Меню Рубрики

Как и почему менялось его точка зрения и отношение к возмездию

Разделы: Литература

формирование умений самостоятельного анализа художественного текста:

  • определение частей композиции сюжета;
  • выявление основных сюжетных линий;
  • сопоставление эпизодов, мотивов, характеров героев и их интерпретации с опорой на приобретенные теоретические сведения;
  • определение способов выражения идеи текста;
  • выявление авторской позиции;

    развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;

    воспитание культуры речи, культуры чтения.

    портрет Ф. Искандера;

    иллюстрации к рассказу (портреты главных героев, выполненные учащимися)

    эпиграфы: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия его», «Не убий», «Не укради», «Чти отца своего и матерь твою»;

    проблемный вопрос: «Что выбирает для себя Чик»?

    карточки с вопросами на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста;

    словарь: интерпретация, мораль, возмездие, месть, благоговение, ретроспек-тива, нравственность.

    Организация: 4 группы учащихся (предварительные задания для каждой группы)

    1 группа готовит пересказ экспозиции рассказа, находит в тексте портреты Керопчика и Моти Деревянного (героев рассказа), комментирует библейскую заповедь «Не сотвори себе кумира»;

    2 группа выделяет в тексте завязку сюжета, анализирует роль приема ретроспекции, комментирует библейскую заповедь «Не убий»;

    3 группа находит кульминационные точки сюжета (почему их две?), эпизоды, в которых можно увидеть отношение окружающих к Моте и Керопчику; комментирует библейскую заповедь «Не укради»;

    4 группа выявляет развязку сюжета, анализирует речевые характеристики Моти и Керопчика, комментирует библейскую заповедь «Чти отца своего и матерь твою».

    Сообщения учащихся (индивидуальные задания):

    черты характера героев произведений Д. Лондона;

    выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал».

    1. Слово учителя о целях урока.

    Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла чего-либо.

    2. «Судьба интеллигента», который хочет « что-то сделать для Родины в условиях остановившегося социального времени»: биография Ф.Искандера (сообщение учащегося)

    3. Работа в группах.

    • Опорные точки композиции

    1 группа: экспозиция сюжета (описание базара, портретные характеристики продавцов, появление Керопчика и компании, хулиганство (оскорбил старшего по возрасту человека) – опрокинул лоток со сладостями старика Алихана)

    2 группа: завязка сюжета (зарождение желания отомстить хулигану).

    Вопрос для обсуждения: с течением времени способы мести становятся менее жестокими, почему? (Сначала: «О, если бы у Чика был автомат! Он уложил бы всех четверых одной очередью! Он строчил бы и строчил по ним, уже упавшим на землю и корчившимся от боли, пока не опустел бы диск». Позже: «Иногда ему представлялось, что тот (Мотя) избивает Керопчика до полного нокаута». И наконец: «Иногда ему представлялось, что он (Мотя) ставит Керопчика на колени перед самым лотком Алихана и, велев ему стоять весь день до закрытия базара, сам уходит по своим делам»).

    3 группа: кульминация сюжета (появление человека в военной форме во время наказания Керопчика, которое могло перейти в убийство).

    4 группа: развязка сюжета (Чик убежал из дома «нервного хозяина», «бежал до самого дома, словно выныривая и выныривая, просыпаясь и просыпаясь от ужасного сна»)

    Вопрос для обсуждения: есть ли в рассказе эпилог (есть, автор предоставляет отдельные факты из дальнейшей жизни Керопчика и Моти Деревянного).

    • Сравнительная характеристика Керопчика и Моти Деревянного

    Критерии сравнения

    Керопчик

    Мотя Деревянный (Пилипенко)

    портрет

    Небольшого роста, коренастый, прозрачные глаза безумной козы (прозрачные козьи глаза)

    Рослый, здоровый, в матросском костюме, медаль «За отвагу», холодные, стальные спокойные глаза, тяжелые шаги усталого хозяина

    Прием ретроспекции

    Футбольный матч, на котором Керопчик дразнил брата Чика

    Ограбление магазина

    Отношение окружающих

    Настороженность, возможность общения

    Страх и «благоговейный шелест», ужас и восхищение, никто не вмешивался в ситуации, т.к. не хотел осложнять себе жизнь

    Речевая характеристика

    Использование жаргонизмов («хошь», «пошухарить», «братуха», «прихандекаю»), эмоциональность речи (вопросительные и восклицательные предложения)

    Краткость, отрывочность речи, использование односоставных предложений («За..». «Кого», «Дефицит»: что хотел сказать Мотя, и так все понимали)

    Вопрос для обсуждения: почему автор оставляет Керопчику право на социальную реабилитацию, а Моте — нет? ( Керопчика арестовали, он образумился и появляется снова в городе. Мотю арестовали, он исчезает. Первый совершает моральное преступление. Второй – уголовное. Керопчику есть прощение, Моте – нет).

    • Работа с карточками (выбрать вопросы, направленные на осмысление темы, идеи, проблемы, художественных особенностей текста)
      • Почему Чик решается прибегнуть к возмездию? (тема)
      • Какие способы возмездия выбирает Чик? (тема)
      • Чему научило Чика наказание Керопчика? (идея)
      • Возмездие – цель или средство для Чика? (проблема)
      • Какие глаза были у Керопчика, Моти? (художественная деталь)
      • Какова разгадка взгляда Моти? (идея)
      • Каково отношение окружающих к Моте, Керопчику? (проблема)
      • Какое наказание выбирает Мотя для Керопчика? (тема)
      • В каких ситуациях использует автор прием ретроспекции? (художественный прием)
      • Почему в эпилоге рассказа автор оставляет место для Керопчика, а Мотя исчезает из города навсегда? (идея)
    • Эволюция отношений Чика к Керопчику и Моте.

