Меню Рубрики

Физическое воспитание с точки зрения гуманистов

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.01.2018
Размер файла 13,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Педагогические взгляды Я.А. Коменского на физическое воспитание

Студентка Жданова С.А.

Преподаватель Фродова Л.В.

Среди педагогов, придерживавшихся пансофических взглядов, наиболее выдающуюся роль на континенте сыграл чешский мыслитель-гуманист Я. А. Коменский (1592—1670), который под влиянием активных антифеодальных сект и утопистов эпохи позднего Возрождения, а также — не в последнюю очередь — собственного опыта пришел к пониманию необходимости развития физического воспитания.

В его работе «Великая дидактика», где рассматриваются вопросы воспитания детей дошкольного возраста и подготовки подрастающего поколения, содержится ясное признание того, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только облегчают сохранение здоровья, но и помогают переносить усталость, связанную со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и в то же время для воспитательной работы.

Коменский никогда не говорил о специальных уроках физического воспитания. И все же именно у него мы впервые встречаемся с такой формой физической подготовки детей, которая включена на плановой основе в программу обучения и увязана с уроками по теоретическим предметам. В его учебном плане в Европе Нового времени физическое воспитание впервые стало органической частью обучения.

Помимо поисков возможностей занять учащихся, Коменский обращал большое внимание на формирование системы физических упражнений. Среди подвижных детских игр он выделял те, которые считал полезными, дополняя их в соответствии с требованиями военной подготовки того времени бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. коменский школьный физический воспитание

На основании приведенных в учебнике Коменского рисунков дидактического характера, образных описаний, педагогических советов можно сделать вывод о том, что он последовательно применял принцип наглядности и в области физического воспитания. Коменский предписывал «сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнять без всякой опасности для жизни».

В педагогике Коменского роль различных игр и физических упражнении не ограничивалась физической подготовкой, они выполняли важную функцию и с точки зрения духовного и этического воспитания. Он указывал на те достоинства состязаний, которые способствуют формированию человеческого характера: «. побеждай в игре храбростью, а не обманом. с кем бы и в каком возбужденном состоянии ты ни боролся, старайся, чтобы игра до конца не превращалась в издевательство или драку». На основе указаний Коменского в учебных заведениях внедрялась такая система гуманистических ценностей, этики физической культуры, которая в измененном виде начиная со второй половины XIX века оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.

Вклад Коменского в развитие школьного физического воспитания составляет целую эпоху. Благодаря сформулированному им требованию о соблюдении ритмичности в чередовании труда и отдыха, собранному богатому материалу о физических упражнениях, стремлению к согласованию физического и иного рода воспитания он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание «Великой дидактики». Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

контрольная работа [35,9 K], добавлен 17.03.2010

Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей системе воспитания с учетом современных требований. Средства физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы. Единство физического и психического развития ребенка.

реферат [25,4 K], добавлен 22.12.2014

Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 10.03.2015

Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация групп обучения и воспитания в американской системе физического воспитания.

контрольная работа [21,4 K], добавлен 17.10.2010

Роль деятельности Яна Амоса Коменского в развитии педагогики. Структура и содержание «Великой дидактики». Методы нравственного воспитания. Воспитание джентльмена по Джону Локку. «Эмиль, или о Воспитании». Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция.

контрольная работа [31,9 K], добавлен 21.02.2014

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста, возрастные особенности их развития. Характеристика средств физического воспитания, его основные методы и приемы. Формы работы по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

курсовая работа [65,4 K], добавлен 10.02.2014

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

реферат [30,8 K], добавлен 13.11.2008

Требования к физической подготовке подрастающего поколения. Значение физического воспитания детей для успешного обучения их в школе. Характеристика средств физического воспитания для всестороннего развития ребенка, необходимость соблюдения режима дня.

реферат [27,4 K], добавлен 18.12.2012

Основы развития физических качеств и способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Физические качества и способности: выносливость, ловкость, гибкость. Организация физического воспитания школьников, его принципы и основные этапы.

курсовая работа [26,7 K], добавлен 24.03.2011

Социально-педагогическое значение физического воспитания детей. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития дошкольников. Средства и методы физического воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

контрольная работа [24,3 K], добавлен 24.09.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Гуманисты эпохи Возрождения и ранние социалисты-утописты о физическом воспитании.

Проповедниками новой идеологии являлись гуманисты («гуманус» – человечный). Они проповедовали идеи воспитания здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных к жизни.

Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – представитель раннего итальянского гуманизма. В Мантуе он открыл школу, именовавшуюся Домом радости. Здесь им применялись новые методы воспитания, основанные на гуманистических принципах. Большое значение в школе придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Дети занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. В отличие от других средневековых школ занятия физическими упражнениями проводились на свежем воздухе. Фельтре не допускал телесных наказаний.

Иероним Меркуриалис (1530 – 1606) в сочинении «Об искусстве гимнастики» описал возникновение и развитие физических упражнений и классифицировал их по трем группам: лечебные («истинные»), военные («жизненно необходимые»), атлетические («ложные»). Он осуждал излишества в пище, вине, сне, рекомендовал плавание и имитацию боя с тенью. Меркуриалис призывал воспитывать у молодежи средствами физической культуры изящные манеры и нравственные качества.

