Меню Рубрики

Эволюция человека с точки зрения философии

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы

Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).

Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Этапы эволюции человека

При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.

Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.

В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.

Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.

Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

Понятие «эволюция» в философии

История, биология, философия и другие науки всегда идут рядом. Поэтому неудивительно, что некоторые понятия можно толковать с нескольких сторон. Понятие «эволюция» по сей день имеет очень расплывчатые объяснения. Многие ученые стараются найти как можно более удачное толкование этого термина.

Общее положение вещей

Когда мы слышим «эволюция», нам сразу же представляется Дарвин с его теориями и решениями. На самом же деле термин имеет уже долгую историю и анализируется несколько столетий кряду. Его чаще применяют к вопросу о развитии человечества в узком смысле и совсем забывают о других широких областях.

Эволюция также не раз упоминается вместе с революцией и деградацией. Одно понятие является активным продолжением первого. Второе обозначает его противоположность. Так или иначе, понятие «эволюция» имеет общей признак, который мы постараемся найти.

Толкование

Как мы уже упомянули, этот термин может толковаться как в узком, так и в более широком смысле. Впервые его стали применять и вообще признали в 19 веке. Если мы хотим сказать о развитии организма или человека, то в данной случае определение понятия эволюция применяется как узкий термин. Если мы хотим упомянуть о прогрессе народа, то в данном случае эволюция толкуется еще шире. Если же этот термин связать с развитием не только органического мира, но и неорганического, тогда он будет разъясняться наиболее масштабно, в философском контексте.

Важно понимать, что толкование этого слова не измениться от того, будем ли мы сужать либо расширять термин. Так или иначе, определение понятия эволюция лежит в слове «развитие». А от того, будет ли это развитие индивида, истории или мира, смысл не изменится. Так получается, что во всех вышеуказанных случаях содержание остается перманентным. Остается лишь найти общие признаки.

Условия существования

Если вас попросят: «Дайте определение понятия эволюция», на что нужно будет сразу указать? Прежде всего нужно говорить об условиях, без которых она не может существовать. Первым является изменяемость. Нужно понимать, что не все изменения являются эволюцией, но любая эволюция влечет за собой изменения. Очевидно, что если бы не существовало никаких процессов, то мир был бы лишен эволюции.

Следующее условие – это отличительные особенности. Изменения не всегда бывают положительные. Но вот по толкованию эволюция отличается тем, что в процессе происходит переход к более совершенному состоянию. То есть нечто меняется и становится более сложным, ценным и значительным. Причем неважно, качественные или количественные изменения происходят.

Следующее условие касается единства субъекта. В данном случае энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона приводит пример с водой. Если с водой проистекают изменения, и она делится на составляющие, то в итоге получается: как сама вода, так и кислород с водородом могли самостоятельно существовать. А значит, никакого развития по большому счету не произошло. В данном случае понятие «эволюция» не подходит. Оно может быть применимо, только если новое состояние смогло заменить предшествующее, то есть произошло развитие.

Этот термин уже давно пытались применить к различным сферам жизни. И если относительно живых организмов он может логически толковаться, то вот исторически есть сомнения. Мы с легкостью можем утверждать о росте физическом. Но вот касательно развития духовных начал сразу возникают вопросы. Умственные развития вроде кажутся явными, хотя и пресекались упадками и даже абсолютным уничтожением целых культурных эпох.

Тем не менее главной причиной, благодаря которой основное понятие эволюции появилось в философии и перенеслось из живого мира, стал спрос анализировать все как одно целое. Конечно, тут же могло возникнуть стремление ликвидировать все существующие границы между мертвым и живым, материи и духом. Появились бы те, кто представил бы появление жизни из мертвой материи и в обратном порядке.

Вторая причина относится к идеям нравственного порядка. Понятие в эволюции философии делает этот аспект социальной или даже индивидуальной жизни феноменом мировым.

Другие причины

Важную роль отыграл и космизм с геологизмом. Спенсер подвел их под схему развития и продолжил идеи ранних ученых относительно влияния органической эволюции на любую другую.

Исследователь замечает её суть в перевоплощении однородного в разнородное, а причину этого процесса в том, что любая сила может произвести на свет несколько изменений, так же, как и любой повод создает несколько деяний. Конечно, подобная схема с легкостью воплотила одно из условий эволюции о единстве.

Касание в философии

Естественно, сильную поддержку данный термин получил со стороны дарвинизма и трансформизма. Задача органического мира с легкостью решалась благодаря тому объяснению, что любая форма может быть истолкована дифференциацией другой или нескольких простейших форм.

