольно часто, увы.

Но есть, например, такая позиция: человек, когда изменяет, не совершает ведь какого-то преступления, это же не коррупция, не убийство, он никому не причиняет вреда. Конечно, если он любит свою жену, и жена узнает, то будет неприятно. А в остальном — что тут такого.

Честно говоря, я не знаю примеров, чтобы человек предал — и никто бы об этом не узнал. Во-первых, потому что о предательстве все равно становится известно, причем в самый неудобный и неожиданный момент. Во-вторых, об измене всегда знает сам человек, его совесть, и всегда знает Бог. Этого достаточно.

А с вопросом «что тут такого»… Понятно ведь, что основа любых отношений — в браке, дружбе, в отношениях между родителями и детьми, между человеком и Богом — это верность и доверие. На практике это значит: ты можешь на меня рассчитывать, я тебя не подведу, я всегда подставлю плечо. Когда мы говорим «я верю в Бога», мы же понимаем, что речь идет не только о признании факта существования Бога над нами. В этом смысле, как писал апостол Иаков, и бесы веруют и трепещут. Вера в Бога — это вопрос именно доверия и верности в отношениях между Богом и человеком.

Обратная сторона — это подлость и предательство, когда ты знаешь о близком что-то очень личное, доверенное тебе как тайна, и ты эту тайну предаешь.

Супружеская измена — это предательство тайны любви: тебе открыто о жене или муже самое сокровенное, и ты этим пренебрегаешь.

Если люди любят друг друга по-настоящему и серьезно, им нет надобности изменять. Если человек хочет изменить, ищет повод или оправдание, и это для него нормально, значит, он должен констатировать: я никого, кроме себя самого, не люблю, всеми остальными людьми я просто пользуюсь.

Контексты времени

Если все так понятно, то почему с нами это происходит?

Всегда все бывает очень по-разному. Много причин… И таких, которые можно даже понять — в смысле, понять психологически, откуда что пошло и почему привело к такому результату. Существует контекст, в котором мы живем, и в этом контексте отношения между мужчинами и женщинами после сексуальных революций стали сверхсвободными, сознание доступности и возможности измены — общее место, она не является запретной темой для разговоров и для размышлений. С темы измены снят ментальный запрет, сняты социальные табу, ушло осуждение неверности как таковой. Это создает определенную почву для искушений:

раз все так поступают, значит, в этом нет ничего страшного. Люди так привыкают думать, к сожалению…

Общественное мнение, кстати, касается не только мужских измен, но в не меньшей степени и женских.

Считается, что мужская измена более извинительна, чем женская. Многоженство ведь даже в Ветхом Завете есть, это фактически норма отношений в те времена.

Многоженство существует только у примитивных народов. Люди Ветхого Завета — это тоже примитивный народ. Посмотрите Второзаконие, Числа… Как этот народ относится к своим врагам, как он захватывает города, убивает всех мужчин, женщин, детей, оставляет себе только девственниц, которых распределяет по своим воинам… Конечно, ветхозаветный народ Израиля — это примитивный народ. Ему только-только начали вкладывать какие-то первичные представления об отношениях между человеком и человеком. О том, что папу с мамой надо любить, что воровать и убивать — плохо, завидовать — плохо и так далее. Это народ, у которого еще не сложились отношения между людьми, не говоря уж об отношениях с Богом. Ничего удивительного, что живет этот народ в рамках многоженства. Мужчина берет себе жену, берет наложницу, потому что для него важно продолжать род, размножаться: смертность среди детей высокая, а в доме должно быть много работников. Это очень примитивные отношения.

Но Господь ведь попускал многоженство в ветхозаветные времена?

Есть большая разница между миром после грехопадения и тем миром, в который уже пришел Христос.

Есть слова Христа о мужчине и женщине: и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк 10:8–9). Это идеал, к которому потом пришла христианская Церковь, возвысив отношения мужчины и женщины до отношений Христа и Церкви.

