Меню Рубрики

День рождения с православной точки зрения

Следующий вопрос касается взгляда на день рождения, который должен быть у христианина, и звучит следующим образом:

Правильно ли праздновать свой день рождения и давать сладости и напитки в этот день? Я имею в виду безалкогольные напитки. Спасибо.

Среди христиан существует…

Это мнение появилось из-за неправильного понимания следующего текста из Библии:

Царь Ирод, услышав об Иисусе, — ибо имя Его стало гласно, — говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков. Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых. Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. (Марка 6:14-28)

Утверждение, что праздновать день рождения — это грех, потому что на таком мероприятии Иоанну Крестителю отрубили голову, противоречит любому принципу толкования Библии и здравому смыслу. Иродиада с таким же успехом могла использовать другой случай, когда Ирод бы давал немудрые обещания, и проблема была не в том, что он праздновал день рождения, а во зле её сердца. С другой стороны, может быть нам никогда больше не стоит плавать по морю на корабле, потому что существовал Иона, который решил уйти на корабле в море, чтобы убежать от лица Бога? Никак нет. Лучше подумаем хорошо…

Как проповедовать Евангелие, празднуя день рождения?

Недавно один мужчина со своей женой пришли из одного села и рассказали мне, что Бог чудесным образом исцелил его, и он уверовал в Господа Иисуса Христа, сделав выбор во всём следовать Его учению. Он взял много учебников по индуктивному изучению Библии, чтобы изучать их с женой. Когда я побудил его взять ещё учебников, чтобы изучать с другими людьми из села, которым он проповедовал, и которые приняли Евангелие, он сказал мне, что священник из села сказал всем сельчанам, что этот человек одержим бесами, потому что он больше не поклоняется иконам и читает Библию, и священник пригрозил людям, что не будет проводить у них похорон, если они будут с ним общаться. Тогда я посоветовал моему брату пригласить родственников и друзей, когда у него будет день рождения, так как у него будет юбилей. Тогда у него будет красивая возможность сказать людям, как он уверовал в Господа Иисуса Христа, и поблагодарить Бога за жизнь и спасение. Так я побуждаю поступать всех христиан. Если у вас есть повод, празднуйте свой день рождения и приглашайте друзей, но хорошо готовьтесь, чтобы говорить им о вашей вере в Господа Иисуса Христа, и подарите им по Библии. Приглашайте и друзей христиан из церкви, но заранее попросите их подготовить пения и свидетельства. Пригласите и пастора и попросите его проповедовать, чтобы через проповедь люди услышали Евангелие. Это будет самый лучший и самый красивый повод пригласить всех соседей, чтобы они услышали о Христе.

Позаботьтесь о том, чтобы всё внимание не было сосредоточено лишь на приготовлении стола, и чтобы все усилия не ушли только туда. Важно, чтобы угощение было вкусным, но самой важной является весть, которая будет передана. Поэтому, хорошо подготовьте духовную трапезу, ту весть из Священного Писания, которую вы представите, чтобы каждый понял, кто есть Иисус Христос, что Он сделал для них, и как принять Его в сердца. Пусть Бог поможет вам в этом.

День рождения с православной точки зрения

Правда ли, что православные люди не должны отмечать сорокалетие? Знаю, что вообще отмечать дни рождения не очень по христиански. Но почему такое отношение именно к этой дате? С уважением,

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Негативное отношение к сорокалетию вызвано, по-видимому, суеверной ассоциацией с сороковым днем по кончине. Аналогия совершенно искусственная. Для христиан праздником является день тезоименитства, потому что в Церкви в этот день совершается память святого, который является небесным покровителем данного именинника. День рождения не является в точном значении праздником, но он является поводом для благодарения Господа Творца, давшего человеку жизнь. Полезно в день рождения задуматься над прожитыми годами, обратить внимание на ошибки и упущения, поставить реальные цели, достижение которых сделает жизнь более полнокровной и радостной.

«Жизнь дана нам именно для приготовления к вечности, и подумать о вечности, остановиться на ней подольше своим размышлением всего естественнее и подручнее в день рождения и в день ангела: в эти дни вы и в церковь ходите – благодарить Подателя жизни за дар жизни, и родных и знакомых своих соберите (кто имеет достаток) – чтобы с друзьями своими возвеселиться. Это дни особенные, нарочитые в вашей жизни; для того и празднуются они, чтобы благодарить Господа Бога за дар бытия, особенно за дар будущей жизни, которую Он приуготовил, чтобы, празднуя в радости со своими родственниками, друзьями, знакомыми день своего рождения или ангела (заметьте, мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки. Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).

Где и как отметить свой День рождения с духовной точки зрения.

Где и как отметить свой День рождения с духовной точки зрения.

В этой статье я хочу рассказать очень полезную для жизни каждого человека информацию. Мне, как и вам, каждый год исполняется 13 ноября сколько-то лет. Этот день непростой, очень важный для тех, кто хочет духовно расти. И в связи с этим я решила поделиться с вами знаниями как же правильно, с точки зрения духовного развития, надо проводить этот праздник.

Я сама применяю их уже 18 лет – делюсь и с вами.

В эти годы я наделала кучу ошибок, много плакала и страдала в свой день рождения и постепенно пришла к тому, что такой важной информацией нельзя пренебрегать. Она очень помогает мне и моим знакомым, родственникам отмечать свои дни рождения так, как они должны отмечаться с энергетической, духовной точки зрения, а не с точки зрения тех шаблонов и привычек, которые прививает нам социум с самого детства.

Эти знания оберегли меня от многих проблем и позволяют каждый год сдавать важнейший жизненный экзамен, который и приходится именно на наши дни рождения.

Применять в жизни эту информацию или нет – решать вам, но если она расширит ваше сознание и позволит иначе взглянуть на эту тему, то я буду рада. Особенно если вы оставите свои комментарии под этой статьей.

