Меню Рубрики

Игры для детей с плохим зрением

  • Подвижные игры для слепых детей являются сильнейшим средством их всестороннего развития и воспитания. Ребенок с нарушением зрения также, как и зрячий ребенок, может играть почти в любую игру, но его сначала нужно научить играть. В данном случае игра должна быть просто адаптирована к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Таким образом, важным условием в организации подобных игр является четкое взаимодействие между собой педагогов, воспитателей, врачей. Проводится специальная диагностика для слепого ребенка, в ходе которой выявляется в какие игры ему можно играть, а какие игры ему противопоказаны. Воспитателям следует знать содержание каждой конкретной игры, и как она влияет на функциональное состояние организма ребенка. Также здесь учитываются и специфические отклонения в физическом развитии у невидящего ребенка.

    К общим требованиям к организации игры можно отнести следующие требования:

    — игра должна соответствовать тем навыкам ребенка, которыми он владеет;

    — при выборе инвентаря должна использоваться озвученная атрибутика (колокольчик, погремушки, бубен, озвученный мяч, свисток и прочее);

    — для слабовидящих детей или с остаточным зрением следует подобрать яркий и красочный инвентарь, и при этом также учитывается контрастность предметов: используются оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета;

    — если в игре используется мяч, то он должен быть очень ровным и немного тяжелее волейбольного, потому что тяжелый мяч лучше ощущается слепыми детьми;

    — заранее необходимо определиться с границами и размерами игровой площадки, установить ограничительные ориентиры (линии из травяного покрова или из гравия, канавки засыпанные песком, резиновые коврики, асфальтированные дорожки и прочее). Также игровая площадка должна быть однородной, ровной без кустарников, пней, камней;

    — ведущий должен предупреждать об опасности, ориентировать играющих, задавать нужное направление при помощи того или иного сигнала (например, с помощью свистка);

    — необходимо уделять особое внимание правильной дозировки физической нагрузки при играх со слепыми детьми, так как они воспринимают всю игру на слух, в связи с чем может возникнуть перенапряжение нервной системы и органов слуха.

    Игра «Птички»

    Данная игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве. Она может проводиться в большой комнате, спортзале или во дворе. Здесь могут принимать участие от 3 до 6 игроков.

    Суть игры: все игроки пытаются изобразить птиц, которые вьют себе гнезда и в них садятся.

    Методика проведения игры: по команде ведущего все птицы должны вылететь из своих гнезд, и размахивая руками свободно передвигаются по игровой площадке. Ведущий дает сигнал: «Коршун!». Задача ребенка заключается в том, чтобы занять свое место в гнезде. А тот, кто из игроков занял последним свое гнездо, считается пойманным коршуном, и ему присваивается одно проигрышное очко. Победителем считается тот игрок, который не получил ни одного проигрышного очка.

    Игра «Море волнуется»

    Данная игра развивает координацию и умение ориентироваться в пространстве. Ее можно проводить в большой комнате, на детской площадке или во дворе. В ней могут принимать участие от 6 до 15 человек. Для игры потребуется коврик, матрас или гимнастический мат.

    Суть игры: все дети садятся на мат, коврик или матрас. Это у них будет «лодка». Ведущий передвигается по площадке, и, назвав имя какого-нибудь игрока, произноси следующие слова: «Море волнуется». Чье имя игрока, которое было названо выходит из «лодки» и берет за руку ведущего. Далее вызывается следующий игрок и так далее. Тем самым образуется длинная цепочка игроков, которые двигаются за ведущий, взявшись за руки.

    Учитель может водит за собой играющих бегом, шагом, поскоком в разных направления, заворачивая цепочку змейкой и прочее. Неожиданно он произносит: «Море спокойно!». По данной команде задача игроков заключается в том, чтобы занять свое место в «лодке». Проигрывает тот, кто последним занял свое место. Далее игра снова возобновляется.

    Развивающие игры для слепых детей

    Игра «Пазлы со шрифтом Брайля»

    Данная игра позволяет осваивать базовые математические навыки, развивать творческие способности, логическое мышление и мелкую моторику.

    Пазлы со шрифтом Брайля – развивающая игра, представляющая собой цилиндр, который поделен на пять секций. Каждая секция включает в себя подвижные блоки разных цветов. Буквой алфавита Брайля от А до Н обозначается соответствующий цвет.

    Цель игры: при помощи передвижения блоков и поворачивания по кругу секций, необходимо собрать линии одного цвета или более сложные узоры.

    Игра «Узнай фигуру»

    Игра обучает навыкам названия геометрических фигур, узнавания их формы, а также развивает тактильную чувствительность.

    Для проведения игры потребуются плоские геометрические фигуры двух разных размеров (круг, квадрат, овал, треугольники прочее).

    Суть игры: на полу ведущий выкладывает большие фигурки, а маленькие он выдает каждому ребенку, или одевает их на запястье руки. Сначала ребенок ощупывает и рассматривает ту фигурку, что находится у него на руке. Далее его задача состоит в том, чтобы найти на полу соответствующую фигурку среди лежащих, но только большего размера. Игрок, найдя нужную фигуру, встает на нее, и говорит, как она называется. Игра считается законченной, когда ребенок отыщет все фигуры.

    Пособия и тактильных игры для слабовидящих детей

    Индекс материала
    Пособия и тактильных игры для слабовидящих детей
    Пособие ‘Пощупай рукой, определи ногой!’
    Пособие ‘Определи на ощупь!’
    Пособие ‘Что это?’
    Пособие ‘Пощупай и угадай!’
    Пособие ‘Подбери пару!’
    Пособие ‘Тактильные таблички’
    Пособие ‘Зоопарк из Тарамбуко’
    Пособие ‘Мягкие и жесткие кирпичики’
    Рекомендуемая литература
    Все страницы

    В познании окружающего мира дошкоиками с нарушенным зрением осязание играет особую роль. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре и поверхности предметов.

    Осязание, иначе — прием и переработка информации, появляющейся в результате активного взаимодействия с окружающей средой, носит активный познавательный характер.

    Одновременное использование осязания и неполноценного зрения дает большую полноту восприятия, а также уменьшает время для опознания уже знакомых объектов и создания представлений о незнакомых объектах внешнего мира (Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева).

    Исследования (Л.И. Плаксина, B.C. Изотова) показывают также, что включение осязания в зрительное восприятие объектов внешнего мира и поврежденного зрительного анализатора в их осязательное опознание увеличивает правильность узнавания и называния.

    Т. ОРЕХОВА, учитель-дефектолог (тифлопедагог), ГОУ-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 1125, Москва.

    Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности

    Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей.

    Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.