Даже в удивительной эротической поэме царя Соломона «Песнь песней» Церковь видит высочайшие отношения Бога и человека.

Кстати, заметьте, что, когда Господь обращается к народу Израиля, который все время отступает в язычество, уклоняется от Бога, начинает служить другим богам, Он называет такое поведение прелюбодеянием, то есть фактически — супружеской изменой. Потому что это нарушение верности, лежащей в основе отношений между человеком и Богом.

О минах замедленного действия

Если отношения мужа и жены в христианском браке сравниваются с отношением Христа и Церкви, то возникает вопрос: как тут возможна измена? Однако измены — дело нередкое. Жена может недодать тепла, любви и понимания, искры в отношениях могут угаснуть, а хочется чувствовать себя живым и любимым — множество причин, объясняющих измену даже в христианском браке. И какое уж там стремление к идеалу…

В призыве соответствовать образам Христа и Церкви задана высокая планка. Они применимы только к людям, которые осознанно воспринимают свой брак и пытаются строить его по-христиански. Увы, не о каждом браке можно такое сказать.

В христианстве есть и понимание семьи как малой Церкви, то есть организма, в котором присутствует Господь. Христос говорил: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18:20). Это сказано в том числе и о семье. Но для того, чтобы было так, муж и жена должны понимать и разделять такое отношение к браку. Когда между ними есть совершенно понятное, осознанное стремление к подражанию Богу, к тому, чтобы отношения между ними складывались правильным образом, мне кажется, что такой брак вообще имеет много оснований, чтобы быть крепким и счастливым, и в том числе может избежать искушений изменой. Если люди изначально не смотрят на свой брак таким образом, то вероятность разрушения семьи гораздо выше. В семейных неурядицах всегда есть какая-то взаимная вина… Несомненно, в отношениях мужчины и женщины в браке любовь может оскудеть.

Вообще, мир, в котором мы живем, — мир энтропии, оскудения и умирания. Если люди не хранят свою любовь и каким-то образом не пытаются ее умножить, то она будет оскудевать. А оскудевшая любовь все время ищет каких-то возможностей подогревать свои чувства, потому что… человек не может жить в мертвом состоянии, ему необходимо ощущение жизни, необходимо любить и быть любимым.

И здесь вопрос только в одном: насколько сами супруги понимают, зачем они создали семью, для каких отношений, ради чего они живут в одном доме и спят в одной постели, если они спят в одной постели.

Для кого-то такая модель — семья как малая Церковь — кажется недостижимой планкой. А для кого-то словесным штампом. И в том, и в другом случае возникает вопрос, надо ли к этому стремиться.

А в этой планке нет ничего особенного. Любая хорошая семья — она именно такая, и ей не нужно ничего внутри себя специально выстраивать. Необязательно ставить перед собой такую задачу по принципу бизнес-плана — «построить малую Церковь». Просто для того чтобы быть семьей в таком образе, надо трудиться, надо все время всего себя отдавать — это касается и мужа, и жены. Нужно вглядываться в человека, слышать, что ему нужно и чего не хватает.

Кстати, есть здесь одна серьезная проблема у христиан — отношение к интимной близости. Есть сегодня православные семьи, в которых на интимные отношения смотрят с крайним подозрением. Они изначально мыслятся как греховные, недопустимые, как некое попущение слабости и блудной похоти человека. Написал же апостол Павел: если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор 7:9). Вот и вступают… А у брака ведь должно быть другое основание. Апостол Павел в этом смысле опыта не имел. Он был девственником, семью не создавал, к браку относился скорее снисходительно. Но это было всего лишь его личное отношение! И он же, тем не менее, говорит удивительные слова о браке: жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию а потом опять будьте вместе (1 Кор 7:4–5). То есть он не просто оправдывает — он дает христианам в супружеских отношениях свободу.

