Меню Рубрики

Эссе на тему что такое философия с моей точки зрения

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Эссе на тему «Что такое философия и зачем она нужна?»

Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой — либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как — будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди навсегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной и встревоженностью. Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно не стало намного мудрее. А между тем обретение мудрости — одна из главных задач человечества, для обеспечения дальнейшего существования и попытки разобраться в вопросах поставленных человечеством еще на заре цивилизации и нерешенных по сей день.

Итак, что же такое ФИЛОСОФИЯ?

Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости.
Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Согласно
Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит.

Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой.

По мнению Аристотеля, задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия.

Таким образом одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к собственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю; одни обращаются к богу, другие — к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку.
Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере.

Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление.

Роль философии в жизни общества.

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное, представление, навеянное случайными встречами и знакомствами.Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в то или иную эпоху. В природе или культуре философию интересуют такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве.Роль философии в жизни человека и общества в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания мира Философские воззрения изменяются в связи с открытием в области других знаний.

Философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивают определенную «картину мира».

Что такое философия

Исследование и анализ понятия философии — процесса познания божественных и человеческих вещей, сущего как сущего. Ознакомление со взглядами Карла Теодора Ясперса — немецкого философа. Характеристика особенностей самостоятельного философского мышления.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 05.06.2015
Размер файла 15,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе на тему «Что такое философия»

Карл Теодор Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Ясперс начал свою академическую карьеру в качестве психолога. Профессиональный интерес к философии начал развиваться в начале 1920-х годов. Работы Ясперса оказали значительное влияние на такие области философии как эпистемология, философия религии и философия политики.

К. Ясперс в своем труде «Введение в философию» отвечает на очень важный и интересный вопрос — «Что же такое философия и чем она ценна?»

В отличие от наук философия в своей области не достигла достоверного и общепризнанного знания: в ней нет ничего окончательно познанного, а значит, нет и единодушия. Для философии не характерен прогресс. Едва ли мы можем сказать, что в своем философском мышлении достигли уровня Платона.

Эти особенности идут из природы самого предмета философии. Род достоверности в этой науке является неким убеждением, или удостоверенностью, в достижении которой принимает участие все существо человека. Это связано с тем, что философия изучает бытие в целом, относящееся к человеку как человеку, а также с истиной, которая интереснее и глубже любого научного познания. Об этом говорил и Аристотель в своей первой книге «Метафизика»: «Все люди от природы стремятся к знанию». Ведь человеку свойственно влечение к чувственным восприятиям, которые позволяют познавать мир и себя вместе с ним. Каждый стремится найти истину в ответе на вопрос «Откуда и для чего мы здесь?»

Свой смысл философия получает из такого источника, как человек. Действительно, каждый из нас считает себя способным обсуждать философские вопросы, ведь личный опыт и мировоззрение считаются для этого более чем достаточным и не надо прибегать к каким-либо специальным научным знаниям. Это можно пронаблюдать на примере персонажей из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: по мере своего становления у них меняются взгляды на жизнь, меняется образ мыслей, рассуждения, в том числе меняется для них и смысл их существования. Они философствуют на протяжении действия всего романа, опираясь при этом исключительно только на свой жизненный опыт.

Далее Ясперс говорит, что каждый человек должен самостоятельно осуществлять философское мышление, постигать самого себя. Это происходит с момента рождения и до самой смерти. Человеку присуще задаваться важными жизненными вопросами, ответы на которые влияют на его сущность и дальнейшее развитие. Доказательством тому могут служить, например, вопросы детей: они спрашивают и интересуются до бесконечности, не всегда оставаясь удовлетворенными ответами родителей, ведь человек пока не в состоянии сформулировать точный ответ на вопросы о мироздании, существовании, бытии, смерти и т.д.

Но изначальное философствование открывается также и у душевнобольных людей. Недаром говорят, что устами детей и блаженных глаголет истина. По всей видимости, это связано с тем, что эти люди непосредственны и открыты, не боятся спрашивать и искать ответы в отличие от взрослых, которые закрываются и замыкаются в себе по мере того, как становятся всё старше. Часто можно слышать, что дети и психически нездоровые люди гениальны, потому что их речи и суждения выходят за рамки обыденных. Таким образом, эти две категории людей невероятно способны к философствованию, к поиску вечного, при этом не отдавая себе в этом отчета.

Однако найти частичку философии в нашем бытии мы можем всегда: пословицы и поговорки, обороты речи, общественное мнение, господствующие суждения и взгляды, мифы. Это связано с тем, что философия человеку необходима в его жизни вне зависимости о того, осознается она им или нет. Если бы мы предположили, что она не присутствует каждый раз в чем-либо, то мы бы потеряли смысл жизни, всего этого не было бы.

Исходя из всего вышесказанного, мы выяснили, что философия универсальна и проявляется в различных примечательных формах, и подошли, наконец, к ответу на наш вопрос о том, что такое философия.

