Меню Рубрики

Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения платона

ОТВЕТЫ ПО ФИЛОСОФИИ

1. Термин, происходящий от греческих слов phileo ‒ любовь и sophia ‒ мудрость ‒ это . .

2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира ‒ это . .

3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека ‒ это . .

4. Мыслитель первым объяснивший слово «философ» ‒ это . .

5. Смысл философии, согласно Пифагору, ‒ в поиске . .

6. Главная задача философа ‒ умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали . .

7. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа ‒ доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

8. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках ‒ это . .

9. Философия представляет собой «знание и понимание ради самого знания и понимания» считал:

10. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

11. Автор высказывания «. смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» ‒ это .

12. Первый элементарный вид отражения действительности ‒ это . .

13. Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством . .

14. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей ‒

15. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю ‒ это . .

16. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:

17. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

18. Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики ‒ это

19. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности ‒ это . .

20. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

21. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений ‒ это . .

22. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает:

23. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это .

24. Философское направление, представители которого признавали бога как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие ‒ это .

25. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для:

26.Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало ‒ материальное или духовное

27. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает .

28. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал, ‒ материального и духовного

29. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает .

31. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

32. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем ‒ это ..

33. Мир принципиально не познаваем, утверждает:

34. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания ‒ это . .

35. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает.

36. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания ‒ это . .

37. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания ‒ это . .

38. Познание относительно, условно и субъективно утверждает:

39. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым ‒ это . .

40. Принцип сведения сложного к простому в познании ‒ это . .

41. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия ‒ основа и главная форма достоверного познания ‒ это . .

42. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает .

43. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей ‒ это .

44. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает:

45. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию ‒ это . .

46. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

47. Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности:

48. Функция философии, подвергающая все сомнению:

49. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:

50. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:

51. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ ‒ это . .

52. Наделение человеческими качествами окружающей природы:

53. Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов ‒ это . .

54. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления ‒ это . .

55. Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил . .

56. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего ‒ . .

57. Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии:

58. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало ‒ это . .

59. Индивидуальное духовное начало в индийской философии ‒ это .

60. Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы ‒ это . .

61. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии ‒ это .

62. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения ‒ это . .

63. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии ‒ это .

64. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии ‒ это . .

65. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии.

66. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения ‒ это . .

67. Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает:

68. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

69. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений ‒ это . ..

70. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

71. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный ‒ . .

72. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний ‒ . .

73. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало ‒ .

74. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало ‒ .

75. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие ‒

76. Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим ‒

77. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы ‒ .. .

78. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего ‒ . .

79. Время возникновения философии . до н. э.

кон. VII — нач. VI в.

80. Хронологические рамки античной философии:

VII в. до н. э. — V в.

81. Хронологические рамки эллинского периода античной философии . вв. до н. э.

82. Классический период древнегреческой философии . в. до н. э.

83. Основные характерные черты эллинистического периода:

84. Хронологические рамки эллинистическо-римского периода античной философии:

III в. до н. э. — V в. н. э.

85. Первая философская школа Древней Греции:

86. Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции ‒ . .

87. Представители милетской школы в античной философии:

Фалес, Анаксимен, Анаксимандр

88. Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии:

89. Первоначалом сущего считал воду:

90. Философ, утверждавший в качестве первоначала воду:

92. Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух ‒ . .

91. Первоначалом сущего считал воздух:

93. Первоначалом сущего считал огонь:

94. Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь:

95. Философ, предложивший считать вечными неизменными первовеществами землю, воду, воздух и огонь:

96. Понятие античной философии, обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром ‒ . .

97. Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала ‒ .

98. Первоначалом сущего считал апейрон:

99. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала ‒ . .

100. Античный автор диалектического высказывания «. все рождается через распрю и по необходимости» Гераклит

101. Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу ‒ . .

102. Античный автор высказывания «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» ‒ . .

103. Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны:

104. Представители элейской школы античной философии:

Ксенофан, Парменид, Зенон

105. Античный автор тезиса: «Есть бытие, а небытия вовсе нету. «:

106. Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие. «:

107. Элейский мыслитель ‒ автор знаменитых апорий ‒ .

