Меню Рубрики

Для чего живут люди с точки зрения луки

Ведущую роль в пьесе М. Горького «На дне» несет идеологический конфликт, глубокое противостояние нравственных, эстетических, общественных, фило­софских взглядов героев. Автор рисует их горячие споры. В связи с этим пьесу «На дне» считают пье­сой-диспутом!

Пьеса «На дне» — социально-философская. В ее ос­нове лежит спор о человеке, о его назначении, поло­жении в обществе и отношении к нему. В нем участву­ют практически все обитатели ночлежки. Внимание Горького сосредоточено не на судьбах отдельных лиц, а на течении жизни всех персонажей в целом. Пока­зывая их жизнь, драматург останавливает внимание на переживаниях, чувствах, мыслях и устремлениях героев, пытается заглянуть на самое дно человеческой души.

Обитатели ночлежки стремятся вырваться из нее на волю, покинуть наконец пресловутое дно жизни. Однако эти люди обнаруживают свое полное бессилие перед запорами костылевской пещеры, что рождает в них абсолютное ощущение безысходности. Нарисо­ванные Горьким босяки давно потеряли себя и смысл жизни. Они ведут пустое существование. Судьба и бес­человечные жизненные условия обездолили их и опустошили нравственно. Горьковские босяки — люди без будущего. Не у каждого из них есть и про­шлое. Им хвастаются только бывший барон, бывший телеграфист, бывший актер провинциального театра, « вор, воров сын».

Взбудораживает жизнь «дна» появление Луки. Именно с его образом связана в пьесе проблема чело­века. Это самый сложный, противоречивый образ в пьесе, который и вызывает главный философский во­прос. М. Горький утверждал: «Основной вопрос, кото­рый я хотел поставить, это что лучше, истина или со­страдание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострада­ние до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»

Философия Луки сводится к утверждению: «Чело­век все сможет, если ему помочь в это поверить, если его заставить этого захотеть». В роли некоего чародея, навевающего «золотой сон», выступает Лука. Старик глубоко убежден, что человека надо уметь пожалеть, обогреть, обнадежить, выслушать, особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему сострадание. Лука считает, что людям страшна и не нужна подлинная правда жизни, так как она слишком сурова и беспо­щадна. Чтобы облегчить положение обездоленных, нужно приукрасить их жизнь красивым словцом, привнести в нее сказку, иллюзию, обман, розовую мечту, подарить надежду. Лука рассказывает разные притчи, которые наглядно и красноречиво иллюстри­руют его философию, доступно говорят босякам о ста­риковской правде. Он ласков с ними, называет их «милый», «голубка», «детынька». Пепел спрашивает Луку: «Зачем ты все врешь?», и тот отвечает: «И что тебе правда больно нужна, подумай-ка? Она, прав­да-то, может, обух для тебя».

Основываясь на этом, таинственный странник уми­рающей Анне рассказывает о счастливой загробной жизни, успокаивает ее рассказами о блаженной ти­шине после смерти, о долгожданном избавлении от всех недугов и бед. Пеплу Лука возвещает о чудесной стране Сибири, вольной и свободной, где он сможет наконец найти себе применение. Актера старик те­шит сказом о бесплатной лечебнице с мраморными полами, где его избавят от пристрастия к алкоголю, после чего он непременно вернется к прежней жизни. Актер и Анна во время первого же разговора прислу­шиваются к Луке. Бывший артист чувствует, что в его душе пробуждается что-то доброе и забытое, он вспо­минает свое имя, свое любимое стихотворение.

Идея Луки — спасай, обманывая. Он щедро сеет слова утешения и надежды. Люди легко доверяются ему, потому что он снисходителен к их слабостям и порокам, терпим к грехам, отзывчив на просьбу о по­мощи, проявляет неподдельный интерес к их давно уже всем безразличной натуре, к их судьбе. Старик умеет выслушать.

Неслучаен такой выбор имени этого героя. Оно многое объясняет в его характере. Лука — означает лукавый, хитрый, себе на уме, скрытный, обманщик, добродушный, шутливый. В имени героя обнаружи­вается связь с Евангелием, с апостолом, также несу­щим миру свое учение. И горьковский Лука — носи­тель мудрости, раздаривающий людям свою правду. Он правдоискатель, много ходил по земле, много уз­нал и увидел. Странник искренне любит людей, от души желает им добра, для него нужен и важен каж­дый человек, и этим он отогревает обитателей ночлежки. Лука проповедует: «Человек добру может нау­чить очень просто».

Драматург не рисует прошлого Луки, но отсутствие паспорта свидетельствует о многих трудностях в его судьбе. Старик имеет большой житейский опыт, он наблюдателен, любит вести поучительные беседы, в которых звучат и нотки покорности («Все, милая тер­пят»), и направляющие суждения («Кто крепко хо­чет — найдет»).

Приход Луки осветил ночлежку внезапным све­том. В жизни обитателей костылевской пещеры поя­вился луч доброты и ласки, внимание и желание по­мочь. Взаимоотношения в ночлежке с приходом Луки стали чуть человечнее, стало пробуждаться забытое, вспомнилось прошлое, в котором у всех были не клич­ки, а настоящие, человеческие имена, окрепла вера в возможность жить лучше, появились первые шаги к возвращению себе человеческого «я».

Позиция Луки весьма спорна и противоречива. Рассуждения о человеке обостряются в ночлежке в Связи с внезапным исчезновением старика. Оценка личности странника ночлежниками неоднозначна. Настя говорит, что «хороший был старичок», Клещ, что «он жалостливый был». Сатин называет Луку « мякишем для беззубых », « пластырем для нарывов ». Его ложь давала ночлежникам силы жить, сопротив­ляться злой доле, надеяться на лучшее. Но она лишь на время принесла успокоение, приглушая тяжелую реальность. Когда Лука исчез, реальная жизнь ужас­нула Актера, и он повесился, а Настя от безысходно­сти впала в отчаяние, Васька же Пепел попал в тюрьму.

