Меню Рубрики

Как и почему изменились москвичи с точки зрения воланда

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Эссе «Почему в Москву явился Воланд»

Всем хорошо памятно начало романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Вскоре этим двоим, литераторам Михаилу Александровичу Берлиозу и Ивану Бездомному, пришлось встретиться с неизвестным иностранцем, о наружности которого впоследствии были самые противоречивые показания очевидцев. Автор же дает нам его точный портрет: «. Ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый — почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой Словом — иностранец».

Здесь отсутствует традиционная хромота дьявола, но присутствуют непременные неправильности в облике и серый цвет одежды. А в дальнейшем мы узнаем, что у неизвестного, появившегося на Патриарших, еще и разные по цвету глаза. Вскоре незнакомец представляется незадачливым литераторам как профессор Воланд, однако они даже не запоминают его имя — одно из редких имен сатаны. Воланда подавляющее большинство москвичей так и не опознает в его истинном качестве, принимая «князя тьмы» за гипнотизера и фокусника. Все отрицательные персонажи московских сцен романа так и не понимают, кто же именно появился на Патриарших прудах в роковой майский вечер. Воланда как сатану узнают только Мастер, Маргарита да начинающий прозревать свое невежество Иван Бездомный, после гибели Берлиоза однозначно связавший таинственного иностранца с нечистой силой.

Почему же Воланд со своей свитой посетил Москву? Ответ на

этот вопрос сатана частично дает во время сеанса черной магии в •театре «Варьете». Он заявляет, что хотел узнать, насколько жители Москвы изменились внутренне за последнее время. Воланд и его помощники очень точно выявляют людские пороки. Как только они обнаруживают в душе человека червоточину, он становится их легкой добычей, будь то председатель жилтоварищества дома 302-бис по Садовой, Никанор Иванович Босой, квартирная скандалистка Аннушка-Чума, профессиональные доносчики барон Майгель и Алоизий Могарыч или закостенелый бюрократ Прохор Петрович, функции которого с успехом выполняет его костюм. Потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» обнажают человеческие пороки, помогая сатирическому обличению суровой советской действительности 20 — 30-х годов. Воланда и его свиту в романе не узнают те персонажи, над которыми смеется Булгаков. Сатана и его подручные в «Мастере и Маргарите», по сути, не творят зла. Они только обнажают существующие пороки и наказывают их обладателей — редактора-конъюнктурщика Берлиоза, хапугу-взяточника Босого, предателя и доносчика барона Майгеля. Последнему Воланд на балу весеннего полнолуния предрекает печальное будущее: «. Разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно». После этого Азазелло хладнокровно расстреливает незадачливого барона. Потусторонние силы в романе только немного ускоряют ход событий, результат которых уже предопределен неблаговидными деяниями людей. Подобно Майгелю, наказан. Берлиоз — глава тех литераторов, которые затравили гениального Мастера. Наказан за то, что принес торговлю, жажду материальных благ, конъюнктурщику в святой храм литературы. И в то же время Воланд со своими помощниками берет под покровительство подлинный талант и настоящую любовь. Только в его мире находит желанную награду — покой автор романа о Понтии Пилате, только там Мастер соединяется навеки со своей возлюбленной.

И еще одну важную роль играет в «Мастере и Маргарите» потусторонний мир. В композиции романа он связывает друг с другом высокий мир древней евангельской легенды, воплотившийся в ершалаимские главы, и его сниженное подобие — современный Московский мир, где людские пороки стали куда мельче, а их обладатели выглядят часто смешно и жалко. Ведь именно Воланд рассказывает литераторам на Патриарших начало истории Иешуа и Пилата, буквально совпадающее с соответствующими главами романа Мастера. Сатана, познакомив Ивана Бездомного с высоким учением Га-Ноцри о том, что все люди добрые, заставил Ивана Николаевича усомниться как в своем поэтическом предназначении, так и в справедливости антихристианских теорий, которые навязывал ему Берлиоз. Воланд оказывается самым удивительным дьяволом в истории человечества, ибо знакомит атеистов с учением Иисуса Христа и даже карает их за неверие, Берлиоза — смертью, Бездомного — сумасшествием.

Нам очевидно, что потусторонние силы в «Мастере и Маргарите» выступают не носителями зла, а покровителями таланта, любви, искренней веры, разоблачителями людских пороков. Именно для этих целей и появились в современной Булгакову Москве Воланд со свитой.

Человечество в романе. Роль массовых сцен. Внимание читателей прежде всего привлекают центральные персонажи романа: Мастер, Маргарита, Иешуа, Воланд, Пилат, Берлиоз, Бездомный. Это естественно.

Но булгаковский роман густо населен, и, кроме главных героев, его пространство заполняют сотни названных (имеющих имя) и безымянных персонажей, которых мы иногда вроде бы не замечаем, настолько они мастерски введены в текст, но без которых роман был бы неполон. По подсчетам исследователей, всего в романе 506 персонажей, 156 из них наделены именами собственными. Все вместе они создают обобщенный портрет человечества в его историческом движении: от начальной точки (прихода в мир Богочеловека две тысячи лет назад) до современности — булгаковской Москвы. Да, появилось после выхода романа в свет такое понятие — булгаковская Москва, и оно подразумевает не только определенную часть столицы с ее «романной» топографией, но и людские типы, для нее характерные.

Какими же видим мы москвичей в романе М. Булгакова?

