Меню Рубрики

Изгнание бесов с научной точки зрения

Едва ли противоречит. Напротив — имеет прямое отношение.
С древних времен странное и болезненное поведение людей требовалось как-то объяснить. Тогда объяснялось, как и все остальное, воздействием духов и демонов.

Все это хорошо на страницах истории культуры и религии. Увы, и в наше время имеют место попытки применять эту чудо-теорию одержимости по прямому назначению. Верующему человеку легче представить одержимость бесом, чем разбираться в такой сложной и неоднозначной системе, как человеческая психика — тем более, что науки психиология и психиатрия не проходили цензуру на предмет соответствия религиозным догматам и доктринам (потому и остаются науками).
Но все это достаточно очевидно.

Интересно другое: зачастую «одержимость» и сопутствующие ей проявления является плодом самовнушения и/или стремления привлечь к себе внимание, т.е. причиной тягостных симптомов является де-факто сам экзорцист. Именно его навязывание представлений о духах и демонах.
Если учесть преобладающее в религиозной среде отношение к светской психологии — картина лишь усугубляется.

Особенно хотелось бы сказать по поводу практики «лечения одержимости» у детей, когда плохое поведение или неудачи в школе ребенку пытаются объяснить, внушая ему идею о засевших внутри бесах, заставляя ребенка отчуждать часть своей личности и поведения. Представить боюсь, как такое «лечение» влияет на неокрепшую психику.

В обычной жизни, пока она идет стабильно, без происшествий, мы и не задумываемся о том, что параллельно с нами существует мир иных сущностей. Главными его «жителями» являются ангелы и бесы (демоны, черти). Священное Писание богато описаниями воздействий на человеческие души демонов. В Библии называются признаки бесноватого человека. Святые отцы еще со средневековья придают этому важное значение. Об ангелах известно немного: они защитники, и нам не обязательно знать об их способах защиты. Бесы являются серьезными врагами рода людского, и для того чтобы им противостоять, надо изучать методы борьбы с этой нечистью. Сам Христос подчеркивал, что изгнать их можно только с помощью поста, креста и молитвы.

Как появился Злой дух?

До создания Творцом вселенной существовал мир ангелов. Самого могущественного звали Денница. Однажды он возгордился, поднялся против самого Бога и за это был изгнан разгневанным Господом из ангельского мира.

Денница образовал собственное царство Тьмы, которое было совершенно противоположно светлому Божьему. Царили в душе Денницы коварные, злые замыслы, он стал паразитировать в созданном Богом мире людей. Проникая в души, он отвоевывает у Бога территорию, старается вытеснить божью благодать. Очень часто ему это удавалось.

Каждый христианин знает признаки бесноватого человека: это агрессия, разговор чужим голосом, неприятие церковных ценностей, способности к левитации, серный запах и другое. Но есть и такие признаки вселения дьявола, которые трудно распознать.

Чтобы защититься от одержимого человека, лучший совет – не связываться с ним, так как бесноватый не владеет собственным разумом. Изгнать из него бесов помогут только церковные обряды.

Как вселяется дьявол в человека

Антоний Великий утверждает, что человечество само виновато в том, что демоны находят в душах людей пристанище. Это бестелесные существа, которые могут укрыться в человеке, если тот принимает их гадкие мысли, искушения и волю. Так люди соглашаются с существующим злом. Рассказы священников о вселении дьявола достаточно пугающи и страшны. На своем личном опыте они не раз убеждались в реальности действий темной силы, поэтому знают все признаки бесноватого человека, могут его распознать и попытаться спасти душу. Даже сильная молитва не сразу помогает избавиться от вселившейся нечистой силы.

Так почему демоны имеют возможность входить в человека? Святые отцы утверждают, что им место там, где грех уже живет. Греховные мысли, недостойный образ жизни, множество пороков — дьяволу легче всего проникнуть в порочного человека.

Многие задаются вопросом, почему Бог это допускает. Ответ прост. В действительности от Всевышнего мы наделены свободой выбора, волей. Мы сами должны выбирать, чья власть нам ближе, Господа или Сатаны.

Священнослужители разделяют бесноватых людей на два вида.

Первый – бес подчиняет себе душу и ведет себя, как вторая личность внутри человека. Второй – порабощение воли человеческой различным греховными страстями. Еще Иоанн Кронштадтский, наблюдавший за одержимыми, отметил, что душами простых людей бесы овладеют по их простодушию и безграмотности. Если дух вселяется в душу человека образованного, то это несколько иная форма обладания, и бороться с дьяволом в этих случаях довольно-таки сложно.

Бесноватые люди в церкви

Есть утверждение в христианской церкви, что одержимость человека, не проявляющаяся в повседневной жизни, выходит наружу, стоит только подойти бесноватому к церкви или увидеть икону и крест. Бывали случаи, когда во время богослужения некоторые люди начинают метаться, выть, плакать, выкрикивать богохульные речи, ругаться. Все это является главными признаками бесноватого человека. Объясняется это тем, что бес старается оградить душу от божественного влияния. Дьявол нетерпим ко всему, что как-то напоминает о вере в Бога.

Образованные, интеллигентные люди с бесом в душе, казалось бы, привыкли учитывать мнение окружающих, они размеренны и степенны, но стоит только завести с ними разговор о религии, все их уважение сходит на нет, лицо тут же меняется, проявляется ярость. Бес, живущий внутри, не может переступить свою сущность, как только речь заходит о его вечном противнике – Боге. То, как ведут себя бесноватые люди в церкви, только подтверждает тот факт, что бес старается избегать источников опасности и боится быть изгнанным. На самом деле это не люди боятся церкви и Символов веры, а нечистая сущность, находящаяся в них.

Одержимость можно разделить на несколько признаков: в одних случаях бес просто нашептывает человеку гадости, побуждает творить непристойности, идти против Бога. Проникнув в тело, бес может действовать во вред другим людям, причиняя им зло. Вселившись в тело умерших, дьявол в облике призраков изводит людей.

Физические признаки одержимого бесами

Служители церкви определили явления, указывающие на признаки бесноватых людей. В трактате «О демонах» Петром Тирским указаны следующие пункты проявлений демона:

  • голос приобретает жуткий бесовский тембр;
  • возможны любые изменения голоса;
  • паралич тела или некоторых конечностей;
  • невероятное проявление силы для обычного человека.

Другие исследователи-демонологи также выделяют:

  • несвойственный для человека огромный живот;
  • быстрое угасание, потеря веса, приводящая к гибели;
  • левитация;
  • раздвоение личности;
  • подражание животным;
  • непристойное поведение, мысли;
  • автоматическое письмо;
  • запах серы (запах ада);
  • хула на Бога, церковь, святую воду, крест;
  • бормотание на несуществующем языке.

