Меню Рубрики

Экономические системы с точки зрения цивилизационного подхода

В современной литературе рассматриваются два подхода к делению экономических систем на типы — формационный и цивилизационный. Такая типология — это частный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию истории общественного развития вообще.

В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным»), это исторический тип экономической системы, основанный на определенном способе производства. Переход к новой общественно-экономической формации обеспечивается только путем смены производственных отношений. Данной точки зрения, являющейся теоретической базой социальной революции, придерживались сторонники марксизма.

В рамках марксистской теории выделялось пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Тем из них, которые были классовыми (рабовладельческой, феодальной, буржуазной и первой стадии коммунистической формации — социализму), соответствовал свой исторический тип государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.

В своей основе формационный подход справедливо раскрывает ту закономерность, что государства, базирующиеся на одном и том же типе экономической структуры общества, обладают характерным набором общих признаков (государства, независимо от времени их существования и места дислокации, основанные на одном и том же типе базиса, будут однотипны в своих принципиальных характеристиках). Вместе с тем этот подход имеет ряд недостатков:

  • однолинейность в трактовке исторического развития экономических систем;
  • игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны: общественная собственность на землю и коллективный труд; государственная собственность на средства производства; господствующий класс в лице чиновничества, для которого основной «собственностью» является власть;
  • деление исторических типов государства на эксплуататорские — рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский — социалистический (хотя норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах была неизмеримо выше, чем в развитых капиталистических странах).

При конкретных исторических условиях социальная революция, опережая объективные процессы развития, может создать неэффективную экономическую систему и затормозить развитие экономики в стране на целые десятилетия. Именно такая ситуация и складывалась в России с 1917 г., когда создана была административно-командная система хозяйства.

Цивилизационный подход: сущность, принципы. Основное отличие цивилизационного подхода

Сущность цивилизационной концепции заключается в том, что социально-экономический прогресс общества протекает постепенно в эволюционной форме. Здесь внимание акцентируется не на общественном богатстве, а на развитии человеческой цивилизации.

В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» где основное предназначение этого термина видится в обозначении типа культуры. С этих позиций цивилизацию можно определить как своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека.

Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английским философом Арнольдом Тойнби (1889-1975 гг.). Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций и провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.

Цивилизационный подход к типологии государства является перспективным, но на данный момент не достаточно разработанным. Поэтому четкого деления государств на типы по этому критерию не дают, называя лишь принципы такого подхода:

  • сущность государства определяется не только реально существующим соотношением сил, но также накопленными в ходе исторического процесса и передаваемыми в рамках культуры представлениями о мире, ценностями, образцами поведения;
  • государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры;
  • разнородность культур во времени и пространстве позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем развитии в других условиях.

В современной литературе отмечается, что основное отличие цивилизационного подхода от формационного состоит в возможности раскрыть экономическое развитие общества и государства через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности. В типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.

Модели экономических систем

модели экономических систем.doc

Понятие и структура экономической системы

Экономические системы с точки зрения цивилизационного подхода

Экономические системы с точки зрения формационного подхода

Модели в рамках экономических систем

Употребление понятия системы имеет долгую историю, уходящую в античную эпоху. В переводе с греческого «система» означает некое целое, состоящее из частей, связанных между собой и образующих целостность.

В каждой из отраслей и сфер экономики в процессе деятельности людей, в процессе производства, создаются материальные и духовные блага. Поэтому совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствии с целью общества называется экономической системой. На сегодня не существует единого определения понятия экономической системы.

Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов).

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться и постоянно возобновляться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических экономических системах.

Как показывает история экономической науки, классификация экономических систем может производиться на основе различных признаков. В основе этой классификации лежит объективное многообразие свойств экономических систем. В укрупненном виде критерии экономических систем можно разделить на три группы:

— социально-экономические (содержательные) критерии;

— объемные и динамические критерии.

Понятие и структура экономической системы

Для определения понятия экономической системы, необходимо дать определение категории «система» в целом. Система – органически целое образование, состоящее из ряда образующих его частей, закономерно и прочно связанных между собой причинно-следственными связями и взаимозависимостями.

Экономическая система – связующее звено между природной и общественной системами. При этом она различными своими сторонами входит в состав и природы и общества. Экономическая система – это совокупность общественных институтов, существование, функционирование и взаимодействие которых определяет характер производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.

Можно назвать следующие основные составные части экономической системы:

1)производительные силы общества, представленные личными, вещественными, социальными факторами;

2) технико-экономические отношения;

3) социально-экономические отношения;

4) хозяйственный механизм.

Производительные силы и технико-экономические отношения образуют технологический способ производства. А технологический способ производства вместе с социально-экономическими отношениями образует социальный или общественный способ производства.

Хозяйственный механизм – это совокупность технико-экономических, социально-экономических, юридических отношений в области хозяйства и гражданского права и экономической политики.

Ввиду всех современных мировых тенденций, можно сказать, что понятие «экономическая система» сейчас охватывает практически все сферы жизни человека и общества, обеспечивает их существование и жизнедеятельность, обуславливает их развитие.