Булгаков никогда не был излишне оптимистично настроенным в отношении нравственного прогресса человечества, и это придало определенный скепсис и его роману: писатель свидетельствует, что за две тысячи лет своего развития в лоне христианства (и романного времени) человечество мало изменилось. Две симметрично расположенные массовые сцены — в древней и современной частях романа — придают этой мысли особую наглядность. В первой части романа — в древнем Ершалаиме — Иешуа приговорен к «повешению на столбе», предстоит мучительная казнь, казнь-пытка, которая, однако, привлекла множество любопытных, жадных до зрелищ людей: за повозкой с осужденными, за палачами и солдатами «шло около двух тысяч любопытных, не испугавшихся адской жары и желавших присутствовать при интересном зрелище. К этим любопытным… присоединились теперь любопытные богомольцы».

Разоблачению «московского народонаселения», то есть раскрытию его внутренней сути, очищенной от флера показных приличий и условностей, посвящена двенадцатая (!) глава «Черная магия и ее разоблачение». В ней, как мы помним, речь идет о скандальном представлении в Варьете, вызвавшем не меньший интерес, чем в свое время казнь Иешуа в древнем Ершалаиме: «в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудрин ской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников. к десяти часам утра очередь жаждущих билетов [на представление в Варьете. — В.К.] до того взбухла», что являла собою «змею длиною в километр». Современному человечеству свойственна та же жажда зрелищ, наслаждений, что и две тысячи лет назад.

Воланд прибыл в новую Москву за справкой о состоянии «московского народонаселения» и шире — всего современного человечества. Причем его, «конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая… — Аппаратура! — подсказал клетчатый. — сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?».

В свое время, мы помним, Базаров, герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», требовал: «Исправьте общество, и болезней не будет». И вот общество в новой Москве «исправлено», стало «другим», но достаточно ли этого для того, чтобы и человек стал другим?

Вывод Воланда нам известен: человеческая природа не может так быстро перемениться: «они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота… Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… квартирный вопрос только испортил их». Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, ничего не смог ли изменить в современной Москве. Все осталось по-прежнему.

Словом, можем мы заключить после прочтения романа, социальный эксперимент по созданию нового человека не удался. Та же мысль, но в острой памфлетной форме, заключена в знаменитых сатирических повестях М. Булгакова — «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». В этом еще раз проявляется известная позиция М. Булгакова, противопоставлявшего эволюционный путь развития революционному.

Читайте также другие статьи по творчеству М.А. Булгакова и анализу романа «Мастер и Маргарита»:

Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита»

В произведении Михаила Афанасьевича Булгакова обобщенный образ властелина темных сил представлен персонажем Воланда. Традиционно подобный персонаж в литературных произведениях олицетворяет абсолютное воплощение зла. Но подобно остальным основным персонажам произведения, образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова весьма неоднозначен.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Итак, в советскую Москву весной 1935 года прибывает таинственный незнакомец. «Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях… под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним… Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец». Такое описание Воланда в романе дает Булгаков.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.

Воланд хотел посмотреть, изменилось ли человечество за века. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…», – таков портрет москвичей глазами персонажа.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина. Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры. Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Михаил Булгаков вводить персонаж Воланда в систему персонажей в качестве оценивающей и решающей силы. Неограниченность его возможностей с первых мгновений пребывания в Москве становиться ясной. Признает это и Маргарита, когда он даровал ей счастье снова быть рядом с возлюбленным. Таким образом, суть характеристики Воланда в романе «Мастер и Маргарита» в его всесильности и безграничности возможностей.

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей. Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам. С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Читайте также:  Познание с точки зрения материализма это

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира. Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью. Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Зачем Воланд приехал в Москву?

Литературные произведения всегда интересовали меня в первую очередь, сами по себе. Конечно и история их написания, и прототипы героев, и возможные зашифрованные моменты личной жизни автора или политической обстановки – это очень интересно и полезно. Для того, чтобы разобраться в этом, литературоведы годами изучают биографию писателя, круг его знакомых, места, где он любил бывать, исторические события этого периода. Но автор вряд ли задумывается о литературоведах, когда создает своё произведение. Все свои мысли, идеи и переживания он должен уметь вместить в диалоги, описания, логическую цепь событий в самом произведении. А значит достаточно изучить тест и логику событий, чтобы найти ответы на большинство вопросов. Я всегда стараюсь руководствоваться именно этой идеей при изучении произведения.
Интересным для меня является и вопрос, зачем Воланд приехал в Москву? Читатель может сказать, что никакого вопроса здесь нет: Воланда в Москву любопытство, так как ему хотелось посмотреть на «москвичей». Однако такой ответ довольно странен. При возрасте и опыте Воланда вопрос, «изменились ли москвичи». Если мы вспомним гостей на балу Воланда, которые попадают туда как минимум со времён мессалины и Калигулы до самого времени романа, то вряд ли кто-то будет сомневаться, что Воланд прекрасно знаком с человеческим характером и с его неизменностью. К чему же этот визит.
Ещё одна ремарка оишь усугубляет это удивление. Рассказывая Берлиозу и Бездомному о Понтии Пилате, Воланд вскользь упоминает, что присутствовал при этом:
— Дело в том. — тут профессор пугливо оглянулся и заговорил
шепотом, — что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе у Понтия
Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только
тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас — никому ни слова и
полный секрет. тсс!

