Меню Рубрики

Гегель философия с точки зрения науки

В истории философии наиболее глубокое учение о на­уке, о научно-теоретическом знании разработано в фи­лософии Гегеля, который, принимая некоторые исход­ные идеи Канта о природе науки, принципиально по-новому трактовал ее сущность. Если Кант, исходя из анализа специфики эвклидовой геометрии и ньютоновс­кой физики, пытался выявить особенность и своеобразие науки в отличие от философии (метафизики), то Гегель стремился понять и осмыслить философию и науку в кон­тексте объективной, саморазвивающейся и самопознаю­щей духовной деятельности. Иными словами, он ото­шел от эмпирического, от непосредственного выявления наличных признаков науки, а пытался теоретически ос­мыслить феномен науки, т. е. рассмотреть ее в составе более широкого целого. Действительно, при всем идеа­лизме гегелевской философии такой подход в целом яв­лялся продуктивным. Хотя Гегель и не понимал пред­метную деятельность как подлинную субстанциальную деятельность, а потому воспринимал в качестве субстан­циальной только духовную деятельность, развитие созна­ния, самосознания и духа.

В отличие от Канта, Гегель не противопоставляет на­уку и философию. По его мнению, как естествознание, так и философия могут выступать в форме науки, научно-теоретического познания. Познавательный процесс не есть отношение абстрактного индивида к объекту (природе), а есть историческое движение, самопознание духом самого себя, когда он систематически себя выставляет в качестве объекта, снимает его и снова формирует, пока не достига­ет тождества бытия и мышления, понятия и предмета. По этой причине весь познавательный процесс выступает как ряд формообразований сознания, самосознания, духа. Внутренним стержнем этого абсолютного движения явля­ется тождество противоположностей (противоречие).

В этом процессе самодвижения, самопознания духом самого себя занимают свои особые, определенные места наука и философия как особые формы духовного само­познания. Поскольку Гегель рассматривает рассудок и разум как ступени познания, постольку наука и филосо­фия также трактуются им как разные ступени духовно-теоретической деятельности. То обстоятельство, что есте­ствознание связано с рассудком, философия — с разу­мом, ни в коей мере не говорит об их изначальной разно­сти. В действительности, они являются только ступеня­ми в историческом развитии самосознания, духа.

Наука, по мнению Гегеля, ограничена и субъективна, ибо она выступает конечной формой постижения абсолю­та. В силу того что естествознание связано с рассудком, оно не способно постигать целостность, конкретность, про­тиворечивость предмета. Оно поэтому охватывает только некоторый срез, конечный аспект воплощения духа и по этой причине не способно познать живой, саморазвиваю­щейся целостности.

Согласно Гегелю, дух — это объективная, саморазвива­ющаяся духовная деятельность, субстанция — субъект. За­дача философии как науки — теоретически познать эту духовную деятельность на ее основе, т. е. как внутренне

Философские образы науки и ее методов

развивающуюся систему, систему ряда формообразований, внутренним стержнем которой является тождество проти­воположностей. Философ прямо отмечал, что форма бы­тия науки есть система. Это означает, что научное позна­ние духа прежде всего предполагает постижение его в форме органической системы, в форме системы понятий, зако­нов и принципов познания.

Философское познание духа Гегель начинает с логики как системы чистых сущностей, в форме которой постига­ются всеобщее условие, контуры, идея саморазвивающе­гося абсолютного духа. Поскольку логика является и нау­кой, постольку она также образует систему внутренне свя­занных категорий, понятий и т. п. Для того чтобы теоре­тически воспроизводить саморазвивающееся абсолютное мышление, надо руководствоваться методом восхождения от абстрактного к конкретному, т. е. надо начать теоре­тическое познание мышления с самого абстрактного и бед­ного по содержанию определения мысли.

В силу того, что в форме абсолютной идеи достигает­ся целостность, конкретность, мышление не может даль­ше развиваться в лоне логики. Поэтому в дальнейшем абсолютная идея переходит в свое инобытие, в природу и там продолжает свое развитие. На определенной ступе­ни развития природы возникает человек, посредством которого происходит самопознание абсолютным духом са­мого себя. Если природа выступает первым, конечным воплощением абсолютной идеи, то дух — наиболее адек­ватное ее воплощение.

Гегель полагал, что его философия является в высшей степени научной философией, «наукой наук». Ее науч­ность, по его мнению, состоит не только в систематич­ности, но также в последовательном применении науч­ного метода. В отличие от дедуктивного метода Декарта и индуктивного метода Бэкона, по Гегелю, истинным ме­тодом познания является диалектика: восхождение от аб­страктного к конкретному, совпадение исторического и

логического, противоречие как универсальный принцип познания и т. п.

Сопоставив философское познание природы с иссле­дованием эмпирического естествознания, мыслитель под­черкивал продуктивность философского ее познания. Со­гласно гегелевскому пониманию, природа исследуется раз­личными науками, которые изучают различные силы при­роды, но не постигают целостности, сущности последней. Поэтому истинное содержание природы постигается толь­ко философией, которая рассматривает природу как звено в контексте исторического развития духа.

Что касается развития идеи в «духе» (в который перехо­дит природа), то в своем учении о духе Гегель стремится обосновать важность, значимость и содержание таких наук, как антропология, психология, этика, эстетика, история и др. При исследовании социально-исторической жизни человечества философ «вводит в оборот» и обновляет по­нятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной ис­тории и др. Особо следует выделить прозорливость Гегеля в том, что основой деятельности людей (т. е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т. е. труд

— преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, подчеркивал философ, человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он под­чинен ей. Это высказывание — «зародыш» материалисти­ческого понимания истории (исторического материализма). Абсолютный дух, согласно Гегелю, раскрывается в трех взаимосвязанных и субординированных основных формах: в искусстве, религии и философии. Сделав предметом ис­следования эти формы, мыслитель приходит к выводу о том, что в искусстве абсолютный дух познается в форме созер­цания, в религии — в форме представления, в философии

— в форме понятия. Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает свою философию как «науку наук» и «венец развития» духовной культуры.

