Меню Рубрики

Для чего живет человек с точки зрения православия

Выступление 22.09.2011. на XIV-х Епархиальных Богородично-Рождественских образовательных чтениях в г. Калуге «Духовно-нравственное просвещение в семье и школе — соработничество Церкви, государства и общества» на тему: «Зачем живет человек

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Климент!

Уважаемый Анатолий Дмитриевич!

Старшее и среднее поколения прекрасно помнят, как совсем недавно наш человек в поисках решения важнейшей проблемы жизни – ее смысла, имел, фактически, только два варианта: религиозный и атеистический. О недостатках, мягко говоря, последнего многие теперь узнали и поняли, что это путь в никуда. Почему так?

Ведь если нет Бога, нет души, нет бессмертия, то, следовательно, смерть окончательно и навсегда уничтожает человека как личность, и у него не остается никакой возможности пережить и оценить всё то, к чему он стремился, на что надеялся, за что боролся и, может быть, отдал саму жизнь. Со смертью всё кончается, и что ни сделал человек, это для него уже не существует. Такая мечта полного исчезновения может оказаться желанной только для человека, совершившего тяжелые преступления, но не того, кто стремился к добру и творил его.

Но может быть атеистический смысл жизни оправдывается в творчестве, деятельности для других людей, для всего человечества? Увы, смысл жизни может быть только в жизни, а не в смерти, а уже сама наука говорит, что человечество как биологический вид смертно. Но в таком случае, разве не полностью обесценивается смысл всех деяний не только каждого отдельного человека, но и всего человечества.

Многие понимали и понимают эту бессмысленность человеческого существования и всех идеалов перед лицом неминуемой смерти. Поэтому всё большее число людей отходят от слепой веры в небытие Бога, не имеющей под собой никаких оснований, и обращают свой взор к религии, к Церкви. Ибо здесь человек находит и обоснованное объяснение непреодолимого чувства бессмертии своего Я, и оправдание своих высоких стремлений, и понимание почему должно делать добро и избегать зла, и переживание действительного достоинства человека как существа богоподобного, как образа Самого Бога, а не обезьяны с компьютером в черепной коробке. Христианская религия говорит, подтверждая это огромным количеством фактов, что личность не только неуничтожима, но имеет и бесконечную возможность совершенствоваться, и что все деяния человека в этой его жизни имеют глубокий смысл, определяющий всё его будущее, как сейчас, здесь, так и в бесконечной перспективе вечной жизни.

Такими двумя, главным образом, основными направлениями, если говорить очень кратко, определялось сознание нашего общества еще совсем недавно.

Все это достаточно известно и, в общем-то, понятно. Но сейчас мы оказались перед совершенно другой ситуацией. Теперь не только религия и атеизм определяют сознание современного человека новой формации. Уже не в них мы ищем и находим причины тех явлений, о которых столь блестяще было сказано в докладе Елены Михайловны Тимошиной. Доклад надо опубликовать миллионным тиражом! Я очень благодарен ей за предоставленную информацию, которая, уверен, не только меня тронула, она заставляет всех задуматься о том, с какой новой реальностью мы встречаемся.

Новая реальность — агрессивное навязывание безнравственности

Скажите, может ли порядочный человек, независимо от своих религиозных или атеистических убеждений, создать порнографический фильм? Или в своих рекламах показывать родителей злыми, отвратительными уродами? Или наполнять видеопространство насилиями, преступлениями, убийствами? Да и государство, которое заботиться о благе своего народа, может ли позволить у себя такое? Вы скажете, конечно, нет. Но Детский фонд ООН свободно распространил у нас в России, по меньшей мере, семьдесят тысяч плакатов с изображением родителей в виде ужасных, гнусных уродов! А зайдите в магазин детской книги, например, в Москве. Вот хотя бы несколько названий детских книг, стоящих там на полках под общей вывеской «Детская фантастика», «Детская познавательная литература». Эти названия просто убийственны для детского сознания: «Князь вампиров», «Архив ужасов», «Правая рука дьявола», «Лучшая книга ужасов», «Цирк уродов», «Встреча с вампиром», «Дочери тьмы», «Страх», «Вся правда о призраках», «Сексуальное просвещение ребенка», «Правильный секс». А какие обложки у этих книг – только психические уроды и сатанисты способны на подобные иллюстрации. И всё это детская литература! А чем наполнены современные мультики, фильмы, многочисленные журналы, газеты, не говоря уже об интернете!

Возникает очень серьезный вопрос: что происходит, откуда это идет, кому это нужно?

Оказывается, теперь мы сталкиваемся с третьей реальностью, которая не вписывается в рамки ни советского атеизма, ни тем более религии. Это уже проявления действительно откровенного сатанизма. Откуда берутся его адепты? Кто они? Вот, например, есть некий Сергей Попов. Он возглавляет международную ассоциацию, занимающуюся внедрением подобных вещей. Обращаю внимание — не российскую, а международную, и которая, оказывается, имеет право это делать. Не будем говорить, по какому праву она получила это право. Мы прекрасно знаем, что с наступлением перестройки были стерты все идеологические границы между Россией и остальным миром. В таких условиях наша страна, то есть наш народ, стала легкой добычей для т. н. свободы от нравственности западного мира. Многие любители такой «свободы» потеряли все нравственные ориентиры и просто стали орудием в чьих-то злых руках. Но чьих, зачем, почему? Почему, например, идет такая настойчивая попытка внедрения идей и практики ювенальной юстиции, откровенно нацеленной на разлучение детей с родителями, на пропаганду безнаказанности ребенка? Неужели не понятно, что безнаказанность и безответственность — это самое сильное, самое эффективное орудие развращения ребенка, да и любого человека. Некто очень точно сказал: «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв». К сожалению, сейчас мы не редко замечаем это у себя.

