Меню Рубрики

Действие рассматриваемое с точки зрения единства мотива

121. Гуманистическая этика межличностного общения ориентирована на:
признание ценности каждого человека

122. Д. Роулз обосновывает либеральные ценности принципом:
справедливости

123. Действие, имеющее положительную нравственную значимость, — это:
поступок

124. Действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств, — это:
поступок

125. Деликатная манера общения .
это атрибутивная характеристика стиля работы руководителя

126. Демократизация и упрощение этикета в буржуазной культуре — процессы .
затрагивающие больше изменения формы, нежели содержания

127. Демокрита относят к:
атомистам

128. Деятельная, практичная позиция, то, что связывает воедино отношение к общественной жизни, отношение к себе, внешний и внутренний мир личности — это:
активная жизненная позиция

129. Деятельность человека должна быть созвучна ритмам и законам природы, считали философы школы:
даосизма

130. Джентльменство — стиль жизни и выросший на его основе кодекс правил и норм добропорядочной морали высшего сословия Западной Европы (в особенности в Англии) в период:
свободного развития капитализма

131. Диалог представляет собой:
разговор между двумя или несколькими лицами

132. Дисциплина есть .
определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали

133. Длительное удовлетворение жизнью называется:
счастьем

134. Для заключения брака обязательным условием является:
любовь

135. Для Платона добродетель — это:
гармония трех частей души

(англ. action/act/deed; нем. Verhaltensakt)

1. Всякое действие человека, в котором принимает участие его организм и за которое он чувствует себя ответственным (в отличие от рефлективных движений).

2. Действие или бездействие, требующее напряжения ума и души.

3. Действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий; намерений и дел, целей и средств.

4. Личностная форма поведения, в котором осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, часто противоречащий общепринятым правилам.

5. Намеренное действие, совершенное, либо совершаемое кем-либо.

6. Сознательное действие, в котором проявляется нравственная установка человека и в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, самому себе, социальной группе, обществу, природе.

7. Сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

8. Сознательное действие, совершенное человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравственных норм.

9. Социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами.

Пояснения:
Поступок — основная единица социального поведения, одна из форм проявления свободы воли и целенаправленной деятельности. В нем проявляется и формируется личность человека.

Реализации Поступка предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом.

Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины.

Структура Поступка слагается из следующих элементов: мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего Поступка и отношения его к оценке окружающих.
Разные аспекты оценки Поступка — соответствие намерения и Поступка, цели и средства, мотива и последствий концентрируются в требовании единства ценностной и операционной сторон деятельности человека, обеспечиваемого гармонией знаний, убеждений и деяний.
Элементы структуры Поступка составляют содержание морального долга, который человек выполняет, и все они учитываются при оценке Поступка (что именно сделано, во имя чего сделано, намеренно или случайно, как сам человек относится к своему действию).
При анализе значения различных моментов Поступка учитывается, какую роль они выполняют в моральных отношениях и деятельности человека. Например, выполняя свой долг, человек не всегда отдает себе в данный момент отчет, почему он так поступает. Это не значит, однако, что он поступает бессознательно. Если нравственные действия стали для него привычкой, ему незачем в каждом конкретном случае заниматься мотивировкой своих Поступков, вырабатывать решение и т.п. Эти внешне отсутствующие моменты в Поступке, всегда можно восстановить, проанализировать всю деятельность данного человека (если, к примеру, ему самому понадобится разобраться в характере своих действий, которые до того казались ему само собой разумеющимися).
Всесторонность анализа и оценки Поступка возможна лишь тогда, когда он рассматривается не изолированно, а сквозь призму всего поведения личности, его генеральной направленности, морального облика человека в целом. При оценке Поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме.
Единство мотива, и последствий достигается, закрепляется и обнаруживается не в одиночном поведенческом акте, а в целой серии Поступков, скрепленных в систему, выстроенных в «линию поведения».

Действие рассматриваемое с точки зрения единства мотива

Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение — из поступков.

Деятельность Поведение
Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели. Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просоциальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; девиантное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:
— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми;
— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
— связанные с уверенностью или неуверенностью в себе. В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь – полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия, отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.

Тема 12. Поведение

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельностью, но их поведение может быть различным. Если деятельность состоит из действий, то поведение из поступков.

Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальные поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общества в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых: массовое, групповое, антисоциальное, конкурентное, просоциальное, девиантное, противоправное.

Массовое поведение – активность масс, не имеющая определенной цели и организованности (мода, паника, социальные и политические движения).

Групповое поведение – совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение – поведение человека, в основе которого лежат просоциальные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки.

В последние годы особую значимость для состояния общества, положения человека и его судьбы приобрели следующие виды поведения:

· Связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды между людьми.

· Связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

· Связанные с уверенностью или неуверенностью в себе.

В основе видов социального поведения лежат принятые в обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события, преобразуются по мере изменения сознания людей.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации, обычаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взялись и почему так положено.

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Тема 13. Свобода и ответственность

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т.д.)

Свобода есть познанная необходимость. То, если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Фатализм – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. Это абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности.

Свобода – это возможность поступать так, как хочется.То полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей.

Волюнтаризм – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего. Это пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Социальные условия реализации свободы: социальные нормы, место человека в обществе, социализация, формы общественной деятельности, уровня развития общества.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторический конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Читайте также:  Аргументы о необходимости отмены крепостного права с точки зрения

Выделяют следующие виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Самооценка может быть

— реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или

— заниженной — у людей, ориентированных на избегание неудач).

Факторы, влияющие на самооценку:

— сопоставление реального «Я» с идеалом,

— оценка других людей и сравнение себя с ними,

— отношение личности к собственным успехам и неудачам.

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.

Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.

Социальное поведениеповедение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Виды социального поведения:

— массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);

просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;

помогающее – конкурентное;

девиантное (отклоняющееся) – противоправное.

Значимые виды социального поведения:

— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;

— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

— связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.

Нравы – типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.

Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 359 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Функции общения

Наименование функции Ее содержание
Социализации Формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности
Познавательная Познание людьми друг друга
Психологическая Осуществление определенного воздейст­вия на психическое состояние человека
Отождествления (противопоставления) Выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»
Организационная Организация совместной деятельности людей

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.

общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение — это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть

-организованным (осуществляется в образовательных учреждениях)

-неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования

Труд — это вид деятельности, которая направлена ни достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда:

ü нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов;

ü наличие мастерства, умений, знаний;

ü практическая полезность;

ü получение результата;

ü развитие личности

ü преобразование внешней среды обитания человека

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

ü Основа классификации ü Виды деятельности
ü Субъект деятельности ü Индивидуальная ü Коллективная
ü Характер самой деятель­ности ü Репродуктивная (деятель­ность по образцу) ü Творческая (деятельность с элементами новаторства, отхода от шаблонов и стандартов)
ü Соответствие правовым нормам ü Законная ü Незаконная
ü Соответствие моральным нормам ü Моральная ü Аморальная
ü Соотношение с обществен­ным прогрессом ü Прогрессивная ü Реакционная
ü Зависимость от сфер обще­ственной жизни ü Экономическая ü Социальная ü Политическая ü Духовная
ü Особенности проявления человеческой активности ü Внешняя (движения, мышеч­ные усилия, действия с реальны­ми предметами) ü Внутренняя (умственные действия)

Творчество — это вид деятельности, порождающей не­что качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, де­ятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.

Воображение-способность создавать новые чувствен­ные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия — характеризуется особой силой, яркостью и необыч­ностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция-зна­ние, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существо­вания людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер — человек сознательно вы­двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер — направлена на получение результата (продукта);

преобразующий характер — человек изменяет окру­жающий мир и самого себя;

общественный характер — человек в процессе дея­тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Мышление и деятельность

Мышление — активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях .

Биологическая основа — Головной мозг человека

§ понятийные и категориальные

База — Чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов

Несмотря на то, что мышление является процессом, совер­шающимся в коре головного мозга человека, оно по своей при­роде социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке нахо­дят выражение мысли человека. С его помощью человек по­знает объективный мир. Это происходит потому, что язык, так или иначе, соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Они играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

Опосредованный характер мышления заключается в том, что познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов.

Процесс мышления проходит ряд этапов.

