Меню Рубрики

Гуманист для мизантропа с точки зрения лингвистики

Среди психических нарушений или болезней выделяется масса тех, которые считаются малоизученными, труднообъяснимыми, сложными для постановки диагноза, а, следовательно, являются непростыми в ходе их коррекции и лечения. К ним по праву можно отнести мизантропию.

Называя мизантропию социальной болезнью, специалисты характеризуют ее как личностное свойство человека, проявляющееся на уровне психофизиологии в форме отчуждения от людей, неприязни и даже ненависти к ним.

Мизантроп – это человек, который обладает весьма специфическим складом ума и характера.

Ему свойственен особый «стиль» поведения (проявления себя):

  • избегание общества других людей, тяготение им;
  • зацикленность на себе и своей «философии» неприязни к человечеству (ко всем вместе и каждому человеку в отдельности);
  • индивидуализм, проявляющийся в самой крайней форме;
  • переживание удовольствия либо страдания от собственных человеконенавистнических склонностей;
  • циничная, неуважительная, унижающая позиция в обыденной жизни по отношению ко многим людям (вне зависимости от того, заслуживают они на такое отношение или нет).

Для большего понимания мизантропии ее противопоставляют филантропии. Сродни белому и черному в цветовой гамме, филантроп и мизантроп в социальной жизни «возлагают на себя» противоположные роли:

  • если первого отличает желание сгладить неравенство (социальную несправедливость) в обществе – он занимается организацией и финансированием множества социальных проектов, им жертвуются средства на строительство храмов и помощь обездоленным,
  • то мизантроп, по своей сути, воспринимает людей в качестве низших существ – без личности и индивидуальности, движимых в жизни лишь природными инстинктами, а не разумом, не заслуживающих ничего, кроме презрения.

Разновидности (подтипы)

Имея общую форму, когда человеконенавистничество переживается по отношению ко всем «представителям рода», мизантропия может проявляться через ее частные (специфические) разновидности:

  • отвращение (неприязнь) к браку – мизогамия;
  • отвращение (неприязнь) мужчины к женщине – мизогения;
  • отвращение (неприязнь) женщины к мужчине – мизандрия.

Объяснением природы мизантропии занимались многие творческие люди. К примеру, художник Питер Брейгель создал полотно с одноименным названием – «Мизантроп» (1568 год), где показал сюжет с карликом (он словно олицетворяет в себе коварство социума), подрезающим (ворующим) туго набитый кошелек у мрачного старика-монаха в черном.

Картина сопровождается надписью «я облачен в траурное одеяние из-за коварства мира». И здесь не разобрать, что первично – презрение к человечеству старика в трауре или злонамеренный поступок (направленный непосредственно на него) со стороны социального окружения.

Психологи и психиатры связывают причины возникновения и формирования мизантропии с:

  • отрицательным социальным опытом (детские впечатления, особенности воспитания, специфика построения социальных отношений в процессе формирования человека как личности);
  • природной предрасположенностью к формированию определенных черт характера – надменность, высокомерие, тщеславие и т.п.;
  • психическими нарушениями (мизантропия сопровождает личностные расстройства, диссоциальные расстройства, отдельные формы паранойи и шизофрении);
  • депрессивным состоянием (внутренний негативный фон переносится на окружающих);
  • усталостью от общения (в случае его переизбытка, излишнего пустословия в ходе общения и т.п.);
  • наличием внутриличностного конфликта (человек не приемлет себя «как есть», чрезмерно эмоционально чувствителен, стремится компенсировать собственные недостатки возвышением себя над другими).

Как распознать у себя мизантропию?

Жизненный пример характера мизантропа живо описал в одноименной пьесе («Мизантроп») Мольер.

Его герой, Альцест – ярый обличитель лицемерия, пороков и навязываемых обществом (по его мнению) двуличных шаблонов. Противоречивость и безапелляционность его позиции приводит к непониманию (оно является обоюдным) со стороны социального окружения, отчуждению и вынужденному бегству от привычного образа жизни (Альцест уезжает в поисках более «честного» и менее лицемерного «места под солнцем»).

Создать тест на мизантропию весьма проблематично. Чаще она занимает пограничное положение между личностной позицией и нарушениями психологического или психофизиологического свойства, что затрудняет психодиагностику человеконенавистничества.

Более продуктивно распознавать у себя мизантропию по некоторым личностным проявлениям:

  • «избегание общества» пассивного (замыкание в себе) или агрессивного (причинение морального или физического вреда окружающим) характера;
  • неприязнь (ненависть) к людям как следствие недоверия к ним и защитная реакция (из-за социально-негативного опыта);
  • презрение по отношению к людям («как они могут быть так глупы, слабы, двуличны, недалеки?!» и т.п.);
  • возвышение себя над другими и построение философии (аргументированной точки зрения) уничижения человечества;
  • тщательный выбор круга для общения (особенно близкого), который может замыкаться на 2-3 людях;
  • антипатия к человеческим ошибкам, порокам и слабостям (в т.ч., своим собственным).

Некоторые психологи даже зачисляют мизантропов в стан идеалистов и борцов за справедливость, которые стремятся всеми силами доказать, что все в обществе не так радужно и безоблачно.

Мизантропия имеет проявления через сферу взаимодействия личности и общества. Именно гармонизация этой связи, путем построения корректного и адекватного понимания себя, общества (отдельного человека) и специфики социально-личностных взаимоотношений, приведет к преодолению неприязни ко всему социальному.

«Горе от ума» и «Мизантроп» Мольера

В качестве образца «высокой» комедии для «Горя от ума» Грибоедов выбрал комедию «Мизантроп» Мольера. После знакомства с комедией Грибоедова современники сразу же отметили разительное сходство с мольеровским «Мизантропом», которое драматург и не думал скрывать. Как и в «Мизантропе», в «Горе от ума» герой находится в противоречии с обществом. Подобно «Мизантропу», в «Горе от ума» две линии – общественная и любовная. Герой «Мизантропа» – Альцест – представлен «злым умником». Такова же одна из масок Чацкого.

В «Мизантропе» (1666) выведен необычайно благородный герой – Альцест, который ненавидит людские пороки. Все, что он говорит о современном мире, совершенно справедливо. Альцест не хочет прощать развращенные нравы и презирает их. Он не хочет идти ни на малейшие уступки, вскрывая общественные язвы. Он разоблачает их, зло и едко смеется над ними и осуждает тех, кто относится к ним снисходительно. Он делит людей на «судей» и «хулителей», с одной стороны, и «хвалителей», и «льстецов» – с другой. Он видит, что «хвалители» и «льстецы» ненавидят злых и подлых людей, но все-таки угодничают перед ними и льстят им. Мир неискренен, и испорченность его – основной закон современного общества и отношений людей в нем. Так, мошенники и мерзавцы приняты во всех домах, их встречают с улыбкой, они всюду желанные гости. Доходя в своей неуступчивости до одержимости, до бешенства, Альцест взвинчивает себя и готов обрушить гнев на все человечество:

Нет, все мне ненавистны!