108. Гераклит утверждал, что мир находится в вечном . .

109. Мир находится в вечном движении утверждал:

110. Главное следствие из онтологии Парменида ‒ бытию не свойственно . .

111. Гераклит в качестве онтологической основы полагал:

112. Античный философ, считавший, что движение невозможно:

113. Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц

114. Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал:

115. Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов ‒ .

116. Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие ‒ . .

117. Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом ‒

118. Философское направление развитое во взглядах Демокрита:

119. Создатель атомистической теории:

120. Пифагор утверждал, что .

мир есть гармония чисел

122. Античный автор тезиса «человек ‒ мера всех вещей»:

123. «Человек ‒ мера всех вещей» ‒ утверждал .

124. Философы, выдвинувшие тезис «человек ‒ мера всех вещей»:

125. Представители афинской школы философии:

Сократ, Платон, Аристотель

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием:

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир . .

130. Истинным бытием по Платону является:

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл . философией

134. Науку о природе Аристотель называл . философией

135. Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности ‒ . .

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность ‒ . .

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

138. Представители философской школы киников:

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

эпикуреизм, стоицизм, скептицизм

140. Основоположники кинизма:

141. Философия кинизма призывала к .

отказу от удовольствий

142. Свобода для киников ‒ это .

отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность ‒ . .

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику .

146. Эпикур под наслаждением понимал .

свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи . «

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

149. Понятие, означающее невозмутимость духа ‒ . .

150. Понятие «атараксия» означает:

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

155. Представители среднего стоицизма:

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека, Марк Аврелий

158. Философ ‒ идеал стоиков:

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом ‒ . .

160. Бога и мировое целое отождествляет:

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков ‒ . .

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов ‒ . .

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков ‒ . .

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания ‒ .. .

166. Основатель скептицизма:

167. Основатель неоплатонизма:

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

169. Хронологические рамки европейского средневековья ‒ . вв.

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин, (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин, (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога ‒ . .

173. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социо-логических доктрин христианских мыслителей I-VII вв. ‒ это . .

174. Хронологические рамки патристики . вв.

175. Учение о человеке ‒ это . .

176. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к .

177. Основная задача средневековой философии состояла в .

защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

178. Вера противопоставлялась в средневековье .

179. Теоцентризм ‒ мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве .

180. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой ‒ . .

181. Хронологические рамки схоластики ‒ . вв.

182. Средневековый автор произведения «О граде Божием»:

183. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для .

обоснования догматов веры

184. Умонастроение характерное для средневековой философии:

Читайте также:  Коррекция зрения лазером до какого возраста

185. Крупнейший философ периода патристики:

186. Время по Аврелию Августину .

существует в нашем уме

187. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о .

188. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

189. Наиболее видный представитель зрелой схоластики:

190. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии ‒

191. Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского ‒ .

192. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» ‒ .

193. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия ‒ . .

194. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания ‒ . .

195. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии .

196. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями ‒ . .

197. Представители номинализма в средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

198. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии ‒ чисто мыслительные образования, существующие в уме человека ‒ . .

199. Представители византийской средневековой философии:

Василий Великий (+) Григорий Богослов (+) Иоанн Дамаскин

200. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

201. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества ‒ это . .

202. Время возникновения арабской философии . в.

203. Аверроэс считал, что .

204. Философ средневековья создатель концепции «двойственной истины»:

205. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности ‒ . .

206. Хронологические рамки эпохи Возрождения ‒ . вв.

207. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась.

208. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу ‒ . .

209. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности ‒ . .

210. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

211. Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:

212. Термин «возрождение» означает восстановление интереса к .

213. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания ‒ .

214. Характерная черта Ренессанса:

215. Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:

216. Пантеизм объединяет и отождествляет .

217. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

218. Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

219. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в .

критике средневековой философии

220. Фамилия основателя протестантизма ‒ . .

221. Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви ‒ . .

222. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации ‒ . .

223. Теоретики реформации:

Кальвин, Лютер, Цвингли

224. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием :

Человеческого незнания

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

Мудрость

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

Сократ

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир — . .

Идей

130. Истинным бытием по Платону является :

Мир идей

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

Платон

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

Демократия

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл . философией

Первой

134. Науку о природе Аристотель называл . философией

Второй

135. Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности — . .

Метафизика

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность- . .

Телеология

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

Телеология

138. Представители философской школы киников:

Антисфен Диоген

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

Эпикуреизм стоицизм скептицизм

140. Основоположники кинизма:

Антисфен Диоген

141. Философия кинизма призывала к .

Отказу от удовольствий

142. Свобода для киников — это .

Отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность — . .

Этика

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

Эпикур

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику .

Свободы

146. Эпикур под наслаждением понимал .

Свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи . «

Незаметно

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

Эпикур

149. Понятие, означающее невозмутимость духа — . .

Атараксия

150. Понятие «атараксия» означает :

Невозмутимость духа

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

Зенон Хрисипп

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

II-I вв. до н. э.

155. Представители среднего стоицизма:

Панеций Посидоний

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

I-II вв. н. э.

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека Марк Аврелий

158. Философ — идеал стоиков:

Диоген Синопский

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом — . .

Пантеизм

160. Бога и мировое целое отождествляет:

Пантеизм

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков — . .

Космополит

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов — . .

Апатия

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков — . .

Фатум

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

Марк Аврелий

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания — .. .

Скептицизм

166. Основатель скептицизма:

Пиррон

167. Основатель неоплатонизма:

Плотин

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

Единое

169. Хронологические рамки европейского средневековья — . вв.

V-XV

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога — . .

Теология

173. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-VII вв — это . .

Патристика

174. Хронологические рамки патристики . вв.

I-VII

175. Учение о человеке — это .

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

С греческого языка слово «философия» переводится как:

любовь к истине

любовь к мудрости

Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:

Определите время возникновения философии:

середина III тысячелетия до н.э.

Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:

Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:

философия осуществляет рефлексию современной ей культуры

философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя

философия способствует улучшению характеров людей

философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире

Мировоззрение – это:

совокупность знаний, которыми обладает человек

совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе

отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе

система адекватных предпочтений зрелой личности

Классификация форм правления по Платону

Правление по закону Правление по произволу правящих
Монархия Власть одного Тирания
Аристократия Власть группы лиц Олигархия
Демократия (хорошая) Власть большинства Демократия (плохая), т.е. анархия

Самой худшей формой Платон признает тиранию. Деятельность тирана Платон условно разбивает на три этапа: первый – когда тиран скрывает свое истинное лицо и с помощью лицемерия захватывает власть, второй – когда тирану уже нет нужды прятаться под маской и он показывает свою истинную сущность, третий – когда деятельность тирана приводит к плачевным результатам. В «Государстве» тирания называется «как нельзя более рабской», «крайним заболеванием государства», то есть она представлена полной противоположностью идеальному полису. Тираном, по мнению Платона, становится выходец из народа, охваченный жаждой власти. Добившись власти, он изгоняет состоятельных людей, так как они способны противостоять беззаконию. Тирана он представляет как образец безрассудства и жестокости, самим своим существованием отрицающий понятие «справедливость». Платон подчеркивает одну особенность: незаконный правитель и управляемое им государство становятся очень похожими друг на друга. Нет более бедного государства, чем государство, управляемое тираном. В нем горя, стонов, страданий больше, чем в любом другом.

Другим худшим типом правления, по Платону, является государство с демократической формой правления. Платон характеризует демократию как «строй, не имеющий должного управления, но приятный и разнообразный. При нем существует своеобразное равенство – уравнивающее равных и неравных. Демократия, по Платону, плоха тем, что власть распределена среди большинства, а такое правление не способно ни на большое добро, ни на большое зло. Но при все неприятии демократии Платон отмечает, что элементы должны обязательно присутствовать в государстве, которое претендует на звание «правильного». Главным достоинством идеального государства является справедливость, а она достигается за счет равенства в определенном смысле. Неумеренная свобода в условиях демократии приводит к тирании. Народ из подчинения свободным людям попадает в услужение к деспотической власти и свою неумеренную свободу меняет на самое тяжелое и горькое рабство – рабство у рабов. А происходит это оттого, что любая крайность чревата своей противоположностью.