I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса (сущность – наличие потребности (материальной, духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить)

II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный про­цесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобще­ния, абстрагирования, конкретизации (сущность – наличие умения отделить новое, необычное от известного)

III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел (сущность – наличие стремления узнать, понять, раскрыть это новое, не­знакомое)

Мышление обладает личностным характером.

Это про­является в том,

üкакие задачи привлекают внимание того или иного человека,

ü как он решает каждую из них, какие испыты­вает чувства при их решении.

Субъективный момент выступа­ет

ü в сложившихся у человека отношениях к тому, что он познает,

ü в условиях, в которых этот процесс протекает,

ü в со­вершенстве используемых методов,

ü в богатстве знаний

ü успешности их применения.

Отличительной особенностью мыслительной деятельнос­ти является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются:

в форме побужде­ний, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыс­лительную работу;

в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гор­дость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.);

в отношении, которое испытывает человек к содер­жанию самой задачи.

Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.

На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.

Тип Его сущность
Образное Задача дана наглядно, в конкретной форме Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций
Понятийное (теоретическое) Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абст­рактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку
Знаковое Обусловлено проникновением в человеческое 1 мировоззрение точных наук и их формализо­ванными знаниями, искусственными, знако­выми языками. Знание существует в языковых знаках (зна­ки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познава­тельный образ тех или иных явлений, процес­сов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения резуль­татов мыслительной деятельности

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей.

Сформулировав законы, человек стал использовать их в даль­нейшем познании, что дало ему возможность активно воздей­ствовать на природу и общественную жизнь.

Мотивы поведения и типы человеческой личности

Поведение — совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Действие — процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального поведения, важнейшие из которых:

ü Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, паника, социальные и политические движения и т. п.

ü Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

ü Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,

Под мотивацией — понимается система побуждений человека, направ­ленных на достижение конкретных целей.

Мотивация поведения дает ответы на вопросы: «Чего хочет человек?», «К чему он стремится?» и т.п.

Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирую­щих потребностей.

В основе поведения людей лежат потребности.

Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности.

Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.

Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют:

материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.)

духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, при­обретении знаний, творчестве и т. п.)*.

Любая классификация потребностей условна. Все человеческие по­требности социально обусловлены.

Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность чело­века, его ум, чувства и воля.

К потребностям непосредственно примыка­ет система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы.

Читайте также:  Ухудшилось зрение после операции на сердце

Эта система соотнесенная с потребнос­тями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витами­нах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

Тип личности Характеристика

Политический Воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает свое нормативное поле общения.
Эстетический Тяготеет к общению в неролевой ситуации, в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен.
Религиозный Главное — общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-признанием. Все остальное приобретает второстепенное значение.
Социальный для него общение — форма самоотдачи. Основная форма жизни — любовь Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности.
Экономический Основа поведения — прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы.

Возможности влияния СМИ, а также рекламы и связей с общественностью, на мотивацию поведения личности.

Средства массовой информации (СМИ) очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах.

Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать облик каждого нового поколения. Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования социокультурной идентичности личности. Одной из значимых характеристик современного общества является расширение технологических возможностей и сферы влияния средств массовой информации (коммуникации). Внедрение информационных технологий в современном постиндустриальном обществе вызвало широкий интерес к месту и роли СМИ в формировании общественного мнения как на уровне общности, группы, так и на уровне личности. Информационная революция превратила средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов.

Власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ. Революция в области коммуникаций и информации предопределила смену мировоззрения. СМИ не только отражают действительность, но и интерпретируют, и конструируют ее согласно своим интересам или интересам группы лиц. Массовая информация по своей сути — информация социальная.

· Она имеет широкую аудиторию, рассредоточенную во времени и пространстве,

· распространяется с помощью технических средств

· отражает общественные процессы

· имеет свою цель — управление обществом или его подсистемами через управление людьми.

В соответствии с техникой и технологией передачи информации выделяют ее главные средства: прессу, радио, телевидение. Особо можно выделить Интернет — открытую информационную среду социальных коммуникаций.

Хотя СМИ не являются единственным источником наших знаний об окружающем мире, но на наши представления о мире масс-медиа влияют намного больше, чем мы можем себе представить.

