Тест по философии, по теме «Диалектика бытия». Тестирование подходит для студентов различных специальностей. Правильные ответы выделены символом «+».
Единство качества и количества есть…
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
-: отражают саморазвитие абсолютного духа
+: имеют универсальный характер
-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
-: реализуются только в живой природе
Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…
+: «не всякое движение является развитием»
-: «не всегда развитие есть движение»
-: «движение тождественно развитию»
-: «движение и развитие не связаны друг с другом»
Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…
Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана…
+: немецкой классической философией
Согласно диалектике, источником развития выступает…
-: стремление к установлению равновесия
-: любое изменение объекта
-: внешнее воздействие на объект
+: разрешение внутренних противоречий
Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем…
Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют…
Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…
-: любое явление самопроизвольно
-: в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий
+: причина всегда предшествует следствию
-: следствие может опережать причину
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть…
-: то, что можно измерить
-: внешние признаки предмета
-: то, что никогда не изменяется в предмете
+: система необходимых свойств предмета
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики…
-: отражают саморазвитие абсолютного духа
+: имеют универсальный характер
-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
-: реализуются только в живой природе
С точки зрения философии, развитие …
-: характерно только для материальных систем
-: характерно только для социума
-: наблюдается только в живых системах
+: присуще природе, обществу и сознанию
Одним из основных отличий развития от движения заключается в…
К диалектике не имеет отношения принцип…
Info Stadiya — информационная поддержка студентов. Большая коллекция справочных материалов для студентов всех направлений и специальностей. Наш сайт, поможет тебе сдать экзамены на отлично! Если вы сочли информацию на сайте полезной, обязательно поделитесь ей в социальных сетях или у себя на сайте, таким способом, вы поможете другим получить знания. © 2017
Качество предмета с точки зрения диалектики есть
(*ответ*) система необходимых свойств предмета
то, что можно измерить
то, что никогда не изменяется в предмете
внешние признаки предмета
Классическое определение истины как суждения или отрицания, соответствующего действительности, впервые было дано
(*ответ*) Аристотелем
Гегелем
Тертуллианом
Марксом
Книга И. Канта «Критика практического разума» посвящена
(*ответ*) эстетике
экономической теории
этике
философии техники
Конвенционализм понимает истину как
(*ответ*) соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории
знание, полезное для человека
непротиворечивое, самосогласованное знание
соответствие знания объективной реальности
Конечным продуктом инженерно-технического творчества является
(*ответ*) изобретение
модель
конструирование
открытие
Концепции научных революций как смены парадигм или научно-исследовательских программ разработали
(*ответ*) Т. Кун и И. Лакатос
К. Ясперс и А. Тойнби
Ж. Лиотар и Ж. Деррида
Г. Гадамер и М. Хайдеггер
Концепция «открытого общества» получила обоснование в творчестве
(*ответ*) К. Поппера
К. Маркса
М. Бакунина
О. Конта
Концепция «человека играющего» была разработана
(*ответ*) Й. Хейзинга
А. Шопенгауэром
М. Шелером
С. Кьеркегором
Концепция научно-исследовательских программ была разработана
(*ответ*) И. Лакатосом
Т. Куном
К. Поппером
П. Фейерабендом
Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть
— система необходимых свойств предмета
-внешние признаки предмета
-то, что можно измерить
-то, что никогда не изменяется в предмете
Дуализм является философским учением,
— ограничивающим роль Бога актом творения мира и приведения его в движение
— утверждающим, что сознание первично, а материя вторична
— исходящим из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал
— рассматривающим многообразие явлений мира, исходя из одного начала, единой основы (субстанции)
С позиции картины мира классической науки
— случайность понимается как конструктивный фактор развития
-связь разных уровней организации осуществляется через хаос
-сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития
— мир жестко связан причинно-следственными отношениями
— развитие мира ретросказуемо и предсказуемо в силу его линейного характера
48. Существование «осевого времени», согласно К. Ясперсу, свидетельствует о
— наличии в истории смысла
— духовном единстве человечества
— спиралевидном характере исторического развития
— о едином центре духовного развития человечества
49. Личность – это
— человек, подчиняющий свое поведение требованиям общества
-человек с положительными чертами характера
— человек с развитыми индивидуальными способностями, направленными на решение социальных задач
50. Создателем учения об «идеальном государстве» был (1)
Логико-гносеологическая функция философии заключается в
— обосновании понятийных и теоретических структур научного знания
— обретении высших мировоззренческих ориентиров в жизни
— размышлениях над смысложизненными вопросами
— критике структур социальной действительности
— разработке самого философского метода, его нормативных принципов
Характерной чертой русской идеалистической философии является
— детальная разработка гносеологии
— строгость логических построений
Фраза — _________________________НЕ ХАРАКТЕРНА для искусства.
