Меню Рубрики

Есть ли тема любви в повести шинель обоснуйте свою точку зрения

ЛИТЕРАТУРА 9 КЛАСС

Урок проведён учителем русского языка и

литературы 1 категории Кучеровой Е. Н.

Тема урока: Н. В. Гоголь «Шинель» — повесть о любви

Данный урок проведён при изучении темы «Н. В. Гоголь»

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок — размышление

Методы: проблемное изучение материала

Формы работы: проблемная беседа, кроссворд, сообщение учащегося

Цель: формирование навыка анализа текста

Знать содержание повести, познакомиться с понятием «маленький человек»;

уметь анализировать текст;

Эпиграфы к уроку:

Весь мир против меня: как я велик…

М. Ю. Лермонтов, юношеская трагедия

Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите ; он

стал во главе тех ,которые отрицают злое и пошлое.

Н. Г. Чернышевский

Вступительное слово учителя :

А. П.Чехов в рассказе «Крыжовник» писал: «…надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях»

Такими молоточками приходят к читателю произведения А. С.Пушкина, Г. И.Успенского, Ф. М.Достоевского, А. П.Чехова и, конечно, Н. В.Гоголя. Запишем эти произведения.

Особое место занимает повесть «Шинель» -«одно из глубочайших созданий», по словам В. Г.Белинского.

Чем же заслужила повесть такую высокую оценку?

Это наша задача на сегодняшний урок.(Объявление темы.)

Сообщение подготовленного ученика о работе Гоголя над повестью

Как возникла идея повести? Об этом рассказывает П. В.Анненков, автор биографических трудов о Пушкине, Белинском, Гоголе.(Анекдот о чиновнике с ружьём.)

Сопоставьте анекдот и повесть.

Разобраться в повести, её идее нам поможет кроссворд.

Начнем со слова под номером 3

Это насекомое упоминается дважды. С ней сравнивается герой.

В чем смысл этого сравнения?

Уважает ли его кто-нибудь?

Каково отношение к нему начальства?

Зачем и когда Гоголь повторяет сравнение?

Расскажите о герое подробнее. Как было дано имя герою? Каков его быт? Каким образом Гоголь показывает обезличенность героя? В чём видит её причины?

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия. Почему же писатель

Как бы приглушает эти отрицательные качества, не делает на них акценты? А крупным планом даёт другие качества: кротость, незлобивость, безропотное терпение? Какие чувства вызывает у вас герой, разговаривая с Петровичем и с генералом? О чём свидетельствует его косноязычие?

Слово под номером 7.

Сильный враг всех, получающих 400 рублей в год жалованья.

Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет «сильным врагом?

Какую роль в повести играют холода и их длительность?

Какую роль играет ветер?

-целый ветер из лошадиной морды даёт почувствовать масштаб, в каком соотносится с окружающим маленький человек;

-злой петербуржский ветер пронизывает героя и вынуждает его к предприятию с шинелью;

-развязку тоже приносит ветер, довершив генеральское распекание;

-и этот фантастический ветер как бы сдувает Акакия Акакиевича с этого света.

Слово под цифрой 5

Подруга жизни героя.

Какие ещё названия шинели мы встречаем?

Слово под цифрой 4.

Какой мех был выбран на воротник?

Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?

Проследим за изменением портрета, поведения, речи, настроения в то время, когда он надевает новую шинель.

Слово под цифрой 1.

Это могло бы помочь герою попасть в статские советники.

Получается в этом мире ценят человека не по личным достоинствам, а…

Слово под цифрой 6.

Это ставит на одну ступень и маленького человека, и значительное лицо.

Какую роль играет значительное лицо?

Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Где он служит?

Слово под цифрой 8.

В каком департаменте служил Акакий Акакиевич?

Почему автор не называет департамент?

Какие ещё эпизоды говорят о типичности?

Источник страшного измельчения личности заключён в социальной униженности «маленького человека». Поэтому образ Акакия Акакиевича вырастает в художественное обобщение. Судьба Башмачкина выступает уделом многих других таких же.

Найдите подтверждение этому в тексте.

Слово под цифрой 2.

Петербург –это не только место действия, это герой повести.

Ключевое слово под цифрой 9

Какое слово получилось? Гуманизм.

Что оно обозначает? Человеколюбие.

Поэтому повесть о любви. Страницы её полны любовью автора к своим соотечественникам и будят в сердцах читателей те же чувства.

Сцена у генерала не понравилась герою романа Достоевского «Бедные люди» Макару Девушкину. Он рассуждает о том, что лучше бы было, чтобы шинель нашлась, чтобы генерал, узнав о его добродетелях, повысил его чином, дал бы хорошее жалованье, и зло было бы наказано, а добродетель торжествовала.

Почему же Гоголь так не сделал?

Как вы понимаете слова М. Ю.Лермонтова?

Как следует понимать заключительные слова повести – финал?

Почему автор от собственного имени не отождествляет призрак с Акакием Акакиевичем, а пользуется слухами?

Подумайте об образе рассказчика. Как характеризует его манера повествования?

В каких эпизодах мы слышим его голос? Какова авторская позиция – просьба о милосердии или протест? Считаете ли вы призыв к милосердию унижающим человека?

Подведение итогов урока (слово учителя):

Влияние Гоголя на русскую литературу, осваивающую тему «маленького человека», углубившую свой гуманистический пафос, характеризует одна крылатая фраза: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели». В заключение урока напишите сочинение – миниатюру « Согласны ли вы с тем, что повесть «Шинель» — повесть о любви?»

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ

Golden-News.Com
Flash-Best.Com
Guide-Official.Com
Prom-Flash.Com
AllMusicClips.Com
BestCollection-MusicClips.Com
LiteraryClub.Ru
Gold-Collection-Films.Ru

Н.В. Гоголь. «Шинель» — Повесть о любви

Разработка урока по русской литературе в 8-м классе

Цели урока:

  1. Провести анализ текста, определив тему “маленького человека”, бедного, мелкого чиновника;
  2. Закрепить представление учащихся о гуманизме.

Эпиграф: Гоголю многим обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и пошлое. Н.Г. Чернышевский.

Оборудование: иллюстрации Кукриниксов к “Шинели”, книжка-раскладушка о жизни Н.В. Гоголя в Петербурге.

I. Вступительное слово учителя.

— Урок литературы посвятим анализу прочитанной нами повести Н.В. Гоголя “Шинель” и определим, почему повесть “о любви?”

Начнем с отрывка из рассказа Чехова “Крыжовник”.

“Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто- нибудь с молоточком” и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлости в нашей жизни, о маленьких людях. Такими молоточками к нам приходят произведения А.С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и, конечно же, самого Чехова.

