Меню Рубрики

Экологический кризис с точки зрения ученых

доктор философии, профессор, декан факультета философии
Университета Цинхуа, президент Китайской Ассоциации
экологической философии (Пекин, Китай).
Email: fenglu1956@gmail.com

Глобальный экологический кризис является приметой времени. Вся современная цивилизация по сути своей антиэкологична, а глобальный экологический кризис вызван глобальным расширением современной цивилизации. С точки зрения экологии мы можем определенно говорить, что современная цивилизация с массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами неустойчива. Древняя китайская цивилизация была сельскохозяйственной, то есть своего рода экоцивилизацией, и потому она сохранялась долгое время. Конфуцианство внесло в нее особый вклад. Конечно, мы не можем вернуться к древней экоцивилизации, но можем многому научиться у наших предков, если хотим в будущем построить новую экоцивилизацию. Исправляя ошибки современности, мы можем воспользоваться ценными предложениями конфуцианства. Новой экоцивилизации также необходимо унаследовать некоторые положительные элементы современной западной цивилизации.

The global environmental crisis is one of the symptoms of modernity.
The whole modern civilization is anti-ecological, and the global ecological crisis is caused by the global expanding of modern civilization. From a point of view of ecology, we can definitely judge that modern civilization with “mass production, mass consumption, and mass wastes” is unsustainable. Because ancient Chinese civilization remained as agricultural civilization, a kind of eco-civilization, it was sustained for a long time. Confucianism made a special contribution to ancient Chinese civilization. We cannot, of course, go back to ancient eco-civilization, but we can learn a lot from our ancestors when we try to construct a new eco-civilization in the future. We can benefit from valuable suggestions from Confucianism while correcting the mistakes of modernity. A new eco-civilization will also need to inherit good elements from modern western civilization.

Глобальный кризис окружающей среды, или экологический кризис, является приметой современности. Другими словами, это кризис, вызванный современной западной цивилизацией. Современность и современная западная цивилизация не могут быть отделены от единой западной культурной традиции и ее цивилизации.

Слова культура и цивилизация используются мною как приблизительные синонимы. Мне бы хотелось воспользоваться определением культуры, которое дают Джон Моуэн и Майкл Майнор: «…культура – это образ жизни. Она включает в себя материальные объекты общества, такие как оружие, футбольные мячи, автомобили, религиозные тексты, вилки и палочки для еды. Также она состоит из идей и ценностей, например, большинство американцев придерживаются того, что люди имеют право выбирать среди различных марок товаров. Культура состоит из учреждений, которые включают правовые, политические, религиозные и даже бизнес-организации» [Mowen, Minor 2001: 264]. Соглашаясь с этими двумя авторами, я считаю, что культура или цивилизация в основном имеет 3 аспекта:

1) материальные объекты;

3) идеи и ценности.

Современная западная цивилизация

Промышленные товары, произведенные машинным способом,
с использованием минерального топлива

Капитализм и демократия

Идеи и ценности

Физикализм, сциентизм, либерализм, утилитаризм или экономизм, материализм

При использовании метода анализа культуры (культурного анализа) мы можем понять, почему современная западная цивилизация вызвала глобальный экологический кризис. Современную западную цивилизацию можно описать следующим образом.

Непосредственную причину глобального экологического кризиса можно узнать, если рассмотреть материальные объекты. Поскольку в производстве и потреблении во всем мире все чаще используется минеральное топливо (уголь, нефть, газ и т. д.), окружающая среда загрязнена, биосфера Земли разрушается, на планете становится все теплее. Массовое производство и массовое потребление возможны только при условии быстрого развития современной промышленности. Из-за массового производства и массового потребления люди не только загрязнили естественную окружающую среду, но и все больше стали захватывать дикую среду обитания. По сравнению с традиционными сельскохозяйственными продуктами, которые получены преимущественно в результате фотосинтеза растений с помощью человека и домашних животных, практически все современные промышленные товары являются антиэкологическими. Автомобили – типичная современная промышленная продукция, производство и потребление которой представляет собой процесс загрязнения. Невозможно избежать загрязнения окружающей среды и экологического ущерба при массовом производстве и массовом потреблении, которые чрезмерно используют минеральное топливо.

Рассмотрим второй аспект современной западной цивилизации – институты. Мы можем понимать их как институты капитализма и демократии. Если посмотреть на прошлое с исторической точки зрения, то можно утверждать, что все общественные институты в традиционных обществах сдерживали народную жадность, и особенно жадность правящего класса, так как те, кто принадлежит к правящим кругам, всегда являются жадными. Но институты капитализма беспрецедентно поддерживают всех людей (как власть имущих, так и простых людей) в жадности на законных основаниях. Многие экономисты пытаются показать, что институт капитализма является своего рода нейтральной структурой общества, но на самом деле это не так. Он предполагает, что чем жаднее, тем лучше, если ты всегда зарабатываешь деньги или материальные ценности законным способом. Институт капитализма – это институциональное условие «массового производства и массового потребления». Со времени окончания холодной войны институт капитализма копируется повсеместно. Производство и жизнь в модели «массового производства, массового потребления и массовых отходов» также глобально повторяется. Глобальное «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы» загрязняют Землю все с большей скоростью и в больших масштабах, и все больше толкают человечество к глобальному экологическому кризису. Таким образом, мы можем утверждать, что институт капитализма также является причиной глобального экологического кризиса*.

Институт демократии неплох сам по себе, но до настоящего времени он также поддерживает «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы». Возможно, самый важный вопрос для будущей политической философии –сможем ли мы сделать так, чтобы демократия больше не поддерживала «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы».

И, наконец, рассмотрим третий аспект: идеи и ценности современной западной цивилизации. Мы можем объединить их под одним названием – «модернизм». Часто подъем модернизма связывают с эпохой Просвещения в Европе в XVIII в., а также с эпохой Возрождения в XIV в. Но с незападной точки зрения мы можем обнаружить, что модернизм глубоко уходит корнями в западную традицию культуры и мышления, включая древнюю эллинскую культуру и христианскую культуру средних веков.

Мы не можем считать модернизм логической последовательной системой, но это – идеология, решительно поддерживающая «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы», а также институт капитализма. Люди по всему миру, включая современных китайцев, считают эту точку зрения правильной.