— «Искусство – способ воплощения законов развития общества»
— «Искусство – это творческий акт»
— «Искусство – форма выражения мировоззрения художника»
— «Искусство – специфическая форма познания мира»
54. Для философии Нового времени характерна концепция природы человека:
Сферами психики, по З. Фрейду, являются
Мысленное объединение частей в единое целое есть
57. Установите соответствие между именами философов – АРИСТОТЕЛЬ, ДЕКАРТ — и разделяемой ими концепцией истины:
— прагматическая концепция истины
— доктрина «двух истин» («двойственной истины»)
— корреспондентская концепция истины
58. Установите соответствие между именами философов – СИНГЕР БРАБАНТСКИЙ, БОЭЦИЙ ДАКИЙСКИЙ — и разделяемой ими концепцией истины:
— прагматическая концепция истины
— доктрина «двух истин» («двойственной истины»)
— корреспондентская концепция истины
59. Установите соответствие между именами философов – У. ДЖЕЙМС, Д. ДЬЮИ — и разделяемой ими концепцией истины:
— прагматическая концепция истины
— доктрина «двух истин» («двойственной истины»)
— корреспондентская концепция истины
Представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.
Принципы, категории и законы диалектики.
Основными принципами диалектики являются 1.принцип обособления 2.принцип становления и развития 3.принцип всеобщей связи 4.принцип изоляции.
Ядром детерминизма признается существование 1.случаности 2.бытия 3.причинности4.вероятности.
Учение о причинно-следственных связях называется 1.эмпиризмом 2.детерминизмом3.иррационализмом 4.рационализмом
Принцип ________ утверждает всеобщую обусловленность и причинность явлений 1.детерминизма 2.индетерминизма 3.фатализма 4.телеологизма
Установите соответствия между типами причинности и типами закономерностей 1.Линейная причинность (динамическая закономерность) 2.Вероятностная причинность (статистическая закономерность) ((общественная закономерность))
Развитием, с точки зрения диалектики, является 1.циклическое движение 2.любое изменение 3.количественное изменение в структуре объекта 4.необратимое, поступательное изменение предметов материального и духовного мира
Внутренняя упорядоченность множества взаимосвязанных элементов называется 1.системой 2.организацией 3.суммой 4. структурой (структура – это сама взаимосвязь).
Представление об объективной, необходимой взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений характеризует…1. детерминизм2.мистицизм 3. индетерминизм 4. синергетику
Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть. 1.система необходимых свойств предмета2.внешние признаки предмета 3.то, что можно измерить 4.то, что никогда не изменяется в предмете
Единство качества и количества есть. 1. норма 2. время существования 3.граница 4. мера
Утрата объектом или предметной системой способности к выполнению тех или иных необходимых функций называется. 1. регрессом2.диалектическим отрицанием 3. случайностью 4. синергией
Установите соответствие между принципами диалектики и их значениями 1.Системность (взаимосвязь явлений) 2.Историзм (процессуальность) 3.Противоречие (взаимоотрицание элементов) ((абсолютизация))
Установите соответствие между этапами развития системы и их содержанием 1.Становление (соединение элементов) 2.Прогресс (возрастание возможностей) 3.Регресс (возрастание неупорядоченности) ((распадение на элементы))
Диалектическое отрицание – это а)переход от старого к новому б)полное уничтожение одной из противоположностей в)возвращение к старому г)переход к новому с сохранением элементов старого
Отрицанием в диалектике является 1.абсолютизация моментов преемственности в процессе развития 2.переход системы из одного состояния в другое, сопровождающийся сохранением некоторых элементов старого состояния 3.хаос и неустойчивость 4.отказ от преемственности в процессе развития.
С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики. 1.отражают саморазвитие абсолютного духа 2. имеют универсальный характер3. есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности 4. реализуются только в живой природе
. К законам диалектики по Гегелю не относится 1.закон взаимопроникновения противоположностей 2.единства и борьбы противоположностей (ЭТО ПО МАРКСУ) 3.перехода количества в качество 4.отрицания отрицания.
