Формально-юридические аспекты понятия государства и права.
Благие пожелания государству должны получить надлежащую позитивацию.
Государство в этой связи приобретает характер совокупности институциональных и процессуальных гарантий прав и свобод человека в обществе.
Либертарная школа выработала специально-юридическую концепцию государства.
Такая концепция утверждает, что существует два идеальных типа государства˸
* Тип правового государства,
* Тип полицейского государства.
Правовое государство представляется в качестве развитой формы государственности, полицейское — недостаточно развитой.
Выделяется три компонента правовой государственности˸
Собственно правовой компонент означает, что правовое государство связано естественными и неотчуждаемыми правами человека и гражданина. Данные права — цель деятельности государства.
Естественные и неотчуждаемые права человека — это минимум прав, которыми обладает каждый индивид и которыми он не может поступиться, будучи членом сообщества.
Максимальная мера свободы человека определяется свободой других людей.
* Каким-то образом разрешать споры и конфликты (либо сугубо силовым, нарушая права и свободы, либо правовым-на базе принципа формального равенства).
* Образовать какой-либо орган, который был бы равноудален от спорящих сторон, кем бы они ни были, и решал эти споры. Таким образом, в обществе должно сформироваться правосудие.
* Некоторые общие правила поведения в той сфере, в которой они необходимы для того, чтобы люди действовали как единое сообщество. Помимо этого необходимо создать единый способ разработки этих правил поведения.
* Иметь некое представительское учреждение, которое устанавливало бы общие нормы поведения.
* Иметь некоторую силу, которая способна обеспечить исполнение решений законодательной и судебной власти. Речь идет об исполнительной власти, то есть об институционализированном правовом насилии.
Три ветви власти должны быть обособлены друг от друга.
Применение насилие должно быть отделено от установления этого насилия.
Формально-юридический компонент предполагает, что права и свободы должны получить максимально возможно полную позитивацию.
Институциональный компонент, по сути, является самим государством. Таким образом имеется в виду сам аппарат власти, то есть совокупность государственных органов. Государство должно быть организовано определенным образом, только тогда оно будет способно выполнять свою функцию по охране прав и свобод.
Типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы. Критерий – специфика различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства. Древний мир &. [читать подробнее].
Понятие государства. Многообразие подходов к определению понятия государства
Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.Признаки государства:1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;2) населения, на ней проживающего;3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной. Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.);4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д.);6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.
Разнообразие подходов к понятию и определению государства.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д. Многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства, как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти». Ссылаясь на это определение, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством). Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство— это — есть машина для поддержания господства одного класса над другим». Обе формулировки были широко распространены и в науке. Но эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, эти определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.
С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть. Государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — это качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы, это суверенная универсальная политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны Теория государства и права. В современной учебной литературе государство обычно определяется политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Дата добавления: 2016-10-23 ; просмотров: 2900 | Нарушение авторских прав
Понятие и основные подходы к пониманию государства.
Государство издревле являлось предметом научных теорий, исследований. Например, Платон рассматривал его как высшую форму выражения мира идей, т. е. идеального, в реальной жизни. Аристотель считал государство высшей формой человеческого общения, охватывающей собой все другие формы. Цицерон определял государство как «дело народа».
В средние века получили распространение теологические концепции государства, которые трактовали последнее как божественное установление, продукт божественной воли.
Основоположником термина «государство» считается Н. Макиавелли. Он указывал, что государство— это политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных. Макиавелли отошел от представления о государстве как вечном и неизменном институте и рассматривал его с позиций соотношения социальных сил. В науке государство определялось как «правовое управление семействами» (Ж.Воден), «общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» (Д. Локк), «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. фон Моль).
Многочисленные подходы к понятию государства можно объединить в несколько направлений.
1.Теологический подход исходит из божественного происхождения государства. Целью власти является не преимущества правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были.
Другой разновидностью теологического подхода является мусульманское учение, согласно которого глава государства халиф – наследник пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране.
2. Классический подход (иногда его называют арифметическим). Государство в данном случае понимается как совокупность трех элементов — власти, территории и населения. При этом решающее значение придается государственной власти (Н. Аретин).
3. Юридический подход. Представители данного подхода указывали, что государство — это особое юридическое лицо, особая корпорация, выражающая общую волю граждан (Г. Еллинек, Ж.-П. Эсмен, В. Орландо).