По Платону, «олигархия – это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят богатые, а бедные не участвуют в правлении» [Платон. Государство.]. При олигархии деньги заменяют закон. Платон подвергает олигархию всесторонней критике, он указывает в не шесть крупных недостатков. Первый заключается в том, что должности в государственных органах занимают не по способностям, а по богатству. Второй — государство раскалывается на две противоборствующие партии (бедняков и богачей), а это неизбежно ведет к ослаблению государства. Третий — ослабленное олигархическое государство не способно вести эффективную войну. Четвертый – при олигархии смешиваются функции граждан, а это большой недостаток с точки зрения кастовой социальной структуры. Пятый недостаток этой формы – при олигархии происходит падение нравов молодежи, так как власти заинтересованы в этом, извлекая прибыль из распущенности молодых людей. Шестой недостаток – олигархия порождает высокий уровень преступности. В итоге олигархическое государство приходит к печальному финалу, так как в нем плодятся паразиты и нищие, многие порядочные и благородные граждане разоряются и замышляют переворот. По мнению Лосева А.Ф., Платон был антиолигархистом не в меньшей мере, чем антидемократом. Именно поэтому он остался в стороне не только от участия в делах демократического государства, но и от олигархического переворота 404 года до н.э.

Тимократия– правление честолюбцев. Платон заключает, вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Такое государство будет вечно воевать, между тем, война – главный источник частных и общественных бед, когда она ведется.

Аристократия. Кроме монархии Платон хорошей формой правления считает аристократию, т.е. правление немногих в соответствии с законом. Правление немногих в условиях беззакония – это олигархия. По Платону, аристократы правят по закону и желают исключить из политики ремесленников и малоимущих. В диалоге «Законы» Платон создает конституцию, которая приближена к умеренной аристократии: все жители города, в количестве 5400 человек, получают земельный надел, который делает их зажиточными землевладельцами.

Монархия. В диалоге Платона «Законы» философ прямо симпатизирует единоличной власти перед остальными формами правления. Монархия, считает Платон, скрепленная благими предписаниями, который мы называем законами, — это вид, наилучший из шести; подлинное государственное устройство, при котором искусно правит один человек. Платон не жалеет ярких красок для монархии. Он считает, что монархия появилась в результате соглашения между народом полиса (города-государства) и выбранным этим народом царем. Платон показывает эволюцию монархии на примере Спарты: сперва на место одного царского рода был установлен двойной, потом власть двух царей уравновесили властью 28 старейшин и наконец еще позднее добавили власть пяти выбранных на год народным собранием эфоров, которые руководили политической жизнью государства.

Большое внимание Платон уделял вопросу о законах. Этот вопрос – один из главнейших во всей системе политических взглядов Платона. Закон и порядок понятия тождественные, считал Платон. В диалоге «Законы» — закон для философа – это основная несущая опора, на которой держится государство. Закон должен быть выше правителей, которые лишь слуги закона. «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государств и все блага, какие только могут даровать государствам боги». [Законы.].

Платон предостерегает от абсолютизации роли закона. Разум человеческий должен стоять выше закона, в случае необходимости корректируя его или заменяя на новый.

Право менять закон Платон предоставляет властителям, людям богатым и знатным. Хотя Платон постоянно подчеркивает мысль о том, что закон должен быть полезным, прежде всего для государства, он понимает, что осуществить это очень трудно, так как при каждом правлении устанавливаются законы, выгодные правителям. Правителям государства трудно устоять перед соблазном, выдать свои корыстные интересы за интересы государства. Трудно также выдержать принцип равенства всех перед законом. С самим Платоном был случай, когда аркадяне и фиванцы основали новую колонию Мегалополь, они, по преданию, обратились за советом к Платону, Мыслитель предложил им свой любимый образец государства, но когда выяснилось, что на всеобщее равенство перед законом устроители города не согласны, Платон вынужден был отказаться от своего проекта.

Читайте также:  С чем есть морковь для зрения

В своей идеальной модели государственного устройства Платон делит всех граждан на три сословия. Первое – это сословие правителей, стражей или философов. Второе – сословие воинов. Третье – сословие земледельцев и ремесленников. Платон особо подчеркивает важность сословия правителей перед низшим сословием. Если кто-то из земледельцев и ремесленников плохо выполняет свою работу, то это не слишком большая беда для государства, но если кто-то из правителей плохо управляет, то это уже грозит государству гибелью. Если от плохой работы ремесленника могут пострадать 10-20 человек, то от плохой работы правителей разрушится государство и лишь сами правители будут процветать. Верность своему делу, проявляемая представителем каждого сословия, сделает государство, по мнению Платона, справедливым и единым, процветающим и богатым.