Когда человек, а Воланд ведёт себя предельно по-человечески, говорит, что он где-то был инкогнито, это чаще всего означает, что теперь он где-то находится официально. И действительно, он представляется именем, под которым его уже знает Мастер и однозначно ассоциирует с сатаной. Он представляется при этом «профессором чёрной магии», что, несомненно, максимально близкий мирской аналог его сущности. То есть, в Москве он явно не инкогнито.
Из всего вышеизложенного можно сделать два вывода: Воланду нужно было встретиться с москвичами официально. То есть он прибыл в Москву с миссией.
В чём же эта миссия? Давайте разберём действия Воланда.
Во-первых, сразу по приезде он встречается с Бездомным и Бердиозом и закладжывает в голову к Бездомному историю о Понтии Пилате, которая сыграет свою роль при встрече с Мастером. Попутно Воланд берётся доказать Берлиозу, что дьявол существует, с чем потом и справляется.
Во-вторых, Воланд поселяется в «нехорошей» квартире и беседует с Лиходеевым.
В-третьих, Воланд приезжает на сеанс чёрной магии и наблюдает за москвичами.
В-четвёртых, беседует с буфетчиком, когда тот к нему приходит.
В-пятых устраивает бал и знакомится с Маргаритой.
В-шестых, вытаскивает Мастера из психбольницы и отдаёт его рукопись на Суд.
В-седьмых, устраивает судьбу Мастера и Маргариты.
Всё.
Что же из этих действий- миссия Воланда? Исходя из названия книги и того, что четыре действия из семи относятся либо к Мастеру, либо к Маргарите, они – его основная миссия. Так как Берлиоз, квартира и Лиходеев все относятся к сеансу чёрной магии, значит эта встреча с москвичами – ещё одна миссия Воланда.
О роли Мастера, Берлиоза и Бездомного я уже писал в статье «Зачем Мастер писал историю Понтия Пилата?». Мне кажется, что Мастер – последователь Воланда, такой себе Фауст наших дней. Свои идеи вместе с романом он передал своему ученику – Бездомному. И всё это входило в цели Воланда. Целью романа, по моему мнению, было насаждение полуатеизма, то есть прямой насмешки над Евангелиями. Воланд со своей частью сделки справился, атеистический роман получился увлекательным, почти историческим, от свидетеля событий. Но произошёл сбой, так как новая тенденция материалистов была не просто богоборчество и поклонение Сатане, как во в времена Средневековья, но и вообще отрицание всего сверхъестественного.
На мой взгляд, это в принципе могло вызвать недоумение Воланда, да и других, как он выразился, «ведомств». Тут следует отметить ещё раз, что самыми древними гостями Воланда были Калигула и Мессалина, которые жили в эпоху после распятия Христа, что однозначно указывает на то, что воланд – христианский дьявол, а не Ветхозаветный. Поэтому для него логично предположить, что, отрицая Бога, человек становится на путь к дьяволу. Люди же в СССР этого видимо не понимали. Учитывая, что основная задача тёмных сил, например по «Фаусту№ Гёте, — искушать людей, то перед Воландом вставала более сложная задача. Как искушать тех, кто в тебя не верит?
Видимо Воланду хотелось (или следовало) убедиться в этом лично. Поэтому он приехал в столицу атеистического государства «официально», и вышел к большому скоплению людей, в Варьете. Эти люди, по определению, попадали под определение грешников, так как театр с давних времён считался территорией без Бога. Актёров даже на кладбищах христианских не хоронили. То есть кто-то должен был его узнать. Его свита демонстрировала настоящие чудеса во всех традиционных категориях: фокусы, оживление умерших, раздача денег и нарядов.
Но никто его не узнал. Даже в голову никому не пришло. При этом во всём остальном люди были обычными слабыми существами, склонным ко всем обычным порокам. При этом, как убедительно Воланд доказал Берлиозу, эти люди всё равно оказываются в его «ведомстве». Поэтому о москвичах, а на их примере и обо всех советских людях, можно было забыть, оставив их на попечение слуг – вроде Коровьева и Бегемота.
Теперь оставалось позаботиться о душе Мастера. Как я уже говорил, Мастер своё дело выполнил – нашёл и завербовал ученика. Во всём, что связано с Мастером, заметна полемика с Гёте. Из «Фауста» взят не только эпиграф, но и имя любовницы Мастера, голова пуделя на трости Воланда при его появлении на Патриарших и многие другие мелкие детали указывают на «альтернативную историю» Фауста. Как мы помним, Мефистофелю не удалось забрать душу Фауста, в самом конце её отбили ангелы. Так что Воланд под шумок официальной миссии проводит и миссию неофициальную.
Забавно, что увидев Мастера, воланд делает вид, что не знает ни его, ни романа. Хотя полная тождественность сюжета и текстов Воланда и Мастера свидетельствует об обратном. Кроме того, Воланд явно подготавливает Бездомного к встрече с Мастером. Без такой подготовки Бездомный бы просто принял мастера за шизофреника. Слуги Воланда безошибочно находят любовницу Мастера в Москве. Интересное совпадение получается. Все следы ведут к мастеру, а воланд его не знает!
Маргарита окончательно и бесповоротно становится подданной Воланда –ведьмой, короллевой бала. При этом искушают её именно любовью к Мастеру, о чём прекрасно известно и Воланду и свите. Однако формально Воланд нигде не руководит действиями Маргариты – она всё делает сама, по своему желанию. Вплоть до освобождения Мастера и знакомства Воланда с романом.(Замечу что, если роман продиктован Воландом, то понятно, почему эта рукопись не сгорела).
Однако, несмотря на своё всесилие, Воланд не может решить судьбу Мастера – не в его это власти. Роман Мастера и его жизнь отправляются на Суд.
-….Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд, не отрываясь, смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг.