Особое место в этом ряду занимает повесть Н.В.Гоголя “Шинель”- “одно из глубочайших созданий Гоголя”, по словам В.Г. Белинского, “колоссальное произведение, по мнению Герцена. Чем заслужила повесть столь высокие оценки, нам предстоит сегодня выяснить.

Повесть Н.Гоголя относится к числу произведений о “маленьких людях”. Сопоставим их названия: “Медный всадник” и “Станционный смотритель” — А.С. Пушкина, “Бедные люди” — Ф. Достоевского, “Шинель” — Н.В.Гоголя. В центре произведений А.Пушкина и Ф.Достоевского – человек, у Н.Гоголя – вещь, затмившая человека. Шинель, сшитая Петровичем на генеральский манер, становится символом земного благополучия, власти и преуспевания: мундир, один мундир.

О действующих лицах повести можно сказать в точности, кто из них главный, кто – второстепенный.

Попытаемся прояснить авторское отношение к персонажу: сочувствует ли ему Н.Гоголь? Посмотрим, как автор представляет героя читателю.

II. Работа с текстом.

Итак, обратимся к тексту.

— В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? Почему автор не называет департамента, а в начале повести и имени чиновника? (Типичность образа, судьба Башмачкина это и судьба многих других, таких как он, “маленьких людей”.

— Найдите в повести картины Петербурга. (Фальконетов монумент – скульптор Э.М.Фальконе)

— Итак, место действия – Петербург – губитель душ, город, где царит и процветает пошлость. И Петербург – полноправный герой повести. Мир чиновников, в котором развивается конфликт произведения. Тема главного человека – тема “маленького человека” — тема, родившаяся в Петербурге. Петербургский климат, ускоривший смерть героя, петербургский ветер, улица – Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий.

Каков Акакий Акакиевич в департаменте? С чем сравнивается главный герой повести? Прочитайте. (С мухой)

В чем смысл сравнения? ( В департ . )

(первое сравнение встречается в самом начале повести, с него начинается рассказ об отношении к маленькому человеку в департаменте, где он служил. Это сравнение подчеркивает, что Башмачкин для окружающих не человек, вроде насекомого)

Обратим внимание на слова — уважение и сторожа .

Каждый человек имеет право на уважение со стороны сослуживцев, коллег. И если уж сторожа смотрят на тебя как пустое место, это говорит о многом. Это характеристика не столько главного героя, сколько его сослуживцев.

Возникает вопрос:

Каково же отношение к этому человеку начальства?

Гоголь нашел интересное определение: холодно- деспотичное.

(самовластный, не считается с другими).

Расскажите о Башмачнике подробнее. Портрет.

  • как было дано имя герою?
  • какие строки говорят о предопределенности судьбы героя?

Подметки (в словаре) — подошва

Каков быт Акакия Акакиевича?

Одежда, еда с мухами.

Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? В чем видит причину?

(Гоголь не скрывает убожество внутреннего мира, его ограниченность, скудность интересов, неспособность логически мыслить, косноязычие).

  • — ничего не видел, кроме строчек
  • — не придавался никакому развлечению.
  • — он давно разучился думать.

Знакомимся мы и с тем, как чиновники проводят свое свободное время каждый в своем углу: театр, ухаживание за дамами, а в большей части – карточная игра.

В изображении Гоголя Акакий Акакиевич в нравственном смысле вовсе не ничтожное существо, он не насмехается над ним. Его человечность проявляется в доброжелательном отношении к людям, его трудолюбие, сознание служебного долга. Он погружался весь в работу, забывал и обиды, и шутку, даже заботу о личном уюте и о пище. Не он повинен в том, что его труд бесплоден. А бюрократическая система, “Петербургский климат”.

Однако писатель как бы прикрывает все эти отрицательные качества, а крупным планом дает другое.

— кроткость, душевное незлобие, безропотное терпение, забитого жизнью бедняка.

Имя Акакий — не делающий зла, невинный, незлобивый.

  • Какую роль играет эпизод о молодом чиновнике? (проникся жалостью к Башмачкину, состраданием).
  • Какие чувства вызывает у вас Башмачкин, разговаривая с Петровичем и с генералом во время аудиенции?
  • О чем свидетельствует его косноязычие?

Выглядит комически, но он не вызывает смех, и автор не смеется. Вызывает к нему сострадание как к обездоленному и униженному человеку.

Мотив гуманности и сострадания переплетается с сатирическим обличьем “бесчеловечья и грубости, царящих в жизни”.

Наряду со всеми действующими лицами автор включает ещё один персонаж, который заставляет Башмачкина обратить внимание на шинель. Что это за персонаж?

Сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того.

— мороз.

8. Почему обыкновенное природное явление Гоголь называет сильным врагом?

(бывают беззащитны, от холода одежда — скудна)

  • Какую роль играет ветер?

(Злой ветер вынуждает на предприятие с шинелью. Ветер дул со всех сторон. Он сдувает его со света как будто и не было , т.е. являясь метафорой — полностью незащищенного положения).

Подруга жизни Башмачкина.

— Шинель.

Какие еще определения шинели встречаются в повести?

(стара шинель, утратив столь “благородное имя”, названа капотом, серпянкой).

Новая — вечная идея, подруга жизни, светлый гость.

Какой мех был выбран на воротник шинели?

— кошка

— Почему так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник.

(Забота о шинели связана с большим материальным напряжением

— екнуло сердце, пришлось голодать 2-3 месяца)

— Какие чувства вызывает у вас разговор с Петровичем? Чем является этот визит и как ведет себя Акакий Акакиевич? (Прежде всего, это поворот в судьбе. В то же время произошли большие изменения в его скудной духовной жизни, — появляются живые человеческие чувства).

“Он питался духовно, с этих пор его существование сделалось как то полнее, как будто он был не один, а какая — то приятная подруга жизни

Согласилась проходить с ним вместе жизненную дорогу».

Гоголь отмечает перемену, которая под влиянием мечты произошла в герое. Он стал живее, тверже характером, как человек, которая имеет определенную жизненную цель, стал смелее, решительнее, в глазах порой показывался огонь, а в голове мелькают дерзкие мысли.

Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель? Как изменилось положение Акакия Акакиевича в департаменте? (Новая шинель была замечена и произвела необыкновенное впечатление на чиновников – шинель тоже становится персонажем, ей уделяется больше внимания, чем тому, кто её носит. Благодаря новой шинели он был приглашен на чай к помощнику столоначальника и смог побывать в богатой части города: попадались бобровые воротники, мог себе позволить посмотреть на богатые витрины.)

Это могло бы помочь Башмачкину “попасть в статские советники”

— Награды.

Найдите в тексте слово об этом. В чем смысл?

