Меню Рубрики

Исторической науке существуют различные точки зрения

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже представлена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Историк С.М. Соловьёв в своём исследовании Семибоярщины отмечал, что «по свержении Шуйского некому было стать или считаться в главе правительства, кроме Думы боярской, которой и принесли присягу», то есть, по его мнению, ни один русский аристократический род не мог претендовать на трон.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

в подтверждение, например:

  1. ни один знатный род России не имел явных заслуг, благодаря которым он мог бы претендовать на трон;
  2. выбрать кого-либо на трон означало спровоцировать продолжение Смуты, так как претендентов, желающих вступить в борьбу, было достаточно;
  3. бояре оказались единственной силой, способной эффективно управлять страной;
  4. Боярская дума была реально действующим законным органом власти, проводить выборы в условиях действия под Москвой отрядов самозванца было невозможно;
  5. авторитет царской власти из-за событий Смуты резко упал;
  6. выборы нового царя только москвичами не были бы признаны страной;

в опровержение, например:

  1. решение было ошибочным, отсутствие монарха противоречило устоявшейся традиции, и Боярской думе (Семибоярщине) вскоре пришлось искать царя в Польше;
  2. в России были боярские роды, которые вели родословную от Рюриковичей и обладали большим авторитетом и поддержкой, но Семибоярщина стремилась к собственной выгоде, к собственному правлению, поэтому не допустила новых выборов царя;
  3. достойные кандидаты были, например князь Милославский, но бояре намеренно не допустили избрания русского царя, так как считали политически выгодным для страны искать поддержки у польского короля;
  4. уже в 1610 г. имелась значительная группа сторонников избрания на трон представителя рода Романовых, противники не могли допустить Романовых к власти.

Могут быть приведены другие аргументы.

Подготовьтесь к ЕГЭ по обществознанию, математике, русскому онлайн на 85+ за 2 месяца

Запись на стене

*НА ЗАДАНИЕ 10 МИНУТ*

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Коллективизация была необходима для осуществления в стране индустриализации, принесённые жертвы окупились результатами экономического развития».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её . При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

1.Была уничтожена прослойка наиболее трудолюбивых и предприимчивых селян.
2.Исчезла заинтересованность крестьян в результате их труда.
4.После проведения коллективизации голод охвати обширные хлебородные районы (1932-1933).
Плюсы:
1.На вырученные средства закупались станки и оборудование для возводившихся гигантов.

2.Увеличилось число тракторов и комбайнов,повысилась урожайность.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Быстрое восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны было обеспечено преимуществами социалистического строя».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её

Ответ запишите в следующем виде
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Anniiion 2 недели назад

Ответ:

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

— социалистическая индустриализация, проведённая накануне войны, способствовала быстрому восстановлению экономики;

— плановое развитие экономики позволило чётко скоординировать восстановительные мероприятия;

— единая идеология и умелая пропагандистская деятельность партийнохозяйственного руководства обеспечивали мобилизацию сил на восстановление экономики, способствовали подъёму трудового энтузиазма;

2) в опровержение, например:

— значительным вкладом стали полученные от Германии технологии и репарации;

— при восстановлении народного хозяйства широко использовался труд заключённых, репатриированных лиц и военнопленных;

— приоритетно развивалась тяжёлая промышленность, ориентированная на производство военной продукции.

Исторической науке существуют различные точки зрения

  • Главная
  • ОГЭ. Теория
  • Задание 3
  • Точки зрения
  • ЕГЭ. История. Задание № 24.Точки зрения. Экономика Древней Руси — натуральное хозяйство
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

Пётр I Великий

Оценка деятельности. Различные точки зрения

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Точки зрения на правление Петра I

Деятельность Петра I ещё при жизни по-разному оценивалась его современниками. И после смерти Петра не продолжали утихать споры. Одни называли его великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу. Другие обвиняли в попрании традиций, обычаев, в разрушении национальной самобытности. Но одно несомненно — это была сильная, яркая личность, оставившая весомый след в истории России, страны, которую он так преданно любил. Велик Пётр , велики его дела!

Вопросы, по которым возникают споры

Была ли деятельность Петра 1 подготовлена всем предыдущим ходом развития России?

Реформы Петра — это только реакция на изменившуюся внешнюю обстановку или они были объективно необходимы стране?

Насколько цели преобразований соответствовали тем огромным жертвам, которые были принесены во время их проведения?

Историки 18 в.- (В.Татищев, И.Голиков, П. Шафиров и др.) видели в Петре 1 идеального монарха.

С.Соловьёв назвал в своих трудах Петра I «величайшим историческим деятелем», наиболее полно воплотившем дух народа. Он считал , что все преобразования- результат активной, кипучей деятельности Петра I.

В.Ключевский отмечал, что программа преобразований была « начертана людьми 17 века», однако направлялась она условиями петровского времени, была необходима и неотложна в то время.

А.Герцен называл период петровских преобразований « цивилизацией с кнутом в руке»

Н.Карамзин, Н.Щербатов обвиняли царя в « ужасах самовластия»,в нарушении традиций.

П.Милюков, отрицательно оценивая преобразования Петра I, отмечал, что страна вошла в число европейских стран «ценой разорения».

Славянофилы были уверены, что у России свой путь развития, а Пётр I свернул с него.

Сочетание положительных и отрицательных оценок

    В советское время историки называли Петра I выдающимся историческим деятелем. Однако отмечали, что его преобразования усилили классовую борьбу, так как проводились насильственно, с использованием труда огромного количества крестьян.

    Многие современные учёные, положительно оценивая реформы Петра I, подчёркивали, что они проводились сверху, часто при сопротивлении широких слоёв общества(Н.Павленко, К.Анисимов).

    Примеры заданий № 39 с приблизительными ответами на них.

    Пример № 1

    Ниже приведены две точки зрения на преобразования Петра I:

      Преобразования Петра I были подготовлены всем предыдущим развитием страны.

      В 17 веке не проводились такие масштабные реформы, не было предпосылок для них. Все инновации были проведены только Петром I.

      Аргументы при выборе первой точки зрения:

        Изменения в социальной структуре общества: отмена местничества, сближение поместий с вотчинами, увеличение числа служилых людей

        Бурное развитие экономики: появление первых мануфактур, протекционизм в торговле.

        Появление полков нового строя, модернизация армии

        Изменения в быту, культуре, её обмирщение.

        Аргументы при выборе второй точки зрения

          Россия в экономическом отношении значительно отставала от стран Запада.

          Результаты внешней политики были достаточно скромными, не было выхода ни к Чёрному, ни к Балтийскому морю.

          Мануфактур было очень мало, развитие их шло медленно.