Сословию правителей Платон уделяет значительно больше внимания, чем двум другим сословиям. Он подробно описывает, какими качествами должны обладать правители государства, как их готовить к осуществлению функции управления, как их испытывать в практических делах, с какого возраста они могут стать полноправными правителями и в каком возрасте должны отойти от дел по управлению государством. Платон считает, что пока у руля государства не окажутся философы, до тех пор государство не выйдет из полосы несчастий. Совершенно очевидно, что под «философами» Платон имеет в виду мудрых государственных деятелей, способных осуществлять политическое управление. В истории, кроме древнеримского императора Марка Аврелия, трудно найти пример, когда философ-ученый одновременно был бы государственным деятелем. Карл Поппер считает, что портрет философа-правителя у Платона – это автопортрет.

Граждан, способных к государственному управлению, совсем немного и способности их зависят от природных данных. Детей со способностями отделяют от других и готовят к будущей государственной деятельности. Образование и воспитание этой молодежи продолжается до 35 лет, затем в течение 15 лет их испытывают на военном и гражданском поприще. Тех, кто не выдерживал испытаний практического управления, переводили в жрецы. И лишь немногие по достижению 50-летнего возраста могли претендовать на звание философов-правителей, т.е. входили в состав высшего сословия. Правитель должен был обладать следующими качествами: мужество, разумность, рассудительность, великодушие, память, справедливость. Все эти качества Платон называет одним словом – добродетель. Кроме того необходима также «способность охранять законы и обычаи государства». Также правитель должен быть глубоко религиозным или, как сказано у Платона, благочестивым. Для правителей необходимы и физические данные. Стражами государства должны быть люди одновременно и образованные, и опытные. Платон также считал, что два высших сословия не должны иметь частной собственности, чтобы она их не отвлекала от выполнения государственных функций. Самые пожилые стражи-правители осуществляют непосредственное управление государством, а молодые помогают им, проходя испытания на этой работе. Чтобы знать жизнь низов не понаслышке, правители регулярно «должны, каждый в свой черед, спускаться в обитель прочих людей и привыкать созерцать темные стороны жизни».

Платон жил во времена, раздираемые государственными переворотами, политическими потрясениями. Он направил все свои помыслы, энергетику на совершенствование правления. Создание Академии, поездки в Сицилию – все это свидетельствует о желании Платона преобразовать общество. Он попытался создать идеальное государство, как идеал, к которому общество должны стремиться. Анализируя формы правления, философ приходит к выводу, что среди существующих форм правления нельзя найти достойной. Демократия неприемлема, потому что власть толпы не способна осознать истину, так как не обладает знаниями. Аристократия, погрязнув в распрях и раздорах, была не способна к эффективному правлению. Симпатии Платона остаются на стороне монархии. При абсолютной единоличной власти большое значение приобретает личность. Образ идеального правителя, по мнению Платона, должен совмещать в себе философскую мудрость и политическую власть. Однако надеждам мыслителя не суждено было сбыться

У Платона есть замечание о том, что каждая форма правления должна иметь свой особый и присущий только ей язык. Это можно понимать так: соответствие слов и дел правителей государства; соответствие методов управления в государстве принципам построения государства; необходимость иметь свою государственную идеологию, вытекающую из сущности данного государственного строя; не подражать чужим принципам, идеологиям и методам, так как это чревато гибелью для государства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения платона

Идеальное государство Платона

Отрицательные формы правления

Утопия идей Платона

Список используемой литературы

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством. Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть «в идеале». При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие — государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона «Государство».

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: трактат «Государство», диалоги «Критий», «Политик», «Законы». Все они написаны в довольно необычном жанре — жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом и Кефалом. В своих воззрениях, как и в произведениях, Платон говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию.

