Меню Рубрики

Иллюзии зрения артамонов и д 1964


Артамонов Иван Дмитриевич — Иллюзии зрения

Издание второе, переработанное

Издательство «Наука» Москва 1964 г.

535 А 86 УДК 612.84

Глаз человека — этот самый точный и наиболее чувствительный орган наших ощущений — способен ошибаться.

В жизни встречается множество иллюзий (ошибок) зрения. Некоторые из них нам нежелательны, и мы ведем с ними борьбу; иные воспринимаем как забавные, а некоторые применяем с пользой для себя.

Об этом в популярной форме и рассказывает предлагаемая книга.

Главная редакция физико-математической литературы

Иван Дмитриевич Артамонов

М., 1964 г., 104 стр. с илл.

Редактор Л. Ф. Верес.

Техн. редактор Л. В. Лихачева.

Корректор Т. Д. Доверман.

Сдано в набор 4/II 1964 г. Подписано к печати 22/IV 1964 г. Бумага 84×108 1 /32. Физ. печ. л. 3,25+2 вкл. Условн. печ. л. 5,53. Уч.-изд. л. 5,12. Тираж 47500 экз. Т-0457 1. Цена 17 коп. Заказ № 1303.

Издательство «Наука». Главная редакция физико-математической литературы. Москва, В-71, Ленинский проспект, 15.

Первая Образцовая типография имени А. А. Жданова Главполиграфпрома Государственного комитета Совета Министров СССР по печати. Москва, Ж-54, Валовая, 28.


Рисунок

Медицинская литература, книга по медицине, учебник: «Иллюзии зрения, Артамонов И.Д., 1964 г.» размещена 1-12-2011, 13:21, посмотрело: 1 253

Иллюзии зрения, Артамонов И.Д., 1964 г.: Глаз человека — этот самый точный и наиболее чувствительный орган наших ощущений — способен ошибаться.

В жизни встречается множество иллюзий (ошибок) зрения. Некоторые из них нам нежелательны, и мы ведем с ними борьбу; иные воспринимаем как забавные, а некоторые применяем с пользой для себя.

Об этом в популярной форме и рассказывает книга «Иллюзии зрения, Артамонов И.Д., 1964 г.».

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Как было указано ранее, такой способностью обладают только цветочувствительные элементы сетчатки — колбочки. Одним из первых замечательных открытий, относящихся к цветному зрению, можно считать явление смещения максимума относительной видности при переходе от дневного зрения к сумеречному, открытое знаменитым чешским биологом Я. Пуркине.

Явление Пуркине заключается в том, что при сумеречном зрении (при низких освещенностях) не только понижается чувствительность глаза к восприятию цветов вообще, но и что в этих условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые), но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые). Красный мак и василек на рис. II (здесь и далее см. цветную вклейку) при дневном освещении кажутся по яркости близкими друг к другу.

В сумерках мак кажется совершенно темным, а василек более светлым. В картинной галерее в сумерки постепенно начинают исчезать краски, сначала красные, затем желтые и зеленые.

Можно указать ряд случаев, когда мы при рассматривании цветных объектов также встречаемся с ошибками зрения или иллюзиями.

Во-первых, иногда о насыщенности цвета объекта мы ошибочно судим по яркости фона или по цвету других окружающих его предметов. В этом случае действуют также закономерности контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на светлом.

Великий художник и ученый Леонардо да Винчи писал:

«Из цветов равной белизны тот кажется более светлым, который будет находиться на более темном фоне, а черное будет казаться более мрачным на фоне большой белизны.

И красное покажется более огненным на более темном фоне, а также все цвета, окруженные своими прямыми противоположностями».

Во-вторых, существует понятие собственно цветовых или хроматических контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости от того, на каком фоне мы его наблюдаем. Иллюзии цветового зрения этого рода нам встречаются в следующих видах. Черный круг, изображенный на рис. III кажется слегка красноватым на зеленом фоне, когда же мы прикроем этот круг тонкой прозрачной бумагой, то иллюзорный красный цвет становится еще более заметным. Очевидно, прозрачная бумага стирает резкость границ и уменьшает разницу в яркости поля и фона и тем усиливает проявление эффекта.

Аналогично черный круг на красном будет казаться зеленоватым, на фиолетово-голубом фоне — зеленовато-желтым и на голубом — медно-красным.

То же самое явление непроизвольного окрашивания серых полосок мы можем наблюдать через прозрачную бумагу на рис. IV.

Оказывается, что тот цвет, в который окрашивается черный круг или серая полоса, является так называемым дополнительным цветом к цвету фона. Для каждого цвета имеется такой другой цвет, оптическое смещение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например, желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом — оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет.

