Меню Рубрики

Гордыня что это с точки зрения православия

Человек является высокочувствительной личностью, имеет колоссальный запас энергетического потенциала и индивидуально выражает собственное отношение к окружающему миру. Сегодняшние идеалы светского общества приучили обыкновенных людей гордиться своими достижениями и отстранять заслуги природы и самого Господа. Человек кичится родословной, высокооплачиваемой работой, интеллектом и внешним видом.

Грех гордыни в православии — это неадекватное рассмотрение собственной личности, приводящее к ошибкам и причиняющее множество проблем.

Летописи утверждают: после создания Богом небесного воинства самый могущественный ангел по имени Денница (Люцифер) не возжелал преклонить колено перед Творцом. Он возгордился силой, собрал оппозиционное войско и решил забрать трон Всемогущего Господа под своё управление. На небесах произошла колоссальная битва, но Денница проиграл армии архангела Михаила и пал в преисподнюю, где отныне обитают он и темные духи, лишенные сияния и благодати Бога.

Несмотря на то, что этот порок идет восьмым в списке страстей, но по времени он первый, самый неукротимый и свирепый, словно дикий зверь. Гордыня проистекает из тщеславия, которое сопровождается поиском ложного почета и похвалы, а также чрезвычайно завышенной самооценкой. Человек, подверженный этой пагубной страсти утверждается во мнении, что он выше и достойнее других по всем показателям.

О других грехах:

Вскоре же гордыня порождает осуждение и ложное утверждение в собственной правоте. Завышенная самооценка делает таких людей несправедливыми судьями.

Важно! Люди, поверженные страсти гордыни, стремятся хвастать достижениями, считая их собственными. Они забывают рассмотреть помощь окружения и высших сил.

Гордыня провоцирует человека возвышать себя и принижать тех, кто составляет конкуренцию или просто находится рядом. Нередко заблудшие умы даже не осознают, что подверглись влиянию самого свирепого греха. Со временем эта страсть поглощает душу и не позволяет остановиться в несправедливости.

Гордыня имеет признаки, которые необходимо различать.

  • Человек не способен остановиться: перестать возносить эго и оскорблять, принижать других. Гордецы проявляют чрезмерное себялюбие, тщеславие, высокомерие и часто хвастают достижениями.
  • Такие люди подвержены обидам, которые постоянно накапливаются и расширяются. Несчастные испытывают сильное раздражение, когда события происходят не по их сценарию.
  • Гордецы отдают душу во власть темной злобы и ненависти, они любят сарказм и презрения, наслаждаясь унижением и ошибками других.

Эти признаки часто принимают за добродетельные качества, когда они торжествуют в душе, занимая передовые позиции сознания. Страсти действуют таким образом, что личность теряет самоконтроль и получает импульс к причинению вреда.

На заметку! Часто бывает, что Бог навлекает на людей именно те пороки, которые видятся ими в других. Наша оценка окружения неполноценна и всегда ошибочка, так как не существует в нашем разуме способности проникнуться деятельностью и мыслями своего ближнего или даже врага. Мы видим только страсти, но не покаяние. е

Сын Божий Иисус не обвинял несчастных людей, впавших в страшный грех. Он упоминал, что пока жизненный путь не окончен, есть возможность все исправить и пойти по истинному пути. Последнюю черту под жизнью проводит загробный суд.

Разрозненность и прельщение

Пример смирения дают истинные слуги Церкви: они отправлялись в ссылку «разбойничьими соборами», а некоторые умирали в тяжелых условиях. Однако никто из доброчестивых святителей не призывал к разделению христианства на части, так как знали, что не в их праве судить пороки человеческие.