К диалектическим законам Г. Гегеля не принадлежитзакон…1.исключенного третьего 2.единства и борьбы противоположностей 3.перехода количественных изменений в качественные 4.отрицания отрицания
Установите соответствия между категориями развития и законами диалектики 1.источник развития (единство и борьба противоположностей) 2.форма развития (переход количества в качество) 3.модель развития (отрицание отрицания) ((закон перехода от однородности к неоднородности))
Раздел 6.Гносеология
Предмет и основные проблемы гносеологии.
Гносеология — это раздел философии, в котором изучаются вопросы: 1.сущности и смысла истории 2. сущности человека 3. природы познания и его возможностей4. первоосновы всех вещей
Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть 1.познание 2.представление 3.концепция 4.знание
Проблема истины – одна из важнейших проблем 1. аксиологии 2.социальной философии 3. теории познания4. онтологии
Философская позиция, представители которой сомневаются в возможности познания мира, называется 1.наивный реализм 2.прагматизм 3.агностицизм 4.скептицизм.
По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом» 1. агностицизма 2. гносеологического оптимизма 3. догматизма
Скептицизма
Для агностицизма характерны утверждения 1.научные достижения реализуются на практике 2.существует принципиально непознаваемое 3.отношение между фактом и высказыванием условно 4.между сущностью и явлением нет взаимосвязи 5.сущность и явление диалектически взаимосвязаны.
Теория ________ отрицает возможность познания сущности предметов и процессов объективной реальности 1. скептицизма 2.агностицизма 3.сенсуализма 4.гносеологического оптимизма
Сторонников позиции, согласно которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют а)агностиками б)догматиками в)гностиками г)апологетами.
По мнениию Сторонников _______ все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума а)сенсуализма б)интуитивизма в)солипсизма г)рационализма.
Философская позиция, которая источник познания видит в разуме а)мистицизм б)эмпиризм в)рационализм г)идеализм
Установите соответствия между понятиями, отражающими сложность и противоречивость процесса познания и их определениями 1. апория: трудноразрешимая проблема, связанная с противоречиями между данными опыта и их мысленными аналогиями (апории Зенона) 2.антиномия: противоречие между суждениями, каждое из которых считается вв равной степени обоснованным и логически выводимым в рамках некоторой теории (антиномии Канта) 3.парадокс: противоречие, возникающее в теории при соблюдении в ней логической правильности рассуждения (все критяне лгуны, сказал критянин) 4.софизм: логически неправильное суждение, выдаваемое за правильное (рогатый софизм).
История гносеологии.
Древнейшей формой постижения реальности человеком является 1.миф 2.искусство 3.философия 4.наука
Античный философ ____________ связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма.1.Сократ 2.Парменид 3.Аристотель 4.Платон
«Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители 1. эмпиризма 2. рационализма 3. сенсуализма4. агностицизма
Объектом познания, с точки зрения диалектического материализма,
является(-ются) 1.фрагмент объективной или субъективной реальности, на которую направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта 2.«вещь-в-себе» 4.«комплекс ощущений» субъекта познания 4.феномены сознания
К праксеологическим (практически ориентированным) теориям познания относятся 1.прагматизм 2.эволюционная эпистемология 3.субъективный идеализм 4.диалектический материализм.
Ведущей гносеологической проблемой в философии Нового времени является пролема 1.соотношения синтетических и аналитических высказываний 2.исторического развития форм познавательной деятельности 3.отношения знания и мнения 4.взаимоотношения субъекта и объекта познавательной деятельности.
. Установите соответствия между видами знания и основными вопросами философии, выделяемыми И.Кантом Виды: 1.Гносеология 2.Этика 3.Религия. Вопросы: Что я должен делать(2)? На что я могу надеяться(3)? Что я могу знать(1)? Что является основой всего существующего (не входит в философию)?
Виды познания
Общими чертами чувственного и рационального познания являются 1.способность к обобщению 2.их социальная обусловленность 3.способность к абстрагированию 4.способность отражать объективные стороны познаваемого объекта.
К формам рационального познания не относится 1. гипотеза 2. теория 3.умозаключение 4. восприятие
К формам рационального познания не относится 1.умозаключение 2.восприятие 3.гипотеза 4.теория
К формам рационального познания не относится 1.ощущение 2.суждение 3.умозаключение 4.понятие
К общелогическим методам познания не относится а)синтез б)анализ в)аналогия г)наблюдение (эмпирический метод).
К общелогическим методам познания не относится а)дедукция б)индукция в)абстрагирование г)эксперимент(эмпирический метод).
Форма организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта есть а)теория б)гипотеза в)обобщение г)факт.
