Меню Рубрики

Эвтаназия животных с точки зрения православия

Бывают случаи, когда встает вопрос об усыплении домашнего питомца. Например, если он тяжело, неизлечимо болен или опасен для людей. Иногда применить эвтаназию советует ветеринар. У хозяев могут возникнуть вопросы: не грех ли это? Не считается ли убийством? Каково отношение православия к усыплению животных?

На это Церковь не дает однозначного ответа. Эвтаназия людей запрещена как убийство, но в отношении животных равным по тяжести грехом не может считаться.

Тут отдельно рассматривается каждый случай, многое зависит и от мнения конкретного священника. Есть батюшки, которые считают усыпление питомца грехом в любом случае.

Об животных в православии:

  • Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?
  • Есть ли у животных душа
  • Как верующему человеку относится к животным

Важно! По мнению большинства священников, все зависит от мотивации. Эвтаназия допустима, если это проявление не жестокости и эгоизма, а заботы о животном, желания избавить его от страданий.

В каких случаях усыпление не грех?

  • Если питомец сильно мучается, а вылечить его нельзя. Однако если есть возможность облегчить эти страдания обезболивающими, то лучше его оставить до естественной смерти.
  • Когда животное несет серьезную опасность людям. Например, собаки, больные бешенством.

В каких случаях усыплять нельзя?

  • Бывает, что хозяева таким способом желают избавить себя от проблем, связанных с питомцем. Например, усыпляют кота, «потому что гадит». Это бессовестный поступок и, конечно, греховный.
  • Известны случаи, когда люди, находясь в материальных затруднениях, усыпляли питомца, поскольку не могли его содержать. Это тоже грех. Священники говорят, что лучше бросить животное на улице или подкинуть кому-то, чем отнимать у него жизнь.

Почему убийство животных и людей — не одно и то же

В христианском понимании, человек выше целого космоса. Чтобы там ни говорилось в теории Дарвина, у людей особый уникальный статус в этом мире.

Только человека Бог творил «своим дыханием» («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» Быт.2-7), по своему образу и подобию («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1-27).

Еще тексты из Библии:

Человек не является частью Вселенной, скорее это космос — часть человека. Наши тела из мира материи, а души и дух от Самого Бога. Животные же всего лишь порождения земли. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1-24).

Поэтому Церковь не запрещает есть мясо, разрешает охоту и животноводство.

Внимание! Но что касается домашних питомцев, перед ними человек несет ответственность, поскольку взял их в свой дом и позволил к себе привязаться. Он обязан заботиться об их жизни и благополучии.

Здравствуйте. Посмотрела видео о гипнозе. Жал, что Батюшка говорит об этом видимо не владея ситуацией. Гипноз с древних времен являлся самым мощным средством при лечении различных заболеваний. Да он говорит, что нет греха если это на пользу человеку, но и не приветствует такую помощь. Сейчас мир очень изменился, стресс на стрессе , пропаганда бесконечного негатива выливается на людей с экрана телевизора и других средств СМИ. Очень многие люди не выдерживают такого негативного наплыва информации. и входят в состояния депрессии. Что предлагает врач, глотать таблетки,которые могут полностью разрушить сознание,загнать его страхи в глубь и привести человека в дальнейшем в психушку. Или воспользоваться гипнозом, где в трансовом состоянии, гипнолог, вместе с пациентом, который заметте по собственному желанию там находится, совместно обсуждают причины его состояния, и избавляются от нот этой причины. И человек опять радуется жизни , полноценно существует. конечно , любой церковный служащий, скажет , что посещая службы человек , также излечивает душевную боль. И что в этом ему помогает слово божье. Так никто и не против. просто в церкви при определенном монотонном пении молитв люди также погружаются в транс , тело расслабляется , спазмы уходят, и становится легче. Получается некая конкуренция, между двумя одинаково гипнотическими состояниями. и в том и в другом случае человек делает это добровольно, по собственной воле и бог дает ему исцеление. И если бы наша медицина прекратила травить людей химией (которая без воли человека, побочными эффектами делает из него инвалида) то с помощью трансовых состояний (а это естественное состояние человека, мы находимся по 100 раз в день нем) можно было бы очень сильно оздоровить населении планеты. И мне почему то кажется , что бог, был бы не против, если бы люди были здоровы и счастливы

Добрый день. Главный аргумент, который приводится «против» гипноза- человек лишается в нем своей свободной воли и не может контролировать то, что с ним происходит. В состоянии гипноза внушить можно практически что угодно, и не всегда это вещи хорошие и полезные. По поводу гипнотерапии депрессии — да, такой метод существует и достаточно успешно используется. Тем не менее, есть также и другие способы лечения — это и прием специально подобранных препаратов (вред от которых несоизмерим с терапевтическим эффектом), и психотерапия, и различные физические практики. В большинстве случаев грамотное сочетание таких методов помогает справиться с депрессией. Очень важно найти хорошего и квалифицированного психиатра, который сумеет правильно подобрать способ терапии.

Что же касается богослужения в храме, его целью совершенно не является введение человека в транс. Люди, которые постоянно ходят в церковь и знают порядок службы, внимательно слушают все, что поется и читается, внемлют словам. Богослужение совершенно не воспринимается как монотонное фоновое пение без смысловой нагрузки, как мантра. Сравнивать церковную молитву и транс совершенно недопустимо, это вещи различного порядка. Молитва — это живое, настоящее общение с Богом как с Личностью, обращение к Нему. Т.е. молитва — это акт, который исходит извне человека и направлен к личности Бога. Транс, медитация и подобные духовные практики имеют совершенно другой вектор направленности — они идут внутрь человека, погружают его в самого себя. Поэтому говорит про «одинаково гипнотические состояния» совершенно неправильно.