Пробужденные в душах героев надежды оказались слишком непрочными и скоро угасли. Им волей-нево­лей пришлось возвращаться к прозаической и суро­вой реальности. Виновником своего тяжелого отрезвления они назвали бесследно исчезнувшего старика. Грезы и сны вдруг развеялись и неизбежно наступило горькое разочарование. Вместо покоя и мира в косты­левской ночлежке разворачиваются драматические события. Лука действительно сумел заронить в сердце каждого босяка искру надежды, подарить ему мечту, но после его ухода всем ночлежникам стало только тя­желее. Они безвольны, слабы и ничего не могут изме­нить в своей участи. Поманил старик, а дороги не по­казал. Ночлежники демонстрируют абсолютную не­готовность что-то предпринимать, чтобы воплотить мечты в жизнь. Надежда, подаренная Лукой не смог­ла найти опоры в характерах босяков.

Лука — идеолог пассивного сознания, которое все­гда отвергал Горький. Такая психология, считал дра­матург, способна только примирить человека с его по­ложением, но она никогда не толкнет его это положе­ние изменить.

Монолог Сатина является живой реакцией на фи­лософию Луки. Сатин является оппонентом Луки в споре о человеке. Это образ сложный, противоречи­вый, неоднозначный Сатин пропагандирует необхо­димость уважения к человеку, а не жалости к нему. Жалость, по Сатину, унижает личность. Он считает, что человека нужно учить пользоваться свободой, ему нужно раскрыть глаза. В основе сатинских слов ле­жит глубокая вера в человека, в его неограниченные возможности и исключительные силы. «Что такое че­ловек? — вопрошает герой. — Это — огромно! Что та­кое правда? Человек — вот правда. Существует толь­ко человек, все остальное — дело его рук и его мозга». Драматург вкладывает в уста Сатина свои собствен­ные сокровенные мысли.

Подлинный гуманизм, по мысли писателя, утвер­ждает высокое назначение человека, гуманизм со­страдательный, призывающий только лишь жалеть его, пассивен и ложен. Проповедники, подобные Луке, неприемлемы для Горького, потому что они примиряют человека с недопустимой действитель­ностью.

Сатин понимает, что Лука лгал не из корысти, а из жалости к людям. Он говорит, что Лука «проквасил» жителей, а на него самого «подействовал. как кисло­та на ржавую монету». Но в своем монологе он все же провозглашает иное отношение к человеку. Утеши­тельная ложь Луки названа им религией рабов и хозя­ев. Сатин высказывает мнение о том, что нужно не примирять человека с действительностью, а заста­вить ее служить человеку. Он говорит о высокой самоценности человеческой личности. Человек, по Сати­ну,— творец, хозяин и преобразователь жизни. «Су­ществует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга»,— звучит из его уст. Он смело утвержда­ет равенство людей независимо от их социального по­ложения и национальности. Слова Сатина произнесе­ны в минуту глубокого душевного подъема, и это сви­детельствует о том что не все умерло в его душе, раз герой продолжает размышлять о жизни и о месте че­ловека в ней. Выступление Сатина является главным моментом в развитии споров ночлежников о правде и человеке.

Нельзя не сказать и о Бубнове, провозглашающем правду факта. Позиция Бубнова незатейлива. Он счи­тает, что не следует пытаться что-то изменить в жиз­ни, нужно со всем смириться, все принять как долж­ное, и зло в том числе. По Сатину, человек должен без колебаний плыть по течению. «Люди все живут. как щепки по реке плывут»,— утверждает он. Эта пози­ция неверна. Она подрывает стремление человека к лучшему, лишает его надежды, обессмысливает веру. Носитель такой позиции становится пассивным, жес­токим и бессердечным. Свидетельство этого — слова Бубнова, брошенные умирающей Анне: «Шум смерти не помеха». Сходных с Бубновым воззрений придер­живался, пожалуй, Барон. Он всю жизнь бессмыслен­но плыл по течению (плыл вниз!). В результате из дво­рянина он превратился в босяка. Он и есть пример че­ловека — щепки.

В одном из писем Горький писал «. моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, гово­рить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, самое святое и что кроме него — нет ничего достойного внимания» Эти слова дают яркое представление об ответе драматурга на главный вопрос пьесы.

Автор: Guru · 03.12.2016

В самой известной пьесе Максима Горького «На дне» описаны три правды – три философских взгляда на жизнь: первая правда Луки, вторая правда Сатина и третья правда Бубнова. Все эти точки зрения защищаются аргументами, все подкреплены доказательствами и примерами, но все же каждому человеку надо определиться, как считает он? От ответа зависит многое, так как вопрос очень важен. Передо мной пьеса «На дне». Так какая же правда мне ближе? Три правды о человеке в пьесе «На дне» существенно отличаются друг от друга, поэтому сперва нужно разобраться, что они из себя представляют.

В чем заключается правда Луки? Этот парадоксальный герой является в ночлежку на Китай-городе и пропагандирует ложь во благо. Он утешает нищих и оборванных обитателей подвалов, обещая им всевозможные блага, которые положены им за страдания. Многие люди действительно начинают верить в его обнадеживающие слова. «Правда» Луки из пьесы «На дне» выражается в том, что он избавляет человека от пагубного влияния суровой и жесткой реальности путем обмана. Для того, чтобы жить, человеку нужна ложь, ибо без нее он может не выдержать тяжёлой правды и умереть вовсе. Утешение, пусть и мнимое, нужно каждому для продолжения борьбы с унынием. Речь героя афористична, и в ней можно увидеть жизненную позицию Луки. Например, он считает, что: «Во что веришь, то и есть».

