Меню Рубрики

Глобальные проблемы человечества с точки зрения современной философии есть

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в разви­тии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, ко­торые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивает­ся единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем нача­лось в 60-е годы. В это время началась активная разработка тео­ретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был обра­зован Римский клуб — неправительственная международная ор­ганизация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 — 1984 гг.). Дея­тельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас — это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер(1875 — 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современно­го гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» — вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека ука­зывал и австрийский ученый Конрад Лоренц(1903 — 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­ла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм го существования в Космосе и новой миссии в нем.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Глобальные проблемы современности являются проблемами общечеловеческого масштаба.

Глобальные проблемы – это проблемы, которые охватывают весь мир и представляют угрозу для существования цивилизации. Решить их силами одного государства или даже группы государств нельзя. Здесь необходимо мировое сотрудничество на основе полного равноправия, уважения, суверенитета каждого участника, выполнения принятых обязательств, норм международного права.

Роль философии в осмыслении глобальных проблем современности

В решении сложных задач, на помощь человеку всегда приходила наука, которая помогала со временем преодолевать их. Однако, если какие-либо конкретные проблемы могут быть исследованы отдельной наукой, то глобальные проблемы в целом представляют собой сложную систему, охватывающую человека, общество и природу в их многообразных взаимосвязей и взаимозависимостей, что делает их изучение невозможным отдельными науками, рамки которых слишком узкие, чтобы видеть ту или иную проблему — объект их исследования — в контексте других глобальных проблем. А поэтому, независимо от того, какие конкретные задачи решает та или иная наука в решении глобальных проблем, необходимым условием является философский взгляд, философское осмысление как причин возникновения, обострения, так и основных предпосылок решения глобальных проблем современности.

Без такого широкого, выходил бы за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на проблемы, стоящие перед человечеством, в котором были бы отражены также все последующие достижения в различных областях знания, невозможны ни фундаментальные открытия, ни развитие науки вообще, ни тем более эффективное решение глобальных противоречий современности. При этом главная функция философии в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать непосредственное влияние на процессы выработки и практических решений. Следовательно, ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественнонаучные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую и этическую основу соответствующих решений со стороны этих наук.

Выделяя специфику философского осмысления глобальных проблем современности, можно выделить следующие важнейшие, характерные только для данной формы познания особенности:

1. Формируя мировоззрение, философия задает определенные ценностные установки, которые в значительной степени определяют направленность человеческой деятельности, а в соответствии и ее результаты.

2. Обобщая данные отдельных наук и теории, которые возникают в их недрах, философия дает таким образом интегрированный взгляд на глобальные проблемы современности.

3. Философия объясняет общественные явления и процессы в историческом контексте, формируя таким образом наиболее общие законы развития общества и природы. Поэтому в исследованиях глобальных проблем нацеливает на понимание их как закономерного явления и органически связанных с общественным прогрессом. Поэтому возникновение глобальных проблем рассматривается как результат объективного процесса противоречивого развития истории.

4. С философских позиций можно увидеть общую тенденцию развития глобальных проблем современности, динамику их взаимодействия и взаимообусловленность , в которой они находятся.

5. Выполняя культурологическую функцию, философия дает возможность развивать культуру человеческого мышления, а также знакомиться с культурой отдельных народов, в которой формируются определенные ценности, которые направляют человека на определенную деятельность. Без этого ни одна из проблем, стоящих перед человечеством, не может быть решена.

6. Результатом целостного видения естественноисторического процесса и диалектического подхода к его толкованию есть возможность более четкой ориентации в стремительно растущем потоке информации по глобальным проблемам современности.

7. Философия ставит вопрос о смысле жизни человека, смерти и без смерти, перед лицом угрозы глобальных проблем приобретает особую актуальность, поскольку предоставляет человеку духовной поддержки, которую ничем нельзя заменить. Ведь с будущим человек связывает все свои желания и надежды, а потому она хочет знать, насколько ее субъективные ожидания «вписываются» в реальные перспективы будущего.

И, наконец, еще одной важной методологической функцией философии является разработка целого ряда категорий, имеющих непосредственную связь с современными актуальными проблемами человечества и которые играют большую роль в осмыслении и понимании объективных тенденций мирового развития: «при -рода «,» культура «,» общество «,» цивилизация «,» НТР «,» общественный прогресс «и другие.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Философия глобальных проблем человечества

1.Сущность, классификация и истоки основных проблем современности

Проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные — это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара. Локальные — существующие в пределах региона. Основные глобальные проблемы современности связаны с перспективами взаимоотношения человечества с природой Земли и ближнего космоса в ходе как мирного развития так и в результате глобального военного конфликта. Перечислим и коротко сформулируем самые важные из глобальных проблем.

Проблема урбанизации. Рост городов и населенных пунктов привел к существенным перестройкам лика Земли, сокращению числа одних видов, росту численности — других, в том числе вредных для человека и народного хозяйства. Каким способом удастся скомпенсировать эти нарушения?

Проблема демографического кризиса. Сущность проблемы состоит в том, приведет ли дальнейший рост населения к необратимым разрушительным последствиям для человечества и биосферы ?

Проблема сырьевого кризиса. Здесь суть проблемы — приведет ли рост использования сырья (как органического так и минерального) к его исчерпанию?

Проблема энергетического кризиса — не будут ли исчерпаны в результате научно-технического прогресса и экстенсивного развития производства все доступные для человечества источники энергии?

Проблема экологического кризиса — может ли рост человечества и научно-технической прогресс необратимо разрушить биосферу Земли?

