Меню Рубрики

Экономическая основа идеального государства с точки зрения т мора

101. Основные акторы социальной активности, направленной на обеспечение прав человека
• институты государства
• институты гражданского общества

102. Во внутренней жизни страны социальное государство реализуется в…
• социальной политике

103. Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т. Мора
• отмена частной собственности

104. В основе перехода общества в постиндустриальную фазу лежит…
• научно-технологический прогресс, а именно – производство информации и её использование

105. Цель политики с точки зрения Аристотеля
• справедливость (общее благо)

Экономическая основа идеального государства с точки зрения т мора

1. Термин «социальное государство» в середине 19 в. предложил …
К.Маркс
О. фон Бисмарк
Л. Фон Штайн
У.Черчилль
Аристотель
Т.Мор

2. Первый в истории проект идеального государства разработал …
Сократ
Платон
Аристотель
Конфуций

3. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной ассамблеей ООН в … году.
1948
1921
1789
1991

4. Понятие «феминизм» …
отражает идею установления равенства гражданских прав женщин и мужчин
отражает идею установления правовых преференций женщинам по отношению к мужчинам
предполагает наделение женщин политическими (избирательными) правами

5. Цель политики с точки зрения Аристотеля
справедливость (общее благо)
всеобщее равенство
безопасность государства
счастье каждого человека

6. Развитие утопического социализма в 18-19 вв. связано с …
переходом от варварства к цивилизации
глобализацией социальных процессов
развитием капитализма и углублением социальных противоречий
возникновений мировой системы социализма и началом «холодной войны»

7. Социальное государство у Платона основано на …
власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей
принципе справедливой оплаты труда работников
полном имущественном равенстве граждан
стимулировании государством частной инициативы

8. По Аристотелю, наилучшее государство — это общество, которое основано на…
преобладании среднего, слоя, который владеет частной собственностью
освященной религией иерархии каст
личной свободе граждан и их имущественном неравенстве
полном равенстве всех людей

9. Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому – по его труду» сформулировал …
А. Сен-Симон
К.Маркс
Т.Мор
Р.Оуэн

10. Социализм с точки зрения К.Маркса …
рассматривается как переходная ступень к наиболее совершенному состоянию общества, которое называется коммунизмом
желаемый, но недостижимый идеал, выполняющий регулятивную функцию
одна из возможных моделей государственного устройства на индустриальном этапе развития

11. Представители христианского гуманизма
Т.Мор, Эразм Роттердаммский
Фома Аквинский, Августин Аврелий
К.Маркс. Ф.Энгельс
Платон, Аристотель

12. Политическая идеология, с подъемом которой связана критика теории и практики социального государства в конце 20 в.
социал-демократия
неоконсерватизм
национал-социализм
либерализм

13. Определение человека как политического животного дал …
Платон
Аристотель
Макиавелли
К.Маркс

14. Автор книги «Государь»
Т. Кампанелла
Н.Макиавели
Ф.Энгельс
Аристотель
Вольтер

15. Автор книги «Утопия»
Т.Мор
Т. Кампанелла
Н.Макиавели
Ф.Энгельс

16. Концепции «информационного общества» разрабатывали …
Д.Белл, Э. Тоффлер
К.Маркс, Ф.Энгельс
Платон, Аристотель
П.Сорокин, Г.Плеханов

17. Гуманизм – это …
мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности
учение о равенстве всех людей
учение о творении человека Богом
синоним идеи социальной справедливости

18. В основе перехода общества в постиндустриальную фазу лежит …
научно-технологический прогресс, а именно – производство информации и её использование
переход к коммунистическим общественным отношениям
переход к крупному машинному производству как технологической основе экономики
становление рыночной экономики
государственное регулирование всех сторон общественной жизни

19. Три главных слоя граждан по Аристотелю
очень зажиточные, средние, крайне неимущие, а также рабы
высший, средний и низший классы
рабочие, крестьяне, рабы и интеллигенция
политики-философы, воины, ремесленники и торговцы

20. Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т.Мора
частная собственность
отмена частной собственности
государственное регулирование рынка
«военный коммунизм»

1. Миссия социальной политики, характерная для эпохи светского демократического государства
социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала
тотальное повиновение масс и контроль над ними
информационный контроль социально-экономической и политической жизни
установление социально-экономического равенства всех социальных групп

2. Легитимация власти
обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения в первую очередь на основе общепринятых в обществе моральных представлений
обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения на основе юридических норм
обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения на основе религиозных установлений
юридическая и моральная законность действующей политической власти

