Меню Рубрики

Информационное общество с точки зрения культурологов появилось

В статье мы кратко рассмотрим процесс формирования и развития современного информационного общества и возникающие на этой почве проблемы современной культуры.

Информационное общество — это общество, в котором информация приобретает новое значение. Она всегда играла в жизни человека огромную роль, но в современном обществе значимость информации принципиально иная.

Вторая половина XX века выдвинула и разрабатывает идеи:

  • целостности мира и отражающего научного знания;
  • общности закономерностей развития всех уровней мировой культуры;
  • признание средств массовой коммуникации основным мировым ресурсом.

В связи с этим информация становится основной нематериальной ценностью и предметом серьезного научного анализа. Канадский философ и социолог Мак-Люэн в 60-е годы XX века сформировал культурологическую концепцию, которая предполагает, что решающую роль в культуре играют коммуникационные связи. Так, для увеличения объема материального производства нужно в четыре раза увеличить объем соответствующей ему информации. Если раньше объем научной информации удваивался каждые семь-десять лет, то к концу XX века — каждые один-два года. Освоить такой возросший объем информации обычным способом невозможно.

Согласно теории Мак-Люэн, процесс развития информации включает в себя четыре исторических этапа:

  • эпоха дописьменного варварства (устная форма общения, всеобщее единение и братство);
  • эпоха фонетического письма (передача накопленных знаний следующим поколениям в письменной, визуальной форме);
  • эпоха типографического станка Гуттенберга, породившая информационный взрыв в Европе в XVI в. (открыт путь к механизации ремесел, но и рост отчуждения и индивидуализма в европейской культуре);
  • аудиовизуальная эпоха (телефон, телеграф, радио, кино, телевидение, компьютер), которая восстанавливает цельное восприятие мира, делает каждого человека непосредственным участником любого информационного события.

С точки зрения этого ученого, вся планета превращается в мировую глобальную деревню, в новое информационное сообщество. Это будет рай, сошедший на землю, благодаря средствам массовой коммуникации. Наступит совершенно новая эпоха в развитии человеческого общества, который американский футуролог Тоффлер («Раса, власть и культура») называет термином «постиндустриальное» или «супериидустриальное общество».

Уже сейчас информация превратилась в важнейший и ценнейший товар. Развитие материального производства требует прироста знаний, новых информационных технологий, распространения образцов научно-технической информации. Раньше все это достигалось с помощью речи, письма, телефона, телевидения. Теперь этого недостаточно. Современные технологии, безотходные технологии невозможны без применения компьютеризированных информационных систем.

Постиндустриальное общество — это прежде всего ин­формационное общество. Информация обуславливает новое качество жизни, перспективы развития экономики, изменение социальной структуры. Информационные технологии оказывают все возрастающее влияние на формирование личности, семьи, досуга, образа жизни, т. е. формируют суть человека. Информационные технологии изменяют систему образования, которая в свою очередь, формирует сознание новых поколений, живущих в информационных обществах.

Человек информационного общества, по словам Тоффлера, становится «одноразовым человеком». Он характеризуется повышенной любознательностью, не нуждается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Человек в супериндустриальном обществе как бы отрывается от земли, лишается культурной и исторической индивидуальности. Само информационное общество называется переходным, т. к. супериндустриальная революция и дальше будет продвигать человеческое общество к следующей, более высокой стадии его развития.

Известный специалист в области философии компьютерной революции Ракитов А. И. выделил следующие отличительные черты информационного общества:

  • любой человек в любой точке страны в любое время может на основе компьютерного доступа и систем связи получить любую информацию, необходимую для решения технических, социальных и личных проблем;
  • современные информационные технологии производятся и функционируют в доступном для человека режиме;
  • информационные ресурсы производятся в том объеме, который мог бы поддерживать развитие науки и производства на современном уровне. Как известно, некоторые страны южно-азиатского региона, успешно создающие различные компьютерные системы, сами научную информацию не производят, а получают ее из США, Западной Европы и Японии, Они не являются полностью информационными;
  • в различных сферах производства и управления в ин­формационном обществе происходит усиленная компьютеризация и автоматизация;
  • меняются социальные структуры, количество работающего населения составляет не менее 50% от общего количества занятых, уменьшается число работающих в традиционных сферах.

Информационная культура как будущее человечества

Исследователи современного состояния общества сходятся во мнении, что в историческом соревновании различных социально-экономических систем выживет и победит в глобальном масштабе та, которая быстрее и энергичнее осуществит информатизацию общества, вступит на путь новой информационной цивилизации, культуры и создаст благодаря этому, принципиально новые возможности для гуманизации и самореализации человека как творческого и свободного индивида.

В наше время существует понятие «информационного взрыва», т. е. роста информации в социальной сфере. Уже сейчас в США 80% работающих имеют дело с информацией, а не с материальными, вещественными элементами производства. Эта тенденция будет нарастать.

В работах Ракитова А. И. («Философия компьютерной ре­волюции», М., 1991), Урсула А. Д. («Путь в ноосферу», М., 1993), Джона Несбита («Что нас ждет в 90-е годы», США, 1982) дается примерно одинаковый прогноз социально-экономических и культурных перемен на последние десятилетие XX века и начало XXI века:

  • человечество будет динамично переходить к информационному обществу;
  • информационная деятельность будет являться главной для большинства населения;
  • возникнет глобальное единство человечества на инфор­мационной основе;
  • информационное общество будет основано на гуманистических принципах, обеспечит бескризисное развитие общества и решение современных экологических проблем;
  • информационная насыщенность будет являться экономической основой и главной формой социально-экологического развития общества.

Японский специалист Масуда выдвинул идею появления нового человека в этом обществе — человека «интеллигентного». Это понятие близко к понятию «гомо эколектроникус». Иными словами, роботизация и автоматизация освобождают человека от физического труда, а новые информационные технологии позволят улучшить биоантропологические показатели человека, увеличить продолжительность жизни, сохранить творческую активность. Новые желания нового человека будут зависеть не от его физических способностей, а от уровня информированности, умения овладеть новыми информационными технологиями. Доступ к информационным ресурсам должен быть всеобщим и массовым. Только при этом условии возможно устойчивое развитие общества и различных фаз интеллектуального процесса человеческой деятельности.

Использованная литература:

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Еще в XX в в культуре начались процессы, которые многие культурологов называет ее третьей фазой, или третьей исторической революцией. Подразумевается, что человечество ранее уже пережило две глобальные ист торические революции, или две длительные фазы развития — аграрную и индустриальную, и теперь вступает в фазу постиндустриальной историії.