Подмечено, что это иллюзорное окрашивание черных и серых предметов происходит в цвет, лишь приблизительно являющийся дополнительным, но не совпадающий с ним в точности.

Наиболее наглядное представление об оптическом смешении цветов можно получить следующим образом. Если диск (рис. V) с секторами, имеющими такие углы и окраску, как это показано на рисунке, привести в быстрое вращение, то вследствие быстрого чередования различных возбуждений, цвета секторов сольются в общий серый тон. Эта иллюзия цветового зрения объясняется следующими свойствами нашего глаза.

Сетчатая оболочка глаза человека наиболее приспособлена к неразложенным солнечным лучам, и, возможно, нервные окончания сетчатки при раздражении их одним цветом как бы восполняют цвет, недостающий до белого, давая нам иллюзию видимости дополнительного цвета.

Существует более старая гипотеза, объясняющая явление этих цветовых иллюзий утомляемостью воспринимающих нервов, но вряд ли она является более обоснованной, чем приведенная выше.

На основании того, что наш орган зрения наиболее приспособлен к восприятию белого солнечного света, можно объяснить и такую иллюзию. Если в течение нескольких секунд неподвижно смотреть на красное пятно, а потом перевести взгляд на белую бумагу, то мы увидим на бумаге зеленое пятно. Если рассматривать желтый кружок, то на бумаге увидим синий, и наоборот.

С цветовым контрастом связаны и другие иллюзии цветового зрения. Приведем еще несколько примеров.

На рис. VI площади внутреннего квадрата слева и полоски справа равны, но периметр полоски в два раза больше периметра квадрата. Всматриваясь в этот рисунок, мы видим полоску более яркой, чем внутренний квадрат.

Явлением общепсихологического контраста можно объяснить иллюзию так называемого подравнивания цветов, заключающуюся в следующем. Если смотреть на рис. VII, то на нем можно увидеть фигуру в виде зеленого креста, тогда и средний кружок кажется зеленоватым; если же сосредоточить внимание на желтых кружках, то и центральный кружок будет казаться желтоватым.

Интересна также иллюзия цветового сопутствия, появляющаяся после рассматривания верхней части рис. VIII.

Если несколько минут внимательно вглядываться в черный круг верхней части рисунка, а затем быстро перевести взгляд на черный круг внизу, то через несколько секунд на белом фоне появятся цветные изображения всех четырех пятен, окружающих верхний черный круг.

Какого цвета будут эти появившиеся пятна?

Заметим здесь, что при переходе от одного цвета данной поверхности к другому цвету этой же поверхности у нас будет изменяться и ее кажущаяся яркость. Следовательно, будет изменяться и контраст яркости, если мы будем, скажем, одновременно изменять яркость предмета и фона или один и тот же предмет будем рассматривать на менее ярком, а затем на более ярком фоне. Вот почему контраст яркости связан для нашего зрения с цветовым контрастом.

Чем больше цвет объекта отличается от цвета фона, тем лучше заметен объект и тем отчетливее виден его контур и форма.

Можно привести множество примеров воздействия на глаз цветовых контрастов. Гёте, например, пишет: «Трава, растущая во дворе, вымощенном серым известняком, кажется бесконечно прекрасного зеленого цвета, когда вечерние облака бросают красноватый, едва заметный отсвет на камни». Дополнительный цвет зари — зеленый; этот контрастный зеленый цвет, смешиваясь с зеленым цветом травы, и дает «бесконечно прекрасный зеленый цвет».

Гёте описывает также явление так называемых «цветных теней».

«Один из самых красивых случаев цветных теней можно наблюдать в полнолуние. Свет свечи и лунное сияние можно вполне уравнять по интенсивности. Обе тени могут быть сделаны одинаковой силы и ясности, так что оба цвета будут вполне уравновешиваться. Ставят экран так, чтобы свет полной луны падал прямо на него, свечу же помещают несколько сбоку на надлежащем расстоянии; перед экраном держат какое-нибудь прозрачное тело.

Тогда возникает двойная тень, причем та, которую отбрасывает луна и которую в то же время освещает свеча, кажется резко выраженного красновато-темного цвета, и, наоборот, та, которую отбрасывает свеча, но освещает луна, — прекраснейшего голубого цвета. Там, где обе тени встречаются и соединяются в одну, получается тень черного цвета».

Тот факт, что некоторые цвета воспринимаются нами как «выступающие», а другие как «отступающие», иллюстрируется здесь рис. IX.

Рассматривая верхнюю фигуру на этом рисунке, мы склонны думать, что это усеченная пирамида, обращенная вершиной к нам.