Идеальное государство Платона

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни — в полисе. Конструируя идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. «Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость». Платоновское определение справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том, как бог примешал в души людей частицы металлов: в души тех из них, что способны править, и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души земледельцев и ремесленников — железа и меди. Если же у последних родится ребенок с примесью благородных металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

И так, исходя из постулатов Платона, выделяются следующие черты присущие идеальному полису:

подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала: разумное, яростное и вожделенное. В государстве есть три аналогичных начала: совещательное, защитное и деловое, которым должно соответствовать три сословия: разумному началу души отвечают философы — правители, яростному началу — воины-охранители, деловому — земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший недопустим и является тягчайшим преступлением, следовательно, не справедливым. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого:

способности рассуждать (т.е. философам, носителям этой способности) подобает господствовать;

яростному началу (т.е. воинам) — быть вооруженной защитой, подчиняясь первому началу;

оба этих начала управляют началом вожделеющих (ремесленниками, земледельцами и другими производителями), которые «по своей природе жаждет богатства».

в идеальном государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий. Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии, но и распространение “благородного вымысла» о том, что хотя люди и рождаются неравными, их долг как членов полюса — жить в мире, согласии и братстве.

принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого класса.

«идеальное» государство должно обладать, по меньшей мере, четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, рассудительностью и справедливостью. Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она «подобна некой гармонии», она «настраивает на свой лад решительно все целиком». Под четвертой добродетелью — справедливостью — автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты. Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование «идеального» государства (ведь оно не может быть несправедливым), и тогда неудивительно, что нарушение кастового строя считается высшим преступлением.

аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством лучшими и благородными его представителями.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные, и даже разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей “идеи», правящей миром.

В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоническое сочетание. За основу распределения граждан Платон взял различие по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом разделения труда.

Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия». Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип строения государства, и города.

Потребность граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает, недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда необходимость возникновения общежития, или “города», “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду со многими, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города».

Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы полису не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы обмена.

Также государственное устройство Платона предполагает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс, и достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования. Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить» без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для «идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок» считается «высшим преступлением» против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.

Однако для Платона характерно, что во времена всеобщего рабовладельческого строя, он не уделяет рабам особого внимания. В его труде «Государство» все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только «варваров», не эллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война — зло, возникающее в порочных государствах «для обогащения», и в «идеальном» государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате «Государство» «. класс рабов как один из основных классов образцового государства не предусматривается, не указывается, не называется». Это не значит, что автор выступает против угнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге «Законы», где также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины.

Читайте также:  Лекция лечение зрения профессор в я жданов

В связи с рассмотренным разделением людей на разряды возникает вопрос: кто же возьмет на себя ответственность определения способности человека к некоему делу, и только к нему? По-видимому, в «идеальном» государстве эту функцию возьмут на себя мудрейшие и справедливейшие люди — правители-философы. При этом они, естественно, будут выполнять закон, ведь закон — важнейшая составляющая «идеального» государства, и его выполняют все без исключения (доходит до того, что дети должны играть (!) по законам государства). Таким образом, правители-философы вершат судьбы всех остальных людей. Они не только определяют способности человека, но и осуществляют регламентацию брака, имеют право (и должны) убивать малолетних детей с физическими недостатками (здесь, как и в некоторых других случаях, Платон берет за образец государственное устройство современной ему Спарты).

Философы, на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль «собак», держащих в повиновении низшее «стадо». Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды. Например, воины не живут в одних местах с ремесленниками, людьми труда. Люди «низшей» породы существуют для обеспечения «высших» всем необходимым. «Высшие» же охраняют и направляют «низших», уничтожая слабейших и регламентируя жизнь остальных.

Можно предположить, что такая всесторонняя мелочная регламентация важнейших поступков человека, которые он, по современным понятиям, должен решать сам, приведет к разобщению людей, недовольству, зависти. Однако в «идеальном» государстве этого не происходит, напротив, единство людей Платон считает основой такого государства. По идее Платона, мужчины и женщины не должны вступать в брак по собственной прихоти. Оказывается, браком тайно управляют философы, совокупляя лучших с лучшими, а худших — с худшими. После родов дети отбираются, и отдаются матерям через некоторое время, причем никто не знает, чей ребенок ему достался, и все мужчины (в пределах касты) считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех мужчин. Платон также выступает противником частной собственности: «Ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда бы ни имел доступ всякий желающий».