Греческое слово philosophos означает «любящий познание», и оно по своему значению противоположно слову sophos — знающий. Глядя на эти определения, легко сделать вывод, что сущность философии заключается в поиске истины, а не во владении ею. Как говорится у Ясперса: «Ее [философии] вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос» Но быть в пути или обрести совершенство мгновения — это не определение философии, а всякая философия определяется посредством своего осуществления. Ни один человек не поймет, что же такое философия, пока сам не попробует заняться философствованием.

В ходе дальнейшего рассуждения можно прийти к выводу, что определений философии может быть великое множество, и все они могут быть верными. По своему предмету философия — познание божественных и человеческих вещей, сущего как сущего; согласно ее цели — упражнение в смерти, стремление мысли к блаженству, к тому, чтобы уподобиться божественному; согласно всеобъемлющему смыслу — знание всех знаний, искусство всех искусств, наука вообще, которая не направлена на какую-то отдельную область. Философия — это то, что концентрирует человека, благодаря чему он становится самим собой, становясь причастным самой действительности. философия мышление ясперс

Теперь же осталось только сказать, для чего философия существует вообще, ведь она не является предметом первой необходимости. Ее существование должно оправдываться, но любое оправдание невозможно, потому что философия не может его найти ни в чем другом, в чем была бы пригодна. Однако философия будет осуществляться до тех пор, пока живут люди, каждая частичка которых настоятельно ее требует.

«Она не может бороться, не может доказывать себя, но она может сообщать себя. Она не оказывает сопротивления там, где ее отвергают, она не торжествует там, где к ней прислушиваются. Она живет в согласии, которое в пределах человечества, по сути дела, может связать всех со всеми»

Таким образом, чтобы человек был в состоянии мыслить ясно и по существу, ему необходимо всякий раз опираться на историческое основание нашего мышления, называемое философией. В этом и есть ее смысл.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теория познания — важнейший раздел метафизики как философского учения о первоосновах сущего. Разработка проблем непосредственного, мистико-интуитивного познания в католической и православной богословской мысли Средневековья. Функции теории познания.

реферат [16,4 K], добавлен 30.03.2009

Структура философского знания и функции философии. Характерные черты основных философских направлений. Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, его гносеологическая сторона. Кому нужна философия. Особенности деятельности философа.

презентация [141,6 K], добавлен 17.07.2012

Фалес — современник Креза и Солона, первый греческий ученый, математик и астроном. Вода — первооснова всего сущего. Первая попытка философского монизма. Версии гибели Фалеса. Сведения о философии Анаксимандра, преемника Фалеса. Философия Анаксимена.

реферат [53,9 K], добавлен 20.03.2012

Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, аксиология (учение о ценностях), гносеология (наука о познании), онтология (первоначало всего сущего).

контрольная работа [29,4 K], добавлен 10.06.2010

Основные виды отражения в философии: механический, физический, химический, биологический и социальный. Рассмотрение понятия рефлексии и представление о познании в истории философии. Характеристика обыденного, научного и философского уровней познания.

реферат [17,8 K], добавлен 03.03.2012

Первая форма философии – натурфилософия. Первопричины сущего в учениях натурфилософов о первоэлементах мира. Классическая философия Древней Греции. Европейская философия средневековья. Патристика, схоластика, философия Ренессанса и Нового времени.

Читайте также:  Очки в сеточку для восстановления зрения как пользоваться

практическая работа [28,9 K], добавлен 12.02.2010

Философия как форма духовной активности человека. Предмет философии, тип мышления в основе философского познания. Диалектический и метафизический методы философии. Основы метафизической философии. Диалектическое описание мира, его объективность.

контрольная работа [29,6 K], добавлен 17.03.2010

Определение предмета теории познания. Определение метафизики как философского учения о первоосновах сущего. Фундаментальные проблемы и основные категории теории познания. Философское общение между представителями различных философских школ и направлений.

реферат [22,5 K], добавлен 30.03.2009

Нравственное сознание, его сущность, структура, роль в жизни человека и общества. Формирование философского мировоззрения. Развитие самостоятельного, творческого мышления. Проблемы социальной философии. Социальная философия в системе наук об обществе.

контрольная работа [42,5 K], добавлен 16.08.2014

Специфика философских проблем. Разделы философского знания. Сущность философии В.С. Соловьева. Вопросы гносеологии. Понятия «знание», «познание», «истина» и «заблуждение». Особенности научного познания. Смысл человеческой жизни. Теория познания И. Канта.

контрольная работа [18,5 K], добавлен 23.03.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Эссе на тему « Как я понимаю философию»

Эссе на тему «В чем философский смысл смерти Сократа?»

Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за «введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе», то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить «государственный яд» — цикуту . Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступила из-за судорог, приводящих к удушью.

Накануне казни-самоубийства Сократ признался своим друзьям в том, что он полон радостной надежды,- ведь умерших, как гласят старинные предания, ждет некое будущее. Сократ твердо надеялся, что за свою справедливую жизнь он после смерти попадет в общество мудрых богов и знаменитых людей. Смерть и то, что за ней последует, представляют собой награду за муки жизни. Как надлежащая подготовка к смерти, жизнь — трудное и мучительное дело.