Помощь церкви и веры в Бога в лечении депрессии заключается не в том, что человек расслабляется, снимает спазмы и чувствует облегчение. Для этого можно было бы обойтись массажем, гимнастикой и подобными практиками. Православие дает человеку несоизмеримо большее — врачевательство души. Борясь со своими страстями, вычищая свою душу от всего злого и неправедного, человек исцеляется сначала духовно, а затем зачастую и телесно. И этому есть множество подтверждений в нашей церкви.

Конечно, Бог «был бы не против», чтобы все мы были здоровы и счастливы. Но загвоздка в том, что болезни и несчастья не злой Бог создает, а сами люди. Господь есть Абсолютная Любовь, и Он не создавал ничего плохого и злого. Но человек своей греховной жизнью, своим отпадением от Христа сам создает себе страдания. Это как самовольно сесть на раскаленную сковородку и упрекать Бога, что вам жжет.

Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников 1 .

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­гоВ. К.) 2 .

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям” 3 . Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них 4 .

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её” 5 .

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

Читайте также:  Есть ли у белых кошек зрение

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо. ”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

Является ли грехом усыпление домашних животных, которые безнадежно больны?

Вопрос задан:
20 августа 2015

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Животные и человек кардинально отличаются как по образу сотворения, так и по своим свойствам и предназначению. О сотворении животных Священное Писание говорит: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую…» (Быт. 1.20). О свойствах душ животных сказано: «…потому, что душа тела в крови» (Лев.17. 11). То есть душа животных по сотворению произошла из природных стихий, по свойствам – это жизненная сила, не отделимая от их тел. Она, согласно Писанию, есть кровь их. Со смертью тела исчезает его кровь, а с ним и душа. Об образе — же сотворения человека Библия говорит нечто совершенно иное: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1.26). «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2, 7). А о его состоянии после смерти сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12, 7). То есть, человек, в отличие от животных, носитель образа и подобия Божиих. Дух, или душа человека является дыханием Божества и после смерти тела возвращается к Создавшему её. Душа человеческая – субстанциональна, то есть бессмертна и продолжает жить после смерти тела. И по своему предназначению: человек создан для вечного бытия в общении с Богом, а животные – в помощь человеку и для его нравственного развития. Поэтому, Церковь однозначно осуждает эвтаназию, считая её убийством, препятствующим созреванию через страдания души человеческой для Вечности. Но не осуждает усыпление неизлечимо больных домашних животных, поскольку они не обладают бессмертной душой и не наследуют Вечной Жизни.

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Православная церковь об усыплении животных: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Предстоятель об отношении Церкви к смерти, эвтаназии, кремации и заочному отпеванию

Почему многие люди страшатся даже самой мысли о своей кончине? Как пережить смерть близкого человека? На эти и другие вопросы отвечает Блаженнейший Митрополит Онуфрий.

Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь, – эти слова из ветхозаветной книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир. 7: 39), являются актуальными и в наше время. С точки зрения христианства, память смертная – не панический страх, а покаянное воззрение на собственную жизнь и с надеждой на милосердие Божие.

Почему же многие люди страшатся даже самой мысли о своей кончине? Как нужно относиться к эвтаназии, кремации и заочному отпеванию? Как пережить смерть близкого человека? На эти и другие вопросы Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий дает ответы главному редактору «Церковной православной газеты».

Смерть – не столько наказание, сколько необходимое лечение

– Ваше Блаженство, как с духовной точки зрения объяснить, что такое смерть?

– Христианское отношение к смерти становится понятным в контексте понимания, что такое человеческая жизнь и что представляет собой человек.

По замыслу Божию мы сотворены для вечности, по­этому смерть для нас – противоестественна. Если бы наши прародители в раю не нарушали заповедей Божиих, то жили бы вечно.

После первородного греха человеческая природа стала смертной. Смерть является следствием отпадения от Бога.

– Получается, что своим грехопадением человек сам навлек на себя такое страшное наказание?

– Отчасти это так. Но если посмотреть глубже, то смерть – не столько наказание, сколько необходимое врачевание. Ведь если бы человечество, находясь в падшем состоянии, оставалось бессмертным, то оно бы все более и более духовно деградировало. И, как результат, превратилось бы в общество бесоподобных существ.

По­этому милосердный Господь ограничил время нашей жизни, давая каждому возможность проявить свою волю в условиях внутренней борьбы между добром и злом. А когда наступит всеобщее воскресение, каждой душе будет дано новое тело, не подверженное греху, тлению и смерти. С этим бессмертным телом праведники войдут в рай, а грешники попадут в ад.

В таком состоянии человек и будет пребывать в вечности.

Память о смерти все расставляет на свои места в земной жизни человека

– Почему у неверующего человека иное отношение к смерти, чем у верующего?

– Если человек не думает о Боге, то он старается отогнать от себя мысль о своей кончине. А когда видит смерть других людей, приходит в ужас, поскольку понимает: его жизнь закончится таким же образом. Для неверующего закончится все, к чему стремился и для чего трудился.

Но такая душа все равно чувствует, что с приходом смерти отверзаются врата вечности. Каждому уготована участь по делам его: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6: 8).

