Меню Рубрики

Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием :

Человеческого незнания

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

Мудрость

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

Сократ

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир — . .

Идей

130. Истинным бытием по Платону является :

Мир идей

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

Платон

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

Демократия

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл . философией

Первой

134. Науку о природе Аристотель называл . философией

Второй

135. Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности — . .

Метафизика

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность- . .

Телеология

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

Телеология

138. Представители философской школы киников:

Антисфен Диоген

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

Эпикуреизм стоицизм скептицизм

140. Основоположники кинизма:

Антисфен Диоген

141. Философия кинизма призывала к .

Отказу от удовольствий

142. Свобода для киников — это .

Отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность — . .

Этика

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

Эпикур

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику .

Свободы

146. Эпикур под наслаждением понимал .

Свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи . «

Незаметно

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

Эпикур

149. Понятие, означающее невозмутимость духа — . .

Атараксия

150. Понятие «атараксия» означает :

Невозмутимость духа

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

Зенон Хрисипп

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

II-I вв. до н. э.

155. Представители среднего стоицизма:

Панеций Посидоний

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

I-II вв. н. э.

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека Марк Аврелий

158. Философ — идеал стоиков:

Диоген Синопский

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом — . .

Пантеизм

160. Бога и мировое целое отождествляет:

Пантеизм

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков — . .

Космополит

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов — . .

Апатия

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков — . .

Фатум

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

Марк Аврелий

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания — .. .

Скептицизм

166. Основатель скептицизма:

Пиррон

167. Основатель неоплатонизма:

Плотин

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

Единое

169. Хронологические рамки европейского средневековья — . вв.

V-XV

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога — . .

Теология

173. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-VII вв — это . .

Патристика

174. Хронологические рамки патристики . вв.

I-VII

175. Учение о человеке — это .

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к истине

любовь к мудрости

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

философия способствует улучшению характеров людей

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

Мировоззрение – это:

совокупность знаний, которыми обладает человек

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

система адекватных предпочтений зрелой личности

ОТВЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Термин, происходящий от греческих слов phileo ‒ любовь и sophia ‒ мудрость ‒ это . .

2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира ‒ это . .

3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека ‒ это . .

4. Мыслитель первым объяснивший слово «философ» ‒ это . .

5. Смысл философии, согласно Пифагору, ‒ в поиске . .

6. Главная задача философа ‒ умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали . .

7. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа ‒ доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

8. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках ‒ это . .

9. Философия представляет собой «знание и понимание ради самого знания и понимания» считал:

10. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

11. Автор высказывания «. смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» ‒ это .

12. Первый элементарный вид отражения действительности ‒ это . .

13. Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством . .

14. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей ‒

15. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю ‒ это . .

16. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:

17. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

18. Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики ‒ это

19. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности ‒ это . .

20. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

21. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений ‒ это . .

22. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает:

23. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это .

24. Философское направление, представители которого признавали бога как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие ‒ это .

25. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для:

26.Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало ‒ материальное или духовное

27. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает .

28. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал, ‒ материального и духовного

29. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает .

31. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

32. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем ‒ это ..

33. Мир принципиально не познаваем, утверждает:

34. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания ‒ это . .

35. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает.

36. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания ‒ это . .

37. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания ‒ это . .

38. Познание относительно, условно и субъективно утверждает:

39. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым ‒ это . .

40. Принцип сведения сложного к простому в познании ‒ это . .

41. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия ‒ основа и главная форма достоверного познания ‒ это . .

42. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает .

43. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей ‒ это .

44. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:

45. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию ‒ это . .

46. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

47. Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности:

48. Функция философии, подвергающая все сомнению:

49. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:

50. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:

51. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ ‒ это . .

52. Наделение человеческими качествами окружающей природы:

53. Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов ‒ это . .

54. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления ‒ это . .

55. Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил . .

56. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего ‒ . .

57. Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии:

58. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало ‒ это . .

59. Индивидуальное духовное начало в индийской философии ‒ это .

60. Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы ‒ это . .

61. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии ‒ это .

62. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения ‒ это . .

63. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии ‒ это .

64. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии ‒ это . .

65. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии.

66. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения ‒ это . .

67. Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает:

68. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

69. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений ‒ это . ..

Читайте также:  От кого произошел человек точки зрения

70. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

71. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный ‒ . .

72. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний ‒ . .

73. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало ‒ .

74. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало ‒ .

75. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие ‒

76. Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим ‒

77. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы ‒ .. .

78. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего ‒ . .

79. Время возникновения философии . до н. э.

кон. VII — нач. VI в.

80. Хронологические рамки античной философии:

VII в. до н. э. — V в.