          Серьёзных изменений в государственном аппарате не происходило.

          Быт, уклад жизни оставался патриархальным.

          Пример № 2

          В исторической науке существуют различные точки зрения на реформы Петра I.Вот одна из них.

          «Ре­фор­ма Петра была не­из­беж­на, но он со­вер­шил её путём страш­но­го на­си­лия над на­род­ной душой и на­род­ны­ми ве­ро­ва­ни­я­ми».

          Приведите два примера, которые подтверждают данную точку зрения, и два — опровергают её.

          Аргументы в подтверждение:

            Реформы проводились насильственно, многое буквально насаждалось в обществе

            Многие национальные устои быта и культуры были разрушены

            Церковь стала полностью зависеть от государства

            Значительно снизился уровень жизни большей части населения, погибли многие тысячи людей.

            Аргументы в опровержение:

              Реформы Петра I отражали объективную необходимость России того времени

              Стране была необходима сильная армия, флот, чтобы укрепить международное положение

              Старый государственный аппарат изжил себя, нужны были новые органы государственной и местной власти, которые стали бы способны решать возникшие проблемы

              Реформы привели к развитию экономики, повсеместному открытию мануфактур, увеличению производства

              Россия смогла выйти к Балтийскому морю, тем самым не только «прорубив окно в Европу» для торговых отношений, но и обретя статус великой европейской державы.

              Заложены основы светской культуры и образования.

              Пример № 3

              Ниже приведена точка зрения на реформы Петра I.

              «Ре­фор­мы Петра I при­ве­ли к со­зда­нию усло­вий для раз­ви­тия в Рос­сии вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ной круп­ной про­мыш­лен­но­сти».

              Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

              Аргументы в подтверждение

                При Петре 1 было построено много мануфактур и заводов, которые удовлетворяли потребности общества, в первую очень в снабжении армии и флота всем необходимым.

                Были построены оружейные заводы ( в Туле, Олонецком крае, Сестрорецке), пороховые ( в Петербурге и под Москвой), кожевенные и текстильные фабрики ( в Казани, Москве, Ярославле). Начали в России производить бумагу, цемент, была построена сахарная фабрика и многое другое.

                Продолжалось освоение Урала

                Активно велась геологоразведовательная деятельность по открытию новых месторождений полезных ископаемых.

                Аргументы в опровержение

                  Строительство мануфактур и фабрик велось насильственными методами, не хватало рабочих рук в условиях крепостнической системы, целые деревни приписывали к фабрикам, насильно заставляя их таким образом отрабатывать подати. Часто на заводы направляли работать преступников и нищих, производительность труда которых была невысока.

                  По указу 1721 года появились посессионные крестьяне, которые становились собственностью заводов и фабрик, условия труда были тяжёлыми, увеличилась смертность.

                  Пример №4

                  Существует оценка влияния деятельности Петра I на последующее развитие России.

                  «Рос­сий­ское го­су­дар­ство и об­ще­ство в по­сле­пет­ров­ское время (вто­рая чет­верть-вто­рая по­ло­ви­на XVIII в.) пол­но­стью со­хра­ни­ло то внут­ри­по­ли­ти­че­ское и со­ци­аль­ное «на­след­ство», ко­то­рое оста­вил после себя Петр Ве­ли­кий»

                  Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и не менее двух ар­гу­мен­тов, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

                  Аргументы в подтверждение

                    До конца 18 века сохранилась созданная Петром I система передачи власти

                    В основном система государственной власти оставалась такой, какой она была при Петре I

                    Усилилась эксплуатация крестьянства, оно продолжало оставаться бесправной частью населения.

                    Сохранилась и даже усилилась зависимость церкви от государства.

                    Аргументы в опровержение

                      После Петра I усилилась зависимость царей от придворных и гвардейских группировок, так как большей частью они возводились на престол с их помощью.

                      Утратил свою силу указ « О единонаследии».

                      Дворянство превратилось в привилегированное сословие, и служба их не стала обязательной.

                      Началась частичная либерализация экономики. Так были ликвидированы сословные ограничения на занятия промыслами и предпринимательской деятельностью.

                      Пример №5

                      Ниже приведена точка зрения на реформы, проводимые Петром I.

                      «Про­во­дя свои ре­фор­мы, Пётр I за­им­ство­вал сло­жив­ши­е­ся в За­пад­ной Ев­ро­пе формы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства (эко­но­ми­ки), спо­со­бы ор­га­ни­за­ции армии и го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты (ор­га­ны управ­ле­ния и власт­ные струк­ту­ры) ».

                      Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

                      Аргументы в подтверждение

                        По примеру Запада в России учреждены коллегии

                        Развитие мануфактур во многом имело сходство с западными образцами. Часто привлекались иностранные специалисты с их знаниями и опытом.

                        Введение губернаторов и магистратур тоже проводилось по примеру Запада.

                        Рекрутские наборы — сложившаяся система комплектования армий на Западе. Это тоже перенял Пётр I.

                        Аргументы в опровержение

                          Сохранён монархический строй, абсолютистская власть усилена.Это было отличием от Запада, где появлялись первые признаки демократизации, свободы.

                          Велика роль государства в экономике, Пётр I поддерживал отечественных производителей и торговцев. На Западе более развиты признаки рыночной экономики, вмешательство государства в экономику было более слабым.

                          Исторической науке существуют различные точки зрения

                          17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

                          14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

                          13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

                          12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

                          25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

                          − Учитель Думбадзе
                          из школы 162 Кировского района Петербурга.

                          Наша группа ВКонтакте
                          Мобильные приложения:

                          В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке,

                          на пе­ри­од дворцовых пе­ре­во­ро­тов в Рос­сии в XVIII в.

                          Ряд ис­то­ри­ков (В. О. Ключевский, С. М. Соловьёв, С. Ф. Пла­то­нов и др.) рас­смат­ри­вали период дворцовых переворотов как зна­чи­тель­ный шаг назад в раз­ви­тии государственности.