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – один из наиболее ярких представителей французского гуманизма и педагогической мысли эпохи Возрождения. Получив типично средневековое, схоластическое образование в монастырских школах, он увлекся естественными науками, окончил медицинский

Священник, врач и профессор анатомии, Ф. Рабле получил широкую известность как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

В своем романе Ф. Рабле отразил эпоху французского Возрождения и представил схоластическую средневековую школу как «готический и варварский туман, временно окутавший человечество». В его произведении феодалы – невоспитанные забияки, ненасытные обжоры и пьяницы. О популярности его романа свидетельствует тот факт, что за два месяца было продано книг больше, чем библий за девять лет.

Ф. Рабле описал образец идеального общежития – «Телемскую обитель», имевшую бассейн, баню, стадион и др. Он рекомендовал следующие упражнения: пересаживание с коня на коня, фехтовать кинжалом и мечом, рапирой и шпагой, плавать разными способами и др. Рабле восхищается силой и ловкостью воспитанников школы, так как физическое воспитание в школе занимало равноправное место наравне с другими предметами.

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) – один из наиболее ярких представителей раннего утопического социализма. С юности, стремясь к науке, он в возрасте 15 лет вступил в монашеский орден доминиканцев и посвятил себя изучению философии и богословия. В социально-политических

воззрениях Т. Кампанеллы центральное место занимает идея создания единого мирового государства, что должно было привести к устранению всех конфликтов между людьми и установлению мира и счастья на земле. В течение 27 лет Т. Кампанелла был заточен в тюрьме за участие в заговоре против испанского господства. Находясь в заключении, Кампанелла написал сочинение «Город Солнца». В нем он изображал идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют возможности заниматься науками и искусствами. Значительное место в книге занимает описание воспитания детей в городе Солнца. По мнению Кампанеллы, оно должно быть организовано так, чтобы у детей была возможность развивать как физические, так и умственные способности. Кампанелла указывал, что умственное образование должно сочетаться с физическим и нравственным воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Следует подчеркнуть, что начальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности, которую

Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях во время прогулок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на некоторых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда и т.п.

Т. Кампанелла мечтал о том, чтобы мужчины и женщины были равноправны, освобождены от тяжелого физического труда, дети с двух лет занимались физическими упражнениями, он описал физические упражнения и рекомендовал правила нравственной гигиены и здорового режима

«соляриям» – жителям города Солнца.

Ценным вкладом в развитие гуманистических идей физического воспитания явилась деятельность крупнейшего славянского мыслителя и педагога Я.А. Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 – 1670) – крупнейший чешский педагог. После окончания латинской школы и университета в Германии был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины. Занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы, писал учебники.

Благодаря своим учебникам Я. Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во всем мире, включая и Россию. Он был основоположником педагогики Нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его

главный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», одну из частей которого он назвал «Пампедией» – «Всеобщим воспитанием», где развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование

должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.

Я. Коменский пришел к пониманию необходимости развития физического воспитания.

В его работе «Великая дидактика» рассматривались вопросы воспитания детей дошкольного возраста и подготовки подрастающего поколения, признавалось то, что правильно выбранные и дозированные физические движения не только помогают сохранению здоровья, но и способствуют преодолению усталости, связанной со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков Коменский предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и воспитательной работы.

Большое внимание уделял формированию системы физических упражнений. Среди подвижных игр выделял полезные, которые дополнял военной подготовкой – бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На основе выдвинутых Коменским идей в учебных заведениях внедрялась система гуманистических ценностей, этики физического воспитания, которая в измененном виде со второй половины ХIХ в. оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.

Читайте также:  Настойка из зеленых орехов для зрения

Из научных исследований, оказавших большое влияние на развитие физической культуры, важны были работы по анатомии и биомеханике Леонардо да Винчи (1452 – 1519), по анатомии – Андреа Везалия (1514 – 1564) и физиологии – Уильяма Гарвея (1578 – 1657). Их труды стали фундаментом для развития естественнонаучных основ физического воспитания.

Предпосылки и причины к созданию национальных систем физического воспитания (Идеи Д. Локка, Л.Ж. Руссо, П. Песталоцци; практическая деятельность И. Гутс-Мутса, А.Фита).

Наибольшее влияние на развитие буржуазной теории и практики физического воспитания оказали педагогические взгляды Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Дж. Локк (1632 – 1704) – выдающийся английский философ-материалист и педагог. Он жил в ту историческую эпоху, когда борьба между молодой буржуазией и старым дворянством завершилась в Англии классовым компромиссом – установлением конституционной монархии, сторонником которой был Локк.

Категорический отказ от традиционной точки зрения на врожденность человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Дж. Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую

очень большое влияние на дальнейшее развитие педагогики.

Отрицая врожденность идей, философ очень высоко оценивал роль воспитания, которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенность педагогической теории Локка – утилитаризм: руководящим принципом воспитания он считал принцип полезности. Отсюда у него

большое внимание к физическому развитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел ввиду воспитание «джентльмена», он большое значение придавал выработке изящных манер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственного воспитания Локк считал выработку твердой воли, умение сдерживать неразумные желания. Воспитание должно приучить человека управлять собой.

Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании» (1639). Физическое воспитание он рассматривал как цель в достижении здорового духа в здоровом теле, что помогает человеку достичь личного благополучия. Локк был сторонником жесткого режима, закаливания организма и здорового воспитания. Он рекомендовал легкую и удобную одежду, простую пищу, много воздуха и солнца, многочисленные физические упражнения: плавание, фехтование, верховую езду, гребное и парусное дело. Задачи воспитания видел в развитии воли, нравственной дисциплине, выработке характера.

Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778) – наиболее выдающийся мыслитель-педагог XVIII столетия.

Руссо является основоположником теории естественного, свободного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей.