В соответствии с современными науками, особенно физикой, весь мир состоит из физических частиц, таких как атомы, электроны, протоны, нейтроны, или в общем из основных частиц, а человек в конечном счете является совокупностью генов, которые состоят из основных частиц.

Сциентизм предполагает, что все знания должны быть объединены в одну научную систему, основанную на прочном фундаменте современной физики, и в рамках этой единой науки существует внутренняя логика или математическая структура. С прогрессом науки, в соответствии с ее внутренней логикой, человеческие знания все больше и больше будут раскрывать все секреты или становиться все ближе и ближе к тайнам сотворения мира Богом. Говоря словами Стивена Вайнберга, физика создаст последнюю окончательную теорию об окончательных законах природы. Когда мы узнаем о них, мы познаем законы управления звездами, камнями и всем, что существует в мире [Weinberg 2003: 194].

Сторонники физикализма и сциентизма предполагают, что нет ничего мистического в природе, что она покорится человеку гораздо легче с помощью машин (механизации), а человечество с развитием науки и технологии способно легко покорить природу. Сегодня люди, поддерживающие физикализм и сциентизм, говорят, что человек может быть успешным и способен преодолеть любые трудности только с помощью духа Прометея. Все трудности и кризисы – временны. Не беспокойтесь о загрязнении, экологическом ущербе, нехватке ресурсов, вымирании видов, глобальном потеплении; мы сможем решить все эти проблемы благодаря научно-технологическим инновациям. Не пытайтесь остановить «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы», иначе человеческая цивилизация утратит свой самый сильный стимул к развитию. Некоторые считают, что цифровые технологии помогут нам в создании гораздо более совершенного искусственного мира (созданного человеком), в котором все дикое будет уничтожено [Slouka 1999: 95].

Либерализм – идеология, прямо поддерживающая институт капитализма. Согласно ему свобода граждан является самым важным социальным условием для развития знаний, мудрости и нравственности, или в целом – прогресса цивилизации. Дайте людям возможность свободно конкурировать друг с другом, и общество естественным образом станет мирным и процветающим. Каждый человек эгоистичен по натуре и делает все зависящее от него, чтобы получить максимум выгоды или прибыли, но рыночная система изменит безнравственные поступки людей на хорошие на благо всего общества. Либералы пытаются доказать, что образ жизни, побуждаемый жадностью, намного лучше, чем умеренный, в том числе христианский [Doti, Lee 2000: 12]. Они утверждают, что такой образ жизни с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» идеально подходит для человеческой натуры. Они считают, что все люди должны мирно сотрудничать в овладении природой, для того чтобы улучшить условия человеческой жизни, и только таким способом можно избежать войн между людьми. Это означает, что люди должны покорять природу, а не друг друга, и если человеческое стремление к завоеваниям должно иметь выход, то природа является подходящим для этого объектом. Либерализм выдвигает на передний план права людей, но мало внимания уделяет обязанностям граждан.

Утилитаризм и экономизм предполагают, что человеческие предпочтения или ценности могут быть измерены единообразно, и все ценности можно измерить деньгами или свести к деньгам. Многие современные экономисты считают, что мы можем эффективно защитить окружающую среду только осознав, что вопрос окружающей среды является экономической проблемой. Назовите цену загрязнению, и мы будем эффективно контролировать эту проблему. Вот он, рецепт излечения от симптомов глобального экологического кризиса, данный экономистами. Они не считают, что любой биологический вид, даже вся биосфера в целом, имеет бесконечную предельную стоимость [Ibid.: 175]. Как правило, они считают, что деньги могут подтолкнуть ученых и инженеров к решению всех проблем, включая экологические.

Материализм, подтвержденный физикализмом, сциентизмом и экономизмом, основан на понимании значения или ценностей человеческой жизни. Согласно ему, конечная цель человеческой жизни заключается в овладевании все большим количеством денег и материальных ценностей, в улучшении материальных условий. В настоящее время материализм представлен направлением консьюмеризма, абсурдным и вульгарным. Но это направление оказывает сильнейшее влияние на современный мир. В этом состоит уникальный парадокс современной цивилизации. Кто-то может возразить мне, что сейчас очень много верующих людей, а все религии кажутся антиматериалистичными. Но я бы хотел сказать, что практически все религии разрушены под напором капитала. Для многих людей религия – всего лишь средство для получения психологического успокоения после долгой, тяжелой работы или жестокой конкуренции.

Когда большинство в обществе верит в материализм в разной степени, институты, естественно, будут поощрять «массовое производство, массовое потребление и массовые отходы».

Вообще говоря, вся современная цивилизация является антиэкологической, а глобальный экологический кризис – результат глобального распространения современной цивилизации. Сегодня развитые страны, такие как Соединенные Штаты, успешно защищают свою окружающую среду, но они всего лишь перевели свое производство, а значит, и загрязнение, в развивающиеся страны, например в Китай. С точки зрения экологии мы определенно можем сказать, что современная цивилизация с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» неустойчива.

Сравнивая современную цивилизацию с древней китайской цивилизацией, мы можем ясно понять, почему первая является неустойчивой. Для многих либералов, включая современных китайских, древний Китай отставал в своем развитии и был малообразованной (неграмотной) страной, а китайцы, включая так называемых мудрецов, все были глупцами. Но с экологической точки зрения древняя китайская цивилизация была довольно устойчива, она просуществовала больше 5 тыс. лет с населением около 400 млн человек, имея богатую культуру ко времени последней династии. В чем причина такой устойчивости? Если сравнить ее с современной цивилизацией, можно легко обнаружить, что каждый аспект древней китайской цивилизации гораздо больше способствовал защите окружающей среды и экологических систем.