3. Форма социального общежития, которая является условием существования современного социального государства
социальное партнерство
социальный конфликт
рыночная экономика
государственное регулирование экономики
гражданское общество

4. Соответствие политической эпохи и основы циклов центральной власти:
Древние мифо-династические государства (Древний Египет, древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия) Опора на династичность
Светское тоталитарное государство (тоталитарные государства XX века) Опора на репрессивный аппарат
Светское демократическое государство (демократические государства 20-21 вв.) Опора на регулярные циклы смены правящих групп посредством института выборов

5. Социальный конфликт:
социальные группы общества придерживаются настолько различных, несовместимых представлений о «правильной жизни», что её достижение представляется возможным только при условии устранения всех социальных групп, придерживающихся иных представлений
неразрешимое противоречие между личностью и обществом
любой конфликт между различными общественными группами

6. Миссия социальной политики, характерная для эпохи древних мифо-династических государств
утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания
утверждение веры в Бога как творца и вседержителя мира
тотальное повиновение масс и контроль над ними
информационный контроль социально-экономической и политической жизни

7. Историческая миссия социального государства
обеспечение приоритетного сохранения, накопления, развития человеческого капитала общества, сохранение этно-культурного социального разнообразия в обществе
создание идеального общественного устройства
максимальная реализация предпринимательской инициативы
гармонизация отношений между природой и обществом

8. Социальная политика
комплекс мер, направленных на совершенствование взаимоотношений между различными социальными группами в обществе
синоним внутренней политики
политика в области социального обеспечения слабо защищенных групп населения

9. Соответствие политической эпохи и социального положения населения
Древние мифо-династические государства (Древний Египет, древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия) Патриархальная повинность, рабство
Светское тоталитарное государство (тоталитарные государства XX века) Всеобщая трудовая повинность, социальная сегрегация
Светское демократическое государство (демократические государства 20-21 вв.) Политика равных минимальных социальных гарантий для всех слоёв населения

10. Социальное государство – это …
форма организации власти, опирающаяся на ту или иную модель социального общежития и ориентированная на цели устойчивого социального совершенствования общества
форма организации власти, при которой управление государством осуществляется всем обществом
тип общества, характеризующийся высоким уровнем массового потребления
тип общественного устройства, при котором отсутствуют конфликты между различными группами населения

11. Социальное положение населения
статус широких слоёв населения, непосредственно не осуществляющего полномочия власти
низкий уровень доходов населения
возможность граждан участвовать в политической жизни страны через всенародные выборы
комплексный показатель уровня жизни населения

12. Модели социального общежития
социальный конфликт
рыночная экономика
социальное партнерство
социальное отчуждение
административно-командная система
информационное общество

13. Соответствие политической эпохи и социальной опоры власти
Древние мифо-династические государства (Древний Египет, древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия) Правящий клан, жрецы, воины
Светское тоталитарное государство (тоталитарные государства XX века) Правящая группа влияния, руководители/ собственники индустриальных ресурсов, в т.ч. ВПК, репрессивный аппарат, армия
Светское демократическое государство (демократические государства 20-21 вв.) Правящие социальные группы, политические партии, государственный аппарат, представленные в политическом процессе социальные группы и НКО

14. Ограничения публичной этно-культурной идентичности и терроризм характерны для … государств.
Древних мифо-династических
Светских тоталитарных
Светских демократических

15. Соответствие:
социальные группы общества придерживаются настолько различных, несовместимых представлений о «правильной жизни», что её достижение представляется возможным только при условии устранения всех социальных групп, придерживающихся иных представлений социальный конфликт
различные социальные группы и отдельные граждане стремятся обеспечить своё автономное благополучие внутри страны за счёт самоизоляции, за счёт минимизации или полного исключения своего участия в делах страны социальное отчуждение
форма социального общежития, в основе которой лежат, общие ценности, общее знание, общие практики, а также общие формы социально-исторической памяти и идентичности социальное партнерство

16. Устойчивое социальное совершенствование общества
процесс, направленный на установление наилучшего с точки зрения субъектов социальной политики социального устройства общества
идеальное общественное устройство, невозможное на данном этапе общественного развития
тип общественного развития, характеризующийся лишь постепенными количественными изменениями
повышение уровня доходов на душу населения государства

17. Социальная опора власти
социальные группы, обеспечивающие поддержку существования власти правящей группы или лидера
экономические предпосылки политической власти
идейные и психологические условия существования правящего режима
статус широких слоёв населения, непосредственно не осуществляющего полномочия власти