Итак, все по порядку.

Мало кто знает, что в день рождения душа каждого человека сдает экзамен – как прожит год с точки зрения духовной эволюции его души!

Это происходит вне зависимости от нашего осознания этих процессов, но лучше, если вы после прочтения сможете сознательно поступать, отслеживать свои ощущения и выбирать свое поведение в такой важный день.

Для сдачи такого годового экзамена важно весь прошедший год развиваться внутренне, очищать свою душу от негатива, гармонизировать свои мысли, эмоции, поступки и все это для того, чтобы не попасть в «день сурка», то есть проживать год за годом как человек – подобие Божие, а не как трава придорожная – в суете и бесполезности для мира и для эволюции своей души.

В этом причина того, что многие люди к старости становятся почти «растением», то есть живут только на энергии своих близких, бесконечно болеют, по-разному вампирят окружающих. Такой путь является не эволюцией, а деградацией.

Недавно мне одна моя знакомая сказала: «Этот человек старый, поэтому у него проблемы с головой. Неизвестно какие мы будем в этом возрасте!» Так вот, нам может быть известно — какие мы будем в старости.

Богом не запланировано, что по мере взросления, человек должен деградировать. Должно быть наоборот!

Это происходит только в том случае, если душа не развивалась.

А человек, который идет по пути эволюции, в старости никогда не будет обузой для семьи, будет полон энергии и мудрости, сохраняя разум в полной чистоте и порядке. Мне посчастливилось быть знакомой с людьми и первого и второго типа. У духовно развитых – детские, чистые в старости глаза, острый ум, комфортное энергополе. С такими хочется общаться и быть рядом.

А какими быть нам – каждый выбирает сам. И каждый день рождения приближает или отдаляет нас от ступеньки эволюции души.

Далее. День рождения – это единственный день в году, когда душа находится без защиты Ангела Хранителя .

Он дается каждой душе при рождении, и не отнимается он нее никогда, только если человек сам сознательно от него не откажется своими убеждениями и неверием. И даже в этом случае Ангел ведет душу, но вот связь с человеком оказывается разорванной и такой человек просто не может слышать его знаки, подсказки и реагировать на них. Активизируется же эта связь в момент обряда Крещения.

Так вот в день рождения Ангел Хранитель отправляется в высшие сферы Небесных миров, чтобы тоже сдать или не сдать экзамен – как его подопечный прожил год. Мы настолько связаны с духовными мирами, что наша эволюция отражается напрямую на них. И если человеческая душа эволюционирует, то и Ангел продвигается по его иерархической лестнице развития.

Несмотря на их огромную силу, они являются нашими служебными духами, так как именно человек – дитя Божье и все было создано для него.

И если человек рождается от Духа, то есть достигает в своем развитии за время земной жизни Духовного Рождения, семя которого закладывается во время таинства Крещения, а сам процесс происходит постепенно, по мере возрастания внутреннего духовного человека, то Ангел становится Архангелом, так как он тоже сдал свой экзамен и подготовил душу этого человека.

Так происходит эволюция всех видимых и невидимых миров, связанных между собой постоянно по замыслу Бога.

Отсутствие ангела рядом часто выражается в том, что в День рождения мы можем иметь плохое настроение, чувствовать себя как бы оголенными и беззащитными, теряем как бы часть своей силы и возникает чувство опасности, хочется беспричинно плакать.

По медицинской статистике именно в день своего рождения у людей отслеживаеся намного выше травматизм, который не могут обьяснить ничем простые мирские люди.

Я уверенна, что если вы внимательны к своему внутреннему миру, то тоже испытывали такие ощущения. Теперь вы будете понимать почему так происходит и как себя сохранить.

В этот день крайне не рекомендуется устраивать пышные застолья с выпивкой, пытаться пустить «пыль в глаза», приглашать на свой день рождения тех людей, которые приходят просто поесть, развлечься, но вы не важны для них как близкий человек.

Читайте также:  Каталог магазина угол зрения в череповце

Дело в том, что приглашать на свой праздник надо только тех людей, которые так вас ценят и любят, они создадут вокруг вас поле защиты, которого вы лишены в это время и сохранят вас этой любовью. То есть они выполнят, даже не ведая того, функцию Ангела Хранителя, и помогут вам сдать этот важнейший экзамен года.

Раньше я очень любила отмечать свой день рождения в дорогих ресторанах, куда я стремилась назвать как можно больше знакомых. Иногда я делала такие пышные праздники у себя дома, где готовила очень много еды, старалась развлечь гостей, всем угодить. Но по мере своего развития, с каждым годом мне становилось это все более дискомфортно, бессмысленно и неприятно.

Окончательную точку поставил случай, когда я позвала на свой день рождения более 20-ти человек, которых считала своими хорошими знакомыми. Как обычно, я наготовила много еды, заготовила программу праздника и очень его ждала. Но далее вот что произошло – мне как будто откинули занавес и показали – эти люди пришли просто хорошо поесть. Почти не звучали добрые слова в мой адрес, и разошлись они довольно быстро — как только наелись. Атмосфера была настолько противоестественной, хотя я очень искренне ждала этих людей и от всей души готовилась, что после их ухода я просто долго плакала.

Для меня это было глубоким потрясением — такой исход моего праздника. Да еще и еду я раздавала потом куда попало, так как ее очень много осталось. Мне как будто Господь показал – посмотри – ты не туда тратишь свою энергию и не теми людьми себя окружила. И винить некого – будь сама мудрее, не растрачивай себя впустую, ведь знания у тебя на эту тему есть.

С этого дня я приняла решение, которое уже не меняю много лет – я приглашаю пусть иногда мало, но только тех людей, которые меня действительно любят, ценят и мне близки душой и только с ними отмечаю день своего рождения на этой земле. И это решение бережет меня в мой день рождения.

