Меню Рубрики

Идеальный тип государства с точки зрения платона

«Идеальное государство» Платона и его критика

идеальный философ аристотель платон

Часто приходится задумываться о том, кто должен стоять у власти, каким должно быть идеальное государство. Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие — государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности.

В истории политических учений утопия Платона является одной из самых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реальных черт современных Платону государств и критику ряда недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых идеальный тип общежития. Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное государство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя.

Актуальность работы. Данная контрольная работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства. С именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Именно им впервые были поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. Платоновское учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение может быть рассмотрено как синтез сократовской этики и платоновской теории идей.

В творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Двумя самыми крупными его произведениями являются Государство и Законы. В первом описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство. Во втором государство максимально приближающееся, благодаря правильному законодательству, к идеалу.

Цель работы — проанализировать «идеальное государство» Платона, и его критику.

рассмотреть «идеальное государство» Платона;

рассмотреть типы государств Платона;

проанализировать критику «идеального государства» Платона.

Объект работы — учение Платона об «идеальном государстве».

Предмет исследования — «идеальное государство».

При написании работы использовалась литература таких авторов, как В. Асмус, Н. Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева, В. Нерсесянца и других. При написании настоящей работы пользовались текстами Платона, Аристотеля, Карла Поппера, без которых невозможно было достичь глубокого понимания темы.

Работа, которая состоит из введения, основной части, поделенной на две главы, заключения и списка использованных источников и литературы.

1. «Идеальное государство» Платона

.1 Роль и место концепций «идеального государства»

философ аристотель платон

С именем Платона связано формирование политической философии. Именно Платон стоит у истоков философии государства и права. Он впервые поставил и проанализировал на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, которые не потеряли своего значения и для современных исследователей.

Одни из философов, такие как Б. Рассел и К. Поппер подвергли Платона резкой критике, так как считали его защитником тоталитарного строя. Другие, как например, В.Ф. Асмус, считают этого великого философа сторонником тоталитарной свободы государства в его совокупности, целостности, неделимости. А третьи, как Р. Пельман, видели в Платоне антикоммуниста призывавшего к борьбе против народных масс.

Многие исследователи сходились на том, что по платоновским воззрениям скорее человек должен служить государству, чем государство человеку.

В данной работе рассматриваются основы идеального государства Платона, с помощью дошедших до нас трудов великого древнегреческого ученого.

Раскрывая в своей работе «Государство» проект идеального, справедливого государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Трём началам человеческой души — разумному, вожделеющему и яростному — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а этим последним соответствуют три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

По теории Платона государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эту идею Платон вложил в определение государства: ‹‹Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства››.

Разделяя людей на сословия, в качестве довода, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда.

Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет занятие и место для каждого гражданина и, таким образом, объединяет все части государства в гармоническое целое.

Государственная система должна обладать нравственными, политическими и экономическими чертами организации, которые все вместе обеспечили бы решение основных задач, таких как:

обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;

защита государства и руководство их духовной и творческой деятельностью.

По Платону в идеальном государстве за детьми наблюдают должностные лица для того, чтоб определить, кто приспособлен к тому, чтобы быть воином и защитником государства, ремесленником и земледельцем, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Воспитание должно, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы.

Таким образом, в идеальном обществе формируются три класса: дельцы (ремесленники и крестьяне), стражи и правители. Для того чтобы родители сами не причисляли ребенка к тому или иному сословию, Платон считал, что детей всех необходимо воспитывать вместе и так, чтобы взрослые не знали, кто именно является их ребенком. А так как ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это также относится к матери, брату, сестре.

Важным отличием высших сословий Платон выделил отсутствие у них частной собственности. Именно незыблемость сословного деления — это основа справедливого государства. Классы разграничены даже сферами проживания.

Такое деление являлось условием, необходимым для торжества справедливости. Платон говорил, что собственность порождает алчные вождения, приводит к вражде. Платон стремился к достижению высшей формы единства в государстве. Высшие сословия будут необходимо справедливыми благодаря отсутствию материальных интересов. В то время как в низшем сословии собственность есть, они используют деньги и даже им разрешены элементы роскоши.

Платон заявлял, что деление общества на сословия не является наследственным, что оно вызвано природными задатками человека. Отсюда и вытекает особенность «идеального государства» — оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.

В политической сфере идеалом Платона была стабильность государства. Для того чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, и каждый должен выполнять собственную работу, именно это и было справедливо. Счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего, поэтому неравенство сословий — это тоже нормально. Если нет истинного правосудия, то государство перестает быть государством.

В идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа — каждый имеет своего начальника, которому должен беспрекословно подчиняться. Если на посту человек, который наилучшим образом подходит для этого, то и его распоряжения тоже будут наилучшими.

Платон часто критиковал все существующие виды государственного устройства. Он считал, что власть большинства — тирана, военных, богатых — противоестественна. Кроме того, социальное неравенство, которое присутствует в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, все зависит от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ему соответствуют и разные типы добродетели.

Каждый из платоновских диалогов, которые были последовательно установлены, это сократических, платонические, среднеплатонические и поздние, глубоко продуман и в своей совокупности они составляют нечто единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное.

Философию Платона, разделяют на три составляющих — этику, теорию познания и теорию природы. Концепция «идеального государства» отражается в этической составляющей его философии.

Этика у Платона построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия.

Этика у Платона не индивидуальная, а социальная, она тесно связана с политической организацией общества — человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве.

Философия Платона не представляет собой завершенной системы, так как он постоянно подвергал все сомнению. В одних диалогах он ставил вопросы, вызывая сомнение у читателей, в других — не приходил к каким-либо выводам.

В наибольшей степени особо важный диалог Платона — «Государство», где он воссоздает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Платон говорил о существовании двух миров: мир вещей и мир идей. Абсолютно любая вещь — это отражение своей идеи, она может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ, должен изучать не сами вещи, а идеи. Это относится и к государству. Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

Идеальное общество Платона можно назвать яслями для душ, где все телесное отодвигается на второй план, или вовсе игнорируется.

Платон был уверен в реализуемости своего замысла, хотя он и признавал трудности практического осуществления проекта идеального государства. Но для него гораздо важнее философски осветить идеальную действительность государства и тем самым показать, что образец совершенного государства, доступный каждому желающему, есть на небе, существует в идеальной действительности. А есть ли такое государство на земле, и будет ли оно это совсем неважно.

Как полагал Платон, там не нужны слишком детальные законоположения, где установлено идеальное правление. В этих условиях законодатель издаст законы, которые носят общий характер, адресованные большинству, каждому же лишь в более грубом виде.

У Платона общественное начало стоит выше личного. Поэтому этика Платона органически сочетается с его учением об идеальном государстве. Для формирования нового государства и нового человека, Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов.

Итак, резюмируя выше сказанное можно прийти к выводу, что главными условиями для существования идеального государства являются:

устранение из жизни источника нравственной порчи — противоположных полюсов богатства и бедности;

строгое разделение на сословия и сферы труда;

строжайшее повиновение, прямо вытекающее из основной доблести всех членов государства — сдерживающей меры.

Концепция Платона представляет собой достаточно жёсткую схему — изменения, перемены в построенном государстве не предусматриваются. Он утверждает, что «…переход из одного сословия в другое — величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением». Формой правления в идеальном государстве является аристократия — власть самых достойных, мудрых.

1.2 Типы государств по Платону

Рассмотрим еще одну важную составляющую учения Платона об идеальном государстве. Идеальное государство Платона — это умозрительная концепция, имеющая место быть в сопоставлении с другими типами государств, которые Платон также описывает.

Выделяют четыре несовершенные формы государства — тимократию, олигархию, демократию и тиранию (таблица 1). Ближе всего к идеальному государству стоит аристократия, а именно аристократическая республика.