Концепция постиндустриального общества фактически стала дальнейшим развитием популярной в 60-х годах XX в теории индустриального общества французского философа. Р. Арона (который связывал надежды на ро азвитие человечества с научно-техническим прогрессом и подвергал критике концепцию»пределов роста»Римского клуба) и учение о стадиях экономического роста американского социолога и историка. В. В. Ростоу. С еред известнейших ученых, которые разрабатывали проблематику постиндустриального общества, следует назвать таких, как. Д. Белл,. Г. Кан, 3. Бжезинский,. А. Тоффлер,. Ж. Фурастье,. А. Турен и др.. Следует отметить, щ в многие исследователи нередко использовал свое терминологическое определение»постиндустриальной культуры. Так,. Бжезинский пишет о»технотронной»общество,. Тоффлер — о»над индустриальную»шаров тура и тд. Но в любом случае всегда идет о периодизации, основанную на уровне развития техники и отраслевом и профессиональном разделении труда техніки і галузевому та професійному поділі праці.

Одним из основных разработчиков концепции постиндустриального общества считается американский ученый, специалист в области общественного прогнозирования. Дэниел. Белл,. В своих книгах»Приход постиндустриа ального общества»и»Культурные противоречия капитализма»Белл утверждает, что различные сферы культуры (технология и социальная структура, политика и искусство и тд) являются самостоятельными и разобщенными в том смысле, что каждая из них имеет свою независимую логику развития. Поэтому движущие силы развития общества имеют несколько источников (а не одно, — например, экономически трудовые отношения согласно марксистской тео риею) и, за. Беллом, научно-техническая революция может сделать лишним революцию социальную целом допуская как вариант возможность анализа развития истории сквозь призму форм собственности и трудовых отношениях н (и выделения, соответственно, эпох феодализма, капитализма и даже социализма),. Белл все-таки отмечает, что более плодотворной и перспективной в научном отношении является интерпретация всемирной ист ории именно в аспекте технологии и знанияекті технології й знання.

Концепция постиндустриального общества в самом общем виде сводится к тому, что в зависимости от уровня технологий в культуре последовательно преобладают:»первичная»сфера деятельности (т.е. сельское го осподарство),»вторичная»(т.е. промышленность) и, наконец, теперь формируется»третичная»сфера деятельности (т.е. сфера услуг). Каждой из этих трех стадий свойственно доминирование определенных форм социальных ин тутив: в аграрной культуре это церковь и армия, в индустриальной — корпорации, в постиндустриальной — университеты и другие научные учреждения соответствии элитой к индустриальной аграрной культуры е священным ки и феодалы, индустриальной — бизнесмены, постиндустриальной — ученые и специалисты-профессионалчені та спеціалісти-професіонали.

Таким образом, доминирование третичной сферы деятельности — сферы услуг закладывает основы постиндустриального общества, в котором ведущую роль начинают — играть наука и образование. Со временем категория ин мации становится ключевым понятием исследований постиндустриальной культуры. Примерно с 80-х годов прошлого века концепция постиндустриализма получает развитие в теории»информационного общества»В испы идженнях таких футурологов, как. Ж. Ж. Серван-Шрейбер,. Е. Масуд,. Дж. Нейсбит, в докладе»Микроэлектроника», подготовленном в рамках. Римского клуба, и в ряде других работ понятие постиндустриального и информ ацийного общества практически отождествляются. Причина подобного отождествления в том, что постиндустриальный состояние культуры (или, как нередко говорят, цивилизации) прежде всего сказывается бурным развитием ом так называемых информационных технологий. С понятием информационных технологий непосредственно связано и понятие информационного обществття інформаційного суспільства.

Примерно до середины прошлого века термин»информация»понимали преимущественно как сообщения или сведения, которыми обмениваются люди. Еще в 20-х годах XX века в связи с развитием технических средств коммун коммуникациями (радио, телефон, телеграф и тд) и ростом объема передаваемых с применением технических средств, возникла необходимость их измерения (для улучшения качества передачи), и были сделаны первые попытки измерения количества информации. В 1948 г. К. Шеннон и. В. Уивер создали математическую теорию информации, в которой использован вероятностные методы для измерения количества информации и предложены нований абстрактную схему связи, состоящий из шести компонентов (источник информации, передатчик, линия связи, приемник, адресат и источник помех). В вероятностной теории под информацией понимали уже не любые сообщения, которыми обмениваются люди (в том числе и по техническим каналам связи), а лишь те, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. Неопределенность же существует тогда, когда из-за неполноты информации встает проблема выбора одной из двух или более возо більше можливостей.

Наряду с вероятностным вариантом теории информации. К. Шеннона довольно скоро появились и другие ее математические варианты — топологический, комбинаторный, динамичный, алгоритмический и тд. Все математические подходы к информации описывают лишь знаковую структуру сообщений и являются своеобразными синтаксическими теориями. Содержательный же (смысл, значение) и аксиологический (ценность, полезность) аспекты информации исследуются я семантической и прагматической теориями информации. Кроме количества, ценности и содержания, информации присущи и такие свойства, как правдивость, достоверность, полнота, глубина, точность, убедительность ь, доказанность, новизна, эффективность, оптимальность, оперативность, надежность и выразительность. Перечисленные аспекты информации исследуются в ее социальной теориитеорії.

В понимании самого понятия информационного общества можно выделить три основных подхода: технологический, коммуникативный, сониентальний

Технологический подход связан с ресурсно-энергетическим, техническим пониманием информационных технологий как нового усовершенствованного уровня знаряддевих или»машинных»средств повышения производительных сил, я как разновидности ресурсов. Старая условная схема»человек — машина»превращается здесь в более современную схему»человек — компьютер»Информационная технология в этом случае связывается с электронным способом сб еригання, обработки информации и документации и созданием новых, электронных информационных продуктов. Информационным же обществом, с точки зрения технологической его интерпретации, является общество, которое широк в пользуется современным высокоэффективным в технологическом отношении способом обработки, хранения и распространения информации (Существует также представление о своеобразном»ценз вступления»к информационному суспильс тва, согласно которому обязательно наличие в доме хотя бы трех из четырех предметов — телевизора, видеомагнитофона, телефона, компьютера). Одной из важнейших задач в процессе формирования информац ийного общества в технологическом его понимании является достижение возможности быстрого и эффективного доступа к информационным ресурсам глобальной сетиу до інформаційних ресурсів глобальної мережі.