Важным свойством экономической системы является наличие структуры.

Экономическая система общества состоит из малых экономических систем – домохозяйств и предприятий.

Домохозяйство – это малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства – потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями.

Предприятие – малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли.

Отрасль – это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определённые продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы – межотраслевые.

Структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность.

Экономические системы с точки зрения цивилизационного подхода

Цивилизационный подход рассматривается в качестве метода исторической периодизации общества, который предполагает выделение в историческом круговороте различных типов обществ и исторических эпох, проходящих через определенные стадии развития от зарождения до упадка и разрушения.

Приоритет критерия собственности обосновывается следующими положениями:

1. собственность как экономическая категория раскрывает характер отношений, в которые вступают люди в процессе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления;

2. от типа экономической собственности зависят социально-экономический прогресс в обществе, развитие производственных сил, формирование наиболее мощных стимулов к труду;

3. всестороннее развитие человека означает прогресс не только человека-работника, а также прогресс социальной сущности человека.

Критерием классификации таких моделей, являются, как правило, отдельные элементы производительных сил. Содержанием производительных сил является, как известно, отношение людей к природе, их взаимодействие. Из более 3 млн. лет со времени возникновения первобытнообщинного строя лишь около 40 тыс. последних лет происходит активное вмешательство человека в природу.

Аграрная цивилизация существовала до конца XVIII – начала XIX в., то есть периода развертывания промышленной революции, которая усилила активное взаимодействие человека с природой. Ее следствием стало появление индустриального общества, материальной основой которого является система машин, механизация производственных процессов. Вместе с тем, на первых этапах существования энергии, которая вырабатывалась и потреблялась на Земле.

На последующих стадиях развития индустриального общества, особенно на завершающей (вторая половина 30-х – первая половина 50-х годов XX в.), его материальной основой становится комплексная механизация. Усиливается общественное разделение труда, растут профессионально- образовательный уровень работников, их потребности и т.д. Преобладает в этот период машинный труд.

На смену индустриальному обществу приходит постиндустриальное. По мнению сторонников цивилизационного подхода, наиболее важными структурными элементами постиндустриального общества становятся университеты, научные институты и исследовательские организации, а материальные производительные силы перестают играть решающую роль.

Экономические системы с точки зрения формационного подхода

Экономические докапиталистические системы. К таким системам относится первобытнообщинный строй, рабовладельческий и феодальный.

Первобытнообщинный строй. Первобытнообщинное общество закладывало основы будущего строя, соответствующие модели экономического поведения человека. В условиях зарождения человеческого общества отдельная личность не могла выжить в борьбе с природой. Объединение людей в раннюю первобытную общину было связано с необходимостью совместного собирания даров природы, охоты. Для этого совместными усилиями создавались простейшие орудия труда. При первобытнообщинном строе произошли первое и второе крупное общественное разделение труда (отделение скотоводческих племен от земледельческих и отделение ремесленничества от сельского хозяйства), что привело к возникновению обмена между общинами и племенами. Основным экономическим законом этого общества была необходимость совместными усилиями добывать средства существования для общины и ее членов.

Рабовладельческая экономическая система. Рабовладельческий способ производства возник в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. и существовал до V в. н.э. Основными отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство. Доминировал ручной труд. Средства труда изготовлялись из меди, бронзы, железа. Возникают ремесленные города. Происходит третье крупное разделение труда – отделение торговли от производства и выделение класса купцов. Впервые появляются деньги, ростовщический капитал.

Читайте также:  Пространство и время с точки зрения реляционной концепции

Впервые в условиях рабовладельческого строя возникает государственная собственность: государство берет на себя выполнение таких общих для всего общества экономических функций, как строительство ирригационных сооружений, прокладывание дорог, кораблестроение, осуществление единого денежного обращения. Государственные рабы, принадлежащие государству, работали на строительстве дорог, портов, храмов. Государство также фиксировало цены на наиболее важные товары, регулировало заработки ремесленников.

Экономической сущностью рабовладельческого строя были производство и присвоение прибавочного продукта с целью паразитического потребления рабовладельцами путем внеэкономического (физического) принуждения к труду рабов и экономического принуждения свободных земледельцев.

Феодальная экономическая система. Феодальный способ производства возник в V в. и существовал до конца XV – начала XVI в. Главной сферой было сельское хозяйство. Уровень землевладельческой техники был низким, преобладал ручной труд. Отношения собственности характеризовались наделением крестьян землей и другими средствами производства, их личной зависимостью от помещика, присвоением дополнительного и части необходимого продукта методами внеэкономического принуждения. Феодальная земельная собственность распространялась и на города. В VII – XIII вв. города добились независимости и самоуправления. Полноправные мещане становятся юридически свободными, получают имущественные права. Развиваются ремесла и торговля, создаются ремесленные объединения – цеха, в каждом из которых регламентируются все сферы жизни коллектива. Общий контроль над ремесленной деятельностью осуществляет городская власть, она назначает руководителей корпораций (в которые объединялись купцы и ремесленники). В XIV – XV вв. на смену ремесленным объединениям приходит мануфактура – большие рабочие мастерские, основанные на ручном труде и его разделении между десятками работников.