О духовности человека

Но при всем оскудении духовности, которое очевидно, православие еще живо, и пока никакие законы не запрещают нам быть православными, не мешают обратиться к тому, о чем мы так часто слышим — к духовно-нравственным ценностям православия.

Что это за ценности? Ну, нравственные — понятно. Нравственность — это образ поведения, который в общем-то виден всем, и который выражается в наших поступках по отношению к людям, к нормам общественного поведения, к закону. А духовность что такое?

Если говорить о христианском его понимании, то оно исходит из первоначальной истины о Боге, Который есть Дух. В православии, поэтому, духовность есть соответствие внутреннего душевного состояния человека Богу, есть подобие Его святым свойствам. Эти свойства открываются в Священном Писании. Это, прежде всего, любовь, смирение, милосердие, жертвенность.

Православие открывает нам закон, без знания которого ни человек, ни общество не могут жить нормально. Этот закон может быть выражен очень кратко, хотя и требует, конечно, объяснения. Православие утверждает: дух творит себе форму, то есть внутреннее, духовное состояние человека полностью определяет всю деятельность человека, весь характер его творчества во всех сферах: религии, философии, науке, политике, искусстве, предпринимательстве. Посмотрите, например, как отличаются мадонны Возрождения от русских икон Богоматери той же эпохи. Или к каким следствиям приводят научные открытия последнего века, потрясающий современный научно-технический прогресс. Уже вплотную подошли к расшифровке генома человека, и, следовательно, открывается дверь к каким угодно манипуляциям с природой человека, что неминуемо приведет к бесконечным вариантам ее «улучшения», то есть к искажению, извращению самого человека. Академик РАН Н.Н. Моисеев выразил это в ярких словах: «Могущество цивилизации многим начинает казаться неотвратимым бедствием, а весь искусственный мир, т.е. вторая природа или техносфера – каким-то монстром, с которым человечество его породившее, не в состоянии справиться. Глобальная катастрофа может разразиться столь стремительно, что люди окажутся бессильны».

В перспективе стоит задача создать некий гибрид — киборга, который будет бессмертным, но в котором от человека, его личности, уже ничего не останется. Идет какая-то темная борьба против человека как образа Божия. Ведь нельзя забывать о том, что есть не только Бог, но и сила, противостоящая Ему, страшная и безумная, о наступлении царства которой так отчетливо сообщают и Евангелие, и апостолы в своих посланиях.

Божественность христианства.

К сожалению, будучи христианами, мы часто забываем о его истоках и его силе. Стоит задуматься хотя бы о таком поразительном факте. Христианство возникнув, подвергалось в течение двух с лишним столетий почти непрерывным гонениям, причем каким! Сейчас трудно даже представить себе весь ужас происходившего тогда. Каким казням подвергались уверовавшие во Христа! Какие жуткие сцены разыгрывались перед глазами десятков тысяч людей, собиравшихся в театрах на кровавые зрелища. Сценарий их был жутким: христиан выводят на сцену, на которой за решеткой уже прыгают голодные львы или леопарды. И вот медленно поднимаются решетки, дикие звери выскакивают и на глазах публики начинают рвать и пожирать несчастных. Крики, вопли, стоны жертв… Буря восторгов зрителей. Кто смотрел фильм «Камо грядеши?», тот, наверное, помнит эту страшную картину жестокой расправы над последователями запрещенной религии. И это происходило на пространстве всей Римской империи. Возникает естественный вопрос: пожелает ли кто из этих зрителей или тех, которые услышат о подобной казни, принять христианство?

И, однако, история свидетельствует, что после двух с половиной веков кровавых гонений в стране оказывается такое большое количество христиан, что византийский император Константин Великий в 313 году издает указ, по которому христианство объявляется законной религией. Откуда же столько «безумцев»? Кто и почему под угрозой жестокой казни принимал христианство?

Что дает христианство человеку?

Объяснить это какими-либо естественными причинами невозможно. Таких причин просто нет. Объяснение возможно одно: только Бог мог создать и сохранить такую религию. Бог был с теми христианами, над которыми вершились казни. Только Он мог действовать с такой силой, что у человека не только подавлялись все страдания, но он и испытывал такую радость, которая часто поражала окружающих.

Сохранились интереснейшие документы и свидетельства, сообщающие о том, как человек, с которого сдирали кожу и поливали кипящей смолой, вдруг восклицал: «Мучения эти — радость рабам Твоим, Господи!». Стоит прочитать, например, житие великомученика Евстратия, мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии. Бывали случаи, когда сами мучители и палачи, потрясенные таким чудом, бросали орудия пыток и объявляли: «Я – христианин!».