Это далеко не полный перечень признаков. Конечно же, многие пункты одержимости могут объясняться какими-либо физическими заболеваниями, так, в Средние века часто путали бесовщину с симптомами эпилепсии. Расстройства психики выдавали за прилюдные греховные оргии, подражание животным путали с шизофренией. На самом деле, действительно трудно определить в обыденной жизни, что значит бесноватый человек. Многие черты характера, стереотипы поведения, распущенность, невежество – все это напоминает бесноватость.

Изгнание беса

Традиционное «лечение» от одержимости – это изгнание демона из тела. Обряды экзорцизма совершают священнослужители, которые читают специальные молитвы, окуривают ладаном, проводят миропомазание. Чаще всего при проведении обряда люди сильно сопротивляются, даже падают в обморок. Священник не должен быть один, ему обязательно нужны помощники — другие представители церкви. Современные медики и психологи не верят в подобные обряды и утверждают, что это всего лишь психически больные люди. Тогда как объяснить, что подобные приступы происходят исключительно при церковном вмешательстве и после совершения обряда люди чувствуют значительное облегчение? Ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Изгнать бесов можно искренней верой, молитвой и постом. Перед процессом изгнания нужно причаститься и исповедаться. Отчитку может совершать монах-молитвенник, который не познал греха и плотских утех. Ключевым моментом является строгий пост. Сама неподготовленная душа справиться с изгнанием бесов не сможет. Молитва может не сработать, и результат может быть непредсказуемым. Отчитка будет вестись монахом, который получил наставления от старшей духовной братии, он наделяется божественной защитой и особой силой, которая поможет справиться с бесами. Читаемая молитва называется экзорцистской. После ее многократного произнесения исчезают признаки одержания бесноватых людей, подтверждающие присутствие адских сил.

При изгнании дьявола молитва должна звучать из уст искренне верующего человека, магия строго исключается. Люди, занимающиеся оккультизмом, в 90% случаев становятся одержимыми бесами.

Молитвенная защита от нечистой силы

Нечистая сила с легкостью может напасть на нас, вселяться в дома, строить козни, делать человека одержимым. В православии есть множество молитв, которые помогают защититься от нападок нечистой силы. Самыми известными являются молитва Серафиму Саровскому, молитва старца Пансофия Афонского «От нападения бесов», Святого Григория Чудотворца и, конечно же, молитва Иисусу Христу.

Православные верующие знают, что текст защитной молитвы всегда нужно носить с собой, ведь в час разгула нечистой силы всегда есть вероятность попасть под ее влияние. Встретиться в любой момент на пути может и бесноватый человек, что делать в таком случае? Спасет молитвенное слово.

Многие заучивают текст молитвы наизусть. Но в стрессовых ситуациях человек обычно теряется и забывает обо всем на свете, так что лучше всегда иметь защиту при себе. Придать себе уверенность в сложной ситуации можно, прочитав текст молитвы с листа. Очень важно соблюдать некоторые правила:

  • Текст молитвы носите всегда с собой. Стиль и старославянские слова переиначивать и подделывать под современный язык не стоит, это может уменьшить силу намоленных веками слов.
  • Текст нужно проговаривать самостоятельно, онлайн-прослушивания здесь не подойдут, важна эмоциональная составляющая и искренность произносимых фраз.
  • При прочтении молитвы вы должны быть защищены крестом, образком. Беспардонные бесовские отродья легко могут проникнуть в незащищенные заблудшие души и свести слова молитвы на нет.

Оберегайте свою жизненную энергию и свое жилище. Например, бесам труднее будет проникнуть в дом, освященный батюшкой.

Одержимость с научной точки зрения

Что говорит о бесовщине официальная наука? Ученые называют одержимость психическим заболеванием, имя которому какодемономания. Считается, что припадками чаще всего страдают зависимые люди, открытые, впечатлительные или, напротив, пассивные. В своем большинстве они поддаются влиянию со стороны. Зигмунд Фрейд называл какодемономанию неврозом. По его утверждению, человек сам придумывает в себе демона, который подавляет его желания. Так что же такое одержимость – проклятие или болезнь? Ученые объясняют признаки бесноватости различными заболеваниями, но стоит заметить, что часто медицинские методы не способны снять проблему.

  • Одержимость объясняют эпилепсией. При потере сознания во время конвульсий человек способен ощущать контакты с нематериальным миром.
  • Депрессия, эйфория, резкие перепады настроения свойственны для аффективного биполярного расстройства.
  • Путают с одержимостью и синдром Туретта. Из-за расстроенной нервной системы начинаются нервные тики.
  • Известно в психологии заболевание, сопровождающееся расщеплением личности, когда в одном теле живет несколько личностей, показывающих себя в различные периоды.
  • Шизофрению также сравнивают с одержимостью. У больного возникают галлюцинации, начинаются проблемы с речью, появляются бредовые идеи.

Если в человека вселяется нечистая сущность, это отражается на его облике. Как распознать бесноватого человека, перечислено в статье выше. Также к этому можно дополнить то, что у одержимых бесами меняется цвет глаз, они становятся мутными, хотя зрение остается прежним. Также может измениться цвет кожи, она становится темнее — этот признак очень опасен.

Реальные случаи одержимости

Существуют истории одержимости людей бесами, которые зафиксированы и подтверждены документально. Вот лишь некоторые из них.

Клара Германа Целе. История из Южной Америки. Девушка Клара в возрасте 16 лет сообщила священнику на исповеди, что чувствует в себе присутствие демона. История произошла в 1906 году. Ее словам сначала не поверили, так как определить бесноватого человека непросто. Но состояние ее стало с каждым днем ухудшаться. Есть документальные свидетельства людей, в которых сказано, что девушка неадекватно вела себя и разговаривала чужими голосами. Ритуал экзорцизма проводился над ней в течение двух дней, что ее и спасло.

Роланд Доу. История этого мальчика произошла в 1949 году. Умерла его тетя. Через некоторое время Роланд попытался с ней связаться при помощи спиритического сеанса, но вокруг стали происходить невероятные вещи: слышались крики, тряслись распятия, летали предметы и так далее. Приглашенный в дом священник видел, как падают и летают предметы. В то же время тело мальчика покрывали различные символы. Чтобы изгнать злого духа, потребовалось провести 30 сеансов. Более 14 источников подтверждают тот факт, что кровать с больным мальчиком летала по комнате.

История Эмили Роуз

Особо хочется отметить случай с Аннализе Мишель. Это самый яркий пример бесноватости человека. Девочка стала прототипом Эмили Роуз в известном фильме.