    Керопчик

    Тревога – жалость — возмущение

    Ужас и восхищение

    Выбор способов возмездия:

    Хотел быть на него похожим (тайный восторг, глаза героев Д. Лондона)

    «приступ тоски по возмездию»

    Восхищался дерзостью (слухи об ограблении магазина), но не хотел верить

    «Нельзя вспугивать дичь раньше времени» (охота на Керопчика)

    Процесс возмездия = процесс прозрения для Чика (почему, когда наказывает, не говорит, за что)

    «что-то кольнуло» (Керопчик спросил у Чика про брата)

    Чик чувствует себя во время наказания соучастником преступления

    Соучастник грабежа (Мотя заставляет Керопчика раздеться)

    Стало «страшно жалко» Керопчика (татуировка орла, уносящего девушку, придает контрастный, нелепый внешний вид раздетому хулигану)

    Разгадал значение взгляда = презрение к людям

    «все неважно по сравнению с унижением» (Керопчика Мотя унижает, а не наказывает за хулиганство)

    Перестал ходить на спортплощадку (любимое место отдыха Моти)

    Вопрос для обсуждения: что такое возмездие, почему рассказ получил такое название? (Возмездие – правосудие, отплата, кара за преступление, способ добиться справедливости, не цель. Чик возмездие превратил в цель. В ходе развития сюжета он «прозревает», освобождается от иллюзий, учится путем проб и ошибок распознавать добро и зло).

    • Обращение к эпиграфам
      • Не сотвори себе кумира и всякого подобия его (поклоняясь иконам, человек молится не краске, дереву или металлу, а тому, кто на ней изображен: Чик в Моте не видел сначала человека, ему нравились только внешние атрибуты героя).
      • Разновидность идолопоклонства (т.е. поклонение кумиру) – служение такой страсти как гордость (гордый человек чрезмерно высокого мнения о своих достоинствах – уме, красоте, богатстве, чтит самого себя, с презрением относится к мнениям и советам других (образ такого героя в рассказе — Мотя).
      • Не убий (Мотя в течение наказания доходит до угрозы жизни Керопчику; появление человека в военной форме предотвращает потенциальное убийство).
      • Не укради: вид кражи – грабительство, т.е. отнятие чужой вещи насилием (по слухам, Мотя ограбил магазин)
      • Чти отца своего и матерь твою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. Наряду с родителями должны почитаться старшие по возрасту, имеющие опыт жизни и могущие дать добрый совет. Моисей сказал: «Пред лицом седого вставай и почитай лицо старца» (Керопчик обидел старика Алихана).

    4. Выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Ты заплакал» (чужая боль должна отзываться в твоем сердце, стать твоей болью).

    Ты заплакал о моем горе, и я заплакал из сочувствия к твоей жалости обо мне.

    Но ведь и ты заплакал о своем горе; только ты увидал его – во мне.

    5. Итоги работы в группах: слово организаторам групп (сплоченность группы, взаимопомощь, полнота ответов, логичность доказательств, уместность цитат, богатство лексики, выразительность речи).

    6. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос «Что выбирает для себя Чик».

    КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ
    (Материал рассчитан на 2 – 3 учебных часа)

    • Гуманистический компонент
    Необходимо, чтобы избираемые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальных, конфликтных ситуациях (в том числе и в ситуациях вооруженного конфликта).

    • Правовой компонент
    Наряду с принципом гуманности и ограничением средств и методов ведения военных действий необходимость соразмерять цели и средства является одним из важнейших правил, которое должны соблюдать участники вооруженного конфликта.

    • Литературоведческий компонент
    Совершенствование навыков исследовательской работы по сопоставлению персонажей литературного произведения.

    Тексты
    — Рассказ Ф. Искандера «Возмездие».

    Словарик вводимых понятий

    Метод (греч. methodos — путь исследования): 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-либо деятельности; способ или образ действия.

    Соразмерить — установить соответствие или привести в соответствие с чем-либо по величине, размерам.

    К УРОКУ ПО РАССКАЗУ Ф. ИСКАНДЕРА «ВОЗМЕЗДИЕ»
    (Материал рассчитан на 1 учебный час)

    Цели:

    Общие привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения;

    Ч астные — продолжить совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей.

    Дополнительная информация, которая может понадобиться учителю при под готовке к уроку

    Искандер Фазиль Абдулович (р. в 1929 г.) — прозаик, поэт. Наиболее известные произведения: рассказы и повести о Чике (60-е гг., книга «Защита Чика» , опубликованная в 1983 г.), роман «Сандро из Чегема» (1984-1989).

    Возможный ход урока

    Проверка домашнего задания

    • Обсуждение письменных работ.
    • Вам предлагалось прочитать рассказ Фазиля Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием. Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие». Придумайте словосочетания с каждым из этих слов. (Помогая ученикам, учитель может использовать материалы итоговых заданий раздела V из УМК-6, книги методических рекомендаций, с. 63. Важно подвести учеников к пониманию того, что смысловое различие между словами «месть» и «возмездие» очень невелико. В отличие от слова «месть» (намеренное причинение зла кому-либо с целью отплатить за потери, обиды, страдания и проч.) слово «возмездие» употребляется в тех случаях, когда существует субъективное представление говорящего о справедливости отплаты, кары за причиненное, совершенное зло. Среди словосочетаний, предложенных учениками, могут встретиться следующие: кровавая месть/неотвратимое возмездие; жестокая месть/заслуженное возмездие.)

    Постановка проблемного вопроса

    Как вы думаете, возмездие для Чика — это цель или средство? (Учитель фиксирует на доске предположения школьников и сохраняет запись до конца урока.)

    Аналитическая работа по тексту

    1. Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом? Как называется этот композиционный прием? (Учитель помогает ученикам заметить, как с помощью ретроспекции автор показывает нам глубину и продолжительность переживаний Чика, обусловленных обидой, которую нанес Керопчик и его брату, и Алихану.)