Поэтому нам, верующим, очень важно понимать, что память смертная все расставляет на свои места. Ведь в таком случае становится предельно ясно: что более важно, а что менее важно, что первостепенно, а что вообще не имеет значения.

После смерти станут ничтожными многие вещи, которые в земной жизни кажутся очень важными или вожделенными.

Боль о разлуке должна превратиться в ревностную духовную труд об умершем

– Во время каждой Литургии мы молимся о безболезненной, непостыдной, мирной кончине. Чем это вызвано?

– Смерть – самый важный духовный экзамен для человека. Ведь мы знаем случаи, когда праведный человек в последний момент жизни, чаще всего по малодушию, отпадал от Бога, и наоборот – грешник, предельно глубоко осознав свое греховное состояние, приносил покаяние и сподоблялся великой милости от Бога.

В качестве примера можно привести подвиги 40 Севастийских мучеников или покаяние благоразумного разбойника.

Молясь о непостыдной кончине, мы просим Бога дать возможность приготовиться к смерти и духовно укрепить нас в этот последний и важнейший момент земной жизни, чтобы перейти в вечность в мире с Богом и ближними.

– Глядя на смерть близкого человека, многие скорбят. Как утешить таких людей?

– На этот вопрос отвечает святой апостол Павел: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним (1 Фес. 4: 13).

Конечно, мы скорбим о наших близких, когда они уходят в вечность. Но такая скорбь не должна быть отчаянной (как о безвозвратной потере). Смерть – всего лишь временное расставание с нашими близкими.

И если мы сподобимся быть в Царствии Небесном, то там мы все встретимся. И тогда уже никто и ничто нас не сможет разлучить.

Поэтому наша боль о расставании должна вылиться в ревностный духовный труд: нужно усердно подготовить душу к Царствию Небесному и сотворить крепкую молитву о прощении грехов усопшего, чтобы он был принят Богом.

– Чтобы пощадить умирающего, врачи иногда советуют скрыть от него правдивую информацию о состоянии здоровья. Оправдано ли это с духовной точкой зрения?

– Нет, конечно. Такую информацию скрывать нельзя: последний период – наиболее ответственный. Необходимо максимально тактично сообщить умирающему о его близкой кончине, душевно поддержать и подсказать, какие молитвы надо прочитать.

Не стоит забывать, что смысл жизни – подготовка к вечности, встрече с Богом. Чрезвычайно важно, чтобы человек духовно подготовился к переходу в мир иной.

В случае согласия больного, следует пригласить священника для совершения Исповеди и Причастия.

Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай

– Известно, что Церковь категорически отрицательно относится к эвтаназии. В странах, где «право на смерть» законодательно разрешено, врачи предоставляют такие «услуги» безнадежно больным по их просьбе. Бывает так, что больной долгое время тяжело страдает, не может умереть, и обезболивающие лекарства не помогают. Как можно помочь такому человеку?

– Только Господь может распоряжаться жизнью и смертью человека (см.: Иов. 12: 10). Так называемая «эвтаназия» – не что иное, как нарушение заповеди Божией не убивай (Исх. 20: 13).

Что же касается просьбы больного (об ускорении смерти), то она зачастую вызвана болезненным состоянием его сознания, малодушием, маловерием или неверием. Если мы действительно желаем блага такому человеку, то необходимо убедить его в том, чтобы по-христиански закончить свой земной путь.

В таких случаях Церковь может обратиться к Богу с особой молитвой о страждущем: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси…». Важно помнить, что продолжительная болезнь умирающего – духовный крест для его родственников.

Они призваны ухаживать за больным с терпением, смирением и любовью. Эти труды нужно рассматривать как духовные по слову Спасителя: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25: 40).

– Сегодня используются различные реанимационные технологии, которые дают возможность поддерживать жизненно важные функции в течение длительного времени. Как относится Церковь к такому искусственному продлению существования тяжело больного?

– Разумеется, родным и близким хочется как можно дольше оттянуть момент смерти умирающего. Мы должны стремиться сделать все возможное, чтобы продлить жизнь больного, однако нужно помнить: такое искусственное оттягивание порой только продлевает его мучения.

Медицинские средства не всегда могут вернуть к активной или осознанной жизни.

Поэтому, продлевая жизнь больного, мы должны постараться духовно поддержать человека, пригласить священника для последнего напутствия, окружить своим душевным теплом и с любовью предать его в руки Божии.

Отношение Церкви к кремации и заочному отпеванию

– В последнее время вместо погребения часто совершают кремацию. Насколько она допустима в нынешних условиях?

– Мы не признаем кремацию, поскольку она не одобряется Священным Писанием. Издревле святая Церковь с молитвой совершала погребение тел усопших христиан в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах. Христиане знают, что в день всеобщего воскресения земля извергнет мертвецов (Ис.

26: 19) и посеянное в тлении восстанет в нетлении (см.: 1 Кор. 15: 42). Мы имеем надежду на то, что в день всеобщего воскресения Господь Бог воскресит и нас для жизни вечной. Кроме того, Церковь относится к телу христианина как к храму Божию (см.: 1 Кор. 3: 16).

Поэтому погребение совершается с подобающим молитвенным почитанием усопшего.

Вместе с тем Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения тех христиан, которые по различным причинам оказались погребены в водной стихии, остались лежать на поле брани, сгорели в огне, стали пищей животных, без вести пропали (в результате землетрясений или иных катастроф). Мы веруем, что Бог может воскресить любое тело и из любой стихии (см.: Откр. 20: 13).