    С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной [4].

    В нашем детском саду в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения вот уже на протяжении более двух лет активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.

    Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста. Работа с каждым пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.

    Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с ними.

    Пособие ‘Пощупай рукой, определи ногой!’

    Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

    Описание пособия. Состоит из семи больших напольных досок с разными поверхностями, десяти деревянных коробок с прямоугольными отверстиями вместо одной из боковой сторон (внутри каждой коробки расположен образец поверхности), десяти круглых вкладышей с аналогичными поверхностями (располагают в углублениях на верхней поверхности коробок) (см. фото 1).

    Работа с пособием

    Начинается с обследования руками с участием зрения двух контрастных поверхностей (например, глад- кая-шершавая). Педагог пальцами одной руки медленно и легко проводит по одной поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает ребенка повторить эти действия и слова: «А теперь ты потрогай доску». Точно так же проходит обследование второй поверхности.

    На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).

    Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности. Аналогичным образом строится работа по узнаванию и различению поверхностей ногами. После того как все доски обследованы руками и ногами, вводятся упражнения на соотнесение тактильных ощущений рук и ног.

    В младшей группе даются четыре контрастные поверхности: гладкая, шершавая, пушистая, колючая. С детьми этого возраста мы работаем только с большими досками. В средней группе к предыдущим доскам добавляются три оставшиеся и в работу вводятся деревянные коробки с аналогичными поверхностями. В старшей и подготовительной к школе группах для увеличения количества разных поверхностей используем не только семь больших досок, но и десять круглых вкладышей. Вводятся названия поверхностей (меховая, металлическая, пластмассовая, резиновая, поролоновая и т.д.), температурных ощущений (Обе поверхности гладкие, одна теплая на ощупь, а другая холодная).

    1. «Пощупай и назови!» (с большими досками). Ребенку предлагают потрогать руками поверхности больших досок и сказать, какие они на ощупь. При первом предъявлении обсуждаются материалы, из которых выполнены поверхности досок. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно определить и назвать качественные свойства поверхностей. Аналогичным образом задание выполняется ногами.

    2. «Подбери поверхность!» (с коробками и вкладками). Ребенок просовывает руки в коробку и ощупывает поверхность. Для выполнения задания ему необходимо найти вкладыш с аналогичной поверхностью и вставить ее в верхнюю часть коробки.

    3. «Пощупай рукой, определи ногой!» (с большими досками и коробками). Ребенок рукой ощупывает поверхность внутри коробки. Ему дается задание запомнить ее, а затем найти аналогичную поверхность, ощупывая доски ногами.

    4. «Пройди и найди!» (с большими досками и вкладышами). Большие доски выкладываются на полу в виде дорожки. Ребенку завязывают глаза и дают в руки круглый вкладыш. Он идет по дорожке и пытается найти аналогичную вкладышу поверхность. Найдя ее, останавливается.

    5. «Пойми меня!» (с коробками и вкладышами). В игре участвуют двое: перед одним ребенком выставлены коробки, перед другим выложены вкладыши. Первый ребенок поочередно просовывает руки в коробки и описывает поверхность (эта дощечка гладкая, холодная. И т.п.). Второй должен определить, о какой поверхности идет речь, и выложить вкладыш на столе в заявленном порядке. В конце игры проверяется, совпали ли поверхности выложенных вкладышей и коробок.

    Пособие ‘Определи на ощупь!’

    Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память.

    Описание пособия. Состоит из шести мешочков (в каждом шесть пар тактильных пластинок-образцов), прямоугольного деревянного ящика (верхняя сторона открывается, одна из боковых поворачивается вокруг своей оси и является наборной панелью, в которую вставляются пластинки-образцы) (см. фото 2).

    Работа с пособием. Можно начинать со средней группы. Детям этого возраста предлагаются пластинки с поверхностями из разных материалов. В старшей группе добавляются наборы с поверхностями из разных тканей и с геометрическими фигурами. В подготовительной к школе группе в работу вводятся металлические решетки, наждачная бумага, числовые карточки.

    1. «Какая на ощупь?». Ребенку предлагают потрогать поверхность пластины и сказать, какая она на ощупь. Педагог помогает описать фактуру поверхности, подобрать подходящие слова.

    2. «Найди пару!». Ребенку предлагают ощупать пластинку-образец и найти такую же в мешочке или коробке, опираясь только на тактильную чувствительность. Начинать нужно с двух-трех пластин, постепенно доводя их количество до шести.

    3. «Построй по порядку!». Педагог располагает шесть пластин на наборной панели ящика, шесть парных им пластин лежат перед ребенком. Он ощупывает пластинки в ящике и старается свои пластины выложить в том же порядке. Начинать нужно с двух-трех пластин, постепенно доводя их количество до шести.

    4. «Запомни и повтори!». Ребенку дается задание на ощупь запомнить порядок расположения пластин на наборной панели. Затем предлагается выложить в том же порядке пластины второго комплекта. После окончания работы наборное полотно переворачивается, и проверяется правильность выполнения задания.

    Пособие ‘Что это?’

    Цель. Развивать осязание, взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов, тактильную память, мелкую моторику, ориентировку в микропространстве, навыки произвольного поведения; учить взаимодействовать друг с другом.

    Описание пособия. Оно представляет собой деревянную коробку с низкими стенками, крышка которой сделана в виде рамки с эластичным тканевым экраном. В комплект входят семь фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, человечек, утка, дерево). Чтобы разнообразить и усложнить игру, можно добавлять другие фигуры (см. фото 3).

    Работа с пособием

    Игра предлагается детям старшей группы. Начинаем работу со зрительно-тактильного обследования фигур, которое проводится следующим образом: симметричные фигуры — обеими руками начиная от верхней средней точки, асимметричные-левой рукой фиксируют начало обследования предмета, правой обводят весь предмет, выделяя его части.

    Затем дети знакомятся со свойствами тканевого экрана: он сделан из эластичного материала, который затрудняет зрительное опознание предмета. Взрослый, перебирая пальцами по экрану, находит предмет, натягивает на него ткань и зрительно-тактильно узнает его по выделившемуся силуэту. Затем в коробку кладут другую фигуру (так, чтобы ребенок ее не увидел). Педагог говорит: «А теперь ты попробуй найти и узнать фигуру, которая спрятана в коробке». Можно усложнить игру, исключив из опознания зрение («Постарайтесь не смотреть на экран, определите фигуру только на ощупь»).

    1. «Узнай фигурку!». В коробку кладут фигуру и накрывают ее тканевым экраном. Ребенок ощупывает фигурку сквозь экран, узнает ее и называет.