С заменой отработочной ренты денежной распространяется сфера товарно-денежных отношений, а значит, ослабляется натуральное хозяйство. Этому процессу содействовало углубление общественного разделения труда. Оживляется обмен между отдельными городами, зарождается банковская система, появляется кредит. Все это свидетельствует о формировании единого внутреннего рынка. В то же время усиливается имущественное и социальное расслоение товаропроизводителей, которое становится основой возникновения нового типа экономической системы – капиталистического способа производства.

Экономическая система капиталистического типа. Эта система возникла в начале XVI в. и существует в развитых странах до нашего времени. Она является наиболее сложной, поскольку развитие происходит от простого к сложному, от сложного к сложнейшему. Это дает основание для выделения в рамках одной системы различных моделей.

Характеризуя капиталистический способ производства, различаются положительные и отрицательные его черты. В частности:

1. произошел значительный прогресс основной производительной силы – человека (его общеобразовательного, квалификационного, культурного уровней);

2. были созданы наиболее динамичные стимулы к труду;

3. существенно повысился жизненный уровень наемных работников;

4. увеличилась продолжительность жизни населения;

Экономические системы с точки зрения цивилизационного подхода

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Экономические системы с точки зрения цивилизационного подхода

· Цивилизационный и формационный подход

· Основные типы и модели экономики с точки зрения цивилизационного

2. Экономические системы с точки зрения формационного подхода

· Экономические докапиталистические системы

· Экономическая система капиталистического типа

3. Экономические системы с точки зрения товарно-денежных отношений

· Рыночная экономика и ее эволюция

· Закон ускоренного развития экономических систем

4. Причины возникновения планомерно-рыночной системы и основные функции государства

· Причины возникновения планомерно-рыночной системы

· Закон планомерного развития экономики

· Несостоятельность рыночного регулирования в современных условиях и основные функции государства

5. Сущность и структура хозяйственного механизма

· Соотношение хозяйственного механизма с основными элементами экономической системы

· Основные функции хозяйственного механизма и его сущность

Список использованной литературы

1. Экономические системы с точки зрения

Цивилизованный и формационный подход. Цивилизованный подход рассматривается в качестве метода исторической периодизации общества, который предполагает выделение в историческом круговороте различных типов обществ и исторических эпох, проходящих через определенные стадии развития от зарождения до упадка и разрушения.

В таком историческом круговороте одни исследователи выделяют множество стадий, другие – только три. Такой подход значительно уже формационного. В методическом аспекте он требует одновременного обоснования всех существующих укладов, стадий, которым свойственны формационные ступени эволюции общества. Его основным недостатком является отрицание процесса эволюции человеческого развития, в частности, закономерного перехода от менее развитых экономических систем к более развитым. По другой классификации, в развитии общества с древнейших времен до наших дней выделяют только три цивилизации – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. В данном случае цивилизационный подход шире формационного.

В отличие от цивилизованного, формационный подход объясняет переход от менее развитых общественно-политических формаций к более развитым, прежде всего, экономическими факторами, в частности, развитием системы производительных сил в их взаимодействии с производственными отношениями, которые формируют общественный способ производства. Определяющим критерием периодизации различных общественных способов производства является тип собственности на средства производства. На этом основании выделяются первобытнообщинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм и коммунизм (в рамках которого выделяют низшую и высшую фазы).

Приоритет критерия собственности обосновывается следующими положениями:

1) собственность как экономическая категория раскрывает характер отношений, в которые вступают люди в процессе непосредственного производства, обмена, распределения и потребления. Имеется в виду наличие эксплуатации одного человека (или социальной группы) другим, способы осуществления процесса присвоения одним человеком результатов труда другого человека, полюсы бедности и богатства, экономическая сущность государства и т.д.;

2) от типа экономической собственности (на средства производства и результатами труда, в том числе и управления собственностью) зависят социально-экономический прогресс в обществе, развитие производственных сил (каждого элемента), формирование наиболее мощных стимулов к труду;

3) всестороннее развитие человека означает прогресс не только человека-работника, а также прогресс социальной сущности человека.

В экономической литературе часто пытаются приуменьшить роль экономической собственности в обществе. Так Д. Белл1 называет собственность юридической фикцией. Это свидетельствует о неправильном толковании сущности данной категории, стремлении отойти от острых проблем общества. Подход, при котором основой классификации экономических систем рассматривают критерий собственности, называется формационным.

Наличие различных моделей экономических систем представлено на рис. 1.

