Меню Рубрики

Идеалистическая точка зрения в отношении происхождения психики

Человек вышел из животного мира. Неразвитость научной картины мира не давала возможность человеку решить психофизическую проблему (долгое время такой вопрос даже и не ставился): как может быть такое, что из физического, материального появляется психическое, которое — так получается — тоже материальное.

Жизненный опыт древнего человека говорил ему о том, что чужая воля и чужой разум являются источником самых больших бед. Если камень лежит на земле, то он никакой опасности не представляет. Но если он попадёт в чьи-то руки, то это — уже смертельное оружие. Какое бы защищённое ни придумал себе жилище древний человек, чужая хитрость, исходящая от других людей или животных, могла преодолеть любые стены. Это привело, с одной стороны, к тому, что за сложными и опасными физическими явлениями (гроза, наводнение и т.п.) человек стал видеть чью-то волю; а с другой стороны — других людей, их психику человек стал считать результатом проявления другой воли.

В древнеегипетском трактате «Памятник мемфисской теологии» (конец 4 тыс. до н. э.) делается попытка описать механизмы психического: устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах; что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами и языком ведает он. В этом же древнеегипетском произведении даётся следующая трактовка значения органов чувств для человека: боги «создали зрение глаз, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу». Таким образом, сердцу отводилась роль, которая сегодня отводится мозгу. В любом идеалистическом учении можно найти элементы материализма, но для идеалиста и эти элементы — тоже плод работы чьей-то высшей воли.

Идеалистические представления — не обязательно религиозны. Многие философы-идеалисты вне религиозных концепций рассматривают психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, видят в психической деятельности проявление нематериальной, бесплотной и бессмертной души, а все материальные вещи и процессы толкуют либо как наши ощущения и представления, либо как некоторое загадочное проявление «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». И в наше время (20-й и 21-й век) появляются всё новые и новые идеалистические теории, потому что идеализм является бесконечным полем для фантазии.

Материалистические представления о психике

Первые материалистические представления о душе, психике были весьма далеки от современных. Древнегреческие философы Гераклит, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их последователи говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Считалось, что все вещи суть модификации огня, что все существующее, материальное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм превращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в организме и есть душа — психея. Гераклит считал, что душа рождается путём испарения из влаги, потом, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. При этом между состоянием «влажности» и «огненности» есть множество промежуточных состояний. О пьяном человеке Гераклит, например, говорит, что «. он не замечает, куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

Различные точки зрения, в отношении происхождения психики.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

I. Идеалистическая – психологическое (душа) в своем происхождении не связана с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение.

II. Дуалистическая – у homo sapiens два начала: психологическое (идеальное) и биологическое (материальное). Развиваются эти два начала параллельно и в определенной мере взаимосвязаны.

III. Материалистическая – психика обусловлена эволюцией живой природы, и ее существование рассматривается как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день (в рамках психологической науки, философии, религии, физиологии и т.д.).

В отечественной психологии рассматривают с материалистической точки зрения: познание, основанное на эксперименте — существует связь между биологическим и психическим (заболевания, нарушения того или другого отражается на психике).

Сложные психологические механизмы у homo sapiens – вследствии эволюции живых организмов, исторического развития человечества, индивидуального развития индивида. А у животных – развитие психики.

Проблема происхождения психики.

Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще пет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9105 — | 6858 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

§ 2. Материалистическое понимание психики.

Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?

Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон.

Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира. Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его. Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови. И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).

Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение — идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.

Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.

В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение — материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи. Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку — материализм.

Борьба между материалистическим и идеалистическим пониманием и объяснением психических явлений происходила и происходит на протяжении всей истории развития психологии. Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до наших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуататорских классов сохранить и укрепить свои позиции. Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога — творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души. Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвлекают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее будущее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.

Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,— существование какой-то души, не связанной с материей. Но нелепо доказывать независимость психических процессов от деятельности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека. Поэтому идеалистическая психология как необоснованная, ложная в научном отношении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции. Многие зарубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.

Правильное и подлинно научное решение вопроса о происхождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалектического материализма. Диалектическим материализм называется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.

Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся материи. Психика является результатом длительного развития материи. Далеко не всякая материя обладает психикой. Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было. Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.

Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени развития материального мира — на стадии появления живых существ: животных и человека.

Подлинно научное учение о происхождении и сущности психики развивается на основе ленинской теории отражения. Согласно этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой материи отражать окружающий мир. Необходимо детально разобраться в этой формуле. «Особым образом организованная материя» — это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики — нервная система и ее высший отдел — головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И. Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?