Систему приемов, процедур и правил, применяемых в целях получения достоверного знания, называют 1.законом 2.теорией 3.методом исследования 4.парадигмой
Мысленное объединение частей в единое целое есть 1.синтез 2.корреляция 3.анализ (расчленение) 4.отождествление
00Метод научного познания, связанный с выявлением сущности исследуемого объекта, подведением его под какой-либо закон, называется 1.объяснением 2.формализацией 3.наблюдением 4.пониманием
К формам чувственного познания не относится 1.представление 2.ощущение 3.восприятие 4.умозаключение
Чувственной формой познания является 1.интуиция 2. гипотеза 3. рефлексия 4. восприятие
К теоретическому познанию относится 1.формализация 2.наблюдение 3.эксперимент 4.измерение
00В научном познании выделяют два уровня: 1.новаторский и репродуктивный 2.эмпирический и теоретический 3.эклектический и монистический 4.диалектический и метафизический
00Форма научного знания, содержащая предположение и нуждающаяся в доказательстве, есть 1.гипотеза 2.теория 3.закон 4.принцип
Объектом гуманитарного знания является а)материальное производство б)духовный мир человека в)медицина и врачевание г)явления природы.
Характерными особенностями интуиции являются 1.неосознанность 2.стандартность мышления 3.неожиданность4.опосредованность достижения решения.
Оценка информации как истинной без достаточных логических и фактических обоснований называется 1.верой 2.восприятием 3.знанием 4.обманом
Принятие какого-либо положения без эмпирического или рационального обоснования называется 1.убеждением 2.знанием 3.верой 4.установкой.
Непосредственное постижение целостности объекта выступает как 1.понимание2.описание 3.объяснение 4.предсказание.
Существенной чертой понимания является 1.тождественность объяснению 2.иррациональность 3.осмысление, выявление и реконструкция смысла 3.психологизм, не имеющий отношения к процессу познания
Откровения и медитации характерны для 1.обыденного познания 2.философии 3.религии4.науки.
Социальной формой познания, сопровождающей человека на протяжении всей его истории, является 1.философия 2.наука 3.искусство 4.игра
Истина.
К формам практики как критерия истины не относится 1. научно-экспериментальная деятельность 2. идеология3. общественное производство 4. социально-политическая деятельность
Даны концепции истины и их определения. Выявите соответствия. 1. Когерентная: непротиворечивость, согласованность с более общей системой знания 2. Корреспондентная: соответствие объективной реальности 3. Прагматистская: истинность через полезность, эффективность, инструмеентаальность.
Соотнесите имена философов и высказывания по проблеме истины 1.Протагор: любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны противоположные суждения (относительность истины у софистов) 2.Гегель: все истинное является таковым через идею (идеализм) 3.Ф.Бэкон: для овладения истиной следует прибегнуть к правильному методу работы с опытом (эмпиризм).
Соотнесите имена философов и критерии истинности 1. Д.Юм: совокупность ощущений субъекта (субъективный идеализм) 2.Р.Декарт: ясность и самоочевидность идей (рационализм) 3.Ф.Бэкон: согласие с опытом понимаемым как планомерно организованный эксперимент (эмпиризм).
С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое 1.философски обоснованно 2.может успешно применяться на практике 3.опровергается новыми теориями 4.имеет положительные последствия для человеческой жизни 5.подтверждается новыми теориями
С позиции прагматизма истиной является(-ются) 1.непротиворечивые знания 2.соответствие знание объективной реальности 3.полезность, эффективность знания 4.соглашение по поводу того, что считать истиной
У сторонников ___________ истиной считается всё, что полезно. 1.прагматизма2. марксизма 3. позитивизма 4. экзистенциализма
Прагматической трактовки истины придерживались 1.У. Джемс 2.Ч. Пирс 3.К. Ясперс 4.Г.В.Ф. Гегель 5.Аристотель
. Логические и математические концепции играют главную роль в ____ концепции истины 1.герменевтики 2.когеренции3.прагматизма 4.корреспонденции.
Представители … считали, что истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и ее духовному росту 1.прагматизма 2.диалектического материализма 3.экзистенциализма 4.теории когерентности
В современной гносеологии существуют различные концепции истины 1.конвенциональная 2.очевидности 3.классическая (корреспонденская) 4.здравого смысла
. Ограниченность возможностей познания историческими условиями жизни общества характеризует такое свойство истины, как 1.объективность 2.субъективность 3.абстрактность 4.процессуальность
К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести 1.невозможность достигнуть истины 2.несовершенство методов познания 3.многогранность объектов изучения 4.процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез 5.ошибки отдельных ученых
Знание, соответствующее историческим условиям, уровню освоения действительности, называется 1.субъективной истиной 2.относительной истиной 3.абсолютной истиной 4.недоказуемым.