    2. «Расставь фигуры!». В середину коробки кладут несколько фигур, накрывают коробку экраном. Педагог просит ребенка выполнить действия по инструкции. Например: «Найди круг и передвинь его вверх; найди дерево и передвинь его влево». Игра может быть организована с двумя детьми, тогда один ребенок придумывает задание и дает инструкцию другому.

    3. «Расскажи, где расположены фигуры!». Педагог расставляет фигуры в коробке, на

    крывает ее экраном и предлагает ребенку рассказать, где расположены фигуры. Игра может проводиться с двумя детьми: один расставляет фигуры, другой ощупывает их и рассказывает, как они расположены.

    4. «Запоминай-ка!». Педагог выкладывает в коробку несколько фигурок в определенном порядке. Ребенок на ощупь запоминает его. Затем фигуры перемешиваются, и ребенок по памяти выкладывает их в первоначальном порядке. Играть могут двое: первый выкладывает фигуры и запоминает их последовательность, второй ощупывает их, запоминает последовательность фигур и после перемешивания старается воспроизвести эту последовательность. Первый ребенок через экран проверяет правильность выполнения задания. Затем дети меняются ролями.

    5. «Кто лишний?». Педагог выкладывает на доску несколько фигурок и предлагает ребенку ощупать их и запомнить. Тот отворачивается, взрослый добавляет одну или несколько фигурок. Задача ребенка — определить, какие фигурки лишние.

    6. «Что исчезло?». Педагог выкладывает на доску несколько фигурок и предлагает ребенку ощупать и запомнить их. Тот отворачивается, взрослый убирает одну или несколько фигурок. Задача ребенка-определить, какие фигурки исчезли.

    Пособие ‘Пощупай и угадай!’

    Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность, тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей; развивать навыки взаимодействия.

    Описание пособия. Пособие состоит из четырех подставок, на каждую крепятся по девять блоков с различными поверхностями (см. фото 4).

    Работа с пособием

    Знакомство с пособием начинается в средней группе. Детям предлагаются четыре поверхности (мягкая, гладкая, шершавая, ребристая). В старшей группе постепенно вводятся остальные блоки.

    1. «Какая на ощупь?». Ребенку предлагают потрогать поверхность одного блока и рассказать о том, какая она. Педагог помогает описать фактуру поверхностей, подбирать подходящие слова.

    2. «Найди пару!». Ребенку предлагают ощупать блок-образец и найти такой же в мешочке или коробке.

    3. «Построй по порядку!». Педагог выкладывает блоки на специальную подставку, закрывает ее ширмой или помещает в коробку для обследования. Перед ребенком лежит второй комплект блоков и подставка. Он ощупывает блоки в коробке или за ширмой и старается выложить свои блоки в том же порядке. Начинать следует с двух-трех дощечек, доходя до девяти.

    4. «Испорченный телефон». Участвуют два-три ребенка. У педагога и каждого ребенка свой комплект блоков и подставка. Детей сажают так, чтобы они не видели руки других игроков (могут быть отделены друг от друга ширмой или могут действовать с завязанными глазами). Педагог каким-либо блоком проводит по ладони ребенка. Он запоминает ощущения и старается найти на своей доске такой же блок. Выбрав нужный, проводит им по ладони следующего ребенка. И т.д. Последний ребенок должен показать свой блок, который должен совпасть с блоком педагога. Количество блоков можно постепенно увеличивать. Когда дети поймут правила игры, они могут играть самостоятельно, без активной помощи взрослого.

    5. «Пойми меня!». Комплект блоков на подставке расположен за ширмой или в коробке для обследования. Участвуют двое детей: первый ребенок ощупывает блок и описывает вслух его поверхность; второй должен определить, о какой поверхности идет речь, и выложить блок на подставку. Начинать можно с двух-трех блоков, постепенно доводя их количество до девяти.

    Пособие ‘Подбери пару!’

    Цель. Развивать осязание, учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

    Описание пособия. Включает в себя прямоугольную деревянную панель с пятью углублениями для круглых фишек и таким же количеством штырьков для прямоугольных фишек; восемь пар круглых и прямоугольных фишек с разными тактильными поверхностями (см. фото 5).

    Работа с пособием

    Познакомить с некоторыми фишками можно уже в младшей группе (последовательность работы по ознакомлению с поверхностями описана в игре «Пощупай рукой, определи ногой!»).

    1. «Какая на ощупь?». Ребенку предлагают потрогать поверхность квадратной (или круглой) фишки и сказать, какая она на ощупь. Сначала игра проводится с участием зрительного анализатора. Затем его исключают-убирают фишки в мешочек или коробку для обследования; закрывают ребенку глаза тканевыми очками.

    2. «Найди пару!». Ребенку предлагают ощупать квадратную фишку и найти в мешочке или коробке круглую фишку с аналогичной поверхностью. Можно выполнять это задание с глазами, закрытыми повязкой или тканевыми очками.

    3. «Построй по порядку!». Педагог располагает квадратные фишки на специальных штырьках панели (к ребенку фишки повернуты деревянной стороной). Круглые фишки лежат перед ним. Ребенок ощупывает поверхность квадратной фишки, находит круглую фишку с такой же поверхностью и вкладывает ее в отверстие напротив квадратной фишки. По завершении работы квадратные фишки переворачивают лицевой стороной к ребенку. Поверхность квадратной фишки должна совпасть с поверхностью лежащей под ней круглой фишки. Начинать следует с двух фишек, постепенно доводя их количество до пяти.

    4. «Запомни и повтори!». Ребенку предлагают ощупать квадратные фишки и запомнить порядок их расположения. Затем он старается вложить в углубления круглые фишки с аналогичными поверхностями и в том же порядке. После окончания работы квадратные фишки переворачиваются, и проверяется правильность выполнения задания.

    Пособие ‘Тактильные таблички’

    Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить на ощупь дифференцировать сходные по форме рельефные изображения предметов; формировать навыки сочетанных движений обеих рук.

    Описание пособия. Пособие включает в себя десять деревянных табличек, на которые нанесены рельефные изображения предметов. Таблички составляют пары, изображения на которых похожи и окрашены в одинаковый цвет (зонт-гриб, бабочка- рыбка, цветок-солнце, елка-домик, корабль- автомобиль) (см. рис. 6).

    Работа с пособием

    Игра вводится в средней группе. Дети учатся узнавать на ощупь несколько рельефных силуэтных изображений из комплекта. Их (гриб, солнце, елку) легко отличить друг от друга. В старшей группе постепенно в игру вводятся все таблички. Начиная работать с этим пособием, педагог знакомит детей с алгоритмом осязательного обследования рельефных изображений: обеими руками (кончиками пальцев) обвести контур картинки; ладонью провести по всей картинке для закрепления целостного образа и уточнения деталей (например, окошко у корабля, круглое отверстие в середине цветка). Первое знакомство с табличками происходит с участием зрения и при активной помощи педагога.