Основные типы и модели экономики с точки зрения цивилизационного подхода. Критерием классификации таких моделей, являются, как правило, отдельные элементы производительных сил. Содержанием производительных сил является, как известно, отношение людей к природе, их взаимодействие. Из более 3 млн. лет со времени возникновения первобытнообщинного строя лишь около 40 тыс. последних лет происходит активное вмешательство человека в природу. Это обусловлено истощением природных ресурсов и переходом от присваивающего (собирательного) хозяйства (когда основным видом деятельности человека было собирание плодов, охота на диких зверей и т.д.) к воспроизводящему хозяйству (или производственной экономике) – земледелию и скотоводству. Материальной основой для такого перехода было усовершенствование обработанных каменных орудий труда. Этот переход получил название неолитической революции, которая явилась первой в мире технологической революцией и знаменовала собой, по определению выдающегося американского ученого-этнографа Л. Моргана2, переход человечества от этапа варварства к этапу цивилизации, в частности, к аграрной цивилизации. Такой переход означал значительный «скачок» в увеличении производительности труда, свидетельством чему стало постоянное производство прибавочного продукта, появление вследствие первого крупного общественного разделения труда – отделения скотоводства от земледелия – постоянного обмена. Что касается места человека (основной производительной силы) в производстве, то он занимался только ручным трудом.

Аграрная цивилизация существовала до конца XVIII – начала XIX в., то есть периода развертывания промышленной революции, которая усилила активное взаимодействие человека с природой. Ее следствием стало появление индустриального общества, материальной основой которого является система машин, механизация производственных процессов. Вместе с тем, на первых этапах существования энергии, которая вырабатывалась и потреблялась на Земле. Выдающийся украинский индустриального общества еще преобладала мышечная система человека. Так, в первой половине XIX в. на силу человека и домашних животных приходилось почти 96% всей экономист С. Подолинский3 в этой связи утверждал, что благодаря именно человеческому труду сохраняется и приумножается солнечная энергия на Земле, которая противостоит процессу рассеивания энергии, помешает организованность различных систем.

Развитие цивилизационного подхода в характеристике экономических систем. Теории индустриального развития общества

Читайте также:

  1. CASE-технология создания информационных систем.
  2. I. Основные этапы развития знаний об эндокринных железах.
  3. I. Предмет и история развития.
  4. I. Развитие капиталистических отношений в России на рубеже XIX-XХвв.
  5. I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя
  6. I. Разрабатывается общая структура ИС с выделением функциональных и обеспечивающих подсистем.
  7. I. Социально-экономическое развитие стран Запада в сер. XVII — сер. XIX вв. Промышленный переворот.
  8. I. Философия в жизни человека и общества.
  9. I.5. Этапы развития науки.
  10. II. Завоевание Китая маньчжурами. Экономическое положение страны в XVII – начале XIX вв.: аграрная политика Цинской династии, особенности развития городского ремесла
  11. II. Идейно-политическое развитие стран Запада в сер. XVII — сер. XIX вв.
  12. II. Мышечная оболочка (миометрий) — очень сильное развитие

Содержание и структура экономической системы общества.

Виды современных экономических систем.

Развитие цивилизационного подхода в характеристике экономических систем. Теории индустриального развития общества.

Содержание и структура экономической системы общества.

Лекция 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИИ

2. Формационный подход: понятие способа производства.

Экономика – сложное системное образование. Если рассматривать ее как некоторую целостность, состоящую из множества компонентов, то она предстанет как экономическая система.

Экономическая система общества – это сложная упорядоченная совокупность экономических элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Свойства экономической системы как целого не тождественны простой сумме свойств входящих в нее структурных элементов. Появляется новое качество, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Экономическая система общества состоит из более мелких экономических систем – государственного сектора, домохозяйств, предприятий.

Государственный сектор – это предприятия, организации, управленческие структуры, организующие и регулирующие экономическое развитие общества.

Домохозяйство – малая система, которая представляет владельцев ресурсов (в первую очередь трудовых) и потребителей в рамках семьи.

Предприятия (фирмы) – малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью определенных ресурсов.

Основу любой экономической системы составляет производство. Производство всегда осуществляется в общественной форме, так как изолированно от общества человек производить не может – ему понадобятся сырье, материалы, орудия труда, изготовленные другими людьми. Вместе с тем продукт труда человека также предназначен для других людей, для общества. Отношения, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг называют производственными отношениями.

Читайте также:  Какая точка зрения на крестьянскую реформу

Для стабильности экономической системы общества необходимо, чтобы производство, распределение, обмен и потребление плавно перетекали друг в друга. Постоянное возобновление процесса производства означает воспроизводство. Выделяют три основных вида воспроизводства:

· простое воспроизводство – производство благ на протяжении определенного периода времени осуществляется в неизменном объеме;

· суженное воспроизводство – с течением времени объемы производства сокращаются;

· расширенное воспроизводство – с течением времени объемы производства возрастают.

Экономическая система общества существует не обособленно, а в тесной связи с другими сферами общественной жизни.

2. Формационный подход: понятие способа производства.

Современный мир характеризуется наличием самых разнообразных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т.е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, построенные на разных подходах.

Формационный подход характерен для марксистской теории. В соответствии с формационным подходом экономические системы принимают образ пяти способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Способ производства выступает в виде совокупности производительных сил и производственных отношений.