Таблица 1. Типы государств по Платону

Тип государстваХарактеристикаАристократическая республикаВ этой форме опускается личная собственность, деньги, разрешено создание семьи для всех сословий, однако повышается системообразующая роль государства, которая предполагает значительное усиление контролирующей роли государства, строжайше регламентирующего все общественные отношения. На страже законов стоит система правосудия, а без истинного правосудия государство перестает быть государством Тимократиявласть нескольких человек, которая основана на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. Такие люди, как правило, становятся воинами, государство под их управлением постоянно воюет. Войны — это непосредственная добыча, а значит и чьё-то обогащение. Богатство — это в первую очередь некая власть, посредством которой в дальнейшем формируется олигархия.Олигархиявласть немногочисленных богатых, которые опираются на торговлю, ростовщичество, они тесно связаны с низкой, чувственной частью души.Демократияодна из худших форм правления по Платону. Власть большинства, которая характеризуется образованием трех классов населения — богачи, народ и трутни. Последние представители в демократическом государстве занимают чуть ли не все государственные посты. Трутни стремятся отобрать у богатой части населения часть имущества и отдать его более бедным слоям населения. Богачи же, сопротивляясь, вынуждены будут организовать оппозицию. В случае, когда противостояние достигает точки накала, народ выдвигает своего ставленника — тирана, наделяя его неограниченными полномочиями, вследствие чего, демократия неизбежно приводит к тирании.Тираниябесконтрольная власть одного. Появляется тиран из демократии. Тирания у Платона с одной стороны, характеризуется как самая худшая. Тираном становится бывший народный представитель, охваченный жаждой единовластия и добившийся его посредством социальной демагогии и открытого насилия. Потакания своим вожделениям и постоянный страх за свою жизнь — вот удел тирана. Жители такого государства, видя безнаказанность своего правителя, привыкают к мысли о вседозволенности. С другой стороны, с помощью наихудшей формы правления Платон в поиске наиболее эффективного средства для построения идеального типа государства, покоящегося на справедливости. В идеальном государстве Платона все должно быть четко фиксировано, все построено по определенному плану, который не может быть нарушаем никем из граждан. Этим оно отличается от известных государств-полисов, характеризующихся непрочностью, хаотичностью, отсутствием строгого порядка и, как следствие, господством несправедливости.

Читайте также:  Религия с точки зрения самой религии

2. Критика «идеального государства» Платона

2.1 Критика концепции «идеального государства» К. Поппера

Один из крупнейших представителей философии постпозитивизма — Карл Поппер. «Открытое общество и его враги» — его основное произведение, в котором он анализирует основные периоды развития античного общества, а именно греческую демократию. Проблемы общественного развития и истории философии — вот основные источники внимания Поппера.

В борьбе против древнегреческого демократического правления формировалась Античная демократия. Во главе аристократической формы правления стоял привилегированный класс греческого полиса, которым являлась рабовладельческая аристократия. Такие выдающиеся философы как Платон были защитниками этой аристократической формы правления. Поппер проанализировал взгляды этого философа об обществе и государстве.

Рассматривая литературу, пришли к выводу, что Поппер критикует идею коллективизма и социальной справедливости в учении Платона. Он говорил, что «Коллективизм, является преградой для развития индивидуальности, личность при этом бывает вынуждена подчинить свои личные интересы интересам коллектива».

Поппер критикует общественно-политические взгляды Платона. Вот что говорит Поппер об идеальном государстве Платона: «идеальным обществом в учении Платона является государство, основанное на тоталитарной форме правления».

По мнению Поппера, «коллектив препятствует реализации творческих возможностей личности. Личность должна подчиниться приказам руководителя». Однако, как уже рассматривали выше, такое рабское поведение оправдывается Платоном, т.к. люди с самого начала делятся на исполнителей и руководителей. В связи с этим, высшие классы общества должны управлять, а низшие подчиняться им. По мнению Платона, именно такое классовое устройство приводит к идеальному обществу.

Как считал Поппер в своем общественно-политическом учении, «Платон пытается объединить такие две полярные силы как патриархальный строй и государство». В глубинах древнейшего общества зарождалось и продолжало развиваться принципиально иное общественное устройство — демократическое общество — к таким выводам пришел Поппер, анализируя приведенные полярные силы.

Демократия означает равенство всех перед законом, стало быть, демократия защищает равные права всех граждан. Демократическое право отличает, по мнению Поппера, современное демократическое общество от идеального общества Платона по тому, что при демократическом устройстве общества каждый гражданин имеет права выбирать правительство и право самому быть избранным в состав правительства. Если мы сравним мнения двух философов, то придем к выводу, что в идеальном обществе Платона представители одного класса не могут перейти в другой класс, в то время как в демократическом обществе, по мнению другого философа, каждый гражданин имеет право заниматься свободной деятельностью.

Демократическая форма государства защищает права граждан, а государство защищает право частной собственности. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что через призму взглядов Платона, мы имеем представление о наиболее раннем тоталитарном обществе.

Карл Поппер считает учение Платона о государстве иррациональным. Платон игнорирует интересы индивидуума, он подчиняет их интересам коллектива, придает особое значение основному принципу государства — справедливости.

Поппер обвиняет Платона в том, что тот противопоставляет общество личности, а коллектив индивидууму. К. Поппер выдвигает свое учение об открытом обществе. Платон считал, что в кастовом обществе переход из одной касты в другую из одной социальной прослойки в другую приводит к нарушению принципа справедливости. С точки зрения Платона то, что соответствует интересам государства, является справедливым, а то, что не соответствует интересам государства не справедливым. Такую трактовку принципа справедливости Поппер считает тоталитаристской. По мнению Поппера, учение Платона об обществе является учением закрытого типа общества.