Читайте также:  Точки зрения на управление бизнес процессами

Когда девочке исполнилось 17 лет, жизнь ее стала кошмаром. Среди ночи на нее нападал паралич, невозможно было дышать. Врачи выставили диагноз: припадки Гранд Мал или эпилептические судороги. После того как Аннализе поместили в психическую клинику, положение ее стало только усугубляться. Медикаментозное лечение не приносило никакого облегчения. К ней постоянно являлся демон и говорил о проклятии. У нее начала развиваться глубочайшая депрессия. Через год, в 1970 году, девушку выписали из больницы. Она сама обратилась в церковь и попросила провести обряд экзорцизма, утверждая, что в тело ее вселился дьявол. Церковные служители знают, как понять, что человек бесноватый, однако отказали ей в помощи и посоветовали ей больше молиться. Девочка стала вести себя более неадекватно. Она кусала членов своей семьи, ела мух и пауков, копировала собак, наносила себе увечья, уничтожала иконы. Продолжалось это пять лет. Родственники с трудом уговорили священнослужителей на обряд экзорцизма. Обряд начался в 1975 году и закончился только в 1976, проводился он дважды в неделю. Из ее тела изгнано было великое множество нечистой силы, но здоровье ее все равно ухудшалось, она не могла ни пить, ни есть. В итоге девушка умерла во сне. По ее словам, перед смертью к ней приходила Дева Мария и предложила ей вариант спасения – оставить свое тело, которое поработили бесы.

Как вести себя с бесноватым человеком

Если вдруг у близких вы обнаруживаете признаки бесноватости, важно не теряться в этот момент, постараться создать условия, чтобы человек не навредил ни себе, ни окружающим. Есть несколько советов, как защититься от бесноватого человека:

  • Не стоит провоцировать бесноватого человека на приступ агрессии, так как он не способен отвечать за собственные действия. Соглашайтесь с ним и контролируйте ситуацию.
  • Оградите одержимого в движениях. Посадите или уложите на кровать. Следите, чтобы он не смог навредить себе.
  • При проявлениях бесноватости постарайтесь успокоить человека, привести его в нормальное состояние. Если приступ спровоцирован иконами или распятиями, уберите их.

Оберегайте себя и своих близких от посягательств демонов. Истинная вера, горячая молитва, жизнь в благочестии не дадут дьяволу завладеть вашей душой и телом.

Экзорцизм не больше чем выдумка

В нашем постоянно изменчивом мире не всегда есть время узнать, что такое экзорцизм. А почему? Да подобных вопросов просто миллион. Сегодня появляется столько много терминов, технологий и молодёжных движений, что не успеваешь за всем уследить даже «держа руку на пульсе» новинок. Только разобрались кто такие эмо с готами, так тут же появились гироскутеры со спинерами ? И попробуй не узнать что это. Молодые сразу запишут в «отстой». Хорошо есть любимый сайт Актуалка, который поможет быть в тренде ?

Обряд экзорцизма знаком многим. Только не все до конца понимают его необходимость. Благодаря экзорцизму, священники проводят изгнание бесов из тела человека. Сразу стоит отметить, что это далеко не медицинская процедура. Наука категорически открещивается от этого обряда. Но есть и те, кто в него верит. Более того, некоторые люди уверяют, что именно экзорцизм им помог жить нормальной жизнью без бесов.

Что такое экзорцизм

Под греческим словом «экзорцизм» понимается изгнание всякой нечестии из человека с помощью заклинания. Изначально экзорцизм существовал только в католичестве. Но как оказалось, в других религиях предусмотрены аналогичные процедуры. Чтобы не париться с общим названием, решили между нами девочками всё это назвать католическим экзорцизмом. Изгнание бесов практикуют в иудействе, исламе, православном христианстве, протестантизме. Каждая религия предусматривает ритуал подобный экзорцизму. Везде по-разному объясняется важность изгнания невидимых существ и выдвигаются свои условия для проведения обряда.

Человек, проводящий изгнание бесов должен хорошо разбираться в демонологии (так называемая «наука» изучающая разных сущностей и их повадки). Нужно знать разновидности духов и понимать, как им правильно противостоять. В христианстве экзорцизм известен с раннего периода. Например, в Библии описывается случай, как Иисус Христос выгнал бесов из одержимого и они вселились в свиней, которые вскоре погибли. Также Иисусу пришлось выгонять семь духов из Марии Магдалины.

Экзорцизм в разных религиях

Православие

Здесь экзорцизм почти не практиковался до нашего времени. Его предлагали заменить активным образом жизни и соблюдением постов. Вместо экзорцизма может проводиться православная служба. Она обязательно сопровождается чтением канонов, молитвы, псалмов и прочего. Такие службы проводятся только с разрешения епископа.

Эта религия вместо экзорцизма предусматривает изгнание диббука. Якобы в человека вселяется душа преступника и её необходимо выгнать. Обряд проводит цадик (праведник) в присутствии 10 иудеев.

Католицизм

Католики называют экзорцизм приказом от Бога, который отдаётся демонам, сидящим внутри одержимого человека. Процедура является частью популярного обряда крещения.

Самый известный случай вселения бесов

В экзорцизм можно верить или категорически отрицать его существование. Но много лет назад произошёл случай, который поразил весь мир. 21 сентября 1952 года в Германии родилась девочка с красивым именем Анна-Элизабет Михель. До 17-ти лет она жила обычной жизнью молодой немки того времени. Но потом у неё произошёл первый припадок. После него была зафиксирована височная эпилепсия. Назначенное лечение не давало результатов и девушке становилось хуже. Начали проявляться психические расстройства. Сама Михель и её близкие люди стали подозревать одержимость бесами.

Было принято решение обратиться к священнику, с просьбой провести обряд экзорцизма. Изгнание нечисти длилось в течение 10 месяцев. 1 июля 1976 года Анна-Элизабет умерла. Причинами смерти назвали истощение и обезвоживание организма. К этому привёл полный отказ от пищи и воды. В ходе судебных разбирательств во всём обвинили священника. Типа задурил голову девушки своими бесами и она отказалась кушать. Ему дали условный срок, но всё равно неприятно. Вот так помогай после этого людям.

Верить или нет

Учёные даже слышать не хотят об экзорцизме. По их словам, так называемая «одержимость» относится к психическим заболеваниям. А все случаи чудодейственного исцеления называют эффектом «плацебо». И с ними трудно поспорить. Вся эта охота за приведениями кажется какой-то фантастикой. Ведь мы живём в обычном мире. У нас даже волшебных палочек нет. Вместо них пистолеты, а летающие мётлы нам заменяют уже привычные автомобили. Это всё реально и видимо людскому глазу.