«Те, кто подлинно предан философии,- говорил Сократ,- заняты, по сути вещей, только одним — умиранием и смертью. Люди, как правило, это не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся».

Смерть Сократа всколыхнула Афинян и приковала к нему их внимание. После смерти Сократа не только этика, но и философия вынужденно сталкиваются с проблемой выявления смысла и значения смерти.
Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым
гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа — Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. «Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость»? — вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: » Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью? » Так родилась первая философская утопия о «справедливом» (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма.

Эссе на тему « Как я понимаю философию»

Спор о философии можно начинать прямо с ее понятия, ведь сами философы определяют то, чему они в разные времена посвящали свои жизни, по-разному. Платон говорил, что «философия — это уподобление Богу в меру человеческих сил»; Гегель понимал философию как «эпоху, схваченную в мыслях»; Аристотель считал, что «философия есть знание об истине»; Лейбниц характеризовал философию как «преданность мудрости», сравнивая ее при этом с деревом, корень которого — метафизика, наука о принципах, а ветви — специальные отрасли знания. Имеются 6 разных понятий философии:

.Философия есть не только наука о сущем как таковом, но и о природе сущего;

.Философия есть наука человеческих и божественных вещах, то есть она оперирует крайними категориями;

.Философия есть забота о смерти;

.Философия есть уподобление Богу;

.Философия есть «искусство искусств» и «наука наук»;

.Философия есть любовь к мудрости.

Однако, как бы эти определения не отличались, они все, в сущности, сходны в стремлении определить философию как нечто общее, охватывающее всю совокупность человеческого знания, в противовес каким-либо специальным наукам. И мое собственное определение философии, основанное на всех этих высказываниях философов и каком-то личном опыте, может звучать следующим образом: философия — совокупность взглядов, систематизированная мудрость предыдущих поколений, которая может помочь, если, конечно, захотеть к ней обратиться, в формировании собственной целостной картины мира, системы взглядов и ценностей.

Но тут возникает вопрос: что же такое эти взгляды, ценности, что же такое этот мир, я сам, каково мое место здесь и прочее, прочее, прочее. Чисто вербально, комбинируя сказанные кем-то когда-то фразы, эти понятия можно объяснить. Как говорил Декарт, если нет оснований, можно доказать все, то есть на словах можно доказать все. Однако это все будет чистой формальностью, потому что философия есть нечто иное, нежели исключительно набор умных фраз и понятий, а значит, и путь решения ее вопросов должен быть иной. И должен он лежать через личный опыт, испытание, переживание.

Но если говорить о вопросах философии более глобально, то все же первым среди всех, наверное, должен быть вопрос, что же такое, собственно, есть сам вопрос, действительно ли, ломая голову над этими непростыми понятиями и категориями вроде бытия, духа, мировоззрения и прочего, ты мыслишь. Для разрешения этого опять же стоит пользоваться так называемым экспериментальным методом. Этот термин, к слову сказать, ввел Кант. Что же он имел в виду? Вместо того чтобы спрашивать, что такое мышление, что такое причина, нужно, считал он, задаться вопросами: как должен быть устроен мир, чтобы событие под названием «мысль» могло произойти? Вообще вопрос «как это возможно?» и есть способ существования живой мысли. Но порождать такой вопрос может только собственный невыдуманный живой опыт. Все снова сходится к тому, что одна половина философии — это личный опыт, т. е. эксперимент, вторая половина — опыт и мудрость всех, кто был до нас, т. е. своего рода теория.

Эта в некотором роде экспериментальность, присущая философии, роднит ее с науками. Но все же полностью наукой философия не является, она скорее следствие из науки, некий вывод, заключение и обобщение, способ расценить значимость того или иного научного открытия, той или иной научной теории на фоне целого мира.

Но несмотря на то, что философия несколько сходна с наукой, изучать ее как науку, на мой взгляд, невозможно, поскольку она не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их. Становление философского знания — это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия.

Исторически философия возникает после искусства и прежде естественных наук. Возможно, поэтому она вбирает в себя черты и того, и другого, как бы являясь промежуточным звеном. Цицерон говорил, что «философия есть медицина души». Но медициной души можно назвать и искусство. Нет, наверное, человека, которого ни разу в жизни не исцелила бы любимая песня или любимая книга. Как и философский текст, иное произведение искусства заставит задаться всеми этими вечными вопросами, а подчас просто перевернет все прежнее представление о мире. В конце концов, как и философия, искусство стремится рассмотреть мир в целом и рассмотреть мир субъективно, с точки зрения конкретного, отдельно взятого человека.

Да, наверное, каждый человек имеет какое-либо отношение к философии, но каждого ли можно назвать философом? Можно снова провести аналогии с искусством, в котором одни люди, условно скажем, производят, другие потребляют, но тем не менее, все в какой-то мере с прекрасным соприкасаются. Так и в философии — ученые мужи пишут свои труды, а тот, кто чувствует необходимость, потом их читает, получая искомую пищу для ума. Однако, философом в принципе можно назвать любого, кто преумножает мудрость. А чтобы преумножить мудрость, не обязательно писать трактатов, и это очевидно. Можно быть мудрым пусть в менее глобальных, в более житейских вещах, но тем не менее мудрым. А потом, кто знает, может и удастся перейти от земных категорий к божественным.