Рассматривая нижнюю фигуру, мы готовы представить себе туннель с выходным отверстием вдали.

«Выступающими» цветами обычно кажутся цвета красно-оранжево-желтые (или «теплые»), а «отступающими» кажутся цвета зелено-синие (или «холодные»). Насыщенные и светлые цвета нам обычно кажутся ближе темных и ненасыщенных.

Хроматические цвета обычно «выступают вперед» на фоне цветов серых.

Следует заметить, что многие свойства глаза, вызывающие появление иллюзий цветового зрения, вместе с тем оказываются и весьма полезными для получения нами зрительных ощущений, более полно отражающих объективную реальность.

Читайте также:  Особенности услуги с точки зрения маркетинга

Вот почему, например, на вывесках и рекламах, собранных из светящихся газосветных трубок, слова, написанные трубками красного свечения, приближаются к наблюдателю и кажутся висящими в воздухе, а слова, написанные трубками зеленого или синего свечения, отступают.

Однако, оказывается, для некоторых людей иллюзия различной удаленности разных цветов носит обратный характер, т. е. более близкими кажутся цвета синие (у некоторых лиц иллюзия вообще не наблюдается). Среди различных объяснений атой иллюзии заслуживает внимания cледующее. Зрительная линия пересекает плоскость зрачка не в центре его, а несколько сбоку, т. е. хрусталик не строго центрирован по отношению к зрительной линии.

Поэтому когда глаз фиксирует какую-нибудь синюю точку, то изображение соседней с ней красной точки даст на сетчатке известный круг светорассеяния, причем этот круг будет не концентричен с изображением фиксируемой точки, но несколько смещен в сторону височной или носовой части сетчатки. Это смещение при бинокулярном зрении создает такое же впечатление, какое мы получим от одинаково удаленных от осей глаз раздраженных мест сетчаток, если красная точка фактически будет ближе или дальше, чем синяя.

Однако иллюзии цветового зрения значительно менее полно исследованы физиологами, и многие еще не могут быть объяснены достаточно удовлетворительно, а некоторые гипотезы, высказанные по поводу них, не оправдываются.

Для более подробного ознакомления с проблемами, затронутыми в этой книге, автор может рекомендовать следующую литературу:

С.О. Майзель, Свет и зрение, ГТТИ, 1932.

С. С. Алексеев, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев, Цветоведение для архитекторов, ГОНТИ, 1938.

Н. Т. Федоров, Общее цветоведение, ГОНТИ, 1939.

С. С. Алексеев, Цветоведение, Гизлегпром, 1949.

Н. М. Гусев, Архитектурная светотехника, Государственное архитектурное изд-во, 1949.

С.И. Вавилов, Глаз и Солнце, изд. АН СССР, 1950.

С.И. Вавилов, Микроструктура света, изд. АН СССР, 1950.

С.В. Кравков, Глаз и его работа, изд. АН СССР, 1950.

С.В. Кравков, Цветовое зрение, изд. АН СССР, 1951.

Г. Хартридж, Современные успехи физиологии зрения, ИЛ, 1952.

М. Миннарт, Свет и цвет в природе, Физматгиз, 1958.

Н. П. Тюрин, В поисках точности, Физматгиз, 1960.

A. В. Лунзов, Инерция зрения, Оборонгиз, 1961.

B. В. Шаронов, Свет и цвет, Физматгиз, 1961.

Д. Мензел, О летающих тарелках, ИЛ, 1962

К.К.Платонов, Занимательная психология, «Молодая гвардия», 1962.

Скачать книгу Артамонов И.Д. — Иллюзии зрения (1964)

—> Познавательное, Научно-популярное, Психология. Философия >> Скачать книгу Название: Иллюзии зрения
Автор: Артамонов И.Д.
Издательство: Наука
Формат: PDF
Язык: русский
Размер: 11 МБ
Cтраниц: 110
Год издания: 1964 (издание второе, переработанное)

Глаз человека — этот самый точный и наиболее чувствительный орган наших ощущений — способен ошибаться. В жизни встречается множество иллюзий (ошибок) зрения. Некоторые из них нам нежелательны, и мы ведем с ними борьбу; иные воспринимаем как забавные, а некоторые применяем с пользой для себя. Об этом в популярной форме и рассказывает предлагаемая книга.