В 18 веке закончились великие географические открытия. Размеры Земли и очертания континентов оказались описанными с высокой точностью. Человечество стало задумываться о глобальных проблемах, т. е. проблемах существующих в масштабах всего Земного шара. Важнейшие из них четко и последовательно изложил английский ученый 18 века Томас Мальтус. В своей книге «Эссе о принципах народонаселения» он предостерег современников, что поскольку число людей, живущих на Земле постоянно растет, то способность планеты обеспечивать их рано или поздно будет исчерпана. Человечество в то время росло со скоростью геометрической прогрессии. При таком росте население должно было рано или поздно превысить любое сколь угодно большое число. Поскольку ресурсы Земли, хотя и велики, но конечны, то рано или поздно они неминуемо будут исчерпаны. Аргументацию Мальтуса при поверхностном рассмотрении можно считать научной. Вместе с тем она оказалась ущербна с точки зрения философии. Ученый не учел того философского положения, что ни один процесс не может бесконечно развиваться по одному и тому же закону. Идеология катастрофизма, проповедником которой он выступал, возникла задолго до него в рамках религиозного мышления. Большинство религий мира предсказывали глобальные потрясения и гибель человечество . В основной книге христианской религии — Библии (Новый завет) есть раздел «Апокалипсис», предсказывающий жуткие катаклизмы и картину гибели Земли. Такие пророчества широко использовались в политике и идеологии, причем особо широко их применяли носители реакционных политических доктрин.

Читайте также:  Исправление плохого зрения без помощи очков

Несмотря на мрачные пророчества Мальтуса, подкрепленные логическими рассуждениями, ни один из ресурсов на планете к началу 21-го века не оказался исчерпанным. .

Выдающийся русский геолог и философ Владимир Иванович Вернадский (1863 — 1945) писал, что в ХХ веке человечество стало геологической силой планетарного масштаба, определяющей многие стороны существования как сферы жизни — биосферы, так и сферы разума – ноосферы.

Увеличивается численность людей на планете, растет их средняя продолжительность жизни. Это свидетельствует о том, что в целом состояние человека разумного как биологического вида, удовлетворительно. Такое следствуие можно вывести на основе классического эволюционного учения, созданного английским биологом Чарлзом Дарвиным( 1809 — 1882) [11]. Согласно ему, есть только один объективный и абсолютный критерий процветания вида — увеличение его численности. Однако, благоприятное состояние человечества может смениться неблагоприятным. Численный рост людей и научно-технический прогресс оказывают все возрастающее влияние на природу, которое может иметь трагические последствия. Глобальные катастрофы, могущие резко уменьшить население Земли, становятся все более вероятными. Необходимо прогнозировать итоги любой нашей победы над природой, которая может обернуться поражением с самыми трагическими последствиями для человечества.

Абстрактная охрана природы должна сменяться конкретно разработанной стратегией рационального природопользования. Любая деятельность человека так или иначе влияет на природу. Запретить всю хозяйственную деятельность невозможно и не нужно. Необходимо вести её рационально с привлечением данных экологии и других наук.

Некоторые из форм воздействия человека на природу — например, связанные с добычей нефти, использованием ядерной энергии — порой приобретают катастрофический характер. Однако отдаленные и окончательные последствия экологических катастроф подчас оказываются неожиданными , по крайней мере для тех, кто опирается на упрощенные представления о законах экологии.

Приведем несколько примеров. Выбросы нефти в океан из скважин, в результате аварий танкеров, могут приобретать характер катастроф. Однако, последствия их неоднозначны. Незначительные выбросы увеличивают биологическую продуктивность и биологическое разнообразие в океане. Значительные выбросы — уменьшают. Участки суши, загрязненные нефтепродуктами, подчас становятся непригодными для многих форм природопользования. Однако, биологическое разнообразие в местах загрязнения нефтью, оказывается приблизительно таким же, как и в чистых местах. Дело в том, что нефть — органическое соединение, которое усваивается многими живыми организмами. При избытке нефти увеличивается количество организмов, усваивающих её и уменьшается количество организмов, не способных усваивать нефть. Так что избыток нефти в природной среде может быть и полезным и вредным. Приведем ещё один известный пример. 26 апреля 1986 г. произошла крупная экологическая катастрофа — взрыв Чернобыльской атомной станции. В природу попало от нескольких тонн до нескольких десятков тонн радиоактивной руды, содержащей несколько десятков килограмм чистых радиоактивных элементов. Основу этих вещество составили долгоживущие изотопы, включая плутоний — 239 с периодом полураспада 24 065 лет. Трудно было ожидать, что в обозримом будущем ситуация в районе катастрофы улучшиться. Тем не менее, оказалось, что природные возможности естественной самоочистки очень велики. К 1988 г. экологическая обстановка стабилизировалась. Биологическое разнообразие и биологическая масса в зоне Чернобыля оказалась даже выше, чем до катастрофы. По данным как российских, так и зарубежных экспертов, продолжительность жизни чернобыльцев превысила среднюю продолжительность жизни других слоев населения (за счет лучшего материального обеспечения и большего внимания врачей к их здоровью).