– Можно ли совершать так называемое заочное отпевание?

– Такого рода совершение отпевания получило широкое распространение в прошлом веке во время гонения на Церковь, закрытия храмов и вследствие недостатка священнослужителей.

Заочное отпевание также нельзя признать соответствующим Преданию Церкви.

Оно может быть оправдано лишь в тех случаях, когда родственники усопшего не имеют другой возможности участвовать в погребении христианина, павшего на поле брани, погибшего в авиакатастрофе или в иных чрезвычайных обстоятельствах.

Читайте также:  К какому последствию с точки зрения автора ведет продуктивный диалог между

Пастырям Церкви важно помнить: для многих людей, не получивших необходимого христианского воспитания, участие в совместной молитве при погребении может оказаться первым осмысленным опытом участия в церковной жизни и соприкосновения с реальностью духовной жизни.

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Информационно-просветительский отдел УПЦ

Православная церковь об усыплении животных: отношение, мнение и ответы на частые вопросы — православные молитвы

Добрый день, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Почти в каждом доме-квартире живет пушистый друг – кошечка или собачка, которые любят своих хозяев, и также ими любимы!

Почему мы любим наших пушистых зверьков? Да наверное потому, что много позитива и добрых эмоций мы получаем от домашних питомцев!

Но, а если вдруг заболеет наш пушистый зверек – что делать?

В первую очередь за него нужно помолиться!

Но кому? Какому святому? Есть ли за них перед Господом свой особенный покровитель?

Покровителем домашних животных является святой Власий. Ему молятся, если вдруг заболеет лошадь или заблудится телёнок. Если отравилась чем-то собачка или неудачно упала кошечка.

Почему же именно к нему обращаются люди за помощью?

В IV веке, когда император Ликиний преследовал христиан, жители г. Севастии упросили своего епископа святого Власия покинуть город, чтобы скрыться от преследований и мучений. Святой послушался любящих его людей и поселился на горе Аргеос, окружённой лесами, в которых было много зверей.

К пещере святого ежедневно приходили дикие звери и кротко ожидали, пока он, окончив молитву, не выйдет и не благословит их. Старец выходил из пещеры и благословлял зверей, а они начинали радостно бегать, ползать, прыгать, лизали святому руки и ласкались к нему. Многие больные животные получили от него чудесные исцеления через возложения святых рук.

Однажды воины императора охотились у горы Аргеос и увидели множество играющих животных, причём львы не обижали оленей, а медведи не трогали косуль. Святой Власий заметил охотников издалека. Он благословил зверей и тихо сказал им:

― Убегайте скорее, а то охотники убьют вас!

Когда охотники подошли ближе, они увидели, что зверей и след простыл, а перед ними стоит седой старец.

― Ты колдун! — сказали охотники. — Как ты очаровал зверей, что они слушают тебя?

— Я не колдун, я — христианин с молодых лет. Враги веры изгнали меня из города. Мне лучше жить с дикими зверями, чем со злыми людьми, врагами Христа…

Воины схватили святого Власия и повели его к императору, по дороге же он исцелял людей и животных. Когда он уже подходил к Севастии, к его ногам бросилась бедная вдова и, плача, жаловалась, что волк похитил у неё поросёнка, единственное её достояние. Святой утешил женщину, а в сердце попросил Бога, и вот волк прибежал из леса и вернул вдове поросёнка невредимого.

В Севастии святителя жестоко избили и отвели перед казнью в темницу. Тогда та вдова, поражённая мужеством, с каким святой Власий претерпевал страдания за Христа, заколола своего поросёнка и лучшие части принесла ему. Святитель, видя искренность женщины, благословил её и сказал:

― Таким образом совершай каждый год мою память, тогда ничто из нужного в доме твоём не оскудеет. Если же и кто другой уподобится тебе и будет поминать меня, то и он тоже получит в изобилии дары Божии и благословение Господне пребудет на нём во всё время его жизни.

Вот, дорогие читатели, такова история жизни святого покровителя животных. Если случится какая неприятность с нашими питомцами, в первую очередь нужно будет вознести молитву священномученику Власию, который испросит у Господа здоровье для наших четвероногих друзей.

Молитва

Преблаженне и приснопамятне священномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати и во всяких прошениях услышанным быти обещавый! Се, ныне к тебе угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения, притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанным, подвигнися на всемощныя твоя к Богу молитвы и помолися о нас грешных: тя бо, недостойнии, призывати на заступление дерзаем, и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити. О, святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, да в нем ходяще, не преткнем о камень ног наших. Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас грешных от исполнения твоего желаемое прияти, и исцели наша душевныя и телесныя язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию спасение полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитвами святого священномученика Власия, даруй Господи живущим нам на радость нашим животным!

Исцеление кота святой Матронушкой!

Православная молитва о животных

Животные зачастую являются для нас младшими членами семьи. Их преданность и любовь, радость и непосредственность дарят нам много приятных минут общения. Любящие хозяева очень тяжело переживают болезнь своих питомцев и всеми силами стараются им помочь.

Издавна православные люди обращались к святым с христианской молитвой о выздоровлении животных. Известны случаи, когда горячая молитва хозяина спасала от смерти тяжелобольное животное.

