Меню Рубрики

Феномен культуры с точки зрения его возникновения метод

Значение культуры для человечества

Развитие общества предполагает прохождение им определенных этапов. Развитие человеческой истории изучается с помощью фиксации различных явлений. Одним из таких явлений выступает культура.

В истории общественной мысли существовали различные оценки значения культуры для общества и человека. Одни ученые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в достойного члена общества, а этапы развития культуры — ступенями прогрессивного развития человечества. Другие считали, что культура есть зло, которое служит подавлению и порабощению человека. Несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта, одной из важнейших характеристик жизнедеятельности общества в целом и отдельной личности.

Традиционно культуру принято подразделять на:

К достижениям (результатам развития) материальной культуры относят технику, технологию, материальные ценности, которые в совокупности составляют искусственные условия и средства человеческого существования. Достижениями духовной культуры считают науку, искусство, религию, мораль, философию, право. Каждая из перечисленных форм, в свою очередь, состоит из совокупности многих элементов: нормы и эталоны поведения, законы, обычаи, традиции, знания, идеи, образы, символы и язык. Разграничение материального и духовного в культуре весьма условно, поскольку касается не сущности культуры, а ее форм воплощения. Они могут влиять друг на друга и даже вступать в конфликты, но только в совокупности они составляют программы общественных отношений.

История развития культуры. Универсалии культуры

С учетом исторического развития культуры в ней различают три слоя, уровня. Первый составляют остатки прошлых культур. Во второй входят программы отношений, присущие современному обществу. Третий образуют начала культур будущего. Все уровни составляют единую систему благодаря общим мировоззренческим представлениям и понятиям, которые называются мировоззренческими универсалиями культуры. Исторически складываются определенные системы универсалий, составляющих совокупность знаний о мире, месте человека в нем, добре, зле и т. д. В этих системах проявляются черты, общие для всякой культуры. Вместе с тем в культуре имеются черты, присущие отдельным народам, нациям. Поэтому говорят о специфике русской, немецкой, американской и других культур как присущих каждому народу способах существования, которые могут влиять друг на друга. Культурными особенностями обладают определенные социальные общности, группы (юристы, врачи и т. д.) и отдельные люди. Каждый человек как личность является творением культуры, становится личностью, усваивая достижения культуры в процессе социализации.

Рассматривая ход человеческой истории, можно увидеть, что никакие крупные социальные преобразования не происходят без соответствующего изменения культуры. Примером могут служить неоднократные переходы российского общества к качественно изменяющимся показателям культуры в течение одного только XX в. Так, в начале прошлого столетия российское общество в подавляющем большинстве состояло из людей, верующих в Бога. Затем несколько десятилетий в нашей стране насаждался атеизм. С последнего десятилетия века была провозглашена свобода вероисповедания.

Анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Одним из основоположников такого подхода в XIX в. стал русский философ Н. Я. Данилевский. Он выделил 10 типов социальной культуры: египетскую, китайскую, индийскую, древнесемитскую, иранскую, ассиро-вавилон- скую, древнегреческую, древнеримскую, новоаравийскую, рома- но-германскую. Кроме того, он выделял два типа культуры доколумбовой Америки — мексиканскую и перуанскую, которые не успели развиться и были насильственно уничтожены испанскими завоевателями. Славянский тип культуры, которому принадлежит будущее, согласно Данилевскому, находится в процессе становления.

Известный немецкий философ и историк О. Шпенглер с позиций концепции культурно-исторических типов подверг критике взгляды о единстве всемирной истории. С его точки зрения, каждый исторический тип культуры, пройдя предназначенный ему путь развития, умирает. Преемственности культур не существует. Наблюдаемые иногда в истории попытки повторения, возрождения образцов ушедшей культуры являются всего лишь видимостью, внешней оболочкой, за которой скрывается совершенно другой, новый тип культуры. Шпенглер выделил восемь основных типов культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и культуру майя. Последний этап существования культуры, ее умирание начинается с ее переходом на стадию цивилизации, характеризующуюся упадком духовной культуры, переходом к массовой культуре и повсеместным господством чисто интеллектуального и прагматического подхода к жизни. Для Западной Европы явно выраженным рубежом такого упадка, «заката» европейской культуры, по мнению О. Шпенглера, является Первая мировая война.

Методы культурологии

Сложность предмета культурологии и тесные связи с другими науками обусловливают разнообразие методов, используемых для изучения различных аспектов феномена культуры. Так, используются философские и общенаучные методы познания, в частности наблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов, а также философские принципы всеобщей связи и развития, объективности, детерминизма и др. Наряду с методами, применяемыми любыми науками, существуют собственно культурологические методы и подходы.

Генетический подход предполагает такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения до настоящего времени.

Компаративный подход подразумевает сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном временном интервале. При этом обычно сравниваются артефакты, проявления одной культурной формы в разных культурах, что позволяет выявить специфику этих культур. Компаративный и генетический подходы тесно связаны и часто выступают в качестве единого метода познания культуры.