Одни за то, что злы, преступны и корыстны;

Другие же за то, что поощряют тех,

И ненависти в них не возбуждает грех,

А равнодушие царит в сердцах преступных.

Альцест составил себе твердое и ясное представление о том, каким должен быть мир, и не хочет ни за что его изменить. Если мир плох, то тем хуже для него, а он, Альцест, никогда не согласится принять его таким, каким он ему видится – льстивым, подлым, неискренним, корыстным. Отсюда постоянное раздражение Альцеста. Он не может говорить спокойно. Он жесток и беспощаден по отношению ко всему миру, а не только к недостойным лицам. Однако общество не изменяется, несмотря на обвинения Альцеста. И вообще оно не хочет меняться, а предпочитает устойчивость, надеясь на проявление снисходительности к недостаткам, слабостям и даже порокам. Альцест упорствует и соглашается на собственное разорение, отказываясь переменить свой взгляд на человеческий род. И тут оказывается, что этот скромник и ненавистник («мизантроп») людей одержим гордыней и мнит себя центром Вселенной, придавая частному судебному процессу значение великого события в жизни общества. В несдержанном Альцесте Мольер подмечает чрезмерную, выходящую за разумные пределы добродетель, которая превращается в крайность и граничит с противоположными ей свойствами. Из-за гордости и упрямой неуступчивости Альцест попадает в рискованные положения.

Альцест у Мольера представлен не только злым умником. Он еще и безумно влюбленный человек. Любовь не ослепляет Альцеста. И в этом отношении он не наивен. Он хорошо видит недостатки своей возлюбленной – Селимены, но не имеет сил справиться со своим чувством.

Так как Селимена, критикуя свет, остается все-таки внутри салонной культуры, не разрывает с ней, получается, что Альцест, отрицающий эту культуру, вступает в противоречие с собой: он должен бы ненавидеть и презирать Селимену, а он ее безумно любит. Принципы отношения к другим людям он не распространяет на себя и на Селимену. С непостижимой силой вопреки всему Альцест верит, что его любовь «исправит» Селимену, излечит ее от пороков общества. Если Альцесту не удается изменить мир, изменить всех, то он надеется, что хотя бы одно существо он избавит от недостатков. И потому слабость, в которой признается Альцест, на самом деле выражает всю силу его души: он стал бы несчастнейшим из людей, если бы отступился от своих взглядов и намерений. Он готов умереть, но не отказаться от своих убеждений. Он слишком горд, чтобы сдаться. И тут выясняется, что в сочетание «злой умник» Мольер вкладывает особый смысл. Мысли Альцеста вовсе не злы, а, напротив, благородны и возвышенны. Он действительно умен, и комедия не выявляет его пустоты. Содержание его взглядов не смешно, а Альцест, если иметь в виду смысл его речей, нисколько не смешон. И почему же тогда он выглядит сумасбродом и предстает в смешном свете? Почему умный человек, который понимает, что становится смешным, не может этого избежать и – иногда поневоле, а то и по собственной воле – попадает в смешное положение? И даже можно выразиться более решительно: не может не стать смешным?

Если речи Альцеста умны, то, следовательно, в том, что он смешон, виновато его поведение, форма, в которую облечено содержание его речей. Значит, слово «злой» в сочетании «злой умник» Мольер относил только к поведению Альцеста, к способам и приемам его общения с другими персонажами, с его нетерпимостью и невоздержанностью. Поведение Альцеста, его отношение к людям действительно не согласуется с поведением порядочного светского человека. Правила поведения светского человека в обществе были записаны в учебниках хорошего тона, которые выходили и во времена Мольера, и во времена Грибоедова. Альцест и Чацкий усвоили эти правила с детства, потому что с них начиналось воспитание дворянина в семье. К этому надо добавить, что правила светского поведения почти не изменились на протяжении столетий, разделяющих Грибоедова и Мольера. В учебниках XVII в. («Искусство нравиться при дворе», «Свойства порядочного человека», «Фортуна благородных людей») светский человек определялся сочетанием благовоспитанности с физическими и умственными достоинствами: он должен выглядеть изящно, хорошо танцевать, быть превосходным наездником и охотником, обладать ученостью, остроумием, умением поддерживать и вести беседу, почтительно обходиться с дамами, не упоминать о своих добрых качествах, но с готовностью хвалить чужие и не злословить ни о ком, оставляя пороки на совести их носителей. «Порядочный человек, – учили пособия по светскому воспитанию, – всегда излагает свои убеждения тем же тоном, что и свои сомнения, и никогда не возвышает голоса, чтобы получить преимущество перед теми, кто говорит не так громко. Ничего нет более отвратительного, чем проповедник в гостиной, благовествующий собственные слова и поучающий от собственного имени».

Если рассматривать Альцеста (и Чацкого) с точки зрения учебников по хорошему тону, то, конечно, он не может быть назван благовоспитанным человеком света. Но, может быть, он выглядит смешным именно потому, что нарушает нормы светского поведения? Отчасти это так, но и тут заключена не вся правда. Человек, нарушающий те или иные принятые нормы нравственности, выступает либо трагическим героем, либо преступником. Поскольку Альцест не преступник, то, следовательно, он трагический герой. Но трагический герой не может быть смешон. Значит, смешное – оборотная сторона трагедии, смешное должно быть не только формой поведения Альцеста, но и содержанием его характера. Форма поведения, избранная Альцестом, точнее, внутренне присущая ему, сросшаяся с его умом, с его душой, со всем его существом, оказывается глубоко содержательной. Она проистекает из тех свойств его натуры, которые повелевают Альцесту отвергать лесть и обличать порок, ненавидеть общество и презирать его. И тут следует вдуматься в противоречие, которое движет Альцестом: ненависть к порочному обществу совмещена с любовью к Селимене, которую Альцест должен бы презирать. Эта любовь многое объясняет: герой хватается за последнюю спасительную надежду – за любовь, за возможность благодаря любви «исправить» Селимену, перевоспитать ее душу. Не будь у Альцеста этой веры, он превратился бы в мрачного человеконенавистника, в скучного скептика и умника, которому чуждо добро. Однако Селимена «неисправима» так же, как и люди светского общества. Следовательно, Альцест при всем своем презрении к морали света еще и наивен. И это та неотъемлемая черта характера, которая иногда делает Альцеста смешным и ставит его в смешные положения. Следовательно, герой не только умен, но и наивен. Наивность, как известно, не только трогательна, но и смешна.

