Меню Рубрики

Главные точки зрения на происхождение сознания

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

сознание присуще всем живым организмам;

сознание – свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с разделением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение

1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);

• теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

• объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о

происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека. Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

• теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

96. Вопрос о происхождении сознания

96. Вопрос о происхождении сознания

В философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа.

1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение : сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса, и оно неделимо, едино, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют близкие к космической теории происхождения сознания:

теория монад (Лейбниц): в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных первичных духовных единиц (монад), в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Толбета: Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

теория психосферы Рейзера: Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом.

2. Сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

многие действия, совершаемые животным, сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

животным присущи свои «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и др.

3. Сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Однако новейшие научные исследования свидетельствуют о том, что животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации, с распределением ролей.

Происхождение сознания

Читайте также:

  1. Взаимодействие сознания и подсознания
  2. Взаимодействие сознания и подсознания.
  3. Виды денег и их происхождение
  4. Виды и уровни правосознания.
  5. Внимание — направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
  6. Вопрос 3.3. Отношение к Богу. Развитие религиозного сознания.
  7. Вопрос: Глобальные проблемы современности: их происхождение, сущность, типология и пути разрешения
  8. И негативные стереотипы массового сознания
  9. Й вопрос. Происхождение и сущность человека.
  10. Лекция 1. Происхождение и сущность права
  11. Лекция 5. Специфика бытия духа. Понятие сознания.
  12. Ментальность есть также качественная характеристика социальности, общества в целом. Ментальность является глубинным общим источником индивидуального и общественного сознания.

Выделяют три основополагающие точки зрения на вопрос о происхождении сознания: космическая (божественная), биологическая, человеческая точки зрения.

Космическая (божественная). Сознание имеет космическое либо божественное происхождение. Оно существует само по себе, независимо от материальных носителей: животных организмов, человека. Сознание исходит непосредственно из Космоса (Разума Бога), оно едино, неделимо, цельно по сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознаний живых организмов и человека. Теории происхождения сознанияблизкие к космической (божественной) точке зрения:

— теория монад (монадология) выдвинута Лейбницем, развитаДаниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной, которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

теория Тьера де Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг материи»;

теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание результат взаимодействия полей, образующих материю;

— теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, вступающий в контакт с человеческим мозгом и «заряжающий» его разумом;

Читайте также:  Социальная память с точки зрения социальной философии это

— теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу; одушевленность – свойство материи.

Биологическая точка зрения. Сознание, присущее всем живым организмам. Сознание – порождение живой природы. Обоснование данной точки зрения:

— жизнь животных не спонтанна, а подчинена их сознанию и имеет смысл;

— инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

— животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;

— многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (охота) и требуют большой работы сознания;

— животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Человеческая точка зрения. Сознание – свойство исключительно человеческое, это продукт человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами. Эта точка зрения была распространена с сер. 19 до сер. 20 в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение:

— животные руководствуются не только инстинктами, высшим животным (обезьянам, кошкам, собакам) свойственны сложные умственные операции, интеллект;

— животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне);

— они склонны к высокой «социальной» организации с распределением ролей.

В философии существует несколькоподходов к проблеме сознания:

1. Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и др. естественных наук.

Данная точка зрения основана на следующих фактах:

1) Головной мозг человека – сложнейший механизм природы, высший уровень организации материи;

2) Сознание человека не существует без мозга, а мозг – биологический орган;

3) Человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

4) Медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (применение психотропных веществ).

Логические доводы физикалистов наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) на единственную проблему – это идеальность сознания:

— образы, существующие в уме человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, четких размеров, формы;

— никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество, под микроскопом – нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека);

— сознание господствует над образами – увеличивает, вызывает их, «стирает».

Физикализм распространен в рамках неопозитивизма. Его ответвления:

Теория тождества (Д. Амстронг, Дж.Смарт) – отождествляет духовные процессы с телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами;

Теория элиминации (Ф.Фейербенд) – пытается доказать то, что сами понятия «дух», «духовное» устаревшие и немодные;

Теории вульгарных матер-ов (мозг выделяет мысль, как печень – желчь) Фохт.

Солипсизм – другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (субъективный идеализм – Беркли, Юм, Фихте и др.).

Объективный идеализм – признает наличие как сознания, так и материи, однако, сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть мирового сознания.

Умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Объективный идеализм и умеренный материализм находятся между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями).

В настоящее время философия достоверно утверждает лишь то, что сознание существует; оно имеет особую идеальную природу (сущность) — это признают и материалисты, но считают, что идеальное сознание производно от материи.