И этот принцип распространяется и на родню. Если хочется позвать родственников – то до дня рождения надо или наладить отношения или не встречаться ради галочки, или «чтобы кто-то что-то не подумал…»

Второе важное средство подготовиться к экзамену – это очистить душу через исповедь и причастие . В каждой религии есть такие обряды и надо их обязательно пройти накануне или прямо в день рождения — посетить с утра храм и причаститься. Это тоже очень помогает душе пройти этот день и сдать экзамен.

Очень хорошо этот день провести тихо, не пить крепкие напитки, не устраивать себе что-то сильно эмоциональное, чтобы не расшатать свое энергополе и не попасть в ситуацию травмы или аварии. Ведь по наблюдениям вречей именно в дни рождения люди часто травмируют себя, не понимая, почему это происходит и как они сами себя подставляют.

Если вам очень хочется бурно отпраздновать свой день рождения – перенесите праздник на другой день – позже, да и то подумайте – что этот день для вас? Просто застолье или вы четко понимаете, что год прожили не зря?

И еще. Часто мы болеем негативным мышлением, перфекционизмом и нелюбовью к себе. Чтобы выйти на осознанное отношение – как же действительно прошел этот год вашей жизни, я могу предложить вам тот инструмент, который тоже сама использую много лет. Он выводит мою душу на состояние благодарности Богу, людям, себе и помогает иначе взглянуть на всю цепочку событий за год – целостно и глубоко.

Этот инструмент – это тетрадь, которую можно назвать, например «Мои годы» или «Мои радостные годы жизни» или как-то еще – как вам нравится. И вот накануне дня рождения я заношу кратко все события прошедшего года – будто разматываю киноленту фильма в обратном порядке. Такие записи позволяют мне увидеть — как много хорошего произошло за такой короткий период человеческой жизни- год. Подведите как бы этой внутренней работой итог года, соберите информацию в сингуляр и поблагодарите от всей души всех и вся!

Для усиления этого чувства я могу порекомендовать вам почитать несколько раз в эти дни Акафист «Слава Богу за все». Если вы его еще не знаете, то возьмите себе его тоже как сильную помощь при унынии, неверии в свои силы, негативном состоянии. Сами слова этого акафиста переключают душу на волну видения прекрасного в нашем огромном мире и на чувство благодарения.

Читать акафисты надо или стоя или на коленях, чтобы потоки энергии, которые мы притягиваем этой молитвой проходили через все наше существо. Здесь ссылка на этот акафист.

Итог. После Дня рождения вам нужно внимательно и тонко заглянуть в свою душу, помолиться Богу и получить интуитивный ответ — экзамен сдан или нет?

Может присниться сюжетный сон в подтверждение этой инофрмации или по другому придет вам ответ.

Это и будет для вас поводом задуматься и жить далее, творя каждый год как ступень приближения к Богу по спирали вверх, нарабатывая и закрепляя богоподобные качества своей души.

Вот такой информацией где и как отмечать свой день рождения с духовной точки зрения мне захотелось сегодня с вами поделиться. Надеюсь, что эта статья будет вам полезна и раскроет некоторые процессы, которые вы могли и сами отследить в свой день рождения.

Оставляйте комментарии, опишите свой опыт. Мне важно ваше мнение.

Желаю вам идти по лестнице духовного развития ваш каждый час, каждый день и каждый год. Становитесь светлее, проще, чище, любвеобильнее и Бог вам в помощь!

Если Вам понравилась и была полезна эта статья, то оставьте, пожалуйста, под ней свой комментарий и поделитесь с друзьями. Ваше мнение важно автору сайта.
Заранее благодарна, Елена Фатеева

День рождения: допустимо ли его праздновать с точки зрения православия

В жизни практически любого человека его день рождения считается одним из самых главных праздников в году. Однако верующие люди зачастую задаются вопросом: «А стоит ли вообще отмечать этот день?» Многие прихожане считают, что никакой заслуги самого именинника в его появлении на свет нет: так распорядился Бог, а потому к чему чествовать родившегося?

Грехопадение первых людей

Почему же у прихожан возникают подобные сомнения? В одном из псалмов Давида есть такие строки: «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Греческий богослов Евфимий Зигабен утверждал, что в данной песне Давид говорит о том, что зачат он был в грехе и в грехе же и родился. По мнению Евфимия, такому положению вещей человечество обязано еще Адаму и Еве. «Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою» — пишет богослов. Так нужно ли отмечать такое греховное событие, как рождение?

Что думают священники?

Иеромонах Иов (Гумеров) отметил, что день рождения с религиозной точки зрения действительно не является праздником в привычном, мирском понимании этого слова. Однако, как рассуждает Иов, подобная дата – это отличная возможность для того, чтобы поблагодарить Господа за подаренную жизнь и немного поразмыслить над прошедшими годами, подвести некоторые итоги.

Так же считает и иерей Андрей Чиженко. Священник называет день рождения, впрочем, как и именины, личной малой Пасхой. Иерей считает, что поводов для радости самого именинника и его близких достаточно, ведь Бог в образе человека сотворил целую Вселенную по подобию своему. По словам Чиженко, именно потому, что появление нового человека на свет и вся его жизнь есть бесценный дар свыше, самоубийство и считается тяжким грехом.

Если обратиться к богословам прошлого, то и они не выказывали негативного отношения к подобным празднествам. Например, Иоанн Кронштадтский писал, что «достойно и праведно чтить празнованием дни рождения или дни тезоименитоиства». Проповедник считал игнорирование данного события выражением «неблагодарности перед Творцом».

Именины или день рождения?

Несмотря на указанные выше точки зрения, тезоименитоиство или именины являлись (а для многих являются и по сей день) гораздо более важной датой, чем день появления на свет. Так, архимандрит Амвросий (Юрасов) в своей книге «О вере и спасении» писал о том, что христиане празднуют не столько рождение своего тела, сколько рождение души. Архимандрит призывал верующих изучать житие своего небесного покровителя и подражать ему во всем.