  • Греховность раскола близка гордыне и не смывается даже кровью мученичества. Святые люди никогда не позволяли себе воспользоваться индивидуальным авторитетом и повести за собой своих приверженцев, они всегда преданы ортодоксальной идее христианства и Всевышнему Творцу.
  • Сегодняшние обличители стремятся создать отдельную группу, которая будет иметь противоположные взгляды. Такая позиция вызывается всё той же гордыней, туманящей сознание и не дающей видеть правду в единстве. Отделяющиеся церкви считают свою доктрину самой святой и правильной, — этот путь выбирают раскольники и еретики, чей ум подкрепляется верой в собственное превосходство.
  • Но рациональный верующий должен понимать, что Церковь едина, несмотря на существование отдельных групп, считающих себя независимыми. Чтобы исправить такие распорядки необходимо соблюдать личное благочестие, не впадая в бестолковое осуждение.

Прельщение — деятельность дьявола, который принял вид ангела или самого Христа. Плененный бесовскими силами человек способен совершать подвиги, чудеса, переживать величайшие эмоции. Однако в основе таких «прелестей» лежит грех гордыни, ведь продавший душу человек совершает что-то сверхординарное только ради славы, напоказ, забыв о смирении.

Дьявол искушает слабовольных людей сделать противозаконное действие, нарушить одну или несколько заповедей. Бесовские силы вводят в безумие, обещая материальное богатство или ложное чувство защищенности. Прельщенный народ или индивид убивает, грабит, получает временные и никчемные дары, но остается обманутым, потерявшим покой в душе.

Гордость считается самой опасной страстью, потому что часто перерастает в страшную духовную болезнь, очистится от которой чрезвычайно тяжело.

Важно! Этот порок возникает в качестве источника грубых размышлений и негативно окрашенных эмоций. Зараженные гордыней люди становятся раздражительными и агрессивными. Отличная от их собственной точная зрения порождает вспышки злобы, зависти, обиды и жалости. Вскоре происходит разрушение психологического здоровья жертвы тщеславия.

Методы борьбы с опасной страстью

Любовь — наивысшая добродетель, полностью уничтожающая гордыню. Сначала православный верующий должен полюбить Господа в сердце своем, а после проявить то же самое деяние к ближнему, несмотря на его порочность.

О духовном делании:

  • Зачем каяться перед Богом
  • Зачем нужны четки
  • Молитва в недоумении как поступить
  • Истинная любовь к целому способна помочь нам перебороть все соблазны, избавиться от трудностей в лице эгоизма и пустой гордыни. Однако необходимо понимать, что любовь не есть чувство, которое возникает тогда, когда нам самим хорошо, — такое отношение называется потребительским. Неправильно понимая суть, мы используем окружение в качестве вещи или продукта, который чем-то полезен. Это совершенно неверно и расценивается как заблуждение.
  • Истинная любовь отдает все без остатка и ничего не берет взамен, действует независимо и бескорыстно. Именно тогда душа испытывает вечную и настоящую радость, приближающую её к Небесным обителям.
  • Истинная любовь, победившая гордыню, есть служение. Яркий пример этому дал Христос, когда омывал ноги своим ученикам на Тайной вечери. Религия учит равенству между творениями и преклонению перед Всемогущим Богом.

    Гордость в православии есть сильнейший порок, отводящий сознание в сторону отчуждения и приносящий множество неприятностей.

    Зачастую люди, обремененные этой страстью, не видят себя со стороны, уделяют своей личности чрезмерное внимание и считают победы только своей заслугой. Подобное поведение провоцирует разрозненность, несущую большие разрушения, обиды, злобу и гнев.

    Важно! Искренне верующие и любящие Бога способны подавить эту страсть, отождествив себя с целым и сделав все возможное ради других.

    здравствуйте! современные психологи советуют говорить ребёнку «Я горжусь тобой, ты лучший» с целью сформировать самооценку ребёнка. Не является ли это грехом или же приучением ребёнка к греху, когда он думает о себе как о лучшем среди других детей. Как правильно поддержать и похвалить ребёнка, если он своими трудами заслужил этого и для того, чтобы он стремился в дальнейшем к успехам в учении.