Ссылки для ознакомления:

Другие новости, похожие на книгу Артамонов И.Д. — Иллюзии зрения (1964):

автор: set32 Комментарии (0)

Вы можете разместить ссылку на книгу Артамонов И.Д. — Иллюзии зрения (1964) на своем сайте, блоге, любимом форуме или просто поделиться ей с друзьями:

HTML ссылка на книгу Артамонов И.Д. — Иллюзии зрения (1964):

Ссылка для форума книга Артамонов И.Д. — Иллюзии зрения (1964):

Ссылка на книгу Артамонов И.Д. — Иллюзии зрения (1964):

Помощь по использованию электронной библиотеки книг:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Навигация по сайту

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ВИДЕО
( BBC. Discovery
National Geographic
Познавательные телепередачи )

Библиотека ТУТ

Каталог обучающих материалов

И.Д.Артамонов | Иллюзии зрения (издание второе, переработанное) [1964] [PDF]

Торрент Сидеров Личеров Размер
2 11.41 МБ

И.Д.Артамонов | Иллюзии зрения (издание второе, переработанное) [1964] [PDF]

Сообщение Stepan » 04 дек 2017, 22:04

Автор: И.Д.Артамонов
Название: Иллюзии зрения (издание второе, переработанное)
Год: 1964
Издательство: Наука
ISBN: 5952402194
Отрасль (жанр): Физиология. Сравнительная физиология
Формат: PDF
Качество: Хороший скан

Описание:
Глаз человека — этот самый точный и наиболее чувствительный орган наших ощущений — способен ошибаться. В жизни встречается множество иллюзий (ошибок) зрения. Некоторые из них нам нежелательны, и мы ведем с ними борьбу; иные воспринимаем как забавные, а некоторые применяем с пользой для себя. Об этом в популярной форме и рассказывает предлагаемая книга.

Время раздачи: по возможности 24/7 — до 5 сидов

  • На главнуюСписок форумов
  • Удалить cookies
  • Связаться с администрацией

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited

xbtBB3cker v.3h © 2015-2018 @ PPK | Icon Theme by Everaldo.com Design Studio

Time: 0.181s | Queries: 14 | Peak Memory Usage: 19.82 МБ | GZIP: On | Load: 0.14

И. Артамонов: Иллюзии зрения

Здесь есть возможность читать онлайн «И. Артамонов: Иллюзии зрения» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 1964, категория: Медицина / Прочая научная литература / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Иллюзии зрения: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Иллюзии зрения»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

И. Артамонов: другие книги автора

Кто написал Иллюзии зрения? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Иллюзии зрения — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Иллюзии зрения», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

Существуют две точки зрения на несовершенство нашего зрительного аппарата.

Одна из них — идеалистическая, стремящаяся сделать вывод о невозможности познания объективного мира и о полном недоверии к нашим органам чувств вследствие отклонений чувственно воспринимаемых нами зрительных образов от реальности.

Другая — материалистическая, утверждающая, что наши чувственные восприятия лишь одна, первая, но не самая главная ступень познания. За чувственными восприятиями следует мышление, обобщающее и перерабатывающее данные ощущения. Основная ступень в процессе познания — это практика, или общественно-исторический опыт, позволяющий нам устанавливать объективные законы внешнего мира и углублять наши познания.

«От живого созерцания, — говорит Ленин, — к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».[1]

Крупнейший немецкий физиолог XIX века Г. Гельмгольц справедливо указал на оптические несовершенства нашего глаза, говоря: «Если бы оптик захотел продать мне инструмент, обладающий поименованными недостатками, то я в сильнейших выражениях высказал бы неодобрение его работе и возвратил бы ее обратно». Однако он же выдвинул и чисто идеалистическое положение о роли ощущений в процессе познания: «Я обозначил ощущения как символы внешних явлений и отверг за ними всякую аналогию с вещами, которые они представляют».

Ф. Энгельс, критикуя точку зрения Гельмгольца, указывал, что «…специальное устройство человеческого глаза не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления».[2]

Еще полнее и отчетливее материалистическое понимание роли ощущений в процессе познания изложено В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравниться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо, неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».[3] В. И. Ленин говорит, что отображение есть приблизительное, но «произвольным» его назвать нельзя, ибо наши ощущения отражают, копируют, фотографируют объективную реальность.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. Тот же факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего не замечают другие, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.

Говоря в общем о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптических несовершенств глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь наступает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, и некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей. Восприятие помещенного в книге материала людьми с разными зрительными способностями может не соответствовать изложению полностью, поскольку изложение в основном рассчитано на читателей с нормальным зрением.

И. Артамонов — Иллюзии зрения

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Иллюзии зрения»

Описание и краткое содержание «Иллюзии зрения» читать бесплатно онлайн.

Существуют две точки зрения на несовершенство нашего зрительного аппарата.

Одна из них — идеалистическая, стремящаяся сделать вывод о невозможности познания объективного мира и о полном недоверии к нашим органам чувств вследствие отклонений чувственно воспринимаемых нами зрительных образов от реальности.