                          Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и два ар­гу­мен­та, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых Вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

                          Читайте также:  Как черный чай влияет на зрение

                          Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде. Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

                          Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

                          Правильный ответ дол­жен содержать сле­ду­ю­щие элементы:

                          Аргументы в подтверждение

                          при вы­бо­ре первой точки зре­ния могут быть при­ве­де­ны следующие аргументы:

                          — по­ли­ти­че­ская нестабильность, воз­ник­шая в ре­зуль­та­те принятия Пет­ром I указа о на­сле­до­ва­нии престола;

                          — борь­ба за власть между раз­лич­ны­ми группировками дво­рян­ства и ро­до­ви­той знати;

                          — шесть цар­ству­ю­щих особ в этот пе­ри­од получили пре­стол в ре­зуль­та­те дворцовых ин­триг или переворотов;

                          — за­си­лье иностранцев — «бироновщина»;

                          — уси­ле­ние роли фаворитов-временщиков;

                          — от­сут­ствие серьёзных реформ;

                          Аргументы в опровержение:

                          — внеш­няя политика этого пе­ри­о­да отвечала на­ци­о­наль­ным интересам го­су­дар­ства и обес­пе­чи­ва­ла безопасность рос­сий­ских границ;

                          — укреп­ля­лось международное вли­я­ние России;

                          — даль­ней­шее развитие по­лу­чи­ли образование, наука, куль­ту­ра (был от­крыт Московский университет, со­зда­на Академия художеств);

                          — от­ме­не­ны внутренние та­мо­жен­ные пошлины;

                          — были до­стиг­ну­ты определённые успе­хи в раз­ви­тии экономики.

                          Могут при­ве­де­ны другие аргументы

                          Но разве указ о престолонаследии был издан не Павлом I? По моему мнению, здесь допущена ошибка.

                          Исторической науке существуют различные точки зрения

                          17 апреля Кратко о специальной теории относительности.

                          14 апреля Вариант резервного дня ЕГЭ по математике.

                          13 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по физике.

                          12 апреля Вариант досрочного ЕГЭ по информатике.

                          25 декабря На нашем сайте размещён курс русского языка Людмилы Великовой.

                          − Учитель Думбадзе
                          из школы 162 Кировского района Петербурга.

                          Наша группа ВКонтакте
                          Мобильные приложения:

                          В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке на при­чи­ны воз­вы­ше­ния Моск­вы в XIV в.:

                          Ис­то­рик С. М. Со­ло­вьев полагал, что глав­ным фак­то­ром было вы­год­ное гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние Москвы.

                          Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

                          Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

                          Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

                          Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

                          Правильный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие элементы:

                          Аргументы в подтверждение.

                          при вы­бо­ре пер­вой точки зре­ния может быть указано, что:

                          — Москва действительно имела выгодное географическое положение, так как была расположена по дороге переселенцев с юга, посредине между Киевской землей, с одной стороны, и Владимиро-Суздальской — с другой, а также через Москву проходили важные торговые пути, такие как Волжский торговый путь, торговый путь от Москвы к Белому морю.

                          — Москва обладала плодородными землями и хорошими условиями для развития ремесла и сельского хозяйства, поэтому, в частности Иван Красный, переманивал ремесленников и бояр, давал им земли и селил под Москвой, выгодное географическое положение способствовало становлению Москвы как ремесленного центра.

                          — Москва находилась в центральной части Руси и была удалена от границ, а к тому же была защищена от набегов ордынских отрядов лесами и реками.

                          — В связи с набегами монголо-татар Южная Русь была сильно разграблена, что вызвало приток населения от границ к центральной части Руси, а именно к Москве, так как она находилась по пути.

                          Аргументы в опровержение

                          — Грамотная политика московских князей, делавших ставку на союз с ордой, позволила Москве укрепить свой авторитет и заручиться поддержкой монголо-татар в борьбе с Тверью за объединение Руси, в то время как Тверь проводила антиордынскую политику.

                          — В 1327 году произошло антиордынское восстание в Твери, которое было подавлено с помощью Ивана Калиты. Он получил за это в 1332 году ярлык на великое княжение и право самостоятельно собирать дань, что привело к отмене ямной повинности, а также право сбора дани позволило московским князьям сосредоточить в своих руках большие материальные средства, которые они использовали для расширения и укрепления своих владений.

                          — В 1320-ые годы произошел перенос кафедры митрополита из Владимира в Москву, что сделало Москву духовным центром Руси и стало одним из важнейших факторов возвышения Москвы.

                          — Проведение Москвой независимой политики, её попытки отказаться от уплаты дани, способствовали тому, что удалось объединить земли в борьбе с Ордой и возглавить русские войска в битве на реке Воже в 1378 году и в Куликовской битве в 1380 году.

                          В исторической науке существует дискуссионные проблемы по которым высказываются различные часто противоречивые точки

                          Ответ или решение 1

                          Раздробленность Древнерусского государства имела как отрицательные так и положительные последствия.

                          К первым относятся:

                          1. Раскол общего государства привёл к отсутствию единой армии и соответственно трудностям в защите земель.

                          2. Князья воевали друг с другом за спорные земли, население там постоянно грабилось, что вело к его обнищанию.

                          Ко вторым относятся:

                          1. Небольшими по территории княжествами удобней управлять, что способствовало к установлению порядка.

                          2. Развивались города которые не платили налоги в столицу, такие как Псков, Галич и др.

                          Исторической науке существуют различные точки зрения

                          • Главная
                          • ОГЭ. Теория
                          • Задание 3
                          • Точки зрения
                          • ЕГЭ. История. Задание № 24.Точки зрения. Экономика Древней Руси — натуральное хозяйство
                          Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

                          Пётр I Великий

                          Оценка деятельности. Различные точки зрения

                          То академик, то герой,

                          То мореплаватель, то плотник,

                          Он всеобъемлющей душой

                          На троне вечный был работник.

                          Точки зрения на правление Петра I

                          Деятельность Петра I ещё при жизни по-разному оценивалась его современниками. И после смерти Петра не продолжали утихать споры. Одни называли его великим реформатором, который превратил Россию в крупную и сильную европейскую державу. Другие обвиняли в попрании традиций, обычаев, в разрушении национальной самобытности. Но одно несомненно — это была сильная, яркая личность, оставившая весомый след в истории России, страны, которую он так преданно любил. Велик Пётр , велики его дела!

                          Вопросы, по которым возникают споры

                          Была ли деятельность Петра 1 подготовлена всем предыдущим ходом развития России?

                          Реформы Петра — это только реакция на изменившуюся внешнюю обстановку или они были объективно необходимы стране?

                          Насколько цели преобразований соответствовали тем огромным жертвам, которые были принесены во время их проведения?

                          Историки 18 в.- (В.Татищев, И.Голиков, П. Шафиров и др.) видели в Петре 1 идеального монарха.

                          С.Соловьёв назвал в своих трудах Петра I «величайшим историческим деятелем», наиболее полно воплотившем дух народа. Он считал , что все преобразования- результат активной, кипучей деятельности Петра I.

                          В.Ключевский отмечал, что программа преобразований была « начертана людьми 17 века», однако направлялась она условиями петровского времени, была необходима и неотложна в то время.

                          А.Герцен называл период петровских преобразований « цивилизацией с кнутом в руке»

                          Н.Карамзин, Н.Щербатов обвиняли царя в « ужасах самовластия»,в нарушении традиций.