4. Нормативистский подход. Его наиболее известный представитель Г. Кельзен считал, что государство — это определенный правовой порядок. Правопорядок государства в отличие от других правопорядков Кельзен называл централизованным.
5.Институциональный подход. Государство понимается как одна из институций (образований) наряду с семьей, церковью и т.д. Своеобразие государства состоит в том, что оно — инструмент достижения равновесия частных и публичных интересов (М. Ориу, А. Геленц).
6. Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).
7. Либеральный подход еще называют концепцией «государства — ночного сторожа». Государство не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и т. п., а только устанавливает «правила игры» — нормы права, охраняет в обществе порядок и т. п.
8. Социологический подход. Сторонники этого подхода считают, что государство — это, прежде всего, орудие в руках определенных социальных групп. Условно, данный подход можно разделить на марксистское и немарксистское направления. Если для марксистов государство — это орудие в руках экономически господствующего класса, то сторонники немарксистского направления определяют государство как инструмент в руках элиты (В.Парето, Р. Михельс) либо как представителя общества, социального арбитра.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить, что теория государства и права, как общетеоретическая наука, вбирает в себя все подходы представлений о государстве, стремясь преодолеть их односторонность и создать комплексное понимание. Плюрализм (множественность) в понимании государства активизировал поиск новых подходов к государству, способствовал более гибкому проникновению в его сущность. Однако преодоление идеологического монизма (моно — один) в понимании государства обернулось, в известной мере, нечеткостью, размытостью в интерпретации его содержания.
Таким образом, государство есть особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом, осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легитимное насилие.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Сущность государства: различные подходы
Читайте также:
- I Цели, задачи и сущность ценовой политики в маркетинге
- IV. Индифферентные (безразличные).
- Акцизный налог: экономическая сущность, облагаемая продукция, ставки, порядок исчисления и уплаты. Порядок исчисления и уплаты акцизов по ввозимым товарам
- Безработица: сущность, понятие, виды
- Биллинговая система: понятие, сущность
- Бюджетирование: сущность и назначение
- В.1. Сущность капитала в трактовке различных научных школ.
- Валютный рынок: сущность, функции, виды
- Возникновение и сущность банков, их функции и роль в развитии экономики
- Возникновение и сущность финансов
- Возникновение финансов. Социально-экономическая сущность финансов.
- Возникновение христианства и его сущность.
Сущность государства – это то, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Второй аспект наиболее важен.
Подходы к определению сущности государства:
— Классовый подход. Государство — организация политической власти экономически господствующего класса. Обеспечивает интересы господствующего класса. Постоянная классовая борьба, которая подавляется с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
— Общечеловеческий подход. Государство — организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство является средством для обеспечения интересов общества, различных классов и слоев, большинства населения страны. Государство — арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
— Религиозный подход. Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
— Национальный подход. Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
— Расовый подход. Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида.
— Плюралистический подход. (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль). В государстве существуют страты — значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Они создают различные общественные и политические организации, которые пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.
— Технократический подход. (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид, Мейно). Технократы — это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.
Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.
— Элитарный подход (теория элитарной демократии). (Парето, Моски, Сартори, Лассуэл, Ортега-и-Гассет). Элита — это:
1) все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя;
2) люди, осуществляющие функции публичного управления.
Это особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
— Юридический подход. (Еллинек, Эсмен, Кельзен). Государство — это социальное образование и правовое (юридическое) учреждение. Государство – это юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Государство – это правопорядок. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права.
— Подход всеобщего благоденствия. (Кейнс, Гэлбрейт, Пигу, Мунд). Государство выражает интересы всего народа, государственная поддержка обеспечивает высокий уровень жизни всех слоев общества.
— Подход конвергенции. (Гэлбрейт, Арон, Сорокин). Происходит сближение сущности государств различных типов.
— Либеральный подход (А. Смит, Лассаль). Государство – «ночной сторож». Свобода личности — величайшая ценность отношений между людьми, а также экономическая независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось лишь как: защита общества от угроз извне, защита «граждан от сограждан», выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.).
Материальная поддержка государством отдельных граждан недопустима по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие «священной и неприкосновенной» частной собственности.
Социальное государство — инструмент заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.
В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах трудового законодательства через систему социального страхования. Позднее в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. В 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и др. при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».
Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.
Повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных: государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.
Проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны, оно участвует в перераспределении экономических благ.
В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Но в тоталитарных режимах игнорирование верховенства права при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям.
Именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ – это, так называемое, выравнивание стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, которое создает условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.
Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 9236 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
§ 1. Понятие и признаки государства. Классические подходы к пониманию государства
Развитие представлений о государстве, его роли, месте в жизни человеческого общества и тенденциях развития в современном мире продолжает оставаться важной темой не только научного дискурса, но и актуализируется в связи с переменами, происходящими на международной арене, которые связанны с процессами глобализации, появлением новых акторов мировой политики, сочетанием явлений интеграции и фрагментации, как на локальном, так и глобальном уровне, повышением практической значимости вопросов управляемости социума, решение которых невозможно осуществить без участия стабильных и функциональных государств. В связи с этим уточнение представлений о государстве и государственности, сопоставлении этих понятий и их трактовке в современной науке, представляется значимой темой, позволяющей выявить место и роль российского государства, перспектив его развития в контексте особенностей формирования самой российской государственности [122] .
Теологический подход. Обобщая множество теорий понимания государства, К. Шмитт утверждает, что все точные понятия современного учения о государстве представляют собою секуляризованные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии на учение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становился всевластным законодателем, но и в их систематической структуре, познание которой необходимо для социологического рассмотрения этих понятий. Чрезвычайное положение имеет для юриспруденции значение, аналогичное значению чуда для теологии [123] .
Ю. Т. Лисица приводит множество примеров о параллельном развитии мировых религий и феноменов государственности [124] . В частности, она утверждает, что имеются исторические примеры создания религии и государства как единого и неразрывного процесса — ислам и халифат. Здесь и религия (церковь), и государство (халифат) создаются одновременно человеком Мухаммедом (хотя и пророком, но не самим Богом), который считал, «что развитие индивида в целом будет более успешным, если он станет сочетать религию и политику, как две составные части единого целого» [125] [126] . По-другому, здесь налицо эмпирические и психологические конституенты. Римский католицизм с его государственными конституен- тами — папизмом, целибатной бюрократией, иезуитством, клерикализмом и др. — другой важный пример человеческого опыта сращения Церкви и государства (папоцезаризм) в отличие от другого также человеческого опыта цезаропапизма, когда царь доминирует в таком единстве.
По мнению, протопресвитера Российской православной церкви Николая Афанасьева, «римский кесарь не склонен был к покаянию государства и к отказу от тех принципов, на которых покоилась империя. Если бы даже он хотел, то не мог бы этого сделать, не разрушая «рах готапа», т. к. единственным ее принципом могло быть только право. Он остался кесарем, сделавшись христианином, и внес в Церковь языческое имперское сознание. Он стал господствовать в Церкви, как он господствовал в государстве, тем более что ясные границы были стерты между Церковью и государством» 133 .
Достаточно своеобразно сформулировал понятие государства Н. А. Бердяев, согласно которому, духовные значения, символы, ценности в лице человеческих поколений, камней церквей, дворцов, усадеб, крестьянских изб, могильных плит, старых рукописей, заветов отцов — вот государство в форме национального духа. И чтобы постичь его, уловить волю народа, нужно видеть эти камни, читать истлевшие страницы, слышать голос пращуров [127] .
Рассматрпивая гогсударство в ритуальном смысле, утверждает, что государство — субстанция ценностная, питаемая народным национальнопатриотическим сознанием. Формально государство — держава с признанной символикой — флагом, гербом, гимном. Неформально государство — родная Земля, вверяющая потомкам минувшую судьбу предков. Умственно болезненно и дико любить государство. Любить можно Отечество, Родину. Нюанс, однако, в том, что язык не располагает лексемами, четко дифференцирующими «государство», «державу», «Землю», «Отечество», «Родину». В концепте «государство» — синкретизм всех этих понятий. В контексте сказанного государство — не механический конгломерат ведомств, а органическое отношение к нему граждан, расценивающих его как свою Землю, Отчество, Родину. От того история государства есть история нации, история народно-национального духа [128] .
Государство рассматривается как творение рук божьих, «божий промысел» (Фома Аквинский, Жак Маритэн). Данной точки зрения, придерживаются ученые-теологи мусульманской конфессии, в частности ортодоксальные исламисты, а также представители «неотомизма» католической церкви.
Социологическая концепция понимания государства. С точки зрения социологической концепции государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющих управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений. В частности, Л. С. Мамут отмечает: «Государство публичновластным образом организованный народ» [129] [130] .