Но не только подобные факты приводили многих к христианской вере. История сохранила многочисленные факты, свидетельствующие о том, с какой силой действовала в то время благодать Божия в христианах. Одним прикосновением руки христианина, одним его словом исцелялись неизлечимые болезни, становились здоровыми калеки, бесноватые, психически больные. Таких фактов было множество, где появлялись христиане, чудеса совершались постоянно, и это, естественно, молниеносно распространялось среди народа без всякого радио и телевидения. Этот период истории христианства в условиях кровавых гонений остался в Церкви под именем «века чрезвычайных дарований».

Такова история далекого прошлого.

Но если обратиться к последующим периодам жизни Церкви, то подобное можно увидеть и в дальнейшем.

Так было, например, в двадцатом веке в России. Вот Оптина пустынь, она рядом с нами. Арестован последний из ее старцев иеромонах Никон Беляев (†1931), обрит, острижен, обесчещен, посажен вместе со шпаной, вшивой и грязной. Тяжелейшие условия. И вдруг близкие получают от него записку, в которой всего одна строка: «Счастью моему нет предела»! Это что такое? А ведь таких, были тысячи! Игумен Никон (Воробьев, †1963), сидевший в лагере со шпаной в Сибири, говорил о подобном же состоянии души. Бог давал их душам радость.

Они знали, что Бог так возлюбил мир, что отдал на крестные страдания Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Какая она? Та, о которой апостол Павел пишет: «Око не видело, ухо не слышало, и на сердце человеку не всходило, что уготовал Бог любящим Его».

Вот зачем живет человек.

Опубликовано впервые в ж. «Православный христианин» 2011-07. (Без редакции, в ужасном виде!)

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Здравствуйте! Меня в последнее время мучает вопрос «В чём смысл жизни?», «Для чего человек живёт? «Мои мысли не дают мне жить. Я постоянно думаю. Я словно клубок противоречий. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Заранее большое спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

О смысле и назначении жизни человек задумывался с древности. У греков был миф о Сизифе, царе Эфира (Коринфа), который в подземном царстве в наказание за хитрость должен был вечно вкатывать на гору громадный камень: едва он достигал вершины, как невидимая сила устремляла камень вниз и снова начиналась та же бесцельная работа. Это – впечатляющий пример бессмысленности жизни. В 20-м столетии писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, считая абсурд главной чертой его существования: «В неумолимое мгновение, когда человек оборачивается и бросает взгляд на прожитую жизнь, Сизиф, вернувшись к камню, созерцает бессвязную последовательность действий, ставшую его судьбой. Она была сотворена им самим, соединена в одно целое его памятью и скреплена смертью. Убежденный в человеческом происхождении всего человеческого, желающий видеть и знающий, что ночи не будет конца, слепец продолжает путь. И вновь скатывается камень» (А.Камю. Миф о Сизифе). Вывод, к которому он пришел, неизбежен для него и для миллионов людей, живших и живущих в неверии. Разница лишь в том, что А.Камю стремился быть логичным до конца и смог остро осознать, что жизнь человека, заключенного в рамки только земного бытия, напоминает сизифов труд. Большинство же людей пытается жить иллюзиями и найти смысл в земной жизни. Но в мире конечных реалий найти его невозможно. Математики знают, что любое конечное число, деленное на бесконечность, является бесконечно малой величиной, т.е. предел ее равен нулю. Поэтому так наивны попытки неверующих людей объяснить, в чем смысл их жизни. Одни уверяют, что они ценят жизнь с ее радостями, и этим вполне удовлетворены. Но ведь земная жизнь уходит, как вода в песок, и от радостей ничего не остается. А если через несколько десятилетий все исчезнет, может ли такая жизнь иметь смысл. Другие говорят, что видят свое назначение в том, чтобы делами своими оставить на земле след. Обычно такие объяснения приходится слышать от людей, которые к серьезному творчеству не причастны и реального следа не оставляют. Сами же выдающиеся творцы, при всей увлеченности своим занятием, хорошо понимали и понимают неполноту и пределы этой деятельности. Великий математик и физик Блез Паскаль (1623 – 1662) за два года до смерти писал математику П.Ферма, что видит в математике не более, чем ремесло. Подлинную же цель человеческого существования, по его мнению, может открыть только истинная религия: «Чтобы сделать человека счастливым, она должна показать ему, что есть Бог, что мы обязаны любить Его, что наше истинное благо – пребывать в Нем и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним; что мы полны мрака, мешающего познать и любить Его, и что, таким образом, мы окончательно неправы, не исполняя своего долга любви к Богу, а подчиняясь влечениям плоти. Она [истинная религия] должна объяснить нам причину того, что мы противимся Богу и собственному благу; указать нам средства от этих немощей и таким образом приобрести эти средства. Испытайте в этом отношении все религии мира, и вы не найдете ни одной, кроме христианской, которая удовлетворяла бы этим требованиям» (Мысли о религии). В наш век все осталось по-прежнему. Люди, имеющие здоровое нравственное чувство, достигнув даже самых выдающихся результатов в творчестве, воспринять это как главную цель жизни не могут. Приведу пример. Академик Сергей Павлович Королёв (1906 – 1966), будучи генеральным руководителем нашей космической программы, не мог быть этим удовлетворен, а думал о спасении, т.е. видел смысл своей жизни за пределами земной жизни. В те годы, когда вера подвергалась гонениям, он находил возможность иметь духовника, ездить на богомолье в Пюхтицкий Успенский монастырь, проявлять щедрую благотворительность. Сохранились рассказы об этом замечательном человеке монахини Силуаны (Надежды Андреевны Соболевой): «Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнату. Поговорила с ним ласково, принесла поесть – все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю – все больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты… «Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается. Когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом – нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите. Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игумении. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора – особняк. Звоню – открыл хозяин – тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф – с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры – киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была для нас помощь! Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый – а это был академик Королёв – сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря Вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором Вы говорили» (Три встречи, М., 1997, 83 -85). Я подробно привел этот рассказ, чтобы показать, что обращение к православию не было для академика С.П.Королева каким-то эпизодом. Он жил в нем и ради удовлетворения духовных потребностей рисковал своим высоким положение. При колоссальной занятости руководитель космической программы находил время для чтения Добротолюбия – творений святых отцов сугубо аскетического направления.