Читайте также:  Восстановление зрения метод шичко бейтса по восстановлению зрения упражнения

Древняя китайская цивилизация

В основном местные сельскохозяйственные продукты, произведенные растениями путем фотосинтеза с помощью человека и животных, без использования химических удобрений и пестицидов

Иерархия с императором у власти, ученые, составлявшие в основном правящий класс. Основополагающим принципом развития сельского хозяйства
и ограничения коммерческой деятельности являлось руководство по созданию и реформированию общественных институтов

Идеи
и ценности

Главным образом конфуцианство, а также даосизм и буддизм

Ученые – приверженцы современных взглядов наверняка будут смеяться надо мной, говоря, что люди не могут жить счастливо исключительно на продуктах сельского хозяйства, а это возможно только в рамках модели «массового производства, массового потребления и массовых отходов». Люди, пользующиеся автомобилями, гораздо счастливее тех, кто ходит пешком. Но я никогда не соглашусь с этим. Здесь хотелось бы отметить, что сельскохозяйственная технология, способствующая фотосинтезу растений без использования механизации, химических удобрений и пестицидов, является экологической и гуманистической. А продукты, произведенные с помощью этой технологии, – именно такие, которые природа позволяет употреблять человеку. Поскольку древняя китайская цивилизация оставалась сельскохозяйственной, она являлась устойчивой в течение долгого времени.

Причина, по которой китайская цивилизации смогла оставаться в течение длительного времени аграрной цивилизацией, в том, что ее институты постоянно поддерживали сельское хозяйство и ограничивали коммерцию. Правители всех династий считали сельское хозяйство основой, а также самой важной политической и экономической проблемой, тогда как коммерция была второстепенной. Подобный тип социальной организации никогда не способствует повсеместной человеческой жадности.

В соответствии с конфуцианством человек всегда связан с природой. Природа – это далеко не просто совокупность физических частиц (организмов), потому что природа живая – в ней многое рождается и умирает каждую секунду (天地之大德曰生). Самое важное знание – это знание о смысле человеческой жизни, как поступать правильно и как приносить пользу семье и обществу. Наука в современном смысле не являлась самой важной темой в древней китайской цивилизации. Лучшие древнекитайские мыслители никогда не считали, что человеческое знание может раскрыть все секреты природы, а человек сможет покорить природу. Свобода человека может воплотиться только в самосознании правильной жизни и следовании каждого индивида этому пути. Правильный образ жизни (道) основывается на единении как естественных (天道), так и моральных законов (人道). Последователи конфуцианства никогда не считали, что люди могут стать более независимыми или более свободными при бесконечном наращивании силы для покорения природы. Несмотря на то, что конфуцианцы не имели четкого представления о многообразии ценностей и плюрализме, они не считали, что человеческие ценности могут быть измерены количественно, и определенно отрицали, что все ценности можно измерить деньгами. Основная цель конфуцианца – стать мудрецом через неустанное учение и практику развития своих добродетелей и повышение собственного духовного уровня. Мудрец всегда учится у природы, цзюнь цзы (благородный муж, gentleman) – у мудрецов, а философы – у цзюнь цзы (圣希天,贤希圣,士希贤). С такими воззрениями, направляющими создание и перестройку общественных институтов, материализм едва ли может стать самым популярным представлением о значении человеческой жизни.

С точки зрения экологии древняя китайская цивилизация является прогрессивной, а современная цивилизация движется в противоположном направлении, поскольку является антиэкологичной и неустойчивой.

Но со времен поражения в опиумной войне между Китаем и Великобританией (1840–1842 и 1856–1860 гг.) китайцы в целом и китайские мыслители в частности потеряли веру в свою цивилизацию и традиции. Наиболее выдающиеся мыслители, такие как Чэнь Дусю, Ху Ши, Лу Синь и т. д., считали, что Китаю нужно прилежно учиться у Запада и необходимо изменить все аспекты старой цивилизации, для того чтобы выжить. С тех пор модернизм постепенно становился все более популярной идеологией в Китае.

Коммунистическая партия Китая признает основные цели современности, несмотря на то, что основным ее принципом является марксизм, а не либерализм, при этом марксизм является альтернативой модернизму. Модернизация же теперь – основная модель изменения Китая, и Коммунистическая партия Китая без колебаний и сомнений приняла эту модель.

Начиная с 1978 г. модернизация, а также в какой-то мере и вестернизация быстро развивались вместе с ростом рыночной экономики. В настоящее время в Китае все больше и больше автомобилей, поездов, самолетов и заводов. Практически в каждой городской семье есть телевизор, холодильник, стиральная машина, кондиционер и т. д. Разрастаются города, появляется все больше новых городов. Но при этом окружающая среда очень сильно загрязняется и ухудшается состояние экосистем. Это называется развитием, и оно идет по пути вестернизации. Но такой вид развития является определенно неустойчивым.

К счастью, некоторые жители Китая поняли, что общество не может больше развиваться в этом направлении, и с 2007 г. лидеры Коммунистической партии Китая стали призывать людей к созданию экоцивилизации. Сейчас все больше философов понимают, что древняя китайская цивилизация не так уж и плоха, как в начале ХХ в. считали Чэнь Дусю, Ху Ши и Лу Синь. В действительности древняя китайская цивилизация – нечто вроде экоцивилизации. Конечно, мы не можем вернуться к древней экоцивилизации, но мы можем многому научиться у наших предков в процессе создания новой экоцивилизации в будущем. Новая эко-цивилизация также заимствует положительные элементы у современной западной цивилизации.

Благодаря новым наукам, таким как экология, современная физика, и современным философским учениям мы можем критиковать как модернизм, так
и древнее конфуцианство, и попытаться прояснить некоторые идеи, которые могут помочь при создании экоцивилизации.

Физикализм как взгляд на природу абсолютно неверен, хотя он и может быть полезным для некоторых ученых, позволяя достичь определенных результатов в конкретном исследовательском направлении. Природа – это не совокупность физических частиц, как говорит Илья Пригожин, «…природа на самом деле связана с появлением непредсказуемой новизны, где возможное ценнее, чем реальное» (Prigogine 1997: 72). Я считаю, что взгляд на природу в конфуцианстве более правильный, чем физикалистский, хотя у конфуцианского подхода есть свои недостатки. Так, например, в философии конфуцианства нет определения природы в духе Пригожина. Сторонники конфуцианства используют три категории, которые вмещают все предметы мира: Тянь (небеса) (天), Ди (земля) (地) и Жэнь (человек) (人). В некотором контексте значение слова «Тянь» очень близко по значению к слову «природа» как окончательная реальность. Но в другом контексте преувеличивается человеческое участие и преуменьшается трансцендентность (превосходство) Тянь. Конфуцианству необходимо учиться у новых наук, а взгляд на природу сторонников конфуцианства должен выражаться как трансцендентальный натурализм.