Представленная научная позиция дает достаточно глубокое понимание феномена государства. Государство — это не только и не столько особый аппарат управления обществом, сколько организация, интегрирующая социально дифференцированное общество для сохранения его существования и обеспечение наилучшего дальнейшего развития.
Таким образом, можно говорить не столько о государстве как об аппарате власти, сколько о государственно-организованном обществе. Изучая государство, его нельзя отрывать от общества, можно лишь в некоторой степени абстрагироваться, государство без общества не существует. Поэтому вопреки тенденции вводить в определение государства нормативные конструкции и опредеять его по нормативным признакам, последователи данного понимания государства, уделяют большое внимание социальным признакам. Так, Э. А. Позднякова в своей работе дает следующее определение: «Государство, следовательно, — это единство общества и
власти, или общества и соответствующего государственного устройст- 139
Современные научные словари, также по-разному интерпретируют понятие государства. Государство — это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт — правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим господством первых и налоговыми обязательствами вторых. Эти отношения узаконены разделяемой, по крайней мере, частью общества идеологией, в основе которой лежит принцип ре- ципрокности» [131] . Государство — публичная и легитимная (нормативно выраженная) сила общества [132] , основной институт политической системы, форма организации и орудие публичной политической власти [133] , представляет собой политическую целостность, созданную национальной или многонациональной общностью на определенной территории, располагающую легитимным правом на применение насилия [134] .
В отечественной теории государства и права наибольшее признание получил социологический подход.
Еще в дореволюционный период российской государственности известный русский юрист Н. М. Коркунов считал, что государство — это общественный союз, представляющий собой самостоятельной принудительное властвование над свободными людьми [135] [136] .
Другой российский правовед Б. А. Кистяковский отмечал, что «государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своей собственной, самостоятельной и первичной, то есть ни от кого не зависимой, властью» 143 .
Синтезируя формулировки оциологическго подхода можно рассматривать следующее определение понятия государства.
Государство — это определенный тип общества, находящегося на высокой ступени политического, социально-экономического и культурного развития (Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант).
Марксистский подход. Опираясь на принцип материального единства мира, марксистко-ленинская теория установила, что государство принадлежит к области общественных явлений. Следовательно, для научного понимания его природы необходимо исследование структуры общества, к которой принадлежит государство как составная часть политикоюридической надстройки. Авторы марксизма- ленинизма и их последователи доказывали, что сущность государства определяет классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и, следовательно, создания ими государства как орудие его господства. Экономические, классовые и идеалистические факторы, обуславливающие сущность государства, определяют и его основное социальное назначение — регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Система политического господства классов в обществе с антагонистическими отношениям охватывается понятием диктатуры, т. е. подчинения деятельности всего населения интересам экономически господствующего класса.
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое
конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не
что иное, как машина для подавления одного класса другим» .
В приведенное определение некоторые изменения внес В. И. Ленин, он писал: «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим» [137] [138] .
Арифметический подход. Разработанный в трудах мыслителей античности (Платон, Аристотель), которые представляли государство совокупность трех элементов: населения, территории, публичной власти.
Юридический подход. Государство — это субъект права, который вступает в различные правоотношения с гражданами, обществом, другими государствами (Ганс Кельзен, Георг Еллинек).
Кибернетический подход. Государство — это глобальная информационная система, в которой осуществляется обмен управленческой информацией между государственными институтами с одной стороны и личностью, обществом, его социальными институтами, с другой стороны. В случае ослаблении двухсторонних связей государства с обществом, государство разрушается. Успешная работа государственной системы зависит от способности к упреждению, от способности правительства видеть перспективу и предпринимать необходимые действия в случае появления угроз достижению цели. (Карл Вольфганг Дойч).
27. Сущность государства.
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и направления развития.
Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах
Таким образом, выявить сущность государства — значит определить:
1. Служит ли государство всему обществу или только его части;
2. В какой мере государство выражает и защищает интересы всего общества и в какой — интересы и ценности господствующих слоёв общества;
3. Интересы, какой части общества государство полностью или частично игнорирует и ущемляет.
Традиционно под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Т.о., определить сущность государства можно путём выявления того, в чьих руках находится государственная власть, интересы каких социальных сил выражает государство.
В российской юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности государства — классовый и общесоциальный.