В чем заключается правда Сатина? Шулер и алкоголик Константин тоже слышит проповеди Луки, но отчаянно спорит с ним. Философия Сатина заключается в том, что ложь — религия рабов и врать нельзя никому и нигде. Какую-бы цель не преследовал обманщик, такие средства не оправдывают ее. Он считает, что человека нужно уважать в любом случае, а не унижать жалостью. Иллюзии рано или поздно развеются, а обманутый придет в отчаяние от очередного краха надежд. По мнению Константина, человек не должен отчаиваться и именно в его монологах наблюдается авторская позиция: «Правда — бог свободного человека!». Правда и мнение Горького выражается в позиции Сатина, потому что писатель был сторонником революции, которая провозгласила истины типа «Религия – опиум для народа». Ленин и его сторонники, в том числе и Горький, несли народу правду без прикрас. Они уже устали от лжи царского режима, которую поддерживала церковь. Именно религия во всем оправдывала царя, именуя его «помазанником божиим». То есть, неравенство и гнет самодержавия были обусловлены этой концепцией, которую вбивали в голову всем подданным. Большевики же хотели равенства, свободы и братства, как Горький. Поэтому автор в образе Луки изобразил типичного батюшку с его вечными обещаниями и утешениями, а в образе Сатина – пролетарскую революционную силу с трезвым материалистическим умом. Проповедник лжи сбегает, а вот у Сатина есть мужество оставаться верным себе и своим убеждениям.

В чем заключается третья правда, правда Бубнова? Эта философия состоит в том, что нужно говорить всё прямо, как есть. Герой считает, что нет смысла врать, так как всё равно все рано или поздно умрут. Мне кажется, в лице Бубнова проскальзывают черты дворянина – выходца из деградировавшего сословия. Он «ленив и пьяница», сбежал из дома, так как жена нашла другого. Неприкаянность и неспособность Бубнова самостоятельно устроиться в жизни рождают его мрачное мировоззрение. Он предпочитает прятаться, а не решать проблему. Такое же отношение у него и к правде: ему все равно, лишь бы его не трогали. Поэтому он не утруждает себя ложью, да и правдой не сильно обременен, так как ему безразлично, что будет в жизни, раз смерть никто не отменял.

Какая правда из пьесы «На дне» мне ближе? Я склоняюсь к тому, чтобы выбрать правду Сатина, так как эта философия предусматривает близкий и понятный мне смысл жизни. По Горькому жить стоит ради того, чтобы служить идеалам правды, свободы и справедливости. Именно этим принципом он руководствовался, когда писал такие замечательные произведения. Сатин тоже в меру своих сил старается воплощать эти идеалы. Я думаю, что тоже способен внести свой вклад.

Читайте также:  Линзы для очков мужские для зрения

Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.
В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое «дно». Ведь именно на самой глубине человек способен размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.
На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.
Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм. Он жесток, холоден, циничен. Ему не известны такие понятия, как сострадание, милосердие, отзывчивость. Когда умирающая Анна просит обитателей ночлежки вести себя потише, Бубнов отвечает: «шум – смерти не помеха…» Герой считает, что именно в таких условиях, на самом дне жизни обнажается подлинная сущность человека: «…все слиняло, один голый человек остался». Думаю, в этих словах можно увидеть мысль автора о животной сущности человека.
Бубнов внутренне абсолютно смирился со своим социальным положением. Находясь на самом «дне» жизни, герой уже не способен видеть в людях хорошие качества. Он считает, что человеческая натура низка и эгоистична: «Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!» Бубнов не хочет и не может выбраться из такого страшного и унизительного социального положения. Он пассивен не только внешне, но и внутренне.
Хрестоматийными противниками в споре о человеке принято считать Луку и Сатина. Странник Лука проповедует идею спасительной лжи. Луку можно назвать гуманным человеком, но к его философии не может быть однозначного отношения. С одной стороны, у Луки нет веры в человека. Он считает всех людей одинаково слабыми, ничтожными, нуждающимися в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Лука не помогает людям изменить свое социальное положение, он лишь желает примирить их с жизнью.
С другой стороны, Лука очень добр и снисходителен к слабостям и грехам других людей. В каждом человеке он способен разглядеть индивидуальную «изюминку», к каждому у него свой подход. Лука, как хороший психолог, способен внимательно выслушать каждого страждущего, для каждого у него находится доброе слово. Умирающую Анну Лука успокаивает, обещая ей покой на том свете. Насте, жаждущей настоящей любви, говорит, что верит в существование выдуманного ею студента Гастона и его роковую любовь к ней. Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков.
Герой уверен, что человеку всегда необходимо во что-то верить. Тогда он способен выдержать любые жизненные условия. В доказательство своей теории Лука приводит рассказ о поисках праведной земли. Ученый, разрушив веру одного человека в некую праведную землю, убил его. То есть, по мнению Луки, человек слаб и безволен, если у него нет хотя бы призрачной надежды и цели в жизни.
Лука считает, что человека можно перевоспитать только жалостью и лаской. В подтверждение этому он приводит случай из своей жизни. Как-то на даче герой встретился с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики. Не пожалей я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»
Философии странника Луки противопоставлена позиция Сатина. В знаменитом монологе он утверждает свою правду о человеке. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Герой осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!»
Сатин говорит о самоценности человеческой личности. Человек – центр мироздания, он – творец, преобразователь жизни. Герой рассуждает о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности. Но словам Сатина о гордом, вольном, сильном человеке противопоставлена реальность его жизни. Этот герой не был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Сатин сознательно губит себя, совершенно не реализовывая данные ему от природы способности и таланты. Этот человек способен только философствовать и бездействовать.
Интересно то, что оба эти героя тесно связаны между собой. Не случайна и символика их имен. Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука – от лукавого, но это также имя и одного из апостолов Христа.
В пьесе нет однозначной правды о человеке. По-своему правы в своих позициях и Лука, и Сатин. С одной стороны, человек должен всегда помнить о своем высоком предназначении. Но мысли о гордом и сильном человеке не отрицают сострадания, понимания, заботы о ближнем. Каждый должен помнить, что сам является «строителем» своей жизни, но при этом нельзя терять человечного отношения к ближнему. Я уверен, что пьесу Горького «На дне» должен прочитать каждый человек. Ведь именно благодаря этому произведению я по-настоящему задумался об истинном предназначении человеческой жизни, ее смысле, целях и задачах.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