Читайте также:  Что такое инновации с управленческой точки зрения

Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует. Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д. Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях — возбуждения и торможения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу. Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взвесить, осязать, подвергнуть химическому анализу.

Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или безволен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.

Диалектико-материалистическое понимание психики как свойства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вульгарных (от слова «вульгаризация» — грубое, чрезмерное упрощение, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в., которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве. Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.

Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи. Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,— указывал В. И. Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» .

Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.

Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир. Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений. Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.

Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности). Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью — не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой. Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.

Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.

Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что. Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия. Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.

В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.

В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.

Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу. Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый. Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.

Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей. В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, эти образы и понятия являются верным отражением действительности. Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.

Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него). Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире. Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает. Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.

Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материи — мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.

Идеалистическое и материалистическое представление о психике

Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии − соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

Именно вокруг решения этого вопроса и возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа — души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти. Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания.

Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности. Только в XVII в. Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма − его взаимодействие с другими внешними телами − не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции − материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм» (от лат, dualis – «двойственный»). С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.

На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно). Основные представители этого направления в психологии − Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс и многие другие.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь − проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания. Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.

Читайте также:  Классный час на тему хорошее зрение

Дата добавления: 2017-02-28 ; просмотров: 1327 | Нарушение авторских прав

Тема 5. Происхождение и развитие психики 1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики.

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики.

3. Стадии развития психики. Типы поведения.

Основные термины: определение психики, психическое отражение, раздражимость, чувствительность, стадии развития психики, типы поведения, исторический характер сознания, психика животных, самосознание, психические свойства личности, психические состояния, психические процессы, самопознание, самонаблюдение.

1. Материалистическое и идеалистическое понимание психики

Ещё в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют вещественные явления (окружающая природа, люди, различные предметы) и не вещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, трудно объяснимые.

Не имея возможности правильно понять эти явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира.

Так возникло представление о мире и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Эти представления оформились в философские, взаимоисключающие друг друга направления: материализм и идеализм.

Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни. Появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей, а сохранение его до настоящего времени поддерживается классовыми противоречиями.

Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи.

Психика, по мнению идеалистов, – это проявление бесплотной, нематериальной основы – “абсолютного духа”, “идеи”.

В зависимости от исторических условий идеализм менял свои формы, но сущность его остаётся той же.

Материалистическое понимание психики: психика – явление вторичное, производное от материи, а материя – первичное, основа, носитель психики.

Первичность материи и вторичность психики доказывает то, что психика возникает на определенном этапе развития материи.

До появления на земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст её исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились несколько миллионов лет назад.

Психика, согласно материалистическому учению, понимается как свойство организованной материи – мозга.

То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, доказывают эксперименты на животных и наблюдения за людьми.

При определенных повреждениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики:

1) при поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве;

2) поражение височных отделов нарушает восприятие (понима­ние) речи, музыки.

В своей работе “Рефлексы головного мозга” (1863 г.) И.М. Се­ченов писал, что психическая деятельность – это рефлекторная, или отражающая действительность. Рефлексы головного мозга включают три звена:

Первое, начальное звено – возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями.

Второе – центральное звено – процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, представления, чувства).

Третье, конечное звено – внешние движения и действия человека.

Все три звена взаимосвязаны друг с другом.

Значение положений, выдвинутых Сеченовым:

1) раскрывается причинная обусловленность психических явлений внешними воздействиями;

2) психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре мозга;

3) психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.

Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории деятельности мозга дано в трудах И.П. Пав­лова. Учение И.П. Павлова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.

Психика есть деятельность мозга, отражающая окружающую действительность характеризующаяся физиологическими механизмами, лежащими в её основе.

Особенности психического отражения

Характеристика психики как отражение человеком окружающей действительности определяется следующим

1. Психика – это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а процесс “Отражение природы и мысли человека” (В. Ленин).

2. Психика – это такое отражение объективной действительности, при котором любое внешнее воздействие (объективное) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через психическое состояние, которое имеется у человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях. Например:

1) процесс обучения и воспитания детей;

2) все дети смотрят одну и ту же картину, но одно и то же внешнее воздействие вызывает различное субъективное отражение.

Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от возраста, уровня знаний, степени активности, сформировавшегося мировоззрения.

Таким образом, содержанием психики являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (образы объективного мира).

Образы возникают в зависимости от прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрения, поэтому отражение субъективно.

Всё это даёт право сказать, что психика – субъективное отражение объективного мира, или психическое отражение.

Психическое отражение – это правильное, верное отражение действительности.

Образами материального мира являются снимки, слепки, копии существующих предметов, явлений, событий.