Коммуникативная концепция информационного общества опирается на теорию коммуникации. Собственно, возникновение как. Идеи коммуникации, так и специальной сферы знаний — комуникативистикы произошло несколько раньше п появление электронных средств массовой информации (СМИ), компьютерных систем и сетей. Исследования велись сначала по отношению к обычным неэлектронных. СМИ и телевидение. С возникновением же новейших информационных технологий разработано в рамках коммун и палачи вестники понятие коммуникации как процесса передачи сообщений, что предполагает наличие отправителя, адресата, процессов кодирования и декодирования, распространилось и п а новые технологии. Сама же теория коммуникации при этом расширилась за счет введения таких понятий, как интерактивность, оиртуальнисть, обратная связь и т.д.. Однако в коммуникативной концепции информации йного общества понятие коммуникации остается связанным также с неэлектронных. СМИ и телевидением. Можно сказать, что формирование информационной общества в пределах его коммуникативной концепции н асамперед обусловлено значительным ростом в течение предыдущего (XX-го) века количества и скорости распространения той или иной информации среди все больших масс населения земного шара. Именно этот рост я скорости распространения и объема информации и создание возможности доступа к ней большинства населения и соотносится с формированием информационного общества, т.е. общества, члены которого, по дан ими представлениями, имеют возможность доступа к большой по объему, однородной по качеству и всегда актуальной информации (возможно, в этом случае точнее было бы говорить о»информированное общество»успільство»)

Читайте также:  Какую строчку надо видеть при проверке зрения

Следует также сказать, что именно в таком (коммуникативном) смысле информационное общество нередко становится объектом критики. Так,. Л. Сохань пишет:»В XXI веке, по оценке экспертов, главной ареной супер рництва, а, следовательно, и опасности, станет информационное пространство в планетарном масштабе. Цель борьбы в этом пространстве — изменение массового сознания, представлений и ценностей отдельных людей и социальных групп. Сучья сна информационная техника дас возможность разрушать жизненный мир людей и их жизненные приоритеты и ценности, погружать индивидов и группы в виртуальную реальность, если они не осознают опасности и не строят защиты от нее від неї».

Нередко речь идет о возможны изменения сознания путем информационного воздействия:

o некритическое восприятие реальности;

o неадекватное понимание ситуации;

o безразличное отношение к событиям;

o формирование наукообразной зависимости от получения новых порций информационного раздражения;

o нарушения и расстройства психоэмоциональных реакций

Характерно также, что в современной науке в контексте коммуникативного трактовка информационности появилось даже понятие информационного, или культурного, колониализма. Начало реальной практике информации ийно-культурного колониализма положила на первый взгляд вполне позитивная идея необходимости свободного распространения информации. Эта идея еще в 1944-1945 гг была предметом обсуждения правительством. США, а вскоре дист ала поддержку и со стороны. ООН и. ЮНЕСКО (в этих организациях говорилось прежде всего о свободное распространение информационных сообщений с целью укрепления мира). Однако довольно быстро обнаружилось, что любая информация имеет мировоззренческое значение и, помимо прочего, распространяет стереотипы и ценности того или иного образа жизни (чаще, конечно, речь идет об американском образе жизни) на пространство других этно-региональных кул ьтур. Кроме того, информация оказалась дорогостоящей товаром, и ее производители начали получать сверхприбыли, что также не осталось незамеченным другими странами. Неудивительно, что, например, захидноевроп. Ейск страны очень быстро начали принимать меры законодательных мер против информационно-культурной экспансии. США и говорить о необходимости защиты культурного суверенитета результате еще в 1 972 г на. Генеральной. Ассамблее. ООН было принято решение о контроле над свободным потоком информации (102 голоса»за»и 1 голос (делегации. США)»против»ації. США) «проти»).

Начала социентального понимания информации можно усмотреть в трудах. Норберта. Винера, который еще в 1948 г. предложил информационное видение кибернетики как науки об управлении и связи в живых организмах х, обществе и машинах. Позже. Винер развивал кибернетический подход к различным сферам культуры, анализируя соотношение необходимости и случайности (концепция вероятностного. Вселенной), связь информа ных и термодинамических закономерностей, и изучал информационные процессы в контексте целенаправленного поведения. В своих последних работах. Винер обратился к проблеме машин, которые способны учиться и самовид творюватися, и к вопросам взаимодействия человека с информационно-вычислительной техникокою.

На сегодня остается актуальной научная дискуссия относительно предметной области информации: является ли она свойством всех материальных объектов, или только живых и самоуправляемых, или же только существ из созна омистю. Однако, как бы, социентальний подход к информационному развития ориентирован на совершенствование когнитивной операцийности программных систем с целью расширения их социальных функций (в том ч исли выполнение производственных и управленческих задач), реорганизации с их помощью различных сфер общественной жизни и удовлетворения реальных жизненных потребностей человека, на переход от улучшения технологических возможностей как таковых к принципиально новой формы удовлетворения социальных потребностей (дистанционное обучение, консультативная телемедицина, электронные сети торговли и т.д.). Другими словами, речь идет не только о повышения комфортности в традиционном удовлетворении информационных потребностей, а о появлении принципиально новых форм удовлетворения культурных потребностей и расширения социальных возможностей. Среди задач информацийног в общества в социентальному. Его трактовке — создание возможности реализации социальной активности для всех слоев населения, обеспечения доступа к различным услугам обществу в целом (в том числе и»социально незахы-щеним», как теперь принято говорить, его слоям), уничтожение понятие провинции и иовінції та ін.

Аналитика культурологии

Электронное научное издание

ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

информация, информатизация, информационное общество, информационная картина мира, информационная культура

Аннотация:

В статье обобщаются современные подходы к роли информации, информатизации и информационных технологий, раскрываются компоненты информационной картины мира и определяется роль информационной культуры личности и общества.

Текст статьи:

Современное общество все чаще называют информационным или обществом знаний, где информация и информационные ресурсы занимают центральное место. Данное утверждение мы находим во множестве публикаций, да и в реальной жизни понятие «информационное» все чаще используется применительно к реальным секторам экономики, управления, аспектов различных наук: информационная экономика, информационный менеджмент, информационная педагогика, информационная культурология и т.д. Все чаще «информационные» проблемы становятся предметом специальных исследований в разных науках. Мы также предприняли такую попытку, исследуя проблемы информатизации культурно-образовательного пространства [7]. Многие ученые и практики пришли к выводу, что сегодня жизнедеятельность – это процесс, который может иметь место только тогда, когда человек располагает информацией, которая одновременно определяет и жизнеспособность общества. Данные тезисы воспринимаются как постулат, определенная данность, хотя, по мнению Ф. Уэбстер, «не удается установить, каким образом информация заняла центральное место в обществе, она настолько важна, что даже стала фактором создания общества нового типа» [8].