Святитель Иоанн Златоуст также указывал на превосходство именин над праздником рождения. При толковании текста Евангелия от Иоанна «иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12) он писал, что посредством данных слов автор хотел обратить внимание читателей на превосходство духовного рождения («по благодати») над плотским («по похоти»).

День рождения: надо ли его праздновать с точки зрения православия

В жизни практически любого человека его день рождения считается одним из самых главных праздников в году. Однако верующие люди зачастую задаются вопросом: «А стоит ли вообще отмечать этот день?» Многие прихожане считают, что никакой заслуги самого именинника в его появлении на свет нет: так распорядился Бог, а потому к чему чествовать родившегося?

Грехопадение первых людей

Почему же у прихожан возникают подобные сомнения? В одном из псалмов Давида есть такие строки: «Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Греческий богослов Евфимий Зигабен утверждал, что в данной песне Давид говорит о том, что зачат он был в грехе и в грехе же и родился. По мнению Евфимия, такому положению вещей человечество обязано еще Адаму и Еве. «Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою» — пишет богослов. Так нужно ли отмечать такое греховное событие, как рождение?

Что думают священники?

Иеромонах Иов (Гумеров) отметил, что день рождения с религиозной точки зрения действительно не является праздником в привычном, мирском понимании этого слова. Однако, как рассуждает Иов, подобная дата – это отличная возможность для того, чтобы поблагодарить Господа за подаренную жизнь и немного поразмыслить над прошедшими годами, подвести некоторые итоги.

Так же считает и иерей Андрей Чиженко. Священник называет день рождения, впрочем, как и именины, личной малой Пасхой. Иерей считает, что поводов для радости самого именинника и его близких достаточно, ведь Бог в образе человека сотворил целую Вселенную по подобию своему. По словам Чиженко, именно потому, что появление нового человека на свет и вся его жизнь есть бесценный дар свыше, самоубийство и считается тяжким грехом.

Если обратиться к богословам прошлого, то и они не выказывали негативного отношения к подобным празднествам. Например, Иоанн Кронштадтский писал, что «достойно и праведно чтить празнованием дни рождения или дни тезоименитоиства». Проповедник считал игнорирование данного события выражением «неблагодарности перед Творцом».

Именины или день рождения?

Несмотря на указанные выше точки зрения, тезоименитоиство или именины являлись (а для многих являются и по сей день) гораздо более важной датой, чем день появления на свет. Так, архимандрит Амвросий (Юрасов) в своей книге «О вере и спасении» писал о том, что христиане празднуют не столько рождение своего тела, сколько рождение души. Архимандрит призывал верующих изучать житие своего небесного покровителя и подражать ему во всем.

Святитель Иоанн Златоуст также указывал на превосходство именин над праздником рождения. При толковании текста Евангелия от Иоанна «иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася» (Ин. 1:12) он писал, что посредством данных слов автор хотел обратить внимание читателей на превосходство духовного рождения («по благодати») над плотским («по похоти»).

Как православному христианину отмечать день рождения и день Ангела?

Содержимое

Рассуждает иерей Андрей Чиженко.

Один батюшка праздновал свой день рождения, который совпадал также с именинами. По завершении Божественной литургии в этот день он вышел на солею, где собрались священники-собратья и прихожане поздравить его с личным торжеством. Батюшка с лицом, сияющим радостью, воскликнул пасхальною стихирою: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»…

Читайте также:  С точки зрения творца психология искусства рассматривает следующие вопросы

И действительно, день рождения человека и именины – это его личная малая Пасха, личное воскресение. И все окружающие, близкие, любящие его люди сорадуются вместе с ним. Ведь родилась целая вселенная, Бог сотворил по неизреченной любви целый микрокосм по образу и подобию Своему.

Иногда задают вопрос: «Зачем Творец создавал грешников, если Он знал, что им все равно предстоят адские муки?» Ответ, мне кажется, такой: адские муки все равно лучше, чем небытие. Что может сравниться с тем, что человеческая душа осознает себя личностью, индивидуальностью и наслаждается бытием?

Потому, конечно же, день рождения – это особенный день, когда мир стал лучше, краше, добрее, потому что в нем появилась еще одна уникальная личность – ТЫ.

Почему самоубийство самый тяжкий грех? Потому что жизнь человеческая – это чудо. Это огромное Божье чудо! И испытывать к ней отвращение, ненависть, желание разрушения и возвращения в небытие – то же самое, например, что испытывать отвращение к мотыльку, к прекрасному малиновому закату или нежно-розовому рассвету. К самому Богу. К любви.

День рождения человека – это как рождение сверхновой сияющей звезды!

В нем выражена огромная Божественная любовь, создавшая из небытия совершенно уникальный организм, которому нет ни одного аналога.

И, конечно же, главное чувство, которое мы должны испытывать в день рождения, – это чувство благодарности к Богу, нашему Творцу, к своим родителям и к жизни.

И лучше всего выразить эту благодарность Богу можно поисповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин на Литургии. Отслужите благодарственный молебен. Его кульминация: когда священник перед престолом Божиим воздевает руки вверх (это всегда один из самых трепетных и в то же время самых напряженных моментов любого богослужения) и торжественно возглашает: «Слава Тебе, Богу, Благодателю нашему, во веки веков». И в этом праздничном, исполненном благоговейной любви возгласе есть что-то бесконечно детское и нежное, обращенное к любимому Отцу небесному. Оно сродни возгласу на утрене: «Слава Тебе, показавшему нам свет». И действительно, Бог показал нам свет.

Можно прочитать специальную молитву, которая называется «Молитва в день рождения». Молитвословие оканчивается прекрасными и нужными словами, в которых именинник просит: «Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь». И если мы от чистого сердца попросим Божьей помощи в нашей жизни, то, конечно, Господь пошлет нам Свою благодать.