В православии есть много святых, кому принято молиться о братьях наших меньших — Николай Чудотворец, Георгий, Архистратиг Михаил, св. Герасим Иорданский, св. Трифон.

Лучшая молитва о потерявшихся животных

Много животных теряется в период новогодних праздников, когда многочисленные взрывы фейерверков пугают животных и заставляют убегать. Пропавшего любимца, обычно, ходят разыскивать всей семьей. Хорошо если пропажу удается разыскать достаточно быстро.

Хуже, когда день за днем проходят, а ты не знаешь, где твой питомец, и что с ним. В таких случаях нужно молитвой просить Господа о наших животных, просить уберечь их от жестоких людей и прочих опасностей на улице.

Православная молитва о потерявшихся животных святой блаженной Ксении Петербургской поможет скорейшему нахождению пропажи.

Сильная молитва о здоровье животных

Самостоятельная молитва о животных может сделать наши сердца чуточку добрее к бездомным кошкам и собакам, а возможно, что кому-то из четвероногих бомжей эта молитва поможет обрести хозяина и дом. Очень много животных страдает и погибает на наших улицах.

Они гибнут под колесами машин, их травят неадекватные люди, бывает, что они просто погибают от голода.

Возможность проявить христианское милосердие не на словах, а в реальности, есть у каждого из нас – надо только не отворачиваться и не проходить мимо погибающего от голода или травмы животного, а взять ответственность за его судьбу на себя.

90% проблем человека происходит из-за отсутствия удачи, и как следствие денег и счастья. Чтобы отменить посыл о бедности, нужен сильный энергетический заряд. Денежный Ритуал позволит найти постоянный источник дохода исполнить мечту, для этого нужно взять… Читать далее…

Текст православной молитвы святому Власию о животных

Преблаженне и приснопамятне свяшенномучениче Власие, дивный страдальче и предстателю наш теплый, по отшествии твоем в жизнь вечную призывающим твое святое имя пособствовати и во всяких прошениих услышанным быта обещавый! Се ныне к тебе, угоднику Божию, яко ко истинному ходатаю спасения притекаем и смиренно молимся: предстани нам в помощь, узами грехов связанным, подвигнися на всемощныя твоя к Богу молитвы и помолися о нас, грешных; тя бо, недостойнии, призывати на заступление дерзаем и желаем от всех грехов наших тобою свобождение получити.

О святче Божий Власие! В сокрушении и смирении сердца нашего пред тобою припадаем и молимся: осияй нас, омраченных наветы вражиими, светом благодати свыше, давнемходяще, не преткнем о камень ног наших.

Тя, яко сосуд в честь избранный и исполненный благодати Божия, молим: сподоби нас, грешных, от исполнения твоего желаемое прияти и исцели наша душевныя и телесный язвы, грехом же нашим прощение и душевному и телесному нашему здравию и спасению полезное у Господа испроси, да всегда прославляем Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство о душах и телесех наших, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Можно ли молиться о животных: православный взгляд

Молитва, являющаяся диалогом человека с Богом, Богородицей или святыми, призвана к освящению человека. С помощью молитвы верующий может получить душевное успокоение и помощь в житейских нуждах. Иногда человек переживает не только о своих ближних, но и о животных, поэтому встает вопрос о целесообразности молитвословий за «братий наших меньших».

Животные являются неотъемлемой частью природы окружающего мира. По православному вероучению весь тварный мир был сотворен Господом, следовательно и животные являются Божиим творением.

Человек призван не только к личному освящению и святости, посредством личной благодати христианин должен облагораживать и обустраивать окружающий мир и все, что в нем находится. Поэтому православная Церковь не запрещает совершать молитвословия о животных.

Кроме того, от состояния здоровья, например, скота зависит личное благополучие человека. Особенно это касается людей, занимающихся животноводством.

Стоит разделять молитву о живых и умерших животных. Совершать поминовение умерших животных в православной традиции не принято. Есть мнение святых отцов, что все умершие животные наследуют Царствие небесное, ведь их природа не была искажена грехом (как это случилось с человеком).

В Библии встречается свидетельсто того, что праведник печется о жизни своего скота, а сердце нечестивцев жестоко по отношению к нему (Притч. 12:10). Попечение о животных может выражаться в молитве.

Во многих православных молитвословах находятся специальные молитвы, читаемые во время болезни и падежа скота. Кроме этого, в православных храмах существует практика заказывания особых молебнов во время мора скотины.

Ко всему этому человек по необходимости и оправданности может смело приступать.

В православной традиции молиться за животных принято святым мученикам Флору и Лавру, святому Власию, а также российскому священномученику Афиногену. Из жития этих святых известно, что они имели особую благодать помогать скоту, исцеляя его от различных болезней.

Особо стоит сказать о поминовении животных на литургии. Такая практика не должна иметь место в православной Церкви, ведь за литургией молятся о людях. Поэтому неправильно подавать записки с кличками животных для литургийного молитвенного поминовения. На литургии можно молиться за скот Богу своими словами, а, заказывая специальный молебен, вписывать свое имя.

Можно ли молиться о животных: православный взгляд

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Известный блогер-путешественник Алексей Осокин изучил волнующий (как выяснилось по откликам) вопрос: почему кошки беспрепятственно живут в храмах, а другие животные гонимы как «нечистые»? Ответ неоднозначен.

«Face control» — почему одним можно входить и находиться в церкви, когда захочется, а другим туда доступ категорически закрыт? По какому принципу православная церковь осуществляет «face control»?