Философия глазами студентов

В этом семестре я попросил студентов-химиков из РХТУ для допуска к зачёту написать эссе на тему «Что практически полезного я смог извлечь из курса философии?». Ниже привожу нарезку избранных мест из студенческих работ.

Каждый абзац — отдельная цитата. Цитаты взяты из разных эссе, но вместе складывается что-то вроде общего текста. Итак, попробуем выяснить, чем запомнился студентам курс философии. Слово авторам.

1. За окном прекрасный зимний день, в самый раз, чтобы пройтись на лыжах. Однако сроки поджимают и приходится изложить свои мысли в форме эссе на тему «Что практически полезного я смог извлечь из курса философии?».

2. Вопрос о пользе и смысле философии всегда был довольно популярен. В этом я смог убедиться, просматривая цитаты выдающихся личностей о ней. Все цитаты можно было легко свести к двум точкам зрения. Согласно одной философия – совокупность сомнительных рассуждений о непостижимом, согласно другой философия позволяет мыслить вне рамок различных законов, то есть является свободным полетом фантазии. Что характерно, вторую точку зрения я находил преимущественно в цитатах философов. При написании сего эссе я поставил перед собой задачу вспомнить курс философии (хотя бы частично) и понять, какую пользу мне принесло изучение этой дисциплины. В случае достаточной убедительности моих речей ряды защитников философии пополнятся миллионами новобранцев, и викицитатник будет «пестреть» положительными рецензиями.

3. Курс философии помог мне шире взглянуть на многие вещи, научил меня прислушиваться к взглядам других людей, допустить существование различных теорий.

4. В курсе истории философии изучаются наиболее известные философы и их взгляды на мир, а значит, изучается множество различных точек зрения, которые могут противоречить собственным взглядам студентов. Я считаю, что курс философии помогает приобрести такое важное качество, как толерантность. Несмотря на то, что взгляды средневековых философов не близки современным людям, мы изучаем и обсуждаем их точку зрения. Таким образом, появляется терпимость к другому мнению. Это важное качество, которое необходимо в общении.

5. Я научилась понимать точку зрения других, последовательно и доступно излагать свою, а также находить что-то общее в рассуждениях, на чём можно основать компромисс. Также философия показала мне, что у каждого человека своё восприятие мира, предметов, явлений и чувств.

6. Также философия не содержит догм, то есть в каждом утверждении можно и должно усомниться. Единственное, что нельзя делать в рамках философии, так это сомневаться в сомнениях. Иронизируя над данными особенностями философии, хочу заметить, что они могут оказаться очень полезными в нашей жизни. Возьмем к примеру рекламу: «9 из 10 женщин ежедневно пользуются некоторым предметом, его вы можете купить только у нас по уникально низкой цене». Знакомы ли вам такие выражения? Думаю, да. Данную фразу можно разбить на три части и к каждой задать вопрос. Кто эти женщины, действительно ли этот предмет можно купить только в этой компании и есть ли у этого средства более дешевые аналоги. Задав себе эти вопросы, можно сэкономить свои средства.

7. Что касается точности определений и теорий, в повседневной жизни мы не можем создать формулу любви и теорию счастья, так как каждый человек любит по-своему и счастье испытывает по разным причинам. Создай мы эти правила и люди лишатся свободы волеизъявления. Будут ли они без свободы счастливее?

8. Вот если спросить первого попавшегося человека, что он знает о Пифагоре. Как Вы думаете, что он скажет? Математик. Они руководствуются тем, что знают теорему Пифагора, а о том, что он был величайшим мыслителем, не знают. Я не спорю, я тоже этого не знала. Вот и еще причина изучать философию: расширение кругозора, что ведет за собой развитие мысли. Человек узнает не только жизнь философа, но и через него познает «Я».

Читайте также:  Когда восстановиться зрения после удаления опухоли головного мозга

9. Наиболее интересной для меня стала личность Сократа. Мне понравилась его манера заставлять собеседников самостоятельно думать. Он делал вид что ничего не знает, задавал вопросы и побуждал человека самому находить ответ. То есть он не навязывал истину, а помогал ученикам найти её самим в собственной душе.

10. Также весьма полезными для меня были идеи и взгляды различных философов на тему морали, нравственности, счастья. Например, идеи Пиррона об относительности истины и о воздержании от споров. Можно конечно сказать, что, вступая в спор с кем-то, мы отстаиваем свою точку зрения, показываем свою силу и нежелание прогибаться. Но с другой точки зрения, если предмет спора вовсе не принципиален для нас, мы попросту теряем свое время и силы, которые мы бы могли истратить с гораздо большей пользой.