Читайте также:  Как проверяют зрение на шоферской комиссии

Смешно наблюдать, как умный человек неожиданно оказывается наивным, потому что ум, мудрость, казалось бы, несовместимы с наивностью. Однако сквозь смех в его наивности проступают ум и мудрость. Поэтому так трогает Альцест неизменностью своей любви к Селимене. Не надеясь переменить порочное и развращенное общество, он готов на поражение, на смерть, готов скрыться от всех ради сохранения честности и звания честного, не примирившегося с недостатками людей человека. Он готов

…уголок искать вдали от всех,

Где мог бы человек быть честным без помех!

Именно любовь оказывается тем состоянием, которое вполне совместимо с его характером и поведением, потому что в ней живут и сосуществуют крайности: чистота и безумие, искренность и неуступчивость, наивные уловки и нетерпимость. В случае с Альцестом видно, что, отстаивая свои убеждения, он различает только черные и белые тона. А это уже не только смешно, но и способно вызвать сострадание. Наивность становится чертой, сообщающей герою трогательность и трагичность.

Поскольку действительная жизнь предстает только в черных, а воображаемая – только в светлых тонах, то по этому признаку Альцест безошибочно узнается вечным юношей, который не желает взрослеть и расставаться с юностью, с ее жаром, пылом, с ее страстями, с ее свежестью восприятия мира, с горячностью, с нетерпимостью к порокам и всякому несовершенству, лицемерию, с ее неистовой, доходящей в правдолюбии до безумия и сумасбродства одержимостью.

Мольер, видимо, хотел примирить юношеский максимализм Альцеста с правилами хорошего тона. Но другие поколения читателей, зрителей, писателей и актеров несколько иначе поняли комедию «Мизантроп». Жан-Жак Руссо писал, что Альцест обличает людей не из ненависти к ним, а их любви к человечеству, желая, чтобы жизнь стала прекрасной и совершенной. Такой же точки зрения придерживался и И.А. Крылов, заинтересованный человеческим и литературным типом «мизантропа». Романтики увидели в Альцесте гонимого и терзаемого обществом гения, который выкрикивает свою боль. Уже в наше время Альцест воспринят яростным врагом всех форм лжи и всякого соглашательства.

Для уяснения сходного и различного между комедиями Мольера и Грибоедова существенно соотношение в обоих героях – Альцесте и Чацком – трагического и комического. Э. Золя сравнил Альцеста с Гамлетом. Чацкого тоже сопоставляли с героем трагедии Шекспира. Все это не случайно. Трагизм Альцеста и Чацкого обусловлен их конфликтом с настоящим и касается самых интимных, самых затаенных сторон души. Линия разрыва героев с современностью проходит через их сердца. Однако как раз в этом и заключено различие. Альцест противостоит духу нынешних, т. е. современных ему дней. Его идеал остался в прошлом. «Суровость доблести минувших поколений» несовместима с нравственной несостоятельностью нынешних «дней, привычек, стремлений». Альцест весь на стороне минувшего. Невозможность воплощения обещанного прошлой эпохой идеала – такова причина трагедии Альцеста.

Отношения Чацкого в комедии Грибоедова с прошлым и настоящим осложнены. С одной стороны, в сознании Чацкого резко сталкиваются национальное прошлое и новое, где предпочтение отдается нынешнему, а с другой – свое и чужое, иноземное, и тут предпочтения меняются: старинное, прошлое оказывается привлекательнее чужестранного нового. Но в целом Чацкий, в отличие от Альцеста, стоит за настоящее и отрицает устаревшие моральные нормы. Он видит идеал не в прошлом и даже не в настоящем (оно лишь ступень к более совершенному будущему), а в грядущем.

Таким образом, истоки трагического в комедиях и сходные (непримиримый конфликт с настоящим), и разные: для Альцеста идеал уже не воплощаем, а для Чацкогоеще не воплощен.

Тем не менее с полным правом можно сказать, что «Горе от ума» во многом наследует «Мизантроп» Мольера. Грибоедов идет вслед за французским драматургом в осмыслении самого типа молодого человека, находящегося в противоречии с обществом. Для построения комедии Грибоедову были нужны дисциплина классицизма, строгость и стройность формы.

Мизантроп. Кто это? Как с ним общаться или жить

Мы часто слышим слово «мизантроп» в качестве характеристики другого человека. При этом в большинстве случаев может показаться, что мизантропами называют хмурых и мрачных людей, которые от всей души ненавидят окружающих и вовсе не стремятся с ними наладить хоть какой-то контакт. Статья ниже, не более, чем попытка разобраться, мизантроп кто это такой?

Правда ли, что мизантроп – это человек, который не любит людей и предпочитает одиночество любой компании? Наконец, может ли мизантроп вызвать у вас симпатию и оказаться милейшим человеком при ближайшем рассмотрении?

Давайте разбираться вместе.

Мизантроп. Кто это?

Мизантропом действительно принято называть человека, который не любит остальное человечество. Еще раз. Мизантроп, это тот человек, который не любит других людей. В общей массе. Однако для некоторых представителей человечества мизантроп может сделать исключение. Так, если у вас вдруг намечаются отношения с мизантропом, вы нашли способ ему понравиться, то может оказаться так, что для вас он станет самым добрым, самым близким, самым искренним и самым желаемым человеком. Несмотря на всю ненависть и равнодушие мизантропа ко всем остальным людям.

Вам не помешает знать и о том, что существуют специальные медицинские тесты, которые позволяют выявить настоящего мизантропа. У некоторых людей, считающих себя мизантропами, подобное поведение является не более, чем защитной реакцией из-за невозможности или неумения пройти социальную адаптацию и подстроиться под конкретную жизненную ситуацию.

Злой ли человек мизантроп?

Мизантроп ненавидит людей или качества их характера?

Вряд ли стоит представлять мизантропа, как персонажа, готового схватить автомат и отправиться отстреливать сограждан, не откладывая это дело в долгий ящик.

(Справедливости ради отметим, что такие случаи все-таки встречаются, но это уже самая запущенная клиника).

Как правило, мизантроп ненавидит не какого-то конкретного человека или группу людей, а те отрицательные черты и недостатки, которые имеет большинство людей. В том числе и сам мизантроп. От подобных недостатков он и сам хотел бы избавиться, а пока ему приходится их стыдиться.

Мизантроп – это злой человек или не очень?

Многие полагают, что мизантроп – это злой человек, основной движущей эмоцией которого является ненависть к окружающим людям. Это глубокое заблуждение.

Мизантроп даже может быть душой компании. Основное его отличие от людей других психологических типов заключается в том, что искренних привязанностей к членам компании мизантроп не испытывает.