Таким образом, стало ясно, что эволюция напрямую связана с историей. Она имеет все те же совершенства и лишения. Но вот именно это и привело к убеждению, что эволюционизм касается лишь рождения явлений и никоим образом их сути. Следовательно, он так нуждается в толковании со стороны философии и дополнений с разных философских точек зрения.

Все за и против

Понятие эволюции стало толковать философию со своей точки зрения. Естественно, оно не могло объединиться с дуалистической теорией, также было далеко от субъективизма и солипсизма. Зато эволюционизм стал отличной основой для монистической философии. Это можно объяснить тем, что у монизма есть две формы. Одна — материалистическая, вторая — идеалистическая. Представителем первой формы был Спенсер, вторую старался выразить Гегель. Обе были неидеальны, но, так или иначе, смело поддерживались понятием эволюции.

Зарождение теории

Как уже говорилось ранее, когда мы слышим слово «эволюция», сразу на ум приходит Дарвин. Так вот, понятия теории эволюции зародились задолго до дарвинизма. Первые мысли появились в Греции — так изрекали трансформистские воззрения. Анаксимандр и Эмпедокл ныне считаются зачинателями самой теории. Хотя достаточных оснований такого утверждения нет.

В Средние века было сложно найти основания к развитию теории. Интерес к изучению всего живого был ничтожно мал. Теологические системы правления не были благоприятными для развития эволюционной теории. В этой время всячески старались разобраться в этом вопросе Августин и Эриген.

В эпоху Возрождения главным двигателем был Джордано Бруно. Философ смотрел на мир пусть и достаточно фантастично, тем не менее мыслил в правильном направлении. Он утверждал, что бытие состоит из особой системы, которая имеет монады различной трудности. К сожалению, точка зрения Бруно не была принята тем миром и никак не повлияла на ход философии.

Где-то рядом «ходили» Бакон и Декарт. Первый говорил о трансформизме, об изменении видов растений и животных, но его мысли были напрочь лишены эволюционизма. Декарт поддерживал Спинозу с его представлением мира, как субстанции.

Настоящего развития эволюция получает уже после Канта. Сам же философ также не выражал ярких мыслей по поводу развития. Он в своих работах не раз упоминал теорию эволюции, но его философию стоит отнести скорее к инволюции. Все же Кант симпатизировал эпигенезису.

А вот далее теория стала получать вполне отчетливые объяснения и полные обоснования. Фихте, Шеллинг и Гегель стали развивать мысли Канта. У них эволюция стала называться натурфилософией. Гегель и вовсе пытался применять её к духовному миру и истории.

Рано или поздно мир должен был узнать, что такое эволюция человека. Понятие это ныне описывают термином «антропогенез». Благодаря его теориям есть представление о том, откуда, почему и когда появился человек. Основным мнений три: креационизм, эволюционизм и космизм.

Первая теория самая давняя и классическая. Она утверждает, что человечество — это произведение мистического существа (Бога). Эволюционная теория, предложенная Дарвином, говорит об обезьяноподобных предках и о том, что именно от них в ходе развития возник современный человек. Третья теория наиболее маловероятная и сказочная повествует о том, что люди имеют внеземную родословную, связанное либо с инопланетными существами, либо с испытаниями внеземного разума.

Реальность

Если все же говорить об антропогенезе как о науке, то многие исследователи придерживаются именно эволюционной теории. Она наиболее реальная, к тому же подтверждена археологическими и биологическими находками. На данный момент, эта биологическая эволюция указывает на несколько этапов развития человечества:

  • Австралопитек.
  • Человек умелый.
  • Человек прямоходящий.
  • Древнейший человек разумный.
  • Неандерталец.
  • Человек разумный новый.
Читайте также:  Можно ли беременным заниматься с мужем с православной точки зрения

Австралопитек на данный момент считается первым ближайшим к образу человека существом. Хотя внешне он был больше похож на обезьяну, чем на человека. Проживал около 4-1 миллиона лет назад в области Африки.

Человек умелый считается первым в нашем роде. Назвали его так потому, что мог изготовлять первые орудия труда и боя. Возможно, мог изъясняться. Человек прямоходящий занимал уже не только Африку, но и Евразию. Помимо оружия, добывал огонь. Также есть вероятность, что мог разговаривать. Древнейший человек разумный является переходной ступенью. Поэтому его иногда упускают из описания этапов антропогенеза.