                          П.Милюков, отрицательно оценивая преобразования Петра I, отмечал, что страна вошла в число европейских стран «ценой разорения».

                          Славянофилы были уверены, что у России свой путь развития, а Пётр I свернул с него.

                          Сочетание положительных и отрицательных оценок

                            В советское время историки называли Петра I выдающимся историческим деятелем. Однако отмечали, что его преобразования усилили классовую борьбу, так как проводились насильственно, с использованием труда огромного количества крестьян.

                            Многие современные учёные, положительно оценивая реформы Петра I, подчёркивали, что они проводились сверху, часто при сопротивлении широких слоёв общества(Н.Павленко, К.Анисимов).

                            Примеры заданий № 39 с приблизительными ответами на них.

                            Пример № 1

                            Ниже приведены две точки зрения на преобразования Петра I:

                              Преобразования Петра I были подготовлены всем предыдущим развитием страны.

                              В 17 веке не проводились такие масштабные реформы, не было предпосылок для них. Все инновации были проведены только Петром I.

                              Аргументы при выборе первой точки зрения:

                                Изменения в социальной структуре общества: отмена местничества, сближение поместий с вотчинами, увеличение числа служилых людей

                                Бурное развитие экономики: появление первых мануфактур, протекционизм в торговле.

                                Появление полков нового строя, модернизация армии

                                Изменения в быту, культуре, её обмирщение.

                                Аргументы при выборе второй точки зрения

                                  Россия в экономическом отношении значительно отставала от стран Запада.

                                  Результаты внешней политики были достаточно скромными, не было выхода ни к Чёрному, ни к Балтийскому морю.

                                  Мануфактур было очень мало, развитие их шло медленно.

                                  Серьёзных изменений в государственном аппарате не происходило.

                                  Быт, уклад жизни оставался патриархальным.

                                  Пример № 2

                                  В исторической науке существуют различные точки зрения на реформы Петра I.Вот одна из них.

                                  «Ре­фор­ма Петра была не­из­беж­на, но он со­вер­шил её путём страш­но­го на­си­лия над на­род­ной душой и на­род­ны­ми ве­ро­ва­ни­я­ми».

                                  Приведите два примера, которые подтверждают данную точку зрения, и два — опровергают её.

                                  Аргументы в подтверждение:

                                    Реформы проводились насильственно, многое буквально насаждалось в обществе

                                    Многие национальные устои быта и культуры были разрушены

                                    Церковь стала полностью зависеть от государства

                                    Значительно снизился уровень жизни большей части населения, погибли многие тысячи людей.

                                    Аргументы в опровержение:

                                      Реформы Петра I отражали объективную необходимость России того времени

                                      Стране была необходима сильная армия, флот, чтобы укрепить международное положение

                                      Старый государственный аппарат изжил себя, нужны были новые органы государственной и местной власти, которые стали бы способны решать возникшие проблемы

                                      Реформы привели к развитию экономики, повсеместному открытию мануфактур, увеличению производства

                                      Россия смогла выйти к Балтийскому морю, тем самым не только «прорубив окно в Европу» для торговых отношений, но и обретя статус великой европейской державы.

                                      Заложены основы светской культуры и образования.

                                      Пример № 3

                                      Ниже приведена точка зрения на реформы Петра I.

                                      «Ре­фор­мы Петра I при­ве­ли к со­зда­нию усло­вий для раз­ви­тия в Рос­сии вы­со­ко­про­из­во­ди­тель­ной круп­ной про­мыш­лен­но­сти».

                                      Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

                                      Аргументы в подтверждение

                                        При Петре 1 было построено много мануфактур и заводов, которые удовлетворяли потребности общества, в первую очень в снабжении армии и флота всем необходимым.

                                        Были построены оружейные заводы ( в Туле, Олонецком крае, Сестрорецке), пороховые ( в Петербурге и под Москвой), кожевенные и текстильные фабрики ( в Казани, Москве, Ярославле). Начали в России производить бумагу, цемент, была построена сахарная фабрика и многое другое.

                                        Продолжалось освоение Урала

                                        Активно велась геологоразведовательная деятельность по открытию новых месторождений полезных ископаемых.

                                        Аргументы в опровержение

                                          Строительство мануфактур и фабрик велось насильственными методами, не хватало рабочих рук в условиях крепостнической системы, целые деревни приписывали к фабрикам, насильно заставляя их таким образом отрабатывать подати. Часто на заводы направляли работать преступников и нищих, производительность труда которых была невысока.

                                          По указу 1721 года появились посессионные крестьяне, которые становились собственностью заводов и фабрик, условия труда были тяжёлыми, увеличилась смертность.

                                          Пример №4

                                          Существует оценка влияния деятельности Петра I на последующее развитие России.

                                          «Рос­сий­ское го­су­дар­ство и об­ще­ство в по­сле­пет­ров­ское время (вто­рая чет­верть-вто­рая по­ло­ви­на XVIII в.) пол­но­стью со­хра­ни­ло то внут­ри­по­ли­ти­че­ское и со­ци­аль­ное «на­след­ство», ко­то­рое оста­вил после себя Петр Ве­ли­кий»

                                          Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те не менее двух ар­гу­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих дан­ную оцен­ку, и не менее двух ар­гу­мен­тов, опро­вер­га­ю­щих её. Ука­жи­те, какие из при­ведённых вами ар­гу­мен­тов под­твер­жда­ют дан­ную точку зре­ния, а какие опро­вер­га­ют её.

                                          Аргументы в подтверждение

                                            До конца 18 века сохранилась созданная Петром I система передачи власти

                                            В основном система государственной власти оставалась такой, какой она была при Петре I

                                            Усилилась эксплуатация крестьянства, оно продолжало оставаться бесправной частью населения.

                                            Сохранилась и даже усилилась зависимость церкви от государства.

                                            Аргументы в опровержение

                                              После Петра I усилилась зависимость царей от придворных и гвардейских группировок, так как большей частью они возводились на престол с их помощью.

                                              Утратил свою силу указ « О единонаследии».

                                              Дворянство превратилось в привилегированное сословие, и служба их не стала обязательной.

                                              Началась частичная либерализация экономики. Так были ликвидированы сословные ограничения на занятия промыслами и предпринимательской деятельностью.

                                              Пример №5

                                              Ниже приведена точка зрения на реформы, проводимые Петром I.

                                              «Про­во­дя свои ре­фор­мы, Пётр I за­им­ство­вал сло­жив­ши­е­ся в За­пад­ной Ев­ро­пе формы ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ства (эко­но­ми­ки), спо­со­бы ор­га­ни­за­ции армии и го­су­дар­ствен­ные ин­сти­ту­ты (ор­га­ны управ­ле­ния и власт­ные струк­ту­ры) ».