Философские образы науки и ее методов______________

Гегель, как и его предшественники, хорошо понимал, что для науки необходим надежный метод (как система определенных принципов): нет метода — нет и науки. Та­ким надежным, «истинным методом» для науки и фило­софии (которая у него тоже есть наука) должна быть диа­лектика, диалектический метод, в основе которого лежит идея развития. Диалектика есть «движущая душа всякого научного развертывания мысли» и представляет собой принцип, который один вносит в содержание науки им­манентную (внутреннюю) связь и необходимость. Важ­ная заслуга Гегеля (несмотря на его идеализм) состояла в том, что он разработал диалектику как учение о развитии в систематической, целостной форме.

Его неоценимый вклад в науку состоял в том, что об­ладая огромным «историческим чутьем», Гегель впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изме­нении, преобразовании и развитии, и сделал попытку рас­крыть внутреннюю связь, законы этого движения и разви­тия. А это, как известно,»— важнейшая задача науки. В каждой из рассматриваемых в его философии сфер дей­ствительности — от чисто логических категорий до катего­риальной диалектики социальной жизни — он старался найти и указать проходящую через них «нить развития», хотя схематизма и искусственных построений при этом из­бежать не удалось. Гегель дал анализ законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о един­стве диалектики, логики и теории познания, создал пер­вую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько это можно было с позиций идеализма) роль и значение диа­лектического метода в познании, подверг критике метафи­зический метод мышления во всех его разновидностях.

Если Кант в форме трансцендентальной логики пред­ставил лишь «неясный абрис» диалектической логики, то Гегель вполне ясно изложил содержание последней как

целостную систему категорий (логику разума). При этом он нисколько не принижал роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании, а тем более не «трети­ровал» ее. Диалектика — основа, истинный центр всей проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него подвер­гнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения, как высших принципов разумного мыш­ления.

Гегель подчеркивал, что развитие происходит не по зам­кнутому кругу, а по спирали, поступательно, от содержа­ния к содержанию. В этом процессе совершается взаимо­переход количественных и качественных изменений. Ис­точником развития является противоречие, которое дви­жет миром, есть «корень всякого движения и жизненнос­ти», принцип всякого самодвижения и познания. Разра­батывая субординированную систему категорий диалекти­ки и выводя их друг из друга по ступеням логического вос­хождения от абстрактного к конкретному, Гегель гениаль­но угадал, что логические формы и законы — не пустая оболочка, а отражение объективного мира.

Важную роль в формировании исторической и общественно-политической мысли XIX в. сыграла идеалистическая концепция немецкого философа ГЕОРГА ВИЛЬГЕЛЬМА ФРИДРИХА ГЕГЕЛЯ (1770–1831), развитая в таких сочинениях, как «Лекции по истории философии» (1833–1836), «Философия истории» (1837), «Лекции по эстетике» (1835–1838).

По замыслу Гегеля, предложенная им теория позволяла выявить сущность всей человеческой истории. В ней заново определялось соотношение Божественного и человеческого начал в мире, духа и материи, природы и человека. На формирование взглядов Гегеля оказали заметное влияние труды немецких философов Просвещения, произведения романтиков, идеи христианского мистицизма и теории античных философов.

Свои сочинения Гегель относил к сфере философии истории. Под этим понятием подразумевался такой взгляд на историю с позиции разума, который не фиксировал отдельные события, а был направлен на познание общих законов, управляющих частными явлениями, логики исторического процесса, смысла человеческой истории.

В основании гегелевской системы – универсальные законы диалектики. Согласно им, все явления духовной и материальной жизни находятся в непрерывном развитии, которое подчиняется общему правилу: каждое состояние любого явления неизбежно порождает свою противоположность. Эти противоположности вступают между собой в борьбу, которая завершается их объединением, синтезом на более высоком уровне. Достигнутое единство, в свою очередь, вызывает к жизни новую оппозицию, становясь исходной точкой для следующего витка борьбы и единства противоположностей.

Знание о принципе диалектического развития, по мысли Гегеля, позволяло объяснять любые стороны действительности – ход истории, человеческую мысль, феномены природы – и даже приближаться к пониманию Божественного замысла. Философская система была ориентирована на постижение всех составляющих бытия. В мире не было ничего неподвижного и завершенного. Всякая мысль или явление содержали в себе противоречия, и это делало возможным их развитие и достижение более высоких форм мысли и бытия. Немецкий философ полагал, что человеческий разум наделен способностью постигнуть истину, поскольку в нём выражался разум вселенский, мировой дух. Высшим основанием человеческого стремления к познанию был Божественный разум.

Гегель описывал мировую историю как процесс саморазвития. Мирового духа, Божественного начала. Природа представляла собой выражение духа в пространстве, история – во времена Наивысшего раскрытия мировой дух мог достичь только в человечестве, которое, в свою очередь, было устремлено к своему Создателю. На вершине развития человек, по мысли Гегеля, к осознанию своего единства с Божественным духом. Таким образом, история, включающая все стороны человеческой культуры, служит познанию Богом самого себя. Изучение прошлого приобретало в этой связи особую значимость для людей. Понятие духа включало в себя три составляющие – общее, единичное и особенное. Общим был сам Божественный дух. Под единичным понималось его воплощение в отдельном человеке; особенным подразумевался дух отдельного народа. Именно народ рассматривался как герой всемирной истории. В разные периоды, по мнению Гегеля, на первый план выходили те или народы, с собственной миссией, раскрывшейся в определённое время.

