Меню Рубрики

Дети индиго с точки зрения православия

Автор Тема: Православный взгляд на детей-индиго (Прочитано 7280 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • »
  • Медицинский раздел »
  • Душевное здоровье, психология, психиатрия (Модераторы: Михаил Креонский, Елена Фил., Ольга_T) »
  • Православный взгляд на детей-индиго

Страница сгенерирована за 0.095 секунд. Запросов: 20.

О детях-индиго слышал, наверное, каждый. Лет 10–15 назад интерес к ним достиг своего пика — писались книги, снимались фильмы, а родители в каждом мало-мальском проявлении талантов своего чада непременно усматривали признаки той самой «индиговости». Сегодня эта тема уже не так волнует умы, тем не менее сам термин прочно вошёл в наше сознание. Однако, если рядовому гражданину задать вопрос: «Кто же такие индиго и чем они отличаются от остальных?» — вряд ли удастся услышать внятный ответ. Индиго не такие, как все – вот, пожалуй, и вся квинтэссенция представлений большинства об этом явлении.

Сам термин был введен американской ясновидящей Нэнси Энн Тэпп. Обладая, по её словам, способностью видеть ауру, она заметила резкий всплеск рождаемости детей с аурой тёмно-фиолетового цвета, начиная с 70-х годов ХХ века. С каждым последующим годом, по словам Тэпп, количество таких детей продолжало увеличиваться. Таким образом, рассуждая логически, к настоящему моменту значительная часть населения должна состоять из этих самых индиго, старшим из которых уже за сорок.

Учитывая глубоко сидящую где-то в генах человеческую неприязнь к чужакам и проявлениям инаковости вообще, сама мысль о том, что некоторая часть общества отличается от остальных, а возможно, даже обладает какими-то способностями, недоступными большинству, вызывает у обывателя в лучшем случае лёгкий негатив, а в худшем — желание отправить отщепенцев на костёр. Что, впрочем, уже не раз случалось в истории человечества. Чтоб не выделялись…

Хотя, надо признать, отдельные экзальтированные личности видят в индиго чуть ли не спасителей человечества, людей Новой Эры, тех, кто сломает современную общественную систему и откроет землянам новые горизонты. Трубя о своих ожиданиях на каждом углу, они ещё больше настраивают рядовых сограждан против самой возможности существования тех, кто отличается от общей массы. И это вовсе не преувеличение, достаточно почитать форумы, посвящённые теме людей-индиго, — в некоторых комментариях тема костра проходит красной нитью.

Даже поверхностное знакомство с материалами на эту тему в Интернете показывает, что в массах на сегодняшний день существует три точки зрения:

  1. Индиго существуют;
  2. Индиго не существуют;
  3. Честно говоря, мне плевать.

Хотя последний пункт имеет такое же право на существование, рассматривать его нет особой необходимости, в отличие от первых двух.

Точка зрения первая: индиго среди нас

Сторонники этой позиции целиком и полностью уверены в существовании индиго. Однако при этом в их рядах нет чёткого согласия по поводу присущих данному феномену качеств. Вот некоторые черты, которые, по их мнению, якобы обязательно присутствуют у людей-индиго:

  • экстрасенсорные способности: ясновидение, телепатия, умение исцелять и прочие «ништяки»;
  • с детства ощущают себя носителями высокой миссии по улучшению этого мира;
  • высокий IQ, в среднем от 130 баллов;
  • учёба даётся легко, по причине чего быстро начинают скучать, что заставляет педагогов говорить о пониженном уровне внимания у таких детей;
  • серьёзны не по годам, уже в раннем возрасте склонны рассуждать о судьбах мира;
  • не боятся смерти, спокойно говорят о ней и о загробной жизни;
  • не признают никаких авторитетов и не считают нужным объяснять мотивы своих поступков;
  • имеют высокую степень сострадания ко всем живым существам;
  • способны на убийство тех, кто мешает продвижению к поставленной цели;
  • ощущают себя «белыми воронами», плохо вписываются в коллектив;
  • само собой имеют темно-фиолетовую ауру.

Некоторые пункты, по сути, противоречат друг другу — как-то не особо вяжется сострадание ко всему живому со способностью идти по трупам для достижения своей цели.

Кстати, некоторые источники утверждают, что большинство детей, применявших оружие против своих одноклассников или родителей, принадлежат как раз к индиго.

Точка зрения вторая: индиго — не более чем миф

Последователи этого взгляда считают, что само существование таких особенных детей ничем не доказано:

  • ауру мало кто способен видеть, и, вообще, научно её существование не доказано, поэтому рассуждения о «цветности» не имеют под собой никакой почвы;
  • гениальные люди и носители высокого IQ были во все времена, как и обладатели сверхспособностей;
  • все остальные отличия прекрасно укладываются в расстройства аутистического спектра;
  • мир меняется слишком стремительно, естественно, и человеческая психика меняется вслед за ним — именно по этой причине возникла такая пропасть между поколениями;
  • если дети-индиго начали массово рождаться ещё в 70-х, то на сегодняшний день значительная часть общества должна состоять из них, однако мир не только не стал лучше, а напротив, всё быстрее катится в тартарары.

Как говорил герой одной замечательной советской комедии: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – науке неизвестно. Наука пока ещё не в курсе дела». Примерно такая же ситуация сложилась и с индиго — верить или нет в их существование — личное дело каждого.

Тем не менее глупо отрицать, что ценности юного поколения значительно отличаются от ценностей их родителей, и далеко не всегда в худшую сторону.

Да, в общей массе они меньше читают, посещают театры и ходят в походы. Да, порой проявления их жестокости повергают в шок даже видавших виды профессиональных солдат.

Но в то же время именно среди них становится всё больше идейных вегетарианцев и борцов за экологию, именно они отвергают стяжательские ценности старшего поколения и ищут свободы самовыражения.

Так, может, индиго всё-таки существуют?

Дети индиго с точки зрения православия

В липецкой газете «Провинциальный репортер» был опубликован материал под заголовком «Вундеркинды, или новая раса». Герои публикации – дети индиго. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта, – как бы интеллектуальные акселераты. В статье дается материалистическая оценка явлению интеллектуальной мутации, но на более-менее восторженный тон журналиста с другим мнением, тревожным, откликается православный верующий А. Шитиков.

