Меню Рубрики

История древнего египта с точки зрения

Египетский пантеон. Мифология.

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый Центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например, бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Тесные отношения, которые со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включению в пантеон иноземных божеств — семитских богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет — львицы, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) — змеи-кобры.

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде чело-

века с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка ко­торого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них рождаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Египетские жрецы кроме выделения девятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абиДосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Богиня Исида с сыном Хором. Бронзовая статуэтка конца Нового царства

Особую роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов, фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т. е. он имел двойную природу — человеческую и боже­ственную. Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, Амона-Ра и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение

Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежащего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освящало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

Религиозная реформа Эхнатона.

Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в незавершенном виде) в египетской религиозной мысли.

Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысел определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, со­здавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминаются певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии.

Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как рассказы о деяниях богов — развитию египетской литературы.

В египетской религии большое место

занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его

Луксорский храм. Обелиск и колоссы Рамсеса II

термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захороне-

ния мумий в гробнице1. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти».

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обря-

Мумификация состояла в том, что из трупа умершего удаляли внутренности, труп пропитывали специальными составами, затем заворачивали в особые ткани, пеленали, что обеспечивало длительное сохранение тела.

дов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний). Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Танец и музыка. Роспись в гробнице Нахт. Новое царство

Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития. Дорогосто-

ящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фа­раонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX—XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства,— красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со свой душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

6000 тысяч лет назад или 4000 тысячи лет до нашей эры, в долине реки Нил (Северо-восток Африканского континента) стали образовываться поселения. Основу этих поселений составлял один род – эти поселения стали колыбелью древнего Египта.

Цивилизация древнего Египта кратко прошла следующий путь: от образования поселений на берегах реки, до создания единого государства с населением в несколько миллионов человек, армией, единой религией и возглавляемое абсолютным монархом – фараоном, наместником Бога на земле.

Подъему Египта как государства, безусловно, способствовало географическое положение страны.

Не смотря на близость пустыни, жизнь давал и поддерживал Нил. После его разлива на берегах оставался плодородный ил, на котором возделывались поля, на а богатый водный мир реки, давал к столу людей множество разнообразной рыбы.

Для более эффективного использования речных богатств и даров оазисов, поселения объединяли людские и материальные ресурсы для построения систем орошения, возделывания полей, обороны от налетавших ливийцев и нубийцев. По мере укрупнения, появилась административная надстройка, в виде жрецов. Именно жрецы выступили в роли организаторов первых египетских государств. Они организовывали сбор налогов, проводили календарные расчеты движения Нила, проектировали системы орошения и ирригации, организовывали оборону. Сложившиеся государства – Верхний и Нижний Египет, были объединены царем Верхнего Египта – Менесом. Во главе объединенного государства встал фараон, единоличный правитель и «сын бога». В своем развитии Цивилизация древнего Египта, говоря кратко, была одна из самых древних в районе Средиземного моря. Божественное происхождение фараона, была основой религии египтян. С нашей точки зрения, они были язычники. Главным богом они почитали Бога Солнца Ра. Согласно их верованиям Бог Ра, вышел из лотоса и построил весь мир, окружающий людей, все остальные боги были продолжением Бога Ра, а люди появились из его глаз. Египтяне так же свято верили в вечность жизни, и что физическая смерть человека, не прерывает путь человека, а просто переводит его в другое состояние. Именно это и сыграло большую роль в развитии культуры и архитектуры. Величайшие здания, построенные невероятными усилиями древних египтян это гробницы фараонов.

Читайте также:  Цветные линзы для карих глаз с нормальным зрением

Трудно так же переоценить и важность научных открытий сделанных в древнем Египте. Цивилизация древнего Египта, кратко говоря, дала миру решение теоремы Пифагора, задолго до самого Пифагора, египтяне знали число Пи (3,1415). Они составили один из первых календарей. В истории Древнего Египта, были и взлеты и падения, были разорительные войны, были и времена всеобщего благоденствия. В завершение можно сказать, что без Цивилизации древнего Египта, наш мир был бы другим.

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства — Нижний Египет и Верхний Египет. После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Стела царя Хора Уаджи из Абидоса. I династия.

С именем царя Мина (греч. Менеса) — основателя I династии, тождественного, вероятно, Хору Аха, — связано начало летописной египетской традиции. Согласно преданию, сохранившемуся у Геродота, Мин основал столицу объединенного царства на стыке Верхнего и Нижнего Египта, воздвигнув плотину, чтобы защитить город от наводнения. Отсюда удобно было управлять и югом и севером страны. Этот город греки и назвали впоследствии Мемфисом.