Мизантроп склонен к слишком утилитарному подходу к людям. Он может вести себя любезно с теми, кто по каким-то причинам нужен ему или может оказаться полезен.

Классическим примером мизантропа считается знаменитый доктор Хаус из одноименного фильма.
Посмотрите несколько серий знаменитого сериала, чтобы составить собственное представление о том, кто такой мизантроп. Возможно, у вас появятся какие-то идеи на тему того, как строить отношения с мизантропом.

Отношения с мизантропом. Как сохранить спокойствие и гармонию

Если случилось так, что у вас отношения с мизантропом, существует несколько простых «правил выживания» при общении с таким человеком.

Вам важно помнить, что мизантроп может не любить человечество в целом, но не отдельных его представителей. Раз уж вы оказались рядом с ним, значит, в вас есть черты, не вызывающие неприятия мизантропа.

Помните и о том, что мизантропу жизненно необходимо какое-то количество времени оставаться наедине с собой. Дайте ему такую возможность.

Как выстраивать отношения с мизантропом

Каждому человеку требуется личное время и пространство, но случае с мизантропом – времени требуется больше. Пусть ваш мизантроп имеет возможность побыть в одиночестве несколько суток подряд. Вот увидите, он станет относиться к вам с бОльшим уважением, когда поймет, что вы оставляете ему это право.

Правда, с точки зрения самого мизантропа приведенный выше совет может оказаться полной ерундой.
Если вы пропали из его поля зрения, а потом появились снова, возможно, во время вашего отсутствия он уже принял решение, что вы ему тоже не нужны, как и большинство представителей человечества. Так что вам придется действовать по обстоятельствам.

С мизантропом очень часто работает прием «изображая жертву». Противостояние в общении приведет лишь к обострению конфронтации, а вот если вам удастся вызвать у мизантропа жалость, его сердце дрогнет.

Мизантропу, как никому другому требуется проявлять заботу о живых существах. Отлично, если таким живым существом будет не человек, чтобы не давать мизантропу лишних поводов для раздражения. В общем, купите мизантропу кошку или собаку, чтобы он мог проявлять заботу о домашнем питомце.
Любопытно, но практически нигде вы не найдете четкой и подробной инструкции, как вести себя с мизантропом. Да и откуда ей взяться, если мизантроп не горит желанием с кем-либо общаться, а в результате люди других психологических типов также стараются ограничить или прекратить общение с мизантропом.

К общим рекомендациям при отношениях с мизантропом, относятся:

  • вам нужно завоевать доверие мизантропа;
  • не будьте навязчивы;
  • старайтесь не нервировать мизантропа, если хотите добиться гармонии в отношении с ним.

Вы можете взять эти рекомендации на вооружение, но лучше всего руководствоваться личным опытом при общении с мизантропом, если вы хотите сохранить и развивать отношения с ним.

Мизантроп и мизантропия: определение типа личности

Разбираемся, кто такой мизантроп и что такое мизантропия.

В современном мире всё чаще можно встретить человека, который называет себя МИЗАНТРОПОМ. Многие книги и фильмы выбирают в качестве главных героев именно такой тип личности.

В чем причина популяризации и в каком контексте будет верно употребление этого понятия? Предлагаем детально разобраться в этом.

Кто такой мизантроп, и что такое мизантропия?

Углубляясь в корни, слово мизантропия происходит от греческих «мизос» — ненависть и «антропос» — человек, т.е. буквальный перевод – «человеконенавистничество», нелюбовь к человечеству в целом и отдельно к людям.

Исходя из этого, мизантроп – это человек, который не любит людей, ненавидит и презирает общество, часто противопоставляя себя ему. Ученые, психологи утверждают, что на практике, данное определение является не достаточно верным. Встретить человека, который глобально ненавидит людей и человечество в целом, практически нереально. Если такой случай и встречается, то он объясняется серьезным психологическим заболеванием. Мизантропия, в свою очередь, не является психическим отклонением.

В частых случаях, у мизантропа есть один или несколько человек, которых он любит, и которым он доверяет. Попадают в этот узкий круг только после тщательного отбора. К остальному обществу он испытывает устойчивое негативное чувство.

Таким образом, мизантропия не есть человеконенавистничество в его прямом понимании. Это критичное отношение к людям, которое имеет свои границы и не является тотальным.

Мизантроп крайне редко находится в большой компании. Может проявлять индивидуализм в резкой, критичной форме.
Основными признаками мизантропии могут быть:

  • поиск подвоха и провокации в каждом действии окружения;
  • недоверие к людям;
  • нежелание проводить встречи в публичных местах (предпочтительней выставка или сквер в парке);
  • охотнее будет писать сообщения, нежели отвечать на телефонные звонки;
  • нежелание первым начинать разговор (молчание не вызывает неловкости).

О мизантропии можно говорить не только в контексте ненависти к миру, но и в смысле отшельничества, нелюдимости, а также высоких требованиях к окружающим.

Классическое понимание этого термина, пришло в обиход культуры после появления на свет пьесы Мольера «Мизантроп». Именно в этом произведении, автор наиболее объективно трактует понятия мизантропии, показывает переживание главного героя, его отношение к миру и к людям.

Очень часто, когда говорят об отрицательном отношении к обществу, мизантропов путают с социофобами или антропофобами. Социофоб – человек, который боится общества, а Антропофоб – челочек, который боится людей. И первый и второй случаи являются психическими отклонениями, которые решаются с помощью специалистов.

Мизантропия, как указывалось ранее, не болезнь, а качество характера, иногда, личный выбор человека. Однако, это качество, может быть сопутствующей особенностью при возникновении психиатрических заболеваний и оказывать влияние на их течение.

Сложность в характере мизантропа не помешает ему построить счастливую семью или добиться успеха. Это будет возможно только в том случае, если он сумеет найти гармонию собой и внешним миром. Среди мизантропов множество известных личностей, которые оставили весомый след в истории и культуре. Так, Ницше, при всем его презрении к морали, религии, является, до сих пор, читаемым во всем мире.

Читайте также:  Коммуникация с точки зрения протекания процесса характеризуется

Артур Шопенгауэр высказывался о ненависти к миру, но при этом он один из самых известных мыслителей в истории. Есть и негативные примеры мизантропов. Создание лучшего человечества путем очищения репрессиями – идеи Адольфа Гитлера, которые являются ярким примером мизантропии.

Причины мизантропии

Причины мизантропии могут быть разные. Но можно выделить два основных фактора, которые влияют на формирования этой особенности.

Первый фактор – тяжелое детство

С самых ранних лет человек не видел ничего доброго, хорошего, не чувствовал любви. Обычно, это дети из неблагополучных семей. В силу обстоятельств формируется стойкое негативное отношение к миру. Эти люди уверены, что везде подвох и, по-другому, быть не может.