Смотрите также по произведению «На дне»:

Для чего живут люди с точки зрения луки

Пьеса Максима Горького «На дне», написанная в 1902 году и тогда же поставленная на сцене Московского художественного театра, имела феноменальный успех. Впервые на сцене появились реальные босяки (одним из них был в недавнем прошлом и прославленный автор пьесы), в отличие от романтизированных босяков ранних романтических рассказов Горького о «бывших людях». Однако острый интерес к пьесе был вызван не только злободневностью проблем об ответственности общества за жизнь обездоленных, но и актуальностью философских вопросов, поставленных Горьким, главный из которых — что есть правда, нужна ли она человеку, что такое человек и во имя чего он живет.

На споре о правде, а не на традиционной любовной интриге держится драматургический сюжет пьесы. Все элементы сквозного действия пьесы связаны с образом Луки, с его философией и жизненным поведением, отражающим его взгляды: завязкой действия оказывается появление в ночлежке Луки, который сразу оказывается в центре внимания ночлежников; развитие действия определяется тем влиянием, которое оказывает личность, поведение и высказывания Луки на жизнь обитателей ночлежки. Лука пробуждает чувства и сознание босяков, обнаруживая их истинную суть. Кульминация — попытка героев пьесы изменить свою жизнь, осуществить мечту, пробужденную Лукой, заставившим поверить в возможность её осуществления («Ты верь», — внушает он). Развязка — крушение всех иллюзий — связана с исчезновением Луки и продолжающимся спором об его личности и о той роли, которую он сыграл в жизни обитателей ночлежки и, шире, о той правде, которая нужна людям.

Лука — старик-странник, единственный из обитателей ночлежки, о прошлом которого мы не знаем почти ничего. Куда он уходит из ночлежки в четвертом действии — тоже неизвестно. Зато его пребывание в ночлежке оставило глубокий след в душах босяков.

Вместе с Лукой входит в ночлежку доброта и ласка. Он напоминает толстовского Платона Каратаева, как «что-то доброе, русское, круглое»: такая же певучая речь, ласковые слова привета («Доброго здоровья, народ честной»), от которых уже давно отвыкли обитатели «подвала, похожего на пещеру», где с утра до ночи слышны крики, брань, происходят драки и даже убийства («Однажды тебя убьют», — говорит Актер Сатину. — «Дурак, дважды убить нельзя», — восклицает Сатин спокойно, то есть привычно); пословицы и поговорки, которыми изобилует речь Луки, органически вплетаются в речь мудрого старика и отражают народный взгляд на жизнь («Старику — где тепло, там и родина», «ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают»). От него веет уютом, домашностью, от чего давно отвыкли бездомные люди. Недаром Наташа сразу откликается на его ласку и любовно называет его дедушкой («Туда иди, дедушка.») Лука сразу располагает к себе людей тем, что его слова мудры, а сочувствие не обидно: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,— житье ваше — о-ой!»

Сострадая другим, он никогда не стремится вызвать сочувствие к себе; много переживший в своей многострадальной жизни («Мяли много, оттого и мягок», — скажет он лишь однажды), он не очерствел, не обозлился, а стал мягче, добрее, человечнее, а это признак большой души и благородства.

Лука умеет сохранить достоинство и постоять за себя (что очень ценится униженными жизнью людьми) не криком и бранью, а спокойной мудростью много пожившего и испытавшего человека. Когда Барон по сохранившейся барской привычке начинает его допрашивать («паспорт имеешь!»), Лука сразу же ставит его на место:

Сконфуженный Барон отвечает:

Ну, чего там? Я ведь.. шучу, старик! У меня, брат, у самого бумаг нету… То есть, я имею бумаги… но — они никуда не годятся.

И Лука тактично помогает ему выйти из неловкого положения:

Они, бумажки-то, все такие… все никуда не годятся.

Лука умеет понять каждого человека с первого взгляда, по-доброму отреагировать на конфликтную ситуацию, погасить ссору, предотвратить драку. Так, все утро ночлежники ссорились из-за того, что никто не хотел мести пол: Барон заставляет Актера, Актер — Настю, Квашня опять Актера, а у Актера «организм отравлен алкоголем», ему вредно «дышать пылью»; в результате хозяйка Василиса грозит «выгнать всех «вон» из ночлежки».

Лука («Ну-ка, хоть я помету здесь. Где у вас метла?») подмел пол, привел в помещение больную Анну, помог ей дойти до кровати («… а разве можно человека эдак бросать? Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит»). Приласкал Лука смертельно больную Анну — и легче стало у нее на душе: «Гляжу я на тебя …на отца ты похож моего …на батюшку … такой же ласковый … мягкий.» Лишенные любви и сострадания, и Анна, и Наташа признали в Луке родного человека — «дедушку», «отца».

Лука обладает талантом с сочувствием и пониманием выслушать каждого человека, пожалеть и утешить: «Эх ты, девонька! Устала? Ничего! Потерпи еще», — обращается он к смертельно больной Анне.

Его доброта активна, деятельна: он предотвращает драку хозяина ночлежки Костылева с Пеплом, хотя делает это не без лукавства (Лука — лукавство): потихоньку залезает на печку и в нужный момент обнаруживает себя.

Обитатели ночлежки раскрывают доброму старику свои души: Сатин, Барон, Настя — все исповедуются ему — так велика их потребность в сочувствии и сострадании, потому что они утратили веру в себя, в возможность изменить жизнь к лучшему. («Актер: таланта нет,… нет веры в себя …).