«Я придерживаюсь иной точки зрения относительно рождения вундеркиндов XXI века, – откликается он на форуме в Интернете. – Я не разделяю оптимизма автора статьи по поводу рождения «вундеркиндов». Среди детей индиго растет число самоубийств. Суицид в детстве – это повод серьезно задуматься о духовной составляющей этого явления. Наличие высокого интеллекта не говорит о положительной мутации индивида. Разум, лишенный Бога, обречен на саморазрушение. Ныне часто приходится слышать о рождении «новой расы», «новой эры» (Эры Водолея). Оккультисты твердят о создании некоего «рая на земле», об универсальной религии – экуменизме. Но не многие понимают и осознают, что за «новой эрой» стоит царство антихриста, предреченное св. Иоанном Богословом. Без Бога не до порога.

Поколение конца XX – начала XXI века деградирует и вырождается. Идет духовная и физическая дегенерация. Большинство детей рождается с предрасположенностью к психическим отклонениям, а изощренной жестокости подростков приходится удивляться. Причина крайней жестокости, отнюдь не душевное расстройство. Демонизм, одержимость, воздействие инфернального мира травмирует и разрушает их неокрепшую психику.

Причем здесь вундеркинды – спросите вы? Отвечу. Талант, высокий интеллект всегда пребывает под пристальным взором врага рода человеческого, готового, если попустит Господь, затянуть в сети душу. Слишком велики искус, искушение. Вспомните великих. Гете – «Фауст». Главный герой Гете – Фауст – не выдуман. Это псевдоним реального ученого. Великие умы называли себя «посвященными». Но никогда не уточняли – кому. Теперь из их биографий уже ясно: демонам гордости, славы, властолюбия… Знаменитый Декарт во время пребывания с розенкрейцерами получил типичный опыт гностического озарения. И пришел к пониманию, что «наука… должна быть творчеством одного мастера, как… религия является произведением одного Бога». Иными словами наука должна заменить религию, а Декарт – Бога. Михаил Булгаков написал роман «Мастер и Маргарита» под диктовку демонов. Список можно продолжать, и он будет огромен. Гении поддавались на удочку лукавого и творили, «вдохновленные» его воздействием.

Бесы не могут предвидеть будущего, но, основываясь на прошлом и настоящем, на душевном мире человека, диктуют «пророчества» (пример – Ванга). Дьявол – разум, лишенный Бога, отец лжи. У бесов правда перемешана с ложью. Поэтому предсказания новоявленных пророков носят лживый характер.

Дети с неокрепшей психикой, преимущественно не имеющие веры в Бога, становятся легкой добычей бесов и деструктивных сект. Самоубийство – распространенный ритуал среди сатанистов. Я ни в коем случае не отношу детей индиго к адептам деструктивных культов. Они, сами того не осознавая, становятся марионетками, передатчиками так называемых «пророчеств».

Самоубийство – это отчаянье. Отчаянье 12-летнего отрока – серьезный повод для беспокойства. Вундеркинды XXI века – дети индиго – часто подвергаются одержимости. И в состоянии одержимости (не сумасшествия! – важно понимать разницу между умопомешательством и беснованием) совершают самоубийства и окончательно губят свои души. Рождение интеллектуальных мутантов – представителей «новой расы» вызывает опасение.

В России отсутствует дух веры. Православие ныне подвергается изощренному, скрытому гонению, потому что только Вселенское Православие сохранило учение Христово без искажения, таким, каким принес его в мир Господь наш Иисус Христос. «Сей род изгоняется молитвой и постом», – говорит Господь об изгнании злых духов. Нам следует молиться о спасении России, о спасении наших детей, чтобы в противном случае они не стали порабощенными инфернальными силами. Наши дети не должны стать авангардом богомерзкого, злохитрого антихриста».

С одной из точек зрения православной церкви на проблему «новых» детей мне довелось недавно познакомиться на конференции «Духовно-нравственное воспитание и обучение ребенка в свете православной педагогики», которая проводилась на базе Авторской школы супругов Поляковых в городе Волжском. Меня давно интересуют поиски путей обучения и воспитания новых поколений детей, которые бы противостояли разлагающей атмосфере безнравственности и духовной деградации, царящих ныне во многих направлениях культуры и образования и, особенно, на российском телевидении и в Интернете. У кого как, а у меня все более укрепляется ощущение, что электронные средства информации взяты под тотальный контроль демоническими силами – настолько разнузданный и античеловеческий характер имеют многие фильмы и телепередачи, культивирующие в обществе бесчестие, алчность, жестокость, скотство, сексуальную распущенность и другие малосимпатичные черты человеческой природы. Нет, их, конечно, разбавляют примерами светлой направленности, волнующими эпизодами доброты и высокой любви, сохраняющимися в людях, но все же основной настрой электронных СМИ – разлагающий и деструктивный. На мой взгляд, это лишь стратегическая хитрость сил зла – давать светлое среди негатива: глядишь, гнилую наживку и не заметят. А перепрограммировать руководство телевидения и радио в нужную для дьявольских сил сторону энергетически куда проще, чем обрабатывать огромные массы населения. Дальше идет работа уже через всеохватное телевидение.

Конференция проводилась под эгидой волгоградской православной церкви и ставила важные вопросы воспитания детей, связанные с ослаблением духовно-нравственных основ и опасностью слепого копирования западных и американских образцов жизни в разных сферах бытия. Сюда съехались видные представители церкви и школьного образования, и все они говорили о наболевших и правильных вещах. Причиной разложения общества, поражения его коррупцией, подкупом, криминалом, наркоманией и алкоголизмом многие называли вакуум веры, безбожие, и тревоги эти кажутся вполне обоснованными.

Так вот, во время «круглого стола», подытоживавшего выступления участников конференции, я позволил себе высказаться по поводу детей индиго как новой формации человечества, идущей на смену пятой расе явно по соблаговолению Свыше – слишком масштабной видится эта акция, проводимая повсеместно на планете. К тому же многие индиго рождаются с Богом в душе.

После этих моих слов в зале повисла тишина – чувствовалось, что я сказал что-то не то. Все посматривали в сторону отца Александра, самого авторитетного среди присутствовавших священнослужителей. Он не заставил себя ждать, а весомо и назидательно, как заблудшему в ересях отроку, процитировал высказывание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла: «Дети индиго – это новая секта тоталитарного направления, и отношение российской христианской церкви к этой секте соответствующее: через феномен индиго людей ведут к безбожию и обесцерквлению».

Потом я, конечно, немало размышлял над тем, почему русская православная церковь или какая-то часть ее представителей именно так восприняла «детей Света» – как секту и угрозу для православия. Ведь хорошо известно, что Ватикан, одинаково с православием признающий Господа Бога и Иисуса Христа, принял иную позицию по отношению к детям индиго.