2.2 Аристотельская критика Платоновского коммунизма

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Платона. Он критикует «Утопию» Платона с разных сторон.

Платоновский коммунизм раздражает Аристотеля. По Аристотелю, будет лучше, если каждый будет заниматься своими делами. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что у людей необходимо развивать чувство благотворительности, так чтобы использование этой собственности было в основном общим. По мнению Аристотеля, благотворительность и щедрость являются добродетелями, а без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Именно такое государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Как говорил философ: «…в каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше».

Платон разделял и противопоставлял искусство и познание, и в этом мнение Аристотеля резко с ним расходилось, ведь для него искусство имело познавательное значение и высшим видом искусства выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства.

Таким образом, можно сказать о том, что Платон оставил нам замечательный по степени проработки и последовательности суждений проект государства, которое призвано освободить души своих граждан от всего телесного и чувственного. Для этого все жители должна довольствоваться чем-то средним и умеренным во всем, избегая чрезмерных радостей и страданий. А поскольку сильные желания неизбежно порождают или то, или другое, то в государстве, в котором граждане не испытывает этих желаний души, по мнению Платона, становятся чище и ближе к божественному. Таким образом, идеальное государство Платона — религиозное сообщество целью которого является достижение духовного совершенства всех его членов.

В идеальном государстве не нужны ни искусство, ни свободная наука. Они лишь отвлекают от истины и способствуют моральному разложению. Запрещаются и изгоняются также все религии и мифологии, за исключением единственной и обязательной для всех, основанной на платоновском учении об идеях. Она же является и единственной наукой и философией. Интересно и то, что Платон обнаруживает отчетливое понимание недостаточности как полицейских мер, так и мер морального воздействия: предусматривается применение методов манипуляции общественным мнением. Они включают обман, дезинформацию, отвлечение внимания на второстепенные темы, обработку сознания населения, предваряющую проведение государственных мероприятий, организацию псевдосенсаций, сокрытия авторства законов, кампаний против мнимых врагов государства и народа как средство подавления инакомыслия.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государство не будет знать царящего в нем в настоящее время зла.

Государство Платона, в противоположность современным утопиям, было задумано для того, чтобы осуществить его на практике. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многие из его предположений, включая те, которые сегодня должно бы считать совершенно неосуществимыми на практике, были фактически реализованы в Спарте.

Список использованных источников и литературы

1.Аристотель. Политика. М.: АСТ, 1973. 400 с.

.Асмус В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1975. 341 с.

.Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В трех книгах. Издание 3-е стереотипное. — М. Академический Проект, 2010. — 762 с.

4.Блинников Л.В. Великие философы. М.: «Логос», 2009. 432 с.

5.Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. Челябинск: Урал, 2010. 452 с.

6.Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. М.: МГИМО, 2009. 335 с.

.Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 2010. 392 стр.

.Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2009. 880 с.

.Мачин. И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Юрайт-Издат, 2010. 208 с.

.Мор Т. Утопия. М., 1978.

11.Нерсесянц В.С. Платон. М.: Мысль, 2011. 700 с.

.Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс, 2010. 448 с.

13.Платон. Государство. М.: Наука, 1975. 576 с.

14.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. М.: Гардарики, 2010. 368 с.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Справедливость столь же хранит государство,

сколь и человеческую душу,

поэтому раз невозможно всегда сохранять

правильное государственное устройство,

необходимо построить его внутри себя»

идеальное государство утопия платон

Истинное политическое искусство есть искусство спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага.

Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем началам (частям) человеческой души — разумному, яростному и вожделеющему — аналогичны в государстве три схожих начала — совещательное, защитное и деловое, а им соответствуют три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев).

  • — Первое сословие — аристократы, как наиболее мудрые граждане, призванные управлять государством. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием[2]. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами.
  • — Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает волевое начало, долг стражника — бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности.
  • — Третье сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее начало. Если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди.

Итак, совершенное государство — это такое государство, когда в третьем сословии преобладает умеренность, во втором — мужество и сила, в первом — мудрость, а справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование.

Основой хозяйственного строя выступает натуральное хозяйство, в первую очередь земледелие как главная отрасль экономики страны. Ремесло он считал уделом иностранцев, не достойным коренных жителей государства, но тем не менее как и все остальные виды хозяйственной деятельности работа ремесленников должна была регламентироваться государством и подчинятся установленным правилам.