18. Соответствие политической эпохи и мировоззренческой платформы власти:
Древние мифо-династические государства (Древний Египет, древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия) Мифо-ритуальная
Светское тоталитарное государство (тоталитарные государства XX века) Тоталитарная идеология, вождизм
Светское демократическое государство (демократические государства 20-21 вв.)Мировоззренческий плюрализм

19. Миссия социальной политики, характерная для эпохи светского тоталитарного государства
массовая социальная селекция для обеспечения тотального повиновения
утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания
утверждение веры в Бога как творца и вседержителя мира
установление социально-экономического равенства всех социальных групп

20. В сфере международных отношений социальное государство реализуется в первую очередь в …
политике защиты прав человека
международных договорах и соглашениях
деятельности международных неправительственных организаций
внешней политике государства

21. Политические проблемы современного светского демократического государства
неравномерность представительства социальных групп граждан в работе политических институтов
ограниченность и династичность правящих социальных групп и коррупция
однопартийная система и тотальный контроль народных масс
политика равных минимальных социальных гарантий для всех слоёв населения

22. Миссия социальной политики, характерная для религиозно-династического государства
утверждение веры в Бога и праведной земной жизни верующего ради обретения им вечной жизни
утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания
тотальное повиновение масс и контроль над ними
информационный контроль социально-экономической и политической жизни

Читайте также:  Давление и температура газа с точки зрения мкт

23. Во внутренней жизни страны социальное государство реализуется в …
социальной политике
внутренней политике
бюджетной и налоговой политике
конституционно-правовых нормах

24. В странах-организаторах ЕС (Германия, Франция, Италия и др.) улучшение социальной политики в зоне ЕС не связывается с …
унификацией требований к бюджету стран-членов ЕС
совершенствованием институтов социального страхования
совершенствованием политики мультикультурализма и единой миграционной политики
унификацией законодательства в области социального обеспечения

1. Политическая основа современного социального государства
демократические политические институты, опирающиеся на развитое гражданское общество
эффективная деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность государства
сильная властная вертикаль
авторитарная политическая система, в которой властные полномочия концентрируются в руках узкой группы лиц

2. Гражданское общество – это …
совокупность относительно независимых от государства отношений и институтов, в которых граждане реализуют свои интересы, в т.ч. в политической сфере
синоним политической демократии
идеальное безгосударственное устройство общественной жизни
переходный этап от авторитаризма к демократии

3. Элемент социальной структуры общества, составляющий, по мнению многих специалистов, социальный фундамент социального государства
средний класс
политическая и экономическая элита
молодежь
рабочий класс
маргинальные слои
интеллигенция

4. Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс» состоит в …
малой численностью этой социальной группы
отсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности
радикальная политическая настроенность представителей этой группы

5. Официальная социальная политика в период 1990-х гг. в Российской Федерации была связана …
с выравниванием социально-экономических различий между различными слоями населения
с целенаправленным формированием общества социальной справедливости
с целенаправленным формированием постиндустриального общества
со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

6. Электоральная политика – это …
деятельность власти, направленная на обеспечение поддержки власти со стороны избирателей во время выборов
деятельность субъектов политической системы по мобилизации населения для участия в выборах
синоним избирательного законодательства
избирательная поддержка государством определенных социальных групп

7. Социальная структура общества – это …
совокупность различных общественных групп и связей между ними
синоним социального неравенства
подсистема общества, в которой происходит перераспределение национального дохода
классово-экономическое деление общества

8. В развитых странах средний класс включает в первую очередь …
представителей малого и среднего бизнеса и высококвалифицированных наемных работников
граждан со средним уровнем дохода
только малых и средних предпринимателей
граждан, получающих социальные пособия

9. Нормативное разделение ответственности за социальную политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что …
государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии социальной поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам
законодательное закрепление функций негосударственных субъектов социальной политики (работодателей, профсоюзов, благотворительных организаций и т.п.)
целенаправленное формирование определенной социальной структуры общества
перекладывание основной ответственности за социальную поддержку малоимущих слоев населения на бизнес

10. В период 2000-2008 гг. в Российской Федерации …
была восстановлена доминирующая роль государства в социальной политике;
произошел возврат к советской модели социальной политики
установлена система с доминирование негосударственных субъектов социальной политики

11. Экономическая основа современного социального государства
рыночная экономика с развитым государственным регулированием её функционирования
государственная собственность на основные средства производства
информационный сектор экономики
свободная рыночная экономика с минимальным участием государства

12. Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства
свобода
справедливость
солидарность
порядок
безопасность
религиозность

1. Государство всеобщего благосостояния
модель социального государства, получившая распространение в развитых странах после Второй мировой войны
синоним социального государства
модель социального государства в странах «реального социализма» (СССР, ГДР и др.)