    1. «Чем отличаются картинки?». Ребенок получает пару табличек с картинками одинакового цвета. Необходимо определить, чем отличаются и чем похожи картинки, какую форму имеют части предмета и т.д. Эта игра проводится с участием зрительного анализатора.

    2. «Запомни и найди на ощупь!». Ребенку дают одну табличку. Он обследует ее зрительно и тактильно и запоминает, что на ней изображено. Затем ребенку закрывают глаза и предлагают найти свою среди нескольких по тем признакам, которые он запомнил.

    3. «Найди картинку, которую я назову!». Перед ребенком лежит несколько табличек. Он обследует и запоминает характерные особенности каждой. Педагог завязывает ребенку глаза, перемешивает таблички и предлагает найти одну из них. Если дети уже хорошо знакомы с табличками, обследование можно исключить и сразу приступать к поиску таблички с названной картинкой.

    4. «Подбери пары!». Ребенку предлагают подобрать пары табличек с картинками, имеющими незначительные отличия (окрашены одним цветом), например зонт-гриб, цветок-солнце.

    Пособие ‘Зоопарк из Тарамбуко’

    Цель. Развивать осязательное и зрительное восприятие, тактильную и зрительную память, умение на ощупь находить одинаковые объекты и соотносить их с соответствующими прорезями.

    Описание пособия. Игра состоит из двадцати четырех фигурок различных животных, двенадцати деревянных домиков и двенадцати деревянных крыш. В каждом домике есть прорезь, соответствующая форме одного из животных (см. фото 7).

    Работа с пособием

    Играть с ним начинают в младшей группе. Малыши разглядывают животных, подбирают им цветную или белую пару, называют цвет. Следующий этап — найти домик для каждого животного и вложить его в прорезь. Ребенок учится зрительно соотносить фигурку с соответствующей прорезью, при необходимости совершать ее разворот, так чтобы она вошла в прорезь. Для этой работы задействуем всех животных, входящих в комплект.

    Для тактильного опознания детям младшего возраста предлагаются легкоузнаваемые o6v екты (например, ежик — у него зигзагообразная спинка, колючки; черепаха — гладкая выгнутая спинка-панцирь, слон — длинный хобот, кит — раздвоенный на конце хвост и т.д.). Количество животных для детей младшей группы — шесть-семь.

    Для детей среднего дошкольного возраста количество объектов для тактильного узнавания увеличивается до десяти и вводятся три- четыре домика для животных. Фигурки должны быть контрастными, чтобы ребенок справился с узнаванием прорези в домике (например, черепаха, еж, заяц, слон).

    Со старшей группы постепенно вводятся домики для всех животных, входящих в комплект.

    1. «Узнай свое животное!». Каждому ребенку дается по одной фигурке для обследования и запоминания. Ребенку завязывают глаза и предлагают из нескольких животных узнать свое. Их количество следует постепенно увеличивать.

    2. «Найди домик для животного!». Перед выполнением задания дети обследуют свое животное и домик с прорезью в форме этого животного. Ребенку завязывают глаза и предлагают из трех-четырех домиков также на ощупь выбрать тот, форма прорези которого соответствует форме животного. Количество животных и домиков можно постепенно увеличивать.

    3. «Построй по порядку!». Ребенок работает с закрытыми глазами (повязка, тканевые очки). Перед ним лежит несколько фигурок. Педагог предлагает ребенку выстроить животных в том порядке, который он определит: первым будет крокодил, за ним — кот, а последним — ежик. В игре могут участвовать двое: первый ребенок называет животных, другой с закрытыми глазами расставляет их.

    Пособие ‘Мягкие и жесткие кирпичики’

    Цель. Развивать кинестетические ощущения; учить определять механические свойства объектов (упругость, твердость), различать и сравнивать мышечные ощущения от взаимодействия с объектами разной степени упругости.

    Описание пособия. В набор входят поролоновые бруски разной степени твердости (упругости), покрытые съемными матерчатыми чехлами красного цвета.

    Работа с пособием

    Обследовать кирпичики дети могут разными частями тела: руками, ногами, локтями и др. (см. фото 8).

    1. «Найди пару!». Ребенку предлагают подобрать пару для кирпичика из двух других (контрастных по упругости).

    2. «От мягкого к жесткому». Ребенку предлагают выстроить ряд кирпичиков: от самого мягкого до самого жесткого. На первых этапах выстраивается ряд из трех кирпичиков.

    3. «Дорожка». Перед ребенком выкладывается дорожка из кирпичиков (от трех до шести). Необходимо пройти по ней и найти самый мягкий кирпичик или самый твердый.

    Применение вышеописанных пособий позволяет педагогу решить задачу развития осязания и тактильного восприятия и повышает мотивацию детей. В результате проводимой нами работы представления детей об объектах и предметах окружающего мира уточняются и обогащаются, речь, образная память, ассоциативное мышление развиваются. Они учатся активно взаимодействовать друге другом, проявлять инициативу, самостоятельность.

    Предлагаемые игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. Наряду с этим дети начинают активно включать осязательное обследование в самостоятельную познавательную деятельность, овладевают эффективным способом обследования предметов — бимануальным (выполняется двумя руками) и повышают культуру процесса осязания.

    Большинство наших выпускников обучаются в массовых общеобразовательных школах и гимназиях. Они успешно адаптировались к новым условиям, научились находить общий язык со сверстниками, по уровню своих знаний и представлений об окружающем мире они ни в чем не уступают нормально видящим одноклассникам, а в некоторых случаях и опережают их.

    Рекомендуемая литература

    1. 1. Кулагин ЮЛ. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми. М., 1954.
    2. 2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.
    3. 3. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1998.
    4. 4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли-сад-начальная школа. Ч. 1. Детский сад. М.: Город, 2003.
    5. 5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.

    Орехова Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности. Использование новых технологий // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 84-91.

    Воспитание слабовидящих детей с помощью игры

    Воспитание слабовидящих детей предполагает решение очень непростых задач, так как нужно знать особенности развития таких деток , обладать специальными знаниями и методиками обучения.

    Причины нарушения зрения

    Причины нарушения зрения могут быть врождёнными ( появляются во время беременности);

    наследственные (передаются по наследству от родителей):

    приобретённые ( появились после рождения вследствие болезней, травм и каких-то воздействий).