Читайте также:  Урок с точки зрения фгос ноо

Не только наука, но и художественное творчество не может составлять смысл человеческой жизни. А.С.Пушкин, уже входивший в славу первого поэта России, написал в 1827 году Три ключа – стихотворение, в котором выразилось мучительное чувство душевной жажды:

В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца у толит.

Душа 28-летнего поэта не находит полноты удовлетворения в радостях жизни, которая кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский источник (родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции) — символ поэтического и музыкального вдохновения. Вода из этого источника тоже не может напоить жаждущую душу. Для поэта, который в это время только начинал постигать жизненную значимость и духовную красоту христианства, слаще всего была вода из холодного ключа забвенья скорбей, печалей, мирской суеты и попечений. За несколько месяцев до смерти, А.С.Пушкин напишет: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает в себе уже ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие» (ПСС, Л., 1978, т.7, с.322).

Мы подошли к ответу на поставленный вопрос. Учение о смысле жизни содержится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4). Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле. Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6). Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Дорогая Людмила! Вам надо войти в тысячелетнюю традицию христианской жизни. Нужно не только веровать во Христа, но и доверится ему во всем. Тогда пройдут сомнения и сами собой начнут разрешаться мучительные вопросы о назначении человека.

О вере и христианской жизни

11.1. Если Бог есть, то почему Он допускает страдания безвинных младенцев? А разве можно объяснить смысл страданий с позиции отвержения Бога? Если отвергнуть Господа, то тем более безутешны скорби. Тогда в бедах – полная безысходность, а жизнь человека – сплошная бессмыслица. Только с признанием Бога становится виден в страданиях смысл, ведь если есть Бог, то скорби – бессильны. Потому что любая скорбь временна, а Бог – вечен. И в таком случае страдания и даже безвременная кончина детей на самом деле уже не конец, а призвание в мир иной, лучший и вечный. Часто людям трудно поверить в то, что человеку, тем более невинному, может быть полезно страдать.

Но не имевший греха Христос показал на примере Собственной жизни – путь к славе Воскресения пролегает через скорби Голгофы. Если люди не видят смысла того, что попускает Бог, то это еще не значит, что смысл отсутствует. Ведь за сумраком земных скорбей и несправедливостей откроется свет вечной, блаженной жизни. Поэтому Бог не всегда избавляет детей от скорбей и страданий, но являет Свой пусть и непостижимый, но мудрый Промысл, чтобы сохранить их души для участи лучшей. И разве не стоит немножко потерпеть здесь ради вечности?

11.2. Если Бог милосерд, как Он может допустить, чтобы будущие мучения были вечными?

– Душа человека, покидая бренное тело, переходит в вечность, где нет времени, а значит, нет и кардинальных изменений, возможных в земном переменчивом мире. В вечности есть лишь раскрытие личного духовного самоопределения, ставшего явным за время земной жизни. И потому одни души предстанут в свете благодати Божией, к которой они всем сердцем стремились, а другие – во тьме грехов, поглотившей внутренний мир человека. Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека. Глубинный выбор добра или зла, проявившийся за время земной жизни, становится решающим в отношении пригодности человека к Небесному Царству. Господь Бог создал человека со свободной волей, которая выражается в глубоком личностном самоопределении, хочет или не хочет такой человек быть с Богом. Господь к спасению призывает, но не принуждает, потому что рай, полученный по принуждению, уже не рай.

11.3. Почему Бог не сделает всех людей добрыми?

– Бог наделил людей свободной волей. Если бы эта свобода была лишена реального выбора, тогда она была бы не нужна. Люди никогда бы не узнали, что такое добро, если бы не знали, что такое зло. В том и заключается настоящая ценность и красота, что Царство Бога и Его любовь человек выбирает добровольно, хотя вокруг него и много соблазнов. Ведь все, что совершается насильно, лишено подлинной радости и счастья.

11.4. Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?

– Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, коверкающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор.6:12).

11.5. Как начать духовную жизнь?

«Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» (Сир.17:21-23). Духовная жизнь начинается с покаяния и отвращения от всех злых дел. Надо стараться регулярно посещать в воскресные и праздничные дни богослужения, читать утренние и вечерние молитвы из православного молитвослова, соблюдать посты и постные дни, покаяться во всех грехах на Исповеди. Духовная жизнь – это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать. Постараться найти себе духовного отца и выполнять его наставления.