Мы используем информацию как атрибут развития живых систем, которые с помощью прямых и обратных потоков информации адаптируются, вписываются в окружающую среду и существуют как материальное явление. Информация, информатизация существенно изменила локус и законы его развития: современная информационная среда является качественно новой формой бытия человека. К концу ХХ века в рамках кибернетики, а позднее информатики стала складываться информационная картина мира, которая рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, дополняя вещественно-энергетическую картину. Именно приток информационных импульсов самого разнообразного характера формирует человека как личность, а в качестве источников выступают как природа, так и социальная практика. Сознание и самосознание, мировоззрение, характер, система взглядов и ценностных ориентаций, совесть, духовный мир, потребность в самовыражении и творчестве, способность рефлексии не являются врожденными: они формируются и видоизменяются в ходе жизнедеятельности человека на базе определенных наследственных качеств. Данные процессы принципиально невозможны вне информационного пространства социума. Они, с одной стороны, требуют исходной информации, постоянно питаются ею, а с другой – непрерывно генерируют новую информацию. Благодаря этому реальная жизнь людей всегда представляет собой информационное взаимодействие. Любые изменения, коррективы в жизнедеятельности людей объективно требуют информационного обеспечения, так как информация имеет отношение ко всем без исключения стадиям и аспектам человеческой деятельности: это и замысел, и планирование, и реализация определенных действий, и прогнозирование, и оценка результатов и информационное содержание технологического аспекта деятельности. Внутренний, духовный мир человека невозможен без субъективного переживания деятельности, который формируется также на соответствующем информационном фундаменте. В связи с этим можно сделать следующий вывод: информация буквально пронизывает окружающее пространство, постоянно влияет на личностное содержание каждого из нас, мера соответствующих изменений, и их направления всегда конкретны и индивидуальны. Частично они определяются опытом жизнедеятельности, имеющимся уже личностным тезаурусом и другими сугубо внутренними, интимными для каждого человека факторами. Обогащая человека как личность и субъекта социального творчества, информация тем самым проявляет себя в качестве важнейшего фактора, способного влиять на устойчивость развития, причем и в индивидуальном плане, и в общесоциальном.

Сегодня мы имеет дела с качественно новой информацией и иным качеством информационного пространства. Информация обладает рядом удивительных свойств, которые человечество выделило за время многовекового освоения и использования: она неисчерпаема, никогда не исчезает, быстро тиражируется, особенно в условиях внедрения новых информационных технологий, обладает ресурсо-сберегающими признаками, так как использует высокие технологии, экономична (однажды появившись может многократно использоваться), независима от времени, обладает ценностью и полезностью, является экологически чистым продуктом и т.д.

Каждый человек существует одновременно в различных информационных (региональных, национальных, профессиональных и т.п.) пространствах, которые могут быть связаны или автономны. На пересечении этих пространств и находится человек, где формируется его личное информационное пространство. Среда обитания человека является следствием действия множества факторов: она создается и развивается в непосредственной зависимости от многих причин. Но среда и сама активно влияет на них, подготавливая соответствующие изменения. В настоящее время реально существующая среда представляет собой сложное многоаспектное образование, которое можно охарактеризовать как своеобразную результирующую всех информационных, культурных потоков, на пересечении которых находится человек.

В связи с этим можно утверждать, что благодаря информатизации складывается новая, информационная картина мира. Р. Абдеев утверждает, что информация стала объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности.

«Соответственно трем основным видам оперативной информации – элементарной, биологической и социальной – мы различаем три крупных класса информационных структур: 1. естественно возникшие информационные структуры неорганической природы; 2. естественно возникшие информационные структуры органической природы; 3. искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа или ноосфера). Информационная картина мира включает в себя и Человека, место которого – на границе между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научно-технического и общественного развития» [1, с.183-184]. Место личности в картине мира и процессах информатизации можно определить исходя из следующего положения: информационная система общества должна создавать контакты между людьми и интенсифицировать коммуникационные сети между пользователями, решающими аналогичные проблемы.

Усложняющийся мир требует все больше информации для своего функционирования. Такое положение привело первоначально к ситуации, которую называют «информационным взрывом». Но данное понятие сегодня используется только применительно к 60-70-м годам прошлого века, исключительно в историческом ракурсе. В настоящее время информационные потоки развиваются лавинообразно, количество документов увеличивается ежесекундно, и данный процесс носит устойчивый, стабильный характер. Проиллюстрируем данное утверждение. В настоящее время ежегодно появляется примерно 100 тысяч журналов на 60 языках, 5 миллионов научных книг и статей, 250 тысяч диссертаций и отчетов, всемирный книжный фонд насчитывает 1,5 миллиарда названий, количество публикаций удваивается каждые 10-15 лет, число баз данных вырастает за 10 лет в 10 раз, всемирный фонд описаний изобретений насчитывает примерно 500 миллионов страниц текста и ежегодно увеличивается примерно 1 миллион документов и т.д. [цит. по: 3, С.2]. Данные документы представляют собой информацию, которая генерируется и используется в социуме, следовательно, носит социальный характер. «Социальная информация – конкретный срез информации, которая представляет собой понятие для обозначения знания о человечестве и природе (в той степени, в какой она вовлечена в сферу действия людей), получаемого с помощью чувственного и логического познания, в процессе материальной и духовной деятельности служащего потребностям развития человека, общества»[3, С.2]. Информация как знание противостоит незнанию, именно так она становится фактором жизнедетельности человека и развития общества. Поэтому меняется наша среда жизнедеятельности, меняется информационная оболочка Земли. Первое удвоение знаний произошло в 1750 году, второе – к началу 20 века, третье – к 1950 году. С этого года объем знаний у человечества удваивался каждые 10 лет, а с 1970 – каждые 5 лет, с 1991 года – ежегодно [6, С.350]. Безусловно, такое положение меняет жизнедеятельность людей. Так, уже к 1962 году было выделено более 50 видов деятельности, связанных с информационным производством, появляется термин «отрасль знания», «работник отрасли знания». Позднее появляются термины «информационная экономика», «информационный работник» — человек, у которого в качестве начала и финала труда выступает информация. Во второй половине двадцатого века информационные работники превращаются в лидирующую группу. По мере развития и распространения новых информационно-компьютерных технологий объекты, субъекты, процессы, деятельность меняются стремительно. Происходят изменения общей структуры занятости: все большая часть работников занята не изготовлением стандартных материальных благ массового спроса, а оказанием информационных, инновационных и коммерческих услуг, обслуживанием сложной наукоемкой продукции, проектированием и т.д. Происходит сдвиг в профессиональной структуре занятости в сторону увеличения доли высококвалифицированных работников универсальной квалификации в сфере информационных, управленческих, финансовых и прочих услуг. Данные процессы стимулировали повышение уровня образования и квалификации. Все изменяется качественно и количественно: по мнению Э.Тоффлера, появилась новая вместимость пространства, термины «информационные ресурсы, информационная революция, информатика» и т.п. мы слышим из уст политиков, ученых, специалистов, студентов, школьников…Самые значительные изменения принес Интернет, начинает разрабатываться безбумажная информатика. Последствия сегодня предопределить достаточно сложно, ибо человек не способен предусмотреть синергетический эффект одновременных совместных действий сотен миллионов (миллиардов) пользователей и такого же количества технических устройств различной степени сложности, связанных в единую систему. Таким образом, компьютеризация-медиатизация и интернетизация трансформировали глубинную структуру информационного пространства и информационной среды. Источник производительности уже заключается в технологиях генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. Дальнейшее развитие информационных технологий привело к тому, что появились новые, мультимедийные средства, которые обладают большим эмоциональным зарядом, чем существовавшие до сих пор информационные ресурсы (в том числе и аудио, видео, текстовые документы и т.п.). Мультимедийные ресурсы позволили изменить качество коммуникаций в сетях и системах, мультимедиа преодолевает географические границы, пространство и способствует интенсификации обмена информацией. Это приводит к стиранию границ между центром и периферией (провинцией), а значит, человек имеет возможность интегрироваться в мировые процессы. Если раньше национальные культуры развивались параллельно, а взаимодействие было незначительным, то сегодня сетевое взаимодействие предполагает, что сообщества хотят поделиться своим культурным наследием. В связи с этим появляются сети культурного наследия, а парадигма «центр-периферия» приобретает новое звучание. Ранее новые художественные течения обычно начинались в центре (и их было относительно немного), и они активно притягивали к себе творческие личности, то есть «внешний мир» приходил сюда по собственному желанию для освоения новых техник и технологий. В качестве примера модели «центр-периферия» можно привести Рим, Париж, Флоренцию, Лондон, Пекин и т.д. Мультимедиа и сетевое взаимодействие приводят к появлению множества центров, к созданию самых разнообразных коллекций, которые становятся доступными в любое время, в любом месте, поэтому необходимо разрабатывать кооперативные подходы к описанию данных явлений. Сегодня целесообразнее говорить о том, что у нас есть общего и как адекватно отразить культурные различия.