Появление торговли Платон связывал с развитием разделения труда и необходимостью обмена. Акцентируя внимание на полезности мелкой торговли, называл благодетелем того кто приводит к соразмерности, сравнимости и подобности разнообразные несопоставимые потребительские блага.

Читайте также:  Органы зрения и слуха у человека и собаки

Платон критикует существующие государственные формы и класифицырует их как упадочные, нисходящие. К таким он относит тимократию — власть честолюбцев, которая возникнет из-за вырождения идеальной аристократии с появлением частной собственности. Существенно ниже олигархия — власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество. Главным предметом раздражения Платона является демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. До н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

Огромное внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить «идеальное»)[2]. Очевидно, что именно философы будут охранять «идеальный» строй, законы от всяческих нововведений. По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение.[1] Не менее важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь «идеального» государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет места порывам души и чувствам.

Основной закон существования «идеального» государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он при годен, существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем[4]. Это возможно лишь под руководством правителей, также как и переход из Низшего класса в высший или наоборот. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом[3]. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для «идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника становится воином или же воин незаслуженно становится правителем, то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок» считается «высшим преступлением» против системы.

Так с разделением людей на классы и обязанностью ненарушения классового строя незаметно государство Платона приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая «порочные» государства (например, расслоение общества в олигархическом государстве).

Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В «Государстве» все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только «варваров», не эллинов, во время войны[1]. Однако он же говорит, что война — зло, возникающее в порочных государствах «для обогащения», и в «идеальном» государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Тем не менее, позже в диалоге «Законы» Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает войны. Мыслитель рассматривал рабство как вечное и неизменное явление, квалифицируя рабов как живые орудия труда и основную продуктивную силу общества.

В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, мудрейшие и справедливейшие люди — правители-философы.[4] Таким образом, правители вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).

Также Платон считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности и семьи, чтобы не завидовать, не конкурировать и не отвлекаться от каждодневных хлопот о государственном благе[3]. «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы не имел доступ всякий желающий.»[2] Таким образом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм не допускает среди высших классов бедности или богатства, а их материальное обеспечение выполняется за сет труда низшего класса и рабов. В связи с этим ремеслинники, земледелы и торговцы имеют право на частную собственность, как стимул высокопродуктивной работы.

Платон хочет достичь единства людей, «обобществив» не только людское имущество, но и жен, детей. Автор хочет, чтобы никто не мог сказать: «Это моя вещь», или «Это моя жена». По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Браком должны управлять философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших — с худшими[4]. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех мужчин. Для Платона общность жен и детей является высшей формой единства людей[5]. Такая общность описана им для класса воинов-стражей. По его мнению, отсутствие вражды внутри класса стражей повлечет за собой единство низшего класса и отсутствие восстаний.

Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Благодаря порядку, мудрым начальникам и регламентации жизни люди могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и занимаясь не своим делом, когда все векторы людских желаний направлены в разные стороны, возникает хаос, беспредел, невозможно провести общую линию действий[1]. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины, но по современным представлениям о человеческих ценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенцией тоталитаризма, тоесть антииндивидуалистическим государством, приближенным к олигархии или монархии(если власть достанется одному философу). Для Платона личности с ее целями и интересами как бы не существует, существуют только общие интересы.Именно такой строй он считал максимально эффективным для общего благосостояния. В этом и заключается суть «платоновского коммунизма», первой социальной утопиеи в истории человечества.

Идеальное государство Платона

Основа философии Платона – его представления об идеях. Теория идей Платона представляет их некими божественными сущностями, вечными, не зависящими от пространства и времени. Они управляют Космосом, в них обобщена вся жизнь Вселенной. Это вечные образцы, согласно которым из аморфной материи образуется все многообразие реальных вещей. У них есть своё собственное существование, и вещи в мире существуют потому только, что они являют собой ту или иную идею, поскольку она в них наличествует. Идея по отношению к чувственной вещи является одновременно и ее причиной, и целью, к которой стремится существо чувственного мира. Идеи соотносятся между собой по принципу иерархии, координации и подчинения. Самая высшая – это идея абсолютного Блага, источника красоты, истины и гармонии.