Например, газета «Версия» приводит историю 6-летней девочки по имени Лана. Ее забрали из одного разрушенного войной кавказского селения. Там малышку называли одержимой дьяволом. Ее родной дедушка уверял, что девочку надо убить. Она могла подойти к кому-нибудь и сказать: «Ты уже умер». И если человек после этого действительно погибал, то ее считали причиной его смерти.

Так вот, Лану, прославившуюся неординарными суждениями и предсказаниями, недавно принимали в Ватикане, причем разговор с ней у отцов-католиков был, как рассказывали, на равных. Уже сейчас она точно знает, что в 16 лет станет проповедником нового учения, а в 33 якобы погибнет, и ее смерть даст новую веру и стремление к новой справедливой жизни миллионам людей. Зрелость суждений этого ребенка отправляет в нокаут некоторых даже подготовленных взрослых.

Что интересно, нерелигиозных «детей индиго» не бывает. Религия – это описание нравственного кода, с которым они рождаются. Но рамки современных вероучений им, похоже, уже стали тесны. «Почему в вашей религии женщина, которая рождает ребенка, считается нечистым животным? – спрашивает взрослых Лана. И сама же дает ответ: – Потому что мужчины взяли власть в церкви».

Читайте также:  Алгоритм проектирования занятия с точки зрения требований новых фгос до

Это богословски вольное высказывание девочки вряд ли могло понравиться официальной церкви. И другие слова и действия «новых» детей, смелых в своих высказываниях, не признающих авторитеты, тоже, видимо, настораживают отцов русской православной церкви. Так родилось клеймо: индиго – это тоталитарная секта, и значит, с ними надо бороться как с вероотступниками. И такая борьба уже началась.

Как раз в тот момент меня познакомили с заметкой из волгоградского приложения к газете «Комсомольская правда», в которой тоже говорилось об индиго как о новой секте. Статья называлась хлестко – «После участия в программе Ханги волгоградец попал в секту» [20].

Вот о чем писала журналистка Карина Карева:

«В Москву Антон Горычев засобирался после зимней сессии. Это была его первая сессия в университете.

– Меня пригласили в «Принцип домино», на тему «Уникальные свойства памяти», – заявил он родителям. – Я списался с журналистами передачи по Интернету. Я их заинтересовал.

– Мы опешили, – рассказывает мама Антона Ольга Александровна. – У Антона, конечно, память цепкая, но ничего сверхъестественного. Долго спорили, но он уговорил. Да и чего препятствовать? Каникулы только начались, экзамены он сдал на «отлично». Пусть ребенок развеется.

Отпустили Антона с условием – чтобы оставил телефоны друзей, с которыми он собирался встретиться в Москве, и чтобы отзванивался.

Ту передачу «Принцип домино» 1 февраля смотрели все родственники. Эффект был неожиданным.

– Антона представили как «ребенка индиго», и посыпался такой бред! Сын рассказывал о прошлой жизни, – продолжает Ольга Александровна.

После передачи Антон позвонил домой, успокоил: он пересказывал текст, подготовленный журналистами. Но потом выяснилось: Антон врал – понимал, что родители в шоке. На самом деле он интересовался «детьми индиго» давно и причислял себя к ним. Свободное время проводил, общаясь с «детьми индиго» в Интернете. На следующий день после программы Антон должен был вернуться.

– Я позвонила ему – не берет трубку. Телефоны друзей тоже молчат, – вспоминает мама парня. – Дозвонилась только журналистке из «Принципа домино». Та сказала, что Антон сейчас с некоей Сашей, тоже участницей передачи. Дала мне ее телефоны. Но и те не отвечали. И вдруг перезвонил Антон, выпалил: «Что ты трезвонишь?! Так и будешь меня контролировать?! Не приеду я! Остаюсь с Сашей». Это уже был не наш Антон.

Горычевы забили тревогу. Уговаривать сына по телефону бессмысленно. Решили действовать через частного детектива. Нашли в Москве фээсбэшника, бывшего земляка, рассказали ему историю и услышали:

– Это не первый случай, когда после «Принципа домино» пропадают подростки. Взламывайте компьютер сына. Там наверняка разгадка.

– Что «там» было?! Сумасшедшая переписка по теме «индиго», фотографии сектантов (это и оказались «московские друзья» Антона), сатанинские призывы. Читать это нормальному человеку невозможно! – Ольга Александровна с трудом подбирает слова.

Кроме того, в доме оказалась масса оккультной литературы. Тематика – «Путешествие души вне тела», «Высокая миссия детей индиго на Земле».

Отец мальчика тем временем вылетел в Москву. Антона нашли в каком-то притоне. Но возвращаться в Волгоград он отказался. Тогда вступили в действие друзья Горычевых.

– В Москву выехало шесть человек, здоровых мужчин. Настрой был: «Волоком будем тащить, но вернем парня», – продолжает мама Антона. – Один из друзей, врач-реаниматолог, взял с собой полный профессиональный набор: шприцы, препараты.

«Группа спасения» вырвала Антона из квартиры, его обкололи транквилизаторами и повезли домой.

Сейчас Антон постепенно возвращается в нормальную жизнь, учится. Родители максимально загрузили его спортом, репетиторами. Но единственная надежда только на время: время пройдет, и сын станет прежним.

Недавно Антон признался родителям: если бы не попал на «Принцип домино», все равно сбежал бы в Москву летом».

Под статьей следовали комментарии специалистов. Они еще более настораживали.

Екатерина Нецветайлова, руководитель отделения психологической помощи Волгоградского областного центра «Семья»:

– Антона «подсадили» на два крючка: любовь и осознание своей избранности. И то, и другое льстит любому подростку. «Дети индиго» (как любая секта) целиком подчинили его себе, завладели и мыслями, и временем Антона. Без их похвал он потерял опору в жизни. И пока Антон не найдет новое увлечение, которое захватит его, возможен рецидив. Помочь ему могут психотерапевт и мудрое поведение родителей.

Сергей Иванов, кандидат философских наук, специалист по сектам:

– Дети индиго входят в мистико-оккультное движение New Age («Новая Эра»). В России они официально не зарегистрированы, но обладают всеми признаками секты: психологическое давление, сетевое распространение. Антон действительно нужен был сектантам (любовь Саши вызывает сомнения), его наверняка собирались использовать для вовлечения в секту новых членов».

Вот такая «страшная» история, а главное – убежденные мнения специалистов, уверенно судящих об индиго как о новой секте. Но я-то знаком совсем с другими детьми! И никакие секты им не угрожали…

Разумеется, мне захотелось, да просто надо было! – разобраться с сектами: что это, кто создает, какие цели они преследуют?

В этих поисках мне вновь очень помогла эрудиция моего друга Владимира Петровича Ефимчука. Он прислал фрагмент своей переписки «уже не помню, с кем», по Интернету.