Таким образом, правящие классы государства Платона составляют коммунистическое единство. Этот коммунизм, как уже говорилось, не допускает среди высших классов бедности или богатства, а, следовательно, по логике автора, уничтожает среди них раздоры. Прообраз власти у Платона — это пастух, пасущий стадо. Если прибегнуть к этому сравнению, то в «идеальном» государстве пастухи — это правители, воины — это сторожевые собаки. Чтобы удержать стадо овец в порядке, пастухи и собаки должны быть едины в своих действиях, чего и добивается автор. Итак, по выражению К. Поппера, платоновское государство обращается с «человеческим стадом», как мудрый, но жестко сердечный пастух со своими овцами.

Отрицательные формы правления

Идеальному (аристократическому) государственному устройству Платон противопоставляет четыре других. В трактате «Государство» он пишет о том, что главная причина порчи обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века» имели «совершенный» строй) заключена в «господстве корыстных «интересов», обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

Тимократия ― власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «совершенного» строя. Она появляется, когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это ведет к вырождению идеальной аристократии и возникновении тимократии. «Там побоятся ставить мудрых людей на государственные должности, потому что там уже нет подобного рода простосердечных и прямых людей…, там будут склоняться на сторону тех, что яростны духом, а также и тех, что попроще — скорее рожденных для войны, чем для мира, там будут в чести военные уловки и ухищрения, ведь это государство будет вечно воевать». В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое внимание уделяется спортивным упражнениям. Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. Удовольствиям, пишет Платон, они предаются втайне, «убегая от закона, как дети от старого отца, ведь воспитало их насилие, а не убеждение». Платону ненавистны войны, особенно между эллинами. У людей уже заметно стремление к обогащению, и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

Олигархия — «строй, основывающийся на имущественном цензе». В олигархическом государстве уже имеется четкое разделение на богатых (немногочисленный правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. В этом государстве как бы два государства: одно ― бедняков, другое — богачей. У бедных появляется ненависть против бездельников-богатых, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии.

Демократия. «Демократия, на мой взгляд, ― пишет Платон, ― осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». В этом государстве будет «полная свобода и откровенность и возможность делать что хочешь». В таком обществе к власти может придти человек, который не имеет способности к управлению и не добродетелен, но ему оказывается почет, лишь бы он обнаружил свое расположение к толпе. Однако, демократия «опьяняется свободой в неразбавленном виде», она еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы — тирании.

Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека — тирана. «Из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания — наихудший тип государственного устройства, где царят беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в вольных мыслях и многочисленные казни под надуманным предлогом предательств, «очищения» государства от всех тех, кто мужественен, великодушен, богат.

Главной причиной смены всех форм государства Платон считал порчу человеческих нравов. Выход из порочных состояний общества он связывал с возвратом к изначальному строю — правлению мудрых.

Нарисованная философом картина перехода от одного государства к другому, по существу, являлась понятийно-логической схемой. Вместе с тем в ней отражены реальные процессы, имевшие место в древнегреческих государствах (закабаление илотов в Спарте, рост имущественного неравенства и др.), что придавало этой схеме вид исторической концепции. Идеологически она была направлена против демократических учений о совершенствовании общественной жизни по мере развития знаний. Платон стремился опорочить любые изменения в обществе, отклоняющиеся от стародавних порядков, проводил идею циклического развития истории.

Утопия идей Платона

Каким же образом Платон, создавая «идеальное» государство на основах разума, получил одно из ужаснейших тоталитарных государств, примеры которых мы видим слишком часто, которые описаны в современной литературе в жанре антиутопий (Д. Оруэл, «1984»)? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уяснить, что понимал Платон под словами «идеальное государство». Во-первых, это государство, устроенное лучшим образом, во-вторых, (и это важнее) это идея государства. Рассмотрим сначала, что мог понимать Платон под словами «лучшее государство».

Видимо, Платон считал, что все бедствия людей происходят из-за отсутствия общности, постоянных раздоров, отсутствия хорошего начальства. Все это наблюдается во время мира, напротив, во время войны существует и единство, и порядок, и общая цель. Во время войны у людей много общего, и они, благодаря порядку, мудрым начальникам и регламентации жизни могут добиться того, чего невозможно сделать, живя, как заблагорассудится и, занимаясь не своим делом. Когда же их нет, каждый человек более или менее свободен, и все векторы людских желаний направлены в разные стороны, возникает хаос, беспредел, невозможно провести общую линию действий, как это делается на войне. Поэтому Платон устроил жизнь государства таким образом, чтобы люди всегда жили как бы на войне, но, естественно, не погибали.