Подобным образом можно встречать и день своего тезоименитства, или именины, т. е. день памяти того святого, в честь которого вас назвали перед Таинством Крещения.

Церковнославянизм «тезоименитство» («тезица» – равно, одинаково) обозначает одинаковые имена, или названные одним именем. Этот святой является вашим небесным покровителем, и он вечно ходатайствует и молится у престола Божия за спасение вашей души. А также ведет и помогает вам в земной жизни. Именно потому Церковь рекомендует каждое утро после совершения молитвенного правила молиться также и своему святому хотя бы кратко: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». В именины, мне кажется, полезно прочитать также и акафист своему святому небесному покровителю. Именины часто называют днем Ангела. В церковном богослужебному году есть два дня, когда все православные христиане празднуют свои именины и день Ангела – это Неделя Всех святых, празднуемая в следующее воскресенье после Дня Святой Троицы и 21 ноября (н. ст.) в День Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Также в именинах есть еще один положительный момент – мы вспоминаем день своего духовного рождения – тот день, когда над нами было совершено Таинство Крещения. Ведь молитва наречения имени (в Требнике «Молитва, во еже назнаменати отроча…») читается именно перед ним.

В конечном счете нужно понять, что каждый день нашей жизни Господь несет нас на руках. Он заботится об атмосфере, о хлебе насущном для нас, о нашей безопасности и ограждении от злых духов и многом другом, чего мы даже не понимаем еще.

И счастлив тот человек, жизнь которого станет гимном, хвалебным псалмом-славословием Богу – нашему любящему Отцу. Такой человек, по сути, просит у Господа только одного: чтобы самому по собственному произволу не вырваться и не упасть из Его теплых ладоней, но оставаться в них, полностью предавшись воле Божией. Ведь Господь несет нас в еще большее блаженство – в новый горний град Иерусалим, где не будет ни боли, ни слез, ни отчаяния, но «чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от престола Бога и Агнца» (см. Откр. 22:1).

Потому сотворенные из небытия для вечной жизни начертаем с Божьей помощью в сердцах своих эти великие и прекрасные слова: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

И пусть эта воистину пасхальная радость будет зажжена в сердце каждого именинника!

Может ли православный человек праздновать день рождения?

Содержимое

«Хорошо бы, в день рождения сказать Господу молитву, которую важно не просто прочесть, а нужно пережить» – епископ Боголеп (Гончаренко).

Каждый год, получая по интернету и лично поздравления с днем рождения, пытаюсь понять, чему я должен радоваться и с чем меня собственно поздравляют. Добрые пожелания, иногда растворенные грустью радостных глаз, пребывание в центре внимания, все это не заглушает внутреннего чувства присутствия более глубоких смыслов в происходящем событии. Ведь, если разобраться, то сегодня меня поздравляли с тем, что последний момент моей земной жизни стал ко мне ближе еще на один год.

Итак, отношение ко дню рождения – важная тема. Может ли православный человек праздновать день рождения? Оказывается, этот вопрос очень популярен в православной, и вообще в христианской среде. Некоторые христианские деноминации отвергают этот день как языческую практику, кто-то вспоминает печальные события связанные с днем рождения Ирода, убившего великого Предтечу Иоанна, а кто-то просто тихо, иногда по-детски наивно, в кругу семьи и друзей делится планами на будущее и вспоминает прошлое.

Святитель Лев Великий пишет: «Если бы Сам Создатель не снизошел до общности с творением и человеческую ветхость не призвал бы Своим Рождеством к новому основанию, то, начиная от Адама (Рим. 5:14) и вплоть до последних времен, царила бы смерть и на всех людях оставалось бы неразрешимое проклятие, ибо одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели».

«В беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. » – пророчествует святой царь Давид. Поясняя его слова, Афанасий Великий замечает: «Первоначальным намерением Божиим было, чтобы мы рождались не чрез брак и тление, преступление же заповеди ввело брак вследствие беззакония Адама, то есть вследствие уклонения от данного ему Богом закона. Итак, все, рождаемые от Адама, зачинаются во грехах, подпадая осуждению прародителя. Давид показывает, как человеческая природа изначала в преступлении Евы подпала греху, и как рождение стало подлежать проклятию». Святой праведный Иов в своих страданиях восклицает: «Да погибнет день, в оньже родихся, и ночь оная, в ню же реша: се, мужеск пол. » (Иов. 3:3).

Вспоминая себя уже относительно сознательным верующим человеком, ловишь себя именно на таком отношении ко дню рождения. Ну, в самом деле, для неофита восхищенного благодатью в высь небесного блаженства, мало уже, что интересно в этом мире, все бренно, а день рождения – какая-то лишняя мирская суета, наносной праздник, маловажный и незначительный день.

Но, с другой стороны, ведь не случайно Церковь выделила для прославления этого дня, как такового, три особых праздника (два из них – праздники двунадесятые): День Рождения Сына Божия (родившегося от земной Матери, но без земного отца; это – единственный случай в земной истории), Его Матери Марии (родившейся, как и все люди, от земных родителей, но ставшей Матерью Сына Божия, это тоже неповторимо), но также (и это знаменательно!) и День Рождения «обыкновенного» человека (родившегося, как и все мы) – Иоанна Предтечи, пусть и величайшего среди рождённых женщинами, – как сказал о нём Христос.