К производительным силам относятся рабочая сила и средства производства. В последнее время в производительные силы стали включать и науку. Средства производства, в свою очередь, состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда представляют собой комплекс вещей или предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага. Это – энергия, машины, механизмы (от простого молотка до ЭВМ). Предметом же труда является то, на что направлен человеческий труд, т.е. из чего производятся материальные блага. Это сырье, материалы.

В других теориях, в том числе современных западных, производительные силы выступают как факторы производства: труд – земля — капитал – предпринимательская способность.Прослеживаетсяследующее соответствие между ними и упомянутыми выше производительными силами.

Труд (рабочая сила) есть расходование физической, нервной и умственной энергии человека с производственной целью и является первым и главным фактором любого производства.

Средства производства, будучи производительными ресурсами, которые создаются и накапливаются людьми, в западной экономической науке называются капиталом и представляют собой второй фактор производства.

Необходимо заметить, что и сам труд, и средства труда, и предметы труда не могут существовать без природы и ее ресурсов, главным из которых является земля. Она выступает и как главное средство труда, и как главный предмет труда. Вне земли и без земли организовать какое-либо производство невозможно, а значит, одновременно (выражаясь западной терминологией), она является и третьим фактором производства.

Степенью развития производительных сил наиболее существенно и полно характеризуется степень развития общественного производства. Но производительные силы – это лишь одна сторона общественного производства. Другая его сторона – производственные отношения. Производственные отношения возникают в процессе производства между людьми, стоящими по разные стороны собственности на средства производства (или, в более современной трактовке, на факторы производства). Суть производственных отношений – это отношения собственности. Собственник наименее доступного на данный моментфактора производства занимает положение преимущественное, даже господствующее, и может диктовать свои условия производства собственникам других менее ценных факторов.

Определенно можно сказать, что если производительные силы являются содержанием общественного производства, то производственные отношения есть общественная форма, в которой осуществляется это производство. Именно поэтому одним из важнейших законов общественного развития является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Несоответствие ведет к нестабильности системы, которая рано или поздно перерастает в следующую систему, где уровень эффективности производства будет более высоким.

Производительные силы развиваются последовательно и неумолимо, и с течением времени им становится тесно в установившейся на данный момент оболочке производственных отношений. Например, за исторический период рабовладельческих производственных отношений степень развития производительных сил возросла значительно, но раб не был заинтересован эффективно работать ни при более, ни при менее совершенных средствах производства. Производственные отношения сменились на более соответствующие тому уровню развития производительных сил, который установился на тот момент (феодализм).

Производственные отношения являются основными или базиснымиотношениями в обществе. Но отношения между людьми не исчерпываются производственными или экономическими. Общество пронизывается во всех направлениях и другими отношениями: семейными, юридическими, национальными, культурными, религиозными, политическими и другими, носящими в своей совокупности название надстройки общества. Базис (экономический строй) и надстройка находятся в единстве, во взаимосвязи. Базис общества определяет его надстройку, задает направление развития. Но их единство заключается в том, что со временем надстройка все более и более влияет на базис и определяет параметры его развития и совершенствования.

Данный подход, как и любой другой, имеет свои достоинства и недостатки. С помощью формационной теории история человечества предстает в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограниченность же этого подхода в его применимости в основном к Западной Европе. Поэтому он не имеет всеобщего значения. Именно это привело к тому, что в последнее время возрос интерес к другому, цивилизационному, подходу в изучении экономических систем.

Цивилизационный подход предполагает изучение мировой истории как единого планетарного целого с постепенной сменой цивилизаций. Цивилизация в отличие от формации связана не столько с материально-вещественными, сколько с духовными аспектами общественного развития, причем с той их частью, которая определяется не только (и не во всем) существующим способом производства. Более того, цивилизация сама активно воздействуют на формирование социально-экономических структур. Если в формационном подходе доминанта – экономика, то в цивилизационном – общечеловеческие ценности.

Эта теория находится в начальной стадии своего развития. Само понятие цивилизации практически еще и не утвердилось в нашей литературе. Каждый автор под цивилизацией понимает нечто другое, отличное от остальных. На данный момент в цивилизационном подходе наметилось три направления.

Первое за основу развития человечества берет научно-технический и культурно-исторический прогресс. Исходя из этого выделяется 7 цивилизаций, которые сменяют одна другую следующим образом: неолитическая, восточно-рабовладельческая, античная, раннефеодальная, предындустриальная, индустриальная и постиндустриальная.

Второе направление – это так называемая теория этногенеза. Ее основоположник – русский социолог Л. Н. Гумилев (1912 – 1992). Согласно этой теории, люди – это организации, живущие на определенной территории в коллективах (этносах). Приспосабливаясь к условиям окружающей среды, ландшафта, природы, коллективы-этносы вырабатывают свои правила поведения, стереотипы или исторические традиции, которые и составляют основные отличия членов одного этноса от другого. У всякого этноса есть начало и конец, как у живого организма. Этносы таким образом сменяют друг друга.

