Меню Рубрики

Движущие силы истории с точки зрения космогонии толстого

10 класс, 3-я четверть

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться с ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты, —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны
Н.А.Некрасов

Что определяет основную тему стихотворения?
зарождающееся любовное 3) борьба с окружающим миром;
чувство;
борьба за свободу 4) взлет любовного чувства
любовного выбора; на грани расставания.

А2. О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Особенностью композиции этого стихотворения является:
использование диалога; 3) повторяющаяся строфа;
противопоставление первой 4) отсутствие движения чувств
и второй части; лирического героя.

А3. Стихотворения «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали», «Еще майская ночь» написал:
Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;
А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А4. Автором стихотворений «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом», «Мы с тобой бестолковые люди» является:
Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;
А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А5. Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя

Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости, и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей

К какому типу лирики относится это стихотворение:
1) пейзажная; 3) философская;
2) военная; 4) гражданская.

А6. Какое значение на пути исканий князя Андрея (Л.Н.Толстой. «Война и мир») имело его ранение на поле Аустерлица:
пришел к пониманию Бога;
понял, что стремление к славе суетно и ничтожно;
пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни;
пережил разочарование в своем кумире.

А7. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?
гениальная личность, способная повести за собой массы;
исторический процесс – движение «роевой истории»;
народ – главная движущая сила истории;
фатум, высшая сила определяет ход истории.

А8. Почему сцена в Филях («Война и мир») показана через восприятие девочки Малаши?
оригинальный, нетрадиционный взгляд на исторические события;
следование исторической правде;
безыскусность детского взгляда;
Л.Н.Толстой очень любил детей.

А9. Какое место занимает фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (см. 2 часть) в произведении:
открывает повествование;
завершает повествование;
является кульминацией сюжета;
является одним из этапов сюжетного действия.

А10. С какой целью в данном ниже фрагменте приводится описание чувств и состояния Тушина во время боя?
выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;
показать наивность героя;
выявить черты настоящего патриота;
объяснить трудность взаимоотношения Тушина со своими солдатами.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё вспомнил, всё соображал, всё сделал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.
Из- за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из- за свиста и ударов снарядов неприятеля, из- за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из- за вида крови людей и лошадей, из- за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из- за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.
— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди – отсылать назад.
— Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.
— Ничего, гранату — отвечал он.
— «Ну-ка, наша Матвеевна», — говорил он про себя. Матвеевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение.. звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
«Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя.
Сам он представлял себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
Л.Н. Толстой «Война и мир»

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Назовите стиль речи, для которого характерны следующие слова и выражения: «ну-ка», «ишь задышала», «вишь».
Ответ: ___________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Ему казалось»).
Ответ: ___________________________________________________

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Ну-ка», выпишите название большой, старинного литья пушки.
Ответ: ____________________________________________________

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Вследствие этого», найдите слова, с помощью которых описывается состояние Тушина во время боя.
Ответ: ____________________________________________________

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Охарактеризуйте поведения капитана Тушина во время боя. Как герой относится к своим обязанностям?

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и нежившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим, —
Нам рано предаваться с ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты, —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны
Н.А.Некрасов

Лирический герой некрасовского стихотворения:
стремится к разрыву, мечтая о душевном освобождении;
желает возродить былые чувства на новом этапе отношений;
пытается перевести отношения в дружественное русло;
призывает уважать отжившие, но все еще сильные чувства.

А2. О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Центральной в этом стихотворении является тема:
любви и смерти; 3) человека и общества;
человека и природы; 4) любви и дружбы.

А3. Стихотворения «Silentium», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать»:
Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;
А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А4. Автором стихотворений «Поэт», «Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода» является:
Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;
А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А5. Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя

Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости, и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы –
То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей

Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Мне жаль не друга, не жены,/ Мне жаль не самого героя»:
1) анафора; 3) аллитерация;
2) эпифора; 4) ассонанс.

А6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году:
приобрести опыт в боевых действиях;
оставить наскучивший высший свет;
найти «свой Тулон» и прославиться;
продвинуться по службе.

А7. В чем заключается основной принцип психологизма Л.Н.Толстого:
изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных условиях;
«диалектика души» — т.е. изображение внутреннего мира человека в развитии;
«принцип айсберга» — тайный психологизм;
изображение детали как отражение внутреннего мира человека.

А8. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера:
Пьер – человек не военный, и его восприятие сражения более объективно;
это необходимо для развития характера Пьера;
для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации.