                                              Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

                                              Аргументы в подтверждение

                                                По примеру Запада в России учреждены коллегии

                                                Развитие мануфактур во многом имело сходство с западными образцами. Часто привлекались иностранные специалисты с их знаниями и опытом.

                                                Введение губернаторов и магистратур тоже проводилось по примеру Запада.

                                                Рекрутские наборы — сложившаяся система комплектования армий на Западе. Это тоже перенял Пётр I.

                                                Аргументы в опровержение

                                                  Сохранён монархический строй, абсолютистская власть усилена.Это было отличием от Запада, где появлялись первые признаки демократизации, свободы.

                                                  Велика роль государства в экономике, Пётр I поддерживал отечественных производителей и торговцев. На Западе более развиты признаки рыночной экономики, вмешательство государства в экономику было более слабым.

                                                  Читайте также:  Может ли из за всд ухудшится зрение

                                                  Ответы к зачету

                                                  Специфика истории как науки. Проблема достижения объективной истины в исторической науке.

                                                  Прежде чем приступать к изучению истории как науки и говорить о ее специфике, следует задуматься: какой смысл мы вкладываем в слово история?

                                                  С одной стороны, историей называется реальный процесс жизни людей, совершающийся каждую минуту и с каждой минутой уходящий в прошлое. С другой стороны, историей называется наука, которая изучает этот процесс. В бытовом языке историей называется какая-либо ситуация, случившаяся в жизни, рассказанная или описанная в литературе. Историей может называться учебная дисциплина, изучаемая в школе или в вузе. Существуют и другие значения слова «история».

                                                  Нас чаще всего будет интересовать значение этого слова в двух смыслах: история как процесс и история как наука.

                                                  Существует еще термин «историография». Раньше историографией называли саму историческую науку (от буквального перевода слова «историография» – описание истории). В настоящее время термин имеет более точное значение. Он обозначает историю исторической науки.

                                                  Например, если мы говорим об истории 1917 года, то речь должна идти о том, какие события произошли в этом году, как их можно объяснить, каковы были их причины и последствия и т.п. Если мы говорим об историографии 1917 года, то она предполагает рассказ о том, как история 1917 года освещалась в исторической литературе разных лет, разных стран, написанных с разных позиций и т.п., то есть, как развивалась история изучения истории 1917 года.

                                                  В то же время термин «историография» может встречаться и в смысле «историческая литература». К примеру, когда употребляется выражение «историография таких-то годов» или «историография такого-то вопроса», то имеется в виду историография в смысле историческая литература.

                                                  Выяснив, что означает термин «история», зададимся вопросом, чем история, гуманитарная наука, отличается от других гуманитарных наук?

                                                  История изучает человеческое общество. Но общество изучают и другие науки, например, социология, политология, экономические науки и др. Для того, чтобы понять отличие истории от других разделов обществоведения, необходимо ввести понятия «объект» и «предмет» науки.

                                                  Объектом изучения общественных наук является общество. Предметом изучения является та часть, та сторона общества, которая изучается непосредственно данной наукой. Так, социология изучает общие закономерности функционирования общества, политология – функционирование политической системы общества, но при этом и та, и другая науки предусматривают некое абстрактное и статичное общество. История же изучает особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер общества, но все это – применительно к конкретному обществу в прошлом и в развитии.

                                                  Выяснив, что такое историческая наука и чем она отличается от других наук об обществе, отметим, что любая наук стремится достичь того, что называется объективной истиной. Этим термином обозначают содержание наших знаний и представлений, которое не зависит ни от человека (его мировоззрения, взглядов, пристрастий), ни от человечества. По этому поводу даже существует теория, согласно которой достижение объективной истины есть процесс, а не результат.

                                                  Как обстоит дело с достижением объективной истины в исторической науке? Эта проблема, актуальная для любой науки, для истории является особенно сложной.

                                                  В чем причины этого?

                                                  Во-первых, это связано с особенностями взаимоотношения исторической науки и характера общества, в котором она функционирует. История, как и все науки об обществе, зависит от общества. По этому поводу даже существует выражение: «Каково общество, таково и обществоведение». Можно выделить, по крайней мере, два типа отношений общества и науки об обществе. Если общество демократическое, исповедующее либеральную политическую культуру, то оно позволяет существовать различным точкам зрения, в том числе и в науке. В таком обществе отсутствует государственная идеология, под которую должны подгоняться все данные научных исследований, отсутствует монополия на истину. Собственно говоря, только в таких условиях, предполагающих широкий спектр мнений и научный, а не идеологический спор между различными точками зрения и можно говорить о существовании истории как науки. Что же касается тоталитарного общества, предполагающего контроль правящей элиты над всеми сферами жизни, включая духовную, то история будет чувствовать себя в нем совсем по-другому.

                                                  Классический пример функционирования истории в тоталитарном обществе обрисовал в своем знаменитом романе-антиутопии «1984» писатель Джордж Оруэлл. В романе выведено настолько законченное тоталитарное общество, что он с полным правом может служить учебником по тоталитаризму. Главный герой романа, Уинстон Смит, служит в учреждении, именуемом Министерством правды. (Оруэлл показывает, как тоталитарный режим извращает сущность понятий: «Министерство правды» в его романе фабрикует ложь и фальсифицирует историю, «Министерство любви» – не что иное, как карательный орган политического сыска). Придя на работу, Смит обнаруживает сообщение, что такой-то политический деятель распылен. Этим жутковатым термином обозначалось то, что у нас называлось репрессирован. Но в романе от распыленного персонажа вообще не должно остаться никаких следов – словно он и не существовал никогда. И вот главный герой по долгу службы разыскивает все газеты, книги и другую печатную продукцию, где упоминается имя несуществующего теперь человека. Вместо публикацией с его упоминанием он придумывает другие, где данного лица уже нет. Затем старые газеты и книги уничтожаются, а вместо них печатаются новые «старые» газеты и книги, которые затем вставляются в подшивки и водружаются на полки библиотек. Все. Прежнего героя больше нет, история приведена в полное соответствие с требованиями текущего момента. То же происходит и в других ситуациях. Например, описанная в романе страна попеременно воевала то с одним своим соседом в союзе с другим, то наоборот. В зависимости от изменения внешнеполитической и военной ситуации вся история переписывалась таким образом, чтобы люди считали, что сегодняшний союзник был союзником всегда, а война всегда велась с тем противником, с которым она ведется в настоящее время.