Второй фактор – особенная чувствительность характера и обостренное чувство справедливости

Тонкая душевная организация таких личностей будет стремиться к идеалу и, разочаровываться, не найдя его. Также, чувствительные люди редко отличаются стрессоустойчивостью. Постоянный переизбыток общения с разными людьми может негативно отразится на личности.

Ярким примером может послужить всем известная фраза поэта из Германии Генриха Гейне: «Чем больше знаю я людей, тем больше нравятся мне звери.». Так же, причиной предрасположенности к мизантропии, могут быть внутренние комплексы, низкая самооценка, неуверенность в себе.

В каком возрасте проявляется внутренний мизантроп?

Как утверждают ученые и психологи, обычно, мизантропия возникает с подросткового возраста. В тот момент, когда у ребенка просыпается их собственное «я». Появляется способность к мировоззрению, рефлексии и критичному мышлению.

Когда у маленького человека начинает появляться отношение к действительности, к людям, он начинает осознавать, что мир и люди могут быть не всегда дружелюбны, могут быть лицемерны и несправедливы. Будучи еще маленьким человеком, но которому присуще обостренное чувство правды и справедливости, он может узнать в себе мизантропа.

Политика, войны, множество негативных фильмов про смерти, подлость и предательство – всё это еще больше усугубляют ситуацию и провоцируют появление мизантропов.

Типы мизантропов

1. Ожесточённая личность, которая проявляет свою ненависть ко всему миру

Такой тип мизантропов, видя только худшую сторону мира, считает, что человечество не изменится и лучшим решением проблемы будет полностью избегать общения. Иногда они выбирают критический путь и становятся затворниками, отшельниками.

2. Борец за справедливость

Это мизантроп-идеалист, который в глубине души любит этот мир, и мечтает, чтобы он стал лучше. Такой тип, является сторонником всяческих реформ.

Он тяжело переживает любые человеческие несправедливости. Жестокое отношение к животным, ухудшение экологии, матерные слова при детях, разбросанный мусор – все это остро воспринимается мизантропом. Как следствие – резкое категоричное отношение к определенным личностям, но не к миру в целом.

Мизантроп — это человек, ненавидящий людей, чуждающийся их.

Мизантроп и особенности его характера не оставляют равнодушным никого. Этих людей можно ненавидеть, но и можно ими восхищаться. Магнетизм и неоднозначность характера такого человека приковывает внимание.

Эту черту используют авторы в своих произведениях, беря за основу главного героя — мизантропа. Вспомните Печорина из «Герой нашего времени», Шерлока Холмса или современного доктора Быкова из сериала «Интерны». Согласитесь, этих персонажей нельзя назвать абсолютными положительными героями, но они захватывают наше внимание своей уникальностью, которая, порой, граничит с безумностью.

В рамках этой статьи мы выяснили, что мизантроп — это человек, который не любит людей. Но так ли это на самом деле?

Оглянитесь вокруг, возможно, за маской человека, который вам несимпатичен скрывается личность, которая искренне любит этот мир, но в силу обостренного чувства правды, просто не может смириться с его несправедливостью? Как вы считаете? Поделитесь с нами своим мнением.

Обновлена: 20.11.2018, 13:23 Количество слов: 1002 Время на чтение: 5 мин.
Распечатать ?
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 44 180 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 2 комментария и уже оценили статью 58 раз!

Гуманист для мизантропа с точки зрения лингвистики

Мизантроп — человек, который избегает общества людей, нелюдим, страдает или наоборот наслаждается человеконенавистничеством (мизантропией). Данная склонность может являться основой жизненной философии. Слово получило особое распространение после комедии Мольера «Мизантроп». Противоположность — филантроп.

Мизантропия обычно неправильно истолковывается как индивидуализированная ненависть ко всем людям. Из-за этого термин часто ошибочно наделяется отрицательными коннотативными смыслами. Хотя мизантропы и проявляют общую неприязнь к человечеству в целом, но они, как правило, поддерживают нормальные отношения с определёнными конкретными людьми, но количество таких людей обязательно будет ограниченным. Для мизантропов типичен тщательный выбор тех, с кем общаться и дружить. Здесь антипатия мизантропа проявляется особенно хорошо, поскольку для них характерно презрение к распространённым человеческим ошибкам и слабостям, в том числе и к своим собственным.

Мизантропия может быть мотивирована чувством изоляции и социального отчуждения или просто презрением к характерным чертам, присущим большей части человечества. Определение мизантропического склада личности на практике бывает трудным: во-первых, возможна её коррекция, в том числе из-за осознания социальной непрестижности. Равным образом маска мизантропа может быть приёмом защитного поведения, социальной мимикрии, цель которой — максимальная блокада социально-коммуникативных связей [источник не указан 219 дней] .

Известные мизантропы

  • Артур Шопенгауэр[источник не указан 31 день] ;
  • Фридрих Ницше[источник не указан 31 день] ;
  • Шарль-Валантен Алькан[1][2] ;
  • Амброз Бирс[3]
  • Александр Гордон[4] ;
  • Егор Летов[5] ;
  • Михаэль Ханеке[6] [неавторитетный источник?] ;
  • Билл Мюррей[7] ;
  • Стивен Патрик Моррисси[8] ;
  • Трент Резнор[9] [неавторитетный источник?] ;
  • Мишель Уэльбек[10] ;

В массовой культуре

В кино и на телевидении

В литературе

Джонатан Свифт высмеивал человечество. Особенно ярко он сделал это в главной книге своей жизни — «Путешествия Гулливера». Свифт не ненавидел человечество (хотя за ним закрепилась такая слава), но считал, что если человеку дать полную свободу, то рано или поздно он скатится до скотского состояния йеху [14] . Похожие идеи были и у Маркиза де Сада, который показал всю животную сущность человека, не ограниченного законом и моралью [15] [16] .

В комиксах

  • Джон Константин (Комиксы «Hellblazer», а также экранизация комиксов — фильм «Константин: Повелитель тьмы») [17][18] .