Замечу, что Воланд «при параде». Он ждёт решения Суда, ждёт и смотрит на импровизированные часы Ждёт, так сказать «у дверей суда», где ему, по-видимому, делать нечего. но приговор для Воланда важен, только неизвестность судьбы Мастера удерживает его в Москве. Как только посланец Левий доставляет ему приговор, он тут же собирается в путь. Битва с ангелами, на этот раз, выиграна Воландом и ему пора приводить приговор в исполнение.
Замечу, что о Боге напрямую в романе Булгакова почти ничего не говорится, в отличие от дьявола. Однако по некоторым эпизодам, присутствие Бога видно. Воланд не может ничего решать кардинально «без одобрения сверху» . Фриду, он конечно простил, но только в смысле наказания, которое по-видимому сам и назначил уже внутри своих владений. По сути она так и остаётся в тюрьме, но ей слегка меняют режим содержания.
Иешуа, как и Свет вообще, стоят выше Воланда. Ему доступна только пикировка с Левием, не больше.
Крёстное знамение имеет влияние на дьявольщину: и шляпа превращается в котёнка и Азазелло гролзится отрезать руку женщине, которая собирается перекреститься. Ему это движение явно неприятно и может быть даже опасно, иначе, зачем угрожать.
При этом воланд изо всех сил старается игнорировать существование Света, то есть именно то, в чём сам Воланд обвиняет Левия.
Каковы результаты визита Воланда? Вначале бурная общественная реакция переходит в абсурд (аресты котов) и забывается. Это лишний раз доказывает, что встреча Воланда и москвичей была более нужна только Воланду и отвечала его скрытым внутренним потребностям. Её влияние на горожан его не интересовали.
А вот встреча с Мастером принесла вполне реальные плоды: Воланд получил две души, получил разрешение на их вывоз, и определил на место отбывания приговора, в Покое. При этом Мастер оставил ученика, с которым поддерживается связь. А значит и новые творения Воланда попадут в мир.

Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение

Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в двух временных линиях и в двух разных городах – в древнем Ершалаиме и в советской Москве 30-х годов.

Действия, проходящие в Ершалаиме – это события, описываемые Мастером в своем романе. Он, так же как и Булгаков показывает людское общество, далекое от идеала. И такими же представляются москвичи в романе. Прошло две тысячи лет, а люди остались все такими же, как подмечает Воланд. Ими все так же руководит жажда обогащения и стремление не пропустить зрелища, они все так же идут на поводу у толпы. Подмечено и то, что очень сильно испортил людей квартирный вопрос. Устами Воланда высказывает свое мнение сам Булгаков, свое отношение к современному ему обществу.

Читайте также:  Какая часть мозга отвечает за зрение и слух

Основным местом действия романа выбрана Москва не случайно. Она являлась неким культурным центром. И, казалось бы, люди должны были быть соответствующие идеалам культурным, моральным. Но, отнюдь, это далеко не так.

Действие романа начинается с небывало жаркого майского заката. Жара, царящая в городе, как бы настораживает, говорит о том, что зреет и достигает своего накала нечто грандиозное. И, действительно, грандиозные события не заставляют ждать себя слишком долго. В Москве объявляется сам сатана со своей свитой. А вскоре начинают происходить события, открывающие пороки и недостатки москвичей. Характерны они не только для них. Москва выбрана для того, чтобы показать центр сосредоточения людских идеалов, к которым стремились многие. Город этот, как символ всей страны, указывает на то, чем живет все общество.

Настораживает и букет желтых цветов, которые несет Маргарита. Мастер отзывается о них с отвращением и сам говорит о вызываемой ими тревоге и о том, что они почему-то всегда появляются в этом городе первыми. Сама Москва представлена тревожной.

Москвичи же предстают во всем блеске своих пороков, которые с такой виртуозностью и высмеивает автор в лице Воланда. Представленные светила общества на самом деле оказываются людьми с довольно низкими моральными устоями. Когда разговор заходит о литературе, то литераторы с удовольствием вспоминают и говорят о совсем приземленных вещах. А определяется, есть ли у человека писательский талант по наличию удостоверения.

Критик Латунский исключения никакого не представляет. Наоборот, он представляет моральные потребности общества, когда отвергает и высмеивает роман Мастера – глубокое и очень ценное произведение. Людям не нужно такого, для них это далеко и не постижимо, они больше ценят приземленные вещи.

Это очень хорошо видно из представлений, устраиваемых Воландом и его свитой. Люди готовы учинить драку за падающие деньги. Женщины как безумные бросаются расхватывать заморские платья, учиняя страшную давку. В эти моменты они забывают абсолютно все приличия, лишь бы только поживиться.

Печально смотрит Воланд на это. Он, представитель темных сил, выступает в романе в лице строгого, но справедливого судьи, раздавая наказания заслужившим их. И с большой грустью отмечает он, что люди совсем не изменились, а напротив даже некоторые сферы жизни еще больше усугубляют их безнравственность и пустоту душ и умов, присущие большинству.

Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита

Вчера мы с родителями ездили в московскую галерею «Риджин». На выставке было много картин разных русских художников. Мне и папе приглянулось творение А.И. Мещерского «У лесного озера», которое выглядело необычно и сильно

Очень талантливый художник, который работал в бытовом и портретном жанре, а эта сатирическая картина это подтверждает еще раз, так как «Свежий кавалер», стал очень популярной картиной у любителей искусства и живописи. На переднем плане мы видим

Многие задают вопрос себе и другим, что значит быть счастливым? Каждый человек имеет своё понятие о счастье. Счастливые люди не живут воспоминаниями о прошлом и сильно не грузят себя мыслями о дальнейшем будущем.

Меня впечатлил рассказ Короленко. И впечатления не всегда приятные, но всегда сильные. Если бы все было просто приятно и красиво, то это была бы сказка. Здесь все слишком похоже на реальную жизнь,

В сегодняшнем сочинении мы поговорим об народном поэте Николае Алексеевиче Некрасове в его произведении хорошо по добрана, и совместима и как ярко он изобразил народ и жизнь в своих произведениях.

Главным женским образом в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» является Анна Сергеевна Одинцова. И хотя это не единственный образ, представительниц прекрасного поля, в произведении, есть еще Фенечка, мать Базарова, Катя Одинцова, но автор

Как и почему изменились москвичи с точки зрения воланда

Конкурс: методическая разработка по антикоррупционной тематике

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ .

Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Автор: учитель русского языка и

литературы Лисюкова Л.В.

Урок «Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» является шестым уроком в системе уроков по творчеству М.Булгакова.

Урок ориентирован на «московские главы» романа. Предполагает анализ отдельных глав, эпизодов, обобщающую работу. Анализируя главы, обобщая учебный материал, учащиеся останавливаются на главе 9 (эпизод, связанный с решением «квартирного вопроса» Никанором Босым). Одиннадцатиклассникам предлагается сравнить изображение чиновничьего мира у Гоголя, Булгакова, обратиться к сегодняшнему дню. Зрительный ряд, предлагаемый учителем в презентации, а также фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» поможет школьникам лучше представить происходящее в романе, поможет восприятию как образа эпохи в целом, так и образов отдельных героев.

Методы: эвристическая беседа, анализ эпизода; учебная дискуссия;

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Предполагаемые результаты деятельности учащихся:

Личностные : ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

Метапредметные: обучение целеполаганию; самостоятельному формулированию темы и цели урока;

формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование её;

высказывание и обоснование своей точки зрения;

Предметные: обучение анализу художественного текста, осознанному восприятию его в единстве формы и содержания, выявление художественных приемов, традиций.

Урок в 11 классе по роману «Мастер и Маргарита».

Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

— Создать условия, при которых учащиеся смогут определить основную цель появления сатирических глав в романе, раскрыть приемы создания комических ситуаций, увидеть в романе гоголевские традиции изображения сатирического;

-развивать умение анализировать эпизоды, определять художественно-выразительные средства языка;

— развивать умение анализировать явления общественной жизни;

— формировать в учащихся правильное отношение к коррупционным явлениям;

— воспитывать чувство ответственности за свои поступки, умение анализировать свои действия.

— Прочитайте запись на доске (слайд 1), определите, как главы будут сегодня в центре внимания. О чем пойдет речь на уроке?

«Мастер и Маргарита» – роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному – Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому – Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения». (Б. В. Соколов (1991 г.)

(предполагаемые учащимися варианты) Наша задача – представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, раскрыть сатирический пласт повествования в произведении.

Реализация домашнего задания:

Сообщение по теме: «Сатирическое изображение членов писательской организации».

– С какой целью прибывает Воланд со своей свитой в Москву? (см. главу 12. Здесь цель визита свою Воланд выражает четко – ответить на вопрос: «Изменились ли горожане внутренне?»)

– Перечитайте эпиграф к роману. (…так кто ж ты, наконец? …)

– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.)

– Как вы понимаете его смысл?

Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля. Но можно ли утверждать, что Воланд – литературное продолжение Мефистофеля?

– Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии Гете (например, скульптура М. Антокольского «Мефистофель», портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»). (слайды 2-3)

1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».

Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гете дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.

Чем же занимается «ведомство» Воланда?

(Практически нигде в романе мы не увидим непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую судьбу. Решения «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому – хотя бы история Фриды) – это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы. Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», – а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».

Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы – сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, – по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.)

— Обратимся к героям, внутренние пороки которых доведены до видимого явного результата, обнажены. За что наказаны москвичи?

Литература

Изображение Москвы в романе «Мастер и Маргарита»

Обложка урока взята с источника.

План урока:

Миссия Воланда и его свиты в Москве

В эпиграфе, взятом из «Фауста» Гете, определена суть понимания романа. Потому неслучайно появление нечистой силы там, где нарушен баланс добра и зла, в столице страны, претендующей на особую мессианскую роль, проповедующей атеизм. Появляется Воланд впервые на Патриарших прудах, заинтересовавшись разговором редактора Берлиоза с молодым поэтом Иваном Бездомным об Иисусе и представившись профессором черной магии.

Это был высокий брюнет с глазами разного цвета, зеленым и черным, лет сорока, богато одетый. Разговор с литераторами, которым требуются доказательства существования Бога, и их уверенность, что человек сам управляет своей жизнью, потешает «иностранца». Свое пребывание в Москве он объясняет приглашением для изучения работ чернокнижника [1] Герберта Аврилакского. Но это не единственная цель визита Воланда в Москву.