Сторонники сциентизма абсолютно неправы, утверждая, что наука приближается к разгадке всех секретов природы и является постоянной системой со своей внутренней логикой. Лучше последуем за Пригожиным, чтобы узнать, что такое наука. Он утверждает: «Я всегда считал науку диалогом с природой. Как и в настоящем диалоге, ответы часто непредсказуемы и иногда удивительны» (Prigogine 1997: 57). Если природа и в самом деле связана с появлением непредсказуемой новизны, а науки являются диалогом между природой и человеком, то какой бы прогресс ни делала наука, природа всегда будет скрывать свои бесконечные секреты от людей. Следовательно, мы должны почитать природу.

Либерализм имеет смысл в политической философии и может помочь исправить некоторые ошибки конфуцианства. Но права и свободы человека, как определяют их либералы, должны быть пересмотрены. Либералы считают, что пределом свободы одного человека является свобода другого человека и он может неограниченно расширять свою свободу, меняя естественную окружающую среду или покоряя природу. Именно эта идея приводит людей к жизни с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами». В связи с мощным влиянием либерализма в сегодняшнем мире люди считают, что высшей целью этики и политики является расширение свободы человека как индивида и человечества как вида. Но, на мой взгляд, нам следует запомнить слова Альдо Леопольда: «Этика в экологическом смысле – это ограничение свободы действий в борьбе за существование» [Leopold 1987: 202]. Мне кажется, в конфуцианстве более разумное понимание человеческой свободы, чем у либералов. У людей нет права претендовать на божественную власть, и они не могут получать все больше свободы в природе. И я считаю, что сторонники конфуцианства правы, когда утверждают, что человеческая свобода может быть выражена только как самосознание правильного пути в жизни (道) и независимое следование ему.

Утилитаризм как этическое направление внес свой особый вклад в модернизм. Его роковая ошибка заключается в монизме ценностей, предполагающем, что существует только одно истинное благо, а все остальные ценности могут быть лишь сведены к нему. Классический утилитаризм утверждает, что удовольствие или счастье является единственной ценностью, а современный утилитаризм предполагает, что польза – это подходящее определение для обозначения общей ценности, к которой могут быть сведены все конкретные блага. Этот подход решительно поддерживает экономизм, сторонники которого утверждают, что все человеческие действия в конце концов являются экономическими и могут быть точно просчитаны путем экономического подсчета, а все ценности могут быть неизбежно сведены к деньгам или измерены ими. Следовательно, утилитаризм и экономизм прямо поддерживают материализм. Из трансцендентальной философии и религии можно легко понять, что материализм – это неверное и заурядное понимание человеческой жизни. Но он оказывает влияние практически на каждого в современном мире и оправдывается утилитаризмом, экономизмом и современной экономикой, которые считаются науками. Я считаю, что этика конфуцианства дает гораздо больше представлений о благе. Конфуцианцы никогда не утверждают что-либо как абсолютное благо и никогда не считали, что чем что-то больше, тем лучше. В соответствии с конфуцианством приемлемость действия (中) есть одна из главных добродетелей человека. Благородные мужи всегда должны выполнять работу соответствующим образом, не больше и не меньше. По конфуцианству, совсем не значит, что чем выше экономический рост, тем лучше для людей, людям необходим средний уровень материального достатка, чтобы жить мирно и счастливо. В этом вопросе конфуцианство вполне согласуется с экологией. С точки зрения экологии человеческие экономические системы являются подсистемами экосистем, и человеческие экономические действия должны быть ограничены пределами границ несущей способности экосистем.

Я считаю, что экоцивилизация – единственный выбор для человечества в будущем. Будущая экоцивилизация может быть построена следующим
образом.

Невозможно объединить все веры воедино, так как никто не сможет доказать, что существует только одна правда, а остальные вероисповедания, конфликтующие с ней, являются неверными. Но мы можем доказать, что физикализм, сциентизм и материализм нелепы. Только когда люди отвергнут эти подходы, они смогут понять, что современная промышленная цивилизация с «массовым производством, массовым потреблением и массовыми отходами» является неустойчивой, а экоцивилизация – единственный путь, по которому необходимо следовать в будущем. На мой взгляд, христиане, буддисты, конфуцианцы и люди других вероисповеданий, которые отрицают физикализм, сциентизм и материализм, могут договориться и выбрать экоцивилизацию.

Аспекты будущей экоцивилизации

Материальные
объекты (материальные носители информации)

Продукты, произведенные
с помощью экологического сельского хозяйства, ручного труда
и зеленой промышленности

Понятие экологического кризиса

Экологический кризис — это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, заключающееся в деградации окружающей природной среды и неспособности государственных структур принять соответствующие меры для того, чтобы решить создавшуюся проблему и восстановить состояние благоприятной окружающей среды.

Одной из предпосылок экологического кризиса является загрязнение человеком окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды — внесение в экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, с непременным следствием в виде постепенного разрушения экосистемы.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
Читайте также:  Типы химических реакций с точки зрения атомно молекулярного учения

Причины экологического кризиса:

  1. Ограниченность природных ресурсов рамками планеты и околоземным космическим пространством.
  2. Недостатки в организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды.
  3. Высокая стоимость очистных сооружений и других средств охраны природы.
  4. Недостаточный уровень экологического образования населения, а также низкий уровень культуры и нравственности отдельных людей.
  5. Экологический нигилизм — отрицание законов взаимосвязи человека и окружающей среды, пренебрежительное отношение к природе.

Формы проявления экологического кризиса:

  • радиационное загрязнение;
  • загрязнение атмосферного воздуха;
  • деградация сельхозугодий;
  • недостаток питьевой воды.

До настоящего времени в обществе не сложилось единого взгляда на то, какова экологическая ситуация на планете. Существовали 3 точки зрения:

  1. Человечество уже находится в экологической катастрофе.
  2. Человечество вступает в глобальный экологический кризис.
  3. Существуют лишь локальные места экологического неблагополучия.