Неандертальца раньше считали прямым предком человека, но позже решили, что он тупиковая ветвь эволюции. Известно, что это был довольно развитый народ, имел свою культуру, искусство и даже мораль.

Последний этап – это Человек разумный новый. Он появился от кроманьонцев. Они внешне мало отличались от современного человека. После себя смогли оставить огромное наследие: артефакты, связанные с культурой жизни и социумом.

Стоит сказать, что понятие «социальная эволюция» появилось ранее дарвинизма. Основы её были заложены Спенсером. Главной идеей остается то, что любое общество начинает путь от первобытного состояния и постепенно идет к западной цивилизации. Проблемой этих идей было то, что исследования затрагивали лишь отдельные общества и их развитие.

Наиболее логичная и последовательная попытка проанализировать и обосновать социальную теорию эволюции принадлежала Парсонсу. Он проводил исследования в масштабе теории мировой истории. Сейчас существует огромное количество археологов и антропологов, которые направили свои ресурсы на изучение теории мультилинейной эволюции, социобиологии, модернизации и т. д.

Говоря об обществе, нельзя упустить и этот аспект. Эволюция понятия системы давно уже пришла к своему апогею. Прошло более полувека, когда всевозможные теории были приняты научным сообществом. Тем не менее главной проблемой по сей день остается отсутствие общепринятого подхода ко всем системным исследованиям.

Хотя большинство ученных положительно смотрит на этот вопрос. Многие считают, что все же наличие реальной общности в этой «куче» направлений, существует. Но вот пока единого понимания системы не выработал никто. Тут, как и во многих других сферах, одна половина толкований тяготеет к философскому началу, другая затрагивает практическое использование.

Наука также осталась без единого терминологического понятия. Длительное время развитие термина «наука» не могло найти себя. Наверное, появление книги П. П. Гайденко «Эволюция понятия науки» неудивительно. В работе автор показывает не только на развитие термина в 17-18 веке, но также на понимание его, методов и способов обоснования знаний, а также на дальнейшее становление понятия.

Понятие эволюции стало известно не только в биологии. Термин смог распространиться на всевозможные сферы. Оказалось, что эволюция может относиться не только к живым организмам, философии или обществу, эволюция может толковаться в более узком понимании, как развитие термина или определенного предмета.

Часто эволюцию вспоминают в марксизме. Наряду с революцией, этот термин применяют для описания различных сторон и развития. Это, кстати, еще одно влияние философии на данное понятие. Эволюция в этом плане является изменением в бытие и сознании. Она может иметь количественные и качественные преобразования. И если эволюция – это постепенные изменения, то революция считается резким, кардинальным, качественным преобразованием.

Человек с точки зрения законов эволюции

Доказавшие это американские, английские и японские генетики назвали их соответственно «митохондриальной Евой» и «Y-хромосомным