Согласно взглядам немецкого философа, историю творили не герои, не великие личности: правители не изменяли произвольно ход истории. Она подчинялась не зависевшей от отдельной воли объективной закономерности, которую можно было достигнуть рационально. В истории народов такой внутренней закономерностью был, по мнению Гегеля, прогресс в осознании свободы. Так, свобода зародилась в культуре Древнего Востока, её становлению препятствовал восточный деспотизм. В античном мире человек пришёл к осознанию ценности свободы, но одновременно существовала и её противоположность – рабовладение. Государство как таковое, согласно Гегелю, наделялось особой, высшей функцией упорядочивания человеческого бытия, понималось как абсолютная цель разума и истинная свобода. Современные государства были близки к тому, чтобы гарантировать свободу своим гражданам. Оптимальная форма правления – конституционная монархия – должна была бы объединить раздробленные немецкие земли и утвердить дух либерализма.

В течение нескольких десятилетий вокруг трудов Гегеля в обществе разворачивались дискуссии. Последователи видели в его рассуждениях глубоко продуманную философско-историческую систему, которая позволяла создать универсальную картину мирового исторического процесса, где каждой стороне человеческого существования нашлось свое место. Из философской теории Гегеля следовали заключения, важные для исторического знания XIX в.

В соответствии с христианским мировоззрением, в концепции немецкого философа история представляла собой поступательное линейное движение, направленное к высшей цели – единению человечества с Богом. История подчинялась объективно существующим законам и проходила определённые стадии, в соответствии с уровнем развития человеческого и Божественного самосознания. Движение истории зависело не только от материальных причин – природных, политических, экономических, – но было обусловлено развитием идей. Внутренней движущей силой, основным принципом любого развития Гегель считал диалектику. Диалектические противоречия существовали, согласно Гегелю, прежде всего в сфере сознания, в области идей, культурных и нравственных ценностей.

Читайте также:  Цветовое зрение современное представление о восприятии цвета

Критики философско-исторической системы Гегеля указывали на то, что в ней существовала всеобщая предопределённость, которая ограничивала индивидуальные возможности человека и не принимала во внимание элементы иррациональности, случайности. Другие обращали внимание на то, что в гегелевской системе всё существующее в мире трактовалось как необходимое; таким образом, и справедливость, и зло получали одинаковое оправдание.

Мистические христианские идеи философа не находили единодушной поддержки у исследователей в областях естественных и точных наук – сфере, во многом диктовавшей интеллектуальные правила в Европе второй половины XIX в.

Гегель о «хитрости» Мирового разума.

Философия Гегеля (1770-1831) — вершина классического рационализма. «Разум правит миром» — кредо философии Гегеля, которое явлено во всех работах немецкого мыслителя, в том числе и на страницах «Лекций по философии истории».

С точки зрения Гегеля, сущностью мира, его субстанцией является «абсолютная идея» — безличный мировой разум, который в своем развитии порождает все многообразие мира, сознавая себя в качестве субъекта действия.

Все существующее многообразие мира, в том числе и социального, содержится лишь потенциально и только через усилия мирового разума, оно обретает свою действительность, свою историю.

Что касается Мирового Разума, то будучи субстанцией, он не нуждается во внешнем материале, а «берет все из самого себя, выступая собственной предпосылкой и конечной целью».

Первая ступень становления абсолютной идеи – природа. Она не имеет истории. Только через ее отрицание абсолютная идея становится «Мыслящим духом», который продолжает свое самоосвобождение на уровне субъективного, объективного и абсолютного духа, демонстрируя в каждом случае свою меру свободы. Пройдя этапы индивидуального и общественного развития, она в статусе всемирной истории становится способом самопознания Мирового Разума. Таким образом, философия истории по Гегелю есть рефлексия Абсолютной идеи — Мирового разума в формах права, морали и нравственности. Мораль обеспечивает нормы должного, нравственность демонстрирует сущее на уровне семьи, гражданского общества и государства. Что касается права, то оно определяет меру свободы, обеспечивая регламент общественных отношений.

Семья — способ воспроизводства общества и институт воспитания. Гражданское общество — это состояние, где «каждый цель, а все остальные средство», но все равны перед законом. Государство — высшая форма общности людей с ориентиром на достижение гармонии индивидуального и общественного.

То, что «должно быть» содержится в сущности Мирового разума — абсолютной идеи и «осуществляется с необходимостью на каждом этапе развития истории. С точки зрения Гегеля философия должна «способствовать пониманию того, что действительный мир таков, каким он должен быть, что истинное добро, всеобщий мировой разум, является силой, способной осуществлять себя. Его содержание и осуществление и есть всемирная история человечества».

Действительное — это должное, необходимое проявление Мирового разума. Неразумное лишается статуса действительного, хотя и остается существующим. С этих позиций «примирение» с действительностью достигается путем познания, утверждения положительного и преодоления отрицательного в процессе осуществления конечной цели.

Но если бы все события развивались в соответствии с логикой самопознания Мирового разума, то они служили бы лишь иллюстрацией его саморазвития. Однако, история только «виртуально» содержится в абсолютном духе, а реализуется через волю и поступки людей, обусловленными их интересами. Преследуя частные интересы, мобилизуя свою волю и вкладывая все силы для достижения поставленной цели, человек становится тем, что он есть, то есть конкретной, определенной личностью своего общества.

На фоне частных устремлений, общая цель, любовь к Отечеству, жертвенность, составляют мизерную величину. История превращается в арену своенравных устремлений, где в жертву приносятся государственная мудрость и индивидуальная добродетель. Но если возвыситься над этой картиной, то можно увидеть, что результаты поступков людей оказываются иными, чем те цели, которые они преследовали, ибо параллельно с их поступками осуществляется нечто такое, что скрыто от их глаз, но это нечто редактирует результаты их деятельности. В этом Гегель видит «хитрость» Мирового разума, который, так или иначе, расставляет все по своим местам.

Жесткость утверждения того, что люди являются средством (инструментом) Мирового разума не смущает Гегеля, ибо он полагает, что присутствие в каждом человеке вечного и безусловного — моральности и религиозности задает причастность к Мировому разуму, обеспечивает их самоценность.