Теория познания Платона выстраивается им как теория воспоминания, при этом руководящим началом является разумная часть души. Платон считал, что душа бессмертна. До момента человеческого рождения она находится в ином месте, где она может наблюдать мир вечных идей. В период жизни на Земле душа может постичь идею как воспоминание о прежде увиденном. Знание как воспоминание того, что было до рождения, у Платона является одним из доказательств наличия бессмертной души.

Идеальное государство Платона

Теорию гармоничного устройства он представил в «Государстве» и позднее развил в «Законах». Настоящее политическое искусство есть, в конечном счёте, процесс воспитания души, и поэтому Платон выдвигает идею о соответствии истинной философии настоящей политике. Он пишет о том, что только тогда, когда политик является философом, и наоборот, можно выстроить настоящее государство, которое будет основано на высших ценностях Блага и Правды. Построить идеальное государство для Платона, значит познать человека и его место во Вселенной.

Государство у мыслителя так же, как и душа, имеет структуру, состоящую из трёх частей. Всё население в Городе-Государстве делится на три сословия: ремесленники-земледельцы, воины и правители (философы-мудрецы). Гармоничное совместное существование этих трёх сословий должно обеспечить справедливое государственное устройство.

Сословие ремесленников-земледельцев образовано из людей, в которых преобладает начало вожделеющее. Сословие воинов образовано из индивидов, у коих преобладает начало волевое. Долг воина – охранять государство как от внутренней, так и от внешней опасности. По Платону, государством могут управлять только аристократы как мудрые и лучшие граждане. А правителями должны быть те, кто любит свой Город-Государство больше других, кто готов выполнять долг свой с наибольшим старанием. Но важнее всего, чтобы они умели познавать и созерцать Благо, то есть в них должно преобладать рациональное начало и их можно назвать мудрецами. Итак, идеальное государство Платона – это такое общественное устройство, где в первом сословии доминирует умеренность, во втором – сила и мужество, а в третьем – мудрость.

Идея справедливости заключается в том, что каждый житель должен выполнять то, что ему надлежит; это относится и к гражданам в Городе-Государстве и к частям души. Идеальное государство Платона должно иметь совершенное образование и воспитание. Платон придает большое значение воспитанию воинов как наиболее активной части граждан, из которых потом могут выйти правители. Обучение и воспитание правителей должно сочетать в себе практические навыки с изучением философии.

В конце произведения он пишет о том, что не так уж важно, каким должно быть идеальное государство Платона, достаточно того, что хотя бы кто-нибудь один будет жить по законам этого Города-Государства, то есть по законам Справедливости, Добра и Блага. Прежде чем возникнуть во внешней реальности, идеальный Город-Государство мыслителя должен родиться в душе каждого человека. По таким принципам строится идеальное государство Платона.

И С Т О Р И Я

В своем диалоге «Государство» (Πολιτεία), написанном в 360 г. до н.э., Платон представляет государство как выражение идеи справедливости и приводит краткий критический анализ видов его устройства. Он размещает их на шкале постепенной деградации, хотя и не утверждает ее неизбежность, скорее это можно считать описанием некоторой тенденции, схожей с разложением строя первобытной демократии. Идеальное «государство будущего», которое пока не существует, в нее не входит. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему):

• Аристократия (ἀριστοκρατία), лучшая из возможных в реальном мире форма правления, — это справедливая власть меньшинства самых лучших по своим способностям граждан, обретающих власть в результате своих заслуг. Аристократия предполагает равенство среди самых развитых членов общества, которые занимаются его управлением.

• В оппозиции к первой стоит Олигархия (ὀλιγαρχία) — менее совершенная власть узкого круга избранных людей: «у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении». Олигархия основана на фактическом материальном превосходстве богатых над способными и всеми остальными.

• Монархия (μοναρχία) или «единовластие» — форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху. Она может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной. В случае несправедливого единоличного правления монархия превращается в тиранию.

• Тирания (τυραννὶς) — несовершенная и несправедливая власть одного человека. Тирания во времена Платона означала тиранию против аристократического меньшинства с молчаливого одобрения демократического большинства. С точки зрения Платона тиран — самый несчастный человек, так как отказывает другим в самостоятельности и разуме, и свой разум вынужден употреблять на подавление разума других.

• Тимократия (τιμοκρατία) — менее совершенная власть привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом, власть уважаемых граждан, получивших ее не согласно способностям как при аристократии, а согласно способности ее получить. Тимократия и неравенство сменяют аристократию равных по мере того, как личные интересы получают преобладание над общими. По Платону тимократия — это власть честолюбцев, как правило, принадлежащих к классу военных, и является отрицательной формой правления, наряду с олигархией, демократией и тиранией. Она имеет тенденцию перехода в олигархию по мере накопления богатства правящим классом.