Другая — материалистическая, утверждающая, что наши чувственные восприятия лишь одна, первая, но не самая главная ступень познания. За чувственными восприятиями следует мышление, обобщающее и перерабатывающее данные ощущения. Основная ступень в процессе познания — это практика, или общественно-исторический опыт, позволяющий нам устанавливать объективные законы внешнего мира и углублять наши познания.

«От живого созерцания, — говорит Ленин, — к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».[1]

Крупнейший немецкий физиолог XIX века Г. Гельмгольц справедливо указал на оптические несовершенства нашего глаза, говоря: «Если бы оптик захотел продать мне инструмент, обладающий поименованными недостатками, то я в сильнейших выражениях высказал бы неодобрение его работе и возвратил бы ее обратно». Однако он же выдвинул и чисто идеалистическое положение о роли ощущений в процессе познания: «Я обозначил ощущения как символы внешних явлений и отверг за ними всякую аналогию с вещами, которые они представляют».

Ф. Энгельс, критикуя точку зрения Гельмгольца, указывал, что «…специальное устройство человеческого глаза не является абсолютной границей для человеческого познания. К нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления».[2]

Еще полнее и отчетливее материалистическое понимание роли ощущений в процессе познания изложено В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: «Бесспорно, что изображение никогда не может всецело сравниться с моделью, но одно дело изображение, другое дело символ, условный знак. Изображение необходимо, неизбежно предполагает объективную реальность того, что «отображается». «Условный знак», символ, иероглиф суть понятия, вносящие совершенно ненужный элемент агностицизма».[3] В. И. Ленин говорит, что отображение есть приблизительное, но «произвольным» его назвать нельзя, ибо наши ощущения отражают, копируют, фотографируют объективную реальность.

Тот факт, что огромное большинство людей получают иногда одинаковые ошибочные зрительные впечатления, говорит об объективности нашего зрения и о том, что оно, дополняемое мышлением и практикой, дает нам относительно точные сведения о предметах внешнего мира. Тот же факт, что разные люди в процессе зрительного восприятия обладают различной способностью ошибаться, иногда видят в предметах то, чего не замечают другие, говорит о субъективности наших зрительных ощущений и об их относительности.

Говоря в общем о причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т. п. Такие иллюзии исчезают при устранении необычных условий наблюдения.

Во-вторых, подавляющее большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптических несовершенств глаза, а из-за ложного суждения о видимом, поэтому можно считать, что обман здесь наступает при осмысливании зрительного образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении простейших сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию.

Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных и оптическим несовершенством глаза, и некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в зрительном процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Возможны некоторые искажения зрительных ощущений в результате близорукости, дальнозоркости, дальтонизма и других дефектов зрительного аппарата, не характерных для большинства людей. Восприятие помещенного в книге материала людьми с разными зрительными способностями может не соответствовать изложению полностью, поскольку изложение в основном рассчитано на читателей с нормальным зрением.

Мы не рассматриваем при этом оптические фокусы и загадочные привидения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств в театрах, кино и цирках, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, гало, венцы). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы. Во всех этих случаях наш глаз ошибается потому, что его умышленно обманывают или при помощи технических приспособлений, или за счет особого состояния среды между глазом и объектом наблюдения. В эту группу мы не включаем обманы зрения, возникающие у некоторых людей в сумерках и темноте, когда недостаточное освещение затрудняет работу глаз и создает особое настроение.

Марксистско-ленинский диалектический метод познания учит нас рассматривать недостатки зрительных ощущений в связи с положительным значением зрения в процессе познания, в связи с огромным многообразием явлений внешнего мира, воспринимаемых нашим зрением.

Оказывается, устранение некоторых недостатков нашего зрительного аппарата привело бы к целому ряду новых, еще более разительных иллюзий. Блестящее подтверждение этого положения мы находим в работах по эволюции зрения и по сравнительной физиологии зрения человека и животных, птиц, насекомых.

Исследования И. П. Павлова показали, что собаки обладают способностью различать ничтожные колебания яркости, но цветовое зрение у собак существует лишь в зачаточной форме, а у многих из них и совсем отсутствует.

Острота зрения у многих птиц больше, чем у человека, но известно, что животные, обладающие высокой остротой зрения, страдают ночной слепотой, а животные с хорошо развитым сумеречным зрением низкой остротой зрения.

Таким образом, зрение человека — замечательный дар природы, ему мы обязаны познанием многих явлений окружающего нас мира; оно по сумме своих качеств превосходит зрение других живых организмов, а присущие ему недостатки противоречиво обращаются в преимущества.