    Добрый день. Вы задали очень важный вопрос православного воспитания детей. Тут нужно искать золотую середину. С одной стороны, для любого человека, тем более ребенка, у которого процесс становления личности еще не окончен, совершенно необходимо знать, что он на что-либо способен, что он что-то значит. Это нормальная естественная потребность психики здорового человека. С другой стороны, сейчас действительно можно наблюдать перекосы в детском воспитании, когда ребенок превращается в «центр вселенной».

    Нормальная, естественная похвала за какое-либо достижение не является грехом с точки зрения веры. Хвалить детей нужно в обязательном порядке, но нельзя захваливать. Если родителей приводит в неописуемый восторг буквально любое самостоятельное действие ребенка, если им гордятся за обыденные вещи — умыться, почистить зубы, застелить кровать, собрать портфель и т.д. — это явный перебор. Ребенок должен знать, что в жизни есть вещи, которые надо просто делать, это нормально, за это не стоит ждать каких-то почестей. Но если ребенок к чему-то стремился, прилагал усилия, достигал — конечно, его необходимо и хвалить, и поощрять, и ободрять на этом пути.

    К сожалению, слишком ревностные сторонники православия часто считают, что хвалить и поощрять ребенка равносильно врзращиванию у него гордыни и тщеславия. Но ребенок, который вырос в атмосфере постоянного «кнута» без «пряника», скорее всего, станет личностью с крайне заниженной самооценкой, не способным на серьезные ответственные поступки, боящийся сделать лишний шаг. Какую службу послужит такое воспитание для духовной жизни человека? Безвольному, неуверенному в себе, во всем сомневающемуся человеку будет очень трудно возрастать в вере. Христианство требует от человека большой смелости, твердости и желания во что бы то ни стало идти путем веры. Это качества сильной, внутренне стабильной личности, которая хорошо знает, каким путем хочет идти. И во многом такая сила личности закладывается в детстве, родителями, которые верят в свое чадо, поддерживают его.

    Гордится своим ребенком тоже можно по-разному. Можно, к примеру, хвастаться всем вокруг, какой Вася молодец, использовать достижения ребенка для самолюбования, для удовлетворения собственных родительских амбиций. Конечно, такая позиция плохо сочетается с православием. Но можно свою гордость за ребенка направить в положительное русло, воспитывая в ребенке силу воли, здоровую уверенность в себе, способность критически мыслить. Тогда никакого конфликта с верой во Христа быть не может.

    Часть 12. Гордыня

    Восемь смертных грехов и борьба с ними

    Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

    Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

    Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

    Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

    Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

    Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

    Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

    Суд и осуждение

    Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

    Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

    Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

    Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

    В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

    Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

    Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

    Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

    Гордость и раскол

    В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

    Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

    Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

    Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

    Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

    Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.

    Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

    Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

    Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

    Брань с гордостью

    Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

    Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая большая из страстей борется наивысшей добродетелью.

    Как стяжать любовь к ближнему?

    Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

    Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

    Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

    Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

    Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

    Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

    Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

    Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

    Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

    Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

    Православные иконы и молитвы

    Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

    Гордыня и гордость в чем разница: признаки, избавление и как бороться с чувством

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 24 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Гордыня – смертный грех, ведущий к полному духовному забвению, ведь человек не просто проявляет свою бестактную самонадеянность, а отрицает помощь и волю Бога. Он часто не знает, что такое благодарность и не умеет ценить то, что имеет, считая это данностью. Как правило, гордыня разъедает изнутри, и, если имеющий такой грех не придёт к праведной вере, он будет обречён на верную гибель.