• Демократия (δημοκρατία) — еще менее совершенная и несправедливая власть большинства. Во времена Платона демократия выражалась в равноправии всех имущих мужчин (граждан), при котором не имели значения их личные качества. Это политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса, и при котором результат зависит, фактически, от мнения банального большинства голосующих, не всегда отвечающему реальным нуждам всего населения. Таким образом, в голосовании имеет право участвовать не все население страны, а лишь определенная его часть (только совершеннолетние граждане или в некоторых случаях (древние Афины) только имущие мужчины), и для принятия решения нужно количество голосов еще меньшее, например, половина плюс один от принимающих участие в выборах, а исполнять его, как «общенародное», придется всем проживающим в данном государстве. И если в случае тирании или олигархии источник несправедливых решений вполне очевиден, то при демократии обратиться не к кому, так как решение принимали «все».

Читайте также:  Квартира с точки зрения безопасной среды ребенка

По Аристотелю положительная форма власти тимократия имеет тенденцию перехода в свою отрицательную форму — демократию, ибо эти виды государственного устройства имеют общую грань: тимократия тоже желает быть властью большого числа людей, и при ней все относящиеся к одному разряду равны. Демократия, т.е. народное правление, требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества, но при принятии решения каждый голосует в своих интересах, и если при прямой демократии человек может непосредственно влиять на исход выборов, то при демократии представительной, когда граждане осуществляют то же право, но через избранных ими депутатов и других должностных лиц путём делегирования им части собственных прав, уже выбранные руководители принимают решения.

По Платону, так как только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан, во главе государства должны стоять философы (φιλόσοφοι) или философствующие цари. Он определяет философов как людей, способных постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Забота о внутренней и внешней безопасности государства должна лежать на сословии стражей или воинов, а задача обеспечить снабжение государства необходимым на сословии кормильцев, составляющих демос: ремесленниках, дельцах, крестьянах и других гражданах.

По существу идеальное государство является аристократией, и управлять им должны философы, выходящие из числа самых умных. Философами становятся путём поэтапного отбора. Будущим философам дают прекрасное образование, и они занимают государственные должности.

Посредственность не может быть источником ни великих благ, ни больших зол. Поэтому злодеи и тираны — это несостоявшиеся философы, несостоявшиеся великие люди, которые считают себя способными распоряжаться делами народа, проявлять великие притязания, высоко заноситься, становятся высокомерны и самонадеянны. Самые одарённые души при плохом воспитании становятся особенно плохими.

В государстве Платона введена общность имущества, а частная собственность запрещена. Труд распределяется согласно способностям. Способ отбора в правители — это экзамены, и самый главный лифт в идеальном государстве — это школьный лифт. Неравенство между людьми в идеальном государстве не наследственно. Способные дети могут переходить в высшие сословия через экзаменационный отбор.

Платон критикует демократию и даёт сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Платон противопоставляет свой образец идеального государства четырём извращённым формам государственного устройства — демократии, тирании, олигархии (власти избранных богачей) и тимократии (власти военных), а единственный путь к построению идеального государства допускает лишь в случае, когда «среди потомков царей встретятся философские натуры». Платон искал такого правителя в лице тирана города Сиракузы Дионисия, но результатом этих поисков была неудача.

Идеальное государство по Платону.

Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности людей к объединению с целью облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство “возникает. когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства. ”.

Разрабатывая концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала. Трем началам человеческой души, а именно, разумному, яростному и вожделеющему, в государстве соответствуют три аналогичных начала — совещательное, защитное и деловое, а последнее в свою очередь формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет в нем свое дело и не вмешивается в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность этих начал во имя сохранения целого.

1) Основной принцип построения государства Платон видит в разделении труда: каждый делает то, что у него получается лучше всего, снабжая продуктами своего труда других членов государства, а взамен получая от каждого из них то, что нужно ему. Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

a) Земледельцы, ремесленники, строители жилищ заняты в основных областях. Но кроме них необходимы и другие области труда, так появляются работники, изготавливающие специальные орудия и инструменты, скотоводы, которые будут доставлять средства перевозки людей и грузов, добывать шерсть и кожу. Кроме этого понадобятся торговцы, наемники, странствующие актеры и т.п. Все эти люди образуют низшее сословие в государстве и одновременно его основу. Платон сравнивает их со “стадом”.

b) Для охраны государства потребуются стражи. Они будут “собаками” при “стаде”. Важность их дела и трудность его исполнения выделяют стражей в отдельное, более высокое сословие. Стражи должны обучаться гимнастике и математике. Музыка и поэзия для их образования должна тщательно подбираться: в идеальное государство допускаются только те стихи и звуки, которые воспитывают мужество и бесстрашие, а ни в коем случае не те, которые нагоняют меланхолию или напоминают о смерти. Стражи должны жить отдельно ото всех и не иметь никакой собственности.