На протяжении всей пьесы Лука повторяет, что спасти людей может только любовь или жалость, (в народном понимании «любить» и «жалеть» — синонимы): «Любить — живых надо … живых»; «живых не жалеем … сами себя пожалеть-то не можем… где тут» «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть … жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел». Только любовь и доброта могут спасти людей от злобы и насилия. В доказательство своей правоты Лука приводит случай из жизни.

Ночью на дачу, которую он сторожил, залезли воры. Вместо драки и смертоубийства (воры с топором, сторож с ружьем) Лука по-отечески наказал их, заставив друг друга выпороть, а потом накормил беглых каторжников и оставил до весны. «Хорошие мужики! Не пожалей я их — они бы, может, убили меня … али еще что…» «А потом — суд, да тюрьма, да Сибирь … что толку? Тюрьма — добру не научит, а человек — научит … да Человек может добру научить … очень просто!» Лука убеждает нас, что человек по своей природе добр (исключение — люди типа Костылевых, которых Лука сравнивает с «неугодьем», то есть с почвой, на которой ничего не родится), но обстоятельства жизни делают людей злыми. Правота Луки подтверждается еще и тем, что, докопавшись до самой сути, он раскрыл светлую сердцевину каждого человека. Оказывается, Настя мечтает о чистой, самоотверженной любви, а жизнь заставляет её торговать своим телом; Пепел хотел бы честно трудиться, а у него на роду написано быть вором («Васька — вор, воров сын»), Актер хотел бы вернуться на сцену — но нет лечебниц для алкоголиков.Однако жизнь, к сожалению, заставляет сомневаться в безусловной правоте Луки, утверждающего, что любовь и милосердие искоренят зло.

Узнав сокровенные желания каждого, Лука старается убедить своих собеседников в возможности осуществления их мечтаний. Он внушил Пеплу и Наташе мысль о возможности начать новую, трудовую, честную жизнь в Сибири; поддержал веру Насти в её «роковую любовь»; утешая Актёра, он заставляет его поверить в существование лечебницы для алкоголиков. Лука прибегает к обману, чтобы вселить в людей надежду на изменение жизни к лучшему, предлагая каждому возможный для него вариант. И даже умирающей Анне он обещает райскую жизнь в загробном мире: «Ты с радостью помирай, без тревоги…»

Люди поверили Луке, поверили в себя, воспрянули духом — и у них появились вера и надежда. Актер перестал пить, начал работать и собирать деньги на дорогу в лечебницу с «мраморными лестницами»; мечтает снова стать актером, вспоминает свою звучную фамилию — Сверчков-Заволжский, в памяти всплывают давно забытые реплики из пьес, стихи. Пепел начинает собираться в Сибирь, настойчиво уговаривает Наташу бежать с ним, убеждая её в своей любви. Настя живет с радостной верой, что хоть и в прошлом, но была у неё любовь. Однако судьба людей, поверивших Луке, оказалась трагичной: Настя собралась уйти из ночлежки («Эх, опротивело мне все…»); Пепел угодил в тюрьму, Наташу искалечила Василиса. И последнюю точку в драме разуверившихся людей ставит Актер: «На пустыре… там… Актер… удавился!»

Читайте также:  Конспект урока лексика с точки зрения происхождения

Все герои сходятся на том, что в гибели Актера виноват Лука, вселивший людям ложную надежду. Лука же считает свою позицию единственно правильной, и в подтверждение рассказывает притчу о праведной земле, которой он старается убедить ночлежников в необходимости «лжи во спасение», противопоставляя свою точку зрения бескрылой правде Бубнова и Барона, «которая камнем ложится на крылья». Лука рассказывает о старичке, который жил с верой в существование «праведной земли»— и был счастлив. Когда же ученый доказал ему, что «праведной земли» не существует — удавился. По мнению Луки, виноват ученый, разрушивший веру старичка. Но ведь возможно и иное толкование этой притчи. Ведь, живя в мире иллюзий, человек рано или поздно обнаруживает самообман, что нередко и приводит к трагическим последствиям.

На такие же размышления наводит и последняя реплика Сатина в пьесе в адрес Актера, покончившего жизнь самоубийством:

«Дурак» потому ли, что поверил Луке, или потому, что оказался слаб, узнав правду? А может быть, виноват и Сатин, убеждая, что Лука его обманывает, соблазняя его на выпивку, подрывая его слабые силы?

Можно ли лгать из любви к людям, почему люди так легко поддаются самообману, и к каким трагическим последствиям ведет эта вера в несуществующее, — вопрос, который человечество пытается разрешить на протяжении тысячелетий. Актер декламирует стихи Беранже о «безумцах», вооружившие человечество лучезарной мечтой о социализме, который был назван утопическим, т.е. несбыточным:

Господа, если к правде святой Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой.

Четвертое действие пьесы — это продолжающийся спор о правде после исчезновения беспаспортного бродяги Луки из ночлежки. («Исчез от полиции»). Позиция Луки одними оправдывается, другими осуждается. Клещ говорит: «Правды он не любил, старик-то… так и надо! И без неё дышать нечем».

Сатин же, защищая старика («он врал,… но это из жалости к вам»), в то же время осуждает ложь из сострадания, из жалости к людям: «Жалость унижает человека». Что же все-таки хотел сказать Сатин? Что же унижает человека — жалость или ложь? Может быть, все-таки ложь? Ложь нужна безнадежно больным, а значит, и очень слабым людям, которые не находят в себе силы преодолеть жизненные обстоятельства. А о том, нужно ли человека жалеть, любить, быть к нему милосердным, лучше всего сказали сами ночлежники, вспоминая Луку добрым словом:

«Хороший был старичок!» (Настя);
«Он жалостливый был…» (Клещ);
«Старик хорош был… закон душе имел. »;
«Не обижай человека — вот закон» (Татарин).