Итак, сделав субстанцию — Мировой разум объектом развития, Гегель привнес в историю процессуальность и необратимость, становление и отчуждение ибо только в саморазвитии дух (мировой разум) познает себя и доходит до осознания своей свободы. Эмпирическая история как сумма различных факторов обрела идею свободы, которая могла осуществиться только в конкретных формах. Совпадение логического и исторического, в основе которого лежало тождество бытия и мышления сделало возможным философское рассмотрение истории, главным «героем» которой стал разум, познающий себя через философию.

Диалектика единичного и общего позволила Гегелю избежать ситуацию быть заложником исторических конкретных фактов, и не дать «идее» уйти в область чистой спекуляции.

И хотя всемирная история не есть «арена счастья», а скорее картина скорби по поводу творимого зла, утверждение приоритета разума снимает проблему всевластия зла, ибо истина и добро в конечном итоге совпадают и это единство есть гарант победы добра.

Наши поступки: добрые или злые, обусловлены проявлением свободы. Но свобода не дается, как утверждает французское Просвещение. По Гегелю свобода приобретается через воспитание и дисциплинирующее знание. И в этом смысле свобода не обязанность, а определенная «дисциплинарная матрица», предполагающая определенную меру ответственности. Это еще одно косвенное свидетельство веры Гегеля в победу добра и шествия истории как саморазвития Мирового разума.

Постепенно пути истории и литературы расходились. Труд историка, как и труд литератора, становился профессиональным. Потребность в большей точности исследования источников вызвала к жизни направление в историографии, связанное с разработкой историко-критического метода. Это направление, в первую очередь было связано с именем ЛЕОПОЛЬДА ФОН РАНКЕ (1795–1886), профессора Берлинского университета, автора более шестидесяти произведений по истории стран Средиземноморья, Пруссии, Франции, Англии, истории папства, международных отношений. Ранке принадлежит тезис, часто цитируемый в XIX–XX вв., о том, что историк должен писать историю так, как это происходило на самом деле. Это высказывание подразумевало максимальную аккуратность и тщательность в работе с документами прошлого, предпочтение точности абстрактным теориям просветителей и художественным образам романтиков.

Труды Ранке соотносятся с произведениями романтической историографии. Принципы точности, исторической правды имеют в них этический и эстетический смысл. Ранке считал, что весь ход истории определялся Божественным провидением, и каждая деталь прошлого носила отблеск Божественного замысла, была неповторима. Ценность соответствия исторической реконструкции тому, «как это происходило на самом деле», заключалась в стремлении воссоздать эти уникальные воплощения божественной идеи.

Историку, согласно Ранке, надлежало работать с источниками фактами. Критерием отбора свидетельств для немецкого автора было их значение для последующего развития событий. В своих трудах он исследовал в первую очередь международные отношения и политическую историю стран, используя, по его мнению, более достоверные, официальные источники. Установка на объективность исследования предполагала, что основное внимание следовало уделить эмпирическим изысканиям. Сам Ранке ввёл в Берлинском университете новую форму работы со студентами – семинар, где критически анализировались источники по средневековой истории Германии. Школа Ранке оказала огромное влияние на историческое знание XIX и XX вв. В понимании его последователей история была познаваема. Прошлое уже состоялось, и его следовало воссоздать единственно истинным способом – опираясь на установленные процедуры научного познания. Таким образом, истории придавался статус научного знания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Г. ГЕГЕЛЬ: ФИЛОСОФИЯ КАК ВСЕОБЩАЯ НАУКА

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) получил образование в Тюбингенском теологическом институте. Несколько лет работал домашним учителем в богатых семьях. Затем стал профессором университета в Йене, впоследствии работал директором гимназии в Нюрнберге, а с 1818 г. и до конца жизни он — профессор Берлинского университета. В берлинский период философия Гегеля приобрела широкую известность.

Гегеля не устраивает обоснованное Кантом ограничение возможностей науки. В этом ограничении он усматривает проявление пессимизма по отношению к способностям человека познать мир и самого себя. Вместе с тем Гегель отчетливо понимает, что современная ему наука далека от того, чтобы успешно решать задачи познания. Поэтому Кант прав в том, что подверг критике ее претензии на познание «вещей-самих-по-себе», мира в целом, Бога, души и свободы. Но для того чтобы справиться с задачей познания в полном объеме, необходимо построить новую науку, по своим принципам существенно отличающуюся от существующей. Для этой науки уже будут недействительны кантовские ограничения. Такая наука, по Гегелю, совпадает с философией. Следовательно, философию необходимо представить в виде особой науки — Науки с большой буквы. Иначе говоря, философия должна стать всеобщей Наукой.

Всеобщая Наука, или философия, по мысли Гегеля, включает в себя основные принципы, на которых строится научное познание и которые разработаны предшествующей философией. Среди этих принципов — такие, как принцип объективности (вынесение субъекта за скобки объекта), наличие научного метода, выявление законов изучаемого объекта, построение логически стройной теории. Однако эти принципы должны быть скорректированы с учетом критики, данной Кантом, и в свете обобщения всего исторического пути развития познания. Всеобщая Наука, кроме того, должна включить в себя ряд новых принципов, которые не сформулированы предшествующей философией, но могут быть получены посредством обобщения исторического опыта познания. Эти принципы Гегель называет диалектикой или диалектической логикой.

Диалектика Гегеля представляет собой диалектическое развитие понятия, образ самораскрытия понятия, существующего в движении и движущегося в противоречиях. Наиболее полно гегелевская диалектика раскрывается в первой части его системы — в Логике. Необходимо помнить, что Гегель написал два труда, специально посвященных логике. Первый, более подробный, — «Наука Логики» (его принято еще называть «Большая логика») и второй, более краткий, ставший первой частью его фундаментального труда «Энциклопедия философских наук». Диалектические идеи, развитые в «Науке Логики», Гегель применяет во всех своих произведениях. Они служат ему методом изучения самых разнообразных сфер реальности, природы, общества и человека.