Один мой недавний пост буквально краешком коснулся темы религии. Вообще пост был о кошках, где я добавил пару интересных фактов об этих забавных животных, а именно – упомянул о том, что в исламском мире кошка является единственным животным, которому позволено входить в мечеть.

Будут ли животные в раю?

Сегодня, пожалуй, мало найдется таких семей или домов, где бы не обитала какая-нибудь домашняя зверушка.

Любовь к животным часто приобретает необычные формы, превосходя пределы благоразумия и приравнивая данных «домочадцев» к членам семьи, что вовсе не является похвальным.

Однако не только такая привязанность, но и обыденное любопытство заставляет задуматься о том, что же ожидает всех этих кошек и собачек после смерти. Суждено ли человеку встретиться с ними после всеобщего воскресения? Поразмышлять на эту тему мы и предлагаем вам далее.

Имеют ли звери душу?

Чтобы узнать, будут ли животные в раю, для начала нужно выяснить, наделены ли они душой. Священное Писание дает на это однозначный ответ: да, наделены. В Книге Бытия упоминается об этом неоднократно:

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. (Быт. 1:24)

Эта «душа живая», кстати сказать, и отличает всю фауну от растительного мира. Однако же из Писания мы узнаем и о том, что душа животных в крови их (Лев. 17:11). Это означает, что душа животных не наделена бессмертием, как у людей, она погибает вместе с телом.

Душа зверей является только набором психоэмоциональных свойств, благодаря чему животные обладают волей и памятью, зачатками интеллекта, а также умеют чувствовать. Но они не имеют образа и подобия Божия, у них нет тех духовных и личностных качеств, как у нас. Звери живут по биологическим законам, им чуждо понятие нравственности, различение добра и зла.

Посмертная участь зверей

В то же время это вовсе не означает, что жизнь наших домашних любимцев обязательно ограничится только их земным существованием. О том, что в раю будет место и для зверей, нам ясно возвещают пророческие картины из Книги пророка Исайи:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе и малое дитя будет водить их.

И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. (Ис.

Апостол Павел также утверждал, что сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих(Рим. 8:23).

Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. (1 Кор. 15:53-54)

Вместе с преображенным человеком они тоже обретут некую бессмертную плоть, воскреснут. Однако как именно это произойдет, и главное — будет ли это личным воскресением каждого конкретного домашнего питомца — мы не знаем.

На этот вопрос существуют только некоторые частные мнения богословов, но общего взгляда Церкви на него нет.

Читайте также:  Сколько стоят очки для зрения минус 1

Например, есть мнение, согласно которому в вечность попадут только те звери, которые жили и общались с людьми, именно через соприкосновение с бессмертной душой своих хозяев они и смогут преодолеть тление. Согласно другому взгляду, весь тварный мир преобразится после Страшного Суда как вид. А вот Нектарий Оптинский, большой любитель котов, например, считал, что первыми в рай войдут именно кошки.

По мнению Феофана Затворника, души зверей сольются в некую одну «мировую душу». Но все это только предположения, и точного ответа мы знать не можем.

Наверняка мы знаем только одно: «вся премудростию» сотворивший Господь, и в этом деле все решит премудро и несказанно, по глубокой любви к Своему творению.

Мы же не должны интересоваться посмертной участью домашних любимцев больше, чем своей собственной.

Связь между людьми и животным миром

Из вышесказанного следует сделать вывод: место зверей в вечности напрямую зависит от человека. Нужно понимать, что и сегодня звери страдают и умирают по причине растления человеческой природы, а не по своей вине. Апостол Павел упоминает об этом в своих Посланиях:

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. (Рим. 8:19-23)

Как святые с дикими животными дружили

Человек был поставлен хозяином над всем тварным миром. Подтверждением тому служит еще следующий факт: Бог дал повеление Адаму наречь имена всем животным. Это был своеобразный знак владычества над ними. Однако после грехопадения первых людей ситуация изменилась. Из гармоничных отношений она перешла в такую, когда звери стали даже нападать на своего хозяина.

Можно предположить, что между животными в раю и человеком возобновятся те же гармоничные взаимоотношения, какие были прежде грехопадения, о чем свидетельствует и пророк Исайя: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа. (Ис. 11: 8-9)

Известно, что до Великого потопа не только люди не вкушали мяса, но и не существовало хищников — все были травоядными. Впоследствии Бог благословил человека использовать в качестве еды мясо некоторых зверей.

Мы знаем также о том, как многие святые проявляли ласку и любовь к животным, даже к хищникам, которую те очень хорошо чувствовали. Известен лев, который в благодарность за избавление от занозы всю жизнь дружил с преподобным Герасимом Иорданским и умер от горя рядом с ним в один день. Вместе они даже изображаются на иконах. Другой лев вырыл могилу для святой Марии Египетской.

Преподобные Серафим Саровский и Сергий Радонежский кормили из рук медведей, других диких зверей. Из жития Германа Аляскинского мы узнаем также, как рядом с ним жили горностаи.

Преподобному Брендану Мореплавателю всегда сопутствовал кит.

Все это свидетельствует о том, что животные, по слову священника Константина Пархоменко, «чувствуют духовную атмосферу Рая», поэтому и посмертная участь их не может остаться без приобщения к вечности.

Как правильно относиться к домашним питомцам?