Классовый подход разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. Государство выражает интересы экономически господствующего класса и представляет собой аппарат насилия, подавления в отношении эксплуатируемых классов. Таким образом, сущность государства составляет воля экономически господствующего класса. С точки зрения классового подхода, социальное назначение государства состоит в выражении и обеспечении интересов экон. господствующего класса. В условиях революционного XIX века данная теория отражала многие реальные процессы, происходившие в Западной Европе.
В современной российской юридической науке данная теория подвергается критике за то, что не отражает тех общесоциальных начал, которые явно просматриваются в современном государстве.
В рамках общесоциального подхода государство рассматривают как механизм преодоления общественных противоречий, инструмент компромисса и примирения. Сущность государства, таким образом, видится в воле всего общества, в результате действия различных общественных институтов совокупно выраженной в государственной власти. Данный подход не отрицает тот факт, что в различные исторические периоды, у различных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных сил, групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость, своего рода «болезнь» государства, которая излечивается революциями, гражданскими войнами, переворотами или эволюционным путём. Социальное назначение государства — управление общественными делами, выражение и обеспечение его основных интересов, средство компромисса и разрешения споров между отдельными социальными группами и индивидами. Главными целями, для которых создаётся гос-во можно считать поддержание порядка и стабильности в обществе, обеспечение его прогрессивного развития и внешней безопасности.
Существует также дуалистический подход к сущности государства, который пытается соединить противоположности классового и социального подхода. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. Этот подход часто подвергается критике, так как сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Точнее, она может измениться, но тогда перед нами будет не государство, а совсем другое социальное образование.
Иные подходы к сущности: можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.
Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.
Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства — Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. — в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.
В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.
В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида, правящие реакционные круги которой проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резервации или особые городские кварталы, ограничении их свободы передвижения и т.п.
Понятие государства
1.1. Многообразие взглядов на понятие государства и основные подходы к его пониманию.Вопрос о понятии государства – это вопрос о том, что есть государство, что оно собой представляет как определенное социальное явление. В мировой науке данный вопрос относится к числу дискуссионных и не имеет однозначного решения. По поводу понимания государства в отечественной и зарубежной литературе сложилось довольно много самых разнообразных подходов, охватить которые в полном объеме не представляется возможным. В этой связи остановимся только на тех из них, которые в современной мировой науке относятся к наиболее распространенным. Это теологический, арифметический, юридический, кибернетическийи социологический подходы.
Теологический подход зародился еще в глубокой древности и получил свое развитие в различных теориях, сложившихся в христианстве, исламе, индуизме и т. д. Несмотря на некоторые особенности, суть этих теорий одна: государство создано Богом, и деятельность государства есть проявление божественной воли. В настоящее время данный подход можно встретить главным образом в сочинениях мусульманских юристов (особенно мусульманских фундаменталистов), которые трактуют государство и всю его деятельность с позиции воли Аллаха. Присутствует он и в работах ученых западных католических университетов.
Арифметический подход (его называют также классическим) возник в античную эпоху. Он исходит из того, что государство представляет собой сумму трех элементов: территории, населения и публичной власти. В настоящее время данный подход широко используется в работах западных политологов, особенно специалистов по международному публичному праву. Встречается он и в работах отдельных российских исследователей.
Юридический подход наиболее широкое распространение получил в ХIХ – начале ХХ вв. Государство с точки зрения этого подхода трактуется как юридическое явление, как субъект права, деятельность которого связана правовыми нормами и, прежде всего, конституцией. Например, наиболее известный представитель этого подхода австрийский, а затем и американский исследователь Г. Кельзен рассматривал государство как установленный в масштабе нации или страны правовой порядок.
Кибернетический подход(его называют также технико-кибернетическим илиинформационно-кибернетическим подходом) сформировался сравнительно недавно, в 60-е гг. прошлого столетия. Государство с точки зрения этого подхода является определенной информационной системой с прямыми и обратными связями. Осуществление государственной власти мыслится как движение информации от государства к обществу (прямая связь) и от общества к государству (обратная связь).
Социологический подходзародился в XVII–XVIII вв. (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). В современной науке, в том числе и современной отечественной теории государства и права, он относится к числу наиболее распространенных. Представлен множеством научных школ и направлений, причем как марксистского, так и немарксистского толка. Сторонники этого подхода при всем многообразии взглядов на понятие государства чаще всего трактуют его либо как особым образом организованное общество, либо как определенную политическую организацию, не совпадающую с обществом.