Системный подход пришел в культурологию как общенаучный и рассматривает культу ру как универсальное свойство общества. При этом культура в целом и любой культурный феномен представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в отношениях иерархического соподчинения. Данный подход позволяет изучить данную культуру, показав ее в настоящий момент времени во всей полноте ее связей и отношений и с другими культурами, и с подсистемами своей культуры, сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества. Этот подход ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей.

Структурно-функциональный подход, тесно связанный с системным подходом, рассматривает культуру как подсистему целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Этот подход позволяет вычленить все структурные элементы, сферы культуры, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым культуры, а также выяснить, какую роль эти феномены играют в культуре, как они связаны с выполнением основной задачи культуры — обеспечением специфически человеческого способа жизни и удовлетворением потребностей человека.

Социологический подход изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп,т.е. любое явление культуры оценивается с позиции его принадлежности определенной социальной группе итого, как оно выражает ее интересы.

Деятельностный подход понимает культуру как творческую человеческую деятельность. В рамках этого подхода (характерного для отечественной культурологии) становится возможным изучение процессов духовного обогащения общества, самосозидания человека как субъекта культурно-исторического процесса, механизмов сохранения и воспроизведения культуры в условиях изменчивости окружающего мира.

Аксиологический (ценностный) подход связан с изучением культуры как совокупности ценностей, которые понимаются как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход подчеркивает противоположность культуры природе, а также то, что не все явления социальной жизни являются частью культуры. Ценности существуют лишь по отношению к человеку, поэтому в данном подходе изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами.

Семиотический подход исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление и материальной, и духовной культуры понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание, — текст, который должен быть прочитан исследователем.

Герменевтический подход, характерный для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько его понимания, поскольку знание и понимание отличаются друг от друга. Только понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов. Изначально герменевтика была связана с толкованием сложных, многозначных текстов, теперь этот метод распространяется на исследование любых культурных феноменов.

Биосферный подход отличается глобальным пониманием проблем культуры. Он понимает нашу планету как единую всеохватывающую систему, неотъемлемой частью которой являются человек и человеческое общество. При таком подходе культура тракту ется как закономерный результат развития природы, появляется возможность анализа культуры с точки зрения той роли, которую она играет на нашей планете и, возможно, во вселенной.

Просветительский подход исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества. Сторонники этого подхода рассматривают культуру как духовное богатство общества и внутреннее достояние человека, основанное на его постоянном стремлении к истине, добру и красоте. Через культуру человек преодолевает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.

Лекция 1. Культурология как наука.

Возникновение и становление культурологии как науки.

Предмет, методы, задачи культурологии.

Структура культурологического знания.

Основные понятия культурологии.

1. Культурология прочно вошла в состав гуманитарного знания. Она необходимый элемент всякого серьезного образования, и, прежде всего, университетского.

Культурология — это комплексная наука о сущности и формах проявления культуры как специфического способа человеческой жизнедеятельности, закономерностях ее возникновения и функционирования. Культурологическое знание носит интеграционный характер. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические формы культурной жизни, взаимодействуя с такими отраслями гуманитарного знания, как философия, социология, история, антропология, этнология, психология и лингвистика.

Фундаментальность культурологии выражается в синтезе гуманитарного знания. Само название «культурология» появилось сравнительно недавно (конец XIX-начало XX века). Теоретик английского эволюционизма, этнограф и антрополог Эдуард Тайлор (1832-1917) в книге «Первобытная культура» (1871) назвал одну из глав «Наука о культуре», дает определение культуры. Выдающийся немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В.Оствальд (1853-1932) в труде «Система наук» (1915) предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». Но самая значительная роль в обосновании данной науки и закреплении ее названия как культурологии принадлежит американскому антропологу Лесли Уайту (1900-1975). В 1939 году в статье «Проблемы терминологии родства» он использовал понятие культурологии для обозначения класса явлений, имеющих наряду с функциональным еще и ценностное, символическое значение. Особая способность человека — символизация — позволяет создавать класс явлений, именуемых культурой и изучаемых культурологией. Обоснованию культурологии Л.Уайт посвятил свой труд «Наука о культуре» (1949). «Объяснение культуры может быть только культурологическим», — утверждал он.

Разработка ее отдельных аспектов относится к более раннему периоду. Уже в античности можно обнаружить постановку ряда вопросов. Определяя роль культуры в обществе античные философы стремились ответить на вопросы как соотносится в человеке «природа» и «культура», благо или зло для человечества несет это социальное явление. В качестве самостоятельного явления культуру начинают пристально изучать лишь в ХУ111-Х1Х в.в. Первоначально это осуществлялось в рамках философии, истории, этики и было связано с философскими концепциями Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганна Гердера (1744-1803), Иммануила Канта (1724-1804). Уделяя должное внимание вопросам культуры, эти мыслители еще не делали ее непосредственно объектом исследования. Она выступала лишь сопутствующим звеном в осмыслении существования истории и нравственности.