Примечания

  1. Из письма Фердинанду Хиллеру, 1861.
  2. The piano-music of Charles-Valentin Alkan
  3. Американский мизантроп «Амброз Бирс» Роя Морриса
  4. Труд: Александр Гордон: «На Семейном Фронте У Меня Переменная Облачность»
  5. Я — мизантроп, мне «импонируют» животные / Егор Летов «Я не верю в анархию» | Гражданская Оборона — официальный сайт группы
  6. Маргарита Кривченко. Искусство расширенного сознания
  7. Интервью с Биллом Мюрреем — MAXIMonline.ru
  8. Главный рок-крунер Британии споет в Москве
  9. Радио Текс
  10. Издательство Иностранка и Колибри — Рецензии: Пять главных переводных романов 2006 года Время новостей, № 239 (26.12.06)
  11. Газета. Ru — Кто такие Ктулху, Медвед и человекоподобные роботы
  12. Доктор Хаус уходит на пенсию
  13. Сериал «Доктор Хаус» «House M.D.» — Телепрограмма, синопсис, фотографии, трейлеры, рецензии — ТВ-Афиша
  14. Джонатан Свифт. Исторические личности
  15. Ерофеев В. Маркиз де Сад, садизм и XX век — электронная библиотека современной философии
  16. Философия маркиза де Сада
  17. Константин: повелитель тьмы — отзывы, видео, фото, когда смотреть по ТВ — Телегид АКАДО
  18. ЧАС — «Константин» (Constantine)

Литература

  • Friedrich-Karl Praetorius: Reisebuch für den Menschenfeind. Die Freuden der Misanthrophie. Frankfurt am Main: Suhrkamp 1993. ISBN 3-518-38703-0. (нем.)
  • Bernhard Sorg: Der Künstler als Misanthrop. Zur Genealogie einer Vorstellung. Tübingen: Niemeyer 1989 ISBN 3-484-32051-6 (zur Misanthropie als Motiv bei Shakespeare, Molière, Thomas Bernhard, Friedrich Schiller und Arno Schm >(нем.)

Для улучшения этой статьи по психологии желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Мизантропия» в других словарях:

МИЗАНТРОПИЯ — (греч. от miseo ненавижу, и anthropos человек). Ненависть к людям, человеконенавистничество. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИЗАНТРОПИЯ греч. misanthropia, от miseo, ненавижу, и anthropos, человек … Словарь иностранных слов русского языка

мизантропия — отчужденность, неприязнь, человеконенавистничество, ненависть. Ant. филантропия, человеколюбие Словарь русских синонимов. мизантропия см. человеконенавистничество … Словарь синонимов

мизантропия — и, ж. misanthropie f. < misathropia <гр. miseo ненавижу + anthropos человек. Ненависть к людям, отчуждение от них. БАС 1. Мизантропия уже покрывает мое чело. Бибиков Письма 104. // Сл. 18. Передставь себе, что до моей пустыни не доходит ни… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

мизантропия — (неправильно мизантропия) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Мизантропия — Мизантропия ♦ Misanthropie Ненависть или презрение к человечеству со стороны того, кто сам является его частью. Поэтому мизантропия менее предосудительна, чем просто ненависть, направленная исключительно на внешний объект (например,… … Философский словарь Спонвиля

МИЗАНТРОПИЯ — (греческое misanthropia), нелюбовь к людям, человеконенавистничество … Современная энциклопедия

МИЗАНТРОПИЯ — (греч. misanthropia) нелюбовь к людям, человеконенавистничество … Большой Энциклопедический словарь

МИЗАНТРОПИЯ — МИЗАНТРОПИЯ, мизантропии, мн. нет, жен. (греч. misanthropia) (книжн.). Ненависть к людям, человеконенавистничество. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИЗАНТРОПИЯ — МИЗАНТРОПИЯ, и, жен. (книжн.). Нелюбовь, ненависть к людям, отчуждение от них. | прил. мизантропический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

МИЗАНТРОПИЯ — МИЗАНТРОПИЯ, нелюбовь к людям, человеконенавистничество, своеобразная аффективная установка, вытекающая у одних из соответствующего пессимистического мировоззрения, а у других из пат. особенностей характера, нередко углубленных и усиленных… … Большая медицинская энциклопедия

Мизантропия — (греческое misanthropia), нелюбовь к людям, человеконенавистничество. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мизантропия Мизантроп

Человеконенавистничество — медленное самоубийство.

Решил лежать в постели до полудня. Может, к тому времени половина мира

вымрет и переносить оставшуюся будет вполовину противней.

Но он ужасный мизантроп,
Ворчлив, упрям и твердолоб.
Одно уже людское имя
Рождает злобу в нелюдиме.

Мизантропия как качество личности – склонность ненавидеть, презирать людей, толпу, отчуждаться от них; проявлять неприятие, человеконенавистничество.

Размышления мизантропа: Все люди делятся на три категории: те, кого я не перевариваю, те, кого я перевариваю, и те, кого я уже переварил.

В кабинете психоаналитика: — Послушай, меня все ненавидят… Может быть, хоть ты скажешь, отчего, мерзкий старикашка?

Мизантропия – способность, избегая людей, наслаждаться человеконенавистничеством, презирать распространенные человеческие ошибки и слабости. В отличие от человечности – способности бережно, сострадательно, заботливо и ответственно относиться к другим людям; воспринимать других людей как своих родных и близких; проявлять ярко выраженную склонность к человеколюбию, мизантропия, испытывая чувство изоляции и социального отчуждения, презирает характерные черты, присущие большинству человечества. Она не терпима к стереотипам поведения, стадному инстинкту толпы.

Мизантропия часто ограничивается ненавистью к кодле, к толпе, к ее низменным качествам. Трудно обнаружить в этом что-то негативное. Игорь Губерман пишет:

И мерзко, и гнусно, и подло,

И страх, что заразишься свинством,

А быдло сбивается в кодло

И счастливо скотским единством.

Мизантропия может быть мотивирована эмоциональным выгоранием от межличностного общения. Мамин – Сибиряк в «Имениннике» пишет: «Прасковья Львовна постоянно ошибалась в людях, и с годами каждая новая ошибка отдавалась в ее душе все больней, развивая мизантропию».

Не обязательно, чтобы мизантроп ненавидел весь род людской. Это частный случай. Мизантроп в состоянии поддерживать и развивать отношения с людьми, но не часто и круг таких людей ограничен. То есть он крайне разборчив к выбору своего окружения.

Бестактность, неделикатность, фамильярность и панибратство вызывают у него тошноту. Мизантроп – мастер держать необходимую дистанцию, близкую к холодности и отчуждению, но с людьми, прошедшими его тщательный отбор, он способен установить нормальные во всех смыслах отношения.

Как правило, мизантроп – «шатун – одиночка», «хмырь болотный», ведущий уединенный образ жизни. Удовольствия и прелести социальной жизни не для него. В ней он не видит большого проку. Некоторые психологи считают, что мизантроп — идеалист, борец за справедливость. Истребление редких видов животных, политическая грызня, загрязнение экологии, рассыпанные по автобусной остановке окурки, разбитые на природе бутылки, курение в общественных местах – все это царапает мизантропу сердце. В местах скопления народа он начинает нервничать: «Они громко говорят, матерятся при детях, устраивают «семейные сцены», не смотрят, куда идут, ковыряются в носу (о, Боже!), они ведут себя, как стадо!».