11. Я понял, что мне близок скептицизм. Ведь действительно счастью часто мешает потребность в споре… Элементарный пример: девушка и парень сидят в парке. Она говорит ему я тебя люблю. Он отвечает нет я больше. Завязывается спор, а ведь можно было бы просто насладится обществом друг друга. Такое происходит не с каждой парой, многие находят компромисс, но ведь можно и не начинать спор? Да, можно. Также можно привести пример большего масштаба. Предположим у нас есть две страны и небольшой кусок земли в котором есть много леса и залежей руды. Предположим одной струне нужен лес, а другой руда. Начнется спор чья земля, затем пошлют войска. Так мало того что погибнет много людей, так еще и ресурсы скорей всего загубят. А ведь можно просто было мирно сесть за стол, поделить землю пополам, и устроить экспорт нужных ресурсов соседним странам. Какой разный результат. А всего-то не надо спорить и все будут счастливы.

12. Или идея Демокрита о счастье, которая гласит, что счастье в наслаждении тем, что у тебя есть. Если только подумать, какими «богатствами» мы обладаем: семьей, местом жительства, здоровьем. А в погоне за крайностями мы можем растерять свои главные богатства.

13. Я бы хотела выделить Рене Декарта. Его философия была мне наиболее понятна и близка. Его трактат «рассуждение о методе», в котором говорится о способе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках. То есть 4 простых правила, которые нужно соблюдать ,чтобы было проще решить любую жизненную задачу и достичь истины. После знакомства с его трактатом эти 4 правила стали для меня основой для постижения новых целей.

14. Из немецкой философии я бы выделил Канта с его критикой практического разума: «Действуй так, будто есть Бог, бессмертная душа, свобода воли.» Руководствуясь первым предположением, мы десять раз подумаем перед тем, как совершить аморальный поступок. Третье предположение позволит нам мыслить и жить свободно. Согласитесь, некомфортно жить, осознавая себя куклой-марионеткой.

15. Также стоит отметить моменты, когда открываешь для себя что-то новое и очень заманчивое. К примеру, произведение Л. Н. Толстого «Исповедь». Несмотря на сильную любовь к творчеству Толстого, руки до данного произведения так и «не доходили». Но, поговорив на одном из семинаров о нем, я все же решила прочесть «Исповедь» и была приятно удивлена.

16. Лично я на занятиях по философии получила больше вопросов, чем ответов. Высказывания философов заставляют задуматься о предназначении многих вещей, порождает внутренние рассуждения в человеке над проблемами, которые раскрывает нам этот предмет. На мой взгляд, изучение этого предмета в ВУЗе направлено на то, чтобы помочь человеку самому думать и самому решать главные вопросы своей жизни. Каждый человек вовсе не обязан быть философом в профессиональном смысле слова, но он обязан сам всегда и во всем доходить до сути дела, обязан знать самого себя и свое место в мире, чувствовать свою ответственность за окружающих.

17. Философия задает ориентиры, учит нравственности, пытается ответить на вечные вопросы: что есть человек? В чем смысл жизни? Что есть добро, а что зло? И мы думаем, развиваемся, растем, получаем знания, набираемся опыта. Я думаю, что философия нужна каждому, это то, что необходимо иметь в своем «арсенале» жизни.

18. И, наконец, изучение истории философии повысило мой уровень общекультурного развития. Полученные мною знания помогут мне самоутверждаться в кругу не слушавших сей курс людей и смело употреблять по отношению к ним обороты «ad hominem» и «ad verecundiam», а также скрашивать неловкие минуты молчания при встрече с противоположным полом интересными рассказами из жизни Диогена.

19. Так же для себя я понял, что даже если тебе не о чем поговорить с собеседником ты всегда можешь поговорить с ним о философии.

20. Подводя итог, отмечу лишь то, что рада присутствию данного предмета в текущем семестре, ибо я считаю, что выход из зоны комфорта и есть путь к саморазвитию, а в данной сфере я далеко не чувствую себя «как рыба в воде».

Эссе о философии и ее предмете

Московский Государственный Университет им.

Эссе о философии и ее предмете

Выполнила студентка 211 группы

Философия и ее предмет.

Философия – это один из видов духовной культуры человечества, наравне с наукой, религией, искусством. С помощью этих, сходных во многом форм, человек пытается ответить на вопросы, которые он задавал с момента своего появлении я на земле и никогда не устанет задавать. Но есть между этими формами и различие – они исследуют различные вещи, и используют для этого различные методы. Предмет науки – естественный мир, в котором она стремится к высокой точности знаний, считает необходимым все доказывать, проводить эксперименты и извлекать из полученных знаний практическую пользу. Предмет религии – напротив, потусторонний, сверхъестественный мир, который безусловно признается реально существующим. Его невозможно увидеть, и точное знание о нем невозможно. По отношению к этому миру возможна только бездоказательная вера. Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот. Оно, в отличие от науки, не стремится что-то доказывать, в отличие от религии – во что-то верить, базируется просто на передаче переживаний через художественные образы.