Сейчас учёные обозначили важность вышеупомянутой проблемы. Очевидно, что при нынешних темпах развития человечества экологический кризис неизбежен.

Необходимо отличать кризис от катастрофы. Если катастрофа представляет собой необратимое явление, в котором роль человечества минимальна, то кризис является обратимым состоянием, в котором человек выступает активно действующей стороной. Соответственно, существуют способы преодоления кризиса, эффективность которых напрямую зависит как от общества в целом, так и от каждого отдельного человека.

Пути преодоления экологического кризиса:

  1. Важным шагом по пути преодоления экологического кризиса является просвещение всех слоёв общества . Экология как учебная дисциплина должна стать неотъемлемой частью подготовки специалистов в области разного рода наук.
  2. Создание эффективного природоохранного законодательства. Безусловно, помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его гражданами в области экологических правоотношений, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения.
  3. Поиск грамотных научно-технических решений , который может осуществляться путем финансирования деятельности институтов и лабораторий.
  4. Необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит от каждого конкретного человека, в том числе и от него самого.

Люди должны понять, что жизнь на Земле зависит от их отношения к природе и от гармонии между ними и природным миром.

2. Понятие и классификация глобальных проблем современности.

Глобальные (от фр. globalus – всеобщий) – это проблемы, которые имеют жизненно важное значение для всего человечества. Их решение определяет не только обозримое, но и отдаленное будущее. Глобальные проблемы можно условно разделить на три группы:

интерсоциальные (противоречия в системе общество-общество) – проблема войны и мира, установление нового экономического порядка;

антропосоциальные (противоречия в системе общество-человек) – демографическая проблема, ликвидация нищеты, голода, неграмотности, вопросы здравоохранения;

природносоциальные (противоречия в системе человек-общество-природа) – обеспечение людей сырьевыми ресурсами, энергией, пресной водой, экологические проблемы, освоение мирового океана и космического пространства.

3. Современный экологический кризис: понятия и причины. Индикаторы глобального экологического кризиса (гэк).

С момента своего появления деятельность человека неоднократно противоречила природе, что порождало кризисы различного масштаба. Но в силу небольшой численности населения и его слабой технической оснащенности они никогда не принимали глобальных масштабов. Человек мог исчерпать доступными ему методами какой-то ресурс или разрушить природу и экосистемы на пространствах ограниченного размера. Сегодня мы находимся на пороге новой кардинальной перестройки биосферы. Антропогенная нагрузка на биосферу непрерывно растет, причем со все возрастающей скоростью, что грозит потерей ее устойчивости.

В свою очередь, с точки зрения синергетики 1 , чем более неустойчива система, чем ближе она к моменту обострения или к точке бифуркации, тем более чувствительной она делается ко всей массе влияний, вносимых на нее с различных уровней бытия.

Под экологическим кризисом понимают изменения биосферы или частей на значительном пространстве, сопровождающиеся трансформацией среды и систем в целом в новое качество.

Экологический кризис означает нависшую угрозу стабильности окружающий среды как целому, точнее, угрозу стабильности существования человека и общества.

Основная особенность современного экологического кризиса и его отличие от предшествующих – глобальный характер. Он распространился или грозит распространиться на всю планету. Причины возникновения экологического кризиса и порожденных им глобальных экологических проблем могут быть сведены к следующим.

1) Демографический взрыв, в результате которого в течение каждых десяти лет население возрастает на величину равную населению Китая (1.1 млрд. чел.). Это во многом провоцирует продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы и как следствие – экологическую проблему.

2) Колоссальные масштабы человеческой деятельности. Человечество, по словам В.И. Вернадского, становится могучей геологической силой. Например, человек в настоящее время добывает и перемещает всеми видами своей деятельности больше твердых пород (примерно 140-150 млрд. т/год), чем это происходит в результате действия воды, ветра, живых организмов и других природных сил (115-120 млрд. т/год).

3) Нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее активно используемых в общественном производстве и мировом хозяйстве. Современный человек вовлекает в производство и потребление такое количество вещества и энергии, которое в десятки и сотни раз превышает его чисто биологические потребности, подсчитано, что людям Земли ежедневно требуется около 2 млн.т. пищи, 10 млн.т. питьевой воды и миллиарды кубометров кислорода. Расход же ресурсов и энергии в промышленных целях не идет ни в какое сравнение с теми масштабами, которые необходимы для удовлетворения биологических потребностей. В расчете на 1 день добывается и перерабатывается почти 300 млн. т. вещества и материалов. Сжигается 30 млн. т. топлива, изымается из источников около 2 млрд м 3 воды и более 65 млрд. м 3 кислорода. Потребности людей в ресурсах становятся несоизмеримыми с возможностями биосферы.

4) Технократическое мышление. Древний культ природы заменился культом техники. Самое широкое распространение получила идеология покорения природы, предельно высокой ее эксплуатации. Этот подход выражался в таких крылатых фразах, как «Человек – царь природы», «Нам не нужно ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Экологический кризис, который проявляется в нарушении равновесия между условиями и влиянием в окружающей среде, возник как результат человеческого «менталитета эксплуатации» по отношению к природе.

На вопрос насколько опасна современная экологическая ситуация в науке нет единого мнения. Можно выделить три принципиальных позиции:

человечество и мир уже вступили в глобальную экологическую катастрофу;

современная ситуация представляет собой глобальный экологический кризис, который может привести к катастрофе к середине XXI века;

никакого глобального кризиса, а тем более катастрофы нет, есть лишь локальные экологические кризисы и потенциальный риск возникновения региональных 1 .

Вторая позиция разделяется крупной группой ученых как отечественных (Н.Ф. Реймерс, Н.Н. Моисеев, В.А. Красилов, В.А. Зубаков и др.), так и зарубежных (Р. Дорст, Б. Коммонер, А. Печчеи, А. Кинг, В. Шнайдер и др.). Рассмотрим подробнее основные аргументы сторонников данной позиции. По своему содержанию показатели (индексы) разделяются на две группы (табл. 1). Первая связана с биосоциальными особенностями развития общества, вторая с его техногенной деятельностью.