Третье направление выдвигает такой критерий как духовные и прежде всего религиозные ценности и изучает их возникновение, борьбу, уход в небытие, выживание и современное развитие. Наиболее яркий представитель этого подхода А. Тойнби выделяет понятие локальной цивилизации – общности людей, которая объединена духовными традициями и проживает на данной территории. Всего в истории человечества он выделял свыше двадцати цивилизаций. В настоящее время основные из них следующие: западно-христианская, православно-христианская, иудейская, исламская, индуистская, дальневосточная, буддистская, конфуцианская. Особое место занимает африканская цивилизация.

В настоящее время большинство обществоведовов сходятся на том, что цивилизационный подход не должен заменять формационный. Это взаимодополняемые подходы, с разных точек зрения объясняющие один и тот же процесс развития человечества. Цивилизационный подход может заменить формационный, лишь вобрав в себя формационный, приобретя тем самым его стройность, логичность, превратившись в субординированную систему. Только тогда указанная система может показать закономерности смены одной цивилизации другой, а следовательно, исторически и логически объяснить восхождение человеческого общества от первобытного стада до современного состояния.

Согласно еще одной классификации, при которой используется критерий «степень индустриального развития общества», выделяют три экономические системы: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную («информационное общество»). Хотя данный подход наблюдается и у О. Тоффлера, и у Дж. Гелбрэйта, и у У. Ростоу, остановимся подробнее на концепции Д. Белла (термин «постиндустриальное общество» введен им).

История реализует себя как трехфазный процесс последовательной смены типов цивилизационной организации.

Первая фаза – традиционное общество. Оно основано на сельском хозяйстве и характеризуется консервативной социальной структурой и авторитарными формами культуры.

Вторая фаза – индустриальное общество. Оно характеризуется машинной индустрией на базе новой техники и технологии, оформлением национальных либерально-демократических государств, урбанизацией и стандартизацией стиля жизни. Стиль мышления – рационализм и индивидуализм.

Третья фаза – постиндустриальное общество. Она характеризуется:

1. Переориентацией экономики на сферу сервисных услуг и доминирование наукоемких отраслей промышленности.

2. Создание интеллектуальных технологий.

3. Радикальное изменение в социальной структуре общества, сопровождающееся заменой классовой дифференциации, свойственной индустриальному обществу на профессиональную; при этом основное социальное противоречие конституируется не как конфликт между трудом и капиталом, а как конфликт между некомпетентностью и профессионализмом.

4. Выдвижение на первый план феномена знания как основы общественных отношений.

5. Переориентация культурной сферы на приоритеты интеллектуализма.

Стадии индустриального роста можно охарактеризовать по некоторым показателям представленным в таблице:

Стадии развития общества Доиндустриальная Индустриальная Постиндустриальная
Главная сфера экономики Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг
Основной лимитирующий фактор производства Земля Капитал Информация
Основная господствующая социальная группа Собственники земли Собственники капитала Собственники информации

Нужно отметить, что исторически, как писал известный американский экономист Дж. Гелбрэйт, «власть переходит к тому фактору производства, который наименее доступен и который труднее всего заменить» ( Дж. К. Гелбрэйт «Новое индустриальное общество», М., 1961, с. 83).

То есть, во времена докапиталистические символом экономической власти могло быть владение землей. Затем происходило перемещение власти от этого фактора к другому. «Когда капитал играл решающую роль, и капиталисту принадлежал контроль над корпорацией, он максимизировал то, что он поставлял, а именно доход на капитал. … Что же касается техноструктуры, то она поставляет не капитал, а специальные знания и организаторские способности. Поэтому она будет стремиться не к максимизации дохода на капитал, а к максимизации успеха в качестве организации» (Там же, с. 166-167).

Дата добавления: 2014-01-15 ; Просмотров: 757 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 2. Формационные и цивилизационные подходы к исследованию экономических систем.

В экономической науке сложились два подхода к изучению современного общества: формационный и цивилизационный. Суть формационного подхода состоит в том, что в качестве глубинной причины развития человеческого общества рассматривается изменение его производственной основы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы, которые и определяют весь комплекс экономических, политических, правовых и других форм человеческого общения на различных этапах развития общества. Следует отметить, что формационному подходу присущ ряд недостатков. Это, в частности, относится к утверждению об обязательности прохождения в своем развитии всех стран и народов через пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, а также чрезмерному акценту на антагонистический характер отношений между собственниками и не собственниками средств производства.

Читайте также:  Части речи с когнитивной точки зрения кубрякова 1997

Смена формаций объясняется следующим образом

Производительные силы и производственные отношения являются основными элементами экономической системы и вместе образуют экономический основу общества, от которого зависят экономические, политические, правовые, идеологические и другие отношения и институты.