С другой стороны все эти видеоролики в Ютубе вызывают мурашки по коже. Страшно смотреть, когда нормальный в жизни человек превращается в какое-то нечто при виде икон и других святынь. Такое действительно существует. Люди заходят в церковь и с ними происходят необъяснимые вещи. Одни начинают плохо себя чувствовать. Также известны случаи, когда происходило самовозгорание одежды на человеке. А вот других начинает по-настоящему колбасить. Возникает вопрос, почему психические заболевания проявляются при виде святого? Может учёные знают?

Верить в экзорцизм или не верить решает каждый сам для себя. Но прежде всего, нужно выгнать бесов из головы и поменьше общаться с реальными человека-демонами в жизни. Активного и жизнерадостного человека трудно подкорить. Наверное, это не под силу демонам 80-го lvl. Поэтому больше улыбок и меньше хмурых мыслей ?

Известный психотерапевт о бесновании. Наука и религия

Пользуясь случаем, рекомендую его книги, по которым изучают телесно-ориентированную психологию в ВУЗах.

Оригинал взят у re3 в Куда уходят изгнанные бесы? Изгнание бесов становится нынче все более популярным. Я имею в виду не произведения Н. Михалкова в серии «Бесогон», а реальный экзорцизм. И обращаются страждущие к священнослужителям, поелику считают, что повинны в их бедах бесы, вселившиеся в них самих либо в их близких. Об этом недавно говорил Патриарх: людям, которым не помогают психиатры, может помочь изгнание бесов

По вере в бесов страждущим и воздастся — диссоциативным расстройством. Точнее, оно находит выход, проявляясь внешне в форме беснования. (О психозах не говорим — их генез развивается в ином порядке. Бред психического и физического воздействия возникает не в силу убеждений больного, а вследствие патологии его мозга.) Можно сказать, что в наш просвещенный 21 век рецидивирует в обществе старинная психическая эпидемия, известная в «дремучем» средневековье и привлекавшая внимание публики, пожалуй, еще в конце 19 в. — бесоодержание. Или, по выражению Ленты.ру, Бесоизвержение Но что все-таки происходило с. «бесноватыми» с точки зрения психиатрии и как к таким ритуалам относятся в достаточно консервативной церкви? Эти вопросы «Лента.ру» задала специалистам.

Нередко люди, которые ведут себя подобным образом во время обряда вычитки, находясь в особом состоянии, не полностью себя контролируют. Некоторые могут и подыгрывать, объясняет доктор психологических и кандидат медицинских наук Марк Сандомирский. «В международной классификации болезней (МКБ), конечно, нет такого диагноза, как “бесноватость”, — говорит он. — Психиатрия изгнанием бесов и злых духов не занимается, все это осталось в далеком прошлом средневековой медицины. Однако в МКБ-10 есть раздел диссоциативных расстройств, где находим пункт «Транс и одержимость». Конечно, врач признает подобные состояния болезнью и занимается лечением лишь в том случае, если они возникают у пациента в обстановке, не связанной с религией». Еще век назад выдающийся отечественный психоневролог Владимир Бехтерев установил, что бесоодержимость и кликушество возникают на истерической почве, напомнил психотерапевт.

Диссоциативные расстройства возможны как у взрослых, так и у детей. Но говоря о странном поведении детей во время этих обрядов, нужно учитывать, что на них сильно влияют находящиеся рядом взрослые, подчеркивает эксперт. «Ребенок оценивает происходящее, интуитивно чувствует, чего от него ожидают, и ведет себя именно таким образом. К тому же дети могут отзеркаливать, повторять то, что видят вокруг», — добавляет Сандомирский.

Диссоциативная реакция идеально соответствует проводимому обряду: дети (как и взрослые) пытаются увернуться от святой воды, смыть с себя елей, сорвать крест. Это не должно удивлять, считает эксперт. «Сознание в состоянии одержимости изменено, но человек подсознательно реагирует на внешние раздражители, и в итоге его неосознанные действия укладываются в рамки культурно обусловленных стереотипов о поведении бесноватых», — отмечает он.

И взрослые, и дети, страдающие разными формами диссоциативных расстройств, впадают в транс не только из-за внешнего воздействия (например, из-за долгого ритуала вычитки). В силу особенностей нервной системы, склонности к самовнушению они могут вводить себя в транс сами, не желая того, отмечает психотерапевт. «Необычное состояние и поведение человека во время беснования — смена голоса, нечленораздельные крики, падения, судороги — совпадают с симптомами так называемого большого истерического припадка, известного классической психиатрии», — говорит Сандомирский.

Невротические расстройства, в том числе диссоциативные, обычно проявляются в виде приступов. «Внутреннее психическое напряжение накапливается и выбрасывается наружу, после чего наступает облегчение. Но облегчение временное, ведь болезнь остается. Пройдет несколько месяцев, а порой даже недель, и все повторяется», — объясняет Сандомирский. Частота таких срывов зависит и от особенностей личности человека, и от его жизненных обстоятельств. Если вскоре после ритуала вычитки обстоятельства изменятся и жизнь пойдет спокойнее, срывы будут случаться реже.

Практическая психология и медицина, подчеркивает эксперт, не отрицают религиозных, в том числе христианских способов помощи таким больным. Речь идет лишь о разных описаниях одной реальности: психиатрия и религия смотрят на проблему под разным углом, но по сути их подходы друг другу не противоречат.

Надо подчеркнуть, что несмотря на впечатляющую зрителей картину беснования, самим бесноватым ничего серьезного с медицинской точки зрения не угрожает. Побеснуются — и успокоятся, физической опасности это состояние, как и обычные невротические расстройства, не представляет.

Однако, один вопрос остается открытым. Куда уходят изгнанные бесы? Неужто превращаются в ББОМЖ, бесов без определенного места жительства? И на период, пока не подыщут себе очередную жертву, становятся ли они более агрессивны?

Впрочем, оставим иронию. Есть еще один открытый вопрос. Ведь все сказанное относится к беснованию индивидуальному. На уровне государства, общества психическая эпидемия «вселения бесов» протекает иначе. Да и экзорцизм оказывается бессилен:(

Экзорцизм с научной точки зрения

Использование гипноза. Фото: Shutterstock*

Современная наука ставит под сомнения многие знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

«В каждой традиционной культуре и религии на протяжении человеческой истории в той или иной форме существовала вера в одержимость духами и соответствующие ритуалы для их изгнания», — пишет д-р Теренс Палмер, психолог и первый человек в Великобритании, который получил научную степень в области терапии по изгнанию духов.

Некоторые психологи, чтобы помочь пациентам с признаками одержимости, возвращаются к методам, изобретённым нашими предками.