Развитие форм отражения материи — генетическая предпосылка возникновения сознания. Свойство отражения имеет всеобщий характер, оно присуще всей материи. Сознание — результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости). Сознание — нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Аспекты сознания:исторический(продукт общественно-исторического развития); онтологический (функциональное свойство мозга); гносеологический (идеальное отображение действительности); праксиологический (регулятор деятельности).

| следующая лекция ==>
Лекция 5. Специфика бытия духа. Понятие сознания | Сущность сознания. Механизмы функционирования. Структура сознания

Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 4624 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.

1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы. общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознании(механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) досих пор остается большой загадкой.Философия исследует данную про­блему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положе­ние признают и материалисты, однако при этом считают, что идеаль­ное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм— крайне материалистический подход к проблеме созна­ния, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных до­стижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим «меха­низмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интел­лект, носителем которого является машина (компьютер) — материаль­ный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных харак­теристик — массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, умень­шать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — ней­роны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

·»теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождествляет духову процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыха. нием, мозговыми процессами);

·теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

·теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а . материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Берк­ли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) на­ходятся:

· объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и мате­рии, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рас­сматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового со­знания»;

· умеренный материализм — считает сознание особым проявлением мате­рии, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наибо­лее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении созна­ния. Можно выделить три основополагающие из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых орга­низмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (ДРУ’ гой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания жи­вых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных ду­ховных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущ­ность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, со­знание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим’ мозгом и «заряжа­ет» его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — по­рождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — ко­шачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, ка­чества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умствен­ные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вра­щение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени при­суще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а са­мый высокий уровень сознания имеет человек.

Тема 23. Познание (гносеология)

Общее понятие познания.

Гностицизм и агностицизм — основные походы к проблеме познания.

Принципы познания.

Структура познания.

Познание— процесс целенаправленного активного отображения дей­ствительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разно­образные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной де­ятельности — человек — исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.).

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества);

познает окружающий мир через результаты познавательной деятельно­сти других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

2. В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смот­рят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее изве­стным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последователь­ная теория агностицизма,согласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностя­ми (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет по­знать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».
Агностицизм и гностицизм являются не главными различиями в подходе к познанию материалистов и идеалистов. Отличие их подходов в том, что:

Читайте также:  Внезапная потеря зрения на один глаз является признаком

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате которого мате­рия через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

3. Современная гносеологияв своем большинстве стоит на позициях гно­стицизма и базируется на следующих принципах:

Диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть I с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использо­вать законы, категории, принципы диалектики;

историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исто­рического возникновения и становления;

практики — признавать главным способом познания практику — деятель­ность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;

объективности — признавать самостоятельное существование предме­тов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

4. Познающим субъектомявляется человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры — носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется окружающий мир (бытие во всем его раз­нообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую на­правлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окру­жающей действительности, искаженный, не соответствующий действи­тельности .результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действи­тельности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценно­сти, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании явля­ется практика.

Практика— конкретная деятельность людей по преобразованию окру­жающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

Функции практики — то, что она является: критерием истины, основой познания, целью познания, результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рацио­нальное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражаю­щих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной дея­тельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при кото­ром истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Тема 24. Русская философия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Философские представления о происхождении и сущности сознания

Развитие форм отражения материи рассматривается как генетическая предпосылка возникновения сознания.

Свойство отражения имеет всеобщий, характер, т. е. оно присуще всей материи. Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т. д.). Отсюда ясно, что сознание есть, нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое.

Сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все 4 аспекта отношения сознания к материи — исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

  • * сознание существует;
  • * оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производив от материи.

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

САМОСОЗНАНИЕ- осознание и оценка человеком самого себя как личности — своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

  • * головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;
  • * сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;
  • * человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;

медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания;

  • * образы, существующие в уме человека, не имеют материальныххарактеристик — массы, запаха, четких размеров, формы;
  • * сознание может «господствовать», над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;
  • * никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого чело века (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека). Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:
  • * «теория тождества» (Д. Амстронг, Дж. Смарт) — отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами — кровообращением, дыханием, мозговыми процессами);
  • * теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и не научное;
  • * теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»).

Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а. материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

  • * объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
  • * умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • * сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • * сознание присуще всем живым организмам;
  • * сознание — свойство исключительно человеческое

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

  • * теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
  • * теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
  • * теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
  • * теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
  • * теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

  • * жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
  • * инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
  • * животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
  • * многие действия, совершаемые животными (особенно высшими — кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
  • * животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в, Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта. Животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Сознание — сложный информационно-регулятивный процесс. Сознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психической и предметной деятельности в нужное русло, а также анализировать свое собственное сознание.

Сознание выполняет важнейшие функции, которые реализуются специфическими структурными компонентами сознания:

  • 1. «бытийное сознание» («сознание для бытия»);
  • 2. «рефлексивное сознание» (сознание для сознания);
  • 3. самосознание (осознание своего внутреннего мира, самого себя).

Этими функциями являются следующие:

  • * функция познания, обобщенного отражения внешнего мира (реализуется мышлением: рассудком и разумом, опирается на образ и мысль);
  • * функция переживаний и построения отношения к миру, людям (образы и мысли, окрашиваясь эмоциями, чувствами становятся переживаниями. Осознание переживаний — это формирование определенного отношения к окружающей среде, к другим людям. «Мое отношение к среде — есть мое сознание»); * функция регулирования поведения (формирование целей, мысленное построение действий, предвидение результатов, достижение поставленных целей — воля человека выступает как компонент сознания);
  • * творчески-креативная, порождающая функция;
  • * функция рефлексии (в качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способности регуляции человеком своего поведения, и сами способы рефлексии, и свое личное сознание).

Познание мира человеком достигается благодаря его сознанию, но имеет разные уровни. «Всякое наше знание, — считал И. Кант, — начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления». Обеспечивать это единство в сфере нашего опыта способно лишь мышление. И. Кант выделяет два уровня мышления: рассудок и разум.

Рассудок, по И. Канту, в принципе не способен иметь дело с «вещью в себе». Единственная реальность, с которой имеет дело рассудок, это есть реальность чувственного восприятия, выступающая как предмет, материал, обрабатывая который, рассудок продуцирует «явление», т. е. именно тот образ, в котором она предстает как данная в ощущении. И. Кант делает обобщение, что всякое рассудочное знание всегда обусловлено чувственно-конкретным материалом, рассудок есть способность нашего мышления давать правила для подведения многообразия чувственности под единство понятия. В основе понятий лежат не образы, а схема. Образ всегда нагляден, а схема — это временной ряд постоянства. Рассудок конструктивен, он создает понятия. Как образно подметил Г. Гегель, понятие есть единство того, что достойно мысли.

Ограниченность рассудка преодолевается, по мысли Канта, благодаря высшей способности мышления, которую он определяет как разум. Рассудок, погруженный в мир чувственного опыта, перебирает один за другим предметы этого мира и, естественно, ни в одном из них не находит ничего безусловного. Разум же, как бы приподнимаясь над плоскостью опыта, охватывает ее целиком и, не обнаружив там безусловного, указывает, что искать его следует за пределами всякого возможного опыта. Разум, следовательно, организует не сам опыт или фрагмент чувственного восприятия, а рассудок.

Посредством рассудка нельзя познать предмет как целое. Для этого существует разум. Разум — это способность выводить частное из общего. Когда из общего выводится частное, тем самым определяется это частное. Как бы мы ни пытались помыслить себе общее, оно всегда конкретно, и никуда от этого не деться, ибо общего в действительности не существует, это, можно сказать, плод разума.

Сущность вещи, предмета не может быть дана непосредственно в чистом виде. Сущность — это условие всех условий, т. е. то, что мы назвали бы безусловным. Поэтому разум непрерывно восходит от одного условия к другому. Он всякий раз задает себе границы, и эти границы разумны. Выход за некий предел, разрушение рамок привычного — это всегда не только разрушение, но и созидание, порождение, открытие. Известно, что открытие чего-то нового — это всегда нарушение прежних границ, привычных норм и правил. То, что обычно незыблемо, принято называть каноном, разрушение же канона есть, по Аристотелю, органон (т. е. творчество). Поэтому задача разума — вырваться из привычного русла, разомкнуть свои границы, взглянуть на себя, вокруг себя и в свое прошлое, заметить на себе самом воздействие многообразных повторяющихся превращений, переходов (законов). Развитие разума происходит как вглубь, так и вширь, т. е. и путем снятия границ, открытия более глубоких сущностей, и путем расширения его свойств, сторон и отношений. И, если познавательная способность человека осуществляется рассудком, то его разум стремится указать путь познающему рассудку. Рассудок и разум не только не противоречат друг другу, но и взаимно обусловливают друг друга. Стремясь проникнуть в суть вещей, охватить мир в целом, разум неизбежно и постоянно приходит к противоречиям — ловушкам-антиномиям. Антиномии — это взаимоисключающие равнодоказуемые суждения.