Гоголь обращает наше внимание на несправедливое отношение к “маленькому человеку”, “который не умеет кусаться” и по натуре своей не честолюбив.

— Как случилось, что лишился новой шинели?

— Какие события повести по отношению к герою можно назвать бедствием? (В 12 часов – время опасное, не без страха вышел герой на бесконечную площадь, так лишился самого дорогого. Тотчас же от его смиренности ничего не осталось – будочник принял проклятие: “ни за чем не смотрите”).

(похищение шинели, встречи со значительным лицом”)

Эти события составляют кульминацию отдельных частей повести.

Какую роль в повести играет значительное лицо? Почему у него нет ни имени, ни фамилии? Где он служит?

Характеристики: — придает иронический характер о значительном лице. Главное в его системе была строгость. Значительное лицо даже не заметило, что Акакий Акакиевичу было за 50 лет. После распекания вынесли почти без движения. Но и в предсмертном бреду, он оказался способным на протест: он “скверно жульничал”, произнося самые страшные слова.

— Какие чувства испытываете, читая заключение?

(Исчезло существо, никем не защищенное, никому недорогое, ни для кого неинтересное).

14. Почему Гоголь таким образом завершает повесть?

Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Это характеризует общество, где вместо человеколюбия и сострадания, господствуют жестокость, пошлость, зло.

Итак, гоголевская повесть густо населена персонажами разного чина и звания. Она воссоздает живой образ многолюдного Петербурга. Перефразируя слова Булгакова, поклонника Гоголя, о жителях гоголевского Петербурга можно сказать: “люди как люди… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… чиновный вопрос только испортил их…” А Чехов пошутил по этому поводу: “Мужчина состоит из мужа и чина”. В персонажах Гоголя мы узнаем себя и современное общество и делаем неутешительный вывод: что-то изменить в духовно-нравственном облике большинства людей, пробудить в них совесть невозможно обычными земными способами.

Идеей милосердия проникнута вся повесть. Все персонажи повести. За редким исключением, нарушают заповедь о любви к ближнему. Гоголь сострадает каждому из героев повести. Он заставляет читателя увидеть за смешным и обыденным поведением персонажей их расчеловечивание, забвение того, что так пронзило молодого чиновника “я брат твой”.

Назовите ключевое слово. Оно является ключевым и для всей повести: Г У М А Н И З М.

— Подберите родственные слова.

Гуманность, гуманный, гуманитарный, гуманизация.

Гуманизм, гуманность — человеколюбие.

Таким образом, несмотря на отсутствие в повести любовной линии, “Шинель” — повесть о любви”. Страницы ее полны любви автора к своим соотечественникам и будят в сердцах читателей то же чувство. Вспоминаются строчки из библии:

— Заповедь новую даю вам, да любите друг друга.

Возлюби ближнего своего, как самого себя”

“Золотое правило”. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Обратим внимание на эпиграф . Согласны ли с мнением Чернышевского?

Читайте также:  Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения

(повесть усиливает гуманистическую идею)

Накажи его, “значительное лицо” — вышла бы скучная, нравоучительная сказка. Заставь переродиться — вышла бы ложь. Гоголь великолепно выбрал фантастическую форму, когда пошлость на мгновение прозрела. И.Ф. Анненский.

Васильева Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ», с. Наумкино, Аургазинский р-н

Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

Есть ли тема любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения

страница 56/97
Дата 08.09.2018
Размер 1.8 Mb.
Есть ли тема любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества наполнил русскую литературу вечными Евангельскими истинами. И в этом смысле повесть «Шинель» способствует воспитанию в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это высоко оценил Ф.М. Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас проблемой отчужденности. Суть этого понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность – это внутреннее непризнание личности в другом. Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».

Непризнание в Акакии Акакиевиче личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде – все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей. ».

Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия. Почему же писатель как бы приглушает эти отрицательные качества, не делает на них акценты? А крупным планом даёт другие черты: кротость, незлобивость, безропотное терпение? Гоголевский герой ждёт любви и признания от людей, он сам способен на любовь и добро, готов к самоотречению, самопожертвованию, защите своего идеала, но встречает только зло и насмешку. Возможно, поэтому он видит лишь в своей шинели подругу жизни, тёплую заступницу в холодном мире.

Утрата любви ведет к смерти: «. и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте есть утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно».

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? – Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!». Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». Этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

Есть ли тема любви в повести шинель обоснуйте свою точку зрения

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

2.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

2.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

2.4. Почему из различных вариантов названий — «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите. » — Толстой остановился на названии «После бала»?

Комментарии к сочинениям

2.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

События, описанные в поэме, происходили в период добровольного присоединения Грузии к России .

Трагизм судьбы главного героя в том, что он был пленен («ребенка пленного он (генерал) вез»). Но характер Мцыри имел особый, он отказался от еды, из-за этих обстоятельств в нем развился «могучий дух его отцов». Умирающего мальчика оставили в монастыре, где его выходил один монах. Накануне принятия монашеского обета Мцыри сбежал из монастыря. Всё это время, которое он находился в монастыре, он страдал из-за отсутствия воли. Те три дня, которые он провел в лесу, воскресили его. Он увидел прекрасную природу, диких зверей, молодую девушку. Что делал он за стенами монастыря, сам Мцыри называет словом «жил». Просто жил. На воле Мцыри вспомнил об отчем доме и захотел найти дорогу к нему, но вернулся вновь к стенам монастыря. Он осознал, что свободу обрести ему не удастся. «Помощи людской» он не желает, потому что не верит в то, что люди, совершенно другие, могут ему помочь. Мцыри одинок в этом мире, он глубоко осознает и переживает свое одиночество.

С судьбой, по мнению героя, спорить тщетно. Поэтому трагический финал его судьбы предопределен.

Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.

2.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют «пейзажами души». «Жизнь души» и есть подлинный предмет элегии поэта.

2.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема любви звучит в повести совершенно иначе, нетрадиционно. Любовь на страницах «Шинели» появляется в христианском толковании. Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству. Такова позиция Гоголя.

2.4. Почему из различных вариантов названий — «Дочь и отец», «Рас-сказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите. » — Толстой остановился на названии «После бала»?

Рассказ «После бала» построен на контрасте. Контрастны портретные характеристики, поведение отца Вареньки на балу и после бала, настроение и мысли главного героя до и после увиденного на плацу. Название «После бала» точнее передает основную идею произведения: жизнь человека может изменить одно событие. Для главного героя переломный момент в его жизни наступил после бала, от увиденного на плацу.

Есть ли тема любви в повести Гоголя «Шинель»?