В эпоху Раннего царства (XXX-XXVIII вв. до н.э.) Египет управлялся двумя династиями, которые происходили из верхнеегипетского г. Тина (у Абидоса). Уже при царях I династии египтяне стали продвигаться за пределы своей страны: на юг — в Нубию, на запад — в Ливию, на восток — на Синайский п-ов. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну в централизованное государство, подавив волнения на севере Египта.

Одной из важных функций царской власти была организация оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке. Уже для Египта Раннего царства была характерна высокая продуктивность сельского хозяйства. Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте, свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Значительного прогресса достигло ткацкое ремесло. Началось изготовление папируса, предназначенного для письма. Его изобретение имело исключительное значение. Способствуя широкому распространению письменности, оно надолго пережило древнеегипетскую цивилизацию, оказав влияние на культуру более поздних эпох и став известным в греко-римском мире и в средневековой Европе.

Карта Египта. Древнее царство.

В период Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) Египет являлся крупным централизованным государством, распространявшим свое влияние на области Синайского п-ова, южную Палестину и Нубию.

Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии Снофру (XXVIII в. до н.э.) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев — 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. ИзПунта везли благовонные смолы и «светлое золото». Из финикийского Библа в Египет шел строевой лес — кедровое дерево.

В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты централизованной деспотии, опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же — главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии царского, храмовогои частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло вельможеское хозяйство, где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

Пирамида Джосера из Саккара. Зодчий Имхотеп. III династия.

В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта — содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.

Периоду Древнего царства свойствен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц — огромных пирамид с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц. Со строительством пирамиды царя Джосера (III династия), осуществлявшимся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век. Но каменными орудиями продолжали пользоваться и впоследствии.

В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позицииномовой знати. Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимыеномы. 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся уМанефона, правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Зодчий Сенмут. XVIII династия.

К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был Гераклеополь, расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от Фаюмского оазиса, на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя Хети I (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархиФив. Победителями вышли фиванские правители, и приМентухотепе I страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.

Расцвет Среднего царства (XXII-XVIII вв. до н.э.) относится к правлению XII династии. В это время египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими племенами, покорили Северную Нубию. При Аменемхете I, родоначальнике династии, возводится крепость на западной границе Египта. В царствование Сенусерта III был сооружен ряд крепостей в Верхней и Нижней Нубии. Сенусерт III почитался в Нубии в качестве бога-покровителя. Овеянная легендой и соединенная с образами великих фараонов-воителей Нового царства память об этом царе жила на протяжении многих столетий и легла в основу сказаний о «Сесострисе».

Карта Египта. Среднее царство.

В эпоху Среднего царства по-прежнему сильны были позиции номовой знати. Но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения. Важнейшую опору царской власти составляло приближенное воинство. Главными создателями материального богатства страны, лишенными прав собственности на орудия и средства производства, являлись «хемуу нисут» — царские хемуу, труд которых использовался в царском, храмовом и частном хозяйстве. Рабы-«баку», известные еще в эпоху Древнего царства, — в отличие от «хемуу нисут» составляли часть личного имущества собственника и могли быть куплены и проданы.

В период Среднего царства продолжают совершенствоваться орудия труда: наряду с каменными и медными теперь все чаще используются орудия из бронзы. Интенсивно разрабатывались залежи меди на Синае, золотые и медные рудники Северной Нубии. Возникло производство стекла. Значительное развитие получило земледелие, чему способствовало создание большого водохранилища, соединенного каналом с Нилом, и разветвленной сети оросительной системы в Фаюмском оазисе. С появлением множества мелких и средних хозяйств были созданы условия для более широкого обмена.

На рубеже XVIII-XVII вв. до н.э. Египет, вновь впавший в состояние раздробленности, оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии через восточную Дельту. Их владычество длилось 100-150 лет, и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу. Правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей.

Карта Египта. Новое царство.

Яхмос I, ставший родоначальником XVIII династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом на севего-востоке Дельты и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.), время правления XVIII-XX династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье.

При фараоне Тутмосе I (вторая половина XVI в. до н.э.) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос I совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни.