А9. Какое место занимает фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (см. 2 часть) в произведении:
открывает повествование;
играет роль лирического отступления;
является кульминацией любовного сюжета;
является одним из этапов развития любовного сюжетного действия.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание Наташи Ростовой во время приглашения ее на танец Андреем Болконским:
выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни;
показать силу русской женщины;
охарактеризовать глупость героини;
показать чувства и состояние героини.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Пьер подошёл к князю Андрею и схватил его за руку.
— Вы всегда танцуете. Тут есть моя protйgйe, Ростова молодая, пригласите её,- сказал он.
— Где?- спросил Болконский. – Виноват,- сказал он, обращаясь к барону,- этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать. Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.
— Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня краснея.
— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня,- сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять её талию ещё прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливою, благодарною, детскою улыбкой.
«Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из- за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Её оголённые шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами княжны Элен её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо.
Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на нею указал Пьер, и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный стан и она зашевелились так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыхание и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих.
Л.Н. Толстой «Война и мир»

Читайте также:  Как себя вести после лазерной коррекции зрения

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («счастливой, благодарной, детской», «испуганная», «отчаянное, замирающее»).
Ответ: ___________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Ее оголенные шея и руки»).
Ответ: ___________________________________________________

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Давно я ждала», выпишите слово, которое характеризует состояние Наташи Ростовой во время ее танца с князем Андреем.
Ответ: ____________________________________________________

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Князь Андрей», найдите эпитеты, с помощью которых характеризуется состояние князя Андрея после танца с Наташей.
Ответ: ____________________________________________________

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какие черты характера Наташи Ростовой раскрываются автором в данном фрагменте?

Название Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс
страница 91/92
Дата публикации 29.09.2014
Размер 13.32 Mb.
Тип Сочинение

lit-yaz.ru > Литература > Сочинение

2. Литературовед Л. П . Гроссман определяет повесть «Леди Макбет Мценского уезда» как историю «страсти и преступления Катерины Измайловой», которая воспроизводит «жестокую и затхлую атмосферу купеческого мира».

а) Можете вы согласиться с тем, что «Леди Макбет Мценского уезда» — это только «история страсти и преступления»? Может быть, смысл рассказанного писателем шире, чем считает исследователь?

б) Какие черты «купеческого мира» рисует Лесков в повести? Можете вы согласиться с утверждением о жестокости нарисованного мира?

Аргументируйте свой ответ.
3. Исследователь В. И. Корин считает, что «причины духовного падения Катерины Измайловой, по мысли Лескова, коренятся в окружающей ее скуке. Героиня жаждет полноты чувства, а ее одолевает безысходная и ноющая тоска».

а) Можете вы согласиться с таким определением «причины духовного падения Катерины Измайловой»?

б) На основании чего можно заключить, что «героиня жаждет полноты чувства»? Как вы считаете, была ли у героини Лескова иная, нежели показано в повести, возможность справиться с безысходной тоской?
4. ^ Литературовед Я. В. Столярова пишет, что Лесков акцентирует «нравственную непросветленность чувства Катерины Измайловой, ее биологический примитивизм».

а) В чем вы увидели «нравственную непросветленность чувства» героини? Можете вы согласиться с тем, что в ее чувстве не было ничего нравственного? Почему?

б) Как вы понимаете определение «биологический примитивизм»? Можете, вы согласиться с тем, что «биологический примитивизм» — это основа чувства Катерины Измайловой? Обоснуйте свой ответ.
5. «Лесков несколькими штрихами рисует деревенскую жизнь Катерины, и эта жизнь обнаруживает большое сходство с Катериной у Островского. Но судьба героинь Островского и Лескова складывается по-разному (В. И. Коровин).

а) В чем схожа жизнь двух героинь (Островского и Лескова) в девичестве?

б) Что общего в существовании двух Катерин в замужестве?

в) Как вы думаете, в чем основная причина того, что судьба этих героинь «складывается по-разному»?
7. «Не скрадывая ни одной страшной подробности в кровавых деяниях купеческой жены Катерины Измайловой, Лесков тем не менее отказывается видеть в ней только преступницу. » (И. В. Столярова).

а) Какие страшные подробности «в кровавых деяниях» героини показывает Лесков? Можно ли было обойтись без этих подробностей?

б) Можете вы согласиться с тем, что Лесков «отказывается видеть» в своей героине «только преступницу»? Если да, то кем еще предстает она в повести?

^ Тест по повести «Очарованный странник»
1. Укажите верное определение жанра «сказ»

а) Вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в связи с мифологией;

б) Наиболее развёрнутая и объёмная форма лиро-эпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму;

в) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры персонажа-рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь;

г) Малая форма литературы, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц особенность этой формы.
2. «Очарованный странник» — произведение, составленное из отдельных эпизодов. Что или кто объединяет эти части?