Если речь о любви мужчины к женщине или о любви женщины к мужчине, то такая линия в повести Гоголя «Шинель» отсутствует полностью. Речь в произведении идёт о бедном, пожилом и одиноком петербургском чиновнике по имени Акакий Акакиевич Башмачкин и о его новой шинели, на которую он копил долгие месяцы, отказывая себе практически во всём. И вот, когда Акакий Акакиевич заполучил эту новую тёплую шинель, какой-то грабитель снял её с несчастного чиновника в одном из тёмных переулков. В конечном итоге этот случай так расстроил бедолагу, что через некоторое время он скончался. Как видите, о любви ни слова. Здесь разве что можно говорить о любви самого автора к т.н. «маленькому человеку».

«Шинель» Гоголя, это повесть а не роман, поэтому любовная тема между людьми в каком либо ее проявлении, в ней никак не раскрывается, хотя стоит отметить что есть и романы без нее.

Ну а в данном произведении, если и можно говорить о любви, то только той, когда человек любит новую вещь настолько, что теряя ее не может смириться и гибнет.

Конечно в то время на Руси с вещами было туго и содержание повести показывает то, к сему может привести она даже представителей казалось бы среднего класса. Ну и вообще от нищеты в обществе во многом царил криминал, который и довел безобидного человека до смерти и этим Гоголь определенно показал то, что в сложные с экономической точки зрения годы, от пресловутой нужды, общество начинает жить во многом по звериному.

Есть ли тема любви в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения

(Вариант 1)

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества наполнил русскую литературу вечными Евангельскими истинами. И в этом смысле повесть «Шинель» способствует воспитанию в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это высоко оценил Ф.М. Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас проблемой отчужденности. Суть этого понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность – это внутреннее непризнание личности в другом. Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца».

Непризнание в Акакии Акакиевиче личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде – все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей. ».

Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».

Гоголь не скрывает убожества внутреннего мира героя, его ограниченности, скудности интересов, неспособности логически мыслить, косноязычия. Почему же писатель как бы приглушает эти отрицательные качества, не делает на них акценты? А крупным планом даёт другие черты: кротость, незлобивость, безропотное терпение? Гоголевский герой ждёт любви и признания от людей, он сам способен на любовь и добро, готов к самоотречению, самопожертвованию, защите своего идеала, но встречает только зло и насмешку. Возможно, поэтому он видит лишь в своей шинели подругу жизни, тёплую заступницу в холодном мире.

Утрата любви ведет к смерти: «. и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте есть утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно».

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? – Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!». Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». Этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

(Вариант 2)

Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин – изображен Гоголем как типичный представитель бедного чиновничества и маленький человек.

С одной стороны, Акакий Акакиевич – задавленный жизнью мелкий чиновник, с другой – до решения пошить новую шинель он вел жалкий образ жизни, влачил вялое, бессмысленное существование, а для себя он был полноценным и счастливым, более чем кто-либо, человеком.

Для выражения своей идеи Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете повести элементы житийного жанра, чтобы подчеркнуть величие и значение такого, казалось бы, незначительного человеческого существа, каким был Башмачкин. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Хотя юмор Гоголя вызывает не насмешку, а сочувствие к герою. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый».

Итак, все, что делало героя жалким и ничтожным, может быть увидено с другой стороны. Например, шутливое, почти насмешливое, замечание, что «он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове» означает и то, что Акакий Акакиевич находится на предназначенном ему месте, что так редко бывает с людьми. Заметим, что он безропотно терпит издевательства молодых сослуживцев, пока они не толкают его под локоть, «мешая заниматься своим делом». А как высока характеристика, данная автором отношению героя к службе: «Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью». Неспособность Акакия Акакиевича выполнить другую, более сложную работу, чем переписывание, говорит вовсе не о том, что он безнадежно бездарен, а о том, что находится на своем месте, выполняет свою работу, на которой достиг своего мастерства и предела. Нелепость Акакия Акакиевича, проявляющаяся, скажем, в том, что он вечно уносит на шляпе арбузные и дынные корки, можно понять так, что он их уносит вместо нас – он один из тех людей, кто вечно за всех выполняют роль козла отпущения. И ел Акакий Акакиевич то, «что ни посылал Бог на ту пору», и опять принимался за переписывание бумаг, потому что любимое дело – лучший отдых для души, и «ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?».

Читайте также:  Что посеешь то и пожнешь с точки зрения психологии

Таким образом, если ориентироваться на житийный канон, то Гоголь использует его структуру, то есть показывает рождение, наречение, предзнаменование, в дальнейшем благочестивую жизнь, исполненную смирения, послушания и служения. Акакий Акакиевич – пример способности к самоотречению, самопожертвованию, к защите своего идеала, к прощению; пример любви к своему делу.

2.4. Почему из различных вариантов названий – «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите. » – Толстой остановился на названии «После бала»?

Рассказ Л.Н. Толстого «После бала» о том, как одно утро, одно событие кардинально изменило всю жизнь человека.

Композиция произведения очень проста: рассказ делится на две части, противопоставленные друг другу. Оба эпизода, составляющие рассказ, взяты из жизни генерала Б., с которым рассказчика свела любовь к его дочери.

Варенька Б. – прелестнейшее существо, красивая девушка, в которую молодой Иван Васильевич был влюблен по «уши». На балу по случаю окончания масленичной недели рассказчик танцует с Варенькой и чувствует, что он полностью счастлив. Именно здесь он впервые встречает полковника Б. Во многом под влиянием своего хорошего настроения, своих чувств к Вареньке Иван Васильевич очаровывается и ее отцом. И действительно, как было не испытывать симпатию к этому «седому стройному старику»?

Вот как рассказчик описывает внешность полковника: «Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».

Кульминацией вечера стал танец полковника со своей дочерью. Сколько любви, нежности и гордости за красавицу Вареньку было во взгляде полковника! Все гости любовались на эту красивую пару, радовались и умилялись их хорошим отношениям, любви отца к дочери.

Толстой заостряет наше внимание на одной существенной детали – у полковника были старомодные сапоги – «обтянутые штрипками, – хорошие опойковые сапоги, но не модные … старинные, с четвероугольными носками и без каблуков». Эта «мелочь» – еще одно подтверждение любви полковника к своей дочери.

Заканчивается бал в губернаторском доме и первый эпизод рассказа. Вторая часть произведения повествует об утре следующего дня. Она резко контрастирует с первым эпизодом. Рассказчик случайно становится свидетелем наказания беглого татарина. На плацу выстроились солдаты. Сквозь этот строй ведут обнаженного по пояс человека. Каждый из солдат должен ударить татарина по спине что есть силы. За исполнением этой «процедуры» строго следит командир, которым оказывается полковник Б.