Вот, что говорит праведный Иоанн Кронштадский: «Что за эпоха день рождения или день Ангела какого-либо человека, зачем его празднуем? А вот эпоха: день вступления в должность! – так говорил светский человек. А я скажу: вот нелепость! А что важнее, спрошу я тебя: вступление ли в жизнь и в этот мир или вступление в должность? Я думаю: вступление в жизнь, потому что если бы ты не родился на свет, то не вступил бы и в должность. Нет, достойно и праведно чтить празднованием дни рождения или дни тезоименитства: они тоже дни вступления в должность, в службу Царю Небесному. Даже Ирод, великий по злодеяниям, и тот осознавал потребность празднования дня рождения. Все люди чтят этот великий для них день – день своего рождения, приведение из небытия, и непразднование, или, лучше, непочитание его, есть неблагодарность пред Творцом за неоцененный дар жизни и неумение ценить его. Мы торжественно празднуем Рождество Господа Иисуса Христа, нашего Бога и Спасителя, Пречистой Его Матери, Предтечи и Крестителя Иоанна, дни апостолов, пророков, иерархов-мучеников, преподобных и всех святых. Итак, важная эпоха день рождения, так как в этот день Бог дал тебе разумное бытие, а день тезоименитства напоминает, что тебе нарекли христианское имя и причислили к обществу спасаемых во Христе Иисусе» (Св. Иоанн Кронштадтский «Мысли о Церкви» издательство «Патриот», 1992, стр. 115-116).

Таким образом, для нас день рождения должен стать днем благодарности милосердному Творцу, давшего нам жизнь и возможность через Церковь войти в Горний Иерусалим. Как отец радуется рождению сына, так и Бог радуется Своим сынам и дочерям! Каждый человек, появляющийся в мир, во Христе Иисусе становится родным чадом Творцу.

Хорошо бы, в день рождения сказать Господу молитву, которую важно не просто прочесть, а нужно пережить, от этого новый год вашей жизни наполнится новыми духовными смыслами. «Господи, Боже, Владыка всего мира видимого и невидимого. От Твоей Святой воли зависят все дни и лета моей жизни. Благодарю Тебя, премилосердный Отче, что Ты дозволил мне прожить еще один год; знаю, что по грехам моим я недостоин этой милости, но Ты оказываешь мне ее по неизреченному человеколюбию Твоему. Продли и еще милости Твои мне, грешному; продолжи жизнь мою в добродетели, спокойствии, в здравии, в мире со всеми сродниками и согласии со всеми ближними. Подай мне изобилие плодов земных и все, что к удовлетворению нуждам моим потребно. Наипаче же очисти совесть мою, укрепи меня на пути спасения, чтобы я, следуя по нему, после многолетней в мире сем жизни, прейдя в жизнь вечную, удостоился быть наследником Царства Твоего небесного. Сам, Господи, благослови начинаемый мною год и все дни жизни моей. Аминь».

Вот и выходит, что ЖИЗНЬ – это прыжок из ШИРОКОГО ПУТИ (часто ведущего в тупик преисподней) в сторону, в неизвестность, где нет указателей социальных условностей. Где приоритеты и ценности другие, где все наоборот. То, что «высоко», «престижно», «желанно» – названо у апостола Павла в славянском переводе «уметами», в неудачном переводе «мусором», а в подлиннике σκύβαλον т.е. «навозом». И в этом навозе не должен проходить наш жизненный Путь. Чтобы выскочить из этого, простите, дерьма, возможно и нужен день рождения. Христос сбивает настройку нашей привычной жизни и напоминает нам о более важном. Не зря на входе в архондарик (гостиную для паломников) каждого афонского монастыря написано: «Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать».

Епископ Александрийский и Светловодский Боголеп

Почему Христос не праздновал день рождения?

Незарегистрированный праздник старого и нового стиля

Почему христиане могут праздновать то, что не праздновал Христос? Является ли для Церкви ситуация когда Рождество отмечается в разные дни новой? Почему дата праздника не соответствует исторической действительности? И как относиться к такому положению вещей? Чтобы разобраться в этих вопросах, необходимо заглянуть в детство Иисуса Христа, совершить экскурсию в мир церковной истории, и понять некоторые христианские приоритеты.

Читайте также:  Каким видом спорта заняться при плохом зрении

Уже после первого апостольского собора в Иерусалиме (49 год по Р.Х.) христианской общине стало очевидно, что Евангелие Христа важнее местных преданий, рамки веры шире рамок обычаев, а живое многообразие важнее мертвого единства. Р ассуждения апостола Павла о спорных обычаях (Рим 14:1-15:6; 1Кор 8-10) дают богатую пищу для размышлений о многообразии традиций, которые могут сосуществовать в составе неделимой Церкви. То, что верность Господу может по-разному себя проявлять – красноречивая иллюстрация единства и многообразия христианской жизни (Рим 14:57). Оказывается, Церковь способна вместить в себя различные традиции и при этом не изменить своему назначению.

Наиболее ярко, эта парадигма проявила себя в истории с датой праздника Рождества Христова. Сама возможность говорить об этой дате, основывается на сугубо культурном феномене, а не на евангельском откровении, требующем толкования. Дело в том, что с точки зрения современного ребенка, иудеи были самыми несчастными людьми своего времени. Они никогда не отмечали дни рождений. Более того, даже не хранили этот день в памяти. Важны были события самой жизни, а не факт ее начала. Время воспринималось не линейно, имеющее точку запуска и финал, а словно гигантская спираль, где важен новый качественный виток. Детство, отрочество, юность, зрелость, старость и т.д. Каждому этапу соответствовала новая возможность. Обрезание, образование, брак, социальный статус – всему свой срок.

Иудейское общество, сформировавшееся в борьбе за свою самобытность, довольно негативно относилось к влияниям иных культур. И практика отмечать день рождения ребенка тому не исключение, ведь это был римский обычай. То есть с точки зрения иудеев, это традиция оккупантов и язычников, захвативших в 63 году до Р.Х. «обетованную землю» и считавших ее своей провинцией. Первым известным иудеем, отмечавшим день рождения, был царь Ирод – ренегат, предатель и отступник. Он разгромил освободительное движение Иуды Галилеянина, на штыках римских легионов установил свою диктатуру, построил в Иудее амфитеатр, ввел кровавые гладиаторские бои, скачки, состязания гимнастов, а также, в приступе безумной подозрительности, приказал убить Вифлеемских младенцев (Мф. 2:16). Можно ли после этого удивляться, что точная дата Рождества была изначально обречена на забвение. У Христа не было дней рождения, потому что это была сомнительная радость с точки зрения общества, в котором родился, жил и рос Спаситель.