    Признаки гордыни

    Нередко человек даже не понимает, что поглощён гордыней и принимает её за любое другое качество характера. Далее проблема усугубляется – и этот грех полностью завладевает им. Как же распознать его в себе и окружающих людях, чтобы суметь вовремя остановиться самому и помочь другим? Для этого нужно знать и уметь отличать признаки греха, среди которых:

    • непомерная гордость;
    • заносчивость;
    • высокомерие;
    • эгоизм;
    • зазнайство;
    • обидчивость и раздражительность;
    • неумение принимать и прощать;
    • игнорирование Божьих заповедей;
    • злоба и ненависть;
    • предубеждённость;
    • сарказм по отношению к другим, унижение, презрение;
    • тщеславие.

    Именно их часто можно спутать с гордыней, приняв порою даже за добродетель, но лишь тогда, когда они выходят на первое место в характере и начинают управлять человеком. Тогда он, как показывают факты, уже не может себя контролировать самостоятельно, и, как результат – вредит себе и своим близким.

    Плоды гордыни

    Гордыня в большинстве случаев является источником негативных мыслей и эмоций, которые пагубно влияют на состояние и поведение человека, иными словами, не дают ему жить “нормальной” жизнью, потому что:

    чрезмерное чувство важности собственного “Я” порождает агрессивное отношению к окружающему;

    несоответствие представлений о мире вызывает в душе всплеск таких эмоций, как: злость, обида, ненависть, презрение, зависть, жалость. А они, в свою очередь, приводят к полному разрушению здоровой психики, а значит, и сознания.

    Избавление от гордыни

    Если же человек, осознавая свой порок, хочет лишиться его влияния на свою жизнь, то неизменно возникает вопрос: “Как избавиться от гордыни?”. Нельзя утверждать, что сделать это – достаточно легко, ведь для того, чтобы преодолеть этот сложный путь, нужно разобраться в себе самом, понять причины возникновения греха и, самое главное – приложить максимум усилий к искоренению, так как бороться придётся с самим собой.

    Избавление от данного порока – это дорога навстречу себе и Богу, и каждый шаг должен быть выверенным и точным. Для этого необходимо помнить основные правила, а именно:

    1. любите мир вокруг себя таким, каков он есть;
    2. научитесь принимать любое обстоятельство, которое случается в жизни, без претензий и обид, и всегда благодарить Всевышнего за посланное им, ибо всё это является знаком чего-то нового;
    3. умейте разглядеть позитивные стороны любой ситуации, пусть и не всегда очевидные на первый взгляд, ведь понимание часто приходит со временем.

    Как бороться с гордыней

    Но иногда случается и так, что самостоятельно человек уже не в состоянии преодолеть гордыню. В такие моменты важно обратиться за помощью к “старшим товарищам”: услышать их мудрые советы и принять их. Это не только поможет в тяжёлой борьбе, но и даст возможность двигаться дальше по пути самопознания.

    Самым же действенным способом борьбы с грехом является служение: своим близким, обществу, миру, Господу. Ведь посвящая себя другим, человек начинает меняться и сам, потому что мир вокруг него становиться иным – более чистым, светлым, праведным. Недаром великие мудрецы прошлого говорили: “Измени себя – изменится Мир вокруг”.

    Гордыня смирения

    Удачная борьба с тяжёлым пороком приводит к смирению. И тогда жизнь обретает новые краски. Ведь смирение – это:

    • внутреннее самоограничение (духовная свобода);
    • отсутствие надменности и гордости, на смену которым приходит кротость, терпение и благоразумие;
    • признание Бога и мира в душе;
    • показатель знаний и неиссякаемой силы;
    • гармония во всём.

    Достижение такого состояния – очень сложная задача. Человек, ставший на этот путь, должен быть по-настоящему мужественным и сильным духовно, ибо ему придётся пройти через много испытаний, главное из которое – он сам. Поэтому если кто-то хочет обрести смирение, важно суметь сделать первый шаг – осознать свой грех.