2. «Классическим» опытом создания социального государства в современном мире принято считать …
модель социального государства в скандинавских странах
англо-американскую модель
советский опыт социальной политики
практику создания социального государства в странах Восточной Азии

3. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в …
Хельсинки в 1975 г.
Сан-Франциско в 1945 г.
Женеве в 1999 г.
Кэмп-Дэвиде (США) в 1979 г.

4. Омбудсмен – это …
уполномоченный по правам человека в ряде государств
активист правозащитного движения
лидер политической партии
руководитель государственного ведомства, отвечающего за проведение социальной политики

5. Либеральная модель социального государства и социальной политики в первую очередь предполагает …
активное вмешательство государства в распределение доходов
минимальные гарантии государства населению и стимулирование частной инициативы
тотальный контроль над всеми сторонами жизни граждан
равное распределение ответственности за поддержку социально не защищенных слоев населения между государством и бизнесом

6. Соответствие модели социального государства и её основной характеристики
Основная и активная роль государства в социальной поддержке населения Скандинавская (социал-демократическая)
Сочетание государственной и корпоративной социальной политики Континентально-европейская (смешанная)
Минимальное участие государства в социальной политике Англо-саксонская (либеральная)
Государство – единственный субъект социальной политики Социалистическая (Куба, КНР, КНДР)

7. Основные тенденции в изменении социального государства
снижение роли государства в социальной политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.)
повышение роли государства в социальной политике
стимулирование граждан к профессиональной самореализации
рост государственной опеки и контроля над слабо защищенными слоями населения

8. Субсидиарность – это …
форма солидарной ответственности, которая возлагает необходимость граждан самостоятельно обеспечивать свое экономическое благосостоянии
финансирование социальных программ государством
полный контроль государства над отношениями работодателей и работников

9. Юридическое закрепление статуса Российской Федерации как социального государства содержится в …
Федеративном договоре 1992 г.
Ст.7 Конституции Российской Федерации
специальном Федеральном конституционном Законе
в международных соглашениях, подписанных и ратифицированных РФ

10. Патернализм – это …
государство берет на себя активную роль в социальной поддержке и защите граждан
тотальный контроль государства за гражданами
адресная социальная поддержка
социальная защита населения, которая прямо увязывается с требованием политической лояльности

11. Впервые конституционное закрепление понятие «социальное государство» получило в …
Конституции ФРГ
Конституции СССР
Конституции США
Конституции Франции

12. Основные акторы социальной активности, направленной на обеспечение прав человека
институты государства
институты гражданского общества
малый и средний бизнес
граждане государства

13. Характерная черта корпоративной модели социального государства (Германия, Франция, Япония и др. страны) характеризуется …
солидарной ответственностью государства, работодателей (бизнеса) и работников за решение социальных проблем
основной нагрузкой в решении социальных проблем на бизнес
основной нагрузкой в решении социальных проблем берет на себя гражданское общество
основной нагрузкой в решении социальных проблем на государство

14. Международный этический и гуманистический союз (МГЭС) основан в … году.
1952
1979
1945
1989

Основы социального государства. Тема 2. Становление идей о социальном государстве в мировой науке. Тест для самопроверки

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Термин «социальное государство» в середине 19 в. предложил …
К.Маркс
О. фон Бисмарк
Л. Фон Штайн
У.Черчилль
Аристотель
Т.Мор

2. Первый в истории проект идеального государства разработал …
Сократ
Платон
Аристотель
Конфуций

3. Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной ассамблеей ООН в … году.
1948
1921
1789
1991

4. Понятие «феминизм» …
отражает идею установления равенства гражданских прав женщин и мужчин
отражает идею установления правовых преференций женщинам по отношению к мужчинам
предполагает наделение женщин политическими (избирательными) правами

5. Цель политики с точки зрения Аристотеля
справедливость (общее благо)
всеобщее равенство
безопасность государства
счастье каждого человека

6. Развитие утопического социализма в 18-19 вв. связано с …
переходом от варварства к цивилизации
глобализацией социальных процессов
развитием капитализма и углублением социальных противоречий
возникновений мировой системы социализма и началом «холодной войны»

7. Социальное государство у Платона основано на …
власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей
принципе справедливой оплаты труда работников
полном имущественном равенстве граждан
стимулировании государством частной инициативы

8. По Аристотелю, наилучшее государство — это общество, которое основано на…
преобладании среднего, слоя, который владеет частной собственностью
освященной религией иерархии каст
личной свободе граждан и их имущественном неравенстве
полном равенстве всех людей

9. Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому — по его труду» сформулировал …
А. Сен-Симон
К.Маркс
Т.Мор
Р.Оуэн

10. Социализм с точки зрения К.Маркса …
рассматривается как переходная ступень к наиболее совершенному состоянию общества, которое называется коммунизмом
желаемый, но недостижимый идеал, выполняющий регулятивную функцию
одна из возможных моделей государственного устройства на индустриальном этапе развития

11. Представители христианского гуманизма
Т.Мор, Эразм Роттердаммский
Фома Аквинский, Августин Аврелий
К.Маркс. Ф.Энгельс
Платон, Аристотель

12. Политическая идеология, с подъемом которой связана критика теории и практики социального государства в конце 20 в.
социал-демократия
неоконсерватизм
национал-социализм
либерализм

13. Определение человека как политического животного дал …
Платон
Аристотель
Макиавелли
К.Маркс

14. Автор книги «Государь»
Т. Кампанелла
Н.Макиавели
Ф.Энгельс
Аристотель
Вольтер

15. Автор книги «Утопия»
Т.Мор
Т. Кампанелла
Н.Макиавели
Ф.Энгельс

16. Концепции «информационного общества» разрабатывали …
Д.Белл, Э. Тоффлер
К.Маркс, Ф.Энгельс
Платон, Аристотель
П.Сорокин, Г.Плеханов

17. Гуманизм – это …
мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности
учение о равенстве всех людей
учение о творении человека Богом
синоним идеи социальной справедливости

18. В основе перехода общества в постиндустриальную фазу лежит …
научно-технологический прогресс, а именно – производство информации и её использование
переход к коммунистическим общественным отношениям
переход к крупному машинному производству как технологической основе экономики
становление рыночной экономики
государственное регулирование всех сторон общественной жизни

Читайте также:  Расходы с точки зрения налога на прибыль

19. Три главных слоя граждан по Аристотелю
очень зажиточные, средние, крайне неимущие, а также рабы
высший, средний и низший классы
рабочие, крестьяне, рабы и интеллигенция
политики-философы, воины, ремесленники и торговцы

20. Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т.Мора
частная собственность
отмена частной собственности
государственное регулирование рынка
«военный коммунизм»

Т. Мор об экономическом, политическом, социальном строе идеального государства и его духовной жизни

Читайте также:

  1. All. Неклеточное строение имеют организмы
  2. B. Закон постоянного места жительства, то есть применяется законодательство государства на территории которого это физическое лицо постоянно проживает.
  3. D) на первом году жизни
  4. D) независимость государства от других государств в его внутренних и внешних отношениях.
  5. III этап объединения государства.
  6. III. Строение печени.
  7. III. Строение реальных металлов. Дефекты кристаллического строения металлов.
  8. R–отбор – отбор на плодовитость – характеризуется следующими результатами: увеличение числа потомков, быстрое развитие, раннее размножение, однократное размножение.
  9. Sf 22. Реальность объективная и субъективная. Проблема идеального.
  10. V. 2 Показатели индивидуального и общественного здоровья. Образ жизни и здоровье
  11. V2: Методология построения и анализа сводных счетов системы
  12. V2: Статистика уровня жизни населения

Государственный деятель Англии Т. Мор (1478-1535) в государственно-правовой концепции «Утопия» подверг критике монархию и ее экономическую основу — частную собственность и предложил политическое устройство будущего идеального государства, в которой ликвидация частной собственности приводит к установлению равенства всех граждан. Главным аспектом такого общества должна быть обязательность труда.

Мыслитель предлагал, чтобы все должностные лица государства избирались и были подотчетны народу. Важнейшие проблемы должны обсуждаться всеми жителями Утопии.

Т. Мор предлагал четко определить функции государства, основными из которых должны были быть: организация производства товаров и продуктов и их распределение, борьба с преступлениями, обеспечения мира.

Система власти имела два уровня: на первом каждые ЗО семейств выбирали своего руководителя — филарха, на втором, государственном избирался князь. Кроме того, в стране действовал выборный сенат, избираемый ежегодно. В отношениях князя и филархив с народом присутствовали элементы демократии — они советовались с ним перед вынесением решений. Такое государственное устройство и система властей, по мнению Т. Мора, должны способствовать формированию высоких моральных качеств людей и, как следствие, прочной самодисциплины, уменьшению общественной роли такого регулятора, как право. Поэтому в этой идеальном государстве действовала ограниченное количество законов.