Насколько положительным был его портрет в первой части, настолько страшным и отвратительным он стал во второй. Хладнокровно следить за мучениями живого человека (Толстой говорит о том, что спина татарина превратилась в мокрый кусок окровавленного мяса) и еще наказывать за то, что кто-то из солдат жалеет беднягу и смягчает удар!

Важно и то, что это наказание происходило в первый день Великого поста, когда должно следить за чистотой своих помыслов, своей души, своих поступков. Но полковник не задумывается об этом. Он получил приказ и большим рвением выполняет его, напоминая машину, которая просто делает то, на что ее запрограммировали. А как же собственные мысли, собственная позиция? Ведь полковник способен испытывать добрые чувства – это нам показал писатель в эпизоде бала. И оттого «утренний эпизод» становится еще более страшным. Человек подавляет, убивает, не использует свои искренние добрые эмоции, прячет все это в военный мундир, прикрывается чужим приказом.

Толстой поднимает две важные проблемы: личной ответственности за свои поступки, нежелания жить «осознанной жизнью», разрушающей роли государства, заставляющего уничтожать в человеке человека.

Утренний эпизод шокирующее подействовал на рассказчика Ивана Васильевича. Он не понимал, кто прав, а кто виноват в этой ситуации, но только чувствовал всей душой, что происходит что-то неправильное, в корне неверное.

Рассказчик, в отличие от полковника Б., прислушивается к своей душе. Потому он и принимает важное решение – никогда нигде не служить. Иван Васильевич просто не может позволить, чтобы кто бы то ни было разрушал его, заставлял делать то, чего он не хочет.

Таким образом, рассказ назван «После бала» потому, что именно во втором эпизоде, в том, что происходило после бала, сосредоточены все проблемы произведения. Именно здесь – основной конфликт, важные вопросы, которые Толстой ставит перед своими читателями.

Работая над рассказом, Л.Н.Толстой долго думал над заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «Дочь и отец», «А вы говорите. ». Но потом он выбрал такое – «После бала». Почему остановился на последнем? Скорее всего, потому, что события после бала и есть истинное отражение действительности, правды жизни, а не то напускное, что обычно бывает на балах и других светских мероприятиях. Именно это название отражает главную мысль, именно то, что увидел Иван Васильевич после бала, повлияло на всю его дальнейшую жизнь.

ВАРИАНТ 9

Часть 1

Как вы понимаете слова Печорина: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!»? Как они соотносятся с содержанием романа?

Михаил Юрьевич Лермонтов предложил читателю портрет, составленный из пороков своего поколения, «в полном их развитии». Столкновение этих пороков, несомненно, соединило в личности Печорина множество внутренних противоречий, нашедших отражение во всем произведении. От события к событию на протяжении романа создается впечатление, будто Печорину настолько безразличны окружающие, что он готов на любой «эксперимент», чтобы развлечь себя. Но можно заметить и еще один странный момент в истории Печорина: при объяснении с Мери он жаждет найти в себе хоть «искру чувства» к этой девушке, но безуспешно. Его сердце пытается противостоять разуму, но терпит неудачу. При одной из встреч с Мери он сам говорит о парадоксах своего характера: «Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятен. Я был готов любить весь мир, меня никто не понял; и я выучился ненавидеть. Я сделался нравственным калекой. ». Определяющей чертой Печорина становится его эгоизм. Играя с чувствами других, он восполняет отсутствие собственных. Еще одной жертвой героя становится Грушницкий. Печорин не боится смерти, и, стоя на скале, он не испытывает ничего, кроме эмоционального возбуждения. Он до конца с интересом наблюдает чувства Грушницкого, он ждет, что тот сознается в заговоре, но безуспешно. Испытав целую гамму чувств, уже через некоторое время после дуэли он вновь холоден и спокоен. Когда герой читает письмо от Веры, читателю кажется, что в Печорине просыпается сердце. Он вскакивает на «своего Черкеса» и пытается догнать уходящее счастье, но загоняет коня. И плачет!

Но спустя немного времени рассудок уже не оставляет сердцу шанса. С особым цинизмом Печорин произносит: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!». А дальше звучит совсем уж невыносимый вывод, что в слезах его повинен «пустой желудок»! «Плакать здорово»! Благодаря слезам, скачке и ночной прогулке он будет в эту ночь хорошо спать! И действительно, заснул «сном Наполеона после Ватерлоо».

Дата добавления: 2015-11-05 ; просмотров: 3547 | Нарушение авторских прав

О любви и сострадании в повести «Шинель»


О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести? …

Сия есть заповедь моя,

да любите друг друга,

яко аз возлюбил вы.

Эгоизм и хладнокровие — вот, пожалуй, характерные черты современного человека. Забота о себе и преступное равнодушие к своим близким, своим соотечественникам — явление беспрецедентное в истории России.

Такое общество исторически обречено; немало тому примеров можно увидеть в фактах гибели высокоразвитых цивилизаций, представители которых стали заботиться лишь только о полнейшем удовлетворении своих потребностей. Сегодня, как никогда, нам надо очнуться от той духовной спячки, в которую мы погрузились, став организованными потребителями и пользователями, осознать уровень той нравственной деградации, парализовавшей общество, и постараться всем миром Воскреснуть!

Ключи от Возрождения России — в бессмертной душе каждого из нас, в её еще не полностью утраченной способности верить, надеяться, сострадать, любить! Этому сегодня снова надо учиться, учиться с азов. Учиться в лоне Церкви, у святых отцов Православия, у наших русских классиков.

Творческое наследие Н.В. Гоголя, русского писателя-христианина, должно быть по-настоящему востребовано, прочитано, продумано. Сегодня его повесть «Шинель» должна стать нашей настольной книгой и научить нас сострадать и любить ближнего своего. Только братская любовь друг к другу поможет нам сохраниться и окрепнуть как нации.

1. Тема сострадания и любви в повести «Шинель»

1.1.Биография последней повести Н.В. Гоголя.

«Шинель» увидела свет в 1842 году. Первая мысль этой «чудной повести» возникла еще в тридцатые годы. Ей послужила одна история, похожая на анекдот, услышанная Гоголем на одной из петербургских вечеринок.

Речь шла об одном чиновнике, всю жизнь мечтавшем иметь ружье для охоты и копившем на него из своих скудных доходов. Купив же наконец желаемое и отправившись на первую охоту по Финскому заливу, он потерял свое сокровище: ружье было стянуто в воду густым тростником. Вернувшись домой, он слег и уже не встал: его мучила горячка. Лишь тогда, когда товарищи, собрав деньги, купили ему новое ружье, он был возращен к жизни. «Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову», — пишет один из биографов Гоголя П.В.Анненков [1,58].