11.6. Как избавиться от вредных привычек?

– Избавиться от вредных привычек можно искренним в них раскаянием на Исповеди и Причастием, обещая Богу добрую совесть и прилагая усилия к исправлению. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

11.7. Как быть, если не у кого спросить, как поступить?

«Держись совета сердца твоего, ибо нет никого для тебя вернее его; душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей, сидящих на высоком месте для наблюдения. Но при всем этом молись Всевышнему, чтоб Он управил путь твой в истине» (Сир.37:17-19). У человека есть достаточное руководство – совесть, и никто не лишен ее помощи. Если последовать своей воле нельзя и спросить не у кого, то надо подумать, как поступил бы Господь по Своей кротости. Основанием жизни всегда были и будут Божии заповеди.

11.8. В чем разница между религией и наукой?

– Религия и наука – две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут одна другую пересекать, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Притч.15:14). «Послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притч.1:5).

Обе – религия и естественная наука требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки – в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки – венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии – для действования (поведения).

Читайте также:  Составить таблицу человек с точки зрения человека

11.9. Чем укрепляется Православная вера?

– Для укрепления веры необходимо чаще ходить в храм Божий, слушать проповеди и поучения, читать Священное Писание и наставления святых отцов, искать и вопрошать духовно опытных людей, общаться с верующими, молиться и просить Бога об укреплении веры, часто исповедоваться и причащаться.

Вера православная усиливается молитвой, а сохраняется удалением от общения со злыми и развратными людьми. Надо избегать случаев, которые могут возбуждать страсти.

Вера, как и любовь, не дается сразу и легко: ее надо искать, добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем внутренним существом человека, становится целью бытия.

11.10. Когда впервые сошел Благодатный огонь?

– Благодатный огонь является в храме Гроба Господня (Воскресения) в Иерусалиме из года в год, долгие века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление, установить трудно. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского и датируются IV веком. Об этом чуде писал св. Иоанн Дамаскин и многочисленные паломники на протяжении многих веков.

11.11. Какая разница между грехом и страстью?

– Страсть – это дурная привычка, навык, а грех – это действие по дурной привычке, удовлетворение ее.

Страсти – это раздражительность, гнев, тщеславие, сластолюбие, зависть, ненависть, злая похоть и тому подобное. К грехам толкают действия страстей. Однако можно иметь страсти, но не идти у них на поводу, не действовать по ним. Грех – это поступок, противный закону Божию.

11.12. Угодны ли Богу добрые дела, сделанные по принуждению?

– Церковь запрещает всякие принуждения, хотя бы и с целью заставить человека сделать добро, ибо они ожесточают его характер, не принося никакой пользы принуждаемому. Добро, сделанное по необходимости, не является христианской добродетелью.

«Благоугождение Господу – отступление от зла, и умилостивление Его – уклонение от неправды» (Сир.35:3).

11.13. Можно ли говорить посторонним что-либо поучительное, если сами они об этом не просят?

– Этого делать не следует. Святые отцы считали это празднословием.

11.14. Для чего человек живет на земле?

– Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека. Цель жизни христианина – стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией. Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни – матери всех пороков и грехов.

Всю земную, христианскую жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8:36).

11.15. От чего бывают плохие сны?

– Душевная жизнь человека не прекращается и во сне, да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята воля по отношению к телу и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание. Святые отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми. То есть плохие сны бывают от плохой, не богоугодной жизни, от отягощения души грехами и страстями. Большая часть снов – естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему.

11.16. Можно ли верить снам?

«Сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гонящийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистого, и от ложного что может быть истинного? Гадания и приметы и сновидения – суета, и сердце наполняется мечтами. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир. 34:1-5, 7).

Святые отцы запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более открывать их другим. Сны бывают трех видов: простые, «зрения», «откровения». Простые сны бывают у людей обыкновенных. В этих снах много нечистого. Их надо презирать. «Зрения» бывают людям, стремящимся к очищению своих чувств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигли волю Божию и стремились к духовному восхождению. Над некоторыми снами стоит задуматься и попробовать уяснить себе: не обличает ли Господь в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости? «Откровения» бывают людям совершенным, очистившимся от страстей.

У иноков Старого Афона есть правило относительно снов: не принимать и не отвергать. Это мудрое правило спасает от гордости и превозношения, если такие явления приписывать своей благодати, а также спасает от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

11.17. Какие грехи называются смертными?

– Обычно под ними подразумевают такие тяжкие грехи, как гордость, блуд, чревоугодие, зависть, сребролюбие или лихоимство (излишняя алчность к умножению земных богатств, к приобретению вещей всевозможными способами, стремление поживиться за счет другого), а также злопамятность, уныние, гнев.

Смертный грех лишает человека Божией благодати и убивает душу. Но таким, хотя и в меньшей степени, является всякий грех. Грех к смерти есть всякий нераскаянный грех, особенно когда он часто повторяется.

11.18. Можно ли христианину пить вино?

«Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душевино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (Сир.31:31-37).

11.19. Почему курение — грех?

– Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга.

11.20. Чем опасна нецензурная брань?

– Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф.12:37), – сказал Господь.