Эти факты свидетельствуют о том, что последствия экологических катастроф могут оказаться обратными ожидаемым и для прогнозов необходимо привлекать весь арсенал современной науки

2.Экологические проблемы урбанизации

Одно из важный направлений преобразования поверхности Земли — урбанизация. Вот некоторые цифры. К 2010 году 56.5% населения планеты будет жить на урбанизированных территориях, а в 2025 — 61%, что будет составлять 5 миллиардов против 2.4 миллиардов в 1995 г.. Рост городов уже привел и будет приводить впредь к созданию новых для планеты обширных экологических ниш, которые по законам глобальной экологии не могут оставаться пустыми. Идет интенсивный процесс освоения этих ниш животными, многие из которых вредны для человека и препятствуют хозяйственной деятельности. Классическим животным урбанизированных биоценозов является рыжий таракан. В начале века эти насекомые фиксировались как единичные, сейчас стали повсеместными. Благодаря феромональному способу обмена информацией, эти насекомые собираются в экологически благоприятных для них местах в огромном количестве. Повсеместно наступают крысы . Расширяют свою нишу менее традиционные для городов фараоновы муравьи, термиты и т.д. Наступают на города иксодовые клещи, прежде обитавшие лишь в лесной зоне. Только в Праге зарегестрировано 22 вида из пяти родов комаров. Подчас в нетрадиционных местах появляются такие паразиты, которые считались почти вымершими. Последние годы в Германии и Израиле расплодились вши нескольких видов. Городские животные приобретают существеные биологические отличия от своих диких сородичей. Городские животные вступают в определенные взаимоотношения. Один вид подчас распространяется с помощью другого . Так возникает устойчивая связь вшей с крысами. Мыши вступают в тесные экологические взаимоотношения с иксодовыми клещами. Городские расы комаров распространяют малярийный плазмодий, вызывающий малярию — болезнь, о которой человечество стало забывать. Только в Австралии регистрируется по 1 000 случаев этого заболевания в год в урбанизированных биоценозах. Помимо переноса болезней, городские вредители приносят и другой вред. Тараканы вызывают массовые аллергии. Термиты, которые уже проникли в Европу, разрушают деревянные постройки и т.д. Многие из городских животных демонстрируют высокую резистентность и пластичность, бороться с ними трудно. Устойчивость рыжих тараканов к инсектицидам непрерывно растет. При этом возможности выживания у них настолько велики, что даже при гибели 99% насекомых, оставшийся 1% резистентных особей за несколько поколений полностью восстанавливает популяцию. Это — одно и частных проявлений устойчивости биосферы. Есть ли возможность противодействовать процессу распространения вредных для человека организмов? Интересен 40-летний опыт использования ювеноидов — аналогов ювенильного гормона насекомых. Это вещество — инсектицид третьего поколения — якобы, специфично только для насекомых и не несет плохих экологических последствий. Оно направленно нарушает протекание онтогенеза определенных групп насекомых. Изучение ювенильного гормона и его аналогов стало целым разделом фундаментальной энтомологии. Практический результат применения этих веществ оказался ничтожным. То же самое справедливо и по отношению к другим средствам борьбы с вредителями. Биосфера предельно гомеостатична и может себя защищать от воздействий со стороны человека.

Контроль над распространением вредных организмов — одна из глобальных проблем человечества. Решая ее, необходимо помнить следующие положения, сформулированные современной экологией:

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Человеческое общество всегда сталкивалось и, видимо, будет сталкиваться с различными проблемами. Однако далеко не все из них являются глобальными. В России многие люди живут за чертой бедности. В США террористы разрушили Всемирный торговый центр и Пентагон. В Прибалтийских республиках нарушаются права русскоязычного населения. В Англии происходят столкновения между протестантами и католиками. Все эти проблемы являются очень серьезными, так как они связаны с жизнью многих людей. Тем не менее они не затрагивают интересы всего человечества. Поэтому они не являются глобальными.

К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего человечества.

Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:

• Распространение массовых заболеваний.

• Угроза войны с применением оружия массового поражения.

• Истощение природных ресурсов планеты.

• Углубление экологического кризиса.

• Неравномерное социально-экономическое развитие регионов и государств планеты.

• Глобальное изменение климата.

• Увеличение сейсмической активности земной коры.

Вышеотмеченные проблемы в той или иной мере признаются большинством специалистов. Однако есть и такие глобальные про блемы, обсуждение которых замыкается узким кругом исследователей-профессионалов, так как далеко не все из них признают, что такие проблемы существуют или представляют реальную опасность для человечества. В качестве примера здесь можно назвать следующие.

Потенциальная опасность столкновения Земли с космическими телами (метеориты, кометы, астероиды), от которых на данный момент средств защиты не существует. Такие столкновения могут быть очень опасными и привести к гибели всего человечества и животного мира Земли.

Негативное психо-энергетическое влияние «внутреннего космоса» планеты (так называемых тонких миров), причиной которого являются духовная дисгармония и отрицательный пси-хо-эмоциональный фон ноосферы человечества.

Сущность и пути преодоления глобальных проблем

Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин.

Все отмеченные выше глобальные проблемы в самом общем виде имеют три причины:

• духовное несовершенство человека;

• противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;

• объективные природные процессы.

Подавляющее большинство проблем связано с первой и второй причинами. Некоторые проблемы, как полагают специалисты, обостряются под действием всех трех причин (глобальное изменение климата, увеличение сейсмической активности). И лишь одна из указанных проблем целиком связана с природными процессами или, по крайней мере, влияние человека и общества здесь не установлено (столкновение планеты Земля с космическими телами).

Таким образом, мы видим, что почти все глобальные проблемы связаны с сознанием или мировоззрением человека, развитие которых, очевидно, отстает от стремительного изменения объективной действительности в науке, политике, экономике, культуре, демографии, технике. В условиях современной цивилизации в сотни и тысячи раз обостряется ответственность человека за свою деятельность. Так, еще несколько столетий назад самая большая война не грозила гибелью для всего человечества. Теперь же военный конфликт с применением оружия массового поражения по своим последствиям непредсказуем. Ядерное оружие может уничтожить не только цивилизацию, но и все живое на планете.

Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоззрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этические, экологические и культурные приоритеты.

Современный человек должен полностью осознавать свою личную ответственность за судьбу планеты, он должен понимать, насколько сложной и вместе с тем хрупкой является экологическая система Земли, как легко нарушить природный баланс и трудно его будет восстановить. Человечество подошло к такому рубежу своего исторического развития, когда уже становится невозможно отгородиться от мировых проблем границами своего государства — террористы, ураганы, землетрясения, цунами, экологические катастрофы, эпидемии не признают никаких границ.

Рассмотрим теперь некоторые из глобальных проблем подробнее и попробуем понять, как их можно преодолеть.

• Духовное развитие человечества всегда было сложным и противоречивым. Тем не менее трудно найти в истории период, в котором духовная культура, моральные устои общества подвергались бы такому испытанию, как в XX — начале XXI века. Не случайно понятие «духовный кризис» прочно вошло в современный философский и научный лексикон.

В чем же проявляется современный духовный кризис? В подрыве духовных основ личности и нарастании множества разрушительных социальных явлений. К таким явлениям можно отнести потерю смысла жизни и этических ориентиров многими нашими современниками, пьянство и наркоманию, проституцию и сексуальные отклонения, стремление многих людей исключительно к материальному обогащению и чувственным наслаждениям, рост преступности и всевозможного насилия, массовые стрессы и психические заболевания, социальный эгоизм и нетерпимость и некоторые другие.

Законодательные, полицейские, медицинские меры в преодолении этих пороков оказываются неэффективными без обращения к внутреннему миру человека и его духовным принципам. Что же их укрепляет и развивает? Духовные учения, образование, философия, наука, высокое искусство — все, что относится к сфере подлинной духовной культуры человечества. Очевидно, что проблема духовного кризиса — это проблема мировоззрения человека и духовной культуры общества. Именно в этих направлениях необходимо концентрировать усилия для преодоления духовного кризиса.

Когда говорят о распространении массовых заболеваний, то, прежде всего, подразумевают кардиологические, онкологические, инфекционные и психические заболевания. Так, например, ежегодная смертность кардиологических и онкологических больных по всему земному шару исчисляется многими миллионами. Стремительно распространяется СПИД. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2001 году ВИЧ-инфекцией в мире было поражено 35 миллионов человек. До 2001 года СПИД явился причиной смерти 22 миллионов человек. В конце XX века, по данным Министерства здравоохранения России, в десятки раз увеличилась динамика психических отклонений.

Причин роста числа заболеваний множество — неправильный образ жизни и питания, загрязнение окружающей среды, стрессы и неумение большинства людей контролировать свой внутренний мир и управлять нервно-эмоциональными реакциями организма, половые отклонения и недостаток психической энергии.

Читайте также:  Кто из офтальмологов делал коррекцию зрения

Специалисты полагают, что проблема массовых заболеваний должна решаться с двух сторон. Во-первых, необходима популяризация здорового образа жизни, правильного питания, сбалансированной физической и умственной активности, систем естественной профилактики и оздоровления (очистительные процедуры, физические упражнения и диетическое питание, курсы релаксации и аутотренинга, йогические методики саморегуляции и др.). Во-вторых, необходима разработка новых методов медицинской терапии — новых технологий лечения массовых заболеваний и новыхлекарств. Например, вакцины против СПИДа, кардиостимуляторов, препаратов, блокирующих неконтролируемый организмом рост клеток, технологий психокоррекции человеческого сознания.

В XX столетии человечество научилось производить оружие массового поражения (ядерное, химическое, биологическое). Научный разум на этом поприще добился поистине впечатляющих «успехов». Одной капли боевого химического реактива хватит, чтобы отравить целое озеро. Один реактивный снаряд с биологическим наполнителем при взрыве в воздухе способен поразить население целого города. Один ядерный подводный ракетоносец способен превратить в руины целое государство. К началу XXI века в арсеналах государств блока НАТО, России, Китая, Индии и других стран хранились тысячи тонн химических и биологических боевых отравляющих веществ, тысячи ядерных боеголовок, которых хватило бы на многократное уничтожение всех городов земного шара и всего живого на Земле. Зачем людям такое количество такого разрушительного оружия?

Ученые смоделировали и доказали, что война с применением оружия массового поражения уравнивает победителей и побежденных. Высокая радиация, отравление окружающей среды или «ядерная зима» поставят всех — побежденных и победителей — в одинаковые условия — на грань жизни и смерти. Когда два человека сидят в пороховом погребе, какая разница, кто первым из них взорвет свой заряд в надежде поразить другого? Пока оружие массового поражения не уничтожено, планета представляет собой такой пороховой погреб, подвергающий смертельной угрозе все человечество. Поэтому необходимы постепенное сокращение, а затем уничтожение и полное запрещение производства оружия массового поражения для всех стран планеты.

В прошлом веке человечество впервые осознало угрозу истощения природных ресурсов на своей планете — нефти, угля, рудно-минерального сырья, запасов чистой воды, лесных и
плодородных массивов, рыбы и т. д. Пока эта проблема не является самой актуальной. Однако если использование сырья будет возрастать прежними темпами, общество уже в
XXI веке может столкнуться, например, с полным истощением запасов нефти, что приведет к парализации авто-, авиа- и водного транспорта, многих видов химического производства
и других промышленных объектов.

Где же искать выход? Ученые предлагают разрабатывать и внедрять ресурсосберегающие и безотходные технологии производства, активнее использовать энергию Солнца, ветра, воды, ядерную энергию, искать новые источники энергии, ограничивать потребление ресурсов, осуществлять промышленную разработку недр планет Солнечной системы.