    В чем разница между гордыней и гордостью с православной точки зрения

    Порой мы не замечаем различия в словах, схожих по смыслу, и не придаем этому никакого значения. Однако неверное понимание значения слова может привести к греху. Рассмотрим вопрос, в чем разница между гордыней и гордостью с точки зрения православия. Я вам объясню, почему гордыня является смертным грехом, а гордость — положительной самооценкой. Мы рассмотрим проявление гордыни в сравнении с падением Люцифера и постараемся найти ответ, как избежать грехопадения в современном мире.

    Гордость является положительным качеством человека, так как проявляется в самоуважении к себе либо другому человеку. Как часто мы гордились достижениями своих родителей, бабушек или прадедов. У многих деды принимали участие в Великой Отечественной войне и возвращались победителями. Мы горды за свое могучее отечество, так как являемся потомками победителей.

    Гордость — это ощущение собственного достоинства. Нас с детства учили, что человек — это звучит гордо. Человек освоил космос, открывает законы мироздания, научился бороться с природными стихиями и победил множество неизлечимых ранее болезней.

    Гордость проявляется в уважении к себе и окружающим. Если человек ощущает собственное достоинство, то он также уважается это в других людях. Очень часто впадающий в гордыню человек пытается прикрыть свой грех гордостью, объясняя свои поступки благородными целями и идеями. Однако помните, что в проявлении гордости нет унижения или безразличия к другим, если же оно появляется — речь идет далеко не о гордости, а о гордыне.

    Гордыня — смертный грех

    В православной традиции гордыня считается одним из восьми смертных грехов, ведь именно она привела к падению некогда верного богу Люцифера. Но мы не сравниваем себя с ангелами и архангелами, поэтому легкомысленно относимся к таким важным понятиям как гордость и гордыня. Разве зазорно гордиться своей родиной или отличными отметками в школе? Мы просто не понимаем разницы, чем отличается гордыня от гордости.

    Православная церковь имеет твердое убеждение, что гордыня приводит к духовной смерти. Почему? Потому что это состояние души приводит к развитию других пороков, является отправной точкой для дальнейшего грехопадения. Ослепленный гордыней человек превозносит собственные качества выше всего и даже посягает на сравнение себя с богом. Немощный в своей сути человек забывает, кто наделил его такими качествами. Он полностью уверен, что благодаря своим талантам сможет добиться всего самостоятельно.

    Гордыня — это утрированная гордость и заносчивость.

    Зачем ему бог, если есть столько уверенности в своих силах и умениях? Точно также рассудил и Люцифер, что и привело его к падению. Носитель света стал ангелом тьмы, потому что возгордился перед своим Создателем. Люцифер решил стать независимым от бога и равным ему по свойствам. Он возненавидел человека, так как Создатель назвал его равным себе. Кто может быть равным богу, как не его приближенный Люцифер? Ненависть привела к отречению и окончательному падению денницы божьей — он был низринут с небес.

    Отцы церкви наставляют нас не уподобляться Люциферу и не взращивать в себе семена гордыни. Как часто человек забывает, что он полностью беззащитен перед силами природы, надеется на свой разум и умения. В суетном тщеславии он не учитывает, что обязан своим благополучием Создателю. Кто дал человек органы чувств — зрение, осязание, слух и речь? Кто заботится о его пропитании и крове? Гордыня убеждает человека, что только благодаря собственным заслугам он имеет все блага в жизни.

    Грех — это искажение заповеди божьей, ее противоположность.

    Как Люцифер потерял чувство дистанции между собой и сотворившим его Создателем, так и человек забывается в самолюбовании и превозношении. Этому способствует враг человека — сатана, бывший ангел света. Мог ли бог создать подобное зло? Отцы церкви считают, что бог не создавал злого ангела — он сам исказил принцип божьей любви, что и привело его к грехопадению. Как мог исказить Люцифер принцип любви? Он перенес его с бога на себя самого, стал любит себя.

    Гордыня в современном мире

    Давайте рассмотрим, к чему может привести гордыня человека. Если вовремя не осознать пагубность проявления гордыни, она может привести даже к преступлению. Это мы видели на примере развития фашизма в Европе, когда немецкая нация стала считать себя лучше и важнее других народов. Сколько горя и слез принес фашизм всем, и немецкому народу тоже.