Читайте также:  Почему иногда зрение обостряется и становится все четким и ярким

И здесь, конечно, нельзя не сказать, что подозрительное, а порой даже извращенное восприятие интимной близости со стороны некоторых священнослужителей может разрушить любой брак. Люди, получающие духовное руководство от таких священников, думают, что в интимных отношениях есть что-то греховное, и вступают в них просто потому, что не могут противостоять греху. Но это же полное перевирание смыслов! Это ужас, который непомерным грузом ложится на сознание современных христиан. Они со страхом и трепетом относятся к началу своей религиозной жизни, глубоко воспринимают все, что им говорят. Советы такого священника могут разрушить отношения между мужем и женой, создать между ними страшную стену отчуждения, помешать полноте радости друг с другом. Людей такое отношение разлучает, у них остаются тяжелейшие психологические травмы.

Если интимная близость между супругами допускается только по снисхождению к человеческой немощи, а никак не для радости, то это — мина замедленного действия.

Человек остается человеком, и однажды эта мина взрывается. И тогда человек ничего не хочет больше слышать. Он вылетает в какое-то иное пространство, сам себя не понимает, его захватывают отношения на стороне, и он вдруг видит: жизнь — вот она, здесь, а то, что было там — это исполнение супружеских обязанностей.

Недопустимо влияние на сферу интимной жизни супругов со стороны кого бы то ни было, в том числе духовника. У мужа и жены — их малая Церковь, и они сами с этим вопросом разберутся. Христиане прекрасно знают, что такое целомудрие, что такое грех, что такое развращенность. Они могут сами определить границы своей близости.

Собрать вещи и уйти

Если вернуться к разговору о соответствии образу Христа… Вот, скажем, дома уставшая жена с детьми, которая занята хозяйством и решением бытовых проблем. А на работе есть милая коллега, которая не требует ничего, только дарит тепло, улыбки, и рядом с ней любой мужчина начинает летать. Или в социальной сети есть подруга по переписке, которая тоже ничего не требует, только заряжает позитивом…

Сетей, в которые может попасть человек, в мире всегда много. Эти сети бес расставляет на каждом шагу. Вопрос только в том, как к этому относиться. Можно ведь изначально настраивать себя, что, в принципе, все возможно, и ничего плохого в измене нет. Этому часто способствует большое количество связей до брака — у человека появляется привычка относиться к таким вещам с легкостью. Эта привычка рикошетит потом по браку, если человек, создавая семью, не изживает ее в себе как болезнь, несмотря даже на действительно серьезные и глубокие отношения между супругами. Это «зацепленность» грехом, который будет человека держать и в нем действовать. Чтобы это прекратить, нужно осознание греха и решимость.

Есть и другая сторона вопроса. Иногда женщина, зная об изменах мужа, рассуждает так: ладно, пусть гуляет, лишь бы домой возвращался, — и закрывает на измены глаза…

Значит, она не любит своего мужа. Она использует его для каких-то своих целей — ради социального статуса, воспитания детей, ради кошелька, ремонта, огорода… чего угодно. Она с ним не ради любви. Но в таком случае это ее проблема.

А если женщина знает об изменах, тихо плачет в подушку, но молчит, потому что боится, что муж ее бросит?

Ну и пусть бросит! В такой ситуации честность превыше всего. И перед собой тоже. Ради чего хранить такие браки?

Конечно, бывают крайние ситуации, когда женщина с детьми на руках может оказаться без крыши над головой, без возможности кормить и растить детей. Она в абсолютно униженном состоянии, полностью зависит от своего мужа, настолько, что жизнь в случае развода потерпит полный крах. Такие женщины терпят измены… Но опять же, ничего нормального в подобной ситуации нет. В семье все должно быть предельно честно: если муж изменяет и женщина понимает, что он и дальше будет изменять и ему все равно, что она думает по этому поводу, ей надо собирать вещи и уходить. Иначе ее молчаливое согласие становится потворством греху, ложью самой себе.