Одной из острейших проблем современности является экологический кризис. Многие думают, что он заключается только в загрязнении окружающей среды. Но это не так. С фило софской точки зрения, экологический кризис есть негативное влияние деятельности человека на природу. Последствия такой деятельности проявляются не только в отравлении земли, воды и воздуха промышленными отходами, но и в разрушении озонового слоя планеты и устойчивых экологических систем. Например, массовая вырубка лесов понижает процент кислорода и увеличивает количество углекислого газа в атмосфере. Непродуманное нарушение водного баланса региона (при строительстве плотины или изменении русла реки) может привести к гибели многие виды животных и растений, распространению вредных насекомых, появлению болот или пустынь.

Решение экологической проблемы предполагает целый комплекс мер. Среди них большое значение имеют: изменение отношения людей к окружающей среде, строительство очистных сооружений на производствах, замена тепловых электростанций и двигателей внутреннего сгорания на новые, экологически безопасные аналоги, сокращение выбросов углекислого газа и фреона в атмосферу, сохранение природного экологического баланса регионов и многие другие.

Сущность демографической проблемы заключается в крайне высоких темпах прироста населения в некоторых странах и регионах планеты (Китай, Индия, Южная Америка). В результате, несмотря на падение рождаемости в Европе, Северной Америке, России, общее количество населения земного шара стремительно возрастает. Чем это грозит? Некоторые аналитики полагают, что Земля способна прокормить лишь ограниченное количество людей. Например, называется цифра в 10 миллиардов. Если динамика роста сохранится, то, по разным оценкам, современная шестимиллиардная цивилизация достигнет этого предела уже через несколько десятков лет.

Многие специалисты отмечают, что при равномерном расселении людей и эффективно организованном промышленном и сельскохозяйственном производстве планета может обеспечить жизнь, по крайней мере, пятидесятимиллиардной цивилизации. Однако проблема от этого не становится менее острой. Дело в том, что социально-экономическая и культурная инфраструктура государств отстает в своем развитии от темпов роста населения. Эти два процессадолжны быть синхронизированы. Поэтому Китай, Индия и другие страны проводят жесткую политику, направленную на снижение прироста населения.

Проблема терроризма и насилия имеет социокультурные корни. Однако она упирается не только в морально-этические принципы и правосознание человека. Во многих случаях тер- pop — крайняя мера борьбы с обществом за свои права и свое мировоззрение. Следовательно, общество должно, прежде всего, обеспечить людям элементарные права и свободы — право на жизнь и труд, на образование и свободу совести, на собственность, свободу мышления и слова. Здесь весьма важную роль играет политическая, экономическая и социокультурная поддержка развивающихся государств, население ко- торых порой лишено многих возможностей и прав. Существенное значение имеет и расширение межкультурного диалога, позволяющего народам лучше понимать, а следо- вательно, и уважать, ценности и традиции друг друга.

Особая проблема — деятельность антиобщественных, социально-опасных группировок, террористическая деятельность которых имеет криминальные причины. Здесь решающее слово должно при надлежать законодательным и правоохранительным органам. Причем особую актуальность сейчас приобретает их международное сотрудничество и выработка единых стандартов правовой оценки и противодействия терроризму. Оказалось, что, например, западные страны в проблеме терроризма придерживаются политики двойных стандартов. Такая политика по своей сути очень опасна и не позволяет мировому сообществу консолидированно бороться с терроризмом.

В XX столетии наука зафиксировала нарастание глобальных климатических изменений на планете. Ученые полагают, что происходит постепенное потепление. В некоторых странах, например в России, за последние четверть века это стало очевидно даже неспециалистам. В средней полосе зимы стали менее снежными, лето — более жарким. У берегов Европы наблюдается подъем воды в Атлантическом океане, который, по некоторым оценкам, происходит из-за таяния снегов и льдов на полюсах.

Вместе с тем во многих странах мира наблюдаются погодные аномалии. Например, выпадает снег в Африке и в южных широтах Америки. По всему земному шару метеорологи отмечают резкие перепады температур, давлений, увеличение опасных атмосферных явлений (ураганы, тайфуны, ливни, крупный град, внезапные сильные снегопады и т. д.).

В течение последних нескольких сотен лет наблюдается и нарастание сейсмической активности земной коры. Землетрясения становятся все более частыми и разрушительными. Подводные землетрясения вызывают огромные океанские волны (цунами). Например, в 2004 году мощное цунами в Юго-Восточной Азии погубило более 250 тысяч человек.

Что является причиной этих процессов? Исчерпывающего ответа наука пока дать не может. Однако многие ученые склоняются к точке зрения, согласно которой изменение климата и нарастание сейсмоактивности может зависеть не только от объективных природных причин, но и от деятельности человека. Так, например, полагают, что ядерные взрывы вызывают колебания земной коры. Увеличение углекислого газа в атмосфере создает «парниковый эффект». Ментально-психическая дисгармония человечества порождает электромагнитные флуктуации энергетического поля планеты, что вызывает как атмосферные, так и сейсмические явления.

Объективные причины рассматриваемых процессов некоторыми исследователями связываются с периодически возникающими изменениями наклона земной оси и дрейфом магнитных полюсов планеты. Предполагают, что такие изменения уже происходили в глубокой древности. В результате климат и географические очертания материков претерпевали кардинальные трансформации. Так, последователи некоторых философских систем (теософия, Живая Этика и др.) полагают, что под действием подобных глобальных процессов в далеком прошлом были разрушены огромные материки Лемурия и Атлантида. Но что вызывает изменение наклона земной оси и смещение магнитных полюсов? Вопрос пока остается открытым.

Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических, демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необходимость широкого международного сотрудничества стран и народов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — политической, экономической и культурной интеграции в единое планетарное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зависеть

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глобальные проблемы человечества в философском измерении

Сущность и характеристики глобальных проблем человечества: философский аспект анализа. Направления грядущего глобального развития и поиск путей и возможностей разрешения глобальных проблем. Философское понимание существования будущих поколений.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.02.2014
Размер файла 24,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность глобальных проблем

2. Пути решения глобальных проблем

3. Философское понимание будущего человечества

Список использованной литературы

На современном этапе развития человечества формируется единая общечеловеческая цивилизация. Этот процесс, происходящий по всей планете, является непростым и длительным. Поэтому проблемы взаимодействия человека и природы, человека и техники, человека с другими людьми стали носить глобальный характер.

Глобальные проблемы современности — тема необъятная. Ни одна наука не может претендовать на их всестороннее рассмотрение, но каждая имеет свой аспект изучения. Имеет такой аспект и философия. Она в этой области, во-первых, разрабатывает методологию и мировоззренческие аспекты глобальных проблем, способствует правильной их постановке; во-вторых, философия исследует научные и социальные пути решения этих проблем, обеспечивает комплексный системный подход, интеграцию науки и практики; в-третьих, философия концентрирует внимание на гуманистических аспектах глобальных проблем. Философское осмысление глобальных проблем современности составляет важный аспект философской культуры человека, является показателем его цивилизованности и широты рационального восприятия реальности нынешней действительности.

«Философия играет значительную роль в решении глобальных проблем, хотя и существует мнение, что она изучает слишком общие вопросы, достаточно отвлеченные от повседневной жизни и практики людей. Однако это не совсем правильное, а точнее, поверхностное суждение о философии. ибо хорошо известно, что обобщающие теории, если рассматривать их в более широкой перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных областей знания. Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие политических и других решений, хотя и этот момент вовсе исключать не следует. Но все-таки главная ее функция состоит в том, чтобы формировать мировоззрение и тем самым оказывать опосредованное влияние на процесс выработки практических решений. Ее задача не в том, чтобы непосредственно рассматривать естественно-научные или технические аспекты глобальных проблем, а в том, чтобы обеспечить мировоззренческую, методологическую, культурологическую, этическую основу соответствующих решений со стороны других наук». Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — С. 403-404.

Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

Цель работы — рассмотреть особенности глобальных проблем и основные направления их разрешения.

1. дать определение глобальным проблемам, раскрыть их основные характеристики;

2. определить основные пути разрешения глобальных проблем;

3. рассмотреть философское понимание будущего человечества.

1. Сущность глобальных проблем

Термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом.

«Глобальные проблемы — это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества. ». Губин В.Д. Основы философии: учеб пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. — С. 216.

Особенности глобальных проблем:

· глобальные проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и судьбу всего человечества.

· для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и объединение усилий по крайней мере большинства населения планеты;

· эти проблемы являются объективным фактором мирового развития и не могут быть проигнорированы кем бы то ни было;

· нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к серьезным, возможно, непоправимым последствиям для всего человечества и среды его обитания;

· все они находятся в такой сложной взаимозависимости, что решение одной из них предполагает, по крайней мере, учет влияния на нее других проблем.

Классифицировать глобальные проблемы можно по следующим группам:

1. Группа актуальных политических проблем, которая включает в себя недопущение военных действий между государствами с применением оружия массового поражения, прекращение производства ядерного и иных особо смертоносных видов оружия (химического, бактериологического), предотвращение «расползания» такого рода оружия (т.е. овладения им все новыми и новыми государствами).

Читайте также:  Материя с точки зрения субъективного идеализма

2. Экологическая группа глобальных проблем, связанных с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации.

3. Самостоятельную группу образуют проблемы ресурсообеспечения настоящего и будущих поколений людей. Сюда относятся проблемы обеспечения продовольствием и энергией, проблемы экономного, рационального использования истощающихся минерально-сырьевых, водных и других природных ресурсов.

4. Группа актуальных социальных проблем, к которым относятся: демографическая проблема (связанная с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли), проблема борьбы с наиболее опасными, быстрораспространяющимися заболеваниями (СПИД и др.), проблема предотвращения биологической, в частности, генетической катастрофы, тесно связанная со многими политическими, экологическими, технико-экономическими (размещение опасных для здоровья людей промышленных объектов и т.д.) проблемами.

5. В особую группу можно выделить проблемы преодоления отсталости большинства стран «третьего мира», устранения существующего разрыва между уровнями экономического развития этих стран и наиболее богатых государств мира, что, в свою очередь, требует решения проблемы гигантской финансовой задолженности многих развивающихся стран. В эту же группу входят проблемы ликвидации неграмотности, сохранения культурного наследия и другие проблемы, чрезвычайно актуальные для народов, населяющих наименее развитые регионы мира.

Конечно, приведенная выше классификация в какой-то мере относительна, ибо различные группы глобальных проблем вместе взятые образуют единую, чрезвычайно сложную, многофакторную систему, в которой все компоненты диалектически взаимосвязаны. Необходимо также учесть, что глобальные проблемы не возникают где-то рядом с ранее существовавшими и носившими локальный характер проблемами, а органично вырастают из них.

Каковы же причины возникновения глобальных проблем?

Одни ученые возникновение этих проблем видят в научно-техническом прогрессе, его издержках.