Систематические педагогические идеи Руссо изложены в его романе «Эмиль, или О воспитании», где сделана попытка наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы воспитания и обучения ребенка.

Педагогические идеи Руссо пронизаны идеями гуманизма и демократизма, глубокой любовью к ребенку, заботой о его всестороннем развитии. Он выдвинул требование активизации методов обучения детей с опорой на их личный опыт, необходимости систематической трудовой подготовки. Она, с одной стороны, должна вооружать детей полезными практическими умениями и навыками, а с другой – способствовать формированию положительных нравственных качеств.

Руссо рекомендовал обращать внимание на физическое воспитание детей до 12 лет. Закаливать тело, приобретать умения и навыки – все это должно, по мнению Руссо, достигаться свободой движений, играми, купанием в холодной воде; для повышения интереса к занятиям нужно использовать соревновательный метод. Его идеи способствовали созданию новых методов и форм физического воспитания, отвечающих интересам нарождающегося буржуазного общества.

Если Руссо высказывал много прогрессивных суждений о воспитании мальчиков, то в отношении воспитания девочек он придерживался в основном традиционной точки зрения. Главная функция женщины, на его взгляд, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться, о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства.

И. Песталоцци (1746 – 1827) – крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира. Главные надежды возлагал на правильно организованное воспитание и обучение детей, на единство умственного, нравственного и физического воспитания в сочетании с подготовкой к труду. Свою педагогическую теорию он выводил из основной цели воспитания, которую усматривал в развитии всех природных способностей ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возраста. Разрабатывая проблемы дидактики, Песталоцци выдвинул плодотворную идею элементарного образования, согласно которой дети в процессе обучения и воспитания должны усваивать основные элементы знания, морали, приемов труда. Можно сказать, что Песталоцци тем самым сделал попытку поставить и решить одну из важнейших дидактических проблем – проблему отбора содержания образования, которое должно постепенно усложняться, соответствуя ступеням индивидуального и возрастного развития детей. Большая заслуга Песталоцци состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления. Важнейшей задачей обучения Песталоцци считал развитие логического мышления, познавательных способностей, умения логично и последовательно излагать свои мысли, формулировать понятия.

Песталоцци стремился к тому, чтобы дети бедняков могли получить физическое, умственное и нравственное воспитание. Физическое воспитание включало в себя поднятие тяжестей, борьбу, бег, метание и т.д. Песталоцци делил все упражнения и игры (в зависимости от движений в суставах) на элементарные (движения в суставах плеча, бедра и т.п.) и сложные (бег, прыжки, метания, лазанье,

плавание, верховая езда, танцы и игры). Разработанная им система упражнений получила название суставной гимнастики Песталоцци.

Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса

Под влиянием идей передовых педагогов и просветителей физическое воспитание занимает свое место в школьных системах воспитания и образования. Появляются школы нового типа – филантропины (филантроп – человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Первая

школа открылась в Дессау (Германия) в 1774 году, преподавание строилось на основе сочетания умственного и физического воспитания. Филантропины – классово-сословные школы. В них обучались ученики трех категорий: академисты – сыновья из знатных семей, педагогисты – выходцы из средних слоев – будущие учителя, фамулянты (слуги) – дети простого люда.

Учителя этих школ использовали физические упражнения, известные им из разных источников, а некоторые даже писали книги, обобщая в них собственный практический опыт и то, что им удавалось узнать из книг. Наиболее известными из этих учителей были Герхарт Фит (1765 – 1836) и Иоганн Гутс-Мутс (1759 – 1839).

Спортивные увлечения (фехтование, верховая езда) Г. Фита, его умение мыслить научно, а также знание языков помогли ему создать двухтомное произведение «Опыт энциклопедии физических упражнений» (1794). Это была новаторская научная работа, в которой Г. Фит сделал попытку обобщить опыт развития физических упражнений.

Первый том представлял собой историческое исследование. Основное место в нем занимал рассказ о физической культуре в Древней Греции, в частности описание Олимпийских и других общеэллинских игр. Важную роль в развитии физической культуры автор отводил средневековым

рыцарским турнирам, испанским корридам, английским скачкам и боксу, практическому опыту системы обучения в Дессау.

Второй том посвящен изложению современных Г. Фиту виду физических упражнений. Автор дает определение физическим упражнениям, под которыми подразумевает «движение и использование силы с целью совершенствования тела». При этом он подчеркивает необходимость повторения физических упражнений. Г. Фит делил все упражнения на пассивные и активные. Активные упражнения связаны с простыми движениями тела: ходьба, бег, прыжки, плавание, танец или совершаются при помощи посторон них предметов – поднятие тяжестей, стрельба, борьба, фехтование, верховая езда. Г. Фит не только анализировал воздействие специальных движений на тело человека, но и описал их технику. Заслуга Г. Фита заключалась в том, что он, обобщив опыт, подверг теоретическому анализу все физические упражнения. Среди них были упражнения на деревянном коне и других снарядах, простейшие движения отдельными частями тела и ручной труд. Таким образом, Г. Фит не создал законченной системы гимнастики, но подготовил материал для нее. Наибольшую ценность в его трудах представляют описание техники гимнастических упражнений и методические указания для их проведения.