Важнейшим принципом гегелевской диалектики является принцип тождества субъекта и объекта. Он означает, что разработанное предшествующей новоевропейской философией понимание процесса познания как противостояния между субъектом и объектом имеет ограниченное и условное значение. В действительности в своей глубине субъект и объект совпадают между собой, тождественны друг другу. Их тождество основывается на глубинной логичности или разумности мироздания. Именно разум лежит в основе мира. Поэтому человеческое познание есть своеобразная встреча двух разумов — субъективного разума человека и объективного разума, скрытого в познаваемом объекте.

В познаваемом объекте разум присутствует в виде внутренних закономерностей, которые человеку предстоит открыть в процессе познания. Но пока закономерности не познаны, не открыты, объект представляется субъекту как чуждый, как резко отделенный от него, иной по своей природе. Отсюда и возникает зафиксированное догегелевеской философией представление о противопоставлснности субъекта объекту и наоборот. Но, по Гегелю, это характерно только для начальной фазы познания; сам же процесс познания состоит во взаимном проникновении субъекта и объекта, преодолении их чуждости, в конечном итоге — в осознании тождества, которое существовало изначально, но в неосознанной форме. Субъект в процессе познания должен мысленно «зажить жизнью изучаемого объекта», то есть, мысленно поставив себя на место объекта, вместе с ним пройти путь его становления и развития, пережить этапы и перипетии этого пути в своем сознании. Только в этом случае становится достижимым полное познание объекта, или тождество субъекта и объекта в познании.

Гегель полагает, что современная ему наука останавливается на первом, начальном этапе — на разделенности субъекта и объекта. По этой причине она не проникает в сущность того, что подлежит изучению, ограничиваясь познанием его внешних свойств. Объект остается чуждым субъекту. Для познания, не способного зажить жизнью объекта, сущность его, конечно же, остается непознаваемой. Поэтому, по мнению Гегеля, в утверждении непознаваемости для науки сущности вещей Кант относительно прав, если иметь в виду ту ограниченную форму познания, которая сложилась в науке того времени. Но в абсолютном смысле он ошибается, поскольку может и должна существовать более совершенная форма научного познания, которую Гегель и разрабатывает на основе принципа тождества субъекта и объекта.

Другим важнейшим принципом гегелевской диалектики является принцип совпадения исторического и логического. Под «историческим» Гегель понимает реальное развитие мира и историческое развитие человеческого познания. Под «логическим» им понимается логическое движение мысли, или (что, по Гегелю, одно и то же) развитие разума. Совпадение исторического и логического имеет несколько аспектов. Во-первых, оно означает, что развитие мира происходит в общем и целом в соответствии с законами развития логики или разума. Конечно, полного соответствия быть не может — мир порой подвержен изменениям, нелогичным по своей сути. Однако главная линия становления и последующего развития мироздания совпадает с этапами последовательного логического мышления.

Читайте также:  Проблема этногенеза восточных славян кратко точки зрения

Совпадение основных этапов развития разума и развития мира означает, что Гегель признает разумность, то есть логическую оправданность, устройства мироздания, логичность всех важнейших явлений природного и социального мира. Его идею можно сформулировать предельно кратко: разум правит миром. Правда, сам Гегель предпочитает излагать свои мысли в усложненной форме, скрывающей от неискушенного читателя главные идеи за сложными философскими рассуждениями. Это не случайно: согласно Гегелю, истина, выраженная прямо и непосредственно, «слепит глаза», поэтому не будет воспринята адекватно. Невозможность прямо высказать истину не связана с психологией человека, а является объективным свойством самой истины, проявлением «хитрости» объективного «диалектического разума». Поэтому «истина не есть отчеканенная монета, которую можно положить в карман», пишет Гегель. И вообще, понятия «истинное» и «неистинное» не могут быть отнесены к отдельному, изолированному суждению, а только — к теоретической системе. Постижение истины требует колоссальных умственных усилий по построению стройной и всеобъемлющей теоретической системы и напряженного внимания для ее восприятия. Вот почему Гегель восклицает: «При слове “истина” должна высоко вздыматься грудь и учащенно биться сердце!»

Раскрытие первого аспекта принципа совпадения исторического и логического осуществляется в гегелевской философии через понятие Абсолютной идеи. Она является первичной формой существования разума в мире. В связи с этим она является субстанцией — основой мира. Но поскольку она есть форма разума, то обладает активностью, то есть является еще и субъектом. Разумная субстанция-субъект обладает способностью к саморазвитию. Ее саморазвитие и есть порождение (или творение) мира, а также его развитие согласно законам разума. Таким образом, первый аспект принципа совпадения исторического и логического состоит в том, что возникновение и развитие мироздания подчинено законам мышления, логике, то есть в своей основе разумно.

Второй аспект тесно связан с первым: история человеческого познания, то есть история идей, в основных этапах повторяет логический процесс становления и развития мира. Так, первые (древнегреческие) философы были заняты проблемами субстанции, затем перешли к осмыслению понятий движения и развития, затем обнаружили объективную разумную основу мира (теория идей Платона); христианская философия признала фундаментальной основой мира единого Бога, Который в философской терминологии Гегеля как раз и есть субстанция-субъект; философия Нового времени пришла к выводу о разумности мироздания и т. д.

Наконец, третий аспект принципа совпадения исторического и логического связан с утверждением о том, что умственное развитие личности — от детства до зрелости — в основных чертах сокращенно повторяет логику развития познания человечества в целом. Здесь речь идет о том, что первоначально внешний мир предстает перед человеком в качестве чуждого, порой враждебного. Однако постепенно человек осваивается в мире. Его сознание приобретает способность мысленно поставить себя на точку зрения внешних предметов, «зажить жизнью изучаемого объекта». В этом индивиду помогают выработанные историей человеческого познания категории, знания и опыт предыдущих поколений. Гегель отвергает наличие врожденных форм познания, существующих до всякого опыта. Хотя он и признает, что для осуществления процесса познания необходимы определенные предпосылки, но они не являются врожденными, а «впитываются» индивидом начиная с раннего детства через общение со старшим поколением. Индивид не начинает познания с нулевой отметки: предпосылки познания он заимствует в готовом виде из опыта прошлого. Познающий индивид — это не «гносеологический Робинзон», а общественно-исторический субъект, включающийся новым звеном во всемирно-историческую преемственность процесса общечеловеческого познания.