    2. В какой момент повествования Чик начинает желать возмездия? Насколько серьезно это желание? Почему? Найдите в тексте подтверждение своим ответам. (После обиды, нанесенной дяде Алихану, Чик жаждет возмездия. Важно обратить внимание учеников на повтор восклицания «Возмездие, возмездие!», на то, что Чик лихорадочно искал встречи с Мотей или Керопчиком, бросал на Мотю жгучие, тоскующие по возмездию взгляды, чувствовал приступ тоски по возмездию.)

    3. Найдите в тексте описание того, как Чик представлял себе различные сцены возмездия. Можно ли на основании последовательности этих воображаемых сцен сказать, чего хотел добиться Чик? (Чик желал возмездия потому, что хотел, чтобы обидчик дяди Алихана был наказан. Важно обратить внимание учеников на то, что в воображении Чика сцены возмездия становятся все менее жестокими. В первой сцене («О, если бы у Чика был автомат!») возмездие направлено на физическое уничтожение обидчика и заодно (!) его друзей; во второй сцене («до полного нокаута») речь идет об избиении; в третьей сцене (Керопчик в униженной позе перед лотком Алихана) возмездие направлено на то, чтобы обидчик, унизивший Алихана, тоже испытал унижение.)

    Читайте также:  Черепашки ниндзя с точки зрения науки с переводом

    4. «Но почему он ему не говорит, за что. » Как вам кажется, почему Чик задается этим вопросом? (Для Чика важно не только, чтобы Мотя отплатил Керопчику, но также, чтобы Керопчик знал, что это наказание за унижение дяди Алихана. Сам Керопчик «отчаянно попросил» Мотю: «Хоть скажи, за что!»)

    5. В какой момент начинаются изменения в отношении Чика к Керопчику? (Следует обратить внимание на эпизод, когда Керопчик спрашивает Чика о его брате. Чик вспоминает, что его брат «много раз мирно встречался и разговаривал с Керопчиком». Обида, нанесенная Керопчиком брату, перестает казаться Чику важной. В ходе обсуждения можно провести параллель с размышлениями о мести из рассказа В. Солоухина «Мститель».)

    6. Почему Чику стало «страшно жалко» Керопчика? Чего он стыдился? Найдите подтверждение в тексте.

    (В ходе обсуждения важно подвести учеников к пониманию того, что унижение Керопчика не было для Чика самоцелью. При обсуждении ответов особенно важно еще раз обратить внимание учеников на то, что все обиды, причиненные Керопчиком, не казались такими уж важными «по сравнению с унижением, которому подвергал его Мотя»,)

    7. Исследовательское задание. (Выполняется в течение 10-15 минут.)

    Письменно сделайте сравнительную характеристику Моти и Керопчика.

    (Учитель может подсказать ученикам алгоритм выполнения задания. Важно обратить внимание на:

    — портретное описание персонажей;

    • речевые характеристики;
    • поступки (выборочный пересказ);
    • восприятие сравниваемых героев другими персонажами (кроме Чика);
    • В рассказе Ф. Искандера прием ретроспекции встречается дважды. О каком персонаже идет речь во втором случае? (О Моте.) Что читатель узнает о Керопчике и Моте из этих ретроспекций?
    • В какой момент Чику показалось, что он понял смысл выражения глаз Моти?
      В рассказе несколько раз говорится о выражении глаз Моти. Что добавляет эта деталь к пониманию характера и действий Моти? Как вы понимаете слово «презрение»? (Учителю следует подвести учеников к пониманию того, что презрение — чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо — может возникать и проявляться в различных ситуациях. В данном эпизоде рассказа Чик понимает, что презрение к людям, к человеческому достоинству является основной чертой его недавнего кумира.)

    К чему стремится Мотя? Каковы причины его поступков? Что им движет? Какие средства он для этого использует? (Важно, чтобы ученики поняли: в отличие от Чика, который в начале рассказа хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти — показать всем, что он в городе «хозяин» (ср. походка «усталого хозяина».)

    10. Работа в группах. Проследите, как, в силу чего менялось отношение Чика к Моте и Керопчику. (Работа может проводиться по следующим вариантам:

    — отношение к Моте в начале рассказа;

      отношение к Моте с середины повествования;

    — отношение к Керопчику с середины повествования.)

    11. В какой момент и почему изменился взгляд Чика на возмездие? (Ключевым можно считать тот момент, когда Чик почувствовал себя соучастником действий Моти. Унижение человеческого достоинства с самого начала рассказа вызывает протест Чика. Возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним, также вызывает протест Чика.)

    Домашнее задание

    Письменно дайте краткие развернутые ответы на следующие вопросы:

    • В чем состояла цель Чика?
    • Что значило для Чика возмездие?
    • Как и почему менялись его точка зрения и отношение к возмездию?

    К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

    Ц ели:

    — подвести итоги обсуждения проблемы.

    Обсуждение домашнего задания

    В результате обсуждения учителю следует подвести учеников к пониманию того, что цель Чика состояла в том, чтобы обидчик ответил за свои поступки. В представлении Чика возмездие было подходящим средством для достижения этой цели. Но, оказавшись свидетелем и соучастником действий Моти, Чик почувствовал, понял, что для него возмездие как средство неприемлемо, во-первых, потому, что в его основе унижение человеческого достоинства, во-вторых, потому, что оно казалось Чику несоразмерно обиде, нанесенной Керопчиком.

    Беседа

    1. Как вы думаете, существуют какие-либо средства, с помощью которых можно регулировать отношения между людьми, например, в ситуации, описанной в рассказе Ф. Искандера? (Таким средством являются различные правила, которые люди должны соблюдать. Нарушение этих правил предполагает ответственность в соответствии с законом.)

    2. Приходится ли персонажам этого рассказа держать ответ за свои действия? Приведите примеры из текста.

    З. Какие известные вам правила должны соблюдать те, кто принимает участие в вооруженном конфликте? На что направлены эти правила?