Гутс-Мутс работал почти одновременно с Фитом, но в другом филантропине. Фундаментом для работы Гутс-Мутса послужили античная гимнастика, рыцарские искусства, детские подвижные игры, народные игры сельского населения, искусство акробатов. Основу его гимнастической системы составили главные виды греческого пятиборья: бег, прыжки, метание диска и копья и борьба. Большое внимание он уделял режиму учеников, их подготовке к упражнениям. В его трудах «Гимнастика для юношества» (1804), «Гимнастическое руководство для сынов отечества»(1817) и др. есть подробное описание спортивных площадок и беговых дорожек, для которых он вводит древнегреческое название «стадион». Гутс-Мутс широко применял различные снаряды для лазанья, каменные и железные шары, диски для метания. Многие упражнения выполнялись по команде всей группой. Большое значение придавалось гимнастическим играм и строевым упражнениям.

Физическое воспитание с точки зрения гуманистов

§ 4. Физическая культура эпохи Возрождения

На рубеже XIV-XV вв. в развитии культуры Западной Европы наступила новая эпоха — Возрождение (по франц. «ренессанс»). Основой для ее возникно­вения были развитие образования и достижения культуры средневековых городов. Философско-педагогическим фундаментом Возрождения являлось новое идейное течение «гуманизм», зародившееся в конце XIV в. в Италии. Характерная черта гуманизма — выдвижение на первый план, в противовес цер­ковным воззрениям, человека, стоящего в центре всех систем ценностей и норм поведения. Идеалом гуманистов была всесторонне развитая, нравственно совершенная личность, живущая в гармонии с природой. Гуманисты придава­ли большое значение возрождению античной культуры Греции и Рима, в кото­рой видели образец для подражания.

В первой половине XV в. гуманизм получил широкое распространение в среде городских интеллектуалов, университетских преподавателей, образо­ванных аристократов. Возрождение античности определяет стиль жизни и творчества ученых-гуманистов. Вырабатывается концепция гражданского гуманизма, связанная не с происхождением, а с воспитанием человека, с разви­тием его личных качеств и добродетелей.

В XV-XVI в. Возрождение распространилось на северные страны, террито­риально близкие к Италии, но в то же время существующие в более суровых климатических условиях, а также не забывшие свое «варварское» прошлое. В XVI — нач. XVII в. Ренессанс достигает Германии, Англии, Нидерландов, олицетворяя собой Северное Возрождение.

Следует отметить, что на образ жизни и мироощущение людей данной эпохи значительное влияние оказывали новые открытия науки и техники: использо­вание паруса и компаса в кораблевождении, книгопечатание, изобретение огне­стрельного оружия, производство стекла и пр.

В связи с использованием в военной практике легковооруженных пехотин­цев снизилось военное значение рыцарства, что привело к ослаблению роли физического воспитания. На рыцарских турнирах физическая подготовка не играла доминирующей роли. Рыцарское звание передается по наследству и ста­новится привилегией закрытого дворянского сообщества, что также уменьша­ет распространение рыцарства.

Время от времени в некоторых городах Центральной и Восточной Европы (Кельне, Брюсселе, Граце) рыцарские турниры еще проводятся, но на них уже не допускаются, даже в качестве зрителей, жители деревень, а позднее и горо­жане. Изменяются правила турниров с целью сделать поединки более мягки­ми, безопасными и не требующими больших физических усилий. С городских площадей или окраин городов турниры переместились в дворянские парки и усадьбы, становясь частью развлечения дворянского сословия. Таким обра­зом, военно-физический характер рыцарской системы воспитания трансформировался в формальный дворянский этикет, потеряв свое значение для разви­тия физической культуры.

Читайте также:  Строение белков с точки зрения биохимии

Итальянское Возрождение. Искусство Итальянского Возрождения ха­рактеризуется возвращением к культу красоты человеческого тела, показывае­мого скульпторами, художниками, поэтами. Предметом восхищения становят­ся мастера фехтования, в честь лучших из них устанавливаются скульптуры во многих итальянских городах.

Умение хорошо владеть мечом и кинжалом являлось необходимым атрибу­том жизни многих сословий жителей итальянских городов. Это привело к необходимости практического совершенствования в фехтовании, а также к разработке его теоретических основ. В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая система подготовки мастеров фехтования. Напи­саны пособия, раскрывающие техническую, тактическую и психологическую стороны подготовки фехтовальщика. Известный мастер того периода Ахилле Мароццо считается отцом итальянского фехтования. В течение 1536-1616 гг. он написал пять книг с многочисленными иллюстрациями, в которых обобща­ет все виды фехтования, существовавшие в Италии, описывает позиции в ходе поединков, советует психологически настраиваться на поединок. Это произве­дение Мароццо пять раз переиздавалось и длительное время занимало видное место среди специальной литературы.

В середине XVI в. вышла книга Камилло Агриппы из Милана, посвященная искусству фехтования. Строитель и математик по профессии, Агриппа вычле­няет оптимальные направления ударов с исходных позиций и вырабатывает точные способы защиты, закладывает научные основы этого вида единоборств.

Физическая культура итальянского Возрождения включала танцы, игры в мяч и различные формы состязаний, в которых принимали участие многие горожане. Устраняются религиозная обрядность в упражнениях, более гуман­ным становится отношение к побежденным — их не лишают орудий поединка. Вместе с тем существует и некоторая условность в сословном этикете занятий конным спортом, греблей, фехтованием.

В 1463 г. Доменико да Феррара написал «Трактат об искусстве пляски и танца», в котором впервые разграничивает искусство художественного и бытового танца, закладывает основы хореографии (балета). Он обозначает ритм, темп, согласованность шагов, координацию движений руками и ногами, распределение пространства для танца.

Его последователи Фабрицио Карозо да Сермонета и Чезата Негри в XVI в. описали десятки основных прыжков и поворотов на основе математических расчетов. Таким образом, танец из неуправляемой стихии становится выверен­ной и точной дисциплиной.