Адамом»[V]. Предполагается, что их «встреча» произошла где-то в Восточной Африке около 150 тысяч лет тому назад.
Перед этим предки человека прошли эволюцию от одной из прогрессивных форм африканских высших узконосых обезьян, обитавших на деревьях (дриопитек; 22—12 млн. лет назад), до древнейшего человека — архантропа, или человека прямоходящего (Homo erectus, 1,5-0,3 млн. лет назад; прежнее название — род питекантропов). Между этими ступенями эволюционной лестницы был ряд переходных форм, представленных, в частности, родом австралопитеков (5—I млн. лет назад). Происхождение и эволюция человека неотделимы от эволюции живой природы и во многом определили экологические изменения на Земле.
Эволюция человека имела ряд особенностей, важных для понимания биологии и экологии человека. У обезьяноподобных предков человека не было далеко зашедшей морфологической, физиологической и экологической специализации. Малая специализация означала повышенную адаптивность в эволюционном плане, потенциальную способность к разветвленной эволюции, гибкому приспособительному поведению и занятию различных экологических ниш. Эволюция человека не только подтверждает правило ускорения эволюции, но и беспрецедентна по скорости для крупных млекопитающих, особенно на последних этапах антропогенеза. Человек — один из самых молодых видов крупных животных на Земле. Эволюционная молодость человека сочетается с чертами инфантности, «детскости» — незавершенности тщательной селективной подгонки биологии вида к условиям существования. Высокая адаптивность, отсутствие завершенного набора консервативных инстинктов и разнообразная инструментальная деятельность обусловили у предков человека необычайное развитие высших форм поведения, его надинстинктивной сферы и интеллекта. Заключительные этапы антропогенеза знаменуются возникновением культуры — совокупности средств создания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации и обучения на основе подражания и сигнальной памяти. Культура становится доминирующим фактором эволюции человека, ослабляя давление факторов естественного отбора. Благодаря обучению передаче навыков, умения и знания от одного поколения людей к другому — возникают культурное наследование, традиция. Тем самым человек в своей эволюции как бы преодолевает запрет природы на наследование приобретенных признаков. Культура, культурное наследование становятся главными источниками возникновения общества и цивилизации. Усвоение культурной информации в обществе происходит неизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Поэтому темпы общественного прогресса и развития материальной культуры не только опережают биологическую эволюцию человека, но и в силу ослабления естественного отбора замедляют ее.
Основные факторы антропогенеза, оказавшие влияние на экологию Homo sapiens, можно представить следующим образом.
Происхождение от форм с древесным образом жизни предопределило такие биологические особенности предков человека, как предпочтение вертикального положения тела, редукция обоняния, увеличение остроты цветного зрения, сокращение числа одновременно рождаемых самкой детенышей. Фронтальное положение глаз обеспечило стереоэффект и хорошую дальномерную функцию зрения, важную для точных прыжков. Исключительно развитая хватательная функция и возросшая тактильная чувствительность облегчили в дальнейшем многофункциональное развитие руки.
Около 10 млн. лет назад климат тропического пояса в Африке заметно изменился, и на значительных пространствах лес сменился саванной. Это обусловило переход наших предков к наземному образу жизни и становление прямохождения. Освобождение передних конечностей привело к развитию инструментальной деятельности и использованию орудий. Смена экотопов и характера питания (переход от чисто растительной пищи к смешанной) потребовала увеличения кормовой территории и повышенных энерготрат при добывании пищи. А это, в свою очередь, требовало повышения калорийности и усвояемости пищи. К пастьбе и собирательству добавились охота и поедание животных. Появились первые каменные орудия. Рост потребления животной пищи вызвал изменения пищеварения, обмена веществ, увеличение размеров тела и усиление агрессивности. Это в свою очередь привело к развитию и закреплению способности убивать себе подобных и к каннибализму. Вместе с изготовлением и применением все более совершенных орудий началось использование огня, костей и шкур животных.
Утрата волосяного покрова (как следствие изменения экологических условий, гормонального статуса, потребности избавления от эктопаразитов и появления одежды) сопровождалась совершенствованием терморегуляции и развитием потоотделения.

Наряду с высокими энерготратами и сменой состава пищи это привело к росту потребности в воде, к приближению кормовых территорий к водоемам и в дальнейшем — к поселениям у воды.
Освоение экотопов открытых пространств и увеличение кормовых территорий изменило социальную организацию групп архан- тропов. Важное место в антропогенезе заняло преобразование репродуктивной функции и половых отношений. На каком-то этапе, беспрецедентно для высших животных, была утрачена сезонность и кратковременность половой возбудимости самок и связанная с ней сезонность размножения. Усилилась полицикличностъ эструса и укоротился половой цикл. Самка превратилась в женщину. Вместе с переходом к преимущественно одноплодному помету удлинились беременность и время выкармливания детеныша, а также общая продолжительность заботы о потомстве. Внесезонность либидо и возможность непрерывной половой жизни привели к увеличению объема сексуального поведения и подчинения ему половой структуры и динамики половозрастного состава родовых групп, а также стали предпосылкой возникновения семьи.
Все эти факторы, в первую очередь инструментальная деятельность, расширение эмоциональной сферы и надинстинкгивных мотивов поведения привели к быстрому развитию головного мозга, развитию интеллекта, памяти, ассоциативного мышления. На этой основе возникла членораздельная речь. Это создало качественно новую информационную среду, существенно увеличило объем информации, перерабатываемой мозгом, и тем самым стимулировало еще большее ускорение его развития. Именно на эту фазу приходится переход к ранним формам Homo sapiens. Речь и способность к созданию символов, рисунков и скульптур, т.е. к искусству и знаковому кодированию информации, стали базой последующего развития культурного наследования.
Заключительные этапы антропогенеза и начавшийся процесс расселения человека совпали со значительными колебаниями климата — сменой ледниковых периодов и межледнико- вий в Северном полушарии. В тропическом поясе это сопровождалось чередованием периодов повышенного увлажнения с эпохами длительных засух. Недостаток пищи и обострение конкуренции ускорили расселение Homo erectus, ранние формы которых еще до этого проникли из Африки в Южную Азию. He позднее 300 тыс. лет назад архантропы появились в Северной Африке и Южной Европе. В период между 100 и 40 тыс. лет назад древние люди распространились в умеренном поясе, затем в северных частях Евразии, около 50 тыс. лет назад оказались в Австралии, а 30 тыс. лет назад или несколько позднее через Берингию, а возможно и через Полинезию проникли на Американский континент.
Расселение человека сопровождалось возникновением расового и этнического полиморфизма, зарождением наций. Высокая генетическая адаптивность ранних представителей Homo sapiens существенно дополнилась необычайно возросшими возможностями адаптивного поведения. Навыки оптимизации микросреды, огонь, одежда, жилища, изготовление и применение все более совершенных орудий, т. е. зачатки техногенеза способствовали освоению разных природных зон и разных стереотипов использования природных ресурсов. Возникшие этносы стали по существу экологогеографическими жизненными формами существования вида Homo sapiens (JI. Гумилев, 1990).
История человеческого общества длительное время изучалась вне рамок собственно естествознания, хотя постоянно вынуждена была обращаться к экологическим факторам исторических формаций и событий. До сих пор распространено представление, согласно которому зависимость человека от природы тем меньше, чем выше его культурный уровень и техническая вооруженность. Это одно из самых опасных заблуждений, сопровождающее как раз низкий культурный уровень пусть даже и при высокой технической вооруженности. Обладание последней ничуть не уменьшило жизненную потребность человека в продуктах природы — воздухе, воде и пище, зависимость от средообразующей и средорегулирующей работы живых организмов. Более того, как пишет Н.Н.Моисеев (1994):