    4. Обратитесь к тексту рубрики «Знаешь ли ты. » в разделе II на с. 38. В нем упоминается принцип соразмерности, на котором основаны некоторые нормы международного гуманитарного права. (Учитель обращает внимание учеников на фразу: «Воюющие обязаны выбирать те средства ведения военных действий, применение которых соразмерно поставленной цели военной операции, требованиям военной необходимости».)

    На основе приведенной ниже информации подготовьте развернутое объяснение сути этого принципа.

    а) Соразмерить — установить соответствие или привести в соответствие с чем-либо
    по величине, размерам.

    б) К понятию «военная необходимость» принято обращаться тогда, когда
    воюющим нужно обосновать осуществление таких действий, которые необходимы
    для подавления противника и которые не запрещены международным
    гуманитарным правом.

    Принцип соразмерности предполагает, что при планировании и проведении военной операции, осуществляя выбор средств нанесения удара, противники не должны использовать оружие, разрушительные последствия которого не пропорциональны поставленным целям и ожидаемому военному преимуществу.

    5. Выделите основные ограничения, которыми должны руководствоваться воюющие. (Ученики легко выделят основные ограничения:

    • «в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным»;
    • «воюющие обязаны соизмерять требование военной необходимости с требованием гуманного отношения к противнику»;
    • «противники должны проводить различие между гражданским населением и вооруженными силами, щадить гражданское население, не подвергать нападению гражданское население и гражданские объекты».)

    На основании перечисленных ограничений постарайтесь сформулировать основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться участники военных действий. (Ученикам может быть трудно сформулировать принципы, с ними связанные. Важно, чтобы в итоге обсуждения школьникам стало ясно, что перечисленные выше ограничения связаны с принципами гуманности, соразмерности и различения.)

    6. Ограничения в вооруженных конфликтах распространяются не только на средства ведения военных действий (например, некоторые виды оружия, снарядов, химических и бактериологических веществ), но и на методы. Познакомьтесь с конкретным историческим примером и постарайтесь дать точное название тому методу, к которому прибег А. Меншиков. (Меншиков прибег к методу, который называется «военная хитрость». В связи с упомянутым методом учителю может понадобиться помещенная ниже дополнительная информация.)

    Дополнительная информация для учителя

    Различение методов ведения военных действий на дозволенные и недозволенные в гуманитарном праве строится на основе определения — какое действие представляет собой военную хитрость, а какое — вероломство. Военные хитрости признаются правомерными, вероломство — запрещенным методом ведения войны.

    Противники довольно часто прибегают к военным хитростям, например, создавая ложные аэродромы, дезинформируя о численности своих вооруженных сил, времени и месте проведения военной операции и т. д.

    От военной хитрости необходимо отличать вероломство. Под вероломством понимаются враждебные действия, которые совершаются в условиях вооруженного конфликта под прикрытием международного гуманитарного права, предоставляющего защиту определенным категориям лиц (например, раненым, больным, военнопленным, гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).

    В Дополнительном протоколе I от 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. в статье 37 говорится: «Запрещается убивать, наносить ранения или брать в плен противника, прибегая к вероломству. Вероломством считаются действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. »

    Можно рассмотреть конкретный пример. Если солдат притворился раненым, намеренно показал противнику, что он безоружен, но при приближении неприятеля открыл огонь, то это действие является вероломством. (Убедил противника в том, что ранен и безоружен; в соответствии с нормами международного гуманитарного права противник обязан с ранеными обращаться гуманно и оказать им помощь; на самом деле открыл огонь по тому, кто пришел ему помочь.)

    Домашнее задание

    Подумайте и напишите, как вы можете объяснить название заключительного раздела в книге для 8-го класса «Каждый выбирает. ». О каком выборе идет речь? Может быть, вам поможет ответить на этот вопрос стихотворение Юрия Левитанского.

    Каждый выбирает для себя
    женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку —
    каждый выбирает для себя.

    Каждый выбирает по себе
    слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы. Посох и заплаты.
    Мера окончательной расплаты.
    Каждый выбирает по себе.

    Каждый выбирает для себя.
    Выбираю тоже — как умею.
    Ни к кому претензий не имею.
    Каждый выбирает для себя.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ ПО КНИГАМ «ВОКРУГ ТЕБЯ — МИР. »

    (Материал рассчитан на 1 учебный час)

    Проверка домашнего задания

    Самостоятельная работа

    Задание выполняется в течение 20 минут. Работа может вестись как индивидуально, так и в группах. Возможно дать разные задания группам: проследить преемственность и логическую связь данного текста с произведениями, помещенными в книгах отдельно для каждого класса — для 5-го, 6-го и т. д.

    Выделите основные темы, затронутые в рассказе Ф. Искандера «Возмездие», и постарайтесь аргументированно объяснить, почему этим произведением завершается курс «Вокруг тебя — Мир. », по которому вы занимались с 5-го по 8-й класс. (Учитель может помочь школьникам на этапе выделения основных тем рассказа Ф. Искандера, которыми можно считать следующие темы: соблюдение правил; уважение человеческого достоинства; ответственность за совершаемые, поступки; ограничение средств, используемых для достижения цели; соразмерность целей и средств.)

    Обсуждение результатов самостоятельной работы

    Учитель объясняет школьникам, что в старших классах — на уроках по общество знанию и основам безопасности жизнедеятельности — они продолжат знакомство с нормами международного гуманитарного права.

    Как изменить свою картину мира: 8 шагов

    Что советуют психологи и другие эксперты.

    Торин Клосовски — автор LifeHacker.

    Хотели бы быть лучше, умнее, сильнее, быстрее? Да, работа над собой помогает, но надо признать, что тут может вмешивается ваше восприятие себя. Мы все сами формируем нашу собственную реальность, и эта реальность зачастую несовершенна. Ваше самовосприятие может сильно ограничивать вас, и поэтому если хорошенько встряхнуть ваше представление о мире, то можно добиться чудес в плане производительности, креативности и счастья. Вот как заново откалибровать вашу реальность.