11.21. Почему люди болеют?

«Страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1 Пет.4:1,2). Господь иногда попускает болезни в наказание за грехи – для их искупления, для осознания порочного образа жизни и его изменения, для понимания того, что земная жизнь – это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет у каждого, зависит от его жизни на земле.

Болезнь невольно заставляет задуматься о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира. Болезнь заменяет и недостаток добрых дел.

Бог также может послать болезнь для вразумления, чтобы человек очистился от какой-либо страсти или чтобы избавить от беды, в которую он попал бы, если бы был здоров. Различные недуги могут попускаться Господом и по многим другим причинам.

Некоторые болезни возникают от действия нечистых духов. При этом симптомы демонических нападений бывают очень похожи на обычную болезнь. Но в таких случаях врачебное искусство бессильно, и исцеление подается только силой Божией, прогоняющей духа злобы.

Так как часто болезни являются следствием греховной жизни, лечение надо начинать с покаяния и соборования – это для души. А после соборования следует обратиться к врачам, чтобы они с Божией помощью помогли и болящему телу.

Важно всегда помнить о том, что Бог все творит к пользе души: иногда телесными болезнями Он врачует душевные недуги, а иногда посылает болезни для испытания терпения и для большей награды духовными дарованиями здесь или в будущем веке.

11.22. Почему рождаются больные дети, инвалиды? Является ли это Божиим наказанием за грехи?

– Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2:4). Божия любовь и милость изливаются на всех, но другое дело, что люди сами не хотят порой своего спасения. Заповеди Господни есть предупреждение: не делай так, иначе тебе будет плохо. Грех – это рана, которую наносит грешник сам себе. Но не слушает человек предостережений и совершает грехи. Разве Бог наказывает грешника? Нет, Он предупреждает, а грешник наказывает себя сам. Для вразумления человека Господь попускает болезни. Нарушение заповедей ведет к серьезным немощам, как душевным, так и телесным. Закономерно, что у больного человека рождаются больные дети (потомство алкоголика или наркомана не может быть здоровым). Рождение таких детей является для всех вразумлением: человек, ты живешь неправильно, ты нарушаешь естественные законы, смотри, к чему это приводит. В определенном смысле это можно рассматривать как наказание. Но Господь и исцеляет по искренней молитве, по стремлению к познанию истины. Души же и здоровых, и больных равны пред Господом, всем, желающим спасения в вечности, предоставляется эта возможность, многим же через страдание, очищающее и исцеляющее, хотя в человеческом понимании это кажется иногда жестоким.

11.23. Можно ли лечиться?

«Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его» (Сир.38:1, 2, 4, 6, 7).

Если бы болезнь приветствовалась Господом, то Иисус Христос не исцелял бы больных. В Священном Писании читаем: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» (Лк.7:22). Но Господь не просто лечит болезни, Он исцеляет людей. Это значит – восстанавливает целостность души и тела, потерянную в результате греха. Поэтому в болезни в первую очередь надо идти в церковь и молить Бога, чтобы Он исцелил, то есть простил грехи (которые очень часто и бывают причиной болезни) и через это восстановил целостность души и тела. А потом можно обратиться и к врачам.

11.24. Можно ли в неизлечимой болезни (например, при раке) решиться на предлагаемую операцию?

«В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир.38:9-14).

Как видно из выше приведенной цитаты из Священного Писания, в болезни прежде всего надо обратиться к Богу с покаянием в грехах, а затем уже к врачу, предавшись в волю Божию. И, конечно, если есть рекомендация врачей и благословение духовника на операцию, то на нее можно согласиться. Для Бога нет неизлечимых болезней.

11.25. Зачем освящают яблоки?

– Обычай приносить плоды на благословение не нов. Он был установлен еще в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23:19) и сохранился в христианстве. В Новом Завете Господь Иисус Христос, осуждая горделивое и поверхностное исполнение фарисеями приношение десятины, не осудил сам обычай: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф.23:23).

Сам по себе обычай освящения первых плодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что все – от Бога. Навык все делать с Богом, все начинать и заканчивать молитвой был хорошо усвоен нашими благочестивыми предками. Достаточно посмотреть содержание полного Требника, чтобы понять, что молитва сопровождала человека практически по всех сферах его деятельности: сеяние огорода, насаждение виноградника, копание колодезя, борьба с сельскохозяйственными вредителями, строительство жилья и много другое.

Читайте также:  Игры на коррекцию зрения в доу

Конечно, такому важному событию в жизни земледельца, как собирание урожая, уделялось особое внимание. Как и во времена пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божия пребудет с человеком и в дальнейшем. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для причта и неимущих. Так же, как принося другие жертвы в дар Богу: свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего, их же не забирают обратно, но надеются, что получат за эту лепту милость Божию. Материальное меняется на духовное, временное – на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву – часть урожая, принесенного в храм, – христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою христианскую жизнь.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

«Смысл жизни» с духовной точки зрения

Каждый человек, живущий на Земле, рано или поздно задумывается о смысле жизни. Но не стоит искать ответа в себе, а нужно всего лишь прислушаться к Священному Писанию и словам святых отцов.

Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

Преподобный Серафим Саровский

Многие ценят жизнь за повседневные радости. А ведь земная жизнь она быстро пролетает, и от радостей ничего не остается. Другие считают, что своими делами они оставят след на земле.