Любить своих домашних зверушек, как и вообще любую живность, безусловно, надо, независимо от того, будут животные в раю или нет. В этом проявляется любовь человека ко всему сотворенному Богом миру. С другой стороны, так можно воспитать в себе сострадательность ко всему живому, милосердие, ответственность и другие положительные качества.

Паисий Святогорец утверждал: для животных нет иного утешения, кроме нашей любви: Для животных человек — это Бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека.

Однако же и в этом деле нужно проявлять элементарное благоразумие. Никогда не стоит забывать об установленной Богом иерархии.

Из всего сотворенного (тварного) мира звери, безусловно, ближе всего находятся к человеку, но не они являются венцом творения.

Слишком частое, к сожалению, сегодня явление, когда люди проявляют невиданное милосердие к зверушкам — чаще всего они-то и интересуются их посмертной участью, — но при этом презрительно относятся к людям, своим ближним. Нежно сюсюкаясь с кошечками и собаками, они в то же время являются настоящими тиранами для своей семьи. Понятно, что ничего нормального в этом нет.

Еще более распространенная ошибка: когда из домашних любимцев создаются идолы или кумиры. Люди становятся настоящими кото- или собакоугодниками вместо того, чтобы быть их хозяевами. Это нарушение второй заповеди Декалога: не сотвори себе кумира.

О тех же случаях, когда на кошках или собаках женятся или на них переписывается наследство, мы и вовсе говорить не будем. Все это противоречит не только христианским нормам, но и здравому уму.

Одним словом, любовь к животным должна быть рассудительной, благоразумной и целомудренной.

Можно ли молиться о любимцах?

В то же время молиться о питомцах можно. Например, в случае их болезни (но не о посмертной участи). В этом тоже проявляется попечение человека о всей твари. Просить можно своими словами, не обязательно разыскивать какую-то особую молитву. Впрочем, в православии есть несколько святых, которым принято молиться о животных.

Георгий Победоносец, мученики Трифон, Власий, Флор и Лавр — в основном их просят о выздоровлении и сохранении сельскохозяйственного скота. В некоторых случаях даже можно покропить живность святой водой. А вот давать им внутрь такую воду, так же, как просфору или любую другую святыню, нельзя, так как этим оскверняется сама святыня.

Конечно, молиться можно только о здоровье питомцев, а не об их упокоении, независимо от того, будут ли животные в раю. И если это еще как-то можно допустить в детской молитве, по наивности, то для взрослого это окажется, как минимум, странным.

Является ли грехом убийство зверей?

Понятно, что убивать зверушек без необходимости или для развлечения — это признак жестокости и хладнокровия. Очевидно, за любое такое преступление каждый должен будет дать ответ на Страшном Суде. Убийство же определенных животных для употребления в пищу, мы помним, было разрешено Богом.

Более сложный вопрос: можно ли усыплять питомцев в случае неизлечимой болезни? Никаких канонических правил на этот счет не существует, так как данное средство было изобретено относительно недавно.

Большинство священников все же склоняется к мнению, что можно. Поскольку животные не очищаются через болезнь или страдания, душа зверей не склонна к покаянию. Все это оставляется на волю человека, он сам может решить, стоит ли усыплять питомца или нет, так как поставлен хозяином над ним.

О том, существует ли деление зверей на чистых и нечистых, читайте также в статье: «Существуют ли в православии нечистые животные?».

На вопрос о кошках в раю отвечает протоиерей Андрей Ткачев:

Считается ли грехом топить котят: ответы священников

Есть два совершенно противоположных друг другу греха, связанных с животными. Первый — жестокое отношение к ним. Поскольку наши четвероногие друзья точно такие же Божьи создания, как и мы, то когда их бьют, мучают, истязают, это несомненный грех.

Является ли грехом усыпить кошку

Если Господь Бог дал людям власть над бессловесными тварями, то это налагает и ответственность перед Ним за «братьев наших меньших», и потому вопрос «грех ли топить слепых котят?» даже вставать не должен — это убийство живой души, хоть и не бессмертной. Заповедь «Не убий» распространяется и на животных.

Второй грех представляет собой страстную привязанность к домашним питомцам, когда они буквально возводятся в ранг членов семьи.

Заботиться и жалеть животных надо, но нельзя доводить привязанность до такого уровня, когда кот или собака чувствуют себя хозяевами дома; когда на их внешнем виде хозяева буквально зацикливаются, выбирая им прогулочные наряды и таская на стрижки-маникюры.

Ответы священников по усыплению больных животных

Если пробежаться по форумам, то этот вопрос у владельцев домашних животных возникает довольно часто. У кого-то питомец тяжело и неизлечимо заболел, и его жизнь представляет собой сплошное мучение — и для собаки или кота, и для домочадцев.

Но есть и такие ситуации:

Иногда усыпить неизлечимо больное животное — самый гуманный поступок.

  • переезд на новую квартиру,
  • несоблюдение питомцев «санитарных норм».

В первом случае хозяева не хотят брать с собой четвероногое создание, мол, «не впишется» в интерьеры евроремонта.

Во втором — как ни приучивали кошку, во всех остальных моментах вполне умную и сообразительную, к лотку, она, словно назло, справляет свои естественные нужды на любимом кресле хозяина.

Как решение проблемы владельцы таких животных видят усыпление: грех или не грех?

Однако лучше всего узнать ответ православного священника.

Протоиерей Владимир Воскресенский, настоятель челябинского храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца:

— Если эвтаназия человека — это несомненный грех, то по вопросу «животной» эвтаназии в Церкви не существует однозначного мнения.