    Помните, как в последний раз вы потеряли уверенность в себе, когда ваш босс был разочарован вашей работой или вы поспорили с другом? Вы начали сомневаться в себе, пострадала ваша работа или ваша личная жизнь. Идея калибровки реальности довольно простая: когда у вас в голове застревает какой-то взгляд на мир, вы погрязаете в рутине и теряете возможность увидеть другие точки зрения. Но если поменять этот взгляд, это поможет вам решать проблемы, побеждать в спорах и просто быть счастливее. Но как? Рассмотрим несколько методов, которые вы можете использовать, чтобы перестроить свое восприятие мира и себя. Но для начала надо понять, как мы вообще видим мир.

    Читайте также:  Сколько стоят линзы для зрения в одессе

    Как мы воспринимаем мир

    Увидеть заметно больше мира, чем сейчас, у вас, конечно, не получится. Как объясняет нейролог Дэвид Иглман, если посмотреть на электромагнитный спектр, то мы видим лишь одну десятимиллиардную информации, окружающей нас. Это лишь крохотное окошко.

    Наше представление о реальности формирует и меняет наш взгляд на окружающий мир, а также ограничивает наши когнитивные способности. Психолог Тимоти Уилсон объясняет, что мы интерпретируем мир во многом подсознательно, и это становится реальной проблемой в спорах с другими людьми, у которых реальность своя.

    Иглман говорит, что прежде всего нужно осознать это. Это интеллектуальная скромность: осознать, что хотя вы считаете реальностью что-то определенное, вы очень многого не видите, и это часть реальности других людей. Осознание этого помогает начать смотреть на мир по-новому. Большинство из нас не могут сделать этого, просто нажав кнопку: нужны некоторые упражнения, чтобы научить мозг смотреть на ситуацию с разных точек зрения, прежде чем делать выбор. Вот несколько способов задействовать эту идею.

    Как скорректировать мироощущение

    Одна из главных причин заново откалибровать свою реальность — это расширить свое мироощущение, чтобы лучше коммуницировать с людьми и эффективнее решать проблемы. Посмотрим, как это можно сделать на практике.

    Подождите пять минут, прежде чем отвечать

    Мы часто сожалеем о своих словах во время дебатов и напряженных споров. Автор книги ReWork Джейсон Фрайд дает простой совет: подождите пять минут. Думайте, не реагируйте сразу. Во многих случаях, когда мы находимся в процессе спора, у нас нет такой роскоши, но в других дискуссиях — переписка, соцсети, даже выступления на конференциях — есть достаточно времени, чтобы сформулировать ответ и перестроить свою реальность, прежде чем сказать глупость. Просто позвольте идеям осесть — это неизбежно побудит вас заново обдумать свои позиции, взвесить разные взгляды.

    В монотонных ситуациях заставляйте себя мыслить альтернативным образом

    Писатель Дэвид Фостер Уоллес говорит об опасности мировоззрения, сфокусированного лишь на себе, и о том, как важно «переворачивать» то, из чего мы исходим по умолчанию, обдумывать другие точки зрения. Когда вас раздражает ситуация или другой человек, подумайте, в каком случае вы бы поступили так же, как он. Если кто-то подрезает вас на дороге, попробуйте представить, при каких условиях так сделали бы вы. Если вы будете делать это регулярно, отмечает Уоллес, вы начнете лучше осознавать мир вокруг себя.

    Опишите свой день с чьей-то еще точки зрения

    Уилсон рассказывает, как важно записывать происходящее, чтобы понимать разные мнения и перспективы. Попробуйте описать свой рабочий день, свою творческую работу или свое состояние счастья с позиции другого человека, максимально объективно, чтобы не окрашивать описанное в негативные тона. Эта дистанция помогает изменить свою историю, поглядеть на нее иначе, придать ей новый смысл.

    Я тоже стараюсь так делать иногда, напоминая себе, что моя интерпретация — лишь интерпретация. Она не единственная. Описание вашего дня с другой точки зрения может дать вам неожиданную идею того, где на самом деле кроется проблема.

    Однако недостаточно изменить свой взгляд на мир. Полезно также заново откалибровать восприятие самого себя. Посмотрим, как это можно сделать.

    Измените представление о себе

    Как мы уже видели, мы воспринимаем мир через набор фильтров. Но осознать и изменить их не так уж сложно. Сложнее отредактировать самовосприятие и уже таким образом изменить взгляд на мир. Но способы есть.

    Отредактируйте свою историю

    Одна из главных тем книги Уилсона — идея, что мы подсознательно формируем некие истории, темы, которые определяют мир в наших глазах и наше чувство реальности. Их, как и любую другую историю, можно отредактировать — изменить вашу личную интерпретацию самого себя и социального мира, чтобы стать счастливее. Вот одно из упражнений, которые предлагает Уилсон.

    — Найдите тихое, уединенное место, где можно писать.
    — Три дня подряд описывайте свою проблему в течение 15 минут.
    — Всякий раз, когда вы пишете о стрессе или проблеме, вы раскрываете больше и, как следствие, можете затем отредактировать свою версию истории и лучше ее понять. Это показывает, как ваша интерпретация мира влияет на ваши решения, ваше творчество, вашу производительность.

    Измените ваш подход к самопрезентации

    Исследования Северо-Западного университета показывают, что ваша самопрезентация влияет на вашу личность. Например, от одежды зависит не только то, какими вас видят люди, но и то, как вы видите себя. Таким образом, можно изменить самовосприятие, а значит, и свою реальность, если начать носить другую одежду. Попробуйте это в качестве эксперимента: оденьтесь иначе и в течение дня фиксируйте, как люди воспринимают вас и как вы воспринимаете себя. Помогает ли вам галстук почувствовать себя взрослее? Меняет ли униформа ваше отношение к работе?