    Гордыня приводит к национальному шовинизму, когда один народ считает себя в праве угнетать другие народы. Люди наполняются национальным чванством, путая шовинизм с национальным патриотизмом. В своем крайнем проявлении это приводит к физической расправе над представителями других народов или наций, нетерпимости к чужим традициям и верованиям.

    Чтобы распознать духовное заболевание гордыней, нужно знать ее основные признаки и проявления:

    • зазнайство;
    • чванство;
    • высокомерие;
    • заносчивость;
    • ненависть;
    • предубежденность;
    • тщеславие;
    • стремление унизить других;
    • раздражительность и нетерпимость;
    • нежелание прощать и признавать свои ошибки.

    Я перечислила источники питания для гордыни. Насколько далеко может зайти человек в проявлении своей гордыни, мы видели на исторических примерах. Но вы можете не согласиться с перечисленными примерами проявления свойств гордыни, ведь среди людей многие не умеют прощать и ведут себя заносчиво. Это так. Однако гордыня начинается тогда, когда человек перестает контролировать свои чувства и позволяет им полностью овладеть собой. В этом случае уже идет речь не о простом прегрешении, а о проявлении гордыни.

    Как бороться с гордыней

    Первым плодом гордыни является агрессия по отношению к другим людям. Гордец заносчив, вспыльчив, нетерпим. Чувство собственной важности может натолкнуть его на мысль о своем превосходстве и уникальности. Это приведет к тому, что он создаст сам из себя кумира и начнет поклоняться самому себе. Если кто-то осмелится возразить горделивому человеку, он начнет ему мстить.

    Горделивый человек часто обидчив, что пытается тщательно скрыть от окружающих. Неутоленная обида и неосуществленная месть может привести к расстройству психики и здоровья. Это очень опасное состояние для самого гордеца и для его окружения.

    Как противостоять проявлению гордыни? Прежде всего, нужно осознать свое духовное заболевание и признать его. Если человек не замечает за собой проявление гордыни, он не станет с ней бороться. Прислушайтесь к мнению окружающих — что они о вас говорят? Замечают ли они ваши недостатки, и какие именно? Это станет поводом для размышления о своем характере и свойствах.

    Если вы часто раздражаетесь на людей, не впадаете ли вы в гордыню? Найдите в себе мотивы раздражения — что вас больше всего беспокоит? Затем начните придерживаться следующих правил в своей жизни:

    • принимайте мир таким, какой он есть;
    • не пытайтесь подчинить людей своей воли любыми способами;
    • научитесь прислушиваться к мнению людей;
    • за все благодарите создателя жизни;
    • в любой ситуации старайтесь увидеть позитивные стороны.

    Если вы не можете самостоятельно справиться с гордыней, обратитесь за помощью к духовным наставникам из церкви или попросите старших людей помочь вам справиться со своими качествами. Мудрость старшего поколения бывает только на пользу молодым.

    Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро «Карта дня»!

    Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

    Чем страшен грех гордыни и как с ним бороться в жизни?

    Человек – это эмоциональная личность, у которой сложились свои жизненные правила. У него огромный энергетический запас, через свои чувства он выражает собственное отношение к окружающим и миру, но какой энергией наделены мысли этого человека, и что за эмоции он проявляет при общении с другими людьми, зависит исключительно от него и его желаний. Что такое гордыня, и почему она является грехом для людей – попробуем выяснить далее.

    Гордыня – что это?

    Гордыня – ощущение полного превосходства своей личности над другими. Она является неадекватной оценкой личностной важности. Проявление гордыни очень часто приводит к глупым ошибкам, из-за которых страдают окружающие. Этот грех проявляется в высокомерии, не выказывании уважения к другим людям, их жизни и переживаниям. У людей, с обострённым чувством гордыни, повышенное желание хвастаться своими достижениями. Свой успех они считают только своей заслугой, не принимая во внимание помощь окружающих и высших сил в обычных жизненных ситуациях, не признают помощь и поддержку окружающих.