Такой жизнь была в Спарте, которая иногда служила Платону как образец для построения «идеального» государства. Все государство, безусловно, получит гораздо больше пользы, если плотник останется плотником, а не начнет писать картины, но, по современным представлениям о человеческих ценностях и свободах, платоновское государство является квинтэссенцией тоталитаризма. Антииндивидуалистическое государство Платона можно описать следующей цитатой из «Законов», выражающей суть тоталитаризма: «никто никогда не должен оставаться без начальника — ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению: нет, всегда — и на войне, и в мирное время — надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям. Пусть человеческая душа приобретает навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей, и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей. Ибо нет и, никогда не будет ничего лучшего. в деле достижения удачи, а также победы на войне. Упражняться в этом надо с самых малых лет. Надо начальствовать над другими и самому быть у них под началом. А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей, и даже животных, подвластных людям».

Однако имеется и второй смысл словосочетания «идеальное государство». Дело в том, что для Платона «идеальное» не только «лучшее», но и то, что является «идеей» предмета. Слово «идея» и близкое к нему «эйдос» обозначает у Платона «сущность», «форму», «вид», «облик» предмета.

«Идея» у Платона это то, что есть:

причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие.

образец, взирая на который, демиург создает вещный мир, подражая «идеальному».

цель, к которому надо стремиться как к верховному благу.

модель, порождающая структура, принцип вещи.

Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог «Государство», Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения «лучшего» государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его «идея».

В связи с этим возникает еще одна проблема. Человек, не знакомый с творчеством Платона и впервые прочитавший трактат «Государство», скажет, что Платон создал отвратительное тоталитарное государство, что он был не прав. Современный человек осуждает Платона. Но ведь мы понимаем только свои культурные ценности, мы ценим личность, а все притесняющее ее называем тоталитаризмом. При этом мы не хотим понять, что автор имел совершенно другие понятия о человеческих ценностях. Мало того, мы даже не чувствуем, что, возможно, Платон не собирался воплощать в жизнь именно этот проект, что он писал об идее государства. Обвиняя Платона в тоталитаризме, мы сами подавляем его свободу, мы сами становимся тоталитарными людьми, уничтожающими право человека на другие мысли, другую культуру. Не стоит спешить обвинять Платона в тоталитаризме, когда тоталитаризма достаточно в нас самих, в каждой личности. Быть может, это изначально заложено в нас, как инстинкт самосохранения, и без него человек перестанет быть человеком. Тем не менее, надо понять, что в любой, даже самой бытовой ситуации человек имеет право на собственное мнение. За две тысячи лет мы научились осуждать тоталитаризм общества. Теперь каждый человек должен стремиться исключить тоталитаризм из собственной души…

Список используемой литературы

1. Лосев А.Ф., «Жизненный и творческий путь Платона» / Платон, собр. соч., т.1, М.: 1990. — 256 стр.

2. Платон собр. соч., т.3, ч.1, «Государство» / М.: 1971. — 341с.

3. Поппер К. «Открытое общество и его враги», т.1, — «Чары Платона» / М.: 1992. — 531 стр.

4. Асмус В.Ф., «Античная философия», Учеб. пособие, 2-е изд. — М.: 1976. — 233 стр.

5. Платон, собр. соч. в 4 тт. / Под ред. А.Ф. Лосева. — М.: 1990. — 860 стр.

6. Мухаев Р.Т. «Основы политологии», Учебник — М.: 1996 — 192.

7. Мальцев Р.Т. «Основы политологии», Учебное пособие для вузов. — М.: 1997. — 480 стр.

8. Ругачев В.П., Соловьев А.И., «Введение в политологию», Учебник для студ. высш. учеб. зав. — 3-е изд. — М.: «Аспект Пресс»», 1996. — 477 стр.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Источники:
  • http://poisk-ru.ru/s7162t1.html
  • http://studopedia.org/12-25014.html
  • http://diplomba.ru/work/106983