В замечательном произведении «Утопия» Томас Мор (1478—1535) подверг критике существующий в Англии общественный и политический строй. Монархи, пишет он, безжалостно, вопреки здравому смыслу, повелевающему заботиться о подданных, беспощадно угнетают их. Хотя честь и безопасность государя коренятся в благосостоянии народа, при дворах королей не хотят этого знать Вместо того чтобы устранить зло, правительства обрушиваются всей тяжестью «правосудия» на угнетенных.

Критика современного Мору государства и кровавого законодательства Англии и описание политического строя будущего занимает в «Утопии» значительное место Мор до некоторой степени угадывает сущность государства.

По сути дела Мор подходит к пониманию угнетательской роли описываемого им государства, его антинародного характера.

Мор подвергает всесторонней критике язвы существующего общества и считает их причиной частную собственность. Трактат Мора был страстным протестом против всего социально-политического строя, основанного на частной собственности. «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Именно частная собственность — источник всех зол, бедствий в государстве. Сколько ни издавать законов в государстве, где есть частная собственность, они бессильны. Мор показывает, что современные ему законы защищают интересы богачей, что эти законы ничего общего со справедливостью не имеют. Резкой критике подвергается «кровавое законодательство» и вся система уголовного законодательства и правосудия в Англии. Равенство и справедливость возможны только тогда, когда полностью будет уничтожена частная собственность.

Мыслитель рисует в своей книге такое общество, где ликвидация частной собственности привела к установлению равенства.

Если большинство предшественников Мора понимает коммунизм как общность предметов потребления, то Мор в центр внимания ставит общность производства. В «Утопии» труд носит обязательный характер. Все должны заниматься физическим трудом, от которого освобождаются лишь ученые и должностные лица на период исполнения ими общественных обязанностей. Все население «Утопии» занимается как ремесленным, так и земледельческим трудом. Так как здесь работают все, то при непродолжительном рабочем дне население, по мнению Мора, может быть обеспечено всем необходимым

Политическое устройство, которое Мор считает идеальным. основано на всеобщем равенстве и свободе. Его политический идеал пронизан демократизмом. Все основные должностные лица избираются народом, отчитываются перед ними и должны действовать в интересах народа. Важные вопросы обсуждаются всеми жителями «Утопии». Главная обязанность должностных лиц состоит в том, чтобы заниматься организацией хозяйственного процесса

У Мора должностные лица — не привилегированное сословие, а слуги народа. Во главе государства стоит выборное лицо, которое называется князем, но которое фактически является президентом. Мор пишет «Ни один чиновник не проявляет надменности и не внушает страха Их называют отцами и они ведут себя достойно».

Подобное общественное и политическое устройство ведет к высоким нравственным качествам населения «Утопии». Вследствие этого в государстве незначительное число законов. Строй описанного им общества Мор признает «не только наилучшим, но также и единственным, который может присвоить себе с полным правом название общества. Именно, в других странах повсюду говорящие об общественном благополучии заботятся только о своем собственном. Здесь же, где нет никакой частной собственности, они фактически занимаются общественными делами».

Социалистический идеал Мора был ярким протестом как против феодализма, так и против капиталистических отношений. Тем самым Мор шел много дальше буржуазных гуманистов, ибо объективно выражал интересы и вековые мечтания трудового народа о таком социально политическом строе, где нет ни насилия, ни эксплуатации человека человеком. Замечательны высказывания Мора, обращенные против захватнических войн.

При всей своей прогрессивности учение Мора было утопическим, ибо в материальных условиях жизни того общества не было предпосылок для построения социализма. Ограниченность воззрений Мора, исходившего из современного ему низкого уровня техники, сказывается в том, что он ориентируется на ремесленный труд и в его «Утопии» для выполнения особо неприятных работ сохраняется рабство.

Политическая идеология утопического социализма в лице Мора и Кампанеллы, выражая интересы зарождавшихся пролетарских элементов, с самого момента ее появления противостояла политическим теориям идеологов эксплуататорских классов, в том числе и буржуазии. И это понятно. Критика и отрицание общественного строя, основанного на частной собственности, и обоснование преимуществ строя, основанного на общности имуществ, не могли не привести и к качественно новым взглядам на государства, хотя, разумеется, у утопических социалистов встречается немало ссылок на политических мыслителей прошлого для аргументации своих идеалов в области государства и права.

Утопия (от греч. — Место) означает: место, которого нет. В научной литературе под утопией понимается описание общественной, политической и частной жизни людей воображаемой страны, соответствующую тому или иному идеалу социальной гармонии.