Читайте также:  Движение мышц органа зрения нервная система

Д-р Вильям Болдуин (1939-2004 гг.) стал основателем терапии по изгнанию духов, он также использовал методику возвращения к прошлым жизням. Болдуин был осторожен в своих формулировках и не говорил открыто о том, верит он в реинкарнацию или нет, по его словам, главное, что эта методика помогала пациентам.

Специалист по экзорцизму, д-р Алан Сандерсон написал в докладе «Терапия по изгнанию духов: что это такое, и каковы её результаты»: «Я хочу подчеркнуть, что моя концепция одержимости духами и методика по их изгнанию не связана с религиозной или духовной верой. Она основана на клинических наблюдениях и стандартных терапевтических приёмах. Мы используем научный подход, но учитываем и субъективный опыт, выходящий за пределы современной научной теории».

Д-р Палмер написал во введении к лекции «Наука об изгнании духов»: «Терапия по изгнанию духов оказалось между недоверием материалистического секулярного общества и субъективным опытом одержимости духами».

Парапсихологию часто называют «псевдонаукой», потому что используемый ей подход не может быть полностью объяснён в рамках общепризнанной науки. Однако её методики, некоторые из которых имеют древние истоки, во многих случаях оказываются эффективными.

Рассмотрим подробнее идеи учёных и мыслителей, в том числе выше упомянутых, которые пытались рассматривать этот вопрос с научной точки зрения.

Фредерик В. Х. Майерс

Фредерик В.Х. Майерс (1843-1901 гг.) писал в своей книге «Человеческая личность и её жизнь после смерти тела», которая была издана в 1906 г., уже после его смерти: «Дух, захватывающий человека, приводит факты из своей памяти, а не памяти человека».

Он отмечал, что работа мозга по-настоящему не изучена; даже не касаясь сверхъестественных явлений, учёные не понимают, как осуществляются многие его обычные функции. Это высказывания верно и сегодня. Майерс выдвигал гипотезу об энергии или излучении, которая стоит за телепатическими способностями. Он пытался определить связь между центрами памяти и пробелами в памяти у людей, которых считали одержимыми.

Майерс не имел специального образования в области психологии. Значительная часть его работы основывалась на словах медиумов, с которыми он сотрудничал. Майерс также считал, что происхождение теории не так важно, как её истинность и эффективность на практике.

«Вместо того чтобы спрашивать, в каком веке зародилась та или иная доктрина, подразумевая, что чем она современнее, тем лучше, стоит спросить, насколько она согласуется или не согласуется со многими недавними фактами».

«С этой точки зрения теория об одержимости духами выглядит особо примечательно. Нельзя сказать, что она противоречит каким-то доказанным фактам. Мы не знаем ничего такого, что могло бы опровергнуть её. Даже наоборот. Теория об одержимости даёт мощные методики изучения и объяснения многих схожих явлений. Если бы мы только согласились принять объяснения, которые на первый взгляд кажутся несколько радикальными».

Д-р Теренс Палмер

Д-р Палмер в своей диссертации коснулся идей Майерса. Он сказал, что Майерс и другие пытались привнести ментальные, эмоциональные и духовные элементы человеческого опыта в естественные науки.

«Втиснуть человеческий опыт в научные рамки — это пугающая идея по многим причинам. Но страх — это причина всех человеческих страданий. Лишь когда медицинская наука отбросит свой собственный страх быть неправильно истолкованной, она сможет стать эффективной, демонстрируя, как убирать страх», — пишет д-р Палмер.

В лекции о своей работе он рассматривает способы, при помощи которых мы узнаём вещи, информацию, полученную от других людей, использование логики, дедукции и личный опыт. Он отмечает, что эти способы допускают возможность реальной одержимости духами. С его точки зрения, самой большой проблемой для изучения этой темы является финансирование.

Д-р Алан Сандерсон

В своём докладе д-р Сандерсон задаётся вопросом: «Почему нет исследований, чтобы доказать эти заявления (об одержимости духами)?»

С его точки зрения, существуют три причины, почему эта область не изучается. Во-первых, экзорцизм — это новая область, которая изучается и практикуется с использованием научного подхода только около десяти лет. Во-вторых, к этой теме относятся со скептицизмом и недоверием. В-третьих, для исследований трудно найти финансирование.

Д-р Сандерсон надеется, что эта область будет развиваться. Он использовал метод, разработанный д-ром Болдуином для лечения одержимости. Этот метод помог пациентке, которая предположительно была одержима духом её умершего отца.

Д-р Вильям Болдуин

Д-р Болдуин разработал методику по изгнанию демонов. Он полагал, что серьёзная душевная травма может привести к тому, что сознание человека оказывается не в состоянии управлять телом, и освободившееся место занимают другие формы сознания.

Во время терапии по экзорцизму пациент вводится в состояние гипноза, чтобы было легче получить доступ к другому сознанию в его разуме. Терапевт говорит этой сущности посмотреть в себя. По словам д-ра Болдуина, примерно половина его пациентов в состоянии гипноза видит серебряные нити, подобные упоминаниям в Библии, где описывается связь человеческой души с телом.

Роль терапевта состоит в том, чтобы устранить негативные сущности, чтобы они не влияли на жизнь пациента, в некоторых случаях он даже может попросить помощь высших сил.

Исследование д-р Сандерсона на примере пациентки с синдромом множественной личности

46-летняя Пру страдала от психологических проблем, которые были связаны с сексуальным насилием в детстве со стороны её отца. Во время сеанса гипноза с доктором Сандерсон она отожествляла себя со своим отцом Джейсоном. Джейсон вёл себя агрессивно и угрожал доктору Сандерсу.

«В состоянии глубокого транса Джейсон согласился посмотреть внутрь себя, где он увидел черноту, — пишет д-р Сандерсон. — Я призвал на помощь ангелов. После использования методики Болдуина для борьбы с демоническими духами чернота ушла. После этого Джейсон стал сговорчивым. Он согласился уйти. Другие деструктивные сущности повели себя схожим образом».

Но не все духи, обнаруживаемые внутри личности пациентов, являются злыми.

Пру описала свои ощущения: «Духовный подход позволил мне освободиться от повседневного напряжения лучше, чем любое использованное до этого средство. Во время гипноза я рассказывала о вещах, которые никогда не происходили в моей жизни, и местах, где я никогда не была. Были ли это духи, разрозненные части моей личности, память предков или плод моего воображения? Я очень сомневаюсь, что это были просто фантазии. Я чувствовала внутреннее сопротивление и в то же время облегчение, что я могу говорить об этом и встретить понимание. Чтобы в это поверить, нужно пережить это чувство освобождения от тьмы. Это было удивительно, я до сих пор нахожусь в состоянии воодушевления от того, что эти сущности исчезли и освободили меня».