а) сквозной сюжет;

в) цыганка Груша;

3. ^ С каким былинным богатырём сравнивает автор И. С. Флягина?

а) Алёша Попович;

б) Добрыня Никитич;

г) Никита Кожемяка;

д) Савелий богатырь Святорусский.

4. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?

б) освобождение от крепости;

д) сапоги смазные.

5. ^ Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений;

б) по предложению англичанина Рарея;

в) вслед за возлюбленной;

г) из-за убийства Савакирея;

д) был взят в плен.

6. ^ Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками;

б) отдали Флягину в жёны самую красивую девушку;

в) держали в колодках в яме;

г) подщетинили пятки.

7. ^ Сколько времени провёл Иван Флягин в плену?

8. ^ Почему Иван Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделённой любви;

б) чтобы Груша не вернулась к князю;

в) чтобы спасти её от греха убийства;

г) это произошло случайно.

9. ^ Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

а) русский человек со всем справится;

б) русский человек всегда стремится к опасностям;

в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек.
10. ^ Чем завершились скитания с героя?

а) обзавёлся своей семьёй;

б) постригся в монахи;

в) вернулся на родину к родителям;

г) уходит на войну.

^ Тест по роману Л. Н. Толстого
Вариант I

1. В чем состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную художественную идею произведения

в) «Война» и «мир» — антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром

д) война и мир — два противоположных понимания жизни
2. ^ С какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман образ купца Ферапонтова?

а) осудить скупость и бездеятельность купца

б) подчеркнуть глубину чувства патриотизма, охватившего весь народ

в) показать типичность купеческого сословия
3. ^ Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?

а) пришел к пониманию Бога

б) понял, что стремление к славе суетно и ничтожно

в) пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни

г) пережил разочарование в своем кумире
4. ^ Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

а) не хотел осложнять отношения с отцом

б) хотел проверить Наташу

в) не был способен принять окончательное решение

г) не сумел до конца понять Наташу
5. ^ Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены

б) боялся показаться смешным в глазах света

в) отстаивал свое человеческое достоинство

г) в гневе принял опрометчивое решение
6. ^ Какова роль пейзажа в описании сражения?

а) более точно передать обстановку боя

б) показать красоту мироздания в противоречии с войной

в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы

г) показать абсурдность войны
7. ^ Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?

а) гениальная личность, способная повести за собой массы

б) исторический процесс — движение «роевой истории»

в) народ — главная движущая сила истории

г) фатум, высшая сила определяет ход истории

д) случай, случайное стечение обстоятельств
8. ^ Почему сцена в Филях показана через восприятие девочки Малаши?

а) оригинальный, нетрадиционный взгляд на историческое событие

б) следование исторической правде

в) безыскусность детского взгляда

г) Л. Н. Толстой очень любил детей
9. «Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашел, что не только оно неизвестно, но что оно известно и описано совершенно навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал необходимость доказывать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал. ». (Л. Н. Толстой).

а) О каком «прошедшем времени» говорит Толстой? Что вы знаете об этом времени по произведениям русской литературы ХIX в.?

б) Почему именно в 60-е годы ХIХ в. возникла необходимость правильно рассказывать о том, о чем долгое время говорилось «совершенно навыворот»?

в) Изменило ли приведенное признание писателя ваши представления о замысле романа «Война и мир», о смысле его заглавия?
10. ^ Лингвист В. В. Виноградов считал, что в «Войне и мире» «французский язык прежде всего представляется Толстому языком красивой фразы и искусственной позы».

а) В каких случаях Толстой использует французский язык? Кто из героев романа чаще всего обращается к французской речи?

б) Действительно ли французский в романе является «языком красивой фразы и искусственной позы»? Высказывает ли Толстой свое отношение к использованию французского языка героями романа?
11. «Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды» (М. Б. Храпченко).

а) Согласны ли вы с критиком? Почему?

б) Можно ли говорить о тонком аналитическом уме героя? Если да, то где наиболее ярко проявляются возможности этого аналитического ума?

в) В чем проявляется неприятие князем Андреем образа жизни людей аристократической среды?
12. ^ Исследовательница В. Ф. Соколова утверждает, что «необычность Наташи обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды».

а) В чем вы заметили «необычность» Наташи в сравнении с другими героинями романа?