Третий диалектический принцип Гегеля вошел в историю философии как принцип «отрицания отрицания», или двойного отрицания. Он характеризует процесс развития как внешнего мира (в основе которого лежит развитие объективного разума), так и человеческого познания. Этот принцип, во-первых, содержит утверждение о том, что переход к новому этапу не может произойти, если он не подготовлен предшествующим развитием. Во-вторых, новый этап предполагает удержание «положительного» содержания предыдущих этапов. В-третьих, процесс развития предполагает возврат на «новом уровне» к ранее уже преодоленному этапу, то есть воспроизведение некоторых черт пройденного этапа с учетом новых условий и достижений. Принцип двойного отрицания предполагает наличие одной главной линии развития, все другие рассматриваются как несущественные ответвления от нее. В нем также ярко выражено представление о кумулятивном характере всякого развития. Представление о кумулятивности развития исключает сколько-нибудь значительную роль кризисов, утрат прошлых достижений, возвратов к тому, что было категорически отброшено как безнадежно устаревшее или ошибочное. Выражая процесс развития через закон отрицания отрицания, Гегель в отчетливой форме выразил представление о развитии, остававшееся господствующим вплоть до конца XIX в.

Увлеченный идеей всеобщей науки и задачей раскрытия ограниченности существующих форм научного познания, Гегель не слишком много внимания уделил отдельным отраслям современной ему науки. В «Философии природы» он выделяет разделы под названиями «Механизм», «Химизм», «Организм», в которых рассматриваются и комментируются достижения, соответственно, механики, химии и биологии. В этих науках Гегель усматривает не более чем этапы на пути ко всеобщей науке, под которой понимается созданная самим же Гегелем философия.

Гегелевская философия вошла в историю мировой мысли как непревзойденная попытка всеохватного синтеза в рамках единой теоретической системы практически всех достижений мировой науки, философии, культуры. Несмотря на сложность изложения, а возможно, и благодаря ей учение Гегеля долгое время воспринималось в качестве высочайшего образца философской мудрости. В XIX в. лишь немногие философы осмеливались выступать с открытой критакой гегелевских идей. Только вторая половина и конец века ознаменовались подлинным восстанием против Гегеля — процессом, получившим название «переоценка ценностей». Однако в ходе этого процесса далеко не все гегелевские идеи оказались отвергнутыми. Кроме того, возникли самые разнообразные интерпретации гегелевской философии. Особое внимание привлекла идея Гегеля о том, что в процессе познания необходимо преодолеть чуждость субъекта и объекта. Эта идея была, в частности, воспринята философией жизни — направлением в философии конца XIX — начала XX в.

Философия Гегеля

Читайте также:

  1. DSS как философия
  2. Аналитическая философия (неопозитивизм, постпозитивизм).
  3. Античная (Греко-римская) философия.
  4. Билет №4. Философия Нового времени. Проблема метода.
  5. Билет№2. Античная философия. Проблемы происхождения мира.
  6. Возникновение философии. Философия и мифология.
  7. Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения
  8. Вопрос 10. Древнеиндийская философия
  9. Вопрос 14. Философия софистов и Сократа
  10. Вопрос 15. Философия киников и стоиков
  11. Вопрос 16. Философия Платона
  12. Вопрос 17. Философия Аристотеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — немецкий философ; обосновал философскую систему абсолютного идеализма, создал последнюю в истории философскую систему и разработал диалектику как философский метод.

Для начала дадим общую характеристику сущности гегелевской философии и, в частности, его диалектического метода. На объективно-идеалистической основе он развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический метод мышления, господствующий как в идеалистических, так и в материалистических учениях того времени. Кантовской “вещи самой по себе” он противопоставил принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит “мировой разум”, “абсолютная идея” или “мировой дух”. Это — деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель — в самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа: пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики); развитие идеи в форме “инобытия” в виде явлений природы (развивается не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в форме человеческого сознания и самосознания.

Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явления, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть “корень всякого движения и жизненности”, составляет принцип всякого самодвижения. В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов.

Однако гегелевская философия проникнута глубоким внутренним противоречием. Что же это за противоречие? Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью — самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершиться последней ступенью — самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития.

В основе диалектики Гегеля лежит представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, и следовательно имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, “только в понятии истина обладает стихией своего существования”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе.

Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, “отчужденная”, “овеществленная” форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия, или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе — через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

Своеобразным введением в гегелевскую систему является его работа “Феноменология духа” (1807). Здесь он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, “мирового духа”, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, “сознания” и “предмета”, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию — стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это — сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

Сущность гегелевской диалектике заключается в его триаде “тезис-антитезис-синтез”. Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а значит, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития — утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез.

В другой крупной работе “Наука логики” (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача -лишь наблюдение за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом он замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия — своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена “абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”.

Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии “отрицательность, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта — абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину.

Читайте также:  Картинки очков для зрения для девушек

Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.

Гегель стремился рассмотреть философию как науку, представив ее как систему. Он обращается к проблеме истины. Целью философии должно быть постижение истины, необходимо представить ее в виде целостности, т. к. “истинное — есть целое”.

Важнейший вывод: истина не есть отчеканенная монета. К ней мы должны стремиться, чтобы ее постигнуть.

Идея развития сформирована со всей определенностью. Феноменологию он представляет как лестницу знания, ведущую от обыденного знания, восходящую к философскому мышлению, восходящему к разуму.