Но времена менялись. Церковь Христова все глубже проникала за пределы иудейского общества. Она заговорила на других языках и столкнулась с иными традициями. По мере распространения Евангелия среди жителей Римской империи, в церковной ограде оказывалось все больше людей, у которых сугубо иудейские страхи и ненависти не вызывали такой острой боли. Более того, это были люди, которые жизнью доказывали верность Иисусу из Назарета, но при этом, в пространстве личной жизни, следовали своему римскому воспитанию, образованию и обычаям. Именно в среде римских христиан и был реабилитирован день рождения, как праздник. Ведь детство какого-нибудь маленького Гайя, Марка, Юлии или Корнелии было наполнено доброй радостью об этом личном маленьком торжестве и «пятьсот эскимо». С принятием христианства, для человека римской культуры день его рождения становился еще и радостью о Боге, подарившем жизнь. Поэтому, когда безымянный эллинский автор составлял гимн «Царю Небесный» – удивительно красивую стихиру святой Пятидесятницы – он поклоняется Богу как «жизни Подателю», то есть главному виновнику своего рождения.

Именно в этих новых условиях существования Церковь впервые задалась вопросом о дате Рождества Христова. И поскольку точных данных не было, – церковный разум первых столетий никогда не волновала эта тема, – стало ясно, что дата эта будет условной. Логика построения любой условности проста: если реальность недосягаема, создается ее образ. В «Пиковой даме» Пушкина призрак графини нарушает законы правдоподобия, но эта условность придает всему повествованию особенно острое выпуклое значение. Важен не факт, а идея. Если точный день Рождества Христова не известен, то им может стать любой закрепившийся в общественном поведении или культуре день. Сама реальность события от этого не страдает. Это особенно хорошо известно нашим бабушкам и дедушкам. Осиротевший ребенок, потерявший в результате войны не только родителей, но и документы, часто получал паспорт с условными датами своего рождения. Но существовать от этого он не переставал. Никто в здравом уме и трезвой памяти не стал бы отрицать, что где-то на линейке времени был день и час, когда этот малыш появился на свет. Но ценность жизни не в точности ее регистрации. И условная дата рождения, нарисованная чьей-то рукой, становилась родной для многих детей послевоенного времени. По таким же условным канонам определялись древними христианами и даты важнейших христианских событий: Крещения, Благовещения, Рождества.

Фото Сергея Горбачева

Первые попытки «привязать» праздник Рождества Христова к какому-то конкретному дню предпринимаются уже во II веке христианами Египта. Египетская Александрия была не только цитаделью эллинской культуры на Востоке, но и местом прописки самых экзотических культов со всего Ближнего Востока. Особенно популярным был культ бога солнца, который праздновался 6 января. Для александрийцев принявших христианство этот день уже потерял религиозное содержание, но еще имел значение как событие семейное, собиравшее всю семью за единым столом. Нам особенно понятен этот культурный феномен на примерах «8 марта» и «23 февраля». Ведь сегодня 8-го марта большинство граждан России не вспоминают Клару Цеткин и Копенгагенскую конференцию женщин социалисток, а 23-го февраля не поднимают бокалы в честь капитуляции России в Первой мировой войне. Исторические причины этих «праздников» выветрились, но в семейном календаре остался событийный след. Так и в жизни александрийских христиан. От былого праздника сохранялась только привычка праздновать. Что в таком случае делать Церкви? Призвать к священному гневу или дать новый повод народному праздничному календарю? Церковный разум в этом вопросе проявил миссионерскую гибкость, и 6 января становится праздником Рождества Христова, а вместе с ним александрийцы начинают отмечать и день Крещения Господня.

Совпадение этих двух торжеств тоже не случайно. Оно свидетельствует о древнейшей церковной полемике с гностиками – видевшими во Христе или только Бога, или исключительно человека. Объединенный новый праздник получил название Богоявления: В Рождестве Бог принял человеческую плоть, а в Крещении явил миру Свою Божественную Сущность. Миссионерский фактор победил алармистские настроения и впервые в истории Христовой Церкви два великих праздника нашли свое календарное место.

Отголоски древней александрийской традиции праздновать Рождество и Крещение в один день до сих пор можно наблюдать в схожести богослужебных элементов этих праздников. Уставы почти одинаковы. Но 6 января во II веке и в веке XXI – разные дни. Древние александрийцы жили по юлианскому календарю. А после реформы папы Григория XIII в конце XVI века весь мир перешел на календарь григорианский. Разница между двумя календарями составляет 13 дней. Методом простой арифметики получается, что шестое января II века есть девятнадцатой января века нашего (6+13=19). Именно 19 января (6 января по старому юлианскому стилю) Русская Православная Церковь до сих пор отмечает праздник Крещения Господня. А сохранись до наших дней древняя христианская традиция Египта, на 19 января еще бы выпадало и Рождество.

Впоследствии двум праздникам было суждено расстаться, что и стало общецерковной практикой. Произошло это тогда, когда церковный календарь из древней Александрии эмигрировал в дряхлеющий Рим.