Равенство предполагается во всех сферах — в хозяйственной,социальной, политической, духовной и т.д. Но прежде всего в имущественной сфере

25.БЭКОН «НОВЫЙ ОРГАНОН»

ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626) – английский государственный деятель, эссеист и философ.С Фрэнсиса Бэкона начинает отсчет европейская философия Нового времени. Он был первым, кто четко обозначил магистральный путь науки, по которому она движется по сей день: опора на достоверные факты, на опыт и эксперимент. Главный труд Бэкона, обессмертивший его имя, называется «Новый Органон» (хотя и является составной частью более обширного, грандиозного и незавершенного сочинения с более чем характерным названием – «Великое Восстановление Наук»). Даже название демонстративно и вызывающе пикируется с корпусом методологических и логических работ Аристотеля, вошедших в историю под названием «Органон». Бэконовское название – воистину революционный лозунг на знамени тех, кто, не боясь ничего, отважился решительно порвать с мертвым наследием прошлого и вывести науку на новые рубежи. И повел вперед на штурм обветшавших твердынь – поначалу лишь горстку отважных смельчаков – сам Фрэнсис Бэкон.

Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный способ философствования. На его взгляд, должен быть предложен новый инструмент мышления, «новый органон», с помощью которого можно было бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной основе. Общий набросок «великого плана восстановления наук» был сделан Бэконом в 1620 в предисловии к труду «Новый Органон», или «Истинные указания для истолкования природы». В этой работе предусматривалось шесть частей:

1. общий обзор современного состояния наук,

2. описание нового метода получения истинного знания,

3. свод эмпирических данных,

4. обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию,

5. предварительные решения,

6. сама философия.

Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа «О пользе и успехе знания». По Бэкону, существует четыре вида «идолов», которые осаждают умы людей.
Первый вид – идолы рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы).
Второй вид – идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками).
Третий вид – идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании языка).
Четвертый вид – идолы театра (ошибки, совершаемые вследствие принятия различных философских систем).
Описывая ходячие предрассудки, мешающие развитию науки, Бэкон предлагал трехчастное разделение знания, произведенное согласно психическим функциям, и относил историю к памяти, поэзию к воображению и философию (в которую он включал науки) к разуму. Он также давал обзор границ и природы человеческого познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области исследования, до сих пор бывшие в небрежении.
Во второй части книги Бэкон описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума.
Борьба Бэкона против авторитетов и метода «логических дистинкций», выдвижение нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинать с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил сколько-нибудь значительных результатов – ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать новое знание «подобно машине», не получил признания в экспериментальной науке.

Читайте также:  Можно заниматься тхэквандо если плохое зрение

ризраки рода: они обусловлены самой природой человека, ограниченностью чувственных каналов, связывающих его с объективным миром, да и несовершенством самого ума. В результате «ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
Далее следуют призраки пещеры – заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого, утверждает Бэкон, помимо ошибок, свойственных роду человеческому, «есть своя особая пещера, вторая разбивает и искажает свет природы» (образ явно навеян пассажем из «Государства» Платона). Причина данного рода заблуждений, как правило, коренится в неправильном воспитании, излишнем доверии прочитанным книгам и разного рода авторитетам, навязывающим свою волю и ошибочное мнение.
Призраки рынка обусловлены некритическим восприятием мнения толпы, неправильным словоупотреблением, непониманием истинного смысла научных терминов и т. п. Наконец, призраки театра – универсальный балаган, царящий повсюду – в политике, науке, философии: это – те бесконечные спектакли, которые разыгрывают на сцене житейской суеты политические паяцы, жрецы от науки и заклинатели от философии, отвлекая тем самым обалдевших от их галиматьи людей от истинных ценностей и их правильного понимания. В результате подобных «призрачных комедий» создаются целые вымышленные и искусственные (сейчас бы еще добавили – виртуальные) миры, в которых по существу и приходится жить одураченному человечеству.

Бэкон переходит к главной части своего трактата. Дословно по-гречески «метод» означает «путь» (в точности, как и китайское дао). Каждый вправе выбрать из трех основных путей познания – паука, муравья и пчелы.
«Путь паука» – это попытка выведения истин из чистого разума, наподобие того, как паук выделяет из себя паутину. Такой путь Бэкон считает поспешным, оторванным от реальности. Он заманчив, ему следуют многие ученые, но в результате приходят к очень шатким и ненадежным гипотезам. Главная причина ошибок приверженцев «пути паука» – полное игнорирование фактов, что неизбежно ведет к построению спекулятивных конструкций логического порядка, и свободное жонглирование ими.
«Путь муравья» – прямая противоположность первому: ему следуют те, кто рабски привязан к фактам, но не умеет их правильно обобщать. Такие ползучие эмпирики, как труженики-муравьи, собирая разрозненные факты, оказываются неспособными сделать из них правильные теоретические выводы.
«Путь пчелы», по Бэкону, – единственно правильный путь, способный привести к достижению истины: ему присущи достоинства первых двух путей, и вместе с тем он позволяет преодолеть все очерченные выше недостатки и добиться гармонического единения эмпирического и теоретического в познании.