Сатин же подметил созвучные своим мыслям о гордом человеке слова Луки о необходимости самоуважения и уважения к людям: «Старик живет из себя… Он на всё смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед, зачем живут люди!» — А — для лучшего люди-то живут, милачок! Потому что всякого человека и уважать надо … Особливо же деток надо уважать… ребятишек!»

Сам Горький относился к созданному им образу Луки неоднозначно, поскольку наделил его и собственными чертами, свойственными ему и как человеку, и как писателю. Свои размышления над проблемой, что лучше — безжалостная правда факта или «ложь во спасение», он вложил в сказку-притчу «О чиже, который лгал, и о дятле, любителе истины». Его мучил вопрос, не является ли обманом его призыв в романтических произведениях к подвигу во имя свободы и счастья.

Артисты, воплощавшие образ Луки на сцене, чаще всего подчеркивали лучшие человеческие черты Луки, его доброту, милосердие, стремление активно помочь людям поверить в себя. И если доброта и милосердие не торжествуют в жизни, то не виноваты ли в этом и сами люди, не нашедшие в себе силы сопротивления жизненным обстоятельствам. Но если даже такой сильный человек, как Сатин, потерял надежду выбраться со «дна», то, очевидно, главным виновником остается государство, бесчеловечный общественный строй.

Для чего живут люди с точки зрения луки

Автор: Раиса Фёдоровна | 08 Апр 2010


Но прежде, каким мы видим его, человека, до появления Луки в ночлежке Костылева? Как только отрывается занавес, как только открывается вид костылевской ночлежки, и на сцене появляются обитатели «дна», зритель сразу испытывает первый шок. Не менее шокируют его и герои. Кто они? «Бывшие люди», воры, алкоголики, проститутки, разорившиеся мастеровые. Вроде, не привычно как-то видеть этот «сброд» на сцене. Но «сброд» ли? Нет… Это люди, отринутые обществом, сдвинутые к краю пропасти. Кроме того, и в самой ночлежке есть свой «верх» и «низ»: ее хозяева и обитатели.