Часть священнослужителей считает, что и это такой же грех; другие полагают, что все зависит от конкретной ситуации.

Мое же личное мнение таково: когда заболевает человек, то болезнь надо расценивать как пользу для души, ибо, страдая, человек душу очищает. Святитель Иоанн Златоуст так это определял: «Болезнь сжигает страсть».

А если мукам подвержено больное животное? Как быть тогда?

  • Если есть хоть малейшая надежда на выздоровление, надо с большим терпением ухаживать за ним.
  • Если же домашнему любимцу суждено умереть, то молите Господа о том, чтобы Он избавил животное от лишних страданий.

Хотелось бы, конечно, чтобы эта смерть наступила не от укола, а естественным путем.

Если же все мыслимые способы испробованы и выхода просто нет, тогда и в самом деле наиболее гуманным будет отвезти животное в ветеринарную лечебницу и усыпить. Эта процедура, которая проводится там, лишена какой бы то ни было жестокости: страдальцу ставят укол, и тот засыпает. Так что в отсутствие реального выхода греха в усыплении не будет.

Это гораздо лучше и человечнее, чем выбросить больное домашнее животное на улицу, обрекая его на еще большие страдания, а нередко еще и смерть от голода. Тем более что в последнем случае опасности подвергаются и другие люди, ведь бездомные зверушки способны не только поцарапать, но и покусать, передать какую-то инфекцию или паразитов.

«Бытовые» же варианты с желанием усыпить вполне здоровое, но «непослушное» животное однозначно считаю грехом убийства живой души.

Поговорим о стерилизации

Второй по «взволнованности» вопрос — считается ли грехом стерилизовать животных, чтобы избежать нежелательного потомства?

Стерилизация — способ уменьшить рост бесхозных животных.

Приводим объяснение протоиерея Петра Дынникова, настоятеля храма Илии Пророка (Подольское благочиние).

Батюшка организовал на своем приходе приют для бесхозных домашних питомцев и не понаслышке знает о данной проблеме и ее масштабе, а также как следует относиться к подобной операции верующим.

— Я не беру на себя смелость выражать точку зрения всей РПЦ на вопрос о стерилизации животных, но могу высказать лично свое мнение — стерилизовать их надо обязательно! Поступая так, мы сделаем гораздо более доброе дело, чем оставляя все как есть.

Мы в своем «бездомном» приюте стерилизуем питомцев, потому что плодятся они беспрерывно и в больших количествах. Ведь как часто бывает? Один человек из лучших побуждений дарит животное другому человеку — может быть, даже исполняя желание того, а подарок этот через какое-то время надоел, стал ненужным, и его, образно говоря, выбрасывают на помойку, так он становится бездомным.

И вот через какое-то время на свет появляется еще два десятка никому не нужных, нередко больных животных. Или, бывает, хозяева, уезжая осенью с дачи, оставляют там кошку или собаку… Не подобное ли поведение является грехом?

Стерилизуем мы бесхозных животных, безусловно, с сердечной болью, но надо понимать: это просто-таки жизненная необходимость. Один наш прихожанин познакомился с подобными программами за границей.

Он-то и принес нам данную практику, рассказал, что в Чехии, Англии да и в Германии существуют специальные центры по стерилизации животных.

Это является наиболее безобидным и гуманным методом уменьшения количества бездомных «братьев наших меньших».

А вообще количество бездомных-бесхозных домашних животных — на совести их бывших хозяев, которым необходимо помнить: коль уж ты приручил зверушку, то будь добр — отвечай и за нее, и за ее будущее потомство.

Существует точка зрения, что подобным образом мы вмешиваемся в дела Господа Бога. Возможно, с этой позиции данный акт не является самым милосердным, но зато он самый милосердный с позиции гуманности и заботы о городских бездомных животных. Если же они будут бесконтрольно размножаться, то их потомство обречено на страдания и нередко гибель.

Одна из основных библейских заповедей гласит: «Не убий».

Так вот, стерилизовать кошку — это не есть убийство, здесь уместно говорить о контрацепции.

А вот ежели только что рожденного котенка или щенка выбрасывают на улицу или топят, вот это и является убийством в чистом виде.

В данной ситуации мы в частности из двух зол выбираем меньшее. Возможно, Божье создание в результате этого проживет на земле на какой-то год меньше, но зато жизнь эта будет, так сказать, качественной — счастливой и сытой, а на улицах будет меньше «ненужных» животных.

Усыплять или не усыплять домашнее животное — зависит от обстоятельств.

Если человеку просто надоело заниматься им и он желает таким бесчеловечным образом избавиться от вполне здорового питомца, то здесь четко можно говорить о греховности такого решения.

Но множество людей, искренне любящих своих кошек-собак, встают перед таким вопросом, когда животное неизлечимо заболевает и мучается.

С точки зрения гуманности, будет лучше прекратить мучения, усыпив и таким образом проявив сострадание. Примерно так же имеет смысл рассуждать и в вопросе о стерилизации: что ждет в будущем рожденных и уже заведомо никому не нужных малышей?

Источники:
  • http://www.pravmir.ru/pravoslavnoe-otnoshenie-k-zhivotnyim/
  • http://pravoslavie.kg/answers/269
  • http://xn--24-6kch3argq2b.xn--p1ai/pravoslavnaya-cerkov-ob-usyplenii-zhivotnyx-otnoshenie-mnenie-i-otvety-na-chastye-voprosy.html