Производительные силы – это вещественные, энергетические, личностные и другие факторы, обеспечивающие производство. Производительные силы – включают в себя средства производства (Предметы труда + Средства труда) и Труд (люди обладающие знаниями, производственным опытом и навыками к труду и приводящие в действие средства производства). Производительные силы изменяются, поэтому в каждый новый период производства экономической системе присущи новый уровень и характер развития производительных сил. Производственные отношения это отношения собственности на средства производства + отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Производительные силы – материально-вещественная сторона производства, а производственные отношения – общественная сторона производства, определяющая экономические роли определенных субъектов в экономике и формы развития производительных сил.

Производительные силы являются активным элементом экономического способа производства. Они постоянно развиваются, но для их развития необходимы соответствующие экономические отношения, формирующие организационную структуру управления и хозяйственный механизм.

Экономические же отношения являются пассивным, консервативным элементом экономической системы, поэтому развитие производительных сил опережает существующие формы производственных отношений и последние на определенном этапе начинают его тормозить. Противоречия между производительными силами и производственными отношениями приводят к социальной революции. В результате этого меняется система производственных отношений → меняется экономическая система (общественный строй). Появляются новые формы собственности, формы хозяйствования, политические, правовые институты и механизмы управления, присущие новой формации, все это создает благоприятные условия и возможности для развития производительных сил. Тем самым обеспечивается поступательное движение экономики, общества в целом.

Отличие цивилизационного подхода состоит в том, что главенствующая роль в нем отводится социокультурному или религиозному фактору. Причем само понятие «цивилизация» употребляется в разных смыслах. В более широком, глобальном, всемирном смысле цивилизация рассматривается как определенная эпоха в историческом развитии общества. Так, выделяют доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную цивилизацию или традиционную (патриархальную), авторитарную и либеральную демократическую (рыночную) цивилизацию. В более узком смысле понятие «цивилизация» рассматривается как явление локальное, территориально ограниченное, например западно-христианская, православно-христианская, исламская, индуистская, китайская, японская, африканская, латиноамериканская.

Цивилизационный подход ведет свое начало с работ русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, английского историка Арнольда Тойнби, немецкого философа Освальда Шпенглера. Настоящее время нет четкого понимания что такое цивилизация. Каждый исследователь трактует его по-своему.

Цивилизационный подход описывает экономические процессы с точки зрения обобщенного синтезированного взгляда на историю. Поэтому, в центре внимания не одна сторона общественной жизни (не экономические отношения), а совокупность всех сторон жизни общества – материальная, культурная, духовная, религиозная, нравственная и т.д. Цивилизация характеризует как стадию развития общества, так и культурный исторический тип. Каждому народу присуща своя цивилизация. Термин цивилизация используется для оценки характера и уровня развития культуры.

В формационном подходе основное внимание в экономической системе уделяют формам собственности на средства производства и способу присвоения результатов производства.

При втором подходе – технической оснащенности производства и при третьем – общечеловеческим ценностям свободе, демократии и др., определяющем развитие системы.

economics / 15. Классификация экономических систем — формационный, цивилизационный, технологический подходы

Классификация экономических систем: формационный, цивилизационный, технологический подходы.

Экономические системы находятся в постоянном движении и развитии. На смену одной экономической системы приходит другая. В результате этих процессов осуществляется естественное историческое развитие общества. Формационный подход. В соответствии с формационным подходом историческое развитие общества сводится к смене одной общественно- экономической формации другой, более прогрессивной. Основоположниками формационного подхода являются марксисты. История развития общества, согласно этому подходу, — это пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая икоммунистическая, состоящая из двух стадий: социализма и коммунизма. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. В настоящее время формационный подход не находит широкого круга сторонников в научном мире. Это связано с тем, что в ряде стран, прежде всего азиатских, эта классификация вообще не применима к процессу исторического развития. Более того, за пределами формационного подхода остается человек с его потребностями и ценностями. Все это обусловливает поиск новых критериев, посредством которых можно провести анализ общественного развития. Цивилизационный подход. Суть цивилизационного подхода заключается в том, что историческое движение общества рассматривается как развитие различных этапов (циклов) цивилизации. На основе циклического подхода осуществляются различного рода классификации. Цивилизационный подход рассматривает развитие общества как естественный, эволюционный процесс. В центре внимания рассматриваемой теории находится человек с его постоянно растущими потребностями, научные, экономические, культурные ценности.

Вопрос о типах экономических систем всегда относился к числу наиболее сложных и дискуссионных. В настоящее время сложились два основных подхода к его трактовке. Формационный подход связан непосредственно с учением К. Маркса. Маркс установил, что совокупность производственных отношений составляет базис, на котором вырастает надстройка — система политических, этических, семейных и иных соц.отношений, идей и учреждений.