«Меня тоже давно интересовало – что такое тоталитарные секты? – пишет он. – Юридическое ли это понятие, или, может, просто инструмент для борьбы церкви с инакомыслием?

В начале девяностых я разговаривал с одним помощником депутата Госдумы, от которого узнал, что церковь пыталась через Думу провести закон о тоталитарных сектах (понятно, для чего). Закон подготовили, но когда стали зачитывать признаки тоталитарности, то оказалось, что по большинству из них к тоталитарным организациям относится сама РПЦ (Русская православная церковь). Закон, естественно, замяли. «Тоталитарность» снова оказалась не юридическим термином. Так что же это такое?

И вот, наконец, удача – в книге Алексея Ивакина «антиАНАСТАСИЯ» автором приводятся основные признаки тоталитарности. Вот они:

«В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р. Дж. Лифтона. Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания.

1. Контроль окружающей обстановки (среды) – жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется. Сюда входит: занимающая все свободное время деятельность в группе; пространственная изоляция от мира в отдаленном месте; правила, исключающие общение с какими-то людьми, например, смотрение телевизора или чтение «морально разлагающей» литературы.

«Правильный» участник группы должен заниматься только санкционированной практикой «школы». Спрашивать о «технологии» можно лишь у руководителя.

2. Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственно» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические или психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа». Выступление капельки крови на темени может истолковываться как «установление связи с высшим миром», онемение каких-то частей тела как «поступление энергии».

3. Требование «особой чистоты» – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта – «хорошая» и «чистая», все остальное – «плохое» и «грязное». Группа единственная и исключительная, ее учение доступно только избранным.

4. Культ исповеди – требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожение границ личности и поддержания чувства вины. У человека не должно быть никаких тайн, никакого собственного пространства. «Грехи» объясняются «происками дьявольских сил», «недостаточным уровнем» или «недостаточной осведомленностью».

5. «Святая наука» – объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.

6. Насыщенный культовыми понятиями язык – создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.

7. Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт. Любое внутреннее противоречие с доктриной – показатель «незрелости», внутренних недостатков.

8. Распределение существования – лишь члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет. Группа – «Богом избранный народ», остальные идут к гибели» [21].

Уверен, приписывает в своем письме Ефимчук, что «господин Ивакин не найдет в РПЦ ни одного из перечисленных признаков тоталитарности. Я вовсе не против РПЦ. Я за то, чтобы выискивание соломинок в чужих глазах не мешало избавляться от бревен в своих».

Весьма подробное описание того, что считать тоталитарными сектами, дал специалист по сектам, профессор А.Л. Дворкин в своей книге «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным», вышедшей в Москве в 1995 году. Главные моменты, присущие сеткам, которые он отмечает, – это сокрытие истинной информации о ней, манипулирование людьми, замешанное на обмане и гипнозе, на контроле сознания членов секты, ограничение их возможности мыслить и действовать, превращение в своего рода рабов. Деструктивные секты не только забирают из общества молодежь, но и постоянно тянут из него соки, существуя за его счет и ничего не давая взамен. Типичный пример такого поведения в организме – раковая опухоль. При этом цель всех тоталитарных сект – не только завербовать ничего не подозревающую молодежь, но прийти к власти. Для этого они вкладывают средства, наращивают свое влияние и готовятся к захвату власти.

«Они не остановятся перед тем, чтобы солгать, украсть, ввести человека в заблуждение, прибегнуть к контролированию сознания своих собратьев или, в конце концов, оклеветать должностных лиц и общественных деятелей, оказывающих им сопротивление и даже физически устранить неугодного им человека (или группу лиц). По существу, мы имеем дело с мафиозными структурами, скованными железной дисциплиной и беспрекословным повиновением своему руководству», – цитирует Дворкин западного специалиста Ж.Ф. Буайе [22].

Согласитесь, жуткая картина вырисовывается: мало нам сект с сумасшедшими адептами и их бредовыми идеями, так еще грядет всепланетарная секта из талантливых людей, лишенных сердечности и доброты к менее умным и просвещенным сородичам. Есть отчего схватиться за голову.

Им вторит другой профессор, доктор психологических наук Владимир Кудрявцев, заведующий кафедрой теории и истории психологии Российского государственного гуманитарного университета: «Дети индиго – это очередной миф. Такие выдумки возникают, как правило, тогда, когда взрослые оказываются бессильны перед лицом ярких проявлений индивидуальности. Вот и остается лишь развести руками и сказать: да они из космоса! Причем термином «индиго» пытаются охватить очень широкий спектр детской индивидуальности, начиная с одаренности, гиперактивности и заканчивая аутичными чертами поведения. Между тем миф этот не безвреден для детей. Они начинают верить в свою исключительность. А потом сталкиваются с людьми, которые не только ее не видят, но к тому же считают, что ребенок банально дефективен. Это чревато тяжелейшими психологическими травмами».

Это говорит специалист высокого класса, изучивший в психологии все и вся, преподающий науку в университете студентам, написавший немало трудов по проблемам души, то бишь, «психо»… Наверное, он знает, о чем говорит.

Правда, мой опыт общения с такого рода учеными подчас выявляет громадные пробелы в их знаниях. К примеру, им ничего не ведомо из области эзотерических знаний, накопленных человечеством за тысячелетия. Они не понимают, а главное не признают такие явления, как биополе живых существ, энергоинформационный обмен, аура, понятие об «открытом» сознании, о карме, о связи сознания с ноосферой, явлениях реинкарнации и о многом-многом другом, что делает их невежественными в тех областях, в которых они пытаются утвердиться. То, что они проповедуют, – прошлый век! Но им, похоже, неведомо их отставание, они так запрограммированы – только на трехмерное восприятие мироздания и только на зримый физический мир, в котором все понятно и просто. Тонкий мир, в котором зарождаются все причинно-следственные завязки, для их разума недоступен. Они ошельмуют его сто раз, пользуясь своими учеными регалиями, но признать… – нет, не способны.

Царица добродетелей

«Послушание – это царица детских добродетелей, и при наличии послушания за ним последует в ребенке развитие всех душевных достоинств», – писал в начале XX в. известный православный писатель и богослов Н. Е. Пестов. А св. прав. Иоанн Кронштадский выражался еще более определенно и жестко: «Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».