СМИ отражают или создают новую реальность? Конечно, в значительной мере они отражают то, что происходит вокруг. Однако СМИ проявляют изобретательность и избирательность в отношении того, что и как рассказать нам о происходящих в мире событиях, а мы затем принимаем эти интерпретации, которые становятся частью наших представлений и нашего опыта. СМИ «создают» мир, который затем становится реальностью. Благодаря своему продолжительному воздействию на сознание людей, СМИ становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем.

Массовые коммуникации также связаны со многими другими (кроме развлечения) аспектами нашей социальной деятельности. Такие средства массовой коммуникации, как газеты, телевидение, Интернет оказывают широкое влияние на нашу жизнь и общественное мнение. Это происходит не только потому, что они определенным образом влияют на наши воззрения, но и потому, что они являются средством доступа к знанию, от которого зависят многие аспекты нашей социальной и духовной жизни.

СМИ задают модели культуры, поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью.

СМИ как проводники массовой культуры стали определяющим образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения, особенно молодежи. Это очень важный фактор формирования социокультурной идентичности как индивидуальной, так и коллективной (групповой). Степень доверия людей к медийным персонажам достаточно высока и позволяет идентифицировать себя с ними.

Таким образом, СМИ должны решать следующие задачи: создание и поддержание общей Современные средства массовой коммуникации и в политической, и в социальной, и в духовной сферах становятся действенным и гибким инструментом манипулирования как общественным сознанием, так и сознанием отдельного индивида.

Духовный мир человека.

Мировоззрение и его типы.

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных цен­ностей.

Структура духовного мира человека

Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем миро, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции — субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Мировоззрение не только определяет общую направлен­ность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике челове­ка, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживае­мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скеп­тицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устой­чивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлени­ем воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения

§ стихийный (на ос­нове обыденного опыта, под влиянием жизненных условий)

§ осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем вы­ражается мироощущение людей. Оно может быть опти­мистическим или пессимистическим.

1. обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

2. религиозное — связано с признанием сверхъестествен­ного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа —религи­озные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

3. научное— теоретическое осмысление результатов на­учной деятельности людей, обобщенных итогов человеческо­го познания.

дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности;

позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей;

вооружает их методами познания и деятельности;

дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на осно­ве предшествующей культуры и практической деятельнос­ти, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

формировании научного мировоззрения: возможности и реальности.

Становление мировоззрения человека происходит с момента его рождения, осознания им себя и своего места в мире.

Научное мировоззрение — это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины.

Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.

СМИ сегодня – это мощнейший фактор влияния на психическое состояние людей. Наряду с семьей, школой и университетом система массовой коммуникации – важнейший канал получения информации об обществе и, следовательно, средство его более глубоко познания и изучения.

1) Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность находится в постоянном развитии:новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Но не всегда мы имеем четкое представление о той или иной области. Тогда на помощь приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, тем самым влияя на мнения и поведение людей, как в обществе, так и личностно. Наиболее распространенными инструментами СМИ являются пресса, телевидение, радио, Интернет и реклама. СМИ, через воздействие на общество, влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия.

2) Отрицательное влияние СМИ

Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и оказываются бессильными перед подобными внушениями. Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда. За многие годы она отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые, действительно, эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом

Индивид, индивидуальность, личность.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделеный) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно­госторонность и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

§ Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.

§ Социальная роль — образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий соцстатусу.

§ Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество

Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся:

-Национальные традиции и обычаи;

-государственная политика, средства массовой информации;

Расширение и углубление социализации происходит:

Читайте также:  Как не повредить зрение за компьютером

§ в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

§ в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения.

§ в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Выдающиеся личности в сфере масс медиа.

Анна Степановна Политковская— российская журналистка и правозащитница. Уделяла особое внимание конфликту в Чечне.

Убийство Анны Политковской осталось нераскрытым.

Работала в газетах «Известия» и «Воздушный транспорт», в творческом объединении «ЭСКАРТ», издательстве «Паритет». До 1994 года являлась обозревателем еженедельника «Мегаполис Экспресс» в период когда издание ещё не успело стать бульварным. В 1994—1999 годах — обозреватель, редактор отдела чрезвычайных происшествий «Общей газеты».