Но это все размышления тех людей, которые не причастны к Богу и Матери-Церкви.

Мы должны знать, что учение о смысле жизни находится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4).

Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя.

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле.

Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6).

Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Вот однажды поведали преподобному Паисию Святогорцу о том, что один юноша ушел из дома, написав родителям записку, что хочет покончить с собой, так как он некрасивый, и виноваты в этом они.

На что старец ответил: — Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Вот с этого и начинаются их мучения.

Люди не довольны и не ценят то, что имеют и этим самим они мучаются. А ведь Бог любит всех: бедных и богатых, здоровых и больных, маленьких и взрослых.

Бог каждому человеку дал то, что ему будет полезным: рост, красоту, силу или какую-то способность. Именно то он дал человеку, что приведет его ко спасению, если он применит это с пользой. Но люди это не ценят, а начинают завидовать друг другу: «Почему я так не умею как он?» или «Почему тот богат, а я бедный?» Но ведь ты имеешь одно, а он другое.

Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: «Увидела лягушка буйвола и сказала: «Я тоже хочу стать буйволом!» Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!» Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.

Поэтому, как только человек уверует в Бога и в будущую вечную жизнь, другими словами, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки.

Многие грешники, покаявшись и изменивши свою жизнь, живя по заповедям Божиим, стали святыми, и мы сейчас с Вами молимся к ним, поклоняемся и просим о помощи их. А до этого они имели множество пороков и страстей.

Батюшка разъясняет, что смысл этой жизни конкретно заключается в том, чтобы подготовить себя для неба, то есть для рая (Царствия Небесного).

И вся суть в том, чтобы человек смог уловить этот глубочайший смысл жизни, ведь это есть спасение души.

Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной.

Мы не хотим задумываться о том, что когда-то всем нам предстоит уйти в иную жизнь. Но этот путь неизбежен для всех: верующих или нет!

Для этого, мы должны поставить себе цель и идти к ней: приготовиться так, чтобы, когда Бог призвал нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда.

Старец Николай (Гурьянов) о смысле жизни говорил так: «Цель нашей жизни – вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой, и всё это в нашем сердце».

Смысл жизни в христианстве и других религиях

Многих интересует вопрос – в чем заключается смысл жизни в христианстве? Попытки найти ответ на вопрос лишают покоя. Религия каждому верующему помогает найти путь к жизни полной смысла. Несомненно, размышления о смысле жизни – вопрос философский, однако, четкий ответ на него поможет найти вера и искренняя молитва Богу. Религиозный ответ на метания души станет ярким лучом света и укажет путь к спокойствию и гармонии. Давайте обратимся к трем мировым религиям и попробуем разобраться – в чем состоит смысл жизни человека.

Христианское понимание смысла жизни

Многие святые отцы в своих проповедях и учениях уделяют особое внимание вопросу поиска истинного жизненного пути и самого себя. О вечном и главном задумался человек уже в далеком прошлом. Вспомните легенду о царе Сизифе, в наказание он был обречен вечно вкатывать камень на вершину самой высокой горы. Достигая вершины, царь вновь оказывался у подножия и начинал бессмысленное восхождение. Этот миф является ярчайшим примером бессмысленности человеческого бытия.

Мыслители об истинном смысле бытия

Философ Альбер Камю, размышляя о смысле жизни в христианстве, применил образ Сизифа к образу человека – своего современника. Основная идея философа заключалась в следующем – жизнь каждого существа, ограниченного рамками бытия, напоминает сизифов труд, полна абсурда и бессмысленных поступков.

Это важно! Часто человек, достигший почтенного возраста, вспоминает жизнь и понимает – в ней было много бессвязных событий, которые превратились в бесконечную цепь бессмысленных поступков и действий. Чтобы земное бытие не напоминало сизифов труд, важно найти смысл жизни, четко увидеть дорогу – свой, единственный путь к гармонии и счастью.

К сожалению, многие люди живут в иллюзорном мире, следуют псевдоцелям. Однако в мире конкретики и реалий найти истинный смысл жизни христианина невозможно. Лучше всего эту мысль подтвердит точная наука – математика. Число, деленное на бесконечность, равно нулю. Неудивительно, что все попытки людей, далеких от веры, объяснить смысл бытия выглядят наивными.

Великие творцы и философы понимают неполноту земного бытия. Блез Паскаль только за два года до смерти осознал, что наука – это лишь работа, ремесло, а истинный смысл христианской жизни уходит корнями в религию. В своих письмах ученый часто и много размышлял о смысле бытия. Он писал, что человек может стать по-настоящему счастливым только, осознав, что есть Бог. Истинное благо – любить Его и пребывать в Нем, а великое несчастье – разлучиться с Ним, оказаться наполненным мраком. Истинная религия наглядно и доступно объясняет человеку причину, по которой он сопротивляется Богу, следовательно, величайшему благу. Истинная вера указывает, как обрести необходимые силы, чтобы от собственных заблуждений, как принять Бога, обрести себя.