Читайте также:  Как определяют зрение по таблице сивцева

Михаил Лапин в стихотворении «Мизантроп» пишет:

Я живу как живу – не осталось азарта
Вот опять наступило вчерашнее завтра
Лень расписывать в лицах, словах и поступках
Не убудет от слов изобилья в ублюдках
Не хочу, не могу, без обид, не желаю
Больше рад я ей богу, собачьему лаю
Серо-желтым морщинам у штор на гардине
Мотыльку за окном, паучку в паутине
Мизантроп – это человек, разочаровавшийся в человечестве или человеческой природе. Слово «мизантроп» получило особое распространение после одноименной комедии Мольера. Происходит слово от греческого μῖσος ( misos , «ненависть») и ἄνθρωπος ( Антропос «, мужчина, человек»). Философ-киник Диоген Синопский был известным мизантропом. Он отличался презрением к людям и питал уважение к животным, таким как мыши и собаки, Диоген посвятил свою жизнь доказательству того, что нормы и обычаи, которым следует большинство людей, на самом деле бесполезны для достижения истинного счастья.

Причинами развития мизантропии как качества личности может стать гордыня в таких ее формах как гонор, спесь, высокомерие, надменность, чванливость, тщеславие. Человек, впавший в депрессию, по определению недружелюбно смотрит на мир, то есть депрессия может стать причиной мизантропии. Переизбыток общения, пустословие тоже могут внести свой вклад в развитие данного качества личности. К волонтерам мизантропии также можно отнести проблемы принятия себя, закомплексованность, чрезмерную эмоциональную чувствительность, чувство собственной важности и значимости.

Олицетворением мизантропа был философ Артур Шопенгауэр. Его манифест мизантропа выглядел бы так:

• «Чего не должен знать твой враг, того не говори своему другу»
• «На все наши личные дела следует смотреть как на тайны; надо оставаться совершенно неизвестным для своих знакомых… осведомленность их в невиннейших вопросах может когда-нибудь при случае оказаться для нас весьма невыгодной»
• «Ни любить, ни ненавидеть» – такова первая половина житейской мудрости; вторая ее половина: «Ничего не говорить и никому не верить»
• «Недоверие – мать спокойствия»
(излюбленная французская поговорка).
• «Забыть какую-либо скверную черту человека – это все равно, что выбросить трудом добытые деньги. Таким образом мы избежим глупой доверчивости и неразумной дружбы»
• «В жизни превосходство может быть приобретено лишь тем, что человек ни в каком отношении не будет нуждаться в других и открыто станет показывать это»
• «Чем меньше уважаешь других, тем больше они будут уважать тебя»
• «Если среди нас есть человек действительно выдающихся достоинств, то не полагается говорить ему этого, словно это какое-то преступление»
• «Лучше позволить людям быть тем, что они есть, чем принимать их за тех, кем они не являются»
• «Злобу или ненависть нельзя обнаружить иначе, как действием… Ядовитыми бывают лишь животные, имеющие холодную кровь»
• «Немного вежливости и дружелюбия способны сделать людей уступчивыми и услужливыми. Таким образом, вежливость для человека то же, что для воска тепло».

Мизантроп опасается людей, не доверяет им, но внешне это выглядит как ненависть. Он считает, что вокруг одна ложь и провокация. Тот, кто хочет произвести на него благоприятное впечатление, сразу попадает в черный список. В его поведении мизантроп выискивает признаки большого подвоха. Не верь, не бойся, не проси – это его психологическая установка. Недоверие к людям – основа мизантропии. Оно, в свою очередь, стоит на платформе презрения к ним. Мизантроп полагает, что люди всегда мотивированы низменными помыслами, сводящимися к «исть», «есть», «асть» и «ысть». То есть – ненависть, месть, страсть и корысть.

Английский писатель Мэтью Грегори Льюис в романе «Монах» ярко описывает «красоту» жизни мизантропа: «Человек рожден для общества. Как ни далек он от мира, он не способен совсем его забыть, а быть забытым миром для него не менее невыносимо. Исполнясь отвращения к греховности и глупости рода людского, мизантроп бежит его. Он решает стать отшельником и погребает себя в пещере на склоне какой-нибудь мрачной горы. Пока ненависть жжет ему грудь, возможно, он находит удовлетворение в своем одиночестве, но когда страсти охладятся, когда время смягчит его печали и исцелит старые раны, думаешь ли ты, что спутницей его станет безмятежная радость? Нет, Росарио, о нет! Более не укрепляемый силой своих страстей, он начинает сознавать однообразие своего существования, и сердце его преисполняется тягостной скукой. Он смотрит вокруг себя и убеждается, что остался совсем один во вселенной. Любовь к обществу воскресает в его груди, он тоскует по миру, который покинул. Природа утрачивает в его глазах все свое очарование. Ведь ему указать на ее красоты некому, никто не разделяет с ним восхищения перед ее прелестями и разнообразием. Опустившись на обломок скалы, он созерцает водопад рассеянным взором. Он равнодушно смотрит на великолепие заходящего солнца. Вечером он медлит с возвращением в свою келью, ибо никто не ожидает его там. Одинокая невкусная трапеза не доставляет ему удовольствия. Он бросается на постель из мха унылый и расстроенный, а просыпается для того лишь, чтобы провести день такой же безрадостный и однообразный, как предыдущий».

Оп, Мизантроп! Кто он?

Чтобы узнать, кто такой мизантроп необходимо углубиться в историю. Слово состоит из двух частей: «мизос» и «антропос». Первая часть с греческого языка переводится как «ненависть», а вторая – люди. Дословно фраза обозначает ненависть к людям.

Мизантроп представляет собой человека, который ненавидит и презирает других людей. Часто он может противопоставлять себя обществу. Психологи утверждают, что эта персона не является ярым человеконенавистником, который полностью избегает общества других людей. Дело в том, что встретить такую личность в реальной жизни бывает очень сложно. Если вы встретили человека, который в глобальном смысле ненавидит весь мир и людей в нем, то скорее всего, это психически больной человек, который требует серьезного лечения. Мизантроп не испытывает такой пылкой ненависти к человечеству, поэтому обозначение не совсем верное, ведь терапия в таком случае не требуется.

Мизантроп не питает ненависти к отдельным людям. Этот человек в целом презирает общество, которое сбивается в группы, следует глупым и устарелым правилам. Огромное раздражение может вызывать бездейственность толпы, их стадные инстинкты, глупость, безответственность.