1.2. Широкая и узкая трактовки государства.В современной отечественной теории государства и права относительно понимания государства наибольшее распространение получил социологический подход. Вместе с тем говорить о единстве взглядов на понятие государства здесь тоже не приходится. Не вдаваясь в анализ встречающихся по данному вопросу мнений, понятие государства представляется целесообразным трактовать в широком и узком смыслах и сообразно этому выделять соответствующие его признаки.
Под государством в широком(общесоциальном) смысле следует понимать особым образом организованное общество. Во-первых, это общество, в котором людей в одно целое объединяет определенная территория, и, во-вторых, для такого общества характерна особая публичная власть, власть, которая не совпадает с обществом и осуществляется при помощи выделившегося из общества специального аппарата управления. Такого рода общество именуют также государственно-организованным обществом.
Государство в широком смысле близкó к понятию «страна». Страна – это тоже государство, но, как правило, в географическом его понимании. Вместе с тем каждая страна имеет свою территорию, которая населена людьми, организованными в общество, и которая управляется особой публичной властью.
Государство в узком(политическом) смысле – это уже не само особым образом организованное общество, а только его часть, представляющая собой определенную политическую организацию. В любом государственно-организованном обществе (государстве в широком смысле) существует, как правило, множество различных политических организаций, одной из которых является государство (государство в узком смысле).
Кстати, если обратиться к словарям русского языка, то можно обнаружить, что слову «государство» обычно придается два значения. Под государством понимается, во-первых, определенная форма организации общества (это государство в широком смысле) и, во-вторых, основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, а также охрану его экономической и социальной структуры (это государство в узком смысле).
Чтобы полнее раскрыть понятия государства в широком и узком смыслах, необходимо рассмотреть их признаки, поскольку всякое понятие есть отражение предметов или явлений в их существенных признаках. В учебниках и научных трудах по теории государства и права при освещении признаков государства, к сожалению, не всегда учитывается широкая и узкая трактовки государства, что ведет к смешению признаков двух разных явлений. Ведь государство в широком смысле и государство в узком смысле – это не одно и то же, хотя находятся они друг с другом в определенной связи и зависимости. Но таково уж свойство языка, что нередко одним и тем же термином обозначаются разные явления, так же как какое-либо одно явление может обозначаться разными терминами. Поэтому, рассматривая признаки государства, нужно различать признаки государства в широком и признаки государства в узком смысле.
1.3. Признаки и определение государства в широком смысле.Поскольку государство в широком смысле – это определенным образом организованное общество, ему, как представляется, присущи следующие признаки:
во-первых, это определенный союзлюдей. Как и любой союз, государство представляет собой сообщество людей, объединенных на основе каких-то общих начал, принципов;
во-вторых, это союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества, новую форму общественного устройства, которая пришла на смену первобытнообщинному устройству и стала практически всеобщей, универсальной формой общественного объединения людей;
в-третьих, это территориальныйсоюз, поскольку людей в одно целое здесь связывает территория. В первобытном обществе, которое предшествовало государству, людей в одно целое связывало кровное или предполагаемое родство;
в-четвертых, это политическийсоюз, так как он основывается не на личных связях, как это было в первобытном обществе, а на политических отношениях. В государственно-организованном обществе в отличие от первобытного отсутствует социальное равенство. Люди делятся здесь на различные социальные группы, классы, сословия, касты, прослойки и т. д. Отношения, которые складываются между этими различными социальными группами, классами и т. д. являются уже не родоплеменными, а политическими отношениями;
в-пятых, это союз, которым управляет особая публичная, политическаявласть. Эта власть не совпадает с обществом и осуществляется при помощи специального аппарата, состоящего из особого разряда людей – управляющих. Реально она выражена в системе органов управления и принуждения, которые в своем единстве составляют определенную организацию, тоже именуемую государством.
Таковы, как представляется, основные признаки государства в широком смысле, объединив которые можно сформулировать следующее определение: государство в широком смысле (государственно-организованное общество) – это политико-территориальный союз людей, представляющий собой принципиально новый тип общества и управляемый особой публичной властью, выраженной в специальном аппарате управления и принуждения.
1.4. Признаки и определение государства в узком смысле.Теперь рассмотрим признаки государства в узком смысле.