Даже жены и дети у них общие. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена прежде всего на воспитание стражей и правителей. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования — через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

c) Как “стадом” управляют “пастухи”, так во главе государства должны стоять правители. В Прекрасном городе ими должны быть только философы. Это люди, которым открыто высшее знание – сами “идеи”. Говоря о правителях идеального государства, осталось только привести знаменитые слова Платона: “Пока в государствах не будут царствовать философы либо как называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди – а их много, – которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор, дорогой Главкон, государствам не избавиться от зол, да и не станет возможным для рода человеческого и не увидит солнечного света то государственное устройство, которое мы только что описали словесно” (Гос-во, 267).

Первый отбор философов происходит тогда, когда им исполняется двадцать лет. После чего им дается полный обзор наук. В тридцать лет, из этих кандидатов, производится второй отбор, в процессе которого отдают предпочтение тем, «кто из них умеет, не обращая внимания на зрительные и остальные ощущения, подняться до истинного бытия». После чего они обучаются диалектике еще 5 лет. Достигнув 35-летнего возраста, они становятся правителями и в течение 15 лет занимают государственные должности. Причем, и стражи и правители должны быть поставлены в особые условия: у них не должно быть семьи и частной собственности. Плату за свои труды они получают натурой от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна к накоплению.

Философов отбирают из числа наиболее одаренных от природы стражей, но лишь в правильно организованном государстве они могут проявить свою божественную природу. В иной ситуации даже «самые одаренные души при плохом воспитании становятся особенно плохими» — именно из них выходят злодеи и тираны.

Согласно Платону, философ имеет врожденную склонность к знанию, он характеризуется любовью к истине, отличается правдивостью, может отказать себе в телесных удовольствиях. Прирожденный философ благороден, не хвастлив, великодушен, справедлив.

2) Незыблемость сословного деления – это основа платоновского справедливого государства. Для обоснования деления людей на классы Платон привел легенду о том, что люди произошли от одной матери-земли, но с наличием разных металлов в их душах: меди, железа, серебра и золота. Якобы люди, зная это, согласны с неравенством. Каждый должен заниматься своим делом, иначе случится беда. Три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное. В принципе, люди могут переходить из сословия в сословие, но сделать это довольно трудно.

3) В государстве могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти. Каждая форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий.

Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность. Управление государством Платон характеризует как царское искусство, главным для которого будет наличие истинного царского знания и способность управлять людьми. Если правители имеют такие данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны они или богаты: принимать это в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.

С позиции своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые государственные формы и регрессивные — упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм, естественно, занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика (а не аристократическая монархия).

К упадочным, нисходящим государственным формам он относит тимократию, которая, хотя ее и нельзя отнести к приемлемым формам, стоит к ним ближе всего. Это власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т. е, на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу наиболее соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н. э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия. Это власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия, в которой он видит власть толпы, неблагородного демоса, и тирания, которая в античной Греции начиная с VI в. до н. э. представляла диктатуру, направленную против аристократии.

В социальных теориях и воззрениях на государство на первый план выступают, в частности, классовые корни идеализма Платона.

У Платона, таким образом, общественное начало стоит выше личного. В своих работах, Платон противопоставляет свое «идеальное» государство некоторым государствам несовершенным, тем самым, с одной стороны иллюстрируя основные положения своих идей, с другой — дает нам ценнейшие сведения об устройстве государств древнего мира.

Список используемой литературы:

— Энциклопедия «Мир вокруг нас».

— Платон и его эпоха. К 2400-летию со дня рождения. Сборник. М., 1979

— Платон. Собрание сочинений, тт. 1–4. М., 1990–1994

Источники:
  • http://studwood.ru/1200963/pravo/idealnoe_gosudarstvo_platona
  • http://fb.ru/article/45392/idealnoe-gosudarstvo-platona
  • http://luniverse.org/history_013.html
  • http://studopedia.ru/12_160730_filosofiya-platona.html