Приблизительно такие же качественные изменения происходили и с игра­ми в мяч. Уже в 1511 г. во Флоренции вышло первое в Европе пособие по игре в мяч. Автором его был Паоло Кортезе. Он описывает четыре вида игр с наби­тым мячом: игра кулаком, игра с щитком на кисти или руке, игра с лунками, игра ногами. Последний вид был известен еще в древности и назывался «гар-пастум».

Антонио Скайяно из Венеции в «Трактате об игре в мяч» описывает строгие правила для сомнительных случаев, возникающих в играх.

Методику подготовки игры в кальчо описывает Джованни ди Барди в посо­бии, изданном в 1580 г. Он рекомендует игрокам круглогодично тренировать­ся, в то же время избегая монотонности в работе. Барди советует также ввести определенную цикличность в проведении соревнований по кальчо согласно временам года: основные состязания проводить весной и осенью, а летом и зимой снижать нагрузки. Как дополнительные, «прислуживающие» кальчо виды подготовки он рекомендует плавание летом, верховую езду осенью, акро­батические упражнения, танцы, борьбу и бег зимой. Можно говорить, что Барди закладывает основы современной периодизации соревновательного футбола.

В Венеции по праздникам устраивались парады и регаты различных катего­рий судов. Праздничные шествия в городах организовывались с участием спе­циальных режиссеров торжеств.

Вместе с тем на физическую культуру итальянских городов большое влия­ние оказывало социально-политическое положение. Утрата независимости в XVII в. городов Италии привела к упадку физической культуры. Фехтоваль­ные и танцевальные мастера разъехались по дворам монархов Европы. Спор­тивная сторона состязаний заменялась массовыми театрализованными пред­ставлениями в Цеховой день — основной городской праздник XV в.

Северное Возрождение — французское, германское, английское — не было столь категорично к идеалам Средневековья, как итальянское. Здесь рыцар­ские турниры постепенно заменялись их более мягкими аналогами. Городские жители часто устраивали пародии на рыцарские турниры.

Цеха фехтовальщиков получали право преподавать свое искусство по всей стране. Лишь избранные цеха поставляли специалистов для императорских и княжеских дворов. Другие фехтовальщики разъезжали по городам, за деньги показывая свое мастерство на праздниках.

Как и в Италии, наиболее популярными были игры с мячом. Во мно­гих городах для них оборудовались специальные залы, собиравшие город­ское общество. Примечательным фактом является то, что английские короли Генрих VII и Генрих VIII были страстными поклонниками игры в мяч (конец XV — первая половина XVI вв.). При дворе были оборудованы специальные площадки, на которых они играли вместе с придворными и богатыми горожа­нами. В середине XV в. в Англии создана специальная мануфактура «Айенмон-джерс Компани» по производству мячей. Даже послы Англии и Франции обме­нивались мячами в качестве подарков. В XVI в. центр игры в мяч переместился во Францию. Как писал английский педагог Роберт Даллингтон, посетивший Францию в 1598 г.: «Игры в мяч распространены во Франции более, чем во всем христианском мире. Страна усеяна игровыми площадками, и их количество превышает число церквей. Французы рождаются с ракеткой в руках. Там игра­ют все: женщины, дети, ремесленники. »

В Англии изменения произошли также и со стрельбой из лука. Потеряв свое значение как средства воинской подготовки, стрельба из лука стала чисто состязательным занятием.

В 1583 г. королевой Елизаветой учреждены постоянные состязания для лон­донцев по стрельбе из лука, в которых принимали участие не менее тысячи человек из аристократов, богатых торговцев и других почетных горожан.

Стрелковые праздники были любимым развлечением жителей европейских городов в этот период. Организовывали их стрелковые общества, пришедшие на смену цеховым объединениям. Первые упоминания о состязании по стрель­бе из лука относятся к 1387 г., когда жители Магдебурга пригласили к себе на праздник представителей других городов, с которыми состояли в хороших отношениях.

XV-XVI вв. считаются расцветом стрелковых праздников в Германии. Сорев­нования проводились по стрельбе как из лука или арбалета, так и из ружей. Мише­нями для стрельбы служили фигурки птиц: деревянные, серебряные и даже позо-лоченые. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.

Во второй половине XVI в. в ряде немецких земель стало традицией завер­шать стрелковые праздники танцами. Составной частью стрелковых праздни­ков были так называемые «открытые игры», в которых могли принять участие все желающие, в том числе и женщины. Программу «открытых игр» составля­ли соревнования по борьбе, бегу, фехтованию, прыжкам, метанию камней, езде на неоседланном коне. Однако в XV в. существовало еще сословное разделение соревнующихся людей: дворяне отдельно, мещане отдельно, слуги отдельно. В XVI в. в открытых играх принимали участие уже лишь представители про­стого народа, соревнования утратили свой состязательный характер и носили вид забав и развлечений.

Во второй половине XVI в. стрелковые праздники становятся привилегией высших кругов общества. Они проводились в течение продолжительного вре­мени — обычно от двух до пяти недель. Поэтому интерес к стрелковым праздни­кам в XVII в. постепенно падал, что в конечном итоге привело к их отмиранию.

В Голландии любимым развлечением были коньки. Ими увлекались все, от священника до ремесленника. В зимнее время коньки служили средством пере­движения от одного населенного пункта до другого по многочисленным речкам и озерам. Исторические памятники показывают, что в Голландии дополнитель­но к катанию на льду впервые появились мяч и кегли.