Непослушание первых людей, Адама и Евы, повлекло за собой вселенскую катастрофу, последствия которой испытывает на себе каждый из нас. С грехом вошла в жизнь смерть, вошли болезни, скорби, разные неприятности. Память об этом, пусть и в стертом виде, жива до сих пор. Даже у тех народов, которые не признают Библию своей Священной Книгой, или в среде атеистов детское непослушание никогда не считалось чем-то хорошим и правильным. Что вполне естественно: для самого ребенка такое поведение опасно, а для взрослых – оскорбительно. Ведь если ребенок, которого родители, в силу его детского возраста, полностью обслуживают, еще и начинает ими командовать, то взрослые автоматически низводятся до положения рабов. Их авторитет, естественно, рушится. Дети очень тонко чувствуют нарушение семейной иерархии и пытаются использовать это в своих эгоистических целях, причем реагируют по-детски ярко и непосредственно, не церемонясь. «Подай, принеси, унеси, пошла вон и не смей мне перечить, а то я тебе задам!» – вот кредо такого юного «рабовладельца». Конечно, подобное обращение, даже если оно по тем или иным причинам допускалось в некоторых семьях, неизменно вызывало осуждение окружающих. – со всех сторон слышали чересчур снисходительные родители.

Читайте также:  Как пройти окулиста при ввк с плохим зрением

– Ох, смотрите, наплачетесь вы с ним (с ней)! Разве можно так детей распускать?

ДЕТИ БЕЗ ВЗРОСЛЫХ

Однако в последние десятилетия люди все чаще слышат противоположное. Воспитание называется «давлением», наказание – «насилием», взрослых уверяют, что дети ненавидят дидактику и что педагогика должна быть «недирективной». Дескать, вы изложите разные точки зрения, а ребенок пусть сам делает свой выбор. Он же свободная личность! Какое право вы имеете диктовать ему, с кем дружить, какие фильмы смотреть, играть или не играть в компьютерные игры, вступать или не вступать в интимные отношения, потреблять или не потреблять наркотики? Попробуйте убедить его, а если не получится – смиритесь. Значит, вы не подобрали правильных слов или не сумели завоевать авторитет. (Хотя как можно завоевать авторитет у ребенка, который сызмальства привык, что тебя можно не слушаться, если ты «неубедителен»? Ясно же, что для своевольного человека только свое слово – закон, а к остальным он прислушивается лишь до тех пор, пока это не вступает в противоречие с его волей и желаниями.) Уже не первый год либерально настроенные политики агитируют депутатов ввести в России систему так называемой «ювенальной юстиции», в рамках которой дети бы получили возможность подавать на родителей в суд, если те нарушают их права. В тех странах, где ювенальная юстиция введена, родителей могут лишить родительских прав за то, что они… не дают ребенку играть в компьютерные игры, наказывают за прогул школы, не пускают на дискотеку или в сомнительную компанию. Да-да! Ведь они лишают ребенка права на отдых, на общение, на творческую самореализацию… В Америке, по отзывам живущих там людей, многие дети теперь разговаривают с родителями с позиции силы, держа палец на кнопке мобильного телефона и угрожая в случае отказа выполнить их требования, что они позвонят по телефону 911 и пожалуются на психическое насилие. «911» – телефон службы спасения. Не правда ли, симптоматично, что теперь она занимается еще и спасением детей от родителей?

А учителя Германии в начале 2006 года устроили массовую забастовку, требуя от правительства, чтобы им вернули хоть какие-то рычаги воздействия на детей.

– Их стало невозможно учить! – сетуют учителя. – Они нас совершенно не слушаются. Мы им говорим» «Дети! Сегодня мы будем проходить такую-то тему». А они в ответ: «Пожалуйста! Только без нас». И это в начальной школе! В старших же классах вообще творится полный бедлам. Пусть те, кто дал детям право издеваться над учителями, сами их учат. Мы умываем руки.

Чтобы нашим читателям, еще не увидевших воочию всех последствий ювенальной юстиции, было понятно, как именно выглядит детское своеволие в странах, опередивших нас в этом направлении, приведу пример из книги известного немецкого психолога Ирины Прекоп «Маленький тиран»: «Учительница что-то написала на доске. Внезапно Александр бросился к ней с криком: «Как ты можешь занимать всю доску – половина моя!» И он в мгновение ока вытер написанное на доске. Учительница спокойно велела ему вернуться на место. Александр закричал еще более злобно: «Я не уйду, убирайся лучше ты!» Тут он заметил, что учительница сохраняет полнейшее спокойствие и даже улыбается , а одноклассники, как назло, стали смеяться – и опрометью бросился в коридор. Там он принялся стучать кулаками по стенкам шкафа и кричать: «Пусть она убирается! Пусть она убирается!» Изо всех дверей выбежали учителя и ученики. Они пытались утешить бедного ребенка, затем отвели его домой. И тогда у врачей появились подозрения на школьную фобию».

А вот примеры захвата власти над родителями:

«Свен будит мать по ночам, добивается, чтобы зажгли свет и дали бутылку с водой, из которой, однако, не желает пить. Позднее он издает свое «законодательство», согласно которому мать должна носить его на руках по всей квартире. Он диктует порядок пользования выключателем и, наконец, заставляет мать играть с его машинкой согласно его же режиссерским указаниям… Ирене удается каждую ночь ровно в 2 ч. 20 мин. – по ней можно проверять часы – заставлять мать брать ее к себе в постель. Но после этого мать не может снова лечь, а должна сидя, скрестив ноги, качать девочку на руках и напевать вполголоса мелодию колыбельной – причем именно мелодию, так как если мать начинает напевать слова, то Ирена протестует пронзительным криком…

Ральф, засыпая, настаивает на том, чтобы мать сидела на краю кровати и держала его руку в своей – до тех пор, пока он не заснет. Он не разрешает матери ни прилечь, ни погладить его, ни даже взять правую руку вместо левой…

Пятнадцатимесячного Яна принесли в детскую клинику по поводу крайнего истощения. Начиная с седьмого месяца Ян питался только материнским молоком, отказываясь принимать любую другую пищу. Мать охотно мирилась бы с этим и дальше, но у нее не хватало молока для насыщения ребенка. Ян будил мать трижды за ночь и добивался, чтобы его накормили грудью. Если же мать отказывала ему, он пытался порвать ее ночную рубашку и кусал грудь до крови… Семилетний Марио ест только кексы и сухие хлебцы. Да, он может съесть какую-либо другую пищу, но при одном условии – если над ним будет раскрыт зонт… Катрин был один год, когда родители отправились с ней в горы. Они хотели изменить на время городской образ жизни и решили обойтись без автомобиля, детской коляски и телевизора. Во время странствий по горам отец носил Катрин на плечах. Девочка особенно радовалась, когда отец прыгал с камня на камень. Однажды, запыхавшись, он хотел постоять, чтобы передохнуть, но Катрин требовала, чтобы он шел дальше – причем она со всей силой барабанила своими маленькими кулачками отцу по голове. Отец подчинился. Но так пошло и дальше, и ему удавалось отдыхать все реже» (Ирина Прекоп «Маленький тиран», С-П,»Речь», 2004, стр.98-99).