Булгаковым создан не совсем обычный образ Воланда. Этот персонаж Булгакова, олицетворяющий силы зла, сам является невольным палачом пороков. Характеристика Воланда неоднозначна. Он обладает довольно привлекательными чертами: сакрально, по-рыцарски аристократичен, владеет глубочайшими познаниями, проницателен и ироничен, склонен исследовать и анализировать различные стороны человеческого бытия. У него двойственная натура: он искренен с теми, кто честен, лукав с теми, кто лжет. Но убежден, что все получат по своему достоинству и вере.


Воланд в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. (Источник)

Коровьев-Фагот

Свита Воланда небольшая, но разнообразная. Коровьев-Фагот может быть переводчиком при мессире [2] , он — бывший регент [3] церковного хора, маг, шутник и ерник [4] . Ростом в сажень [5] , но худой, с глумливой физиономией, с усиками и ироничными глазками, с треснутым пенсне [6] , в коротких клетчатых брючках. В истинном обличье – несущий искупительную службу грустный рыцарь, неудачно пошутивший по поводу света.


Коровьев-Фагот в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. (Источник)

Маленький, широкоплечий, кривоглазый, с торчащим клыком рыжий Азазелло, как библейский демон-убийца Азазель, исполняет особые поручения, помогающие вершить справедливость. Одет в добротный костюм и котелок.


Азазелло в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. (Источник)

Рыжеволосая и зеленоглазая красавица-вампир Гелла — расторопная и смышленая служанка в свите. Распутна и предпочитает ходить без одежды.


Гелла в сериале «Мастер и Маргарита», 2005 г. (Источник)

Кот Бегемот

Громадных размеров черный кот-оборотень Бегемот – великолепный затейник и шут, на самом деле молодой и худенький демон-паж. Иногда может превращаться в толстячка с кошачьей физиономией. Обаятелен, но хвастун и врун. В демонологии Бегемот – демон желаний желудка.

Читайте также:  Болят глаза и ухудшается зрение что делать


Кот Бегемот в Доме-музее Булгакова (Источник)

Есть еще один, почти не упоминаемый, член свиты Воланда — бледный и молчаливый человек в темных очках. Воланд представляет Маргарите Абадонну, благодаря которому безукоризненно ведутся войны. И отчаянная женщина, не побоявшаяся приглашения сатаны, почувствует жуткий страх в его присутствии. На балу Абадонна, вестник смерти, снимет очки, посмотрев в глаза шпиону и доносчику барону Майгелю перед казнью. Он – как библейский демон войны, уничтожения и смерти Аваддон.

Воланд и его помощники не стремятся вмешиваться в события, они скорее выставляют напоказ то, что скрыто под масками так называемых приличных людей, и истинные причины их поступков. Добро и зло вершатся самими людьми.

В 12 главе проясняется цель посещения Москвы Воландом: это интерес к московскому народонаселению. Во время проведения сеанса черной магии в Варьете его прежде всего интересует, как изменился мир людей, но не внешний, со своими достижениями технического прогресса, а внутренний. Стали ли люди лучше спустя два тысячелетия. Коровьев и Бегемот проводят для Воланда своеобразное представление в зрительном зале. Завороженная денежными фокусами Коровьева публика недовольна репликами конферансье [7] о массовом гипнозе и разоблачении. На вопрос, что сделать с надоевшим ведущим, из зала кто-то предложил оторвать голову вруну. Бегемот исполняет пожелание. Затем по просьбам зрителей возвращает голову на место.

Воланд, восседая на сцене, безучастно наблюдает за публикой, с которой его подручные проводят опыты, испытывая на человечность, жадность, жестокость. Игнорируя зрителей, обращается к Фаготу и Бегемоту с печальным выводом про москвичей. Люди так же любят деньги, хотя иногда стучится милосердие в их сердца. Люди обыкновенные, ничем от прежних не отличаются, только еще квартирным вопросом испорчены. Не дождавшись конца представления, Воланд исчезает, но публика этого не замечает, одурманенная шальными деньгами и в завершении еще и бесплатными нарядами для дам. Но деньги превращаются в бумагу, а наряды и вовсе испаряются, обнажая неприглядные телеса [8] .

Еще одна цель путешествия была у Воланда. Москва в атеистическом разгуле идеальна для проведения ежегодной черной мессы [9] , именуемой балом сатаны. За внешней роскошью и великолепием торжества веет духом мертвечины. Согласную ради любви на все Маргариту приглашают быть королевой на этом сборище висельников [10] , отравителей и убийц. Но она даже здесь не теряет великодушия и милосердия, заступившись за детоубийцу Фриду. С честью выдержав испытания, Маргарита получает от Воланда награду – своего возлюбленного.


Представление в театре Варьете, сериал «Мастер и Маргарита», 2005 г. (Источник)

Образы обывателей, чиновников, деятелей от «искусства» и иных шариковых советской системы

В основном, свитой наказываются люди порочные, погрязшие в погоне за материальными благами и сомнительными удовольствиями, забывая о своем духовном предназначении в жизни. Они зависимы от лжи, пустословия, доносительства, лицемерия, пьянства, разврата, порождающими социальные подлости, и потеряли несущую добро духовную свободу. Это многочисленные герои второго плана.

Литературные деятели, такие как Берлиоз, Латунский, Лаврович и прочие члены Массолита — сборище бездарей и догматиков [11] , не принимающих свободу творчества. Им свойственно обыденное желание жить по-человечески. Дом Грибоедова наполнен писателями, которых прежде всего интересуют оплаченные творческие отпуска на море за госзаказы, государственные дачи и квартиры. Недаром у многих говорящие фамилии: Двубратский, Загривов, Глухарев, Богохульский, Сладский. Их литературная деятельность подчинена своему времени. Они используют свои способности для обретения реального благополучия. Социалистическая кормушка уничтожила их таланты, превратив в потребителей. Недаром Коровьев и Бегемот с удовольствием громят места, где жируют преуспевающие: Торгсин и ресторан Дома Грибоедова.