81. Хронологические рамки эллинского периода античной философии . вв. до н. э.

82. Классический период древнегреческой философии . в. до н. э.

83. Основные характерные черты эллинистического периода:

84. Хронологические рамки эллинистическо-римского периода античной философии:

III в. до н. э. — V в. н. э.

85. Первая философская школа Древней Греции:

86. Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции ‒ . .

87. Представители милетской школы в античной философии:

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

88. Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии:

89. Первоначалом сущего считал воду:

90. Философ, утверждавший в качестве первоначала воду:

92. Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух ‒ . .

91. Первоначалом сущего считал воздух:

93. Первоначалом сущего считал огонь:

94. Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь:

95. Философ, предложивший считать вечными неизменными первовеществами землю, воду, воздух и огонь:

96. Понятие античной философии, обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром ‒ . .

97. Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала ‒ .

98. Первоначалом сущего считал апейрон:

99. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала ‒ . .

100. Античный автор диалектического высказывания «. все рождается через распрю и по необходимости» Гераклит

101. Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу ‒ . .

102. Античный автор высказывания «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» ‒ . .

103. Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны:

104. Представители элейской школы античной философии:

Ксенофан, Парменид, Зенон

105. Античный автор тезиса: «Есть бытие, а небытия вовсе нету. «:

106. Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие. «:

107. Элейский мыслитель ‒ автор знаменитых апорий ‒ .

108. Гераклит утверждал, что мир находится в вечном . .

109. Мир находится в вечном движении утверждал:

110. Главное следствие из онтологии Парменида ‒ бытию не свойственно . .

111. Гераклит в качестве онтологической основы полагал:

112. Античный философ, считавший, что движение невозможно:

113. Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц

114. Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал:

115. Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов ‒ .

116. Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие ‒ . .

117. Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом ‒

118. Философское направление развитое во взглядах Демокрита:

119. Создатель атомистической теории:

120. Пифагор утверждал, что .

мир есть гармония чисел

122. Античный автор тезиса «человек ‒ мера всех вещей»:

123. «Человек ‒ мера всех вещей» ‒ утверждал .

124. Философы, выдвинувшие тезис «человек ‒ мера всех вещей»:

125. Представители афинской школы философии:

Сократ, Платон, Аристотель

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием:

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир . .

130. Истинным бытием по Платону является:

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл . философией

134. Науку о природе Аристотель называл . философией

135. Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности ‒ . .

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность ‒ . .

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

138. Представители философской школы киников:

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

эпикуреизм, стоицизм, скептицизм

140. Основоположники кинизма:

141. Философия кинизма призывала к .

отказу от удовольствий

142. Свобода для киников ‒ это .

отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность ‒ . .

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику .

146. Эпикур под наслаждением понимал .

свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи . «

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

149. Понятие, означающее невозмутимость духа ‒ . .

150. Понятие «атараксия» означает:

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

155. Представители среднего стоицизма:

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека, Марк Аврелий

158. Философ ‒ идеал стоиков:

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом ‒ . .

160. Бога и мировое целое отождествляет:

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков ‒ . .

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов ‒ . .

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков ‒ . .

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания ‒ .. .

166. Основатель скептицизма:

167. Основатель неоплатонизма:

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

169. Хронологические рамки европейского средневековья ‒ . вв.

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин, (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин, (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога ‒ . .

173. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социо-логических доктрин христианских мыслителей I-VII вв. ‒ это . .

174. Хронологические рамки патристики . вв.

175. Учение о человеке ‒ это . .

176. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к .

177. Основная задача средневековой философии состояла в .

защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

178. Вера противопоставлялась в средневековье .

179. Теоцентризм ‒ мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве .

180. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой ‒ . .

181. Хронологические рамки схоластики ‒ . вв.

182. Средневековый автор произведения «О граде Божием»:

183. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для .

обоснования догматов веры

184. Умонастроение характерное для средневековой философии:

185. Крупнейший философ периода патристики:

186. Время по Аврелию Августину .

существует в нашем уме

187. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о .

188. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

189. Наиболее видный представитель зрелой схоластики:

190. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии ‒

191. Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского ‒ .

192. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» ‒ .

193. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия ‒ . .

194. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания ‒ . .

195. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии .

196. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями ‒ . .

197. Представители номинализма в средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

198. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии ‒ чисто мыслительные образования, существующие в уме человека ‒ . .

199. Представители византийской средневековой философии:

Василий Великий (+) Григорий Богослов (+) Иоанн Дамаскин

200. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

201. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества ‒ это . .

202. Время возникновения арабской философии . в.

203. Аверроэс считал, что .

204. Философ средневековья создатель концепции «двойственной истины»:

205. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности ‒ . .