Философия более всеобъемлюща. Она не ограничивается одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. Причем средства освоения этих миров для философии – и знание, и вера, и эстетическое чувство. Она имеет общее и со всеми вышеперечисленными видами духовной деятельности человека, но, при этом, она более масштабна. Философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, которая пытается различными способами охватить, описать и понять в наиболее общих чертах и мироздание, и человека. Научное же определение философии звучит так: философия (греч. «любовь к мудрости») – форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и этическое отношение человека к миру. Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологических и религиозных форм мировоззрения, которые основываются на вере…

Таким образом, философию чаще всего сближают с наукой, чем с какой-либо другой формой духовной культуры. Лосский в последней главе своей книги «История русской философии» отмечает: «Философия — это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов или наций, а для всех мыслящих людей. Однако следует принять во внимание, что философия является наукой единственной в своем роде и отличается от других наук двумя характерными особенностями. Анализируя природу вселенского бытия, философия доводит этот анализ до крайнего предела, т. е. занимается не только аспектами, которые уже не поддаются никакому анализу и составляют содержание наиболее всеобщих идей и суждений…С другой стороны, в процессе изучения основных элементов и аспектов мира философия должна вскрыть их внутреннюю взаимосвязь, ту взаимосвязь, которая образует мир как целое. Изучение мира как целого является делом космологии, составной части метафизики. Космология занимается такими важными конкретными и частными элемен­тами, как биологическая эволюция и история человечества. Отсюда философия должна ответить на вопрос о том, каков их смысл, каково их место в этом мире как целом. Занимаясь такими вопросами, философ убеждается в том, что для их изучения полезно пользоваться способностью к эстетическому созерцанию.

Таким образом, высочайшие достижения философии требуют сочетания двух противоположных и трудносовместимых способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени».[1]

Но, кроме того, существует и другое отличие философии от науки. В науке действует принцип соответствия – новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина – истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен, и наука XXI века знаем о мире больше, чем наука предшествующих веков.

Иначе обстоит дело с философией. Марксистское определение философии как науки порождало особое отношение к истории мысли: «научные» ориентации философии считались главенствующими и преопределенными стать господствующими в истории мысли, причем на всем «пространстве» философствования. Возникает естественный вопрос: почему философия не поступает аналогичным образом, добиваясь полной итоговой когерентности всех своих представлений, чем это обусловлено? Тем, вероятно, что в философии мы имеем дело с формулировкой исходных предпосылок нашего мировосприятия, которые уже не могут быть рационально обоснованы. Иными словами, у нас здесь нет рациональных критериев выбора. Действительно, одна из актуальных проблем философии — это проблема ценностей, т. е. проблема выявления, или, точнее, построения конечных оснований целеполагания. Речь идет о смысле человеческого бытия, о природе высшего Блага. Здесь возможны разные концепции при полной невозможности рационального выбора, ибо выбор уже предполагает наличие ценностных установок. Аналогичные рассуждения можно построить и применительно к правилам вывода: если любое обоснование предполагает правила вывода, то сами эти последние уже не могут быть обоснованы и выступают как предмет веры. История философии поэтому — это последовательность мировоззрений, которые не сменяют друг друга, а продолжают сосуществовать в настоящем, не теряя своего значения. Каждое такое мировоззрение в идеальном случае — это некоторая целостность, некоторый замкнутый мир, вполне самодостаточный и не приемлющий каких-либо других миров. Исходя из этого отличия философии от науки, возникают и сложности в том, как подавать историю философии: изображать ли историческое развитие мысли как неуклонное движение в сторону научности (что само собой предполагает «отсечение» или дискредитацию многих линий и тенденций философии прошлого и настоящего) или одновременно рассматривать в качестве полноправных такие, например, виды философствования, которые еще слиты или стремятся слиться с мифологией или религией; или такие, где наука и научность не считаются главными критериями высокого философствования по той причине, что совершается поиск неповторимой и не тождественной науке специфики философии.

В советское время философское познание рассматривалось как эволюционирующее от древнейших представлений к философии марксизма: «марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения философии, науки и общественной практики, и впервые в истории познания сделал философию последовательно научным орудием социального прогресса» — гласит философский энциклопедический словарь 1983 года издания. При этом все предшествующие философские течения признавались «неправильными», ненаучными, а «побочные» ветви, не вписывающиеся в общую картину эволюции философии, и вовсе отсекались.

Стоит также отметить, что на протяжении всей, почти трехтысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как и великие художники, редко когда были в милости у властей – напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнания, тюрьмы и на эшафот. Но философы спорили не только с властью, но и друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.

В наши дни философию уже не рассматривают как безусловную науку в силу различий ее с научным познанием, и это делает возможным рассматривать многие философские течения. Но главное отличие философии от науки в чистом понимании этого слова – в ее предмете, в тех вещах, которые она изучает, и вопросах, которыми она задается.

Предмет философии не соответствует обыденному пониманию этого слова. В обыденном смысле философия – рассуждения, проводимые на досуге за чашкой чая о предметах, составляющих объект изучения философии, ведущиеся на уровне интуиции, сформировавшиеся на базе жизненного опыта данных “философов”. Отличительная черта этой философии – отсутствие всякой системы в рассуждениях. Такие “философствования”, что интересно, характерны странным сочетанием: уровень научного анализа стоит очень низко, на уровне первых философов античности, а сами суждения – уровню развития общества, прошедшего гораздо больший путь познания.