Становление культурологии как собственно научной дисциплины начинается со второй половины XIX века и процесс ее развития был преимущественно связан с возникновением этнографии (наука, изучающая особенности быта, культуры, обычаев и нравов народов мира). Определенный вклад в развитие культурологии как науки внесли исследования этнографической школы эволюционистов (Герберт Спенсер (1820-1903), Эдуард Тайлор (1832-1917, Льюис Морган (1818-1881) и др.).

Они считали, что принцип эволюционизма в общественных науках выражается в идее о том, что история природы и человеческая история подчиняются одним и тем же законам, а методы естественных и общественных наук едины в своей основе. Таким образом, общество с его социальными и культурными институтами развивается по тем же законам, как и любой живой организм. В этнографических исследованиях эволюционная теория утвердила мысль о единстве человеческого рода и его культуры. История культуры школой эволюционистов стала пониматься как единый процесс поступательного совершенствования. Однако в своей основе это была «линейная» теория социокультурной эволюции, где развитие общества и культуры рассматривались как процесс, развертывающийся лишь по восходящей линии.

Этнография возникла и успешно развивалась в ряде стран — во Франции, Германии, США. Наиболее влиятельными были английская и американская школа. Т.к. изучение культуры народов относилось к сфере знаний о человеке, эта наука здесь именовалась «антропологией», а сложившиеся школы получили соответственно названия «культурная антропология» (США), «социальная антропология» (Англия).

Культурная антропология (Ф.Боас (1858-1942) — американский этнограф, антрополог; Л.Уайт (1900 -1975) — американский теоретик культуры, антрополог и др.) изучает взаимодействие человека и культуры. Предмет культурной антропологии — принципы сотворения человеком культуры как «второй природы», как «мира человека». Здесь доминировали эмпирические исследования, а в культуре изучаемого народа интерес представляли и его психологические особенности, его история, постижение его духовного мира.

Социально-антропологическая школа (Б.Малиновский (1884-1942) – английский социолог, этнограф; Радклифф-Браун (1881-1955) — английский этнограф и социолог) — проявлялась тенденция построения этнографии по типу естественных наук. Психология и история народа не вызывала у них интереса. В понимании человека отправной точкой социальной антропологии являлось изучение созданного им предметного мира.

В отечественной науке процесс становления общей теории культуры начинается во второй половине XIX века. Наиболее активно она стала развиваться с 60-х годов XX века в сфере философского знания. Из известных отечественных философов-культурологов можно назвать С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, А.Я.Гуревича, П.С.Гуревича, В.В.Ионова, Л.Е.Кертмана, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева и др.

Связь культурологии с другими науками носит двойственный характер:

1) культурология входит в состав любой науки, ведь каждая из них содержит три уровня изучения своего предмета исследования и обобщения полученных знаний:

высшим уровнем считают философию данной области познания или сферы деятельности – философию истории, философию экономики, философию искусства и т.д. На этом уровне решаются задачи наиболее общего осмысления предмета познания, формулирование его сути, места в системе мироздания и в мировоззрении человека.

низший уровень (первый) познания связан со сбором фактов и их первичной систематизацией и классификацией.

теории среднего уровня, позволяющие анализировать устойчиво повторяющиеся, упорядоченные последовательности явлений человеческого бытия, имеющие системный характер. Это и есть культурологический аспект исследования, существующий в любой области знаний о человеке и его деятельности. Здесь можно выделить три уровня обобщений: философский, предметный, социокультурный (данные исследования и обобщения лишь опосредованно связаны с предметом самой деятельности, акцентируют внимание на ее исполнителе, мотивах и организации его участия в процессе).

Таким образом, в любой области социального и гуманитарного познания может иметь место культурологический подход («культурология экономики», «культурология политики», «культурология искусства» и т.д.

2) культурология как самостоятельная наука.

2. Предмет изучения культурологии — культура как целостная система. Культура как система имеет структуру, общие закономерности функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, обладает типологическими особенностями и спецификой. Культурологические процессы протекают в основных сферах жизнедеятельности человека — материальной (культура труда и материального производства) и духовной (важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность людей).

Основными задачами культурологии являются:

наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

определение места и роли человека в культурных процессах;

разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

исследование развития отдельных культур;

разработка теоретической модели культуры

исследование общих тенденций единого культурного процесса человечества.

исследование качественной специфики локальных и региональных культур, их связи с другими культурами.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать:

факты культуры, в совокупности составляющие систему культурных феноменов;

связи между элементами культуры;

динамику культурных систем;

способы производства и усвоения культурных феноменов;

типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

культурные коды и коммуникации между ними.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и начале XXI в. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких взаимосвязанных отраслей. В соответствии с задачами культурологической науки все ее знания подразделяются на два вида:

фундаментальные (призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов);

прикладные (разработать методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики).