    Причиной ухудшения зрения могут быть заболевания сердечной — сосудистой системы, нервной, перенесённые инфекционные заболевания, например, такие, как дифтерия, коклюш, корь и т.д.

    Проверку зрения у малышей начинают уже с возраста 1 месяца (по показаниям врачей), в 3 месяца, в 6 месяцев, в 1 год и далее ежегодно до поступления в школу.

    При обнаружении патологий ребёнка ставят на учёт, за ним ведётся диспансерное наблюдение, проводится необходимое лечение.

    Виды нарушений зрения

    Самые частые — это близорукость или дальнозоркость, косоглазие, астигматизм; наиболее тяжёлые- это поражения сетчатки глаз.

    Многие из заболеваний лечатся или поддаются коррекции.

    Если есть необходимость, то детям делают операции на глазах, довольно часто поправляя зрение так, что в очках малыш смотрит на мир так же , как все остальные дети.

    Детям с нарушением зрения сложно познавать окружающий мир без определенных навыков. Для того чтобы оказать психологическую помощь слабовидящим деткам, необходимо освоить тонкости их воспитания и обучения, особенности их восприятия, так как психологическое развитие таких детей очень отличается от психологического развития здоровых детишек.

    Часто эти малыши знакомятся с окружающим миром через осязание и слух, поэтому восприятие мира у них может формироваться иначе, чем у других ребят.

    Такие дети страдают от ограничения в движениях, им тяжело приспосабливаться ко всему новому.

    Для слабовидящих детей организуются специализированные детские сады (коррекционные). В них дети занимаются под контролем врачей. Медицинские работники проводят с ними специальные упражнения, игры.

    В таких садах ребята учатся общаться, социально адаптироваться.

    Часто родители испытывают сильнейший стресс, так как не знают, чем помочь своему малышу, и как нарушение зрения отразится на его дальнейшей жизни.

    Родители должны не впадать в панику, когда узнают, что у их ребенка есть нарушение зрения, а в первую очередь научиться оказывать своим детям как психологическую, так и педагогическую помощь.

    Чрезмерная опека над ребёнком приводит к сложности их общения со своими ровесниками. Эти проблемы слабовидящие дети пытаются решить своей красноречивостью, иногда даже не понимая какой смысл они вкладывают в те или иные слова. Поэтому взрослым необходимо показывать правильные примеры из своей жизни, а также рекомендуется записывать таких деток в различные кружки, учитывая интересы ребенка, чтобы научить их адаптироваться ко всему новому, чтобы они могли быстрее запоминать различную информацию, развивать и тренировать свою зрительную память.

    Правильное воспитание слабовидящих детей поможет им добиться хороших результатов в будущем, а также поможет сделать из них успешных людей.

    Проблемы со зрением у ребенка не являются для них приговором. Такие детки обладают целеустремленным характером и порой сами могут постоять за себя.

    Слабовидящие дети, так же , как и все остальные очень любят играть. Игры для них являются очень мощным средством развития и воспитания.

    Важным условием организации игры должен быть индивидуальный подход к ребёнку. Необходимо учитывать степень остроты зрения, особенности осязательно- слухового восприятия и даже настроение.

    Как подобрать игровой инвентарь

    Если ребёнок слепой- для него выбирают озвученные атрибуты- погремушки, колокольчики, бубны, свистки;

    Для слабовидящих материал должен быть красочным, обычно подбирают красные, жёлтые, оранжевые цвета.

    Цель игры — развитие тактильной чувствительности, осязания.

    Игра «Чудесный мешочек»

    Ребёнку предлагается красиво оформленный (желательно с яркой аппликацией) мешочек, в котором находятся игрушки (кубики. шары и т.п.).(познакомить с предметами нужно заранее).

    Задача — определить на ощупь и назвать предмет.

    Предметы в мешочке каждый раз можно менять . Игру можно проводить в компании с другими детьми, устроить соревнование, «Кто угадает больше предметов».

    Для старших дете й игра «Азбука»

    Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, знакомство с буквами.

    Из ткани с грубым ворсом вырезать буквы. Ощупывая вырезанные буквы ребёнок учится их определять и называть (в первое время помощь родителей обязательна ).

    Усложнение игры: когда будут узнаваемы все буквы, можно их разрезать на 2 части. Ребёнку предлагается собрать букву из двух частей.

    Такую же игру можно организовать с цифрами.

    Игра: «Больше- меньше»

    Цель: учить ориентироваться на поверхности, определять размер предмета.

    На столе разложены кубики (бочонки, столбики из конструктора) разных размеров.

    На ощупь малыш должен расставить их по порядку от самого маленького- до самого большого и наоборот.

    Цель: активизировать речь, учить правильно произносить слова, узнавать предметы по устному описанию и звучанию.

    Задача родителей- читать малышу книги, если остаточное зрение сохраняется- рассматривать картинки, слушать голоса птиц, домашних и диких животных. Знакомить с окружающим миром через рассказы, чтение сказок. Использовать музыкальные и звуковые книжки.

    Игра «Слова на ладошках»

    Произносите фразу из детских стихов. Например: «Наша Таня громко плачет…».

    1.Малыш её произносит вслух полностью.

    2. произносится : Наша Таня громко (хлопок ладошками)(хлопок вместо слова.

    3.произносится: Наша Таня (хлопок), (хлопок).

    4.произносится:Наша (хлопок), (хлопок), (хлопок)

    5. Все слова заменяются хлопками.

    Эта игра относится к кинезеологическим, она способствует развитию межполушарных связей мозга, а значит улучшает развитие речи.

    Дети с нарушение зрения, как правило, малоактивны, их физическое развитие замедлено.

    Развитие движений успешно происходит через подвижные игры. Организация таких игр имеет свои отличительные особенности.

    Если они проводятся на открытой площадке, на улице, то вокруг неё необходимо сделать ограничительные ориентиры, чтобы играющий не мог сойти с этой площадки, например, натянуть по границам верёвки, положить резиновые коврики, т.е. нужен такой ориентир, чтобы дети могли его увидеть или почувствовать.

    Естественно не должно быть опасных предметов, ям, камней, кустов.

    В процессе игры нужно обязательно следить за самочувствием , чтобы не было переутомления.

    Подвижность, скорость игры зависит от индивидуальных особенностей и степени зрительных нарушений, которые определяются врачом.

    При некоторых заболеваниях глаз подвижные игры противопоказаны.

    Если на площадке играют несколько детей, то нужно ставить детей в пару – слабовидящий и зрячий. Желательно всем детям сделать озвученные браслеты на руки или дать колокольчики (погремушки).

    Игра: «Курица и цыплята»

    Цель: развитие навыков, бега, ловкости, умение ориентироваться в пространстве.