Гоголь вернулся к этой истории спустя несколько лет, будучи за границей, в Италии, пережив венский кризис 1840 года, БУДУЧИ на грани жизни и смерти. Именно тогда он обратился к Богу с горячей молитвой, прося продлить его жизнь хотя бы на два года, чтобы завершить свое произведение.

В «Шинели» 1842 года мы видим нового Гоголя, ранее нам неизвестного. Автор «Миргорода» и «Ревизора», где он выступил беспощадным обличителем человеческих пороков, в своей новой повести глубоко сострадает главному герою. В этом произведении великого русского писателя живет скорбь, печаль о нравственном несовершенстве человека.

Ф.М.Достоевский ощутил в ней плач скорбящей души своего гениального учителя: «Он (Гоголь) из анекдота о пропавшей у человека шинели сделал ужаснейшую трагедию».

«Смех Гоголя 30-х годов преклонился на жалость, — пишет исследователь И.П. Золотусский, — эта последняя повесть Гоголя лежит на полпути от первого тома «Мертвых душ» ко второму и является узловой почтовой станцией на дороге русской литературы»[10,87].

1.2. Образ Башмачкина и мотив пошлости в повести «Шинель».

О чем скорбит и кому сострадает Гоголь в своей повести?

Чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин служит в одном из департаментов Петербурга. Автор, рисуя его портрет, подчеркивает его ничем не примечательную внешность: «. низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат. ». И этот человек самой скромной внешности занимает самую скромную должность: он переписывает деловые бумаги. Но как переписывает! «Мало сказать, он служит ревностно, — нет, он служит с любовью. Так в этом переписывании ему видится какой-то разнообразный и приятный мир», — пишет Гоголь. Мы видим, что для Акакия Акакиевича эта деятельность была источником наслаждения, радости, утешения, даже, можно сказать, вдохновения; она «является для него почти «религиозным» служением и доставляет едва ли не духовное утешение», — считает И. А. Виноградов в статье «Я брат твой. »[3,217].

Примечательны детали портрета героя в момент «творческого акта»: «. некоторые буквы у него были фавориты, до которых, если добирался, был сам не свой: и посмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило его перо»

Вся жизнь, весь ее смысл, все силы души героя сосредотачиваются на его занятиях копииста — переписчика: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выведенные строки» [5, 531].

«Эта почти религиозная сосредоточенность Башмачкина на своем ничтожном деле виделась Гоголю отнюдь не просто комической чертой характера, но осмыслялась куда серьезнее — как извращение присущей каждому человеку способности к самоуглублению, к творчеству», — пишет И. А. Виноградов [3, 217].

Гоголя в «Петербургских повестях» интересует проблема таланта, его расцвета или гибели в душе человека. В «Шинели», рассматривая самоотверженную любовь героя к своему должностному занятию, Гоголь говорит нам о гибели в Акакие Акакиевиче таланта «художника» не в собственном значении этого слова, а в смысле способности человека к «искусству», самоотверженному служению в своей сфере деятельности.

Тема долга является ключевой для замысла «Шинели». «Долг — Святыня, — замечал Гоголь в отдельном наброске. — Человек счастлив, когда исполняет долг» [6, 317]. Сам Николай Васильевич с юности возгорелся ревностью к службе на благо Отечества. С этими благими мыслями он покидал Нежинский лицей и направлялся в северную столицу.

После долгих мытарств в поисках места службы юноша был принят в Департамент уделов, где, начиная с сентября 1829 года, он осваивает канцелярскую науку. Впечатления внимательного молодого человека от своих должностных занятий и общения с сослуживцами послужат ему тем бесценным материалом, на основании которого позднее будет сделан важнейший вывод о роли и значении деятельности государственного служащего.

В статье «Петербургская сцена в 1835 — 36 гг.», написанной в 1836 году, говоря о героях, заслуживающих обличения на русской сцене, Гоголь упоминает о чиновнике канцелярии, который вместо того, чтобы исполнять священную обязанность, наложенную на него должностью, думает только о том, чтобы красиво была написана бумага.

Таким образом, в «Шинели», как и в других творениях Гоголя, где речь идет «об оскудении и извращении души, о ничтожестве и пустоте ее движений при наличии других сил, могущих поднимать человека», сильным аккордом звучит мотив пошлости. «Всюду, где речь идет о пошлости, — пишет протопресвитер Василий Зеньковский, — слышится затаенная грусть автора, — если не настоящие «слезы сквозь смех», то скорбное чувство трагичности всего, к чему фактически сводится жизнь человека, из чего она слагается» [9, 116].

И поэтому совсем неудивительно, что шинель, на которую долго копил Башмачкин, отказывая себе в необходимом и даже порой голодая, и которая после ее приобретения стала для него «приятной подругой жизни», «женой», стала единственной целью и тем «высоким» смыслом, озарившем столь жалкую, ограниченную, пошлую жизнь героя. Так родилась самая главная страсть в жизни Башмачкина — страсть к вещи, которая и определила название повести.

И когда в результате известного трагического случая шинель исчезает, это событие становится вполне объяснимой причиной его смерти, ибо справедливы слова Спасителя во все времена: «Где сокровища ваши, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21).

В 1847 году, при жизни Белинского, увидевшего в образе Башмачкина тип социально-угнетенного «маленького» человека, критик Аполлон Григорьев в своем труде «Гоголь и его последняя книга» писал: «. в образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеления Божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного. » [9, 130].

Читайте также:  Лазерная коррекция зрения ласик после операции

Так в середине 19 века было заявлено о религиозном уровне осмысления повести, но голос критика почти не был услышан. В наше время М.М.Дунаев в своей книге «Православие и русская литература» пишет, что пошлость для Гоголя есть «понятие религиозное», и многих своих персонажей Гоголь судит, сопоставляя их поступки с откровениями Священного Писания.

Гоголевские герои нарушают евангельские заповеди любви, милосердия, снисхождения к ближнему. Нарушая заповеди, они совершают богоотступничество, в результате чего мертвеют их души, а жизнь оказывается пустой и бессмысленной. Душа человека становится беззащитной перед силами зла и может подвергаться различным плачевным состояниям: от животного страха до смертельного уныния, в отличие от души высокой и твердой, которая, по выражению преподобного Серафима Саровского Чудотворца, «не отчаивается ни при каких несчастьях».

1.3.Евангелийские истины в произведении Н.В. Гоголя.

Но выносит ли Гоголь своему герою суровый и беспощадный приговор?

Нет, автор по-христиански сострадает этому несчастному, совершенно безобидному человеку и силою своего гения пробуждает наше сочувствие к нему.