                                                  Таким образом, если демократическое общество позволяет существовать различным точкам зрения в исторической науке, не навязывает ей заранее подготовленные ответы, считающиеся единственно правильными, и предоставляет возможность решать научные проблемы научным путем, то в тоталитарном обществе история становится пропагандой, служанкой идеологии, всем, чем угодно – только не наукой. О существовании истории как науки в тоталитарном обществе говорить нельзя, потому что нельзя говорить об исторической науке в ситуации, когда история постоянно переписывается в связи с изменением политической конъюнктуры, когда она подгоняет фактический материал под заранее подготовленные концепции, когда существование разных точек зрения (нормальное условие функционирования любой науки) объявляется вредным, а считающаяся правильной единственная точка зрения становится таковой не в результате споров в ученом сообществе и весомой аргументации, а по решению «сверху».

                                                  Так как в Советском Союзе существовал тоталитарный режим, то можно привести многочисленные примеры превращения истории в нашей стране из науки в служанку идеологии. Например, в 30-е годы в СССР вышла в свет книга «История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Для многих поколений советских людей эта книга стала единственным учебником по истории в вузах, школах, сети политического просвещения и т.п. Отступления от оценок, данных в «Кратком курсе», были невозможны. Одновременно с выходом этой книги было издано постановление ЦК ВКП(б) об организационных и пропагандистских мероприятиях в связи с публикацией краткого курса истории ВКП(б). В нем, в частности, говорилось, что наконец-то множественность точек зрения на историю сменилось единственно правильным взглядом. Выход подобной книги, подкрепленной всей мощью государственной идеологической машины, и подобного постановления означали конец истории как науки в нашей стране. Об этом свидетельствует признание различных взглядов в науке аномалией и стремление сверху установить некую истину, под которую теперь нужно было подгонять все исторические исследования. Отступление от этой «истины» жестоко каралось. В этой ситуации история уже не должна была решать научные проблемы, а была призвана всего лишь иллюстрировать заранее известные выводы. Понятно, что в такой ситуации говорить об истории как о науке не приходится.

                                                  Положение с исторической наукой в нашей стране во многом напоминало ситуацию, изображенную у Оруэлла. Разумеется, в нашей стране не было таких технических средств, которые позволяли бы постоянно печатать новые «старые» книги и газеты. Роман Оруэлла – антиутопия, и в нем по определению присутствует момент фантастики. Но суть описанного Оруэллом, с поправкой на наши реальные условия и возможности правящего режима, происходила. В нашей стране правящий режим также постоянно репрессировал государственных деятелей и стремился стереть из памяти людей память о них. Вот пример из реальной педагогической практики. Получено известие о том, что, к примеру, какой-нибудь очередной герой революции и гражданской войны оказался «врагом народа». В класс входит учительница. «Дети, – говорит она, – откройте учебник истории, найдите портрет такого-то и зачеркните (или вырежьте, или заклейте). Он враг народа». И дети зачеркивали, вырезали, заклеивали. Еще один пример подобного рода. После разоблачения Берии подписчики Большой Советской Энциклопедии получили от издательства письмо с просьбой вырезать из тома на букву «Б» статью о нем и на ее место вклеить другую, дополнительную статью, которую издательство любезно разослало подписчикам. Нельзя не отметить существование так называемого «спецхрана», куда попадали все архивные материалы и вся литература, которая по политическим и идеологическим причинам считалась вредной и опасной для рядового гражданина. Масштабы засекречивания информации достигали гигантских размеров. Даже академики или доктора исторических наук не могли получить доступ ко многим архивным материалам, попавшим в «спецхран».

                                                  Итак, во-первых, сложность достижения объективной истины в исторической науке объясняется ее зависимостью от общества, от характера общественно-политического строя, от политического режима. Во-вторых, отмеченная сложность объясняется спецификой самой исторической науки.

                                                  История отличается от других наук очень сложным предметом исследования. Признавая сложность технических, естественных и других наук, нельзя не согласиться, что самым сложным в этом мире является человек и отношения между людьми, а ведь именно это, применительно к прошлому, изучает история.

                                                  Кроме того, в истории (во всех аспектах этого слова, имеющих отношение к науке) присутствует сильно развитый субъективный фактор. Рассмотрим это подробнее. Если схематически представить процесс воссоздания истории, то можно выделить следующие три уровня:

                                                  история как процесс, происходящий каждую секунду и каждую секунду уходящий в прошлое;

                                                  исторические источники как своеобразный «мостик» между прошлым и будущим. Подробнее об исторических источниках будет сказано ниже. Сейчас отметим, что историческими источниками называется все, что может дать представление о жизни людей в прошлом. Познание прошлого всегда не прямое, а опосредованное, то есть осуществляемое посредством чего-либо, чем и являются исторические источники;

                                                  деятельность самого историка, приводящая к воссозданию истории как процесса, то есть историческая наука.

                                                  Нетрудно убедиться, что на каждом из этих трех уровней история представляет собой сложное сочетание объективного и субъективного факторов. Например, большинство исследователей исходят из того, что история как процесс развивается по своим собственным, не зависящим от человека, то есть объективным законам. (Другое дело, что нет единства взглядов на то, в чем заключаются эти объективные законы. Одни авторы находят их в материальном производстве, другие – в религии и т.д.). В то же время реально в истории действуют только люди, следовательно, объективные законы истории могут реализоваться только через действия людей. Иными словами, объективные законы истории действуют как тенденции, и люди могут либо затормозить, либо ускорить эти тенденции. Исторические источники несут на себе печать эпохи, и в этом смысле они носят объективный характер. В то же время они не являются истиной в последней инстанции, а создаются людьми, которые вольно или невольно вкладывают в исторический источник свои взгляды, пристрастия, а часто вполне сознательно создают их для определенных целей (это касается письменных источников). В этом смысле источники несут на себе отпечаток сильного субъективного фактора. Наконец, историк, как не стремится он к беспристрастности, не может быть полностью свободным от своего мировоззрения, ценностных и иных установок. Так что и деятельность историка – это сочетание объективного и субъективного факторов.

                                                  Таким образом, в каждом из отмеченных выше трех уровней – в истории как процессе, в исторических источниках и в деятельности историка (т.е. в истории как науке) мы видим присутствие значительной доли субъективного фактора. Условно это можно назвать «тройным субъективированием». Сильно выраженный субъективный фактор делает достижение объективной истины в исторической науке особенно сложным.

                                                  В этой связи возникает вопрос: можно ли в принципе достичь объективной истины в исторической науке или хотя бы приблизиться к этому? Данный вопрос имеет важное значение. От ответа на него зависит вывод принципиального характера: является ли история наукой? Если ответ будет положительным, тогда об истории можно говорить как о науке. Если нет, тогда история будет всем, чем угодно, только не наукой. Тогда не будет объективных критериев для истинности того или иного вывода, любая, самая произвольная точка зрения, с полным правом будет считать себя истинной.