    «Курица» звонит в колокольчик, цыплята по звуку должны определить её местонахождение, подбежать к ней.

    Можно разнообразить игру, когда «курица» ловит цыплят, они по звуку определяют её нахождение и убегают в разные стороны. (бег только парами).

    Воспитание слабовидящих детей с помощью игры поможет преодолеть все трудности в работе, сделает их жизнь более насыщенной и интересной.

    Если у вас есть опыт в работе с такими детьми, вы можете поделиться с нами, предложить новые игры и развлечения.

    Подвижные игры для слабовидящих детей.

    Подвижные игры для детей с нарушением зрения

    Подвижные игры для слепых и слабовидящих

    Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребёнок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно научить играть, помочь ему овладеть игрой.

    Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребёнка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является чёткое взаимодействие родителей, педагогов, врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребёнку, а какие нет.

    Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребёнка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребёнка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

    Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребёнка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребёнка, место и время проведения игры, интересы всех играющих детей, а иногда и их настроение.

    Общие требования к проведению игр

    Выбирая инвентарь для игры, взрослый должен: для слепых-использовать озвученную атрибутику ( озвученный мяч, свисток, бубен, колокольчик, метроном, погремушки и др.);для детей с остаточным зрением и слабовидящих-подобрать яркий и красочный инвентарь, учитывая контрастность предметов (как правило, используются красный, жёлтый, зелёный, оранжевый цвета).

    Весь используемый инвентарь должен быть безопасным!

    Большое внимание уделяется выбору и подготовке места, где будет проводиться игра. Необходимо убедиться в безопасности игровой площадки, определить её размеры, установить ограничительные ориентиры (канавки, засыпанные песком чуть выше уровня всей площадки, линия из гравия или травяного покрова, асфальтированная дорожка, резиновые коврики, шнур, натянутый по периметру площадки, и другие рельефные, осязательные обозначения). На площадке не должно быть пней, ям, кустарника.

    Ведущий тем или иным сигналом должен ориентировать играющих. Звук лучше всего улавливается ребёнком, если его источник установлен на уровне лица.

    В процессе игры (эстафеты) взрослый ведёт постоянное наблюдение за самочувствием детей. Чтобы избежать переутомления, ведущему необходимо знать основные данные о физическом и психическом развитии каждого ребёнка, а именно:

    -рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, педиатра, психоневролога;

    -общее состояние здоровья ребёнка (перенесённые инфекционные и др. заболевания);

    -состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

    -наличие сопутствующих заболеваний;

    -состояние зрительного дефекта (устойчивая или неустойчивая ремиссия);

    -способность ребёнка ориентироваться в пространстве;

    -наличие предыдущего сенсорного опыта;

    -состояние и возможности сохранных анализаторов;

    -состояние нервной системы.

    Цель: развитие быстроты, ловкости, умения ориентироваться в пространстве.

    Количество игроков-10-12 человек.

    Инструкция: Площадку для игры следует обозначить осязательными ориентирами. Из числа играющих выбирают две пары водящих. Одному из игроков дают в руки колокольчик. Игрок с колокольчиком убегает от водящих, а те стараются окружить его, сомкнув руки. Это может сделать одна или обе пары водящих.

    Игрок с колокольчиком в момент опасности имеет право передать (не бросить) колокольчик кому-либо из участников игры.

    Пойманный игрок и тот , от которого он перед этим принял колокольчик, заменяют одну из пар водящих. Колокольчик вручают наиболее ловкому игроку, и игра продолжается.

    Вариант(игра для слабовидящих и зрячих):

    Вместо колокольчика используется колпак на голову. Ловить можно только того, у кого колпак на голове. Такая игра будет называться «Берегись, Буратино!»

    -Пары следует комплектовать так: незрячий и ребёнок с остаточным зрением; зрячий — незрячий.

    -Играющим нельзя выходить за пределы площадки.

    -Всем играющим на площадке можно надеть озвученные браслеты ( с колокольчиками и т. П.).

    -Если водящие пары разомкнут руки, убегающий игрок считается непойманным.

    «Коршун и наседка»

    Цель: развитие быстроты, координации движений и умения ориентироваться в пространстве.

    Количество игроков-не более 10-12 человек.

    Инвентарь: два озвученных браслета или колокольчика, верёвка или канат.

    Инструкция: Из играющих детей назначаются коршун и наседка, все остальные-цыплята. Цыплята становятся в колонну в полушаге друг от друга и берутся одной рукой за общую верёвку или за пояс впереди стоящего игрока. Наседка становится первой, коршун надевает на руку браслет (колокольчик) и встаёт лицом к наседке на расстоянии 1-2метра.

    По сигналу взрослого коршун старается обежать колонну игроков и поймать последнего цыплёнка. Наседка мешает коршуну, преграждая ему путь. Последний цыплёнок считается пойманным, если коршун коснулся его рукой. Независимо от того, удалось коршуну поймать цыплёнка или нет, через 40-50 секунд игра останавливается, и назначаются новые коршун и наседка.

    -«Цыплятам» нельзя отрывать руку от каната.

    -По заранее оговорённому сигналу игроки прекращают игру.

    -«Наседка» не имеет права хватать «коршуна» за руки.

    -Следует напомнить игрокам, чтобы они крепко держались за канат или пояс впереди стоящего игрока и соблюдали тишину.

    -Игра отличается большой интенсивностью, поэтому она не должна быть продолжительной.

    Игры на развитие сенсорных систем

    Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности.

    Количество игроков-5-10 человек.

    Инвентарь: мешок из плотной ткани, 8-10 небольших предметов разной формы.

    Инструкция: В тёмный мешок из ткани складывается 8-10 небольших предметов: ножницы, авторучка, пробка от бутылки, напёрсток, катушка ниток, ложка, теннисный шарик и т. п. Ребёнок должен на ощупь через ткань мешка отгадать, что в нём лежит. Выигрывает тот, кто за 20-30 секунд определит больше предметов.

    -Ткань мешка не должна быть слишком грубой или слишком тонкой.

    -Игроков следует заранее ознакомить с предметами, помещёнными в мешок.

    Цель: развитие зрительной памяти, тренировка умения ориентироваться на плоскости.

    Количество игроков-4-10 человек.

    Инвентарь: бумага, карандаши, стирательные резинки.

    Инструкция: На листе бумаги участники игры рисуют по «рожице». Затем, закрыв глаза повязкой, игрок должен стирать в той последовательности , и только те фрагменты рисунка, которые назовёт ведущий (например: сначала левый глаз, затем правое ухо, подбородок, нос, волосы и т. д.).Выигрывает тот, кто точнее выполнит задание.