Что же лежит в основе такого сострадания? «Ключ ко всему, — пишет М. М. Дунаев, — в том знаменитом месте, о котором говорили слишком много, но слишком простой заключенной в нем истины, кажется, так и не обнаружили» [9, 132]. Гоголь, повествуя об атмосфере совершенно бесчеловечного отношения чиновников, сослуживцев к Акакию Акакиевичу, упоминает об одном молодом человеке, который, по примеру других, позволил было посмеяться над ним, вдруг остановился, как будто пронзенный, и с тех пор все переменилось перед ним и показалось в другом виде. Какая-то неестественная сила оттолкнула его от товарищей, с которыми он познакомился, приняв их за приличных светских людей, и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиной на лбу, со своими пронизывающими словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой» [5, 530].

Я брат твой. «Понятие братства», как пишет М. М. Дунаев, не имеет смысла без понятия об отцовстве. Речь идет о духовном родстве: «Акакий Акакиевич Башмачкин брат каждому из нас, поскольку у нас с ним единый Отец Небесный. Гоголь сострадает не жертве социального угнетения, но творению Божию, не сумевшему проявить в своей любви образ и подобие Отца, в нем, в творении, заключенного» [3, 133].

Я брат твой. В этих знаменитых, ключевых словах, заключается не только мольба о снисхождении к слабому, беззащитному человеку, сострадании к его тяжкому положению, но и прямой призыв к помощи погибающему таланту. Свидетельством тому служит отношение самого автора к своему герою не как к безнадежному «идиоту» и «уроду», но как к «возможно полноценному и даже гениально одаренному человеку»[5, 219].

Я брат твой. Здесь Гоголь опирается на Евангельские истины: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 11-12, 19-21).

Любовь к ближнему, заповеданная Христом Спасителем, является высшей добродетелью христианина. «. О человеке, как о брате твоем. едином с тобой веры, единого Бога и Отца именующем, сожалей и соболезнуй», — наставлял святитель Тихон Задонский [13,492]. Очень интересны и важны высказывания святителя о состоянии сердца человеческого, которое праздно быть не может: «Если любовь в сердце живет, то и плоды являются любезные. и благородные, людям приятные. Если враждой занято, то приносит ссоры, злословия. клевету, осуждение, презрение, насмешки и прочее. »[ 13, 494].

Вот этой атмосферой враждебности к человеку, царящей в Департаменте, и был поражен молодой человек. Страшным словом «содрогнулся» (ибо душа ужаснулась при виде беззакония) Гоголь выносит беспощадный приговор всякому унижению человека, созданного по образу и подобию Божию.

1.4. Н.В. Гоголь о смысле сострадания и любви к ближнему.

Человек, «брат твой», может оказаться в очень затрудненном положении, попасть в беду, оказаться на грани голодной смерти. Титулярный советник Башмачкин, находясь в изрядном возрасте («Акакию Акакиевичу забралось за пятьдесят») в полном одиночестве, пережил страшные минуты отчаяния в случившемся с ним несчастье. Но никто не помог страждущему, никто не протянул руку помощи, ни от кого он не услышал даже простого доброго слова, способного, по мнению святителя Тихона Задонского, «скорбящего утешить». А Митрополит Московский Макарий в письме своей духовной дочери утверждал, что «любить ближнего нужно не языком, а делом» [ 14, 25]. Он же пишет: «Какой бы лед не был в сердцах людских, любовь, как солнце, все растопит».

Гоголь, по воспоминаниям товарищей по Нежинской гимназии, с большим вниманием относился к бедности, очень переживал, встречаясь с нею, всегда подавал милостыню, проходя мимо нищих, отказывая себе в покупке любимых лакомств.

По приезде в Петербург в конце 1829 года он сам испытал сильную нужду из-за столичной дороговизны и зимней стужи. В письмах к матери он скорбел о высоких ценах за квартиру, на одежду; в одном из писем была упомянута шинель, которую необходимо было переделать, заменить воротник. «Эти впечатления явились тем бытовым, житейским материалом, который был использован Гоголем при изображении тяжелого материального положения своего героя», — пишет И. А. Виноградов в статье «Я брат твой» [3, 215].

Позже, уже будучи известным писателем и продолжая испытывать финансовые затруднения, в 1844 году он выделил деньги, вырученные от продажи «Сочинений», бедным студентам Петербургского и Московского университетов. Оставшееся после смерти Гоголя личное его имущество состояло из нескольких десятков рублей серебром, книг и старых вещей, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукой и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей.

В духовной зрелости Гоголь, изучая творения святых отцов Церкви, приходит к пониманию, что одной внешней помощи человеку бывает недостаточно. «Любовь. велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и душе. » [6 456],- пишет Гоголь в «Правиле жития в мире».

Комментируя эти высказывания, И.А.Виноградов пишет: «Проблему оказания душевной помощи современнику — проблему возрождения его мертвой души Гоголь непосредственно связывал со служением Отечеству — на конкретной должностном месте каждого. » В конечном счете исполнение служебных обязанностей — в их подлинном, не подмененном мертвой бумажной перепиской, — решило бы, по Гоголю, и проблему шинели, проблему материального достатка» [3, 221].

Представитель революционно — демократической критики, Н.Г.Чернышевский в статье «Не начало ли перемены?», оправдывая Акакия Акакиевича, писал: «. вся беда его приписывается бесчувствию, грубости людей ,от которых зависит его судьба»[5, 228].

Но позиция Гоголя, человека глубоко верующего, воцерковленного, «идущего и в жизни, и в творчестве самым трудным, самым сложным путем — путем очищения, восстановления в себе образа Божия» [4, 249], совсем не совпадает с мнением радикального критика. Неблагополучие социальной среды — якобы единственной виновницы в произрастании «современных идиотов» — Гоголь объяснил не влиянием. злонамеренных лиц, но видел в этом проявление присущей каждому человеку общей греховности человеческой природы — неблагополучного состояния души каждого из членов этой среды. «Утопическим упованиям на социальные реформы и революции Гоголь противопоставлял трезвое понимание необходимого духовного воспитания каждого члена общества» [3 228], — делает важнейшие выводы И.А.Виноградов, раскрывая подлинный смысл повести «Шинель» каждому читающему и думающему современнику. «Нет уже старого самодержавия, а самовластие по-прежнему царит на Руси, по-прежнему нет уважения к человеку, к человеческому достоинству, к человеческим правам»,-рассуждает философ Н .А. Бердяев в статье «Духи русской революции»[2, 126] .

Сколько пережила Россия революций и социальных реформ, сколько видела и великого человеческого горя и страдания, переживает она и сейчас совсем не простое время.

И сегодня, как никогда, актуальны проблемы, поднятые Гоголем в своей последней повести, потому что не исчезает «неблагополучное состояние среды» из-за состояния души каждого из нас и нашего отношения к своим должностным обязанностям. С особой, набатной силой звучат сегодня, в эпоху глубокого нравственного кризиса в России, слова Н.В. Гоголя: «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданства, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство» [3, 228].