У нас подобное поведение пока что является поводом обратиться к психиатру. (Хотя даже тяжело больных детей обычно не распускают настолько, чтобы они позволяли себе так обращаться со взрослыми.)

После вышеописанного не удивляешься, прочитав в той же книге, что «в США статистика выявила два миллиона родителей, с которыми жестоко обращаются дети. (Речь идет именно о насилии детей над родителями.)» (Ирина Прекоп, там же, стр.54).

СВОЕВОЛИЕ – ХОДКИЙ ТОВАР

Однако приверженцы «антиавторитарной волны» не унимаются. Они всячески рекламируют детское непослушание, стараясь не только вывести его из числа пороков, но и ввести в ранг добродетели. Своеволие становится ходким товаром.

Сейчас на мировой (и, стало быть, российский) рынок усиленно «продвигают» кукол Братц, что означает по-английски, на жаргоне, «дерзкая, избалованная девчонка». Барби, еще недавно так шокировавшая взрослых своей недетской сексуальностью, теперь кажется образцом целомудрия по сравнению с новыми куклами, наделенными уже откровенно проституцкой внешностью. А рекламный буклет вдобавок дает девочкам четкие поведенческие установки: «Почувствуй себя настоящей принцессой – уверенной в себе, озорной и ослепительной. Празднуй свою независимость, будь модной, проявляй свой яркий темперамент. Возьми власть в свои руки. Ночь! Самое время покорять город! Веселая компания Bratz высыпала на ночные улицы столицы! Их стиль – очень смело, даже дерзко! Прохожие так и замирают, как вкопанные, едва Братц появляются на горизонте».

Я думаю, мы тоже вскоре замрем, когда подросшее поколение Братц выйдет на наши улицы. Это будет уже не просто развязная, матерящаяся молодежь «поколения Барби», а нечто принципиально иное. Ребенок, с малолетства (Братц, как указано в том же рекламном проспекте, предназначены для детей от 3 лет) привыкший играть порнодивами и подражать их образу жизни, не может не повредиться. О глубине этого повреждения пока судить преждевременно: таких воспитательных экспериментов (во всяком случае, в массовом масштабе) в нашей стране еще не было. Но то, что без последствий это не останется, очевидно.Не в преддверии ли грядущих перемен в массовое сознание вбрасывается мысль, что «дети мудрее нас» и потому они должны учить взрослых, а не наоборот, как было всегда? Да и тема «детей индиго», якобы «новых», особых, «звездных» обладающих сверхъестественными способностями, ясновидением, тоже зазвучала в последние годы, думаю, неспроста.

Пропагандисты «феномена индиго» утверждают, что таких ценных личностей воспитывать нельзя. Они сами кого хочешь воспитают, поскольку «знают все и обо всем». «Мы даже слышим предостережения, скорее похожие на угрозы: дескать, из-за неправильного отношения к ним «индиго» запросто могут превратиться в детей-убийц, – потому что когда они чувствуют, что на пути выполнения их «особой миссии» возникают препятствия, им «ничего не остается, как убрать то, что, по их мнению мешает», – пишет журналистка А.А. Добросоцких, цитируя пособия по воспитанию таких детишек. И добавляет: – Для достижения своей высшей цели «индиго», по мнению тех, кто их раскручивает, не останавливаются ни перед чем» («Православная газета для простых людей» N3 (57) 2006 г.).

Страшно представить себе, какая жизнь нас ожидает, если мы будем сидеть сложа руки и дадим мрачным пророчествам сбыться.

ПОЧЕМУ НЕСОБЛЮДЕНИЕ ИЕРАРХИИ – СМЕРТЬ?

В нашей с Ириной Медведевой книге «Проклятие Хама» мы уже цитировали это высказывание архимандрита Рафаила (Карелина). Но мне оно кажется таким важным, что я приведу его еще раз. «В душевном плане пятая заповедь представляет собой учение об иерархии. Нужно подчинить себя вышестоящему звену в единой иерархической цепи (как бы включить себя в некую энергетическую сеть) – подчинить, чтобы иметь возможность воспринять. Здесь непокорность старшим – это выключение себя из структуры. Без соблюдения иерархии и субординации (подчинения низшего высшему) невозможно никакое общество и никакая система, начиная с семьи и кончая государством, даже более того: начиная с атома и кончая космосом «(арх. Рафаил «Умение умирать или искусство жить», изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, стр. 158).

И действительно, без соблюдения иерархии (которое непременно подразумевает послушание) все начинает деградировать. Бунт «детей» против «отцов» или «низших» слоев общества против «высших» ведет к мятежу, к революции. А революция сеет хаос. Государственные, общественные структуры оказываются парализованными, жизнь распадается. Смертность в условиях хаоса, естественно, резко возрастает.

И лишь с укреплением новой власти (т.е. с установлением новой иерархии), либо с подавлением мятежа и восстановлением прежней иерархической структуры наступает хоть какая-то стабилизация.