Конный спорт наибольшее развитие получил в Англии. При самых извест­ных конезаводах строились площадки для состязаний лошадей. Английские породистые скакуны славились на всю Европу.

Формирование научно-теоретических основ физического воспитания. Физическое воспитание молодежи в период Возрождения также стало пред­метом обсуждения и заботы ведущих гуманистов — врачей, педагогов, свя­щенников. Если в средневековых школах игры детей вызывали раздражение воспитателей, запрещались и считались «делами дьявола», отвлекающими от учения, то теперь прогрессивные люди по-иному относились к процессу физического воспитания.

Одним из первых итальянских педагогов, обративших внимание на необхо­димость физического воспитания детей, был Витторино да Фельтре (1378-1446) (в монографии Л. Куна: 1398-1466). Он преподавал в школе в Мантуе, основанной в 1425 г. под патронатом знатного итальянского рода Гон-зага. Сам да Фельтре воспитывал только детей из рода Гонзага, и слава о его спо­собностях быстро разнеслась по Италии. Гордые этим, Гонзага основали в Ман-туе Академию физики, литературы и этики, где Витторино да Фельтре имел большие возможности для применения своих методов обучения. Да Фельтре стремился сделать это учебное заведение «школой радости». Оно находилось в красивом загородном парке, большие светлые учебные комнаты постоянно проветривались, а широкие коридоры освещались естественным светом. В школе поощрялась любознательность, умственная и физическая активность детей. Да Фельтре отменил телесные наказания, зубрежку заменил нагляд­ными методами обучения. В детях он воспитывал смелость, отвагу, силу, спо­собность переносить боль и неудобства. Наряду с уроками изучения трудов античных классиков, математики, логики, метафизики он занимался с ними музыкой, танцами, борьбой, фехтованием, верховой ездой, стрельбой из лука, играми в мяч. Да Фельтре организовывал купания и обучал плаванию, прово­дил соревнования по бегу и прыжкам на лоне природы. Он также следил за опрятностью одежды и поведением учащихся.

Впоследствии, вместе с детьми богатых семей в школе учились и талантли­вые дети бедняков. Да Фельтре предоставлял им свое жилище и пищу, иногда в его доме одновременно проживало до 70 таких учеников из бедных семей.

Витторино да Фельтре не оставил письменных трудов. Однако его принци­пы обучения, учитывающие взаимосвязь умственного и физического воспита­ния, переняли многие другие итальянские педагоги: Пьетро Верджерио, Маф-фео Веджо, Гварино де Верона, основатель Феррарского университета Николо Перотти и др.

Французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553) известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» — памятника французской литературы Возрождения. На примере своих героев Рабле отвергает средневековый аске­тизм и проповедует гуманистические идеалы своего времени. Молодой Гарган-тюа, обучаясь в университете, ежедневно тренируется под руководством учи­теля. Он обучается искусству верховой езды: преодолению препятствий; перепрыгиванию с одного коня на другого, не касаясь земли; вскакиванию на коня, не опираясь на стремена; управлению конем без узды и с копьем в руках. Гаргантюа настолько силен, что копьем ломает двери, пробивает доспехи, вырывает с корнем деревья. Для развития силы ему отлили гантели из олова, которые он поднимал над головой и держал неподвижно не менее часа. Рабле сравнивает своего героя с древнегреческим Милоном.

Рабле советует чередовать физические упражнения с умственными заня­тиями: в физическом воспитании применять не только упражнения, популяр­ные у дворян, но и распространенные среди горожан и крестьян, такие как бег, прыжки, стрельба, метание и др.

Английский просветитель Томас Элиот в своей книге «Правитель», напи­санной в 1531 г., подчеркивал необходимость расширения физического воспи­тания, атлетических игр и танцев. Он говорил, что без здоровья мудрость и уче­ность будут бесполезны.

Большим авторитетом в Европе пользовался испанец по происхождению, живший в Англии, Хуан Луис Вивес (1492-1540). Мыслитель и педагог эпохи Возрождения в трудах, посвященных воспитанию, проповедовал спокойное и ласковое обхождение с учениками, индивидуальный подход к ним. Вивес утверждал, что кроме учебы у учеников должно оставаться время на физиче­ские упражнения и игры, полезные для укрепления здоровья.

Предпосылками для теоретических разработок и практических действий педагогов-гуманистов служили достижения медицины того времени. Еще во II в. на латынь были переведены арабские комментарии к трудам Гиппократа и Галена. Особый интерес вызывала античная лечебная гимнастика. Извест­ный итальянский гуманист, профессор медицины в университетах Падуи, Болоньи и Пизы Иероним Меркуриалис (1530-1606), увлекавшийся и вопро­сами истории древнегреческой гимнастики, написал 6-томный труд «Искус­ство гимнастики» (1573). Это произведение переиздавалось шесть раз в тече­ние ста лет. Во введении Меркуриалис пишет: «.более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют поддержа­нию здоровья. В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье — правильное питание и соот­ветствующие физические упражнения».