Великий ученый и православие

В современном мире ситуация кардинальным образом не изменилась. Глубоко нравственный человек, достигнув определенных высот и результатов, отчетливо понимает – это не истинная, не цель. Великие люди находятся в постоянном осмыслении в чем полнота жизни и истинный её смысл. Ярким примером является жизнь академика Королева. Управляя величайшей космической программой, он понимал – смысл бытия в спасении души, то есть – устремляется далеко за пределы земного бытия. В те времена православие и вера подвергались серьезным гонениям, но даже тогда у Королева был наставник, он посещал богомолье и жертвовал крупные суммы на благотворительность.

Об этом удивительном человеке писала монахиня Силуана, которая работала в гостинице при монастыре. В своих рассказах она описывает Королева представительным мужчиной в кожаной куртке. Ее изумил тот факт, что академик, пожив несколько дней в гостинице при храме искренне удивлялся бедности и нищете. Его сердце разрывалось от увиденного, и Королев захотел помочь обители. Академик сокрушался, что имеет при себе мало денег, но оставил адрес и номер телефона, попросил монахиню по приезду в Москву обязательно заехать. Монахиня дала Королеву адрес священника, оказавшегося в непростой ситуации, попросила оказать посильную помощь. Спустя некоторое время Силуана приехала в Москву и посетила Королева. К ее удивлению мужчина жил в роскошном особняке, очень обрадовался, увидев монахиню, пригласил в гости. В кабинете Королева стояли образа, а на столе лежала открытая книга Добротолюбия. Академик пожертвовал монастырю 5 тысяч рублей. К слову, наставником и добрым другом Королева стал священник, адрес которого давала монахиня и просила о помощи.

Это важно! Для Королева обращение к религии не было коротким эпизодом, в ней академик познал смысл жизни христианина. Ученый жил православием, рисковал собственным высоким положением, находил время на чтение творений святых отцов.

Пушкин о Евангелие

Великие поэты в своем творчестве поднимали вечный вопрос о смысле рождения и бытия. В начале 19 столетия Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Три ключа», где выразил бесконечное чувство жажды души. На тот момент поэту было всего 28 лет, но уже тогда он хотел разобраться в смысле пребывания живых существ на земле и их рождения. А за 3 месяца до трагической гибели Пушкин напишет о Евангелие – единственной книге, где истолковано каждое слово. Поэт говорил, что только эта великая книга применима к любому обстоятельству и событию в жизни, ее красноречие увлекает и обладает вечной прелестью.

Ответ на вопрос – где искать смысл рождения и что может изменить вашу жизнь? Самое точное учение откроет святое Евангелие. Здесь сказано – жизнь важнее пищи, она важнее субботы. В соответствии с Евангелие Иисус умер за каждого, воскреснув, он стал Начальником жизни. Настоящий смысл бытия заключается в единении с Иисусом, именно это является подлинным источником счастья и света. В Евангелие сказано, что истинно верующий после смерти обязательно воскреснет.

Это важно! Вхождение в вечную жизнь начинается на земле, через церковь. Если человек не смог ступить на ступни святости, но проживает свой путь духовно честно, он обретает знание о смысле своего бытия. В этом помогает молитва, которая является обращением к Богу, разговором с ним. Одна из самых сильных – молитва Николая Чудотворцу, изменяющая человека и открывающая путь к вечной жизни.

Смысл жизни в буддизме

Буддийская практика говорит о том, что неотъемлемая часть жизни каждого человека – страдания, а наивысшая цель – прекратить эти страдания. В слово «страдания» буддизм вкладывает конкретный смысл – стремление получить материальные блага, желания, которым человек, не достигший нирваны, потакает. Избавиться от страданий можно единственным способом – достигнув особенного состояния – просветления или нирваны. В этом состоянии человек отказывается от всех своих желаний, соответственно, он избавляется от страданий.

Цель бытия в буддизме южной традиции – осознание личного сознания, достижении такого состояния, когда человек лишен любых земных желаний и прекращает бытие в общепринятом смысле этого слова.

Если говорить о буддизме северной традиции, здесь преследуются высочайшие цели. Человек не может достичь нирваны, пока живые существа не достигнут состояния просветления.

Это важно! Достичь нирваны можно не только практикуясь, а также в результате безгрешной, праведной жизни.

Смысл жизни в исламе

Смысл жизни в исламе предполагает особые отношения между Богом и человеком. Главная цель последователей ислама – покорность Богу, вручение себя Ему. Именно поэтому последователей этой религии называют преданными. В Коране есть слова о том, что Бог создал человека не для конкретной пользы для Бога, а для поклонения Ему. Именно в поклонении есть наивысшая польза.

В соответствии с главными исламскими догмами Аллах главенствует над всем, Он милосерден и милостив. Все верующие должны предать себя Аллаху, покориться и смириться. При этом все люди ответственные за собственные поступки, по которым Господь воздаст на высшем Суде. После Суда праведники окажутся в Раю, а грешников ждут вечные наказания в Аду.

Лекция профессора Московской Духовной Академии и Семинарии А.И.Осипова.

Источники:
  • http://pravoslavie.ru/6624.html
  • http://spravoslavia.ru/o-vere-i-xristianskoj-zhizni.html
  • http://zen.yandex.ru/media/id/5ac3e5640422b46a52e2cc20/5b43c7f26d374400a8b334a9
  • http://myself-development.ru/smysl-zhizni-v-hristianstve-i-drugih-religiyah/