В состав культурологии (структура) входят разделы:

1) философия культуры;

2) история культуры;

3) культурная антропология;

4) социология культуры;

5) прикладная культурология;

6) история культурологических учений.

В узком смысле под культурологией понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, изучающие отдельные формы культуры, такие как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию между культурологией и физикой, то общая теория культуры подобна общей физике, а частные культурологические науки соотносятся с ней так же, как отдельные физические науки (механика, электродинамика, термодинамика и др.) с общей физикой.

3. Культура – чрезвычайно сложный и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены не поддаются четкому обособлению друг от друга. Поэтому границы между отдельными науками о культуре в составе культурологического знания не являются жесткими, строго очерченными. Тем не менее можно более или менее ясным образом очертить специфику названных выше культурологических дисциплин и их отношение к культурологии как к общей теории культуры.

Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Культурология «отпочковалась» от философии так же, как это произошло с другими науками — физикой, химией, биологией, социологией. Но науки, обретя самостоятельность, не утрачивают своей связи с философией. Во всякой науке есть философские проблемы. Они касаются ее мировоззренческих оснований и методологических принципов научного познания. Это относится и к соотношению культурологии с философией культуры. Подобно тому, как философия физики или философия биологии есть область философских проблем этих наук, так и философия культуры – сфера философских проблем культурологии. К последним относятся вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, ее роли в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам. В современной культурологии философские соображения играют гораздо более значительную роль, чем в естественных науках.

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры самым тесным образом связана с всеобщей историей и составляет, в сущности, одну из важнейших ветвей исторической науки.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, проливающие свет на соотношение частного и общего, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

В социологии культуры на первый план выдвигаются вопросы, связанные с анализом взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов, как один из важнейших факторов организации и интеграции имеющихся в обществе социальных групп и общества в целом. Если культурология изучает культуру «изнутри», сосредоточиваясь на ее внутренней структуре, соотношении ее частей и форм, специфике ее содержания и закономерностей эволюции, то социология культуры рассматривает культуру «извне», фиксируя ее внешнее проявление в общественном бытии и стараясь выявить закономерности ее функционирования в обществе.

Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т. д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.

История культурологических учений важна как источник сведений о процессе развития знаний о культуре. Знать ход их исторической эволюции необходимо для того, чтобы оценить сегодняшнее состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений, разумеется, неотделима от истории культуры и общей истории.

В настоящее время изучение культуры в ее разнообразных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Возникают новые направления культурологических исследований, которые имеют тенденцию приобретать статус особых наук: психология культуры, культурная лингвистика, культура семьи, культура детства, культура труда, культура досуга и т. п. Культурологические науки развиваются в междисциплинарных связях с философией, историей, этнографией и другими социально-гуманитарными науками.

Центральной проблемой культурологического знания является человек как творец и носитель культуры.

Поскольку проблемы культурологии многоплановы, поэтому здесь не может быть и единого способа их осмысления. Опираясь на другие обществоведческие науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы научного познаниянаблюдение, эксперимент, аналогия, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов. В культурологии используются методы, связанные с понимающим вхождением в культуру, вживанием во внутренний смысл ее явлений и ценностей. Среди них особую значимость приобретают методы полевой этнографии (описание, классификация, метод пережитков и др.), наблюдение, открытые интервью в психологии и социологии, методы исторических наук, в частности сравнительно-исторический метод, анализ текстов. Во второй группе методов, напротив, основная задача – отыскание законов и принципов, позволяющих от общих закономерностей перейти к пониманию частных явлений; в этом ряду наук отдельные факты приобретают меньшую ценность, чем концептуальные обобщения, придающие аналитический смысл явлениям и объединяющие их со множеством других.

Собственно культурологические методы:

генетический – исследование культуры, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный «срез» изучаемого объекта или процесса, т.е. проследить его развитие от момента возникновения и до настоящего времени;

компаративный – требует проводить сравнительно-исторический анализ различных культур или каких-либо конкретных областей культуры в определенном интервале. При этом обычно сравниваются схожие элементы разных культур, что дает возможность показать специфику этих культур.

системный – рассматривает культуру как универсальное свойство общества. Этот метод ориентирован на изучение конечного результата культуры, ее материальных и духовных ценностей. Анализируя культуру как целостное явление, он позволяет сопоставить ее с другими социальными явлениями, понять ее как одну из важнейших сторон жизни общества;

структурно-функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и в выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними.