Читайте также:  Таблица сивцева проверки зрения у окулиста

Первые три тома книги Меркуриалис посвятил истории античной гимна­стики, а в трех последних раскрывает полезность физических упражнений с точки зрения медицины. Меркуриалис подчеркивает необходимость гар­монии в духовном и физическом воспитании, доказывает, что физические уп­ражнения благотворно воздействуют на душу и тело человека, устраняют психическую неуравновешенность. Он считал, что каждое упражнение при­носит пользу человеческому организму, в то же время он подчеркивал, что они должны приносить радость, а не усталость. Меркуриалис выделял воен­ную гимнастику, необходимую в военных походах, атлетическую (или ложную, вредную для здоровья) и истинную (или лечебную). Цель занятий гимнастикой, считал Меркуриалис, — поддержка хорошего физического состояния и укрепление здоровья. Он восхвалял пассивное использование естественных факторов природы на здоровье человека (передвижение в саду в кресле, на носилках, на подвесных постелях, в колыбелях, путешествия в колясках и на кораблях). Заслугой Меркуриалиса является то, что он возродил древнегреческую гимнастику и соединил ее с новыми познаниями медицины.

К этому времени бельгийский профессор медицины Андреас Везалий (1514-1564), имея возможность препарировать человеческие трупы, по-ново­му описал анатомическое строение человеческого тела, находя много расхож­дений с учением древнегреческого врача К. Галена (не имевшего такой возможности).

Немец Иохим Камерариус в своей работе «Диалог о гимнасиях» (1541 г., Лейпциг) первым предначертал основы физического воспитания как учебного предмета.

В 1570 г. английский гуманист Роджер Эшем написал книгу «Учитель», в которой обсуждает общие проблемы воспитания. Он ратует за включение физических упражнений в программу обучения, прежде всего верховую езду, бег, борьбу и танцы.

Значительный вклад в развитие педагогики внес французский философ-гу­манист Мишель де Монтень (1533-1595). Его книга «Опыты» (1580), прони­занная духом свободы, вызвала большой интерес у читателей. Для укрепления здоровья учеников Монтень рекомендует физическое воспитание. Он говорит, что игра для ребенка является серьезным занятием, и относиться к ней нужно соответственно. Монтень рекомендует проводить занятия без слез и насилия, легко и интересно, в атмосфере радости и веселья.

«Воспитывают, — говорил он, — не душу, не тело, а человека; не должно из них делать двоих; и, как говорил Платон, не должно воспитывать одного без друго­го, но вести их одинаково, как пару лошадей, запряженных в одно дышло». Учебу и чтение произведений классиков Монтень рекомендовал чередовать с танцами, играми, борьбой.

Английский социалист-утопист Томас Мор (1478-1535) написал фантасти­ческую книгу под названием «Утопия» (в переводе с греческого — земля, кото­рой нет). Отсюда последователи Мора получили название «утописты». Одним из них был итальянский монах доминиканского ордена Томмазо Кампанелла (1568-1639), написавший книгу «Город солнца». В своих произведениях уто­писты построили общество, где все равны, нет частной собственности, а воспи­танием молодежи занимается государство. Большое значение в воспитании они придавали гимнастике как средству подготовки к труду и укрепления здо­ровья.

Непосредственно влияние гуманистов на практику физического воспита­ния того времени было достаточно ограниченным. Значительно большая их роль в историческом плане, так как они создали теоретические предпосылки для дальнейшего развития физической культуры в учебных заведениях раз­личных типов.

Одним из практиков, ощутившим требования нового времени, был англий­ский педагог Ричард Малкастер (1530-1611). Он всю жизнь преподавал в городских школах Лондона, был директором лондонской торговой школы, где ввел практические занятия физическими упражнениями. Свой большой практический опыт Малкастер изложил в книге под длинным названием «Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела». Эта книга в большей степени посвящена общим проблемам педагогики, однако частично затрагивает и вопросы физи­ческого воспитания детей, говоря о котором, Малкастер опирался на медицин­ские тезисы Меркуриалиса. Он также подчеркивал важность физических упражнений для кровообращения, питания, настроения и укрепления мышц.

Лучшими упражнениями для этого Малкастер считал ходьбу, бег, прыжки, плавание, борьбу, фехтование, верховую езду, игру в футбол, танцы и пение, а также традиционное увлечение англичан — стрельбу из лука. Особенно защищал игру в футбол. Он говорил, что эта игра не была бы так популярна в народе, если бы не была полезной для здоровья, несмотря на многочислен­ные запреты властителей. Малкастер предложил подчинить ее четким, стро­гим правилам с целью уменьшения жестокости и диких выходок на поле. Он подчеркивал ведущую роль педагога в воспитательном процессе, а также необходимость выбирать физические упражнения согласно поставленным воспитательным задачам.

Однако взгляды Малкастера, носившие новаторский характер, наталкива­лись на сопротивление пуритан и не получили должного отклика в обществе. В последующей английской школьной практике нашли применение лишь отдельные элементы его теории.

Важный вклад в педагогику внес чешский мыслитель-гуманист, проте­стантский деятель Ян Амос Коменский (1592-1670). Родился он в местечке Нивнипа (Южная Моравия) в семье члена протестантской Общины чешских братьев. Рано осиротев, Коменский с детства испытывал большие лишения. Первоначальное образование получил в братской школе, затем учился в ла­тинской школе, Херборнском и Гейдельбергском университетах, куда его на­правила Община для подготовки к проповеднической деятельности. После окончания учебы Я.А. Коменский вначале работал учителем в братской школе, потом стал проповедником, а затем и епископом (главой) протестант­ской Общины чешских братьев. Религиозные гонения со стороны католиков заставили Коменского перебраться в Польшу, в г. Лешно, где он прожил с пе­рерывами 28 лет, занимаясь педагогической деятельностью. Коменский также работал в Венгрии, Англии, Германии, Дании, Голландии, писал книги, учеб­ники для Швеции по заказу их правительств, разрабатывал новые учебные планы и программы для общественных школ нового типа. Учебники Комен-ского являлись основополагающими начиная с XVII в. во многих странах Ев­ропы, Азии и Америки.