Т а б л и ц а 1. Основные показатели (индексы) глобального экологического кризиса, по В.А. Зубакову (1998)

1. Природопокорительская идеология

5. Вытеснение естественного искусственным и возникновение отходов

2. Экспоненциальный рост народонаселения демографически взрыв.

6. Геохимическое загрязнение окружающей среды воздуха, воды, почв.

3. Экспоненциальный рост социально-экономической дифференциации.

Геохимическое отравления биоты:

4. Рост масштабов военных конфликтов.

10. Шумовое загрязнение

Природопокорительская мировоззренческая идеология является основополагающей чертой, обусловившей появление ГЭК и отличительную особенность цивилизации. Именно она предопределила феноменальный научно-технический прогресс цивилизации за 10тыс. лет ее истории и особенно за последнее столетие. Но она явилась и причиной глобального экокризиса, поставившего под угрозу существование человечества. Свое философское содержание природопокорительская идеология получила в трудах Р. Декарта, Ф. Бэкона и др. ее отголоски можно найти в библейских текстах.

Вторым биосоциальным параметрам ГЭК является экспоненциальный рост народонаселения Земли. Если для достижения первого миллиарда человечеству, а к этому уровню оно подошло во времена А.С. Пушкина в 1830г., потребовалось 2 млн. лет, то для появления второго миллиарда понадобилось 100 лет. третьего – 33 года, четвертого — 14 лет, пятого – 13 лет и шестого (1998г) всего 10 лет. Этот небывало резкий прыжок в росте населения Земли американский биолог Пол Эрлих назвал «демографическим взрывом».

Социально-экономическая дифференциация стран Юга и Севера третий индикатор ГЭК. Если страны Севера создав «общество потребления» благоденствуют, то страны юга нищают. Соотношение доходов у 20% у наиболее богатых и наиболее бедных за последние 29 лет изменилось в 2 раза, от 30:1 до 59:1 1 . Это свидетельствует о редком росте неустойчивости социально — экологической и политической структуры современного мира, которая напрямую ведет к большим этническим конфликтам и столкновению «цивилизаций».

Четвертым параметром ГЭК является рост масштабов военных конфликтов. Подсчитано, что за историю цивилизации человечество пережило 14550 войн, что в условиях мира оно находилось всего 292 года, что в войнах погибло около 3.6 млрд. человек 2 . Материальные потери и затраты, связанные с войнами, и прежде всего людские потери растут также экспоненциально. Так, в первую мировую войну было убито 9,5 млн. и погибло от ран и болезней 20 млн. человек. Во вторую мировую войну людские потери составили 55 млн. человек. После 1945г. было 180 локальных войн, в которых погибло 20 млн. человек.

Оружие массового поражения классифицируется сейчас на 5 типов: обычное, ядерное, химическое, биологическое и экологическое. Три последних типа практически уже опробованы в последних войнах (Вьетнамская война, Кувейт, Ирак). В частности, об использовании Ираком неизвестных бактериологических или химических отравляющих веществ свидетельствует тот факт, что 30 тыс. американских солдат были поражены неизвестной болезнью, а в их семьях теперь рождаются дети с патологическими деформациями и синдромами Дауна 3 .

Кратко рассмотрим техногенные индексы. Под техногенезом академик А.Е. Ферсман понимал «совокупность химических и технологических процессов, производимых деятельностью человечества и приводящих к перераспределению химических масс земной коры» 1 . Цель техногенеза — использование невозобновляемых ресурсов, т.е. полезных ископаемых. Эти ресурсы сейчас близки к исчерпанию. Однако, на первую половину XXI в. их может хватить при условии стабилизации роста потребления.

Сложнее обстоит с последствиями техногенеза, самое главное из которых — это производство во все возрастающих размерах отходов. В биосфере отходов вообще не существует. Она функционирует на основе замкнутых круговоротов вещества и энергии. Производство отходов — это особенность цивилизации. В философском плане пятый критерий ГЭК можно определить как вытеснение естественного искусственным, как принципиальное изменение самого строя природы.

Геохимическое загрязнение окружающей среды — это прежде всего загрязнение атмосферы, что породило такие феномены, как «парниковый эффект», и «озоновые дыры», кислотные дожди».

По прогнозам ученых 2 , к середине XXI в. концентрация парниковых газов (углекислого — СО2, метана — СН4, закиси азота — N2O и др.) удвоится, а средняя температура на Земле повысится на 3,5 +1,0 0 C. Среди последствий катастрофически быстрого потепления можно отметить следующее: иссушение климата и резкое падение урожайности; таяние «вечной» мерзлоты; изменение границ природно-климатических зон с неблагоприятными последствиями для растительности; потенциальная угроза серджей — мгновенных спусков в океан части шельфовых ледников Антарктиды. Что создает реальную угрозу затоплению наиболее заселенных прибрежных равнин и самых крупных городов планеты.

Озон образует в стратосфере на высоте 15-20 км тонкий экран, поглощающий жесткое ультрафиолетовое излучение Солнца. Без него жизнь на Земле была бы невозможна.

«Кислотные дожди», образующиеся в результате выброса в атмосферу соединений серы и азота губительно действуют на растительный мир, а так же пресные водоемы, особенно озера, кислотность которых резко возрастает, а обитатели гибнут. В Скандинавии, на нашем Севере и на Севере Америки появилось уже более 150 тыс. полностью мертвых озер.

Геохимическое отравление биоты можно разделить на три самостоятельных параметра: металлизацию, хемотоксикацию и радиотоксикацию.

Под металлизацией биосферы следует понимать резкое повышение на поверхности Земли концентрации тяжелых металлов: ртуть, свинец, мышьяк, кадмий и др. Современный человек вдыхает свинец с парами этилового бензина. В США с вдыханием этих паров связывают преждевременную смерть 300000 человек ежегодно.

Хемотоксикацией биосферы называют быстро идущий процесс насыщения ее искусственными химическими соединениями, в первую очередь различными полихлорвиниловыми материалами, пластмассами, пестицидами и гербицидами. Общее число таких соединений перевалило за 400 тысяч. Все эти хлорные продукты очень устойчивы и токсичны, способны накапливаться в живых организмах и воздействовать на генетический аппарат.