Читайте также:  В поле зрения дата выхода серий в россии

Современные медиа предполагают легкую процедуру внесения изменений, а объединение электронных изданий в базы данных (знаний) позволяют проследить изменения в диахронных связях. Если ранее они развивались в одном направлении, то теперь в принципе они могут идти в обоих направлениях. Информация получает более гибкую форму: цифровая конфигурация позволяет получить и печатный текст, и устную речь и видео ряд. Мечта многих поколений собрать в одно место все существующее в мире знание (начиная с библиотеки Александрии, в 19 веке попытка предпринималась Британским музеем, Национальной библиотекой и Лувром во Франции и т.д.) в настоящее время реализуется на альтернативном подходе. Вместо централизованных коллекций организуются распределенные сети, которые делают оцифрованные версии этих коллекций доступными всем. В качестве примера можно привести существующую в Европе E-Culture Net, которая начала свою деятельность как группа ученых и учреждений, предоставляющих доступ к электронным ресурсам для научных исследований и образования. В перспективе задача сети состоит в создании Распределенного Европейского Электронного Динамического Ресурса, и это будет первым шагом к созданию Всемирного распределенного электронного хранилища. Мультимедийные технологии изменили технологическую сущность функции создания культурного наследия и его продвижения. В современных условиях уже реально создание коллективной памяти, что позволит сформулировать новые модели глобальной истории культуры, выявить наши общие традиции, познакомиться с уникальными произведениями крупной и малораспространенной культуры.

Если бытие человека в социальном мире остается относительно структурированным, то его виртуальная жизнь, не имея привычных рамок для самокатегоризации, ставит необходимым условием существования решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Мультимедийные технологии, как и синергетика, сделали возможным одновременное использование преимуществ «левополушарного» (логико-понятийного) и «правополушарного» (наглядно-образного) мышления. Тогда образное мышление предшествующих поколений возрождается на новой основе, а способности творческого воображения и интуиции получают новые импульсы для развития. Данные процессы, на наш взгляд, имеют ряд глобальных последствий. Необходимо отметить факт дальнейшего распространения виртуальной реальности совершенно нового качества. Понятие «виртуальное» становится ключевым при организации современного общества. Виртуализация реальности является амбивалентным процессом, обладает двойным назначением, то есть характеризуется не менее мощным социальным негативом. Благодаря новому информационному режиму современный социум становится не только проницаемым для любых информационных импульсов, но и уязвимым перед деструктивными факторами, получившие в глобальной системе новые стимулы и возможности: их диапазон простирается в границах от терроризма до хакерства, стандартизации культурных ценностей, распространения манипулятивных технологий и т.п.

К ключевым свойствам виртуальной реальности принадлежат темпоральность и каузальность. Время здесь обратимо: там нет «точки невозврата», любое действие можно отменить, вернуться «на несколько шагов» назад, «сохраниться» и начать все заново. Более того, обратимость и динамика приводят к возникновению новой каузальной логики виртуальной реальности: причина и следствие могут не только сливаться, но и меняться местами. Один из возможных положительных эффектов обратимости состоит в том, что человеческая деятельность приобретает более свободный, смелый, экспериментаторский характер. Однако отсутствие «особых точек» лишает пространство сакральности. Обратимость виртуального опыта может породить определенный сдвиг в аксиологических установках индивида, в частности – снизить ценность человеческой жизни. Виртуальная реальность все чаще становится средой коммуникаций, формой приобретения опыта и социализации индивида, поэтому мы можем ожидать прогрессирующее влияние указанных свойств на повседневность.

Следует отметить также, что при частом общении с компьютерными системами случается информационное заражение личности машинным видением мира: у личности формируется привыкание к машинной картинке сначала на уровне зрительного аппарата, затем на уровне логико-ментальных структур. Постоянное взаимодействие с компьютером несет также угрозу повышения социальной отчужденности и одиночества в период персонализации за счет вытеснения личных контактов. Личности становятся доступны все дела и интересы целого мирового сообщества и, в то же время он находится в социальной изоляции. И сегодня мы можем наблюдать парадокс «компьютерного одиночества», который выражается в том, что, общаясь со всем миром, в результате человек не общается «ни с кем».

Следует также отметить расширение процессов «информационной экспансии», распространение культурных кодов по готовым формулам, разработанным информационными технологиями. Влияние в обществе принадлежит тем, кто способен создавать новые культурные коды, используемые для отражения реальности и выработки решений. Для понимания механизмов информационного воздействия на сознание следует использовать информологическую категорию «инфологема» [4,5], которая представляет собой некачественную или ложную информацию. Они появляются в результате неосознаваемых заблуждений или сознательных, целенаправленных манипулятивных воздействий. Они воздействуют на человека в течение неограниченного времени, так как попадают в инфопотоки, инфофонд и тезаурусы, становятся их элементами и участвуют в формирование искаженной картины мира в сознании людей.