                                                  Читайте также:  Возрастное ухудшение зрения лечение народными средствами

                                                  Как отвечают на этот вопрос специалисты? Подавляющее большинство из них считает, что история – это наука. Следовательно, логично предположить, что приблизиться к истине в ней хоть и очень трудно, по перечисленным выше причинам, но возможно. Возьмем эту точку зрения в качестве отправной в наших рассуждениях и поставим следующие вопросы: какие способы приближения к объективной истине существуют в исторической науке? Каким образом можно минимизировать субъективный фактор?

                                                  На эти вопросы есть, казалось бы, простой ответ: субъективность в исторической науке во многом проистекает из различных толкований, интерпретаций исторических событий. Следовательно, чтобы избежать субъективности, историческая наука должна взять пример с древних летописцев и просто регистрировать факты.

                                                  Но такая точка зрения, при кажущейся очевидности, не может привести к поставленной цели, а именно – к минимизации субъективного фактора. Почему? Для того чтобы ответить на данный вопрос нужно задуматься над более конкретными вопросами. Все ли факты современной им истории регистрировали летописцы? Чем руководствовались летописцы, отбирая факты для отражения в летописи? Можно ли в наше время ограничиться простой регистрацией фактов, не производя их отбор по какому-либо принципу? Предполагает ли простая регистрация факта его название? Если да, не содержит ли название элементы оценки, интерпретации, а, значит, и субъективного фактора?

                                                  Подумав над этими вопросами, нетрудно убедиться, что приближение к истине путем простой регистрации фактов невозможно. Регистрация фактов предполагает их отбор, их название, а, значит, и интерпретацию. Невозможно отразить в историческом исследовании абсолютно все факты, имеющие отношение к теме. Это значит, что встает проблема отбора и обобщения фактов, а это уже влияние субъективного фактора. Регистрация факта предполагает его название, а в нем уже содержится если не оценка, то определенная трактовка, а это опять тот самый субъективный фактор, которого никак не удается избежать. Это легко продемонстрировать на следующем примере: как назвать происшедшее в нашей истории в октябре 1917 года? В августе 1991 года? В октябре 1993 года? Зависит ли от названий объяснение сущности этих событий? Ответы очевидны.

                                                  Неудачная попытка найти легкий способ минимизации субъективного фактора в исторической науке путем простой регистрации фактов тем не мене приводит нас к важному выводу: история как наука – это не только регистрация фактов, но и их неизбежная интерпретация, не только фактография, но и историография.

                                                  Какие же существуют другие, более успешные способы приближения к объективной истине в исторической науке?

                                                  Представляется, что одним из таких способов является применение в историческом исследовании принципов гносеологического плюрализма. Что же означает это понятие?

                                                  В философии, к изучению которой студенты приступают, как правило, позже истории, существуют понятия гносеология и онтология. Гносеология – учение о познании, онтология – учение о бытии. Плюрализмом принято называть множественность. Хотя последнее время в массовом сознании термин «плюрализм» ассоциируется преимущественно с политикой и подразумевает в этом смысле многопартийность, свободное столкновение мнений по различным вопросам и т. п., на самом деле он означает множественность применительно к разным сферам. Следовательно, онтологический плюрализм – это учение о множественности бытия, а гносеологический плюрализм – учение о множественности в процессе познания. Это может быть множественностью исходных позиций в процессе познаний, множественностью методов (способов) познания и многое другое.

                                                  Принцип познавательного (гносеологического) плюрализма имеет давнюю, многовековую историю. Его появление связано с убеждением, что истина, в силу своего божественного происхождения, недоступна отдельному человеческому уму. Поэтому приближение к истине может дать лишь совокупность мнений.

                                                  По этому поводу существует древняя поучительная притча о слоне и четырех слепых мудрецах. Те попытались определить на ощупь, что такое слон. Один провел рукой по хоботу и решил, что слон – животное, похожее на змею. Другой прикоснулся к ноге и сказал, что слон – это огромное дерево. Тот, кто потрогал бивень, объявил, что слон – это копье, а прикоснувшийся к брюху сообщил, что это напоминает ему чем-нибудь набитый огромный мешок. Был ли каждый из них не прав? Нет, каждый точно передал то, что подсказывали ему органы чувств. Но был ли каждый прав? Тоже нет, ибо слон – животное, хоть и похожее своими отдельными частями и на змею, и на дерево, и на копье, – но это все-таки слон, и для правильного описания его нужна не одна точка зрения, а их совокупность.

                                                  В науке идут споры между сторонниками плюрализма и сторонниками монизма, т.е. подхода, при котором правильной считается только одна из существующих точек зрения.

                                                  Сравним аргументы сторонников гносеологического плюрализма и монизма.

                                                  Сторонники монизма (среди них часто можно встретить приверженцев точных наук, т.е. математики, физики и т.п.) исходят из того, что истина одна, а множественность точек зрения – признак слабости, а не силы науки. Всякое противоречие в их глазах – не другой подход к истине, а ее извращение, ересь. Вот характерное высказывание математика по образованию, знаменитого русского писателя А.И.Солженицына, который крайне скептически относится к плюрализму. «Может ли плюрализм фигурировать отдельным принципом, и притом среди высших? Странно, что простое множественное число возвысилось в такой сан. Плюрализм может быть лишь напоминанием о множественности форм – да, охотно признаем, – однако цельного движения человечества? Во всех науках строгих, то есть опертых [так у Солженицына – В. Г.] на математику, истина одна – и этот всеобщий естественный порядок никого не оскорбляет… . А множественность истин в общественных науках есть показатель нашего несовершенства, а вовсе не нашего избыточного богатства, и зачем из того несовершенства делать культ “плюрализма”. ».

                                                  Сторонники плюрализма исходят из того, что общественные науки имеют дело с бесконечно глубоким – с человеческой душой, и поэтому однозначно здесь ничего нельзя доказать. Знаменитый философ М.Хайдеггер писал по этому поводу: «Все гуманитарные науки, да и науки о живом существе, именно для того, чтобы оказаться строгими, должны непременно быть неточными… Неточность исторических, гуманитарных наук не порок, а лишь исполнение важнейшего для этого рода исследований требования». Хайдеггер имел в виду следующее. Точность – это функция операций с однозначными терминами. Чем однозначнее термин, тем мысль точнее. Можно однозначно высказаться о бензоле, но нельзя однозначно высказаться о Николае II, и никакая математика здесь не поможет: неизвестно, что именно считать. От историка требуется не точность, а беспристрастность.