В настоящей книге описываются иллюзии (обманы, ошибки) зрения, возникающие благодаря особым оптическим свойствам нашего глаза, некоторым свойствам его сетчатки и определенной последовательности процесса зрительного восприятия. Описываются также случаи неточного (кажущегося) зрительного восприятия, обусловленные некоторыми геометрическими особенностями рассматриваемых объектов и возникающие часто из-за того, что заданы особые условия наблюдения. Речь здесь идет об иллюзиях зрения, связанных с устройством глаза, психологией и физиологией зрения. Многие иллюзии возникают независимо от сознания, самопроизвольно; зато и обнаруживаются очень просто при изменении условий наблюдения или при помощи весьма простых приспособлений.

Задача этой книги состоит не только в простом показе зрительных иллюзий, но и в объяснении их на основе известных в настоящее время сведений о зрительном аппарате человека и в указании способов исключения иллюзий при изменении внешних условий наблюдения.

Все иллюзии классифицированы по группам так, что в одной группе находятся ошибки, обусловленные одним и тем же свойством нашего органа зрения или одним и тем же, выработанным практикой, приемом зрительного восприятия. Это позволило для каждой группы иллюзий привести, возможно и неисчерпывающие, объяснения причин их появления.

Приведенные здесь иллюзии могут встретиться в практике работы архитекторов и художников, работников театра и кино, оформителей книг и светотехников, конструкторов и астрономов и работников других специальностей.

1. Краткие сведения об устройстве глаза и зрительных ощущениях

Глаз человека представляет собой почти шарообразное тело, которое покоится в костной черепной полости, открытой с одной стороны. На рис. 1 изображен разрез глазного яблока и показаны основные детали глаза.

Рис. 1. Схематический разрез глаза человека.

Основная часть глазного яблока с внешней стороны ограничена трехслойной оболочкой. Внешняя твердая оболочка называется склерой (по-гречески — твердость) или белковой оболочкой. Она охватывает со всех сторон внутреннее содержание глаза и непрозрачна на всем своем протяжении за исключением передней части. Здесь склера выдается вперед, совершенно прозрачна и носит название роговой оболочки.

Alib.ru > Автор книги: артамонов. Название: иллюзии зрения

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-donka
Воронеж.
М. Государственное издательство физико-математической литературы. 1961г. 76с. Мягкий переплет, 13 х 20 формат. Состояние: Хорошее. Купить за 50 руб.
2 BS-Krebs
Волгоград.
М. Наука 1964г. 103 с., илл. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: сильно удовл. Купить за 60 руб.
3 BS-Barvinok
Украина, Одесса.
М. Наука 1969г. 224 с., илл. мягкий переплет, обычный формат. Состояние: слегка потерта обложка, блок хорошее, вырезана одна небольшая иллюстрация, в остальном хорошее Купить за 60 руб.
4 BS-Malik-Kazan
Казань.
М. Государственное издательство физико-математической литературы. 1961г. 75 с. Мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее Купить за 90 руб.
5 BS-Искатель
Москва, Тель-Авив.
М. Физматгиз. 1961г. 76с.+ вкл. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: хорошее. Купить за 100 руб.
6 BS-Искатель
Москва, Тель-Авив.
М. Изд-во Наука. 1969г. 224с. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: хорошее, потертости обложки, корешок проклеен, небольшой разлом блока. Купить за 100 руб.
7 BS-bukinistvrn
Воронеж.
Москва Наука 1969г. 220 стр Мягкий (бум) переплет, Состояние: Хорошее Купить за 150 руб.
8 BS-Trianon
Москва.
М. Наука 1969г. 224с. Мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее. Подклейки скотчем.
фото – фото
Купить за 150 руб.
9 BS-Sergey
Московская обл., Большие Вязёмы.
М.: Физматгиз. 1961г. 76 с., илл. Мягкая обложка, обычный формат. Состояние: очень хорошее. Купить за 150 руб.
10 BS-Львов
Украина, Львов.
М. Государственное издательство физико-математической литературы 1961г. 75 с. Мягкий переплет, обычный формат. Состояние: очень хорошее, небольшая потертость краев обложки и корешка
Переплет
Купить за 160 руб.
11 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Наука 1964г. 102с мягк переплет, обыч формат. Состояние: хор. Купить за 190 руб.
12 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Наука 1969г. 222с мягк переплет, обыч формат. Состояние: удовл. Купить за 199 руб.
13 BS-Смолин_М.
Челябинск.
М. Наука 1969г. 224 с. с илл. Бумажная обложка, обычный формат. Состояние: очень хорошее. Купить за 200 руб.
14 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Наука 1969г. 221с мягкий переплет, обычный формат. Состояние: почти хорошее Купить за 250 руб.
15 BS-Orlik
Петрозаводск.
М Наука 1964г. 102с мягк переплет, обыч формат. Состояние: удовл. Купить за 250 руб.
16 BS-Lanely
Нижний Новгород.
М. Государственное издательство физико-математической литературы. 1961 г. 75 с. Мягкий бумажный переплет, Обычный формат. Состояние: Хорошее-среднее. Вышлю фото. Купить за 300 руб.
17 BS-Искатель
Москва, Тель-Авив.
М. Физматгиз. 1961г. 76с. С ил. Мягкий переплет, Обычный формат. Состояние: Очень хорошее. Купить за 300 руб.
18 BS-Kolhoz
Москва.
Физматгиз 1961г. 76 с. Состояние: Состояние смотрите на фото. Читайте также информацию в описании продавца.
Фото1 – Ф2 – Ф3 – Ф4 – Ф5 – Ф6 – Ф7 – Ф8 – Ф9 – Фото1 – Ф2 – Ф3 – Ф4
Купить за 350 руб.
19 BS-Kolhoz
Москва.
Наука 1969г. 224 с. Состояние: Состояние смотрите на фото. Читайте также информацию в описании продавца.
Фото1 – Ф2 – Ф3 – Ф4 – Ф5 – Ф6 – Ф7 – Фото1 – Ф2 – Ф3 – Ф4 – Ф5 – Ф6
Купить за 550 руб.
20 BS-yurij
Израиль, Тель-Авив.
М. Государственное издательство физико-математической литературы. 1961 г. 75 с. Мягкий бумажный переплет, Обычный формат. Состояние: хорошее Купить за 1460 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright © 1999 — 2019, Ведущий и K°. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