После правления его наследника Тутмоса II престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне — Тутанхамоне — утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

Аменхотеп IV (Эхнатон). Голова статуи из храма Атона в Карнаке. XVIII династия.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла знаменитая битва с хеттами под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя Муваталлиса преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей — «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики — в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

Гипостильный зал храма Амона. Карнак. XIX династия.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми колесницами. От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения — шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство мумификации. Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура — 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

Читайте также:  Подход к качеству с точки зрения потребителя

Колоссы Рамсеса II. Скальный храм в Абу-Симбеле. XIX династия.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Будьте всегда
в Настроении

История Египта с древнейших времен до наших дней

От Masterweb

Арабская Республика Египет со столицей в Каире расположена в восточной части Африканского континента и на Синайском полуострове. На Севере омывается водами Средиземного моря, северо-западная граница Египта — с Израилем, южная – с Суданом, западая – с Ливией, а восточная представляет собой побережье Красного моря. Моря соединяет искусственный Суэцкий канал.

Большая часть территории современного Египта находится в тропической зоне, но северная захватывает субтропический регион.

На сегодняшний день одним из основных источников дохода для республики является туризм. С Египтом у большинства людей ассоциируются памятники древности и средневековья, многочисленные пляжи Красного и Средиземного морей. Популярности среди туристов Египет смог добиться благодаря удачному сочетанию тропического климата и увлекательной многовековой истории, включающей периоды династий фараонов, эллинизма, Рима, Византии, арабского и турецкого государств, а также новейшую историю.

Египет Династического периода. Цивилизация фараонов

Говоря об истории возникновения Египта, люди, мало знакомые с ней, чаще всего имеют в виду период «до нашей эры», когда страной правили фараоны, воздвигались знаменитый пирамиды и Сфинкс, величественные дворцы и храмы.

Династический период действительно поражает воображение. Первые цивилизации Древнего Египта возникли на рубеже IV – III т.л. до н.э. Во многом египетская цивилизация — новатор: именно здесь достиг наивысшего расцвета деспотизм правителей, началось масштабное использование поливного земледелия, появился один из самых многочисленных и сложных пантеонов богов, развивалась письменность и монументальное строительство, впервые использована система деления власти на центральную, региональную и местную.

Как уже упоминалось ранее, в рассматриваемый период Египтом правили фараоны. Античный историк Манефон предложил разделить их на 30 династий. Он же выделил следующие периоды: Древнее (I – X династии), Среднее (XI – XX династии) и Новое (XXI – XXX династии) царства. Такой периодизацией ученые пользуются до сих пор, хотя с появлением новых данных она несколько усложнилась.

Рассмотрим основные периоды истории Древнего Египта:

  1. I додинастический (нач. IV т. л. до н. э.). Начинается разложение родоплеменного строя. Происходит формирование 40 номов, включающих города с прилегающими к ним территориями и мелкими поселениями. Основной чертой периода является борьба за гегемонию (главенство над другими городами). В результате борьбы появляются две противоборствующие силы: область Верхнего Египта (южный Нил) и Нижнего Египта (северный Нил с дельтой).
  2. Раннее царство (XXXIII – XXIX вв. до н. э.) – появление 0, правление I – II династий. Зарождается деление общества на сословия, в некоторых местах начинает появляться ирригационная (поливная) система земледелия. Происходит объединение Египта. Первым правителем обеих территорий становится Нармер.
  3. Древнее Царство (XXVIII – XXIII вв. до н. э.) — время III – VI династий. Полная централизация, вся полнота власти сосредоточилась в руках фараонов (впоследствии никто, кроме правителей Египта, не будет обладать такой силой). Благодаря их неограниченной власти, появляется возможность возводить величественные строения. Например, пирамида Хуфу (Хеопса), представителя IV династии, является самой крупной за всю историю государства Египет. Кстати говоря, назначение погребальных сооружений до сих пор остается дискуссионным вопросом египтологии.
  4. Экономические и политические взлеты Древнего Египта периодически сменялись падениями, так называемыми Переходными периодами. Первый из них продолжался с XXIII по конец XXI в. Причина упадка состояла в распаде страны на отдельные номы. Такая ситуация была возможна благодаря тому, что управляющие номами сосредоточили в своих руках огромную власть и стремились к большей независимости.

Объединение Египта в период Среднего Царства

Непосредственно в данный период, продолжавшийся с середины XXI по XVIII вв. до н. э. (XI – XIII), могущество фараонов уже не было столь всеобъемлющим. Тогда же закончился процесс сооружения ирригационной системы. Египет превратился в первую «мировую державу», подчинив себе юго-восточный Средиземноморский берег, Нубию и половину Синайского полуострова.