б) Можете вы согласиться с тем, что на ее развитие влияет народная среда? Аргументируйте свой ответ.
13. «Общение с народом и соприкосновение с его культурой . доставляют Наташе большую радость и заставляют ее переживать те же чувства, какие переживает Андрей Болконский, общаясь с солдатами своего полка, и Пьер Безухов — с Платоном Каратаевым» (В. Ф. Соколова).

а) Как показано в романе общение Наташи с культурой народа? Какие эпизоды и сцены в этом плане вам наиболее запомнились?

б) Что дает князю Андрею общение с солдатами своего полка? Какие чувства он при этом испытывает?

в) Чем Платон Каратаев оказался близок и понятен Пьеру Безухову? Вы могли бы назвать их общение общением на равных? Почему?
14. Литературовед В. Я. Лакшин замечает: «По Толстому, сила Кутузова, в противоположность Наполеону, заключалась в его способности сполна учитывать объективный ход событий и в непосредственной свежести того народного чувства, которое внушало ему уверенность в неизбежной гибели наполеоновского нашествия».

а) Показывает ли Толстой способность Кутузова учитывать «объективный ход событий»? Если да, то в чем и где вы это заметили?

б) Что, на ваш взгляд, учитывает и что упускает Наполеон в свое деятельности?

^ Тест по роману Л. Н. Толстого
Вариант II

1. Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых»?

а) роль в истории

б) простота и естественность

в) стремление к самоутверждению

г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

д) истинный патриотизм
2. ^ Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) продвинуться по службе
3. ^ Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

в) стремился сохранить уважение к себе

г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения
4. ^ Что открывается князю Андрею перед смертью ?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

г) понятие об истинной любви
5. ^ Почему Л. Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно

б) это необходимо для развития характера Пьера

в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации
6. ^ В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?

а) передает философские и христианские взгляды автора

б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха

в) образ — идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»

г) показать разнообразие крестьянских характеров
7. ^ В чем заключается основной принцип психологизма Л. Н. Толстого?

а) «принцип айсберга» — тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» — т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека
8. ^ С какой целью Л. Н. Толстой описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия
9. В черновых заметках к «Войне и миру Лев Толстой сообщает: «. я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни. людей, свободных от бедности, от невежества и независимых. ».

а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных условиях»?

б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изображать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежества и независимых»?

в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, живущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?
10. Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородинского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «. Книги, написанные в этом тоне, все истории. я бы жег и казнил авторов».

а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом повествовании, в действиях героев и т. п.?

б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бородинского сражения в романе Толстого?
11. ^ М. Е. Салтыков-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены — одна ложь и суета».

а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы увидели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?

б) Как вы думаете, что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?
12. «Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, него отношении к подвигу» (М. Б. Храпченко).

а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стремлениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеоновского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?

б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?
13. «Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» (А. С. Серафимович).

а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших исторических событиях так много внимания уделить судьбе героини?

б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?
14. ^ М. Е. Салтыков-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Багратион и Кутузов — кукольные генералы».

а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к литературному герою?

б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.

Вариант I

1. В чем состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную художественную идею произведения

в) «Война» и «мир» — антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром

д) война и мир — два противоположных понимания жизни

2. С какой целью Л. Н. Толстой вводит в роман образ купца Ферапонтова?

а) осудить скупость и бездеятельность купца

б) подчеркнуть глубину чувства патриотизма, охватившего весь народ

в) показать типичность купеческого сословия

3. Какое значение на пути исканий князя Андрея имело его ранение на поле Аустерлица?

а) пришел к пониманию Бога

б) понял, что стремление к славе суетно и ничтожно

в) пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни

г) пережил разочарование в своем кумире

4. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

а) не хотел осложнять отношения с отцом

б) хотел проверить Наташу

в) не был способен принять окончательное решение

г) не сумел до конца понять Наташу

5. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены

б) боялся показаться смешным в глазах света

в) отстаивал свое человеческое достоинство

г) в гневе принял опрометчивое решение

6. Какова роль пейзажа в описании сражения?

а) более точно передать обстановку боя

б) показать красоту мироздания в противоречии с войной

в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы

г) показать абсурдность войны

7. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?

а) гениальная личность, способная повести за собой массы

б) исторический процесс — движение «роевой истории»

в) народ — главная движущая сила истории

г) фатум, высшая сила определяет ход истории

д) случай, случайное стечение обстоятельств

8. Почему сцена в Филях показана через восприятие девочки Малаши?

а) оригинальный, нетрадиционный взгляд на историческое событие

б) следование исторической правде

в) безыскусность детского взгляда

г) Л. Н. Толстой очень любил детей

9. «Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашел, что не только оно неизвестно, но что оно известно и описано совершенно навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал необходимость доказывать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании которых я писал. ». (Л. Н. Толстой).