    Методические указания: Это игра для слабовидящих и нормально видящих детей.

    Цель: развитие быстроты и ловкости, глазомера.

    Количество игроков-6-15 человек.

    Инвентарь: обручи по числу играющих детей.

    Инструкция: Для игры обозначают стартовую линию, в 5-6 метрах от неё контрольную, а в 8-9 метрах от стартовой — финишную. Две-три команды выстраиваются у стартовой линии, в руках у каждого игрока обруч. По первому сигналу стартующие участники делают замах обручем, по второму выполняют бросок обруча так, чтобы он катился. Как только обруч достигнет контрольной линии, бросивший выбегает и старается догнать обруч, прежде чем тот докатится до финишной линии. Побеждает тот, кто несколько раз был первым.

    Методические указания: Падение обруча считается ошибкой.

    Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля.

    Количество игроков может быть любым.

    Инвентарь: волейбольный мяч.

    Инструкция: В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, поле поворота на 360◦, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее, количество раз, попал по мячу.

    Игры для детей с нарушениями зрения

    ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

    Игры с движениями

    Несколько японских игр для слепых детей

    Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзину, коробку. Это и будет «кузовок». Ведущий передает «кузовок» одному из играющих и говорит: — Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на -ок. Обмолвишься — дашь залог. Дети по очереди говорят слова в рифму на -ок: — Я положу в кузовок грибок. — А я — платок! — Я — замок (сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, листок, мешок, цветок, крючок, молоток и т.д.). Если кто-то ошибся, все говорят: — Не клади в кузовок пенек. Он кончается на «-ёк»! Давай фант! По окончании разыгрываются залоги (фанты). Один из детей спрашивает: — Чей залог вынется, что тому делать? Дети по очереди называют каждому залогу выкуп, например: попрыгать по комнате на одной ноге, или рассказать стихотворение, или спеть песню.

    1-й вариант: Играющие садятся в круг. Один водящий — «любопытный» — становится в середине. Он громко называет какую-нибудь букву и выжидает, пока играющие приготовятся. Затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему, забрасывая их короткими вопросами: кто? куда? когда? зачем? Играющие должны быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы. Например, объявлена буква к. Ответы могут быть следующими: композитор, в кино, каждый день, с керосином и т.д. Ответивший на вопрос не сразу или словами, начинающимися с другой буквы, становится «любопытным», а прежний «любопытный» садится на место. Новый водящий объявляет другую букву.

    2-й вариант: Ведущий дает (говорит) половину слова каждому сидящему в круге. И каждый должен продолжить вторую половину. Не может — штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: теле. Играющие продолжают: телефон, телеграмма, телескоп, тележка, телевизор, телеграф и т.п.

    Ведущий диктует слово, состоящее из трех-четырех букв. Его записывают в строчку, далеко отставляя одну букву от другой. Задача играющих — как можно скорее подобрать по пять слов, начинающихся с букв, входящих в это слово. Например, дано слово сова. Запись может быть такой: С — сокол, сито, сосна, старик, сарай; О — облако, окно, огород, орех, окунь; В — вилка, вата, воск, ворот, венок; А — арфа, арба, арбуз, анкета, алмаз. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

    Есть много слов (имен существительных), начинающихся с буквы О и оканчивающихся буквой К и наоборот. Пусть каждый из играющих постарается написать как можно больше тех и других слов. Например, огарок, окурок, остаток, отросток и т.п.; кольцо, колесо, колено, копыто и т.п. Тот, кто в условленное время напишет больше слов, выигрывает. Можно договориться так: выигрывает тот, кто первым напишет по десять тех и других слов.

    СХОДСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

    Надо продиктовать участникам игры ряд слов: сильный, порожний, темнота, спешить, пылкий, древность, зной, горе, спелый, доблесть, юный, ссора. Играющие должны подобрать к каждому из этих слов еще два: одно — схожее с ним по смыслу, другое — противоположное ему, т.е. синоним и антоним. Например, сильный — мощный, слабый. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задачу и правильно подберет слова.

    ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ

    «КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ»

    Ведущий объясняет правила игры. Слова в тексте заменяются движениями. А текст такой: Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак. Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем — слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом — слово треугольный (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный. Игру можно повторять несколько раз, ускоряя темп.

    1-й вариант: Ведущий: Сегодня в порт корабль придет, груженный: — веерами (обмахивается одной рукой, как веером); — ножницами (правой рукой, двумя пальцами, указательным и средним, стрижем, как ножницами); — ножными швейными машинками (ногами качаем, словно управляя швейной машинкой); — часами с «кукушкой» (все говорят: Ку-ку, ку-ку). Повторяем снова.

    2-й вариант: Ведущий: Дед Мороз под Новый год принес нам подарки: — Папе — расческу («причесываем» волосы левой рукой); — Маме — мясорубку (крутим «мясорубку» правой рукой); — Брату — лыжи (ногами вперед-назад); — Сестре — куклу с закрывающимися глазами, которая говорит: «Мама» (закрываем и открываем глаза и говорим: Мама). — Все рады подаркам: Папа (показываем движения, относящиеся к его подарку), мама, брат, сестра (все показывают соответствующие движения).

    ПЕРЕТЯГИВАНИЕ НА ПАЛКАХ

    Двое играющих садятся на землю один против другого, упершись друг в друга ступнями. Взявшись руками за палку, каждый из играющих старается по сигналу поднять своего противника с земли. Сгибать ноги в коленях и отпускать палку не разрешается.

    В этом аттракционе участвуют два человека. У обоих завязаны глаза, а в руках — мешочки или корзины. На полу в разных местах расставляются игрушечные грибы. По сигналу ведущего начинается сбор «грибов». Тот, кто наберет «грибов» больше и при этом быстро, получает приз. ГЛАВНОЕ — НЕ РАССМЕЯТЬСЯ! Одного из играющих объявляют «скульптором», а остальные становятся вокруг и по его сигналу превращаются в «статуи»: каждый принимает какую-нибудь выразительную позу и замирает в ней. «Скульптор» прохаживается между играющими и с глубокомысленным видом рассматривает их, всячески стараясь рассмешить. Но «статуя» должна быть бесстрастной — ни шевелиться, ни улыбаться ей нельзя. Нужна выдержка, чтобы не рассмеяться, а у кого ее не хватает, того «скульптор» «бракует» — удаляет из круга. Кто дольше всех продержится — тот и победитель в игре.