И вот в среде этих отринутых обществом людей появляется Лука, о котором Сатин потом скажет: «Старик живет из себя, …он на все смотрит своими глазами». И эти «глаза» обладали способностью проникать в сущность человека, вглубь его души. Лука сразу все понял и оценил, вынес «дну» неутешительный приговор: «Эхе – хе! Погляжу на вас, братцы, — житье ваше-о-ой!» А житье «дна» действительно «о-ой!». Отгороженные ситцевым пологом каморки. Живут самым бытовым: чья очередь мести пол, где взять денег, чтобы прожить сегодняшний день. Квашня перебранивается с Клещом, Барон издевается над роковой страстью проститутки Насти. Васька Пепел, пытаясь завязать отношения с Наташей, сестрой Василисы, заводит разговор с ней. А в это время, сидящий на нарах Бубнов, разглядывая купленные только что нитки, обронит фразу: «А ниточки-то гнилые…». Вроде про себя скажет, вроде по существу покупки, в которой его обманули. Но ощущение, что фраза Бубнова содержит в себе скрытый смысл. Гнилыми нитками шиты намерения Пепла относительно Наташи, ничего из этого не получится. Чувствуется, что между разговаривающими нет диалога. Ночлежники лениво перебрасываются репликами; они не слушают, не слышат и не хотят слышать друг друга. Их внутренне ничто не связывает. Они ничего не ждут уже от жизни, ни во что не верят. «…Все слиняло на земле,- твердо уверен Бубнов, — один голый человек остался».
Но с приходом Луки почему-то все бытовое отступает, уходит на второй план. Да и как может быть иначе, ведь вместо того, чтобы выяснять, чья очередь мести пол, он неожиданно для ночлежников задаст другой вопрос: «Где тут у вас метла?».
Но что же такое человек Луки? Лука, которого «мяли много, оттого и мягок», знающий, с кем имеет дело, видевший в жизни многое, понимающий порядки в жизни («…а все порядка в жизни нет… и чистоты нет…»), убежден, что устройство порядка надо начинать не с общества, а с человека. Надо, чтобы он «жил из себя», своим самосознанием. «Голый человек» Бубнова не устраивал Луку. «Все, значит, равны, — говорит он в ответ на бубновское «все слиняло».- А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и умрешь… и все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!».
Провозгласить эту веру в человека, уважение к нему, пробудить его самосознание – вот с этим заданием и отправлен был Горьким Лука, на «дно» жизни. И главным принципом, которым руководствуется он, идя к людям, – это уважение человека. «…Разве можно человека бросать? –обращается Лука к Квашне, укоряя его за оставленную в сенях без присмотра больную Анну. – Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…». «Человек – все может… лишь бы захотел…» — говорит он Актеру. А Сатину на вопрос: зачем живут люди? – ответит: «А – для лучшего люди – то живут, милачок. Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. Может, он родился — то на счастье нам… для большей нам пользы?… Особливо же деток надо уважать… ребятишек. Деток уважьте!».
Человек, который «всегда своей цены стоит…» — один из принципов поведения странника Луки. Второй из его принципов связан с философским вопросом – что лучше для него: истина или сострадание? Что нужнее? Как бы горька и печальна ни была истина, ответит каждый из нас сегодня, но она нужнее, лучше самой красивой лжи. А вот дедушка Лука правды не любил. «Очень против правды восставал…», — говорит о нем Клещ. Да и сам старик скажет Ваське Пеплу: «И …чего, тебе правда больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, «может, обух для тебя…» И Бубнову о том же: «…не всегда правдой душу вылечишь…». Как живое доказательство о ненужности правды человеку, Лука рассказывает притчу о праведной земле. Жил человек верой в то, что существует некая праведная земля. Решил найти ее. Но ни на какой географической карте не оказалось той «земли обетованной». Не вынес разочарований таких человек и удавился. Вот она, оборотная сторона правды.
«Человека приласкать – никогда не вредно…», «вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» — вот жизненные установки Луки. И потому ко всем ночлежникам он подходит со словами утешения, нажимая при этом на утешительное слово «верь». «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Скажет Бог: «Знаю. Я эту Анну. Много мучилась… Отведите ее в рай». — утешает Лука Анну. А чем он мог утешить умирающую женщину, которая и при жизни досыта не ела, кофтенки приличной не имела, все боялась… Ну не приласкал, и не пожалел бы он Анну. Умерла бы под пьяные крики ночлежников и циничные слова Бубнова: «Шум смерти не помеха». Понимает старик, что исстрадавшееся сердце измученной женщины просит утешения, а не правды. Не мог он ее прям обухом по голове. А потому, утешая, он обещает Анне – покой, актеру – бесплатные лечебницы, Ваське Пеплу – вольную жизнь в Сибири, Насте советует верить, что была и у нее чистая и высокая любовь.
Лука уверен, что «кто ищет – найдет,… кто крепко хочет – найдет. Помогать только надо им…». А помогать на языке Луки означает пробудить самосознание человека, вывести его из состояния отчуждения. Пусть не правдой, а прибегая к утешительной лжи, вселяя в души ночлежников иллюзии. Но бывает правда, равносильна «обуху», «удару молотка». Вправе ли мы сказать безнадежно больному человеку, что дни его жизни сочтены? Гуманна ли будет эта правда? Мы должны помнить, что бывает и ложь во спасение. Разве, услышав ласковые речи Луки, избавившие Анну на время от страха смерти, не захотелось ей пожить еще? Разве не под влиянием взволновавшего Актера разговора с Лукой вспомнил он стихотворение Беранже. И обязательно захотелось прочесть его старику. В знак благодарности и для того, чтобы доказать ему, что память у него еще сохранилась. Разве не загорелся Актер верой в то, что может изменить и исправить свою жизнь. И Настя оживает, выпрямляется, начинает чувствовать себя человеком. Да и если сравнить первое и финальное действие пьесы, нельзя не заметить, что исчезло отчуждение первого акта. Ленивые реплики ночлежников сменился диалогом, в центре которого был Лука. Все-таки, по словам Сатина, глубоко «проквасил» обитателей «дна» Лука.
Но финал пьесы трагичен. Удавился Актер, мучительной смертью умирает Анна. Оказался в Сибири и Васька Пепел, но не по своей воле, не в поисках вольной жизни, а по обвинению в убийстве хозяина ночлежки. Как обвинительный упрек Луке звучат слова Клеща: «Поманил их куда-то,… а сам – дорогу не сказал…». Да и сам Лука в самый драматический момент развернувшихся событий в ночлежке неожиданно исчезает.
Да, о «праведной земле» Лука рассказал, потому что верил (как всегда нажимая на слово «верь») в ее существование. Только дороги туда не знает Лука. Не верит он (может быть, потому, что «мяли много») в возможность обновления жизни. А, может, это авторский замысел. Горький считал, что проблему преобразования жизни без учета обстоятельств реальной действительности, одним конкретным человеком, каким был Лука, не решить. А потому в пьесе ему нужен был персонаж, который дал бы «бой» правде Луке. И эту роль Горький доверил Сатину. Монолог Сатина – это его полемика с Лукой. В чем смысл ее? Во-первых, Сатин заявляет, что никто, кроме него, так и не понял старика. «Я – понимаю старика… да! Он врал…но – это из жалости к вам, черт вас возьми. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто сам себе хозяин… кто независим и не ждет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог, свободного человека!».
Есть здесь доля истины. Но кого из обитателей ночлежки назвал бы Сатин «кто сам себе хозяин, кто независим», кто силен душой? Ведь все они неудачники, люди, отринутые обществом, зависимые от своих хозяев. И уж не себя ли имел в виду Сатин, возвышенно декламируя: «Правда – бог свободного человека!». Где он, свободный человек в ночлежке?
Сатин? Так ведь он палец о палец не постучит, чтобы что-то полезное сделать. Правильно заявляя о том, что когда «труд – удовольствие – работа хороша». И тут же скажет: «Сделай для меня труд удовольствие, я, может быть, и буду работать». А пока… А пока предпочитает оставаться в ночлежке. Ну а дальше уже из уст Сатина выльется знакомый нам гимн «свободному человеку». «Человек может верить и не верить… Это его дело! Человек – свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь… Человек – вот правда! Что такое человек?… Это не ты, не я, не он…нет!- это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет…в одном!». Важна ремарка (очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека). «Понимаешь? Это огромно! В этом – все начала и концы…» И заканчивает Сатин свой декларативный монолог совсем, как Лука (видать, «проквасил» и его старик, задел «за живое»). «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!». И уж, конечно, как сценический персонаж, Сатин проигрывает Луке и в речевой, и в человеческой характеристике.
Так что же такое человек Луки и человек Сатина?
Человек Луки – это живой, конкретный человек с его горем и страданием, с болью и радостью, с отчаянием и надеждой. На всем протяжении пьесы объяснения Луки, почему нужно уважать человека, способствует гораздо более уважению тех людей, кто рядом с ним. Лука чувствовал боль и страдания каждого, с кем сводила его жизнь, поэтому он мог подарить каждому надежду. «Всяк человек своей цены стоит», — и через столетия эти слова звучат, как нравственное завещание, они своевременны и сегодня.
Человек же Сатина – «это ты, я, старик, Наполеон, Магомет… в одном!». Это синоним человечества. Он огромен, он всечеловечен. Человека Луки можно любить или ненавидеть, человека Сатина – только уважать и преклоняться.