Лишь абсолютная идея — есть бытие. Гегель решил представить весь мир с точки зрения саморазвития абсолютной идеи. Рассмотрев саморазвитие абсолютной идеи в сфере, обнаружил, что абсолютная идея отчуждается в материальную форму (природу). “Природа — есть отчужденный от себя дух, идея в форме инобытия”. Природа — один из способов самопроявления абсолютной идеи. Исследованием природы должна заниматься философия. Это и есть теоретическое мыслительное рассмотрение природы. Возможности естествознания ограничены. Формы познания естественными науками: 1) описание (не связано со всеобщим, не вычленяет и не выражает его; констатация чувственного мира); 2) классификация (дает лишь эмпирическую систему знаний); 3) открытие эмпирических законов (формулировки этих законов тавтологичны: одно объясняется через аналогичное другое и не связывается со всеобщим). На теоретический уровень познания может вывести только философия, т. к. возможность естествознания в осмыслении всеобщего минимальна.

Всеобщее проявляется только в понятии, значит, раскрыть всеобщее в природе как проявление в понятии способно лишь спекулятивное мышление, постигающее природу как целостность. Гегель выделяет в философии природы три ступени: механика, физика и органическая физика. В первом рассматриваются пространство и время, т. к. всеобщий взгляд на природу позволяет Гегелю исследовать и проблему пространства и времени. Гегель высказывает неудовлетворенность в господствующих представлениях о пространстве и времени как вместилище. Критикуя это представление, он дает образное выражение: “мир нигде не заколочен досками”. Из своего целостного подхода Гегель приходит к выводу, что пространство органически связано с материальными объектами: “мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством”; “пространство есть всегда наполненное пространство и нигде не отличается от своего наполнения”.

Истиной пространства и времени является материя, т. е. Гегель здесь говорит об органической связи пространства и времени не только друг с другом, но и с материальным носителем (материей). К ним же Гегель присоединяет движение: “сущностью движения является пространство и время, лишь в движение пространство и время действительны, причем это проявляется в скорости”. Существенной идеей является мысль о том, что “точно так же, как нет движения без материи, так не существует материи без движения”. В осмыслении пространства и времени Гегель обобщил идеи и философии и естествознания, что позволило раскрыть проблему во всей ее фундаментальности. (Между тем следует подчеркнуть, что умозрительные выводы приводили Гегеля к противоречиям с данными естествознания).

Важное место у Гегеля занимает понятие “жизнь”, которая “может быть понята только спекулятивно”. Он выделяет три царства: 1) минеральное; 2) растительное; 3) животное (только в нем жизнь наличествует как таковая, т. к. ее основным качеством является субъектность). Животные впервые становятся субъектами, т. к. животная жизнь — есть развертывающееся в пространстве и времени понятие. Каждый член животного заключает в себе душу; он не самостоятелен, а существует лишь в связи с целым. По Гегелю, ощущение нахождения себя в себе самом есть то высшее, что впервые здесь наличествует. Отсюда присущая животному организму всеобщность.

Всеобщность проявляется в животном как в едином. Несоразмерность конечного существования организма со всеобщностью есть его изначальная болезнь и зародыш смерти. Это противоречие может быть преодолено только в мышлении, которое он связывает с человеком. В животном находит свое завершение природа, которая выходит за пределы внешнего бытия в виде духа.

Как осуществляется переход абсолютной идеи из понятийной формы и наоборот Гегель не рассматривает, его интересуют только проявления. Человек — есть мыслящий дух. Саморазвитие духа начинается не только через сознание, но и через исторический процесс, который является результатом и самой человеческой деятельностью. Немецкий философ выделяет три этапа развития человеческого духа: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Значительное внимание Гегель уделяет субъективному духу, который охватывает индивидуальную сферу человека. Раздел, посвященный субъективному духу, включает в себя три подраздела: 1) антропология духа — предметом является душа, или дух в себе, причем развитие души Гегель рассматривает триадно: а) природная, б) чувствующая, в) действующая душа. Понятие природная душа отражает влияние на душу человека природных факторов, в т. ч. и географических. Через географические факторы, с точки зрения Гегеля, мы можем рассуждать о различиях между расами и народами (он является сторонником неполноценности человеческих рас; лишь для европейцев характерно бесконечное стремление к знаниям, чуждое другим расам). Чувствующая душа отражает внутреннюю индивидуальность, когда душа стремится до самосознания своего Я. Действующая душа приобретает господство над своей природной индивидуальностью; здесь душа властвует над своей телесностью; 2) феноменология духа; 3) Психология духа, разделенная на три части: теоретический, практический и свободный дух. За счет единства своего теоретического и практического содержания дух достигает свободы воли, который в отличие от свободы воли стремится к объективированию идей свободы посредством практической деятельности.

Субъективный дух через практическую деятельность переходит в объективный дух, который тождественен объективации общественного сознания. Отсюда проистекают правовые отношения (право — не только юридическое понятие, право объемлет все стороны человеческого бытия). Проблему права Гегель рассматривает в работе “Философия права”. Основой права, по Гегелю, является воля, которая свободна, а система права — есть царство реализации свободы, и восхождение воли по ступеням развития начинается с воли единичного субъекта, который благодаря этой воле становится юридическим лицом, правоспособной личностью, т. е. лицо имеет право обладать вещью. В этом проявляется верховенство человека над вещами.

От возможности обладания правом владеть вещью осуществляется переход к праву частной собственности.

Свободу собственности Гегель понимает как право собственников на основе договорных отношений обменивать частную собственность на другую собственность. Но свобода должна проявляться не только во внешнем, но и во внутреннем, а это уже область морали.

Гегель определяет мораль как право субъективной воли. Моральная воля должна иметь целью творить добро, заботясь не только о своем благе, но и о благе других. При этом важно воплощение морали в поступках. В моральной сфере дух поднимается и создает условия для субъективности и объективности, которая выступает как нравственность. При этом последняя не тождественна морали.