Если жена любит своего мужа и готова за него бороться, вымаливать его, то это тоже путь. Но надо понимать, что это путь креста, подвига — фактически ведь речь идет о спасении души ее мужа.

Не о том, чтобы вытащить его из одной постели и уложить в другую. Это не цель. Любовь ищет именно спасения души, а не собственничества над человеком.

То есть женщине в такой ситуации нужно молиться — и всё?

Нет! Молиться — и действовать: говорить, устраивать мужу скандалы, ходить к психологу… я не знаю, что именно, это женщина должна решать, что ей делать. У каждой женщины должен быть свой путь решения проблемы, если она по-настоящему любит мужа, дорожит им и хочет его спасения. Значит, она знает о нем что-то такое, что знает о нем еще только Бог, Который хочет спасения его души. Если так, если она понимает, что ее муж — это отец ее детей, которые в нем нуждаются, и она сама без него дальше жить не сможет, тогда она найдет пути. Любовь — это глубочайшее знание человека. И единственная опора в такой ситуации.

А что делать мужчине, когда он после измены хочет все исправить? Вам известны случаи, когда это удается?

Да, это возможно. Покаяние, если оно искреннее, глубокое, если оно проходит через осознание своего греха, смывает этот грех с человека. Покаяние возвращает в Церковь, ко Христу. Это не значит, что прежняя жизнь, которая разрушена, может восстановиться. Может восстановиться, а может и нет. Но я знаю ситуации, в которых после серьезных супружеских измен жизнь приходила в норму. С большим, тяжелым трудом, но приходила в норму. Причем после совершенно катастрофических вещей. Но я знаю также, что женщине бывает очень трудно до конца принять своего мужа. Доверие разрушено… Ей трудно снова ему верить. Бывает такое, что она и жить без него не может, настолько они связаны, — и поверить ему не может до конца. Ни принять, ни отвергнуть… И это тоже катастрофа. Женщина как в распятом состоянии. Это очень тяжело.

Мужчине в такой ситуации нужно всеми силами снова завоевывать доверие. Не знаю, как именно — в каждом случае свои пути. Но завоевывать всеми способами.

Стать безупречным для своей семьи. Просто жить — нормально, по-человечески. Это очень долгий путь… Но он возможен.

7 шагов к познанию и изменению себя

Содержимое

7 советов, как изменить свое отношение к жизни и справиться с духовными проблемами, от духовника Киевских духовных школ, архимандрита Маркелла (Павука).


– Отче, какой признак больной души?

– Когда человек болеет, вне зависимости – физически или духовно, он связан своей немощью, не может нормально и самоотверженно трудиться, помогать другим людям, так как сам нуждается в помощи и более всего озабочен тем, как избавиться от болезни. Отсюда следует, что основной симптом (признак) духовной болезни – самолюбие. В своей болезни человек акцентирован на самом себе, ему тяжело сорадоваться или сострадать другим людям, он не способен обращаться к Богу в молитве. Но при этом, в отличие от физической, духовную болезнь человек не замечает. Поскольку из-за болезни он не может полноценно трудиться, то ему приходится все время создавать видимость бурной деятельности, обманывать, выкручиваться. Он постоянно кого-то подозревает и всех боится. Отсюда и недоверие к священству, и пренебрежение Церковью и её установлениями. Такие люди обычно становятся легкой добычей церковных раскольников и сектантов.

– Какая привычка самая вредная?

– Самая вредная привычка та, которая нас разрушает и убивает, а мы не можем от неё избавиться. Для одних – это винопитие и курение, для других – пристрастие к компьютерным играм, для третьих – лень, для четвертых – ссоры и матерщина и т. д. У людей бывают разные вредные привычки в зависимости от воспитания и среды, в которой они живут и работают. Беда, когда человек с ними совсем не борется и даже всячески оправдывает себя.

Получается, что он во многих случаях сам себя и окружающих его людей осознанно калечит и убивает.