«Иллюзии зрения» (Артамонов И.) — скачать книгу бесплатно без регистрации

Поделиться ссылкой на книгу!

Название: Автор: Жанр(ы):

Глаз человека — этот самый точный и наиболее чувствительный орган наших ощущений — способен ошибаться.

В жизни встречается множество иллюзий (ошибок) зрения. Некоторые из них нам нежелательны, и мы ведем с ними борьбу; иные воспринимаем как забавные, а некоторые применяем с пользой для себя.

Об этом в популярной форме и рассказывает предлагаемая книга.

Самый Свежачок! Книжные поступления за сегодня

A ragtag bounty hunter adventure in the vein of Cowboy Bebop and Guardians of the Galaxy!

When a rogue military general holds an entire Haven captive and a rescue mission is downright suicidal, you don’t call in the Armed Services. You call in the idiots too foolish to turn down the payday. You call in the Nimrod Squad.

They are a crew of dysfunctional outsiders: Cash Murdock, a former cop that trusts no one except Deejay, his AI partner. Mateo Lonergan, an enhanced ex-soldier with a cavalier attitude and lethal combat skills. Jinx la Fox, a talented hacker with a knack for making powerful enemies. And Happy, a gun-for-hire with scars and secrets from a hidden past. They might be low on gas and low on cash, but when a bounty is posted, they’re ready to roll.

Книга представляет собой сборник биографий военных и политических деятелей последних десятилетий истории Римской республики. Почти все они были либо убиты, либо, видя свой крах, покончили жизнь самоубийством, но их жизни оставили яркий след в истории. Параллельно кратко описываются судьбы тех людей, которые находились рядом с главными персонами.

Неожиданно полученный Азраилом симбиотический организм боевого типа оказался не просто образцом технологии иного мира, но также и нечто большим: инструментом прямой манипуляции энергетическими телами гуманоидов. Как сильно изменятся способности адепта богини разрушения при этом? Сможет ли он сохранить свою последнюю жизнь? И как человечество встретит появление этого существа в своём обществе? Все ответы на подобные вопросы будут даны здесь, в 3-м томе моей новой книги.

What’s more dangerous than gambling with dirty money? Mick Trubble is just the man to find out.

Dealing with a bout of post-case depression leads Mick to the casinos, where he quickly accumulates a pile of debt to dangerous people. It’s only when he meets a beautiful, mysterious woman named Faye that his luck begins to change.

Faye teaches him the skills of winning at the tables, and together they start a mutually beneficial partnership to con the dealers. But when Mick digs into Faye’s mysterious life, he discovers more than just a troubled past.

Beating the odds at the casinos might not be Mick’s biggest challenge. When you play the game of hearts, all bets are on the table, and the game becomes more dangerous than ever before.

Hard Luck Grift is a direct prequel to New Haven Blues, exploring events that directly tie into the debut novel of the Troubleshooter.