??К субъективным критериям истины относятся 1.ясность и очевидность 2.огласованность мысли 3.опредмечивание 4.общезначимость 5.опыт 6.полезность.
Противоположностью истины является 1. ложь 2. заблуждение3. сомнение
Свойство истины, характеризующее её независимость от познающего субъекта, – 1. объективность2. абстрактность 3. абсолютность 4.субъективность
В гносеологии понятие «истина» применимо к 1.любому виду знания 2.представлениям о ценностях и идеалах 3.знанию, обусловленному свойствами объекта 4.любому суждению, высказанному субъектом
С позиции диалектического материализма знанием является 1.любая информация 2.информация, которая обусловлена природой объекта, то есть объективна по содержанию 3.субъективное мнение о чем-либо, уверенность в своей правоте 4.только истинная информация
Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, её самодвижение, философ встает на позиции 1.объективного идеализма 2.материализма 3.прагматизма 4.субъективного идеализма
Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об) 1.истине 2.форме познания 3.уровнях познания 4.средствах познания
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы
Time 0:00:00. д Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть
д Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть.
-то, что никогда не изменяется в предмете
+система необходимых свойств предмета
-внешние признаки предмета
-то, что можно измерить
Theme 8
Score 1
Type 1
Time 0:00:00
д Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем.
Theme 8
Score 1
Type 1
Time 0:00:00
иС точки зрения философии, развитие …
— характерно только для материальных систем
— характерно только для социума
— наблюдается только в живых системах
+ присуще природе, обществу и сознанию
Theme 8
Score 1
Type 1
Time 0:00:00
итОдним из основных отличий развития от движения заключается в.
Theme 8
Score 1
Type 1
Time 0:00:00
итК диалектике не имеет отношения принцип…
Theme 8
Score 1
Type 1
Time 0:00:00
Согласно диалектике, источником развития выступает.
-стремление к установлению равновесия
-любое изменение объекта
-внешнее воздействие на объект
+разрешение внутренних противоречий
Theme 8
Score 1
Type 1
Time 0:00:00
тЕдинство качества и количества есть.
Theme 8
Score 1
Type 1
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
V5: Диалектика бытия
S: Единство качества и количества есть.
S: С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики.
-: отражают саморазвитие абсолютного духа
+: имеют универсальный характер
-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
-: реализуются только в живой природе
S: Относительно связи движения и развития верным является суждение, что…
+: «не всякое движение является развитием»
-: «не всегда развитие есть движение»
-: «движение тождественно развитию»
-: «движение и развитие не связаны друг с другом»
S: Элементы диалектики встречаются в метафизическом подходе, который называется…
S: Логико-гносеологическая модель диалектики была разработана.
+: немецкой классической философией
S: Согласно диалектике, источником развития выступает.
-: стремление к установлению равновесия
-: любое изменение объекта
-: внешнее воздействие на объект
+: разрешение внутренних противоречий
S: Понимание диалектики как искусства ведения спора связано с именем.
S: Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике, называют.
S: Принцип детерминизма свидетельствует о том, что…
-: любое явление самопроизвольно
-: в иррациональном мире нет ни причин, ни следствий
+: причина всегда предшествует следствию
-: следствие может опережать причину
S: Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть.
-: то, что можно измерить
-: внешние признаки предмета
-: то, что никогда не изменяется в предмете
+: система необходимых свойств предмета
S: С точки зрения диалектического материализма, законы диалектики.
-: отражают саморазвитие абсолютного духа
+: имеют универсальный характер
-: есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
-: реализуются только в живой природе
S: С точки зрения философии, развитие …
-: характерно только для материальных систем
-: характерно только для социума
-: наблюдается только в живых системах
+: присуще природе, обществу и сознанию
S: Одним из основных отличий развития от движения заключается в.
S: К диалектике не имеет отношения принцип…
V1: Сознание и познание
S: Чувственной формой познания является.
S: По мнению представителей ____________, «знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом».
S: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в чувствах», – утверждают представители…
S: К формам рационального познания не относится…
Качество с точки зрения диалектики есть
Тест по философии очень сложно найти ответы, а так скоро уже экзамен Помогите пожалуйста! Экзамены на носу и нигде немогу найти подобные тесты с ответами все книжки перерыл и поисковые сайты
Как правильно на наих ответить? А может есть у кого похожие тесты? Или где скачать?