а) О каком «прошедшем времени» говорит Толстой? Что вы знаете об этом времени по произведениям русской литературы ХIX в.?

б) Почему именно в 60-е годы ХIХ в. возникла необходимость правильно рассказывать о том, о чем долгое время говорилось «совершенно навыворот»?

в) Изменило ли приведенное признание писателя ваши представления о замысле романа «Война и мир», о смысле его заглавия?

10. Лингвист В. В. Виноградов считал, что в «Войне и мире» «французский язык прежде всего представляется Толстому языком красивой фразы и искусственной позы».

а) В каких случаях Толстой использует французский язык? Кто из героев романа чаще всего обращается к французской речи?

б) Действительно ли французский в романе является «языком красивой фразы и искусственной позы»? Высказывает ли Толстой свое отношение к использованию французского языка героями романа?

11. «Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды» (М. Б. Храпченко).

а) Согласны ли вы с критиком? Почему?

б) Можно ли говорить о тонком аналитическом уме героя? Если да, то где наиболее ярко проявляются возможности этого аналитического ума?

в) В чем проявляется неприятие князем Андреем образа жизни людей аристократической среды?

12. Исследовательница В. Ф. Соколова утверждает, что «необычность Наташи обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды».

а) В чем вы заметили «необычность» Наташи в сравнении с другими героинями романа?

б) Можете вы согласиться с тем, что на ее развитие влияет народная среда? Аргументируйте свой ответ.

13. «Общение с народом и соприкосновение с его культурой . доставляют Наташе большую радость и заставляют ее переживать те же чувства, какие переживает Андрей Болконский, общаясь с солдатами своего полка, и Пьер Безухов — с Платоном Каратаевым» (В. Ф. Соколова).

а) Как показано в романе общение Наташи с культурой народа? Какие эпизоды и сцены в этом плане вам наиболее запомнились?

б) Что дает князю Андрею общение с солдатами своего полка? Какие чувства он при этом испытывает?

в) Чем Платон Каратаев оказался близок и понятен Пьеру Безухову? Вы могли бы назвать их общение общением на равных? Почему?

14. Литературовед В. Я. Лакшин замечает: «По Толстому, сила Кутузова, в противоположность Наполеону, заключалась в его способности сполна учитывать объективный ход событий и в непосредственной свежести того народного чувства, которое внушало ему уверенность в неизбежной гибели наполеоновского нашествия».

а) Показывает ли Толстой способность Кутузова учитывать «объективный ход событий»? Если да, то в чем и где вы это заметили?

б) Что, на ваш взгляд, учитывает и что упускает Наполеон в свое деятельности?

Контрольные тесты по литературе (10 класс) (стр. 5 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

а) не хотел осложнять отношения с отцом

б) хотел проверить Наташу

в) не был способен принять окончательное решение

г) не сумел до конца понять Наташу

Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены

б) боялся показаться смешным в глазах света

в) отстаивал свое человеческое достоинство

г) в гневе принял опрометчивое решение

Какова роль пейзажа в описании сражения?

а) более точно передать обстановку боя

б) показать красоту мироздания в противоречии с войной

в) подчеркнуть, что мысли Пьера созвучны голосу природы

г) показать абсурдность войны

Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?

а) гениальная личность, способная повести за собой массы

б) исторический процесс — движение «роевой истории»

в) народ — главная движущая сила истории

г) фатум, высшая сила определяет ход истории

д) случай, случайное стечение обстоятельств

Почему сцена в Филях показана через восприятие девочки Малаши?

а) оригинальный, нетрадиционный взгляд на историческое событие

б) следование исторической правде

в) безыскусность детского взгляда

г) очень любил детей

«Я начал писать книгу о прошедшем. Описывая это прошедшее, я нашел, что не только оно неизвестно, но что оно известно и описано совершенно навыворот тому, что было. И невольно я почувствовал необходимость до­казывать то, что я говорил, и высказывать те взгляды, на основании ко­торых я писал. ». ().

а) О каком «прошедшем времени» говорит Толстой? Что вы знаете об этом времени по произведениям русской литературы XIX в.?

б) Почему именно в 60-е годы XIX в. возникла необходимость пра­вильно рассказывать о том, о чем долгое время говорилось «совер­шенно навыворот»?

в) Изменило ли приведенное признание писателя ваши представле­ния о замысле романа «Война и мир», о смысле его заглавия?