Читайте также:  Восстановление зрения при проникающем ранении глаза

Умозаключение — это мыслительный процесс, в ходе которого одно или несколько суждений приводятся в соответствие с правилами рассудка и выводится новое суждение. Условием правильности таких рассуждений является не только истинность или ложность оснований (аргументов, посылок), но и «способность поступать согласно представлению о законах, т. е. согласно принципам» (И. Кант).

Подобно тому, как рассудок порождает понятия, суждения, категории, разум также порождает свои понятия — идеи. Идеи существуют в разуме как принципы, и они служат рассудку законом его применения. Если рассудок работает в режиме анализа, то разум предполагает весь ряд условий, общих принципов и тем самым задает цель, направленность рассудку. Посредством идей объединяется многообразное содержание понятий. Поэтому идею можно определить как форму постижения в мысли (т. е. в рассудке) явлений реальности, включающей в себя сознание цели и принципов дальнейшего познания. Идея включается в предмет в качестве предположения его принципиальной познаваемости. Именно это и есть способ, посредством которого «Я» творит мир.

Трансценталистская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Надличностная структура истинного знания опирается на объектную направленность сознания, т. е. феномен сознания находится всецело в пределах гносеологической парадигмы и трактуется как «сознание о. », как мышление, сделавшееся объектом познания самого себя.

Другой стороной общественной жизни является общественное сознание, которое представляет собой осознание и оценку обществом, самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие во многом определяет общественное сознание, которое более или менее адекватно отражает это общественное бытие.

В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. Существует тенденция отставания общественного сознания от общественного бытия, но порой общественное сознание, особенно научное сознание, способно опережать общественное бытие. Закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие гласит: общественное сознание может ускорять развитие общества, может консервировать его, может способствовать повороту его вспять. Общественное сознание влияет на развитие общества через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов.

С другой стороны, за пределами такого производства находится и собственно «общественное», т.е. надындивидуальное, интерсубъективное сознание, выходящее за рамки духовного опыта своих единственных носителей — индивидов, и также имеющее стихийный характер. Такие различные «объективно-мыслительные» формы сознания складываются как стихийная реакция людей на реальные условия их жизни.

Примером может служить отношение к алкоголю как к наиболее доступному средству психологической разрядки и безуспешность всевозможных попыток принудительного внедрения трезвости — от «сухого закона» в США до последней антиалкогольной компании в нашей стране.

Многообразие форм духовного производства имеет основанием дифференциацию сознания по разным основаниям. Одним из таких оснований является уже упоминавшееся выше различие между рефлективными и ценностными формами сознания. Напомним, что независимо от пола, вероисповедания, политических симпатий людей одной из потребностей человека является знание о мире, как он есть. Мы ищем в мире реальные связи и состояния и воплощаем их в формулах, в которых лишь сумасшедший способен произвольно переставлять параметры. Ни один ученый и тем более инженер не будет возводить в куб то, что следует возводить в квадрат, умножать вместо деления и т.д. — в противном случае наши самолеты не поднимутся в воздух, мосты рухнут, а корабли перевернутся. Речь, таким образом, идет о потребности познавать действительность в соответствии с собственной логикой ее развития, что и составляет задачу рефлективного сознания.

Однако человек не только фиксирует мир, но и относится к нему, оценивает его явления как полезные и вредные, добрые и злые, целесообразные и нецелесообразные, прекрасные и безобразные, справедливые и несправедливые. Человек проецирует себя на внешний мир, соотносит его с внутренним миром своих ценностей и предпочтений, которые различны у разных людей, меняются от страны к стране, от поколения к поколению, что не означает, конечно, что нет общезначимых ценностей— просто их спектр расширяется по мере исторического развития человечества, становления всемирной истории. Выработка такого ценностного взгляда на мир, без которого невозможны ориентация и адаптация в нем, составляет задачу особого ценностного сознания, которое отличается от сознания рефлективного и по целям, и по средствам их достижения (в частности, включает в себя не только «сухой рассудок», но и мощную эмоциональную компоненту, чувственное переживание мира).