Читайте также:  Полное восстановление зрения для всех 100 процентов

Философия, как мы можем предположить, выросла именно из такого философствования. Она прошла много этапов, построенных, если говорить упрощенно, следующим образом: берется несколько фактов, берется какая-то категория, производится анализ и получается, в конце концов, противоречие. В обыденной жизни этот прием используется либо для доказательства вздорности философии, либо для самоутверждения, либо для “доказательства” своей позиции и т. д. В философии же пройдено много таких этапов, причем противоречие на данном этапе логического анализа являлось посылкой для следующей ступени. Таким образом, философия – развитие “философствования” на протяжении тысяч лет. При этом постоянно вскрывались ошибки, находились “выходы из тупиков”. Таким образом, “философствование” отличается, во-первых, использованием лишь индивидуального опыта, а не опыта всего человечества, во-вторых, гораздо меньшим уроком размышлений, в-третьих “философствование” является обычно досугом, развлечением, оно вообще не подразумевает сколько-нибудь глубоких мыслей.

Философия основывается на особом типе мышления. Философия не обладает таким же предметом как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания как, например, биология, геология. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность. Философия — та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами, и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.

Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, то есть на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики предмета философии неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком. Но, при этом, философия – это не просто дисциплина, но еще и специфический тип мышления и даже своего рода эмоциональный настрой.

Все философские вопросы (принадлежит ли красота природы самой природе она продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью воспринимать красоту? Насколько свободен человек? Насколько соотносятся воля Бога и человека? И т. д.) затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека. Большая многоплановая проблема «мир-человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. Бертран Рассел, английский философ, формулировал свое мнение о предмете философии так: «разделен ли мир на дух и материю, а если ад, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли вселенная какое либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли сущ. законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высшей оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии». При этом многие философы считают, что такие вопросы может ставить только свободный человек, имеющий право выбора и несущий ответственность за него. Философия, согласно таким представлениям, есть пространство свободы в человеческой культуре. Философское знание не есть утилитарное, прагматическое – оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.

Впрочем, существует точка зрения, что определение философии, даваемое самими философами, не может быть объективно, так как она затрагивает их в гораздо большей степени, нежели остальных.

Зачастую философию путают с мировоззрением, но это отнюдь не идентичные понятия, хотя философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Философия — общая теория мира и человека в нем. Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Мировоззрение имеет определенную структуру: знание (обыденные и научные), убеждения, вера, принципы. Оно выполняет функцию познания человеком окружающего мира. Оно вбирает в себя опыт познания человеком окружающего мира, философия же ориентирована на раскрытие общих принципов устройства мира и важнейших его характеристик. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения основной направленностью философии было осмысление места человека как центра вселенной. Мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, а философия решает проблемы в общей форме.

Философию можно разделить на различные дисциплины, и это разграничение начало формироваться еще в античности. Философия постигает всеобщее, ставя вопрос о сущем и должном (онтология и этика), о собственном существе (философская антропология), о бытии собственного существа с другим (социальная философия) и т. д. Но стоит оговориться, что всякое дисциплинарное разграничение в области философии является весьма и весьма условным. Заниматься, например, философией языка отнюдь не означает ставить всю философию на службу собственным интересам, касающимся происхождения или форм языковой деятельности человека. Языкознание с его конкретными анализами тех или иных языков радикально отличается от философии языка, начинающейся там, где происходит обращение к безусловно всеобщему, не выводимому ни из какого сугубо позитивного исследования. Более того, всякое философское знание характеризуется именно тем, что обнаруживает тот или иной феномен, посредством которого возможно обращение и интерпретация этого безусловно всеобщего

Таким образом, получается, что философия – это особый вид духовной деятельности человека, наиболее сходный с наукой, но при этом отличающийся и от науки, и от религии, и от искусства. Философия не ограничивается каким-либо одним предметом или сферой реальности, она пытается охватить в своей деятельности различные миры – и естественный, и сверхъестественный, и внутренний, духовный мир человека. А предмет ее – поиск и исследование общих черт всего окружающего мира в целом по отношению к человеку, в отличие от наук, она охватывает весь мир, а не конкретные его предметы и части. Можно ее обозначить как науку обо всем в смысле науки о самом широком, общем, важном, основном. О самом главном. И о вопросах, которые неизвестно, можно ли разрешить вообще.

Список использованной литературы:

1. История философии./ и др. – М., 2004.

2. История философии: Запад-Россия-Восток. – М., 1995. Кн. I.

3. Коконова, Яковлев и др. История философии. – Ростов-на-Дону, 2004.

4. Лосский русской философии.// http://www. /nlossky/istoriya, гл. XXVII.

5. Розов предмета философии (методологические аспекты).// www. *****/library/misc/diskurs/rozov. html /

6. Философский энциклопедический словарь/ под. ред. , и др. – М., 1983.

Как я понимаю философию?