Другие ученые причину возникновения современных глобальных проблем связывают с разрушительными свойствами самого человека, в частности с его природной агрессивностью, стремлением к безграничному потреблению, отсутствием общих целей развития.

Марксистские ученые в качестве основной причины появления глобальных проблем обычно называют частнособственнические общественные отношения, которые, по их мнению, приводят к социально-экономической, политической, идеологической поляризации общества, в результате чего и складывается противоречивое отношение людей к природе и друг другу.

Есть и такая точка зрения, которая связывает причину появления глобальных проблем в современной человеческой истории с эгоизмом и леностью людей. Люди не стремятся думать и делать что-либо для других поколений, поскольку во многом не являются компетентными в отношении будущего.

2. Пути решения глобальных проблем

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно.

В представлении некоторых ученых взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем образуют некий «порочный круг» неразрешимых для человечества бедствий, которых либо вообще нельзя избежать, либо единственное спасение от них состоит в немедленном прекращении экономического роста и роста населения. Такой подход к глобальным проблемам сопровождается различными пессимистическими прогнозами будущего человечества.

В противоположность подобным пессимистическим настроениям многие ученые в своих взглядах на будущее придерживаются социального оптимизма, продиктованного убеждением в том, что человечество обладает необходимым интеллектуальным потенциалом и материальными ресурсами для решения глобальных проблем, как бы сложны они ни были. Поэтому и в теории и на практике для оптимистически настроенных ученых и политических деятелей во всем мире, озабоченных выживанием человечества и сохранением цивилизации, характерен конструктивный подход к глобальным проблемам.

Большинство ученых сегодня уверены, что нельзя отдельно взятые глобальные проблемы современности рассматривать отдельно друг от друга. Необходим комплексный, системный подход с использованием научно-технологических, экономических и политических средств.

Другой составляющей комплексного решения глобальных проблем современности должно стать повышение культурного и нравственного уровня человечества, понимание каждым человеком его личной ответственности за судьбу планеты.

Большое внимание следует уделять следующим направлениям решения глобальных проблем современности:

· рациональное использование природных ресурсов;

· защита природы от некомпетентного вмешательства;

· борьба с загрязнением окружающей среды.

Одна из важнейших задач сегодняшнего дня — устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда — стремление к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.

Важными направлениями грядущего глобального развития должны также стать:

· поиски и освоение новых источников энергии (термоядерной, солнечной и др.);

· интенсификация сельскохозяйственного производства на основе нетрадиционных способов ведения животноводства и земледелия («вторая зеленая революция»);

· освоение ресурсных потенциалов Мирового океана (который производит половину биомассы на нашей планете и в недрах которого содержится огромное количество всевозможных полезных ископаемых);

· мирная «индустриализация» космоса, на базе которой можно будет получать немало ценных веществ (требующих для своего производства высокого вакуума или невесомости), интенсивно развивать различные виды связи и т.д.;

· информатизация общества на основе бурного развития компьютерной техники, всех средств телекоммуникации, принципиально новых способов хранения и воспроизведения информации;

· преодоление целого ряда опасных заболеваний, создающих на сегодняшний день серьезную угрозу жизни и здоровью людей.

Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств, как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет Организация Объединенных Наций, ее различные учреждения.

«Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области защиты биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам». Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 503.

3. Философское понимание будущего человечества

Во второй половине ХХ века обострился интерес исследователей к проблемам будущего человечества. В связи с этим все возрастающую роль в сфере социальных наук стала играть футурология (от лат. «футурум» — будущее), т.е. совокупность научных представлений о перспективах развития человеческой цивилизации.

С начала 70-х годов широкую известность получили глобальные прогнозы, оформлявшиеся в виде докладов Римскому клубу. Термин «Римский клуб» обозначает международную общественную организацию, созданную в 1968 г. и призванную способствовать пониманию особенностей развития человечества как глобальной целостности в условиях научно-технической революции.

Особое внимание предвидению будущего в различных формах отводилось и в истории философии, и в общественной мысли в целом. В сложившихся условиях вопросы социального предвидения приобретают исключительно важное теоретическое и методологическое значение, а их разработка становится одной из актуальных задач философской мысли. Действительно, философия, которая не занимается будущим, будущего не имеет.

Предвосхищение будущего, научное социальное предвидение предъявляют к человеческому интеллекту постоянно возрастающие требования. Для того чтобы предвидеть будущее и найти практические средства для решения настоятельных проблем нашей эпохи, явно недостаточно простого здравого смысла и мышления, опирающегося на стереотипы и традиционный опыт прошлого. Задача науки — дать реальное представление о будущем, исходя из принципов, на которых вообще держится весь фундамент научного знания, и прежде всего исходя из принципа объективности.

Говорить о будущем означает не только демонстрировать нашу философскую, интеллектуальную любознательность, но и заострить внимание на проблеме выживания человечества.

Особая актуальность проблемы предвидения будущего продиктована сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего загрязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непосредственно угрожают существованию людей.

Человечество из поколения в поколение прокладывало себе путь в будущее, преодолевая при этом самые различные препятствия как естественного, так и социального характера. Никакого заранее уготованного и ожидающего нас будущего не существует. Оно может быть только таким, каким создадут его сами люди, но, конечно, не по своему произвольному усмотрению, а считаясь с реальными обстоятельствами, опираясь на находящиеся в их распоряжении экономические ресурсы и интеллектуальный потенциал, в соответствии с объективными закономерностями и тенденциями.