Более других поплатился председатель Массолита Михаил Александрович Берлиоз за то, что, будучи эрудированным и начитанным человеком, имея множество званий и чинов, поучает молодых авторов мыслить штампами и лозунгами, внушает сомнительные атеистические ценности. Он попадает под трамвай, его казнит вагоновожатая, комсомолка, как и предсказал на Патриарших незнакомец. На балу Воланд, беседуя с головой Берлиоза, заметил, что ему уготовано небытие, потому что каждому по его вере воздается.

Латунский и Лаврович

Критик Латунский и литератор Лаврович, члены редколлегии газеты, написали разгромные статьи о романе Мастера. Маргарита расправилась с Латунским, устроившим травлю ее возлюбленного, с наслаждением разгромив его роскошную квартиру в Доме литераторов.

Иван Бездомный

Поэт с псевдонимом Иван Бездомный в начале романа — молодой рыжеватый человек. В беседе с Берлиозом и незнакомцем он производит не лучшее впечатление, проявляя абсолютное невежество. Тем не менее он талантлив, ему удалось так написать об Иисусе, что образ получился, как живой, за что и был раскритикован Берлиозом. Доведенный до умопомрачения встречей с сатаной, оказывается в психиатрической лечебнице, где после знакомства с Мастером меняется его жизнь. В завершении романа он становится профессором института истории и философии Иваном Николаевичем Поныревым. Но пережитое не отпускает его, ежегодно в весеннее полнолуние он приходит на Патриаршие пруды, ему снятся мучительные сны о Понтии Пилате и Иешуа.

Алоизий Могарыч

Роковую роль в судьбе Мастера сыграл журналист Алоизий Могарыч, который проявил живой интерес к его творчеству. Он с восторгом отозвался о прочитанном романе, но разъяснил, что и почему не может быть напечатано. Умел он толково и ловко объяснять газетные статьи, непонятные Мастеру, далекому от социалистической реальности, которая для Алоизия предельно ясна. Он втерся в доверие, стал почти другом и написал донос, чтобы завладеть квартирой. От ареста Мастера спасла психиатрическая клиника. При встрече с Воландом он узнает правду. Алоизий, вызванный Азазелло, сознался в кляузничестве [12] , проронил слезы раскаяния и стал жаловаться, что потратился, пристраивая ванную в новой квартирке. Его, полураздетого, без штанов, отправляют в Вятку. Воланд предлагает Мастеру написать про Алоизия. Ему интересны истоки предательства со времени библейского Иуды. Могарыч оказался человеком живучим и предприимчивым. Он после пережитого не угодил в сумасшедший дом, как другие. Придя в себя в вятском поезде, решил, что у него было что-то вроде временного помутнения рассудка, раздобыл штаны и вернулся в Москву, нашел новое жилье и устроился руководителем Варьете, очевидно, опять благодаря доносам.

Таков мир искусства, который не принял автора романа о Понтии Пилате. Сам Мастер не считал себя писателем, определяя свое предназначение не столько профессионализмом, сколько божественным даром — способностью творить. Поэтому он отказывается от житейского имени.

Степа Лиходеев

Деятели культуры тоже весьма далеки от искусства. Степа Лиходеев, директор театра Варьете, предстает в неприглядном виде. Разбуженный незнакомцем, он, опухший с похмелья, не может понять, где находится, о каком контракте с профессором черной магии идет речь. Воланд советует«поправиться», предложив графинчик водки с подходящей закуской. Придя в себя, Степан Богданович, как опытный чиновник, скрывая свою некомпетентность, выходит позвонить в театр. Возвратившись, видит кроме гастролера [13] еще странноватого типа в пенсне и громадного кота, чокающихся и закусывающих. Степе объявляют, что он здесь лишний, свите нужна квартира. Коровьев и Бегемот перечисляют Степины грехи во множественном числе, как бы намекая, что таких, как он, много: они блудят, свинячат, бездельничают и занимаются очковтирательством [14] , казенную машину для личных нужд используют. Появившийся Азазелло говорит, что из Степы такой же директор, как из него архиерей [15] , и отправляет его в чем есть, в кальсонах [16] и грязной рубашке, в Ялту. Степа, пройдя лечение в психиатрической клинике, стал замкнут и осторожен, особенно с выпивкой и женщинами. Используя свои связи, пристраивается в Ростове на должность директора гастронома. Лиходеев — типичный бездарный чиновник, паразитирующий на любом руководящем месте.

Жорж Бенгальский

Подчиненные Лиходеева тоже пострадали от нечистой силы. Конферансье Жорж Бенгальский любил пошло шутить, его плоским шуткам никто не смеялся, но ему это безразлично. Перед публикой он гримасничает и несет ахинею. За вранье по воле толпы Бегемот ему отрывает голову, и по просьбам зрителей возвращает ее. Тронувшегося умом Бенгальского отправляют в психиатрическую лечебницу. Подлечившись, ушел из профессии, зажил тихой и уединенной жизнью, опасаясь потерять голову.

Иван Варенуха

Администратора театра Ивана Савельевича Варенуху сделала вампиром -наводчиком Гелла за безудержное вранье и хамство по телефону. После прощения становится таким вежливым и отзывчивым, что получил прозвище «отец-благодетель», но очень страдал из-за своей вежливости.