    На латынь «гордыня» переводится как «superbia». Она является грехом, потому что каждое качество человека, заложено Творцом. И считать себя источником всех своих достижений в жизни и что все окружающее – это результат личного труда в корни неверно. Критика действий и речи других людей, обвинение в несостоятельности, грубые насмешки – очень забавляет людей с гордыней, приносит им несказанное удовольствие.

    Признаки гордыни

    Очень часто человек даже не осознаёт, что подчиняется гордыне и думает это какое-то иное качество его характера. Но дальше это все усугубляется – в результате человек полностью погружается в этот грех. Как его можно различить в себе самом и других людях, чтобы вовремя остановиться и уберечься от греха? Для этого необходимо ознакомиться и научиться различать такие признаки греха:

    • чрезмерная гордость;
    • неумение вовремя остановить себя (человека заносит);
    • высокомерность;
    • проявление эгоизма;
    • чрезмерное хвастовство;
    • постоянные сильные обиды, которые копятся;
    • повышенное чувство раздражительности;
    • отсутствие умения принимать неприятные действия, недостатки других и прощать их;
    • несоблюдение заповедей Бога;
    • злость и ненависть;
    • саркастичность, презрение;
    • тщеславие.

    Именно эти признаки часто путают с самой гордыней, иногда принимают эти признаки в качестве добродетелей, но только в том случае, когда они занимают первое место в характере человека и начинают им руководить. После этого человек неспособен контролировать самого себя, а это неизбежно ведёт к причинению вреда себе и окружающим людям.

    Виды гордыни

    Есть разные виды этого греха. Это может быть возрастной вид гордыни. Когда взрослые с пренебрежением относятся к маленьким, поскольку те ещё очень глупы и наивны в силу возраста. Или, наоборот, молодёжь считает, что пожилые люди ничего не понимают в современных тенденциях и их взгляды на жизнь устарели.

    Есть гордыня знаний. Когда человек считает себя самым умным, а всех вокруг дураками.

    Гордыня красоты. В основном этот грех на женщинах, которые считают себя самыми красивыми, а других женщин недостойными комплиментов и любви.

    Национальная гордыня. Люди считают, что их нация превосходит другие, а некоторые нации даже не имеют права на существование. Примером этого греха можно считать взгляды немцев на еврейскую нацию во время Второй мировой войны? Чем это не показатель проявления гордыни в полной мере и не результат полного овладения грехом некоторыми немцами.

    Видов гордыни достаточное количество, каждый вид проявляется в той или иной сфере жизни и деятельности человека.

    Результаты этого греха

    Гордыня в основном выступает в роли источника плохих размышлений и эмоций, которые негативно отражаются на состоянии и манере поведения людей, иначе говоря, мешают им жить «правильной» жизнью, поскольку завышенное чувство важности своего «Я» становится отправной точкой агрессии к окружающим людям. Другие представления о мире порождают внутри вспышку следующих эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и жалости. Они в первую очередь ведут к абсолютному разрушению психического здоровья человека, соответственно, и его сознания.

    Гордыня и психология

    Этот грех часто становится признаком неверного воспитания. В раннем возрасте родители часто говорят своему ребёнку, что он лучше других. Однако получать похвалу и поддержку малыш должен, но только по конкретному, реальному поводу. Ложная похвала будет формировать завышенную самооценку, что неизменно приведёт к гордыне. Такие дети, повзрослев, не смогут реально оценивать собственные недостатки. Примером этому то, что они не знают с детства о критике в их адрес, и они будут не способны воспринимать её, будучи взрослыми.