    Примерьте новую личность на час-другой

    Эта идея может показаться странной, если вы займетесь этим в окружении друзей или родственников, но если предпринять такой эксперимент в самолете или в автобусе, он может совершенно изменить вашу реальность. И это удивительно легко сделать. Уилсон пишет: «Я немного склонен к интроверсии, мне часто хочется, чтобы я был более разговорчив и более подкован в общении на вечеринках. Это можно изменить, если практиковаться. Так что иногда я говорю себе: побуду-ка я экстравертом. Конечно, я никогда не стану настоящим экстравертом, но на время примерить на себя другую черту характера оказывается поразительно легко».

    Я сам это попробовал. К моему удивлению, просто когда говоришь себе «на следующие два часа я экстраверт», это делает тебя более восприимчивым и общительным, даже если люди вас игнорируют. Это также помогло мне лучше понять разницу в восприятии между интровертами и экстравертами. Прежде я обычно ходил в кофейню, чтобы поработать, и выбирал тихий уголок, но после этого решения стал садиться поближе к другим людям и вступать с ними в контакт. Я начал делать это автоматически и лишь потом понял, что выбор места и позиции произошел под влиянием сознательного решения, принятого ранее.

    Создавайте сбои в физической реальности, чтобы скорректировать взгляд на мир

    Когда мы погружаемся в свое мировосприятие, мы перестаем уделять миру внимание, что еще больше ограничивает наше представление о мире. Во многих отношениях это хорошо: когда не задумываешься о повседневных мелочах, это сильно повышает продуктивность. Но все же хорошо периодически чуть-чуть менять свое отношение к миру. Это легко и порой приводит к удивительным вещам.

    Переставьте дома вещи, чтобы увидеть что-то новое

    Если вы живете где-то несколько лет, разные предметы начинают теряться, картины, которые вы хотели повесить на стену, забываются в коробке, и вы так расслабляетесь в этом мире, что перестаете уделять ему внимание.

    Вовсе не нужно полностью все переставлять или покупать новую мебель. Достаточно, например, снять и перевесить картины или фотографии на стенах или переселиться в другую комнату. Нужно создать некую когнитивную кочку, которая вынуждает вас слегка пересмотреть ситуацию и потратить немного времени на понимание — а что вы, собственно говоря, видите.

    Пробуйте другие маршруты, находите новые предметы для исследования

    Это тоже способ расширить реальность, вынудить себя к паузе. Вовсе не обязательно каждый день идти на работу новым маршрутом, но можно чуть по-другому добраться до продуктового магазина или чуть изменить маршрут пробежки.

    Конечная цель калибровки реальности — это расширить ваше восприятие, сделав жизнь лучше и интереснее. Описанные методы можно использовать, чтобы пробиться сквозь барьеры, мешающие творчеству, решить проблемы на работе, справиться с небольшими травматическими событиями. Как только вы осознаете ограниченность своего восприятия, вы откроете разум к самым разным новым идеям.

    Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

    Понравилась статья? Подписывайтесь на Дзен-канал Идеономики, чтобы поддержать нас и следить за лучшими материалами

    Почему люди меняют свои взгляды и отношение к жизни?

    Всю нашу жизнь начиная с того момента когда мы начинаем осозновать себя и окружающий нас мир, наши взгляды на жизнь постепенно меняются ,так же как и наше отношение к жизни.

    Мы тоже меняемся кто-то в лучшую кто-то в худшую сторону в зависимости от жизненных ситуаций, но по сути мы всё равно остаёмся самими собою, наш внутренний мир неизменчив.

    Становясь взрослее с каждым годом мы пересматриваем свои взгляды на жизнь, но сами при этом остаёмся самими собою.

    Почему так происходит как вы считаете?

    Отношение к жизни — это не родовой амулет, который бережно носят от первого до последнего своего дня. Меняются времена, меняются и взгляды. У нас ведь и зрение с годами меняется, не правда ли? Физиологическое зрение. Точно так же меняются и некоторые точки зрения. Внутренний мир, как основа мировоззрения, прочно держится на своём месте. Но в разные периоды жизни он, как ёлка, украшается разными шарами.

    Если отвечать очень просто, тогда. время идёт, меняются настроения, власть, цены, в нашей жизни появляются разные люди (или мы теряем кого-то). Всё это и накладывает отпечаток на нас, заставляет останавливаться или стремительно развиваться.

    Новые идеи или разочарование в старых идеалах. Можно сказать, что именно смена времён и событий, лиц и взглядов сильно влияют на отношение к жизни.

    В детстве на наши взгляды сильно влияют родители, друзья, учителя (в некоторой степени). Один так всю жизнь и живёт под крылом чужих взглядов и думает чужими словами. А другой делает выводы, учится разделять полезное для себя от ненужного, плохое от навязанного.

    Человек взрослеет, развивается и каждый этап своего развития познаёт мир с новой стороны. Новые открытия и знания позволяют изменять и корректировать уже сформированные взгляды.

    Роковая встреча или сильная душевная боль, некий переломный момент или очень яркое событие. Всё это может наложить отпечаток и направить в иное русло наши начинания, изменить наши устремления.

    Человек — не робот, который запрограммирован на одну единственную цель и топает всю жизнь в одном направлении. Зато у нас есть право выбора. Нам предложены разные варианты, но мы сами определяем свою судьбу выбором.

    Если отвечать на вопрос бытовым языком, тогда можно рассуждать о влиянии на наши взгляды

    потока информации. В любом случае, но речь не может идти о кардинальном изменении всего нашего мировоззрения. Наши мнения просто совершенствуются, обрастают новыми подробностями. Можно даже назвать процесс переосмысления одним не очень приятным словом — ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВО.

    Мы просто приспосабливаемся к новым веяниям настроениям, которые кружатся вокруг нас: мода, новые люди с их взглядами, собственный возраст, новые открытия, потери или приобретения, достижения или новая власть с её новыми правилами и законами. Чего только в жизни не бывает. Иногда даже банальное знакомство может перевернуть жизнь с ног на голову.

    Урок внеклассного чтения. 8 класс Ф. Искандер «Возмездие»

    Ф. Искандер «Возмездие»

    Читайте также:  Актеры которые носят линзы для зрения

    1. Продолжить знакомство с творчеством Ф. Искандера.