Григорий Римский

Финдиректор Григорий Данилович Римский, человек с колючим взглядом и неприятным голосом, в наказание за равнодушие запуган вампирами Варенухой и Геллой, за ночь поседел и превратился в старика. Сбежав в Ленинград, прятался в шкафу гостиницы «Астория». С психическим расстройством попадает в клинику. После лечения уходит из театра Варьете в детский театр кукол.

Андрей Соков

Заведующий буфетом театра Андрей Фокич Соков, наживающийся на «осетрине второй свежести», лишивший себя удовольствий жизни ради накопительства, узнает о скоротечной смертельной болезни и осознает бесполезность своих сбережений в пяти сберкассах.

Прохор Петрович

Комиссия зрелищ и увеселений, в чье ведомство входил театр Варьете, также пострадала от проделок свиты Воланда. Председатель Комиссии Прохор Петрович после посещения человека с кошачьей мордой исчез, а вместо него остался разговаривающий и пишущий пустой костюм. В филиале Комиссии весь состав сотрудников помимо воли хором запел после проказ регента Коровьева.

Никанор Босой

В образе председателя жилищного товарищества Никанора Ивановича Босого представлены многие чиновники. Управдом лжив, подозрителен, осторожен и недоверчив. Но жадность поборола страхи, и он берет взятку. За эти деньги, превратившиеся в валюту, Босого арестовывают. Обезумевшего, отправляют в дурдом. Там ему снится сон, в котором Никанор Иванович видит себя надопросе в странном мужском отделении театра в окружении других валютчиков. Таких, как он, аферистов и взяточников, так много, что их можно допрашивать массово, принуждая сдавать валюту.

Художественное приемы сатирического изображения автора

Сатира Булгакова продолжает традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но имеет свои особенности. В творчестве Булгакова впервые появляется жанр философской сатиры, а не просто социальной или политической. Соединяя фантастику с обыденностью, реальность с мистикой, используя гиперболу (преувеличение) и гротеск (фантастически преувеличенное сочетание противоположного, неправдоподобное), писатель не только высмеивает обывательщину и пошлость, но и размышляет над природой вечных человеческих пороков. Оттого в изображении московской жизни прослеживается связь с ершалаимскими главами. Булгаков убежден, что в основе общества должны быть прежде всего духовные, моральные устои, а не идеологические или социальные установки.

Социальные и нравственные пороки современного Булгакову общества

Булгаков поставил диагноз социальным болезням своего времени. Высмеивая советскую систему, котораяпородила огромное количество «шариковых», различныхначальников с низким уровнем культуры, ониспользует Воланда и его слуг для моральной ревизии там, где добро беспомощно, а зло должно быть обнажено,где мелкое зло может быть наказано лишь большим злом. Нечистая сила выявляет такие человеческие пороки как паразитизм, корыстолюбие, равнодушие, ложь, нежелание честно служить своему делу и выполнять свою работу добросовестно. Ко всему еще квартирный вопрос испортил москвичей. Все, что отвернулось от добра, извратилось, потеряло нравственную основу и духовные идеалы, превращается в живучую социальную нечисть, успешно приживающуюся в социалистической действительности, пользуясь бюрократизмом и коррупцией госструктур.

Заключение

В романе множество переплетающихся между собой тем, связанных одной основной – этической, определяющей соотношение добра и зла, истины и лжи во времени и вечности. К сожалению, в реальном времени преобладают зло и ложь, в вечности – истина и добро. Без веры мир искажен, в нем иные, низменные ценности. Воланд, интересовавшийся, «изменились ли горожане внутренне», заключает, что они по-прежнему «люди как люди», «любят деньги», «но ведь это всегда было».

1. чернокнижник– колдун, продавший душу сатане за право обладать черной книгой (гримуаром), содержащей заклинания и магические обряды

2. мессир – уважительная форма обращения к знатному лицу в средневековой Европе

3. регент – дирижер церковного хора

4. ерник (от ерничать) – распутник, повеса

5. сажень – мера длины на Руси с 17 в. (примерно 2 метра)

6. пенсне – очки без заушных дужек

7. конферансье – артист эстрады, объявляющий концертные номера

8. телеса – ироническое название внешне неприглядного, толстого тела

9. черная месса – дьявольский обряд, антипод христианского богослужения

10. висельник – казненный, повешенный на виселице

11. догматик – придерживающийся только своего мнения, не считаясь с иными

12. кляузничество – склонность к ложным обвинениям

13. гастролер – артист, приглашенный на гастроли

14. очковтирательство – подлог, надувательство, чтобы представить свою работу лучше, чем есть на самом деле

15. архиерей – высший сан священнослужителя

16. кальсоны – мужское нижнее белье в виде штанов

Источники:
  • http://licey.net/free/13-literatura_20_veka_analiz_dlya_sochinenii/64-eretiki_v_literature__l_andreev__e_zamyatin__b_pilnyak__m_bulgakov/stages/2914-moskva_i_moskvichi_v_romane.html
  • http://obrazovaka.ru/sochinenie/master-i-margarita/obraz-volanda-v-romane.html
  • http://www.proza.ru/2016/06/25/1598
  • http://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/moskva-i-moskvichi-v-romane-master-margarita
  • http://shikardos.ru/text/master-i-margarita/
  • http://100urokov.ru/predmety/urok-3-moskva-v-master-i-margarita