Развитие человечества стимулирует процессы накопления, запоминания, передачи и обработки информации, увеличения ее объемов. Одновременно усиливается потребность в новых средствах коммуникации, что приводит к переизбытку информации и возникновению информационных барьеров. Поэтому в очередной раз совершенствуются информационные технологии, создаются новые механизмы. Информационные технологии всегда изменяли качество культуры, а в современных условиях являются основой качественных изменений культурно-информационного пространства. Они открывают простор для развития новых территорий знаний, ускоряют процесс смены одних художественных концепций другими, смену культурных парадигм, на их основе мы сегодня строим персональное культурно-информационное пространство, создаем ее собственный конструкт.

В современных условиях все более актуальным становится проблема взаимодействия с таким информационным пространством, с такой информационной средой, повышения эффективности информационных технологий, информационной деятельности и инфовзаимодействия в целом. На наш взгляд, многие проблемы могут решаться за счета развития информационной культуры, которую мы определяем как комплексную, целостную, системную характеристику, в которой психологические, когнитологические, процессуальные аспекты взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимоопределяемы. Она является одной из составляющих культуры, связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, в первую очередь культурную. В этом случае информационная культура выступает как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации. Человек, как личность, формируется путем целенаправленного и продуманного воспитания, а его развитие определяется внутренними и внешними условиями (средой). В условиях информатизации общества одним из важнейших инструментов формирования потребностей, интересов, взглядов, ценностных установок, воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения становятся информационные технологии.

Информатизация разрушает традиционные циклы жизнедеятельности людей и сам ритм их жизни, вытесняет ценность межличностного общения, заменяет реальный мир виртуальным, усиливает возможности манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. В связи с этим возникает проблема гуманизации как возврата человека к его естественному состоянию и гармоничному развитию. Тогда информационная культура выступает гуманитарной составляющей информатизации. Современное общество нацелено на развитие творчества субъектов, процесс его становления сопровождается возрождением высокой культуры. Качественные изменения в культуре информационного мира повышают ее роль в развитии и функционировании общества. Культура может рассматриваться как ключ к инновациям и общественному развитию. Взаимодействие культуры и информатики позволяет ей играть огромную роль в условиях глобализации человеческой жизнедеятельности.

Содержание информационной культуры личности (общества), ее сознательное и целенаправленное формирование может рассматриваться в разных плоскостях: мировоззренческой, психологической, социальной и технологической и т.п. В мировоззренческой плоскости информационная культура заключается в осознании человечеством сущности происходящих явлений, познании законов и закономерностей распространения информации в обществе и ее воздействия на личность. В психологической плоскости информационная культура – это выработка оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности; это формирование умения действовать в условиях избыточной информации, правильно оценивать качественную сторону информации, отбирать достоверные сведения, критически мыслить, умение анализировать и синтезировать имеющуюся информацию; это выработка навыков защиты личности от информационного шума. В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности необходимого уровня информированности. И, наконец, в технологической плоскости информационная культура – это овладение информационной технологией, знакомство с информационными ресурсами общества, овладение навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования [2, С. 84].

Информационную культуру нельзя рассматривать отдельно от других типов культур, так как элементы, входящие в нее, присутствуют и в культуре труда, и в культуре общения, политической культуре и т.д. Общество с высоким уровнем информационной культуры предполагает толерантность, терпимость к мнению любой личности, ее поведению, информационному мировоззрению, лояльность к уровню информационной культуры личности, отношение к ней как к самоценному феномену. Информационная деятельность личности позволяет ей включиться в информационный процесс всемирно-исторического масштаба: освоение и развития информационной базы – Культуры. Для вхождения в Культуру необходимы определенные информационные предпосылки: развитая инфопотребность как нужда в знаниях, наличие системы передачи и владение теми или иными языками как системами передачи. Информационная культура – это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Информационная культура является средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового культурного, информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения – принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога, представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой информационной картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющимся мире. Информационная культура предстает как степень совершенства человека, общества в целом или определенной его части по использованию информации во всех возможных формах жизнедеятельности. Овладение информационной культурой есть путь универсализации качеств человека, которая находит свое конкретное выражение в различных формах духовного совершенствования, профессиональной и общественной деятельности.

Информационная культура общества и личности должна обеспечивать возможность непрерывного образования человека и повышения его ответственности за принимаемые решения. В первом случае информационная культура выступает средством социальной защиты личности, способной к постоянному наращиванию знаний, изменению сферы деятельности, регулированию собственного поведения на основе всестороннего анализа ситуации. Во втором – информационная культура является средством защиты общества от непродуманных действий человека, гарантом того, что любой в сфере (социальной, экономической, технологической и т.д.) решения принимаются лишь после глубокого анализа всей имеющейся информации. Информационная культура может служить интегральным показателем уровня развития общества и индивида, является важнейшим движущим фактором этого развития, выступает как условие устойчивого и безопасного развития в принципиально новой среде и новом пространстве.

  1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: диалектика прогрессивной линии развития как гуманитарная общечеловеческая философия для ХХ века /Р.Ф. Абдеев. – М., 1994. – 334 с.
  2. Антонова, С.Г. Информационное мировоззрение (к вопросу об определения сущности понятия) /С.Г. Антонова //Проблемы информационной культуры Вы.3. Информационное мировоззрение и информационная культура. – М., 1996. – С.25-32.
  3. Еляков, А.Д. Информационный фактор развития общества /А.Д.Еляков //НТИ. Сер. Организация и методика информационной работы. – 2008. — №2. – С.1-9.
  4. Коган, В.З. Маршрут в страну информологию /В.З. Коган. — М.: Наука, 1985. — 161 с.
  5. Коган, В.З. Человек в потоке информации /В.З. Коган. — Новосибирск, 1981. — 177 с.
    1. Колин, К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная инворматика /К.К. Колин. – Екатеринбург, 2002. – С.350
    2. Пронина Л.А. Информатизация культурно-образовательного пространства: методологические аспекты исследования: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора философских наук /Пронина Людмила Алексеевна. – Тамбов, 2007. – 47 с.
    3. Уэбстер, Т. Теории информационного общества /Т. Уэбстер. – М., 2002. – С.14.
Читайте также:  Интернет магазин оправ для очков для зрения

Информационное общество: тенденции изменения культуры

Опыт экономического, культурного развития человечества за последнее столетие свидетельствуют о том, что, преодолевая последствия экономики «дымных труб», оно начало движение к следующему этапу развития — к информационному. В 60-е гг. XX века японский социолог Дж.Ма-суда введением этого термина зафиксировал вторжение нового типа общества на историческую арену: «информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника».