                                                  Знаменитый физик Нильс Бор (представитель точных наук!) отмечал множественность истин. «Поверхностной истине, – писал он, – противостоит ложь; глубокой – другая истина, также глубокая».

                                                  Споры между сторонниками монизма и сторонниками плюрализма продолжаются и по сей день. Многие историки до сих пор считают, что может существовать единственно правильный взгляд на историю и единственно правильная теория, объясняющая ход исторического процесса. Во всяком случае, ясно одно: аргументы сторонников монизма, призванные доказать, что точность в математике, физике, химии – показатель научности, а плюрализм в истории – якобы свидетельство ее слабости, весьма уязвимы. Преимущество плюралистического подхода к истории заключается в том, что он не переносит на гуманитарную науку методологию наук, именуемых точными. Он учитывает специфику истории. Историческая наука имеет дело с самым сложным предметом исследования – человеком и человеческими отношениями. Истина в истории такова, что только совокупность разных точек зрения, каждая из которых освещает лишь часть истины, позволяет приблизиться к ней в целом. Следовательно, плюралистический подход – необходимое условие, вызванное спецификой предмета исследования исторической науки.

                                                  Здесь мы сталкиваемся с серьезной проблемой: как совместить гносеологический плюрализм с тем, что каждый конкретный исследователь придерживается определенной научной школы? Может ли один исследователь быть вышеупомянутыми четырьмя мудрецами сразу?

                                                  В этой связи сторонники монизма прибегают к грубоватой поговорке, что «плюрализм мнений в одной голове – это шизофрения». Но этот аргумент критиков плюрализма некорректен, ибо он подменяет понятия.

                                                  Разумеется, каждый отдельный историк не может изложить исторический процесс, одновременно исходя из разных подходов и применяя разные интерпретации. Речь о плюрализме идет применительно к историографии в целом. Плюрализм же для отдельного историка – это не сочетание принципиально несовместимых взглядов, а привычка не выдавать свое мнение за единственное, тем более – за истину в последней инстанции. Это строгое следование правилу – излагать свои взгляды, упоминая и о других, показывать место своей точки зрения в контексте всех существующих позиций по тому или иному вопросу. Таким образом, объективность историка – это честно выраженная субъективность.

                                                  Еще один способ приближения к объективной истине в историческом исследовании – это применение принципов аксиологического плюрализма, учет аксиологического фактора.

                                                  Аксиология – наука о ценностях. Хотим мы того или нет, но история – это наука, формирующая определенную систему ценностей. При всем стремлении к объективности историк не может быть полностью свободным от своих мировоззренческих установок, своей ценностной системы координат. Избавиться от этого, да и то не полностью, можно лишь занимаясь историей исторической науки, то есть историографией. При изучении конкретной истории разные авторы, помещая одни и те же события в различные системы ценностных координат (социалистическую, либеральную, национал-государственную), неизбежно придут к разным выводам. Попытка минимизировать эту субъективность путем простой регистрации фактов бесперспективна по причинам, названным выше.

                                                  Существуют многочисленные системы ценностей. Наиболее распространенные из них были уже названы выше – это либеральная, социалистическая, национал-государственная. Когда в основе системы ценностных координат находится человек, его права и свободы, а государство, общество, классовая, национальная, религиозная и иная принадлежность являются вторичными, такая система ценностей называется либеральной. Человек здесь цель, все остальное – средство для реализации прав человека (разумеется, в рамках закона). Если в основе ценностной системы координат лежит идея социальной справедливости, если главным является ликвидация несправедливости в жизни общества (другой вопрос, насколько реальной является такая задача), то такая система ценностей называется социалистической. В политике социализм, а также коммунизм как политические доктрины и как ценностные системы принято называть левыми. Формально социализм как система ценностей провозглашает, что общественная справедливость устанавливается для человека, на деле же попытки построения социализма в мировой истории приводили к тому, что человек оказывался не целью, а средством для построения общества социальной справедливости. Противоречие здесь кажущееся. Социальная справедливость понимается как возможность равной реализации на практике тех прав, которые принадлежат человеку по праву рождения. Но, сделав акцент на равенстве, социалисты тем самым вольно или невольно поступились свободой. Свобода и равенство являются синонимами только в красивых лозунгах. На деле, если в обществе устанавливается равенство, то свобода уходит на второй план. Если человек уравнен с другими людьми, он не свободен. И наоборот, если люди свободны, то они не равны. Наконец, если в основу ценностной системы координат положены такие понятия, как государство, держава, нация (национальные ценности, национальный дух, национальное государство), то такая аксиологическая система называется национал-государственной (или национал-этатистской, что означает то же самое). В политике такие взгляды принято называть правыми.

                                                  Для того чтобы осознать, каким образом одни и те же исторические факты в различных системах ценностных координат приводят к разным выводам, достаточно одного примера. Зададимся вопросом: какую оценку реформам М.С.Горбачева, именуемым перестройкой, дадут историки, придерживающиеся различных систем ценностей? При изучении данного вопроса выясняется, что историки, придерживающиеся либеральной системы ценностей, в целом дадут положительную оценку перестройке. Это связано с тем, что при всей половинчатости перестроечных реформ, их вектор был направлен в сторону большего уважения прав и свобод человека – экономических, политических, идеологических и других. Историки, которые по своему мировоззрению являются сторонниками социалистической доктрины, разумеется, оценят перестройку отрицательно. Для них она является разрушением самого передового (с их точки зрения) общественного строя. Историки, симпатизирующие национал-государственным ценностям, также относятся к перестройке отрицательно. Не потому, что в ходе ее был разрушен социализм (до социализма национал-государственникам дела нет), а потому, что в ходе перестройки, по их мнению, была разрушена великая держава. Таким образом, оценка одних и тех же реформ при применении разных систем ценностных координат будет различной.

                                                  Источники:
                                                  • http://vk.com/wall-102209072_40540
                                                  • http://znanija.com/task/32206933
                                                  • http://poznaemvmeste.ru/index.php/gia/zadanie-3/188-oge-praktika-zadanie-15-2
                                                  • http://hist-ege.sdamgia.ru/problem?id=293
                                                  • http://hist-ege.sdamgia.ru/test?theme=38
                                                  • http://vashurok.ru/questions/v-istoricheskoy-nauke-suschestvuet-diskussionnie-problemi-po-kotorim-viskazivayutsya-razl
                                                  • http://poznaemvmeste.ru/index.php/gia/zadanie-3/188-oge-praktika-zadanie-15-2
                                                  • http://studfiles.net/preview/4514158/