Эволюция человека

Эволюция человека – это теория происхождения людей, созданная английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином. Он утверждал, что древний человек произошел от обезьяны. Для подтверждения своей теории Дарвин много путешествовал и пытался собрать разные научные факты.

Здесь важно подчеркнуть, что эволюция (от лат. evolutio — «развёртывание»), как естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, действительно имеет место быть.

Но вот относительно возникновения жизни вообще и появления человека в частности, эволюция довольно скудна на научные доказательства. Не случайно она до сих пор считается всего лишь гипотетической теорией.

Одни склонны верить в эволюцию древнего человека, считая ее единственным разумным объяснением происхождения современных людей. Другие начисто отрицают эволюцию, как антинаучную вещь, и предпочитают верить в то, что человек был создан Творцом без всяких промежуточных вариантов.

Пока ни одна сторона не смогла научно убедить оппонентов в своей правоте, поэтому уверенно можно считать, что обе позиции основаны сугубо на вере. А как считаете вы? Напишите об этом в комментариях.

Но давайте разберемся с наиболее распространенными терминами, связанными с дарвиновской идеей.

Австралопитеки

Кто такие австралопитеки? Это слово можно часто слышать в околонаучных разговорах об эволюции человека.

Читайте также:  Цели массовой коммуникации с точки зрения общества

Австралопитеки (южные обезьяны) – это прямоходящие потомки дриопитеков, обитавшие в степях Африки около 4 млн. лет назад. Это были довольно высокоразвитые приматы.

Человек умелый

Именно от них произошел наиболее древний вид людей, которых ученые называют Homo habilis – «человек умелый».

Авторы теории эволюции считают, что по внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но при этом уже умел изготавливать примитивные режущие и рубящие орудия труда из грубо обработанной гальки.

Человек прямоходящий

Ископаемый вид людей Homo erectus («человек прямоходящий»), согласно теории эволюции, появился в Восточной Африке и уже 1,6 млн. лет назад широко распространился по Европе и Азии.

Человек прямоходящий был среднего роста (до 180 см) и отличался прямой походкой.

Представители этого вида научились изготовлять каменные орудия для труда и охоты, использовали шкуры животных в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнем и готовили на нем пищу.

Неандертальцы

Когда-то предком современного человека считали неандертальца (Homo neanderthalensis). Этот вид, согласно теории эволюции, появился около 200 тысяч лет назад, а 30 тысяч лет назад прекратил свое существование.

Неандертальцы были охотниками и отличались мощным телосложением. Однако их рост не превышал 170 сантиметров. Сейчас ученые полагают, что неандертальцы были, скорее всего, лишь боковой ветвью того эволюционного древа, от которого произошел человек.