– Какая привязанность самая опасная?

– Привязанности бывают разными. Если это привязанность к человеку, который соблазняет нас на грех, то помните, что сказал Господь: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в генну» (Мф. 5:29, 30). Значит, лучше скорее разорвать отношения с таким человеком, пусть даже нужным и полезным нам. Встречается также нездоровая привязанность детей к родителям и наоборот. Зачастую это замедляет взросление детей и делает их неспособными самостоятельно устроить свою семью. Привязанность к своему домашнему питомцу может быть безобидной, если при этом мы не пренебрегаем людьми. Лучше учиться по-настоящему любить друг друга, а не привязываться. Привязанность бывает эгоистической, своекорыстной и слепой, а настоящая любовь всегда жертвенна, справедлива, не ищет своей выгоды.

– Какой человек самый слабый?

– Самый слабый человек – неверующий или маловерующий. Даже при великой физической силе и интеллектуальном богатстве такой человек в момент опасности легко может предать других, подставить, ибо он не верует и не боится Бога. А слабых и невежественных людей вера делает сильными и непобедимыми. «Посмотрите, братия, – пишет апостол Павел, – кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:26–29).

– Какая страсть самая убийственная?

– Все страсти нас сокрушают. Но, пожалуй, наиболее убийственной является гордыня. Её человек обычно за собой не замечает. Одержимый этой страстью считает себя самым лучшим, презирает и легко использует других людей для достижения своих целей. У него нет милосердия и жалости, поэтому он готов ради достижения власти и славы пожертвовать жизнями тысяч людей. Но, как пишет псалмопевец Давид: «Видех нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры Ливанския. И мимо идох, и се не бе, и взысках eго, и не обретеся место eго» (Пс. 36:35, 36).

– Какой риск самый неоправданный?

– Неоправдан тот риск, который движим одной из страстей – гордыней, тщеславием, гневом, похотью, унынием, то есть когда человек думает больше о себе, чем о других. Когда же он забывает о себе и готов отдать жизнь за друзей, родных и близких, тогда риск – благородное дело. Недавно смотрел итальянский фильм «Исцеляющая любовь». Ради спасения больных, забывая о своем собственном благополучии, врач не боялся рисковать ежедневно. Ныне он прославлен Католической Церковью в лике святых. В годы Великой Отечественной войны и в наше время тысячи воинов шли и идут на благородный риск, защищая свою Родину.

– Какое умение самое трудное?

– Труднее всего человеку не арифметические задачи решать, не иностранный язык выучить или слетать в космос (при определенных задатках все это осуществимо), а научиться внимательно и нерассеянно молиться. Как только человек становится на молитву, ему или резко хочется спать, или появляется тяжесть в теле, или на память приходит множество срочных незавершенных дел. Лишь один из тысячи все эти искушения может преодолеть. У большинства же из нас молитва очень слабая и рассеянная, а иногда мы даже прогневляем Бога, когда во время молитвы в храме разговариваем, решаем какие-то проблемы, строим планы. Но именно от силы наших молитв зависит не только наше собственное благополучие, но и благоденствие наших ближних. Поэтому, как бы нам ни хотелось пропустить молитву, остаться дома и не пойти в храм, не будем поддаваться соблазну. Ведь через молитву мы устанавливаем, хоть и очень слабую, но связь с Творцом неба и земли Богом, а значит, можем у Него попросить многое, и, если это будет нам полезно, Он обязательно исполнит наши желания.

Источники:
  • http://dusha-orthodox.ru/forum/index.php?showtopic=555
  • http://chydesa777.ru/kak-izmenit-sebya/
  • http://samopoznanie.ru/articles/molitvy_menyajuschie_zhizn_istoriya_devushki/
  • http://foma.ru/kak-perezhit-izmenu.html
  • http://pravlife.org/ru/content/7-shagov-k-poznaniyu-i-izmeneniyu-sebya