    Играющий стоит с закрытыми глазами на расстоянии одного шага от нитки, протянутой между двумя палками (деревьями). Повернувшись спиной к нитке, он должен сделать пять шагов вперед, повернуться направо, потом — еще раз направо, потом сделать полный оборот на 360 градусов. Если играющий проделал все эти повороты точно, то, следовательно, он находится в данный момент как раз напротив натянутой между палками (деревьями) нитки. Играющему остается только сделать пять обратных шагов на прежнее место, откуда он начал свой путь. После этого играющему дается палка и он должен, размахнувшись как следует, разорвать натянутую нитку.

    УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

    Все играющие садятся на стулья. Водящий сидит отдельно, глаза у него завязаны, он начинает петь какую-нибудь знакомую всем песню. Спев один куплет, водящий замолкает. Второй куплет песни поет кто-нибудь из ребят. Водящий должен сказать, кто пел. Если водящий угадал — игра продолжается, но водящим становится уже тот, кто пел второй куплет.

    Эта игра требует ловкости. В ней одновременно могут участвовать 3, 5, 10 человек. У каждого играющего в руках мячик, который он кладет на землю около правой ноги на расстоянии 1-2 см. Играющие стоят, расставив ноги на ширину плеч, и по сигналу судьи должны наклониться и достать положенный на землю мячик из-за правой ноги. Оказывается, это не так-то просто сделать. Надо не один раз потренироваться, чтобы скоординировать работу рук, корпуса и достать быстро мяч. Кто первым это сделал, тот и победил.

    СЕСТЬ, ВСТАТЬ, СЕСТЬ!

    Участник игры садится на стул. На глаза ему надевают повязку. Упражнение на первый взгляд несложное: встать, сделать пять шагов вперед, повернуться направо, сделать еще пять шагов, еще раз повернуться направо и отмерить такое же количество шагов, наконец, сделать еще поворот направо, пройти пять шагов и с поворотом направо сесть на стул. Только обладающие хорошим чуством пространства и умением четко выполнять повороты смогут выполнить это упражнение.

    ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

    Взявшись за руки в воде, играющие начинают движение по кругу по указанию взрослого, постепенно ускоряя шаг и произнося следующие слова: Еле-еле, еле-еле Закружилась карусель, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Бегут до тех пор, пока взрослый не произнесет: Тише, тише, не спешите — Карусель остановите. Все постепенно замедляют шаг и останавливаются со словами: Вот и кончилась игра. Остановиться — раз и два. Игру повторяют с движением в другую сторону. ХОРОВОД Играющие, взявшись за руки, медленно идут по кругу и хором произносят: Мы идем, идем, Хоровод ведем. Сосчитаем до пяти, Ну, попробуй нас найти! Хоровод останавливается, играющие считают до пяти, опускают руки и все одновременно погружаются с головой в воду. После этого они выпрямляются, берутся за руки и хоровод двигается в другую сторону.

    ЯПОНСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ из книги Нобуо Сибата

    Так называется способ, когда победителя определяют по жестам. Жесты: «камень» — пальцы сжаты в кулак; «ножницы» — вытянуть указательный и средний пальцы; «бумага» — вытянуть все пальцы. Жест «камень» побеждает жест «ножницы», а «ножницы» побеждают «бумагу», потому что бумагу можно разрезать ножницами; «бумага» побеждает «камень», потому что камень можно завернуть в бумагу. Когда раздаются слова «цзянь-чуй-бао», каждый из игроков показывает свой жест — так и определится победитель.

    Делать лабиринт на снегу, топтать снег ногами и плющить его ведром. Бегать по снегу кругом, чтобы он стал твердым. Когда все это сделано, создать на двух концах лабиринта базы, например, А и Б. Разделить участников игры на две группы — каждая группа занимает одну базу. После сигнала игроки из каждой группы (А-1 и Б-1) двигаются со своей базы бегом и встречаются где-то в лабиринте. Далее встретившиеся ребята играют в «Цзянь-чуй-бао», и если, например, А-1 выигрывает, то он ведет на свою базу побежденного противника, но если по ходу вовращения А собьется с пути, то Б-1 может возвратиться к себе. Игра повторяется многократно.

    ПРЕСЛЕДОВАТЬ ПО ЦВЕТУ

    Эта игра подходит слабовидящим детям. Сначала избрать одного игрока. Он рассказывает о каком-нибудь цвете, и другие трогают какую-то вещь этого цвета. Игроку, рассказавшему о цвете, нельзя ловить тех, кто тронул вещь этого цвета; можно ловить лишь тех, кто до нее еще не дотронулся.

    ИГРАТЬ РОЛЬ ЖИВОТНЫХ

    Все садятся в круг. Один из игроков подражает крикам животных, а другие отгадывают. Например, можно изобразить крики петуха, кошки, вороны и др.

    Для этой игры нужно десять веревок, длина каждой — один метр. На одну из веревок вешается маленький колокольчик. Веревки связываются вместе с одного конца, узел — на земле, а свободные, то есть не связанные концы веревок раздаются (или кладутся на землю). Каждый игрок тянет одну веревку. Тот, кому досталась веревка с колокольчиком, будет победителем.

    Все стоят в кругу. Заранее избранный игрок стоит в центре круга и спрашивает: «Вам чай?» — а другие отвечают по очереди (например: «Мне чаю, пожалуйста», «Спасибо»). Спрашивающий отгадывает по голосу, кто из игроков отвечает. Если отгадал, то вместо него в центр круга встает тот, кого угадали. Игра продолжается.

    Играют пять или шесть детей. Все садятся в круг. Первый избранный игрок А пишет на бумаге рельефно-точечным шрифтом для слепых. Например: «Какая прекрасная погода, как хорошо нам пойти в поле!». Следующий игрок Б пишет: «Пошел дождь». Участник В продолжает: «Непогода! Сильный ветер», — а игрок Г пишет: «Мне придется купить зонт». То есть каждый последующий игрок должен «разочаровывать» игрока А.

    Приготовить несколько больших платков. Игроки садятся в круг и начинают передавать платки одновременно, пропуская одного-двух человек. По сигналу все останавливаются. Если кто-то не успел передать платок, а возможно, у него в руках окажется два-три платка, то он должен придумать что-то такое, чтобы развеселить остальных.

    Читайте также:  Лейкоциты в моче 500 в поле зрения
  • Источники:
    • http://doshkolniki.org/osobyj-rebenok/951-posobiya-i-taktilnyx-igry-dlya-slabovidyashhix-detej.html?showall=1
    • http://detichaik.ru/osobye-deti/vospitanie-slabovidyashhix-detej-s-pomoshhyu-igry.html
    • http://infourok.ru/podvizhnie-igri-dlya-slabovidyaschih-detey-1209034.html
    • http://summercamp.ru/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F