За подъемом последовал II Переходный период. С конца XVIII до середины XVI в. до н. э. — династии фараонов создавались гиксосскими правителями (XV и XVI), а затем появилась фиктивная династия полководца, пытавшегося одолеть захватчиков (XVII). К очередному династическому кризису привело ослабление царской власти и многочисленные восстания.

Полное освобождение Египта

Полностью Египет освободился от гиксосов позже:

  1. На Новое царство (с XVI по XI вв. до н. э.) приходится очередной подъем, но уже к XVI в. могущество египетских царей сильно ослабевает, зато возрастает их внешнеполитическое влияние: создана Империя, включающая все восточное Средиземноморье и северо-восток Африки.
  2. III и последний Переходный период длился с XI по VIII вв. до н. э. Он начался с падения Египетской Империи под натиском Ливии. Ливийцы образовали собственные правящие дома (XXII и XXVI). Восстановление утраченной мощи стало возможным только при XXVI – Саисской – династии (VII—VI вв. до н. э.)
  3. Существование самостоятельного государства завершилось ослаблением правителей из династий с XXVII по XXX и покорением Египта Персией (конец VI – IV вв. до н.э).

Государство продолжало существовать, но уже не автономно. Египет развивался, постепенно трансформируясь в страну, которую представляет собой на сегодняшний день.

Период Эллинизма

Период эллинизма в истории государства Египет начался с освобождения страны от владычества Персии Александром Великим в 332 г до н.э. В том же году полководец приказал заложить новую столицу – Александрию.

Провозглашение Александра фараоном прервало правление Ахеменидов. Через девять лет великий завоеватель скончался, не оставив наследника. Между его полководцами (диадохами) началась борьба за управление территориями, на которые стремительно распадалась великая империя. Египтом завладел Птолемей I, и его потомки властвовали здесь до самого окончания периода Эллинизма.

Царствование династии Птолемеев

В царствование династии Птолемеев в управлении гармонично сочетались как старые, так и новые греческие черты. Правитель Египта оставался абсолютным монархом, не сократился штат чиновников, продолжал существовать огромный объем канцелярской государственной переписки. Наличие традиционных черт не мешало введению новшеств: официальным языком стал греческий, появились должности, характерные для двора Александра: «родственники», «равные по счету родственникам», «первые друзья» и т.д. На верхушке административной пирамиды находился диойкет. Он управлял хозяйственными и финансовыми делами, распоряжался казной, занимался учетом налогов. Человек, занимающий этот пост, имел все шансы обрести огромное могущество, как, например, Аполлоний, диойкет Птолемея II.

Начала функционировать иная административная система. Существование трех полисов – Александрии, Навкратиса и Птолемаида – не играло большой роли. Основная часть территории входила в хору, делившуюся на номы, во многом сохранявшие автономию.

В таком виде Египет существовал до 30 г. Последняя правительница из рода Птолемеев – Клеопатра VII – безуспешно пыталась не допустить полного господства Рима. Истории известна драма любви между последней египетской царицей и Марком Антонием. В 31 г. Юлий Цезарь Октавиан победил несчастного влюбленного в морском бою при Акции, а в 30 г. Клеопатра, поучив ложную весть о кончине Марка Антония, совершила самоубийство.

Египет под властью Византии

Египет был подчинен Римской Империи и до ее раздела в 395 году входил в состав Восточной Римской Провинции. После перехода государства в руки Византии в нем началось активное развитие христианства. Вера распространялась из центра в Александрии очень быстро, и к II в. н.э. в стране в большом количестве присутствовали монастыри и киновии. Несмотря на популярность христианства, оставалось небольшое число приверженцев языческих культов.

В период подчинения Византии увеличилось число крупных земельных поместий. Участки росли за счет присвоения богатыми земель разорившихся крестьян.

Сложилась система отношений между земледельцами и владельцами земли – колонат. Арендатор – колон – расплачивался с арендодателем собственным трудом или долей урожая.

Обладание Египтом было экономически выгодно Византии: провинция выплачивала почти половину от общей суммы имперских налогов, производила огромный объем продукции: 240 тыс. тонн пшеницы ежегодно.

К VII в н.э. нарастало недовольство правительством Византии, достигли апогея религиозные разногласия. Впоследствии провинция настолько ослабла, что небольшого отряда арабских захватчиков хватило для покорения большинства ее территорий.