человечество философский глобальный проблема

Прошлое, настоящее и будущее человечества органически соединены между собой общими закономерностями поступательного развития общества, которые уходят в глубь веков и проникают в обозримую историческую перспективу. Настоящее — это итог всей предшествовавшей всемирной истории и вместе с тем колыбель его будущего. Будущее человека уже объективно содержится в его настоящем как в материальном, так и в духовном отношении. Оно предстает результатом творческой, практической деятельности людей, которые могут созидать будущее, лишь используя так или иначе то, чем они реально располагают в настоящем. Свобода, которой обладает человечество в отношении своего будущего, похожа на свободу творческой мысли архитектора: создавая проект своего здания, он должен считаться и с материалом, которым располагает, и со средствами, которые имеет в своем распоряжении, и с местностью, где здание воздвигается. А то, каким предстанет это здание в глазах его современников и потомков, в огромной, если не решающей мере зависит от его интеллектуального потенциала.

Человечество может выжить, успешно вступить в третье тысячелетие только в том случае, если будет выработана такая стратегия его развития, которая позволит преодолеть беспрецедентный вызов, бросаемый ему глобальными проблемами современности. Подобная стратегия, требующая нового стиля научного и политического мышления, является императивом современной эпохи.

Очевидно, что не только нам без принципиально новых связей с западным миром, но и странам Запада без нас эту глобальную стратегию не осуществить. Необходим активный обмен опытом экономических, политических и других реформ, научно-техническими, экологическими и другими достижениями.

Принципиальное преодоление глобальных проблем — дело не только чрезвычайно сложное и долгое, но и не имеющее пока однозначных ответов, окончательных решений по поводу того, как добиться желаемых результатов. Вместе с тем многие исследователи связывают преодоление глобальных кризисов с формированием и укреплением в массовом сознании новой этики, с развитием культуры и ее гуманизацией. Веские основания для этого есть, ибо жизненная позиция людей, их образ действий, реальные поступки, а в конечном счете и результат, к которому они стремятся.

Список использованной литературы

1) Балашов Л.Е. Философия: учеб. М., 2009. 664 с.

2) Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 447 с.

3) Введение в курс философии: Учебное пособие / Под ред. акад. Файзуллина Ф.С. Уфа: УГАТУ, 1996. 336 с.

4) Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. М.: Республика, 2003. 623 с.

5) Вечканов В.Э., Лучков Н.А. Философия: учеб. пособие. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. 136 с.

6) Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 503 с.

7) Губин В.Д. Основы философии: учеб пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. 288 с.

8) Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2000. 438 с.

9) Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия: учеб. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 512 с.

10) Философия под ред. Харина Ю.А. Минск: ТетраСистемс, 2006. 448 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Классификация глобальных проблем современности. Философское понимание будущего в условиях глобальных проблем. Научное предвидение, социальное прогнозирование и уровни прогнозирования. Описание основных глобальных проблем и взгляд философов на их решение.

реферат [36,1 K], добавлен 05.12.2014

Глобальные проблемы человечества: понятие, классификация, пути преодоления. Проблемы экологии и ресурсов. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия. Военные конфликты в современном мире. Концепции дальнейшей судьбы человечества.

контрольная работа [40,1 K], добавлен 18.03.2011

Понятие глобальных проблем человечества, их сущность и особенности, классификация и разновидности. Основные проблемы в системе «общество-природа» и «индивид-общество», их отличительные черты, возможные последствия и пути разрешения на данном этапе.

реферат [16,3 K], добавлен 15.02.2009

Глобальные проблемы как совокупность проблем человечества, основные критерии их выделения. Моральное содержание глобальных проблем современности. Понятие толерантности, ее принципы и взаимосвязь с моральным сознанием, роль нравственности и обычаев.

реферат [21,9 K], добавлен 18.08.2011

Развитие научной теоретико-мировоззренческой мысли ХХ и текущего столетия. Представление о наличии и возможных путях разрешения глобальных проблем, их классификация и основные разновидности. Наука глобалистика, ее роль, перспективы и стратегия развития.

реферат [33,7 K], добавлен 20.02.2010

Социальное прогнозирование и научное предвидение как формы философского осмысления проблемы будущего. Анализ глобальных проблем современности, их взаимосвязь и иерархия. Концепции постиндустриального и информационного общества, феномен глобализации.

реферат [20,1 K], добавлен 15.04.2012

Понятие глобальных проблем, их особенности и классификация. Проблема гонки вооружений и угроза ядерного самоуничтожения человечества. Опасность экологической катастрофы. Неконтролируемый рост народонаселения и исчерпание жизненно важных сырьевых ресурсов.

реферат [47,2 K], добавлен 11.10.2014

Философское осмысление процессов глобализации с позиций аксиологии. Включение христианских церквей в решение глобальных проблем современности. Толерантность как псевдоценность бытия. Суть и черты постиндустриального общества. Информационное неравенство.

реферат [24,6 K], добавлен 05.04.2013

Сущность и теоретические истоки экзистенциализма, предмет и особенности исследования данного философского течения, история его распространения и направления изучения ярких представителей. Пути разрешения глобальных проблем принципами экзистенциализма.

реферат [34,4 K], добавлен 06.01.2014

Глобализация как предмет социально-философского анализа. Теории Э. Гидденса и Л. Склэра. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Экологические императивы цивилизации. Философия и футурология о перспективах человечества.

контрольная работа [635,2 K], добавлен 04.12.2013

Источники:
  • http://cyberpedia.su/12x6f54.html
  • http://studfiles.net/preview/1715044/page:4/
  • http://studopedia.ru/3_32347_tema--filosofiya-i-globalnie-problemi-sovremennosti.html
  • http://allbest.ru/otherreferats/philosophy/00366037_0.html