    2. Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения.

    3. Совершенствовать навыки сопоставительной характеристики персонажей.

    4. Формировать гуманистическое мировоззрение и нравственные устои лично­сти учащихся.

    1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

    2. Выступление учащихся с докладами о жизни и творчестве Искандера.

    3. Обсуждение письменных домашних работ учащихся.

    4. Аналитическая работа по тексту.

    — Вам предлагалось прочитать рассказ Ф. Искандера «Возмездие» и подумать над значением слова, ставшего его названием.

    Подумайте и сравните значения существительных «месть» и «возмездие».

    (рекомендуется использование толкового словаря)

    Придумайте словосочетания с данными словами, подберите однокоренные слова.

    Месть -намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду.

    Возмездие — отплата, кара за причиненное, совершенное зло.

    Возмездие, кара свыше всегда считались связанными с некими справедливыми, не участвующими в конфликте силами. В современном восприятии слово возмездие все чаще стало связываться со справедливым наказанием, карой, понесенной преступником в соответствии со справедливым законом. В то же время между ними нельзя поставить знак равенства, т. к. наказание подразумевает не только кару, но и воспитание.

    Выбрать из текста слова, лексическое значение которых является непонятным. Дать им объяснение, используя толковый словарь.

    — Как вы думаете, возмездие для Чика – это цель или средство?

    — Как Чик воспринимает Керопчика в начале повествования? Как складывалось его отношение к нему? В какой хронологической последовательности читатель узнает об этом?

    Данный композиционный прием называется ретроспекцией.

    — В какой момент повествования Чик начинает желать возмездия? Насколько серьезно это желание? Найдите в тексте подтверждение своим ответам.

    — Найдите в тексте описание сцен возмездия.

    (Чик желал возмездия потому, что хотел, чтобы обидчик дяди Алихана был наказан. Но в воображении Чика сцены возмездия становятся все менее жестокими.

    1 сцена: возмездие направлено на физическое уничтожение обидчика и его друзей.

    2 сцена: речь идет об избиении.

    3 сцена: возмездие направлено на то, чтобы обидчик тоже испытал унижение.

    «Но почему он ему не говорит, за что. » Почему Чик задается этим вопросом?

    (Для Чика важно важно не только, чтобы Мотя отплатил Керопчику. Важно, чтобы Керопчик знал, что это наказание за унижение дяди Алихана)

    — В какой момент начинаются изменения в отношениях Чика к Керопчику?

    (Эпизод, когда Керопчик спрашивает Чика о его брате. Чик вспоминает, что его брат много раз мирно встречался и разговаривал с Керопчиком. Обида, нанесенная Керопчиком брату, перестает казаться Чику важной)

    — Почему Чику становится «страшно жалко» Керопчика? Чего он стыдился?

    (Унижение Керопчика не было для Чика самоцелью. Все обиды, причиненные Керопчиком, не казались важными по сравнению с унижением, которому подвергал его Мотя)

    Дать сравнительную характеристику Моти и Керопчика (письменно).

    Алгоритм выполнения задания:

    1. Портретное описание персонажей.

    2. Речевые характеристики.

    3. Поступки героев.

    4. Восприятие сравниваемых персонажей другими героями рассказа (кроме Чика)

    5. Авторские характеристики.

    — В какой момент Чику показалось, что он понял смысл выражения глаз Моти? В рассказе несколько раз говорится о выражении глаз Моти. Что добавляет эта деталь к пониманию характера и действий Моти?

    — Как вы понимаете слово презрение?

    (Презрение – чувство крайнего неуважения к кому-либо, чему-либо. Может возникать и проявляться в различных ситуациях. Чик понимает, что презрение к людям, к человеческому достоинству является основной чертой его недавнего кумира)

    — К чему стремится Мотя? Каковы причины его поступков? Что им движет? Какие средства он для этого использует?

    (В отличие от Чика, который в рассказе хочет, чтобы Керопчик ответил за унижение других людей, цель Моти – показать всем, что он в городе хозяин)

    Работа в группах.

    Задание: проследить, как и в силу чего менялось отношение Чика к Моте и Керопчику.

    1 группа: отношение к Моте в начале рассказа.

    2 группа: отношение к Моте в середине повествования.

    3 группа: отношение к Керопчику в начале рассказа.

    4 группа: отношение к Керопчику в середине повествования.

    — В какой момент и почему изменился взгляд Чика на возмездие?

    (Ключевой момент: Чик почувствовал себя соучастником действий Моти. Унижение человеческого достоинства с самого начала рассказа вызывает протест Чика. Возмездие, представляющее собой унижение другого человека и издевательство над ним, также вызывает протест Чика)

    Цель Чика состояла в том, чтобы обидчик ответил за свои поступки. В представлении Чика возмездие было подходящим средством для достижения этой цели. Но, оказавшись свидетелем и соучастником действий Моти, Чик почувствовал, понял, что для него возмездие как средство неприемлемо, потому что в его основе лежит унижение человеческого достоинства.

    Измените точку зрения

    Измените точку зрения

    Человек не просто существует. Он всегда решает, каким будет его существование, кем он станет в следующий момент. Каждый человек обладает свободой меняться в любой момент.

    Однажды, когда афинский полководец Перикл руководил морским сражением во время Пелопоннесской войны, произошло затмение солнца, и его флот, состоявший из 150 кораблей, погрузился во тьму.

    Застигнутые врасплох неожиданным и странным событием, его воины запаниковали. В отличие от них, Перикл ничуть не испугался. Он подошел к кормчему, снял свой плащ и покрыл им голову моряка. Полководец спросил кормчего, боится ли он того, что увидел. Нет, конечно нет!

    «В чем же тогда дело? – спросил Перикл. – Разве темнота становится другой только потому, что у нее иная причина?»