аксиологический или ценностный – это отражение качественного состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации)

семиотический метод (семиотика – это наука о знаковых системах) – исходит из понимания культуры как текста, как символической системы. При этом любое явление культуры, как материальной, так и духовной, понимается как упорядоченный набор знаков и символов, имеющих определенное содержание – текст, который и должен быть прочитан исследователем;

социологический – изучает культуру и ее феномены с точки зрения их конкретной целесообразности для тех или иных социальных слоев или социальных групп. Любое явление культуры оценивается с точки зрения его принадлежности к определенной социальной группе и того , как оно выражает ее интересы;

деятельностный – понимает культуру как творческую человеческую деятельность;

герменевтический – характерен для большинства гуманитарных наук, отражает необходимость не столько знания о каком-то феномене, сколько о его понимании. Понимание тех или иных культурных феноменов позволяет проникать в сущность протекающих процессов;

биосферный – характеризуется глобальным пониманием проблем культуры;

просветительский – исходит из представления о культуре как о самостоятельной сфере духовной деятельности, имеющей решающее значение для общества.

субстанциональный — цель раскрыть сущность культуры.

диалогический — любая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже;

психологический – важен при изучении особенностей национальной культуры;

метод моделирования — создание модели определенного периода в развитии культуры, чтобы выявить наиболее существенные черты;

4. Культурология как любая другая наука имеет свою систему понятий. Их многообразие обусловлено многогранностью культуры, богатством ее содержания и полифункциональностыо. В понятийной системе этой науки можно выделить особую группу, которая имеет статус «основных понятий» и «категорий». К ним можно отнести: культура, цивилизация, менталитет, культурная картина мира.

Культура — это способ и результат человеческой деятельности, ориентированной на обеспечение существования и развития общества и человека.

Цивилизация (от лат. «сivi1» — гражданин, государство). Утверждение в европейской науке понятия «цивилизация» относится к середине ХУ111 века. И связано оно с именем английского историка и экономиста А.Фергюсон. Следует отметить, что в просветительской традиции значение слов «культура» и «цивилизация» не совпадало по смыслу. Английские и французские просветители использовали термин «цивилизация», т.к. предметом их изучения являлась коллективная жизнь нации, ее история; немецкие — «культура», т.к. их интересовала проблема воспитания и духовного совершенствования отдельного человека

В целом интерпретация смыслового значения понятия «цивилизация» в европейской науке Х1Х-ХХ в.в. оказалось более сложной. В гамме представлений о цивилизации можно выделить ряд основных позиций:

цивилизация родственна культуре. Этот подход сложился в европейско науке во второй половине XIX века и связан с учением английского философа и социолога Г.Спенсера, (такое понимание характерно также для немецкого ученого Макса Вебера (1864-1920), американского – Арнольда Тойнби (1889-1975), в отечественной науке Н.Я.Данилевскому (1822-1885) и др.).

цивилизация рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования. Цивилизация выступает в качестве условия, обеспечивающего существование культуы. Американский социолог Олвин Тоффлер (р.1928) говорил, что понимание цивилизации как технико-технологического феномена играет важную роль и является методологической основой дифференциации исторического процесса на три сменяющих друг друга типа цивилизации: аграрно-традиционный, индустриальный, постиндустриальный.

цивилизация есть определенный уровень развития общества. В таком значении используют понятие основоположники марксизма (К.Маркс (1818-1883), Ф.Энгельс (1820-1895). Цивилизация здесь понимается как определенный уровень и форма устройства общества. В научной традиции при рассмотрении цивилизации как ступени социального общественного развития предлагаются различные критерии оценки цивилизационного состояния общества. Энгельс усматривал зарождение цивилизации в дифференциации трудовой деятельности, товарного производства и др. социальных явлений. Американский ученый В.Мак-Нил считал, что переход общества от доцивилизационного к цивилизационному периоду связано с изобретением письменности и признанием авторитетности текстов, содержащих нравственные нормы отношений между людьми (Библия, Коран и др.).

особой разновидностью учений, трактующих цивилизацию как определенную фазу в истории, являются теории, где цивилизация рассматривается как социальный феномен, противостоящий культуре.

И.Кант (1724-1804) — родоначальник немецкой классической философии обосновывал различие между культурным и цивилизованным человеком. Конечная цель культурного развития — его моральное совершенство. Мораль определяет критерий нравственности. Поступок нравственный в том случае, если человек руководствуется чувством долга. Поступки цивилизованного человека основаны на формальной дисциплине. Культура в своей основе всегда нравственна. Цивилизация требует от человека лишь внешней морали.

О.Шпенглер (1880-1936) настаивал на идее неизбежной гибели культуры. И этот упадок культуры по его мнению и есть цивилизация. Основа культуры — гуманистическое начало, то цивилизация — практицизм, прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманистические знания, то в цивилизации происходит переоценка ценностей, составляющих основу культуры, и доминирующую. Роль в ней начинают играть не гуманитарные, а естественные науки.