Очевидно, что различие между рефлективным и ценностным видением мира тесно связано с другим основанием структурной дифференциации сознания. Мы имеем в виду различие между формами познания мира, которые представляют собой символическую репрезентацию наличного бытия, отображение того, что есть, и формами духовного конструирования идеальных сущностей, лишенных реального прототипа. Не будем забывать, что человек как существо практическое не может ограничиться отвлеченным «созерцанием» мира. Напротив, он активно изменяет мир, приводя «сущее» в соответствие с представлениями о «должном». Формой такого идеального моделирования являются искусство, творящее мир по законам красоты; инженерия, создающая схемы наилучших средств человеческой деятельности и проекты преобразования среды; правотворчество, создающее нормы коллективного поведения людей; различные формы «консалтинга», предлагающего рецепты рационального экономического или политического поведения, и т.д.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Индивидуальное сознание—высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Оно возникает в процессе трудовой, общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность др. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с др. людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется индивидуальным сознанием.

Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление постольку являются частью сознания, поскольку они обладают определенными значением и смыслом. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и др. психические акты, объединяя их в единое сознание.

Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом.

Нельзя, однако, отождествлять индивидуальное сознание только с знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует. Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью. Языковое мышление — изменение «идеализированных предметов», т. е. значений и смысла слов, знаков, символов и т. п.— есть только одна из форм действительного мышления человека. С др. стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «индивидуальное сознание», т. е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание.

Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания.

Сознание, впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Индивидуальное сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы.

Уровнями общественного сознания являются

  • — обыденное, эмпирическое сознание, непосредственно вырастающее из повседневных условий жизни масс, отдельных социальных групп,
  • — научно-теоретическое сознание, включающее идеологию как духовное выражение коренных интересов общественных классов.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и включают политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку, философию.

Другие авторы выделяют такие уровни общественного сознания: бытовой, нравственный, религиозный, эстетический, этический, политический, научный, философский и др.

  • 1) Обыденное сознание — простейший уровень человеческого или общественного восприятия, основанный на жизненно-практическом опыте и охватывающий внешнюю строну жизни.
  • 2) Бытовое сознание — система сознания, отражающая простейшую бытовую деятельность. Один из его элементов — общественное мнение и слухи.
  • 3) Общественное мнение — отношение социума к событиям общественной жизни. Слухи — альтернативная форма распространения информации.
  • 4) Нравственное сознание — исторически сложившаяся система внутренней и внешней (нормативной) морали.
  • 5) Религиозное сознание — осмысление отношения абсолютного разума и человека. Низший уровень религиозного сознания сводится к суеверию, для высшего уровня характерно формирование нравственного императива.
  • 6) Эстетическое сознание — чувственное восприятие красоты и искусства, общепризнанные эстетические эталоны.
  • 6) Политическое сознание — совокупность идей, которые выражают конкретные интересы наций, социальных групп, государств.
  • 7) Научное сознание — форма деятельности, направленная на познание и преобразование действительности, выработку новых знаний о природе и человеке.

Элементами общественного сознания являются:

  • * обыденное и теоретическое сознание;
  • * общественная идеология и психология;
  • * формы общественного сознания.

Принято выделять следующие формы общественного сознания: исторически первая форма общественного сознания — моральное сознание (нормы поведения); вторая — эстетическое сознание и третья — религиозное сознание возникли еще в первобытном обществе, а в классовом обществе появились: четвертая — политическое сознание и правосознание, затем пятая — научное и философское сознание.

Уровни общественного сознания различаются по средствам и уровню отражения. Такие авторы, как В. Келле, М. Ковальзон, Б. Чагин,И. Фролов, А. Уледов и др. выделяют два типа уровневой структуры общественного сознания. Один из них — теоретическое и обыденное сознание. Второй — идеология и общественная психология.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественное сознание имеет два уровня:

  • 1) психологический (общественная психология) — это эмоционально-чувственный уровень общественного сознания;
  • 2) идеологический (идеология) — рациональный уровень общественного сознания.

Очевидно, что все названные нами формы сознания представляют собой «идеальные типы», которые в реальной жизни отнюдь не отгорожены китайской стеной и вполне способны проникать друг в друга. Так, наука, являющаяся воплощением рефлективного сознания, порой незаметно сама для себя переходит в область инженерии. Искусство, являющееся наряду с реактивным религиозным и моральным сознанием формой ценностного отношения к миру, осуществляет одновременно весьма специфические формы познания, проникая в глубины человеческой психологии, и т.д. и т.п.

Источники:
  • http://niv.ru/doc/philosophy/yakushev/047.htm
  • http://fil.wikireading.ru/10725
  • http://studopedia.su/6_48532_proishozhdenie-soznaniya.html
  • http://zdamsam.ru/a70530.html
  • http://studwood.ru/959032/filosofiya/filosofskie_predstavleniya_proishozhdenii_suschnosti_soznaniya