Основными трудами Коменского являются «Великая дидактика», «Пред­вестник всеобщей мудрости», «Выход из школьных лабиринтов», «Пансофи-ческая школа», «О развитии природных дарований», «Законы хорошо органи­зованной школы», а также учебники по языкам, физике, астрономии, географии, геометрии, космографии, руководство для семейного воспитания «Материнская школа». В них Коменский разработал систему последователь­ного образования, включавшую в себя умственное, духовное и физическое воспитание, при этом учитывая психофизиологические особенности организма детей и подростков. На полное воспитание и образование Коменский отводил 24 года, разделив их на четыре шестилетних периода:

1) от рождения до 6 лет — материнская школа;

2) с 6 до 12 лет — элементарная, или народная, школа;

3) с 12 по 18 лет — гимназия, или латинская школа;

4) с 18 до 24 лет — академия.

Материнская школа должна быть в каждом доме, семье, где есть дети. Имен­но в сочинении «Материнская школа» Коменский дословно расписывает, как мать должна растить, воспитывать и обучать простейшим навыкам свое дитя. Здесь же Коменский большое внимание уделяет здоровью и крепости матери и детей, считая, что только здоровая физически и психически женщина может родить здоровое потомство. Коменский советует, как вести себя женщине до родов, рекомендует рациональное питание, обращает внимание на гигиену во время беременности.

В воспитании маленьких детей Коменский призывал во всем придержи­ваться умеренности, строго соблюдать распорядок дня. Он рекомендовал выполнять с детьми ежедневные физические упражнения и движения, играть вместе с родителями и сверстниками, не препятствовать их свободному беганью и прыганью в разные стороны, преследованию друг друга, преодоле­нию легких препятствий, метанию различных предметов. Детей он сравнивал с муравьями, которые должны быть всегда заняты: что-нибудь нести, катать, тащить, строить, складывать, перекладывать, только нужно помочь им делать это правильно и безопасно.

В элементарной, или народной, школе, которая, по идее Коменского должна быть в каждом селении или общине, занятия физическими упражнениями уже усложнялись по форме и содержанию. Дополнительно использовались по­движные игры, развивавшие, наряду с физическими качествами, и умственные способности: свойства памяти, воображение и т.д.

Предложив групповую форму обучения в классах, получившую впослед­ствии название классно-урочной, с постоянным составом учащихся, с устано­вленным началом и окончанием учебного года, с нормированным учебным днем от 4 до 6 уроков, Коменский создал стройную дидактическую систему.

В дополнение к учебным занятиям Коменский рекомендовал каждой школе иметь специальные площадки для прогулок, игр, физических упражнений, а также сад с деревьями и цветами, где учащиеся могли бы отдохнуть после уро­ков. Подвижные игры и упражнения являлись развлечением и отдыхом после неподвижных теоретических занятий.

Для этого учащимся отводилось 2-3 часа после уроков. В протестантских школах XVII в. были широко распространены игры в мяч, кегли, обручи, стрельба из лука или полой тростинки, вращение юлы при помощи бича, ката­ние шара по площадке, катание на качелях, ходьба на ходулях, метание шарика через кольцо, плавание и другие упражнения.

Кроме этого, Коменский советовал организовывать походы по пересечен­ной местности с разбивкой лагеря и проведением массовых военных игр, имитирующих боевые сражения. При этом учащиеся должны были самостоя­тельно назначать себе командиров и т.д.

Во время игр Коменский советовал учащимся разговаривать на латыни, чтобы игра приносила пользу не только телу и духу, но и способствовала науч­ным познаниям.

Коменский считал, что человек с хорошим здоровьем при правильном обра­зе жизни может жить до 120 лет. «Если же кто умирает ранее этого срока, то это происходит по вине людей, так как различными излишествами и пренебреже­нием к тому, что поддерживает жизнь, они губят как свое здоровье, так и здоро­вье своих будущих детей, и ускоряют смерть». Гимназии, или латинские школы, Коменский рекомендовал организовывать в городах для лучших уче­ников, а академии как высшие формы образования — в центрах провинций и стран для молодых людей, проявивших особые способности и дарования.

В процессе обучения двигательным действиям Коменский советовал вначале убедить учащихся в пользе предлагаемого упражнения, потом пра­вильно его продемонстрировать, объясняя его составные части и после­довательность обучения. И только после этого можно было приступать к непо­средственному овладению двигательным действием. Коменский говорил, что переучивать ученика гораздо сложнее, чем изначально научить правильному навыку.

Поэтому он требовал многократного закрепления навыков. С целью об­легчения обучению двигательным действиям Коменский внедрял исполь­зование различных наглядных пособий: макетов, моделей, рисунков, иллю­страций и др.

Уделял внимание Коменский и гигиеническому обеспечению процесса обучения: рациональной пище и питью, регулированию тепла и холода, сна и бодрствования.

Я.А. Коменский внес значительный вклад в теорию и практику народного образования, разработав модель организации непрерывного, как сейчас сказа­ли бы, образования от материнской школы до академии, от рождения ребенка до 24 лет. Все это было подкреплено методическими разработками, пособиями, планами, учебниками, которые стали основой для всей мировой педагогики на многие годы. Отдельные его дидактические положения вошли и в современную теорию обучения.

Источники:
  • http://poisk-ru.ru/s53705t4.html
  • http://ebooks.grsu.by/ist_sporta/4-fizicheskaya-kultura-epokhi-vozrozhdeniya.htm