Человек разумный

Человек разумный (на латыни – Homo sapiens) появился, согласно теории эволюции Дарвина, 100-160 тысяч лет назад. Homo sapiens строили шалаши и хижины, иногда даже жилые ямы, стены которых обшивали деревом.

Они умело пользовались луком и стрелами, копьями и костяными крючками для ловли рыбы, а также строили лодки.

Человек разумный очень любил расписывать тело, украшать рисунками одежду и предметы домашнего быта. Именно Хомо сапиенс создали человеческую цивилизацию, которая существует и развивается до сих пор.

Этапы развития древнего человека согласно теории эволюции

Следует сказать, что вся эта эволюционная цепочка происхождения человека является исключительно теорией Дарвина, которая до сих пор не имеет научных доказательств. История не обладает сведениями, чтобы даже в таких древних цивилизациях, как Шумер или Египет были хоть какие-то намеки на обезьяну, как прародителя человека.

Сам Чарльз Дарвин прекрасно понимал абсолютную гипотетичность своих суждений, о чем не раз писал. При всем том, нельзя не отдать должного этому натуралисту , который все же попытался объяснить происхождение человека путем естественного отбора и эволюции.

Происхождение человека

Теории происхождения человека. Эволюция человека. Факторы антропогенеза

Один из наиболее спорных вопросов в современной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

1. В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестественного существа. Так, христиане верят, что человек был сотворен Богом в единовременном акте «по образу и подобию Божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов [1] .

I Слово «homo» — человек в латинском языке происходит от слова «humus» — земля, что отражает представления креационистов о божественном сотворении человека из земли, праха, глины.

  • 2. Согласно эволюционной теории, человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Развернутые основания для этой теории были впервые предложены английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809—1882).
  • 3. В соответствии с космической теорией человек имеет инопланетное происхождение. Он или прямой потомок внеземных существ, или плод экспериментов внеземного разума.

По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

I Известно, что человеческий мозг использует только около 5 % своих возможностей. Сторонники космической теории предполагают, что он был создан для условий совсем другой планеты, отличной от Земли.

Возможны также варианты внутри теорий или их сочетания. Например, некоторые религиозно настроенные ученые полагают, что тело человека изменялось в процессе эволюционного отбора, а душа (разум, мораль и т.д.) была дана человеку богом на каком-то этапе его развития. В мистических учениях говорится о развитии человека в результате воздействия законов космической эволюции и действия «мирового космического разума».

Философия, создавая целостный образ человека, использует и объединяет сведения, полученные различными науками. При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных.

Согласно последним биохимическим и генетическим исследованиям, предполагаемый общий предок человека и человекообразных обезьян жил во временной промежуток между 5 млн и 10 млн лет назад. В ходе раскопок на озере Чад в 2002 г. был обнаружен череп человекообразного существа, имеющего признаки обезьяны и человека, возраст которого оценивается в 7 млн лет. Существо было названо «сахелантроп из Чада» (Sahelanthropus tchadensis). Предполагается, что сахелантроп, как и человек, был прямоходящим. Но некоторые антропологи считают, что это обезьяноподобное существо, а не человекоподобное. Впрочем, пока данные раскопок слишком отрывочны, для того чтобы с уверенностью судить о развитии предков человека в так далеко отстоящий от нас период.

Австралопитек (от лат. australis — южный и треч. pithekos — обезьяна), живший на территории Африки 4,2—1 млн лет назад, считается наиболее близким к предковой форме человека. Тело австралопитека было покрыто волосами, и по внешнему виду он был более похож на обезьяну, чем на человека. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами, как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше, чем у человека, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый, названный так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия, считается самым первым представителем рода Homo. Его мозг на треть больше мозга австралопитека, а биологические особенности мозга говорят о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий делал более сложные орудия и умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, он умел организовывать коллективную деятельность (например, охоту на крупных животных) и начал использовать речь.

В период от 500 тыс. до 200 тыс. лет назад наблюдался переход от человека прямоходящего к человеку разумному. Достаточно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумнымК

Полтора столетия назад были обнаружены останки первобытного человека, названного неандертальцем (по названию местности в Германии). Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его), раскопки также свидетельствовали о достаточно развитой культуре, включающей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, слепая ветвь эволюции.

Наконец, новый человек разумный, т.е. человек современного типа, появился в Африке около 130 тыс. (возможно, и больше) лет назад. Как показывают результаты раскопок, за короткое время этот вид расселился по Азии и Европе: ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне ма- [2]

ло отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры, — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д.