206. Хронологические рамки эпохи Возрождения ‒ . вв.

207. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась.

208. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу ‒ . .

209. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности ‒ . .

210. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

211. Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:

212. Термин «возрождение» означает восстановление интереса к .

213. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания ‒ .

214. Характерная черта Ренессанса:

215. Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:

216. Пантеизм объединяет и отождествляет .

217. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

218. Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

219. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в .

критике средневековой философии

220. Фамилия основателя протестантизма ‒ . .

221. Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви ‒ . .

222. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации ‒ . .

223. Теоретики реформации:

Кальвин, Лютер, Цвингли

224. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

Формы государственного правления по Аристотелю

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.

Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.

Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы.

Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.

Олигархия — блюдет выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.

Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

Охлократия (от греч. — толпа и— власть, лат. ochlocratia) — вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.

Он счита что: отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию. отклонение от демократии — охлократию.

Читайте также:  Все для очков для зрения 2016

По вашему мнению при каком строе мы сейчас живем?

Формы государственного правления

Подформой правленияпонимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

С точки зрения формы правления, подразумевающей определенную структуру и правовое положение выс­ших органов государственной власти, а также порядок их формиро­вания, принято выделять монархии и республики.

Монархии (от греч. manarchia – единовластие) представляют со­бой такую форму государственного устройства, источником и одно­временно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не завися­щее от выбора населения. Монархии бывают как абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело при­надлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар), так и конституционными, где власть правителя, реальный механизм властвования действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных (прежде всего законодательных) органов власти. Последние, в свою очередь, делятся на дуалистические, где монарх наделен в основном исполни­тельными и частично законодательными функциями (Иордания, Кувейт, Бахрейн, Марокко), и парламентские, где «первые лица» в основном обладают представительскими функциями, не имея воз­можности существенно влиять на политические решения (Велико­британия, Испания, Швеция и др.). В последнем случае монархи ско­рее олицетворяют собой национальные традиции, уважение граждан к власти и играют роль определенного национального символа, спла­чивающего общество.

Республики (от лат. res publica – общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших ор­ганов государственной власти. В свою очередь республики разделяют­ся на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отно­шениями между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Так, в парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в ос­новном представительными функциями. Правительство же во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответ­ственность. Глава кабинета является первым лицом в государстве.

Признаки парламентской республики:

1. единая система выборов;

2. победившие партии формируют высший законодательный орган;

3. парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;

4. правительство несет ответственность перед парламентом;

5. парламент может избирать президента.

При президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, не подотчетное парламенту, обладает высшей распорядительной влас­тью, важнейшими прерогативами в области руководства вооружен­ными силами, гражданской администрацией. Парламент здесь лишен права отправлять правительство в отставку, хотя и президент не мо­жет распустить парламент, в основном обладая лишь правом отлага­тельного вето на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством или 2/3 парламента при повторном голосовании.

Признаки президентской республики:

· президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;

· законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;

· президент и правительство избираются внепарламентским методом;

· у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

· парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта.

Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

Наряду с этими устоявшимися моделями организации государ­ственной власти в мире сложились и такие формы правления, кото­рые трудно отнести однозначно к тому или иному типу правления. Среди смешанных форм правления можно отметить так называемую суперпрезидентскую республику (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт президентства предельно концентрирует все высшие пол­номочия основных ветвей власти и занимает практически бесконт­рольное положение в государстве. В то же время прерогативы законо­дательных и судебных ветвей власти здесь резко ограничены. Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская, или полупрезидентская, республика (Ирландия, Португалия, Фран­ция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем за прави­тельством со стороны парламента.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 8558 — | 6842 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Формы государства

Является ли монархия пережитком прошлого? Может ли унитарное государство быть демократическим? Есть ли в парламентской республике президент?

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

Понятие формы государства

Форма государства — это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

Формы государства

Форма государственного устройства

Форма государственного (политического) режима

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. Форма государственного устройства раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

Формы правления

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

Читайте также:  Что относится к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными. К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен. По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные. К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения. Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу. Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения. Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип, который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

Формы государственного (политического) режима

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Демократический государственный режим (от греч. demos — народ + kratos — власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus — согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia — безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos — толпа, чернь + kratos — власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоев общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas — власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в- фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

Вопросы для самопроверки

  • 1) Что представляет собой форма государства?
  • 2) Какие формы правления вам известны?
  • 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного?
  • 4) Каковы признаки демократии?
  • 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?
Источники:
  • http://studfiles.net/preview/2835727/
  • http://blog.i.ua/user/2830897/412408/
  • http://studopedia.ru/1_71515_formi-gosudarstvennogo-pravleniya.html
  • http://socialstudies.ru/pravo/pravo-formy-gosudarstva.html