    Да, древние греки были умны. Однако за этим саркастическим замечанием кроется нечто большее – фундаментальное утверждение, проходящее красной нитью не только через философию стоицизма, но и через когнитивную психологию: все решает точка зрения.

    Если вы можете отстраниться от проблемы или взглянуть на нее под другим углом, то проблема потеряет свою власть над вами.

    Страх ослабляет, подрывает силы, подтачивает здоровье, отвлекает, утомляет. Зачастую страхи являются иррациональными. Перикл хорошо знал это и был способен представить иную точку зрения, чтобы победить страх.

    Древние греки понимали, что зачастую, действуя себе во вред, они предпочитали пугающее объяснение простой констатации фактов. Люди боятся препятствий только потому, что смотрят на ситуацию с ложной точки зрения, и простой переход на другую точку зрения может совершенно изменить их реакцию. Задача, как продемонстрировал Перикл, состоит не в том, чтобы игнорировать страх, а в том, чтобы объяснить и таким образом преодолеть его. Возьмите то, что вызывает у вас страх, и обнажите его суть.

    Помните: только нам выбирать свой собственный взгляд на вещи. Мы сохраняем возможность посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Мы не можем изменить или отменить препятствия, которые составляют заданную часть уравнения, однако переход на другую точку зрения может изменить наше восприятие препятствий. Наш подход к препятствию, наш взгляд на него, умение видеть его в более широком контексте, способность объяснять смысл препятствия определяют то, насколько трудно нам будет его преодолеть.

    Только вам выбирать, хотите ли вы поставить «я» перед чем-нибудь (я ненавижу публичные выступления, я напортачил, я обижен). Это привносит дополнительный элемент: ваше отношение к данному препятствию, а не просто описание препятствия как такового. И когда мы смотрим с этой ложной точки зрения, нас пугают даже самые незначительные вещи. Зачем обрекать себя на это?

    Правильная точка зрения способна странным образом возвращать препятствиям их подлинный масштаб.

    Мы почему-то склонны рассматривать вещи в отдельности. Мы проклинаем себя за то, что провалили сделку или пропустили деловую встречу. Взятые по отдельности, эти события действительно неприятны – мы безвозвратно упустили возможность.

    Но в данном случае, как любит говорить предприниматель-миллиардер Ричард Брэнсон, мы забываем, что «в бизнесе возможности подобны автобусам: если вы упустили один, за ним непременно придет другой». Одна деловая встреча ничего не решает в масштабе всей жизни. Одна сделка – это всего лишь одна сделка. Возможно, в действительности мы ничего не потеряли. Другая возможность может быть даже лучше.

    Наше мировоззрение, наше отношение к миру изменяются в зависимости от того, как мы относимся к таким вещам. Открывает ли ваша точка зрения вам перспективу или только создает для вас проблемы? Вот в чем вопрос.

    Мы способны изменять свою точку зрения таким образом, чтобы сохранить спокойствие и заняться ближайшей задачей. Выбор точки зрения можно сравнить с выборочным редактированием – но не в целях обмана других людей, а для того, чтобы самим правильно ориентироваться.

    И этот подход срабатывает. Небольшое изменение точки зрения может менять наше отношение к задачам, которые прежде представлялись невыполнимыми. Имея правильную точку зрения, мы получаем точку опоры, позволяющую нам перевернуть мир.

    Точку зрения можно определить двояко:

    1. Контекст: восприятие масштабной картины мира, а не только того, что находится прямо перед нами.

    2. Рамки восприятия: уникальный для каждого человека способ восприятия мира; то, как он интерпретирует события.

    Оба аспекта важны, оба могут эффективно использоваться для изменения ситуации, которая прежде представлялась устрашающей или невозможной.

    Поначалу Джордж Клуни неизменно получал отказ по результатам кастингов в Голливуде. Он хотел понравиться режиссерам и продюсерам, но у него это не получалось. Он обижался и винил в своих неудачах систему кинопроизводства, не способную оценить его по достоинству.

    Эта точка зрения хорошо знакома многим людям. Большинство из нас именно так видят собеседования при приеме на работу, взаимодействия с клиентами или попытки привлечь внимание привлекательной незнакомки в кафе. Как заметил предприниматель Сет Годин, мы подсознательно занимаем позицию человека, «который ждет, чтобы его выбрали».

    Для Клуни все изменилось в тот момент, когда он попытался встать на другую точку зрения. Он понял, что кастинг является суровым испытанием и для продюсеров: им нужно отобрать кого-нибудь из актеров, и они надеются, что следующий человек и будет именно тем, кого они искали. Цель проб – разрешить проблемы продюсеров, а не актеров.

    Изменив свою точку зрения, Джордж увидел новое решение проблемы. Он больше не собирался ни перед кем пресмыкаться, чтобы получить роль. Клуни вообразил себя человеком, который способен предложить режиссерам и продюсерам нечто особенное. Он убедил себя в том, что это он снисходит до них, а не наоборот. И эту линию Джордж Клуни стал гнуть на кастингах, причем не только демонстрируя свои актерские данные, но и убеждая всех, что он является именно тем человеком, которого так долго искали. Он понимал, какого именно актера ищут для определенной роли, и показывал себя именно таким в каждой ситуации – в подготовительный период, на съемках и во время презентаций фильма.

    Выбор правильной точки зрения решает все.

    Наша интерпретация жизненных событий, наша точка зрения на них определяет нашу дальнейшую реакцию на эти события – собираемся мы сдаваться или бороться и победить.

    Как гласит пословица, тело следует за головой. Восприятие предшествует действию. Правильное действие следует за выбором правильной точки зрения.

  • Источники:
    • http://edu.tomsk.ru/teacher_help/mir/8_class/III_razdel/Metod_rek_8-3.htm
    • http://ideanomics.ru/articles/2370
    • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1654420-pochemu-ljudi-menjajut-svoi-vzgljady-i-otnoshenie-k-zhizni.html
    • http://pandia.ru/text/79/229/3080.php
    • http://psy.wikireading.ru/142510