Бердяев Н.А. (1874-1948) — русский философ в статье «О культуре» писал, что культура родилась из культа и имеет религиозное начало, т.к. культ есть «прообраз осуществления божественных тайн». Генезис цивилизации он связывал с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с природой, а эта борьба проходила вне культа, вне храма. Бердяев считал, что высший подъем культуры остался в прошлом, для европейской истории характерно господство цивилизации. Он говорил, что буржуазная демократия ведет к цивилизации, вытесняя гуманистические ценности.

Цивилизация — это социокультурная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой культуре.

Цивилизация как социокультурный феномен, ограниченный временными и пространственными параметрами может рассматриваться и как единица исторического процесса, и как локальная единица, а поэтому ее изучение может развертываться в двух направлениях.

— рассматривается процесс изменений цивилизации во времени (исторический, диахронный аспект анализа) — Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, К.Ясперс.

— анализ строения цивилизации, где выявляются ее структурные элементы и взаимосвязи между ними (пространственный, синхронный аспект исследования) — Ю.В.Яковец.

Итак, в научной литературе существует три позиции по вопросу соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:

Тем не менее, понимание того, что важнее – культура или цивилизация, определяет парадигму ценностей общества.

— если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества.

— если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении.

Менталитет (от лат. — ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума). В целом менталитет можно определить как присущую индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентации и установок, представлений о мире и о себе, мнений и предрассудков.

Известно, что уже в середине XIX века термин «менталитет» встречается в европейской научной традиции. Есть предположение, что одним из первых, кто обратил внимание на проблему менталитета, был французский ученый Л.Леви-Брюль (1857-1939), который исследовал коллективные представления в низших обществах. В исследованиях на правах достаточно строгого научного понятия «менталитет» применяется лишь с конца 20-х годов XX века. Обретение им устойчивого научного положения связано прежде всего с французской школой «Анналов» — школой историков, получившей наименование по названию издаваемого ею журнала. Они трактовали историю как историю смены менталитетов.

Понятие «менталитет» близко по смыслу к ряду терминов, таких как мировоззрение, общественное сознание, идеология, национальный характер, национальные чувства, самосознание, ценностная ориентация. Однако оно не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью. Каждый народ обладает своей ментальностью. Характер менталитета определяется той средой, в которой существует социальная общность. Смена менталитета предполагает изменение жизненной среды, а также замену старых символов на новые (например, перенос столицы Петром I и т.д.). Менталитет пронизывает все сферы духовной жизни общества и в немалой степени определяет отношение индивида к труду, праву политической системе и другим социальным институтам, то без учета особенностей менталитета нельзя ни выявить потенциальные возможности общества, ни предвидеть его будущее.

Менталитет порождает соответствующую ему культурную картину мира. Это означает, что видимый и ощущаемый людьми мир един, но воспринимается по-разному. Культурная картина мира есть мир, представленный в смысловом значении для определенной социальной общности. Система ценностных отношений и ориентаций социальной общности (понимание ею добра, зла. ), ее представление о времени и пространстве, мироздании и т.д. является содержательной основой культурной картины мира и придают ей те черты самобытности, которые позволяют отличить одну культуру от другой.

1.Какие науки заложили фундамент культурологии?

2.К какому времени относится становление культурологии как самостоятельной науки?

3. В чем специфика культурологического знания и какова его структура?

4.Что является предметом культурологического анализа?

5.Назовите методы культурологического исследования.

6.Культура и цивилизация: соотношение понятий.

7.Какие существуют точки зрения о предмете и месте культурологии в системе научного знания?

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

тестовые задания (в алфавитном порядке) и ответы

1 Аккультурация — это …

— информационное погружение в неизведанную культурную среду

+ освоение человеком культурных стандартов новой для него культуры

— принятие в качестве эталона действия престижных моделей поведения

— культурный конфликт между людьми из разных социальных миров

2 Атрибутом российской культуры выступают …

3 Важным элементом в миросозерцании русского человека был …

4 Взаимосвязи культурологии и психологии более всего способствует изучению …

+ особенностей приобщения человека к культуре

— общих закономерностей развития культур разных народов

— сущности, цели и ценности культуры вообще

— функционирования культуры в том или ином обществе

5 В культурологии включенное наблюдение относится к_______ методам:

6 В научной литературе понятие «вторая природа» употребляется в значении …

7 В основе _________ культуры лежит постулат о том, что смысл жизни человека — разгадать загадку бытия, выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий.

8 В число основных задач культурологи не входит (-ят) …

— разработка проблем социокультурной динамики

— анализ культуры как системы феноменов

— изучение языков социальной коммуникации

+ процессы расогенеза и распределение рас по регионам и континентам

9 Для культуры _______ характерны: чрезвычайно пестрый этнический состав населения, традиционные формы мифологии и магии, шаманство и колдовство.