С 1999 года — обозреватель «Новой газеты». Политковская неоднократно выезжала в районы боевых действий. За серию репортажей из Чечни в январе 2000 года Анне Политковской присуждена премия «Золотое перо России». Ей присуждались: премия Союза журналистов РФ «Добрый поступок — доброе сердце», премия Союза журналистов за материалы по борьбе с коррупцией, диплом «Золотой гонг-2000» за серию материалов о Чечне.

Автор документальных книг «Путешествие в ад. Чеченский дневник», «Вторая чеченская», а также Putin’s Russia («Путинская Россия»), опубликованной в Великобритании. Последняя её публикация в «Новой газете» — «Карательный сговор» — была посвящена составу и деятельности чеченских отрядов, воюющих на стороне федеральных сил.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 7702 — | 6713 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Этика деловых отношений

принимаемого решения и провести моральный расчет. Моральный расчет – это способ рационального определения правильного с точки зрения морали решения в конкретной ситуации Вгг. была предложена простая модель, которая получила широкое распространение в деловых кругах. Она состоит из следующих четырех вопросов, которые имеют характер этического теста при принятии делового решения:

1. Являются ли данные для принятия решения верными?

2. Является ли решение справедливым по отношению ко всем заинтересованным лицам?

3. Будет ли это решение способствовать улучшению дружеских отношений, укреплению репутации и деловых связей фирмы, а также оказывать положительное влияние на ее

4. Будет ли это решение выгодным для всех заинтересованных лиц?

В современной литературе, посвященной проблемам этики, модели решения этических дилемм получили большое распространение. Известны различные модели, но главное, что их объединяет, – это убежденность в том, что этические дилеммы должны решаться не на основе эмоций, а посредством рационального анализа ситуации. Например, модель, разработанная Блачардом и Пили, имеет простой вид; она требует последовательного ответа на следующие вопросы:

1. Является ли решение законным?

2. Является ли решение обдуманным?

3. Как вы себя чувствуете, приняв такое решение?

Более сложный вид имеет модель, разработанная профессором Гарвардского университета Лаурой Нэш. Модель, получившая широкую известность, состоит из двенадцати вопросов, которые позволяют провести последовательный этический анализ поступка или принимаемого решения:

1. Достаточно ли точно вы определили проблему?

2. Как бы вы определили проблему с позиции другой стороны?

3. Как эта проблема возникла?

4. Кому или чему вы остаетесь верны как личность и как работник корпорации, принимая решение?

5. С какой целью вы принимаете это решение?

6. Как ваша цель соотносится с ожидаемым результатом?

7. Кому ваше решение может навредить?

8. Можете ли вы обсудить ваше решение с другой стороной?

9. Уверены ли вы, что ваше решение будет выглядеть таким же обоснованным, как сейчас, через некоторое время?

10. Можете ли вы обсудить ваше решение с вашим начальником, друзьями, семьей, руководителем?

11. Каковы будут символические результаты вашего поступка, если вас поймут правильно или если вас поймут неправильно?

12. При каких обстоятельствах вы бы отказались от своей позиции?

Этика деловых отношений

Компании, осуществляющие этические программы на своих предприятиях, в качестве этического руководства предлагают своим сотрудникам модели принятия этических решений. Часто они обеспечивают сотрудников так называемыми этическими карточками, на которых сформулированы рекомендации для принятия решения в сложной моральной ситуации. Например, Де Джордж упоминает известную компанию, производителя аэрокосмической техники, которая предлагает своим работникам и менеджерам следующую модель принятия этических решений:

1. Законны ли мои действия?

2. Поступаю ли я справедливо и честно?

3. Выдержат ли мои действия проверку временем?

4. Как я буду чувствовать себя после этого?

5. Как я буду выглядеть в газетах?

6. Смогу ли я сегодня уснуть спокойно?

7. Как бы я посоветовал поступить своему ребенку?

8. Как я буду чувствовать себя, если члены моей семьи и мои друзья узнают о моем поступке?

Еще один пример модели решения этической дилеммы можно найти в этическом кодексе Международного валютного фонда, который рекомендует своим работникам в целях моральной оценки своего поведения использовать следующий опросник:

1. Является ли действие законным?

2. Является ли поступок правильным?

3. Как он отразится на мне и Международном валютном фонде: положительно или отрицательно?

4. Что бы подумал о моем поступке разумный человек?

5. Был бы я смущен, если бы другие узнали о моем поступке?