*Фотография woman being hypnotized от Shutterstock

Существует ли научное объяснение экзорцизма? Точнее вообще т.н. «вселению дьявола». И учтены вывернутые суставы и разговор маленькой девочки мужским басом?

Вы провокационно формулируете вопрос. Конкретно научного объяснения одержимости нет, потому что явление, которое называют одержимостью — это не нечто монолитное, а целый комплекс проявляющихся схожим для неискушенного наблюдателя образом, но имеющих разную природу патологий. Как, например грипп, туберкулез и рак легких — они могут на каких-то стадиях проявляться одинаковыми симптомами, но абсолютно некорректно говорить о них, как о разновидностях одного заболевания.

Вы, наверное, слышали о том, что гелий при вдыхании временно повышает тембр голоса. А фторид серы — понижает. Это достигается за счет изменения плотности газовой среды, в которой находятся голосовые органы. Чем среда плотнее — тем ниже частота колебаний связок, и тем басовитее голос. Но не только плотность воздуха определяет тембр, а еще и работа мышц. И в этом смысле голос может выходить далеко за привычные рамки, потому что для его деформации достаточно изменить рабочую конфигурацию. Ненадолго вполне можно «приделать» девочке бас, стимулируя и расслабляя в правильной последовательности нужные группы голосовых мускулов с помощью микротоков, например, или некоторых излучений.

А еще есть такая штука, как плацебо и гипноз. Более того, многочисленными учеными задокументировано явление гипноожогов — это когда в глубоком трансе вам прикладывают к коже карандаш, монетку или какой-нибудь другой небольшой предмет, внушая, что это был раскаленный металл. И спустя время (от нескольких часов до нескольких минут) на этом участке появляются реальные ожоги — с сукровицей, пузырями, мясом и все как положено. Т.е. тело само воспроизводит внушенную травму, которой в реальности не было. Это не поддается объяснению, как и плацебо, но неоднократно воспроизводилось в лабораторных условиях, которые исключили любую мистику.

Но и это мелочи, т.к. удается не с каждым — зависит от индивидуальной гипнабельности. А есть вещи и универсальные, которые вы можете опробовать в т.ч. на себе и своих друзьях при минимальной подготовке. Любого человека гипнотизер может с ходу заставить делать то, что в обычных условиях требует месяцев или даже лет тренировки. Чтоб не вдаваться в дебри, вот вам классика месмеризма (эстрадного гипноза) — каталептический мост.

Все можно списать на трюки и подставу, но задохлик, как бы он ни старался сыграть шарлатаном, не сможет просто так лечь и долго пролежать на стульях шеей и пятками, да еще и выдержать человека сверху. В обычном состоянии у мышц есть искусственный «порог» используемой силы, который исключает травмы. В трансе (а также во время экстренных состояний — например, при прямой угрозе жизни) он отключается, и люди, в зависимости от исходных данных, не то что в мостик на стульях ложатся, а и подковы гнут, стены валят голыми руками/ногами и т.д.

Вывернутые в приступе суставы или ситуации, когда все та же девочка шести лет от роду раскидывает толпу пытающихся утихомирить ее мужиков — из той же оперы. Тело способно в определенных условиях выдавать без подготовки просто немыслимые вещи, когда отключается психический «предохранитель». То, что это происходит у «одержимых» неконтролируемо, говорит не о мистической природе явления, а лишь о том, что явление недостаточно изучено.

Дополнительные трудности в изучении и классификации создает то, что проявления «одержимости» возникают спонтанно, и поэтому трудно организовать корректное наблюдение. Те же, с кем это (контролируемые наблюдения) удавалось, чаще всего оказывались по результатам дальнейших исследований эпилептиками или имели серьезные психические нарушения, т.е. в момент «одержимости» просто «ловили» припадок, раскрывающий возможности тела, превосходящие доступные в обычном состоянии сознания.

Поэтому есть все предпосылки считать, что случаи «одержимости» — это проявление известных, но малоизученных свойств психики под влиянием неопределенного катализатора. Неопределенного, но не неизвестного. Например, именно приглушенный свет и массовые собрания людей в церквях могут провоцировать приступ, что списывают на «святое место и сильная молитва изгнали духов».

Наконец, если вспомнить, что 1) «одержимые», «из которых вышел бес», после «сеанса» подавлены, слабы, дезориентированы и т.д. а потом вспомнить аналогичное состояние после 2) вывода из экстремального гипнотранса и 3) сильнодействующих психоактивных веществ, предположение оказывается верным.

Ищите корни «одержимости» в области психологии, психиатрии и гипноза, а черти с демонами здесь ни при чем.

Одержимость бесами, экзорцизм и психиатрия

Очень часто душевнобольные испытывают ощущения внешнего воздействия, вторжения в свой рассудок некой внешней силы. Объяснение этого нового для них состояния больные обычно ищут в привычных для них представлениях о мире. Неудивительно, что с древнейших времен симптомы острого психоза воспринимались людьми как результат действия злобного духа, вселявшегося в человека и причинявшего ему страдания. Этих «злобных духов» пытались «изгонять», прибегая к длительным молитвам или замысловатым обрядам. Так как истинная причина состояния «бесноватого» состояла в эндогенном заболевании шизофренического спектра, и только ничтожный процент слишком впечатлительных «бесноватых» лишь внушил себе «одержимость», экзорцизм редко имел успех. Тем не менее, люди верили в эффективность этой процедуры, особенно если ее должен был осуществить авторитетный религиозный лидер.

Прошли столетия, пока психиатрия не выделилась в отдельную область медицины, пока не были изучены психические заболевания и не были предложены достаточно эффективные методы их лечения. Видя успехи современной психиатрии, практически все христианские церкви, за редким исключением, заняли некую половинчатую позицию – они не оспаривают эндогенную природу психических расстройств, но продолжают настаивать, что «одержимость бесами» действительно возможна в реальности. Нужно ли объяснять, что при таком подходе верующий человек, заметив у себя первые признаки психического расстройства, даже не подумает обратиться к врачу, а будет твердо верить в то, что подвергся нападкам нечистого духа. При этом его психоз будет усугубляться, пока не приобретет острую, крайне опасную для здоровья форму.

Читайте также:  Три точки зрения на понятие информации

Почему же церковь не хочет изменить свой подход к мнимой «одержимости» и продолжает поддерживать это древнее суеверие? На это несколько причин:

Если «одержимость бесами» лишь результат сложного психоза, то кого тогда изгонял Христос? Понятно, что Христос, исцеляя людей, не сопровождал Свои действия пространными медицинскими комментариями, объясняя природу исцеляемого заболевания, но в отношении бесноватых евангелия высказываются вполне однозначно. Если Христос просто избавлял людей от психозов, то кто тогда вошел в стадо свиней, покинув бесноватого?