Лингвист считал, что в «Войне и мире» «французский язык прежде всего представляется Толстому языком красивой фразы и искусственной позы».

а) В каких случаях Толстой использует французский язык? Кто из ге­роев романа чаще всего обращается к французской речи?

б) Действительно ли французский в романе является «языком краси­вой фразы и искусственной позы»? Высказывает ли Толстой свое отношение к использованию французского языка героями романа?

«Человек больших интеллектуальных запросов, тонкого аналитического ума, Андрей Болконский чувствует пошлость, призрачность жизни людей аристократической среды» ().

а) Согласны ли вы с критиком? Почему?

б) Можно ли говорить о тонком аналитическом уме героя? Если да, то где наиболее ярко проявляются возможности этого аналитического ума?

в) В чем проявляется неприятие князем Андреем образа жизни людей аристократической среды?

Исследовательница утверждает, что «необычность На­таши обусловлена, в частности, влиянием на ее развитие народной среды».

а) В чем вы заметили «необычность» Наташи в сравнении с другими героинями романа?

б) Можете вы согласиться с тем, что на ее развитие влияет народная среда? Аргументируйте свой ответ.

«Общение с народом и соприкосновение с его культурой доставляют Наташе большую радость и заставляют ее переживать те же чувства, какие переживает Андрей Болконский, общаясь с солдатами своего полка, и Пьер Безухов — с Платоном Каратаевым» ().

а) Как показано в романе общение Наташи с культурой народа? Ка­кие эпизоды и сцены в этом плане вам наиболее запомнились?

б) Что дает князю Андрею общение с солдатами своего полка? Какие чувства он при этом испытывает?

в) оказался близок и понятен Пьеру Безухову? Вы могли бы назвать их общение общением на равных? Почему?

Литературовед замечает: «По Толстому, сила Кутузова, в противоположность Наполеону, заключалась в его способности сполна учитывать объективный ход событий и в непосредственной свежести того народного чувства, которое внушало ему уверенность в неизбежной гибели наполеоновского нашествия».

а) Показывает ли Толстой способность Кутузова учитывать «объек­тивный ход событий»? Если да, то в чем и где вы это заметили?

б) Что, на ваш взгляд, учитывает и что упускает Наполеон в своей деятельности?

Система образов романа полярно расколота. Каковы основные принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых» ?

а) роль в истории

б) простота и естественность

в) стремление к самоутверждению

г) способность к самоусовершенствованию, к осознанию своих ошибок

д) истинный патриотизм

Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) оставить наскучивший высший свет

в) найти «свой Тулон» и прославиться

г) продвинуться по службе

3. Почему князь Андрей не вызвал А. Курагина на дуэль письменно, а искал I личной встречи с ним?

а) он презирал этого человека

б) не хотел компрометировать Наташу

в) стремился сохранить уважение к себе

г) хотел расспросить Курагина о замысле похищения

Что открывается князю Андрею перед смертью?

а) идея всепрощения

б) идея непротивления злу насилием

г) понятие об истинной любви

5. Почему изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

а) Пьер — человек не военный, и его восприятие сражения более объективно

б) это необходимо для развития характера Пьера

в) для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации

В чем заключен смысл образа Платона Каратаева?

а) передает философские и христианские взгляды автора

б) помогает Пьеру вернуться к жизни после душевного краха

в) образ — идея, «эмблема истины», «мера простоты и правды»

г) показать разнообразие крестьянских характеров

7. В чем заключается основной принцип психологизма ?

а) «принцип айсберга» — тайный психологизм

б) изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных ситуациях

в) «диалектика души» — т. е. изображение внутреннего мира человека в развитии

г) изображение детали как отражение внутреннего мира человека

8. С какой целью описывает купание солдат в пруду?

а) показать отношение солдат к князю Андрею

б) показать отношение князя Андрея к своим солдатам

в) изобразить сцену солдатского быта

г) эта сцена была необходима для дальнейшего развития действия

В черновых заметках к «Войне и миру» Лев Толстой сообщает: «. я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, ис­торию людей, живших в самых выгодных условиях жизни. людей, свобод­ных от бедности, от невежества и независимых. ».

а) Вы заметили то, что герои Толстого живут «в самых выгодных усло­виях»?

б) Как вы думаете, почему Толстому было принципиально важно изо­бражать прежде всего «людей, свободных от бедности, от невежест­ва и независимых»?

в) Как представлены в романе «Война и мир» люди несвободные, жи­вущие в невыгодных условиях, в бедности и невежестве? Какова их роль в романе Толстого?