Человек разумный заселил всю Землю 15—10 тыс. лет назад. Постепенно накапливался его жизненный исторический опыт, совершенствовались орудия, человек переходил к производящему хозяйству (земледелию и животноводству). В указанный период возникли крупные поселения и во многих районах человечество вступило в эпоху цивилизаций.

В общих чертах временные рамки и особенности антропогенеза представлены в табл. 7.2.

Таблица 7.2. Временные рамки и особенности антропогенеза

7.3. Философия о происхождении человека и о его природе

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек – это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т. е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встает вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняющие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумного, общественного существа – антропосоциогенезом.

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗтеории о происхождении человека как общественного существа.

Происхождение человека до сих пор остается далеко не выясненным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Вам хорошо известно религиозное представление о сотворении человека Богом. Было бы преувеличением сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской рефлексии. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровергнуть ту или иную теорию происхождения человека.

Рассмотрим те философские концепции, которые пытаются рационально, не прибегая к помощи Бога, абсолютного разума или инопланетян, объяснить происхождение человека.

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовления орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникала потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепенно добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Трудовая теория происхождения человека утверждает, что определяющим условием становления человека является труд. В труде человек создает мир материальной и духовной культуры. Именно данная позиция воспроизводится и в диалектическом материализме.

Но почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека? В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, защищаться от холода и т. п., а это вынудило их к труду и производству. Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятельность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, то у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение переходу от инстинктивных форм труда к целеполагающим (тем более перехода, осуществившегося в течение достаточно короткого периода – всего лишь тысячи лет, как это доказывают исследования ученых). Но коль скоро труд возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не только в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возникновении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. А также в том, что произошел сдвиг с генетических форм наследования к социальным. Американский культурный антрополог Р. Линтон в своей работе «Постижение человека» обращает внимание именно на то, что все человеческое поведение построено на научении, а не на генетически передаваемой информации. Более того, вся эволюция животного мира обнаруживает следующую закономерность как тенденцию своего развития: происходит все большее расширение научаемых форм поведения, того, что в терминологии русского физиолога И. Павлова было названо «условными рефлексами». Человек реализует новые, культурные, а не биологические способы приспособления к миру, начинается социальная история.

Американский философ и культуролог Л. Уайт, критически проанализировав трудовую теорию становления человека, предложил существенно иную концепцию антропосоциогенеза – теорию символизации. Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружающей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот процесс символическими средствами. В отличие от животных, например, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов

Читайте также:  Интернет магазин очков для зрения каталог очков

На философскую и культурную антропологию оказали большое влияние работы немецкого философа Э. Кассирера, увидевшего в символизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. По его мнению, человек – это существо символизирующее Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т. е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

Нетрудно заметить, что в основании разных теорий антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. Явное или неявное следование тому или иному пониманию человеческой природы приводит к построению существенно разных философских концепций человека.

В современной философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человек; имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмен; веществ и бесконечного множества других факторов.

Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» (выражение А.Н. Леонтьева), ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком.

Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших такими в самом раннем детстве) из специальной школы в Загорске (Сергиев Посад). У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. И только в школе, с использованием специальных методик, основанных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приема пищи и заканчивая сложными навыками письма и даже речи. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбуки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует то, что четверо из них окончили психологический факультет Московского университета и стали психологами.

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной со-циобиологии, усиленно развивающейся с 1975 г., когда ее основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу «Социобиология: Новый синтез». Согласно социобиологам, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет об альтруизме, то соответствующий термин употребляется метафорически. Если действия именуются альтруистическими, это не значит, что каждому соответствующему действию предшествует сознательное намерение, основывающееся на различении добра и зла. Когда биологи говорят об альтруизме, они подразумевают социальное взаимодействие, которое расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха. Признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи стараются обратить внимание, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология. Социобиология, таким образом, ведет речь о единой природе человека, находя в ней место и биологическим влияниям.

СОЦИОБИОЛОГИЯ – научное направление, изучающее влияние биологии на поведение человека.

Философская проблема соотношения биологического и социального в природе человека не является отвлеченной, а находится на пересечении многих современных споров. Обсуждая многие конкретные вопросы, не имеющие, казалось бы, отношения к философии, мы оказываемся вовлечены в обсуждение подлинно философских проблем. Перечислим некоторые из этих вопросов.