Читайте также:  Можно ли делать операцию по восстановлению зрения до родов

Для чего живут люди с точки зрения луки

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»

Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне»: описание, биография, история жизни

Возраст Луки — 60 лет:
«. странник, 60 лет. «

О внешности Луки известно следующее:
«. Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. »
«. Гляди – какой я? Лысый… «

Лука является странником, бездомным человеком:
«. Проходящий… странствующий…»
«. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…»

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
«. Вот – новый постоялец…»

Он является интересным, любопытным человеком:
«. Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…»
«. Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…»

Лука — человечный старик:
«. а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Он является ласковым, мягким человеком:
«. на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»

Лука — добрый человек:
«. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. «

Лука — жалостливый человек:
«. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. «

«. Он… жалостливый был…»

Лука любит петь песни:
«. Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…»
«. А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою. «

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много «мяли», то есть он пережил много трудностей:
«. Мяли много, оттого и мягок…»

Лука — странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
«. Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. «

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
«. Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…»

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
«. Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. «

«. Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
«Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
«. Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. » (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

«Лука. Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает! Ну‑ка, вот, валяй! Иди…

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше — на Украину:
«. Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. В хохлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. »
«Костылев. Так… Уходишь, говорят?
Лука. Куда глаза поведут…»

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

«. Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. »
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи «Драматургия Горького»)

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Для Луки убеждение, что все – люди, все – равны… есть исходное

Для него каждый индивид — источник особого качества, неведомого миру. Потому если для участкового Медведева каждый человек ясен. — для Луки каждый человек есть Икс, неизвестность, влекущая загадки. «Все, милачок, — говорит он Сатину, — как есть для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может. может, он родился-то на счастье нам. для большой нам пользы. »

Это и есть руководящая максима и в поведении с людьми и в познании их. Лука и выступает как повивальная бабка, помогающая разродиться этой священной для мира сути каждого человека, этому заведомо удивительному, еще не ведомому ни миру, ни себе существу, которое, может, одарит человечество великими делами и мыслями.

(Напоминаю, что Лука рассматривается здесь не как бытовой тип, не как характер в системе персонажей пьесы, но как выразитель определенного типа познания человека.)

Но как выявить эту индивидуальную сущность (правду) каждого человека? Это самый сложный вопрос, и в пьесе намечен лишь первый шаг, который можно сделать на этом пути. Но. нельзя его недооценивать, ибо. он и совершает основной перелом в жизни человека: побуждает его жить не автоматически, по воле вещей, а творчески.

Началом этого творчества и является мечта каждого человека. Она всегда есть первое произведение его сокровенной человеческой правды, еще не превратившейся в предмет, в безличную истину, но сращенная с его «я». И вся деятельность Луки состоит в том, что он, как медиум, улавливает сигналы индивидуальной мечты, излучающиеся от каждого человека, и дает этой мечте оформиться в целое. Тем самым и их мечта, впервые найдя человеческий отклик, понимание, начинает крепнуть, а с ней крепнет и доверие к самому себе, и он оказывается способен к первому в жизни самостоятельному действию, на котором лежал бы отпечаток его личности (а не лишь воли обстоятельств и вещей). Речь здесь идет еще не о содержании мечты — оно заполняется окружающей действительностью. Речь о мечте как о волевом акте.

Помочь людям встать на ноги, пробудив в них веру в себя, есть великая и сложная задача; и «ложь» (то есть то, что выступает ложью, фантазией с точки зрения логики вещей) для первого акта является стократ более правдоносной (чреватой в будущем индивидуальной «человеко-правдой»), чем та абстрактная правда, на устойчивость к которой Сатин и Бубнов предлагают сразу выверять человека: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Следовательно, для той роли, которую осуществляет Лука, — зажигать собственную правду каждого человека, — как раз и нужно, чтобы он не нес в себе никакой своей особенной правды (идеала), кроме этой способности быть эхом любой особенной правды. Его идеал, его индивидуальная активность и форма должна состоять в том, чтобы быть Протеем, то есть, чтобы не иметь своей формы и принимать в любой момент форму и суть человека, с которым он имеет дело. И естественно, что обликом для такой русской «всеобщей индивидуальности» явился уютный спорный старичок: он и мудр. и деятелен. Он мягок, пластичен и эластичен. Мягкость его и есть эта предельная активность его сущности, которая проявляется в ее самоисчезновении, расслаблении, полной пассивности, благодаря чему и может суть другого человека отпечататься в нем, как в воске.

Лука — это всеобщее движущееся отражение или бродячее самосознание бытия. Его движение по бытию есть зажигание самосознания в других людях.

Теперь понятно нам должно стать, почему Лука, когда воплощается в одного и говорит его индивидуальностью, «врет» с точки зрения индивидуальности другого. Но в свою очередь этот, когда Лука «входит» в него, ошеломлен его точным проникновением в его душу, полным знанием его истины.

И вот посмотрим, какой мир оставил после себя Лука. Четвертое действие пьесы. все полны какого-то свежего задора, силы, молодости, любви, понимания и в то же время живой ненависти и презрения друг к другу и непонимания друг друга. Словом, это уже индивидуальные страсти. И они, забушевав, вздыбили людей на прямое столкновение их сущностей и правд. Каждый выдвигает свое понимание старика и, следовательно, всеобщего смысла жизни и обвиняет всех остальных в абсолютном непонимании (ибо Лука сам всех понимал, но не оставил ключа, чтобы людям самим понимать друг друга).

Если домашнее задание на тему: » Для Луки убеждение, что все – люди, все – равны… есть исходное оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

Источники:
  • http://literaguru.ru/v-chem-smysl-zhizni-po-gorkomu/
  • http://www.litra.ru/composition/get/coid/00213251210766576580
  • http://litera.su/learner/all-works/gorky-m/image-of-luka-in-gorkys-play-the-lower-depths
  • http://mir-lit.ru/?p=219
  • http://www.literaturus.ru/2016/01/Luka-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika-dlja-sochinenija.html
  • http://www.testsoch.info/dlya-luki-ubezhdenie-chto-vse-lyudi-vse-ravny-est-isxodnoe/