Зарание благодарю вас)
28. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется…
а) элитарной;в) маргинальной;
б) массовой;г) информационной
31. Качество предмета, с точки зрения диалектики, есть…
а) то, что никогда не изменится в предмете;
б) система необходимых свойств предмета;
в) внешние признаки предмета;
г) то, что можно измерить в предмете.
35. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался…
а) Ци;б) Инь;в) Ян;г) Дао.
38. Современное понимание «психофизической проблемы» — проблемы отношения психического и физического, души и тела, заключается:
а) в признании невозможности причинного взаимодействия между психическими и физическими процессами;
б) в предположении, что психическое, с одной стороны, испытывает влияние тела, с другой стороны,- способно воздействовать на него;
в) в утверждении, что психическое и физическое (душа и тело) существуют одновременно и постоянно взаимодействуют друг с другом. Приоритет в ходе этого взаимодействия принадлежит при идеалистическом подходе душе, а при материалистическом — телу;
г) в понимании психики человека как активного отражения реальности, осуществляемого посредством нейромеханизмов человеческого тела.
40. Элементом (-ами) научной теории является (-ются)….
а) единичные факты;в) эксперимент;
б) фундаментальные понятия и принципы;г) описания материальных объектов.
43. Изменение системы в сторону повышения уровня ее упорядоченности, организованности, сложности характеризуется как….
а) прогресс;б) редукция;в) движение;г) онтогенез.
44. Признание ценности и значения человека характерно для…
а) гуманизма;б) эвдемонизма;
в) эгоизма;г) либерализма.
45. Способность человека видеть прекрасное во всех проявлениях жизни, в искусстве – это…
а) вкус;б) талант;в) харизма; г) эстетизм.
48. Каким является содержание истины?
а) субъективным;б) объективным;
в) трансцендентальным;г) конвенциональным
49. Дайте определение мировоззрению:
а) это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру;
б) это комплекс представлений человека о себе и о мире, единство знания и оценки;
в) это совокупность принципов, взглядов, определяющих направление деятельности и отношение человека к действительности;
г) верны все определения.
50. Можно ли диалектическое отрицание считать моментом перехода от старого качества предмета к новому?
а) нет;б) да, всегда;в) иногда
51. Какая черта философии наиболее характерна для современных мировых философских систем и школ?
а) философский гуманизм — решение общечеловеческих проблем;
б) активизация осмысления проблем первичности материи и сознания;
в) секуляризация философского и научного знания;
г) методологический застой.
52. Укажите на правильное с философской точки зрения определение понятия «развитие»:
а) увеличение или уменьшение чего бы то ни было без его качественного изменения;
б) изменение вообще, всякая смена состояний материальных объектов;
в) определенно направленное, необратимое изменение предметов или явлений;
г) процесс возникновения нового, которого в предшествующий период в явлении не было.
53. Основными понятиями древнеиндийской философии являются:
а) Ян;б) Карма;в) Дао;
г) Сансара;д) Инь;е) Брахман.
56. Подберите понятие к следующему определению: «Учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и познания»:
а) релятивизм;б) диалектика;
в) дуализм;г) герменевтика
10 лет спасибо огромное но мне кажется 31 это В от куда у Вас такая информация? и так быстро 🙂 Дополнен 10 лет назад
brpochep
Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.
Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Выделяются три базовых закона диалектики:
• единства и борьбы противоположностей;
• переход количества в качество;
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.
Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.
Можно также выделить различные виды борьбы:
• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);
• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;
• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.
Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:
• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);
• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);
• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);
• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).
Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.
При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».
Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.
Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.
Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).
В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:
Примеры первого случая были рассмотрены выше.
Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.
Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.
• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);
• смена вкусов в культуре, музыке;
• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);
• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.
Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:
• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;
• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее
близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.
• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).
Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.
Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи;
Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача — объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
• вечность, неуничтожимость истории, мира;
• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные ( софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:
• сущность и явление;
• форма и содержание;
• причина и следствие;
• единичное, особенное, всеобщее;
• возможность и действительность;
• необходимость и случайность.
. в общем ТРУБА ! Не хотел бы я быть философом 🙂
Законы диалектики ошибочны.
Диалектика марксизма очевидным образом пытается выкинуть СУБЪЕКТ из участия в РАЗВИТИИ. Но создание нового и более совершенного — это творческое действие субъекта, доступное ТОЛЬКО ему.