В какой степени биологически обусловлено поведение, отклоняющееся от нормы (девиация)? Лежат ли в основе криминального поведения или, например, влечения к наркотикам генетически заложенные программы? Социобиологи утверждают, что генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Их критики подчеркивают, что нет доказательств того, что определенные виды поведения являются генетически обусловленными.

Современные психологи работают с так называемым IQ (коэффициентом интеллектуального развития). Уровень развития интеллекта во многом определяет жизненный успех человека. Является ли IQ действительно врожденным (некоторые психологи доказывают, что коэффициент интеллектуального развития ребенка представляет собой среднее арифметическое от IQ родителей)? В какой степени родители могут повлиять на развитие своего ребенка, создавая «обучающую среду»? Все эти вопросы представляют огромный интерес не только для профессиональных философов, психологов и педагогов, но и для каждого родителя.

Человек – это не существо среднего рода, это либо мужчина, либо женщина, хотя чаще всего, говоря «человек», мы подразумеваем именно мужчину. Особенности женского и мужского поведения, психики и мышления обусловлены биологически или социально? В современной философии, социологии и культурологии существует понятие «гендер». Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследуемые, а приобретаемые в обществе.

ГЕНДЕР – социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее поведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии преобладал принцип антропологического рационализма: человек выступал лишь как «человек разумный», что нашло свое наиболее яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Многие философы XIX в. начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Определяющее влияние на разработку данной проблемы оказал 3. Фрейд. Он открыл целое направление в философской антропологии, начав рассматривать бессознательное как важнейший фактор человеческого поведения. В предыдущих разделах учебного пособия уже шла речь о том, как представлял себе Фрейд структуру личности. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного (подробнее см.: 4.3.6. Психоанализ).

В обыденном языке, говоря о человеке, мы можем использовать как синонимы такие слова, как личность и индивидуальность. Но соответствующие философские понятия обладают научной строгостью.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Человек – представитель биологического вида, но вида особенного, для которого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

ЧЕЛОВЕК – понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и социальные).

В философии используется и другое понятие для характеристики человека – «индивид».

Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определенных социальных свойств.

Люди как индивиды формируются в разные эпохи, в разных исторических и культурных обстоятельствах. Используя данное понятие, мы отвлекаемся от всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным. Подход к человеку как к индивиду наиболее полно реализует такая наука, как социология, изучая зависимость его поведения от тех социальных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе.

ИНДИВИД – термин, обозначающий отдельного человека.

Социальную сущность человека выражает понятие личности. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

ЛИЧНОСТЬ – понятие, обозначающее человека как представителя общества.

Проблема личности в философии – это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общества невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Ее становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный человек. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своем взаимодействии с обществом.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИпроцесс формирования социальных качеств человека.

Одной из тем, всегда привлекавших внимание философов, была тема роли личности в истории. В какой степени великая личность может определить ход исторического процесса? Философы, утверждавшие, что все заранее предопределено и люди ничего не могут изменить, отстаивали позицию фатализма (от лат. fatalis роковой). Философы, утверждавшие, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами (от лат. voluntas воля). Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории трудно приуменьшить, однако ведь ее поведение определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества, но революционные периоды характеризуются и широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения. Выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы больших социальных групп. Выдающиеся личности проявляют себя во всех сферах деятельности от выдающихся ученых, религиозных и общественных деятелей до выдающихся преступников.

Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с философией социология, психология, педагогика. Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой являются сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.

Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности. Изучение истории философской мысли и философских проблем может изменить мировоззрение человека (подробнее см.: 1.6. Философия в структуре мировоззрения).

Только в обществе формируются и реализуются сущность человека, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни. Личность конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности самостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, инженером. Лютер основатель протестантизма создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI в. Каждая историческая эпоха формирует свои ценности, которые в той или иной степени определяют поведение человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т. п. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой – средой, остается вопросом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биологического и социального. (Прочитайте: Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.М., 1993.)

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о сотношении биологического и социального в природе человека?

Источники:
  • http://fb.ru/article/281598/ponyatie-evolyutsiya-v-filosofii
  • http://bookucheba.com/uchebniki-ekologii_1295/chelovek-tochki-zreniya-zakonov-46793.html
  • http://interesnyefakty.org/evolyutsiya-cheloveka/
  • http://bstudy.net/686239/filosofiya/proishozhdenie_cheloveka
  • http://studfiles.net/preview/4593116/page:53/