Читайте также:  Чем можно объяснить остроту зрения больше 1

Радиотоксикация биосферы происходит вследствие испытаний ядерного оружия, аварий типа на Чернобыльской АЭС. Исключительно сложной и до сих пор нерешенной проблемой остается проблема захоронения радиоактивных отходов.

Анализ приведенных индексов показывает: во-первых, что рубеж глобального экологического кризиса уже пройден; и во-вторых, что преобладают геохимические параметры — «Это позволяет определить ГЭК как в основном геохимическое загрязнение окружающей среды продуктами жизнедеятельности человечества, превысившего экологически допустимую численность населения» 1 .

Идеологические и религиозные причины экологического кризиса

Современный экологический кризис — следствие научно-технической революции.

Непосредственным «виновником» экологического кризиса считается научно-техническая революция. Революция эта стала результатом «брачного союза» между наукой и техникой.

Имеются три составляющих научно-технической деятельности:

  • 1) цели науки и техники;
  • 2) организация науки и техники;
  • 3) методология науки и техники.

Развитие науки и техники во многом определялось целями, которые были поставлены перед ними, и ценностями, которые лежали в их основе. Именно эти ценности и породили экологический кризис. Выявляется цепочка причин экологического кризиса: религия благословляет рост народонаселения, что порождает рост производства, которое обеспечивается развитием науки и техники, а ими, в свою очередь, обуславливается культура, идеология, образ жизни.

Современный экологический кризис с точки зрения «глубинной экологии»

Л. Уайт (1990) — основатель «глубинной экологии» — считает: «…чтобы понять причины экологического кризиса, нужно обратиться к вещам фундаментальным, ибо если мы ограничимся неглубокими и недальновидными решениями, мы будем получать лишь новые и новые ответные удары природы со все более усугубляющимися последствиями, которые сведут на нет успешность таких решений»; он полагает также, что экологические отношения человека глубоко обусловлены его верованиями относительно своей природы и судьбы, то есть религией. Он считает, что наука на Западе развивалась в рамках естественной теологии, и ее основная цель была понять божественный разум путем открытия принципов функционирования его творений. Так, например, Исаак Ньютон считал себя скорее теологом, чем ученым.

С точки зрения «глубинной экологии», влияние христианства на отношение общества к природе было отрицательным, поскольку утверждалось, что Бог санкционировал господство человека над Землею и всеми живыми существами. Это привело к отказу от присущего язычеству обожествления природы.

Сторонники «глубинной экологии» подчеркивают, что дохристианские философы воспринимали мир как творческий закон, которому они должны подчиняться, как судьбе, а христианство, по их мнению, проповедует «эгоизм», поскольку в Библии сказано: «Все предано Мне Отцом Моим» (от Матфея, 11, 27); и «все возможно верующему» (от Марка, 9, 23). По мнению Л. Уайта, христианские догмы создают основу для безудержной эксплуатации природы человеком, и хотя само христианство не обладает верховной властью, христианское миропонимание глубоко укоренилось в западной цивилизации.

Сторонники «глубинной экологии» считают, что выход из экологического кризиса может быть найден в религиозном обновлении или в возрождении дохристианских представлений. Л. Уайт подчеркивает, что даже если ввести в дело больше науки и больше техники, это не выведет из нынешнего экологического кризиса до тех пор, пока мы не найдем новую религию или не переосмыслим старую. С другой стороны, считается самоочевидным, что буддизм, в том числе дзен-буддизм, едва ли укоренится на европейской почве.

Экологический кризис, как мировая проблема общества Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Сидоренко Александр Александрович, Гринь Елена Анатольевна

В данной статье затронута проблема отношения всего человечества к природе, а именно безразличность к возникающим в отношениях природы и общества проблемам и их последствиям.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Сидоренко Александр Александрович, Гринь Елена Анатольевна,

Текст научной работы на тему «Экологический кризис, как мировая проблема общества»

Сидоренко Александр Александрович

студент 3 курса Гринь Елена Анатольевна

канд.юрид.наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет

г. Краснодар, РФ sidorenko_9595@bk.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС, КАК МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА

В данной статье затронута проблема отношения всего человечества к природе, а именно безразличность к возникающим в отношениях природы и общества проблемам и их последствиям.

Окружающая среда, экологические системы, антропогенное воздействие, деградация, истощение,

Развитие природы всегда тесно переплетается с развитием человечества, как общества. Из этого можно сделать вывод, что именно сегодня проблемы, касающиеся взаимодействия человека и природы, будут считаться одними из самых сложных в нашем мире, они будут затрагивать все человечество, независимо от государственных границ и вероисповедания. На данный момент многие ученые говорят глобальном экологическом кризисе и если не предпринимать никаких решений, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, то этот кризис обернется для всех нас катастрофой. Будущее всей Земли, а также всего живого мира на ней зависит от того, какие мы будем строить отношения с природой.

Что касается понятия экологического кризиса, то в современной литературе существует две точки зрения на этот счет. В первом случае ученые говорят об экологическом кризисе, как о тяжелом переходном состоянии экологических систем и окружающей среды в целом [1, с.54]. Также экологический кризис предполагает наличие значительных структурных изменений окружающей среды. Что касается второй точки зрения, то здесь ученые описывают экологический кризис, как закономерный результат неразрешенного пока противоречия между утвердившейся в истории цивилизации потребительского отношения общества к окружающей среде и способностью биосферы поддерживать систему естественных биологических процессов самовосстановления [2, с. 97-105].

В настоящий момент состояние окружающей среды можно охарактеризовать, как крупномасштабное загрязнение атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. Загрязнение, а также деградация окружающей среды каждый год все больше влияет на здоровье человечества. Можно отметить стабильное загрязнение окружающей среды.

Каждый год уменьшается количество здорового народонаселения и возрастает общественная смертность сообразно фактору ухудшения состояния окружающей среды, что является конкретной опасностью социуму и государству. В связи с сиим правовое регулирование обеспечения охраны окружающей среды в целях хранения жизни и здоровья человека настойчиво просит новейшего абстрактного осмысления.

Праву каждого гражданина на благоприятную окружающую среду сопутствует его обязательство не наносить вреда окружающей среде при владении, использовании и распоряжении землей и иными естественными ресурсами.