    Как правило, такой грех приносит разлад в общение – ведь поддерживать дружескую связь с горделивым человеком сомнительное удовольствие. Никто не захочет с самого начала чувствовать себя приниженным, слушать длинные монологи о чьем-то совершенстве и правоте, отсутствие шагов к компромиссу не приведёт ни к чему хорошему. Горделивый человек никогда не признаёт таланты и способности другого.

    Гордыня в православии

    Это главный грех в православии, поскольку именно он является источником иных пороков человека: жадности, злости. Спасение души человека основывается на понятии – Господь превыше всего. Затем необходимо полюбить ближнего, принеся в жертву свои интересы и желания. Но гордыня не принимает долг перед другим человеком, ей не свойственно чувство жалости. Добродетель, которая искореняет гордыню, смирение.

    Причины гордыни

    Нынешнее общество навязывает мнение о том, что женщина вполне может обойтись без представителя мужского пола. Гордыня у женщин не признаёт семью, в которой мужчина главный и его мнение основное. Женщины в подобных отношениях не признают правоту мужа, постоянно проявляют свою самостоятельность ,как доказательство, и пытаются подчинить мужчину себе. Для таких женщин важно быть лидером и победителем, не отступая от своих принципов. Идти на жертвы ради собственной семьи для такой женщины не является возможным. Подобные картинки рисует нам современное общество.

    Тотальный контроль, привычка «капать на мозг» и женская раздражительность – отравляют семейную жизнь. Каждая ссора заканчивается только после того, когда мужчина признаёт собственную неправоту и Эго женщины побеждает. Принуждение мужчины, превозносить женщину по каждой мелочи, принижают чувство собственного достоинства, поэтому любовь умирает. И мужчина хочет разорвать всякие отношения.

    Избавиться от этого греха

    Когда человек понимает какой грех он несёт в себе, и появляется желание от него избавиться, то сразу возникает вопрос: как от него избавиться? Нельзя сказать, что сделать это очень просто. Ведь чтобы избавиться от плохого качества характера необходимо пройти долгий и сложный путь, осознать источники появления греха, и самое важное – приложить все усилия к избавлению, поскольку борьба будет идти с самим собой.

    Освобождение от этого греха – путь к познанию самого себя и Бога, каждый последующий шаг должен быть обдуманным и уверенным. Чтобы это сделать необходимо помнить такие правила:

    1. любить окружающий мир таким, каков он есть;
    2. научиться воспринимать любую ситуацию, происходящую в жизни без обид и возмущений, каждый раз выказывать благодарность Богу за посланное им, потому что все обстоятельства – это что-то новое и полезное;
    3. уметь видеть положительные стороны в любом положении, хоть далеко не всегда заметные по первому взгляду, поскольку часто осознание приходит спустя некоторое время.

    Боремся с гордыней

    Бывают такие ситуации, когда человек сам уже не может ничего с собой сделать, чтобы преодолеть гордыню. В такой ситуации следует попросить помощи у «старших товарищей», послушать их мудрые наставления и суметь не отказаться от них. Это поможет встать на путь истинный, путь сопротивления, а также даст возможность шагать далее в пути самопознания.

    Самый эффективный метод при борьбе с грехом – служение родным, социуму, миру и Богу. Отдавая себя другим, человек меняется, поскольку окружающая среда становится другой – чище, светлее и праведнее. Не зря мудрецы говорят: «Изменись сам – изменится все вокруг».

Читайте также:  Феномен наказания с психологической точки зрения имеет три функции
Источники:
  • http://pravoslavie.ru/29970.html
  • http://ikona-i-molitva.info/gordynya-i-gordost-v-chem-raznica-priznaki-izbavlenie-i-kak-borotsya-s-chuvstvom/
  • http://tayniymir.com/samorazvitie/gordyinya-i-gordost.html
  • http://pravoslavie.guru/bibliya/chem-strashen-greh-gordyni-i-kak-s-nim-borotsya-v-zhizni.html