Во-первых, это определенная организация,существующая в обществе и представляющая собой его структурно обособленную часть. В научной и учебной литературе государство обычно определяется через такое понятие, как «организация». Однако это понятие имеет несколько смысловых значений, что необходимо учитывать при определении государства и выделении его признаков, дабы избежать возможных недоразумений и двусмысленностей. В данном случае под организацией мы подразумеваем определенное общественное объединение, выступающее в качестве одного из структурных элементов общества. В обществе, особенно современном, существуют и функционируют самые разные организации, одной из которых является государство (государство в узком смысле).
Во-вторых, это политическаяорганизация, организация, деятельность которой связана с политикой. Вместе с тем государство – не единственная в обществе политическая организация. Помимо него в обществе действуют и другие политические организации: политические партии, политические движения, иные организации, деятельность которых так или иначе связана с политикой. Вместе с тем государство – это особаяполитическая организация. Оно обладает такими качествами, которых нет у других политических организаций, и которые выделяют государство из их среды. Об этих качествах говорят, в частности, остальные признаки государства.
В-третьих, государство – это организация, которая внешне выражена в системе органов управления и принужденияи состоит из них. Процесс возникновения государства связан с выделением из общества специального аппарата управления и принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые в своем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.
В-четвертых, государство – это организация, которая представляет и осуществляет публичную власть, т. е. власть общества. В первобытном обществе публичную власть представляло и осуществляло само общество, в государственно-организованном обществе публичную власть представляет государство в лице органов управления и принуждения, которые эту власть и осуществляют. Лишь в отдельных случаях общество (народ в целом) может осуществлять публичную власть непосредственно, без прямого участия государства (например, посредством референдума).
В-пятых, государство – это территориальнаяорганизация. Ее территориальный характер выражается, прежде всего, в том, что государственная власть распространяется только в пределах территории страны, которая одновременно является и территорией государства. Кроме того, само государство оформляется по территориальному принципу. Территория страны в целях надлежащего управления подразделяется, как правило, на определенные части, административно-территориальные единицы (департаменты, графства, города, районы, провинции и т. д.), в рамках которых создаются и функционируют соответствующие органы государства. Поэтому каждое государство (за редким, правда, исключением) имеет органы, которые действуют как в пределах территории всей страны (центральные, высшие органы), так и в пределах территории отдельных ее частей (например, местные органы).
В-шестых, государство – это сувереннаяорганизация, т. е. организация, обладающая суверенитетом. Под государственным суверенитетомчаще всего понимают верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Верховенство государственной власти внутри страны состоит в том, что государство – это единственная в обществе политическая организация, власть которой является определяющей и распространяется на всю территорию страны и всех, кто на ней находится. Независимость государственной власти на международной арене выражается в ее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а также международными организациями. Разумеется, эта независимость не является абсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться с интересами других государств и мирового сообщества в целом.
Государственный суверенитет не следует отождествлять с суверенитетом народа и суверенитетом нации. Под суверенитетом народапонимается верховенство и самостоятельность народа в решении коренных вопросов организации своей жизни (общественного и государственного строя, внутренней и внешней политики и т. д.). Суверенитет же нацииозначает полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
В-седьмых, государство – это организация, осуществляющая публичную власть в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это свойственно любой публичной власти, в том числе и государственной. Обладая верховенством и действуя на всей территории страны, государственная власть создает и поддерживает в обществе определенный порядок. В зависимости от того, чью волю и чьи интересы выражает и претворяет в жизнь государство, этот порядок может быть выгоден либо обществу в целом, либо какой-то его части (например, каким-либо классам или социальным группам).
Наконец, в-восьмых, государство – это организация, которая находится на содержании общества и существует за его счет.В связи с этим государством взимаются с населения страны и действующих на ее территории хозяйственных и некоторых других организаций налоги и иные сборы.
Выяснив признаки государства в узком смысле, мы опять же можем сформулировать его определение. Итак, государство в узком смысле – это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка.
Завершая вопрос о понятии государства, отметим, что в теории государства и права это понятие чаще всего используется в узком смысле, когда под государством подразумевается обозначенная выше политическая организация, однако в некоторых случаях понятие государства используется и в широкой трактовке.
- http://lektsii.org/7-93270.html
- http://studopedia.ru/3_10837_vopros--ponyatie-i-osnovnie-podhodi-k-ponimaniyu-gosudarstva.html
- http://studopedia.su/3_48530_sushchnost-gosudarstva-razlichnie-podhodi.html
- http://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/ponyatie-priznaki-gosudarstva-klassicheskie-72617.html
- http://studfiles.net/preview/2564560/page:31/
- http://helpiks.org/8-83646.html