Схожая картина наблюдается и на уровне семьи. Там, где дети не слушаются родителей, а те борются между собой за главенство, царит разобщенность и даже враждебность. Такие семьи часто разрушаются. А если до развода не доходит, то дети все равно растут в атмосфере, калечащей их психику. Она хаотизируется, нередко развиваются различные психосоматические заболевания, что, естественно, не удлиняет человеческую жизнь. Многие подростки из неблагополучных семей бегут от родительских распрей на улицу, попадают в группу риска, могут рано погибнуть. И в любом случае, даже при самом благоприятном развитии событий, такой ребенок с раннего детства получает образцы неправильного, разрушительного поведения. Они глубоко запечатлеваются у него в душе и потом ему бывает очень трудно избавиться от этих вредных стереотипов. А если он, повзрослев, будет так же реагировать на какие-то ситуации, как реагировали в его семье, или подобным образом выстраивать отношения, то и у его, скорее всего, не сложится семейная жизнь. А может, он и вовсе не захочет иметь семью и детей. Тем более, что в этом ему сейчас есть кому помочь: антисемейные установки транслируются в массы по самым разным каналам, начиная от подростково-молодежных СМИ и кончая некоторыми школьными программами и даже детскими игрушками (см. выше про Братц). В тех же семьях, где младшее поколение командует старшим, у детей, вдобавок к вышесказанному, развивается множество пороков: эгоизм, своеволие, грубость, черствость, жестокость, лень, безответственность и другие вредные для нормальной жизни качества. Нетрудно себе представить, какой хаос возник бы, если бы большинство людей хотели всегда настаивать на своем и ни за что не отвечать. Это были бы даже не джунгли, потому что в звериных стаях очень строго соблюдается иерархия, а нечто совсем уж дикое, бесоподобное. Вот что говорит о духовных корнях непослушания игумен N, чья книга «От чего нас хотят спасти: НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги» уже выдержала не одно переиздание: «В Евангелии мы читаем, как Сам Христос, Сын Божий, был послушен своим родителям. Вот – краеугольный камень воспитания. Господом дана человеку пятая заповедь. В Священном Писании прямо сказано, как дети должны относиться к родителям: уважать их, почитать. В первую очередь это означает послушание. Оно совершенно необходимо нашей душе, потому что человек после грехопадения заразился дьявольской гордостью. Именно послушанием врачуется и изживается грех гордыни, который присущ душе каждого человека. Поэтому обязательно надо воспитывая в ребенке умение подчинить свою волю воле любящих родителей. Для непредвзятого сознания совершенно очевидно, что отец и мать подчиняют и направляют волю ребенка, чтобы дать ему что-то доброе, уберечь от зла. Ребенок, не имея ни жизненного опыта, ни развитых аналитических способностей, не может проанализировать последствия своих желаний и поступков, и то, что ему кажется хорошим, может привести к тяжким последствиям.

Читайте также:  Распечатать таблицу зрения в домашних условиях

Поэтому послушание благотворно в плане Божественном для воспитания личности ребенка, для уничтожения в нем чувства исключительности, которая является проявлением гордыни – главного из всех грехов. Когда же в ребенке превалирует злоба, неимоверная гордыня, нежелание подчиняться своим родителям, учителям и т.д. (то, что раньше называлось расторможенностью) – это признак болезненного состояния души этого ребенка. А с точки зрения Православия, такой ребенок одержим злым духом. Такой дух – иначе говоря, демон, который может вселиться в человека, – чрезвычайно горд. Гордыня – это основа основ всего демонического мира. Демоны отпали от Бога именно через гордыню. Поэтому ребенок, одержимый злым духом, в первую очередь, вызывающе непослушен. Он не желает слушать никого» (интервью о детях-»индиго» «Искушение сверхспособностями» в «Православной газете для простых людей», N3 (57) 2006 г., стр.5). И, – добавлю от себя, – неизбежно попадет в беду, поскольку сатана – враг рода человеческого, человекоубийца искони, о чем свидетельствует даже одно из его наименований – Аваддон, по-еврейски «губитель». Ну, как тут не вспомнить, что именно за соблюдение пятой заповеди человечеству обещано счастье и долгожительство? Все остальные заповеди даны безо всяких обоснований, как императивы, а пятая – «чти отца твоего и матерь твою» – единственная, которая указывает на последствия:… и благо ти будет, и да долголетен будешь ты на земле».

НА КАКОЙ ПОЧВЕ ПРООИЗРАСТАЕТ ПОСЛУШАНИЕ?

К счастью, большинство российских родителей пока не успело заразиться духом либеральной педагогики и не готово стать марионетками в руках детей-тиранов. Даже те, кто позволяют ребенку в первые годы жизни сесть себе на голову, спохватываются, когда ребенок идет в детский сад и начинаются нарекания. Или когда приходит пора учиться, а своевольные дети не вписываются в группу, не слушаются учителя и упорно отказываются преодолевать трудности. Поскольку сейчас престиж образования высок, отставание ребенка в учебе, пожалуй, как ничто другое способно активизировать родителей. И тогда они уже совсем иначе воспримут, например, такое высказывание: «Без послушания невозможно научиться чему бы то ни было по-настоящему: чтобы усвоить какие-либо знания, послушание необходимо. Поэтому гордый человек чаще всего обрекает себя на некое неистребимое невежество, особенно в духовном плане» (арх. Рафаил (Карелин), там же, стр. 290). Хотя и тут, конечно, могут быть исключения. Я знаю одну маму, которая настолько уважала свободолюбие своего сына, что в первом классе он полгода просидел под партой, но ее это нисколько не беспокоило.

— Что делать, если ему скучно? – пожимала плечами она — В конце концов, это проблемы учительницы. К ребенку нужен подход.

Поскольку школа была частной, с Сашиным поведением мирились. Однако потом мальчика пришлось забрать, поскольку, почувствовав безнаказанность, он начал срывать уроки, а родители других учеников оказались не столь большими поклонниками Сашиной свободы, как хотелось его маме.

Но такое пока встречается редко. Куда чаще, теоретически соглашаясь с необходимостью послушания, взрослые просто не умеют его добиться и ищут совета, как это сделать. Конечно, необходимо простроить систему поощрений и наказаний, которая подошла бы для данного конкретного ребенка, учитывала бы его особенности и психологические ресурсы. Но эта система – лишь набор приемов. Лишенная серьезной основы, она не заработает в полную силу. А основой в данном случае служит родительское отношение к Богу, к государству, к окружающим людям и, конечно, друг к другу и к своим детям.

«Послушание, – предупреждал в свое время Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, — есть такое растение, которое может расти и созревать не во всяком доме; это растение созревает только там, где почва для него благоприятна. Но, к общему прискорбию, есть такие семейства, в коих ничего нет благоприятствующего воспитанию детей в послушании. Это все те семейства, в коих господствует дух вольномыслия, неуважения законов Божеских и человеческих, – тот дух, который не хочет знать никаких авторитетов.