Возмущенный искажениями исторической правды относительно Бородин­ского сражения, Толстой писал в одном из начальных вариантов романа «Война и мир»: «. Книги, написанные в этом тоне, все истории. я бы жег и казнил авторов».

а) Осталась ли эта мысль в окончательном тексте романа? Может быть, эта мысль, прямо не высказанная, присутствует в самом по­вествовании, в действиях героев и т. п.?

б) Как вы считаете, какой главной мыслью проникнуто описание Бо­родинского сражения в романе Толстого?

-Щедрин писал о батальных сценах «Войны и мира»: «Эти военные сцены — одна ложь и суета. ».

а) Можете вы согласиться с таким мнением? Если да, то в чем вы уви­дели «ложь и суету» батальных сцен романа «Война и мир»?

б) Как вы думаете, что интереснее читать в романе Толстого: сцены мира или сцены войны? Почему?

«Черты индивидуализма наполеоновского склада ясно выступают в стремлениях князя Андрея, в его отношении к подвигу» ().

а) Можете вы согласиться с мыслью исследователя о том, что в стрем­лениях князя Андрея видны «черты индивидуализма наполеонов­ского склада»? Если да, то в чем и как это проявляется?

б) Нет ли в отношении Андрея Болконского к подвигу еще чего-нибудь, кроме «индивидуализма наполеоновского склада»?

«Не было Наташи Ростовой, явился Толстой и создал ее в «Войне и мире» ().

а) Как вы думаете, что заставило писателя в книге о важнейших истори­ческих событиях так много внимания уделить судьбе героини?

б) Что, по вашему мнению, хотел подчеркнуть Серафимович словами о «явлении» Толстого и «создании» Наташи Ростовой?

-Щедрин считал, что в изображении Толстого «Баграти­он и Кутузов — кукольные генералы».

а) Как вы понимаете определение «кукольный» применительно к ли­тературному герою?

б) Подходит ли такое определение Багратиону и Кутузову в том, как они изображены у Толстого? Аргументируйте свой ответ.

в) Что выделяет Толстой в образе Наполеона? Вызывает ли Наполеон какие-либо симпатии автора? А читателя?

Тест по литературе 10 класс. 3 часть

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться с ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты, —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Что определяет основную тему стихотворения?

зарождающееся любовное 3) борьба с окружающим миром;

борьба за свободу 4) взлет любовного чувства

любовного выбора; на грани расставания.

А2. О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Особенностью композиции этого стихотворения является:

использование диалога; 3) повторяющаяся строфа;

противопоставление первой 4) отсутствие движения чувств

и второй части; лирического героя.

А3. Стихотворения «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» написал:

Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;

А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А4. Автором стихотворений «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди» является:

Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;

А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А5. Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости, и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

К какому типу лирики относится это стихотворение:

1) пейзажная; 3) философская;

2) военная; 4) гражданская.

А6. Какое значение на пути исканий князя Андрея (Л.Н.Толстой. «Война и мир») имело его ранение на поле Аустерлица:

пришел к пониманию Бога;

понял, что стремление к славе суетно и ничтожно;

пересмотрел свои представления о смысле человеческой жизни;

пережил разочарование в своем кумире.

А7. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения космогонии Толстого?

гениальная личность, способная повести за собой массы;

исторический процесс – движение «роевой истории»;

народ – главная движущая сила истории;

фатум, высшая сила определяет ход истории.

А8. Почему сцена в Филях («Война и мир») показана через восприятие девочки Малаши?

оригинальный, нетрадиционный взгляд на исторические события;

следование исторической правде;

безыскусность детского взгляда;

Л.Н.Толстой очень любил детей.

А9. Какое место занимает фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (см. 2 часть) в произведении:

является кульминацией сюжета;

является одним из этапов сюжетного действия.

А10. С какой целью в данном ниже фрагменте приводится описание чувств и состояния Тушина во время боя?

выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

показать наивность героя;

выявить черты настоящего патриота;

объяснить трудность взаимоотношения Тушина со своими солдатами.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее. Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё вспомнил, всё соображал, всё сделал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Из- за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из- за свиста и ударов снарядов неприятеля, из- за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из- за вида крови людей и лошадей, из- за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), — из- за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

— Вишь, пыхнул опять, — проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, — теперь мячик жди – отсылать назад.

— Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то.

— Ничего, гранату… — отвечал он.

— «Ну-ка, наша Матвеевна», — говорил он про себя. Матвеевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение.. звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.

«Ишь задышала опять, задышала», — говорил он про себя.