Beneath Pinewood research facility is Bunker 10, holding the two most dangerous creatures on earth.

A little girl and a mouse. And they’ve just escaped.

Winner of the UK Royal Mail Award.

Набор «Неделька» — топ новинок — лидеров за неделю!

Мне оставалось отучиться год. Один год – и я могла получить свободу и независимость, о которых мечтала с детства. Однако внезапная и очень подозрительная смерть матери перевернула мой мир. Она оставила после себя множество вопросов, а единственный шанс найти ответы – отправиться в самый элитарный университет Республики. Я думала, что снобизм новых сокурсников станет главной моей проблемой, но ошиблась. Ответы, которые я ищу, могут стоить мне жизни, а меня почему-то теперь больше заботит жизнь местного ректора, над которым висит проклятие.

Иногда предательство — это не конец, а начало.

Изредка — это дверь в иной мир, где война стоит на пороге. Где оборотни до смерти дерутся за своих женщин, а люди заряжают оружие серебряными пулями. Где бродит таинственный убийца, перегрызающий глотки всем, кто так похож на тебя. Где добродушные улыбки — верный шанс попасть в ловушку, а волчье рычание за спиной — шанс спастись.

Готовься, здесь тебя ждёт академия оборотней, маньяк за дверью и таинственный мужчина, с какой-то стати решивший, что ему можно заявляться к тебе по ночам.

А все потому, что предательство — это не конец, а только начало.

Я вернулась домой, но не смирилась с расставанием с любимым. Чтобы приблизить возможность встречи, нужно найти и уничтожить спрятанные в моем мире кристалины. Тогда древние стражи не смогут причинить вред моим людям, а Некросу не придется удерживать их в другом мире. Однако задача эта не так проста, как кажется, и все идет не так, как я задумала. То ли Некрос доверился не тем союзникам, то ли кто-то из стражей все же смог вернуться в мой мир. В любом случае опасность слишком велика, чтобы справляться с ней поодиночке. Моя семья на моей стороне, но примут ли они того, кого я люблю, если его Сила опасна для нас всех?

Говорят, жизнь и доверие теряют только раз. Однажды мне повезло, но вряд ли везению суждено повториться. Маньяк, убивающий девушек найден, но кукловод все еще дергает за ниточки своих кукол. Смерть следует по пятам неотступно, и я обязана быть на шаг впереди. На этот раз чтобы спасти не только себя, но и оборотня, с которым связана нерушимыми узами. Он сильнее остальных, и в этом его слабость. Чтобы сохранить ему жизнь, мне придется его предать. Или есть другой выход?

У меня больше нет права на ошибку. Потому что жизнь и доверие теряют только раз.

Вторая и заключительная часть дилогии «Академия Арктур».

Трижды моя жизнь круто менялась без моего на то согласия. В первый раз – когда младенцем мать потеряла. Второй – когда подростком, в числе других детей – заложников мира, меня драконам отдали. И третий – теперь, когда король драконов, увидев меня, в жены захотел, хотя драконы на человечках никогда не женятся, такой брак бесплоден, да и живут люди слишком мало. А я его боюсь, он же старый и вообще – король! Страшно! Но два прошлых раза судьба меня всё же не обидела — обе приёмные семьи, и человеческая, и драконья, были добры ко мне. Может, она смилуется и в третий раз, и всё окажется совсем не так ужасно, как мне представляется?

У каждой истории есть своё начало и свой конец. И у истории Кота тоже. Семь Братьев и Семь Ключей найдены. Мир, созданный для развлечения, пробудился. Ускользающая власть, мнимое богатство, иллюзия бессмертия больше не имеют значения. Закон Равновесия гласит: за всё в Сфере нужно платить. Каждому придется выбрать сторону и занять место в шеренгах, строящихся для битвы. Ибо грядет буря.

Иллюзии зрения
Артамонов И Д
Наука, Образование, Медицина, Научная литература
Издательство: «,Наука»
Год издания: 1964
Источники:
  • http://medobook.com/2964-illyuzii-zreniya-artamonov-id-1964-g.html
  • http://litra.pro/illyuzii-zreniya/artamonov-i-d/read/12
  • http://www.razym.ru/semiyahobbi/poznavat/219308-artamonov-id-illyuzii-zreniya.html
  • http://smart-torrent.org/viewtopic.php?t=118630
  • http://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/medicina/245316-i-artamonov-illyuzii-zreniya.html
  • http://www.libfox.ru/319812-i-artamonov-illyuzii-zreniya.html
  • http://www.alib.ru/au-artamonov/nm-illyuzii_zreniya/
  • http://nemaloknig.com/book-195672.html