26. ГОББС О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ И ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ, ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА НА ОСНОВЕ «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА»

Понятие «Общественный договор» (буквальный перевод термина «социальный контракт») впервые появилось в трудах философов Томаса Гоббса (XVII в.) и Жан-Жака Руссо (XVIII в). Именно после книги Руссо «Об общественном договоре» (1762) это понятие стало популярным в европейской политике и социальной науке. Люди от природы обладают неотъемлемыми естественными правами – на свободу, на имущество, на достижение своих личных целей и т.п. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к «войне всех против всех», то есть к социальному хаосу; либо же к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что, в свою очередь, порождает социальный взрыв и опять-таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое – под контролем народа – будет гарантировать законность, порядок и справедливость.

Человек теряет свою естественную свободу («что хочу, то и ворочу»), но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах, возможность объединяться в союзы). Человек теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать у слабого), но приобретает право собственности. Это и есть «Общественный договор» в старинном понимании. В настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро, а именно: для достижения социального порядка, устраивающего всех или хотя бы большинство, нужны эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов.

в основе нового Общественного договора, который так необходим России, лежит постоянный переговорный процесс между субъектами гражданского общества и субъектами политического общества. Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — Общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка.

В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими “право на все”. Однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. “Человек человеку— волк”. Отсюда фатальная неизбежность в обществе “войны всех против всех”. Иметь “право на все” в условиях такой войны— значит фактически не иметь никакого права ни на что. Это бедственное положение Т. Гоббс называет “естественным состоянием рода человеческого”.
Гоббсову картину “естественного состояния” можно рассматривать как одно из первых описаний нарождавшегося английского буржуазного общества с его разделением труда, конкуренцией, открытием новых рынков, борьбой за существованием Самому же мыслителю казалось, что он распознал природу человека вообще, выявил естественную для всех времен и народов форму социального бытия.

фундаментальный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается большей частью перенесением его по договору на определенное лицо или на некоторую группу лиц. Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.
Кроме указанных трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Все они резюмируются в одном общем правиле: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе. Действительные социально- исторические прототипы тех естественных законов, о которых толкует Т.Гоббс,— взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников, опосредствуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в итоге именно обмен и договор выступают, согласно концепции Т. Гоббса, предпосылками установления мира в человеческом общежитии.
Абсолютная власть государства — вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.
Если естественные законы, сопряжены с разумом, то гражданские — опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те же естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства. Ставя гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т. Гоббс хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазных общественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственную власть праву.
Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с “войной всех против всех”, избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти — спутников “разнузданного состояния безвластия”. Путем взаимной договоренности между собой (каждый соглашается с каждым) индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица—суверен. Суверен обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким изображает Т. Гоббс возникновение государства.
Т.Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении или политическими государствами (впоследствии термин “политическое государство” получил широкое хождение в западноевропейских доктринах государства). Государства, появляющиеся на свет с помощью физической силы, мыслитель относит к основанным на приобретении; к ним он особого расположения не выказывает. И в .этой классификации государств также просматривается неприязнь Т. Гоббса к английским дореволюционным феодально-монархическим порядкам
34 емецкая классическая философия:СИСТЕМА-РАЗУМ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬНемецкая философия конца XVIII — первой трети XIX в., представленнаяименами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха, заслуженно именуетсяклассической. Она знаменует собой важный этап в истории мировой философской мысли. В ней нашли свое продолжение прогрессивные идеи философии Новоговремени — вера в могущество разума, гуманизм, неотчуждаемые права личности.Но главное ее завоевание — разработка диалектического метода, обоснованиемирового закона вечного развития.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1013 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники:
  • http://akademiks.org/publ/testy/rankhigs/osnovy_socialnogo_gosudarstva_voprosy_testa_rankhigs/15-1-0-442
  • http://nn.dekane.ru/osnsocgos-s2/
  • http://studopedia.su/15_78465_t-mor-ob-ekonomicheskom-politicheskom-sotsialnom-stroe-idealnogo-gosudarstva-i-ego-duhovnoy-zhizni.html