Обыкновенно ныне большею частию тогда только прибегают к защите Божеского или человеческого закона, когда это находят удобным для себя и полезным. Где родители заражены этим духом, там невозможно воспитать детей в послушании… В иных семействах Бог – самое последнее лицо, на которое обращают внимание; о Нем не принято говорить… Что есть обязанности к Богу, об этом многие совершенно не думают, и кто надлежащим образом исполняет их, такой, по меньшей мере, возбуждает в обществе удивление. Все это дитя видит и слышит. Какое же выведет оно отсюда заключение? Очень простое: если отец мой не почитает Бога, не слушается Бога, то и я могу не почитать, не слушаться отца; если Бог и заповеди Его – вымысел, то и пятая заповедь также; следовательно, родители для меня не имеют никакого значения. И согласитесь, при таком рассуждении логика ведь будет на стороне детей. » («Чтобы дети были послушны и правдивы», М., «Даниловский благовестник», 1997, стр. 4-5). Сказанные достаточно давно, еще до революции, эти слова с годами стали, увы, только актуальней. «Везде, где только не признается и не уважается Божеская и установленная Богом власть, где законы исполняются только страха ради, там воспитание к послушанию не имеет почвы, – писал епископ Ириней. — Кто презирает авторитет Божий, авторитет Церкви, авторитет всякого начальства, тот не может требовать от своих детей, чтобы они уважали родительский его авторитет; и кто добровольно и по чувству долга не следует названным авторитетам, тот никогда не может воспитать своих детей послушными» (там же, стр. 6-7). А что с пеленок слышат и видят дети во многих современных семьях? Мать спорит с отцом; мнение бабушек-дедушек в расчет не принимается, а зачастую и вовсе встречается в штыки; про милиционеров говорят, что они в сговоре с преступниками, про армию рассказывают всякие ужасы; критика правительства, Думы и прочих органов власти стала привычным фоном нашей жизни. В обществе царит атмосфера недовольства, для многих людей главным авторитетом являются они сами. Самость вообще всячески подчеркивается и превозносится. Ребенок, даже толком не понимая происходящего, все равно интуитивно улавливает суть и заражается духом анархии. Положение на самом деле трагическое. Думаю, мы даже не осознаем в полной мере его трагизма, поскольку сами в нем находимся и не можем от него как следует абстрагироваться, чтобы дать объективную оценку. Ситуация осложняется еще и тем, что все вышеперечисленные люди и инстанции действительно нередко подают повод для критики, а то и борьбы. Разве можно, например, было смириться с проектом министерства образования ввести в школы секс-просвет? А как не возмущаться тем, что бывший министр культуры Швыдкой публично оправдывает матерные ругательства и всячески поддерживает непристойные спектакли, фильмы, выставки? И такого сейчас очень много.

Верующие люди знают, что слушаться начальства нужно, пока его распоряжения не противоречат Божиим заповедям. Об этом даже публично заявлено в Социальной концепции Русской Православной Церкви: «Церковь должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств» (раздел III.6). А «в тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную Божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием, в какие бы правовые одежды он ни рядился» (раздел IV.3).

ЧТО КОНКРЕТНО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ?

Хотя условия для воспитания детей послушными сейчас, мягко говоря, непростые, родителям нельзя опускать руки.

Иначе ни у кого не будет нормальной жизни: ни у них самих, ни у ребенка, ни у всего общества. Что можно посоветовать?

– Конечно, прежде всего внимательно следить за собой и не подавать дурной пример. Когда ребенок видит, что близкие относятся друг к другу уважительно, это и для него становится нормой. Причем выражаться это должно не только в чем-то главном, но и в мелочах, поскольку именно мелочи часто привлекают внимание детей. Они, будто обезьянки, копируют тон, словечки, повадки окружающих людей. – Не чувствуя со стороны взрослых защиты, ребенок начинает тревожиться. А тревога у детей часто выражается усилением непослушания. Право на защиту – одно из основных прав ребенка. Поэтому, пока дети маленькие, надо надежно ограждать их не только от реальных опасностей, но и от опасной информации – такой, которая способна вызвать запороговые страхи, подорвать веру в справедливость, вогнать в тоску и уныние. Ребенку для нормального развития совершенно необходимо верить, что мир хороший и добрый, что «злых» немного и их всех победят, что родители и люди, олицетворяющие в его представлении власть (милиционеры, солдаты и проч.) на стороне добра. – Кроме того, никогда нельзя забывать о главной цели воспитания. «Хотя бы вся наша жизнь была благополучна, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радели о спасении детей. Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение», – учит св. Иоанн Златоуст. Поэтому, важно почаще задавать себе вопрос: для чего нам нужно, чтобы дети нас слушались? Одно дело запрещать или принуждать, заботясь о спасении души ребенка и совсем другое – пытаться таким образом самоутвердиться, показать себя, свою власть.

Говоря о послушании, Н.Е. Пестов приводит следующие десять принципов:

1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряжений и приказаний. .

2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически .

3. Выполнения приказаний следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.

4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родителей не может отменять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не должно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался. Об этом так пишет в письме старец Амвросий Оптинский: «Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях».

5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.

6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.

7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых приказаний, иначе будет притупляться послушание.

8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.

9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять, хотя бы в шутку, и т.п.

10. Самим давать пример послушания – жены мужу и обоих – своему духовному отцу (Н.Е. Пестов «Путь к совершенной радости. Воспитание детей», Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2003, стр. 110-111).

А ЕСЛИ ВСЕ РАВНО НЕ СЛУШАЕТСЯ?

Да! Может ли вообще такое быть, что родители соблюдают вышеперечисленные правила, а ребенок все равно не слушается?

– К сожалению, может. Нервные дети, которых сейчас достаточно много, отличаются импульсивностью, раздражительностью. Повышенная тревожность у них оборачивается вспышками агрессии, они плохо переносят стрессовые ситуации, могут впасть из-за них в состояние неуправляемости. Дети, родившиеся с асфиксией, по моим наблюдениям, всегда более нервные, упрямые, часто склонны к истерикам. Естественно, плохо управляемы гиперактивные дети, многие дети с задержками развития, с проявлениями аутизма, дети, пережившие какую-то психическую травму.

Бывает так называемое «протестное поведение», причина которого коренится в том, что в младенчестве, когда только еще устанавливается система «мать – дитя», между мамой и ребенком не существовало полного взаимопонимания. Известный детский психиатр проф. Козловская Г.В. указывает на то, что очень многое в облике и манерах современных матерей противоречит традиционному образу материнства. Мать одевается в мужскую одежду, коротко пострижена, пахнет не молоком, а духами, не поет колыбельных, ведет себя с ребенком нервно, напряженно, раздражительно или равнодушно, ухаживая за ним чисто физически, но эмоционально не включаясь. Все это идет в разрез с генетически заложенными представлениями младенца о том, какой должна быть мама, вызывает отторжение, протест. А поскольку все это происходит на бессознательном уровне, причем в самом раннем возрасте, то запечатление дефектной модели поведения бывает очень прочным и впоследствии она воспроизводится автоматически.

А бывает и просто своевольный характер, (который, кстати, нередко достается ребенку в наследство от матери с отцом или от каких-то более дальних родственников). Потакать непослушанию, конечно, не следует, но надо учитывать «отягчающие обстоятельства», понимая, что к таким детям требуется особый подход. В каждом случае свой. Какой именно – лучше посоветоваться со специалистом.

Источники:
  • http://www.oum.ru/literature/raznoe/deti-indigo-pravda-ili-mif/
  • http://sokrytoe.net/index.php?newsid=1944
  • http://pravoslavie.ru/36583.html