Те, кто настаивают на буквальном толковании подобных эпизодов, придерживаются фундаменталистского подхода, который отводит авторам евангелий роль лишь некого рода «секретарей» Бога, и не допускает даже мысли, что они были самостоятельными интерпретаторами описываемых в евангелиях событий, а значит — просто не могли дать им иной трактовки, кроме той, что была приемлема для современного им общества.

Церковный фундаментализм всегда был строг в отношении деталей и весьма немилосерден по отношению к человеку, его проблемам и немощам. Самые негуманные вещи, вроде рабства в Америке или телесных наказаний в царской России всегда находили у фундаменталистов железное обоснование библейскими цитатами, и лишь серьезная социальная подоплека заставляла фундаменталистов отнести свою еще недавно непоколебимую аргументацию в хранилище древностей. В нашем же случае, когда овеянное веками суеверие приносит вред самой незащищенной прослойке населения – клиентам психиатрических услуг, вряд ли можно ожидать здесь какого-то прогресса.

Церковная история изобилует примерами контактов святых и подвижников с бесами и эпизодов экзорцизма. Если церковь примет однозначную трактовку «одержимости» как симптомов психоза, она будет вынуждена пересмотреть свое отношение к этим церковным деятелям. В итоге получится, что изрядная доля святых и подвижников нуждалась в помощи психиатра, а их чудеса экзорцизма были не более чем жестокой игрой с больными людьми. Поэтому, заботясь о собственной репутации, церковь всегда будет держать у себя место для экзорцистов, какой бы вред они не приносили больным людям.

На сегодняшний день экзорцизм, который, как раньше казалось, давно уже ушел в прошлое вместе с «охотами на ведьм» и монастырскими тюрьмами, переживает второе рождение. К этой стародавней практике вновь проявил интерес Ватикан, в Троице-Сергиеву Лавру «бесноватых» возят на «отчитку» автобусами. Кое-где грешат экзорцизмом баптисты. И конечно же, экзорцизм расцвел пышным цветом у пятидесятников и харизматов – там, где у верующего наибольшая вероятность в будущем стать клиентом психиатрических услуг. Причиной этому служит не только общий фон невежества, который во многом характеризует современное состояние церкви, но и амбиции священнослужителей.

Чтобы стать авторитетным церковным лидером, пользующимся заслуженным уважением у верующих, нужно в первую очередь быть хорошим человеком. Это крайне простое условие на самом деле является самым трудным. Гораздо проще объявить себя церковным чудотворцем, имеющим власть изгонять бесов, и заняться устройством жестоких спектаклей с участием тяжело больных людей.

Как правило, такой служитель быстро обрастает мантией легенд, которые с восторженным придыханием пересказывают верующие: «Психиатры от этого человека отказались, крест на нем поставили, а батюшка Василий/ Апостол Джонсон/ пастор Такой-то всего один раз над ним помолился, и бес из него сразу же ушел». При этом в реальной жизни все происходит с точностью наоборот – психиатры не отказываются от своих пациентов, более того, врач психиатр должен наблюдать пациента в течении многих месяцев после выписки из стационара, чтобы предотвратить рецидив болезни и помочь больному после выздоровления пережить неминуемую в подобных случаях депрессию. Действия же экзорцистов по определению не предполагают такой длительности. После того, как экзорцист «изгоняет беса» он нисколько не заботится о том, что будет с его подопечным дальше (в некоторых случаях, уже на следующий день). Ему это и не нужно, так как необходимую ему порцию славы он уже получил.

Если наш Спаситель в своем земном служении особое место уделял исцелению психически больных людей – больных, которым медицина того времени не могла помочь, то Его современные последователи, живущие в то время, когда психические расстройства успешно лечатся нейролептиками, явно не преуспели, следуя здесь Его примеру. Даже само отношение церковных людей к клиентам психиатрических услуг мало отличается от того, что больные могут встретить и за пределами церкви. Хотя число людей, страдающих психическими расстройствами, составляет в нашем обществе значительный процент, только увеличивающийся со временем, в глазах большинства людей они являются чем-то средним между Лектором Ганнибалом из фильма «Молчание ягнят» и персонажами комедийных фильмов. Представления о психиатрической помощи основываются на страшных фильмах, книжках викторианской эпохи, а также на разнообразных слухах и домыслах.

Позвольте теперь подвести некоторый итог нашему разговору.

  1. «Одержимость бесами» является проявлением острого психоза. Состояние «одержимых» на фоне других бредовых состояний не представляет собой чего-то особенного и соответствует симптомам галлюцинаторно-параноидных расстройств.
  2. Те, кто настаивают на реальности «одержимости» и предлагает вместо единственно эффективного в таком случае медикаментозного лечения нелепое церковное колдовство под названием «экзорцизм», занимаются ни чем иным, как явным вредительством.
  3. Если кто-то из наших близких, друзей и членов церкви считает, что «одержим бесом», мы не должны потворствовать развитию его психоза, поддерживая его бредовую идею. Если есть возможность, в этом случае нужно оказать человеку помощь при госпитализации в психиатрический стационар.

Экзорцизм с научной точки зрения (2 фото)

Современная наука ставит под сомнения многие знания, накопленные человечеством на протяжении тысячелетий.

«В каждой традиционной культуре и религии на протяжении человеческой истории в той или иной форме существовала вера в одержимость духами и соответствующие ритуалы для их изгнания», — пишет д-р Теренс Палмер, психолог и первый человек в Великобритании, который получил научную степень в области терапии по изгнанию духов.

Некоторые психологи, чтобы помочь пациентам с признаками одержимости, возвращаются к методам, изобретённым нашими предками.

Д-р Вильям Болдуин (1939-2004 гг.) стал основателем терапии по изгнанию духов, он также использовал методику возвращения к прошлым жизням. Болдуин был осторожен в своих формулировках и не говорил открыто о том, верит он в реинкарнацию или нет, по его словам, главное, что эта методика помогала пациентам.

Специалист по экзорцизму, д-р Алан Сандерсон написал в докладе «Терапия по изгнанию духов: что это такое, и каковы её результаты»: «Я хочу подчеркнуть, что моя концепция одержимости духами и методика по их изгнанию не связана с религиозной или духовной верой. Она основана на клинических наблюдениях и стандартных терапевтических приёмах. Мы используем научный подход, но учитываем и субъективный опыт, выходящий за пределы современной научной теории».

Д-р Палмер написал во введении к лекции «Наука об изгнании духов»: «Терапия по изгнанию духов оказалось между недоверием материалистического секулярного общества и субъективным опытом одержимости духами».