Мизантроп думает, что народ следует устаревшим моральным нормам, отказываясь принимать что-то новое, лучшее. Но у него найдется несколько людей, которых он выделяет из общей серой массы. Чтобы подружиться с таким человеком, нужно постараться доказать свою самостоятельность и индивидуальность. Общество при этом мизантроп искренне ненавидит. Но такой человек не мыслит критически, он достаточно умный и прогрессивный и умеет получить уважение окружающих.

Не нужно мизантропа путать с социофобом. Это понятие является медицинским и обозначает сильный страх перед обществом. Такой человек не может себя контролировать в социуме, так как панически его боится. Это диагноз, который требует лечения.

Мизантропия является особенностью мышления. Такая личность не испытывает никаких страхов. Он избирательно выбирает людей для общения, пренебрегая определенным типом, не любит больших и шумных компаний. Он может достаточно резко и критично быть настроенным против толпы.

Австралийская писательница Мария фон Эбнер-Эшенбах утверждала, что даже самому суровому мизантропу нужна компания, чтобы было кого презирать. И с этим утверждением трудно поспорить.

Признаки мизантропии

Нужно разобраться, как появляются мизантропы. Возможно, они таковыми рождаются. А может это результат обстоятельств? Такая философия, скорее всего, приходит к человеку вместе с жизненным опытом. Однажды человек разочаровывается в людях и обществе, поэтому его взгляды становятся более жестокими. Такая циничность характеризует действительно ранимых людей.

1 Подозрение к людям;

2 Недоверие к социуму, постоянное ожидание обмана;

3 Минимизация времяпрепровождения в общественных местах;

4 Позиционирование своей точки зрения и постоянная демонстрация нелюбви к обществу;

5 Противопоставление толпе в критическом мышлении;

6 Мизантроп находится в восторге от своей философии мышления, он старается ко всем донести, что не любит людей;

7 Неуважение ко всем окружающим, даже если они ничего криминального не делали.

Причины мизантропии

Такой образ мышления характерен для умных и образованных людей. Нередко к философии приходят с возрастом. Человек чувствует свое умственное превосходство перед обществом, поэтому не стесняется этого демонстрировать. Мизантроп необязательно ко всем окружающим будет относиться с пренебрежением. Он понимает, что каждый человек обладает своим интеллектуальным потенциалом. Никто же не презирает животных за их умственные способности. Но мизантроп не станет тратить время на пустые беседы со среднестатистическими личностями. Они так увлечены бытовой жизнью, дурацкими проблемами, мелкими целями, что человеконенавистнику скучно в такой компании. Он постарается оградить себя от того информационного мусора, который несет толпа.

Иногда мизантропия может наблюдаться у гениальных личностей. Это своеобразная ответная реакция на отношение к ним общества. Одаренные люди часто страдают из-за непринятия их толпой. Они могут терпеть издевательства и насмешки. В какой-то момент гений понимает, что он лучше своего окружения и решает возвыситься над ними.

Часто причиной мизантропии становится идеализм. Люди начинают разочаровываться в идеальном мире. В их голове была иная картинка, а когда все оказывается иначе, то приходит глубокая депрессивная печаль, которая сменяется ненавистью и злостью. Человек не согласен мириться с недостатками мира, которые встречает каждый день. Обычно такие мизантропы очень ранимые. Они достаточно чуткие, поэтому искренне переживают, что в жизни так много зла. Их действия могут быть направлены на исправление ситуации. Но когда они понимают, что ничего сделать не могут, то начинают сильно обижаться на социум.

Характеристика мизантропа

Поведение мизантропа характеризуется определенными признаками. Они могут проявляться по-разному. Все зависит от человеческого фактора.

Чем обусловлено поведение мизантропа:

1 Частыми депрессиями. Постоянная раздраженность собой и своей жизнью отражается и на окружающих.

2 Негативным опытом. Это может быть воспитание, детские травмы или любые ситуации, которые продемонстрировали негативный социальный опыт.

3 Генетической предрасположенностью. Некоторые люди от природы обладают такими качествами характера, как надменность, заносчивость и другими.

4 Психологическими отклонениями. Нередко мизантропия является симптомом серьезных заболеваний.

5 Низкой самооценкой. Часто недовольство собой в комплексе с повышенной чувствительностью может проявляться в ненависти к окружающему миру. Насмехаясь над другими человек самоутверждается.

6 Усталостью от людей. Иногда общения в жизни бывает слишком много. Избыток пустой болтовни порождает мизантропию.

Известные мизантропы

Когда человек живет в гармонии с собой и окружающим миром, то не имеет значения, какой философии он придерживается. Важно помнить, что мизантропия – это особенность личности. Эти люди спокойно строят семьи, заводят друзей, общаются с коллегами. Они могут достигать больших карьерных высот в профессиях, которые не требуют большой коммуникации. Многие известные мизантропы были философами. Они здраво рассуждали об окружающем мире, что и делало их теории достаточно интересными.

Артур Шопенгауэр был мизантропом, но его философия не теряет актуальности.

Жан Жак Руссо не испытывал приязни к людям, но его работы уважают во всем мире.

Ницше был атеистом, он отвергал все общепринятые принципы морали, но был гениальным философом и писателем.

В уединении нуждались много известных людей. Благодаря этому создавались гениальные творения, а наука продвигалась вперед. Так Чайковский написал чудесные симфонии, а Пржевальский больше изучал животных. Некоторые актеры тоже является мизантропами. К ним относится Билл Мюррей. Возможно, именно эта особенность подкрепила его талант.

Мизантропия может негативно отражаться на человеке и его целях. Хорошо, когда он свою ненависть к обществу интерпретирует в творчество, а не против самих людей. Так Адольф Гитлер являлся наиболее кровожадным мизантропом. Он стремился создать новую расу, уничтожая людей по национальному признаку. Аналогичным тираном является и Сталин.

Мизантропы никого не оставят равнодушным. Некоторые восхищаются этими людьми. Они часто умны, эрудированы, имеют прекрасное чувство юмора, тонкую душевную организацию. Это настоящие эстеты и романтики. Но их можно и ненавидеть, ведь они надменные и презирают любую мораль и привычный уклад жизни. Некоторые писатели и сценаристы наделяли своих персонажей такой особенностью характера, таких как доктор Хаус и Шерлок Холмс.

Такое мышление поддается коррекции. К тому же оно может проявляться по-разному. Не нужно сразу бежать от мизантропа, его внутренний мир достаточно разнообразный и многогранный.

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6359644/page:45/
  • http://finemagazin.ru/relation/mizantrop-kto-eto.html
  • http://psymod.ru/tipy-lyudey/2371-mizantrop-kto-eto.html
  • http://3dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/17288
  • http://podskazki.info/mizantropiya/
  • http://pressmed.ru/mizantrop-kto-on/