Психическое отражение – это такое отражение, при котором внешнее воздействие преломляется через внутренние особенности того, кто отражает, и поэтому психика является субъективным отражением объективного мира.

3. Психика – это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой

2. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики

В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.

Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.

Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.

Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика.

Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражи­мость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).

Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.

“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.

Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.

Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.

Раздражимость субъективного аспекта не имеет.

Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.

Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.

В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.

1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.

2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.

А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.

Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде.

Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития.

Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных.

“Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Однако главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В качестве основных отмечаются следующие:

1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности);

2) совершенствование способности к индивидуальному научению;

3) усложнение форм психического отражения.

Общие положения развития психики

1 положение – каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности. Новая форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и делает возможным её дельнейшее развитие.

2 положение – имеют место несовпадения линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (по зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.

Таким образом, уровень психического развития животного определяется соотношением таких факторов: морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.

3. Стадии развития психики. Типы поведения

Элементарная психика имеется у простых живых существ с зачатками нервной системы (черви, насекомые). Им свойственно элементарное ориентирование во внешней среде.

А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

Первая стадия психики называется сенсорной (чувственной). Например, паук отражает связь вибрации паутины с пищей (мухой), попавшей в паутину. В процессе эволюции отделов головного мозга отражательные функции психики становятся многообразнее. Психическая деятельность переходит на вторую стадию развития, которая называется перцептивной. На этой стадии находятся все млекопитающие, здесь происходит отражение различных свойств одного объекта. Например, собака узнаёт хозяина по голосу, одежде, по запаху.

Одни из свойств объекта для собаки имеют большее значение (как сигнал), другие – меньшее. Поэтому при одних признаках животные реагируют правильно, при других ошибаются.

Высшие млекопитающие (обезьяны) обладают мышлением (3-я стадия), у них хорошо развит головной мозг, приближен по строению к человеческому, психическая деятельность богаче и сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют интеллектом. Обезьяны отражают не только отдельные свойства или предметы в целом, но и связи между предметами. Этому способствует сильно развитый ориентировочно-исследовательский рефлекс. Павлов отмечал, что обезьяны способны мыслить, не обладая речью, и поэтому познанное не могут заключить в понятия, отвлекаться от действительности, мыслить абстрактно. Обезьяна способна пользоваться водой из бочки, чтобы залить огонь перед приманкой, но если перенести бочку в сторону, обезьяна направится к бочке, а не воспользуется водой, которая находится рядом. У неё нет понятия о воде вообще.

Швейцарский учёный Портман, испытывая тестами интеллект человека и животных, получил следующие данные:

человек получил 215 баллов – 1 место;

дельфин получил 190 баллов – 2 место;

обезьяна – 10 место.

Первый тип поведения – это устойчивый, характерный для животного способ реагировать на внешние условия жизни.

На ранних стадиях развития психики были простые стереотипы поведения, передавались по наследству инстинкты.

Инстинкты – это акты поведения, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Инстинкты врожденные запрограммированы в половой клетке.

Читайте также:  Что есть бытие с точки зрения

Второй тип поведения животных – навыки. Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнении способы поведения животных. Например, дрессировка животных направлена на формирование навыков. Навыки формируются в естественных условиях жизни (приспособление животных к местности).

Высший тип поведения – интеллектуальный. Он наиболее гибок в изменяющихся условиях жизни.

Интеллектуальное поведение свойственно высшим животным: обезьянам, дельфинам, слонам.

4. Cознание и самосознание

Возникновение и развитие психики подчиняется биологическим и социально-историческим законам. Психика присуща как человеку, так и животным. Высший уровень развития психики, характерный только для человека, называется сознанием.

Сознание – это продукт исторического развития человека как общественного существа. Процесс развития сознания определяется развитием человеческого общества и историческими условиями, которые существуют в данный момент.

I. Исторический характер сознания является первой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.

Психическое отражение окружающего мира на уровне сознания представляет собой процесс познания. Совершенствование процесса познания происходит в 3-х взаимосвязанных направлениях.

1. Отражение окружающего мира различно на разных этапах исторического развития. Характер отражения зависит от социально-экономических условий. Следовательно, познание изменяется в общественно-историческом плане.

2. Процесс отражения окружающего мира постоянно изменяется на протяжении жизни каждого человека, то есть познание изменяется в онтогенетическом плане.

3. Различным оказывается отражение на разных этапах познания, в процессе перехода от незнания к знанию, от неполных, неглубоких знаний к более полным, от чувственного познания к логическому, абстрактному.

Изменение отражения протекает в индивидуально-гносеоло­гическом плане.