При этом необходимо выделить ДВА ВИДА РАЗВИТИЯ:
а) «Субъект-объект». Это ПОДЧИНЕННОЕ развитие — участие субъекта в развитии неживой материи (создание технических систем), где субъект улучшает неживой объект (идеальный пример — Альтшуллер Г.С. и созданная им ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач»)
б) «Субъект-субъект». Это ОСНОВНОЕ развитие — субъект улучшает субъект – т.е. субъект психологически улучшает сам себя или при поддержке другого субъекта (идеальный пример — это психотерапия с разработанными стадиями развития: Интегральное нейропрограмирование Ковалева С.В., и Интегральный подход Кена Уилбера). Без развитости субъекта невозможно развитие объективных технических систем — гопник не способен понять устройство сложной технической системы, а тем более ее создать.
Марксизм же СЛЕП в отношении необходимости развивать субъект, постулируя лишь развитие объекта (технических систем), и ни слова не говоря о развитии субъектов (психологических систем).
Рассмотрим законы диалектики:
1) «Единство и борьба противоположностей».
Нет такого. Есть АБСОЛЮТНАЯ ЕДИНАЯ ИСТИНА и борьба разных ЧАСТИЧНЫХ ВОСПРИЯТИЙ этой истины у разных субъектов (см. пояснения ниже). Для неживой же материи не существует борьбы с другой неживой материей. «Борьба» — это свойство, присущее только живому субъекту, к объективной материи не относящееся.
2) «Закон перехода количественных изменений в качественные»
Нет такого. Есть намеренная ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ новой более СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА (качества) — ничто не появляется само согласно 1-му закону термодинамики, а наоборот, только разрушается согласно 2-му закону термодинамики. К субъекту (к его работе над собой) это тоже относится – т.к. всё содержимое в пространстве сознания выступает для субъекта в качестве объекта: это ощущения, мысли, чувства, навыки, ценности, смыслы и т.д, которые субъект наблюдает как объекты.
3) «Отрицание отрицания»
Нет такого. Есть ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ ПРЕВОСХОЖДЕНИЯ и ВКЛЮЧЕНИЯ (закон Кена Уилбера).
Мерседес не является отрицанием жигули (он не отказался от колес или руля), а является улучшенной с помощью субъекта версией жигули, где основные элементы жигули были включены в мерседес (руль, колеса) и добавлены новые свойства, созданные субъектом и дающие превосходство мерседесу над жигули.
Пояснение по первому закону диалектики:
Существует Бесконечное Сознание, которое воспринимает весь Мир в его бесконечной полноте (Абсолют). И появляется ограниченное человеческое сознание (т.е. сжатый до точки вариант Бесконечного Сознания), которое увеличивает свою способность к более полному восприятию мира в течение своей жизни от нуля (при рождении) до бесконечности («обожение»). Это как с большой картиной и маленькой рамкой, которую мы кладем на картину — если рамка меньше картины, то она не охватит ее полностью — нужно расширять рамку. Порою (но не всегда) два разных ученых высвечивают две противоположные половины одной и той же картины, но считая что именно их половина и есть целая завершенная картина, они начинают отвергать другие важные части. Они абсолютизируют свою половину истины (картины) и игнорируют другую половину. Так возникают «идеализм» и «материализм», «эмпиризм» и «рационализм», и т.п. Выходом является учет всех частичных истин, как это сделал Кен Уилбер в своем Интегральном подходе.
Возможность развития сознания человека порождает динамику законов: постепенное увеличение способности воспринимать по 1-му закону приводит к 3-му закону: старое восприятие превосходится (преодолевается) и включается в новое, – это в свою очередь порождает 2-й закон: субъект получает способность создавать более сложные структуры благодаря более полному (глубокому) восприятию мира.
Основные законы и принципы диалектики
- Метод мышления, характеризующийся односторонностью, абстрактностью, стремлением абсолютизировать отдельные моменты в составе целого, называется.
- метафизическим
- диалектическим
- реалистическим
- релятивистским
- К принципам диалектики не относится принцип.
- отрицания преемственности в развитии
- историзма
- творческой активности субъекта
- конкретности истины
- Единство качества и количества есть.
- мера
- норма
- граница
- время существования
- Существенное различие явлений в рамках общего для них тождества называется.
- противоречием
- полярностью
- взаимопритяжением
- взаимодействием
- Идея противоречия как единства противоположностей сформировалась в.