6. Возможен ли альтернативный поступок, который не приведет к ситуации этического конфликта?

Как пишет И.П. Гурова: «Модели решения этических дилемм нацеливают на рациональный подход к проблемам морали и направлены на преодоление стихийности и необдуманности поступков. Они могут использоваться индивидами автоматически как удобный инструмент принятия решения и морального расчета».

Этика деловых отношений

А) ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ботавина, Р.Н. Этика менеджмента: учебник / Р.Н. Ботавина ; М. : Финансы и статистика, 2001. 192 с.

2. Де Джордж, Деловая этика : в 2 т. / Де Джордж ; пер. с англ. Р.И. Столпера ; СПб. : Экономическая школа; М. : Изд. группа «Прогресс», 2001. 496 с.

3. Вогель, Д.Д. Этика деловых отношений: прошлое и настоящее / Д.Д. Вогель / Уроки организации деловых отношений ; СПб., 1994. 131 с.

4. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений : учебник / Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова ; под ред. А.Я. Кибанова ; М. :2002. 368 с.

5. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина ; СПб. : Лань, 1999. 448 с.

6. Петрунин, Ю.Ю. Этика бизнеса : учеб. пособие / Ю.Ю. Петрунин, В.К. Борисов ; М. : Дело, 2000. 280 с.

7. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко ; М. : 2001.

8. Соловьев, Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол / Э.Я.Соловьев ;

9. Ткаченко, И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений / И.Н. Ткаченко ; Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2001. 309 с.

Б) ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кузин, Ф.А. Культура делового общения : практ. пособие для бизнесменов / Ф.А. Кузин ; М. :1999. 240 с.

2. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин ; СПб. : ИГУП, 1999. 592 с.

3. Почебут, Л.Г. Организационная социальная психология : учеб. пособие / Л.Г. Почебут, В.А. Чикер. СПб. : Речь, 2000. 298 с.

4. Харский, К.В. Благонадежность и лояльность персонала / К.В. Харский ;

СПб. : Питер, 2003. 496 с.

5. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании : учеб. пособие ;

В 2 ч. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии / Н.И. Шевандрин ; М. : ВЛАДОС, 1995. 554 с.

Этика деловых отношений

1. Абсолютизм (этический) – методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы Вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности, подчиненности политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с другой стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновала представление об ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.

2. Волюнтаризм – субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения, В. выражает точку зрения крайнего индивидуализма и в конечном счете ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо отобщественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. – крайнее выражение этического релятивизма, в основе которого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека, самодеятельности и творчества в морали.

3. Оценка (моральная) – одобрение или осуждение моральным сознанием различных явлений социальной действительности, при котором оно устанавливает соответствие или несоответствие поступка (а также мотива или поведения в целом), черт характера личности, общественного образа жизни определенным моральным требованиям.

4. Поведение (моральное) – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

нравственной деятельности – действие,

рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Этика деловых отношений

6. Принципы (моральные) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно. Если норма предписывает, какие конкретно поступки человек должен совершить, а понятие «моральные качества» характеризует отдельные стороны поведения и черты характера личности, то П. в общей форме раскрывают содержание той или иной нравственности; выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.

7. Профессиональная этика (мораль) – подразумеваемый или конкретный набор моральных норм, служащий руководством поведения в той или иной профессиональной деятельности.

8. Релятивизм (этический) – методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе многочисленных западных этических теорий; выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл.

9. Плюрализм – 1) философское учение, утверждающее (в противоположность монизму), что в основе бытия лежит множество независимых начал (сравним также дуализм); 2) один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества; 3) множественность, многообразиенапример мнений, взглядов, форм собственности.

10. Фидуциарная ответственность – лица, несущие фидуциарную ответственность, занимают должности, требующие доверия другого лица, в данном случае – организации. Фидуциар должен осуществлять все права и полномочия, принадлежащие организации, во благо этой организации

Источники:
  • http://www.slovochel.ru/postupok.htm
  • http://ege-mobile.ru/obshestvoznanie/chelovek/12.html
  • http://cyberpedia.su/16x293a.html
  • http://helpiks.org/5-66661.html
  • http://studopedia.ru/10_162659_funktsii-obshcheniya.html
  • http://studfiles.net/preview/4397038/page:10/