10 Добровольное соединение индивидов на основе любви к Богу и друг другу Н. Бердяев определял термином …

11 Задачей культурологии не является

+ изучение структуры социальных институтов

— разработка методов исследования культуры

— исследование процессов культуротворческой деятельности людей

— анализ динамики культуры

12 Заимствование новшеств из другой культуры происходит в процессе …

13 Знаковую и коммуникативную функцию культуры изучает …

14 Изменения в культуре связаны с появлением в ней …

15 Инициативой отдельных авторов определяется такое явление культурогенеза, как …

— формирование новых этнических групп

— формирование новых социальных групп

16 Исследование культуры в контексте социальных процессов, рассматриваемых как существенные факторы культурных изменений, характерно для …

17 Исследование феномена культуры с точки зрения его возникновения предполагает _______ метод.

18 Компаративный метод культурологического исследования заключается в …

— определении функций культурного явления

— выявлении структуры определенной культуры

+ сравнении культур ради обнаружения их сходства и различий

— реконструкции истории конкретной культуры

19 К признакам Российской цивилизации относят …

+ коллективную ментальность, подчинение общества государству

— национализм, индивидуализм и веру в прогресс

— «недеяние», созерцательность и слияние с природой

— утилитаризм, гражданское общество, основанное на свободе личности

20 К признакам социокультурного института не относятся

— существование специфических норм и предписаний, регулирующих как циркуляцию культурных объектов в обществе, так и поведение людей в пределах института

— придание деятельности субъектов регламентированного и устойчивого характера

— организация субъектов и объектов культуры в определенную формализованную систему, обладающую определенным статусом

+ слабое осознание субъектом потребности в данном роде культурной деятельности

21 Культура как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность в обществе, рассматривается в ___________ подходе.

22 Культура, отличающаяся от основной культуры какими-либо этническими, языковыми или религиозными признаками, называется …

23 Культура состоит из …

— музыкального, изобразительного и театрального искусства

— деятелей и потребителей культуры

+ ценностей, норм, средств деятельности, моделей поведения

— культурных традиций и новаций

24 Культурная норма — это …

+ правило, обязательное для исполнения социальных ролей

— рефлекс, выработанный обществом

— кодекс строителя капитализма

— норма права, закрепленная законодательством

25 Культурно-исторический тип — это …

— типичное в истории и культуре всех народов мира

+ категория, описывающая единство культуры в большую историческую эпоху

— исторический деятель, оставивший наиболее заметный след в культуре

— исторический путь развития отдельно взятого государства

26 Культурологическое знание востребовано …

27 Культурология выделяется в научную дисциплину в …

28 Культурология является __________ наукой.

+ теоретической и эмпирической

29 Культуру как деятельность человека, рассматривают при _________ определении.

30 Ментальность это …

— культурная особенность российского народа

+ сложившаяся в сознании общества картина мира

— способ достижения цели

— особый тип социальных технологий

31 Метод культурологического исследования, предполагающий такое исследование культуры, которое позволяет понять интересующий феномен с точки зрения его возникновения и развития, — …

32 На почитание природы, ее изучение, изображение в искусстве ориентировала _________ культура.

33 На ранних стадиях культурогенез определялся …

+ необходимостью приспособления к меняющимся условиям существования

— биологической программой, характерной для предков человека

— стремлением человека к творчеству

— волей первобытного коллектива

34 Научная позиция культурологии состоит в том, что она рассматривает культуру как …

+ относительно самостоятельную систему

— лучшие достижения человечества

— совокупность социальных организаций

— множество произведений искусства

35 Научное (теоретическое) знание о культуре формируется …

— с появлением самого слова “cultura”, примененного Цицероном

— с появления самого человека в условиях архаической культуры

+ в середине 50-х годов XIX века-начале XX века, с утверждением безоценочного понятия культуры

— в эпоху Средневековья, с распространением христианства

36 Не является традиционной культура …

+ Европы Нового времени

— древних цивилизаций Египта, Китая, Индии

37 Носителем субкультуры является …

38 Основой китайской государственности являлась семья, которая не могла придерживаться соблюдения следующего устоя:

— долг сына — почитать родителей

+ защита «убогих» и «вдовиц» от чинимых им притеснений

— старшие братья должны питать к младшим дружеское расположение, младшие к старшим — уважение

— отец должен следовать Долгу и Справедливости, мать — источать милосердие

39 Особенностью западного типа культуры является …

— самоизоляция человека от внешнего мира

+ признание человека абсолютной ценностью

— страсть к самоанализу и самоуглубленность

40 Особое эстетическое отношение к природе, умение максимально использовать ее ресурсы, верность национальным традициям характерны для.____________ локальной культуры.