- древности
- средние века
- Новое время
- философии марксизма
- Закон диалектического синтеза лежит в основе представления процесса развития.
- в виде спирали
- в виде волнового процесса
- в виде круговорота
- как хаотического процесса
- Качество предмета с точки зрения диалектики есть.
- система необходимых свойств предмета
- совокупность всех свойств предмета
- то, что можно измерить
- то, что никогда не изменяется в предмете
- Впервые термин «диалектика» применил.
- Сократ
- Ф. Аквинский
- Дж. Бруно
- Гегель
- С точки зрения материализма, законы диалектики.
- имеют универсальный характер
- есть теоретические конструкции, не обнаруживающие себя в объективной реальности
- реализуются только в живой природе
- отражают саморазвитие абсолютного духа
- Развитие…
- присуще природе, обществу и сознанию
- характерно только для материальных систем
- характерно только для социума
- наблюдается только в живых системах
- Автором знаменитых апорий «Ахилл и черепаха», «Стрела» и др. является.
- Зенон Элейский
- Сократ
- Платон
- Аристотель
- Верным суждением относительно связи движения и развития является следующее …
- «не всякое движение является развитием»
- «движение тождественно развитию»
- «не всегда развитие есть движение»
- «движение и развитие не связаны друг с другом»
- Метод философского мышления воспринимать, понимать и объяснять мир в его единстве, противоречивости и динамике называют .
- диалектическим
- метафизическим
- телеологическим
- аксиоматическим
- Основное содержание диалектической концепции развития описывается тремя всеобщими законами, впервые сформулированными .
- Гегелем
- Аристотелем
- Декартом
- К. Марксом
- Общие, устойчивые и необходимые связи между явлениями и процессами называются .
- законом
- принципом
- сущностью
- содержанием
Сознание и бытие
- Впервые грань между присущим человеку сознанием и материальными явлениями была намечена.
- софистами и Сократом
- Р. Декартом
- И. Кантом
- Ф. Энгельсом
- Вульгарный материализм считает, что сознание.
- имеет вещественную природу
- идеально
- является творением Божьим
- существует независимо от материального мира
- _____________ считает сознание воплощением мирового разума.
- Объективный материализм
- Материализм
- Дуализм
- Субъективный идеализм
- Философское учение об универсальной одушевленности материи есть.
- гилозоизм
- натурализм
- анимизм
- спиритуализм
- При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко происходит подмена философского и _____________ взгляда на сознание.
- естественнонаучного
- обыденного
- религиозного
- мифологического
- Автором книги «Происхождение человека и половой отбор» является.
- Ч. Дарвин
- Т. Гексли
- Э. Мах
- Ф. Энгельс
- Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть.
- абстрактное мышление
- предсознание
- ценностно-волевой уровень сознания
- чувственно-аффективный уровень сознания
- Способность субъекта оценивать свой внутренний мир и поведение есть.
- самосознание
- психика
- эмоции
- воля
- Единица мысли, фиксирующая общие и существенные свойства и отношения предметов и явлений называется.
- понятием
- знаком
- словом
- переживанием
- Оперирование конкретно-чувственными и понятийными образами есть.
- мышление
- восприятие
- эмоциональное переживание
- интуиция
- «Бессознательное» по З.Фрейду, функционирует на основе.
- первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия
- интеллектуальной интуиции
- коллективных инстинктов
- импульсов, исходящих из области сознания
- Предположение о связи тела и души посредством шишковидной железы в головном мозге принадлежит.
- Р.Декарту
- Дж. Локку
- Д.Юму
- Ф.Бэкону
- Присущая человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме обозначается понятием.
- сознание
- мышление
- интроспекция
- ощущение
- Мышление и бытие являются независимыми друг от друга субстанциями, – утверждает .
- дуализм
- материализм
- идеализм
- пантеизм
- Истолкование сознания как свойства высокоорганизованной материи, высшей формы отражения мира, продукта эволюции природы, человека и общества характерно для __________ материализма.
- диалектического
- метафизического
- наивного
- вульгарного
- http://abiturient24.com/index/vopros57739
- http://student2.ru/filosofiya/1903304-kachestvo-predmeta-s-tochki-zreniya-dialektiki-est/
- http://infopedia.su/8xa1f9.html
- http://studopedia.org/7-93339.html
- http://studfiles.net/preview/5567270/page:5/
- http://touch.otvet.mail.ru/question/18761823
- http://brpochep.livejournal.com/29845.html
- http://poisk-ru.ru/s38348t1.html