Сам он представлял себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Прочитайте приведенный фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Назовите стиль речи, для которого характерны следующие слова и выражения: «ну-ка», «ишь задышала», «вишь».

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Ему казалось…»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Ну-ка…», выпишите название большой, старинного литья пушки.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Вследствие этого…», найдите слова, с помощью которых описывается состояние Тушина во время боя.

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Охарактеризуйте поведения капитана Тушина во время боя. Как герой относится к своим обязанностям?

При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и нежившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться с ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты, —

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Лирический герой некрасовского стихотворения:

стремится к разрыву, мечтая о душевном освобождении;

желает возродить былые чувства на новом этапе отношений;

пытается перевести отношения в дружественное русло;

призывает уважать отжившие, но все еще сильные чувства.

А2. О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел – спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Все опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебный взор, и речи,

И смех младенчески-живой?

И что теперь? И где все это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль, злую боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Центральной в этом стихотворении является тема:

любви и смерти; 3) человека и общества;

человека и природы; 4) любви и дружбы.

А3. Стихотворения « Silentium », «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать»:

Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;

А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А4. Автором стихотворений «Поэт», «Гражданин», «Элегия» «Пускай нам говорит изменчивая мода» является:

Ф.И.Тютчев; 3) Н.А.Некрасов;

А.А.Фет; 4) А.К.Толстой.

А5. Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя…

Увы! Утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна –

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости, и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы –

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей…

Как называется фонетическое средство, использованное в строках «Мне жаль не друга, не жены,/ Мне жаль не самого героя…»:

1) анафора; 3) аллитерация;

2) эпифора; 4) ассонанс.

А6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году:

приобрести опыт в боевых действиях;

оставить наскучивший высший свет;

найти «свой Тулон» и прославиться;

продвинуться по службе.

А7. В чем заключается основной принцип психологизма Л.Н.Толстого:

изображение изменения внутреннего мира героев в экстремальных условиях;

«диалектика души» — т.е. изображение внутреннего мира человека в развитии;

«принцип айсберга» — тайный психологизм;

изображение детали как отражение внутреннего мира человека.

А8. Почему Л.Н.Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера:

Пьер – человек не военный, и его восприятие сражения более объективно;

это необходимо для развития характера Пьера;

для автора важно показать состояние человека в экстремальной ситуации.

А9. Какое место занимает фрагмент романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (см. 2 часть) в произведении:

играет роль лирического отступления;

является кульминацией любовного сюжета;

является одним из этапов развития любовного сюжетного действия.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание Наташи Ростовой во время приглашения ее на танец Андреем Болконским:

выявить отсутствие в героине серьезного отношения к жизни;

показать силу русской женщины;

охарактеризовать глупость героини;

показать чувства и состояние героини.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1 – В4 . Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Пьер подошёл к князю Андрею и схватил его за руку.

— Вы всегда танцуете. Тут есть моя prot é g é e , Ростова молодая, пригласите её,- сказал он.

— Где?- спросил Болконский. – Виноват,- сказал он, обращаясь к барону,- этот разговор мы в другом месте доведём до конца, а на бале надо танцевать. Он вышел вперёд, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал её, угадал её чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил её разговор на окне и с весёлым выражением лица подошёл к графине Ростовой.

— Позвольте вас познакомить с моей дочерью,- сказала графиня краснея.

— Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня,- сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять её талию ещё прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливою, благодарною, детскою улыбкой.

«Давно я ждала тебя»,- как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из- за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Её оголённые шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами княжны Элен её плечи были худы, грудь неопределённа, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы её не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошёл танцевать и выбрал Наташу, потому что на нею указал Пьер, и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижный стан и она зашевелились так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыхание и оставив её, остановился и стал глядеть на танцующих.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («счастливой, благодарной, детской», «испуганная», «отчаянное, замирающее»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Ее оголенные шея и руки…»).

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Давно я ждала…», выпишите слово, которое характеризует состояние Наташи Ростовой во время ее танца с князем Андреем.

В4. В абзаце, начинающемся со слов: «Князь Андрей…», найдите эпитеты, с помощью которых характеризуется состояние князя Андрея после танца с Наташей.

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какие черты характера Наташи Ростовой раскрываются автором в данном фрагменте?

Читайте также:  Центр контактной коррекции зрения жесткие линзы
Источники:
  • http://lit-yaz.ru/literatura/85953/index.html?page=91
  • http://mylektsii.ru/9-34895.html
  • http://pandia.ru/text/80/447/25732-5.php
  • http://infourok.ru/test-po-literature-klass-chast-2652808.html