Человек, просветленный Божественной истиной и осознавший смысл своей земной жизни, дорожит сокровищами своей души, среди которых любовь к Богу и ближнему своему и жертвенное служение Отечеству.

Позднее в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь задаст насущный вопрос: «Но как полюбить братьев, как полюбить людей? — Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного!» [6, 202]. Любовь — это огонь, это пламя, охватившее сердце человеческое, и рождается она из первой искры — сострадания. Сострадания к России, ее мукам, ее бедам, ее крестному пути. А Россия — это прежде всего люди, разделяющие с ней ее необыкновенную судьбу. «Беда Башмачкина — одна из частных бед народа», — пишет М.М. Дунаев и цитирует отрывок из статьи Н.В. Гоголя «Нужно любить Россию»: «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть вся Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой люби нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви» [6, 134].

Таким образом, великий смысл «Шинели» открывается нам в «Выбранных местах из переписи с друзьями», шедевре духовной прозы Гоголя. Здесь, в важнейшем итоговом произведении зрелого мастера, находят свое завершение магистральные направления творчества писателя, начало которых положено во всей его художественной прозе. Здесь сделаны окончательные выводы, здесь душа художника успокаивается в открытых ей самим Богом истинах.

Проблема отчуждённости в повести «Шинель» и современное состояние общества в России.

Повесть «Шинель» интересна сегодня для нас еще одной проблемой — проблемой отчужденности. Суть понятия изложена в книге священника Андрея Горбунова «За всех и за вся»: «Отчужденность не является естественным состоянием людей, она противоречит богозданной природе человека. Отчужденность — это внутреннее непризнание личности в другом. т.е. внутреннее убийство другого. Вот почему в Священном Писании сказано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» [11, 10].

Непризнание в герое повести «Шинель» личности, отсутствие элементарного человеческого отношения к нему со стороны сослуживцев и «должностного лица», неспособность помочь человеку в беде — все это следствие отчужденности, которое «явилось следствием грехопадения людей. » [11, 14].

Утрата любви ведет к смерти: «. и Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто в нем его никогда и не было». Авторский комментарий к этому событию значителен и заставляет читателя глубоко задуматься: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не нужное». А в подтексте утверждение: «каждое человеческое существо должно быть защищено, кому-то дорого и интересно» [5, 545].

Повесть Н В Гоголя «Шинель» является поистине пророческим произведением русской классической литературы, а проблема отчужденности сегодня — самая насущная наша проблема. При высочайшем уровне разнообразнейших технологий, при господствующем культе наслаждения как смысле жизни и стремление современного человека к полнейшему удовлетворению всех потребностей в современном мире наблюдается катастрофический уровень падения нравственности и разрыва связей между людьми — родственных, дружеских, братских.

В результате такого состояния общества в современной России официально насчитывается более полумиллиона сирот, огромное количество старых и больных людей, умирающих нередко без всякого попечения, а также молодых, погибающих от алкоголя и наркотиков.

Страшный грех — грех безразличия и немилосердия, словно проказа, поразил наши души. Отказываясь от сострадания и любви друг к другу, мы рискуем потерять свое «самостоянье» и исчезнуть как народ.

И как спасительно сегодня возвращение к своим духовным корням, к бесценному литературному классическому наследию, достойное место в котором занимает творчество Н.В.Гоголя, истинного патриота, безгранично любившего Россию и завещавшего эту любовь нам: «Мне кажется, что все, о чем хлопочем и спорим, есть просто суета, и только об одной любви надо нам заботится. О, да поможет нам Бог, и тебе, и мне взрастить эту любовь в сердцах наших» [10, 125].

Истинное Возрождение России начнётся с возрождения души каждого человека, в котом должна возгореться любовь к Богу и ближнему своему, тогда Господь наш Иисус Христос не оставит нас и никто не сможет отлучить нас от любви Божией.

Гоголь учился любви у святых, которые заботились не только о своем Небесном Отечестве. «Кто носит в себе Духа Святого,- свидетельствует преподобный Силуан Афонский, — тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие. » [11, 75]. Великий чудотворец и подвижник, игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский завещал всем своим чадам: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего. ».

Достойный ученик своих великих учителей, Гоголь подвигом своей жизни и творчества сумел повернуть русскую литературу от «эстетики к религии», тем самым освятив ее вечными Евангельскими истинами. Повесть «Шинель» обозначила новое направление в развитии словесного искусства, призвала его на путь воспитания в обществе таких основных христианских добродетелей, как сострадание и любовь к ближнему. Это в высшей мере оценил Ф.М.Достоевский, когда сказал: «Мы все вышли из гоголевской «Шинели».

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

1. Анненков П.В. Н.В. Гоголь в Риме летом 1841г. Русская литература 19 века. Первая половина. М., — 1981

2. Бердяев Н.А. Духи русской революции. Литературная учеба. Книга вторая. — 1990

3. Виноградов И.А. «Я брат твой». О повести Н.В. Гоголя «Шинель». В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. — 2001

4. Воропаев В.А. Малоизвестная часть творческого наследия Н.В. Гоголя. В сб.: Евангельский текст в русской литературе 19-20 веков. Петрозаводск. — 2001

5. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 2х томах. Том 1. Москва-Киев-Париж.- 2002

6. Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. Санкт-Петербург. — 2007

7. Гоголь Н.В. Из писем. «Что может доставить пользу душе». М. — 2007

8. Данильцева З.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Литература в школе. -2004 №4

9. Дунаев М.М. Православие и литература. Том 2. М. -1996

10. Золотусский И.П. Гоголь М. — 1984

11. Священник Андрей Горбунов «За всех и за вся» М. — 2006

12. Православная энциклопедия, т 11 М. — 2006

13. Творения святителя Тихона Задонского, Том 1. М. — 2004

14 Митрополит Московский Макарий «Письма к духовной дочери»,М. 2006

Щелкунова Светлана Александровна, учитель литературы школы №22 (г.Сергиев Посад)

Источники:
  • http://vlivkor.com/2011/05/23/nv-gogol-shinel-povest-o-lyubvi.html
  • http://www.muzzka.ru/u-kalashnikova-mogutnie-plechi-u-kiribeevicha-silenie-plechi-p.html?page=56
  • http://lit-oge.sdamgia.ru/problem?id=81
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2553261-est-li-tema-ljubvi-v-povesti-gogolja-shinel.html
  • http://lektsii.org/3-88343.html
  • http://ruskline.ru/analitika/2013/03/08/o_lyubvi_i_sostradanii_v_povesti_shinel/