Постиндустриальная гипотеза впервые была выдвинута американским ученым Даниэлом Беллом в 1965 г. В гипотезе Белла и его сторонников высказывается мысль о смене периодов в историческом развитии общества: доиндустриальный период охватывает 1500-1750 годы; индустриальным периодом характеризуются 1750-1950 годы; современный период с 1950 года называется постиндустриальным. В интерпретации Белла речь идет о процессе снижения роли индустрии и возрастания роли сферы услуг. Третичный сектор становится в постиндустриальной сфере доминирующей линией развития.

В 70-80-е годы XX в. на Западе появилось множество самых различных концепций постиндустриального общества: супериндустриальная, технотронная, кибернетическая, информаци­онная и др. Все они имеют две общие посылки.

Во-первых, одним из факторов появления этого общества считается техника нового поколения, прежде всего информационная. В силу этого обстоятельства название «информационное общество» постепенно вытесняет другие. Во-вторых, характерным моментом этих концепций является выделение информационного общества как особой стадии в историческом и социально-экономическом развитии общества.

Американский социолог О.Тоффлер отмечает по этому поводу, что современные и массовые, изменения, названные им «третьей волной», создают совершенно новую цивилизацию, основывающуюся на высокой технологии и информации. Техника и ее изменения, по мнению Тоффлера, приводят к изменению образа жизни и системы ценностей. Первая волна изменений связана с аграрной культурой, вторая — с индустриальной, третья — с информационной. Производство и использование научно-технической и других видов информации становится главным фактором общественного развития.

Общество определяется как информационное, поскольку объем, течение и значение информации в нем существенно возрастают, что приводит к децентрализации и дестандартизации, информация становится основанием и непременным условием любого взаимодействия. В книге «Сдвиг власти» (1990) А.Тоффлер определяет информационное общество как общество, в котором фактор знания и сфера знания играют определяющую роль в общественном развитии. Представляя общество как систему,

9 Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. С.221-222. 36

распределяющую свою власть между тремя основаниями (силой, деньгами и информацией), А.Тоффлер строит своеобразную периодизацию истории: в основании доиндустриальной эпохи лежит сила, в основании индустриальной — деньги, в основании современного ускоряющегося общества — знание. «Знание производит мощь высшего качества».

К выводу о возрастающей роли информации в жизни общества приводит нас и концепция М.Маклюэна. Поскольку общество есть совокупность коммуникаций, средств сообщений, то новации в средствах сообщений становятся важнейшим фактором в деле урегулирования усложняющихся общественных отношений. При этом самым интересным в концепции М.Маклюэна представляется не его вывод о новой эпохе «глобальной деревни» (1964), в которой стираются пространственно-временные границы, а его попытка представить модель общественной организации, в которой центральное место принадлежит человеку как творцу Именно такой подход позволяет по достоинству оценить место человека в информационном обществе.

История информационного общества, на первый взгляд, коротка. Все началось в середине XX века с появления новой техники — информационных носителей, компьютеров и автоматизированных систем. Первый компьютер появился в 1947 году, транзистор — в 1948 году, автоматизация возникла в 1957 году, микросхемы были созданы в 1975 году, экспертные системы — в 1976году. Эта техника отвечала запросам новой технологии, которая построена на четких правилах получения оптимальных решений из различных альтернатив в условиях большого числа данных. Чем была вызвана необходимость такой технологии? На этот вопрос ответ дан теорией Дж.Бенигера. Он считает, что в способах контроля над всей системой человеческой деятельности произошла революция. В этом пункте он принципиально расходится с теми (в частности с Д.Беллом), кто утверждает, что индустриальная революция произошла сначала непосредственно в производстве, а затем она механически вызвала соответствующие изменения в секторах, отвечающих за контроль и управление.

Дж.Бенингер показывает, ссылаясь на исторические факты, что накануне индустриальной революции изменения, новации происходили прежде всего в третичной, четвертичной и пятиричной сферах. В своей книге «Революция контроля. Технологические и экономические предпосылки информационного общества» Дж.Бенигер доказывает, что развитие исторических связей, появление организованных форм бюрократии, систем банков, правительственные меры подготовили почву для индустриализации, которая, в свою очередь, привела к необходимости изобретения новых, более универсальных форм управления. Инновации в формах контроля за период 1890-1939 гг. обусловили революцию контроля, следствием которой стало появление информационного общества.

Поэтому оно есть не результат изменений последних лет, а процесс, который начался с ускорением материального производства и течения материальных потоков 100 лет назад. Компьютеры, информационные технологии — не случайный результат, внедренный в индустриальное общество искусственно, по прихоти удачных открытий Винера, а инновации, обусловленные и ускоренные революцией управления. Революция контроля — комплекс быстрых изменений на технологических и экономических предприятиях, в которых информация создается, хранится, обменивается, через которые формальные и программные решения могут влиять на социальный контроль.

Таким образом, в информационном обществе меняются внутренние механизмы материального и духовного производства, поскольку меняются все средства обработки, передачи и производства информации. А именно, информацию начинают рассматривать как главное действующее звено в цепи социальных взаимосвязей.

В книге «Будущий удар» (1970) Тоффлер описывает главное социальное изменение, которое заключается в гигантском ускорении темпа жизни, темпа изменений на производстве, в быту, в социальной и политической жизни. «Будущее» ежедневно приходит в жизнь человека, ломая почти все устоявшиеся привычки, традиции, вызывая стрессовое состояние, когда человек оказывается перед новыми непривычными и опасными проблемами.

Основной характеристикой супериндустриального (информационного) общества является то, что информация становится более важной составляющей, чем земля, труд, капитал, сырье, а массовое, стандартизированное производство заменяется новой системой индивидуального «ремесленного» производства, в основе которого лежит не ручной, а умственный труд, базирующийся на информатике и супертехнологии. Конечным продуктом такого производства являются не миллионы идентичных стандартизированных товаров, а индивидуальные продукты потребления и услуги. Наилучшим способом организации такого общества является не бюрократия, а адхократия (временная, ситуативная

организация, направленная на решение какой-то конкретной задачи). Решения, принимаемые адхократией, также как и товары, и услуги, являются дестандартизированными. Работа для большинства людей должна быть вариативной, не повторяющейся и ответственной, требующей от индивида способности свободы действий, оценки, суждения. Две главные черты характеризуют информационное общество:

— демассификация и дестандартизация всех сторон экономической и социальной жизни;

— высокий уровень инновативности, быстрая скорость происходящих в обществе изменений.
Эти черты будущего общества все более подчеркиваются в социологической, политической,