Способ производства, при котором есть единство и взаимодействие с надстройкой, со всеми формами деятельности, характерной для конкретного исторического общества, образует общественно-экономическую формацию (ОЭФ). Согласно данной теории, развитие общества — это исторический процесс, в ходе которого одна формация сменяет другую. Формация вызвана необходимостью, суть которой такова: производственные отношения (ПО) соответствуют определенной стадии развития производительных сил. В рамках данной теории были выработаны критерии, по которым различают типы ОЭФ и соответственно типы ЭС:

• основополагающая роль производительных сил (ПС) и орудий труда в экономическом развитии общества;

• поступательное движение от изжившей себя ОЭФ к более прогрессивной;

• последовательный переход от одного общества к другому;

• способ и форма присвоения прибавочного труда и продукта;

• характер соцотношений между людьми в данном обществе;

• место и роль ОЭФ в истории человечества.

Руководствуясь этими критериями, Маркс выделил пять ОЭФ: > первобытнообщинная, > рабовладельческая, > феодальная, > капиталистическая, > коммунистическая. Развитие и смена ОЭФ подчинены законам диалектики. Общество претерпевает развитие каждой формации и скачки, в ходе которых накопленные изменения приводят к коренным изменениям структуры ОЭФ, которая превращается в другую формацию. Переход от одной формации к другой всегда является революционным переходом. В рамках межформационной стадии разрешается конфликт между новыми ПС и старыми ПО, происходит скачок от низшего общественного строя к высшему. Происходящие при этом процессы необратимы.

Цивилизационный подход характерен для западной экономической науки. Сам термин «цивилизация» (Ц) до сих пор не имеет однозначного толкования. Понятие Ц неизменно обращает внимание на достижения в экономике, соцсфере, культуре, на их росте, степени зрелости и распространения в рамках данной соцобщности. Каждая Ц — это определенный этап в технико-экономическом и социально-культурном развитии данной соцобщности. Как и в формационной теории, цивилизационный подход имеет критерии определения типов ЭС:

• коренные изменения в технике, технологии и организации производства;

• движение от низшей стадии аграрного общества (АО или АЦ) до высшей (постиндустриальное общество через индустриальную стадию);

• технико-экономическое, политическое, социально-культурное, территориальное, демографическое и национальное своеобразие конкретного типа Ц;

• роль и значимость научно-технической революции (НТР);

• изменение форм и методов управления экономикой;

• наличие общечеловеческих ценностей.

Так, американский экономист У. Ростоу — основоположник теории «стадии экономического роста» — рассматривает НТР и связанные с ним изменения. В этой связи он подразделяет экономическую историю на пять стадий:

• традиционное общество, которое охватывает три предшествующие капитализму ЭС (примитивная техника, низкий уровень производства, с/х экономика, отсутствие экономического роста);

• переходное общество, появившееся в Западной Европе в конце XVII — начале XVIII в. (научные открытия в производстве, расширение национальных и мировых . рынков, накопление капиталов, появление предпринимательства, создание централизованных государств);

• стадия подъема, которая приходится для Англии на конец XVIII — начало XIX в. (промышленная революция, экономический рост, развитие инфраструктуры, предпринимательства);

• стадия быстрого созревания, которая началась в Западной Европе в конце XIX в. (создание мирового хозяйства, быстрый экономический рост в отраслях, связанных с НТР, массовая урбанизация);

• стадия (век) высокого массового потребления (прежде всего сферы услуг и производства товаров длительного пользования, высокий уровень личного потребления).

Другой американский экономист Дж. Гэлбрейт, развивая теорию «индустриального общества» (ИО) (ее основоположником принято считать французского социолога Р. Арона), утверждает, что экономическое развитие общества определяется ролью каждого фактора производства в этом процессе. Первоначально таким фактором была земля, затем капитал, наконец, «техноструктура», т. е. управленческий аппарат крупных корпораций, обеспечивший переход к «ИО». Эти факторы определяют целые «эпохи», смена главенства одного фактора другим приводит и к смене «эпохи».

Напоследок рассмотрим сходства и различия формационной (ФТ) и цивилизационной (ЦТ) теорий.

обе теории раскрывают всемирно-историческую роль ПС в истории человечества;

обе теории рассматривают историю как процесс перехода от одной ступени развития к другой, более высокой;

в ФТ ключевое значение придается исследованию соцэкономических отношений, в ЦТ же — анализ отношений хозяйственных;

в ФТ доминирует классовый подход, в ЦТ он фактически отсутствует; о согласно ФТ переход од одной исторической ступени к другой происходит посредством социальной революции, с точки зрения ЦТ он осуществляется преимущественно эволюционно.

в ФТ есть определенное зерно истины, поэтому полностью отрицать ее нельзя. ЦТ же находится в начальной стадии разработки, поэтому наиболее предпочтительнее выглядит позиция исследователей, которые выступают за органическое сопряжение и той, и другой теории.

Источники:
  • http://referat911.ru/Ekonomicheskaya-teoriya/modeli-jekonomicheskih-sistem/25124-1231197-place1.html
  • http://www.newreferat.com/ref-24644-1.html
  • http://studopedia.su/10_116182_razvitie-tsivilizatsionnogo-podhoda-v-harakteristike-ekonomicheskih-sistem-teorii-industrialnogo-razvitiya-obshchestva.html
  • http://studfiles.net/preview/3845203/page:12/
  • http://studfiles.net/preview/519687/