В нравственности происходит объективация субъективной моральной воли. Моральные определения рассматриваются в контексте социального бытия людей, но уже не как индивидов, а как социальных образований и групп, в связи с этим рассматривается социальная обусловленность морали. Долг личности, совесть теряют свою значимость.

Объективный дух имеет три формы: семья, гражданское общество и государство. Семья — это первоначальная непосредственная субъективность духа. В браке осуществляется единство природного и духовного начал. Вступление в брак является нравственной обязанностью единичных личностей и это, с точки зрения Гегеля, предстает первым из абсолютных принципов, на которых держится нравственность общества в целом. Нравственную сторону брака Гегель видел в осознании семейного единства супругов как субстанциональной цели, цели, проявляющейся в любви, доверии и общности всего их индивидуального существования.

Гегель четко ставил границу между гражданским обществом и государством. Гражданское общество — сфера реализации частных интересов и целей отдельных индивидов. Государство же преследует общий интерес. Гражданское общество может возникнуть только на юридической основе личной свободы буржуазных обществ, когда каждый становится гражданином. Он выделяет в таких обществах три сословия: земледельческое, промышленное и всеобщее. Первому мало приходится самому думать, добываемое им есть дар природы, и это чувство зависимости от природы является определяющим. Второе более свободно. Третье охраняет и соблюдает интересы всех сословий, всего общества (решает проблемы соблюдения правопорядка).

Высшая ступень нравственности — государство. Государство — есть сфера единства, торжества всеобщности национального духа над разобщенностью. В государстве сняты и преодолены (в отличие от гражданского общества) все противоречия частных интересов. Гегеля не удовлетворяет идея общественного договора, т. к. она является выражением единичной воли. С точки зрения немецкого философа, государство — шествие Бога в мире и связано с разумностью. Разумность государства состоит в единстве объективной свободы и субъективной воли. Он выступает против разделения властей; разумная форма государственной власти — конституционная монархия. Народные массы должны приобщаться к политической власти через информирование граждан о государственной деятельности и развитие общественного мнения. Идеи о воплощении абсолютного духа в объективных формах развиты у Гегеля в лекциях по Всемирной истории.

В историческом процессе объективный дух становится мировым духом, а ступени его развития не что иное, как духи отдельных народов, при этом прогресс осуществляется каким-либо одним народом, дух которого является носителем мирового духа на данном этапе. Другие народы либо изжили себя, либо не дошли до высшего состояния духа и играют подчиненную роль. Цель всемирной истории в познании мировым духом самого себя. Такую же цель имеет и каждый народный дух. После процесса познания начинается период упадка, ибо, познав себя, народный дух видит свою ограниченность и открывает дорогу другим народным духам, которые воплощают в данное время более высокие принципы. Целостность исторического процесса в том, что между историческими народными духами существует преемственность, “они дают семена, которые взращиваются на духовной ниве других народов”. Критерием этого целостного прогресса является осознание свободы. Человечество, развиваясь, приходит к более высокому осознанию свободы (европейцы): это не касается восточных народов — они знают лишь свободу деспота, свобода которого не что иное, как несвобода. Только у греков появилось осознание свободы, но и у них она ограничена: само наличие рабов делало их несвободными. Гегель считает, что распад античных полисных демократий и Римской республики неслучаен, т. к. их государственность основывалась на насилии. Лишь германские народы в христианстве дошли до осознания, что человек как таковой свободен. Индивид — средство для развития государства. Сама история начинается только с появлением государства. Далее абсолютная идея вырывается к свету и восходит к абсолютному духу. Последний проходит три ступени саморазвития: искусство, религия и философия.

Искусство — непосредственная форма знания абсолютной идеи, и в искусстве абсолютный дух выступает в художественном образе. Эта форма — есть конкретное созерцание и конкретное представление в себе абсолютного духа как идеала. Прекрасное в природе – только рефлексия красоты. Красота — чувственная форма истины; в чувственности — зрение и слух как теоретические чувства, только они учитываются в художественном переживании. Вне прекрасного нет искусства, и художественное произведение только тогда прекрасно, когда находится между непосредственной чувственностью и мыслью.

Прекрасное — центральное понятие эстетики. Возвышенное — воплощение объективного содержания духа.

Чувственность искусства не позволяет абсолютному духу в полной мере адекватно выразиться в искусстве. Поэтому абсолютный дух делает следующей ступенью развития религию. Религия постигает дух путем представления, и откровения христианского Бога Гегель истолковывает как опознание нерасторжимой связи общего, особенного и единичного в моменте всеобщности.

Люди не создают веру и религию, они, с точки зрения Гегеля — есть выражение духа нации. Сила авторитета этого духа огромна, чтобы индивид не воображал о своей самостоятельности, он не может выйти за пределы этого авторитета. Для Гегеля христианство абсолютная и бесконечная вера, в которой происходит примирение Бога и человека, в результате религия достигает самосознания. Затем абсолютный дух возвышается до философии.

Философия рассматривается Гегелем как высшая ступень абсолютного духа; она — есть синтез тех истин, которые достигнуты в искусстве и религии. Здесь абсолютный дух возвращается в свою исходную форму, форму идеи. Таким образом, система построения понятий у Гегеля оказывается завершенной.

Философия Гегеля строится на принципе панлогизма: все есть логика, любое развитие — есть процесс развития понятий. В философской системе Гегеля заложены истоки “предела философии”. Философия Гегеля оказала исключительное влияние на всю последующую философию: его диалектический метод в материалистической интерпретации был заимствован Марксом и Энгельсом, как негативная реакция на спекулятивный характер панлогистической системы Гегеля возникла философия позитивизма, Ницше, Кьеркегора и др.

| следующая лекция ==>
Истоки и предпосылки | Философские взгляды И. Фихте

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2696 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://studopedia.ru/9_175116_filosofiya-istorii-gegelya.html
  • http://studme.org/170579/filosofiya/gegel_filosofiya_vseobschaya_nauka
  • http://studopedia.su/2_55980_filosofiya-gegelya.html