Неизменные экологические локальные катастрофы свидетельствуют о приближении глобального природного кризиса. Но экологические кризисы в истории населения земли благоприятное разрешение. Итак, 1-ый мировой природоохранный кризис был ещё в эпоху собирательства и примитивной охоты на маленьких животных. Появился он в следствии истощения запасов съедобных растений и истребления маленьких животных. С таким природоохранным кризисом получилось справиться благодаря переходу к коллективной охоте на больших зверей с использованием наиболее абсолютных для такого времени орудий: кривизна, копья, гарпуна; делением труда между соучастниками охоты. Последующий природоохранный кризис появился, как считают ученые, в конце ледникового периода, когда стали пропадать большие животные — объекты охоты: носорог, большерогий олень, мамонт и др. Этот кризис связывают с перепромыслом больших зверей и с тем, что возросшую количество народонаселения уже не могла снабдить натуральная кормовая основа. Выйти из этого природного кризиса позволил переход от присваивающего к производящему хозяйству. Удачное формирование животноводства и земледелия определили прогресс населения земли на некоторое количество 1000-летий [3, с.47-55].

В настоящее время у природного кризиса имеется некоторое количество обстоятельств происхождения:

Во-первых, это неудержимый и чрезвычайно стремительный рост народонаселения Земли. Сейчас на планете Земля проживает около 7 миллиардов человек. Почти все эксперты считают, что это существенно более возможного для биосферы Земли народонаселения людей. При этом любому человеку нужна крыша, свет, тепло, пища, одежда, и до наших времен большая часть данных потребностей довольствуется за счет жесточайшей эксплуатации природы.

Во-вторых, неидеальные сельскохозяйственные и промышленные технологии. Загрязнение воздуха, воды, почв, прорубка лесов и распашка степей, дефляция — все это показатель такого, как недостаточно мы ещё знаем и умеем, какой-никакой ценой и за счет чего достается нам наше материальное благоденствие.

В-третьих, несерьёзность населения земли и пренебрежение законами развития биосферы. Кризисные ситуации, появляющиеся в следствии истощения естественных ресурсов, удачно разрешаются совершенствованием технологий добычи, транспортировки, переработки обычных естественных ресурсов, изобретением и внедрением новейших, а еще созданием синтетических материалов. Возрастание глобального природного кризиса обуславливается прогнозируемым и видимым исчерпанием нужных ископаемых, недостатка чистой питьевой воды, подошедшим к критической черте загрязнением больших городов выхлопами автомобилей, газов и промышленными выбросами вредоносных веществ в атмосферу, массовой вырубкой лесов. Количественное действие людей на природу преобразуется в другое свойство, предполагающее новейшие подходы к решению экологических проблем.

Экологический кризис появился самостоятельно от сознания человека, беспристрастно, невзирая на то, что он был «продиктован» самим человеком [4, с. 20]. Вывод из природного кризиса содержится в экологизации технологий и изготовления; в экологическом просвещении народонаселения; интернациональной законной охране и ужесточении ответственности и появления её новейших видов. Итак, бесценный вклад в заключение задач сообразно выходу из кризиса привнесли Конференция ООН, посвященная охране окружающей среды (Стокгольм, 1972 г.) и Встреча на высшем уровне, посвященная дилеммам планеты Земля в рамках Конференции ООН по окружающей среде и её развитию (Рио-де-Жанейро, 1992г.). В итоге был принят глобальный чин действий — Повестка дня на XXI век. Это — программа установило формирование устойчивым с общественной, экономической и природной точек зрения. В ней разъясняется, что движущими мощами смен в находящейся окружающей среде является народонаселение, потребление и разработка. В Повестке предлагаются варианты предотвращения ухудшения состояния земли, воздуха и воды, хранения лесов и контраста форм жизни.

Однако имеющиеся международные конвенции, напрямую не приурочены к глобальному экологическому кризису, а только укрепляют общие положения. Национальное российское экологическое законодательство так же не охватывает специального нормативного акта, имеется только упоминания о мерах преодоления природного кризиса в ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др. В этом и содержится основная неувязка, что недостает масштабной программе. Для этого нужно создать, как на международном уровне, так и на государственном программу мероприятий сообразно преодолению природного кризиса и зафиксировать её посредствам нормативного правового акта.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что во многих проблемах человечества виновато само население Земли. Наше негативное воздействие в течении многих лет на окружающую среду может аукнуться еще серьезнее следующим поколениям. Пока каждый человек не осознает, что его действия оказывают влияния на много лет вперед, пока каждый из нас не начнет задумываться о сохранении окружающей среды, экологический кризис будет продолжаться, а что еще хуже, кризис усугубится. Время не вернуть назад, но все можно изменить сейчас, пока не поздно. Список использованной литературы:

1. Экологическое право. Учебник для вузов. Боголюбов С. А. М.: Издательство НОРМА, 2001. — С.54.

2. Бирюков В.Л., Иванов В.Н. Правовые основы предотвращения экологических преступлений, терроризма, экоцида / В.Л. Бирюков, В.Н. Иванов // Экологическая безопасность России: проблемы правоприменительной практики. — 2003. — С. 97-105.

3. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2005. — С. 47-55.

4. Владимиров В. Глобальные угрозы человечеству и вызовы, обусловленные глобализацией / Основы безопасности жизнедеятельности. — 2006. — № 9. — С. 20

© А.А. Сидоренко, Е.А. Гринь, 2015

Славская Анастасия Сергеевна Сорокина Алла Александровна

Студент, Владимирский Государственный Университет, Владимир Студент, Владимирский Государственный Университет, Владимир

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур, а именно с выбором таможенного режима, таможенным оформлением, уплатой таможенных платежей. Среди них особая роль отводится таможенному досмотру, в отношении товаров и транспортных средств.

таможенный контроль; транспортные средства; товар.

Источники:
  • http://jurkom74.ru/ucheba/ekologicheskiy-krizis-ponyatie-prichini-formi-proyavleniya-i-puti-preodoleniya
  • http://studfiles.net/preview/2899643/page:4/
  • http://vuzlit.ru/1071873/ideologicheskie_religioznye_prichiny_ekologicheskogo_krizisa
  • http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-krizis-kak-mirovaya-problema-obschestva