II. Единство исторического, онтогенетического и индивидуально-гносеологического в познании человеком окружающего мира является второй чертой, отличающей сознание человека от психики животных. Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в памяти позволяет людям сознавать не только своё настоящее, но и помнить свое прошлое. Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность раскрыть объективные причинно-следствен­ные связи.

При помощи этих связей можно предвидеть в своём воображении будущее, что позволяет сознательно намечать цели деятельности. Сознательная деятельность человека имеет целенаправленный характер.

Психика животных обеспечивает приспособление к имеющимся условиям, сознание человека позволяет активно воздействовать на окружающий мир.

III. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания является третьей чертой, отличающей его от психики животных.

IV. Четвертая отличительная черта сознания человека – наличие самосознания.

Самосознание – часть сознания, направленная на познание человеком самого себя, когда он осознает себя как личность находящуюся в определенных отношениях с другими людьми, в определенном процессе деятельности.

При помощи мышления и речи отражение окружающего мира в сознании человека совершается в обобщенной и опосредованной форме, в виде образов и понятий, представляющих собой обобщенное выражение связей и отношений.

V. Обобщенное и опосредованное отражение действительности в сознании человека является пятой чертой, отличающей сознание от психики животных.

Сознание и деятельность в психологии рассматриваются в единстве. Единство проявляется в нескольких направлениях:

1. Сознание возникает, развивается и проявляется в процессе деятельности, в процессе труда. Деятельность выступает как условие возникновения, то есть как фактор формирования и объект приложения сознания человека.

2. Единство сознания и деятельности – это форма активности сознания.

3. Сознание обеспечивает целенаправленный и осознанный характер деятельности.

4. Сознание выступает в качестве регулятора всего поведения и всех действий человека.

5. Единство сознания и деятельности проявляется в их принадлежности данной конкретной личности.

Психика у человека проявляется в 3-х видах психических явлений: психические свойства личности, психические состояния, психические процессы.

Психические свойства личности – темперамент, характер, способности, склонности, убеждения, знания, навыки, умения и привычки. Все эти свойства присущи человеку на протяжении всей жизни.

Психические состояния – менее длительны, но более сложны. Они продолжаются в течение нескольких часов, дней или недель. К ним относятся состояние бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они более кратковременны – от доли секунды до десятков минут.

Все три вида психических явлений взаимосвязаны.

Свойства темперамента и психические процессы предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто проявляясь, может стать привычкой или чертой характера. Например, состояние может обуславливать то или иное протекание психических процессов. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущение (психический процесс), а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятия сопровождаются представлениями и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Человек в отличие от животных – существо, себя познающее и сознающее, способное себя поправлять и совершенствовать.

Самосознание – это одна из форм сознания, проявляющаяся в единстве знания себя и отношения к себе. Самосознание формируется постепенно, по мере отражения внешнего мира и познания самого себя.

Познание себя путем познания других

Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Одинаково играет игрушкой и пальцем ноги. Постепенно он выделяет и отделяет себя, свое тело от окружающих предметов.

Из детского самочувствия (И.М. Сеченов) родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к собственному сознанию критически, то есть отделять всё своё внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сравнивать с внешним, то есть изучать акт собственного сознания. Познание сложных психических явлений, особенно свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Важную роль в формировании самосознания играет самопознание. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание путём анализа собственной деятельности и поведения

Человек познаёт себя непосредственно и опосредованно. Опосредованное познание самого себя совершается путем анализа результатов собственной деятельности.

Оценивая своё поведение в обществе, человек познаёт нравственно-психологические особенности собственной личности. Объективные оценки близких, товарищей по коллективу позволяют глубже познать себя. Сравнивая самооценку личных качеств с оценками их другими людьми, человек выясняет адекватность собственного самопознания.

Самопознание путём самонаблюдения

Непосредственное самопознание выступает в форме самонаблюдения. В процессах восприятия, представления, размышления и переживания человек в какие-то мгновения переключает внимание с объекта психической деятельности на собственное состояние и оценивает его. На этом и основан самоконтроль. К самонаблюдению часто относят самоотчёт по памяти, то есть анализ следов, или запечатленных образов. Индивид пытается восстановить в памяти всю ситуацию события: внешнюю обстановку, своё состояние, поступки. Пытается установить причинную зависимость между явлениями и воспроизвести последовательность событий. Это явление в психологии называют ретроспекцией (восстановление прошлого). Интроспекция – самонаблюдение. Индивиды могут вести наблюдение за собственной психикой в разной степени, в зависимости от умений и навыков. Самопознание приводит к определённому отношению личности к собственным достоинствам и недостаткам. Одни люди, сознавая положительное в себе, критикуют собственные недостатки. Другие, замечая собственные промахи и недостатки, мирятся с ними, проявляют самодовольство в связи с сознанием положительных черт. Есть люди, которые не замечают в себе ничего хорошего, видят только отрицательное и отчаиваются, считая себя неспособным или безвольным. Самопознание необходимо человеку для совершенствования собственной личности и деятельности в соответствии с намеченным планом жизни и труда.