Римские граждане были падки до восточной религиозной экзотики. На смену изрядно поднадоевшим олимпийцам, приходят персидские культы. В Риме со времен император Аврелиана ( III век) в день зимнего солнцестояния (25 декабря) справлялся праздник под названием Dies Natalis Solis Invicti – «День Рождества Непобедимого Солнца». Главный герой этого праздника – мидийский бог солнца Митра. Весь третий век христианской эры можно назвать эпохой «солнечного экуменизма». В Риме внедряется идея, что все божки – олицетворение единого бога солнца. Проект приобретает не только религиозное, но и политическое значение. Римская империя, создавшая единовластие на земле, желает видеть такое же единство и на небе. И, конечно же, в центре этой политтехнологии сам император – второе солнце. При Диоклетиане наступает золотой век солнцепоклонения. По словам Лукиана, «мидиец Митра, в персидском одеянии, с тиарой на голове, не знающий по-гречески даже настолько, чтобы можно было с ним поздороваться», тем не менее воцаряется в римском «кремле» – Капитолии.

В римский мир этот культ проник через киликийских пиратов во время войны Помпея. Жадный до всякой эклектики Рим, весьма креативно подошел к мрачному и жестокому митраизму. Не обошлось без вездесущих гностиков. Полухристиане-полуязычники, гностики стали активно экспериментировать над сумбурными пиратскими представлениями. Продукт их религиозного ремесла явился серьезным вызовом Церкви. Фактически, они создавали очень тонкую подделку под христианство. С их легкой подачи нео-митраизм проповедовал единобожие и возвышенные нравственные начала, имел некоторое подобие таинств евхаристии и крещения, идею вечной жизни, а также схожие представления о рае. Даже свои храмы митраисты строили в форме креста с выделенным алтарем. Как и христиане, они практиковали подвиг сурового аскетизма. Наконец, подобно христианам, последователи Митры даже имели в Риме свои катакомбы. Церковь не радовало соседство с такой подделкой, копирующей христианскую этику, догматы, символы, обряды. В народном календаре культ Митры основательно прописался под 25 декабря. Тогда римскому папе Юлию I пришла в голову идея миссионерского контрнаступления. По примеру александрийских христиан, он предлагает своей Церкви именно в этот день праздновать Рождество Христово, и тем самым выбивает персидского «оккупанта» из народного календаря. Отныне 25 декабря в Римской церкви возносят гимны Христу – Солнцу правды, истинному Свету, Который «во тьме светит, и тьма не объяла Его» (Ин 1, 5). Именно 25 декабря того времени в григорианской системе координат соответствует нашему современному 7 января (25+13).

Пройдя такой не легкий путь от Александрии до Рима, дата Рождества Христова к концу IV столетия добирается и до греческого Востока. А на III Вселенском Соборе 431 года этот день был уже официально принят всей Церковью, хотя еще несколько столетий сосуществовали и иные календарные традиции праздника: александрийские христиане, церковь в Армении и в Медиолане (Милан). Так что в истории Древней Церкви 25 декабря – лишь одна из дат, которая была принята в духе любви и согласия остальными христианами. И выбрана она была по закону миссионерской целесообразности, а не астрономической точности. Это был не исторический факт, а миссионерская идея. Пастырская забота, заставила Римскую церковь обратить внимание на этот день. Вместе с народом, христианизировался его исконный календарь.

После григорианской реформы XVI века весь христианский мир разделился на два лагеря: тех, празднует Рождество Христово 25 декабря и тех, кто его отмечает 7 января. Любопытно, что в календарях обеих традиций фигурирует число «25». Только у одних оно стоит «прямой» цифрой, а у других благоговейно спрятано в скобочки: 7 января (25 декабря). В скобках скрывается старый стиль. Не вдаваясь в сложные астрономические вычисления, хочется лишь обратить внимание, что так или иначе, весь христианский мир встречает Рождество именно 25 декабря. Только одни это делают в календарной конструкции нового времени, а другие в системе координат Древней Церкви и Римского мира. Как видим, в древности совершенно мирно сосуществовали различные дни для этого торжества. Единство в многообразии – важнейший христианский закон, которым живет Церковь и сегодня. Только между пятнадцатью православными церквями по вопросу старого и нового стиля счет «11:4». Православные церкви Константинополя, Антиохии, Александрии, Кипра, Болгарии, Румынии, Греции, Польши, Албании, Чешских земель и Словакии, а также Православная Церковь в Америки – отмечают Рождество по новому стилю 25 декабря. Церкви же Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская придерживаются старого календаря и празднуют это великое торжество 7 января.

Фото Сергея Клинцова. Якутия, г. Бахсыы

Учитывая такой плюрализм традиций, большое значение сегодня для нашего христианского мира имеет понимание условного и незыблемого в церковной жизни. И опыт Церкви показывает, что не совершенно не важно, в «25» или «7» вагоне движемся мы к празднику Рождества Христова, важно, что в едином составе и в одном направлении. А спор о цифрах – условность тысячелетней христианской истории. Истории очень длинной, как состав поезда.

Фото с фотофестиваля “Накануне Рождества” в группе “Фомы” В контакте.

На заставке: Матис Грюневальд. Инзенгеймский алтарь. Рождество Христово (фрагмент).

Источники:
  • http://pravoslavie.ru/7445.html
  • http://dar-slova.ru/duxovnoe-i-lichnostnoe-rasvitie/statii-duxovnoe_razvitie/gde-i-kak-otmetit-svoy-den-rozhdeniya-s-duhovnoy-tochki-zreniya
  • http://cyrillitsa.ru/tradition/78714-den-rozhdeniya-dopustimo-li-ego-prazdn.html
  • http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/den-rojdeniia-nado-li-ego-prazdnovat-s-tochki-zreniia-pravoslaviia-5cc6006e72f48900b3ffa9f0
  • http://pravlife.org/ru/content/kak-pravoslavnomu-hristianinu-otmechat-den-rozhdeniya-i-den-angela
  • http://pravlife.org/ru/content/mozhet-li-pravoslavnyy-chelovek-prazdnovat-den-rozhdeniya
  • http://foma.ru/pochemu-xristos-ne-prazdnoval-den-rozhdeniya.html