Что такое философия? Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности и познания, бытия человека, отношения человека и мира, – гласит нам русская википедия. Получается, что это наука? Да, в школе бы меня такое определение вполне устроило. Но на втором курсе университета я ознакомилась с работой Мартина Хайдеггера, немецкого философа, которая заставила меня задуматься: а не является ли вопрос «Что такое философия?» — философским.
Люди разного времени, национальности и сфер деятельности пытались дать определение этому явлению – философия. Платон, например, считал, что философия — это уподобление Богу в меру человеческих сил. Он считал, что Бог не философ, он не философствует, он просто знает. Мы, в отличии от него, не знаем. Поэтому и запускается этот таинственный процесс – философствование.
Философствование. Что же это за процесс такой? Снова обратимся мудрецам, на этот раз к немецкому философу Иммануилу Канту. Он считал, что философствование – это выход человека из состояния духовного несовершеннолетия, то есть тот момент, когда человек начинает жить своим умом. То есть философия – это своеобразное просвещение, а философ – человек, который мыслит самостоятельно, способный распоряжаться своей жизнью и несущий ответственность за свой выбор. Получается, если человек психологически зрелый, то человек философствует. Но зачем он это делает?
Человек обращается к философии за знанием. Ища истину, человек начинает философствовать. Будь то это моральная, нравственная сторона или вопрос о создании мира – путь начинается с философии. Например, в своё время из философии выделились физика, биология и психология.
Но путь этот у каждой личности свой. Ведь каждый духовно зрелый человек – личность, с собственной индивидуальностью. И каждый человек, философствуя, формирует свое, индивидуальное мировоззрение, основанное на личной системе ценностей, иначе говоря, на представлениях о “благе” – о том, что для человека “хорошо” или “полезно”, к чему он “должен” стремиться. Иначе говоря, свою собственную философию.
Получается, единой философии нет. Мировоззрений ровно столько, сколько личностей было и есть в этом мире. И именно столько понятий и определений философии существует. Ведь каждый трактует ее по-своему. Такое мнение есть и у меня.
Так что такое философия в моем понимании. Однозначного ответа я дать не могу, определение философии зависит скорее от контекста.
Например, философия в рамках университета, как дисциплина, – это все же наука. Точнее мы изучаем лишь только один раздел философии – метафизика. Он исследует первоначальную природу реальности, мира и бытия. То есть объект изучения присутствует. Мы изучаем вполне конкретные понятия, знакомимся с новым языком, узнаем новые факты, анализируем. Чем не наука?
Но вот в реальности такое определение оказывается очень узким и поверхностным. Это происходит хотя бы потому, что нет одного общего философского стандарта, ибо сколько личностей – столько философий. Что же тогда есть философия в реальности? Как и у большинства людей, у меня возникает ассоциация со словом «мировоззрение». И наверное, это одно из самых понятных и точных определений философии. Ведь если подумать, из чего состоит философия? Из взглядов, мнений, принципов. Они определяют наше виденье, нашу картину мира. С помощью мировоззрения человек может найти свое место в мире. В конечном счете, мировоззрение создает жизненный путь человека, придает его жизни осмысленность и целенаправленность.
Но, опять же, не любое мировоззрение – философское. Все же, с какой стороны не посмотри, а философия – нечто рациональное, основанное на каких-либо принципах, например, на банальной логике, отличное от иррационального, то есть от сверхъестественного. Именно рациональное суждение отличает философское мировоззрение от мифологического и религиозного. Ярким примером является философия религий. С одной стороны, она основана на сверхъестественном. Но, она не вытекает из религии, она ее изучает, анализирует как часть духовного мира человека. То есть философия даже иррациональное может превратить в нечто рациональное.
Получается, главное в философии — способность умозаключать и рассуждать, а так же совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Рассуждая, человек порождает свободу ума, которая ведет к свободе личности. Живя в соответствии со своими мыслями, человек берет ответственность. Философствуя, человек становится личностью. Если человек не философствует, он удобен для других. Он живет под указания других, по чужим навязанным ценностям. Особенно это хорошо для властей и государства, ибо управлять едино мыслящими массами с одинаковыми ценностями легко, им просто угодить. Но в итоге, государство развивается однобоко.
Поэтому, для меня философия – это инструмент формирования личности. Философствование наделяет человека мудростью, которая является одной из высших добродетелей. И именно она сеет остальные добродетели, такие как мужество, справедливость, умеренность, доброта, скромность. Продолжать можно бесконечно. И, если придерживаться мнению Аристотеля, именно добродетели делают человека счастливым.
Философия – это мудрый путь к счастью. Он долгий и тернистый и пролегает где-то в глубинах человеческой души. Универсального рецепта счастья не существует, иначе мудрецы давно бы его вычислили. Но философствуя, каждый найдет свой секрет.

Источники:
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00564181_0.html
  • http://megalektsii.ru/s43558t1.html
  • http://academia.fzrw.info/archives/1060
  • http://pandia.ru/text/77/328/8811.php
  • http://anarchiekatze.livejournal.com/7844.html