Парапсихологию часто называют «псевдонаукой», потому что используемый ей подход не может быть полностью объяснён в рамках общепризнанной науки. Однако её методики, некоторые из которых имеют древние истоки, во многих случаях оказываются эффективными.

Рассмотрим подробнее идеи учёных и мыслителей, в том числе выше упомянутых, которые пытались рассматривать этот вопрос с научной точки зрения.

Фредерик В. Х. Майерс

Фредерик В.Х. Майерс (1843-1901 гг.) писал в своей книге «Человеческая личность и её жизнь после смерти тела», которая была издана в 1906 г., уже после его смерти: «Дух, захватывающий человека, приводит факты из своей памяти, а не памяти человека».

Он отмечал, что работа мозга по-настоящему не изучена; даже не касаясь сверхъестественных явлений, учёные не понимают, как осуществляются многие его обычные функции. Это высказывания верно и сегодня. Майерс выдвигал гипотезу об энергии или излучении, которая стоит за телепатическими способностями. Он пытался определить связь между центрами памяти и пробелами в памяти у людей, которых считали одержимыми.

Майерс не имел специального образования в области психологии. Значительная часть его работы основывалась на словах медиумов, с которыми он сотрудничал. Майерс также считал, что происхождение теории не так важно, как её истинность и эффективность на практике.

«Вместо того чтобы спрашивать, в каком веке зародилась та или иная доктрина, подразумевая, что чем она современнее, тем лучше, стоит спросить, насколько она согласуется или не согласуется со многими недавними фактами».

«С этой точки зрения теория об одержимости духами выглядит особо примечательно. Нельзя сказать, что она противоречит каким-то доказанным фактам. Мы не знаем ничего такого, что могло бы опровергнуть её. Даже наоборот. Теория об одержимости даёт мощные методики изучения и объяснения многих схожих явлений. Если бы мы только согласились принять объяснения, которые на первый взгляд кажутся несколько радикальными».

Д-р Теренс Палмер

Д-р Палмер в своей диссертации коснулся идей Майерса. Он сказал, что Майерс и другие пытались привнести ментальные, эмоциональные и духовные элементы человеческого опыта в естественные науки.

«Втиснуть человеческий опыт в научные рамки — это пугающая идея по многим причинам. Но страх — это причина всех человеческих страданий. Лишь когда медицинская наука отбросит свой собственный страх быть неправильно истолкованной, она сможет стать эффективной, демонстрируя, как убирать страх», — пишет д-р Палмер.

В лекции о своей работе он рассматривает способы, при помощи которых мы узнаём вещи, информацию, полученную от других людей, использование логики, дедукции и личный опыт. Он отмечает, что эти способы допускают возможность реальной одержимости духами. С его точки зрения, самой большой проблемой для изучения этой темы является финансирование.

Д-р Алан Сандерсон

В своём докладе д-р Сандерсон задаётся вопросом: «Почему нет исследований, чтобы доказать эти заявления (об одержимости духами)?»

С его точки зрения, существуют три причины, почему эта область не изучается. Во-первых, экзорцизм — это новая область, которая изучается и практикуется с использованием научного подхода только около десяти лет. Во-вторых, к этой теме относятся со скептицизмом и недоверием. В-третьих, для исследований трудно найти финансирование.

Д-р Сандерсон надеется, что эта область будет развиваться. Он использовал метод, разработанный д-ром Болдуином для лечения одержимости. Этот метод помог пациентке, которая предположительно была одержима духом её умершего отца.

Д-р Вильям Болдуин

Д-р Болдуин разработал методику по изгнанию демонов. Он полагал, что серьёзная душевная травма может привести к тому, что сознание человека оказывается не в состоянии управлять телом, и освободившееся место занимают другие формы сознания.

Во время терапии по экзорцизму пациент вводится в состояние гипноза, чтобы было легче получить доступ к другому сознанию в его разуме. Терапевт говорит этой сущности посмотреть в себя. По словам д-ра Болдуина, примерно половина его пациентов в состоянии гипноза видит серебряные нити, подобные упоминаниям в Библии, где описывается связь человеческой души с телом.

Роль терапевта состоит в том, чтобы устранить негативные сущности, чтобы они не влияли на жизнь пациента, в некоторых случаях он даже может попросить помощь высших сил.

Исследование д-р Сандерсона на примере пациентки с синдромом множественной личности

46-летняя Пру страдала от психологических проблем, которые были связаны с сексуальным насилием в детстве со стороны её отца. Во время сеанса гипноза с доктором Сандерсон она отожествляла себя со своим отцом Джейсоном. Джейсон вёл себя агрессивно и угрожал доктору Сандерсу.

«В состоянии глубокого транса Джейсон согласился посмотреть внутрь себя, где он увидел черноту, — пишет д-р Сандерсон. — Я призвал на помощь ангелов. После использования методики Болдуина для борьбы с демоническими духами чернота ушла. После этого Джейсон стал сговорчивым. Он согласился уйти. Другие деструктивные сущности повели себя схожим образом».

Но не все духи, обнаруживаемые внутри личности пациентов, являются злыми.

Пру описала свои ощущения:

«Духовный подход позволил мне освободиться от повседневного напряжения лучше, чем любое использованное до этого средство. Во время гипноза я рассказывала о вещах, которые никогда не происходили в моей жизни, и местах, где я никогда не была. Были ли это духи, разрозненные части моей личности, память предков или плод моего воображения? Я очень сомневаюсь, что это были просто фантазии.

Я чувствовала внутреннее сопротивление и в то же время облегчение, что я могу говорить об этом и встретить понимание. Чтобы в это поверить, нужно пережить это чувство освобождения от тьмы. Это было удивительно, я до сих пор нахожусь в состоянии воодушевления от того, что эти сущности исчезли и освободили меня».

Источники:
  • http://fb.ru/article/325327/priznaki-besnovatogo-cheloveka-kak-vesti-sebya-i-kak-zaschititsya-ot-besnovatogo
  • http://aktualka.com/ekzortsizm-ne-bolshe-chem-vyidumka/
  • http://psyteaman.livejournal.com/830832.html
  • http://www.epochtimes.ru/ekzortsizm-s-nauchnoj-tochki-zreniya-98908590/
  • http://thequestion.ru/questions/332399/sushestvuet-li-nauchnoe-obyasnenie-ekzorcizma-tochnee-voobshe-t-n-vseleniyu-dyavola-i-uchteny-vyvernutye-sustavy-i-razgovor-malenkoi-devochki-muzhskim-basom
  • http://theologian.msk.ru/life/450-oderzhimost-besami-ekzorcizm-i-psihiatriya.html
  • http://n-lo.ru/article_13541