41 По мнению К. Маркса, исторические типы обществ …

— отличаются типом социальных технологий

— отличаются типом ментальности

+ определяются способом производства

— выделяются на основе природных свойств этноса

42 Практическое руководство культурой, существующее в конкретных прикладных дисциплинах, — это …

43 Предмет исследования культурологии не превышает всего, что создано…

44 Прикладная культурология решает задачи …

+ изучения и формирования принципов и технологий управления культурными процессами

— анализа семантики культурных объектов

— создания теоретических моделей культурных процессов

— познания объективных закономерностей развития культурных явлений

45 Принятие христианства …

— привело к культурной изоляции России

— способствовало расцвету богословско-схоластической мысли и философского критицизма

+ принесло богатые культурные традиции Византии: стала распространяться письменность, появились монастырские библиотеки

— привело к культурной отсталости России от стран Запада

46 Процессы, порождаемые людьми в ходе их совместной жизнедеятельности, изучает …

47 По мнению К. Маркса, исторические типы обществ …

— отличаются типом социальных технологий

— отличаются типом ментальности

+ определяются способом производства

— выделяются на основе природных свойств этноса

48 Развитию предпринимательства способствовали …:

— христианские идеалы равенства людей перед Богом

— проповеди католического духовенства о том, что труд — наказание за грехи

+ протестантские идеалы ответственности перед Богом и людьми за исполнение земных обязанностей

— надежды на вознаграждение за земные страдания в загробном мире

49 Система ценностей человека влияет на …

— коэффициент его интеллекта

— скорость его реакций

+ принятие им решений

— развитие его болезней

50 Совокупность установок и предрасположенностей индивида действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом — это …

51 Соответствие между страной и возникшим в ней культурным явлением:

1) Родина Просвещения

2) Родина Ренессанса

3) Первое христианское государство

4) Первое республиканское государство

52 Соответствие между типом культуры и его особенностями:

1) первобытная культура

2) античная культура

3) средневековая культура

1) синкретизм, мифологическое мышление, бесписьменность

2) вера в судьбу, дух состязательности, появление зрелищных видов искусства

3) развитие рационализма и мистицизма, культ аскетизма

53 Соответствие между типом культуры и ее исторической особенностью:

1) античная культура

2) древнеегипетская культура

3) вавилонская культура

4) русская культура

1) один из духовных источников европейской культуры

2) древнейшая цивилизация

3) преемница шумерской культуры

4) преемница византийской культуры

54 Соответствие между типом культуры и характерным для нее представлением о личности:

1) первобытная культура

2) культура Возрождения

3) культура Нового времени

4) античная культура

5) культура Древнего мира

1) подчинение интересов индивида интересам коллектива

3) рождение концепции прав человека

2) появление интереса к человеческой личности

4) человек — мера всех вещей

5) возникновение идеи предопределенности человеческой жизни

55 Социокультурный институт — это …

+ устойчивое объединение людей с распределенными социальными ролями и признанными нормами

— пространства, на котором люди могут свободно общаться друг с другом

— государственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения

— объединение людей с определенным социальным статусом

56 Специфические социокультурные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в пределах социальной организации общества, называются …

57 С точки зрения _________ исторические типы обществ определяются способом производства.

58 Структурный элемент культуры, выступающий критерием оценки реальных явлений, регулирующий социальные взаимодействия, внутренне побуждающий к деятельности, — это …

59 Структурный элемент культуры, предписывающий поступки и действия, позволяющий жить в соответствии со своей культурой, — …

60 Установите соответствие между сферой культуры и ее характеристикой:

1) специализированная система образования, домашнее воспитание, обычаи, традиции, нравы

2) повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика

3) управленческая работа, идеология

4) юриспруденция, система охраны общественного порядка, общественное мнение

5) экономика, торговля, домашнее хозяйство

6) конфессия, мистика, магия

1) культура межпоколенной трансляции социального опыта

2) научная культура

3) политическая культура

4) правовая культура

5) хозяйственная культура

6) религиозная культура

61 Установите соответствие между уровнем культуры и его характеристиками:

1) обмен культурной информацией; сфера образования, средства массовой коммуникации

2) нравы, обычаи, мировоззрение, домашнее хозяйство

3) наука, религия, право, искусство

62 Утверждение, не относящееся к культурным архетипам:

— их невозможно адекватно отразить в языке

— они проявляются в глубинных первообразах-символах

— их можно рационально осмыслить и адекватно выразить в языке

— искусство возвращается к ним через символы

— являются первичными архаическими формами адаптации человека

— представляют собой глубинные установки коллективного бессознательного

— имеют символическую природу

+ доступны непосредственному наблюдению

63 Функцией культуры, определяющей вхождение индивида в общество, является …

— установление коммуникативных связей

—исполнение нормативных актов

— приспособление личности к окружающей среде

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7964 — | 6581 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Читайте также:  Заболевания из за которых ухудшается зрение
Источники:
  • http://studfiles.net/preview/1839586/page:2/
  • http://studopedia.ru/10_294510_kakoy-organ-gosudarstvennoy-vlasti-osushchestvlyaet-koordinatsiyu-organov-vlasti-po-voprosam-realizatsii-federalnogo-zakonodatelstva-o-gosudarstvennoy-tayne.html