прогностической литературе. Так, Джон Нэйсбит, известный американский специалист в области прогнозирования, проанализировав поток американской прессы (2 млн статей) методом контент-анализа, выявил общую картину того, каким представляется будущее в современной социально-философской и экономической литературе. Книга Дж.Нэйсбита «Мегатренды» направлена на опровержение мнения о том, что США ввергнуты в кризисное состояние. Наоборот, считает Нэйсбит, США вступили в период многообещающего, хотя и небезоблачного перехода от «индустриального общества» к «информа­ционному», открывающему перед страной новые заманчивые перспективы. Нэйсбит выявил девять основных тенденций переструктуирования общественного развития, сопоставив их с соответствующей ситуацией в прошлом:

  1. переход от индустриального общества к информационному;
  2. стремительный технологический прогресс;
  3. преобладание долговременных интересов над текущими;
  4. глобальная экономическая интеграция;
  5. переход от централизации власти к ее децентрализации;
  6. распространение принципа «самопомощи» вместо принципа «полагайся на государственные учреждения»;
  7. замена демократии представительной демократией непосредственного участия;
  8. вытеснение иерархических организаций системой непосредственных связей между ними;
  9. возрастает многообразие выбора во всех областях — от политики до стиля жизни.

Данные тенденции характерны и для стран Западной Европы.

Характерной чертой этих концепций является отказ от технократической модели общественного развития, обращенность к человеку. Речь идет о конце эпохи автоматического прогресса, утверждении того, что будущее открыто, а история является человеческим делом.

Процесс информатизации, как уже отмечалось, затронул все регионы, идет, однако, он везде разными темпами. Тем не менее, можно сформулировать основные его принципы:

1. Информатизация — особый социотехнический и социокультурный процесс, в основе которого лежит компьютерная революция. Общепризнанным сегодня является то обстоятельство, что альтернативы ему нет. В связи с этим, следует четко сформулировать проблемы, которые в ближайшее время появятся у человечества. Среди них — необходимость осуществления психологической подготовки, формирование информационных потребностей общества, создание среды массовой компьютерной грамотности, формирование информационной культуры и др. Это повлечет за собой изменение всей ноосферы, т.е. произойдут существенные сдвиги в духовной жизни общества, образе жизни, появится новая «среда обитания», сформируется так называемая инфосфера.

2. Появление инфосферы существенно изменит представления человека о мире, его мировоззрение, взгляды на природу, общество, самого себя и свое мышление. Изменятся и социальные детерминанты осознания мира, материальная и духовная культура общества. «Социум», имеющий личную значимость для субъекта как свой, с устойчивым типом социальной памяти, традициями, общественными ценностями, господствующими в обществе стереотипами, парадигмами, мифами, типами рациональности и ментальности, осознанными социально-классовыми интересами, претерпит радикальное изменение.

3. Инфосфера, как новая инфраструктура, изменит сложившуюся картину мира. Человечество, взаимодействуя со средой, создаст внутри себя в результате процессов отражения и познания своеобразную информационную модель мира. Роль человека в обслуживании информационной модели будет носить двоякий характер. С одной стороны, в результате творческих актов человек добывает новое знание и обогащает информационную модель. С другой (и в основном) — он формирует и регулирует процесс повседневного отражения мира в информационной модели.

4. Встраивание средств обработки информации в машины, автоматизация рабочих мест и их интеграция с инфосферой позволят развернуть информационные потоки от материального мира к «электронному архиву челоьечества». Новая информационная среда в качестве глобального носителя информации позволит очистить информационную структуру от искажающего воздействия субъективного фактора, объективно довлеющих над умами и знаниями людей социально обусловленных детерминант и оценок. Следует помнить, что глобальная инфраструктура чрезвычайно чувствительна к человеческому фактору. Она эффективна только тогда, когда дополняется разнообразными средствами поддержки творческой деятельности человека.

Эти и многие другие аспекты информатизации, позволяют предположить, что будущие «компьютерные поколения» столкнутся с целым рядом принципиальных изменений в сознании людей, в принципах осознания нового феномена инфосферы как неотъемлемого компонента ноосферы. Следует ожидать изменения типа человеческой мыслительной деятельности (мировоззрения, типа социальной памяти, типов рациональности и ментальности). Получит развитие визуальное мышление как особый вид синтетического мышления.

Следует выделить некоторые парадоксы и противоречия времени информационного общества:

— противоречие между доступностью и закрытостью информации влечет за собой замену действительного времени иллюзорным;

— противоречие между возможностью творчества и навязыванием стереотипов мышления и поведения через компьютерные программы влечет за собой подчинение ритмам общества в ущерб индивидуализации времени;

— противоречие между возможностью свободы и возможностью информационно-временного тоталитаризма;

— скорость передачи информации, на первый взгляд, сокращает время коммуникации. Но доступность и богатство информации расширяет время человека, вписывающего новую
информацию в свой духовный мир;

— воспринимая новую информацию и делая ее достоянием своего внутреннего «я», индивид уверен, что информацию переработал именно он; с другой стороны, использование механизмов психологического восприятия делает человека объектом манипулирования со стороны собственников и производителей программных продуктов.

Время информационного общества порождает ряд новых особенностей в течении культурных процессов:

— на смену синхронизации (которая все еще сохраняется, а в ряде случаев приобретает и новое качество) приходит разнофазность развития;

— однонаправленность времени превращается в разнонаправленность;

— центральной чертой человеческой жизни становится иерархичность времени и необходимость постоянного выбора между временными плоскостями.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные этапы становления понятия «культура»?

2. Опишите соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?

3. Назовите сходные и различные свойства личной культуры и культуры общности?

4. Что такое культурное наследие?

5. Что такое культурная конфигурация?

6. Назовите единицы культуры, входящие в культурный комплекс?

7. Перечислите свойства массовой культуры?

8. Чем отличаются массовая и элитарная культуры?

9. Перечислите основные функции культуры?

10.Что дает знание функций культуры?

11.Что такое коммуникация?

12.Что такое контркультура?

13.Что такое элитарная культура?

14.Назовите периоды в развитии культуры с точки зрения теории информационного общества?

15.Назовите основные тенденции перехода от индустриального общества к информационному? Кто их автор?

16.Перечислите основные принципы информатизации общества?

17.Что такое адхократия?

18.Назовите главные черты информационного общества?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9404 — | 7183 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
  • http://uchebnikirus.com/kulturologia/kulturologiya_-_matvyeyeva_ll/problematika_informatsiynogo_osvitnogo_prostoru_kulturi.htm
  • http://analiculturolog.ru/journal/archive/item/503-article_36-3.html
  • http://studopedia.ru/10_273425_informatsionnoe-obshchestvo-tendentsii-izmeneniya-kulturi.html