Египет в составе Арабского Халифата

639 г. ознаменовался вступлением арабских войск, во главе которых стоял Амра ибн ал-Аса. Началась борьба за обладание страной. Византия всеми силами пыталась вернуть утраченные территории, но успеха не добилась. Как видно из истории Египта, в течение короткого периода Египет несколько раз переходил под власть разных фамилий завоевателей. Среди них дома Омеййадов (до 868 г.), Тулунидов (до 935 г.) и Ишхидов (до 969 г.)

С 969 года Египтом правят фатимиды, и страна перестает быть зависимой от Багдада даже номинально.

Пребывание под властью Халифата крайне важно для истории развития Египта, так как именно арабское влияние позволило египтянам принять ислам – религию, которую большинство из них исповедуют и сегодня.

Период подчинения Османской Империи

22 января 1517 года османские войска разгромили мамлюков в пригороде Каира. Египет перешел к Турции до 1914 года. Менялись наместники, но значительные изменения в жизни провинции отсутствовали.

Одно из знаменательных событий того времени – поход Наполеона в Египет, затеянный полководцем с целью оспорить здесь британское господство. Поход длился с 1798 по 1801.

Новейшая история Египта

После освобождения от господства Турции в 1914 году Египет оказался под протекторатом Великобритании. Только в 1922-м Англия признала его самостоятельность и провозгласила королевством.

Республикой Египет стал намного позже, в 1971 году, с принятием новой конституции. Установленный в то время строй сохраняется в стране и по сей день.

В истории Египта огромное количество событий приходится именно на новейший период: и затяжной передел власти, конец которому вряд ли будет положен в ближайшем будущем, и войны с Израилем. Внимание мировой общественности к этим событиям обусловлено в основном тем, что на раздираемой противоречиями территории находится Суэцкий канал – одна из важнейших мировых транспортных артерий.

Заключение

Путь, проделанный Египтом от множества разрозненных государств до современной республики, весьма интересен и сложен. Недаром в исторической науке существует целое направление, занимающееся изучением этой загадочной страны – египтология. Разумеется, большинство отдыхающих не вникает в ее тонкости, но каждому, кто собирается посетить Египет, нужно иметь в виду, что его история не заканчивается на пирамидах, а сегодняшние египтяне вследствие многовекового пути, который прошла их страна, не имеют ничего общего с теми, кто строил оросительные системы и поклонялся языческим богам много тысячелетий назад.

Удивительная история Древнего Египта: всё самое интересное о стране фараонов

В незапамятные времена на территории современного Египта в долине Нила возникла цивилизация, оставившая после себя множество тайн и загадок. Она и сейчас привлекает к себе внимание исследователей и обывателей своим колоритом, своей необычностью и богатым наследием.

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства — Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.


Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства — они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.


Иероглифы древних египтян

Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии — то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Читайте также:  Лексика срля с точки зрения происхождения

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная Клеопатра VII Филопатор.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.


Фараонам поклонялись словно божествам

На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.


Скульптура Рамзеса II

Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.


Самая древняя пирамида — пирамида Джосера

В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.


Так оформлено условное место для Хатшепсут в экспозиции «Званый ужин»

Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.


Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.


Так выглядит одна из скульптур Клеопатры (впрочем, точной информации о её внешнем облике у нас нет)

И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.


Три пирамиды на плато Гиза: вид сверху

Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса. Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато — пирамида Хефрена, сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м 2 , , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида — пирамида фараона Микерина — была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём — 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса — статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно — насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра — ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.


До сих пор не ясно, кто именно создал Большого сфинкса

Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.


Суд бога Озириса

Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни — одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми — вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко — среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий — была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.


Богатые египтянки носили многочисленные украшения и замысловатые головные уборы

Некоторые профессии в древнегреческом обществе — воин, чиновник, жрец — наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью — это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.


Мумификация в Египте была вполне обычным делом

Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей — он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.


Женщины в древнеегипетском обществе обладали практически такими же правами, как мужчины

Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны». Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце — этот обычай у них потом переняли греки и римляне.


Традиция носить обручальные кольца на безымянном пальце пришла к нам именно из Древнего Египта

Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6018782/page:3/
  • http://www.nastroy.net/post/istoriya-egipta-s-drevneyshih-vremen-do-nashih-dney
  • http://knowhistory.ru/journal/drevniy-egipet