Самоконтроль и самовоспитание

Познавая собственные силы, человек стремится использовать их в труде. Для этого он контролирует и анализирует собственные действия, поступки, поведение. Благодаря самоконтролю личность может обнаружить ошибки в деятельности, лучше организовать труд. Самовоспитание открывает новые возможности развития человека. Личность, начинающая работать над собой, становится объектом и субъектом воспитания, то есть она не только воспитывается обществом, но и воспитывает себя собственными усилиями.

Вопросы для самостоятельной работы 1. Сущность идеалистического понимания психических явлений.

2. Материалистическое понимание психики и доказательства.

3. И.М. Сеченов о психической деятельности, рефлекторной по содержанию. Три звена рефлексов головного мозга.

4. Определение психики.

5. Особенности психического отражения.

6. Сущность гипотезы А.Н. Леонтьева о происхождении психики.

7. Раздражительность. Чувствительность. Отражение.

8. Тенденции развития психики в поведении животных.

9. Общие положения развития психики.

10. Стадии развития психики. Сенсорная. Перцептивная. Интеллект.

11. Типы поведения. Инстинкт. Навык. Интеллектуальный тип.

12. Определение сознания. Отличие его от психики животных.

13. Исторический характер сознания.

14. Единство процессов познания человеком окружающего мира.

15. Целенаправленный и активный характер человеческого сознания.

17. Обобщение. Опосредованное отражение действительности в сознании.

18. Сознание и деятельность. Направления.

19. Три вида психических явлений. Свойства, состояния, процессы.

20. Познание себя путем познания других.

21. Самопознание. Самонаблюдение. Самоконтроль. Самовоспитание.

Беры Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – СПб.: Талисман, 1994.

Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997.

Введение в психологию. Тесты. Вып. VIII. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 2. – М.: Рос. психол. общество, 1998.

Введение в психологию. Тесты. Выпуск X. Раздел III. Эволюционное введение в психологию. Часть 4. Психофизиологическая проблема. – М.: Рос. психол. общество, 1996.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. – М.: Политиздат, 1989.

Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М.: Планета детей, 1997.

Зеньковский В.В. Психология детства: Учеб. пособие / Сост. А.Д. Червяков. – М.: Академия, 1996.

Кандыба В.М. Сверхвозможности человека. – СПб.: Лань, 1997.

Климов Е.А. Основы психологии. – М.: ЮНИТИ, 1997.

Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. – М.: Мол. гвардия, 1976.

Корен Стенли. Тайны сна. – М.: Вече, АСТ, 1997.

Моргунов Е.Б. Конспекты по психологии. Личность и организация. – М.: Тривола, 1996.

Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1995.

Петровский А.В. Введение в психологию. – М.: Академия, 1995.

Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Психологические аспекты буддизма / Отв. ред. Н.В. Абаев. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.

Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. –Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Наука, 1994.

Стивенс Дж. Приручи своих драконов: Пер. с англ. А. Захарченко. – СПб.: Питер-Пресс, 1996.

Сухарев В.А. Психология интеллекта. – Донецк: Сталкер, 1997.

Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Цвейг Стефан. Врачевание и психика. – СПб:. ТсОО “Гамма”, 1992.

Чайлахян Л.М. Истоки происхождения психики или сознания. – Пущино, 1992.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994.

Шадриков В.Д. Психология деятельности способности человека. – М.: Логос, 1996.

Швырков В.Б. Введение в объективную психологию. Нейтральные основы психики / Отв. ред. Ю.И. Александров. – М., 1995.

Шкуратов В. Историческая психология. – Ростов-на-Дону: Изд-во “Город №”, 1994.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. – М.: Тривола, 1994.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997.

Источники:
  • http://students-library.com/library/read/60395-razlicnye-tocki-zrenia-v-otnosenii-proishozdenia-psihiki
  • http://studopedia.ru/18_26900_problema-proishozhdeniya-psihiki.html
  • http://texts.news/psihologiya-teoriya-obschaya/materialisticheskoe-ponimanie-psihiki-33851.html
  • http://lektsii.org/15-66675.html
  • http://studfiles.net/preview/5359595/page:6/